Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Жизнь русских в боливии. Старообрядцы в латинской америке. «Дальневосточный гектар» — бородачам


Русские в Боливии заслуживают пристального интереса, как минимум, по двум причинам. Во-первых, русская община там появилась не в бурные 1990-е, а ещё в ХІХ веке. Во-вторых, в отличие от других латиноамериканских стран, русские в Боливии практически не ассимилировались. Более того, будучи гражданами этой страны, родиной они считают Россию, которую не видели даже на экранах телевизоров: ведь телевизоры они не жалуют.

«Ой, мороз, мороз» под пальмами


Эти женщины носят длинные сарафаны, мужчины - рубахи с поясами. Под венец идут рано: девушки уже в 13, парни - в 16; рожают много, так что и десять детей в семье не редкость. Имена у всех русские, но старинные, каких теперь и не услышишь: Мамелфа, Агапит, Киприян, Инафа, Елизар.

Все - крестьяне. Живут продажей плодов труда своего; в воскресенье отдыхают, ходят в церковь. Вроде обычная русская деревня конца XIX века, но вокруг - не поля с березками, а боливийская сельва, и выращивают крестьяне не репу с капустой, а бананы с ананасами (впрочем, пшеница тоже в почете).


По-русски все говорят чисто, без намека на акцент, но с редкими вкраплениями испанских слов. Заслуги боливийских властей в этом нет: государственные школы в стране только испаноязычные. Русский язык хранит и прививает семья, а читать детей учат не только по-русски, но и по-старославянски, ведь главная книга в каждой семье - Библия - написана на этом языке. Таких крестьян-старообрядцев в Боливии около 2 тысяч. Деревни их расположены в тропических департаментах страны - Санта-Крус, Кочабамбa, Лас-Пас, Бени.


Несмотря на стойкое соблюдение традиций, резко отличающихся от местной культуры, и внешнее несходство, никаких конфликтов с боливийцами у русских старообрядцев никогда не было. Живут с соседями дружно, прекрасно понимают друг друга (все старообрядцы хорошо знают испанский), но сближаться не хотят и браки заключают только со своими, причем не в пределах деревни (это запрещено), а выписывая невест издалека. Благо, в Латинской Америке старообрядцев хватает.

Сохраняя веру


Сформировалась община постепенно, старообрядцы прибывали «волнами». Первая из них относится к второй половине позапрошлого века, когда часть сибирских старообрядцев, устав от гонений, стала искать место на карте, где можно было бы спокойно исповедовать свою веру. Такой точкой (а точнее, континентом) стала Латинская Америка в целом и Боливия, в частности. Первых переселенцев привлекли плодородные земли и либеральная политика местных властей.


Если первая волна переселенцев попала в Боливию напрямую, то путь второй был весьма сложен. Сперва в бурные годы гражданской староверы бежали в Маньчжурию. Вроде прижились, родилось новое поколение - и тут разразилась революция уже в Китае. Пришлось снова бежать, на этот раз в британский Гонконг. Оттуда часть старообрядцев перебралась в Австралию, а часть - в Бразилию. В Бразилии понравилось не всем - решили переехать в Боливию. Но не исключено, что русских в Боливии ждет новое переселение.

Назад на Родину


Впервые за много лет проблемы с властями у русских старообрядцев появились в начале 2010-х. Их вины в том нет: просто к власти пришло левое правительство Эво Моралеса, которое озаботилось судьбой индейских земель, на которых живут и работают старообрядцы. Часть из них задумалась о возвращении на Родину, тем более, что эти планы активно поддержали российские власти.

В 2011 в Россию из Боливии приехало около 30 человек, за ними потянулись другие. Вопреки прогнозам, назад никто не вернулся, хотя пришлось непросто: так, в выделенных им районах почти никто не остался, разъехались кто куда. Последуют ли их примеру остальные русские в Боливии? На этот вопрос может ответить только время.

Сегодня многих интересует, какими были . Действительно интересная история.

Многих россиян сейчас заинтересовал вопрос, как можно получить гражданство Боливии. Приобретение второго гражданства — вопрос, который на сегодняшний момент волнует многих жителей нашей страны. И речь идет не просто о переезде или возможности бессрочно отдыхать за пределами России, речь идет, о бизнес-иммиграции.

Вид на столицу Боливии — Ла Пас

Латинская Америка — перспективное направление. Понятно, что самыми лучшими странами для иммиграции считаются здесь , Панама. Но получить гражданство этих стран довольно сложно, и за короткий период это сделать никак нельзя (за исключением в этой стране осуществляется в ускоренное порядке).

Расположение стран Южной Америки на карте

Из-за того что в этих перспективных странах оформление гражданства — процедура сложная, следует обратить внимание на такую страну, как Боливия.

Гражданство Боливии на самом деле дает массу преимуществ, о которых мало посвященный человек и не догадывается.

У Боливии и Испании есть соглашение, предусматривающее наличие двойного гражданства у жителей этих стран (при желании гражданин Боливии в ускоренном режиме, примерно за 2 года, может , значит, и со всеми вытекающими отсюда последствиями).

Имеется реальная возможность проживать в этой стране. Боливия — страна по российским меркам не дорогая, и человек даже с небольшим капиталом сможет устроиться здесь с комфортом.

Средняя цена на основные продукты в Боливии

Если говорить о минусах, то паспорт Боливии не относится к так называемым хорошим документам для путешествий. Практически все страны мира боливийцы посещают по визе.

Получить гражданство можно на основании происхождения, на основании проживания в стране на протяжении 2 лет. Для некоторых категорий граждан этот срок сокращается до одного года. Подать на гражданство через год могут те, кто имеет:

  • супруга (супругу) — гражданина Боливии;
  • детей — граждан Боливии;
  • специальное образование и работу в Боливии в области образования, науки, техники, промышленности или сельского хозяйства;
  • право на воинскую службу (или тот, кто несет военную службу в рядах боливийской армии);
  • благодарности за заслуги перед Республикой.

Какие документы надо предоставить для получения гражданства Боливии

Для оформления гражданства необходимо предоставить такие документы:

  • заграничный паспорт РФ (или свидетельство о рождении РФ);
  • на территории РФ;
  • фотографии (здесь понадобятся не только стандартные, но и фотографии правого и левого профиля, их делают в Ла-Пасе, столице государства);
  • отпечатки пальцев обеих рук.

Во время оформления гражданства, человек (или целая семья) должен находиться на территории Боливии. Процедура оформления в целом может тянуться от 6 до 9 месяцев. Стоимость процедуры — 50-90 тысяч долларов. Все документы РФ должны быть переведены на испанский язык и быть нотариально заверенными.

Обратите внимание на видео: подготовка документов для проживания в Боливии на ПМЖ.

Уровень жизни в Боливии

Всех заинтересованных волнуют такие вопросы:

  • в Боливии недвижимость: цены, возможности покупки, аренды;
  • на каком языке говорят боливийцы и кто они такие;
  • транспорт Боливии: как лучше передвигаться по стране, сколько стоит приобрести личный автомобиль, сколько стоит бензин;
  • работа в Боливии для русских иммигрантов;
  • цены на продукты питания, одежду, личные вещи, лечение, коммунальные услуги.

Понятно, что жизнь в Боливии мало похожа на сказку, ведь Латинская Америка — это все-таки не Америка Северная. С другой стороны, знающие люди давно называют эту страну латиноамериканским Тибетом, так как она сильно изолирована от остальных стран Латинской Америки, и это, как ни странно, большой плюс. В соседстве с большими Бразилией, Парагваем и Аргентиной на самом деле мало чего хорошего.

Население Боливии — индейцы и метисы. Причем по количеству индейцев Боливия — лидер среди латиноамериканских стран. Говорят на смеси местных диалектов и испанского языка. Государственный язык — испанский.

Типичные индейцы страны

Общественный транспорт в Боливии развит слабо, а личные автомобили есть далеко не у всех.

Хотя купить можно любую модель, цены в Боливии по европейским и российским меркам низкие. Бензин стоит дешево, а вот дороги не очень хорошие. Лучший выбор — внедорожник, особенно если проживать будете в сельской местности.

Боливия страна маленькая, выхода к морю не имеет, окружена Андами, так что с недвижимостью в Боливии, особенно в крупных городах, ситуация непростая. А вот дом в сельской местности вполне можно приобрести. Стоить это будет (по русским меркам) не дорого.

Цены на аренду жилья в Боливии

Три женщины с совершенно разными судьбами. Нана, Света и Наташа.

RTW 2006-07: 18-19.04 sucre

Уюни с соляным озером - Потоси с динамитом - и мы приехали в Сукре, город с русским парикмахером.

Здесь тепло. Высота всего 2000 м. над уровнем моря.

Во всем городе мне больше всего запомнился центральный рынок . Огромное крытое помещение, до отказа набитое лотками со свежими фруктами, фруктовыми коктейлями, салатиками, соками и тортами. Кружка фруктового коктейля с соком стоит 4,5 рубля, чашка фруктового салата - 3,5 рубля. Обед - 2$ на двоих, с мясом и супом.

Но куда более знаменательными стали наши знакомства. В Сукре мы познакомились с тремя русскими женщинами, уже давно живущими в Боливии.

Три женщины с совершенно разными судьбами.

Наташин телефон нам дали знакомые из Москвы. Она встретила нас на собственной машине, с двумя детьми. Наташа замужем за боливийцем. Он работает в Ла Пасе, ей же не нравится в шумном и грязном городе, и они живет в приятном и чистом Сукре у родителей мужа. Она только что открыла свой мебельный салон. Мечтает создать русское поселение (русский район). Еще она издает газету на русском языке, отправляет ее в русское посольство.

Мы посидели сначала в парке с мороженым, потом в Наташином салоне. Света отлично выглядит, у нее достаточно денег на реализацию самых разнообразных задумок. И все же она не производила впечатление счастливой женщины. Может быть, нам только показалось, но все в ее рассказах выглядело "вроде бы не плохо". Даже не знаю, как описать. Нет, она не пыталась выглядеть очень успешной и ненатурально довольной. Скорее, наоборот, - вполне честно на вид обо всем рассказывала. И какая-то легкая неудовлетворенность сквозила во всех рассказах.

Спросив у Наташи совета, где бы постричься, мы тут же обрели следующую знакомую. Свету . Света учится на парикмахера и работает в салоне. Вернее, настоящий салон в Сукре всего один. Но в тот, где работает Света, скоро поставят оборудование, и будет второй салон в городе.

Водитель такси по дороге расспрашивал нас, что посмотреть в России, если он когда-ниудь туда доедет, сможет ли он там поработать, и нужно ли говорить по-русски (разве русский и испанский так непохожи? меня там не поймут? как, русские не говорят по-испански?).

Света - подруга Наташи. Она тоже замужем за боливийцем. Он учился на Украине, вот и привез с собой жену. Там Свете было совсем тяжело и не понятно, как быть и что делать дальше. Вот и сбежала фактически. Здесь тоже не просто. Денег не много. Если Наташа может себе позволить открыть не приносящий пока что прибыли мебельный салон, о Свете приходится учиться и работать. В словах Светы просвечивает неуверенность. Может быть, и на родине что-то получилось бы? А может, было бы хуже. Она тоже не выглядит очень счастливой. Не несчастной, - нет. Но и не совсем счастливой. Самое непростое в жизни Светы - отношения с родителями мужа. У Наташи тоже в этом плане не все идеально, хотя она совершенно добровольно живет в Сукре с родителями мужа.

Вечер мы провели с новыми подругами в кафе Jоyride в самом центре города. Крутое место. Хорошее и не дешевое. Вернее, не дешевое по местным меркам. Для нас 1,5$ за алкогольный коктейль... ну, вы поняли.

Вообще, в Боливии мы чувствуем себя очень странно. Выглядим хиппи-бомжиками в своих потрепанных за время пути вещах, в старой обуви, с разодранными переездами рюкзаками. И при этом можем легко себе позволить платить за хорошо одетых местных девушек. Нам даже неудобно от осознания того, что тут мы можем позволить себе вообще все. Земля и квартиры в Боливии не стоят почти ничего. Но это ничего тут очень трудно заработать. Мы честно рассказали Наташе и Свете, что дома за 8 месяцев накопили 20000$ на поездку, и вот за 6 месяцев в пути потратили 12000$. И они были первыми, кто поразился этим суммам. Вернее, до сих пор все тоже поражались, но в ключе "вы потратили так мало". Теперь же ситуация была обратной.

В гостиницу опять едем на такси. Торговаться тут легко.
Садишься в такси и уже в дороге начинаешь диалог:
-Сколько возьмёшь?
-По 4 боливиано с человека (0,5$).
-А можно за 3? Ну, пожалуйста!
-Можно и за 3.

Здесь же расскажу еще и о Нане, хозяйке грузинского кафе в городке Оруро . Нана из Тбилиси, но уже 11 лет живет в Боливии. Приехала сюда за дочерью после смерти мужа. Дочь замужем за боливийцем. У Наны хорошие отношения с семьёй мужа дочери. Но, конечно, по Тбилиси она скучает, - даже по глазам видно. Сложно привыкнуть к новым правилам. Но делает, что может. Вот, открыла кафе, с 5 до 9 вечера печёт тут торты и эклеры, блинчики и хачапури.

Нана, Света и Наташа. Очень приятные и не очень счастливые. Хочется верить, что они просто не слишком хорошо умеют устраиваться в жизни, и оказаться в Боливии для них стало хорошим выходом, и дома было бы тяжелее.

Но вернемся к городу Сукре. Сукре - это официальная столица Боливии.

Ее реальная столица - деловой, шумный и грязный Ла Пас. Сукре похож скорее на деревенскую резиденцию правительства. Исторический, утонченный, зеленый, с деревянными балкончиками и светлыми домами. С целым одним супермаркетом на весь город в том далеком 2007 году.

Главная достопримечательность окрестностей - следы динозавров .

Когда-то неподалеку от Сукре начали добывать цемент и разрыли пласт со следами динозавров. 68 млн лет назад это было дно озера. Но потом вследствие тектонических процессов озеро встало на дыбы, и теперь его дно превратилось в стенку карьера.

Рабочих прогнали и нагнали туристов. Сделали нечто вроде парка. Очень слабенький парк. С парой фигур динозавров, экскурсией на 15 минут и мороженым.

Боливию многие путешественники нередко называют одной из наиболее привлекательных и интересных стран: здесь можно встретить необыкновенно красивые места, странного вида растения и животных. Каждый, кто приезжает в Боливию, непременно становится заложником собственных незабываемых впечатлений. Но что на самом деле поджидает того, кто решил не просто проехаться по впечатляющим окрестностям Боливии, но и остаться жить в стране, которую нередко называют «Тибетом» Южной Америки.

Для начала хотелось бы отметить, что около 50% всего населения составляют индейцы, сохранившие до 21 века большую часть своих народных традиций. Их не волнует высокие технологии и многие признаки цивилизации – они вполне хорошо чувствуют себя без горячей воды и благоустроенного туалета. Вот именно поэтому нередко можно встретить высказывания о том, что Боливия – это страна, где высокий процент населения проживает за чертой бедности, не имеет стабильного дохода и доступа к элементарным благам развитого государства. Но многим боливийцам достаточного того, что они имеют крышу над головой, руки и ноги – для работы и пищу для пропитания.

Боливия – это страна с развитой промышленностью, но невысоким уровнем жизни – любой иностранец с суммой в несколько десятков тысяч долларов свободно может окунуться в богатую жизнь по здешним меркам.

Известна многим Боливия и благодаря свободно произрастающей по всей стране коки. Ее выращивают целыми плантациями и свободно продают и покупают буквально на каждом углу. Считается, что жевание листьев коки оказывает тонизирующее действие на весь организм, правда всем туристам настоятельно рекомендуется относиться к употреблению коки как можно осторожнее, особенно в пределах высокогорья. Кроме того, что кока выращивается на абсолютно легальных условиях, производство наркотиков в этой стране – это одно из самых прибыльных занятий, правда все еще теневой отрасли боливийской промышленности.

Об адаптации в Боливии

Интересно, что те немногие, кто, побывав в Боливии в качестве туриста-путешественника, насмотревшиеся на ее красоты и решившие осесть здесь для постоянного места жительства, впоследствии жалеют о своем выборе. Хотя подобное не говорит о том, что в этой стране действительно сложно нормально существовать, ведь не зря же бытует пословица «везде хорошо, где нас нет», да и путать туризм и эмиграцию не стоит.

Сами боливийцы, несмотря на весьма значительное число эмигрантов, поселившихся здесь еще с незапамятных времен, приезжих не очень жалуют. Среди таких ярких примеров - староверы, сохранившие традиции и обычаи русских предков, создав на территории Боливии собственные крохотные государства, которые боливийцы порой даже воспринимают, как иностранные, зачастую даже не заглядывая в места их селения.

Для коренных жителей этой страны, что менониты, что староверы, что японцы являются чужими людьми, по странной причине обитающие на территории Боливии. Кстати, например, староверы, имея боливийский паспорт, а значит и гражданство, говоря по-испански, нередко давая работу окружающим людям и участвуя в экономике, себя боливийцами не считают, так что такое отношение к ним вполне закономерно.

Настоящим боливийцем, по сути, может считаться тот, кто помимо всего остального родился в Боливии и любит страну, в которой живет, по праву называя ее родиной. Причем совершенно не важно, каким цветом его кожа – «белого» коренного населения в этой стране достаточно много.

Сегодняшние иммигранты часто говорят о том, что даже по прошествии нескольких лет проживания в Боливии на законных основаниях, в большей они чувствуют себя туристами, чем жителями. К негативным факторам и трудностям адаптации в новой стране можно отнести и то, что многие русские жалуются на приступы брезгливости и недовольства. Возможно, что причины такого отношения покажется кому-то незначительными, но это лишь до того времени, как окунаешься в подобное сам.

Живя в Ла-Пасе, многие эмигранты вспоминают хлеб, продающийся в вакуумных упаковках в их родных городах и странах – в Боливии нередко можно встретить нелицеприятную картину, когда на лежащий хлеб летят брызги грязи с луж, выхлопные газы с рудиментарных автобусов, а дополняют образ грязные руки грузчика, буквально бросающие буханки на жалкого вида прилавки.

Рассуждения о бедности в Боливии

Как уже упоминалось выше – нельзя назвать Боливию и боливийцев в частности – бедными. В данном контексте это слово несколько неуместно, хотя бы потому, что среди них практически нет голодающих.

Поразить незнакомых с местным укладом жизни путешественников может тот факт, что совершенно нищий на вид бомб с котелком в руках может позволить себе зайти в ресторан, чтобы отведать горячего супчика. Кстати, надо заметить, что попрошаек здесь практически нет или же выглядят они достаточно обеспечено – с золотыми зубами и множеством безвкусных ювелирных украшений.

В Боливии даже самая бедная индейская семья позволяет себе первое, второе и третье блюда за столом. Конечно, это не означает, что они хорошо живут, однако если человек не голоден, то его существование, пожалуй, может считаться приемлемым.

Особенностью «простого люда» (то есть большинства, так как в Боливии большая часть населения – это категория людей, относящая к среднему классу - они не богаты и не бедны) является то, что в обычной повседневной жизни они выглядят плохо из-за бесформенной, залатанной и грязной национальной одежды. Здесь не принято наряжаться, идя на базар. Все лучшие одежды и украшения берегутся для карнавала – тогда «на свет» выуживаются парчовые юбки и прочие атрибуты.

Тоже самое касается и элементарных бытовых условий – электричества, горячей воды, туалета в доме и т.д. Не каждый крестьянин, способный улучшить условия своего проживания пойдет на это. Для боливийца подобное не привычно, а потому не обязательно.

В пользу Боливии говорит и то, что большинство зданий – это фундаментальные кирпичные строения с хорошей крышей и окнами. Здесь не встретишь хибар, сооруженных из подручных материалов (картона, фанеры) и больше напоминающих собачьи будки, чем нормальное жилье для цивилизованного человека. Правда наряду с этим не встретишь и супермаркетов и мегацентров.

Как сказал один русский эмигрант, проживший в Боливии более трех лет: «Я возвращался в Россию с легким сердцем и душой. Радовался этому событию, как ребенок. Думал, что после существования в Боливии прежняя жизнь покажется мне раем. Но я был горько разочарован и внезапно меня потянуло обратно….В страну колорита, ярких впечатлений и слишком простодушных жителей».

На протяжении нескольких столетий русские старообрядцы не могли найти покоя на родной земле, и в XX веке многие из них окончательно перебрались за границу. Далеко не всегда получалось обосноваться где-то поблизости от Родины, а потому сегодня старообрядцев можно встретить и на далекой чужбине, например, в Латинской Америке. В этой статье вы узнаете о быте русских фермеров из деревни Тоборочи, Боливия. Старообрядцы, или староверы - общее название для религиозных течений в России, возникших в результате неприятия церковных реформ в 1605-1681 годах. Все началось после того, как московский патриарх Никон предпринял ряд нововведений (исправление богослужебных книг, изменение обрядов). Недовольных «антихристовыми» реформами объединил протопоп Аввакум. Староверы подвергались жестоким преследованиям со стороны как церковных, так и светских властей. Уже в XVIII веке многие бежали за пределы России, спасаясь от гонений. Не нравились упрямцы и Николаю II, и, впоследствии, большевикам. В Боливии, в трех часах езды от города Санта-Крус, в местечке Тоборочи 40 лет назад обосновались первые русские старообрядцы. Даже сейчас это поселение не отыщешь на картах, а в 1970-х тут были абсолютно необжитые земли, окруженные густыми джунглями. Федор и Татьяна Ануфриевы родились в Китае, а в Боливию поехали в числе первых переселенцев из Бразилии. Помимо Ануфриевых в Тоборочи живут Ревтовы, Мурачевы, Калугиновы, Куликовы, Анфилофиевы, Зайцевы. Деревня Тоборочи состоит из двух десятков дворов, расположенных на приличном расстоянии друг от друга. Большинство домов - кирпичные. В Санта-Крусе очень жаркий и влажный климат, а комары донимают круглый год. Москитные сетки, такие родные и привычные в России, ставят на окнах и в боливийской глуши. Старообрядцы бережно хранят свои традиции. Мужчины носят рубахи с поясами. Шьют их сами, а вот брюки покупают в городе. Женщины предпочитают сарафаны и платья в пол. Волосы отращивают с рождения и заплетают в косу. Большинство старообрядцев не позволяют чужакам фотографировать себя, однако семейные альбомы есть в каждом доме. Молодежь идет в ногу со временем и вовсю осваивает смартфоны. Многие электронные устройства в деревне формально запрещены, но от прогресса не спрятаться даже в такой глуши. Почти во всех домах есть кондиционеры, стиральные машины, микроволновки и телевизоры, взрослые общаются с далекими родственниками посредством мобильного интернета. Основное занятие в Тоборочи - сельское хозяйство, а также разведение амазонской рыбы паку в искусственных водоемах. Прикармливают рыбу два раза в день - на рассвете и вечером. Корм производится тут же, на мини-фабрике. На обширных полях старообрядцы выращивают бобы, кукурузу, пшеницу, в лесах - эвкалипт. Именно в Тоборочи был выведен единственный сорт боливийских бобов, популярный сейчас во всей стране. Остальные бобовые завозят из Бразилии. На деревенской фабрике урожай обрабатывают, пакуют в мешки и продают оптовикам. Боливийская земля плодоносит до трех раз в год, а удобрять ее начали только пару лет назад. Женщины занимаются рукоделием и ведут хозяйство, растят детей, внуков. Большинство старообрядческих семей многодетные. Имена детям выбирают по Псалтири, согласно дню рождения. Нарекают новорожденного на восьмой день его жизни. Имена тоборочинцев непривычны не только боливийскому уху: Лукиян, Киприян, Засим, Федосья, Кузьма, Агрипена, Пинарита, Авраам, Агапит, Палагея, Мамелфа, Стефан, Анин, Василиса, Маримия, Елизар, Инафа, Саламания, Селивестр. Жители деревни нередко сталкиваются с представителями дикой природы: обезьянами, страусами, ядовитыми змеями и даже небольшими крокодилами, которые любят полакомиться рыбой в лагунах. Для таких случаев у старообрядцев всегда наготове ружье. Раз в неделю женщины выезжают на ближайшую городскую ярмарку, где продают сыр, молоко, выпечку. Творог и сметана в Боливии так и не прижились. Для работы в полях русские нанимают боливийских крестьян, которых называют Колями. Языкового барьера нет, так как старообрядцы, помимо русского, говорят и по-испански, а старшее поколение еще не забыли португальский и китайский. К 16 годам мальчики приобретают необходимый опыт работы в поле и могут жениться. У старообрядцев строго запрещены браки между родственниками до седьмого колена, поэтому невест ищут в других деревнях Южной и Северной Америки. До России добираются редко. Девушки могут выходить замуж по достижении 13-летнего возраста. Первый «взрослый» подарок для девушки - сборник русских песен, с которого мать снимает очередную копию и дарит дочери на день рождения. Десять лет назад боливийские власти профинансировали строительство школы. Она состоит из двух зданий и делится на три класса: дети 5-8 лет, 8-11 и 12-14-летки. Мальчики и девочки учатся вместе. В школе преподают два боливийских учителя. Основные предметы - испанский язык, чтение, математика, биология, рисование. Русский язык учат дома. В устной речи тоборочинцы привыкли смешивать два языка, а некоторые испанские слова и вовсе вытеснили русские. Так, бензин в деревне называют не иначе как «гасолина», ярмарку - «ферия», рынок - «меркадо», мусор - «басура». Испанские слова давно обрусели и склоняются по правилам родного языка. Есть и неологизмы: например, вместо выражения «скачать из интернета» в ходу слово «дескаргарить» от испанского descargar. Некоторые русские слова, повсеместно употребляемые в Тоборочи, давно вышли из обихода в современной России. Вместо «очень» старообрядцы говорят «шибко», дерево называют «лесиной». Старшее поколение ко всему этому разнообразию примешивает португальские словечки бразильского разлива. В общем, материала для диалектологов в Тоборочи - на целую книгу. Начальное образование не является обязательным, но боливийское правительство поощряет всех учеников государственных школ: раз в год приезжают военные, выплачивающие каждому ученику по 200 боливиано (порядка 30 долларов). Старообрядцы посещают церковь дважды в неделю, не считая православных праздников: службы проходят в субботу с 17 до 19 часов и в воскресенье с 4 до 7 утра. Мужчины и женщины приходят в церковь во всем чистом, надев поверх темную одежду. Черная накидка символизирует равенство всех перед Богом. Большинство южноамериканских старообрядцев никогда не бывали в России, но свою историю помнят, отражая главные ее моменты в художественном творчестве. Воскресенье - единственный выходной. Все ходят друг к другу в гости, мужчины ездят на рыбалку. Темнеет в деревне рано, ложатся спать к 10 вечера.