Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Знакомство детей с буквой у. Знакомство со звуком (а) и буквой А. Задание: печатная буква У для дошкольников

  • знакомство с буквой У у;
  • учить интонационно выделять звуки в словах;
  • развивать логическое мышление, память;
  • развивать умение обобщать, сравнивать;
  • воспитание правильной осанки.

Оборудование:

  • Учебник “Букварь” (автор Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова);
  • набор цветных фишек (красные, синие, зелёные);
  • набор гласных букв.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Прозвенел сейчас звонок

Начинается урок.

2. Закрепление пройденного материала .

На парте у каждого ученика карточки с гласными буквами.

(А а О о Я я Ё ё)

У. Ваша задача расположить правильно буквы.

(Верхний ряд – заглавные, нижний ряд – строчные)

У. Сегодня на уроке у вас будет помощник – Звукарик. Он будет сопровождать вас в путешествии по стране букв, звуков, схем.

У. Какие гласные буквы пишутся после мягкого согласного

(Буквы расположить справа)

Какие гласные буквы пишутся после твёрдого согласного

(Буквы расположить слева)

3. Знакомство с новым звуком.

Среди букв стоит сучок
Или для пальто крючок.
И по правде вам скажу-
С буквой “У” всегда дружу.

У. На что похожа эта буква?

Д. На сучок, крючок, рогатку.

4. Физкультминутка.

5. Работа по учебнику.

Звукарик просит вас найти 1 задание в учебнике стр.42)

Звуковой анализ слов – труба, стул.

У. Как мы называем музыканта играющего на трубе?

Д. Трубач.

У. После какого согласного пишется гласная буква У?

Д.После твёрдого согласного.

6. Дифференцированная работа.

Это вовсе не шутка,
Ты ныряешь, как (утка)
Удивительный ребёнок
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать (утёнок)

У. А много?

Дети с помощью фишек выполняют звуковой анализ слов (утка, утята)

Проверка. (Слайд 10)

7. Физкультминутка.

Я возьму трубу свою,
Громко, громко запою:
Тру-у-у, у-у-у
Громко, громко запою.
Ты труба труби, труби
На переменку всех зови.
Тру-у-у, у-у-у
Переменку объяви.

8. Работа по учебнику.

Составление рассказа по сюжетным картинкам. (стр.43)

У. Расскажите, что случилось с медведем?

9. Слова рассыпались. Помогите Звукарику выполнить задание.

КУРО ЗОРУ
УРОК УЗОР

10. Итог урока.

У. С какой буквой вы сегодня познакомились?

Что о ней узнали?

У. Прозвенел сейчас звонок

Начинается урок.

А наш урок заканчивается. Звукарик благодарит вас за хорошую работу.

Конспект логопедического занятия для дошкольников

Тема: ЗВУК [У]. БУКВА «У»

Цели: учить четко произносить звук [у]; учить выделять звук [у] из ряда гласных, из начала слова, из середины слова; знакомство с буквой «У»; развивать фонематическое восприятие , силу голоса; развивать графические навыки; развитие мелкой моторики пальцев рук .

Оборудование: картинка-символ звука [у]; индивидуальные зеркала на каждого ребенка; профиль, изучаемого звука; предметные картинки на звук [у]; плакат «лесной полянки»; трафареты для рисунка утенка.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед. Сядет тот, кто назовет слово, в котором первый звук [а].

Сообщение темы.

Логопед. Гном Звукознайкин принес картинку – символ звука [у]. Паровоз гудит: у-у-у.

Произнесение звука [у].

  1. Детям предлагается очень четко произнести звук [у] тихо, громко, высоким голосом, низким голосом. Пользуясь зеркалами, дети контролируют положение губ, языка. Далее рассматривают положение губ и языка на профиле.
  2. Характеристика звука [у] – гласный, его можно петь, произносить протяжно и отрывисто.
  3. Произношение обратных и прямых слогов: ут, ум, ун, ту, пу, му, ну и т. д.
  4. Игра «Кто самый внимательный?» — выделение звука [у] из гласных: поднять карточку с символом звука [у]: а, у, ы, а, о, у, э, у и т. д.

Рассмотреть картинки, упражнять в произношении слов: утка, утюг, утята, улитка, уж.

Выделение звука [у] из начала слова: ухо, утенок, указка, улица, уха, уши, улыбка, укроп.

Выделение звука [у] из середины слова, произношение слов со звуком [у] в середине слова: туфли, муха, паук, пух.

Проведение физкультминутки «Поезд».

Летит поезд во весь дух

Ух – ух – ух!

Круговые движения согнутыми в локтях руками.

Загудел тепловоз у – у – у!

Домой деток повез.

Остановиться, погудеть.

Ту – ту – ту – ту

Я всех мигом довезу!

Повторять те же движения.

Знакомство с буквой «У».

Логопед. Ребята, послушайте стихотворение «Звук и буква «У».

Буква «У» кричит: «Ура!»

Руку тянет вверх она.

Логопед. А теперь послушайте еще один стишок, и скажите в каких словах есть звук [у]. (Логопед медленно читает стихотворение, а дети после каждой строчки называют слова со звуком [у].)

Утенка с рожденья учили купаться.

Умел он и плавать, умел и нырять.

Он каждое утро бежал умываться,

И днем на прогулке учился летать.

Логопед. На что похожа буква «У»? (Ответы детей).

Поставить большую букву «У» красного цвета в кассу гласных букв, вторая буква «У» помещается на лесную полянку (на стене плакат «лесной полянки», буквы крепятся магнитом).

Логопед. Посмотрите на картинку – едет поезд, давайте прочитаем, как он гудит.

Упражнение на внимание.

Логопед. Девочка Уля пришла в магазин. Она купила игрушки в названии которых первый звук [у]. Какие игрушки купила Уля?

Пальчиковая гимнастика.

  1. Выложить букву «У» из палочек.
  2. Показать пальцами рук: козу (указательный и мизинец); козлят (двумя руками); очки (соединить большой палец с остальными по очереди); зайца (указательный и средний); деревья (руки ладонями к себе, расставить пальцы).
  3. Написать букву «У» пальцем в воздухе, мелом на доске.

Работа в тетрадях (по трафаретам).

  1. Написать строчку букву «У».
  2. Нарисовать утенка по трафаретам.

Цель

Закрепить навыки четкого произношения звука у, учить выделять звук из ряда гласных; формировать умение образовывать множественное число имен существительных; развивать слуховое внимание; познакомить с буквой у.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садятся девочки, затем мальчики.

II . Знакомство со звуком у.

Логопед показывает картинку с изображением девочки: «Это Юля». (Имя повторяют сначала все хором, затем отдельные дети.)

Логопед говорит, что в этом слове на первом месте стоит звук у.

Педагог размещает предметные картинки: уши, ужи, утюг, улитка. Задает вопрос: «Какой звук мы слышим в начале каждого слова?» (Звук у.)

III . Артикуляция звука у:

Губы трубочкой; зубы не смыкаются, закрыты губами. Дети произносят звук у хором и по одному.

IV . Характеристика звука.

V . Выделение звука у на слух.

Логопед произносит гласные звуки: а-о-у-и-а-э-у-а-и-о-у... Услышав звук у, дети хлопают в ладоши.

VI . Дидактическая игра «Один-много».

Педагог объясняет условия игры: «Я буду говорить про один предмет, а вы - про много».

Словарный материал: улитка -улитки, утюг-утюги, утка-утки, ухо-уши, уж-ужи, ус-усы, улыбка-улыбки, улица-улицы.

VII . Физкультминутка.

Дети идут по комнате. Логопед произносит гласные звуки. На звук у дети останавливаются.

VIII . Знакомство с буквой у.

Показ буквы.

Нахождение буквы в кассе.

«Из скольких элементов состоит буква?»

Выкладывание буквы из палочек.

Прорисовывание буквы в воздухе.

Печатание буквы.

IX . Подведение итога занятия.

Знакомство со звуком (а) и буквой А.

Цель: познакомить детей с гласным звуком а и буквой А. Учить подбирать слова со звуком а в начале, середине и конце слова. Дать первое понятие о гласном звуке. Развивать мелкую моторику, ориентировки на листе с наклонными линиями при печатании буквы А.

Оборудование: кукла, картинки: арбуз, Айболит, автобус; картинка с изображением буквы А, карандаши красного цвета, простые карандаши, счетные палочки, мяч.

Ход занятия

Оргмомент

Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задания.

Что называют звуком? (это то, что мы произносим и слышим)

Что называют буквой? (это то, что мы пишем и видим)

- Отгадайте загадки.

Что за чудо - синий дом!

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды из болота

Вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит.

Это доктор.... (Айболит)

Он большой, как мяч футбольный,

Если спеет, все довольны,

Так приятен он на вкус.

А зовут его...(арбуз)

Какой звук вы слышите в этих словах?

Правильно, слышится звук «А».

Давайте вместе произнесем звук «А».

Широко рот открываем

Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

Рот широко открыт.

Губы спокойны (не напряжены и не округлены) .

Кончик языка находится у нижних зубов, язык плоский.

Когда мы произносим звук, как выходит из ротика воздух? (легко, свободно)

Есть ли преграда? (воздух не встречает преграды)

Если при произношении звука воздух из ротика выходит легко и свободно, не встречает преград, то такой звук называется гласным.

Каким цветом он обозначается?

Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»:

а, у, о, а, ы, и, а, э, у, а.

ом, уф, ам, ур, ат, ит, ык, ар, ау, ок

сом, кот, рак, азбука, ананас, ангел, индюк, Англия, умный, овощ, туфли, тапки, бант, бинт, бунт.

Игра «Где звук?» (в начале, в середине или в конце слова)

Аист, туча, астра, автобус, вата, рама, ракета, глина, река, камень, танк, труба, тайна, мышка, зима, рак, клад, луна, парк?

Игра «Придумай слово со звуком А» игра с мячом

(- в начале слова, в середине слова, в конце слова)

Игра «Придумай предложение»

(придумайте предложение со словом Аня)

Физкультминутка. Аист.

Аист, аист длинноногий

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногой,

Снова – правою ногой.

Снова – левою ногой

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

На зарядку солнышко

Поднимает нас.

Поднимаем руки мы.

По команде – раз!

А над нами весело

Шелестит листва

Опускаем руки мы.

По команде – два.

Знакомство с буквой «А». Показ буквы «А».

Вот буква вроде шалаша.

Не правда, ль буква хороша!

И хоть она проста на вид,

А начинает Алфавит.

Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А!

На что похожа буква А?

Из скольких элементов состоит буква?

Игра «Найди букву А»

Выкладывание буквы из палочек.

Постройте букву А из пальчиков. Кто догадался, как это можно сделать?

Прорисовывание буквы в воздухе.

Печатание буквы.

– Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

(Рука сжата в кулачок) Мы делили апельсин.

(Крутим кулачком вправо-влево) Много нас, а он один!

(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого) Эта долька для ежа, (Разгибаем указательный пальчик) Эта долька для чижа,

(Разгибаем средний пальчик) Эта долька для утят,

(Разгибаем безымянный пальчик) Эта долька для котят,

(Разгибаем мизинчик) Эта долька для бобра,

(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево) Ну, а волку - кожура.

(Двумя руками показываем волчью пасть) Он сердит на нас - беда!

(Складываем руки домиком) В домик прячемся - сюда!

Кукле Ане пора возвращаться домой. Давайте ей скажем до свидания!

Итог:

Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

С какой буквой?

Каким цветом обозначаем?

Цель занятия: изучаем букву У, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой У, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву У по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Утро Улитка Утка Утюг

Спросите, на какой звук начинаются слова — названия картинок?
Чтобы произнести [У], нужно сделать губы трубочкой, приоткрыть рот и «включить» голос. Повтори: УУУ

Мешают ли зубы, губы или язык, свободно выходить воздуху изо рта? (Нет, не мешают.)

Закрой глаза. Что ты слышишь? (Шум транспорта, музыку и т. д.)
Мы слышим разные звуки.
Еще раз закрой глаза и послушай: Ааа, Ууу… Это тоже звуки - звуки речи человека. Из звуков составляются слова, которыми мы говорим.

ААА - это звук, АИСТ - это слово.
УУУ — это звук, УТКА — это слово.
Запомни, пожалуйста: звуки мы слышим, произносим. Буквами можно записать звуки речи, слова. Буквы мы видим, пишем, читаем.

Различать понятия звук, буква, слово дошкольник сможет постепенно, в результате постоянного повторения в течение длительного времени.

Узнайте звук

Поднимите руку, если услышите звук [у] в словах: паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, курица.

Кто больше?

  1. Придумайте слова со звуком [у] в начале (улица, утро, ужин), в середине (руки, груша, капуста), в конце слова (хожу, несу, внизу).
  2. Придумайте слова, в которых звук [у] второй (лужа, сук, тумбочка).
  3. Угадайте слова, в которых всего три буквы, причем вторая и третья - ук (жук, лук, сук, бук).

Задание: печатная буква У для дошкольников

Нарисуй палочки аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Я не хвастая скажу:
Всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые -
С морщинками, со складками,
Уходят очень милые,
Веселые и гладкие!
Значит, я надежный друг -
Электрический… (утюг).

Он плывет по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг
Электрический… (утюг).

Вот пришла и осень,
И придут метели.
И с прощальным криком
Птицы… (улетели).

Долгожданный дан звонок -
Это кончился… (урок).

Кто шагает с сумкой книг
Утром в школу? … (Ученик.)

Все ребята со двора
Малярам кричат: … (ура)

Сказка про букву У

Про маленького паучка
На берегу пруда в укропе жил маленький-маленький паучок, который больше всего на свете боялся мух.
Все жуки, улитки, ужи, лягушки, утята и даже сами мухи смеялись над ним, а его братья - большие пауки ругали и называли лодырем.

«Надо доказать всем, что я не лодырь»,- решил маленький паучок.

И однажды ночью он нарвал большой букет красных маков и выкрасил ими всю паутину в саду.

«Вот обрадуются утром братья,- думал довольный паучок,- ведь это так красиво - красная паутина!»

Но увы! Наутро злые-презлые большие пауки, страшно ругаясь, отмывали свои паутины.
Мухи сразу замечали красные сети, и ни одна из них не попалась.

А маленький паучок так испугался, что убежал далеко-далеко. И теперь никто не знает, где он живет…

Загадки для детей на букву У

Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе её везет,
Очень медленно ползет.
(Улитка)

На дорожку вышли рожки.
Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко,
Рожки спрятались опять.
(Улитка)

Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль идет,
За собою всех ведет!
(Утка с утятами)

Что это у Галочки?
Ниточка на палочке,
Палочка в руке,
А ниточка в реке.
(Удочка)

Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
(Утенок)

По полотняной стране,
По реке Простыне
Плывет пароход то назад, то вперед,
А за ним такая гладь -
Ни морщинки не видать.
(Утюг)

Пословицы и поговорки на букву У

Ученье - путь к уменью.

Умелые руки не знают скуки.

Глупый осудит, а умный рассудит.

Умный себя винит, глупый - своего товарища.

Нет скуки, коль заняты руки.

Возьми книгу в руки - не будет скуки.

Умеешь ошибаться, умей и поправляться.

Утро вечера мудренее.

Берись дружно - не будет грузно.

Лучше ученый, чем золоченый.

У дружбы нет границ, у знаний нет дна.

Стихи про букву У для детей

Улитка просит Уточку:
Закинь-ка в речку удочку.
Уточка закинула -
Уклейку-рыбку вынула.
(Г. Сатир)

Как улитке перед сном
Скучно в домике своем!
Сказку выдумать пытается,
Грустной сказка получается.
(Г. Виеру)

Улитка-улитка,
Шагаешь ты прытко:
От калитки до меня
Проползешь четыре дня.
(Я. Аким)

У пруда утенок-крошка
В страхе кличет утку-мать:
«Ой, боюсь!
Укусит мошка,
Помоги мне убежать».
(Ф. Бобылев)

Я по совести скажу:
Плохо, плохо мне, УЖУ,
Очень гадок я на вид…
А ведь я - не ядовит!
(Б. Заходер)

Удивительный народ -
Птица с именем удод.
Не подстрижен, не причесан.
Рыжий клок торчит над носом -
Вся прическа на весу,
Перья даже на носу.
Парикмахерская, видно,
Не работает в лесу.
(А. Пудваль)

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску поглядели,
И открыли поскорей
Двадцать девять букварей.
Мы учили букву А,
Мы учили букву У.
Малыши кричат УА.
Мы в лесу кричим АУ.
С буквы А - арбуз и аист
(Мы запомнить постарались).
С буквы У у нас, ребята.
Ухо, удочка, утята…
Вот чему на первый раз
Научился первый класс.
(Л. Демьянов)

Укротительница львов
Удивит учеников:
Укрощает льва и львицу,
Ужас как мышей боится!
(В. Берестов)

Учитель у меня в портфеле!
Кто? Быть не может! Неужели?
Взгляни, пожалуйста! Он тут.
Его учебником зовут.
(В. Берестов)

Ученик учил уроки -
У него в чернилах щеки.
(С. Маршак)

У опушки
Две старушки
Брали грузди
И волнушки.
Филин: - У-ух!
Филин: - У-ух!
У старушек замер дух.
Жутко!
(Е. Благинина)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.