Штандарт в контакте. Императорская яхта «Штандарт» (ДеАгостини). Стоимость билетов и часы работы
Фрегат «Штандарт» - первый корабль Балтийского флота, был заложен по указу Петра I и приказу губернатора А. Д. Меншикова 24 апреля 1703 года на Олонецкой верфи, проектировался голландским кораблестроитем Выбе Геренсом.
Сейчас, на современной и несколько отличающейся от оригинала копии фрегата, осуществляется программа «Проект Штандарт» (некоммерческая организация труда и досуга молодежи).
Характеристика корабля
«Штандарт» совмещает две кораблестроительные школы - голландскую и английскую. Шпангоуты широкой, почти прямоугольной формы, днище плоское, уменьшенная осадка, высокий такелаж английского образца.
«Штандарт» имеет 3 мачты, водоизмещение 220 тонн, длину 27,5 м по корпусу, 34,5 м общую, ширину 7,0 м, осадку 3,3 м, проектную скорость под парусами 10 - 11 узлов, под вспомогательными двигателями «Вольво Пента» до 10 узлов (двигателями оснащён современный «Штандарт»). Экипаж в 1703 году - 120 чел., в 1999 году - до 40 чел.
История фрегата
Название «Штандарт» было дано в честь открытия Россией нового торгового пути через Балтийское море. Спущен на воду 22 августа 1703 года. В Санкт-Петербург фрегат вышел 8 сентября 1703 года.
Имя «Штандарт» давалось кораблям Русского Флота до 1917 года - последним из них была императорская яхта.
Реставрация
В 1711 году корабль был поставлен на тимберовку (ремонт с заменой части обшивки и шпангоутов) из-за применения сырого (невыдержанного) леса.
В 1727 году по приказу Екатерины I было решено вытащить «Штандарт» на сушу и провести реставрацию. Однако корпус корабля был повреждён настолько, что при попытке поднять корабль тросами он был буквально перерезан на части, и «Штандарт» вскоре был разобран.
Воссоздание фрегата
В 1994 году Владимир Мартусь с инициативной компанией взялся за строительство точной копии корабля. Планировка «Штандарта», разработанная Мартусем, предполагает разделение корабля на две зоны: историческую и современную - выше пушечной палубы историческая достоверность была сохранена: штурвал и рулевое устройство, всё декоративное убранство, все мачты, шпили, пушки, трапы и люки были сделаны с максимально возможным приближением к историческим. 4 сентября 1999 года «Штандарт» торжественно спущен на воду с верфи «Петровское Адмиралтейство».
В июне 2000 года «Штандарт» отправился в первое плавание по маршруту Великого посольства - тем городам и странам, которые посетил Пётр I, обучаясь корабельному ремеслу. На 14 сентября 2007 года фрегат «Штандарт» побывал уже в восьми летних плаваниях по Европе, посетил 23 порта в 6 странах Европы.
В 2009 году "Штандарт" прошел от Санкт-Петербурга до норвежского порта Киркенес, обогнув мыс Норд-Кап.
Интересные факты
Пётр I ходил в плавание на фрегате в должности капитана, взяв псевдоним Пётр Михайлов. На фрегате есть компас, висящий над столом, показания которого можно увидеть только лёжа.
Существует легенда, согласно которой этот компас висел над гамаком Петра I, и когда тот просыпался, он смотрел на компас, висящий над ним, чтобы проверить правильность курса. Пётр I принимал личное участие в строительстве «Штандарта». Возможно, именно поэтому корабль был построен в столь короткий срок - всего за 5 месяцев.
И подростки, и взрослые люди, которым не чужда романтика морских просторов, могут подняться на борт фрегата «Штандарт» - современного корабля, построенного по образу и подобию старинного парусника царя-корабела Петра I.
Рождение корабля
Предтеча современного фрегата был спроектирован как гибрид английских и голландских судов. Судно создавалось как первенец в серии линейных кораблей для формирующегося балтийского флота, а проектировщиком был самодержец Петр Великий. Предварительно царь посетил Великобританию и Голландию, изучил особенности кораблестроения обеих держав, взял лучшие разработки и техники и добавил к ним свои наметки.
Созданный Петром I линкор «Штандарт» восемь лет защищал балтийское побережье от шведской армады, сражался за Санкт-Петербург, патрулировал акваторию. После капитального ремонта фрегат вошел в состав эскадры.
В 1725 году обветшавший «Штандарт» навсегда осел на суше. Еще тогда у современников была идея превратить его в памятник, но ничего не вышло, и корабль разобрали. Но согласно царскому указу, в память о Петре Великом следовало построить подобное судно. Формально царский указ был «выполнен» только в конце 20 века.
Швартующиеся в современных портах, всегда притягивают восхищенные взгляды людей, особенно если это копии знаменитых кораблей. В середине девяностых годов прошлого века яхтенный капитан Владимир Мартусь решил воплотить свою детскую мечту о настоящем деревянном паруснике.
Собрав группу энтузиастов, он начал строить современную копию первенца балтийского флота. Работа по созданию макета, а потом и полноценной копии судна осложнялась полным отсутствием чертежей и документации. Только в Эрмитаже хранился макет фрегата, созданный в восьмидесятых годах после проведения кропотливой работы по сбору информации о внешнем виде судна.
С учетом того, что в данном случае создавался не просто макет, а полноценная копия фрегата пришлось создавать симбиоз, сочетающий и историческую достоверность старинного парусника с технической начинкой, позволяющей кораблю безопасно выходить в открытое море.
И выход был найден, Владимир Мартусь решил разделить судно на две части. Все, что находится выше палубы и составляет экстерьер корабля, – выглядит точно как корабль-предтеча. Единственное - из соображений практичности и все тросы и канаты созданы из современных материалов, но их внешний вид приближен к сделанным по старинным технологиям. И пушек (представлены литые копии, способные имитировать стрельбу) всего 5, а не 28 как было на оригинальном «Штандарте».
Все, что ниже палубы и спрятано от глаз посетителей и вездесущих камер, – сделано по современным стандартам. Фрегат имеет электрическую проводку, два двигателя, современный камбуз, кубрики, кают-компанию. Все это сделано вместо трюмов, в которых хранили боеприпасы.
Работать пришлось в условиях, приближенных к имевшимся во время строительства оригинала. К самой трудной работе по заготовке и первичной обработке древесины привлекались волонтеры.
Символично, что для создания корабельной обшивки использовали древесину лиственниц выросших в Линдуловской роще, посаженной по приказу Петра I. Мачты сделаны из корабельных сосен, высотой в 22 метра каждая. Весь резной декор фрегата, воссозданный по образцам 17 века, сделан из липы.
Корма корабля украшена композицией, перекликающейся с названием корабля и символизирующей первые успехи в мореплавании. Также на корме расположен герб Санкт-Петербурга. На форштевне красуется величественная фигура льва.
На создание осовремененной копии фрегата «Штандарт» ушло шесть лет. Корабль был спущен на воду 4 сентября 1999 года. Судно было доставлено к Неве на тягачах, потом огромный кран подхватил парусник, перенес через набережную и плавно опустил на воду.
Старинные паруса в современном море
Фрегат «Штандарт» ведет активную жизнь в современном мире. Экипаж принимает участие в международных , проводит учебно-тренировочные рейсы, посещает и праздники, осуществляет круизы с туристами на борту. Кроме того, фрегат активно снимают в кино и роликах, он принимает участие в исторических реконструкциях. На его борту регулярно проходят костюмированные вечеринки.
Первое свое плавание судно совершило летом 2000 года, отправившись по пути, проделанному несколько столетий назад Петром Великим, именуемым путем Великого Посольства.
Несколько лет подряд парусник принимал участие в выпускном празднике санкт-петербургских школьников «Алые паруса». Появление на Неве фрегата с алыми парусами на такелаже, в сопровождении масштабного салюта, было самым впечатляющим моментом праздника.
В 2012 году экипаж парусника принимал участие в «Ром-регате» (Rum regatta), проходившей в немецком Флейсбурге. Судно состязалось с другими историческими парусниками, в самом красивом и романтическом классе .
Август 2016 года ознаменовался для экипажа «Штандарта» победой в международной регате больших парусников (The North Sea Tall Ships Regatta). Команда заняла первое место, плюс заняла вторую ступень пьедестала в общем зачете и стала обладательницей престижного приза Friendship trophy.
К сожалению, из-за проблем с регистрацией фрегат не имеет возможности заходить в акваторию Российской Федерации и вынужден пребывать в европейских водах или совершать плавания по всему миру.
Штандарт - трехмачтовый фрегат, заложенный Петром Первым на Олонецкой верфи и ставший первенцем российского военного флота.
Северная война (1700-1721), которая велась на просторах Балтийского моря, поставила перед Петром Первым задачу о создании Балтийского флота. И уже 24 марта (4 апреля) 1703 года первый фрегат будущего великого флота был заложен на Олонецкой верфи на реке Свирь (сейчас это Лодейное поле).
Руководителем проекта был назначен голландский кораблестроитель Выбе Геренс . Петр Первый познакомился с Геренсом еще в Амстердаме, когда осваивал там морскую науку. При строительстве нового фрегата мастера совмещали голландскую и английскую методики. Различались они в основном тем, что голландцы строили суда «опытным» путем, без схем, основываясь на знаниях корабельных мастеров, которые передавались от отца к сыну. Англичане уже в то время отдавали предпочтение расчетам и чертежам. К тому же голландские корабли отличались более плоским днищем и мелкой осадкой, а английские парусники имели такелаж выше голландских.
«Штандарт»
построили в рекордные сроки, уже через полгода, 22 (31) августа 1703 года фрегат был спущен на воду. Длина нового судна составляла 27,5 метров, ширина 7,3 метра, водоизмещение 220 тонн. Численность экипажа - 120 человек. «Штандарт»
был вооружен 28 пушками: 8-, 6- и 3-фунтовыми, тогда как основная масса российских кораблей того времени была вооружена трехфунтовыми пушками.
Свое название «Штандарт» получил неслучайно. В 1703 году после взятия крепости Ниеншанц в устье Невы Петр Первый утвердил новый государственный флаг, на котором был изображен двуглавый орел, держащий в лапах и клювах карты четырех морей: Черного, Белого, Азовского и Балтийского. Это означало то, что Россия теперь имеет выход к четырем стратегически важным морям, и по праву может именоваться морской державой.
8 (19) сентября 1703 года «Штандарт»
отправился в свое первое плавание к крепости Шлиссельбург. Капитаном судна стал сам Петр Первый под именем Петра Михайлова.
Фрегат «Штандарт»
более 25 лет пробыл на службе Российского военного флота. Наиболее активное участие парусник принимал в сражениях Северной войны - защищал Санкт-Петербург с моря. В июне 1705 года «Штандарт»
в составе эскадры вице-адмирала Крюйса оборонял остров Котлин от нападений шведского флота.
В 1709-1711 гг. «Штандарт» стоял в Санкт-Петербурге на тимберовке (капитальный ремонт). В 1719 году фрегат по приказу Петра Первого отправился на вечную стоянку в Кронверкской протоке, так как состояние «Штандарта» уже не позволяло ему выходить в море. В 1727 году парусник был вытащен на берег, предполагалось сохранить его как первый фрегат русского Балтийского флота. Но корабль оказался настолько ветхим, что от этой затеи пришлось отказаться. И в 1730 году «Штандарт» был разобран.
Имя «Штандарт» носили различные парусные суда до 1917 года, последним из них была императорская яхта Николая Второго.
В 1999 году на воду была спущена , построенная в Санкт-Петербурге под руководством Владимира Мартуся.
Фрега́т «Штанда́рт» - первый корабль Балтийского флота , был заложен по указу Петра I и приказу губернатора А. Д. Меншикова 24 апреля 1703 года на Олонецкой верфи , проектировался голландским кораблестроителем Выбе Геренсом .
Характеристика корабля
«Штандарт» совмещает две кораблестроительные школы - голландскую и английскую. Шпангоуты широкой, почти прямоугольной формы, днище плоское, уменьшенная осадка , высокий такелаж английского образца.
Имя «Штандарт» давалось кораблям русского флота до 1917 года - последним из них была императорская яхта .
Однако корпус корабля был настолько ветхим, что при попытке поднять его тросами он был буквально перерезан на части. В 1730 году фрегат был разобран.
Командиры
Командирами фрегата служили :
- 1704 - П. Грей
- 1705 - Я. Деланг
- 1706-1707 - Ф. Вилимовский
- 1708-1709 - С. Шхон
- 1712 - Г. Вессель
- 1713 - Б. Эдвард
Воссоздание фрегата
Реплика «Штандарта».
Экипаж «Штандарта» составляют волонтёры, обученные и подготовленные перед началом каждого плавания.
«Штандарт» активно принимает участие в международных морских регатах, фестивалях, киносъёмках. С 2004 года «Штандарт» участвовал в съёмках фильмов «Слуга государев », «Записки экспедитора Тайной канцелярии », «Новая Земля» и др.
Юридические коллизии
В июне 2009 года «Штандарт» был предъявлен инспекторам Российского речного регистра в доке. В ходе докового осмотра инспекторами регистра был выявлен ряд «существенных» несоответствий установленным требованиям. Для восстановления судна на классификационном учёте Российский речной регистр 18 июня 2009 года предъявил судовладельцу требования об устранении до выхода в рейс всех имеющихся на «Штандарте» несоответствий правилам Регистра.
Судовладелец, некоммерческое партнерство «Проект „Штандарт“», считая предъявленные требования в принципе невыполнимыми с учётом исторической конструкции судна, принял решение о прекращении эксплуатации судна в водах РФ до урегулирования вопросов российского законодательства по историческим и традиционным судам.
С 2009 года «Штандарт» осуществляет учебно-тренировочные плавания в водах европейских стран. Судно прошло проверку на соответствия нормам безопасности немецкой морской администрации BG Verkehr, имеет сертификат Голландского регистра исторических и парусных судов Register Holland . 15 июня 2010 года «Штандарт» обратился в Российский морской регистр с запросом о проведении освидетельствования судна как спортивного парусного по вновь утверждённым правилам .
По состоянию на 7 апреля 2012 года рассмотрение документов не завершено. «Штандарт» вынужден оставаться за пределами территориальных вод Российской Федерации.
См. также
Примечания
Ссылки
- Фрегат «Штандарт». Россия, Санкт-Петербург - Морской клуб. Ежемесячный историко-культурный морской альманах. Сентябрь "99 № 7 (27) Музей под парусами.
- Постановление 13-го Арбитражного Аппеляционного суда об отмене незаконно вынесенного решения ГИМС МЧС РФ о снятии судна "Штандарт" с учета
Парусные суда России XXI века | |
---|---|