Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Подготовиться к сообщению. Методические рекомендации по подготовке сообщений, докладов, рефератов. Правила подготовки публичного выступления

У современных учащихся вузов, школ, нередко возникает вопрос: как подготовить доклад, чтобы он полностью устроил преподавателя? Ученики регулярно получают такие задания: тема изучается ими самостоятельно, а они должны показать, насколько освоили материалы, прочесть соответствующую речь на защите доклада и ответить на вопросы. Некоторые школьники с лёгкостью пишут доклады, а для многих это остаётся сложной задачей. Однако и с течением времени далеко не все приобретают нужные навыки, осваивают методики написания докладов. В вузе самым серьёзным и ответственным докладом становится текст, посвящённый диплому. Именно его зачитывают студенты на защите дипломного проекта, а мастерство докладчика во многом определяет отношение комиссии к его работе в целом. Очень важно научиться писать и презентовать доклад, демонстрируя знания и умения педагогам. Чтобы правильно подготовить доклад необходимо овладеть основными методиками, знать требования к тексту, следовать рекомендациям и алгоритму.


Готовим доклад правильно и эффективно. Несколько полезных советов
Вам понадобится учесть несколько советов и следовать алгоритму, чтобы ваша работа была действительно эффективной, а доклад получился содержательным и интересным.
  • Сначала стоит подумать о времени, которое вы затратите на выполнение задания. Постарайтесь выделить на подготовку доклада хотя бы 2-3 дня. Как показывает практика, лучше всего заниматься изучением темы, поиском материалов и дальнейшим оформлением окончательного текста доклада в несколько приёмов. Именно так вы сможете рационально распределить время и трудиться с хорошей производительностью. Спешка всегда вредит делу, зачастую возникают непредвиденные сложности, вопросы. В итоге правильно подготовить доклад ещё сложнее. Упростите себе задачу, оставив нужное количество времени на работу.
  • Важный момент в любой работе, так или иначе связанной с наукой, написанием текстов, – выбор темы, осваивание заданного направления. Когда тема обозначена преподавателем, вам придётся приложить некоторые усилия, чтобы вникнуть в неё, особенно, если она вам мало знакома или показалась неинтересной. Помните, что успех работы не зависит напрямую от темы. Если вы будете готовить доклад тщательно и вдумчиво, вы в любом случае защитите его успешно. Выбирая тему самостоятельно, остановитесь на той, которая вызывает у вас искренний интерес, избегайте практического подхода. Даже если вы имеете много материалов, но направление вас не привлекает, работать будет сложнее.
  • Приступив к подготовке доклада, сразу подумайте, где вы станете доставать источники информации. Не нужно ограничиваться сведениями, имеющимися в Интернете. Используйте только проверенные сайты – их вам может посоветовать учитель. Обязательно возьмите минимум два источника в библиотеке, проверяйте данные по ним.
  • Пишите доклад самостоятельно. Изучите тему, соберите материалы, составьте текст. Не берите готовые доклады, даже если увидите хорошие варианты по вашей теме. Скорее всего, плагиат быстро обнаружит ваш педагог, а вы не получите никакой пользы от работы, не овладеете полезными навыками, не разберётесь в теме, которая может вам пригодиться. Всегда сложно отвечать на вопросы, когда доклад написан кем-то другим.
  • Отведите достаточное время на исследование темы. Разумеется, доклад отличается от научной работы, курсовой, но и в нём вам нужно продемонстрировать собственный подход, сложить личное мнение о проблеме. Работайте по плану: вдумайтесь в тему, разберитесь в сложных для вас вопросах, обозначьте круг базовых проблем. После просмотра разных источников выберите 3-5 основных, чтобы не запутаться в материалах, хорошо их запомнить и не отклониться от заданного направления. Выделите самое главное, касающееся вашей темы, раскрывающее её, в каждом источнике. Составьте план и только после этого начинайте писать сам текст доклада.
  • Подготовив черновой вариант доклада, тщательно проверьте его с точки зрения русского языка. Обратите внимание, что вам нужно выполнить несколько задач:
    1. Разобраться в теме самостоятельно.
    2. Показать преподавателю, что вы действительно ориентируетесь в теме и понимаете то, о чём говорите.
    3. Рассказать всё доступно и понятно, донести суть доклада, его содержание до всей аудитории, том числе до ваших одноклассников (однокурсников), которые услышали данную информацию впервые.
    Если в тексте много ошибок, смысл обязательно будет ускользать, вас не смогут понять. Педагоги тоже оценивают работу по содержанию и по оформлению. Структура текста должна быть чёткой, логичной, построение важно соотнести с раскрытием темы, излагать материал последовательно и не пропускать важные сведения. Раскрывайте непонятные термины, делайте доклад доступным.
  • Очень важный этап – подготовка речи. Хороший способ грамотно преподнести материал – оформить отдельно текст доклада и речь. Речь желательно сделать более краткой, чтобы она занимала 4-5 страниц (если учитель не обозначил другие стандарты). Тогда она будет хорошо восприниматься, а всё остальное вы сможете рассказать, отвечая на вопросы педагога. Обратите внимание, что, не зачитывая сразу весь материал, вы оставляете себе своеобразный «запас», имеете возможность хорошо ответить на дополнительные вопросы. В то же время, помните, что важно и в речи полностью раскрыть тему, не упуская узловых моментов, понятий, иначе она будет неполной. Напишите речь на листочках или напечатайте, её вам, скорее всего, можно будет взять с собой на защиту доклада.
  • Речь следует не только грамотно оформить, но и научиться хорошо преподносить материал, прорепетировать выступление несколько раз. Вы можете потренироваться перед зеркалом. Произносите слова чётко, правильно интонируйте, не делайте длительные и ненужные паузы, не используйте междометия. Говорить нужно в среднем темпе, не очень медленно, но и не слишком быстро, иначе слушателям будет трудно воспринимать текст. Произносите фразы спокойно, старайтесь не волноваться. Тренировки помогут вам уверенно чувствовать себя на самой защите доклада.
Особая специфика у доклада для защиты диплома. Как правильно подготовить доклад, чтобы он не испортил впечатление о работе, стал вашим дополнительным преимуществом?

Помните, что длинная речь – это уже недостаток выступления. Допустимое время, отводимое обычно на доклад, – 10 минут. Но есть две тенденции:

  • уже на пятой минуте аудитория начинает уставать;
  • студенты в большинстве случаев не укладываются в заданный промежуток времени.
В итоге можно сделать два вывода. Когда многие студенты удлиняют речь, комиссия утомляется ещё больше. Следовательно, задача докладчика – максимально сократить время своего выступления. Оптимальная длительность доклада – 5-6 минут. Его продолжением станут ответы на вопросы комиссии. Что же нужно обязательно сказать, делая доклад по дипломному проекту?
  • Кратко обозначьте актуальность, предмет и объект, методы исследования, цели и задачи работы.
  • Скажите, какие известны фундаментальные исследования по вашей теме, а на какие источники в основном опирались именно вы. Достаточно назвать 5-7 позиций.
  • Дайте представление о содержании работы буквально в двух предложениях: это может напоминать пересказ оглавления, только с соответствующими смысловыми связками.
  • Основная часть вашего доклада – ваши собственные наработки, результаты, выводы. Рассказывайте о своих находках, приводите примеры и доводы. Это должно занять примерно 4/5 вашей речи.
Вы убедитесь, что такой доклад будет воспринят прекрасно, комиссия выслушает вас с интересом, а всё, что не вошло в вашу лаконичную речь, они смогут спросить у вас дополнительно.

Подготовка доклада. Алгоритм
Как подготовить доклад правильно? Следуйте советам, действуйте по алгоритму, тогда работать будет легче, а результат порадует.

  1. Вникните в тему доклада. Определите основные проблемы и выпишите их на отдельный листочек. Сразу подумайте, всё ли вам понятно. Уточните термины, нюансы работы у преподавателя.
  2. Найдите источники, где вы собираетесь брать информацию. Возьмите в библиотеке хотя бы 2-3 источника, в Интернете пользуйтесь проверенными сайтами. Сверяйте сведения с печатными материалами.
  3. Ограничивайте количество источников, иначе вы можете запутаться в материалах, потратить слишком много сил на их осваивание. Соотносите работу с объёмом доклада, сложностью темы. Если вы учитесь в школе, достаточно взять 3-5 источников, а вот студенту стоит довести их количество до 5-9.
  4. Определите самые важные для раскрытия темы места в материалах, основные моменты. Дополните ими ваш черновик.
  5. Составьте план доклада. Сделайте маленькую вступительную часть, обозначьте тему, кратко расскажите об источниках информации (назовите их), после основной части перейдите к вашим заключительным выводам.
  6. Напишите черновик доклада. Не забывайте о последовательности, логичности изложения.
  7. Прочтите текст, подумайте, соответствует ли он теме, исправьте все недочёты, ошибки.
  8. Сделайте два варианта доклада: чистовой вариант и речь, представляющую собой сокращённую версию доклада.
  9. Прочтите речь, доклад, проверьте на наличие ошибок.
  10. Прорепетируйте защиту доклада, прочтите речь вслух два раза.
Действуйте в соответствии с алгоритмом, вникайте в тему, помните о рекомендациях: так вы сумеете подготовить хороший доклад, успешно его защитить.

Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы.

Этапы подготовки доклада:

1. Определение цели доклада.

2. Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада.

3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.

4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного.

5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана.

6. Композиционное оформление доклада.

7. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов выступления.

8. Выступление с докладом.

9. Обсуждение доклада.

10. Оценивание доклада

Композиционное оформление доклада – это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов, как правило, элементами композиции доклада являются: вступление, определение предмета выступления, изложение(опровержение), заключение.

Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике.

Вступление должно содержать:

· название доклада;

· сообщение основной идеи;

· современную оценку предмета изложения;

· краткое перечисление рассматриваемых вопросов;

· интересную для слушателей форму изложения;

· акцентирование оригинальности подхода.

Выступление состоит из следующих частей:

Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.

Заключение - это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.

Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут.

Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.

Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям , которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.

Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).

Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Лучше всего тему сформулировать таким образом, чтобы ее первое слово обозначало наименование полученного в ходе выполнения проекта научного результата (например, «Технология изготовления…», «Модель развития…», «Система управления…», «Методика выявления…» и пр.). Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.



Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).

Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному тезису выступления:

  • фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
  • суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
  • мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.

Самая частая ошибка в начале речи – либо извиняться, либо заявлять о своей неопытности. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме.

К аргументации в пользу стержневой идеи проекта можно привлекать фото-, видеофрагметы, аудиозаписи, фактологический материал. Цифровые данные для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как обилие цифр скорее утомляет слушателей, нежели вызывает интерес.

План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.

В научном выступлении принято такое употребление форм слов: чаще используются глаголы настоящего времени во «вневременном» значении, возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3-го лица глагола, форм несовершенного вида, используются неопределенно-личные предложения. Перед тем как использовать в своей презентации корпоративный и специализированный жаргон или термины, вы должны быть уверены, что аудитория поймет, о чем вы говорите.

Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе презентации впервые.

Самые частые ошибки в основной части доклада - выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).

В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения ("закон края"), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, "чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего" (А.Ф. Кони).

В ключевых высказываниях следует использовать фразы, программирующие заинтересованность. Вот некоторые обороты, способствующие повышению интереса:

- «Это Вам позволит…»

- «Благодаря этому вы получите…»

- «Это позволит избежать…»

- «Это повышает Ваши…»

- «Это дает Вам дополнительно…»

- «Это делает вас…»

- «За счет этого вы можете…»

После подготовки текста / плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:

  • Вызывает ли мое выступление интерес?

· Достаточно ли я знаю по данному вопросу, и имеется ли у меня достаточно данных?

· Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?

· Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?

При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста. Отметим, однако, что чтение заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.

Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика у слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление может затронуть аудиторию, если оратор говорит об актуальной проблеме, если аудитория чувствует компетентность выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.

Кроме того, установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.

Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания в письменной. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд (!).

Особое место в презентации проекта занимает обращение к аудитории. Известно, что обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные приемы. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.

Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.

После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.

Если вы хотите, чтобы сделанный вами на семинаре доклад оказался полезным и интересным, его необходимо тщательно готовить. Сначала прочитать соответствующий раздел в лекции и учебнике – необходимо понять, какими знаниями будут располагать слушающие вас сокурсники. Затем определить цель вашего доклада: дополнить имеющийся материал, проиллюстрировать его примерами или выйти за пределы учебного материала, рассмотреть новые вопросы или аспекты изучаемых проблем. После этого переходите к изучению рекомендованной литературы. Если есть возможность и желание, поищите дополнительные источники, обратитесь к возможностям Интернета.

При подготовке доклада или сообщения не ограничивайтесь пересказом источников. Вступление к докладу должно содержать обоснование актуальности выбранной темы: поразмышляйте, почему данный вопрос волновал людей раньше и продолжает волновать теперь, чем он важен для них. Сопоставьте существующие точки зрения, постарайтесь определить их слабые и сильные стороны. Не стесняйтесь высказывать свое мнение, отношение к проблеме. При работе над докладом опирайтесь на имеющиеся у вас знания, житейский и профессиональный опыт.

Результатом работы над источниками будут различного рода конспекты, выписки, ксерокопии с подчеркнутыми и выделенными местами. Это еще не доклад, а только черновой материал к нему. Ваша задача – переработать этот материал, структурировать и упорядочить, сделать обозримым и удобным для понимания. На этом этапе работы необходимо уточнить план. Выделить вступление, где вы обоснуете необходимость и полезность той информации, которую вы собираетесь предложить своим слушателям. Основная часть работы предполагает последовательное и четкое изложение основных положений с доказательствами, обоснованиями и иными аргументами. В заключении коротко резюмируется основной смысл работы и делаются выводы, цель которых показать, что поставленные в работе цели достигнуты и дается ее оценка.

Текст доклада готов. Но подготовка к докладу еще не завершилась. Если вы просто будете читать свой доклад, не отрываясь от бумаги, то слушатели скоро устанут и заскучают. Поэтому надо уметь не читать, а рассказывать. Для этого нужно составить тезисный план, заглядывая в который вы не потеряете нить рассказа, выписать значимые цитаты, которые нужно передать точно, выделить и пояснить основные термины и понятия. Если из прочитанных вами источников смысл некоторых терминов не совсем ясен – обратитесь к словарю или энциклопедии. Докладчик должен хорошо владеть материалом. Возможно трудные или сложные термины, имена заранее написать на доске, чтобы слушателям легче было ориентироваться. И напоследок подумайте, какие вопросы ваш доклад может вызвать, попробуйте предугадать и подготовиться. Желательно порепетировать, рассказав ваш доклад какому-нибудь добровольному слушателю или хотя бы самому себе. И тогда ваши слушатели получат удовольствие и новые знания, а вы – моральное удовлетворение от хорошо сделанной работы и хорошую оценку.


Основная литература

1. Философия: учебник / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.:Юристъ, 2004.

2. Философия: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.

3. Голубинцев, В.О. Философия для технических вузов / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. – Ростов-на-Дону, 2008.

4. Философия: учебник для студентов технических вузов / И.Я. Копылов и др.; под ред. И.Я. Копылова, В.В. Крюкова. – М.: ИНФРА – М.; Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2002.

5. Канке, В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов / В.А. Канке. – М.: Логос, 2001.

6. Кемеров, В.Е. Введение в социальную философию: учебник для вузов / В.Е. Кемеров. – М., 2001.

7. Родчанин, Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): учебник / Е.Г. Родчанин, В.И. Колесников. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006.

8. Философия истории: Учеб. Пособие / под ред. проф. А.С. Панарина. – М.: Гардарики, 1999.

Учебно-методическая литература

1. Романов, И.Н. Философия. Исследования – тексты – схемы – таблицы – упражнения – тексты: учебное пособие / И.Н. Романов, А.И. Костяев – М.: Педагогическое общество России, 2003.

2. Баранов, Г.В. Философский практикум: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / Г.В. Баранов; под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005.

3. Философия (конспект лекций в схемах). – М.: Изд-во ПРИОР, 2002.

Доклад – это научно-исследовательская работа, где студент излагает суть проблемы, приводит разные мнения, примеры и высказывает свою точку зрения. Его можно оформлять не только в печатной форме, но и в письменной.

Доклад нужен в первую очередь для того, чтобы студент учился работать с документами, литературой, высказывать свое мнение, выступать перед широкой аудиторией и правильно составлять план изложения.

Как написать доклад?

Даже, если студент знает, как сделать доклад, всё равно нужно основательно подготовиться к работе. Для этого желательно знать, с чего начинать и чем заканчивать данную работу. Именно поэтому и нужен план, ведь с его помощью работа пойдет значительно быстрее.

Написание работы состоит из следующих этапов:

Этап 1. Выбор темы. Как правило, студентам предлагаются варианты на выбор. Поэтому можно взять такую тему, чтобы она была действительно интересна докладчику, ведь только тогда получится хорошая работа.

Этап 2. Подбор литературы по теме (около 10 шт.). Источники необходимо основательно изучить и выбрать основную информацию, чтобы она была интересной, полезной и достоверной. Поэтому информация берётся из проверенных источников. Лучше всего обратиться в библиотеку, так как в учебниках и журналах более достоверная информация.

Этап 3. Написание плана. Нужно составить план таким образом, чтобы доклад получился интересным. Пишите в первую очередь не для себя, а для слушателей.

Этап 4. Подведите итоги, напишите выводы.

Этап 5. Подготовьтесь к дополнительным вопросам. Комиссия и коллеги могут задать несколько вопросов после выступления. Поэтому, желательно заранее подготовиться и продумать все варианты ответов.

Составление плана – это гарантированный успех при написании доклада. Работа делится на заголовки, подзаголовки, и учащийся, пользуясь содержанием, будет помнить, о чём говорить в том или ином разделе.

Выбор темы

Шаг 1. Прочитайте внимательно инструкцию. После того, как научный руководитель выдал вам инструкцию для написания работы, нужно тщательно изучить задание, возможно, придётся его перечитать несколько раз, чтобы вникнуть в суть вопроса. Как правило, в задании даны четкие инструкции, где указано, что именно нужно раскрыть в теме, для какой целевой аудитории предназначен доклад, стоит ли высказывать свое мнение. Ведь если статья информационная, тогда нет необходимости рассказывать что-то от себя, так как вы предоставляете слушателю определенную информацию.

Шаг 2. Выбирайте только ту тему работы, которая вам нравится. Тогда намного проще сможете написать доклад. Хотя, иногда преподаватель сам выбирает тему для студентов. В этом случае необходимо найти моменты, которые вам лично будет интересно узнать, и от этого нужно отталкиваться. Поставьте себя на место слушателя.

Шаг 3. Выбирайте оригинальную и захватывающую тему работы, чтобы аудитория с удовольствием слушала докладчика и участвовала в обсуждениях. Конечно же, если у вас одинаковые темы с одногруппниками, скорей всего, сложно будет удержать внимание аудитории.

Шаг 4 . Не бойтесь менять тему, если она оказалась слишком сложной для вас. Иногда так случается, что вроде бы выбрали тему, начали искать информацию, но оказалось, что не получается найти достаточно информации. Пока не поздно, лучше поменяйте тему, ведь за несколько дней до сдачи это сделать невозможно.

Шаг 5. Ищите информацию по теме не только в интернете, но и в библиотеке. Как правило, в инструкции должно указываться, сколько источников нужно обработать студенту. Ищите информацию исключительно по теме. Если ваша тема касается какого-то исторического события опишите в какие годы оно произошло, его причины, последствия и т. д.. Обязательно указывайте все необходимые даты. Если берёте информацию из интернета, тогда вы должны быть полностью уверены в ее достоверности.

Шаг 6. Записывайте все необходимые данные. Во время поиска информации записывайте источники, где указывается год выпуска, автор, город издания, номер страницы, где была найдена информация. Впоследствии вы сможете легко составить список использованных источников.

Подготовка к написанию доклада

Сначала определитесь с основной идеей. Необходимо продумать, как вы донесете информацию до слушателей так, чтобы удержать их внимание от начала выступления до окончания.

Заранее продумайте оформление доклада. Обязательно проконсультируйтесь с научным руководителем. Возможно, он разрешит оформить доклад по своему усмотрению. Также, можно воспользоваться ГОСТом, благодаря которому подчеркнете свой профессионализм.

Сделайте на черновике набросок. С его помощью поймете, как будет выглядеть ваш доклад. Можно набросок сделать в виде списка или же перечислить свои идеи. То есть, в этот момент создадите определенную структуру доклада.

Структура доклада

Перед тем, как написать доклад, нужно составить не только план, но и структуру работы, которая помогает из отдельных частей написать краткий и одновременно развёрнутый текст. Как правило, доклад пишется не более, чем на 5-ти страницах формата А4.

Основными элементами структуры доклада являются:

  1. Вступление, где студент приветствует аудиторию.
  2. Введение, в котором докладчик заинтересовывает слушателей. Студент формулирует актуальную и оригинальную тему исследования. Рассказывает про важность доклада, какие ученые работали в данной области и указывает цель работы.
  3. Основная часть, где студент рассказывает все части по содержанию. То есть, в этом разделе рассказывается про методики исследования, подробно описываются все действия, которые связаны с получением результатов. Также студент может рассказать о результатах исследования, кратко изложить новую информацию, которая получена в процессе наблюдения.
  4. Заключение. Здесь докладчик подводит итоги и заканчивает выступление.

Как написать введение (пример)

Как уже говорилось выше, сначала нужно написать вступление и введение. То есть, необходимо поздороваться с аудиторией, представиться (назвать свои Ф. И. О, тему работы, цель, предмет, объект исследования). Это первая часть работы. На примере показано, как правильно начинать вступление и введение:

Как написать основную часть (пример)

После введения описывается вторая часть работы (теория). Здесь можно написать, основную идею. Если тема по истории про крестьянские движения, тогда нужно писать всё про их эксплуатацию, формы движения, повседневные протесты крестьян и т. д.. То есть, выбрать главный тезис и вокруг него создавать структуру написания. Пример рассмотрим ниже:

После второй части рассматривается, чем заканчивается основная идея. То есть, описываются причины, дается сравнительный анализ. Если работа пишется по математическому предмету, обязательно нужно в практическую часть вставить таблицы для сравнения, диаграммы, схемы и т. д. Необходимо по максимуму проанализировать данные, рассмотреть подробный анализ, а также подвести итоги на основании этих данных.

Как написать заключение (пример)

Уже после теоретической и практической части пишется заключение, где студент подводит общие итоги по сделанной работе. Можно написать, какой период исследовался докладчиком, какие особенности выявлены, какие мысли посетили студента во время написания:

Что писать после заключения

После заключения с новой страницы пишется список использованных источников. Это могут быть быть статьи из журналов, литература, интернет-ресурсы и т. д.

Как правило, литература пишется в алфавитном порядке, придерживаясь всех стандартов ГОСТа, но следует уточнить у научного руководителя. Возможно, он разрешит писать литературу по своему усмотрению. Посмотрите на примере, как правильно указывать использованные источники.

Требования к оформлению доклада по ГОСТам

Кроме подготовки и написания доклада, нужно еще принять к сведению то, что его нужно правильно оформить. Требования к оформлению доклада практически такие же, как и к оформлению реферата. Однако, здесь требований значительно меньше, так как в ГОСТах нет четкого предписания по данному виду документов.

Доклад можно сдавать не только в печатном виде, но и в рукописном. Однако, работа выглядит более аккуратно, если она напечатана на компьютере. Поэтому лучше заранее узнать у преподавателя, в каком виде оформлять работу.

Существуют два известных ГОСТа, по которым оформляются рефераты, дипломные работы и курсовые. Это ГОСТы 7.32-2001, 7.9-95, и по ним можно смело оформлять доклад.

Это важно! В докладе, также, как и в реферате нумеруются страницы, начиная с введения. На первом и втором листе страницы не ставятся, но считаются. То есть, на странице, где написано «Введение» ставится цифра «3» по центру в самом низу.

Размер шрифта может быть, не меньше 12, а лучше 14 кегль, но этот нюанс уточняется у преподавателя. Это же касается заголовков, основной части, списка литературы и т. д.

Образец написания доклада (по истории)

Приведем пример, как написать доклад по истории при помощи плана. Цель доклада – обретение студентами навыков работы над источниками, глубоко изучить материал и выступить перед аудиторией.

Внимание! Задача студента – научиться самостоятельно перерабатывать большое количество материала, найти главную идею и максимально раскрыть информацию по теме.

Во вступлении студент сначала приветствует с аудиториею, а затем называет тему доклада, например: «Крестьянское движение в 30-50 гг. XIX в.». Здесь, нужно рассказать, что такое крестьянское движение. Затем описывается цель: «Изучение крестьянского движения в России в первой половине XIX в». Для достижения цели студент ставит такие задачи:

  • когда и как долго проходили крестьянские движения;
  • какие губернии славились крестьянскими движениями.

После вступления идёт основная часть, где в первой главе можно написать про эксплуатацию крестьян, а во второй части докладчик продолжает историю о выступлении крестьян, их причины и почему они ежедневно протестовали.

После основной части кратко пишется заключение, где делаются выводы докладчика и выделяются основные, наболевшие моменты.

В конце доклада указывается список использованной литературы по ГОСТу, то есть, в алфавитном порядке.

Теперь студенты уже знают, как сделать доклад интересным не только слушателям, но и преподавателю. Все понимают, что подготовка материала занимает много времени, сил и чтобы получить высокую оценку, есть несколько основных советов:

Совет 1. Выступать перед аудиторией нужно от 10 до 20 минут. За это время студент должен прочитать подготовленный материал, и желательно с примерами и достоверными фактами.

Совет 2. Выучить все научные термины, которые находятся в докладе. Также студент должен понимать их смысл, так как педагоги по ним часто задают вопросы. Поэтому докладчик должен основательно подготовить приблизительные ответы.

Совет 3. Тщательно следить за изложением материала, за его грамотностью и последовательностью.

Совет 4. Побороть страх перед аудиторией и настроиться на то, что слушатели относятся к происходящему дружелюбно.

Совет 5. Быть убедительным во время доклада и слушатели поймут, что студент действительно владеет темой на должном уровне.

Совет 6. Не торопиться и не растягивать слова. Лучше всего заранее потренироваться, так как скорость чтения должна быть примерно 120 слов минуту.

Совет 7. Заранее продумать вопросы, которые могут задать слушатели после доклада. Для этого лучше посоветоваться с однокурсниками и даже с ними потренироваться.

Совет 8. Адекватно реагировать на обсуждения аудитории. Если они активно говорят на данную тему, значит им действительно интересно слушать студента.

Если соблюдать вышеперечисленные правила, тогда преподаватель оценит доклад на отлично.

Заключение

В статье рассмотрено, как писать и зачитывать доклад. С одной стороны, кажется всё очень просто, но с другой – нужно учитывать все элементы, касающиеся подготовленного материала. Всё зависит только от студента, насколько он добросовестно отнесется к работе, такую оценку и получит на докладе.

Правила написания и оформления доклада – от “А” до “Я” обновлено: Февраль 15, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Презентуя результаты работы, очень важно подготовить свое обращение к аудитории, учитывая основные требования к устному сообщению. Оформление доклада предусматривает четкое и лаконичное изложение информации, которое легко воспринимается слушателями. В соответствии с этим, важно соблюдать правила оформления доклада, которые помогут сделать вашу речь интересной.

Основная цель докладчика в основном заключается в том, чтобы:

В короткий отрезок времени проинформировать о чем-либо слушателей;

Продемонстрировать наглядный материал (диаграммы, графики, схемы…);

Постараться донести информацию максимально легкодоступными способами;

Выкристаллизовать из всего объема информации самую полезную и важную, подать данные и факты так, чтобы они легко запоминались.

Исходя из цели, тематики, сферы деятельности, в которой его обнародуют, зависит и оформление доклада. Можно написать сообщение в свободной форме и также вольно вести себя докладчику во время демонстрации. Бывает, необходимо соблюдать обязательные составные элементы.

Например, оформление докладов в научной сфере всегда структурировано и идентично научной работе, по которой предлагается выступление.

Ниже рассмотрим основные компоненты доклада. В качестве примера приведем представляющего научную работу. Подобный алгоритм действий подойдет для подготовки доклада на любую тематику.

Текст должен начинаться с приветствия. Например: «Уважаемые присутствующие, члены комиссии, гости (здесь следует перечислить основные группы присутствующих людей, в зависимости от характера мероприятия)!».

Ознакомить присутствующих с четким названием темы доклада. Можно так: «Вашему вниманию предлагается доклад на тему… Разрешите начать с…» (Если это научная тематика, то начать можно с актуальности предложенной темы, потом перейти к цели, заданиям, а после - к рассмотрению процесса и результатов).

Далее, после вступительной части, можно приступить к пересказу основного процесса научного (маркетингового и т. д.) исследования. Желательно подчеркнуть этот переход словами. Аудитории будет легче сориентироваться, а вам - удержать внимание. Можно сформулировать таким образом: «А теперь разрешите перейти к основным результатам исследования. Позвольте теперь более детально представить этапы нашего исследования».

Всю информацию очень хорошо было бы разбить на блоки. Это можно сделать с помощью того, что вы предложите рассматривать весь процесс отдельными этапами. Например: «Исследование на тему… проходило в несколько этапов. Сейчас мы коротко расскажем о них. Итак, на первом этапе мы обратились к… ».

Эта часть доклада самая содержательная, более продолжительная, поэтому нужно позаботиться о том, чтобы интерес слушателей не угас. В этом вам помогут различные презентационные материалы, содержащие графики, диаграммы, иллюстрации и т.д.

Но следует помнить, что чрезмерное их количество еще больше может утомить аудиторию и вызвать раздражение. Поэтому стоит выбрать наиболее важные и нужные слайды, подкрепляющие вашу речь, и избежать калейдоскопа всевозможных картинок, которые с трудом человек успеет разглядеть, не говоря уже о том, чтобы понять их.

Стоит учесть, что вам необходимо четко понимать, какая иллюстрация сопровождает текст. Они должны совпадать и дополнять друг друга. По тексту всего доклада очень необходимо сделать пометки о том, какой именно должен быть слайд на экране, когда вы произносите те или иные слова.

В конце доклада необходимо коротко резюмировать самое основное, сделать логическое завершение. Лаконично констатировать. к чему вы пришли в ваших умозаключениях, какие пути развития видите дальше.

Обязательно выразите благодарность за внимание, предложение перейти к дискуссии.

В заключение можно сказать так: «Спасибо (кому-то) за предоставленную возможность выступить, присутствующим - за внимание. Предлагаю перейти к обсуждению представленных результатов».

Как можно заметить, оформление доклада должно быть максимально структурированным. Это поможет самому оратору легко ориентироваться в информации, отвечать на вопросы, иметь возможность возвращаться к тексту вновь и вновь в случае дискуссионных моментов, а также в процессе всего обсуждения.