Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Царь саул библия. Андрей Десницкий. Саул — первый царь Израиля. Не был иудеем

Саул

САУЛ

Саул (שָׁאוּל , Шаул , буквально "испрошенный [у Бога]"), первый царь Израиля (около 1029-1005 гг. до н. э.), единственный сын Киша из колена Биньямина, - реальное историческое лицо. Согласно Танаху он был основателем объединённого Израильского царства, создателем регулярной еврейской армии. В ветхозаветном повествовании он воплощение правителя, поставленного на царство по воле Бога, но ставшего Ему неугодным ..

Согласно ТаНаХу, являющемуся единственным источником, из которого известна история Шаула, он был человеком высокого роста (среди народа он возвышался на целую голову), «и не было никого из Израильтян красивее его ». Он был отличным воином и, став царём, оставался простым в обращении. При этом характер у него был вспыльчивый и подверженный приступам ярости, меланхолии, ревности и подозрительности.

Поздний мидраш рассказывает, что когда мужчины из колена Венеамина отправились похищать девушек из Шило (поскольку в их племени не хватало невест), Саул оказался слишком робок, чтобы схватить одну из плясавших в виноградниках девушек, и она сама побежала за ним. С этим эпизодом связывается упрёк, который Саул бросит сыну Ионафану — «сын дерзкой женщины» . Еврейские мудрецы, комментируя этот эпизод, пишут, что молодой Саул отличался при своей храбрости крайней застенчивостью.

До Шаула над евреями царя не существовало, ТаНаХ рассказывает об этом событии следующим образом: народ потребовал у судьи и пророка Самуила : «поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов ».

Подобные речи не понравились Самуилу (поскольку требование шло наперекор традициям) и он обратился за ответом к Богу. «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всём, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; (…) итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними». И Самуил сказал народу, попытавшись его предостеречь описанием того, как будет поступать новый царь:

сыновей ваших он возьмёт и приставит их к колесницам своим и [сделает] всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его; (...) и дочерей ваших возьмёт, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы; (...) и сами вы будете ему рабами; и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда.

Джеймс Тиссо. «Самуил встречает Саула»

Нарисованная им мрачная картина не испугала народ, который все также хотел, чтобы его возглавил военный лидер:

Некоторое время спустя Бог возвестил Самуилу, что юноша из колена Вениамина, который должен прийти на следующий день, и окажется тем человеком, который по Его воле должен быть помазан на царство в Израиле. Шаул же тем временем как раз отправился на поиски пропавших отцовских ослиц. Самуил встретил его при входе в город и сообщил, что ему суждено стать царем. Узнав о своей грядущей судьбе Шаул возразил: «Разве я не из колена Вениамина, самого маленького из колен Израиля? И семья моя самая младшая из семейств колена Вениамина». Но Самуил настоял на своём. После того, как Самуил совершил помазание Шаула, тот вернулся домой, однако в пути встретил сонм бродячих пророков (вероятно, юродивых; «и сошёл на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них ». Знакомые, увидев это, с недоумением говорили: Неужто и Шаул среди пророков? — что даже войдёт в поговорку, употреблявшуюся для выражения изумления при виде всякого необычайного и поразительного явления.

Вверху: «Саул сокрушает аммонитян».

Внизу: «Самуил помазывает на царство Саула и совершает жертвоприношение»,

Библия Моргана, XIII век

Вскоре после помазания Саула на царство Самуил созвал народ в Массифе (Мицпе ), чтобы избрать царя — помазание его было ещё тайной для народа, и чтобы оно получило гражданскую силу, нужно было подвергнуть все дело народному решению. Бросили жребий, который указал на Саула, который и был провозглашён царём. В толпе его не нашли — из скромности он оставался в обозе. Узнав об этом, народ побежал и взял его оттуда, «и он стал среди народа, и был от плеч своих выше всего народа». Собравшийся народ в восторге от его представительной внешности воскликнул: «Да живёт царь! ».

Когда Саул был поставлен царём, Самуил сказал всему народу: «Если будете бояться Господа и служить Ему и слушать гласа Его, и не станете противиться повелениям Господа, и будете и вы и царь ваш, который будет царствовать над вами, [ходить] вслед Господа Бога Вашего, то рука Господа не будет против вас. А если не будете слушать гласа Господа и станете противиться повелениям Его, то рука Господа будет против вас ». Затем Самуил изложил народу права и обязанности царя, записал их в книгу и положил в скинии вместе с другими памятниками исторической жизни народа.

В 1Цар. 11 же рассказывается, что Саул был провозглашён царём в Гилгале после того, как нанёс поражение аммонитянам , пытавшимся поработить жителей Иависа Галаадского, родственных колену Вениамина. В этом рассказе Саул предстает как типичный «судья» — глава колена, посланный спасти Израиль от чужеземной угрозы. Саул снискал всеобщее уважение во время войны с аммонитским царём Наасом, который напал на заиорданских иудеев и велел всем пленным выкалывать один глаз. Узнав об этом повелении, Саул разгневался, велел подрезать жилы у своих быков и послал их по стране с угрозой, что он сделает то же самое со скотом тех ослушников, что не явятся на следующий день с оружием к Иордану . Собравшееся ополчение скрытно перешло через реку, внезапно напало на врагов и перебило множество аммонитян, включая самого Нааса. Затем они пошли в их страну и совершенно опустошили её.

Первое время своего царствования Шаул поступал по воле Божьей, показывая себя достойным правителем. Многими победами над врагами он приобрёл себе любовь народа. Поначалу он отказывался от почестей и в мирное время сам пахал на своём поле.

Иосиф Флавий пишет, что не все евреи поначалу восприняли Саула после его избрания всерьёз: некоторые относились к нему с презрением, насмехались над ним и не приносили надлежащих даров, однако после победы над амманитянами он завоевал всеобщее уважение.

Шаул на протяжении всех лет своего царствования вёл непрерывные войны с врагами Израиля — Моавом , Аммоном , Идумеей и другими, в особенности «была упорная война против филистимлян во все время Саулово ».

Второй военной операцией Шаула, вслед за победой над аммонитянами, стало освобождение его родного города Гивы от стоявшего там филистимского гарнизона, что было осуществлено его сыном Ионафаном. Первое время по месту пребывания Саула своим центром управления он сделал город Михмас, откуда начал предпринимать военные походы для окончательного освобождения страны. После потери Гивы филистимляне послали 30 000 колесниц и 6 000 конницы, но и это войско было разбито евреями (при Галгале).


Рембрандт «Давид приносит Саулу голову Голиафа»

Для первого периода правления Шаула показательна его вера, проявленная им после битвы при Галгале: он был готов принести в жертву собственного сына, Ионафана, который накануне победы по незнанию совершил богохульство — в этот день был объявлен пост, а Ионафан об этом не знал и съел немного мёда. Но народ не дал царю казнить сына. При этом Саул накануне нарушил запрет Самуила, и приказал совершить жертвоприношение, так как пророк опаздывал и войско начало разбегаться. Начиная с этого момента начинается второй период царствования Саула, омрачённый конфликтом с Самуилом, считавшим, что Саул оскорбляет Бога.

Следующей военной операцией Саула стала война с амаликитянами, причём пророк Самуил перед выступлением приказал истребить их полностью в отмщение за то нападение, которое они сделали на израильтян по переходе ими Чермного моря ещё при Моше . Он разбил их при Кармиле. Затем состоялась очередная битва с филистимлянами, примечательная тем, что перед ней в единоборстве Давид убил Голиафа . Наконец, в следующей битве с ними же Шаул погибнет.

Царство Шаула включало уделы Иуды и Эфраима, Галилею и области в Заиорданье . Символом царской власти Саула было, по-видимому, его копьё (поздние легенды свяжут его со знаменитым Копьём Судьбы), а также, возможно, венец и браслет.


«Самуил отрекается от Саула»

Очень интересна история отношений Саула с Самуилом: пророк и царь были тесно связаны не только обстоятельствами, но и на семантическом плане: имя Шауль («испрошенный») является частью имени Шмуэль («испрошенный у Бога» — шауль меЭль ).

Тем не менее, Самуил, помазавший Саула на царство, со временем отвернулся от него. Трения между ними начались после того, как царь, собравший войско в Гилгале, чтобы вступить в бой с филистимлянами, сам принёс жертвы Богу, не дождавшись прихода Самуила, который должен был произвести этот обряд. Саул поступил таким образом потому, что еврейское войско, устав от ожидания, стало разбегаться, а филистимляне были уже на подходе. Прибывший уже после жертвоприношения Самуил был весьма оскорблен и объявил Саулу, что в наказание за поступок его царствование не будет долговечным. По-видимому, Самуил увидел в этом покушение царя на священнические прерогативы. Со временем, как рассказывает Библия, Саул перестал исполнять повеления Божии, став самонадеянным, и Дух Божий оставил его.

Окончательный разрыв между представителями религиозной и светской власти произошёл, когда Саул не выполнил указания Самуила — полностью истребить амалекитян : он пощадил царя амаликитского и пригнал множество скота, лучших волов и овец, под тем предлогом, что их будут использовать для жертвоприношения. Самуил, узнав о нарушении своего приказа о тотальном уничтожении вражеского народа, разгневался и сказал царю, что послушание лучше жертвоприношения и повиновение лучше «тука овнов». Затем он объявил ему, что Саул не будет более царём и предрёк гибель всему его потомству. Испуганный Саул схватился за край его плаща и не отпускал, пока плащ не порвался.

Ганс Гольбейн Младший. «Самуил проклинает Саула»

После этого Самуил сказал Саулу: «Оторвал Господь сегодня от тебя царство Израильское и отдал его ближнему твоему, который лучше тебя» . Затем по требованию Самуила к нему привели пощажённого было царя амаликитского, и Самуил его казнил: «Приведите ко мне Агага, царя амаликитского. И подошёл к нему Агаг дрожащий, и сказал Агаг: конечно горечь смерти миновалась? Но Самуил сказал: как меч твой жён лишал детей, так мать твоя между жёнами пусть лишена будет сына. И разрубил Самуил Агага пред Господом в Галгале».

Хотя после этого царь правил ещё несколько лет, но, чувствуя на себе проклятие Самуила, он верил, что Бог оставил его, и с этого времени «упал духом и сделался рабом ревности, лукавства и злобы»; им овладел злой дух (иногда это толкуют даже как некую душевную болезнь), и царские почести больше его не утешали.

Как повествует о дальнейших событиях ТаНаХ , Самуил печалился о Сауле и о том, что ошибся, выбрав его в цари. Бог, который выступает в ТаНаХе полноправным собеседником прочих действующих лиц, также был согласен с Самуилом в этом вопросе:

Раскаялся я, что сделал Саула царём, потому что он отвернулся от меня и не выполнил слов моих.


Эрнст Йосевсон «Саул внемлет музыке Давида»

Пророк решил поставить над народом Израиля нового царя и, согласно библейскому рассказу, нового кандидата он выбрал также согласно Божьему гласу: «И сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг…? <…> Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя». Таким образом, Самуил нашёл своему первому помазаннику замену: он отправился в Вифлеем и тайком помазал на царство взамен него Давида, сына Иессеева, из колена Иудина.

Душа изнывает моя и тоскует, —
О, пой же мне, отрок мой, песню твою:
Пусть звуки её мою скорбь уврачуют, —
Я так твои песни святые люблю!

Гнетут меня злобного духа объятья,
Опять овладело уныние мной,
И страшные вновь изрыгают проклятья
Уста мои вместо молитвы святой.

Томлюся я, гневом пылая, и стражду;
Недугом палимая мучится плоть,
И злоба в душе моей... Крови я жажду,
И тщетны усилия зло побороть.

Не раз, жалом немощи той уязвлённый,
Тебя мог убить я в безумном бреду.
О, пой же! Быть может, тобой исцелённый,
Рыдая, к тебе я на грудь упаду!..

К.Р. (Константин Романов) "Царь Саул"

Юлиус Кронберг «Давид играет Саулу»

Юный Давид, тайно помазанный на царство, был «белокур, с красивыми глазами и приятным лицем», ловок и отважен, имел кроткое и доброе сердце и славился пением и хорошей игрой на гуслях (арфе). На Саула же со времен ссоры с Самуилом стали часто нападать тоска и уныние, он сделался мрачен и жесток. Ему советовали развлекать себя музыкой и рассказали, что в городе Вифлееме есть прекрасный музыкант. Давида призвали во дворец, и когда он приходил и музицировал, Саулу становилось лучше, и «злой дух» отступал от него.


Рембрандт «Саул слушает пение Давида», ок.1638

С появлением при царском дворе Давида и победой его над Голиафом Саул начал осознавать, что народ благоволит к юноше сильнее, чем к нему самому. Он выдал за него свою младшую дочь Мелхолу (сначала пообещав старшую Мерав и нарушив своё обещание), таким образом Давид стал царским зятем. Как условие свадьбы Саул потребовал от Давида сто краеобрезаний филистимлян как свадебный дар, и Давид принёс Саулу не 100, а 200 фрагментов крайней плоти убитых. Но этот брак Давида оставался бездетным, и не появилось внука, который мог бы консолидировать отношения Саула и юного соперника.

Константин Хансен «Саул мечет в Давида копье»

Победы Давида над филистимлянами, о которых женщины пели «Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч!», вызвали зависть царя, перешедшую в слепую ненависть, временами затемнявшую его рассудок, — в приступах гнева он покушался на жизнь собственного сына Ионатана , казнил священников в Нове (I Сам. 22:12-19). Подозрительность Саула заставляла его повсюду видеть заговор и побуждала его убить Давида.

Гверчино. «Саул мечет в Давида копьё»

Случай с копьём, которое царь внезапно посреди мирного вечера метнул в Давида, и угроза заключения, от которой юношу уберегла только жена, вынудили Давида бежать к пророку Самуилу в Раму. При последней встрече Ионатан, царский сын, подтвердил Давиду, ставшему его ближайшим другом, что примирение с Саулом невозможно. Саул приказал убить всех священников из Номвы за то, что они помогли Давиду убежать (спасся один лишь Авиафар ) и едва не убил за это же Ионатана. В конце концов Саул ожесточился настолько, что безо всякого предлога приказал перебить Гаваонитян - потомков амореев .

«Давид отрезает кусок плаща Саула» , Bible Historiale, 1372

До самой гибели царя Давид продолжал скрываться. Саул отдал его жену, свою дочь, другому и продолжал его преследовать, впрочем, безуспешно. При этом Давид не раз демонстрировал свою добрую волю и нежелание поднимать руку на тестя, например, однажды застав Саула в пещере, (куда тот зашёл справить нужду — отсюда устарелое переносное выражение «уйти по надобности царя Саула ») он незаметно отрезал у него край плаща, который потом показал Саулу со словами, что вполне мог убить его, но этого не сделал. Также он пощадил царя, однажды прокравшись в лагерь и увидев его спящим у костра без охраны.

Во время этих поисков имел место второй пророческий экстаз Саула, когда все, кого он посылал за беглецом в дом пророков в Раме, начинали пророчествовать. Саул решил туда отправиться собственной персоной и тоже испытал приступ пророческого дара.

Постоянно преследуя скрывавшегося Давида (и после смерти пророка Самуила) царь продолжает вести войны с филистимлянами. Когда вражеские силы собрались в Изреельской долине , он выступил против них и разбил стан у подножия горы Гелвуй (Гильбоа ).


Питер Брейгель Старший

«Гелвуйская битва»

Как гласит Писание, испуганный Саул попытался вопросить Бога об исходе битвы, «но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков». По этой причине накануне битвы он отправился к Аэндорской волшебнице , чтобы узнать свою судьбу, поскольку чувствует себя оставленным Господом. Он нашел эту предсказательницу с большим трудом, поскольку до этого сам приказал изгнать всех колдунов из своего царства, но он преследовал волшебство «не с полным убеждением в его суетности; и, быть может, не столько из религиозных побуждений, сколько из опасений его чар против себя ».


Д. Мартынов «Аэндорская волшебница

вызывает тень пророка Самуила»

Волшебница вызвала ему дух Самуила, и тот предрек ему гибель. Обращение к волшебнице поздние книги Библии называют причиной смерти Саула — «умер Саул за своё беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом ». В Талмуде написано, что в Библию вошла лишь небольшая часть разговора между призраком Самуила, вызванным Аэндорской волшебницей , и царём Саулом, который также спросил пророка: «Спасусь ли я, если обращусь в бегство? ».


Николай Ге «Явление тени Самуила царю Саулу»

Самуил ответил: «Да, если убежишь с поля боя, то будешь в безопасности. Но если ты согласишься с приговором Господа, то завтра окажешься в раю рядом со мной ». Таким образом, сборы царя на заведомо проигрышную битву оказываются героическим подвигом.

(илл. к «Иудейским древностям» Иосифа Флавия)

В состоявшейся после посещения колдуньи Гелвуйской битве пали три сына Саула — Ионатан , Аминадав и Мелхисуа. Окружённый вражескими лучниками и израненный их стрелами, Саул бросился на свой меч; или же ему помог совершить самоубийство оказавшися рядом воин. Когда на следующий день филистимляне обнаружили среди павших тело Саула, они отсекли его голову «и послали по всей земле филистимской, чтобы возвестить о сём в капищах идолов своих и народу ». Оружие Саула было пожертвовано в храм Астарты , а его тело вывешено на стене Вефсана (Бет-Шеана ). Жители Иависа Галаадского, помнившие, как Саул в начале своего правления спас их от аммонитян, сняли тело со стены и похоронили в своём городе под дубом, почтив его памяти 7-дневным постом. Оттуда впоследствии кости Саула были перенесены в усыпальницу его отца в местности Цела, по-видимому, близ Гивы.

Давид казнил вестника, который доставил ему новость о смерти Саула, поскольку тот признался, что помог царю в самоубийстве, а поднимать руку на помазанника — преступление. Затем Давид оплакал смерть Саула и Ионафана в погребальном плаче.

Давиду приносят известие о смерти Саула ,

Жан Фуке, 1470—1475

(илл. к «Иудейским древностям» Иосифа Флавия)

Правление Саула в летописи истории еврейского народа является уникальным с той точки зрения, что он — единственный царь, о котором авторы Библии не знают времени царствования (они приводят даты даже для узурпаторов, завладевших троном на несколько дней). Это особенно удивительно в случае первого царя страны и основателя государства.

Современные исследователи приводят следующие даты: 1067—1055 гг. (то есть 12 лет); ок. 1029—1005 гг. до н. э. (то есть 24 года).

Иудейские учёные, основываясь на библейском тексте и комментариях Раши утверждают, что Саул был царём 3 года . . Существуют и другие варианты исчисления.

В первую половину своего царствования Саул выступает как харизматический вождь, человек, руководимый Духом Господним. Именно Дух Божий вливает в него силы и делает мирного крестьянина военным вождём. Дух Божий (Руах YHWH) снисходит на него после помазания Самуилом (это проявляется, например, в его приступе пророчествования). Но затем «харизма, ниспосланная Господом Саулу и сделавшая его вождём, теперь отделилась от него. Именно теперь и началась меланхолия Саула. Когда он открыто отрёкся от Бога, то есть нарушил его приказ, и Бог его отверг, в Сауле тотчас начались внутренние изменения: Руах YHWH трансформировался в злую одержимость; он обратился в злого демона» (Злой Дух YHWH/Элохима: Руах YHWH ра’а, Руах элохим ра’а).

И дух Господа отошёл от Саула, и стал мучить его злой дух от Господа. (1Цар.16:14)

Хусепе Леонардо, «Саул мечет копье в Давида»

Когда ритуал помазания перевернул душу Саула, в результате этого он приобрёл способность пророчества, которая сохранилась у него позднее, но пророком он не стал. Отвлекаясь от сакрального толкования событий, учёные пытаются оценить их и с психиатрической точки зрения: «вероятно, появление пророческого дара в результате помазания явилось началом патологического процесса, который, в конечном счёте, привёл нормального здорового юношу к утрате душевного равновесия». Уже Маймонид (XIII век) в своём комментарии к Мишне пишет о болезни Саула следующее: «Термин „злой дух“ используется для обозначения всех болезней, которые по-арабски называются меланхолией».

«Откуда это раздвоение личности, — спрашивает раввин Штейнзальц, — с одной стороны, храбрый, здравомыслящий предводитель, делавший все для блага народа, а с другой — человек, одолеваемый страхами и сомнениями и преследовавший своего верного соратника столь диким образом, что это может быть объяснено лишь состоянием, близким к умопомешательству? Был ли Шауль жалким созданием, мучимым неконтролируемыми приступами паранойи? (…) Прежде всего, Шауль был человеком, в котором чувства преобладали над разумом. (…) Импульсивная эмоциональность и недостаток способности адекватно мыслить, трезво оценивать свои действия характеризовали личность Шауля и определяли его поведение».

Но при всех своих недостатках, странностях и приступах Саул оставался человеком, которому были свойственны благородство и подлинная искренность, человеком, до конца сохранявшим прямодушие и простоту. Он был цельной натурой и не страдал сложными комплексами (в отличие от многих других невропатов).

Агада (Тосеф) прямо пишет: «За что удостоился Саул царского сана? За кроткий нрав свой». Когда пропали ослицы у его отца, он взял одного из слуг и отправился на поиски. Обойдя несколько округов, он сказал слуге «Пойдем назад, чтобы отец, оставив мысль об ослицах, не стал беспокоиться о нас ». Агада пишет — «слугу он ставил на один уровень с собою. А чтобы уклонится от царской власти, для которой он указан был Самуилу Богом, он спрятался в обоз ». Раби Иуда со слов Рава объяснял: "За что понес кару Саул? За то, что он не отстаивал достоинства своего. Как гласит Писание: «Негодные люди говорили: „Ему ли спасать нас?“. И презрели ему и не поднесли ему даров. Но он как бы не замечал того» .

Саул был сыном знатного еврея, по имени Киса, из колена Вениаминова. Он был высокого роста (среди народа он возвышался на целую голову), и не было никого из израильтян красивее его.

Вскоре после помазания Саула на царство Самуил созвал народ, чтобы избрать царя. Бросили жребий. Жребий пал на Саула, и он был объявлен царем. Народ, восхищенный его ростом и красотою, в восторге воскликнул: "Да живет царь!"

Избрание на царство Саула

Когда Саул был поставлен царем, Самуил сказал всему народу: "Если будете бояться Господа и служить Ему и слушать гласа Его, и не станете противиться повелениям Господа, и будете и вы и царь ваш, который будет царствовать над вами, ходить вслед Господа Бога Вашего, то рука Господа не будет против вас. А если не будете слушать гласа Господа и станете противиться повелениям Его, то рука Господа будет против вас".

Саул первое время своего царствования поступал по воле Божией, показывая себя достойным своего избрания. Многими победами над врагами он приобрел себе любовь народа. Но когда он перестал исполнять повеления Божии, став самонадеянным, то Дух Божий оставил его и Саул сделался мрачен и жесток.

Самуил печалился о Сауле. Господь сказал ему: "долго ли тебе печалиться о Сауле? Пойди в город Вифлеем, там между сыновьями Иессея Я усмотрел Себе царя". Самуил пошел в Вифлеем и, по указанию Божию, помазал на царство Давида , сына Иессеева, из колена Иудина.

Дух Божий сошел на Давида. Давид был младший сын Иессея, был белокур, с красивыми глазами и приятным лицом. Он был ловок и отважен, имел кроткое и доброе сердце и славился хорошей игрой на гуслях.


Давид играет на гуслях перед царем Саулом

На Саула же нападали тоска и уныние от действия злого духа. Ему советовали - развлекать себя музыкой и сказали, что в городе Вифлееме у Иессея есть сын Давид, который хорошо играет на гуслях. Давид был призван во дворец, и когда он приходил и играл на гуслях, тогда Саулу становилось отраднее и лучше, и злой дух отступал от него.

Биографические данные

Царство Саула включало уделы Иехуды и Эфраима , Галилею и области в Заиорданье . По всей видимости, он не пытался распространить свою власть за пределы территорий, населенных израильтянами. Он также не провел реформ, направленных на замену традиционного племенного руководства централизованным административным аппаратом, подчиненным царю.

История отношений Саула с Шмуэлем отражает трудности, связанные со становлением монархической власти. Согласно одной из традиций, вошедших в библейское повествование, трения между Саулом и Шмуэлем начались после того, как царь, собравший войско в Гилгале, чтобы вступить в бой с филистимлянами, сам принес жертвы Богу , не дождавшись прихода Шмуэля (I Сам. 13:8-14). По-видимому, Шмуэль увидел в этом покушение царя на священнические прерогативы; он объявил Саулу, что в наказание за поступок его царствование не будет долговечным. Окончательный разрыв произошел, когда Саул не выполнил указания Шмуэля - полностью истребить амалекитян (I Сам. 15:14-35; 28:18). Шмуэль бъявил, что Бог лишает Саула царского титула и выбрал новым царём Давида.

С появлением при царском дворе Давида Саул начал осознавать, что народ благоволит к Давиду (I Сам. 18:16), победы которого над филистимлянами вызвали зависть Саула, перешедшую в слепую ненависть, временами затемнявшую его рассудок, - в приступах безумного гнева он покушался на жизнь собственного сына Ионатана (I Сам. 20:33), казнил 85 священников вместе с их семьями в Нове (I Сам. 22:12-19). Подозрительность Саула заставляла его повсюду видеть заговор и побуждала его убить Давида (I Сам. 18:20-29; 19:1, 4-7, 9-10), хотя тот уже был его зятем. Он вынудил Давида бежать к врагу, чтобы получить там убежище.

Всё это время Саул продолжал вести войны с филистимлянами . Когда филистимские силы собрались в глубине израильской территории, в Изреельской долине , Саул выступил против них и разбил стан у подножия горы Гильбоа , по-видимому, возле Эйн-Харода (I Сам. 28:4; 29:1). Согласно I Сам. 28, он испытывал неуверенность перед битвой и нуждался в поддержке Шмуэля , к этому времени уже умершего. В нарушение религиозного запрета, он воспользовался помощью колдуньи-некромантки для вызова духа Шмуэля но получил от него только предсказание поражения и гибели. Возможно, этот эпизод - часть общей линии книги против царской власти и в защиту власти священников.

В сражении пали три сына Саула - Ионатан , Аминадав и Малки-Шуа. Окруженный филистимлянскими лучниками и израненный их стрелами, Саул бросился на свой меч (I Сам. 31:4).

Когда на следующий день филистимляне обнаружили среди павших израильтян тело Саула, они отсекли его голову «и послали по всей земле филистимской, чтобы возвестить о сем в капищах идолов своих и народу» (I Сам. 31:8-9). Оружие Саула было пожертвовано в храм Астарты , а его тело вывешено на стене Бейт-Шеана . Жители Явеш-Гил‘ада, помнившие, как Саул спас их от аммонитян, сняли тело со стены и похоронили в своем городе (I Сам. 31:10-13), откуда впоследствии кости Саула были перенесены в усыпальницу его отца в местности Цела, по-видимому, близ Гив‘ы (II Сам. 21:14).

Состояние израильского общества во времена Саула

На основании книги I Сам. можно заключить, что во времена Саула еще не сложилась упорядоченная административная система. Энергия Саула была преимущественно направлена на консолидацию монархии. По всей видимости, значительную часть нарождавшейся администрации составляли члены семьи Саула.

Так, его сын Ионатан стоял во главе одного из контингентов постоянной армии, Авнер бен Нер , также родственник Саула, был главой царской армии; большинство военачальников составляли члены колена Биньямин , получавшие от царя земельные наделы и виноградники. Во времена Саула племенная организация еще не прекратила своего существования - Саул считался главой колен Израилевых , а монархические институты, подобные существовавшим в других странах древнего Ближнего Востока, еще не сформировались.

Символом царской власти Саула было, по-видимому, его копье, а также, возможно, венец и браслет (II Сам. 1:10). При Сауле впервые была создана постоянная армия, насчитывавшая 3000 (I Сам. 13:1-2), но при этом продолжали существовать племенные ополчения, составлявшие основную массу войск, мобилизуемую по царскому приказу.

Воцарение Саула положило начало многовековому конфликту между властью священников и царей. С точки зрения священников, появление царя - это отказ от прямой власти Бога над народом. Ещё незадолго до этого, когда Гидеону предложили стать царём, он ответил, что у народа нет иного царя, кроме Бога. С этого момента началась так называемая «пророческая революция» - постоянная критика пророками решений царей. Другим следствием стала централизация культа, до того не требовавшаяся. Со времён царя Шломо единственным законным местом, где можно приносить жертвы , стал Храм в Иерусалиме (хотя другие святилища продолжали действовать ещё века).

Антимонархическая тенденция книги Шмуэля I и сравнение деятельности Саула с деятельностью его преемника - Давида создаёт впечатление сплошной неудачи. Но его военные достижения были велики. Не решив полностью проблему конфликта с филистимлянами , он вывел Израиль из подчинения им и остановил их продвижение в глубь страны. Лучше всех это понимал Давид, который сложил про него песню, начинающуюся словами «слава твой, Израиль, убита на высотах твоих! Как пали сильные!».

Источники

  • КЕЭ, том 7, кол. 694-696
Уведомление : Предварительной основой данной статьи была статья Саул в ЭЕЭ

Как сказано в Ветхом Завете, это был первый царь объединенного Израильского царства и его основатель. А также он создал регулярную армию. Саул воплощал в себе правителя, который был поставлен Богом на царство, а затем стал неугодным ему. Сегодня нами будет рассмотрена биография Саула, согласно первой Книге Царств.

Его восхождение на трон произошло вследствие того, что судьи - лица, которые до него управляли израильскими племенами, - были не способны противостоять все возраставшему давлению, оказываемому соседними народами. Судьями их называли потому, что в их обязанности входило исполнение и судейских функций. Самая большая опасность исходила от филистимлян.

Рассказ о воцарении Саула – это результат соединения нескольких версий. По первой из них, прекрасный израильский юноша однажды занялся поиском пропавших ослиц, принадлежавших его отцу. Пророку Самуилу пришло известие от Бога, о том, что парень, который явится завтра, должен стать помазанником на царство в Израиле. Когда Самуил произвел помазание Саула, тот отправился восвояси, встретив по пути «сонм пророков». На него снизошел дух Божий, и он стал пророчествовать среди них.


По второй версии, Самуил собрал людей в Мицпе (такое название носят несколько населенных пунктов) и они бросили жребий. В результате чего царем был провозглашен Саул. И тогда народ воскликнул: «Да живет царь!»

Существует и третий вариант, согласно которому Саула провозгласили царем в Гилгале (местность в Палестине). Это произошло после того, как им было нанесено поражение аммонитянам, которые пытались поработить жителей Явеш-Гилада. Последние были родственниками племени Вениамина. В этой версии Саул представлен как судья, глава племени, который послан для спасения Израиля от угрозы, исходящей от чужеземцев.

Несмотря на различие в сюжетах, все три рассказа объединены одной мыслью: Саул – это лицо, избранное Богом и помазанное Самуилом.

Непрерывные войны

В продолжение всего своего царствования Саул постоянно воевал с недругами Израиля, к которым, в частности, относились Моав, Аммон, Эдом. Но самые упорные войны велись с филистимлянами. В ходе этих конфликтов были созданы регулярные войсковые формирования, которыми руководили опытные военачальники. Среди них был сын Саула Ионафан.

Царь не делал попыток распространить свою власть за пределы тех территорий, что населяли израильтяне. А также им не проводились реформы, направленные на то, чтобы заменить племенное руководство на централизованный административный аппарат, подчинявшийся царю.

В истории отношений Саула и Самуила (библейский пророк, самый знаменитый и последний из израильских судей) отражаются те трудности, которые были связаны с формированием монархического правления. Трения между ними стали происходить после того, как царь собрал в Гилгале войско с целью вступить в бой с филистимлянами. Он самостоятельно принес Богу жертву, не дожидаясь, когда придет Самуил.

Как считают исследователи, пророк, вероятно, усмотрел в этом покушение на прерогативу священников. Он сказал Саулу, что тот будет наказан тем, что царствование его будет недолгим. Полный разрыв случился, когда Саулом не было выполнено указание Самуила о полном истреблении амаликитян.


После того как при дворе царя Саула появился Давид, первый стал замечать, что народ благоволит к молодому человеку. Победы Давида над филистимлянами вызывали в царе зависть, которая порой переходила в слепую ненависть, затемняя рассудок.

Попадался под горячую руку Саулу и сын Ионафан, на жизнь которого он покушался в приступах сильного гнева. А также он казнил священнослужителей. Подозрительность заставляла правителя везде усматривать заговор и стремиться к убийству Давида.


Саул продолжал воевать с филистимлянами. Он разбил их в очередном сражении у горы Гилбоа. Здесь были убиты его сыновья: Амминадав, Малки-Шуа и Ионафан. Здесь погиб и сам царь Саул. Окруженный вражескими лучниками, израненный стрелами, он бросился на собственный меч.

Утром на поле боя филистимлянами было обнаружено теле Саула. Ему отрубили голову и отправили ее показать народу и в капищах идолов. Оружие царя пожертвовали храму Астарты, а тело повесили на стене в Бейт-Шеане, что на севере Израиля. Жители Явеш-Гилада, которые помнили, как Саул спас их, сняли тело и захоронили его у себя в городе. Позже оттуда оно было перенесено в местность Цела, около Гивы, где находилась усыпальница его отца.

Выводы о правлении

На основании Книги Царств можно сделать заключение о том, что правление Саула – это период (1029-1005 гг. до н.э.), когда административная система в Израиле еще окончательно не сложилась. Племенная организация продолжала существовать.

Стремления царя были в основном направлены на консолидацию монархии в рамках собственной семьи. Вероятно, большая часть зарождавшейся администрации состояла из членов его семейства.

Например, его сын Ионафан возглавлял один из контингентов регулярной армии. А главой всего войска был также его родственник - Авенир, сын Нира. Почти все военачальники были выходцами из племени Вениамина. Им царем были выделены виноградники и земельные наделы.

При этом правителе была сформирована постоянная армия, состоявшая из 3 тысяч воинов, но продолжало существовать и племенное ополчение. Символами власти Саула были копье, венец и браслет.

Самуил и его сыновья. Одно время судьей и священником израильского народа был Самуил, который прославился своей любовью к Яхве. Пока Самуил был судьей, филистимляне не смели нападать на евреев. [Так написано в Библии, но больше похоже на то, что сам Самуил предпочитал не ссориться с филистимлянами и не воевать против них, — из той же Библии мы узнаем, что в израильских городах стояли в это время филистимские охранные отряды.]

Когда Самуил состарился, он поставил судьями своих сыновей. Но те были совсем не похожи на отца, и скоро народ уже не мог переносить их поведения. Старейшины Израиля пришли к Самуилу и сказали: “Вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак, поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов”.

Самуилу очень не понравились эти слова, и он спросил совета у Бога. Огорченный Яхве сказал ему: “Послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе, ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними. Как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до нынешнего дня — оставляли Меня и служили другим богам,— так поступают они и с тобою. Итак, послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними”.

Самуил передал народу слова Бога и объяснил, как будет править ими царь: он заберет у них сыновей и дочерей и сделает их своими воинами, слугами и служанками, отберет у людей лучшие поля и сады, рабов и скот. Кроме того, он будет ежегодно брать у всех десятую часть мелкого скота, и все израильтяне будут его рабами. Но тогда уже поздно будет жаловаться — Бог не услышит их.

Но народ, даже выслушав грозное предостережение, стоял на своем: “Нет, пусть царь будет над нами, и мы будем, как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить перед нами, и вести войны наши”.

Когда Самуил передал слова народа Богу, Господь сказал: “Послушай голоса их и поставь им царя”. После этого Самуил распустил собрание израильтян.


1 - кидар (тюрбан) из льняной
ткани; 2 - золотой венец с
надписью "Святыня Богу";
3 - хешед (наперстник) с 12
драгоценными камнями; 4 -
хранилище Урим и Турим; 5 -
три голубых шнура для венца;
6 - два камня (ониксы) с
именами 12 колен Израиля в
оправах; 7 - эйфорд (передник
из золота, шерсти и льна;
8 - меир (верхняя риза) из
голубой шерсти с гранатами
и золотыми колокольчиками по
подолу; 9 - хитон из льняной
ткани; 10 - пояс

Первый царь Израиля. У Киса, знатного человека из племени Вениамина, был молодой и красивый сын Саул, ростом на голову выше любого израильтянина. Однажды у Киса пропали ослицы, и он приказал сыну разыскать их. В напрасных поисках Саул пришел в город, где жил Самуил. А тому Бог заранее сказал, что в этот день он встретит будущего израильского царя и должен помазать его на царство. [Обряд помазания состоял в том, что священнику или царю смазывали голову елеем — ароматическим маслом специального состава. Считалось, что через помазание Бог передает человеку частицу своей силы. Отсюда выражение — “царь — помазанник Божий”.]

Как только Самуил увидел Саула, Бог сказал: “Вот человек, о котором Я говорил тебе; он будет управлять наследием Моим”. Самуил и Саул познакомились, и священник пригласил молодого человека к себе обедать. За обедом повар по приказанию Самуила подавал Саулу лучшие куски, а затем старый священник предложил гостю заночевать у него, успокоив, что пропавшие ослицы уже нашлись.

Наутро Самуил проводил Саула за город. Когда они остались одни, Самуил взял сосуд с елеем, вылил драгоценное масло на голову Саула, поцеловал его и сказал: “Вот, Господь помазывает тебя в правители наследия Своего...” Затем он предсказал Саулу, что произойдет с тем в ближайшее время, и ласково попрощался.

После этого события Самуил созвал весь израильский народ и назвал ему имя Саула. Но того нигде не было, и только Бог указал, что Саула надо искать в обозе, куда тот спрятался от смущения. Когда побежали и привели Саула, который на голову возвышался над всеми собравшимися, Самуил, любуясь им, сказал: “Видите ли, кого избрал Господь? Подобного ему нет во всем народе”. И толпа радостно воскликнула: “Да здравствует царь!”

Однако не всем пришелся по нраву молодой царь Израиля. Некоторые с презрением говорили: “Ему ли спасать нас?” Они отвернулись от Саула и не поднесли ему даров, как было принято. Но Саул проявил ум и терпение: он сделал вид, что ничего не заметил.

Саул доказывает свое право на царствование. Вскоре после того, как Саул был объявлен царем, Наас, царь соседней страны, осадил израильский город Иавис. Не в силах больше терпеть голод, жители предложили врагу: “Заключи с нами союз, и мы будем служить тебе”. Тот ответил: “Я заключу с вами союз, но с тем, чтобы выколоть у каждого из вас правый глаз и тем положить бесчестие на всего Израиля”. Старейшины выпросили семь дней отсрочки и обещали, что, если не придет помощь, они сдадутся.

Весть об этом дошла до Саула. Тот, придя в бешенство от наглости врагов, разрубил своих волов на куски, разослал эти куски мяса по всем израильским племенам, пригрозив, что так же он поступил с волами всех тех, кто не откликнется на его призыв помочь несчастным жителям Иависа.

Рабочий скот — главное богатство земледельца. Поэтому угроза Саула произвела впечатление. Устрашенный народ тотчас собрался весь, как один человек. Царь произвел осмотр и обнаружил, что в его распоряжении триста тридцать тысяч воинов. Тогда сказали послам Иависа: “Завтра будет к вам помощь, когда обогреет солнце”.

На следующее утро израильское войско, разделенное Саулом на три отряда, с разных сторон напало на врагов. Те в панике разбежались, Иавис был спасен. Так Саул доказал, что способен быть царем и защитить свой народ. Народ потребовал смерти тех, кто не желал видеть Саула царем. Но Саул не допустил этого.

Ссора Самуила и Саула. Предлагая избрать царем неизвестного молодого израильтянина из маленького и слабого племени, Самуил рассчитывал на то, что Саул будет ему во всем послушен. Но тот скоро дал понять старому первосвященнику, что намерен править самостоятельно. Один случай вызвал особенно сильный гнев Самуила. Саул набрал дружину из трех тысяч воинов и решил начать борьбу против филистимлян. В то время израильтяне и филистимляне жили в мире, но даже в Гиве, городе Саула, стоял филистимский охранный отряд. Старший сын Саула, Ионафан, с тысячей воинов напал на филистимлян и разбил их.

Узнав об этом, филистимляне двинулись войной на Израиль. В их войске насчитывалось тридцать тысяч колесниц, шесть тысяч конников, и, кроме того, “народа множество, как песка на берегу моря”. Когда израильтяне услыхали о приближении вражеских полчищ, они начали разбегаться по горам, прячась там в ущельях и пещерах. У Саула и Ионафана осталось всего шестьсот человек. Но даже с ними нельзя было выступить на войну, пока не придет Самуил и не принесет жертву Яхве.

Но Самуил не показывался. Прошло семь дней, войско Саула, и без того крохотное, таяло, и царь решился принести жертву Яхве сам. Как только он закончил жертвоприношение, появился Самуил и гневно спросил: “Что ты сделал?” Саул все объяснил ему, но оправдания не были приняты. Самуил зловеще изрек: “Худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа, Бога твоего, которое дано было тебе: ибо ныне упрочил бы Господь царствование твое над Израилем навсегда. Но теперь не устоять царствованию твоему: Господь найдет себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего, так как ты не исполнил того, что было повелено тебе Господом”. И Самуил ушел, не пожелав оставаться с царем.

Подвиги Ионафана и разгром филистимлян. Казалось, мрачное предсказание Самуила сбудется немедленно: у Саула осталась горстка воинов, да и те были вооружены очень плохо, ведь во всем Израиле не было ни одного кузнеца. Секрет выплавки и обработки железа знали и ревниво охраняли филистимляне — это была главная тайна их военного могущества. Железные лопаты, вилы, топоры и другие орудия труда они продавали евреям, но даже точить их продолжали сами, взимая за это плату. Из всего войска Саула лишь у него самого и у его сына Ионафана были копья и мечи.

Тем временем филистимляне разделились на три отряда и, не встречая сопротивления, начали грабить страну. Тогда Ионафан тайком от отца, взяв с собой только оруженосца, отправился через горное ущелье навстречу врагу. Филистимляне увидели их сверху и решили: “Вот евреи выходят из ущелий, в которых попрятались они”. Самим стражникам лень было спускаться, и они крикнули: “Взойдите к нам, мы вам что-то скажем!”

Ионафан и его оруженосец быстро поднялись наверх. Оказавшись там, Ионафан неожиданно для филистимлян пустил в ход копье и меч. Враги падали один за другим, а оруженосец добивал их. Паника охватила весь вражеский лагерь, филистимляне начали разбегаться, как испуганные овцы.

Саул с крепостной стены увидел, как по неприятельскому лагерю мечется толпа, и смятение все более усиливается. Не теряя времени, он вывел в поле своих людей, ударил по филистимлянам, и те побежали. Евреи, бывшие в филистимском войске, перебежали к израильтянам, присоединились к ним и те люди, которые прятались в горах.

Сражение продолжалось весь день, израильтяне устали и проголодались. Но Саул предупредил, что тот, кто поест что-либо до вечера, пока враги окончательно не разбиты, будет казнен. Все страшились наказания и оставались голодными. Но Ионафан, оказавшись во время битвы в лесу, не знал о запрете и отведал найденного там дикого меда.

Когда сражение завершилось, Саулу не удалось отправиться в погоню за филистимлянами, так как Бог дал понять, что кто-то разгневал его. Бросили жребий, он пал на Ионафана. Тот признался, что во время битвы съел немного меда, и Саул сказал: “Ты, Ионафан, должен сегодня умереть”. Но тогда воспротивился весь народ: “Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого! Жив Господь: и волос не упадет с головы его на землю, ибо с Богом он действовал ныне”. Так Ионафан остался жив.

Окончательный разрыв Самуила и Саула. После блестящей победы над филистимлянами успех сопутствовал Саулу во всем. Но филистимляне были сильны и борьба с ними, то затухая, то вспыхивая вновь, продолжалась все царствование Саула. Со временем царь сумел создать мощную и преданную ему армию.

Самуил, убедившись, что до утраты Саулом царства еще далеко, пришел к нему и сказал, что теперь Бог повелевает царю уничтожить племя амаликитян, которые когда-то, двести лет назад, воевали с евреями, шедшими из Египта. При этом первосвященник предупредил, что Саул должен быть беспощаден: “Предай смерти от мужа до жены, от отрока [мальчика или девочки-подростка] до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла”.

Повинуясь приказу Бога, двести десять тысяч воинов с царем во главе отправились в поход. Амаликитяне не ждали нападения и не сумели оказать сопротивления. Израильтяне истребили все племя, оставив в живых только их царя Агага. Пожалел Саул лучший скот и имущество амаликитян, уничтожив лишь то, что похуже.

Тогда Бог сказал Самуилу: “Жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил”. Наутро Самуил встретил Саула, гневно выговорил ему за неповиновение воле Бога и подтвердил: “За то, что отверг ты слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем”. Раскаяние Саула не помогло ему. Самуил потребовал привести царя амаликитян и собственноручно убил дрожавшего от страха Агага перед жертвенником Яхве. Затем Самуил ушел к себе домой. Больше они с Саулом не виделись.