Согласные звуки русского языка (твердые-мягкие, звонкие-глухие, парные-не парные, шипящие, свистящие). Тема: «Звук и буква щ». Вместе с Незнайкой Какой звук обозначает буква щ
Пояснительная записка
Образовательное учреждение: МОУ «СОШ № 33» г. Энгельса Саратовской области.
Предмет: обучение грамоте, УМК «Школа России»
Класс: 1 класс.
Название материала: урок по теме «Звук [щ], буквы Щ, щ. Строчная буква щ.»
Предназначение: закрепление изученного материала.
Оборудование: “ (автор В.Г. Горецкий), наглядность, раздаточный материал для чтения, слоговая таблица, схемы слов, ребусы.
Методическое обеспечение : Горецкий В. Г. Обучение грамоте. 1 кл.
Лысова Лариса Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 33» г.Энгельса, Саратовской области
Тема: , Звук [щ]. Буквы Щ, щ. Строчная буква щ. “
Цель: 1. познакомить с согласным звуком [щ], буквами Щ щ;
2. развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, отрабатывать
навык звукового анализа слов;
3. развивать речь, внимание;
4. воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: Пропись №4 (автор В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова) издательство,Просвещение“, М., 2002, к, Русской Азбуке “ (автор В.Г. Горецкий), наглядность, раздаточный материал для чтения.
Ход урока
I Орг. момент.
II Нач. урока.
Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. К нам приехал Емеля на печи. Он познакомит вас с новым звуком, вы узнаете, какой буквой он обозначается, и научитесь писать эту букву, но сначала поиграем.
Повторение.
а) Игра, Перевёртыши“
комок казак
кит на море романтик
б) Разгадай ребусы:
к о р м а → комар
к л оу н → кулон
Объяснение нового материала.
Ребята, а из какой сказки приехал к нам Емеля? (По щучьему велению)
Назовите героев этой сказки? (Емеля, царь, щука, Марья – царевна)
В какое время года происходили события в этой сказке? (Зимой, лежало много снега)
Столетиями создавал народ свои сказки. Само слово, сказки“ происходит от глагола, сказать“. В глухую старину по всей необъятной России в занесённых снегом избах, при тусклом свете лучины (На доске : лучина – тонкая, длинная щепка) наши далёкие предки складывали свои сказки. Сказка о Емеле – одна из них.
Наш герой взял вёдра и отправился за водой. Зачерпнул он воду и увидел в ведре…. щуку.
Она предлагает вам отдохнуть.
3.Физминутка. (дети повторяют движения за учителем)
Щуку я тащу, тащу.
Щуку я не упущу.
Вот она какая,
Славная, большая!
Щука плавает кругами.
Щука щёлкает зубами.
Ну и зубы – как пила!
Где такие ты взяла?
Взмолилась щука и попросила Емелю отпустить её, пообещав ему, исполнять все его желания. Согласился на это Емеля и отпустил её. А щука в благодарность дала Емеле целое ведро лещей. Посмотрите в учебнике, как выглядит лещ.
4.Работа с учебником.(стр. 187)
Лещ - это речная рыба с плоским телом.
Дадим характеристику каждому звуку.
Что мы можем сказать о последнем звуке в слове по его схеме?(согласный, глухой, мягкий )
Понаблюдаем за его артикуляцией в зеркальце.
Итак, звук [щ] - согласный, т.к. при его произнесении воздух во рту встречает преграду (зубы) сомкнуты,
На что похож этот звук? (шипение- например, шарик сдувается)
Какой еще звук похож на шипение?
Чем они различаются? (Щ-мягкий, Ш-твердый)
А почему, как вы думаете, значок у нас на страничке один? (звук непарный - нет пары по звонкости-глухости, по твердости-мягкости).
Мы уже знакомы со звуком, который имеет такую же характеристику? Верно, это звук [ч].
5.Фонетическая зарядка + физминутка
А сейчас потренируем свое умение слышать в слове нужный звук. Встаньте.
Будем чередовать приседания с хлопками в ладоши (присели-хлопнули-присели)
Но выполнить движение можно, только, если в слове, которое я произнесу, есть наш новый звук:
ЩЕЛК, ЩЕЛКУНЧИК, ЧЕСТНЫЙ, ЖИЗНЬ, ЩИПЦЫ, ЯЩИК, ПОХОД, ЩЕКА, ТУЧА, ЩУКА, ПЕЧКА, ПРОЩАНИЕ, РОЩА, ШЕПОТ.
Молодцы! Садитесь.
А сейчас познакомимся с буквой, которая этот звук обозначает.
Посмотрите в центр странички в «Азбуке». Кто знает, как правильно называется эта буква? Да, это буквы «ЩА» - большая и маленькая.
Сегодня на уроки мы научимся писать маленькую (строчную) букву щ.
6. Работа в прописи стр. 27.
За окном зима, снегом завалило все дороги, окна домов разрисованы красивыми узорами. Вот и мы с вами сейчас возьмём ручки и попробуем обвести снежный узор в наших прописях.
Давайте посмотрим из каких элементов состоит наша новая буква щ?
Попробуем выложить её из своих разрезных элементов.
Письмо в прописи целой строчки элементов этой буквы.
А теперь попробуем соединить вместе эти элементы. Посмотрите, как пишется эта буква.
Достаньте листочки с образцами написания букв. Найдите нашу изучаемую букву и ручкой по целлофану попробуйте пообводить её. (Затем дети прописывают эту букву в прописи.)
7.Работа с учебником.(стр.187)
Раньше в деревне воду носили из проруби. Брали коромысло, два деревянных ведра и шли за водой.
На доске : прорубь – отверстие, прорубленное во льду реки, озера.
коромысло – толстая, изогнутая, деревянная планка с крючками для ношения
вёдер на плече.
А мужчины из этого проруби ловили рыбу. Вот и мы с вами сейчас отправимся на рыбалку.
Начинаем,удить“. Если вы прочитаете слово и в нём будет звук [щ], то вытягиваете удочку и продолжает читать следующий ученик, а если нет этого звук, то,удим дальше.“
Дети читают по цепочки слова с учебника.
8. Физминутка для глаз. (дети только глазами следят за рыбами, которые то появляются вводе, то исчезают.)
Наш Емеля совсем засиделся на печи и решил он поговорить с волшебной щукой. Очень уж он захотел «5» за урок получить. А вы хотите? Тогда давайте выполним задание, которое приготовила для вас щука. (Дети по учебнику читают скороговорки)
Вспомните, ребята, а щука это какая рыба? (Щука – хищная рыба)
А каких ещё щищных рыб вы знаете?
Составьте предложения с этими словами?
Одно из ваших предложений мы сейчас запишем в прописи. Оно там уже есть. (Ёрш и щука – хищные рыбы.) Работа в прописях стр.27
10. Итог урока
Вот и подходит к концу наш урок. Чему мы сегодня учились?
11. Рефлексия
Всё ли у вас получилось сегодня на уроке? Подумайте, как работал каждый из вас, достиг ли вы цели. Если вы считаете, что потрудились хорошо, все поняли, попали прямо в цель, то и стрелу своих знаний можете воткнуть прямо в центр мишени. А если считаете, что можно было бы поработать лучше, вы не совсем достигли цели, то и стрелу воткните во второй круг.
Речевой материал для автоматизации звука "Щ" у детей. Логопедия
Цель: автоматизация звука "Щ" в речи ребенка.Задачи:
1. Отработать правильное произношение звука "Щ" в речи ребенка с помощью чистоговорок и стихотворений.
2. Улучшить ритмико-интонационную сторону речи.
3. Повысить речевую активность ребенка.
4. Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.
Описание: Уважаемые коллеги, продолжаю публиковать копилку чистоговорок и стихов для автоматизации звуков в речи ребенка, которые используются мною в логопедической работе с детьми. На этот раз позвольте представить вашему вниманию речевой материал, направленный на автоматизацию звука "Щ". Данная работа будет полезна логопедам, воспитателям, родителям.
Содержание
Чистоговорки на звук "Щ" я так же использую на 2-х этапах работы по звукопроизношению.
Первый раз я их использую на этапе автоматизации звука "Щ" в слогах. Работа ведется следующим образом: взрослый читает сам текст, а ребенок произносит только слоги (игра "Эхо").
Например: взрослый - "Вкусные щи", ребенок - "Щи-щи-щи"
Таким образом в увлекательной форме можно проговаривать слоги различной конфигурации довольно долгое время и ребенку это не надоедает. Так же в процессе многократного проговаривания чистоговорки ребенок ее запоминает и потом может ее рассказать на конкурсе чтецов.
Второй раз эти же чистоговорки я использую, когда идет автоматизация данного звука в речи. Сначала я использую чистоговорки, т. к. они уже знакомы ребенку. Только теперь всю чистоговорку говорить ребенок. Второй вариант - это конкурс "Чтецов" - 2-3 ребенка, хорошо произносящие данный звук соревнуются в чтении чистоговорок. Еще на этом этапе мы играем в игру "Кто быстрее?" - берется так же 2-3 ребенка, я называю какой-то слог, например, "ЩУ", а ребенок должен вспомнить и сказать на этот слог чистоговорку. Кто первый скажет, тот получит жетон. В конце игры по количеству жетонов определяется победитель. И в первой, и во второй игре важно не только рассказать чистоговорку, а главное произнести правильно звук.
Вот некоторые из них.
Ща-ща-ща - мы купили леща.
Щу-щу-щу - клещи я ищу.
Ще-ще-ще - дай-ка щей еще.
Щи-щи-щи - мы купили плащи.
Щу-щу-щу - щуку я тащу.
Щи-щи-щи - щиплем щавель мы на щи.
Щи-щи-щи - ты нас мама не ищи.
Ща-ща-ща - мы несем леща.
Щи-щи-щи - мама варит щи.
Ще-ще-ще - я пошел гулять в плаще.
Щу-щу-щу - я грибы в лесу ищу.
Ещ-ещ-ещ - у Кати новая вещь.
Ощ-ощ-ощ - мама варит борщ.
Ещ-ещ-ещ - в сеть попался лещ.
Ащ-ащ-ащ - надень плащ.
Ющ-ющ-ющ - я выращиваю плющ.
А вот несколько чистоговорок-стихотворений
РЫБОЛОВ
Ща-ща-ща - я тащу, тащу леща.
Що-що-що - щуку я тащу еще.
Щи-щи-щи - не годится щука в щи.
Щу-щу-щу - я тащу и не грущу.
ЧИСТИМ ВЕЩИ
Ещ-ещ-ещ - вычистим любую вещь.
Ащ-ащ-ащ - станет чистым мамин плащ.
Ще-ще-ще - ни соринки на плаще.
Щё-щё-щё - что почистить нам еще?
Щи-щи-щи - вещь для чистки поищи.
ПЛЮЩ
Ющ-ющ-ющ - вырос в доме длинный плющ.
Ща-ща-ща - много листьев у плюща.
Ще-ще-ще - я забочусь о плюще.
Щу-щу-щу - дам водичку я плющу.
Щё-щё-щё - завтра плющ полью еще.
На этапе автоматизации звука после чистоговорок я использую стихи, в которых часто встречается звук "Щ". На данном материале потом проводится конкурс "Чтецов". Вот некоторые из них.
Хрящ хрустящий у щенка,
Он хрустит хрящом пока.
Угощу щенка хрящом,
Поиграем с ним потом.
Ловко ищет вещи пудель,
Мой щенок ищейкой будет.
Над речкою тучи гуще,
Дождик хлещет еще пуще.
Даже щуки и лещи
Ищут шляпы и плащи.
Ищут клещи мальчики
В ящике, в чуланчике.
Ищут, ищут, не найдут.
Нет клещей и там, ни тут.
Пишет щука букву "Ща",
Учит грамоте леща:
"Щука, щебень, щит, щавель,
Щетка, щеки, щепка, щель".
Клещ живет под щепкой в чаще.
Чистит щеточкой клещ плащик.
В чаще часто хлещет дождь.
Без плаща в дождь пропадешь.
Разработала учитель - логопед
Некрасова Надежда Павловна
1. Изолированно произносить звук [Щ]:
Губы округлены и вытянуты вперед, широкий кончик языка прижат к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята, язык напряжен. Воздушная струя направлена по середине языка вверх, воздух теплый.
Подражание дворнику, который чистит дорожку около дома.
Щ-щ-щ-щ-щ…
2. Автоматизация в слогах:
При произнесении слогов выделяем звук [Щ], произносим его более длительно.
ЩА
ЩО
ЩУ
ЩИ
ЩЕ
3. Автоматизация в сочетаниях слогов:
При произнесении выделяем звук [Щ], произносим его более длительно.
Ща-ща-ща
Що-що-що
Щу-щу-щу
Щи-щи-щи
Ще-ще-ще
Ща-що-щу
Щи-ще-ща
Що-ще-щи
Щу-що-ще
Ще-ща-що
Ща - що - щу - щи - ще
Щи - ща - що - щу - ще
Що - ща - щу - щи - ще
Ще - ща - що - щи - щу
Щу - ща - що - щи - ще
4. Проговаривать слова, выделяя звук [Щ]:
Ща: щавель.
Щё: щётка, щёки.
Щу: щука, щупать.
Щи: щи, щит; щипцы, щипать, щиток.
Ще: щебет, щепка, щебень; щенок, щетина, щека, щебетать, щекотать, щегол.
5. Проговаривать слова, выделяя звук [Щ] :
Ща: пищать, угощать, помещать, извещать, обобщать, вещать, замещать, обещать, дощатый, восхищаться; пища, пуща, гуща.
Щу: ищу, тащу, угощу, пищу; ищут, наощупь.
Щи: пищит, защита; вещи, ящик, овощи.
Ще: кощей, помещение, угощение, ищейка, ущелье, освещение.
Щё: ещё, мощёный.
Хищник, хищный, мощный, изящный, овощной.
Гонщик, общий.
6. Произносить слова, выделяя звук [Ш]:
Мощь, овощ, хвощ, немощь, помощь, вещь, лещ, клещ, плющ, плащ.
7. Игра на автоматизацию звука [Щ] в словах:
Инструкция: фишка стоит на букве Щ; 2 клеточки вправо, 1 клеточка по диагонали вниз вправо... какое слово? и т. д. Если фишка останавливается на пустой клеточке, то предложите самостоятельно придумать слово со звуком [Щ].
8. Образовать существительное, обозначающее профессию (по образцу):
Стеклить - (стекольщик)
фехтовать -
точить -
чистить -
носит -
камень -
часы -
уголь -
(барабан) -
(сварка) -
(экскаватор) -
9. Образовать существительное с увеличительным значением (по образцу):
Нос - (носище)
сила -
кот -
зубы -
глаза -
сапог -
нога -
голова -
медведь -
усы -
дом -
волк -
(рука) -
13. ДИ «Волшебный куб»:
В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Щ]. Затем, подбрасывая куб, определять место звука [Щ] в названии выпавшей картинки.
15. ДИ «Ромашка»:
Подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [Щ].
10. Проговаривать словосочетания, выделяя звук [Щ]:
Овощные щи
мохнатый щенок
темное помещение
хищная щука
в ящике овощи
Танины вещи
мягкая щетина
обещать угощение
щебетание птиц
щавелевые щи
дубовая щепка
11. ДИ «Сосчитай до 5»:
мохнатый щенок
шипящий гусь
хищная щука
12. Проговаривать предложения:
Дима тащит щуку. Щенок щиплет щетку. В ящике пищит щенок. Лена посолила овощные щи. Дом из щитов - щитовой. Зубы чистят зубной щеткой. Мамины вещи лежат в ящике. В ящике спит мохнатый щенок. Щенок пищит и тащит щетку. Щетки надо найти в ящике. Бабушка угощала нас овощными щами. У Пети книга о хищных щуках. У Сони щетки, а у Феди щит.
13. Проговаривать тексты:
Щеглёнок и щенок.
У Ани - щеглёнок и щенок. Любит щеглёнок щипать щенка за ухо. Щенку щекотно, но он не пищит. Щенок понимает: щеглёнок ещё маленький.
У водоёма.
Ваня с папой идут к водоёму. Там клюют щуки и лещи. Глядя на текущую вдаль воду, Ваня думает о том, как вытащит щуку без папиной помощи.
14. Проговаривать чистоговорки:
Щуку я тащу, тащу,
Щуку я не упущу.
Мы купили овощей
И для супа, и для щей.
Ты нас, мама, не ищи -
Щиплем щавель мы на щи!
Ищут Катя с Таней вещи:
Ищут щётки, ищут клещи,
Плащ, ботинки, ящик, лейку.
Папа купит им ищейку.
Щенок в ящике лежит,
Щенок к ящику бежит.
Он ищет её тщательно
И стащит обязательно.
Пёс тащит щётку,
Щенок тащит щепку.
Ведь для щенка
Пока и щётка велика.
Щуку щами с овощами
Обещали угостить.
Пищу подходящую
Для щуки поищи,
Ведь хищная щука
Не будет есть щи.
Щегол в гнезде щеглят считал,
Щегол считалку щебетал:
«Щеглёнок - раз, щеглёнок - два.
Счастливей в роще нет щегла».
Над рекою тучи гуще,
Дождик хлещет пуще, пуще.
Даже щуки и лещи
Ищут шляпы и плащи.
ЛИТЕРАТУРА
- Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. - М., 1999.
- Анищенкова Е.С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей. - М., 2007.
- Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. - СПб., 1994.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация шипящих звуков у детей. - М., 2006.
- Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. - М., 2008.
- Куликовская Т.А. Забавные чистоговорки. - М., 1999.
- Нищева Н.В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. - СПб., 2010.
- Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. - М., 2011.
- Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. - М., 2007.
- Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. - М., 1995.
Ещё по данной теме:
I. Повторение.
Чтение «Волшебной таблицы» с буквами X и Ц.
Чтение с доски.
Вот наш дом. У дома сад. В саду растут вишни и малина. За домом дуб. Наш сад мал, но хорош.
II. Работа по теме.
1. Фонетическая зарядка.
Как паровоз выпускает пар? (Щ-щ-щ).
Артикуляция, характеристика звука.
Вывод: согласный, шипящий, глухой, мягкий.
Придумайте слова с новым звуком.
У меня пропал носок, Утащил его... (щенок). Медведица рыщет,
Медвежат под елкой... (ищет).
4. Доскажи словечко.
Капризные сандалии
Однажды мне сказали. –
Боимся мы щекотки
Сапожной строгой... (щетки).
5. Запомните слова со звуком [щ], которые встретятся вам в сказке Эдина «Верное средство».
ВЕРНОЕ СРЕДСТВО
Разболелся у щенка зуб, всю щеку раздуло, на поросёнка стал похож. Ходит он по двору, воем воет, а друзья ходят за ним следом и разные советы дают.
-Я знаю верное средство, - щебечет щегол. - Надо положить щенка на щебень кверху лапами и щекотать, пока не пройдет...
-Глупости! - прервал его мышонок Мыша. - Надо взять шестнадцать щетинок и щепотку соли. Всё это смешать и съесть. Как рукой снимет!
-Да, это средство верное, но помогает только мышам, - серьезно сказал поросенок Персик. - А щенкам надо вот что. Поймать щуку, открыть щенку рот, и пускай щука схватит его за больной зуб, как щипцами, и выдернет.
Ага, и голову вместе с зубом оторвет! - хохотнула крыса Дылда. - Не-е-т," я знаю средство - это да! Берется щупальце осьминога и этим самым щупальцем по больной щеке ка-а-а-ак...
Зубы надо чистить! - не выдержал ежонок. - Зубной щеткой. Вот это самое верное средство.
III. Физкультминутка.
Рыбки
Рыбки весело резвятся,
В чистой тепленькой воде
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
Ноги вместе, ноги врозь,
Заколачиваем гвоздь.
IV. Знакомство с буквой Щ, щ (картинка).
Разбойница щука
Жить рыбам мешала -
Ловила плотву,
Карасей обижала
Щука в речке жила,
Щеткой воду мела,
Щи варила для гостей,
Угощала пескарей.
Но как-то однажды
Взяла и пропала...
Видать, на крючок
Рыболову попала!
Ты нас, мама, не ищи –
Щиплем мы щавель на щи,
В поле травы шевеля,
Мы нащиплем щавеля.
1.На что похожа буква Щ?
На расческу щ похожа.
Три зубца всего?
Ну что же!
Е. Тарлапан
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
В.Степанов
Место буквы в алфавите.
Игра «Слоговое лото».
Составь слова из слогов: щу, ще, ща, щи, нок, ро, ка, гол, кле.
V.Чтение с доски, печатание.
ща щуки щенок
щу лещи щегол
щи ищу роща
ще чищу чаща
плащ товарищ щавель
плащи товарищи щука
VI.Словарь «Овощи».
Мама принесла овощи. Морковь, картошка, горох, лук, свекла – овощи. Она будет варить щи.
Штриховка (геометрические фигуры по шаблону) .