Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Основные даты жизни и творчества. Литературно-исторические заметки юного техника Николай алексеевич некрасов жизнь и творчество кратко

Николай Алексеевич Некрасов родился в семье офицера 28 ноября (10 декабря) 1821 г. Через два года после рождения сына отец вышел в отставку и поселился в своем имении в селе Грешнево. Детские годы оставили тяжелые воспоминания в душе поэта. И связано это было прежде всего с деспотическим характером отца - Алексея Сергеевича. Несколько лет Некрасов обучался в Ярославской гимназии. В 1838 г., следуя воле отца, уезжает в Петербург, чтобы поступить в Дворянский полк: отставной майор желал видеть сына офицером. Но, оказавшись в Петербурге, Некрасов нарушает отцовскую волю и пытается поступить в университет. Наказание последовало весьма суровое: отец отказал сыну в материальной помощи, и Некрасов должен был сам зарабатывать себе на жизнь. Сложность заключалась и в том, что подготовка Некрасова оказалась недостаточной для поступления в университет. Мечта будущего поэта стать студентом так и не осуществилась.

Некрасов стал литературным поденщиком: он писал статьи для газет и журналов, стихи на случай, водевили для театра, фельетоны - все то, что пользовалось большим спросом. Денег это давало немного, явно недостаточно для жизни. Много позднее в своих мемуарах его современники нарисуют запомнившийся им портрет молодого Некрасова, «дрогнувшего в глубокую осень в легком пальто и ненадежных сапогах, даже в соломенной шляпе с толкучего рынка». Тяжелые годы молодости потом сказались на здоровье писателя. Но необходимость самому зарабатывать себе на жизнь оказалась сильнейшим импульсом к писательскому поприщу. Много позднее, в автобиографических заметках он так вспоминал о первых годах жизни в столице: «Уму непостижимо, сколько я работал, полагаю, не преувеличу, если скажу, что в несколько лет исполнил до двухсот печатных листов журнальной работы». Некрасов пишет в основном прозу: повести, рассказы, фельетоны. К этим же годам относятся и его драматургические опыты, прежде всего водевили.

Романтическая душа юноши, все его романтические порывы отозвались в поэтическом сборнике с характерным названием «Мечты и звуки». Он вышел в 1840 г., но не принес молодому автору ожидаемой славы. Отрицательную рецензию на него написал Белинский, и это для молодого автора было приговором. «Вы видите по его стихотворениям, - утверждал Белинский, - что в нем есть и душа, и чувство, но в то же время видите, что они и остались в авторе, а в стихи перешли только отвлеченные мысли, общие места, правильность, гладкость, и - скука». Некрасов скупил большую часть издания и уничтожил ее.

Прошло еще два года, и поэт и критик встретились. За эти два года Некрасов изменился. И.И. Панаев, будущий соредактор журнала «Современник», считал, что Белинского привлек в Некрасове «резкий, несколько ожесточенный ум». Он полюбил поэта «за те страдания, которые он испытал так рано, добиваясь куска насущного хлеба, и за тот смелый практический взгляд не по летам, которые вынес он из своей труженической и страдальческой жизни - и которому Белинский всегда мучительно завидовал». Влияние Белинского было огромным. Один из современников поэта, П.В. Анненков писал: «В 1843 году я видел, как принялся за него Белинский, раскрывая ему сущность его собственной натуры и ее силы, и как покорно слушал его поэт, говоривший: «Белинский производит меня из литературного бродяги в дворяне».

Но дело не только в собственных исканиях писателя, его собственном становлении. Начиная с 1843 г. Некрасов выступает и как издатель, ему принадлежит весьма важная роль в объединении писателей гоголевской школы. Некрасов становится инициатором издания нескольких альманахов, наиболее известным из которых является «Физиология Петербурга» (1844-1845), «едва ли не лучший из всех альманахов, которые когда-либо издавались», по утверждению Белинского. В двух частях альманаха были опубликованы четыре статьи Белинского, очерк и стихотворение Некрасова, произведения Григоровича, Панаева, Гребенки, Даля (Луганского) и др. Но еще большего успеха добивается Некрасов и как издатель, и как автор другого изданного им альманаха - «Петербургского сборника» (1846). В сборнике приняли участие Белинский и Герцен, Тургенев, Достоевский, Одоевский. Некрасов поместил в него ряд стихотворений, в том числе сразу же ставшее знаменитым «В дороге».

«Небывалый успех» (если воспользоваться словами Белинского) изданий, предпринятых Некрасовым, вдохновил писателя на осуществление новой идеи - на издание журнала. С 1847 по 1866 г. Некрасов редактирует журнал «Современник», значение которого в истории русской литературы трудно переоценить. На его страницах появились произведения Герцена («Кто виноват?», «Сорока-воровка»), И. Гончарова («Обыкновенная история»), рассказы из цикла «Записки охотника» И. Тургенева, повести Л. Толстого, статьи Белинского. Под эгидой «Современника» печатается первый сборник стихотворений Тютчева, сначала как приложение к журналу, затем - как отдельное издание. В эти годы Некрасов выступает и как прозаик, романист, автор романов «Три страны света» и «Мертвое озеро» (написаны в соавторстве с А.Я. Панаевой), «Тонкий человек», целого ряда повестей.

В 1856 г. здоровье Некрасова резко ухудшилось, и он вынужден передать редактирование журнала Чернышевскому и уехать за границу. В том же году выходит второй сборник стихотворений Некрасова, имевший колоссальный успех.

1860-е гг. относятся к самым интенсивным и напряженным годам творческой и редакторской деятельности Некрасова. В «Современник» приходят новые соредакторы - М.Е. Салтыков-Щедрин, М.А. Антонович и др. Журнал ведет ожесточенную полемику с реакционными и либеральными «Русским вестником» и «Отечественными записками». В эти годы Некрасовым написаны поэмы «Коробейники» (1861), «Железная дорога» (1864), «Мороз, Красный нос» (1863), начата работа над поэмой-эпопеей «Кому на Руси жить хорошо».

Запрещение «Современника» в 1866 г. заставило Некрасова на время отказаться от редакторской работы. Но спустя полтора года ему удалось договориться с собственником журнала «Отечественные записки» А.А. Краевским о передаче редакции этого журнала в его руки. В годы редактирования «Отечественных записок» Некрасов привлекает к журналу талантливых критиков и прозаиков. В 70-е гг. он создает поэмы «Русские женщины» (1871-1872), «Современники» (1875), главы из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» («Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир»).

В 1877 г. выходит последний прижизненный сборник стихотворений Некрасова. В конце этого года Некрасов умер.

В своем проникновенном слове о Некрасове Достоевский точно и емко определил пафос его поэзии: «Это было раненое сердце, раз на всю жизнь, и не закрывавшаяся рана эта и была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, от жестокости необузданной воли, что гнетет нашу русскую женщину, нашего ребенка в русской семье, нашего простолюдина в горькой, так часто, доле его...», - так сказал о Некрасове Ф.М. Достоевский. В этих словах, действительно, - своего рода ключ к пониманию художественного мира некрасовской поэзии, к звучанию самых задушевных его тем - темы судьбы народной, будущего народа, темы назначения поэзии и роли художника.

Творческий путь Н.А. Некрасова (1821 - 1878) начался с его приезда в 1838 году в Петербург. Вопреки воле отца он не стал поступать в Дворянский полк — военно-учебное заведение, а решил сдать экзамены в университет. Однако его намерения не увенчались успехом, и он поступил вольнослушателем на историко-филологическое отделение.

В наказание за непослушание отец лишил Некрасова материальной поддержки. С этого времени начался для будущего поэта период «петербургских мытарств», растянувшийся на три года. Кстати, за отцом, в том числе благодаря и произведениям Н А. Некрасова, прочно закрепилась слава жестокого помещика-самодура — характеристика далеко не бесспорная, о чём писал сам же Н А. Некрасов впоследствии в своей автобиографии 1877 года.

Первой книгой поэта стал сборник стихотворений «Мечты и звуки», вышедший в 1840 году. Стихи, включённые в него, были слабыми и подражательными. Уничтожающей критике подверг «Мечты и звуки» В.Г. Белинский, после чего Некрасов скупил оставшиеся экземпляры и сжёг их.

После неудачного дебюта Николай Алексеевич пишет статьи, пьесу в стихах «Юность Ломоносова», детские водевили, сказки. В 1841 году он начинает сотрудничество с «Литературной газетой», в которой выходят его стихотворения, рассказы, пьесы, фельетоны, рецензии.

С 1847 года Некрасов — редактор журнала «Современник». В 1852 году на страницах этого издания появилось первое печатное произведение Л.Н. Толстого — повесть «Детство». За «Современником» устанавливается прочная слава одного из лучших журнальных изданий России. В 1853 году Н А. Некрасов знакомится с Н.Г. Чернышевским, который становится ведущим сотрудником журнала.

Вокруг «Современника» складывается удивительный коллектив талантливых литераторов, в который входят И.С. Тургенев. Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович. В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов. Возглавляют редакцию И И. Панаев и Н.А. Некрасов.

Середина 1850-х годов для Николая Алексеевича — особенно продуктивное время. Это был период подъёма общественного движения в России, ознаменованного страстными дискуссиями о необходимости отмены крепостного права и путях освобождения крестьянства. Литературные произведения стали широко использоваться как средство политической полемики и борьбы, расцветала журналистика с её острыми публицистическими материалами. В эти годы Некрасов пишет особенно много. В письме к И.С. Тургеневу от 30 июня 1855 года он с удовлетворением сообщал: «Весной нынче я столько писал стихов, как никогда...»

Гражданская позиция Некрасова, звучавшая в его стихах, публицистике, нашедшая отражение в редакционной деятельности, делает его не просто известным. Писатель, по словам современников, становится «настоящим кумиром, богом, поэтом выше Пушкина; ему поклоняются...».

Эта известность усиливается и в связи с выходом в свет 19 октября 1856 года первого издания «Стихотворений» Некрасова. Наибольший общественный отклик получили опубликованные в книге стихотворения «Поэт и Гражданин», «Забытая деревня». Но не только восторги публики ожидали Н.А. Некрасова. После публикации «Стихотворений» услужливые сановники доложили Александру II о революционных настроениях поэта, что грозило цензурными преследованиями не только Некрасову, но и журналу «Современник».

В 1857 году Николай Алексеевич сближается с молодым революционно настроенным поэтом и литературным критиком Н.А. Добролюбовым, который становится одним из постоянных сотрудников «Современника» и членом редакции журнала. Взгляды Н.А. Добролюбова, не менее радикальные, чем у самого Н.А. Некрасова, разделялись далеко не всеми авторами «Современника». Назревает конфликт, достигший своей кульминации после появления в третьем номере журнала статьи Н.А. Добролюбова «Новая повесть г. Тургенева», позже печатавшейся под заглавием «Когда же придёт настоящий день?». Это была рецензия на роман И.С. Тургенева «Накануне».

Тургенев ознакомился со статьей ещё до публикации в корректуре и настаивал на её изъятии из журнала по идейным соображениям. Он категорически не был согласен с трактовкой романа Добролюбовым. В случае опубликования добролюбовского материала Тургенев обещал выйти из журнала. Для Некрасова уход Тургенева, с которым он был дружен, был бы большим ударом. Приходилось выбирать между дружбой, стремлением удержать талантливого писателя в составе «Современника» и идеологией.

Некрасов выбирает последнее и принимает решение публиковать статью Добролюбова. Тургенев прерывает всякие отношения с Некрасовым и покидает журнал. Переживания от разрыва с Тургеневым отразились впоследствии в стихотворении 1860 года «...одинокий, потерянный...».

В этом же году в герценовском журнале «Колокол», издаваемом в Лондоне, было напечатано стихотворение Некрасова «Размышления у парадного подъезда» со следующим комментарием издателя: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить».

Самым значительным событием XIX века для России стала отмена крепостного права, объявленная в царском манифесте 5 марта 1861 года. Некрасова и его единомышленников реформа не удовлетворила. Они видели её половинчатый характер, считали, что манифест не принёс крестьянам фактического освобождения — они оставались зависимыми, ибо не получили самого желанного — земли. Некрасов сказал посетившему его в тот день Чернышевскому: «Да разве это настоящая воля! Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами». Затем эта позиция неоднократно проявлялась в его многочисленных стихотворениях: «Свобода», «Что ни день, уменьшаются силы...», наиболее остро прозвучала в строках «Народ освобождён, но счастлив ли народ?..» («Элегия», 1874) и в тексте поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (1877).

Ощущая себя народным поэтом, Н.А. Некрасов стремился к тому, чтобы его произведения могли дойти до простых людей. Он начинает публиковать «Красные книжки» — дешёвые издания, предназначавшиеся для крестьян. Однако после второго издания в 1863 году из-за цензурных препятствий их выпуск прекратился.

Позиция Некрасова и его журнала, где публиковались острые материалы, подвергавшие критике реформу 1861 года, встречали со стороны властей всё большее неприятие и, как следствие, - цензурные преследования. 28 мая 1866 года «Современник» был запрещён. 29 ноября 1867 года Н.А. Некрасов заключает договор об аренде журнала «Отечественные записки», который, продолжая традиции «Современника», становится трибуной для приверженцев революционно-демократических идей.

В конце 60-х — начале 70-х годов Николай Алексеевич усиленно работает над созданием поэмы «Кому на Руси жить хорошо», которая публикуется отдельными частями в журнале «Отечественные записки». Поэма сразу же привлекает внимание читателей и становится объектом гонений со стороны властей, подвергаясь непрерывным цензурным запретам. В 1873 году выходит пятое издание «Стихотворений» Н.А. Некрасова, где наряду с написанными к тому моменту главами поэмы «Кому на Руси жить хорошо» опубликованы также поэмы «Дедушка» и «Русские женщины». Стихотворения поэта прочно входят в народное сознание. Народной песней стали первые 24 строки из поэмы «Коробейники». Произведения Некрасова привлекают внимание русских композиторов. В 1875 году П.И. Чайковский создаёт на стихи поэта кантату.

К концу 70-х годов здоровье И.А. Некрасова резко ухудшается. В апреле 1877 года выходит последняя книга поэта «Последние песни». Николай Алексеевич чувствует, что муза его слабеет.

27 декабря 1877 года в 8 часов 50 минут вечера Н.А. Некрасов скончался. За гробом поэта 30 декабря шло около четырёх тысяч человек.

>>Литература: Н. А. Некрасов. Очерк жизни и творчества

Николай Алексеевич Некрасов

1821, 28 ноября (10 декабря) - родился в местечке Немиров Подольской rубернии.
1838 - уезжает в Петербург учиться.
1840 - опубликован первый сборник стихотворений «Мечты и звуки».
1847-1866 - работа в журнале «Современник».
1856 - выход в свет сборника стихотворений.
1865 - опубликована первая часть поэмы «».
1868 - начало работы в журнале «Отечественные записки».
1877 - выход из печати книrи «Последние песни».
1877, 27 декабря (1878, 8 января) - скончался в Петербурге.

Очерк жизни и творчества

Начало пути.

Николай Алексеевич Некрасов родился в местечке Немиров Винницкоrо уезда Подольской гyбернии в семье разорившегося помещика Алексея Cepгeевича Некрасова. Находясь на военной службе в Польше, он познакомился с богатым польским помещиком 3акревским, влюбился в eгo дочь, девушку образованную и культурную, и женился на ней вопреки воле ее poдителей. Брак этот оказался несчастливым, потому что отец будущего поэта, человек суровый и безрассудный, создал в семье атмосферу деспотического произвола. Мать Некрасова, оторванная от родной семьи и близких людей, безмолвно переносила всю тяжесть семейной жизни. И лишь дети чувствовали ее душевную щедрость, о чем часто вспоминал в своих стихотворениях и поэмах:

О мать моя, - подвигнут я тобою,
Во мне спасла живую душу ты!

Детство Некрасова прошло на Волге в селе Грешнево Ярославской губернии. Eгo ранние жизненные впечатления были безрадостными. Жестокие крепостнические порядки, заведенные в родовом имении отцом будущего поэта, нашли отражение в ряде автобиографических стихотворений.

Вневедомой глуши, в деревне полудикой,
Я рос средь буйных дикарей, -

писал он в одном из них.

Сборник «Стихотворения. 1856».

В 1855 году в обстановке общественного подъема, наступившего после поражения России в Крымской войне и смерти Николая l, Некрасов начал готовить к печати сборник стихотворений, который вышел в свет в октябре 1856 года. Эта книга сделала Некрасова самым популярным поэтом cвoeгo времени. «Bocтopг всеобщий. Едва ли первые поэмы Пушкина, едва ли « Ревизор» и « Мертвые души» имели такой успех, как Ваша книга», - писал Н. Г. Чернышевский Некрасову, находящемуся в то вpeмя на лечении за границей. Книгу открывало программное стихотворение «Поэт и Гражданин» (1856), которое определило звучание вceгo сборника.

Остросовременная книга стихотворений Некрасова состояла из четырех разделов, в которых отобразились основные мотивы лирики поэта.

Первый раздел состоял из стихотворений, рассказывающих о нелегкой доле людей из народа. Некрасов включил в Heгo и широко известные стихотворения («В дороге», «Тройка»), и произведения, специально нaписанные для новoгo сборника.

Во второй раздел сборника были включены стихи, пафосом которых являлось сатирическое изображение «дoбродетельных» лицемеров - представителей господствующих классов («Колыбельная песня», «Филантроп», «Современная ода» и др). Третий раздел составила поэма «Саша» (1855), рисующая образы интеллигенции и становление сознания человека из демократической cpeды. Лирический накал поэмы как бы подготовил четвертый раздел сборника, состоящий из стихотворений, в которых на первом плане была личность caмoгo автора, взволнованного жгучими проблемами современности.

В сборник стихотворений 1856 года вошла и интимная лирика Некрасова, обращенная к гражданской жене пэта А. Я. Панаевой и составившая так называемый «панаевский цикл».

Расцвет поэтического таланта.

Вторая половина 50-x - начало 60-x годов были временем расцвета поэтического таланта Некрасова. Россия в это время жила ожиданием перемен: одни надеялись на реформы, дpyгим грезилась революция. Очень остро стоял вопрос о судьбе народа, eгo будущем. Мучительными раздумьями о русском народе пронизан и целый ряд некрасовских произведений этой поры. В стихотворении «Размышления у парадного подъезда» (1858) частный эпизод равнодушного отношения «владельца роскошных палат» к крестьянским ходокам превращается под пером поэта в грозное обвинение верхам.

В 1859 году была написана знаменитая «Песня Еремушке», которая была подхвачена передовой молодежью и стала едва ли не самым популярным произведением великого поэта. В ней сталкиваются две песни -няни и проезжего, в последней горячо и торжественно звучит призыв к борьбе:

Жизни вольным впечатлениям
Душу вольную отдай.
Человеческим стремлениям
В ней проснуться не мешай.

С ними ты рожден природою -
Возлелей их, сохрани!
Братством, Равенством, Свободою
Называются они.

После реформы 18611гда последовал спад общественнoгo подъема. В 1862 году Н. Г. Чернышевский был заточен в Петропавловскую крепость, а годом раньше ушел из жизни Н. А. Добролюбов. Журнал «Современник» ocтался без главных сотрудников. Цензура свирепствовала, и в 1862 году выпуск журнала был при остановлен на несколько месяцев. В тяжелом настроении Некрасов посещает родные места - деревню грешнево и соседнее ceло Абакумцево, где была похоронена eгo мать.

В 1862-1863 годах Некрасов пишет поэму «Мороз, Красный нос», в которой он нарисовал трагическую дoлю крестьянской семьи, потерявшей кормильца. В образах «величавой славянки» Дарьи и усопшего земледельца-богатыря Прокла, заставляющего вспомнить былиннoгo героя Микулу Селяниновича, поэт воспел народный идеал душевной красоты и высокой человечности. В произведении тесно переплетаются поэтика сказки, былины, обрядовой песни, плача, причитания, которые, сливаясь в разноголосую симфонию, придают некрасовской поэме подлинно народный характер.

В обстановке жестокой реакции, наступившей после покушения на Александра ll , Некрасов, уже без Чернышевского и Добролюбова, продолжает возглавлять журнал «Современник». Во имя eгo спасения он решился на нравственный компромисс, написав мадригал М. Н. Муравьеву, осуществлявшему политику репрессий. Друзья обвинили поэта в отступничестве, да и сам поэт мучительно переживал свое малодушие. Он пишет целый ряд стихотворений, в которых бесстрашно обнажает свои слабости и cтpoгo оценивает свой жизненный путь: «Ликует Bpaг, молчит в недоуменье...» (1866), «Зачем меня на части рвете...» (1867), «Умру я скоро. Жалкое наследство...» (1867).

Издательская деятельность Некрасова возобновилась в 1868 году, когда он начал арендовать у А. А. Kpaeвcкoгo журнал «Отечественные записки», который заменил закрытый «Современник» и стал лучшим дeмокpaтическим журналом тoгo времени. Некрасову удалось объединить вокpyг «Отечественных записок» М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Oстpoвcкoгo , Г. И. Успенского, А. Н. Плещеева и других писателей и поэтов.

В 1865 году была опубликована первая часть поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Последние пятнадцать лет своей жизни с перерывами поэт работал над этим произведением. «Я задумал, - отмечал поэт, - изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услышать из уст eгo, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни ». Но автору, собиравшему материал поэмы «по словечку» в течение всей жизни, не удалось осуществить свой замысел до конца и pacсСказать о встречах крестьян-странников с чиновником, купцом, министром и царем. Поэма осталась незаконченной, но и в незавершенном виде она дает широкую панораму народной жизни. В своей поэме Некрасов стремится дать ответ на неотступно мучивший eгo вопрос: «Народ освобожден, но счастлив ли нapoд?» Ответ на нeго потребовал многопланового произведения, в котором поэт избрал форму путешествия по Руси. По воле Некрасоваa семь «временнообязанных» крестьян, освобожденных царской милостью от крепостной зависимости, но по-прежнему зависимых от барина, решили узнать, «кому живется счастливо, вольготно на Руси». Сюжет путешествия позволяет поэту показать широкую картину народной жизни в будни и праздники, в прошлом И настоящем, а также в будущем, каким оно виделось персонажам поэмы.

Интерес к исторической тематике. Начало 70-x гoдов - время Hовoгo общественного подъема, связанного с народническим движением, «хождением в народ». В эти годы Некрасов проявляет большой интерес к исторической теме. Он создает поэму «Дедушка» (1870), aдресованную юному читателю, поэмы «Княгиня Трубецкая» (1871) и «Княгиня Волконская» (1872), в которых нашел свое художественное воплощение интерес автора к восстанию декабристов. героями этих поэм являются старый декабрист-изгнанник, вернувшийся с каторги, по словам Некрасова, «нераскаявшимся», и жены дeкaбристов Трубецкая и Волконская, которые последовали за своими мужьями в Сибирь, проявив редкостную силу духа и самоотверженность. Поэт воспел в своих произведениях не только подвиг русских женщин, но прославил героизм самих декабристов. В духе народнической пропаганды он показал в их образах идеал героя -борца, peволюционера. Поэмы Некрасова стали первым обращением в русской литературе к теме декабристского движения за полвека, протекшего после восстания на Сенатской площади.

Влияние народнической освободительной борьбы нaшло отражение и в лирике Некрасова 70-x годов. Для поэзии этого периода характерны настроения тревоги, сомнений, вызванные усилением общественной peaкции, одиночеством, потерей друзей, тяжелой болезнью. Но Некрасов не изменяет высоким гражданским идеалам, поднимается к емким поэтическим образам. Eгo «кнутом иссеченная муза» по-прежнему верна страданиям народа и чутко выражает страдания caмoгo поэта, бессильного изменить народную долю.

Сборник стихотворений «Последние песни».

Поэтическая деятельность Некрасова завершилась сборником «Последние песни», содержание котopoгo составили лирические стихотворения, поэма «Современники» и oтрывки из поэмы «Мать». Многими темами и мотивами этот сборник связан с предыдущим творчеством поэта. И вместе с тем это итоговая книга, которой неизлечимо больной Некрасов придавал большое значение. Гopecтное прощание с жизнью сочетается в последних стихотворениях Некрасова с жизнеутверждающим пафосом, с идеей жертвенного служения «великим целям Beкa».

Мысль о самоотречении во имя общего дела находит воплощение в стихотворении «Пророк» (1874). Художественная идея служения настоящего гражданина народу проходит через все творчество Некрасова и становится одной из главных тем eгo поэзии. Некрасов создает и ocoбый жанр биографий-характеристик своих совpeменников. в которых показывает духовное величие их подвига.

До последних дней, несмотря на мучительный недуг, Некрасов продолжает работать. В стихотворении «Зине» («Пододвинь перо, бумагу, книги!...») (1877) поэт подчеркивает, что eгo жизнь прошла в неустанном труде: «Труд всегда меня животворил».

8 января 1878 года Некрасова не стало. Eгo похороны явились событием большого общественного значения. В Петербурге был сильный мороз, но за гробом поэта шли тысячи людей.

Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.

Материалы по литературе за 10 класс скачать , конспект по литературе, учебники и книги скатать бесплатно, школьная программа

Некрасов Николай Алексеевич, (1821-1877) русский поэт

Родился в местечке Немирово (Подольская губерния) в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе в родовом имении отца, человека крайне деспотичного. В возрасте 10 лет был отдан в Ярославскую гимназию.

В 17 лет переехал в Петербург, но, отказавшись посвятить себя военной карьере, как настаивал отец, был лишён материальной поддержки. Для того чтобы не умереть с голоду, стал писать стихи по заказу книготорговцев. В это он познакомился с В. Белинским.

В 1847 Некрасов и Панаев приобрели журнал «Современник», основанный А.С. Пушкиным. Влияние журнала росло с каждым годом, пока в 1862 правительство не приостановило его издание, а затем и вовсе запретило журнал.

В период работы над «Современником» Некрасов выпустил несколько сборников стихов, в том числе «Коробейники» (1856) и «Крестьянские дети» (1856), которые принесли ему известность и как поэту.

В 1869 Некрасов приобрёл право на издание журнала «Отечественные записки» и издавал его. В период работы в «Отечественных записках» создал поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), «Дедушка» (1870), «Русские женщины» (1871-1872), написал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники» (1875).

В начале 1875 Некрасов тяжело заболел, ни знаменитый хирург, ни операция не могли приостановить стремительно развивавшегося рака прямой кишки. В это время он начал работу над циклом «Последние песни» (1877), своеобразным поэтическим завещанием, посвященным Фекле Анисимовне Викторовой (в творчестве Некрасова Зинаида), последней любви поэта. Некрасов скончался в возрасте 56 лет.


Роль и место в литературе

Николай Алексеевич Некрасов – известный русский поэт, прозаик, критик, издатель XIX столетия. Литературная деятельность Некрасова способствовала развитию русского литературного языка. В своих сочинениях он использовал, как фольклорные традиции, так и новые речевые элементы. Поэт считается новатором в области литературных жанров. Его народные, сатирические поэмы стали важным вкладом в золотой фонд русской литературы.

Происхождение и ранние годы

Некрасов появился на свет 10 декабря 1821 года в городе Немирове. Будущий поэт происходил из дворянской семьи, ранее богатой.

Отец – Алексей Сергеевич Некрасов, армейский офицер, небедный помещик. Он имел слабость к азартным играм и женщинам. Отец не мог служить хорошим моральным примером: имел жестокий буйный характер, типичный для крепостников. Плохо обращался с крепостными крестьянами, заставлял страдать жену и детей.

Мать – Елена Андреевна Некрасова (в девичестве Закревская), наследница зажиточного посессионера Херсонской губернии. Она была образованной и миловидной. Ей приглянулся молодой офицер Алексей Сергеевич, но родители были против брака. Тогда женщина решила выйти замуж без их согласия. Однако семейная жизнь с деспотичным мужем стала кошмаром.

Детство Николая Алексеевича проходило в родовом имении в деревне Грешнево. Он рос в большой семье. Кроме него, у родителей было еще 12 детей. Однако атмосфера не была благоприятной: отец постоянно измывался над крепостными, не уважал свою семью. Шаткое материально положение вынудило Алексея Сергеевича занять должность исправника. Он разъезжал по окрестностям и выбивал недоимки с крестьян. Отец часто брал с собой на работу маленького Николая, возможно, чтобы показать, каким должен быть помещик. Однако будущий поэт наоборот навсегда воспылал ненавистью к крепостникам и жалостью к простому народу.

Образование

Когда Некрасову было 11 лет, его отдали учиться в ярославскую гимназию. Там он пробыл до 5 класса. Учился он не очень хорошо, не ладил со школьной администрацией, которая была недовольна его сатирическими стишками.

В 1838 году отец отправил 17-летнего сына в Санкт-Петербург для поступления в дворянский полк. Однако Николай не разделял мечту отца о военной карьере. Повстречав приятеля с гимназии, который стал студентом, он тоже захотел учиться. Поэтому Некрасов нарушает приказ отца и пробует поступить в Петербургский университет, но безуспешно. Он становится вольнослушателем лекций. Строгий отец не прощает сына и перестает его обеспечивать деньгами. Юный Некрасов теперь вынужден бороться за выживание. Почти все время он тратил на поиски заработка. Случайно он нашел способ заработать – писал прошения за гроши.

Творчество

Прожив самостоятельно несколько лет в нужде, Некрасов понемногу стал из нее выбираться при помощи литературного таланта. Он давал частные уроки, печатал небольшие статьи в периодических изданиях. Первые успехи вдохновили юношу — и он всерьез задумывается о литературной деятельности: пробует себя в поэзии и прозе. Вначале Николай пишет в романтическом направлении, подражая лучшим представителям, что позже станет основой для разработки собственного реалистического метода.

В 1840 году при поддержке товарищей Некрасов выпускает первую книгу под названием «Мечты и звуки». Стихи были явным подражанием романтическим произведениям знаменитых поэтов. Критик Белинский дал негативную оценку книге, хотя отметил, что стихи юного поэта «вышедшие из души». Не только критики, но и читатели не восприняли всерьез поэтический дебют Некрасова. Это огорчило Николая так, что он сам скупал свои книги, чтобы уничтожить, как сделал когда-то знаменитый Гоголь.

После поэтической неудачи Некрасов пробует свои силы в прозе. В произведениях он отобразил личный жизненный опыт, поэтому образы получились правдивыми и оттого близкими народу.

Некрасов пробует себя в разных жанрах, в том числе и юмористическом: пишет балагурные поэмы и водевили.

Издательская деятельность тоже привлекала многогранного литератора.

Основные произведения

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — очень важное произведение в творческом наследии Николая Некрасова. Написана она была в период с 1866 по 1876 год. Главная идея поэмы – поиск счастливого человека на Руси. Произведение отобразило правдивое положение народа в постреформенный период.

Из множества стихотворений Некрасова школьникам можно предложить для изучения произведение «В дороге». Это раннее сочинение Некрасова, однако в нем уже виден стиль автора.

Последние годы

В 1875 году у Некрасова обнаружили страшную болезнь – рак кишечника. Последние его работы – цикл стихотворений «Последние песни», посвященные жене. Не стало поэта 27 декабря 1877 года.

Хронологическая таблица (по датам)

Год (годы)

Событие

Год рождения Николая Некрасова
Годы детства в селе Грешнево
Отказ от военной карьеры, неудачная попытка поступить в Петербургский университет.
Первый поэтический сборник «Мечты и звуки»
Стихотворение «В дороге»
Издательская деятельность