Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Показать жизнь деревень в ростовской области. Отшельники поневоле. Как выживают люди в заброшенных донских хуторах. Причины, которые приводят к опустению деревень

Нет смысла скрывать, что заброшенные деревни и другие населенные пункты являются объектом исследования для многих увлеченных кладоискательством (и не только) людей. Здесь есть где разгуляться и любителям чердачного поиска, и «прозвонить» подвалы заброшенных домов, исследовать колодцы и мн. др. Конечно, вероятность того, что до вас побывали в данном населенном пункте ваши коллеги или местные жители очень высока, но, тем не менее, «выбитых мест» не бывает.


Причины, которые приводят к опустению деревень

Прежде чем начинать перечисление причин хотелось бы более подробно остановиться на терминологии. Существует два понятия - покинутые населенные пункты и исчезнувшие населенные пункты.

Исчезнувшие населенные пункты - географические объекты, на сегодняшний день, полностью прекратившие свое существования вследствие военных действий, техногенных и природных катастроф, времени. На месте таких пунктов сейчас можно наблюдать лес, поле, водоем, все что угодно, но не стоящие заброшенные дома. Данная категория объектов также интересна кладоискателям, но сейчас речь не о них.

Заброшенные деревни как раз и относятся к категории покинутых населенных пунктов, т.е. поселки, деревни, хутора и т.д., покинутые жителями. В отличие от исчезнувших населенных пунктов, покинутые в большей части сохраняют свой архитектурный облик, строения и инфраструктуру, т.е. находятся в состоянии, близком ко времени, когда населенный пункт был покинут. Итак, люди ушли, почему? Спад экономической активности, что мы можем наблюдать сейчас, когда люди из деревень стремятся переехать в город; войны; катастрофы различного характера (Чернобыль и его окрестности); прочие условия, делающие проживание в данном регионе неудобным, невыгодным.

Как искать заброшенные деревни?

Естественно, прежде чем отправляться сломя голову на место поиска необходимо подготовить теоретическую базу, говоря простыми словами, вычислить эти самые предполагаемые места. В этом нам поможет ряд определенных источников и инструментов.

На сегодняшний день, из наиболее доступных и достаточно информативных источников является Интернет :

Второй довольно популярный и доступный источник - это обычные топографические карты. Казалось бы, как они могут быть полезны? Да, очень просто. Во-первых, на достаточно известных картах Гентштаба уже отмечены и урочища, и нежилые деревни. Тут важно понимать одно, что урочище - это не только заброшенный населенный пункт, но и просто любая часть местности, отличная от остальных участков окружающей местности. И еще, на месте урочища уже давно может не быть никакой деревни, ну да ничего, походите с металлоискателем среди ямок, пособираете металломусор, а там глядишь и повезет. С нежилыми деревнями тоже не все просто. Они могут оказаться не совсем нежилыми, а использоваться, скажем, под дачи или могут быть заселены незаконно. В этом случае не вижу смысла что-либо предпринимать, проблемы с законом никому не нужны, а местное население может быть достаточно агрессивно.

Если сравнивать ту же карту Генштаба и более современный атлас можно заметить некоторые отличия. Например, была деревня в лесу на Генштабе, к ней вела дорога и вдруг дорога на более современной карте пропала, скорее всего, жители оставили деревню и стали заморачиваться с ремонтом дорог и т.п.

Третий источник - местные газеты, местное население, местные музеи. Больше общайтесь с аборигенами, интересные темы для разговора всегда найдутся, а между делом можно спросить и об историческом прошлом данного региона. О чем могут поведать местные жители? Да много о чем, местоположение усадьбы, барского пруда, где есть заброшенные дома или даже заброшенные деревни и т.д.

Местные СМИ тоже достаточно информативный источник. Тем более сейчас даже самые провинциальные газеты стараются/пытаются обзавестись собственным сайтом, где старательно выкладывают отдельные заметки или даже целые архивы. Журналисты много куда ездят по своим делам, берут интервью, в том числе и у старожилов, которые в ходе рассказов любят упоминать различные интересные факты.

Не брезгуйте ходить в провинциальные краеведческие музеи. Мало того, что их экспозиции бывают зачастую интересны, так работник музея или экскурсовод может вам также рассказать много интересного.

Хутора-призраки помнят Шолохова и хранят клады

Изменить размер текста: A A

О хуторе-призраке Чиганакский мне рассказали друзья, которые путешествовали по области и случайно на него набрели. Увиденное удручило: заброшенные дома, разруха. Встретили одного жителя, и тот при виде людей сбежал в камыши. Видать, одичал в полном одиночестве. Вот мы и решили навестить местного Робинзона Крузо... - Да вы туда на своей «десятке» ни в жизнь не доберетесь! Нужен вездеход, а его в выходные днем с огнем не сыщешь. Неудачно вы приехали, - осадил наши порывы управделами администрации Шолоховского района Алексей Благодаров . Мы тогда еще не знали, что за последние годы пески поглотили несколько десятков хуторов, и будущее многих сейчас под большим вопросом. И не только хуторов. Вон, станица Еланская век назад была больше, чем Вешенская (население - около 10 тысяч), а сейчас в ней всего-то 125 человек числятся. История исчезнувших хуторов так бы и осталась скрытой от потомков на века, если бы не наши земляки Александр Жбанников и его мама Татьяна Дмитриевна. Все свободное время они проводят в архивах и поиске последних из могикан - тех, кто еще помнит, что были на Дону такие хутора, как, к примеру, Куршовка и Хрянковка. - Идеей собрать сведения об исчезнувших хуторах нас увлекли старые казаки. Как-то завели они речь о населенных пунктах, которых ныне нет на картах, о своих дедах, которые жили там, - рассказывает Татьяна Жбанникова . - Пошла я в Управление архитектуры - добыла список этих хуторов. Большинство из них канули в лету в 60 - 80-е годы прошлого века, когда у государства возникла идея их укрупнения.

Ерик - пойма Дона. В 1945 году здесь насчитывалось 44 двора. Хорошая ферма была. Арбузы выращивали необъятных размеров. Говорят, поднять было нельзя. Исчез хутор как неперспективный. Последние жители Еринского - семья Гараниных передала исследователям Жбанниковым старинные фотографии, вставленные в стекла от противогазов. Такие висели во многих домах в память о войне.

Хутор Островской или Шпыневка

Основательница хутора - Наталья Ушакова . Редкой красоты была женщина. Ее дядька служил телохранителем самого Николая II. Потомки Ушаковых (живут они в Вешках) до сих пор едят окрошку из тарелок с царскими гербами. Наталья Ивановна носила юбки с щеточками: на подоле были нашиты щетинки, чтобы не трепался, стряхнул - и порядок. Все ей завидовали. Но и - уважали. Голод 30-х годов прошлого века сгубил эту сильную женщину. Хутор Островной В середине XIX века здесь были 22 двора. Последний житель Островного Спиридон Выпряжкин долго коротал здесь век один-одинешенек. К нему любил возить гостей Михаил Шолохов , потому как к Спиридону на удочку рыба чуть ли не сама из реки выпрыгивала. Гостил он здесь с писателем Чарльзом Сноу и его супругой, а также с Никитой Хрущевым . Как-то Выпряжкин неудачно пошутил над братом жены Шолохова Марии Петровны. Накормил его сырой щукой, отчего у свояка стало дурно с животом. Шутник покинул хутор в 60-х годах прошлого столетия, свои дни он закончил в Вешках. Байки о Спиридоне ходят в народе до сих пор. Хутор Отроженский Был основан на стыке XIX и XX веков и располагался в двух километрах от станицы Вешенской на роднике Отрог, который сейчас входит в число достопримечательностей, связанных с именем Михаила Шолохова. Основал его мирошник (мельник). Мельница как раз стояла на роднике. По рассказам старожилов, мирошник был несметно богат. У него была единственная дочь Софья. Говорят, слегка страдала слабоумием. Замуж ее взял один проходимец, позарившись на богатство отца. Отец вскоре умер. Муж убедил Софью, что деньги нужно спрятать получше, и они вместе закопали их в огороде. Само собой, муженек потом тайник вырыл и перепрятал. Говорят, люди до сих пор считают, что наследство мирошника все еще в земле. Потом в Отроженском поселился есаул Каргин . На каждую Троицу он устраивал Крестный ход. Говорят, есаул какие-то грехи замаливал, обет дал. В итоге церковь признала родник Отрог святым. У родника возвышается старый крест - то ли мирошнику, то ли есаулу. Ответы утрачены. Сейчас от хутора осталась одна водокачка, которая снабжает водой всю Вешенскую. Кстати, в одном из интервью дочь Шолохова Светлана рассказывала, что учитель водил их к Отрогу, они читали вслух «Русалку» Пушкина и фотографировались на фоне разрушенной мельницы.

История любви Татьяны и Сергея странная, непонятная, обросла такими слухами и легендами, что уж за давностью лет не разобраться. Это была «волчья любовь». Волки их познакомили, с волками они встречались все время по жизни. Своего первенца, дочь Наташу, с малолетства Сергей приучал к борьбе со зверьем, водил ее разрушать волчьи норы. А когда из далекого заброшенного хутора в Ростовской области все уехали - осталось только две семьи - их стали окружать волки.

Бывший Октябрь

Хутор назывался «Красный Октябрь». Образован был в 1937 году, когда в окрестных деревнях повально шли аресты и обыски. Люди боялись сказать лишнее слово, и многие уходили жить далеко в степь. Так в глухомани появился хутор. Сотрудники НКВД о нем знали. Но сюда не ездили, боялись заблудиться на бескрайних степных просторах. Поэтому хутор расцветал, люди жили хорошо. Трудодни здесь начисляли, но колхозникам давали вдоволь хлеба, молока, круп и даже мясо по праздникам. Многие сюда сбегали от преследования.

На крыльце своего дома сидят бывшая учительница Татьяна Величко, ее муж Сергей Величко, с ними дагестанец Гаджи Курбанов. Его жена Рая по исламским традициям всегда стоит Фото: Дмитрий Марков для ТД

А в 80-х годах «Красный Октябрь» навсегда приобрел дурную славу. Власти решили, что на хутор нужно отсылать воров, убийц, проституток, которые отсидели в тюрьме. Хутор стали называть «101-й донской километр» по аналогии с московским 101-м километром, куда в 1980-х годах в преддверии Олимпиады из Москвы насильно вывозили инакомыслящих. Несмотря на уголовное прошлое, люди как-то работали: построили молокозавод, пасли огромное стадо коров, неплохо зарабатывали.

С началом перестройки в регионах поднялась смута. Директор благополучного совхоза приказал резать скот, разваливать фермы, закрыл начальную школу. Из хутора люди стали уезжать в поисках лучшей доли. Даже бывшие зэки, обворовав на прощание местный магазин, покинули эти края.

Сегодня тут живут две семьи: русские Величко и дагестанцы Курбановы.

Семья Величко

Сергей Величко родился и вырос здесь, на 101-м донском километре. Здесь встретил свою Татьяну. Познакомились они благодаря волкам.
Однажды Сергей зимой возвращался из станицы с добычей: вез в санях несколько темно-зеленых катушек с кинолентами. Катушка вставлялась в кинопроектор, и на белой стене хуторского клуба оживал другой, веселый мир, хуторянам неведомый. Особенно любили мужики Любовь Орлову. И тайно мечтали о ней, развалившись на жестких деревянных скамейках деревенского клуба. Некоторые мужчины носили галифе, в которые были одеты герои советских фильмов. Из-за этого хуторские мужики испытывали единение с героями. От волнения выбегали покурить на крыльцо клуба и возвращались обратно, пропахшие острым запахом «Беломора».


Близ хутора Ейска Фото: Дмитрий Марков для ТД

У Сергея дед строил этот самый Беломорско-Балтийский канал имени Сталина и не вернулся оттуда, похороненный где-то вместе с другими зэками, руками которых возводились почти все грандиозные объекты в Советском Союзе.

Сергей с матерью жили на хуторе. Мать им гордилась - сын на должности, ответственный вырос, заботливый. Сергею нравилось работать киномехаником. Не работа - развлечение. Запряжет лошадь и едет за фильмами в станицу.

Читайте также Евгения Волункова: История одного города Как умирает Кондопога, город в Карелии, оставшийся без хозяина

И на этот раз он спокойно ехал по извилистой степной дороге. Сбоку показались копны сена. Сергей решил набрать для лошади. Подъехал к скирде. Стал выдергивать из копны колючее сено: кое-где сохранились целые стебли люцерны. Пахнуло летом.

Вдруг лошадь испуганно вскинула голову. Напряглась вся. Волки! Сергей вскочил в сани, хлестнул лошадь, сердце скакнуло от страха. Ружья он не взял. Волки обычно днем не нападали, а тут, видно, оголодали. Зима стояла лютая.

Сергей увидел, что впереди по дороге бежит одинокая фигурка. Женщина. В руках она держала связку книг.

Дура, волки сожрут, а она книжки спасает, - подумал Сергей. - Давай, залезай, - крикнул он.

Девушка бросила в сани книжки, а потом забралась сама.

— Да выкинь ты их, книжки, что копаешься, - заорал он, думая, что лошади теперь придется тяжело и волчья стая быстро их догонит. Но бросить человека на погибель Сергей не мог.


Сергей Величко Фото: Дмитрий Марков для ТД

А волки приближались. Лошадь хрипела. Один волк рванул вперед, а двое сзади.

Окружали нас по всем правилам военной науки. Стратеги, - говорит Сергей. - Я одного стегнул нагайкой, у нее на конце я специально вплел свинцовый утяжелитель. Первый раз не попал. А потом саданул волка. Он отстал, заскулил, гад такой. Но другие стали заходить с двух сторон. И верная гибель ждала бы нас, но навстречу ехали на санях колхозники.

Они заорали, заулюлюкали. Волки остановились и побежали в степь, ныряя серыми телами в белый снег.

Меня всего трясло, - говорит Сергей, - а тут она, смотрю, рыдает. Подумал, что от страха, а она из-за книжки. Потеряла одну. Мы потом еще по дороге ходили, искали эту книжку. Нашли. Я удивился, что это был букварь. Помнишь, такие буквари были синие? «Чего ж ты зимой букварь везешь?» - спросил. «У меня цы-цы-цыганенок книжку потерял, - заикаясь от переживаний, отвечает, - вот ему везу».

Так они и познакомились. Сергей и Татьяна. Киномеханик и учительница «началки». Поженились. Дочь Наташа родилась. Как подросла, стал Сергей брать ее против волков воевать. Дочь худенькая. Пролезала в узкую, пахнущую зверьем нору, забирала серые злые комочки, тащила их за загривок. Первый раз Наташа боялась, но у входа стоял отец, подбадривал. А она не хотела его разочаровывать.


Заброшенный ЗАВ (там молотили зерно) в хуторе Мрыховском Фото: Дмитрий Марков для ТД

Как-то Наташа упросила отца взять одного волчонка домой. Долго просила, не хотел Сергей брать детеныша серого хищника - опытный охотник знал, что по их следу могут прийти волки. Но сдался, выполнил просьбу дочери. Волки стали кругами ходить вокруг дома, выли страшно по своему детенышу. Сергей не вытерпел, отнес волчонка в глубокую балку, думал, волки отстанут. Не отстали. Стали мстить, резать скот.

Когда однажды приехали высокие начальники на заброшенный хутор, Сергей упросил их поохотиться с вертолета. Лучше видно с воздуха волчью стаю. Особенно зимой. Так и сделали. Полетели. Нашли стаю. С наслаждением стреляли из карабинов. Кровь на белом снегу далеко была видна. Начальству понравилась такая охота: с вертолета потом убивали оленей, лосей. А Сергей летал с ними проводником. Дочь на такую охоту не брал.

Наташа, когда подросла, уехала из хутора навсегда. Пытается вытащить и родителей, но они, как серые хищники, накрепко вцепились в свое логово, построенное еще в советское время.


Пастух Юрка Ляшенко в советские годы работал трактористом в совхозе «Красный Октябрь». Сейчас он болеет туберкулезом и работает пастухом у Гаджи Курбанова Фото: Дмитрий Марков для ТД

Выбраться с хутора Сергея заставил рак. Десять раз Сергей ездил на химиотерапию и десять раз возвращался.

Надо вернуться, надо вернуться, - бормотал он. - Как же хутор без меня? Как Татьяна будет?

И возвращался. Ходил белый. Руками цеплялся за стенки и потихоньку оживал.

Возвращаются на хутор и другие люди. Приезжают на один-два дня, чтобы набраться сил от родной земли. Идут на бывшие свои подворья. Они без человеческих рук разваливаются, зарастают густым бурьяном.

Наберут земли со своего двора и на память везут с собой, - грустно улыбается Сергей. - Еще просят, чтобы я присматривал за их домами.

Поэтому Сергей и назвал себя «мэром» хутора. Еще Сергей бережет клуб. Не дал его развалить, когда по приказу бывшего директора совхоза приехали рабочие, чтобы по кирпичику разобрать клуб и продать на стройматериалы. Как развалили корпуса фермы, мастерскую, школу.


В хуторе Ейске ржавые остатки советской колхозной техники, которую не успели сдать на металлолом Фото: Дмитрий Марков для ТД

Чтобы закрыть школу, директор придумал легенду: якобы у нас две печки, нужно много угля. А у нас была только одна, - говорит Татьяна Величко, жена Сергея и теперь уже бывшая учительница начальных классов.

Несколько лет тому назад волки снова стали захаживать. Больной Сергей уже не может охотиться. И волки лютуют зимой, десятками вырезают овец в отаре, которую держат на хуторе дагестанец Гаджи Курбанов и его жена Рагимат, которую все зовут Рая.

Семья Курбановых

Примерно 30 лет тому назад Гаджи решил кардинально изменить свою жизнь. В Дагестане они жили в бедном ауле, Гаджи не находил работы и решил уехать к своему родственнику в станицу Каргинскую Ростовской области. Привез жену и сына на Дон, чтобы найти здесь, как он думал, свою мечту: стать богатым и счастливым и растить единственного сына в достатке. Приехали. Долго работали. Но денег не было. Кто-то из знакомых посоветовал Гаджи поселиться на хуторе и выращивать овец на продажу. Так и сделали. У Гаджи сегодня большая отара - около 500 голов, 80 коров. Он богатый человек, но живет в бедности, как обычно жил у себя в ауле.


Семья дагестанцев Гаджи и Рагимат Курбановых на пороге домика Сергея Величко в хуторе Красный Октябрь Фото: Дмитрий Марков для ТД

Рая смущенно улыбается, стесняется их откровенной нищеты. Советский еще холодильник, на полу грязные топчаны с дырками, откуда торчит вата, огромный ковер на стене закрывает оборванные обои. Потолок такой низкий, что можно коснуться рукой синих досок, по которым тянутся скрученные провода. Рая, когда мы ее увидели, была в длинном темном платье, как это принято у дагестанских женщин, но потом принарядилась в ярко-синее платье с украшением на груди.

Для того, чтобы найти новое перспективное место для копа старины, следует изучить старинные карты Ростовской области (местности). Вопрос, где их можно взять? Во-первых, в интернет ресурсах связанных с поиском кладов. Во-вторых, в районных и областных архивах. В-третьих, в краеведческом музеи.

Если вы собираетесь серьёзно заниматься раскопками старины, следует найти поддержку у работников местного музея, получив разрешение на разведку местности и коп.

Есть карты времён образования войска донского. Первого переселения и второго. Естественно, что поселения того времени, несут в себе и соответствующие находки (монеты времён Петра первого и Екатерины Великой). Чаще всего ранние казачьи поселения были основаны на руинах или на территории древних стоянок и городищ (Ростов-на-Дону, Большая Мартыновка, Аксай, Азов, Семикаракорск, Цемлянск и т. д.)

Карты начала и середины двадцатого века, совмещая с современными, показывают исчезнувшие хутора во времена послевоенного переселения в города и районные центры. Данные объекты хранят в своей земле вещи дореволюционных и послевоенных 1945-70 годов. В картах можно найти поселения о которых давным-давно забыли. А значит и находки окажутся интересными, в больших количествах не тронутые.

Иметь карту местности и уметь ею пользоваться (правильно читать) очень важно в копе. Конечно есть вариант найти старожилу местности, но не каждый человек захочет сотрудничать с незнакомцем, даже если у вас есть разрешающие на поиск документы. Быть кладоискателем, значит уметь общаться с людьми, и этого не избежать. Сколько не прячься и не маскируйся, всё равно найдутся любопытные.

I) Издание картографического отдела корпуса военных топографов. Масштаб 10 вёрст в 1 дюйме (1:420000). Состоит из восьми изображений. Возможно отксерокопить и соединить в единое целое.

III) 2. Современный Атлас Ростовской области , необходим для сверок со старыми картами. Качественное изображение, досканальный рельеф местности.


Интересные материалы сайта