Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Сказка морозко и ее краткое содержание. Энциклопедия сказочных героев: "Морозко". Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке

Главные героини сказки «Морозко» — падчерица и мачеха. Один крестьянин женился второй раз. У новой жены была дочь, и у крестьянина была дочь. Мачеха не любила падчерицу, загружала ее черной работой и была все время недовольна девушкой. А свою родную дочь она привечала и называла умницей.

Со временем недовольство падчерицей у мачехи дошло до такой степени, что она приказала мужу отвезти девушку в лес, на трескучий мороз. Муж погоревал, но подчинился. Посадил он родную дочь в сани и повез ее в лес.

В лесу он оставил ее в сугробе под елью и уехал. Девушке было холодно, но она терпела. Тут появился Морозко и стал испытывать девицу холодом. Да все спрашивал ее, тепло ли ей, или холодно. Девушка всякий раз отвечала, что ей тепло. Видя, как она терпеливо переносит холод, Морозко сжалился над девушкой, одарил ее теплыми шубами и пуховыми одеялами, чтобы та согрелась.

А в это время мачеха, которая посчитала, что падчерица уже замерзла в лесу до смерти, снова отправила мужа в лес. Тот приехал и увидел, что дочь его жива, одета в богатые шубы и рядом с ней большой сундук с подарками стоит.

Вернулся крестьянин домой с дочерью. Мачеха, как увидела, что падчерица жива-здорова, да еще и богатыми подарками одарена, велела свою родную дочь отвезти на то же место. Муж повез дочь мачехи в лес и оставил ее там.

Стал Морозко и мачехину дочь холодом испытывать, но она терпеть холод не стала и пыталась прогнать Морозко прочь. Тот рассердился и заморозил ее.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Морозко» заключается в том, что зависть и жадность до добра не доводят. Мачеха позавидовала богатым подаркам, которыми Морозко ее падчерицу одарил, и отправила родную дочь в лес, где та и замерзла.

Сказка «Морозко» учит быть терпеливым и не выказывать своей слабости. Падчерица сумела выдержать испытания холодом, которое устроил ей Морозко, и ничем не показала своей слабости. За это Морозко пощадил ее и одарил богатыми подарками.

В сказке мне понравилась падчерица, терпеливая и работящая девушка. Она перенесла много испытаний, но в конце сказки была щедро вознаграждена за свое терпение.

Какие пословицы подходят к сказке «Морозко»?

Зима не без морозов.
Терпение все преодолевает.
Завистливый сохнет по чужому счастью.

Русская народная сказка, расскажет детям о добре, зле и справедливости. Сказку можно слушать онлайн, читать с картинками полностью или краткое содержание бесплатно. Текст сказки удобно скачать в формате PDF или DOC и распечатать.
Краткое содержание сказки Морозко для читательского дневника: Злая мачеха невзлюбила свою падчерицу, и всячески ее изводила. Зато родную дочь хвалила и всячески баловала. Падчерица была девушкой скромной, доброй и трудолюбивой. Работала день и ночь, но никак не могла угодить сварливой старухе. И вот однажды заставила она старика увезти девушку в лес на трескучий мороз. Старик не посмел перечить своей старухе, отвез дочку в лес, посадил под ель и уехал. Стал Морозко потрескивать по деревьям да студить бедную девушку и спрашивать: «Тепло ли тебе девица?», Почти закостенела она от холода, а все ровно терпела и вежливо отвечала: «Тепло Морозушко, тепло батюшка». Сжалился Морозко над ней, понравилась ему ее доброта и вежливость. За это наградил он девицу разными подарками. А мачеха по ней уже поминки справляет, послала старика за окоченевшей падчерицей. Приехал он в лес, а там сидит его дочь, жива, здорова, в шубе соболиной с серебром да золотом. Мачеха тоже захотела таких подарков и послала свою дочь в лес на то же место. Пришел Морозко, стал морозить мачехину дочку, а та, так нагрубила ему, что Морозко заморозил ее насмерть.
Главные герои сказки Морозко: Падчерица – добрая, трудолюбивая, кроткая, беззащитная девушка. Мачеха – злая, жадная, завистливая старуха. Старик – муж старухи, слабый, безвольный. Дочь мачехи – ленивая, грубая, невоспитанная. Морозко – волшебник, строгий, но справедливый.
Главная и основная мысль сказки Морозко: Какой привет, такой и ответ. Главная героиня сказки была вежлива с Морозко, отнеслась к нему с уважением, и получила взамен дары. А еще каждый получает в итоге то, что заслужил. Доброту, кротость, трудолюбие и терпение, ждет вознаграждение, а зло, лень, жадность и зависть ждет плачевный итог.
Сказка Морозко учит доброте, вежливости, скромности, уважительному отношению к другим людям.
Аудиосказка Морозко поучительна для детей любого возраста, ее можно слушать онлайн на нашем сайте или скачать на свое устройство в формате MP3 бесплатно.

Морозко слушать

11.78 МБ

Нравится0

Не нравится0

16 32

Сказка Морозко читать

Живало-бывало, – жил дед да с другой женой. У деда была дочка и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься – бита и недовернешься – бита. А родная дочь что ни сделает – за все гладят по головке: умница. Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела еще до свету… Ничем старухе не угодить – все не так, все худо.

Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.

– Вези, вези ее, старик, – говорит мужу, – куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз.

Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь: – Садись, милая дочь, в сани. Повез бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал.


Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит – невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает:

– Тепло ли тебе, девица?

Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает:

Она чуть дух переводит:

– Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?

Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит:

– Ой, тепло, голубчик Морозушко!

Тут Морозко сжалился над девицей, окутал ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами. А мачеха по ней уж поминки справляет, печет блины и кричит мужу:

– Ступай, старый хрыч, вези свою дочь хоронить!

Поехал старик в лес, доезжает до того места, – под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками.


Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой. А дома старуха печет блины, а собачка под столом:

– Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут. Старуха бросит ей блин:

– Не так тявкаешь! Говори: «Старухину дочь замуж берут, а стариковой дочери косточки везут…»

Собака съест блин и опять:

– Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут. Старуха блины ей кидала и била ее, а собачка – все свое…


Вдруг заскрипели ворота, отворилась дверь, в избу идет падчерица – в злате-серебре, так и сияет. А за ней несут короб высокий, тяжелый. Старуха глянула и руки врозь…

– Запрягай, старый хрыч, другую лошадь! Вези, вези мою дочь в лес да посади на то же место…

Старик посадил старухину дочь в сани, повез ее в лес на то же место, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал.

Старухина дочь сидит, зубами стучит. А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает, на старухину дочь поглядывает:

– Тепло ли тебе, девица?

А она ему:

– Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко…

Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

– Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко…

Еще ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защелкал:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

– Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!

Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела. Чуть свет старуха посылает мужа:

– Запрягай скорее, старый хрыч, поезжай за дочерью, привези ее в злате-серебре… Старик уехал. А собачка под столом:

– Тяф! Тяф! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной дочери в мешке косточки везут.

Старуха кинула ей пирог: – Не так тявкаешь! Скажи: «Старухину дочь в злате-серебре везут…»

А собачка – все свое: – Тяф, тяф! Старухиной дочери в мешке косточки везут…

Заскрипели ворота, старуха кинулась встречать дочь. Рогожу отвернула, а дочь лежит в санях мертвая. Заголосила старуха, да поздно.


Илл. Г. Пономаренко, Краснодарское книжное издательство, 1990 г.

Прочитано 3 754 раз(а) В избранное

Мы воспринимаем сюжеты сказок буквально — поэтому считаем их детским жанром. Смысл же сказок — и смысл сказки «Морозко» в том числе — куда более глубокий. Зачастую мы даже представить не можем, что сюжеты, герои и предметы подавляющего большинства всеми нами известных сказок выросли практически из первобытных времен. Сейчас психологи начали использовать сказкотерапию для лечения. Один из методов — выяснить у клиента, какое произведение ему нравится больше всего и на основании этого разбирать личностные проблемы. Так что в сказке «Морозко» психология такова — если это одна из ваших любимых сказок, то вам вполне могут сказать про проблемы с матерью, болезненную ревность к братьям-сестрам, раннее замужество, чтобы поскорее уйти из родительской семьи и т.д. Это все очень интересно, и в этом определенно что-то есть. Да, но! — не спешите ставить себе диагнозы. «Иногда банан, это просто банан». Например, лично мне очень нравится эта сказка, при том, что я не имею ни одной из вышеперечисленных проблем — просто потому что она ассоциируется с Новым Годом. По этой же причине я люблю «Двенадцать месяцев».

Кратко напомню сюжет. Жили-были старик со старухой и двумя дочерьми — дочерью старика Настенькой и дочерью старухи Марфушкой. Мачеха, как водится, постоянно притесняет добрую и работящую падчерицу, а конце концов когда она становится соперницей Марфушки за красавца Ивана, заставляет старика отвезти ее зимой в лес и там оставить. Когда Настенька почти замерзла, появляется Морозко, который приветливо с ней разговаривает, но одновременно подвергает испытаниям — морозит ее еще сильнее и спрашивает «Тепло ли тебе, девица?» Вежливая Настенька отвечает «Тепло, Мороз-батюшка». Тронутый Морозко одаривает Настеньку богатым приданным, надевает свою шубу и возвращает домой. Марфушка тоже хочет подарков и отправляется в лес, но грубит Морозко, за что он ее наказывает и с позором отправляет восвояси.

СЮЖЕТ СКАЗКИ МОРОЗКО

Задумайтесь! Сказочные сюжеты едины для всего мира! Мы встречам одних и тех же персонажей (просто с другими именами) в России, Европе, Америке, Африке, в Китае, Индонезии, Египте, среди эскимосов, на островах Тихого океана и т.д. В любой точке земного шара люди из поколения в поколение пересказывают друг другу одно и то же. Это значит, что происхождение сказок случилось в настолько древние времена, когда само человечество еще было единым. Сюжет сказки «Морозко» не исключение — ведь ее смысл не в рассказе о волшебнике из зимнего леса, а о сверхестественном существе, которое подвергает героев испытанию. У Братьев Гримм есть аналог в виде Госпожи Метелицы, у Андерсена — Снежная Королева. Если мы изучим фольклор других континентов — в нем будут похожие герои. Только с другими именами и в других условиях. Но те же волшебники будут испытывать похожих героев в схожих ситуациях.

«…И на этом построены комиксы, сериалы, культуры пласты,
Наркотрипы и антиутопии, сказки, басни, скульптуры и сны.
И настолько, что если сравнить египетские мифы и «Бандитский Петербург»
Вы увидите путь одного героя под личинами этих двух».

(Oxxxymiron «Тысячеликий герой»)

МОРОЗКО, ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ

Сказки делятся на волшебные и бытовые. «Морозко » — волшебная сказка . Этот вид сказок более древний. Хотя их герои не кажутся такими уже далекими — Иван-царевич, царь, царица, Серый Волк, Василиса Премудрая и т.д. обычно ассоциируются с относительно недавним славянским прошлым — на самом деле они зародились одновременно с возникновением Homo Sapiens, то есть где-то 70 000 лет назад. А, может быть, с появлением человечества вообще (2 млн лет назад). Конечно, тогда это были не царевичи и Бабы Яги — только их далекие прообразы. В этом и заключается символизм сказок. В.Я. Пропп, крупнейший филолог-фольклорист, считал, что в основе волшебной сказки лежат табу (запреты) Древнего Мира — нельзя пробовать неизвестную еду и питье, оставлять дверь открытой, ходить одному в лес, контактировать с опасными животными, противостоять природным стихиям и т.д. Если человек нарушает запрет — его карают сверхестественные силы. Вернуть прежнее благополучие он может тоже только с помощью других сверхестестественных сил или волшебных предметов. Кощей Бессмертный, Баба Яга, Леший и другие — упрощенные и осовремененные формы древних языческих божеств, к которым человек либо обращался за помощью, либо противостоял.

Другие исследователи считают, что помимо табу в основе сказок лежит инициация. Герой должен измениться — повзрослеть, обрести мудрость — через испытания. Само по себе это невозможно.

СЛАВЯНСКИЙ БОГ МОРОЗКО

На инициации остановимся подробнее. Есть версия, что Морозко — который в фильме выглядит один в один как добродушный Дед Мороз — вышел из образа славянского бога Морозко . Который в свою очередь ранее частично выполнял роль древнего бога смерти. Он — повелитель зимы, а зима — время смерти для всего живого. Сводные сестры Настенька и Марфушка — девушки, недавно вышедшие из детского возраста. Как и любые подростки, они находятся на распутье, когда детство позади, взрослая жизнь впереди, а сами они в некоем безвременьи, когда нужно взрослеть, умнеть, находить смысл жизни, но нет ни опыта, ни средств, ни вообще малейшего понятия, как и что делать. У древних людей для этого и существовал обряд инициации — символической смерти — после которой прежний человек (ребенок) умирал и рождался взрослый. В сказке Морозко играет роль того, кто проводит этот обряд. Настенька смогла его пройти, Марфушка нет. Поэтому Настенька — символ взрослой самодостаточной и самостоятельной женщины, ответственной за свои поступки. А Марфушка — инфантил, живущий с родителями и надеющийся, что они всегда его прикроют. Так что задумайтесь — может, если вы любите эту сказку, то невольно находитесь в положении Марфуши?)

ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ СКАЗКИ «МОРОЗКО»

Главных героев сказки «Морозко» шесть — дед, бабка, дочь деда Настенька, дочь бабки Марфушка, Иван и сам Морозко. За всеми стоит множество символов. Первое, что бросает в глаза — большая разница в возрасте между родителями и детьми. Настенька и Марфуша — девушки на выданье, значит совсем юные, потому что раньше супружеская жизнь разрешалась с момента появления месячных, то есть с 13-14 лет. Обычно так и женились. До 20 «в девках» не сидели. Поэтому их родители тоже должны быть очень молодыми — то есть около 35 лет, а то и меньше. Но они изображаются, как старик и старуха. Неспроста, конечно.

Из предыдущих статей про сказок вы можете помнить, что Мужчина — это символ логики, разума, интеллекта. Женщина — символ эмоциональной сферы, души. Поэтому Царь — апофеоз мужского начала, Царица — женского. Обычно в сказках 2 поколения — Царь и Царевич, Царица и Царевна. Они обозначают необходимость смены старого закостенелого сознания новым. Конфлик Старухи с падчерицей — это аллюзия на вечный конфликт поколений, когда старое «упертое» мышление не желает знать о новых веяниях.

В «Морозко» Старик — символ старого, ограниченного сознания, находящегося в полном подчинении Старухи — такого же отжившего, неуправляемого эмоционального начала. Поэтому ему и в голову не приходит защитить дочь перед мачехой — он слишком инертен, зашорен. На смену Старику и Старухе давно должны были прийти сын и дочь в виде нового мышления и новой эмоциональной сферы. Поэтому в сказке также есть Иван — жених Настеньки, сама Настенька и Марфуша. Иван и Настя сменят стариков, Марфушка станет копией Старухи. Ну а Морозко — это та самая сверхестественная сила, которая проведет обряд инициации через символическую смерть в лесу. В более древней версии сказки дочь Старухи погибает. По мере развития общества, одной из движущих сил которого является развитие идеи гуманности и сострадания, Марфушка просто возвращается домой с позором, в санях, запряженных поросятами, и с сундуками, в которых вместо приданного вороны.

Настеньку же Морозко богато одаривает. Он дает ей шубы, расшитые золотом и серебром. Шуба — символ защиты от зимы, то есть от смерти. Золотое шитье, золото — символ истины, мудрости, мужского начала. Серебро — символ отраженной мудрости, тайных знаний, духовной сферы, женского начала. Все это приобретает Настенька, успешно прошедшая обряд инициации и испытания Морозко.

Хотя в современной сказке очень трудно узнать древние символы, сложно представить, что речь о жизни, смерти, посвящении и пр., но обратите внимание на скрытые подсказки. Одна из основных — птичка, прикоснувшаяся к посоху Морозко и превратившаяся в льдинку. Это и есть намек на то, что Морозко несет смерть и каждый должен пройти испытание ею, чтобы перейти на новый этап своего существования.

Жанр: сказка Главные герои: Старик, его дочь, мачеха и ее дочь

В одной деревне жил одинокий старый мужчина, который сам воспитывал дочку, так как жена его давно умерла. Со временем старик решил жениться. Новая жена оказалась очень строга к стариковой девочке, постоянно ее бранила и попрекала. Своей же родной дочери позволяла долго спать, ничего не делать по дому и всячески потакала ее прихотям.

Как-то решила мачеха сжить со свету свою падчерицу и придумала план. Стала она говорить своему мужу, что девочка ее совсем не слушается, что не ужиться им всем вместе и попросила увезти ее в дремучий лес. Старик долго отнекивался, спорил со старухой, но в итоге, согласился.

А на улице в то время стояла суровая зима. Но делать было нечего, запряг старик лошадь, посадил свою любимую дочь в сани и повез в лес. Оставил девочку под сосной, да и уехал домой. Тяжело было у отца на душе, но назад за дочкой он не вернулся.

Сидит девочка на снегу, замерзла, вдруг слышит, что-то потрескивает недалеко. Оказалось, это сам Морозко пожаловал. Морозко увидал девочку, да как дунет на нее холодом студеным и спрашивает при этом: «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?». А девочка хоть и замерзла вся, но крепится, отвечает: «Тепло-тепло, батюшка». Так Морозко три раза дул на падчерицу, а она все терпела и отвечала, что совсем не замерзла.

А дома мачеха радуется, что падчерица погибла, послала старика привезти ее косточки из лесу. Старик поехал в лес и с радостью обнаружил, что дочь его жива и здорова. Сидит девочка в шубе соболиной, которую ей Морозко подарил, да еще и сундук драгоценностей при ней.

Привез старик девочку домой, а мачеха со своей дочерью так и ахнули. Наутро отправила бабка дочку со стариком на тоже место, чтобы и ей Морозко подарков подарил, но мачехина дочь оказалась не такой терпеливой, грубила старому человеку и не получила подарков. Замерзла она в сугробе, на этом и заканчивается сказка.

Чему учит: Эта сказка учит смиренности и покорности, именно эти качества способствовали получению падчерицей подарков. Так же сказка повествует о предательстве отцом своего родного ребенка в угоду женщине.

Картинка или рисунок Сказка Морозко

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Стерн Сентиментальное путешествие по Франции и Италии

    Повествование ведется от лица главного героя – джентльмена по имени Йорик, который отправляется из Англии путешествовать по Франции и Италии и начинает свой путь с Кале

  • Краткое содержание Мильтон Потерянный рай

    Когда Сатана с мятежными ангелами восстал против Бога, он был повержен, но не смирен. Он созывает на совет свое воинство и предлагает отомстить Богу. Он знает, что Господь создал людей (Адам и Ева)

  • Краткое содержание Гроссман Жизнь и судьба

    Роман начинается с событий в концлагере, где оказывается волею своей судьбы главный герой Михаил Мостовский. Он оказывается среди своих же соотечественников, которые не очень - то жалуют его.

  • Краткое содержание Андреев Большой шлем

    Трое мужчин и одна женщина собирались трижды в неделю, чтобы сыграть в карточную игру Винт. Николай Дмитриевич Масленников и его партнер по игре Яков Иванович приходили на квартиру к Евпраксии Васильевне и её брату Прокопию Васильевичу

  • Краткое содержание Эзоп Рыбак и рыбка

    Однажды рыбак, живший недалеко от моря, поймал мелкую рыбёшку. Он хотел её пожарить и скушать. Вдруг заговорила с ним рыбка человеческим голосом. Извиваясь на крючке, плакала и умоляла не губить

Анализ русской народной сказки Морозко

Известная нам с детства сказка “Морозко ” – русская народная волшебная сказка. Ее причисляют к новогодним, рождественским или просто зимним сказкам. Сюжет сказки “Морозко” – вариация на тему о невинно гонимом положительном герое (падчерица), которому приходит на выручку чудесный помощник (Морозко ) и вознаграждает героя за кротость, смирение, доброту и трудолюбие.

Русская сказка “Морозко” входит в состав школьной программы по литературе благодаря своей явной воспитательной, нравоучительной направленности. Основные герои сказки “Морозко” однозначно делятся читателями-детьми на положительных и отрицательных. Главная идея сказки – воздаяние по делам, торжество справедливости (смирение и незлобивость вознаградятся, а гордыня и злоба будут наказаны) – легко прочитывается учениками.

Персонажи сказки “Морозко

Главная героиня сказки – падчерица, девушка трудолюбивая, услужливая и кроткая – “социально ущемленный персонаж” в доме мачехи: “Все знают, как за мачехой жить: перевернешься - бита и недовернешься - бита…” Падчерица всю домашнюю работу делала, но так и не смогла угодить злобной жестокой мачехе.

По канону волшебных сказок героиня покидает дом, прежде чем найти свое счастье. Причина – выгоняет герой-вредитель (мачеха): “Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить. - Вези, вези ее, старик, - говорит мужу, - куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз”.

Характер падчерицы настолько кроткий, что она не спорит и не сопротивляется, когда родной отец оставляет ее в студеном зимнем лесу. И так же кротко она ведет себя, когда заглавный герой сказки – Морозко – испытывает ее характер, все усиливая и усиливая мороз. Ответы девушки приветливы, несмотря на жгучий мороз. За это Морозко жалеет девушку и щедро одаривает. Богатства в награду – характерный прием народных сказок.

Мачеха, властная, завистливая и жадная, увидев падчерицу невредимой да с богатыми подарками, велит старику везти ее родную дочь (антигероиня) на тоже место в лес. Основная причина такой зависти понятна из слов собачки: “Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут”. Именно за приданым старуха и отправляет родную любимую дочь на мороз.

Ситуация в лесу повторяется: появляется Морозко и подвергает девушку троекратному испытанию холодом. Та, однако, не наделена ни добротой, ни кротостью и преисполнена гордыни. Ответы ее грубы и непочтительны, и Морозко жестоко наказывает эту героиню: она погибает от холода.

Таким трагическим финалом народная сказка “Морозко” показывает читателю насколько жестоко народ осуждает зависть, жадность, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица. Поведение отрицательных героев сказки, мачехи и ее родной дочери, вызывает отторжение злобы и несправедливости в детской душе. А наказание, которое понесла девушка, воспринимается юным читателем как торжество справедливости.

Любопытно, что сегодня русская сказка “Морозко” вызывает довольно много дискуссий о своем толковании. Сказку упрекают в кровожадности, в утверждении сомнительных идеалов (кротость вместо напористости, акцент на ценности материальных благ). Высказываются предложения оградить современного ребенка от излишней жестокости путем отказа от чтения народных сказок.

Однако не стоит забывать об исторических корнях народной сказки – повествование здесь обусловлено реалиями времени, когда создавалась сказка. Некоторая жесткость, и, даже жестокость, может быть оправдана также целью, преследуемой создателями сказки: наставление, назидание подрастающего поколения. И чем конкретнее выражено наставление в данном случае, тем сильнее воспитательное воздействие.

Сказки хранят многовековую мудрость народа, и задача современных родителей и учителей - не оборвать связь поколений, помочь ребенку в правильном прочтении и восприятии вековой народной мудрости.