Культурная и духовная жизнь в конце XIX - начале XX века. Духовная жизнь в России с начала XX в. по начало XXI в Духовная жизнь 20 годов века таблица
Вопрос 01. Какое значение придавала советская власть ликвидации неграмотности?
Ответ. Ликвидации неграмотности советская власть придавала огромное значение. Во-первых она изначально ориентировалась на рост числа пролетариата, а развитие техники в то время уже давно достигло такой стадии, когда для работы на предприятии требовался по крайней мере минимальный уровень образования. Во-вторых образование было организовано абсолютно отлично от дореволюционных стандартов, и через него коммунистическая партия укореняла в массах свои идеалы.
Вопрос 02. Какие отрицательные и положительные стороны имела новая советская школа?
Ответ. Положительные стороны:
1) доступ к образованию получили группы населения, которые раньше по имущественным и национальным признакам доступа к нему почти не имели;
2) обучение стало полностью бесплатным;
3) в образование были внедрены элементы самоуправления;
4) были внедрены новые педагогические методики, включая большее время для самостоятельной работы учеников в группах;
5) возникла масштабная и довольно эффективная система работы с беспризорниками;
6) появилась эффективная система ликвидации безграмотности взрослых.
Отрицательные стороны:
1) многие получали места в университетах не по знаниям, а по классовой принадлежности и верности партии;
2) многие преподаватели погибли или иммигрировали, новых набирали также по принципу лояльности новому режиму, из-за чего уровень образования упал.
Вопрос 03. Почему значительная часть российской интеллигенции не приняла большевистский режим? Каковы мотивы тех, кто признал советскую власть?
Ответ. Во-первых до революции значительная часть интеллигенции занимала активную политическую позицию, она не была монархической, но у большинства интеллигентов не было и коммунистических взглядов. Главное, во время Гражданской войны власть коммунистов показала свой лицо. Интеллигенты не относились к пролетариату, чью диктатуру провозгласила власть, многие прошли тюрьмы и концлагеря, куда попадали только за классовую принадлежность. Многих шокировало неприятие новой властью любого альтернативного мнения. Удивительно не то, что такое количество интеллигентов не приняло советскую власть, удивительнее то, что часть дореволюционной интеллигенции её приняла. Последние действительно поверили в то, что новая власть сможет создать нового человека и построить настоящий рай не земле.
Вопрос 04. Какую роль сыграл сборник «Смена вех»?
Ответ. «Смена вех» убедила многих интеллигентов и внутри страны, и в иммиграции, что служа советской власти, они служат делу восстановления и возрождения России, и советская власть не такая «красная», какой хочет казаться. Данный сборник статей повлиял на многих известных деятелей культуры, которые впоследствии вернулись из иммиграции в СССР.
Вопрос 05. Каковы причины гонений, направленных против православной церкви и её служителей?
Ответ. Социалистическое революционной движение изначально было атеистическим (это касалось представителей всех партий, не только большевиков). Но дело было не только в этом. После захвата власти большевики хотели остаться единственными, кто определяет духовную жизнь страны.
Вопрос 06. Каковы основные черты «нового советского искусства»?
Ответ. Основные черты:
1) новое искусство «выбрасывало на свалку» достижения старого;
2) оценивать произведения требовалось с точки зрения не их художественных достоинств, но классовой принадлежности и политических пристрастий автора;
3) у искусства появились не только новые идеи, но и новые выразительные формы;
4) искусство должно было служить построению нового общества, потому, к пример, серьёзные художники и поэты стали создавать плакаты.
Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. В.И. Ленин, определяя главных врагов социалистической революции, помимо прочих называл также неграмотность населения России.
В 1918 г. началась перестройка народного образования. 30 сентября 1918 г. ВЦИК утвердил "Положение о единой трудовой школе РСФСР". В основу этого документа были положены самые передовые для того времени идеи как русских, так и зарубежных педагогов. Новая советская школа была бесплатной, в ней внедрялись элементы самоуправления. Поощрялось педагогическое новаторство, культивировалось уважение к личности ребенка. Впрочем, иногда педагогические поиски того времени переходили все границы разумного: из школы изгонялись парты, отменялась урочная система, задания на дом, учебники, отметки.
Декретом СНК от 2 августа 1918 г. "О правилах приема в высшие учебные заведения" преимущество при поступлении в вузы получили рабочие и крестьянская беднота. Для того чтобы поднять их общеобразовательный уровень до минимально необходимого при обучении в высшей школе, при университетах и институтах создавались рабочие факультеты (рабфаки). К 1925 г. выпускники рабфаков, направляемые на учебу по партийным и комсомольским путевкам, составляли половину всех абитуриентов. Государство обеспечивало их стипендиями и общежитиями. Так начала создаваться советская интеллигенция.
Власть и интеллигенция. В расцвете творческих сил встретили пролетарскую революцию корифеи художественной культуры "серебряного века". Одни из них очень скоро поняли, что в новых условиях русские культурные традиции будут либо растоптаны, либо поставлены под контроль власти. Ценя превыше всего свободу творчества, они избрали удел эмигрантов. К середине 20-х годов за границей оказались многие виднейшие мастера культуры (И. А. Бунин, А. И. Куприн, А. К. Глазунов, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, И. Е. Репин, В. В. Кандинский, М. 3. Шагал и многие другие). Критическую позицию по отношению к большевистской власти занимал и М. Горький, который в 1921 г. выехал за границу и поселился на о. Капри (Италия). Однако не все избрали участь эмигрантов. Часть выдающихся деятелей культуры, уйдя в глубокую духовную оппозицию к правящему режиму, продолжали творить в традициях русского инакомыслия - А. А. Ахматова, М. А. Волошин, М. М. Пришвин, М. А. Булгаков.
Большевики, придя к власти, стремилась привлечь к тесному сотрудничеству ученых, особенно тех, кто тем или иным образом способствовал укреплению обороны и экономики страны или имел безоговорочное мировое признание. Им обеспечивались более сносные, по сравнению с другими слоями населения, условия жизни и работы. Многие известные ученые считали своим долгом работать на благо Родины, хотя это вовсе не означало, что они разделяли политические и идеологические воззрения большевиков. Среди них мы встречаем имена основоположника теории современного самолетостроения Н. Е. Жуковского, создателя геохимии и биохимии В. И. Вернадского, выдающегося химика Н. Д. Зелинского, биохимика А. Н. Баха, отца космонавтики К. Э. Циолковского, лауреата Нобелевской премии физиолога И. П. Павлова, агронома-испытателя И. В. Мичурина, крупнейшего специалиста по растениеводству К. А. Тимирязева и др.
Начало партийного контроля над духовной жизнью. После окончания гражданской войны и особенно после событий в Кронштадте большевики стали все более активно брать духовную жизнь страны под свой контроль. В августе 1921 г. газеты опубликовали сенсационный материал о разоблачении так называемой Петроградской боевой организации, которая якобы готовила "кровавый переворот". Активными участниками этой организации была объявлена группа известных российских ученых и деятелей культуры. Хотя следствие велось наспех и не располагало убедительными доказательствами виновности арестованных, некоторые из них были приговорены к смертной казни. Среди расстрелянных значились знаменитый ученый-химик профессор М. М. Тихвинский и крупнейший русский поэт Н. С. Гумилев.
В конце августа 1922 г. советское правительство выдворило из страны 160 крупнейших российских ученых - гордость не только российской, но и мировой науки. В числе высланных были философы Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Л. П. Карсавин, Е. Н. Трубецкой, историк А. А. Кизеветтер, социолог П. А. Сорокин и др. Эти люди вовсе не стремились уезжать из России. Не разделяя идеологических установок большевизма, они тем не менее не являлись активными борцами с ним.
В 1922 г. был учрежден специальный цензурный комитет - Главлит, обязанный осуществлять контроль за всей печатной продукцией, дабы на ее страницы не просочились не угодные властям материалы. Через год к Главлиту прибавился Главрепертком, призванный контролировать репертуар театров и других зрелищных мероприятий.
Тем не менее вплоть до 1925 г. культура развивалась в условиях относительной духовной свободы. Бурные внутрипартийные споры большевистских вождей мешали им выработать единую линию в области идеологии. С укреплением позиций И. В. Сталина партия "поворачивается лицом к культуре". В 1925 г. была принята резолюция ЦК ВКП(б) "О политике партии в области художественной литературы". Она положила начало идеологизации и партийному диктату в отношении художественного творчества. Выступая перед интеллигенцией, Н. И. Бухарин предложил ей "идти под знамена рабочей диктатуры и марксистской идеологии". Началось упразднение художественного разномыслия.
Большевики и церковь. Большевики поставили перед собой цель воспитать "нового человека", достойного жить в коммунистическом обществе. Одним из направлений коммунистического воспитания было нравственное совершенствование личности, что во все времена являлось прерогативой церкви. Поэтому борьба с религией была обусловлена не только атеистическими воззрениями большевиков, но и их стремлением убрать опасного конкурента из духовной сферы жизни общества.
Первым актом устранения церкви из общественной жизни стал декрет от 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства и школы от церкви. Этот декрет послужил основой для полного произвола на местах по отношению к церкви и ее служителям. Повсеместно стали закрываться храмы и монастыри. Их имущество и предметы культа конфисковывались "для революционных нужд". Священнослужителей подвергали арестам и отправляли на принудительные работы. Они были лишены избирательных прав, облагались самыми высокими налогами.
Главой Русской Православной Церкви после восстановления патриаршества в 1917 г. стал митрополит Московский Тихон. В январе 1918 г. он предал большевиков анафеме. Когда в 1921 г. в Поволжье разразился страшный голод, патриарх Тихон обратился к главам христианских церквей с призывом помочь голодающим. Созданный им Церковный комитет помощи развернул активную деятельность, подняв на борьбу с голодом всю верующую Россию.
Большевистские лидеры не могли смириться с тем, что церковь перехватила инициативу у государства. В феврале 1922 г. Совнарком издал декрет о конфискации церковных ценностей в пользу голодающих. Исполнение декрета в некоторых местах вылилось в подлинный грабеж церковного имущества. Это вызвало массовый протест, в течение трех месяцев произошло более тысячи столкновений верующих с отрядами, проводившими реквизиции. Ленин решил использовать эти события для нанесения церкви решающего удара.
В апреле-мае 1922 г. в Москве и в июле - в Петрограде были организованы шумные судебные процессы над церковными деятелями. Несколько священнослужителей - епископов и митрополитов - приговорили к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности. Патриарх Тихон был взят под домашний арест, а затем переведен в тюрьму.
Усилилась антирелигиозная пропаганда, был создан Союз воинствующих безбожников, стал выпускаться массовый журнал "Безбожник". После смерти Тихона в 1925 г. власти не допустили выборов нового патриарха. Взявший на себя патриаршие обязанности митрополит Петр в 1926 г. был выслан на Соловки.
Начало "нового" искусства. Набирали силу новые тенденции и явления в области художественной культуры. Все громче заявляла о себе литературно-художественная и культурно-просветительская организация, получившая название Пролеткульт. Своей главной задачей пролеткультовцы считали формирование особой, социалистической культуры путем развития творческой самодеятельности пролетариата. Для этого они создавали специальные художественные студии и клубы, которые объединяли склонных к творчеству пролетариев. К 1920 г. организации Пролеткульта насчитывали до 400 тыс. членов. Был создан Театр рабочей молодежи (ТРАМ). В нем начинали свою творческую деятельность будущие светила советского искусства: кинорежиссеры С. М. Эйзенштейн и И. А. Пырьев, актеры М. М. Штраух, Э. П. Гарин и др. Проповедуя идею "чистой" пролетарской культуры, пролеткультовцы призывали выбросить "на свалку истории" все культурные достижения прошлого.
В 1925 г. оформилась Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), которая также оценивала литературные произведения, исходя не из их художественных достоинств, а с точки зрения социального происхождения авторов. Поэтому все вышедшее из-под пера писателей не рабоче-крестьянского происхождения объявлялось "идеологически вредным".
Появились писатели нового поколения, участники революции и гражданской войны. Они не только воспевали революционную романтику, но и исследовали сложнейшие жизненные проблемы, психологические конфликты. Произведения И. Э. Бабеля ("Конармия"), А. С. Серафимовича ("Железный поток"), К. А. Тренева ("Любовь Яровая"), М. А. Шолохова ("Донские рассказы"), Д. А. Фурманова ("Чапаев") были талантливы, отражали настроения народа. Литература с их помощью спускалась с заоблачных вершин "чистого" искусства, становилась более доступной для понимания широких масс.
Значительные изменения произошли в изобразительном искусстве. Коммунистам, захватившим власть, нужны были новые формы, воздействующие на чувства, агитирующие за коммунистическое будущее. Расцвело искусство плаката, появились талантливые мастера этого жанра - В. Н. Дени, Д. С. Моор. В это же время в изобразительном искусстве возникли самые разные группировки со своими платформами, манифестами, системой изобразительных средств. Среди них ведущее место занимала Ассоциация художников революционной России (АХРР). В своей декларации "ахрровцы" объявили, что гражданским долгом каждого мастера является "художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве". Эта идея нашла свое воплощение в работах И. И. Бродского, А. М. Герасимова, М. Б. Грекова.
Масса замыслов была у архитекторов. Они создавали гигантские планы строительства невиданных ранее "городов будущего", в стиле которых преобладали идеи конструктивизма. В 1919 г. В. Е. Татлин спроектировал своеобразное произведение "Башня III Интернационала", заложившее основы современного индустриального дизайна.
Продолжал развиваться кинематограф. В 20-х гг. в историю мирового кино вошли фильмы С. М. Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин", "Октябрь", положившие начало освоению революционной темы в этом виде искусства.
Октябрьская революция (полное официальное название в СССР - Великая Октябрьская социалистическая революция) - одно из крупнейших политических событий в истории человечества, повлиявшее на всю историю XX века, этап русской революции, произошедший в России в октябре 1917 года. В результате Октябрьской революции было свергнуто Временное правительство и к власти пришло правительство, сформированное II Всероссийским съездом Советов, абсолютное большинство делегатов которого составили большевики - Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) и их союзники левые эсеры, поддержанные также некоторыми национальными организациями, небольшой частью меньшевиков-интернационалистов, и некоторыми анархистами. В ноябре новое правительство было поддержано также большинством Чрезвычайного Съезда крестьянских депутатов.
Временное правительство было свергнуто в ходе вооружённого восстания 25-26 октября (7 - 8 ноября по новому стилю), главными организаторами которого были В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, Я. М. Свердлов и др. Непосредственное руководство восстанием осуществлял Военно-революционный комитет Петроградского Совета, в который входили также левые эсеры.
Существует широкий спектр оценок Октябрьской революции: для одних это национальная катастрофа, приведшая к Гражданской войне, отставанию от прочих современных государств и установлению в России тоталитарной системы правления (либо, наоборот, к гибели Великой России как империи); для других - величайшее прогрессивное событие в истории человечества, оказавшее огромное влияние на весь мир, а России позволившее выбрать некапиталистический путь развития, ликвидировать феодальные пережитки и непосредственно в 1917 году скорее спасшее её от катастрофы. Между этими крайними точками зрения есть и широкий спектр промежуточных. С этим событием также связано много исторических мифов.
В контексте общегосударственной ситуации октябрьских дней захват власти в России большевиками не был неизбежен, неизбежным его сделали конкретные ошибки Правительства, которое имелo все возможности его предотвратить, однако не сделало этого, пребывая в уверенности, что это выступление большевиков гарантированно ожидает та же участь, что и в июльские дни.
Причины Октябрьской революции
01 августа 1914 года в России началась Первая мировая война, продлившаяся до 11 ноября 1918 года, причиной которой стала борьба за сферы влияния в условиях, когда единый европейский рыночный и правовой механизм не был создан.
Россия в этой войне была обороняющейся стороной. И хотя патриотизм и героизм солдат и офицеров был велик, не было ни единой воли, ни серьезных планов ведения войны, ни достаточного снабжения боеприпасами, обмундированием и продовольствием. Это внушало неуверенность армии. Она теряла своих солдат и терпела поражения. Военный министр был отдан под суд, смещен со своего поста Верховный главнокомандующий. Главковерхом стал сам Николай II. Но ситуация не улучшилась. Несмотря на непрерывный экономический рост (росли добыча угля и нефти, производство снарядов, орудий и других видов вооружений, были накоплены огромные запасы на случай длительного ведения войны) ситуация складывалась так, что в военные годы Россия оказалась как без авторитетного правительства, без авторитетного премьер-министра, так и без авторитетной Ставки. Офицерский корпус пополнялся образованными людьми, т.е. интеллигенцией, которая была подвержена оппозиционным настроениям, а каждодневное участие в войне, на которой не хватало самого необходимого, давало пищу сомнениям.
В городах появились очереди, стояние в которых было психологическим надломом для сотен тысяч рабочих и работниц.
Преобладание выпуска военной продукции над гражданской и рост цен на продовольствие приводили к неуклонному росту цен на все потребительские товары. При этом заработная плата не поспевала за ростом цен. Недовольство нарастало как в тылу, так и на фронте. И обращалось оно прежде всего против монарха и его правительства.
Если учесть, что с ноября 1916 года по ма
Главные задачи культурной революции: ставилась задача преодолеть культурное неравенство, сделать доступным для трудящихся сокровища культуры. ликвидация неграмотности: в 1919 году СНК принял декрет "О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР", по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М. И. Калинина.
«Долой неграмотность!» В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М. И. Калинина. Выли открыты тысячи пунктов для ликвидации неграмотности ликбезы.
Народное образование. 30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР» . В основу положен принцип бесплатного обучения. Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьяне Следующая важная веха - принятие в 1930 году постановления ЦК ВКП/б "О всеобщем обязательном начальном обучении". К концу 30 -х годов массовая неграмотность в нашей стране в основном была преодолена
Власть и интеллигенция: вопрос об отношении к революции. За границей оказались: С. В. Рахманинов, К. А. Коровин, А. Н. Толстой, М. И. Цветаева, Е. И. Замятин, Ф. И. Шаляпин, А. П. Павлова, И. А. Бунин, А. И. Куприн и другие. Понижение духовноинтеллектуального уровня 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления: П. А. Сорокин, К. Н. Давыдов, В. К. Агафонов, С. Н. Виноградский и др
«ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ВСЕГДА БЫЛА РЕВОЛЮЦИОННА. ДЕКРЕТЫ БОЛЬШЕВИКОВ - ЭТО СИМВОЛЫ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ. БРОШЕННЫЕ ЛОЗУНГИ, ТРЕБУЮЩИЕ РАЗРАБОТКИ. ЗЕМЛЯ БОЖИЯ. . . РАЗВЕ ЭТО НЕ СИМВОЛ ПЕРЕДОВОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ? ПРАВДА, БОЛЬШЕВИКИ НЕ ПРОИЗНОСЯТ СЛОВА "БОЖЬЯ", ОНИ БОЛЬШЕ ЧЕРТЫХАЮТСЯ, НО ВЕДЬ ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ. ОЗЛОБЛЕНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ПРОТИВ БОЛЬШЕВИКОВ НА ПОВЕРХНОСТИ. ОНО, КАЖЕТСЯ, УЖЕ ПРОХОДИТ. ЧЕЛОВЕК ДУМАЕТ ИНАЧЕ, ЧЕМ ВЫСКАЗЫВАЕТСЯ. НАСТУПАЕТ ПРИМИРЕННОСТЬ, ПРИМИРЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНАЯ. . . » Может ли интеллигенция работать с большевиками? - Может и обязана. (А. А. Блок)
Остались на Родине В. М. Бехтерев Н. Д. Зелинский Н. И. Вавилов К. А. Тимирязев Н. Е. Жуковский В. И. Вернадский И. П. Павлов К. Э. Циолковский
Остались на Родине М. Волошин А. Ахматова Н. Гумилев В. Маяковский М. Булгаков В. Мейерхольд и др.
«Сменовеховство» идейно-политическое и общественное движение, возникшее в начале 1920 -х гг. в среде русской зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от сборника "Смена вех", вышедшего в Праге в июле 1921 году. Сменовеховцы ставили перед собой задачу пересмотреть позицию интеллигенции по отношению к послереволюционной России. Суть этого пересмотра состояла в отказе от вооруженной борьбы с новой властью, признании необходимости сотрудничества с нею во имя благополучия Отечества.
«Сменовеховство» (результаты) Возвратились на Родину: А. Н. Толстой С. С. Прокофьев М. Горький М. Цветаева А. И. Куприн Отношение большевиков: Движение устраивало лидеров большевиков, т. к. позволяло расколоть эмиграцию и добиться признания новой власти.
Классовой подход к культуре Партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества. 1921 г. – процесс над Петроградской боевой организацией (известные ученые и деятели культуры). 1922 г. – выдворение из страны 160 крупных ученых и философов. 1922 г. – учреждение Главлита, а затем Главреперткома (цензура).
Из Постановления Политбюро ЦК РКП(б) "О политике партии в области художественной литературы" 18 июня 1925 г. Таким образом, как не прекращается у нас классовая борьба вообще, так точно она не прекращается и на литературном фронте. В классовом обществе нет и не может быть нейтрального искусства. Партия должна подчеркнуть необходимость создания художественной литературы, рассчитанной на действительно массового читателя, рабочего и крестьянского; нужно смелее и решительнее порвать с предрассудками барства в литературе
Большевики и церковь. 11 (24) декабря 1917 г. появляется декрет о передаче всех церковных школ в Комиссариат просвещения. 18 (31) декабря аннулируется в глазах государства действенность церковного брака и вводится гражданский. 21 января 1918 г. - опубликован декрет о полном отделении церкви от государства и о конфискации всех церковных имуществ”.
Декрет предусматривал конкретные меры, обеспечивающие религиозным организациям осуществление своих функций. Гарантировалось свободное исполнение обрядов, не нарушающих общественного порядка и не сопровождающихся посягательствами на права граждан, религиозным обществам предоставлялось право на бесплатное пользование зданиями и предметами для проведения богослужений.
На Церковь обрушивались все новые и новые запреты Повсеместное закрытие храмов; Конфискация имущества церкви для революционных нужд; Аресты священнослужителей; Лишение их избирательных прав; Дети из семей духовенства лишались возможности получить специальное или высшее образование.
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint
на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СССР В 20-Е ГОДЫ. Соменкова Екатерина Владимировнаучитель истории МБОУ СОШ № 1О г. Арзамас Определите цели «культурной революции» А.В.Луначарский - нарком просвещения: Цель культурной революции состоит в формировании всесторонне развитой гармонической личности. В превращении каждого человека в сознательного творца истории». Определите цели «культурной революции» Л.Д.Троцкий- член Политбюро В ближайшие 20 – 50 лет могут быть решены только «азбучные задачи», т.е. ликвидация неграмотности. Откуда в отсталой стране, находящейся в капиталистическом окружении, появиться «новый человек». Декрет Совета Народных Комиссаров. 26 декабря 1919 г. В целях предоставления всему населению Республики возможности сознательного участия в политической жизни страны СНК постановил:1.Всё население Республики в возрасте от 8-50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию... 3. Народному комиссариату просвещения предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности всё грамотное население страны, не призванное в войска… 5. Обучающимся грамоте, работающим по найму, за исключением занятых в милитаризованных предприятиях, рабочий день сокращается на два часа на всё время обучения с сохранением заработной платы. Народное образование. 30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР». В основу положен принцип бесплатного обучения. Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьяне 1921-1922 проводились субботники помощи школам(добровольное собирание средств)1923 г. организовано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность», возглавлял М.И.Калинин Итоги мероприятий по ликвидации безграмотности введение всеобщего обучения с 8-50 лет, создаются при университетах и институтах рабочие факультеты (рабфаки),открывались школы, ликвидировалась безграмотность. Высказывание Н.И.Бухарина в 1924 г. «Нам необходимо, чтобы кадры интеллигенции были натренированы идеологически на определенный манер. Да, мы будем штамповать интеллигентов, мы будем вырабатывать их, как на фабрике».Прокомментируйте этот документ. Начните с выяснения смысла таких словосочетаний, как «кадры интеллигенции», «натренированы идеологически», «на определенный манер», «штамповать интеллигентов», «вырабатывать интеллигентов, как на фабрике». Власть и интеллигенция: вопрос об отношении к революции. С.В.Рахманинов, К.А.Коровин, А.Н.Толстой, М.И.Цветаева, Е.И.Замятин, Ф.И.Шаляпин, А.П.Павлова, И.А.Бунин, А.И.Куприн и другие. Эмигра́ция (от лат. emigro - «выселяюсь») переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам Духовная оппозиция М. ВолошинА. АхматоваН. ГумилевВ. МаяковскийМ. БулгаковВ. Мейерхольди др. В.В.Маяковский А.А.Блок Автор К.С.Петров-Водкин Приветствовали революцию «Сменовеховство» идейно-политическое и общественное движение, возникшее в начале 1920-х гг. в среде русской зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от сборника "Смена вех", вышедшего в Праге в июле 1921 году. «Сменовеховство» (результаты) А.Н.ТолстойС.С.ПрокофьевМ.ГорькийМ.ЦветаеваА.И.Куприн Движение устраивало лидеров большевиков, т. к. позволяло расколоть эмиграцию и добиться признания новой власти. Возвратились на Родину: Отношение большевиков: Остались на Родине В.И.Вернадский К.Э.Циолковский Н.Е.Жуковский И.П.Павлов Н.И.Вавилов В.М.Бехтерев К.А.Тимирязев Н.Д.Зелинский 1921 г. – процесс над Петроградской боевой организацией (известные ученые и деятели культуры).Август 19221922г. –1922г. – учреждение Главлита.1925г. Постановления Политбюро ЦК РКП(б) "О политике партии в области художественной литературы«1918 г. декрет об отделение церкви от государства Расстреляны деятели культуры и наукиВыдворение из страны 160 крупных ученых и философов.Контроль за все печатной продукциейУпразнения художественного разномыслияПроизвол на местах по отношению к церкви и ее служителей Классовой подход к культуре Большевики и церковь. Из записки В. И. Ленина. 19 марта 1922 г. Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны!) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления... Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком, сопротивлении они не смели и думать. - С какими целями предлагал Ленин провести изъятие церковных ценностей? На Церковь обрушивались все новые и новые запреты Повсеместное закрытие храмов;Конфискация имущества церкви для революционных нужд;Аресты священнослужителей;Лишение их избирательных прав;Дети из семей духовенства лишались возможности получить специальное или высшее образование. Основные направления духовной жизни советского общества появились новые кадры советской интеллигенции, борьба с неграмотностью, возникло «новое искусство», установился партийный контроль над духовной жизнью страны, борьба с религией. Домашнее задание параграф 22, рубрика «Расширяем словарный запас», ответить на вопрос письменно: Определите достижения и потери духовной жизни страны.
Вопросы:1. Борьба с неграмотностью
2. Власть и интеллигенция
3. Партийный контроль над духовной
жизнью
4. «Сменовеховство»
5. Большевики и церковь
6. Начало «нового искусства»
Еще в 1913 году Ленин писал:
“Такой дикой страны, в которой массы
народа настолько были ограблены в смысле
образования, света и знания, - такой страны
в Европе не осталось ни одной, кроме
России”.
В канун Октябрьской революции около
68% взрослого населения не умели читать и
писать. Особенно безотрадным было
положение деревни, где неграмотные
составляли около 80%, а в национальных
районах доля неграмотных достигала 99,5%.Декрет СНК от 2 августа 1918 г. :
─ преимущественное право поступления в
вузы получили рабочие и крестьянская
беднота.
─ при университетах и институтах были
созданы рабочие факультеты (рабфаки)30 сентября 1918 г.
ВЦИК утвердил
«Положение о
единой трудовой
школе РСФСР».
Поощрялось
педагогическое
новаторство,
уважение к личности
ребенка, внедрялись
элементы
самоуправления и
принцип бесплатного обучения.Декрет СНК 26 декабря 1919 г. «О
ликвидации неграмотности среди
населения России». (стр. 163)
1. все граждане в возрасте от 8 до 50 лет
были обязаны научиться читать и писать.
В городах и селах создавались пункты
ликвидации неграмотности – ликбезы.В середине
1920-х гг. лишь
половина
населения
СССР в
возрасте
старше 9 лет
владели
грамотой.Сельская школа для взрослых.
2. Власть и интеллигенция
События 1917-1922 гг. разделилидеятелей культуры.
1. Одни занимали критическую позицию по
отношению к большевистской власти и
выехали за границу. Они избрали удел
эмигрантов
2. Другие ушли в глубокую духовную
оппозицию
3. Многие стали продолжателями
революционных традиций русской
культурыБольшевики стремились привлечь к
сотрудничеству ученых, тех, кто
способствовал укреплению обороны и
экономики страны или имел мировое
признание. Им обеспечивались более
сносные условия жизни и работы. Многие
известные ученые искренне работали на
благо Родины, хотя не разделяли
воззрений большевиков.
Это Н.Е.Жуковский, В.И.Вернадский,
Н.Д.Зелинский, А.Н.Бах, К.Э.Циолковский,
И.П.Павлов, И.В.Мичурин.
3. Партийный контроль над духовной жизнью
Начался с 1921 г. или после гражданскойвойны.
Август 1921 г. – процесс над
Петроградской боевой организацией.
Некоторые ученые и деятели культуры
были расстреляны.
Август 1922 г. из страны были
выдворены 160 ученых и философов.
В 1922 г. был учрежден Главлит –
цензурный комитет. В 1923 г. –
Главрепертком.До 1925 г. до укрепления позиций
Сталина культура развивалась в условиях
относительной духовной свободы.
В 1925 г. была принята резолюция ЦК
ВКП(б) «О политике партии в области
художественной литературы». Началось
упразднение художественного
разномыслия. Утверждались
идеологические установки.
4. «Сменовеховство»
В июле 1921 г. в Праге вышел сборникстатей «Смена вех». (объясните название)
Часть русских эмигрантов считали,
что большевикам удалось вогнать анархию
(революции) в государственное русло и
начать восстановление русской державы.
Необходимо прекратить борьбу с
советской властью. Она неизбежно придет
к восстановлению буржуазнодемократических порядков. НЭП
подтверждал правильность их выводов.
Сравнение советской власти с редиской.
