Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Виктор гюго человек который смеется о чем. Человек, который смеется. Наши старые друзья

Бродяга Урсус предстаёт разносторонним человеком, способным на многочисленные фокусы: он умеет чревовещать и передавать любые звуки, варить целебные отвары, он прекрасный поэт и философ. Вместе со своим ручным волком Гомо, который является не домашним питомцем, а другом, помощником и участником шоу, они путешествуют по всей Англии в деревянном возке, украшенному в весьма необычном стиле. На стенах был длинный трактат о правилах этикета английских аристократов и не более короткий перечень владений всех властьимущих. Внутри этого сундука, лошадьми для которого выступали сами Гомо и Урсус, располагалась химическая лаборатория, сундук с пожитками и печка.

В лаборатории он варил снадобья, которые потом продавал, завлекая людей своими представлениями. Несмотря на свои многочисленные таланты, он был бедным и зачастую оставался без пищи. Его внутренним состоянием всегда была глухая ярость, а внешней оболочкой – раздражение. Тем не менее, он сам выбрал свою судьбу, когда встретил Гомо в лесу и предпочёл бродяжничество жизни у лорда.

Аристократов он ненавидел и считал их правительство злым – но всё равно раскрасил повозку трактатами о них, считая это небольшим довольством.

Вопреки преследования компрачикосов, Урсус всё ещё умудрялся избегать проблем. Сам он не принадлежал к этой группе, но тоже был бродягой. Компрачикосы были шайками бродяжных католиков, которые превращали детей в уродцев на потеху публике и королевскому двору. Для этого они использовали различные хирургические методы, деформируя формирующиеся тела и создавая карликов-шутов.

Часть первая: стужа, висельник и младенец

Зима с 1689 на 1690 выдалась поистине суровой. В конце января в бухте Портленда остановилась бискайская урка, куда восемь мужчин и маленький мальчик начали грузить сундуки и продовольствие. Когда работа была выполнена, мужчины уплыли, оставив ребёнка замерзать на берегу. Тот безропотно принял свою долю, отправившись в путь, чтобы не замёрзнуть насмерть.

На одном из холмов он увидел облитое смолой тело висельника, под которым лежала обувь. Даже несмотря на то, что сам мальчик был бос, он испугался брать обувку мертвеца. Внезапно налетевший ветер и тень вороны испугали мальчика, и он бросился бежать.

Тем временем на урке мужчины радуются своему отплытию. Они видят, что буря наступает, и решают повернуть на запад, но и это не спасает их от гибели. Судно каким-то чудом остаётся целым после того, как налетело на риф, но оказалось переполнено водой и пошло ко дну. Прежде чем команда погибла, один из мужчин пишет письмо и закупоривает его в бутылке.

Мальчик бредёт сквозь снежную бурю и натыкается на женские следы. Он идёт по ним и натыкается на тело мёртвой женщины в сугробе, рядом с которой лежит живая девятимесячная девочка. Малыш забирает её и идёт в посёлок, но все дома оказываются запертыми.

В конце концов, он нашёл приют в повозке Урсуса. Конечно, тот не особенно хотел пускать мальчика и грудную девочку в свой дом, но не смог оставить малышей замерзать. Он поделился своим ужином с мальчиком, а молоком накормил малышку.

Когда дети уснули, философ похоронил мёртвую женщину.

Утром Урсус обнаружил, что на лице мальчика застыла маска смеха, а девочка слепа.

Лорд Линней Кленчарли представлял собой «живой осколок прошлого» и был ярым республиканцем, который не перешёл на сторону восстановленной монархии. Он сам отправился в изгнание на Женевское озеро, оставив в Англии любовницу и незаконнорожденного сына.

Любовница быстро сошлась с королём Карлом II, а сын Дэвид Дерри-Мойр нашёл себе место при дворе.

Позабытый лорд нашёл себе законную жену в Швейцарии, где у него родился сын. Однако к моменту, когда Иаков II взошёл на престол, он уже умер, а его сын таинственно исчез. Наследником стал Дэвид Дерри-Мойр, который влюбился в прекрасную герцогиню Джозиану, незаконную дочь короля.

Королевой стала Анна, законная дочь Иаков II, а Джозианна и Дэвид всё никак не играли свадьбу, хотя очень нравились друг другу. Джозианну считали развратной девственницей, так как от многочисленных любовных похождений её ограничивала далеко не скромность, а гордыня. Она никак не могла найти достойного себе.

Королева Анна, некрасивая и глуповатая особа, завидовала сводной сестре.

Дэвид не был жестоким, но обожал различные жестокие развлечения: бокс, петушиные бои и прочие. Он часто проникал на такие турниры, переодевшись простолюдином, а потом из доброты платил за весь ущерб. Его псевдонимом было Том-Джим-Джек.

Баркильфедро был одновременно тройным агентом, который следил одновременно за королевой, Джозианой и Дэвидом, однако каждый из них считал его своим надёжным союзником. Под покровительством Джозианы он попал во дворец и стал откупорщиком океанских бутылок: он имел право открывать все бутылки, выброшенные на сушу из моря. Он был сладок снаружи и злобен внутри, искренне ненавидя всех своих господ, а в особенности Джозиану.

Часть третья: бродяги и влюблённые

Гуиплен и Дея остались жить у Урсуса, который официально усыновил их. Гуиплен стал работать фигляром, завлекая покупателей и зрителей, которые не могли сдержать хохота. Популярность их была запредельной, отчего трое бродяг смогли обзавестись новым большим фургоном и даже осликом – теперь Гомо не было нужды тянуть возок на себе.

Внутренняя красота

Дея выросла в прекрасную девушку и искренне любила Гуиплена, не веря в то, что её возлюбленный уродлив. Она считала, что если он чист душой и добр, то не может быть некрасивым.

Дея и Гуиплен буквально боготворили друг друга, их любовь была платонической – они даже не прикасались друг к другу. Урсус любил их как своих детей и радовался их отношениям.

Денег у них было достаточно, чтобы ни в чём себе не отказывать. Урсус даже смог нанять двух цыганок, чтобы те помогали по хозяйству и во время выступлений.

Часть четвёртая: начало конца

В 1705 году Урсус с детьми приезжает в окрестности Саутворка, где его арестовывают за публичные выступления. После длительного допроса философа отпускают.

Тем временем Дэвид под своей личиной простолюдина становится постоянным зрителем выступлений Гуинплена, и в один вечер он приводит Джозиану посмотреть на уродца. Та понимает, что именно этот юноша должен стать её любовником. Гуинплен и сам поражён красотой женщины, но он всё ещё искренне любит Дею, о которой теперь начал мечтать как о девушке.

Герцогиня присылает ему письмо, где приглашает к себе.

Гуинплен мучается всю ночь, однако на утро всё же решает отказаться от приглашения герцогини. Он сжигает письмо, и артисты приступают к завтраку.

Однако в этот момент приходит жезлоносец и забирает Гуинплена в тюрьму. Урсус тайно следует за ними, хотя этим он и нарушает закон.

В тюрьме юношу не пытают – он, напротив, становится свидетелем жутких пыток другого человека, который сознаётся в своём преступлении. Оказывается, он был тем, кто изуродовал Гуинплена в детстве. На допросе несчастный сознаётся ещё и в том, что на самом деле Гуинплен – лорд Фермен Кленчарли, пэр Англии. Юноша падает в обморок.

В этом Баркильфедро видит отличный повод для мести герцогине, так как та теперь обязана выйти замуж за Гуинплена. Когда юноша приходит в себя, его приводят в его новые покои, где он предаётся мечтам о будущем.

Шедевр Виктора Гюго “Отверженные” и в наши дни остается очень популярным произведением, что так же подтверждается множеством вариантов его экранизации и театральных постановок.

В нашей следующей статье мы больше узнаем о биографии Виктора Гюго – выдающегося французского писателя и поэта, творчество которого оставило неизгладимый след в истории литературы.

Часть шестая: личины Урсуса, нагота и палата лордов

Урсус возвращается домой, где разыгрывает перед Деей представление, чтобы она не заметила пропажи Гуинплена. Тем временем к ним приходит судебный пристав, который требует, чтобы артисты покинули Лондон. Также он приносит вещи Гуинплена – Урсус бежит к тюрьме и видит, как оттуда выносят гроб. Он решает, что его названный сын умер и начинает плакать.

Тем временем сам Гуинплен ищет выход из дворца, но натыкается на покои Джозианы, где девушка осыпает его ласками. Однако узнав о том, что юноша должен стать её мужем, прогоняет того. Она считает, что жених не может занять место любовника.

Королева вызывает Гуинплена к себе и отправляет его в палату лордов. Так как остальные лорды стары и подслеповаты, они не замечают уродца новоиспечённого аристократа, и потому сначала выслушивают его. Гуинплен рассказывает о нищете народа и об его бедах, о том, что скоро страну захлестнёт революция, если ничего не изменить – но лорды лишь поднимают его на смех.

Юноша ищет утешения у Дэвида, своего сводного брата, но тот даёт ему пощечину и вызывает на дуэль за оскорбление матери.

Гуинплен убегает из дворца и останавливается на берегах Темзы, где размышляет о своей прежней жизни и о том, как он позволил тщеславию захлестнуть его. Юноша понимает, что сам променял свою настоящую семью и любовь на пародию, и решает покончить с собой. Однако появившийся Гомо спасает его от такого шага.

Заключение: смерть влюблённых

Волк приводит Гуинплена на корабль, где юноша слышит, как его приёмный отец разговаривает с Деей. Та говорит, что вскоре умрёт и отправится вслед за возлюбленным. В бреду она начинает петь – и тут появляется Гуинплен. Однако сердце девушки не выдерживает такого счастья и она умирает на руках у юноши. Тот понимает, что ему нет смысла жить без возлюбленной и бросается в воду.

Урсус, потерявший сознание после смерти дочери, приходит в себя. Рядом с ними сидит Гомо и воет.

Точкой отсчёта в сюжете романа является 29 января 1690 года , когда в Портленде при таинственных обстоятельствах оказывается брошенный ребёнок.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ ТОМ ХОЛЛАНД-ШКОЛЬНИК КОТОРЫЙ СМОГ! ТРАНСФОРМАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА-ПАУКА. Tom Holland Before They Were Famous

    ✪ Человек, который не мылся 60 лет. История Аму Хаджи

    ✪ Звезды, продавшие душу Дьяволу

    Субтитры

Введение

Художественный метод

Первая часть романа («Море и ночь»)

Жизнь и смерть в детском и взрослом сознании

Детское сознание, согласно основным принципам романтизма, является совершенным. В связи с этим оно не может находить границу между жизнью и смертью, так как в сознании ребёнка человек живёт и после смерти. Автор в первой книге экстраполирует мысли, чувства, переживания ребёнка на реальную жизнь. В результате появились эпизоды борьбы трупа контрабандиста со стаей ворон и встречи мальчика с мёртвой женщиной и её ребёнком. И контрабандист, и женщина для Гуинплена живы. Более того они поступают благородно (контрабандист защищает Гуинплена от ворон, а женщина отдаёт всё своё тепло слепой девочке), следовательно, они не лишились нравственных основ после смерти. Одна из идей автора (которая впоследствии определяет эволюцию характера главного героя) состоит в том, что Гуинплену удалось сохранить детское сознание (пусть в несколько ином виде) в течение всей жизни. То есть Гуинплен - это романтический герой , который противостоит окружающему косному миру, и, следовательно, его сознание не было «овзрослено» реальностью.

Совершенно иное сознание у пассажиров урки. Взрослые люди понимают разницу между жизнью и смертью и делают всё, чтобы во время бури спасти себе жизнь. Примечательным персонажем урки становится «мудрый» и «сумасшедший» старик. В его образе проявляются романтические признаки. Во время катастрофы его сознание окончательно становится детским. Не побуждая людей спасаться, он призвал их принять смерть. Особое значение здесь играет произнесение заключительной молитвы «Отче наш » (на латинском, испанском и ирландском языках). Молясь, люди приобретают детскую простоту. Смерть перестаёт казаться чем-то страшным. Все остались на коленях, несмотря на то что вода покрыла головы пассажиров урки.

Вторая часть романа («По приказу короля»)

Начинается со знакомства с именем «Гуинплен» (Gwynplaine), ставшим последним словом предыдущей части. Природа «наделила его ртом, открывающимся до ушей, ушами, загнутыми до самых глаз, бесформенным носом, …, и лицом, на которое нельзя было взглянуть без смеха». Несмотря на всё это, Гуинплен был счастлив и порой даже жалел людей.

Странствующий по Англии Урсус был когда-то философом. Но после встречи в лесу с волком, которого он назвал Гомо, его потянуло на вольную жизнь. С тех пор этот задумчивый сгорбленный человек путешествовал в компании со своим четвероногим соратником на маленьком возке. Там у него были оборудованы и спальное место, и даже лаборатория, где он творил свои снадобья на продажу. Жил он на выручку от представлений, которые сам же и писал, да на выручку от проданных микстур. Урсус редко смеялся, да и то горьким смехом. Пессимист он был. В то время власти преследовали компрачикосов, специально покупающих детей, чтобы их уродовать.

Часть I. Море и ночь

Студеным вечером января 1690 года на берегу бухты Портлендского залива был брошен ребенок шайкой уплывших головорезов. Мальчик добрался до человеческого жилья, по пути подобрав младенца возле трупа женщины. Он безрезультатно стучал во все дома подряд. Наконец его пустил к себе Урсус, ночевавший в своей повозке на пустыре. Он очень удивился, найдя в свертке, принесенном мальчишкой, годовалую девчушку. В свете наступившего утра выяснилось, что малышка не видит вообще, а у старшему ребенку кто-то изуродовал лицо вечной улыбкой.

Часть II. По приказу короля

Старый лорд Кленчари, эмигрировал после казни Кромвеля в Швецарию. Любовница пэра быстро нашла утешение в объятьях Карла II, зато незаконнорожденный сын Клэнчарли получил шанс сделать себе имя при дворе. Иаков II, став королем, хотел исправить ошибки прошлого правителя, но старик уже к тому времени умер, его законный наследник исчез. Поэтому пэрство с титулом ушло к непризнанному отцом Дэвиду. Да и невеста подобралась ему достойная - Джозиана, дочь короля, тоже незаконнорожденная. Со временем трон заняла Анна, дочь Иакова II.

Однажды Дэвид показал невесте уродца, спасенного Урсусом. Его постоянно ухмыляющееся лицо с выкрашенными ярко-рыжими волосами на фоне выросшей в красавицу слепой девочки Деи веселило всех вокруг. А ведь именно утонувшие компрачикос были виной этому уродству.

Гуинплен (имя уродца) и Дея искренне любили друг друга. Урсус только радовался, глядя на усыновленных детей. Сумасбродной Джозиане взбрело в голову, что именно Гуинплен будет ее любовником. Но тот сжег письмо от нее, оставшись верным своей Дее. А милая девушка слабела из-за неизлечимой болезни.

Приемный сын Урсуса после сожжения письма был арестован. В тюрьме у него на глазах кого-то пытали. И этот человек узнал его. Гуинплена сразу же назвали лордом Ферменом Кленчарли, бароном, маркизом и пэром Англии. От неожиданности, узнав всю правду о себе, тот упал в обморок и очнулся уже во дворце. К Дее и Урсусу его уже не пустили, пообещав отвезти им денег.

Урсус увидел, что из тюрьмы вынесли гроб и решил, что это был его сын. А коварный слуга герцогини лишь подтвердил эту ошибочную догадку.

Тем же днем уродец был посвящен в пэры Англии. Все благие намерения Гуинплена принести пользу народу выступлениями на заседаниях лордов лишь вызвали поток оскорблений со стороны знати. Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стала ссора с братом Дэвидом. Бедный урод сбежал в поисках своей семьи. Но, увы, Урсус продал свою повозку и куда-то уехал. Гуинплен собрался было утопиться от безысходности, но его спас Гомо, который нашел юношу у берега реки.

Заключение. Море и ночь

Именно волк показал дорогу к судну «Вограат»: на нем готовились к отплытию старик и Дея. Девушка была совсем слаба, ведь она так тосковала по своему любимому. Но его неожиданное появление невероятно ее взволновало и слабое сердечко не выдержало. Дея умерла прямо на его руках. Потрясенный юноша бросился в Темзу. Очнулся он в полном одиночестве под тоскливый вой Гомо.

Личность Гюго поражает своей разносторонностью. Мы с уверенностью можем сказать, что он один из самых читаемых в мире французских прозаиков. Всё его творчество определяет невероятная любовь к человеку, сострадание к обездоленным и призыв к милосердию. Виктора Гюго можно назвать демократом, врагом тирании и насилия над личностью, благородным защитником жертв политической и общественной несправедливости. Именно эти темы поднимаются во всём творчестве великого французского писателя. Невозможно забыть того, кто даже перед смертью писал:

«Я в своих книгах, драмах, прозе и стихах заступался за малых и несчастных, умолял могучих и неумолимых. Я восстановил в правах человека шута, лакея, каторжника и проститутку»

И говоря о таком великом писателе невозможно не вспомнить про его один из самых известных романов «Человек, который смеётся». Опять же, хотелось бы сказать, что данный роман был выбран не случайно, так как именно в этом году исполнилось ровно 145 лет со времени первой публикации данного романа, ну и конечно же, второй причиной является тот факт, что это одна из самых любимых для меня книг.

Творчество Гюго не вызывает ничего иного кроме восхищения и восторга. Это действительно Гений, причём с большой буквы. В его произведениях можно найти всё, что так ценно в книгах: в своих произведениях писатель выдвигает невероятно глубокие идеи, которые с каждым последующим прочтением можно раскрывать по-новому, невероятной глубины персонажи, реалистичные описания, потрясающий и богатый язык, который помогает в детальном описании исторического фона произведений, ну и конечно же, великолепные драматические развязки произведений Гюго. Всё это потрясает, трогает до глубины души и вдохновляет на прочтение его произведений снова и снова. Итак, поговорим подробней о романе «Человек, который смеётся».

Романтические черты творчества Гюго проявляются в его неугасающем интересе к истории и другим странам, так и в этом романе он переносит читателя из своей родной Франции на туманный Альбион, а из XIX века в XVII. Вы спросите, почему действия происходят в Англии, а не во Франции? Так вот, Англия была выбрана не случайно, Гюго в предисловии к роману говорил о том, что нигде не было такого феодального строя как в Англии. Автор хотел как можно ярче показать все пороки английской аристократии того времени. Автор повествует о всех исторических фактах того времени, примером здесь может послужить рассказ о компрачикосах, которые занимались торговлей детьми. Они покупали и уродовали детей и делалось это всего лишь ради забавы.

Обращаясь к историческому прошлому, Гюго рисует в неприглядном свете английскую аристократию XVII—XVIII веков, желая показать, что современная ему британская олигархия, унаследовав все самое худшее от своего прошлого, остается по-прежнему силой, враждебной народу, цивилизации, прогрессу. Благодаря непревзойдённому умению реалистично описывать каждую деталь мы вполне чётко можем представить себе жизни Англии в тот исторический период.

Сюжет книги великолепный. В романе «Человек, который смеется» писатель прослеживает судьбу своего героя Гуинплена, в детстве украденного и изуродованного бандитами и прошедшего путь от ярмарочного актера до места лорда в парламенте. Гюго подробно описывает, как главный герой обретает семью, его становление как личности, его первую и единственную любовь к слепой девушке - Дее. На примере главных героев автор показывает два мира в книге «мир света» - жизнь бедных людей и «мир тьмы» - жизнь богатых людей. Хотелось бы подробнее остановиться на характеристике главных героев романа.

Итак, Гуинплен - бедный изуродованный компрачикосами в детстве ребёнок, которому «посчастливилось» столкнуться с несправедливостью и бедами мира сего. Физически изуродованный ребенок символизирует в этом романе трагедию угнетенного человечества, жестоко искалеченного несправедливым общественным укладом. Именно в этом персонаже воплощены все демократические взгляды самого Гюго. Сама трагедия данного персонажа,по моему мнению заключается в том, что из-за его внешнего облика он не воспринимался серьёзно (если быть точным, то из-за его улыбки, которая явилась последствием деяний компрачикосов). Ни в мире бедных, ни в мире богатых (тем более) он не воспринимался как человек. Для окружающих он всего лишь был актёром, с ужасным обличием.


Урсус (человек, приютивший Гуинплена с крошкой Деей) - является носителем протеста, стремления к социальной справедливости, присущего народу. Разделяя страдания и бедствия народа, он отражает его помыслы и чаяния, нравственное величие и стойкость.

Ну и конечно же, следует вспомнить о таком светлом персонаже как Дея . Она прекрасна, причём прекрасна она не только внешне (не смотря на её слепоту), но и самое важное её достоинство это душевная красота и чистота. Душевное богатство и нравственное величие Деи завораживает. Их трогательная и чистая любовь с Гуинпленом не может оставить равнодушным. И трагический конец их счастья просто вызывает слёзы (это была первая книга, которая вызвала такую бурю эмоций, что я не смогла сдержать слёз).

Роман этот поистине философский. Виктор Гюго затрагивает такие вечные вопросы, как:

  • Внешнее уродство человека и его внутренняя (душевная) красота - возможно ли их гармоничное существование?
  • Противопоставление добра и зла (извечный вопрос, который волнует и по сей день)
  • Сколько бед и трагедий, потерь и несчастий может выдержать человеческая душа и многое другое.

Говоря о языке Гюго можно согласится что он несколько сложен. Но более точное слово в отношении стиля Гюго - витиеватость. Но, несмотря на это, прочитав хоть один из его монологов, мы понимаем, что благодаря этой особенности автор раскрывает всю глубину чувств героев.

И подводя итоги, мне хотелось бы упомянуть несколько самых любимых цитат из этого величайшего произведения:

  • Если человек, измученный жестокой душевной бурей, судорожно сопротивляясь натиску нежданных бедствий, не зная, жив ли он или мёртв, всё же способен с бережной заботливостью относиться к любимому существу — это верный признак истинно прекрасного сердца.
  • Самая тяжёлая задача — постоянно подавлять в своей душе желание зла, с которым так трудно бороться. Почти все наши желания, если хорошенько разобраться в них, содержат нечто такое, в чём нельзя признаться.
  • В любви главное — привычка. В ней сосредотачивается вся жизнь. Ежедневное появление солнца — привычка вселенной. Вселенная — влюбленная женщина, и солнце — её возлюбленный

Произведение просто волшебное. В этом романе прекрасно всё: и долгие лирические отступления и витиеватый язык автора и невероятно глубокие герои. Но читать данное творение нужно вдумываясь ибо даже самые мелкие детали в описаниях были созданы автором для того, чтобы мы могли наслаждаться этим шедевром!

Бродяга Урсус предстаёт разносторонним человеком, способным на многочисленные фокусы: он умеет чревовещать и передавать любые звуки, варить целебные отвары, он прекрасный поэт и философ. Вместе со своим ручным волком Гомо, который является не домашним питомцем, а другом, помощником и участником шоу, они путешествуют по всей Англии в деревянном возке, украшенному в весьма необычном стиле. На стенах был длинный трактат о правилах этикета английских аристократов и не более короткий перечень владений всех властьимущих. Внутри этого сундука, лошадьми для которого выступали сами Гомо и Урсус, располагалась химическая лаборатория, сундук с пожитками и печка.

В лаборатории он варил снадобья, которые потом продавал, завлекая людей своими представлениями. Несмотря на свои многочисленные таланты, он был бедным и зачастую оставался без пищи. Его внутренним состоянием всегда была глухая ярость, а внешней оболочкой – раздражение. Тем не менее, он сам выбрал свою судьбу, когда встретил Гомо в лесу и предпочёл бродяжничество жизни у лорда.

Аристократов он ненавидел и считал их правительство злым – но всё равно раскрасил повозку трактатами о них, считая это небольшим довольством.

Вопреки преследования компрачикосов, Урсус всё ещё умудрялся избегать проблем. Сам он не принадлежал к этой группе, но тоже был бродягой. Компрачикосы были шайками бродяжных католиков, которые превращали детей в уродцев на потеху публике и королевскому двору. Для этого они использовали различные хирургические методы, деформируя формирующиеся тела и создавая карликов-шутов.

Часть первая: стужа, висельник и младенец

Зима с 1689 на 1690 выдалась поистине суровой. В конце января в бухте Портленда остановилась бискайская урка, куда восемь мужчин и маленький мальчик начали грузить сундуки и продовольствие. Когда работа была выполнена, мужчины уплыли, оставив ребёнка замерзать на берегу. Тот безропотно принял свою долю, отправившись в путь, чтобы не замёрзнуть насмерть.

На одном из холмов он увидел облитое смолой тело висельника, под которым лежала обувь. Даже несмотря на то, что сам мальчик был бос, он испугался брать обувку мертвеца. Внезапно налетевший ветер и тень вороны испугали мальчика, и он бросился бежать.

Тем временем на урке мужчины радуются своему отплытию. Они видят, что буря наступает, и решают повернуть на запад, но и это не спасает их от гибели. Судно каким-то чудом остаётся целым после того, как налетело на риф, но оказалось переполнено водой и пошло ко дну. Прежде чем команда погибла, один из мужчин пишет письмо и закупоривает его в бутылке.

Мальчик бредёт сквозь снежную бурю и натыкается на женские следы. Он идёт по ним и натыкается на тело мёртвой женщины в сугробе, рядом с которой лежит живая девятимесячная девочка. Малыш забирает её и идёт в посёлок, но все дома оказываются запертыми.

В конце концов, он нашёл приют в повозке Урсуса. Конечно, тот не особенно хотел пускать мальчика и грудную девочку в свой дом, но не смог оставить малышей замерзать. Он поделился своим ужином с мальчиком, а молоком накормил малышку.

Когда дети уснули, философ похоронил мёртвую женщину.

Утром Урсус обнаружил, что на лице мальчика застыла маска смеха, а девочка слепа.

Лорд Линней Кленчарли представлял собой «живой осколок прошлого» и был ярым республиканцем, который не перешёл на сторону восстановленной монархии. Он сам отправился в изгнание на Женевское озеро, оставив в Англии любовницу и незаконнорожденного сына.

Любовница быстро сошлась с королём Карлом II, а сын Дэвид Дерри-Мойр нашёл себе место при дворе.

Позабытый лорд нашёл себе законную жену в Швейцарии, где у него родился сын. Однако к моменту, когда Иаков II взошёл на престол, он уже умер, а его сын таинственно исчез. Наследником стал Дэвид Дерри-Мойр, который влюбился в прекрасную герцогиню Джозиану, незаконную дочь короля.

Королевой стала Анна, законная дочь Иаков II, а Джозианна и Дэвид всё никак не играли свадьбу, хотя очень нравились друг другу. Джозианну считали развратной девственницей, так как от многочисленных любовных похождений её ограничивала далеко не скромность, а гордыня. Она никак не могла найти достойного себе.

Королева Анна, некрасивая и глуповатая особа, завидовала сводной сестре.

Дэвид не был жестоким, но обожал различные жестокие развлечения: бокс, петушиные бои и прочие. Он часто проникал на такие турниры, переодевшись простолюдином, а потом из доброты платил за весь ущерб. Его псевдонимом было Том-Джим-Джек.

Баркильфедро был одновременно тройным агентом, который следил одновременно за королевой, Джозианой и Дэвидом, однако каждый из них считал его своим надёжным союзником. Под покровительством Джозианы он попал во дворец и стал откупорщиком океанских бутылок: он имел право открывать все бутылки, выброшенные на сушу из моря. Он был сладок снаружи и злобен внутри, искренне ненавидя всех своих господ, а в особенности Джозиану.

Часть третья: бродяги и влюблённые

Гуиплен и Дея остались жить у Урсуса, который официально усыновил их. Гуиплен стал работать фигляром, завлекая покупателей и зрителей, которые не могли сдержать хохота. Популярность их была запредельной, отчего трое бродяг смогли обзавестись новым большим фургоном и даже осликом – теперь Гомо не было нужды тянуть возок на себе.

Внутренняя красота

Дея выросла в прекрасную девушку и искренне любила Гуиплена, не веря в то, что её возлюбленный уродлив. Она считала, что если он чист душой и добр, то не может быть некрасивым.

Дея и Гуиплен буквально боготворили друг друга, их любовь была платонической – они даже не прикасались друг к другу. Урсус любил их как своих детей и радовался их отношениям.

Денег у них было достаточно, чтобы ни в чём себе не отказывать. Урсус даже смог нанять двух цыганок, чтобы те помогали по хозяйству и во время выступлений.

Часть четвёртая: начало конца

В 1705 году Урсус с детьми приезжает в окрестности Саутворка, где его арестовывают за публичные выступления. После длительного допроса философа отпускают.

Тем временем Дэвид под своей личиной простолюдина становится постоянным зрителем выступлений Гуинплена, и в один вечер он приводит Джозиану посмотреть на уродца. Та понимает, что именно этот юноша должен стать её любовником. Гуинплен и сам поражён красотой женщины, но он всё ещё искренне любит Дею, о которой теперь начал мечтать как о девушке.

Герцогиня присылает ему письмо, где приглашает к себе.

Гуинплен мучается всю ночь, однако на утро всё же решает отказаться от приглашения герцогини. Он сжигает письмо, и артисты приступают к завтраку.

Однако в этот момент приходит жезлоносец и забирает Гуинплена в тюрьму. Урсус тайно следует за ними, хотя этим он и нарушает закон.

В тюрьме юношу не пытают – он, напротив, становится свидетелем жутких пыток другого человека, который сознаётся в своём преступлении. Оказывается, он был тем, кто изуродовал Гуинплена в детстве. На допросе несчастный сознаётся ещё и в том, что на самом деле Гуинплен – лорд Фермен Кленчарли, пэр Англии. Юноша падает в обморок.

В этом Баркильфедро видит отличный повод для мести герцогине, так как та теперь обязана выйти замуж за Гуинплена. Когда юноша приходит в себя, его приводят в его новые покои, где он предаётся мечтам о будущем.

Шедевр Виктора Гюго и в наши дни остается очень популярным произведением, что так же подтверждается множеством вариантов его экранизации и театральных постановок.

В нашей следующей статье мы больше узнаем о – выдающегося французского писателя и поэта, творчество которого оставило неизгладимый след в истории литературы.

Часть шестая: личины Урсуса, нагота и палата лордов

Урсус возвращается домой, где разыгрывает перед Деей представление, чтобы она не заметила пропажи Гуинплена. Тем временем к ним приходит судебный пристав, который требует, чтобы артисты покинули Лондон. Также он приносит вещи Гуинплена – Урсус бежит к тюрьме и видит, как оттуда выносят гроб. Он решает, что его названный сын умер и начинает плакать.

Тем временем сам Гуинплен ищет выход из дворца, но натыкается на покои Джозианы, где девушка осыпает его ласками. Однако узнав о том, что юноша должен стать её мужем, прогоняет того. Она считает, что жених не может занять место любовника.

Королева вызывает Гуинплена к себе и отправляет его в палату лордов. Так как остальные лорды стары и подслеповаты, они не замечают уродца новоиспечённого аристократа, и потому сначала выслушивают его. Гуинплен рассказывает о нищете народа и об его бедах, о том, что скоро страну захлестнёт революция, если ничего не изменить – но лорды лишь поднимают его на смех.

Юноша ищет утешения у Дэвида, своего сводного брата, но тот даёт ему пощечину и вызывает на дуэль за оскорбление матери.

Гуинплен убегает из дворца и останавливается на берегах Темзы, где размышляет о своей прежней жизни и о том, как он позволил тщеславию захлестнуть его. Юноша понимает, что сам променял свою настоящую семью и любовь на пародию, и решает покончить с собой. Однако появившийся Гомо спасает его от такого шага.

Заключение: смерть влюблённых

Волк приводит Гуинплена на корабль, где юноша слышит, как его приёмный отец разговаривает с Деей. Та говорит, что вскоре умрёт и отправится вслед за возлюбленным. В бреду она начинает петь – и тут появляется Гуинплен. Однако сердце девушки не выдерживает такого счастья и она умирает на руках у юноши. Тот понимает, что ему нет смысла жить без возлюбленной и бросается в воду.

Урсус, потерявший сознание после смерти дочери, приходит в себя. Рядом с ними сидит Гомо и воет.