Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Учить составлять число 10 из единиц. В подготовительной к школе группе детского сада. Ориентировка в пространстве

Когда ребенок идет в школу, то важным предметом для него становится математика. И первой задачей учителя в этом случае будет сформировать у первоклассников навыки вычисления. Устные вычисления нужны не только для дальнейшего изучения предмета, они формируют личностные качества ребенка. Поэтому необходимо каждый день с ребенком тренироваться в вычислениях. Однако не всегда сразу дети понимают, что от них хотят.

  1. Наверняка, ваш ребенок слышал, как вы считаете вслух хотя бы до десяти. Или, может, он сам уже знает считалку: «Раз, два, три, четыре, пять, я иду тебя искать». А возможно, он сам просит посчитать какие-нибудь предметы: стулья в комнате, ступеньки на лестнице, сиденья на карусели, клумбы на улице. Если нет, то сами предложите ему посчитать вместе с вами. Хорошо считать шаги. Или наступать на определенного цвета плитку и считать при этом. Или на упавшие листья. Придумывайте сами, советуйтесь в этом вопросе с ребенком и считайте те предметы, которые ему интересны.
  2. Еще до школы нужно объяснять ребенку, в чем разница между цифрами и числами. Цифры – это графические обозначения чисел. Причем цифр всего десять: от 0 до 9. 10 – это уже число, обозначенное на бумаге цифрами 1 и 0. Числа показывают количество чего-либо. Объясните ребенку просто и наглядно на интересных ему предметах: фруктах, игрушках, конфетах.
  3. Простейшее сложение и вычитание. Возьмите банан. Сколько бананов? Один, запишите это цифрой 1. Сколько будет бананов, если взять еще один банан? Считайте: один, два. Правильный ответ – два банана. Покажите ребенку это на бумаге: 1+1=2. Плюс означает, что мы берем еще один такой предмет, а знак равенства заменяет вопрос «сколько получится?». И 2 означает, что получилось два банана.
    А теперь попросите ребенка угостить вас бананом. Сколько осталось у него в руках бананов? Посчитайте. Один. Покажите это на бумаге: 2-1=1. Минус означает, что мы убрали один такой предмет.
  4. После освоения предыдущего примера, возьмите уже 3 предмета, например, апельсина. Покажите, что 3 можно получить тремя способами: 1+2, 2+1 и 1+1+1. Обязательно считайте предметы вместе с ребенком и выбирайте интересные ему предметы для счета. В качестве таких вещей можно купить специальные счетные палочки. Они разноцветные и нравятся детям. Можно посчитать деньги (дайте ребенку почувствовать себя взрослым): одна денежка плюс вторая и т.д.
  5. После успешного введения первых чисел объясняйте и все остальные до десяти.
  6. Подарите ребенку специальный плакат: «Состав числа» или нарисуйте его самостоятельно. А можно не только рисовать, но и приклеивать мелкие предметы: листики, ракушки, фантики от конфет. Самое время проявить фантазию. Самостоятельно изготовленный плакат, во-первых, лучше запомнится, нагляднее, во-вторых, будет развивать мелкую моторику ребенка, в-третьих, позволит ему лишний раз поиграть с мамой.
  7. Нарисуйте домики для чисел. Например, домик для 4 выглядит как высокий прямоугольник с крышей. На крыше рисуете цифру 4. Дом – пятиэтажный. На первом этаже живут 0 и 4, на втором – 1 и 3, на третьем – 2 и 2, на четвертом – 3 и 1, на пятом – 4 и 0. Такой метод позволит ребенку легко и быстро запомнить состав чисел, а также поиграть с жителями домика. Можно сделать и второй домик потом, только уже не с цифрами, а с предметами или нарисованными человечками, животными или кружочками. Или один домик с четырьмя окнами, например. А в окна посадить «жильцов» - вырезанных собачек, например. Сколько собачек живет в домике? 4. А сколько собачек останется, если одна ушла в магазин? Правильно, три и одно окошко останется свободным. Значит, 4 занятых окошка минус одна собака – равно 3 занятых окошка.
  8. Купите малышу счеты. Да-да, эта старая игрушка заинтересует его, ведь перебирать костяшки – это так интересно. Это вам не пятидесятая машинка, такую игрушку редко можно встретить у современных детей. Счеты – очень нужная вещь: по ним можно и считать научиться и в «магазин» поиграть.
  9. Когда ребенок сможет устно посчитать до двадцати, то покажите ему письменное написание этих чисел.
  10. Возьмите 13 конфет, запишите их количество цифрами. Теперь уберите 10 конфет и покажите, что осталось лежать только 3 конфеты. 3 – число единиц, а 1 – число десятков.
    Для большей наглядности возьмите много мелких предметов: детали от конструктора, мозаики. Отсчитайте 20 деталей, запишите это число. Покажите, что оно состоит из двух десятков (число десятков обозначено цифрой 2) и не включает в себя единицы (обозначены цифрой 0). Покажите, как читать большие числа: 21 – двадцать и один, то есть 20+1.
  11. Наверное, самый трудный этап – объяснить ребенку получение чисел больше 10. Почему 8+3=11. Почему оно так записывается. Объясняйте, что для удобства большие количества считают десятками. И что 8 и 2 составляют один десяток. Но прибавить-то нужно было 3. 2 мы уже прибавили, до 3 не хватает всего единицы. Поэтому получается, что 8+3 – это 8+2 и еще 1. 8+2=10, запишите это на бумаге. А куда написать еще одну добавленную единицу? Правильно, вместо нуля.
    Конечно, сразу ребенку это будет тяжело и непонятно, но тренируйтесь. Умный и любящий родитель всегда найдет способ его заинтересовать. Не все сразу, отложите учебу, предложите вспомнить о сложении на следующий день. Несколько таких тренировок – и ребенку самому будет интересно складывать большие числа.
Не заставляйте малыша учить математику насильно, чтобы не отбить желание навсегда. Фантазируйте, предлагайте, заинтересовывайте! Не игнорируйте желание и просьбы ребенка что-то посчитать. Помогите ему, считайте вместе с ним, ведь математику можно превратить в веселую игру.

Ребенок любит играть в футбол – прекрасно, считайте голы. Любит смотреть мультфильмы – считайте серии или персонажей. Любит лепить – считайте куски пластилина. Любит рисовать – считайте фломастеры, краски или кисточки. Попутно не забывайте про маленькие хитрости: «А можно мне взять одну кисточку? Сколько у тебя теперь осталось кисточек? А сколько у меня кисточек? А сколько кисточек вообще в комнате?» Так, играя и занимаясь любимым делом, ваше чадо освоит азы математики.

Занятие 1

Программное содержание

Продолжать учить составлять число 6 из единиц.

Познакомить с цифрой 6.

Уточнить приемы деления круга на 2–4 и 8 равных частей, учить понимать соотношение целого и частей , называть и показывать их (половина, одна вторая, одна четвертая, одна восьмая и т. д.).

Развивать умение двигаться в соответствии с условными обозначениями в пространстве.

Демонстрационный материал. Корзина, муляжи фруктов (яблоко, груша, апельсин, мандарин, персик, гранат) и овощей (картофель, морковь, свекла, огурец, кабачок, помидор, лук, баклажан), 2 тарелки, карточки с цифрами от 1 до 5, круг, 1/4 часть круга, ножницы, грузовик, силуэт дерева, схема «маршрута» (см. рис. 3).

Раздаточный материал. Наборы цветных карандашей, белые листочки осины (или клена), вырезанные из бумаги, круги, ножницы, карточки с цифрами от 1 до 6.
Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Сбор урожая».

Дети раскладывают перед собой на столе карточки с цифрами от 1 до 5 и называют их по порядку.

Воспитатель показывает детям корзину и по очереди кладет в нее 5 овощей. Затем спрашивает: «Сколько овощей в корзине? Какой цифрой можно обозначить это число?»

Дети показывают цифру 5.

Воспитатель добавляет шестой овощ и предлагает сосчитать овощи в корзине. Затем спрашивает: «Какой цифрой можно обозначить число шесть? Правильно, цифрой шесть. (Показывает карточку с цифрой 6. Дети находят ее у себя.) На что похожа цифра шесть?»

Воспитатель читает стихотворение о цифре шесть:


«Шесть» похожа на замок
И крутой бараний рог,
На прыжок гимнаста «сальто»
И на завитушку альта.

А.Усачев

Дети называют цифры по порядку и обводят цифру 6 пальчиком.

II часть. Игровое упражнение «Раскладываем урожай».

В корзине фрукты (яблоко, груша, апельсин, мандарин, персик, гранат) и овощи (картофель, морковь, свекла, лук, помидор, огурец, кабачок, баклажан).

Воспитатель предлагает детям разложить фрукты и овощи на тарелках, затем сосчитать фрукты и обозначить их количество числом.

III часть. Игровое упражнение «Разноцветные листья».

Воспитатель дает детям задание: «Составьте число шесть с помощью карандашей разного цвета. Сколько всего карандашей? Сколько карандашей какого цвета вы взяли? Как составили число шесть?»

Воспитатель предлагает раскрасить лист осины в любой цвет.
Физкультминутка «Осенние листья»

Под музыку дети с листьями в руках выполняют танцевальные движения по заданию воспитателя (кружатся, приседают, бегают). По окончании музыки они прикрепляют листья к силуэту дерева.

IV часть. Игровое упражнение «Поможем шоферу привезти овощи и фрукты на плодоовощную базу».

Воспитатель рассматривает с детьми схему движения машины: стрелки указывают направление движения, а цифры – остановки (см. рис. 3).

1 – остановка «Овощное поле»;

2 – остановка «Фруктовый сад»;

3 – остановка «Плодоовощная база».

Рис. 3
Воспитатель вместе с детьми обсуждает особенности маршрута (начало и направления движения). Затем дети провозят грузовик в соответствии со схемой (на полу разложены карточки с цифрами, обозначающие остановки) и на каждой остановке загружают овощи и фрукты и отвозят их на плодоовощную базу.

V часть. Игровое упражнение «Фруктовый пирог».

Воспитатель спрашивает у детей: «Что можно приготовить из фруктов?» (Испечь пирог.)

Воспитатель показывает детям круглый пирог и предлагает разделить его на две равные части. Затем спрашивает: «На сколько частей вы разделили круг? Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или одна вторая? Что меньше: половина или целое?»

Воспитатель просит детей каждую часть разделить еще на две равные части: «Сколько всего частей получилось? Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или одна четвертая? Что меньше: одна четвертая или целое?»

Воспитатель предлагает детям показать 2/4 круга и выясняет, как можно назвать 2/4 по-другому. (Половина.) Затем просит найти и показать 3/4 круга (выложить перед собой) и спрашивает: «Что больше: целое или три четвертых? Сколько четвертых частей в целом? А теперь разделите каждую четвертую часть пополам. (По показу воспитателя.) Сколько всего частей получилось? Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или одна восьмая? Что меньше: одна восьмая или целое? Сколько восьмых частей в каждой четверти (половине, целом)? Сколько гостей можно угостить нашим пирогом?»

Занятие 2

Программное содержание

Познакомить с составом чисел 7 и 8 из единиц.

Познакомить с цифрой 7.

Уточнить приемы деления квадрата на 2, 4 и 8 равных частей; учить понимать соотношение целого и частей, называть и показывать их (половина, одна вторая, одна четвертая, одна восьмая и т. д.).

Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках.

Закреплять умение последовательно определять и называть дни недели.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал . Геометрические фигуры (все виды треугольников и четырехугольников), плоскостные изображения Незнайки, Карандаша, Знайки, Самоделкина, 2 коробки, 9 карточек с изображением разных инструментов (пила, молоток, дрель и др.), карточки с цифрами от 1 до 7.

Раздаточный материал. Листы бумаги квадратной формы, ножницы, карточки с цифрами от 1 до 7.
Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Наведем порядок».

Воспитатель обращает внимание детей на геометрические фигуры, расположенные на фланелеграфе, и уточняет их название. Он предлагает помочь Незнайке разложить фигуры в два ряда: в верхнем ряду – треугольники, в нижнем – четырехугольники.

Задание выполняют два ребенка.

По окончании работы воспитатель спрашивает у детей: «Правильно ли выполнено задание? Какие фигуры находятся в верхнем ряду и почему отобрали именно их? (Это треугольники. У них три угла и три стороны.) Какие фигуры находятся в нижнем ряду и почему отобрали именно их?» (Это четырехугольники. У них четыре угла и четыре стороны.)

Затем дети помогают Незнайке навести порядок: разложить в 2 коробки треугольники и четырехугольники.

II часть. Игровое упражнение «Поможем Незнайке разделить лист бумаги».

У детей листы бумаги квадратной формы. Воспитатель выкладывает на фланелеграф квадрат и спрашивает: «На какую фигуру похожи листы бумаги?»

Незнайка просит детей помочь разделить лист бумаги между ним и Карандашом на равные прямоугольники. Воспитатель уточняет, как это можно сделать.(Сложить лист бумаги пополам, совместить противоположные стороны и углы, сделать сгиб и разрезать по нему.)

После выполнения задания воспитатель спрашивает: «Сколько частей получилось? Они одинаковые по величине? Как это проверить? (Наложением одной части на другую.) Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или половина? Что меньше: половина или целое? Что можно сказать о величине половины и одной второй?»

Затем Незнайка спрашивает у детей: «Как разделить лист бумаги , если придут еще гости и нас будет четверо?»

Воспитатель вместе с детьми обсуждает приемы деления. Дети делят каждую половину листа еще пополам так, чтобы получились листы квадратной формы. Затем уточняет: «Сколько частей получилось? Как можно назвать каждую часть? Что больше: целый квадрат или его часть? Что меньше: одна четвертая или целое?»

«А как разделить лист бумаги, если придут еще гости и нас будет восемь?» – опять спрашивает Незнайка.

Воспитатель вместе с детьми обсуждает приемы деления. Дети делят каждую половину листа еще пополам так, чтобы получились листы прямоугольной формы.

После выполнения задания задает детям вопросы: «Сколько частей получилось? Как можно назвать каждую часть? Что больше: целый квадрат или его часть? Что меньше: одна восьмая или целое? Что больше: одна четвертая или одна восьмая?» (В соответствии с ответом дети показывают части прямоугольника.)

III часть. Игровое упражнение «Сколько нас?».

Знайка вместе с Незнайкой вызывают 7 детей с разными именами. Дети называют имена. Затем воспитатель спрашивает: «Сколько детей вышло к доске? Сколько каких имен вы слышали? Какое число мы составили? Как мы составили число семь? Какой цифрой можно обозначить число семь? Найдите цифру семь в цифровом ряду на доске. На что похожа цифра семь?»

Воспитатель читает стихотворение:


«Семь» – коса, и кочерга,
И обычная нога.

А.Усачев

Дети у себя на столах выкладывают цифровые ряды из карточек с цифрами от 1 до 7 и обводят пальчиком цифру 7.

IV часть. Игровое упражнение «Поможем Незнайке составить число».

На фланелеграфе 9 карточек с изображением разных инструментов.

Незнайка просит детей помочь его другу Самоделкину составить число 8, используя разные инструменты.

Вызванный ребенок выполняет задание. Затем воспитатель уточняет: «Сколько всего инструментов отсчитали? Сколько каких инструментов взяли? Как составили число восемь?»

V часть. Игровое упражнение «Неделя, стройся».

Воспитатель вызывает к доске 7 детей и предлагает им взять со стола по одной карточке с цифрами от 1 до 7.

Воспитатель уточняет у детей, сколько дней в неделе, просит перечислить их и по сигналу построиться в шеренгу, образуя неделю.

Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.

Игровое упражнение повторяется 2–3 раза со сменой детей и дня недели для ее образования.

Занятие 3

Программное содержание

Продолжать учить составлять числа 7 и 8 из единиц.

Познакомить с цифрой 8.

Закреплять последовательное называние дней недели.

Развивать умение составлять тематическую композицию по образцу.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал . Карточки с кругами (от 1 до 8 кругов), овал, разделенный на части (см. рис. 4), 8 кругов разного цвета, 8 карточек разного цвета, карточки с цифрами от 1 до 8.

Раздаточный материал . Наборы цветных карандашей, карточки с кругами (от 1 до 8 кругов), овалы, разделенные на части, карточки с цифрами от 1 до 8, образец птицы из частей овала.
Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Соберем цветик-семицветик». Воспитатель произносит волшебные слова из сказки «Цветик-семицветик»:


Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

Воспитатель предлагает детям собрать волшебный цветок из 7 цветных карандашей так, чтобы один и тот же цвет не повторялся дважды. После выполнения задания воспитатель спрашивает: «Сколько всего цветных карандашей вы взяли? Сколько какого цвета карандашей в вашем цветке? Как вы составили число семь?»

II часть. Игра-эстафета «Кто быстрее доберется до домика?».

Воспитатель раскладывает на полу 8 карточек разного цвета (они обозначают кочки) и просит детей сосчитать их: «Сколько на полу кочек? Сколько кочек какого цвета? Какое число составлено? Как составили число восемь?»

Дети делятся на 2 команды. Воспитатель предлагает им добраться до домика по кочкам, не наступив дважды на кочку одного и того же цвета.

Дети проверяют правильность выполнения задания.

III часть. Игровое упражнение «Найди цифру».

На доске цифровой ряд. Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Веселый счет»:


Цифра «восемь» – два кольца,
Без начала и конца.

Вызванный ребенок находит на доске цифру 8. Воспитатель уточняет у детей, на что еще она может быть похожа. Дети вместе с воспитателем прорисовывают ее в воздухе и находят у себя соответствующую карточку с цифрой 8.

Воспитатель спрашивает у детей: «Какое число обозначает цифра восемь? Отсчитайте столько же карандашей. Сколько карандашей вы отсчитали? Почему вы отсчитали восемь карандашей?» (Цифра восемь обозначает число восемь.)

IV часть. Игровое упражнение «Назови день недели».

Воспитатель дает детям задания:

– Какой сегодня день недели? Какой день недели будет завтра? Какой день недели был вчера?

– Мы улетаем на воздушном шаре в понедельник, а приземляемся через два дня на третий. Какой это будет день недели? (Среда.)

– Используя карточки с кругами, составьте неделю, начиная со среды. Назовите каждый день недели.

Последнее задание вызванный ребенок выполняет на доске.

V часть. Дидактическая игра «Колумбово яйцо».

Воспитатель предлагает детям рассмотреть «колумбово яйцо» на доске: сосчитать его части и составить у себя на столах картинку по образцу.

Рис. 4

Занятие 4

Программное содержание

Познакомить с составом числа 9 из единиц.

Познакомить с цифрой 9.

Совершенствовать умение называть числа в прямом и обратном порядке от любого числа.

Развивать глазомер.

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять и называть его стороны и углы.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Мяч, карточки с изображением животных (волк, лиса, заяц, медведь, лось, кабан, еж, белка, рысь, кошка, собака, кролик), карточки с цифрами от 1 до 9, 4 стула, 4 карточки с изображениями кругов разной величины.

Раздаточный материал . Круги разного цвета (по 10 шт. для каждого ребенка), листы бумаги, карандаши, круги разной величины (по величине соответствуют кругам на карточках из демонстрационного материала).
Методические указания

I часть. Дидактическая игра «Считай дальше».

Дети стоят в кругу и называют числа по порядку от 1 до 10, передавая мяч друг другу. Последний возвращает мяч воспитателю.

Игра повторяется 3 раза со сменой числа и направления счета.

II часть. Игровое упражнение «Зоопарк».

На доске карточки с изображением животных: волка, лисы, зайца, медведя, лося, кабана, ежа, белки, рыси, кошки, собаки, кролика.

Воспитатель спрашивает у детей: «Каких животных называют дикими? Каких – домашними? Давайте поселим в наш зоопарк диких животных».

Дети отбирают карточки с изображением диких животных. Затем воспитатель уточняет: «Сколько всего животных в нашем зоопарке? Какой цифрой можно обозначить число девять? Найдите в цифровом ряду цифру девять. На что она похожа? На какую цифру похожа цифра девять? (Дети находят цифру 6 и ставят карточку рядом с цифрой 9.) Чем отличаются цифры девять и шесть?»

Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Веселый счет»:


Цифра «девять», иль девятка,
Цирковая акробатка,
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.

Воспитатель спрашивает: «Сколько каких животных в нашем зоопарке? Какое число вы составили? Как вы составили число девять?»

III часть. Игровое упражнение «План зоопарка».

Воспитатель просит детей отсчитать столько кругов разного цвета, сколько животных в зоопарке , и разложить круги на листе бумаги в ряд.

После выполнения задания воспитатель уточняет: «Сколько всего кругов вы взяли? Сколько кругов какого цвета? Как вы составили число девять?»

Затем воспитатель просит детей разместить круги на территории «зоопарка» (на листах бумаги):

– красный круг в центре листа;

– зеленый круг в левом верхнем углу;

– желтый круг в правом верхнем углу;

– синий круг в нижнем правом углу;

– голубой в левом нижнем углу;

– два круга вверху листа;

– два круга внизу листа.

Дети рассказывают, где будет жить то или иное животное.

IV часть. Игровое упражнение «Экскурсия в зоопарк». На 4 стульях разложены карточки с изображениями кругов разной ве

Личины. Воспитатель говорит детям, что это турникеты, через которые можно пройти на территорию зоопарка. Он просит детей запомнить величину кругов на турникете и найти на столе «жетоны» (круги) соответствующего размера.

Дети проходят через турникеты, совместив «жетоны» с кругами на карточках. Затем воспитатель загадывает загадки о животных, а дети находят картинки-отгадки на доске.


Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь.

(Рысь)


Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.


На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.

(Волк)

Занятие 5

Программное содержание

Совершенствовать умение составлять число 9 из единиц.

Продолжать знакомство с цифрами от 1 до 9.

Развивать понимание независимости результата счета от его направления.

Дать представление о весе предметов и сравнении их путем взвешивания на ладонях; учить обозначать результаты сравнения словами тяжелый, легкий, тяжелее, легче.

Развивать умение группировать геометрические фигуры по цвету и форме.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Карточки с цифрами от 1 до 9, 5 карточек с цифрой 1, лента, на которой разным цветом написаны девять единиц, деревянный и металлический шарики одинакового размера, 2 банки с водой.

Раздаточный материал . Карточки с цифрами от 1 до 9, листы бумаги с изображениями трех кругов, наборы геометрических фигур (квадраты, прямоугольники и ромбы красного, зеленого и синего цветов), подносы.
Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Веселый счет». Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Маршака «От одного до десяти» («Веселый счет»):


Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица,

А вот это цифра два.
Полюбуйся, какова:

Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.

А за двойкой – посмотри -
Выступает цифра три.

Тройка – третий из значков -
Состоит из двух крючков.

За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.

А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.

Состав числа 10
Программное содержание:
1. Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение, творческие способности детей.
2.Продолжать учить составлять число 10 из единиц, познакомить с обозначением числа 10.
3. Закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10.
4.Дать понятие о многоугольнике на примере треугольника и четырехугольника.
5. Закреплять умение ориентировать в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать их пространственное положение.
6. Создать на занятии обстановку эмоционального благополучия.
Организационнй момент: - Ребята, как вы думаете какое занятие у нас сегодня будет? (математика)
- Как вы догадались?
- Правильно, сегодня у нас будет занятие по математике и мы будем учиться составлять число 10 из двух меньших чисел.
Сегодня мы с вами ребята совершим небольшое путешествие в мир сказки. Вы эту сказку все знаете, называется она «Красная шапочка». Мама испекла пирожки и отправила Красную шапочку к бабушке. Идет Красная шапочка по лесу, все рассматривает, все разглядывает. Деревцо за деревцо, кустик за кустик, загляделась она и потеряла тропинку по которой шла. Видит впереди полянка, а на полянке зверята: зайчата, ежата, бельчата. Подходит Красная шапочка к зверятам и просит помочь ей найти тропинку к бабушке. Зверята согласились ей помочь после выполнения их заданий. А задания не простые, Красная шапочка с ними справиться не может и просит она вас ребята помочь ей. Ну что, поможем ей?
Тогда присаживайтесь за столы и первое задание, с которым вы должны справить – это расставить цифры по порядку от 1 до 10. (Назови соседей)
В следующем задании вам необходимо выложить лесенку из счетных палочек. (прямой и обратный счет, какая ступенька стоит первой, второй…десятой?)
Возьмите палочку, которая обозначает цифру 10 и положите ее перед собой. Какого цвета эта палочка? Сегодня мы с вами познакомимся с оранжевой палочкой – это самая большая палочка Кюизенера. Теперь возьмите белую палочку, которая обозначает цифру 1 и положите ее перед оранжевой палочкой. Подумайте, какого цвета палочку надо положить рядом с белой, чтобы они были одинакового размера с оранжевой? (Синюю, которая обозначает цифру 9) Молодцы! Какой вывод можно сделать? (1+9=10). Возьмите палочку, обозначающую цифру 2 (розовую) какого цвета палочку прибавим к ней? (бордовую) Какую цифру она обозначает? Вывод: 2+8=10. Следующая палочка обозначает цифру 3 (голубая) какого цвета палочку прибавляем? (черную) какое число она обозначает? Вывод 3+7=10. Теперь берем палочку, обозначающую цифру 4 (красную) какого цвета палочку прибавим к ней? (фиолетовую) Какую цифру она обозначает? Вывод: 4+6=10. Берем палочку, обозначающую число 5 (желтая) Какого цвета палочку прибавим к ней?(желтую) Вывод 5+5=10. Молодцы ребята, для закрепления состава числа 10 мы повесим на доску числовой домик с числом 10.
И последнее задание, с которым вам предстоит справиться: выложите изсчетных палочек, которые находятся у вас в подложке вот такой дом.

Переложите одну палочку так, чтобы домик был повернутв другую сторону.
Ответ:

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями и помогли Красой шапочке! Мы прощаемся с ней и подводим итог нашего занятия.

Конспект.

ФМП.

«Состав числа 10 из двух меньших чисел»

Апрельская В.В

Учить составлять число 10 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.

Закреплять умение определять предыдущее, последующее и пропущенное число к названному или обозначенному цифрой в пределах 10.

Упражнять в умении измерять длину и ширину предметов с помощью условной меры.

Продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Мяч, карточки с цифрами от 0 до 9, «отрез ткани» (лист бумаги), равный 6 мерам по длине и 4 мерам по ширине, полоска бумаги (мера), 10 кругов одного цвета (пирожки), 2 тарелки.

Раздаточный материал . Счетные палочки, 10 кругов одного цвета, 10 треугольников одного цвета, тетради в клетку, на которых дано начало шифровки (см. рис. 12), карандаши.

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Назови число».

Воспитатель уточняет у детей: «Какое число называется предыдущим? (Число, меньшеенаодин.) Какое число называется последующим?» (Число, большеенаодин.)

Затем воспитатель по очереди бросает детям мяч и просит назвать предыдущее и последующее число к числам 2 (7, 9, 5…) и пропущенные числа в следующих рядах: 1, …, 3; 5, 6, …, 8; 8, …, 10.

II часть. Игровое упражнение «Телефоны экстренной помощи».


Загорелся кошкин дом:
Пламя, искры, дым столбом.
Мяу, мяу – из окошка.
– Помогите, – просит кошка.
Позвонить при виде дыма «01» необходимо.

Дети на доске с помощью цифр выкладывают номер телефона пожарной службы.

Воспитатель говорит: «Для того чтобы спасти кошку, нужно натянуть кусок плотной ткани, длина которой равна шести мерам и ширина – четырем мерам».

Воспитатель уточняет правила измерения и напоминает, что при измерении длины меру передвигают слева направо, а при измерении ширины – снизу вверх.

Вызванные дети измеряют длину и ширину «отреза ткани», остальные следят за правильностью выполнения задания, считают меры и выкладывают соответствующее количество счетных палочек у себя на столе.

Затем воспитатель спрашивает: «Чему равна длина отреза ткани? Чему равна ширина отреза ткани? Подойдет ли размер вашего отреза ткани для спасения кошки?»

Дети обосновывают свой ответ.

Воспитатель читает стихотворение:

Если вы в беду попали,
Телефон «02» набрали.
К вам полиция придет,
Всем поможет, всех спасет.

Дети выкладывают на доске номер телефона полиции.

Физкультминутка «Делаем зарядку»

Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения.

С добрым утром


Десять, девять, (Хлопки в ладоши.)
Восемь, семь,
(Хлопки по коленям.)
Шесть, пять,
(Хлопки в ладоши.)
Четыре, три,
(Хлопки по коленям.)
Два, один.
(Хлопки в ладоши.)
Мы с мячом
Играть хотим.
(Прыжки на месте.)
Только надо
Нам узнать,
(Ходьба на месте.)
Мяч кто
Будет догонять.
(Приседание.)

II часть (продолжение). Воспитатель читает стихотворение:


Если мама заболеет,
Не волнуйся и не плачь.
Набери «03» скорее,
И приедет к маме врач.
Если что-нибудь случится,
Помощь скорая примчится.

Л.Зильберг

Дети выкладывают на доске номер телефона скорой помощи.

Воспитатель говорит детям, что Красная Шапочка принесла бабушке 10 пирожков (круги), и предлагает помочь девочке разложить их на две тарелки. Вместе с детьми он обсуждает, как разложить число 10 на два меньших числа, и записывает возможные варианты на доске при помощи цифр(9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4, 5 и 5, 4 и 6, 3 и 7, 2 и 8, 1 и 9).

III часть. Воспитатель говорит детям, что Красная Шапочка еще принесла 10 фруктов (яблоки и груши) и сложила в одну вазу. Дети составляют число 10 с помощью кругов и треугольников (кто как хочет). Все варианты ответов обсуждаются и обозначаются цифрами на доске.

IV часть. Игровое упражнение «Передаем шифровку для скорой помощи». У детей тетради в клетку, на которых дано начало шифровки (см. рис. 12).

Рис. 12

На доске – такой же рисунок. Воспитатель вместе с детьми обсуждает последовательность расположения точек и линий, уточняет интервалы между ними и предлагает продолжить «шифровку».

Воспитатель читает шифровку: «Спасибо, помощь оказана». Воспитатель проверяет правильность выполнения задания, оценивает его и предлагает нарисовать улыбающееся или неулыбающееся солнышко. Затем предлагает отгадать загадку:


Поверну волшебный круг,
И меня услышит друг.

(Телефон)

Воспитатель еще раз уточняет номера телефонов экстренной помощи, по которым можно передать срочную информацию.

Гульнара Суюндукова

Тема интегрированной совместной образовательной деятельности по ФЭМП :

Счет до 10 и обратно, цифра 10.

(разновозрастная группа 5-6лет)

Программное содержание :

· Развивать познавательный интерес ,мыслительную активность,воображение,творческие способности детей

· Продолжать учить составлять число 10 из единиц ,познакомить с обозначением числа 10

· навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10

· Создать на занятии обстановку эмоционального благополучия, воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи.

Цель : посредством интегрированного занятия стимулировать познавательный интерес , обучать новым знаниям, умениям, навыкам.

Звучит музыка из мультфильма «Маши и медведь» . Появляется Маша.

Маша : Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть! Вы узнали меня? (ответы детей) .Помогите мне,пожалуйста! Ребята,сегодня у Мишы День рождения! Ему исполняется 10 лет. Я хочу его поздравить с Днем рождения, но я заблудилась. Миша прислал мне карту - схему, как дойти до него. (показывает карту) .Вы мне поможете добраться до Миши и поздравить его?

Дети :Да!

Маша : Ребята, посмотрите, путь на плане обозначен цифрами, а у нас есть конверты с цифрами и заданиями. Какая цифра будет первой? Ответ детей.

Первый конверт с цифрой 1, поиграем в игру

СОЕДИНИ ЦИФРЫ ПО ТОЧКАМ

Маша : Молодцы, ребята, как вы быстро справились первым заданием!

От единицы в каком направлении будем идти? Ответ детей : (к цифре 2, слева на право из нижнего левого угла в нижний правый угол) . Куда пришли?

Маша : Ребята, помогите выполнить следующее задание найди соседей

Маша :Спасибо,ребята! Вы такие умные!

В какую сторону пойдем от цифры 2? Ответ детей :(к 3 из нижнего правого угла в верхний левый угол) физкультминутка (по карточкам выполняем упражнения связанные со счетом)

Маша : Найдите на плане цифру 4, в каком направлении надо нам идти? Ответ детей :(с лева на право из верхнего левого угла в верхний правый угол)

Маша : Спасибо, ребята!

Реши задачи (НА СЛОЖЕНИЕ, ВЫЧИТАНИЕ)

Маша : Молодцы! Вы оказывается такие умные! Куда идем дальше- по стрелке цифра №5. А здесь у нас необычное задание,нам нужно сделать подарок для Миши. Закрасить цифру 10. (Маша-воспитатель побуждает детей к взаимопроверке, дети старшего возраста помогают второй подгруппе)

Раскраска с цифрой 10

Молодцы,ребята! Какие красивые подарки получились! Миша будет очень рад!

Выход Миши

Миша : Здравствуйте,ребята!Как я рад,видеть вас!

Маша : Миша,мы поздравляем тебя с Днем рождения и хотим подарить тебе наши подарки!

Миша :Какие красивые работы! Я только не знаю, что здесь нарисовано?

Дети : Это цифра 10.

Маша :

Сказал веселый, круглый ноль

Соседке-единице :

С тобою рядышком позволь

Стоять мне на странице!

Она окинула его

Сердитым, гордым взглядом :

Ты, ноль, не стоишь ничего.

Не стой со мною рядом!

Ответил ноль : - Я признаю,

Что ничего не стою,

Но можешь стать ты десятью,

Коль буду я с тобою.

Так одинока ты сейчас,

Мала и худощава,

Но будешь больше в десять раз,

Когда я стану справа.

Маша :Ребята, давайте научим Мишу считать?

Дети становятся в круг и называют числа по порядку от 1 до 10 и обратно,называют числа -соседи передавая мяч друг другу. (игра повторяется несколько раз) .

Миша :Дорогие мои! Как я рад и счастлив, что вы пришли ко мне! Спасибо вам за подарки и за то что вы научили меня считать! До свидания (Миша уходит) .

Маша : Спасибо, дорогие ребята, что вы помогли мне! До свидания! До новых встреч!





Публикации по теме:

Тема: «Состав числа три» Задачи: 1. Сформировать у детей представление о составе числа 3, учить составлять число три из двух меньших чисел.

Конспект образовательной деятельности (ФЭМП (состав числа 5) в старшей группе «День рождения внучки Почемучки» Образовательная область «Познавательное развитие» по разделу «Формирование элементарных математических представлений». Конспект образовательной.

Конспект занятия по математике - лексическая тема «Лето». Числа и цифры до 10» Цели: Упражнять в счете до 10 и в нахождении места цифры в числовом ряду; закреплять умение дополнять множество предметов до 10, соотносить.

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Состав числа 3» Тема: «Состав числа 3» Цель: Познакомить детей с составом числа 3. Задачи: - Учить составлять число 3 из двух меньших чисел. - Учить планировать.

Конспект занятия по математике «Состав числа 4» (старшая группа) Тема: Образование числа 4, его состав, цифра 4. Цель: Дать детям представление об образовании числа 4, его составе. Сформировать умение.