Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Беседа солнечная система в старшей группе. Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим: «Что такое Солнце? Планеты Солнечной системы». Конструктивная деятельность детей

Цель: формирование интереса к изучению космоса

Задачи:

Образовательные:

Продолжать обогащать знания и расширять представления детей о космосе, о планетах;

Развивающие:

Развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность

Воспитательные:

Вызвать желание у детей исследовать и изучать космос;

Воспитывать интерес, желание больше узнать о космосе;

Формировать навыки правильного поведения на занятиях; умение работать в коллективе;

Воспитывать любознательность, творческую активность, внимание, чувство эмоционального удовлетворения, самостоятельность.

Материал: Схема Солнечной системы, экран с проектором или ноутбук, большой лист ватмана, белые листы бумаги, фломастеры, восковые мелки, ножницы

Дети занимаются своими делами (играют в настольные игры, рисуют…). Воспитатель вносит плакат с изображением планет солнечной системы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой плакат я для вас принесла. Что же вы видите на этом плакате?

Дети: Планеты.

Воспитатель: А на какой планете мы живем?

Дети: Планета Земля.

Воспитатель: А какие еще вы знаете планеты?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, назвали все планеты солнечной системы (если назвали не все, то воспитатель дополняет).

Ребята, а как вы думаете, на других планетах есть жизнь? Хотите узнать? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно отправится в космос. Вы готовы отправиться в путешествие? Тогда нам необходимо приготовиться.

Что нужно для полета?

Ответы детей (ракета, скафандры, карта солнечной системы, еда)

Дети расставляют стульчики, занимают свои места.

Перед детьми карта Солнечной системы(слайд 2).

Воспитатель: Прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, какие условия необходимы для жизни на земле.

Дети: Свет, тепло, вода, кислород.

Воспитатель: Наш космический корабль называется «Восток». Командование кораблем беру на себя. Вы просто космонавты. Внимание! Объявляется пятиминутная готовность!. Надели скафандры, проверили гермошлемы! Пристегнули ремни. Начинаем отсчет. Пять, четыре, три, два, один. Старт! (Звучит звуковой фон работы двигателей)

Первый этап нашего полета выполнен. Мы оторвались от Земли и летим в космос! Можно расслабиться и отстегнуть ремни, снять шлемы. Смотрите в иллюминатор! Какое космическое пространство перед нами! (На слайде 3 звездное небо)

Мы летим к планете Меркурий, которая ближе всех к Солнцу.

Внимание! Наш корабль приближается к планете Меркурий. (Слайд 4)

Командир корабля: Как вы думаете, ребята, можно ли высаживаться на планете, не зная о ней ничего. Давайте запросим наш компьютер о данных этой планеты.

Компьютер: Меркурий - самая близкая к Солнцу планета. Она больше Луны. Днем здесь очень жарко, ночь - очень холодно. На этой планете нет атмосферы, а значит нечем дышать. Поверхность этой планеты покрыта кратерами (слайд 4). Ни один человек не ступал на планету Меркурий.

Командир: как вы думаете, на этой планете есть жизнь? Почему?

Мы держим курс на следующую планету - на Венеру. Древние астрономы, наблюдая за утренней и вечерней зарей, заметили самую яркую звезду. В честь богини красоты и любви они назвали эту звезду Венерой. Позже оказалось, что Венера - это не звезда, а планета.

Компьютер: Внимание! Мы приближаемся к планете Венера. (Слайд 5)

Командир корабля: На Венере, наверное, сильная гроза: видны вспышки молний. Значит, на Венеру спускаться нельзя, корабль наш может потерпеть крушение. Что же нам расскажет компьютер об этой негостеприимной планете?

Компьютер: Венера находится ближе к Солнцу, чем Земля, и поэтому на ее поверхности стоит ужасная жара, около 500 градусов. Рельеф Венеры состоит из огромных равнин, пересеченных горными цепями и возвышенностями, а на горных вершинах следы лавы. Венера окружена мощным слоем облаков и очень плотной атмосферой, в которой содержание углекислого газа в несколько раз превышает содержания его в земной атмосфере. Так же в атмосфере Венеры обнаружены опасные для человека метан, аммиак, соединения хлора и фтора, серная кислота. Тревога! Воздух ядовитый, дышать им опасно! Не спускаться! Не спускаться!

Командир: Да, лучше поскорее распрощаться с планетой бурь и гроз. Куда мы полетим дальше? Мы направляем наш корабль на Марс!

Еще в глубокой древности люди заметили на небе ярко-оранжевую звезду. И назвали ее в честь бога войны - Марса. На Марсе, как и на Земле, можно наблюдать такое явление, как смену времен года, и марсианский день мало чем отличается от земного: он длится 24 часа 37 минут. А вот и планета Марс перед нами (слайд 6)

Давайте запросим компьютер о данных этой планеты.

Компьютер: Марс - планета вдвое меньше Земли. Марсианская почва красно-бурого цвета. Небо не голубое, а тускло-розовое из-за частичек красноватой пыли, которая постоянно находится в атмосфере Марса. Кислорода и водяного пара в его атмосфере всего 1 %, а средняя температура - около -40 градусов. Над Марсом часто дуют сильнейшие ветры - их скорость до 100м/сек.

Командир: Из сведений компьютера мы узнали, что можно пройтись по планете Марс, но только надев скафандры и включив утеплитель. Проверьте гермошлемы. При выходе из корабля далеко не отходить, чтобы всем хватило воздуха. Посмотрите, какие огромные горы, на них снег и лед (слайд 7) . Но лед не похож наш земной. Это сухой лед. Когда углекислый газ замерзает, то образуется сухой лед. Такой лед мы используем, например, в холодильниках. А вон ущелье над пропастью, а затем пустыни. Мы туда не пойдем, неизвестно, что нас там ожидает. Скажите, вырасти какое - нибудь растение?

Запасов кислорода, которым дышим, не очень много, поэтому нам пора возвращаться на корабль. В корабле можно снять скафандры, гермошлемы. Занимайте места. Приготовиться к взлету. Начинаем отсчет: пять, четыре, три, два, один, пуск!

Следующая планета - Юпитер. А пока летим к нему, послушаем компьютер о планете Юпитер(слайд 8).

Компьютер: Юпитер - это планета-гигант, она в 1300 раз больше Земли. Высадиться на эту планету невозможно. На планете-гиганте нет твердой поверхности, как на Земле, Луне или на Марсе. Юпитер состоит из небольшого твердого ядра, окруженного плотными слоями жидкости и газа.

Ну что ж, у нас есть запасы пищи, воздуха, и мы можем полететь дальше, на Сатурн (слайд 9).

Если смотреть в телескоп на Сатурн с Земли, то можно заметить светящиеся кольца вокруг него. Благодаря загадочным ярким кольцам Сатурн считается самой красивой и необычной планетой. Многочисленные кольца Сатурна состоят из бесчисленных ледниковых и каменистых обломков, самые большие из них достигают размеров шестиэтажного дома. Сам Сатурн - газовая планета, самая легкая в Солнечной системе. У Сатурна есть спутники. Их двадцать два. Скоро мы приблизимся к планете. Но что это? Сигнал об опасности! Смотрите на нас летят метеориты (слайд 10). Значит мы попали на орбиту Сатурна с его спутниками. Надо немедленно менять курс. Сатурн не подпускает нас близко к своей поверхности.

Интересно, но оказывается, что эта планета считается самой холодной во всей Солнечной системе. Уран - это седьмая планета по порядку от Солнца, Он не похож на другие планеты в Солнечной системе, ведь Уран выпускает намного меньше высокой температуры, чем получает от Солнца. Для примера, другие планеты имеют раскаленные, горячие ядра внутри и излучают инфракрасную радиацию. Видимо, какие - то причины заставили остыть его “сердце”. Уран - интересная планета Уран - период лета длиться 1 очень длинный день на протяжении 42 лет! А период обращения вокруг Солнца - 84 года, а на Земле соответственно 365 дней. Вот где придется долго ждать Нового Года! Световой день длиться 17 часов, быстрее, чем у нас. Официально зафиксировано 15 спутников. Еще один интересный факт, Уран имеет свои кольца, как у Сатурна, только они меньше и не такие плотные. Любопытно, но хоть он и находится далеко от нас, но после открытия первого телескопа, его обнаружили первым!

Мы направляемся на последнюю планету Солнечной системы. Называется она Нептун. А вы знаете, что эту планету открыл французский астроном Урбен Леверье, не наблюдая за небом, а путем математический вычислений. И только потом был обнаружен в небе. Вот он Нептун! (слайд)

Даже издалека он кажется холодным.

Компьютер: На Нептуне температура минус 195 градусов!

Командир: В такой мороз нас не спасут даже специальные скафандры! Как вы думаете, ребята, сможет там расти что-нибудь?

Мы возвращаемся на Землю. Так к какому же выводу мы пришли? Почему ни на одной планете мы не остались? (Ни на одной из них нет условий для жизни) Почему мы вернулись на Землю? (На Земле есть все условия для жизни живых организмов, в том числе и для растений)

Мы облетели всю Солнечную систему и нигде не обнаружили жизни. Только на нашей планете чистый воздух, растут зеленые деревья, поют птицы. И мы с вами должны не только любить нашу планету, но и заботиться о ней. А как мы с вами можем заботиться? (не ломать деревья, не убивать насекомых, не разорять гнезда птиц и т. д.) Если мы не будем этого делать, то наша Земля станет такой же мертвой и неприветливой, как и другие планеты Солнечной системы.

А сейчас я вам предлагаю объединиться в пары и нарисовать и вырезать ту планету, которая вам наиболее запомнилась. По окончании работы мы с вами создадим карту Солнечной системы, которая будет висеть у нас в группе.

Самостоятельная деятельность детей.

По окончании работы совместно с воспитателем дети создают карту Солнечной системы.

Воспитатель: Понравилось ли вам сегодняшнее путешествие? Что запомнилось? На какой планете мы сможем жить? Почему?

Список использованной литературы:

  • Большая энциклопедия дошкольника.
  • Альманах «Хочу всё знать».

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему «Солнечная система»

Цель: формирование представлений детей о Солнечной системе.

Задачи:

образовательные:

уточнить и расширить знания детей о планетах и Солнце;

познакомить с понятием «орбита».

развивающие:

развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;

развивать интерес к выполнению заданий.

воспитательные:

воспитывать у детей сочувствие к ближнему.

здоровьесберегаюшие:

создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Оборудование: ноутбук, проектор, картон черного цвета, Солнце, планеты, глобус, клей.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас. К нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Дети: Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Как хорошо на свете жить! (руки вверх)

Как хорошо уметь дружить! (руки в центр)

Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)

Как хорошо, что есть и я! (руки к себе)

Воспитатель:

Ребята, вы любите путешествовать?

Дети : Да

Воспитатель: А на чем люди могут путешествовать?

Дети : На самолете, машине, поезде, пароходе.

Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю совершить космическое путешествие. Согласны?

Дети : Да

Воспитатель: А на чем можно полететь в космос?

Дети: На ракете.

Воспитатель: Верно, но чтобы наша ракета взлетела, нам надо ее завести.

Воспитатель проводит с детьми гимнастику:

Не зевай по сторонам, (Руки на пояс)
Ты сегодня – космонавт. (Повороты в стороны)
Начинаем тренировку, (Наклоны вперед)
Чтобы сильным стать и ловким. (Наклоны назад)
Ждет нас быстрая ракета (Приседают)
Для полета на планеты. (Приседают)
Лишь распустит птица хвост – (Руки назад, в стороны)
Мы поднимемся до звезд. (Тянемся вверх)

Воспитатель: Предлагаю всем космонавтам занять места в космическом корабле.

Внимание объявляем готовность №1.

Все системы работают нормально ?

Дети: (Да)

Начинаем отсчет от 10 до 1

(дети считают)

Пуск! Наша ракета поднимается высоко вверх

ВИДЕО 1

А это наша Солнечная система Воспитатель: Ребята, у каждой планеты есть своя дорожка, по которой планета вращается вокруг Солнца. Эта дорожка называется орбита. Обратите внимание на белые дорожки. Это и есть орбиты планет.

Я Земля-голубая планета… Воспитатель: Ребята, подумайте, почему нашу планету называют голубой?

Вы видите как много воды на нашей планете (это моря, океаны, реки, озера).

А что мы видим еще на поверхности Земли?

Верно: это горы, леса, пустыни. Они разные, поэтому Земля кажется разноцветной. Для всех живущих на ней людей Земля - как мама. И люди должны беречь и любить Землю, как любят и берегут маму. Мы должны охранять природу, нас окружающую, потому что больше нигде в Космосе нет такой живой и красивой планеты, как наша Земля.

Как вы думаете, кого земля держит за веревочку?

Правильно. Луна – это спутник земли, ее ближайшая соседка в космосе. Она всегда рядом с нашей планетой. Она вращается вокруг Земли, и вместе с Землей они вращаются вокруг Солнца.

Какую форму имеет Луна?

Правильно, Луна имеет форму шара.

А теперь подумайте, Луна по размеру больше Земли или меньше?

Луна меньше Земли в четыре раза.

На луне всегда холодно и темно. Луна не светится сама, она, как зеркало, лишь отражает падающие на нее солнечные лучи.

Воспитатель: Ребята, попробуйте отгадать космические загадки:

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный ….телескоп.

Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет

Нам расскажет обо всем

умный дядя …астроном

Астроном- он звездочет

Знает все наперечет

Только лучше всех видна

В небе полная …луна

Желтая тарелка на небе висит.

Желтая тарелка всем тепло дарит.

(Солнце)

Планета голубая,

Любимая, родная.

Она твоя, она моя,

А называется…

(Земля)

До луны не может птица

Долететь и прилуниться

Но зато умеет это

Делать быстрая…ракета

У ракеты есть водитель

Невесомости любитель

По-английски: астронавт

А по-русски…космонавт.

ФОТО КОСМОНАВТ

Воспитатель: Ребята, к нам поступило сообщение от заблудившегося космонавта. Он говорит, что все планеты Солнечной системы сошли со своих орбит и сбились в одну кучу. Космонавт сбился с курса и не может вернуться на Землю. Ему срочно нужна ваша помощь: необходимо расставить планеты по местам, чтобы восстановить порядок в Солнечной системе.

Воспитатель: «Ребята, что будем делать? Поможем?»

Воспитатель: Ваша задача расставить планеты на свои орбиты и навести в солнечной системе порядок.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы! Теперь в Солнечной системе полный порядок! Каждая планета движется по своей орбите. Ребята, как вы думаете, каким должен быть космонавт? (смелым, закаленным, трудолюбивым, много знать, здоровым).

Воспитатель: Правильно! Каждый космонавт должен быть сильным и здоровым. А для этого он выполняет много физических упражнений. Вот и мы сейчас с вами проведем разминку для космонавтов:

- Космонавт здоров всегда (руки на поясе, повороты в стороны)

Любит бегать, любит прыгать,

Приседать и отжиматься (движения по тексту на месте)

И как рыбка выгибаться (упражнение «рыбка»)

Космонавт здоров всегда (руки на поясе, повороты в стороны)

Это да, это да! (хлопки в ладоши)

Он гантели поднимает,

По дорожке он шагает,

Встанет на пятки, затем на носки, (движения по тексту)

Победы космонавта очень близки (прыжки ноги вместе-врозь, хлопки рук над головой)

РАЗЛИЧИЯ

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Эти картинки только на первый взгляд кажутся одинаковыми, присмотритесь, найдите и назовите все различия.

Воспитатель: А сейчас нужно помочь космонавту добраться до своей ракеты. Проходите за столы и помогите космонавту.

Воспитатель: Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием! Ребята, нам пора возвращаться на Землю.

Космонавты, займите свои места.

К взлету космического корабля приготовиться!

Обратный отсчет от 10 до 1 начинай

Пуск! Ура! Мы взлетели!

Воспитатель: Ребята, мы приземлились на нашу родную Землю. Вы справились с таким тяжелым и сложным заданием и помогли космонавту. Он вам очень благодарен и шлет вам свой космический привет!

ВИДЕО 2

Воспитатель: Вам понравилось наше космическое путешествие?

Воспитатель: Кто запомнил, как называется дорожка, по которой планеты бегают вокруг Солнца?

Воспитатель: А кто напомнит, как называется спутник Земли?

Воспитатель: А кто управляет ракетой?

Воспитатель: Давайте вспомним, на каких планетах вы побывали?

ПЛАНЕТЫ

Назовет любой из вас:

Раз – Меркурий

Два –Венера

Три –Земля

Четыре –Марс

Пять –Юпитер

Шесть –Сатурн

Семь –Уран

За ним – Нептун.

Воспитатель: Молодцы. Вы показали себя умными, смелыми и дружными ребятами, которые всегда готовы прийти на помощь. На этом наше занятие заканчивается. Спасибо, что пришли, успехов вам, ребята, и до свидания!

Программное содержание:

  • формировать у детей элементарные знания о том, что Солнце - самая большая и близкая к Земле звезда;
  • что Земля вертится вокруг своей оси и вокруг Солнца;
  • учить детей ориентироваться в мире физических явлений;
  • дать первоначальные знания о космосе и Солнечной системе;
  • создавать условия для развития воображения;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью; формировать осознание себя частью природы.

Материал: иллюстрации планет Солнечной системы; набор для моделирования Солнечной системы, лампа настольная, глобус, трубочки-«телескопы» из бумаги (картона); шапочки-шлемы.

Ход занятия

В. Ребята, вы знаете свой адрес? Где находится наш город (село)? Какие другие страны вы знаете и где они расположены? (На планете Земля.)

Знаете, где «живет» Земля? Давайте спросим об этом у нее!

Воспитатель надевает шапочку с изображением планеты Земля, берет на себя роль Земли и включает аудиозапись «Я - Земля!».

В. Земля! Земля! Мы дети из детского сада! Расскажи нам о себе!

Земля. Дети! Дети! Я - Земля! Моя родина - Солнечная система. Вы знаете, почему она так названа? (В честь Солнца.)

В. Что такое Солнце? Это большая звезда, очень горячая. Это огненный шар, который находится далеко от Земли. Например, если бы мы полетели к Солнцу на ракете, то полет занял бы 20-30 лет нашей жизни. Зато солнечный луч добирается до нас за 8 минут.

Расскажите, что вы знаете о Солнце? Какое оно? Чем оно вам нравится? Почему все живое на Земле любит Солнце?

Вы хотите узнать побольше о Солнце, звездах и планетах? Тогда отправляемся в космическое путешествие!

Что для этого надо? Какая одежда нам понадобится? (Скафандры.) Для чего нужны скафандры? Они защищают человека от холода, жары, в них подается воздух, которым человек может дышать. Надевайте шлемы!

На чем мы полетим? Как назовем свой космический корабль?

Дети рассаживаются на стульчиках в два ряда.

В. Внимание! Начинаем обратный отсчет готовности! (Все считают хором: 5, 4, 3, 2, 1 - пуск!) Что вы видите над облаками? Как меняется небо? (Воспитатель демонстрирует иллюстрации звездного неба.)

Воспитатель показывает иллюстрацию всей Солнечной системы.

В. Рассмотрите Солнечную систему. Здесь много шариков - планет разной величины.

Ближе всего к Солнцу планета Меркурий (показывает изображение планеты). Возьмите свои телескопы и рассмотрите эту планету. Как вы думаете, можно ли выйти погулять на Меркурий? (Нет.) Потому, что эта планета расположена близко к Солнцу, там температура больше +400 °С. Это много или мало? Может ли человек вытерпеть такую жару? (Нет.)

Тогда полетим дальше! Вторая планета от Солнца - Венера (показ иллюстрации Венеры). На ней дуют сильные ветры, сверкают молнии, воздух очень ядовитый для человека. Люди давно хотят изучить получше эту планету, посылают к ней различные аппараты, но сам человек еще пока не бывал на Венере. Мы пока не готовы ступить на эту красивую планету.

Воспитатель показывает иллюстрацию планеты Земля.

В. Как вы думаете, над какой планетой мы сейчас пролетаем? (Это наша Земля.) Какого она цвета? (Голубая.) Что вы видите вокруг Земли? Ее как бы окутывает слой воздуха - это воздушный океан - атмосфера. Она, как рубашка, окутала Землю.

Вы летали на самолете? Где летают самолеты? (В небе, в воздухе, по воздушному океану.) Этот слой воздуха защищает нашу Землю от опасных солнечных лучей, метеоритов и других вредных воздействий космоса.

Как вы думаете, почему на Земле нам хорошо жить? Потому что Земля получает от Солнца столько тепла и энергии, сколько необходимо для жизни человека, растений, животных. Всегда большее или меньшее количество солнечной энергии опасно для жизни всего живого на нашей планете.

А что случилось бы, если бы не стало солнца? (Все замерзли бы.)

А что бывает, когда солнца слишком много? (Человек получает ожоги.) Какие вы знаете правила поведения в яркий солнечный день? (Нельзя смотреть на солнце незащищенными глазами; нельзя долго загорать и т. д.)

Какие загадки, стихи вы знаете о солнце?

Рассмотрите нашу родную планету: что вы там видите? Точно так космонавты наблюдают из космоса за нашей Землей. Для чего нужны их наблюдения? (Рассказывают о погоде, предупреждают о штормах, вулканах и др.)

Наш космический корабль приближается к следующей планете Солнечной системы - это Марс (показывает иллюстрацию). Какого цвета эта планета? (Красная.) Что вы увидели в свои телескопы? (Пустыни, песок, камни.) На Марсе дуют сильные ветры, но в атмосфере Марса очень мало кислорода. Может ли человек жить на Марсе? Человек пока изучает эту планету с помощью приборов.

Хотел бы кто-нибудь из вас полететь на Марс в настоящее космическое путешествие? Что бы вы хотели там найти?

Направьте свои телескопы на следующую, пятую планету Солнечной системы. Это Юпитер. Какая она по величине? (Очень большая планета.) Эта планета состоит из газов, на ней нет твердого грунта. Человек ее тоже не смог еще изучить. У Юпитера есть красивые кольца, которые, как пояс, украшают эту планету.

На наш космический корабль поступил сигнал опасности - приближается космическое тело. Что еще есть в космосе, кроме звезд и планет? (Метеориты, астероиды и другие космические тела.) Человек не может долго находиться в космическом пространстве. Почему? (Нам нужен воздух, кислород, тепло, солнечный свет и т. д.) Нам пора возвращаться на Землю.

Продолжим наше космическое исследование на Земле!

Дети «выходят из космолета» и переходят в космическую лабораторию.

В. Вспомним наше путешествие и сделаем модель Солнечной системы. (На полу или на столах.) Что находится в центре Солнечной системы? (Солнце.) Что такое Солнце? Какого оно цвета? Величины?

Дети выбирают большой оранжевый круг.

В. Все планеты безостановочно вращаются вокруг Солнца: каждая по своей дороге-орбите.

Давайте сравним Солнечную систему с районом города или села. В ней есть много улиц - это дорожки планет. Они называются орбитами. Каждая планета движется только по своей «улице»-орбите. Вспомните, какая планета «живет» на первой от Солнца «улице»? (Меркурий.) Найдите его модель среди других планет.

Воспитатель с детьми рисует орбиту Меркурия.

В. У Меркурия самая короткая «улица», поэтому на Меркурии год очень короткий.

Дети вместе с воспитателем рисуют мелом круг-орбиту Меркурия вокруг Солнца и «поселяют» модель планеты на ее «улицу».

В. Какая планета «живет» на второй улице? (Венера.) «Улица» Венеры будет больше или меньше, чем у Меркурия? (Больше.) Потому, что Венера немного дальше от Солнца, чем Меркурий, и орбита Венеры будет больше. Венера по размеру чуть больше Меркурия.

Дети рисуют «улицу» Венеры и «поселяют» на орбиту модель планеты.

В. Выберите модель третьей планеты Солнечной системы. Как она называется? (Земля.) Какая она по цвету? А по величине по сравнению с Меркурием и Венерой

Какой путь, «улица» будет у Земли? (Дети рисуют мелом орбиту Земли.)

Затем воспитатель помогает детям смоделировать всю Солнечную систему.

В. Все эти 9 планет (дети называют их по порядку) с их «улицами» и составляют всю Солнечную систему - целый район «города». А как называется этот «город»? Это Галактика!

В Галактике очень много районов: вы ночью можете увидеть множество звезд на небе. Каждая звезда имеет свой «район». Эти звезды кажутся маленькими. А на самом деле они очень большие: бывают горячие и холодные.

Таких «городов», как Галактика, много. Все они находятся в «стране» - Вселенной.

Нашу страну мы можем объехать на машине. А «страну» Вселенную можно? (Нет.) Какая Вселенная? (Огромная, необъятная, громадная и т. д.)

Давайте запишем «адрес» нашей планеты Земля на конверте:

Страна Вселенная,

Город Галактика,

Район Солнечная система,

Третья улица - Земля.

Сейчас мы поиграем в «Солнечную систему»! Наденьте шапочки-планеты и по сигналу займите место своей планеты от Солнца.

Дети делают один круг (хоровод) вокруг Солнца. Затем меняются шапочками и повторяют игру.

В. Не скучно ли Земле двигаться по такому большому пути вокруг Солнца? А Земля вовсе и не одна - у нее, как и у других планет, есть спутник. Как он называется? (Луна.) Луна тоже движется по своей «улице» вокруг Земли.

Какая Луна по величине по сравнению с Землей? (Маленькая.) Да, Луна меньше Земли в четыре раза. «Поселим» Луну на ее маленькую «дорожку» у Земли.

За какое время пробегает Земля свою «улицу» вокруг Солнца? (За один год.) А если бы мы жили на Меркурии, то встречали бы Новый год каждый день!

Сколько месяцев длится год на Земле? (12 месяцев.) Сколько на Земле времен года? (Четыре: зима, весна, лето и осень.)

Сколько вам сейчас лет? (Шесть лет.) Значит, сколько раз вы вместе с Землей повернулись вокруг Солнца? (Шесть раз.)

Все планеты вращаются не только вокруг Солнца, а еще и вокруг себя (воспитатель показывает глобус), поэтому чередуются день и ночь.

Вы чувствуете, как вращается Земля? (Нет, нам кажется, что Земля стоит на месте, а Солнце гуляет вокруг Земли. Но это не так.) Чтобы лучше понять, как это происходит, проведем опыт с настольной лампой и глобусом.

«Путешествие к планетам Солнечной системы »

И нтегрированное занятие

в подготовительной группе

подготовила и провела

воспитатель Веккер Т. И.

О бласти : познавательное развитие, коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Вид занятия : интегрированное занятие

Виды детской деятельности :

Игровая;

Коммуникативная;

Продуктивная;

Познавательная;

Цель: Познакомить и углубить знания детей о космосе.

Задачи: Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности.Уточнить представления о солнечной системе, о названии планет, их расположении. Развивать внимание, воображение, умение анализировать и сравнивать. Учить детей отражать в речи результаты экспериментирования. Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию. Развивать память, слуховое внимание, связную речь.

Вызвать интерес к космическому пространству.

Билингвальный компонент: солнце, счет до 10, цвета.

Под музыку дети заходят в зал.

Организационный момент(эмоционально-психологический настрой)

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Пусть у нас с вами весь день будет хорошее настроение.

Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Я здороваюсь везде

Дома и на улице.

Даже, здравствуй, говорю.

Я знакомой курице.

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй вольный ветерок,

Здравствуй маленький цветок,

Здравствуй утро,

Здравствуй день,

Нам здороваться не лень!

Дети встают в круг, берутся за руки, проговаривают слова приветствия.

Ребята, вы слышите какой-то странный звук. Это сигнал SOS. Кто-то просит о помощи. Послушаем внимательно.

Проблемная ситуация (процесс вовлечения в деятельность) :

Появление сказочного героя - Лунтика.

Воспитатель : - Ой, ребята посмотрите, кто к нам прилетел в гости?

Слайд: Лунтик.

Я живу на Луне и люблю фотографировать космос и рассказывать о нем своим друзьям, но так вышло, что мои фотографии испортились. А мне так хочется узнать побольше о космосе.

Воспитатель : Ребята мы поможем Лунтику?

А на чем можно добраться до космоса?

Правильно! Это значит, что мы должны представить себе, как мы летим на космической ракете к планетам Солнечной системы.

Итак, чтобы полететь в космос надо построить … ракету.

Побудем конструкторами и инженерами. Возьмите со стола конверты и постройте ракету.

Игра «Танграм».

Слайд. Ракета.

Музыка (прилет в космос )

Воспитатель: Наши ракеты готовы.

Внимание объявляем готовность №1.

Все системы работают нормально? (Да)

Начать отсчет от 0 до 10.(дети считают на казахском языке)

Физминутка. «Полёт к звёздам»

Отправляется в полёт

Наш волшебный звездолёт. (Дети маршируют со словами)

Надевай скорей скафандры! (Останавливаются, имитируют движения)

Занимай скорей места! (Присаживаются)

С космодрома мы взлетаем, (Встают, поднимают руки через стороны вверх и

соединяют их над головой) Прямо к звёздам улетаем! (Подпрыгивают)

Наша ракета поднимается высоко вверх. (звучит космическая музыка)

Видео: Полет в космос.

Слайд планеты.

Вот мы и добрались к планетам солнечной системы

Все вы умеете внимательно слушать и отвечать на вопросы, любите узнавать новое и интересное. Сегодня я открою вам несколько секретов космоса. Но прежде отгадайте загадку:

Кто-то утром не спеша

Надувает желтый шар.

А как выпустит из рук-

Станет вдруг светло вокруг. (Солнце - күн)

Слай д : Солнце

Как вы думаете, что такое Солнце? Какое оно?

А на самом деле Солнце - Это огромный раскаленный шар, излучающий тепло и свет. Поэтому Солнце образует центр нашей системы. (картина с изображением Солнца)

А есть ли жизнь на Солнце? (На Солнце нет жизни, так как там очень жарко; но оно дает нам жизнь: людям, растениям, животным)

Солнце не одиноко, у него есть семья. Только это не дочери и сыновья, а планеты, спутники и другие космические тела, которые очень привязаны к Солнцу.

Я хочу рассказать всем сказку о семье Солнышка.

В одном небесном доме жила женщина и было у нее девять детей, которых мать нежно любила, дети были страшными непоседами и озорниками. Позовет, например, мама всех детей к ужину, а смотрит, прибежали только семь. Где же еще двое. И давай повсюду их разыскивать! Набегается, наплачется, пока найдет. А детки заигрались, забыли, что их мама ждет. И так каждый день, и так во всем: то один, то другой забудет про мамин наказ. Устала бедная мать и обратилась за помощью к Волшебнице Галактике. Выслушала ее волшебница и решила, что негоже небесный порядок нарушать и заявила, что отныне в наказание девять непослушных детей превратятся в шары, и будут всегда находится возле своей мамы, двигаясь вокруг нее на разном расстоянии один от другого. Дальше всех от матери будут самые непослушные дети, которым почти не достанется ее тепла, ближе – более послушные. С тех пор так и повелось! Ходят возле мамы-солнышка по кругу девять планет и никуда убежать от него не могут.

Видео из мультфильма «Лунтик»

Давайте мы попробуем с вами и расставим планеты, каждую на свое место.

Дидактическое упражнение «Расставим планеты солнечной системы»

В центре находится Солнце, обозначьте его желтым кругом. Слева от него находиться планета Меркурий, обозначьте его зеленым кругом, справа - расположен Уран –он черный, над Солнцем - находится Юпитер- оранжевый круг, под Солнцем находиться Сатурн -фиолетовый круг, в правом верхнем углу расположен Нептун - коричневый круг, в правом нижнем углу видим Землю- синий круг, в левом верхнем углу расположена планета Венера - белый круг, в левом нижнем углу находиться планета Марс-красный круг.

Слайд: Солнце

Люди часто говорят про Солнце « Солнце под гору скатилось, за лес село » и т. д.. Как вы думаете, Солнце движется? (ответы детей)

Солнце никуда не движется, оно находится на одном месте, это видно на схематичном изображении Солнечной системы Наша планета Земля не стоит на одном месте, а все время вертится (демонстрация глобуса) и по очереди подставляет Солнцу то один бок, то другой. Солнце может освещать и греть только одну сторону Земли. Именно там светло, там день. А в это время на другой стороне Земли ночь, потому что туда не попадают солнечные лучи.

Слайд: Смена дня и ночи.

Ритмическая часть.

Опыт «День и ночь» На Земле происходит смена дня и ночи. Чтобы вы поняли, как день меняет ночь, проделаем следующий опыт. Для этого нам понадобится макет планеты Земля – глобус и настольная лампа и два кусочка пластилина – белый и красный. Горящая лампочка у нас будет Солнце, а пластилин будет изображать дома. Эти кусочки, то есть «дома» мы прикрепим на противоположные стороны нашей планеты. Итак, половина земного шара освещена, половина – темная. В белом доме сейчас день, а в красном – ночь в самом разгаре, там все спят. Повернем планету так, чтобы белый дом скрылся в тени, а красный появился на свету, здесь наступило утро. Какое время суток наступило в белом домике? Вечер. Наша планета не стоит на месте, она постоянно вращается вокруг своей оси, и вот она еще повернулась: в красном домике день в самом разгаре, а в белом? Ночь. Повернем еще нашу планету. Что мы видим? Какое время суток наступило в красном домике? Вечер. В белом доме? Утро. Вот так наша планета Земля сделала один полный оборот вокруг своей оси.

Сделаем вывод: чему равен один оборот Земли вокруг своей оси? Он равен суткам, правильно. Сколько частей в сутках? Четыре. Назовите (утро, день, вечер, ночь).

Возвращаются в детский сад. Счет от 10 до 1.

Рефлексия.

Давайте, придумаем планеты и заселим их обитателями. (Дети рисуют на воздушных шарах маркерами фигурки людей, животных, фантастических существ, растения, здания, транспорт и т.д.).

Ну что, Лунтик, теперь ты точно сможешь рассказать своим друзьям на Луне много интересного о космосе.

Лунтик : Да ребята, большое Вам спасибо, мне было с вами очень интересно. Но мне пора улетать на Луну. У меня для вас есть подарки.

Спасибо вам ребята, до свидания!

Марина Архипова
Конспект занятия в подготовительной группе «Планеты Солнечной системы»

Программные задачи :

Образовательная область «Познание»

Закреплять знания детей о космосе, солнечной системе , об освоении космоса.

Познакомить с последовательностью расположения планет солнечной системы на своих орбитах , обобщать и расширять знания детей об особенностях планет .

Развивать познавательную деятельность, внимание, память, мелкую моторику.

Образовательная область «Коммуникация»

Продолжать учить отвечать полными распространенными предложениями, развивать связную речь.

Образовательная область «Здоровье»

Обеспечить оптимальную двигательную активность детей в течении НОД

Предварительная работа : занятие «Освоение космоса» , беседа «Голубая планета Земля » , рассматривание иллюстраций на тему «Космос» .

Оборудование :

Презентация «Планеты солнечной системы » .

Диск с записью космической музыки, слайды.

Ход занятия.

Ребята, сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся!

Давайте все вместе скажем : «Добрый день и добрый час, очень рады видеть вас» . На гостей мы посмотрели, а теперь тихонько сели.

Воспитатель : Ребята вы любите путешествовать? (Ответы детей) .

Сегодня я приглашаю вас в одно неизведанное нами место. Куда?

Догадаться вам помогут загадки. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки :

Жёлтая тарелка на небе висит

Жёлтая тарелка всем тепло дарит (Солнце )

Воспитатель : Послушайте следующую загадку.

На тёмном небе рассыпан горошек

Как карамельки из сахарных крошек

И только тогда, когда утро настанет

Вся карамель та внезапно растает (Звёзды)

С самых давних времён люди смотрели на небо и задумывались о том, как бы подняться выше облаков и узнать, что же там. И конечно, они мечтали полететь в космос (показ слайда) .

Вспомните, как звали первого космонавта полетевшего в космос? (показать портрет) .

Да действительно, 12 апреля 1961 года первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на космическом корабле «Восток» - это было важным событием для ученых всего мира.

Юрий Гагарин – настоящий герой не только нашей страны, но и всей планеты Земля .

Стихотворение о Гагарине.

Покорить простор вселенной

Очень человек хотел

И тогда в далёкий космос

Первый спутник полетел

А потом поднялся в космос

И прославился навек

Вслед за спутником в ракете

Самый первый человек.

А еще мы гордимся Валентиной Владимировной Терешковой. Знаете кто она? Это первая женщина космонавт (показ слайда) .

А кто еще летал в космос кроме людей? (в космос летали собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже обезьяна) (показ слайда) .

А как вы думаете, какими чертами характера должны обладать космонавты?

Космонавт должен быть смелым, сильным, храбрым. Решительным, умным, ловким, выносливым, трудолюбивым, отважным, мужественным, дисциплинированным.

Ребята, давайте скажем, кто же может попасть в отряд космонавтов?

Дидактическая игра «Добавь слово»

Воспитатель : Космонавтом хочешь стать, должен много, много …

Дети : Знать.

В. Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит …

Дети : Труд.

В. Ждут нас быстрые ракеты для полетов на …

Дети : Планеты .

В. Самый дружный будет наш, наш веселый …

Дети : Экипаж.

В. Если в космос мы хотим, значит скоро …

Дети : Полетим.

Я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие.

На чем же мы отправимся в космос? (на ракете) .

Почему именно на ракете мы можем отправиться в космос? (только ракета может преодолеть земное притяжение)

Как называется снаряжение у космонавтов? (скафандр) .

Предлагаю надеть скафандры (дети имитируют движения, пройти в ракету. Как называется отверстие для входа в ракету? (люк) .

Садитесь и пристегните ремни.

Внимание, внимание! Наш экипаж отправляется в полет. Начинаем обратный отсчет 5.4.3,2,1 Старт! (включается космическая музыка, (показывается слайд) .

Вот мы с вами и в космосе!

Какое состояние у человека в космосе?

В космосе невесомость. Вы чувствуете невесомость? Вы стали легкими словно пушинки. (Звучит космическая музыка) .

Давайте встанем и покажем, какие мы легкие стали в невесомости.

Какая наша голова? (Легкая)

Какие наши руки? (Легкие)

Какое тело? (Легкое)

Садитесь.

А как называется окно, в которое смотрят космонавты? (Иллюминатор)

Внимательно посмотрите в иллюминатор что-то видно? (много звезд и планет ) .

Смотрите, летят метеориты, будьте осторожны.

У нас за иллюминатором замечательный вид, (показ слайда) .

Все планеты вращаются вокруг Солнца . Планеты и Солнце напоминают дружную семью, которая называется Солнечной системой . Как вы думаете, почему? (главой этой семьи является Солнце ) .

- Планеты все одинаковые ? (они маленькие и большие, разного цвета) .

Чем они походят друг на друга? (круглые) .

- Планеты все круглые , но, тем не менее, они не похожи друг на друга и находятся на разном расстоянии от Солнца . Каждая планета вращается по своей собственной орбите. А если бы планеты сошли со своей орбиты то, что могло бы произойти? (столкнулись бы друг с другом, покинули бы пределы солнечной системы ).

Можно провести опыт «Шарики на ниточках» . Ребенок – солнце , шарики - планеты , ниточки - орбиты. Если ниточку обрезать шарик – планета упадет .

Кто скажет, сколько же всего планет в солнечной системе ? (9)

Первая, самая близкая к Солнцу планет – Меркурий , (показ слайда)

На этой планете очень жарко , вы не знаете почему? Меркурий торопится за Солнцем , словно боится от него отстать. За земной год Меркурий успевает оббежать вокруг Солнца четыре раза . У древних греков была притча – «кому надо спешить пусть учатся у Меркурия» .

Вторая от Солнца планета – Венера , (показ слайда)

В честь богини красоты,

Названа Венера – ты.

В темных небесах сияешь,

Красотой нас озаряешь.

Эти слова не случайны, ведь Венеру называют утренней или вечерней звездой, потому что она видна на небе то утром, то вечером. Венера светится как горный хрусталик и очень красива.

Вы узнали третью планету ? Почему вы решили, что это Земля? (показ слайда)

Земля - единственная в Солнечной системе планета , на которой есть все условия для жизни животных и людей. Что это за условия? (воздух, вода) . Земля средняя по размеру планета , она находится не слишком близко к Солнцу . Посмотрите, Земля как будто окутана голубоватой дымкой, которая защищает Земля от перегрева или охлаждения, от ударов метеоритов.

От Солнца третья по счету планета ,

Наша Земля меньше звезды,

Но ей хватает тепла и света,

Чистого воздуха и воды.

Следующая планета Марс . (показ слайда)

Марс - Таинственная планета . Она по размерам чуть больше Луны,

Из-за кроваво красного цвета назвали планету в честь бога войны

Марс – это пустыня, покрытая оранжево-красным песком.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять (ходьба на месте)

В космос мы летим опять (соединяем руки над головой)

Отрываюсь от земли (подпрыгнуть)

Долетаю до луны (руки в стороны, покружиться)

На орбите повесим (покачать руками вперед, назад)

И опять домой спешим (ходьба на месте) .

Пятая планета от Солнца называется Юпитер . (показ слайда) .

Она похожа на огромный шар, который в одиннадцать раз больше Земли. Состоит самая большая планета Солнечной системы из жидкости и газа . Эта планета совсем необитаема , потому – что на ней лютый холод».

Сатурн – шестая планета на ней очень холодно. (показ слайда)

Почему? Вы заметили, что она желто-оранжевого цвета? Чем она отличается от других планет ? (кольца) . Эти удивительные кольца состоят изо льда и камней.

Планета , идущая, за Сатурном называется Уран, (показ слайда)

Посчитайте, какая она по счету?

Уран – лежебока и встать ему лень.

Подняться планете не вмочь ,

Сорокалетие длится там день,

Потом сорокалетие ночь.

Как выдумаете, человек смог бы жить на планете где сорок лет день и сорок лет ночь? Вы не хотите здесь остаться?

Восьмая планета – Нептун , (показ слайда)

А девятая – Плутон это самые холодные планеты Солнечной системы . (показ слайда)

Как вы думаете, почему? Увидеть эти планеты с Земля в телескоп невозможно.

Ребята, мы увидели все планеты и нам пора возвращаться на Землю. Приготовились, начинаем обратный отсчет 5,4,3,2,1. Полетели.

Заключительная часть

Пока мы летим, вспомним все планеты .

Пальчиковая игра : «Солнечная система » .

По порядку все планеты

Назовет любой из вас :

Раз…Меркурий,

Два… Венера,

Три…Земля,

Четыре…Марс,

Пять…Юпитер,

Шесть…Сатурн,

Семь…Уран,

За ним…Нептун,

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета под названием …Плутон.

Я хочу проверить, что вы узнали и запомнили в сегодняшнем межпланетном путешествии .

Сколько планет в солнечной системе ?

Как называется самая близкая к солнцу планета ?

Какая планета самая маленькая ?

Какая самая большая?

Какая планета самая холодная ?

Какую планету называют красной ?

Какую планету окружают кольца ?

Назовите обитаемую планету солнечной системы ?

Молодцы, вы ответили на все вопросы.

Внимание, космонавты, мы приближаемся к планете Земля !

Вот мы и дома, как же красиво на нашей планете . Отстегните ремни.

Выходите из ракеты.

У нас получилось замечательное путешествие, мы много узнали о планетах солнечной системы . Но планета Земля , на которой мы живем – самая главная, самая красивая, потому что является нашим домом. Землю надо беречь и любить. И может быть через много лет кто-то из вас станет космонавтом, полетит в космос, увидит нашу планету и скажет : «Как прекрасна наша Земля!»