Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Что выражают японские сады. Три знаменитых сада японии. Миниатюрная модель мира

Стили японских садов

Современный подход к классификации японских садов основан не только на поиске различий в структурной концепции сада, но и на философских учениях постижения мира разных буддийских школ.

Сады Дзёдо. К середине X века идеи буддизма стали играть доминирующую роль в японском садовом искусстве. Часто японский сад становился иллюстрацией к учению, основанному на возможности обретения спасения души после физической смерти в «чистой земле» Будды Амиды. «Чистая земля» (или «дзёдо» – рай) расположена в западной части буддийской Вселенной. Там множество прекрасных павильонов, просторных водоемов с обилием цветущих лотосов. Души тех, кто удостоился сострадания Будды Амиды, обитают среди ароматов цветов под звуки космической музыки. Под влиянием идей амидаизма сформировался один из первых садовых стилей с ярко выраженной индивидуальностью – стиль Дзёдо, или в современной интерпретации – стиль природного пейзажа. Храм, текущая вода и большие водоемы с островами – характерные признаки этих садов.

Ярким примером сада в стиле Дзёдо является сад, который построил для себя в конце жизни третий сёгун династии Асикага – Ёшимицу в окрестностях Киото. Золотой павильон отражается в водах озера Киоко (или Зеркального озера), острова и группы камней которого расположены так, чтобы создать представление о девяти горах и восьми морях, окружающих священную гору Сумеру.

Холмистый сад характеризуется достаточно большой площадью и состоит из пяти холмов, один из которых обязательно должен находиться в центре.

Миниатюрный сад. Появление миниатюрных садов охарактеризовало начало проявления символизма в произведениях садового искусства. В миниатюрных японских садах применяется прием искусственно создаваемой перспективы: на переднем плане высаживаются большие растения с крупными листьями, располагаются крупные камни, на втором и третьем планах элементы композиций становятся мельче. Это создает иллюзию, что они находятся дальше, чем в реальности. Миниатюрные сады – это попытка показать необъятность мира на весьма ограниченной территории.

Символический сад. Символические сады в Японии появились в конце эпохи Хэйан как результат популяризации учения дзэн-буддизма. Несмотря на то что основной чертой культуры этого периода была попытка проникновения в суть вещей через чувство, через переживание красоты, символические сады предельно лаконичны. За ними часто стоит реальный природный пейзаж, и именно его красоту надо увидеть в процессе длительной медитации, подсознательно участвуя в его создании.

Несмотря на великую любовь японцев к растениям, именно в японском садоводстве произошло явление, не имеющее аналогов в садовом искусстве других стран. В Японии появились сады, где растений может не быть вовсе… Дело в том, что для японского сада не так важен вид используемого растения, сколько заключенная в нем символика, образ, рождаемый формой, запахом, цветом, историческими событиями, связанными с ним, традициями и обрядами. Поэтому растения наряду с камнями, гравием, архитектурными элементами (пагоды, фонари, изгороди) – это лишь материал, которым пользуется садовник, как художник красками, в зависимости от потребности, заменяя одно на другое. Чем выше мастерство, тем меньше материалов требуется художнику для создания нужного образа, тем сильнее производимое впечатление от сада и тем большей духовной подготовки требуется от зрителя.

Наиболее ярким примером символических японских садов является один из трех садов храма Рёандзи (храм Успокоенного дракона). Именно там, имея перед глазами лишь крупный песок с продольным рисунком в виде борозд, группы камней и незначительные островки растений, посетитель должен увидеть и текущую воду, и переправляющегося через поток тигра с тигрятами, и птицу, которая отдыхает, сложив крылья.

Абстрактный сад. Благодаря теории, гласящей, что высшим творением природы является камень, родились символические, а впоследствии и абстрактные японские сады. Символические и абстрактные сады очень близки как по виду, так и по способам создания, но принято считать, что абстрактные сады не имеют аналога в природе. Поэтому, приходя в такой сад, посетитель волен увидеть его таким, каким захочется его воображению, исходя из времени года, погоды, состояния души.

Сад чайной церемонии. Сады чайных церемоний, возникшие в XVI веке, сочетают элементы холмистого и каменистого садов. Основу этого сада составляет дорожка из каменных плит, несколько приподнятых над уровнем земли. Стиль чайных японских садов сформировался лишь тогда, когда чайная церемония стала неотъемлемой частью японской буддийской культуры. Одним из первых поклонников и распространителей этого искусства был известный дзэнский священник Еисаи (1141–1215), который приложил немало усилий для распространения культуры чая в Японии после своего возвращения из Китая в 1191 году, где он изучал искусство чаепития. В то время чай использовали в основном в медицинских целях, и Еисаи впервые описал его целебные и энергетические свойства. В последующие годы употребление чая прочно вошло в ритуалы последователей дзэн как напитка, помогающего в укреплении духовной дисциплины в долгие часы медитации. Первые чайные японские сады, построенные в соответствии с идеалами «Садо» (ритуала «Путь чая»), создавались в эпоху Момояма, то есть в тот период, когда Сен-но Рикю активно занимался установлением канонов и определением эстетических форм «Пути чая». Считается, что в тот же период в садах впервые появляются каменные фонари и каменные чаши цукубай.

В периоды сёгунатов Камакура и Асикага в Японию прибывало много монахов из китайских монастырей, чтобы проповедовать свои идеи; вместе с ними широко распространилась и культура чая. Со временем формальная церемония приобрела форму духовного обучения.

Назначение японских чайных садов состояло в том, чтобы эмоционально подготовить гостя пройти «Путь чая», создать настроение, необходимое для полной оценки этой церемонии, отвлечь от окружающей действительности, показать путь постижения истины.

В декоративном отношении японский чайный сад, как правило, весьма отличен от садов других стилей. В нем гораздо больше цветочного декора, подбор растений осуществляется таким образом, чтобы сад представлял собой четыре вида по четырем временам года: зимой снег падает на восковые цветы камелий, весной – нежные цветы сакуры и буйство цветущих азалий, летом – лиловый дождь свисающих цветов глицинии, осенью – багряные листья кленов и ягоды нандины. Главная цель художественного замысла этого сада – показать красоту изменяющейся природы.

Сад сухого пейзажа. С усилением дзэнского влияния на садовую культуру многие структурные элементы японского сада окончательно приобрели черты символизма. Для символического изображения воды была разработана целая методика, широко известная сейчас под названием «сухой пейзаж» («сухие горы и воды») – «карэ-сансуй». Никакой симметрии применительно к «карэ-сансуй» быть не могло. Это был намек скорее на естественность, а не на искусственность пейзажа.

Сухой пейзаж – это всегда изображение воды. Камень, брошенный в воду, оставляет на ее поверхности расходящиеся в бесконечность концентрические круги. Скала, омываемая морем, борется с натиском воды, отгоняя ее от себя тоже по кругу. Воды стремительной реки, сотканные из невидимых и бесконечно параллельных струй, несутся вниз по течению. Водопад, мощными потоками срывающийся с гор, наполняет пространство ревом и грохотом. Прозрачный горный ручей игриво вьется между камнями, отражая солнечные блики. Каждый из этих образов рождает в сознании совершенно определенные картины, вызывая разнообразие чувств – от страха до благоговения, от очарования до умиления. Сухой пейзаж – это такой садовый прием, который заставляет человека активизировать сознание и направить его на создание определенно заданных образов.

Сухой пейзаж имеет два существенно различающихся типа. Один называется «с водой», другой можно перевести как «вода, которая была, но ушла». Первый вариант абсолютно символичен – вода изображается параллельными бороздами на мелком гравии или песке, концентрическими кругами вокруг камней. Второй вариант более изыскан и художественен. Это водопады, русла рек и ручьев, где человек подсознательно «завершает» эскиз, сделанный художником, создавая зрительные, осязательные и акустические образы в виде звона ручья, бликов солнца на воде, прохлады, веющей от водопада. Материалом для этих композиций являются не только камни, галька и гравий, но и растения.

Японский сад с сухим пейзажем – это наиболее яркий и наглядный пример влияния дзэн-буддийской культуры на сады. Такие сады создавались для медитации, духовного совершенствования, окончательного просвещения и не предназначались для широкого показа посетителям, в отличие от садов Дзёдо, садов удовольствия и эстетического наслаждения. Сторонник дзэн-буддизма находит в них мир Духа, современный человек, не посвященный в секреты дзэн, – кристаллизацию духовной энергии, выраженную в художественной форме. Другими словами, если искусство можно определить как материальное выражение эмоциональной напряженности человека, то японский сад с сухим пейзажем представляет собой искусство высшего уровня.

Одним из первых «переходных» к форме «карэ-сансуй» по своей сути стал парк при храме Сайходзи в Киото, закладку которого относят к первой половине XIV века. Чаще его называют Кокадэра («Сад мхов»). Вся поверхность Кокадэра покрыта толстым ковром мха. В Сайходзи все еще сохраняются признаки старых японских садов – пруд с тремя большими и четырьмя малыми островами, прихотливо сформированными полуостровами, мостами, тропинками. Но верхняя, каменистая часть сада гораздо ближе к «карэ-сансуй». Кстати, этот термин вначале употреблялся японскими садоводами для обозначения весьма ограниченной по размерам каменистой площадки в рамках типичного для периода Хэйан сада старого образца. Считается, что сад Кокадэра был заложен в 1334 году мастером Кокуси Mусо, монахом одной из сект дзэн-буддизма. Стилистически и хронологически Кокадэра является промежуточным этапом между садами эпохи Хэйан и философскими садами эпохи Муромати.

При желании можно было бы проследить нарастание уровня абстракции в сфере садовой культуры, сравнивая характеристики садов при храме Божественного дракона (Тэнрюдзи), при Золотом и Серебряном павильонах в Киото, при храме Вечного великолепия (Дзёэйдзи) в префектуре Ямагути…

Исследователь японского паркового искусства М. Сигэмори перечисляет около 700 садов с искусственными прудами и 323 сада в стиле «карэ-сансуй», относящихся к тому периоду. Но, пожалуй, поистине мировую известность получил сад камней при храме Миролюбивого дракона (Рёандзи) в Киото. Сад Рёандзи – это наиболее ультимативная форма стиля «карэ-сансуй». Там нет ни воды, ни деревца, ни травы. В свое время храм и окружающее его пространство претерпели немало изменений в результате пожаров и перестроек. Нынешняя форма сада сложилась в 1488 году. Существует немало теорий по поводу того, кто был автором-устроителем сада. Наиболее правдоподобной считается та, что приписывает авторство известному художнику Соами (1455–1525), хотя в последнее время высказывается немало сомнений по этому поводу. Сейчас сад представляет собой прямоугольник (23?9 м), протянувшийся вдоль дома настоятеля монастыря. Любоваться садом можно только с веранды дома, хотя, если судить по старым гравюрам, некогда посетители сада могли бродить по нему, что ныне просто немыслимо. Поверхность засыпана мелким белым гравием, над которым возвышаются пятнадцать поросших мхом камней, собранных в группы. Гравий «расчесан» специальными граблями так, что образовались параллельные полоски, тянущиеся от стены до стены, но завихряющиеся кругами возле камней. А они расположены так, что в какую бы сторону ни двигался по веранде зритель – вправо или влево, он может увидеть только 14 камней, а один (в зависимости от угла зрения каждый раз иной) всегда «прячется» от взгляда. Исследователи садового искусства сломали немало копий, споря о том, что имел в виду автор сада Рёандзи, укладывая камни именно в таком порядке. Одни искали ответ в тайнах «секретной геометрии», другие – в балансе нечетных чисел. Кто-то представлял панораму сада как архипелаг островков, выступающих из моря, а кто-то – как вершины горной цепи в пелене тумана или облаков. Нередко говорят и об ассоциации с семейством тигров, переплывающих море… Перед каждым медитирующим открывается своя картина, возникают свои ассоциации и образы. Когда-то картину дополнял вид дальних гор, проступавших за низким забором, огораживающим храм. Сад Рёандзи таким образом становился частичкой огромного целого. Но со временем поднявшиеся за стеной деревья закрыли дальнюю перспективу, превратив сад камней в самодостаточное зрелище.

Садовый стиль «карэ-сансуй» позволял выразить два эстетических идеала, активно внедрявшихся в мироощущение людей того времени последователями дзэн-буддизма. Это «югэн» – скрытая красота, полная символики, таинственности и недосказанности, и «юхаку-но би» – красота пустого пространства, ибо в дзэнском искусстве «пустота» всегда преобладает над «заполненностью».

Из книги Зимний сад автора Шешко Павел Славомирович

1. История создания зимних садов. История выращивания комнатных и кадочных растений начинается с Древнего Египта. На египетских изображениях (а им более 3000 лет) видны маленькие деревья и кустики в каменных вазах и лотках. Древние римляне пошли еще дальше – они украшали

Из книги Удобрения и подкормки автора Петросян Оксана Ашотовна

2. Особенности зимних садов, теплиц и оранжерей. Сложно определить, чем различаются между собой теплица, оранжерея и зимний сад. Специалисты считают, что теплица– это сооружение, почти целиком сделанное из стекла или прозрачного пластика, в которое входят из сада.

Из книги Огород и сад для лентяев автора Руцкая Тамара

3. Построение зимних садов. 3.1. Расположенность по сторонам света. Зимний сад можно построить с ориентацией на любую сторону света. Ориентация зависит от предназначения сада: использование его для отдыха и общения с природой или для работы (кабинет, студия).Немаловажное

Из книги Китайский и японский сад автора Згурская Мария Павловна

Удобрение междурядий молодых садов В садах междурядья, как правило, занимают всевозможными культурами. На бедных почвах можно выращивать многолетний люпин, удобренный фосфорным и калийным удобрением с добавлением небольшой дозы азота. Корни люпина хорошо разрыхляют

Из книги Дизайн сада своими руками автора Красичкова Анастасия Геннадьевна

Удобрение междурядий взрослых садов В плодоносящих садах с 12–15 лет уже не ставится задачи получения дополнительных доходов с междурядий. С этого времени основной целью является получение стабильных высоких урожаев, защита плодоносящих деревьев от морозов.Междурядья

Из книги 500 советов садоводу автора Бойчук Юрий Дмитриевич

Удобрение плодоносящих садов При удобрении плодовых деревьев необходимо правильно рассчитать дозы удобрений, что является довольно непростой задачей. Выбирая оптимальное количество удобрения для того или другого плодового дерева, нужно учитывать множество факторов:

Из книги Русский огород, питомник и плодовый сад. Руководство к наивыгоднейшему устройству и ведению огородного и садового хозяйства автора Шредер Рихард Иванович

Омоложение старых садов В 30–40-летнем возрасте у деревьев происходит отмирание скелетной и обрастающей древесины, прогрессирующее по мере старения растения. Сильные молодые побеги могут быть получены из нижерасположенных спящих почек и волчков. Пробуждение спящих

Из книги автора

Стили китайского сада Сады Китая отличаются необыкновенным разнообразием, и их невозможно свести к условностям того или иного стиля. Несмотря на то что в Китае насчитывается как минимум шесть условных типов садов (сады при императорских дворцах, при императорских

Из книги автора

Стили ландшафтного дизайна Стиль – это собирательный образ художественных деталей, использующихся в оформлении чего-либо, объединенный общим способом творческого выражения. Иными словами, стиль ландшафтного дизайна заключается в едином впечатлении, которое

Из книги автора

Можно ли для удобрения садов использовать фекалии Совет № 47 Фекалии богаты питательными веществами, но следует иметь в виду, что в них могут содержаться яйца глистов. Поэтому в первую очередь фекалии вносят под неплодоносящие растения. Но в любом случае перед

Из книги автора

II. О местоположении, степени влажности и защите плодовых садов Вопрос о местоположении сада весьма важен для успеха плодоводства. Плодовые сады вообще резко отличаются от огородов в этом отношении. Огороды весьма удобно помещаются во влажных долинах. Плодовые же сады,

Сад Кэнроку-эн - самый большой парк Канадзавы, один из Трёх знаменитых парков Японии. Название означает Сад шести достоинств.

Эти признаки были перечислены в книге китайского поэта Ли Гэфея «Хроника известных садов Лояна». Среди них автор назвал простор и возможность уединения, искусность и дух старины, наличие водоемов и прекрасных пейзажей. Как правило, редкий сад или парк насчитывает хотя бы четыре из этих элементов. В Кенроку-эн имеются все шесть - возможно, в этом и заключается заслуга нескольких поколений клана Маэда.

Сад Кенроку-эн был заложен представителем клана Маэда в 1676 году, и долгое время, вплоть 1868 года, представители поколений Маэда совершенствовали его. В настоящее время в саду также проводятся необходимые улучшения и обновления, чтобы поддерживать это произведение садово-паркового искусства в надлежащем виде.

Парк был открыт для публики в 1875 году. До 1976 года посещение было бесплатным, но затем стали брать плату за вход, чтобы направлять вырученные средства на содержание и развитие сада.

В 1759 году сад полностью сгорел, но постепенно все его постройки и насаждения были восстановлены, начиная с 1774 года. На территории в 25 акров (114 436,65 м²) расположено множество деревьев (около 8 750), цветов и других растений (всего 183 вида).

В саду множество рукотворных прудов, водопадов, ручьев, мостов, холмов. Большой водоем сада символизирует океан. Все без исключения элементы Кенроку-эн созданы руками человека, но иногда может показаться, что рука человека здесь ничего не касалась, а «дизайн» того или иного уголка сада создала сама природа.

Среди достопримечательностей парка - древний фонтан и чайный домик Югао-тэй, построенный в 1774 году. К достопримечательностям Кенроку-эн также относятся старейший фонтан, в котором вода циркулирует под естественным давлением, фонарь Котодзи, являющийся символом сада и города, мост Ганко-баси из одиннадцати красных камней и пагода Кайсеки, предположительно, подаренная клану Маэда правителем Японии Тоётоми Хидэёси.

Вода подается из удалённой реки по сложной системе водоснабжения, построенной еще в 1632 году. Зимой особый колорит парку Кэнроку-эн придают канаты, протянутые с вершин деревьев, для того чтобы уберечь их от обламывания под тяжестью снега.

2. Сад Кайраку-эн (Мито)

Парк Кайраку-эн выполнен в стиле японского сада и расположен в префектуре Ибараки, городе Мито. Он был основан в 1842 году лордом Мито в девятом поколении Токугава Нариаки как «место для наслаждения природой».

В связи с тем, что Нариаки особенно любил сливовые деревья, на территории Кайраку-эн была создана большая сливовая роща (в отличие от других садов Нихон Санмэйен).

Во время Второй мировой войны парк Кайраку-эн был практически полностью уничтожен бомбардировками, однако в 1958 году восстановлен.

Парк занесен в список национальных исторических объектов. Парк Кайраку-эн включает в себя основной парк и сад вокруг парка, которые вместе функционируют как «парк Кайраку-эн Ко-эн».

Парк Кайраку-эн известен сливовыми деревьями. 3000 деревьев, более 100 видов посажено на территории в более 130 тыс. м2. Каждый год с конца февраля по конец марта проводится «фестиваль сливы Мито», и парк наводняется туристами. Весной можно полюбоваться цветом слив, бамбуком - летом, а клёном - осенью. Зима приносит снег, и посетители могут насладиться здесь каждым временем годом.

В основном парке расположено деревянное здание, называемое Кобунтэй. Это здание, сконструированное Нариаки. В нём собирались Бундзинбоккаку (люди знакомые с литературой и каллиграфией) и вассалы для чтений поэзии и обсуждений.

В прилежащем саду расположено озеро Сэнба и Лунный пруд. Рядом - площадь «Момидзидани», где вода и растения гармонируют друг с другом, самый старый фонтан в Японии, «Гёкурюсэн» и «Хотарудани».

3. Сад Кораку-эн (Окаяма)

Изначально парк носил название Коен, или поздний сад, поскольку он был создан уже после завершения возведения замка Окаяма, напротив которого парк и находится. Свое современное имя парк получил в 1871 году.

Кораку-эн находится в городе Окаяма, в районе Асахигава, на острове Хонсю, и занимает площадь 13 гектаров. Работы по возведению парка были начаты с 1687 года, и были закончены в 1702 году, при поддержке местного феодала Икэды Цунамаса. Свой нынешний облик парк приобрел в 1863 году. В 1871 году парк был подарен префектуре Окаяма, и с 1884 года он открыл свои двери для посетителей.

В парке расположено несколько прудов с рыбой, черепахами и птицами, зеленые горки, множество декоративных цветов и деревьев, а также несколько построек в традиционном японском стиле.

Сад дважды восстанавливали: после наводнения в 1934 году и после бомбардировок 1945 года. При реконструкциях использовали изображения сада, сделанные в эпоху Эдо. В 1952 году сад получил особый культурный статус, он признан одним из трех самых красивых садов Японии.

В центре сада находится пруд с тремя островами, который повторяет вид озера Бива - самого большого пресного озера в Японии, воспетого в литературных произведениях. На одном из берегов пруда создан холм, с вершины которого можно любоваться общим видом сада. Пространство Кораку-эн организовано таким образом, чтобы с каждым новым поворотом тропинки его посетителям открывался новый вид. Более того, с территории сада индустриальные пейзажи города совершенно не видны, и это создает иллюзию пребывания в другой, более гармоничной реальности.

Ценители прекрасного посещают сад весной, чтобы увидеть, как черные стены «вороньего» замка контрастируют с белыми и розовыми цветками цветущих слив и вишен. Также в саду растут сосны и клены, впервые в японском садово-парковом искусстве здесь были посажены большие травяные газоны. На территории сада есть несколько чайных домиков и даже чайная плантация.

последнее обновление 13.02.2016.

Издревле японцы — оседлый народ. Вся жизнь их проходит внутри четко ограниченного пространственного круга, где каждая вещь находится на положенном ей месте — внутри, а не во вне — в неупорядоченном хаосе. Поэтому и японские здания оказываются внутри намного больше, чем кажутся снаружи. Этот поразительный зрительный эффект достигается чрезвычайно продуманной организацией интерьера, его умелым использованием: каждая вещь находится на своем месте и предельно функциональна.

В одном из древних японских мифов, божество земли Идзумо, поняв, что управляемая им земля мала, решило увеличить ее пределы. Но не за счет привычного европейцам завоевания, оно просто взяло и притянуло своей мифологической веревкой другие территории.

Так же поступили японцы и с природой, «притянули» к своему жилищу часть природного мира, при этом сильно уменьшив его размеры. Так во времена Хэйан появились знаменитые японские декоративные сады — миниатюрный слепок с живой природы. В этих садах есть и море, и острова, и горы, и реки, и леса. Только очень маленькие и, к тому же, целиком окруженные стенами усадьбы. В саду бывал устроен даже буддийский рай. Дело в том, что крошечные островки в «океанском» пруду нередко соединялись с сушей горбатыми мостиками. И только к одному из островов, называемому «Райским», никакого моста не вело, потому что и в настоящий рай попасть не так просто. Именно в этих садах, а не в настоящих лесах, и произрастают многочисленные виды воспеваемых японцами растений, именно туда прилетают птицы, возвещающие приход весны. А если в саду закуковала кукушка — значит уже и лето пришло.

Так, начиная с периода Хейан, взгляд японца сосредоточился на ближайшем, пространство вокруг него «свернулось», подарив ему возможность замечать самые мельчайшие детали, видеть прекрасное в малом.

Ирис на берегу.
А вот другой — до чего похож! —
Отраженье в воде.
Басё


С момента формирования и по настоящее время, в генеральном плане японских садов почти ничего не изменилось. Исчерпывающее представление о японских садах можно получить из книги «Записки о садоводстве» («Sakuteki» / «Notes of Garden making»), которая была опубликована в XIII веке и является старейшей книгой о японском садоводстве. Многие принципы устроения сада, описанные в ней, актуальны до сих пор.

Существует несколько типов японских садов. В 1828 году Акизато Рито (Akizato Ritou, 秋 里 籬 島) опубликовал дополнение к «Комментариям по ландшафтному саду» (Commentary on Landscape Gardens, TSUKIYAMA TEIZOUDEN KOUHEN, 築山庭造伝後編), в котором выделил девять типов садов (в том числе цукияма (холмистый сад), хиронива (равнинный сад) и карэсансуй (сухой сад)) и далее разделил их на три формы син-гё-со (shin-gyou-sou, 真行草). Понятия син-гё-со используются в любом виде восточных искусств, в таких, например, как чайная церемония, темае (temae, 手 前), каллиграфия и других: формальное син (shin 真), полуформальное гё (gyou 行) и неформальное со (sou 草). Эти формы можно еще рассматривать как полную (син), полусокращенную (гё) и сокращенную (со). Применительно к садовому искусству различия определяются степенью детализации. Процесс обобщения формы сада заключался не в уменьшении количества основных элементов, а в переходе от изобразительного языка к символическому. Ландшафтный сад в развернутой форме был ориентирован на реальную природу в ее разных проявлениях, а символический сад должен был воплотить сущность природы как «формулу мироздания». В частности, отличия форм четко прослеживаются в оформлении родзи, чайного сада, отражаясь как в устройстве самого чайного домика, утвари для церемонии, так и в самой церемонии.

Приведенные ниже изображения, взятые из «Tsukiyama Teizo-den», показывают все три формы равнинных садов.

Син-форма равнинного сада.

Гё-форма равнинного сада.

Со-форма равнинного сада.

Изображения достаточно четко показывают разницу между формальным, полу-формальным и неформальным стилями. Джиро Харада, автор «Сады Японии», в издании 1928 года сравнивает эти стили с нарядами: величавый бальный наряд, элегантное вечернее платье и очаровательное домашнее платье.

Приступая к планировке сада, мастер в зависимости от характера почвы, размера территории и других условий выбирал главный элемент сада - скалы, водоем, деревья, мхи. При этом обязательно учитывалось воспринятое из китайской философии сопоставление двух взаимодополняющих начал - отрицательного и положительного (инь и янь), от которых зависела гармония сада: это вода и камни. Вода могла быть натуральной или обозначенной песком, галькой, а камни, обычно специально отобранные по величине, цвету, форме, фактуре, присутствовали всегда.

В зависимости от ландшафта, японские сады делятся на две большие группы: цукияма — сад с искусственными холмами, и хиронива, равнинный сад. За последнюю тысячу лет были усовершенствованы детали устройства садов, суть же понятий не изменилась. Часто эти два вида сада соседствуют. Давным-давно, главный сад с южной стороны дома аристократа обязательно был холмистым, в то время как между постройками для украшения пространства устраивался равнинный сад. Так, эти два вида садов развивались бок о бок, пока не возникла необходимость выбирать один из них из-за недостатка места. Вошедшая же в XV веке в моду чайная церемония (cha-no-yu), дала огромный толчок развитию и усовершенствованию равнинного сада. Со временем чайный сад выделился в отдельный подвид равнинного сада.

То, что мы обычно представляем себе говоря «японский сад», это сады цукияма.

Цукияма (tsukiyama 築山) — термин, обозночающий холмистый сад, в противоположность равнинному саду (хиранива, hiraniwa 平庭). Холмистый сад характеризуется наличием искусственного холма в сочетании с прудом и ручьем и различными растениями, кустарниками и деревьями. Такие сады особенно выигрышно выглядят с обзорных точек, на которые посетителя выводят хитро расположенные тропинки или ими любуются из расположенных в таких точках зданий: небольших храмов или чайных домиков.

В переводе с японского слово цукияма означает буквально «построенная гора». Раньше такие сады называли касан (kasan 仮山), что можно перевести как «искусственная, рукотворная гора». Сады-цукияма были особенно популярны в начале периода Эдо.

Так же отличительной чертой таких садов является наличие в пруду трех островков: черепахи, журавля и вечной молодости. В китайской и японской мифологии черепаха и журавль — символы долгой жизни и счастья.

Примером могут служить сады в храмах Tenryuji и Saihoji в Киото. Сады в храмах Daigoji Sanboin и Kodaiji в Киото тоже относятся к садам-цукияма.

Дзен-сады: миф или реальность

Наиболее привычным холмистым садом выглядит сад, включающий пруды и ручьи. Но не менее известен и другой тип садов, который мы часто представляем или имеем в виду, говоря о японских садах, это карэсансуй (karesansui / 枯 山水) — «сухие» пейзажные сады, так же известные как сады камней . Из крупных камней выкладывают водопады, извилистые ручьи и пруды, а воду имитируют, насыпая песок или мелкий гравий. Иногда это сделано настолько искусно, что текущую воду можно буквально увидеть. «Сухими» делают не только холмистые, но и равнинные сады. В таких садах большую часть площади занимает песок или гравий, изображающий воду. Кроме него там бывает еще несколько крупных камней, одно или два дерева или куста. Эти сады очень минималистичны. Самые известные из них существуют по сей день в старых храмовых комплексах.

В западной терминологии эти сады называются дзен-садами и они считаются воплощением философии дзен-буддизма. На самом деле этот «туристический термин» возник в конце 20-го века при популяризации японской культуры на западе с легкой руки журналистов и прочих, не слишком разбирающихся в вопросах японских традиций и собственно дзен-буддизма. Возникновению заблуждения поспособствовали и фотографии монахов на фоне «сухих» садов. Опять же, на самом деле, монахи медитируют не лицом к саду, а лицом к стене. А принципы дзен-буддизма говорят о том, что дзен внутри нас, а не в окружающей среде.

А если подробнее, то впервые слова «дзен» и «сад» встретились в одном предложении в книге «100 садов Киото» американского автора Лорейн Как (Loraine Kuck), изданной в 1935 году. Натолкнул автора на эту мысль, вероятно, ее сосед, писатель и преподаватель философии дзена. В последствии Лорен стала «Мадам Блаватской японских садов». До 1950-х ни в японских исторических трудах, ни в японской садоводческой литературе упоминаний о дзен-садах не встречалось. Однако сейчас этот термин популярен как на западе, так и в самой Японии. Вообще, монахи одной из трех крупнейших буддистских школ, Сото (曹洞宗), полностью отвергали такое роскошество как сады. И Мусо Сосэки (夢窓 疎石 , 1275 - 20 октября 1351), дзен-монах школы риндзай, один из известнейших мастеров садового искусства времен сёгуната Асикага, подвергался суровой критике и со стороны своих собратьев, и со стороны других дзен-буддистских школ, поскольку «люди, практикующие дзен, не должны строить сады» (Tim Hansken is an Asian linguist and garden builder from Occidental, CA.). Самый знаменитый дзен-монах 20-го века Кодо Саваки так говорил «…Японская садовая архитектура очень тонка: мастера доводят их искусство до такой степени, что они компонуют, еще компонуют, пока не дойдут до точки, где это наконец-то выглядит, как будто бы выросло само собой - это считается самой высшей точкой садовой архитектуры. Вопрос только в том, почему же сразу не наслаждаться живой природой?»

Почему же так случилось, что зачастую в Японии не только обычные люди, но монахи при храмах, называют «сухие» сады - дзен-садами? Ответ, в принципе, несложен. В Японии в разговорах тема садов и любования природой поднимается так же часто и является столь же обычной, как и разговоры о, например, кулинарии или работе. Садов в Японии много, они открыты для публики, вход недорог и потому, они любимы и часто посещаемы. В то время как от религии, и в том числе дзен-буддизма, современные японцы далеки. А храмы в Японии в большинстве своем, имеют ограниченное финансирование, и поэтому туризм является для них одной из важнейших статей дохода. Вот и добавляют они к красоте прихрамовых садов мистические элементы, философские мотивы и поэтические загадки для привлечения туристов, как западных, так и своих, родных (Tamao Goda is JOJG’s art director and chief Japanese garden researcher).

Говорить же о том, что эти сады располагаются только рядом с резиденциями (houjou / 方丈) настоятелей храмов и монастырей будет неправильно. Они могут быть созданы рядом с любым домом, рестораном и вообще в любом месте. При храмах же обычно существуют большие сады, созданные в разных стилях и «сухой» сад всего лишь один из них.

Основными элементами «сухого» сада являются камни и песок (или гравий), символизирующий море или, в широком смысле, просто воду. Вообще, воду в таком саду обозначают определенным образом расположенные камни, создающие так называемый сухой водопад (karetaki / 枯滝) и узоры, создаваемые граблями на песке — сухой ручей (karenagare / 枯流). Растения в таких садах неважны и зачастую отсутствуют. И если в период Муромати они еще умеренно используются, то в начале периода Эдо их сменяют мхи и единичные крупные растения у задней стены. Так же эти сады отличаются тем, что предполагают «любование» с одной точки, причем сидя (не всегда, но чаще всего). Камни часто символизируют китайские горы и носят их названия.

Само слово карэ сан суй взято из справочника садового искусства конца 11го века, «Сэндзай Хисё» или «Сакутэйки» («Sakuteiki» / «Руководство по созданию садов» / 作庭記) и относится скорее к садам периодов Муромати, Момояма и Эдо, в то время как сады более позднего периода называют коюки карэ сан суй (kouki karesansui / 後期枯山水). А «сухие» сады, точнее способы расположения камней в саду, периода Хейан историки называют дзенкишики карэ сан суй (zenkishiki karesansui / 前期枯山水). Из-за схожести этих садов с китайской пейзажной монохромной живописью (suiboku sansuiga / 水墨山水画), особенно времен Китайской Империи Сун (Hokusou / 北宋) (960-1126), сады карэ сан суй так же называли суибоку сансуйгашики тейен (suiboku sansuigashiki teien / 水墨山水画式庭園) или хокусоу сансуигашики тейен (hokusou sansuigashiki teien / 北宋山水画式庭). Как и на картины, на эти сады нужно было смотреть с одной, сидячей точки зрения.

Самый первый такой сад был создан в Камакуре при храме Kenchoji, основанном в 1251 году. Этот храм и монастырь при нем объединял и возглавлял 5 великих дзен-монастырей, которые процветали в эпоху Камакура (1185-1333).

В настоящее время самые известные сады камней находятся в Киото при храмах Рёандзи (Ryoan-ji) (www.ryoanji.jp/top.html) и Daitokuji, они созданы еще в период Муромати. Самый известный японский «сухой» сад, это, конечно, Рёандзи, Храм Мирного Дракона (Ryoan-ji, Temple of the Peaceful Dragon) — сад 15ти камней и песочного «моря». Здесь, окруженные с 3-х сторон низкими стенами, на ровной площадке, покрытой песком, находятся 15 камней разных размеров, сгруппированные совершенно необыкновенным образом. Этот уникальный сад, созданный Со-ами, иллюстрирует историю о тигре, спасающемся вплавь с одного острова на другой со своими тремя детенышами, один из которых, как ни странно, леопард. В этом саду нет дерева или куста, но есть деревья за стенами сада и они создают прекрасный задний фон. Секрет этого сада в том, что камни расположены таким образом, что где бы вы не встали, видеть вы будете только четырнадцать камней. Цветовое разнообразие создают лишь редкие полоски ярко-зеленого мха возле некоторых камней, что делает Рёандзи одним из самых лаконичных и абстрактных садов в Японии.

И именно с этого сада и начался миф о дзен-буддистких садах. Снимок буддийского монаха, медитирующего перед этим садом, сделанный американским фотографом, стал известен во всем мире. И, тем не менее, является обманкой. На самом деле, это древнее синтоистское место, а вовсе не буддийское. И сад не был ни создан дзен-буддистким монахом, ни служит местом дзен-медитаций. Хотя даже в туристических проспектах, которые можно взять в самом саду, пишут о дзене. Некое туристическое завлекалово, поскольку прикоснуться к чему-то глубокому и мистическому всегда завлекательнее, чем просто к красивому.

продолжение следует…

Использованная литература:

  1. А.Н.Мещеряков «Книга японских обыкновений»
  2. A-TO-Z PHOTO DICTIONARY OF JAPANESE BUDDHIST STATUARY http://www.onmarkproductions.com/html/buddhism.shtml
  3. JAANUS — Dictionary of Japanese Architectural and Art Historical Terminology compiled by Dr. Mary Neighbour Parent . http://www.aisf.or.jp/~jaanus/
  4. «The Gardens of Japan» by Jiro Harada, of the Imperial Household Museum, Tokyo, 1928.

Comments (1)

огромнейший труд. сколько ж сил на это потрачено …

История японского сада

Европейцам ландшафтное искусство и сады Японии стали известны сравнительно недавно, около 150 лет назад, в последней трети XIX века. Причина столь позднего открытия древнего японского садового искусства состояла в том, что многие столетия правители Японии проводили политику изоляционизма, и страна была закрыта для иностранцев.

После революционных внутренних реформ императора Мейдзи в 1867 году внешняя политика страны изменилась, и японцы стали активно привлекать иностранцев для развития своей экономики, а также интенсивно осваивать западную культуру. Страна стала открытой для европейских капиталов и для европейского искусства. В Европе же в конце XIX века сложилась мода на все японское, особенно ярко отмеченная в искусстве стиля модерн. В эти годы остальной мир познакомился с древним и гармоничным ландшафтным искусством Японии. Тогда же на Западе появились первые Японские сады, созданные за пределами Японии, - в 1894 году в американском Сан-Франциско, а в 1903 году в голландской Гааге.

В качестве самобытного художественного явления японский сад сложился в X–XII веках. Три столетия спустя он достиг расцвета. В этот период были созданы сады, ставшие каноном ландшафтного искусства и послужившие образцом для многих сотен японских садов, создаваемых до настоящего времени. Наиболее древние сохранившиеся относятся к монастырскому типу и представляют эпоху Хэйан. К немногочисленным образцам древних относится сад храма Моцудзи в Хираидзуми, начатый строительством в 1124 году.

Философия японского сада

В эпоху Камакура (1185–1333) в религиозных воззрениях правящей аристократии господствующее положение стала занимать школа Буддизма Дзэн – религиозно-философская концепция созерцания мира и внутреннего духовного состояния. В учении Дзэн самым важным считался духовный труд, внутренняя работа над собой. Для совершения ритуальных процедур созерцания, постоянных медитаций японские князья и военачальники создавали небольшие монастырские и светские сады, ставшие новым самобытным этапом развития ландшафтного искусства. До наших дней дошел выдающийся образец сада этого времени – Тэнрюдзи в Киото. Здесь на месте небольшого дворцового сада мастер садов Мусо Сосэки (1275–1351) выполнил новую планировку и осуществил посадку деревьев. Главная достопримечательность сада – группа камней, символизирующих водопад. Постановка водопада в центре композиции связана с древней легендой о карпе, который с усилием преодолевал пороги водопада и, преодолев преграды, стал драконом, обретя его силу.

Правила японского сада

Как и всякое другое средневековое искусство, ландшафтное искусство Японии этого времени было глубоко каноничным, т.е. соответствовало набору четких правил и подчинялось жесткой регламентации элементов и приемов. Уже в XI веке был создан объемный трактат по садовому искусству «Сэндзай Хисё», в котором излагались указания по построению сада и созданию композиций, а также давалось описание «правильных» современных садов.

Центром сада считалось искусственно созданное озеро с островом. О значении озера и острова в композиции говорит то, что иероглифом «остров» (сима) иногда обозначался весь сад. Другим обязательным элементом были крупные камни, собранные в единую композицию и бывшие символом горного природного ландшафта страны. Деревья, кустарники и цветы не всегда выдвигались на первое место композиции и часто играли второстепенную роль.

Предписанные в трактате правила были нацелены на создание определенного эстетического результата – формирование ландшафтных условий для того, чтобы побудить зрителя к возвышенным философским размышлениям о мире и своем месте в нем. Искусство расстановки камней считалось главным в работе художника сада. Камни подбирали и составляли в композицию в зависимости от формы, цвета, фактуры, а также в соответствии с общим замыслом сада, его стилем и назначением.

Сад «Сухой пейзаж»

К началу XIV века сложились три новых основных типа сада: для созерцания из интерьера храма или дома, символический сад под названием «Сухой пейзаж» и сад для чайной церемонии.

Каждый из этих типов возник из особенностей образа жизни жителей Японии и был важной составной частью общественных и жилых построек. В Европе не было аналога таким типам садов. Наиболее известным и характерным типом японского сада этого времени был «Сухой пейзаж». Формы и элементы его сведены к минимуму и следуют четко сформулированной философской программе. Сад создается как символическая модель мира и содержит только самые необходимые элементы – символы Воды, Земли, Движения, Пустоты, созданные с помощью камней, мелкой гальки и мха.

Настоящая вода в сухом саду отсутствует. Ее заменяет мелкая морская галька светлых тонов, разровненная и уложенная подобно течению воды. Растения в сухих садах либо отсутствуют вообще, либо представлены несколькими строго отобранными кустарниками и мхом. Из этих форм создаются все образы сада – покой и волнение, гармония и порядок (иерархия), стремительные перемены и безмятежность. Большие плоскости разровненной гальки становятся символами «Моря жизни», а группы камней, собранные в сухие водопады, говорят о резких изменениях.

Японские садики

Наряду с монастырскими и княжескими садами в Японии широко развивалось и традиционное искусство небольших садиков при жилых домах. Их площадь порой ограничивалась несколькими квадратными метрами. Небольшие размеры тем не менее, вмещают в себя все необходимые элементы – миниатюрные пруды, камни, деревья, дорожки, цветы. В традиционном искусстве садов сложилось три типа таких садиков при жилых домах: «ке» планируется для домашних и хозяйственных нужд; «харе» создается для семейных ритуалов и церемоний и «суки» предназначены только для эстетических функций.

Японский ландшафтный дизайн в 20 веке

В ХХ веке традиционное ландшафтное искусство Японии начинает испытывать влияние со стороны европейских школ, однако, сохраняет свое значение как главное направление во всех сферах садово-паркового искусства и ландшафтного дизайна. Достоинства классических японских садов столь очевидны, а гибкость применения классических приемов столь высока, что и во времена послевоенного модернизма знаменитые японские архитекторы дополняют новые авангардистские здания садами в традиционном японском стиле.

Такой подход характерен для первых послевоенных построек Кендзо Танге (мемориальный парк Мира; композиция у здания префектуры Кагава) и для более поздних архитектурных проектов Сатио Отани и Тадао Андо (Международный центр конференций в Киото и Детский музей в Химэдзи). К числу ведущих традиционных садовых мастеров довоенного и послевоенного времени, относится знаменитый историк ландшафтного искусства и автор многочисленных садовых комплексов Мирэи Сигэмори (1896–1975). К числу его наиболее значительных шедевров относятся Сады монастыря Тофукудзи в Киото.


В течение всего ХХ века традиционное японское садовое искусство становится все более популярным на всех континентах Земли. Школы ландшафтного дизайна предлагают курсы японского садового искусства. Во многих городах мира множество людей создали сотни своих частных японских садов и садиков. Традиции и приемы классического японского сада продолжают оставаться одними из самых популярных в современном ландшафтном дизайне.

Японский сад в наше время

В настоящее время одним из самых интересных японских мастеров традиционного направления является выпускник университета Тамагава в Токио Шанмио Масуно. Начиная со второй половины 1980-х годов он создал более двух десятков проектов в традиционном японском стиле для благоустройства гостиниц, библиотек, университетов, современных жилых комплексов. Поэтичные по названиям и впечатляющие по форме, классические по композиции и современные по использованному оборудованию, проекты Масуно твердо опираются на японскую традицию в решении актуальных задач благоустройства.


Показательны и интересны два проекта, выполненные им для гостиниц, – «Сад Синих Гор и Зеленой Воды» в гостинице «Койджимаши Кайкан» в Токио и «Сад Большого Водопада и Сосен» в гостинице «Имабари Кокусай» в Имабари.

Японский сад в Иркутске

Правообладателем всех материалов сайта является ООО «Правила строительства». Полная или частичная перепечатка материалов в любых источниках запрещена.

Особый менталитет жителей Японии, сформировавший культурную жизнь этой страны, не мог не найти своего отражения и в садово-парковом искусстве. Бережный подход к природе и стремление сохранить ее первозданную красоту, кропотливость в подборе растений и скрупулезная планировка пространства, символизм в каждой детали и уникальный талант находить и созерцать прекрасное в малом – эти черты позволили сформировать особый ландшафтный дизайн, который мы называем японским садом .

История появления

Японский стиль в ландшафтном дизайне появился очень давно: почти полторы тысячи лет назад. Он плотно переплетается с историей культуры страны восходящего солнца. Для благородного японца или японки обладание обостренным чувством восприятия эстетической стороны мира было одним из главных достоинств. Сформированный под воздействием этого принцип «очарование вещей» - мононо аварэ - играл важную роль в жизни людей того времени.

Типичным примером из раннего садово-паркового искусства Японии является императорский дворец (VII вв.) в г. Хэйан. Характер пейзажного парка складывался под влиянием Китая, однако был наделен своей особой идеей и стремился к сохранению естественности. Ассортимент растений составляли цветущие декоративные деревья и кустарники, такие как вишня, слива, азалия, сакура, керрия, ирисы и хризантемы. Уже тогда при подборе растений японцы руководствовались их символическим смыслом: сосна – долголетие, бамбук – стойкость и др. В саду участвуют такие элементы ландшафта, как горы и реки, присутствующие в их уменьшенных копиях – холмиках и ручьях, озерах и островках. В связи с ростом населения и плотности застройки появляются внутренние сады - цубо , вписывающиеся в архитектуру дома. В них не было принято вторгаться, а также ходить по ним, ими можно было лишь любоваться.

С основанием новой столицы - Киото - формируются (IX – XII вв.) так называемые сады чайной церемонии , которые обустраивались прямо перед чайным домиком.

В XIV-XVI вв. сад стал обязательным элементом храмового комплекса. Постепенно декоративность отходила на второй план, уступая место символике. Яркие краски цветения заменяются монохромным и строгим колористическим решением. Вода в озерах и ручейках иногда заменяется на гальку и песок, такой прием называется карэ сан-суй – «сухой пейзаж».

«Сухой пейзаж»

Заимствованный китайский стиль обустройства садов со временем перерабатывается в свой собственный, японский ландшафтный дизайн. Большой пейзажный парк для вольного времяпрепровождения превращается в миниатюрный концептуальный сад, назначение которого состоит в спокойном созерцании и совершенствовании духа.

Характерные особенности

Для всех японских садов характерны общие черты. Ландшафтный дизайнер всегда работает внутри этих канонов, проявляя свое воображение лишь в пределах традиционных правил. Сад в японском стиле подразумевает сочетание минималистичных форм и растений со сдержанностью в цветовой гамме. Лаконичный подход отражен и в расположении объектов на территории ландшафта. Количественные пропорции между вечнозелеными и листопадными растениями должны быть равны соответственно трем к семи . Тонкая философия японского сада - это символизм в каждой детали. С деревьями и предметами интерьера связаны бесчисленные множества примет и поверий, которые складывались веками и являются отражением японской культуры.

Главное правило при создании японского стиля - неуклонное следование природной натуральности, например, дерево, обитающее в горной местности, не может быть посажено рядом с водой. Для того, чтобы оформление ландшафтного дизайна было естественным, обязательно составление асимметричных композиций по правилам:

  1. форма, цвет и позиция растения не могут повторяться;
  2. воображаемые линии, которые соединяют объекты в саду, не могут иметь одинаковую длину, а также они не могут быть параллельными.

Японские сады в изобилии содержат в себе разнообразные малые архитектурные формы, которые могут быть использованы для создания дополнительного антуража: деревянные или металлические ворота и калитки для отделения одной части сада от другой, глиняные и бамбуковые стены и ограждения, которые могут нести в себе как декоративную, так и функциональную нагрузку, цукубаи – каменная чаша для омовения рук, бамбуковая вертящаяся трубка сикаодоси, сквозь которую льется тонкая струйка воды, фонари, пагоды, мостики и беседки.

Классический сад в японском стиле может быть представлен в нескольких видах:


  1. хвойные породы – ели голубая и обыкновенная, микробиота перекрестнопарная, казацкий, виргинский и горизонтальный, сосны обыкновенная и горная, западная;
  2. лиственные деревья – арония черноплодная, вишня войлочная, виды и сорта ивы, клен американский, остролистный и татарский, миндаль трехлопастной, ольха черная, слива обыкновенная, декоративные сорта яблони обыкновенной (для сада большого масштаба подойдут дуб черешчатый, липа сердцелистная, каштан конский обыкновенный);
  3. лиственные кустарники – барбарис обыкновенный, бирючина обыкновенная, бересклет европейский, вейгела, дейция изящная, дерен белый, кизильник мужской, рододендроны, скумпия кожевенная, спиреи Вангутта, серая, японская и ниппонская, форзиция средняя, хеномелес японский;
  4. травянистые растения – анемоны японские, астильбы, толстолистный, ирисы, камнеломки Андерса, луки, очитки, папоротники, пионы древовидные, примулы, хосты, хризантемы;
  5. почвопокровные растения – атрихум волнистый, барвинок малый, будра плющевидная, копытень, кукушкин лён, полия живородящая;
  6. лианы – актинидия коломикта, девичий виноград, жимолость каприфоль, клематис горный, лимонник китайский.

Типичные атрибуты японского сада можно применить в ландшафтном проекте. Например, для зрительного увеличения небольшого пространства можно сделать холмистый рельеф. Чтобы, наоборот, визуально уменьшить территорию, на ней оставляют или делают мощение, сокращают количество высокорослых деревьев и добавляют кустарники и травянистые растения.

Заключение

Особенности быта и культуры японского общества на протяжении веков сформировали особый, неповторимый ландшафтный дизайн. Японский стиль жизни настолько самодостаточен и приватен, что европейскому человеку вряд ли удастся до конца его понять, однако мы всегда можем приподнять завесу и заглянуть в восточную тайну.