Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Г.Васенко: ПСС ЧФ на изломе истории. «Игорь Белоусов» придет на помощь Глубоководный водолазный комплекс

УТВЕРЖДАЮ

Министр обороны


Российской Федерации

генерал армии

«___» _________ 2013 г.

Концепция
развития системы поисково-спасательного обеспечения
Военно-Морского Флота на период до 2025 года

I. Общие положения


  1. Концепция развития системы поисково-спасательного обеспечения Военно-Морского Флота 1 на период до 2025 года (далее – Концепция) определяет цель, задачи и основные направления развития системы поисково-спасательного обеспечения Военно-Морского Флота (далее – ПСО ВМФ) в современных и прогнозируемых военно-политических, военно-стратегических и военно-экономических условиях.

  2. Концепция разработана в соответствии с требованиями Военной доктрины Российской Федерации, Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирования и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса», Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2020 года, Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, Концепции строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года.

  3. Система ПСО ВМФ является составной частью функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации, которая входит в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Российской Федерации (РСЧС).

  4. Поисково-спасательное обеспечение представляет собой комплекс мероприятий и действий, выполняемых силами и средствами ПСО ВМФ, направленных на снижение людских потерь и поддержание боеспособности подводных лодок, надводных кораблей, судов, воздушных судов и космических аппаратов и других сил флота при получении ими боевых и аварийных повреждений.
II. Структура системы ПСО ВМФ

  1. Структурными элементами системы ПСО ВМФ являются подсистемы: управляющая, исполнительная и обеспечивающая.

  2. Управляющая подсистема включает в себя: центральные органы управления ПСО, органы управления ПСО флотов и объединений ВМФ.

  3. Руководство строительством, развитием и функционированием системы ПСО сил и войск ВМФ в мирное и военное время приказом Министра обороны Российской Федерации возложено на Главное командование ВМФ.

  4. Штабы флотов (Управления поисковых и аварийно-спасательных работ (УПАСР) флотов, СПАСР Каспийской флотилии) непосредственно организуют поисково-спасательное обеспечение действий сил флотов в зоне ответственности, организуют взаимодействие с региональными и местными спасательными организациями и формированиями.

  5. Исполнительная подсистема включает в себя:
аварийно-спасательные отряды флотов и объединений;

подразделения поисково-спасательных авиационных комплексов морской авиации (далее – МА);

штатные и нештатные авиационные поисково-спасательные подразделения (спасательные парашютно-десантные группы, наземные поисково-спасательные команды) авиационных частей морской авиации флотов.

Кроме того, к решению задач ПСО ВМФ привлекаются специально оснащенные подводные лодки, корабли, суда обеспечения, воздушные суда с подготовленными экипажами.


  1. Обеспечивающая подсистема включает в себя подсистемы материально-технического и медицинского обеспечения, военно-морского профессионального образования, военно-научного обеспечения развития и функционирования системы ПСО ВМФ.
III. Цели и задачи поисково-спасательного обеспечения

  1. Целями ПСО ВМФ являются: в мирное время и в период непосредственной угрозы агрессии – сохранение боеспособности сил ВМФ, а в военное время – снижение эффективности боевого воздействия противника по силам и объектам ВМФ.

  2. Основные задачи ПСО ВМФ:
поиск и оказание помощи подводным лодкам, надводным кораблям, морским и воздушным судам, терпящим бедствие;

спасение людей находящихся на поверхности воды, экипажей аварийных подводных лодок, надводных кораблей (судов), приводнившихся воздушных судов;

спасение экипажей аварийных подводных лодок, лежащих на грунте;

выполнение судоподъемных, подводно-технических и других подводных работ;

выполнение специальных работ по ликвидации последствий аварийных ситуаций с силами и объектами флота в пунктах базирования;

поиск, подъем или уничтожение секретных документов и аппаратуры на затонувших подводных лодках, надводных кораблях, морских и воздушных судах;

оснащение поисково-спасательных судов, катеров, подводных аппаратов, воздушных судов морской спасательной техникой и имуществом;

подготовка в специальном отношении экипажей кораблей, морских и воздушных судов, привлекаемых к поиску и спасанию;

организация дежурства выделенных сил и средств, сбор и обобщение данных по аварийным объектам ВМФ;

подготовка экипажей подводных лодок, надводных кораблей, морских и воздушных судов к применению аварийно-спасательных средств;

подготовка специалистов по основным и дополнительным специальностям по номенклатуре ПСО ВМФ, спасательная, водолазная и легководолазная подготовка личного состава ВМФ;

совершенствование нормативно-правовой базы в области ПСО ВМФ;

организация выполнения научно-исследовательских работ в области ПСО ВМФ;

внедрение передовых компьютерных технологий и средств автоматизации в организацию ПСО ВМФ;

формирование тактико-технических требований к перспективным поисково-спасательным средствам;

подготовка тактико-технических заданий на проведение организациями оборонно-промышленного комплекса опытно-конструкторских работ по созданию перспективных поисково-спасательных средств;

военно-научного сопровождение опытно-конструкторских работ;



Мне довелось руководить поисково-спасательной службой флота в период с 1990 по 1996 год. Это было время известных "великих перемен". Страна переходила к новым экономическим формам развития, уничтожалась руководящая роль коммунистической партии, Советский Союз распадался на отдельные государства и как следствие перестраивались экономика, политика, наука, система обороны и сами принципы выживания людей.

Как гласит расхожая древнекитайская мысль "эпоха перемен" — самое неуютное время для тех, кто в ней живет. Нам "повезло". Мы оказались в эпицентре этой самой эпохи и вкусили все её "прелести".

До вступления в должность начальника поисково-спасательной службы я пять лет командовал 37 бригадой аварийно-спасательных судов Черноморского флота. В то время поисково-спасательная служба входила в состав Тыла флота и включала в себя: 37 бригаду аварийно-спасательных судов, 3 бригаду поисково-спасательных кораблей и 2225 склад аварийно-спасательного имущества. В специальном отношении ей были подчинены два отдельных дивизиона и четыре группы спасательных судов в Поти, Новороссийске, Керчи, Феодосии, Очакове, Одессе. Общее количество подчиненных спасательных судов превышало 80 единиц. Это были хорошо укомплектованныесуда, соединения и части, подготовленные для решения задач поисково-спасательного обеспечения в полном объеме с общим количеством военнослужащих, рабочих и служащих около 2500 человек. С 1990 года мы уже начали испытывать серьёзные трудности с обеспечением судов горюче смазочными материалами, запасными деталями, различными предметами снабжения и особенно финансированием содержания спасательных судов и их ремонта. По этим причинам командование поисково-спасательной службы ВМФ приняло решение на списание части спасательных судов: 532 проекта "СС-50", СС "Казбек", 527 проекта "СС-21", нескольких рейдовых водолазных катеров и подводных аппаратов "АС-1" и "АС-10".

Однако, несмотря на трудности, корабли и суда поисково-спасательной службы продолжали нести боевую службу в Индийском океане и в Средиземном море, силы поисково-спасательного обеспечения напряженно работали, обеспечивая действия сил флота в Черном море. Не прекращалась и интенсивная боевая подготовка, выдерживались нормы подготовки водолазов, в том числе и водолазов-глубоководников на предельные глубины. В течение года проводилось до 32 совместных учений с надводными кораблями, подводными лодками, самолетами и вертолетами. Спасательные парашютно-десантные группы 37 бригады, показывали блестящие результаты на показных учениях ВМФ и МЧС. В 1990 году успешно проведено учение по оказанию помощи экипажу затонувшей подводной лодке совместно с ВМФ Народной республики Болгарии. Командование соединений ПСС - Д.С. Гагин, А.А. Ишинов, А.А. Голодов, И.А. Кулаков, В.К. Кочул, В.А. Бекин, В.К. Широков, Ю.С. Карелин, Г.Е. Чернохлебов и Г.В. Арешкин в течение 1990-1993 годов успешно решали задачи поддержания высокой боевой готовности подчиненных кораблей и судов. Слаженно работал 2225 склад спасательных средств по бесперебойному снабжению кораблей и частей флота аварийно-спасательным имуществом под руководством Б.Н. Слесарчук. На зачетных учениях штабы соединений и дивизионов уверенно управляли силами в различных ситуациях в том числе при переходе с мирного на военное время. Командиры и капитаны кораблей, судов и катеров были подготовлены к плаванию по всему мировому океану, каждый из них имел опыт самостоятельного выполнения спасательных операций. Отрабатывались и совершенствовались новые способы и приемы оказания помощи на море и спасению людей. Большое внимание уделялось решению этих задач в уделенных районах с активным использованием авиации флота и во взаимодействии со спасательными службами других министерств и ведомств, особенно с Комитетом, а позже, Министерством по чрезвычайным ситуациям РФ. Еще до гибели подводной лодки "Комсомолец" на Северном флоте,на Черноморском флоте были отработаны способы доставки спасателей со средствами спасения людей в район аварии в кратчайший срок авиацией флота и их десантирование на парашютах на воду (парашютный метод) и с вертолета (бес парашютное десантирование). Зачинщиками, энтузиастами и исполнителями этого метода ведения спасательных действий являлись бывший начальник ПСС ЧФ В.Ф. Юрганов, офицеры Г.В. Новокрещенов , И.А. Кулаков, Б.А. Борисов, мичман В.В. Русанов и другие офицеры и мичманы ПСС ЧФ, ВВС ЧФ и 167 аварийно-спасательной партии 37 бригады спасательных судов. Все перечисленные офицеры совершали регулярные прыжки на парашютах на воду, в открытом море, при состоянии моря до 3-х баллов. Ими были изобретены и успешно испытаны средства парашютного сброса на воду и развертывания на воде надувных моторных лодок "Стриж-М" и другие приспособления для быстрого и эффективного спасения людей на воде в открытом море.

В 1991 году, после известных августовских событий в стране, Черноморский флот возглавил адмирал И.В. Касатонов. Опытный моряк и требовательный начальник он постоянно уделял большое внимание поисково-спасательной службе флота. По его личному указанию были переработаны основные руководящие документы, изменена организация Поисково-спасательного поста. Все это значительно повысило качество ПСО сил флота и эффективность управления им с командного пункта флота.

Необходимо отметить, что ко всем имеемым экономическим и финансовым трудностям, начиная с конца 1991 года, в стране начался "парад суверенитетов" республик, входивших в состав СССР. Большая мощная, уважаемая во всем мире страна распалась на небольшие государства, у руководства которых кроме личных амбиций и жажды власти не было нечего. Это очень отразилось на деятельности Черноморского флота и ПСС ЧФ, в частности, на жизни и судьбах многих моряков-черноморцев и членов их семей. Объявив о своей независимости, Украина в одностороннем порядке заявила, что все воинские формирования, объединения, соединения и части Вооруженных сил СССР, дислоцированные на ее территории, являются собственностью новоявленного государства. Все это относилось и к Черноморскому флоту в полной мере. Это вызвало неоднозначную реакцию у военнослужащих и севастопольцев. Подавляющее большинство моряков-черноморцев было категорически против такой постановки вопроса о судьбе флота.

Другая, меньшая, часть офицеров и мичманов решила перейти в Вооруженные силы Украины, надеясь на более высокие должности и звания. Не все из них поступали порядочно. Некоторые тайком принимали военную присягу Украины, некоторые склоняли к переходу своих подчиненных, некоторые похищали секретные документы. Однако, надо отметить, что были и такие военнослужащие, которые, решив связать свою жизнь с Вооруженными силами Украины, честно написали рапорты и подали их по команде. Все эти работы были удовлетворены командованием. Много было разного, и в этом разберутся историки.

У всех нас вызвала горечь и сожаление пассивность руководства Российской Федерации по отношению к судьбе Черноморского флота и главной базы города-героя Севастополя. Только твердая позиция Командующего ЧФ адмирала И.В. Касатонова и Военного совета флота позволила сохранить его единым и боеготовым, подчиненным Главнокомандующему ВМФ Российской Федерации, которая являлась правопреемницей СССР.

Надо признать, что у командования ПСС ЧФ, подчиненных соединений и частей вопроса выбора не стояло. Все были верны данной Военной присяге и Командующему флотом. Да, пришлось значительно усилить воспитательную работу со всеми категориями личного состава, больше внимания уделить охране и обороне береговых объектов, кораблей и судов. В экстренном порядке стягивались в Севастополь силы и средства поисково-спасательного обеспечения, базирующиеся в других портах и на территорииУкраины и Грузии. Это было необходимо в связи с беспрецедентным давлением на командование и черноморцев со стороны националистически настроенных сил. Были моменты, когда противостояние могло достигнуть критической точки. В знак протеста против происходящего, я приказал спасательным судам 37 бригады спасательных судов базирующейся на Севастополь 8 апреля 1992 года поднять российский Андреевский флаг. Этим мы доказали свою верность России и единожды данной Военной присяге. После моего доклада Командующему флотом о подъеме Андреевского флага адмирал И.В. Касатонов высоко оценил мужество и верность спасателей и поблагодарил их за верность Родине.

Особо нужно отметить четкую и взвешенную позицию руководства 3 бригады поисково-спасательных кораблей под командованием капитана 1 ранга Г.Е. Чернохлебова. Эта бригада базировалась в озере Донузлав и находилась в отрыве от основных сил поисково-спасательной службы флота. Его высокоэффективная воспитательная работа дала результат, и все силы и средства поисково-спасательной службы ЧФ были полностью сохранены: ни один корабль, судно, катер не изменили своей подчиненности.

Между тем, несмотря на политические страсти, деятельность флота продолжалась. Проводилась боевая подготовка, выполнялись учебные стрельбы, осуществлялись интенсивные перевозки морем техники и людей, особенно в районе кавказского побережья. Все это требовало поисково-спасательного обеспечения, которое проводилось на высоком уровне, что неоднократно отмечалось командование флота и ПСС ВМФ РФ.

В связи с тяжелыми авариями и гибелью большого количества людей, таких как, атомная подводная лодка "Комсомолец", пассажирский лайнер "Адмирал Нахимов", Правительство Российской федерации усилило внимание к проблемам поиска и спасения на море. В 1993 году во исполнение постановления правительства Российской Федерации: "О совершенствовании деятельности ведомственных аварийно-спасательных служб" приказом Министра обороны РФ 19 апреля 1993 года № 215поисково-спасательная служба ВМФ была преобразована в Управление поисковых и аварийно-спасательных работ Военно-морского флота (УПАСР ВМФ) с подчинением начальнику Главного штаба ВМФ.

Соответственно, в марте 1994 года на флоте было сформировано Управление поисковых и аварийно-спасательных работ Черноморского флота (УПАСР ЧФ) с подчинением начальника управления и подчиненных ему сил начальнику штаба флота. Вывод спасателей из состава тыла и подчинение начальнику штаба ЧФ значительно укрепило позиции спасательной службы на флоте и расширило её возможности, как одного из основных видов боевого обеспечения. Улучшилась организация управления и взаимодействия с другими отделами и службами, соединениями и частями флота.

Управление поисковых и аварийно-спасательных работ, по сравнению с ранее существовавшей Поисково-спасательной службой, количественно и качественно отличалось в лучшую сторону. Организационно УПАСР флота существенно модернизировалось и его составными частями стали: командный пункт, который вошел в общую систему управления силами флота; организационно-плановый отдел; отдел поиска и организации поисково-спасательного обеспечения полетов космических аппаратов; отдел организации поисково-спасательного обеспечения и боевой подготовки; отдел организации и снабжения. Я был назначен начальником УПАСР ЧФ. Для укомплектования Управления, наряду с опытными офицерами-спасателями, такими, как капитан 1 ранга В.Н. Савин, полковник медицинской службы Л.Ф. Шевчук, капитаны 2 ранга В.В. Величко, А.П. Кирпичев, подполковник Г.В. Новокрещенов, был назначен ряд прекрасно подготовленных офицеров, прошедших службу в соединениях и частях флота. Это были капитаны 1 ранга А.А. Силин, Р.М. Лайпанов, полковник В.А. Филин, подполковник В.М. Кривонос, капитаны 2 ранга В.К. Кочул, А.А. Зубков, капитаны 3 ранга А.Л. Чабаненко, С.В. Цыганков, А.Ю. Алексеев, О.Е. Захаров, А.Б. Афинеевский, капитан-лейтенант Р.В. Хлопков и другие. Вместе с ветеранами ЭПРОН-АСС-ПСС служащими Э.Х. Лейбовичем, В.П. Красовским, Н.В. Гордеевым, А.В. Соколовой, Н.С. Харитоновой и другими был сформирован сплоченный коллектив единомышленников, способных преодолеть любые трудности (в том числе после перестроечные).

Несмотря на сложную политическую обстановку, сложившуюся вокруг флота, и очень болезненный его раздел между Россией и Украиной, УПАСР ЧФ с подчиненными соединениями и частями продолжало успешно решать задачи поисково-спасательного обеспечения сил флота и выполнение спасательных операций на акватории Черного моря. Однако, сложное экономическое положение России не могло не отразиться на состоянии Черноморского флота, который оказался в определенной изоляции на территории Украины. Начался необратимый процесс сокращения соединений и частей флота. Так была сокращена 3 бригада поисково-спасательных кораблей, прекратили существование дивизионы и группы спасательных судов в Керчи, Феодосии, Донузлаве, Одессе, сокращены и прекратили свое существование склады аварийно-спасательного имущества в п. Межгорье, Керчи и отделение склада в Одессе. В связи с отсутствием финансирования остановлен (выполненный на 92%) ремонт океанского спасательного судна "Эльбрус", который мы, пытаясь спасти его от присвоения его Украиной, под буксирами перевели в Севастополь и начали заканчивать ремонт своими силами. Однако решением центральных органов управления ВМФ России он был списан и продан под разделку на металл коммерческой фирме. Аналогичное решение было принято и по поисково-спасательному кораблю "Донбасс", закончившему ремонт в СРЗ г. Ильичевска и готовому к вводу в состав сил постоянной готовности флота. Так же решением центральных органов ВМФ шло списание других катеров, подводных аппаратов, водолазных комплексов и другого аварийно-спасательного имущества. Ощутимым ударом по готовности соединения спасательных судов к поиску затонувших объектов было сокращение и расформирование 1329 группы специального назначения, возглавляемого капитаном 3 ранга А.А. Андрияшиным, большим энтузиастом своего дела. Это было уникальное биотехническое подразделение дельфинов, способных с высокой эффективностью решать специальные поисковые задачи.

Все эти действия существенно снизили возможности спасательной службы по выполнению поисково-спасательных действий. Все острее ощущалась нехватка горюче смазочных материалов для спасательных судов, прекратились поставки газов для приготовления газовых смесей для обеспечения спусков под воду и поддержания норм отработки водолазов-глубоководников. В этот период возможности водолазов 37 бригады ограничивались глубиной только 60 метров. В 1995 году после неимоверных усилий, предпринятых командованием Управления поисковых и аварийно-спасательных работ, поддержанных Командующим флотом адмиралом Э.Д. Балтиным, удалось выйти в полигон и отработать с борта спасательного судна "Эпрон" водолазов-глубоководников на глубину120 метров. По тем временам это было большое достижение не только для флота, но и в масштабе ВМФ РФ. К большому сожалению, это была разовая отработка, и поддержать водолазов-глубоководников в режиме в дальнейшем не удалось. Остатки гелия были зарезервированы для ведения возможных фактических аварийно-спасательных работ по оказанию помощи аварийным подводным лодкам.

В последние годы значительно усилилась работа по техническому перевооружению поисково-спасательной службы (ПСС) ВМФ. Основой ПСС являются океанские специализированные суда-спасатели неограниченного района плавания. В 2012 году после почти полувекового перерыва в строительстве спасательных кораблей на воду было спущено судно проекта 21300 «Игорь Белоусов».

Целевым назначением нового судна являются спасение и оказание помощи экипажам аварийных подводных лодок на предельных глубинах их плавания, используя спасательные подводные аппараты совместно с декомпрессионным комплексом, базирующимся на судне, а также выполнение водолазных работ на глубине до 450 метров.

«Игорь Белоусов» оборудован комплексом поисково-спасательных технических средств, в состав которого входят буксируемая поисковая аппаратура на базе новейшего гидролокатора бокового обзора, комплекс рабочего глубоководного необитаемого подводного аппарата-робота со специальным многофункциональным манипуляторным устройством для выполнения широкого круга подводно-технических работ, обитаемый спасательный аппарат и глубоководный водолазный комплекс.

Спуск на воду такого суперсовременного спасателя, бесспорно, важное событие не только для поисково-спасательной службы ВМФ, но и для отечественной судостроительной промышленности.

Зачем строят такие суда

В 2011–2020 годах в соответствии с Государственной программой вооружения на 2011–2020 годы запланирован масштабный комплекс мероприятий, реализация которых направлена на обеспечение переоснащения Вооруженных Сил Российской Федерации в рамках формирования их нового облика.

В соответствии с Военной доктриной России основой морской мощи нашей страны по-прежнему остается подводный флот, он же сохранит эту роль и в будущем. Так считают не только эксперты, но и высокопоставленные представители военного ведомства.

Активное строительство подводных лодок подразумевает развитие системы поисково-спасательного обеспечения (ПСО) ВМФ, в том числе спасение подводников с затонувших подводных лодок. В связи с этим ввод в строй новых спасательных судов, оснащенных комплексами поиска подводных лодок и спасения подводников, сегодня приобретает особое значение.

По классической схеме при организации спасательных работ необходимо решить три последовательные задачи: найти и обследовать аварийную подводную лодку, снять с нее экипаж спасательными подводными аппаратами и выполнить подводно-технические работы с помощью необитаемых подводных аппаратов, нормобарических скафандров для подготовки к судоподъемной операции либо утилизации или консервации затонувшей подводной лодки.

Именно эти задачи в числе прочих будет решать спасательное судно проекта 21300 «Игорь Белоусов».

История вопроса

Необходимость создания океанского судна-спасателя, в том числе спасателя подводных лодок, стала очевидна руководству Военно-морского флота еще в первые послевоенные годы. Усилия ВМФ и судостроительной промышленности привели к появлению в составе флота судов-спасателей, несущих на борту глубоководные водолазные комплексы (ГВК). Это были суда проекта 527 (в строю осталось одно судно «Эпрон» в составе Черноморского флота), позволяющие организовать работу водолазов до глубины 200 метров, и суда проекта 537 (в строю осталось одно судно «Алагез» в составе Тихоокеанского флота), обеспечивавшие спуски водолазов до глубины 250 метров.

Начавшийся в 70-х годах застой привел к нарастающему отставанию технической базы поисково-спасательной службы от аналогичных ведущих зарубежных структур. Можно найти много причин этому – и объективных, и субъективных, но факт остался фактом, что и было подтверждено катастрофой АПРК «Курск». Стометровая глубина, где находилась лодка, которая в 70-х годах вообще не была проблемой для наших водолазов, в 2000-м оказалась для нас непреодолимой. Освоив еще в 80-х годах в лабораторных условиях методику водолазных спусков на глубину до 500 метров, специалисты ВМФ не смогли реализовать ее на практике по объективным причинам: в России просто не существовало судов, способных обеспечить спуск человека на глубину в полкилометра в реальных морских условиях. Судостроительная промышленность 70–90-х годов не создала глубоководный водолазный комплекс на современном для тех лет уровне.

Еще раз повторим, что катастрофа АПРК «Курск» в 2000 году показала с полной очевидностью неспособность России вести сколько-нибудь серьезные водолазные работы за пределами воздушного диапазона глубин, то есть глубже 60 метров, где водолазы дышать воздухом уже неспособны. Сегодня для России просто необходимо иметь возможность и уметь вести водолазные работы на глубинах в сотни метров, то есть на тех, которые выдерживают корпуса подводных лодок. Там, где в случае невозможности всплытия подводной лодки по тем или иным причинам корпус еще сохраняет прочность и герметичность, могут находиться живые члены экипажа.

Поэтому строительство специализированного флота спасательных судов, подготовка водолазов-глубоководников, разработка нормативной базы для проведения водолазных работ на глубинах 450 и более метров являются сегодня важнейшими задачами.

Глубоководный водолазный комплекс

ГВК «Игоря Белоусова» расположен на пяти палубах в самой середине судна и занимает более 20 процентов от объема корпуса. С небольшой натяжкой можно сказать, что само судно построено вокруг глубоководного водолазного комплекса.

Его основу составляют пять барокамер (разделенных на восемь отсеков), каждая диаметром 2,3 метра и длиной от 4,5 до 5,5 метра (в зависимости от ее назначения) и имеющая рабочее давление 45 атмосфер. В барокамерах установлено различное внутреннее оборудование и в соответствии с этим они разделяются на жилые, санитарно-бытовые и приемно-выходные.

Жилые барокамеры оборудованы койками, столами, стульями, шкафчиками для хранения личных вещей водолазов, прикроватными светильниками, наушниками для прослушивания музыки и другими предметами, необходимыми для организации нормального быта экипажа. В санитарно-бытовых отсеках располагаются туалет и душевые – ведь в камере водолазы должны провести две-три недели. В приемно-выходном отсеке водолазы надевают снаряжение перед погружением и раздеваются после погружения, через этот отсек они попадают в водолазный колокол для погружения на объект.

Жизненную среду в барокамерах создают и поддерживают специальные системы жизнеобеспечения: они измеряют состав и параметры газовой среды в отсеках, пополняют ее кислородом, удаляют углекислый газ, запахи и другие вредные газообразные примеси, регулируют температуру и влажность дыхательной смеси и пр. В состав системы жизнеобеспечения входят специальные аппараты для очистки газовой среды в отсеках, газоанализаторы, датчики температуры и влажности, насосы, компрессоры, холодильные машины и масса других механизмов и устройств.

Давление в камерах поднимается до рабочего путем подачи сжатых газов из баллонов, расположенных тут же, на борту судна, а при снижении давления специальная система отделяет дорогостоящий гелий от других находящихся в атмосфере отсека газов и закачивает его обратно в баллоны для повторного использования.

К месту работы водолазов доставляют в водолазном колоколе – маленькой барокамере, способной разместить внутри двух рабочих водолазов в полном снаряжении и водолаза – оператора колокола. Колокол герметично стыкуется с приемно-выходным отсеком и обеспечивает водолазам переход в колокол и обратно в отсек без изменения давления благодаря специальным люкам в колоколе и в приемно-выходном отсеке.

Спуск колокола под воду и подъем его на поверхность производится спускоподъемным устройством (СПУ). СПУ – это сложная техническая система, которая не только опускает и поднимает водолазный колокол, но и нейтрализует воздействие на него качки судна, обеспечивает безопасность водолаза в нештатных ситуациях.

Работой ГВК управляют круглосуточно в три смены. Это операторы пультов, компрессорщики, холодильщики, врачи-спецфизиологи. Спуском водолазов под воду руководит специальная бригада под руководством водолазного специалиста. Вся информация о физическом и психологическом состоянии водолазов, об условиях пребывания людей в барокамерах и под водой, составе и параметрах дыхательной смеси, состоянии и работе механизмов и систем комплекса собирается и обрабатывается мощной электронно-вычислительной машиной в составе интегрированного пульта управления ГВК.

Всего в обслуживании ГВК предполагается задействовать 21 человека.

Описанная технология проведения водолазных спусков называется «Метод длительного пребывания под давлением» и применяется на глубинах более ста метров, хотя бывают и исключения – все зависит от объема предстоящей работы. Реально на сегодня водолазы могут находиться под давлением непрерывно в течение двух-трех недель, за этим следует так называемая декомпрессия, то есть медленное, в течение многих суток снижение давления до атмосферного, после чего водолазы выходят из барокамер «на свободу».

Именно этот принцип и заложен в основу ГВК спасательного судна «Игорь Белоусов».

Проблемы выживания

Два основных вида проблем необходимо было решить, чтобы обеспечить многосуточное пребывание человека под давлением в десятки атмосфер, – медико-физиологические и технические.

Медико-физиологические проблемы заключаются в выборе порядка подъема давления до необходимого уровня и графика его снижения, то есть скорости подъема и снижения давления, изменения состава искусственной газовой смеси для дыхания (на этой глубине воздух уже не подходит), режимов труда и отдыха, питания, параметров микроклимата (температуры и влажности) среды пребывания и решении нескольких десятков других вопросов, которые в обычных условиях даже не возникают, поскольку были реализованы в ходе вековой эволюции, приспособившей организм человека к существованию на дне воздушного океана планеты Земля.

Технические проблемы заключаются в том, чтобы обеспечить в реальных условиях с необходимой точностью все жизненно важные параметры газовой среды, в которой находится водолаз с момента закрытия люка барокамеры и до момента его открытия.

Отдельная и по крайней мере не менее сложная задача – обеспечение работы водолаза непосредственно в воде, на объекте. И здесь снова возникает несколько проблем. Основная – сохранение жизни и здоровья человека, пребывающего на 450-метровой глубине под давлением 45 атмосфер в холодной воде в полном мраке.

Надо особо отметить, что все описанное выше должно выполняться с абсолютной технической надежностью. Находящийся под давлением в десятки атмосфер человек не может просто выйти из воды или из барокамеры – на каждые 10 метров глубины в самом общем случае ему нужен один час декомпрессии – продолжительной остановки для выравнивания давления. Тело человека, находящегося под давлением газовой среды, подобно бутылке с шампанским. Резкое снижение давления – а для шампанского это открытие пробки – приводит к вспениванию растворенных в тканях тела и в крови газов дыхательной смеси и как следствие этого – к тяжелому заболеванию и даже к гибели человека. Водолазная практика, как и высотные и космические полеты человека, знает немало подобных случаев. Процесс декомпрессии – снижения давления – сам по себе медленный и неизбежный: с глубины 450 метров водолаза надо «поднимать» на поверхность более четырех суток, и что бы ни происходило вокруг – эти четверо суток сократить невозможно, иначе человек погибнет. Можно смело сказать, что космонавта с орбиты доставить на Землю можно в разы быстрее, чем поднять на земную поверхность водолаза-глубоководника.

Часто задают вопрос: зачем подвергать риску здоровье и даже жизнь человека, помещая его в нечеловеческие условия глубоководного водолазного спуска, когда современные подводные роботы могут решить все задачи на объекте? К сожалению, это не так. Робот, какой бы он ни был совершенный, как и всякая машина, даже снабженная искусственным интеллектом, имеет ограниченные возможности, в то время как любая операция под водой, особенно спасательная, всегда может преподнести неожиданные проблемы и потребовать для их разрешения действий, выходящих за пределы возможностей машины, требующих быстрых нестандартных решений. Да, конечно, основную часть работ на объекте должны выполнять подводные роботы, но на борту судна-спасателя обязаны находиться и водолазы, поскольку может сложиться такая ситуация, что именно от их опыта, профессионализма и рук может зависеть жизнь десятков попавших в западню членов экипажа аварийной подводной лодки.

Но функцией обеспечения глубоководных водолазных работ задачи комплекса не исчерпываются. На судне предусмотрено наличие обитаемого спасательного аппарата для подъема подводников. Для этого барокамеры комплекса имеют два узла стыковки: один – для уже упоминавшегося водолазного колокола, а второй – для стыковки со спасательным аппаратом, размещенным в специальном эллинге на борту судна. Этот аппарат имеет специальный отсек, выходной люк которого прочно и герметично состыкуется как со специальным люком отсека-убежища подводной лодки, так и с барокамерой на борту судна. При использовании спасательного аппарата экипаж подводной лодки после стыковки переходит в отсек аппарата и закрывает за собой люк. После отстыковки он всплывает на поверхность и подходит к борту «Игоря Белоусова», где аппарат подхватывает спускоподъемное устройство, поднимает из воды, вводит в эллинг и опускает на комингс-площадку стыковочного узла барокамеры. После стыковки в отсеках аппарата и барокамеры выравнивается давление, люки открываются и спасенные члены экипажа лодки переходят в судовую барокамеру в руки врачей.

За один рейс спасательный аппарат способен доставить на поверхность 20 человек, а отсеки барокамер ГВК могут принять и обеспечить всем необходимым одновременно до 60 человек спасенных.

Роль ОАО «Тетис Про»

29 мая 2012 года завод-строитель спасательного судна «Игорь Белоусов» – ОАО «Адмиралтейские верфи» заключило с ОАО «Тетис Про» контракт на поставку ГВК-450.

Изготовителем основных элементов комплекса на основании проведенного анализа мировых производителей ГВК выбрана компания Divex (Великобритания).

На сегодня в целях организации строительства судна на Адмиралтейских верфях компанией ОАО «Тетис Про» уже поставлено основное оборудование для обеспечения жизнедеятельности водолазов. В июне завершились заводские испытания и началась приемка барокамер и других сосудов, работающих под давлением, спускоподъемного устройства и другого основного оборудования ГВК, подлежащего приемке заказчиком. К заводским испытаниям и приемке оборудования привлечены надзорные органы заказчика: военная приемка и гостехнадзор Министерства обороны РФ.

Для оперативного управления контрактом ОАО «Тетис Про» создал в Санкт-Петербурге свою инженерно-конструкторскую группу, работающую совместно со специалистами проектанта судна – ОАО «ЦМКБ «Алмаз» и строителем судна – ОАО «Адмиралтейские верфи» и обеспечивающую оперативное решение вопросов, возникающих в процессе работ. Исполнитель контракта на поставку ГВК – ОАО «Тетис Про» координирует деятельность производителей оборудования, его представители, не ограничиваясь информационными письмами, регулярно посещают заводы-изготовители и лично контролируют ход реализации соглашений. Благодаря четкой организации работы выполнение контракта на поставку ГВК идет по согласованному с заказчиком графику.

Помимо собственно поставки оборудования, ОАО «Тетис Про» согласно контракту производит шефмонтаж комплекса и сдачу заказчику окончательно смонтированного и работающего ГВК-450 на борту «Игоря Белоусова».

Обязательства ОАО «Тетис Про» не ограничиваются только поставкой на судно «Игорь Белоусов» глубоководного водолазного комплекса. В объем поставляемого нашей фирмой оборудования входят буксируемый поисковый комплекс с рабочей глубиной 2000 метров, включающий в себя гидролокатор бокового обзора и магнитометр, рабочий необитаемый подводный аппарат с глубиной погружения до 1000 метров, глубоководное водолазное снаряжение, специальную технологическую оснастку и глубоководный инструмент для работы водолазов на объекте.

Поисковый комплекс состоит из подводного буксируемого блока (несущего в себе гидролокатор бокового обзора, магнитометр и другую поисковую технику), судовой специализированной аппаратуры обработки и отображения собранной информации, а также соединительно-буксирного кабеля со специальной лебедкой. Буксируемый комплекс осуществляет поиск – «просматривает» поверхность дна при движении судна-носителя и может обнаружить аварийную подводную лодку в полосе поиска более 1000 метров.

Обнаруженная подводная лодка или иной объект на дне обследуется необитаемым подводным аппаратом «Пантера Плюс» или нормобарическими скафандрами «HS-1200». Необитаемый подводный аппарат и нормобарические скафандры оборудованы высокочувствительной гидроакустической и телевизионной аппаратурой, рабочими манипуляторами, которые позволяют не только опознать найденный объект и оценить его состояние, но и провести необходимую подготовку объекта для дальнейшей работы обитаемого спасательного аппарата или водолазов. И на самом заключительном этапе спасательной операции в дело вступают водолазы.

Таким образом комплект оборудования, поставляемого ОАО «Тетис Про», и превращает судно «Игорь Белоусов» в судно-спасатель, в полной мере отвечающее современному уровню развития подводных технологий.

Возможности компании

Надо отметить, что поставка для ВМФ поисковой аппаратуры и подводных роботов не является новой задачей для ОАО «Тетис Про»: уже не один десяток комплексов подобного оборудования поставлен нашим предприятием на флот, ряду министерств и коммерческих организаций России, причем год от года уровень востребованности поставляемого оборудования неизменно растет.

Также многие годы ОАО «Тетис Про» производит и поставляет государственным поисково-спасательным службам России и коммерческим фирмам, выполняющим подводные работы, мобильные и стационарные судовые водолазные комплексы с рабочей глубиной до 100 и более метров, водолазное рабочее и специальное снаряжение, подводное оборудование и инструмент.

ГВК «Игоря Белоусова» с рабочей глубиной 450 метров, конечно, неизмеримо более сложный проект, но тем не менее инженерно-технический потенциал и опыт коллектива ОАО «Тетис Про», несомненно, позволит решить поставленную задачу на высоком техническом уровне и в запланированные сроки.

Сейчас с уверенностью можно сказать, что «Игорь Белоусов» будет успешно сдан заказчику и ввод его в эксплуатацию станет переломным моментом в деле вывода ПСС ВМФ на уровень, отвечающий реалиям сегодняшнего дня. Создание современного ГВК и введение его в практику работ поисково-спасательной службы позволит сделать первый шаг вперед не только в деле спасения экипажей аварийных подводных лодок, но и в решении возникающих в практике ВМФ задач проведения глубоководных водолазных работ.

Справка «ВПК»

Алексей Кайфаджян в 1988 году окончил Высшее военно-морское училище ордена Красной Звезды им. А. С. Попова, проходил службу офицером в составе соединения больших атомных подводных лодок Северного флота. С 1994 года служил в 40-м Государственном научно-исследовательском институте аварийно-спасательного дела и глубоководных работ МО РФ. В должности начальника лаборатории этого НИИ работал по созданию поисково-обследовательского и аварийно-спасательного оборудования. Неоднократно участвовал в учениях и фактических работах поисково-спасательных сил различных флотов, экспедиции по обследованию и подготовке к подъему затонувшего АПРК «Курск», а также в работе государственной комиссии по расследованию причин его катастрофы. В настоящее время – Генеральный директор ОАО «Тетис Про».

Настоящие Правила определяют порядок сигнальной связи в Военно-Морском Флоте и предназначены для кораблей, судов и береговых постов.
ПСС ВМФ-90 должны быть изучены офицерами кораблей, судов, штабов объединений (соединений), начальниками береговых постов и сигнальщиками (). Изучение ПСС ВМФ-90 завершается приемом зачетов.
В дальнейшем зачеты по знанию ПСС ВМФ-90 принимаются от офицеров при допуске их к самостоятельному управлению кораблем (судном), несению ходовой вахты, а от сигнальщиков (рулевых-сигналыциков) - при допуске их к самостоятельному несению вахты.

Содержание
Термины и их определения
Глава I. Основные положения по ведению обмена информацией средствами сигнальной связи
Средства сигнальной связи
Право на использование средств сигнальной связи
Порядок прохождения информации
Контроль за использованием средств сигнальной связи
Глава II. Порядок применения средств сигнальной связи
Общие положения
Позывные
Сигнализация флагами
Репетование флажных сигналов
Правила подъема флажных сигналов
Световая сигнализация
Передача сигналов (сообщений) средствами световой сигнализации «по линии»
Использование средств световой сигнализации
Световая сигнализация при плавании без огней
Сигнализация семафором
Сигнализация знаками Морзе с помощью флажков или руками
Звуковая сигнализация
Использование мегафонов
Сигнализация фигурами
Сигнализация пиротехническими средствами
Сигнальная связь в морской пехоте
Учебное сигналопроизводство
Документация на постах сигнальной связи
Глава III. Аварийные и предупредительные сигналы
Международные сигналы бедствия
Сигналы при падении человека за борт
Сигналы для предупреждения о временном закрытии районов
Глава IV. Судовые огни и дополнительные огни кораблей Военно-Морского Флота
Судовые огни
Дополнительные огни кораблей Военно-Морского Флота
Глава V. Военно-морские флаги, вымпелы и брейд-вымпелы
Подъем флагов, вымпелов и брейд-вымпелов на кораблях и судах Военно-Морского Флота
Флажная сигнализация при подъеме (спуске) Военно-морского флага СССР
Обязанности сигнальщиков при обыкновенном подъеме (спуске) Военно-морского флага СССР
Обязанности сигнальщиков при подготовке корабля (судна) к расцвечиванию флагами
Обязанности сигнальщиков при торжественном подъеме (спуске) Военно-морского флага СССР
Салютование и отдание воинских почестей Военно-морским флагом СССР
Глава VI. Сигнальная связь с морскими судами СССР и иностранными кораблями, судами и береговыми постами
Глава VII. Радиотелефонная связь
Общие положения
Глава VIII.
Общие положения
Правила использования
Приложения:
1. Таблица для передачи букв русского алфавита латинскими буквами
2.
3. Флаги Международного свода сигналов (МСС-1965)
4. Перевод значений флагов ВМСС на флаги МСС
5. Порядок замены недостающих флагов
6. Порядок нумерации сигнальных фалов
7. Русская телеграфная азбука
8. Знаки Морзе и процедурные сигналы
9. Передача сообщения средствами световой сигнализации
10. Служебные знаки, применяемые при световой сигнализации
11. Русская семафорная азбука
12. Таблица сигнализации знаками Морзе с помощью флажков или руками
13. Сигналы для показания хода кораблей ВМФ
14. Сигналы бедствия (международные)
15. Сигналы спасательные (международные)
16. Служба предупреждения
17. Сигнально-отличительные огни военного корабля
18. Государственный флаг СССР
19. Военно-морские флаги и вымпелы СССР
20. Примеры радиотелефонной связи