Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Согласные звуки русского языка (твердые-мягкие, звонкие-глухие, парные-не парные, шипящие, свистящие). Тема: «Звук и буква щ». Вместе с Незнайкой Какой звук обозначает буква щ

Пояснительная записка

Образовательное учреждение: МОУ «СОШ № 33» г. Энгельса Саратовской области.

Предмет: обучение грамоте, УМК «Школа России»

Класс: 1 класс.

Название материала: урок по теме «Звук [щ], буквы Щ, щ. Строчная буква щ.»

Предназначение: закрепление изученного материала.

Оборудование: (автор В.Г. Горецкий), наглядность, раздаточный материал для чтения, слоговая таблица, схемы слов, ребусы.

Методическое обеспечение : Горецкий В. Г. Обучение грамоте. 1 кл.

Лысова Лариса Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 33» г.Энгельса, Саратовской области

Тема: , Звук [щ]. Буквы Щ, щ. Строчная буква щ.

Цель: 1. познакомить с согласным звуком [щ], буквами Щ щ;

2. развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, отрабатывать

навык звукового анализа слов;

3. развивать речь, внимание;

4. воспитывать интерес к чтению.

Оборудование: Пропись №4 (автор В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова) издательство,Просвещение“, М., 2002, к, Русской Азбуке (автор В.Г. Горецкий), наглядность, раздаточный материал для чтения.

Ход урока

I Орг. момент.

II Нач. урока.

Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. К нам приехал Емеля на печи. Он познакомит вас с новым звуком, вы узнаете, какой буквой он обозначается, и научитесь писать эту букву, но сначала поиграем.

    Повторение.

а) Игра, Перевёртыши“

комок казак

кит на море романтик

б) Разгадай ребусы:

к о р м а → комар

к л оу н → кулон

    Объяснение нового материала.

Ребята, а из какой сказки приехал к нам Емеля? (По щучьему велению)

Назовите героев этой сказки? (Емеля, царь, щука, Марья – царевна)

В какое время года происходили события в этой сказке? (Зимой, лежало много снега)

Столетиями создавал народ свои сказки. Само слово, сказки“ происходит от глагола, сказать“. В глухую старину по всей необъятной России в занесённых снегом избах, при тусклом свете лучины (На доске : лучина – тонкая, длинная щепка) наши далёкие предки складывали свои сказки. Сказка о Емеле – одна из них.

Наш герой взял вёдра и отправился за водой. Зачерпнул он воду и увидел в ведре…. щуку.

Она предлагает вам отдохнуть.

3.Физминутка. (дети повторяют движения за учителем)

Щуку я тащу, тащу.

Щуку я не упущу.

Вот она какая,

Славная, большая!

Щука плавает кругами.

Щука щёлкает зубами.

Ну и зубы – как пила!

Где такие ты взяла?

Взмолилась щука и попросила Емелю отпустить её, пообещав ему, исполнять все его желания. Согласился на это Емеля и отпустил её. А щука в благодарность дала Емеле целое ведро лещей. Посмотрите в учебнике, как выглядит лещ.

4.Работа с учебником.(стр. 187)

Лещ - это речная рыба с плоским телом.

Дадим характеристику каждому звуку.

Что мы можем сказать о последнем звуке в слове по его схеме?(согласный, глухой, мягкий )

Понаблюдаем за его артикуляцией в зеркальце.

Итак, звук [щ] - согласный, т.к. при его произнесении воздух во рту встречает преграду (зубы) сомкнуты,

На что похож этот звук? (шипение- например, шарик сдувается)

Какой еще звук похож на шипение?

Чем они различаются? (Щ-мягкий, Ш-твердый)

А почему, как вы думаете, значок у нас на страничке один? (звук непарный - нет пары по звонкости-глухости, по твердости-мягкости).

Мы уже знакомы со звуком, который имеет такую же характеристику? Верно, это звук [ч].

5.Фонетическая зарядка + физминутка

А сейчас потренируем свое умение слышать в слове нужный звук. Встаньте.

Будем чередовать приседания с хлопками в ладоши (присели-хлопнули-присели)

Но выполнить движение можно, только, если в слове, которое я произнесу, есть наш новый звук:

ЩЕЛК, ЩЕЛКУНЧИК, ЧЕСТНЫЙ, ЖИЗНЬ, ЩИПЦЫ, ЯЩИК, ПОХОД, ЩЕКА, ТУЧА, ЩУКА, ПЕЧКА, ПРОЩАНИЕ, РОЩА, ШЕПОТ.

Молодцы! Садитесь.

А сейчас познакомимся с буквой, которая этот звук обозначает.

Посмотрите в центр странички в «Азбуке». Кто знает, как правильно называется эта буква? Да, это буквы «ЩА» - большая и маленькая.

Сегодня на уроки мы научимся писать маленькую (строчную) букву щ.

6. Работа в прописи стр. 27.

За окном зима, снегом завалило все дороги, окна домов разрисованы красивыми узорами. Вот и мы с вами сейчас возьмём ручки и попробуем обвести снежный узор в наших прописях.

Давайте посмотрим из каких элементов состоит наша новая буква щ?

Попробуем выложить её из своих разрезных элементов.

Письмо в прописи целой строчки элементов этой буквы.

А теперь попробуем соединить вместе эти элементы. Посмотрите, как пишется эта буква.

Достаньте листочки с образцами написания букв. Найдите нашу изучаемую букву и ручкой по целлофану попробуйте пообводить её. (Затем дети прописывают эту букву в прописи.)

7.Работа с учебником.(стр.187)

Раньше в деревне воду носили из проруби. Брали коромысло, два деревянных ведра и шли за водой.

На доске : прорубь – отверстие, прорубленное во льду реки, озера.

коромысло – толстая, изогнутая, деревянная планка с крючками для ношения

вёдер на плече.

А мужчины из этого проруби ловили рыбу. Вот и мы с вами сейчас отправимся на рыбалку.

Начинаем,удить“. Если вы прочитаете слово и в нём будет звук [щ], то вытягиваете удочку и продолжает читать следующий ученик, а если нет этого звук, то,удим дальше.“

Дети читают по цепочки слова с учебника.

8. Физминутка для глаз. (дети только глазами следят за рыбами, которые то появляются вводе, то исчезают.)

Наш Емеля совсем засиделся на печи и решил он поговорить с волшебной щукой. Очень уж он захотел «5» за урок получить. А вы хотите? Тогда давайте выполним задание, которое приготовила для вас щука. (Дети по учебнику читают скороговорки)

Вспомните, ребята, а щука это какая рыба? (Щука – хищная рыба)

А каких ещё щищных рыб вы знаете?

Составьте предложения с этими словами?

Одно из ваших предложений мы сейчас запишем в прописи. Оно там уже есть. (Ёрш и щука – хищные рыбы.) Работа в прописях стр.27

10. Итог урока

Вот и подходит к концу наш урок. Чему мы сегодня учились?

11. Рефлексия

Всё ли у вас получилось сегодня на уроке? Подумайте, как работал каждый из вас, достиг ли вы цели. Если вы считаете, что потрудились хорошо, все поняли, попали прямо в цель, то и стрелу своих знаний можете воткнуть прямо в центр мишени. А если считаете, что можно было бы поработать лучше, вы не совсем достигли цели, то и стрелу воткните во второй круг.

Речевой материал для автоматизации звука "Щ" у детей. Логопедия

Цель: автоматизация звука "Щ" в речи ребенка.
Задачи:
1. Отработать правильное произношение звука "Щ" в речи ребенка с помощью чистоговорок и стихотворений.
2. Улучшить ритмико-интонационную сторону речи.
3. Повысить речевую активность ребенка.
4. Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Описание: Уважаемые коллеги, продолжаю публиковать копилку чистоговорок и стихов для автоматизации звуков в речи ребенка, которые используются мною в логопедической работе с детьми. На этот раз позвольте представить вашему вниманию речевой материал, направленный на автоматизацию звука "Щ". Данная работа будет полезна логопедам, воспитателям, родителям.

Содержание
Чистоговорки на звук "Щ" я так же использую на 2-х этапах работы по звукопроизношению.
Первый раз я их использую на этапе автоматизации звука "Щ" в слогах. Работа ведется следующим образом: взрослый читает сам текст, а ребенок произносит только слоги (игра "Эхо").
Например: взрослый - "Вкусные щи", ребенок - "Щи-щи-щи"
Таким образом в увлекательной форме можно проговаривать слоги различной конфигурации довольно долгое время и ребенку это не надоедает. Так же в процессе многократного проговаривания чистоговорки ребенок ее запоминает и потом может ее рассказать на конкурсе чтецов.
Второй раз эти же чистоговорки я использую, когда идет автоматизация данного звука в речи. Сначала я использую чистоговорки, т. к. они уже знакомы ребенку. Только теперь всю чистоговорку говорить ребенок. Второй вариант - это конкурс "Чтецов" - 2-3 ребенка, хорошо произносящие данный звук соревнуются в чтении чистоговорок. Еще на этом этапе мы играем в игру "Кто быстрее?" - берется так же 2-3 ребенка, я называю какой-то слог, например, "ЩУ", а ребенок должен вспомнить и сказать на этот слог чистоговорку. Кто первый скажет, тот получит жетон. В конце игры по количеству жетонов определяется победитель. И в первой, и во второй игре важно не только рассказать чистоговорку, а главное произнести правильно звук.

Вот некоторые из них.
Ща-ща-ща - мы купили леща.
Щу-щу-щу - клещи я ищу.
Ще-ще-ще - дай-ка щей еще.
Щи-щи-щи - мы купили плащи.
Щу-щу-щу - щуку я тащу.
Щи-щи-щи - щиплем щавель мы на щи.
Щи-щи-щи - ты нас мама не ищи.
Ща-ща-ща - мы несем леща.
Щи-щи-щи - мама варит щи.
Ще-ще-ще - я пошел гулять в плаще.
Щу-щу-щу - я грибы в лесу ищу.
Ещ-ещ-ещ - у Кати новая вещь.
Ощ-ощ-ощ - мама варит борщ.
Ещ-ещ-ещ - в сеть попался лещ.
Ащ-ащ-ащ - надень плащ.
Ющ-ющ-ющ - я выращиваю плющ.

А вот несколько чистоговорок-стихотворений
РЫБОЛОВ
Ща-ща-ща - я тащу, тащу леща.
Що-що-що - щуку я тащу еще.
Щи-щи-щи - не годится щука в щи.
Щу-щу-щу - я тащу и не грущу.

ЧИСТИМ ВЕЩИ
Ещ-ещ-ещ - вычистим любую вещь.
Ащ-ащ-ащ - станет чистым мамин плащ.
Ще-ще-ще - ни соринки на плаще.
Щё-щё-щё - что почистить нам еще?
Щи-щи-щи - вещь для чистки поищи.

ПЛЮЩ
Ющ-ющ-ющ - вырос в доме длинный плющ.
Ща-ща-ща - много листьев у плюща.
Ще-ще-ще - я забочусь о плюще.
Щу-щу-щу - дам водичку я плющу.
Щё-щё-щё - завтра плющ полью еще.

На этапе автоматизации звука после чистоговорок я использую стихи, в которых часто встречается звук "Щ". На данном материале потом проводится конкурс "Чтецов". Вот некоторые из них.

Хрящ хрустящий у щенка,
Он хрустит хрящом пока.

Угощу щенка хрящом,
Поиграем с ним потом.
Ловко ищет вещи пудель,
Мой щенок ищейкой будет.

Над речкою тучи гуще,
Дождик хлещет еще пуще.
Даже щуки и лещи
Ищут шляпы и плащи.

Ищут клещи мальчики
В ящике, в чуланчике.
Ищут, ищут, не найдут.
Нет клещей и там, ни тут.

Пишет щука букву "Ща",
Учит грамоте леща:
"Щука, щебень, щит, щавель,
Щетка, щеки, щепка, щель".

Клещ живет под щепкой в чаще.
Чистит щеточкой клещ плащик.
В чаще часто хлещет дождь.
Без плаща в дождь пропадешь.

Разработала учитель - логопед

Некрасова Надежда Павловна

1. Изолированно произносить звук [Щ]:

Губы округлены и вытянуты вперед, широкий кончик языка прижат к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята, язык напряжен. Воздушная струя направлена по середине языка вверх, воздух теплый.

Подражание дворнику, который чистит дорожку около дома.

Щ-щ-щ-щ-щ…

2. Автоматизация в слогах:

При произнесении слогов выделяем звук [Щ], произносим его более длительно.

ЩА

ЩО

ЩУ

ЩИ

ЩЕ

3. Автоматизация в сочетаниях слогов:

При произнесении выделяем звук [Щ], произносим его более длительно.

Ща-ща-ща

Що-що-що

Щу-щу-щу

Щи-щи-щи

Ще-ще-ще

Ща-що-щу

Щи-ще-ща

Що-ще-щи

Щу-що-ще

Ще-ща-що

Ща - що - щу - щи - ще
Щи - ща - що - щу - ще
Що - ща - щу - щи - ще
Ще - ща - що - щи - щу
Щу - ща - що - щи - ще

4. Проговаривать слова, выделяя звук [Щ]:

Ща: щавель.

Щё: щётка, щёки.

Щу: щука, щупать.

Щи: щи, щит; щипцы, щипать, щиток.

Ще: щебет, щепка, щебень; щенок, щетина, щека, щебетать, щекотать, щегол.

5. Проговаривать слова, выделяя звук [Щ] :

Ща: пищать, угощать, помещать, извещать, обобщать, вещать, замещать, обещать, дощатый, восхищаться; пища, пуща, гуща.

Щу: ищу, тащу, угощу, пищу; ищут, наощупь.

Щи: пищит, защита; вещи, ящик, овощи.

Ще: кощей, помещение, угощение, ищейка, ущелье, освещение.

Щё: ещё, мощёный.

Хищник, хищный, мощный, изящный, овощной.

Гонщик, общий.

6. Произносить слова, выделяя звук [Ш]:

Мощь, овощ, хвощ, немощь, помощь, вещь, лещ, клещ, плющ, плащ.

7. Игра на автоматизацию звука [Щ] в словах:

Инструкция: фишка стоит на букве Щ; 2 клеточки вправо, 1 клеточка по диагонали вниз вправо... какое слово? и т. д. Если фишка останавливается на пустой клеточке, то предложите самостоятельно придумать слово со звуком [Щ].

8. Образовать существительное, обозначающее профессию (по образцу):

Стеклить - (стекольщик)

фехтовать -

точить -

чистить -

носит -

камень -

часы -

уголь -

(барабан) -

(сварка) -

(экскаватор) -

9. Образовать существительное с увеличительным значением (по образцу):

Нос - (носище)

сила -

кот -

зубы -

глаза -

сапог -

нога -

голова -

медведь -

усы -

дом -

волк -

(рука) -

13. ДИ «Волшебный куб»:

В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Щ]. Затем, подбрасывая куб, определять место звука [Щ] в названии выпавшей картинки.

15. ДИ «Ромашка»:

Подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [Щ].


10. Проговаривать словосочетания, выделяя звук [Щ]:

Овощные щи

мохнатый щенок

темное помещение

хищная щука

в ящике овощи

Танины вещи

мягкая щетина

обещать угощение

щебетание птиц

щавелевые щи

дубовая щепка

11. ДИ «Сосчитай до 5»:

мохнатый щенок

шипящий гусь

хищная щука

12. Проговаривать предложения:

Дима тащит щуку. Щенок щиплет щетку. В ящике пищит щенок. Лена посолила овощные щи. Дом из щитов - щитовой. Зубы чистят зубной щеткой. Мамины вещи лежат в ящике. В ящике спит мохнатый щенок. Щенок пищит и тащит щетку. Щетки надо найти в ящике. Бабушка угощала нас овощными щами. У Пети книга о хищных щуках. У Сони щетки, а у Феди щит.

13. Проговаривать тексты:

Щеглёнок и щенок.

У Ани - щеглёнок и щенок. Любит щеглёнок щипать щенка за ухо. Щенку щекотно, но он не пищит. Щенок понимает: щеглёнок ещё маленький.

У водоёма.

Ваня с папой идут к водоёму. Там клюют щуки и лещи. Глядя на текущую вдаль воду, Ваня думает о том, как вытащит щуку без папиной помощи.

14. Проговаривать чистоговорки:

Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не упущу.

Мы купили овощей

И для супа, и для щей.

Ты нас, мама, не ищи -

Щиплем щавель мы на щи!

Ищут Катя с Таней вещи:

Ищут щётки, ищут клещи,

Плащ, ботинки, ящик, лейку.

Папа купит им ищейку.

Щенок в ящике лежит,

Щенок к ящику бежит.

Он ищет её тщательно

И стащит обязательно.

Пёс тащит щётку,

Щенок тащит щепку.

Ведь для щенка

Пока и щётка велика.

Щуку щами с овощами

Обещали угостить.

Пищу подходящую

Для щуки поищи,

Ведь хищная щука

Не будет есть щи.

Щегол в гнезде щеглят считал,

Щегол считалку щебетал:

«Щеглёнок - раз, щеглёнок - два.

Счастливей в роще нет щегла».

Над рекою тучи гуще,

Дождик хлещет пуще, пуще.

Даже щуки и лещи

Ищут шляпы и плащи.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. - М., 1999.
  2. Анищенкова Е.С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей. - М., 2007.
  3. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. - СПб., 1994.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация шипящих звуков у детей. - М., 2006.
  5. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. - М., 2008.
  6. Куликовская Т.А. Забавные чистоговорки. - М., 1999.
  7. Нищева Н.В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. - СПб., 2010.
  8. Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. - М., 2011.
  9. Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. - М., 2007.
  10. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. - М., 1995.

Ещё по данной теме:

I. Повторение.

Чтение «Волшебной таблицы» с буквами X и Ц.

Чтение с доски.

Вот наш дом. У дома сад. В саду растут вишни и малина. За домом дуб. Наш сад мал, но хорош.

II. Работа по теме.

1. Фонетическая зарядка.

Как паровоз выпускает пар? (Щ-щ-щ).

Артикуляция, характеристика звука.
Вывод: согласный, шипящий, глухой, мягкий.

Придумайте слова с новым звуком.

У меня пропал носок, Утащил его... (щенок). Медведица рыщет,

Медвежат под елкой... (ищет).

4. Доскажи словечко.

Капризные сандалии

Однажды мне сказали. –

Боимся мы щекотки

Сапожной строгой... (щетки).

5. Запомните слова со звуком [щ], которые встретятся вам в сказке Эдина «Верное средство».

ВЕРНОЕ СРЕДСТВО

Разболелся у щенка зуб, всю щеку раздуло, на поросёнка стал похож. Ходит он по двору, воем воет, а друзья ходят за ним следом и разные советы дают.

-Я знаю верное средство, - щебечет щегол. - Надо положить щенка на щебень кверху лапами и щекотать, пока не пройдет...

-Глупости! - прервал его мышонок Мыша. - Надо взять шестнадцать щетинок и щепотку соли. Всё это смешать и съесть. Как рукой снимет!

-Да, это средство верное, но помогает только мышам, - серьезно сказал поросенок Персик. - А щенкам надо вот что. Поймать щуку, открыть щенку рот, и пускай щука схватит его за больной зуб, как щипцами, и выдернет.

Ага, и голову вместе с зубом оторвет! - хохотнула крыса Дылда. - Не-е-т," я знаю средство - это да! Берется щупальце осьминога и этим самым щупальцем по больной щеке ка-а-а-ак...

Зубы надо чистить! - не выдержал ежонок. - Зубной щеткой. Вот это самое верное средство.

III. Физкультминутка.

Рыбки

Рыбки весело резвятся,

В чистой тепленькой воде

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Ноги вместе, ноги врозь,

Заколачиваем гвоздь.

IV. Знакомство с буквой Щ, щ (картинка).

Разбойница щука

Жить рыбам мешала -

Ловила плотву,

Карасей обижала

Щука в речке жила,

Щеткой воду мела,

Щи варила для гостей,

Угощала пескарей.

Но как-то однажды

Взяла и пропала...

Видать, на крючок

Рыболову попала!

Ты нас, мама, не ищи –

Щиплем мы щавель на щи,

В поле травы шевеля,

Мы нащиплем щавеля.

1.На что похожа буква Щ?

На расческу щ похожа.

Три зубца всего?

Ну что же!

Е. Тарлапан

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

В.Степанов

Место буквы в алфавите.

Игра «Слоговое лото».

Составь слова из слогов: щу, ще, ща, щи, нок, ро, ка, гол, кле.

V.Чтение с доски, печатание.

ща щуки щенок

щу лещи щегол

щи ищу роща

ще чищу чаща

плащ товарищ щавель

плащи товарищи щука

VI.Словарь «Овощи».

Мама принесла овощи. Морковь, картошка, горох, лук, свекла – овощи. Она будет варить щи.

Штриховка (геометрические фигуры по шаблону) .