Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Трехкомпонентная теория стратификации. Статусные группы, социальные категории Три известные вам статусные группы

Социальная структура современного российского общества

Т. И. Заславская – современный российский экономист и социолог.

Российское общество состоит из четырех социальных слоев:
верхнего, среднего, базового и нижнего, а также... «социального дна». Под верхним слоем понимается, прежде всего, реально правящий слой... К нему относятся элитные... группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяет факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформ.
Второй слой назван средним... Пока этот слой слишком малочислен... Это мелкие предприниматели... менеджмент средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные... специалисты и рабочие.
Базовый социальный слой очень массивен. Он охватывает более двух третей российского общества. Его представители обладают средним профессионально-квалифицированным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом.
К базовому слою относится часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, работники массовых профессий торговли и сервиса, а также большая часть крестьянства. Хотя социальный статус... интересы и поведение этих групп различны, их роль в переходном процессе достаточно сходна. Это в первую очередь приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус.
Структура и функции нижнего слоя представляются наименее ясными. Отличительными чертами его представителей являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. В основном этот слой состоит либо из пожилых малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, не заработавших достаточных пенсий, либо из тех, кто не имеет профессий, а нередко и постоянного занятия, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов. Определить данный слой можно на основе таких признаков, как очень низкий личный и семейный доход, низкий уровень образования, занятие неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы.
...Представителями социального дна являются преступники и полупреступные элементы – воры, бандиты, торговцы наркотиками, содержатели притонов, мелкие и крупные жулики, наемные убийцы, а также опустившиеся люди – алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи и т. д.

Социология в вопросах и ответах / Под ред. проф. В. А. Чуланова. –
Ростов-на-Дону, 2000. – С. 167–168.

Вопросы и задания к тексту:
1. На основе каких критериев, по вашему мнению, образована данная структура современного российского общества? Аргументируйте свой ответ.
2. Возможно ли в современной России изменить свою принадлежность к той или иной социальной группе? Приведите пример, подтверждающий ваш ответ.

Я-концепция Представления человека о самом себе и то, каким знают его другие люди, никогда полностью не совпадают. Каждый извлекает из собственных

переживаний некое существенное со своей точки зрения содержание и создает из него специфическую персонификацию - образ человека, модель его (или своей) личности, как он ее себе представляет. Все знают, что человек идеализирует («выдумывает») объект своей любви и создает контрастный образ врага. По тому же принципу создается персонификация самого себя... Организованная когнитивная (познавательная. - Ред.) структура, извлеченная из собственных переживаний своего собственного «Я», называется Я-концепцией. Однажды возникнув, она очень избирательно принимает в данную концептуальную категорию новые переживания или новую информацию. Поэтому ей приписывают тенденцию к самоподкреплению. Серьезный вклад в разработку этого понятия внес Манфред Кун. Он рассматривает Я-концепцию как основу для организации личности, ее интеграции в процессах социального взаимодействия. Кун выделяет пять функций данного образования в регуляции поведения: а) определение собственной идентичности; б) собственных интересов, симпатий и антипатий; в) своих целей и продвижений к успеху; г) системы соотнесения, в центре которой находится сам индивид в окружении значимых объектов; д) самооценивания. «Центральным в Я-концепции индивида, - пишет М. Кун, - является его идентичность, т. е. его генерализованная (обобщенная. - Ред.) позиция в обществе, происходящая из его статусов в группах, членом которых он является, которая предопределена этими статусами, и социальных категорий, которые группа членства заставляет его приписывать самому себе (пол, возраст, класс, раса и т. п.)». Вопросы и задания: 1) Как вы понимаете положение о том, что представление о себе и представление других людей о вас не совпадают? Приведите примеры такого несовпадения, известные вам из литературы. 2) Какие элементы входят в Я-концепцию? Как вы понимаете их сущность? 3) Какой важный для самопознания вывод можно сделать из того, что людям свойственно идеализировать предмет любви? 4) Может ли сформироваться Я-концепция у человека, лишенного общественных контактов? Ответ аргументируйте.

ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ СРОЧНО! Опираясь на собственный опыт приведите примеры влияния на личность сплоченной группы, где высоко ценится хорошее отношение

ее членов и существует групповое мнение.

Предлагаем вам фрагмент текста о ходе одного из известных экспериментов Соломона Аша, около полувека назад исследовавшего подчинение человека групповому

Спустя полвека после К. Маркса собственное учение о стратификации попытался создать М. Вебер. Экономический класс, статусная группа и политическая партия – три базовые единицы социальной стратификации у М. Вебера (рис. 11.7).

Статус не имеет никакого отношения к экономике. Он измеряется или определяется социальной честью, популярностью, престижем, стилем жизни, общественным уважением. Статус формирует собственно социальную стратификацию.

Партия формируется доступом и распоряжением властью. Политические партии формируются вокруг борьбы за власть и раздел власти в обществе. Это единицы политической стратификации общества.

Рис. 11.7.

Класс формируется благодаря обладанию теми или иными рыночными преимуществами – значительным капиталом, недвижимостью, наследством, профессиональной квалификацией, заработками и гонорарами, рентой и др. Поскольку классообразующими факторами выступают именно экономические ресурсы, классы у Вебера относятся к экономической стратификации.

Классы формируют экономический порядок – распределение богатства; статусы создают статусный порядок – распределение престижа, привилегий и чести; власть лежит в основе политического порядка – монопольного распределения дефицитных ресурсов общества.

Власть рассматривается М. Вебером как способность и возможность навязывать свою волю или свой способ действий другим людям помимо их желания, т.е. несмотря на их сопротивление; богатство – как совокупность всех материальных ценностей, принадлежащих человеку, включая его доход, землю и прочие виды собственности; престиж – как признание и уважение достоинств субъекта, высокая оценка его поступков, являющихся образцом для подражания.

Статус и власть зависят от экономической позиции, но могут достигаться независимо от нее, например через принадлежность к ведущей политической партии или религии. Некоторые занятия высоки на экономической шкале, по низки на статусной, и наоборот. Вебер точно предсказал подъем нового среднего класса – бюрократов, менеджеров, учителей, социальных работников и т.д., которые не владеют средствами производства, но которые и не считают себя частью рабочего класса.

Вебер выделил три главные черты, характеризующие класс.

  • 1. Жизненные шансы – благоприятные или неблагоприятные условия, помогающие либо препятствующие получению) тех или иных экономических благ (работы, имущества, капиталов, прибыли и др.).
  • 2. Экономические интересы – желание, стремление или заинтересованность в получении тех или иных экономических благ.
  • 3. Рынок – соотношение факторов, не зависящих от желаний индивида и относящихся к институциональной структуре общества, позволяющих реализовать его намерение приобрести экономические блага.

В зависимости от типа рынка, в котором участвуют индивиды, их экономических интересов и классовой ситуации Вебер построил типологию классов, включающую в себя следующие:

  • класс собственников – те, кто владеет шахтами, заводами, лесами, землей, скотом, капиталами, рабами, техническими патентами, средствами коммуникации, франчайзами и интеллектуальной собственностью;
  • коммерческие классы – купцы, банкиры, финансисты, профессионалы, индустриальные и аграрные предприниматели;
  • стяжательские классы – обладатели редких талантов, знаний, профессиональных навыков, востребованных на рынке труда, получающие высокие гонорары за монопольное владение этими редкостными ресурсами (художники, ученые, писатели, продюсеры, артисты, спортивные звезды и тренеры, редкие специалисты и т.д.);
  • основные классы – рабочие, не имеющая собственности интеллигенция и специалисты (техники, госслужащие, врачи, учителя и др.), мелкая буржуазия.

Для Маркса классы существовали всегда, когда существовала эксплуатация и частная собственность, т.е. в Античности, Средневековье, в Новое время и в современности. Для Вебера классы возникли только в современности, когда капитализм, в неразвитых формах существовавший в Античности, средневековье, Новом времени, достиг своего расцвета. Таким образом, Вебер связывал понятие класса лишь с капиталистическим обществом.

Расхождение между двумя учениями заключается в том, что Маркс в качестве главного критерия брал собственность на средства производства и эксплуатацию труда, а Вебер – собственность на средства производства и рынок труда. Собственность, а соответственно и эксплуатация, существовали во все эпохи, даже в позднем палеолите, а рынок как всеобщий и главенствующий институт общества – только в современную эпоху. Схематически различие двух подходов можно выразить следующим образом (рис. 11.8).

Рис. 11.8.

Как видим, у Маркса классы существовали всегда, когда существовало государство, а капитализм – только в современности. У Вебера, напротив, капитализм существовал всегда, а классы – только в современности. Отсюда мы может сделать вывод, что, несмотря на значительное сходство, в понимании капитализма и классов у двух мыслителей наблюдаются серьезные расхождения.

Для Маркса и Вебера базисной категорией для трактовки класса выступало наличие или отсутствие собственности. В этом они схожи. Но у Маркса вторым необходимым критерием класса выступает эксплуатация труда, а у Вебера – рынок. Вебер сходится с Марксом в том, что экономическое преимущество капитала позволяет ему эксплуатировать труд. Но в отличие от Маркса он считал, что конфликт между собственниками и не собственниками присущ любому обществу.

Класс у Вебера неразрывно связан с обменом товаров и услуг посредством денег. Где их нет, нет и классов. Рыночный обмен выступает регулятором отношений только при капитализме, стало быть, и классы существуют только при капитализме. Традиционное общество – арена действия статусных групп (сословий), а современное – классов .

Социологический практикум

Власть, богатство, престиж. Приведите примеры тех, кто обладает:

  • 1) всеми тремя факторами;
  • 2) только властью и богатством, но не престижем;
  • 3) только богатством и престижем, но не властью;
  • 4) ни одним из трех;
  • 5) только престижем, но не властью и богатством;
  • 6) только властью, но не богатством и престижем.

Класс – множество людей, находящихся в одинаковой классовой ситуации. К примеру, все относящиеся к мелкой буржуазии в одинаковой степени владеют скромной собственностью, не позволяющей жить на проценты на нее и требующей применения собственного труда.

Таким образом, социальный класс формируют только два фактора – частная собственность и продажа рабочей силы. Отсутствие хотя бы одного из них делает невозможным классовое деление. В древнем обществе существовала собственность на средства производства, но не было рынка труда, стало быть, там не было классов в точном смысле слова. Рабочие и предприниматели – классы. Рабы и рабовладельцы, феодалы и крестьяне – статусные группы, сословия.

Важным понятием, неизвестным Марксу, выступает у Вебера классовая ситуация. Она служит синонимом рыночной ситуации. В свою очередь оба понятия тесно связаны с третьим – жизненными шансами.

Жизненные шансы представляют собой вероятность получить бо́льшие или меньшие блага (высоко оплачиваемая и престижная работа, собственный дом, полноценное питание и престижная одежда, комфортная жизненная среда) благодаря приложению тех усилий, которые ценятся на рынке труда, на что имеется спрос. У одних эти шансы велики, у других они низки. Индивиды входят в один и тот же класс, если у них примерно одинаковые жизненные шансы. Конечно, они сильно различаются у тех, кто владеет собственностью, и у тех, кто ею не владеет. Однако собственность – не единственный фактор, определяющий экономическое положение человека. не меньшее значение приобретает интеллектуальный багаж, совокупность знаний и умений, благодаря которым на рынке труда улучшаются шансы получить высокий оклад.

Если классовая стратификация основана на распределении доходов и собственности на средства производства, то формирующаяся внутри нее профессиональная стратификация базируется на разделении труда и понятии профессиональной занятости.

Термин "профессиональная занятость" Вебер применяет к способу специализации, спецификации и комбинации выполняемых в трудовом процессе функций, от которых в конечном итоге зависит способ и размер получаемого дохода . Спецификация функций характерна для средневековых ремесленников, а специализация – для современных бизнес-организаций . Выбор профессии может основываться на традициях (семейные профессии), целерациональных соображениях (например, величина заработка), а также харизматических и аффективных критериях.

Между крупной буржуазией и предпринимателями, с одной стороны, и рабочим классом, с другой, расположены многочисленные средние классы. К ним Вебер относит крестьян, ремесленников, чиновников, лиц свободных профессий, а "также рабочих, занимающих исключительно монополистическую позицию" .

Итак, один полюс классовой шкалы у Вебера занимает высший класс, который он называет "позитивно привилегированным классом", т.е. собственниками. Второй полюс – низший класс, или "негативно привилегированный класс", т.е. несобственники. К высшему классу относятся те, кто живет на проценты с собственности и обладает хорошим образованием, а к низшему – те, у кого нет ни собственности, приносящей годовой доход, ни хорошего образования, позволяющего надеяться на высокие заработки. Логически рассуждая, к средним классам надо относить тех, кто сочетает оба признака и занимает противоречивые позиции. Иными словами, к среднему классу надо относить: а) тех, кто владеет небольшой собственностью и невысоким уровнем образования (мелкая буржуазия – лавочники и розничные торговцы, мелкие предприниматели); б) тех, кто не имеет никакой собственности, но обладает высокой квалификацией и возможностью получать высокие оклады (интеллигенция и специалисты). Именно вторая страта должна расти наиболее интенсивно .

Второе по важности место в модели стратификации занимают статусные группы . Как и классы, они выступают формой разделения и распределения власти. У Вебера статус формируется на основе разных источников. В традиционном обществе титулы и звания жаловались первым лицом в государстве, закреплялись законом и (или) традицией. В современном обществе статус формируется на основе профессиональных занятий .

К статусным группам относятся сословия, касты, расовые, этнические и религиозные группы. В отличие от классов, представляющих собой статистические множества, статусные группы сплочены, имеют внутреннюю культуру и правила поведения. По происхождению они бывают двух видов: 1) возникают внутри одного класса; 2) возникают между классами.

Если классы отличались друг от друга жизненными шансами, то статусные группы – стилем жизни. Стиль жизни выступает у Вебера понятием, конкретизирующим статусные почести, т.е. дарованными, узурпированными или достигнутыми привилегиями, а также уважением, каким пользуется данная группа в общественном мнении. Стиль жизни выражается в особой субкультуре и манерах поведения людей.

Если классы, согласно Веберу, присущи только капитализму, то статусные группы свойственны всем историческим эпохам (рис. 11.9).

Рис. 11.9.

Вебер полагал, что в моменты стабилизации общества статусные группы и статусная стратификация укрепляются. Напротив, в периоды экономического кризиса возрастает роль классовой стратификации .

Разработка Вебером понятий "статус" и "статусная группа" явилось крупной научной новацией, направленной против односторонностей чисто классового подхода, особенно против марксистского тезиса о неизбежной поляризации общества.

Третьим измерением стратификации у Вебера выступает политическое измерение, связанное с партиями и борьбой за власть. Сфера политики всегда связана с борьбой за власть – это азбучная истина. Она еще раз доказывается Вебером, который считал, что два первых измерения – статусное и экономическое – в конечном итоге подчинены третьему, политическому измерению. В работе "Основные понятия стратификации" Вебер пишет: "Сейчас мы можем сказать: “классы”, “статусные группы” и “партии” – явления, относящиеся к сфере распределения власти внутри сообщества" .

Классы – это номинальные группы, т.е. статистические совокупности людей, которые все вместе, как классовое целое, не способны к организованному действию. К нему готова только часть класса, сплотившаяся вокруг какой-либо партии. В отличие от класса, статусная группа – это реальное сообщество, которое само может выступать субъектом социального действия, хотя и у нее тоже может быть своя партия. Таким образом, борьба между классами или группами людей, если говорить о стремлении к власти и мыслить о них как о возможных субъектах, в роли которых выступают партии.

Итак, в основу иерархии и основанной на ней стратификации Вебер положил три фактора – собственность, власть и престиж. Различия в собственности порождают экономические классы, различия в доступе к власти порождают политические партии, а различия в престиже дают статусные группы.

    Cm.: Weber M. Economy and Society: An outline of interpretive sociology. Vol. 1. P. 140-141.
  • См.: Weber М. Economy and Society. Ν. Y.: Bedminster Press, 1968. P. 938.
  • Вебер М. Основные понятия стратификации // Кравченко А. И. Социология Макса Вебера: труд и экономика. С. 163.
  • Бедность и нищета как социальные явления. Социальная защита малообеспеченных слоев населения
  • Билет 9. 1. Функции (педагогические и социальные), принципы (социальные, обще-методические, специально-методические) АФК
  • Большие группы, в свою очередь, классифицируют на реальные (контактные) и условные (номинальные).
  • В.2. Понятие правонарушения (социальные и юридические аспекты). Состав правонарушения.
  • В.2. Понятие юридической ответственности (социальные и юридические аспекты).
  • В.48. Понятие правонарушения (социальные и юридические аспекты). Состав правонарушения.
  • Статусная стратификация, занимающая второе по важности место в модели М. Вебера, описывает иерархически расположенные страты в терминах социально признанного ранга. Ее основу составляют статусные группы .

    Вебер мыслил статусную группу как вид социальной общности. Она выступает агентом коллективного действия. Если социальный класс - гетерогенное, внутренне раздробленное статистическое образование, то статусная группа - внутренне однородная и морально сплоченная общность. Именно с ней, а не с классом, чаще всего идентифицирует себя индивид. К статусным могут относиться также расовые, этнические и религиозные группы. Они чутко реагируют на нарушение своих границ, быстрее организуются для защиты общеколлективных ценностей и целей.

    По мнению Ф. Паркина, Вебер подразделял статусные группы на два вида: 1) статусные группы, возникшие внутри социального класса благодаря разделению труда и частной собственности.; 2) статусные группы, возникающие вне социальных классов, на их пересечении. К внутриклассовым статусным группам следует отнести те страты, которые называются также средними классами современного капиталистического общества.

    Межклассовые статусные группы не создаются разделением труда или производственной системой. Главные среди них - так называемые коммунальные группы, или общины. Они существуют во всех обществах. К межклассовым следует относить сословия, касты, религиозные и этнические группы.

    Ярким примером статусной группы выступает у Вебера бюрократия , которая, как любая другая коллективность, борется за сохранение внутригрупповых ценностей, целей и интересов, проявляет солидарные действия с себе подобными и т.д. В отличие от партии она не борется за политическую власть и установление своего господства революционным или легитимным, на основе выборов, путем.. Она не является исполнительным комитетом другого класса, но скорее организованной статусной группой. В техническом смысле бюрократия не является классом и не может на равных с ним участвовать в борьбе за власть. Бюрократия - самая мощная и влиятельная из всех статусных групп. Она контролирует служебную карьеру других, распределение ресурсов общества, не обладая при этом привилегиями собственника и преимуществами рыночной монополии



    Если классы различались друг от друга жизненными шансами , то статусные группы - стилем жизни . Стиль жизни выступает у Вебера понятием, конкретизирующим статусные почести, т.е. дарованными, узурпированными или достигнутыми привилегиями, а также уважением, каким пользуется данная группа в общественном мнении. Стиль жизни выражается в особой субкультуре и манерах поведения людей.

    Те категории людей (например, рабы), судьба которых не детерминирована возможностями (или шансами) приобре-тать на рынке товары в личное пользование или обслуживать самих себя, социолог относит к «статусным группам».
    Вебер определяет их так: «В противоположность классам статусные группы являются нормальными сообществами. Правда, в большинстве своем они аморфны. В противоположность чисто экономически детерминированной «классовой ситуации» мы понимаем под «статусной ситуацией» любой типичный компонент жизненной судьбы людей, который детерминирован специфическим, позитивным или негативным, социальным оцениванием почести. Такая почесть может обозначать любое качество, оцениваемое большинством людей, и, конечно же, оно тесно связано с классовой ситуацией: классовые различия самыми разнообразными способами связаны со статусными различиями. Собственность как таковая не всегда признается и в качестве статусной характеристики, но с течением времени она проявляла себя таковой, причем с удивительной регулярностью».
    Статусную почесть Вебер выражает сле-дующим образом: это специфический стиль жизни, который ожидается от тех, кто высказывает желание принадлежать к данному кругу людей. Связанные с этим стилем ожидания представляют собой ограничения «социального» общения (то есть общения, которое не обслуживает экономические или любые другие «функциональные» цели бизнеса). «Статус» развивается постольку, поскольку он не является индивидуально и социально иррелевантной имитацией другого стиля жизни, но представляет собой осно-ванное на достигнутом согласии совместное действие за-крытого типа. По мнению М. Вебера, статусные группы развивают особый образ жизни: особый стиль потребления, общения, особый характер заключенных браков.
    Термином «социальный статус» Вебер обозначил реальные притязания на позитивные или негативные приви-легии в отношении социального престижа, если этот статус основывается на одном или большем количестве следующих критериев: а) образ жизни, б) формальное образование, заключавшееся в практическом или теоретическом обучении и усвоении соответствующего образа жизни, в) престиж рож-дения или профессии.
    Из определения видно, что и имущие, и неимущие могут входить в одну и ту же статусную группу.
    Философ считал, что развитие статуса - важный вопрос страти-фикации, основанной на узурпации. Узурпация - естественный источник почти всех статусных почестей. «Однако путь от этой чисто конвенциональной ситуации к легальным приви-легиям, позитивным или негативным, легко прокладывается, как только определенная стратификация социального поряд-ка становится реальным фактом, как только достигнута стабильность благодаря упорядоченному распределению эконо-мической власти <...>».
    Кроме того, стратификация по статусам сочетается с монополизацией идеальных и материальных товаров или возможностей. Помимо специфической статусной почести, которая всегда основывается на дистанции и исключительности, мы обнаруживаем все раз-новидности материальной монополии.
    Конечно, материальная монополия предоставляет самый эффективный мотив для придания исключительности статусной группы, хотя сама по себе она не всегда является достаточным условием.
    Статусные «почести» означают, что статусные группы выступают специфическими носителями всякого рода «условностей».
    Таким образом, Макс Вебер в отличие от Карла Маркса, определяет разделение на классы не только наличием или отсутствием контроля над средствами производства, но и экономическими различиями, не связанными напрямую с собственностью. А так же, он выделяет еще один важный аспект стратификации, название которому - статус.



    Теория социальной стратификации и социальной мобильности.(Сорокин)

    Сорокин - один из родоначальников теорий социальной стратификации, социального пространства и социальной мобильности. В своей теории стратификации Сорокин объяснил, что любое общество делится на различные слои- страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. К основным формам социальной стратификации (или расслоения общества) Сорокин отнес экономическую, политическую и профессиональную. Социальная стратификация - естественное и нормальное состояние общества. Она объективно обусловлена существующим общественным разделением труда, имущественным неравенством, разными политическими ориентациями и т.п.



    Меняя профессию или вид деятельности, свое экономическое положение или политические взгляды, человек переходит из одного социального слоя в другой. Этот процесс получил название социальной мобильности. Сорокин разделил социальную мобильность на горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность означает переход человека из одной социальной группы в другую, находящуюся в целом на том же уровне социальной стратификации. Вертикальная мобильность – переход людей из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке.

    Сорокин пришел к выводу, что соцальная мобильность является положительным явлением и свойственно демократическим, динамическим обществам. Исключением является ситуация, когда в состоянии динамического движения, резкой мобильности находится все общество. Это означает кризис, неустойчивость нежелательная мобильность для общества однако другая крайность - противоположная ситуация - никакой мобильности, застой, что свойственно тоталитарным обществам.

    А также Сорокин ввел понятие «социальное пространство» и вложил в него иной смысл, чем был до этого - совокупность всех членов общества, как целое. В этом обществе где люди не равны, они занимают разные места в представлениях, мнениях окружающих. Одни из них находятся высоко, другие ниже в социальном пространстве.

    Статусное измерение дает представление о субординированности позиций индивидов в системе отношений в малой группе. Различия в статусе могут оказывать существенное влияние и на отношение извне и на самоотношение человека. Более того, они во многом определяют и возможности самореализации.В частности, определенная связь выявлена между величиной статуса индивида и степенью соответствия его поведения нормам группы. С оговорками можно говорить о следующих особенностях: 1) высокостатусный член группы более конформен, чем низкостатусный; 2) высокий статус в группе обеспечивается полным согласием с групповыми нормами; 3) в отдельных ситуациях наибольшую приверженность групповым нормам демонстрирует занимающий вторую по степени престижности позицию в группе; 4) высокостатусному субъекту может быть позволено отклонение от групповых норм в попытке способствовать достижению групповой цели (феномен "идиосинкразического кредита"). В подобном разнообразии альтернатив несомненная сложность группового процесса (равно, впрочем, как и сложность эмпирического его изучения), не позволяющая, согласно системному пониманию группы, линейно трактовать взаимосвязи, возникающие между теми или иными ее феноменами и требующая придать их анализу вероятностный характер. В дополнение отметим, что иногда поведение высокостатусных членов группы соотносится не столько непосредственно с принятыми в ней нормами, сколько с ожиданиями их низкостатусных партнеров, безусловно, подверженными влиянию групповых норм. В этом случае выделяются два типа ситуации, в одном из которых акцент делается на продуктивности группы, а в другом на ее сплоченности.Еще одним аспектом статусно-структурного измерения является феномен "генерализации статуса", суть которого в том, что статусные характеристики индивидов, связанные с членством других социальных группах и первоначально внешние к ситуации межличностного взаимодействия в данной группе, будучи привнесенными в эту ситуацию, начинают оказывать значительное внимание на особенности разворачивающего взаимодействия, в частности, на "внутренний" статус самих его участников.Статусная иерархия в группе не является фиксированной: она может варьироваться во времени и от ситуации к ситуации. Статусная иерархия может быть и институциональной по характеру. Занимаемая позиция определяет и статус, примером чему является популярный трюизм: я начальник - ты дурак, ты начальник - я дурак. В соответствии с теорией состояния ожидания статус определяется двумя источниками: 1. Специфическими характеристиками статуса - характеристиками, определяемыми соответствие способностей групповым задачам (например, атлетизмом в спортивной команде). 2. Диффузными статусными характеристиками - характеристиками, которые непосредственно не связаны с групповыми задачами, но позитивно оцениваемый в обществе (например, бытие ребенком, старшим по возрасту). Диффузные статусные характеристики, ассоциируемые с ожиданиями полезности, генерализируются на широкий класс ситуаций, даже весьма далеких от групповых задач.Статусное измерение весьма тесно пересекается измерением социометрическим, характеризующим субординированность позиций индивидов в системе внутригрупповых межличностных предпочтений, и репрезентируется как в классическом варианте социометрической структуры группы, так и в аутосоциометрической ее модификации. По существу, социометрическое измерение в значительной мере является в неформальной статусной структуры группы. Статус - это соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, cпeцифичных для данной системы. При всей демократичности современной организации и популярности "встреч без галстуков" статусные различия играют важнейшую роль в организационном поведении и оказывают значительное воздействие на групповые процессы. Неслучайно многие члены организации, порой, не отдавая себе отчета, чрезвычайно серьезно озабочены приобретением статусных символов.Мы живем в классовом обществе, и, несмотря на все демократические декларации, еще слишком далеки от реального равноправия. В течение всей своей истории человеческое общество было разделено на богатых и бедных, благородных и простолюдинов, на власть имущих и бесправных. И каждая, даже небольшая группа формировала и формирует свои роли, правила и ритуалы для того, чтобы отличить своих членов. Статус является важным фактором в понимании поведения, так как он является значимой мотивирующей силой и ведет к изменениям в поведении в случаях, когда индивид обнаруживает рассогласование между тем статусом, к которому он стремится и которого он заслуживает, и тем положением, которое он занимает в действительности.Статус - это престиж, позиция или должность в рамках группы. Он может быть формально утвержден группой пocpeдством титулов, званий и привилегий. Чаще имеет место статус в неформальном смысле. Статус может быть приобретен посредством таких характеристик, как образование, возраст, пол, квалификация или опыт. В принципе, любая характеристика может стать статусной, если члены группы воспринимают ее как ценность. Даже будучи неформальными, эти статусные характеристики не становятся менее важными в жизни группы. Таким образом, хотим этого или нет, мы помещаем окружающих нас людей в статусные категории, и среди членов группы существует довольно четкое представление, кто находится выше, кто в середине, а кто аутсайдер. В классическом исследовании в ресторанной промышленности, проведенном В. Уайтом, была наглядно продемонстрирована важность наличия статуса на рабочем месте. В полевом исследовании Уайт проверял гипотезу о том, что люди работают более согласованно в том случае, если персонал, имеющий более высокий статус, побуждает к действию служащих с менее высоким статусом. Он обнаружил, что в тех случаях, когда такое соответствие отсутствует, неизбежно возникает конфликт между формальным и неформальным статусом. Источники статуса. Статус придается индивиду группой, и в этом смысле является групповой ценностью. В качестве статусной характеристики может выступать любая социальная или индивидуальная характеристика: внешняя привлекательность или уродливость (например, шрамы на лице), молодость и старость, высокий рост или миниатюрность и т.д. Среди борцов сумо, например, ценится огромный вес. Он обладает несомненной статусной ценностью в этой профессиональной группе. В то же время среди профессиональных жокеев такой ценностью, наоборот является миниатюрность. Говорить по-английски с русским акцентом - имеет разную статусную ценность в Лондоне и в Ташкенте. То, чем индивид владеет, что он знает или умеет, может иметь или не иметь статусной ценности. Все зависит от той системы групповых координат, на основании которой производится оценка.На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что: 1. Организации и группы снабжают индивидов статусными атрибутами различными путями. 2. Статусным значением могут обладать престижная профессия, положение в организационной иерархии, заработная плата, организационные льготы и т.д. 3. Любопытна изощренная система статусных символов, принятая в некоторых организациях. 4. На выбор статусных символов оказывает влияние и научно-технический прогресс. 5. Даже рабочая нагрузка может иметь статусное содержание.

    Список литературы:

    1. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов. - Мн.: АСАР, 2005. 2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.2: Пер. с франц. _ М.: Мир, 1992. 3. Краткий психологически словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985.

    4. Американская социологическая мысль. - М., 1994. 5. Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб., 1996. 6. Митрохин С. Трактат о толпе // Век XX и мир. - 1990. № 11. 7. Московичи С. Век толп. - М., 1996. 8. Преступная толпа. - М., 1998. 9. Психология господства и подчинения: Хрестоматия. - Минск, 1998. 10. Психология масс: Хрестоматия. - Самара, 1998. 11. Психология толп. - М., 1998. 12. Руткевич А.М. Человек и толпа // Диалог. - 1990. - № 12. 13. Фрейд 3. «Я» и «Оно». - Тбилиси, 1991.