Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Нефедов валерий анатольевич городской ландшафтный дизайн. Архитектор Валерий Нефёдов — о радикальных переменах на городских набережных. Как оживить берега

29 января 2017 года на 68 году жизни скончался Валерий Анатольевич Нефёдов – доктор архитектуры и профессор, профессор кафедры градостроительства Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ), Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, член Союза архитекторов РФ.

Валерий Анатольевич Нефёдов родился 20 мая 1949 года в Риге. В 1973 году окончил Ленинградский инженерно-строительный институт (ЛИСИ, ныне СПбГАСУ). В 1973-1976 годах работал архитектором в проектном институте ЛенжилНИИпроект. С 1980 и до конца 2016 года преподавал на Архитектурном факультете СПбГАСУ. Начав работу в качестве ассистента Валерий Нефёдов, стал профессором кафедры градостроительства, а в течение 10 лет с 1997 по 2007 годы занимал должность декана Архитектурного факультета СПбГАСУ.

В 2005 году Валерий Анатольевич защитил докторскую диссертацию на тему: «Архитектурно-ландшафтная реконструкция как средство оптимизации городской среды». В качестве научного руководителя подготовил 7 кандидатов наук, в качестве руководителя учебной творческой мастерской подготовил сотни квалифицированных специалистов – выпускников кафедры «Градостроительство» и «Урбанистика и дизайна городской среды», ныне работающих в Санкт-Петербурге, а также других городах России и мира.

На протяжении 18 лет Валерий Нефёдов выступал координатором международных образовательных программ и совместных проектных семинаров с вузами Германии, Франции, Италии. В качестве приглашенного профессора читал лекции, проводил проектные семинары по архитектуре и дизайну в учебных учреждениях Китая, США, Франции, Швеции. Выступал с докладами и принимал участие в крупных научных международных конгрессах и конференциях, посвященных ландшафтной архитектуре, в Венеции, Порто, Бергене, Цюрихе, Рио-де-Жанейро.

Валерий Анатольевич Нефедов автор трёх книг: «Ландшафтный дизайн и устойчивость среды» (2002), «Городской ландшафтный дизайн» (2012), «Как вернуть город людям» (2015) и более 70 научных статей по актуальным проблемам архитектуры, градостроительства и дизайна городской среды.

В 2007 году выдающемуся преподавателю СПбГАСУ было присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации».

Комитет по градостроительству выражает искренние соболезнования родным и близким Валерия Анатольевича Нефёдова, а также всему коллективу Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета.

Сообщаем, что прощание и гражданская панихида состоится 1 февраля 2017 года (среда) с 11 до 12 часов в Доме архитектора по адресу ул. Б. Морская, д. 52. Отпевание состоится в 13.30 в Храме Смоленской иконы Божией Матери по адресу ул. Камская, д. 24.

Пресс-служба Комитета по градостроительству и архитектуре
242-31-48,

29 января 2017 года на 68 году жизни скончался Валерий Анатольевич Нефёдов - доктор архитектуры и профессор, профессор кафедры градостроительства Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ), Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, член Союза архитекторов РФ.

Валерий Анатольевич Нефёдов родился 20 мая 1949 года в Риге. В 1973 году окончил Ленинградский инженерно-строительный институт (ЛИСИ, ныне СПбГАСУ). В 1973-1976 годах работал архитектором в проектном институте ЛенжилНИИпроект. С 1980 и до конца 2016 года преподавал на Архитектурном факультете СПбГАСУ. Начав работу в качестве ассистента Валерий Нефёдов, стал профессором кафедры градостроительства, а в течение 10 лет с 1997 по 2007 годы занимал должность декана Архитектурного факультета СПбГАСУ.

В 2005 году Валерий Анатольевич защитил докторскую диссертацию на тему: «Архитектурно-ландшафтная реконструкция как средство оптимизации городской среды». В качестве научного руководителя подготовил 7 кандидатов наук, в качестве руководителя учебной творческой мастерской подготовил сотни квалифицированных специалистов - выпускников кафедры «Градостроительство» и «Урбанистика и дизайна городской среды», ныне работающих в Санкт-Петербурге , а также других городах России и мира.

На протяжении 18 лет Валерий Нефёдов выступал координатором международных образовательных программ и совместных проектных семинаров с вузами Германии, Франции, Италии. В качестве приглашенного профессора читал лекции, проводил проектные семинары по архитектуре и дизайну в учебных учреждениях Китая, США, Франции, Швеции. Выступал с докладами и принимал участие в крупных научных международных конгрессах и конференциях, посвященных ландшафтной архитектуре, в Венеции, Порто, Бергене, Цюрихе, Рио-де-Жанейро.

Валерий Анатольевич Нефедов автор трёх книг: «Ландшафтный дизайн и устойчивость среды» (2002), «Городской ландшафтный дизайн» (2012), «Как вернуть город людям» (2015) и более 70 научных статей по актуальным проблемам архитектуры, градостроительства и дизайна городской среды.

В 2007 году выдающемуся преподавателю СПбГАСУ было присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации».

Комитет по градостроительству выражает искренние соболезнования родным и близким Валерия Анатольевича Нефёдова, а также всему коллективу Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета.

Сообщаем, что прощание и гражданская панихида состоится 1 февраля 2017 года (среда) с 11 до 12 часов в Доме архитектора по адресу ул. Б. Морская, д. 52. Отпевание состоится в 13.30 в Храме Смоленской иконы Божией Матери по адресу ул. Камская, д. 24.

29 января после тяжелой и продолжительной болезни ушел из жизни Валерий Анатольевич Нефедов (1949 - 2017).

Уроженец Риги Валерий Нефедов во второй половине 1960-х приехал в Ленинград и поступил на архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института, который закончил в 1973 году.

С учителями Нефедову повезло. На кафедре градостроительства, где он учился и работал над кандидатской диссертацией, его наставниками были профессора А.И. Наумов, В.П. Громов, В.К. Свешников, И.В. Барсова. Градостроители Ленинграда, о которых, к сожалению, сегодня уже начали забывать… Их влияние определило творческий и научный «почерк» В.А. Нефедова.

С середины 1970-х и до самого последнего времени его жизнь и деятельность были тесно связаны с архитектурным факультетом бывшего ЛИСИ, а ныне Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета. В сложные для нашего города времена - в конце 1980-х В.А. Нефедов стал деканом архитектурного факультета. Несмотря на сложности и противоречия постсоветского времени, В.А. Нефедов стремился к созданию архитектурной и научной школы факультета, с учетом как позитивного отечественного, так и зарубежного опыта, не всегда получая понимание и поддержку. Обладая даром убеждения, он в конце концов добивался понимания коллег и руководства.

Своей деятельностью в качестве руководителя персональной творческой мастерской - «Мастерской Нефедова», он убедительно показал, что профессиональное воспитание будущих архитекторов, как практическое, так и теоретическое является важнейшей частью архитектурного творчества. Сумел переломить сложившийся стереотип о том, что в педагоги идут люди, из которых не получились практики. Человеком он был чрезвычайно собранным и инициативным. Сумел написать докторскую диссертацию на тему «Архитектурно-ландшафтная реконструкция как средство оптимизации городской среды», защитить ее в 2005 году, и одновременно руководил архитектурным факультетом и мастерской - это не у всякого получится.

Отдельная и важная сторона научной деятельности В.А. Нефедова - это создание Ландшафтной школы, основанной на урбанистическом понимании ландшафта как средства создания благоприятной городской среды. Результат научной «Школы Нефедова» - средовая направленность тематики выпускных квалификационных работ (бакалаврских и магистерских), темы 8 кандидатских диссертаций, выполненных и защищенных под его руководством, три монографии, из которых последняя называется «Вернуть город людям» (2015 г.), многочисленные выступления на конференциях и более 70 статей, вызывавшие несомненный научный интерес.

Не все в современной градостроительной практике Санкт-Петербурга ему нравилось. Он этого не скрывал и всегда стремился ее улучшить, советуя руководству города как это можно было бы сделать.

В.А. Нефедов стремился к созданию и укреплению партнерских связей с зарубежными архитектурными школами Германии, Италии, Франции. В большой мере это ему удавалось благодаря широкой эрудиции, профессиональному знанию английского и итальянского языков и личным качествам, способствовавшим установлению профессиональных контактов.

Тяжелая болезнь не смогла помешать педагогической деятельности Валерия Анатольевича. Будучи ответственным за магистерскую программу на кафедре градостроительства, он до последних дней руководил этой стороной подготовки, составлял программы обучения как магистрантов, так и бакалавров, непосредственно руководил магистрантами.

Доктор архитектуры, профессор, «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации», член Союза архитекторов России, а главное, многочисленные воспитанники «Школы Нефедова» - это следствия его разносторонней деятельности более чем за 40 лет.

А.Г. Вайтенс, зав. кафедрой градостроительства СПбГАСУ

Валерий Нефёдов был профессором СПбГАСУ, доктором градостроительства, прекрасным ландшафтным архитектором, автором уникальных книг по своей тематике.

Профессиональные интересы Валерия Нефёдова были очень широки: мировая новейшая архитектура и дизайн, интерьеры общественных и жилых зданий, использование новых технологий в проектировании городских открытых пространств. Валерий Нефёдов написал более 70 научных работ посвященных ландшафтному дизайну, современной архитектуре, архитектурно-ландшафтной реконструкции городской среды на основе концепции устойчивого развития.

Валерий Анатольевич долго болел. Однако до последнего он работал и строил планы на будущее.

Мы публикуем некоторые высказывания Валерия Нефёдова, которые могут служить хорошими правилами для профессионалов в области ландшафтного дизайна, архитектуры и градостроительства:

  • Если к природным формам все больше прибавлять альтернативные свободные линии, формы, то в итоге мы получим приближение к современному дизайну.
  • Оригинальность композиции заключается в сталкивании каких-то парадоксальных элементов, идущих от фактуры материала, линии. В этом отношении мировой ландшафт становится все более разнообразным, так как сегодня он вполне способен впитывать новое в рамках страны. Единственное, чего нам не хватает — приобщения к высоким технологиям.
  • Вода — это то богатое пластическое средство, которое стоит позатейливее преподнести: так, чтобы она обволакивала какие-то высокотехнологичные поверхности, радовала глаз обилием красок благодаря подсветке. Фонтан раскрывает лишь малую часть водного ресурса. Заметим, что тонкое водное зеркало где-нибудь в Швеции, Финляндии изначально делают мелководным, и в конце ноября, когда его нужно отключать, то, что было под водой, будет представлять собой выразительную первую линию, живописную фактуру.
  • Малый масштаб — это шанс на выражение идентичности личности, особого стиля. В идеале, нужно заявить дизайнеру: хочу ландшафт не такой, как у соседа, сделайте мне свое, именное. Пусть его основной чертой будет слишком большое количество элементов, главное — он не похож на другой.
  • Если бы люди, разные по характеру, состоянию, достатку, заказывали бы действительно разные формы растительности, и не цветы в первую очередь, а, к примеру, цветущие и плодоносящие кусты, разные хвойные, мы бы постепенно пришли к биоразнообразию. А это один индикаторов устойчивого развития ландшафтного дизайна.
  • Рокарии, альпийские горки, подпорные стенки с огромным количеством растительности, все эти банальные водные «каскадики» - это дежурный набор, фактически обнуляющий образование ландшафтного дизайнера, которому заказывают одно и то же. Для этого ему не нужно учиться, достаточно открыть любой журнал и сделать все, как там написано.
  • Смысл дизайна — это поиск альтернатив. Ландшафтным дизайнером себя может называть только тот, кто умеет придумать новое, а не только компоновать подпорную стенку с водным каскадом.
  • Будущее — за теми, кто настроен, получить настоящее образование.
  • Дизайнер должен быть готов к тому, что сначала нужно провести философский диалог с заказчиком. Ведь задача специалиста — раскрыть черты характера клиента, понять особенности его образа жизни, выявить его культурные привязанности, и на основе всего это создавать дизайн.
  • Любой уход от стереотипов требует дополнительного образования. Надо искать непохожие вещи, изучать информацию с любых мировых выставок ландшафтного дизайна, где есть, хоть какой-то проблеск свежей линии, свежего материала, свежей трактовки.
  • О выставочных садах. У каждой выставки во Франции есть свой девиз. Это касается и любой композиции, подходя к которой вы, не имея специального образования, должны как-то образно ее назвать, выразить ее сущность. Если же это просто нагромождение цветов, камней, и у этого нет названия, то тогда, я думаю, философия очень банальна.
  • Есть такое понятие «семантика сада». Это смысл, который вы должны сами прочитать, если вам композиция про что-то говорит. Это может быть сад добра или зла, сад радости или грусти. Если сад вам ничего не говорит, значит, дизайнер не сделал нормальную работу.
  • Вся эта образность появляется, когда дизайнер трудится над созданием философии сада. Вот что важно, а вовсе не конкретное сочетание микрорельефа и растительности.
  • Любая настоящая ландшафтная композиция, обладая языком, может с вами говорить. Если в ряд выставлены горшочки, а рядом стоит подпорная стенка, никакого общения не произойдет, потому что это просто набор готовых изделий.
  • О французских выставочных садах. Это радостные краски, радостные линии. Это некий сад, поднимающий вам настроение. Это море положительных эмоций, некое послание доброты сада.
  • Мой сад, который расположен рядом с моим подъездом, я делаю своими руками из подручных материалов. Хочу, чтобы соседи испытывали гордость за то, что вокруг хотя бы что-то обустроено, пусть это даже клочок 10×10 метров. От каждого из нас зависит, быть ли в городе хотя бы маленькому садику, куда вложена душа, положительные эмоции.
  • Идеи для зимнего города. С грустью смотря на наш город зимой, всякий раз мысленно возвращаюсь в скандинавские страны. Допустим, Стокгольм или Хельсинки — это города, которые нас в ландшафте радуют красками. Там нет цветущих, или их не так много. Там может стоять какая-то композиция из вереска, и она вас шокирует, потому что в январе или феврале вы меньше всего ожидаете ярких красок. И самое главное из таких вещей, которые достойны осмысления, развития, продолжения, это ландшафтные модули психологической поддержки населения в северных странах. Эти модули находятся под стеклом. Температура там поддерживается +20...+25°C. Даже в самую лютую зиму, когда вокруг снег и лед, модули наполнены цветущей растительностью, которой вы любуетесь под фонограмму поющих птиц. Все это сделано, чтобы люди зимой твердо верили в то, что придет теплая весна. Так ресурс природы используется для создания положительных эмоций у человека.
  • Совет дачникам и всем, у кого есть частный дом. Я за коммуникацию, я за то, чтобы люди были разными, и у них были разные ландшафты. Если бы население было более образовано, разбиралось тоньше, интересовалось глубже, не было бы такой массовости в использовании стандартных решений, которую мы наблюдаем в ландшафтном дизайне дачных участков. Важно, чтобы наши люди с детства находились в благоустроенной среде. Тогда ребенок вырастает более креативным и небезразличным человеком.
  • Совет горожанам. Взять вьющиеся растения, которые можно по каркасу поднимать на любую высоту. Необходимо поднять вертикали, и все получится.

Валерий Анатольевич Нефедов окончил ЛИСИ – Ленинградский инженерно-строительный институт (ныне – Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ)) в 1973 году. В 1979 году он окончил аспирантуру в этом же вузе.

Завершив обучение, он начал преподавательскую карьеру. В настоящее время является профессором кафедры урбанистики и дизайна городской среды СПбГАСУ. Преподает ландшафтный дизайн, курсовое и дипломное проектирование.

Кроме того, читает курс «Современный ландшафтный дизайн городской среды» на факультете географии и геоэкологии Санкт-Петербургского государственного университета и преподает в Санкт-Петербургском государственном лесотехническом университете на факультете ландшафтной архитектуры.

Валерий Нефедов – доктор архитектуры, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ.

В сфере его профессиональных интересов: мировая новейшая архитектура и дизайн, интерьеры общественных и жилых зданий, использование новых технологий в проектировании городских открытых пространств.

Кроме того, он занимался выполнением исследования направлений и методов архитектурно-ландшафтной реконструкции города на основе концепции устойчивого развития.

Валерий Анатольевич Нефедов проводит многочисленные лекции и семинары, причем не только в России, но и за границей. Так, на протяжении семнадцати лет он ведет мастер-классы, лекции и семинары в США, Германии, Италии, Франции.

Принимал участие в ежегодных выставках дипломных проектов на международном уровне, выступая в качестве эксперта Фонда Ромуальдо дель Бьянко (Италия), созданного с целью международной интеграции.

Каждый год проводит мастер-классы по ландшафтному дизайну в Высшей национальной школе садоводства во французском городе Анже.

Один из вопросов, который находится под его пристальным вниманием, - это изменение облика родного ему Санкт-Петербурга, а именно, развитие городских и пригородных парков, парадоксы жилой застройки города.

Валерий Нефедов написал более полусотни научных работ (статьи, монографии, методические издания), посвященных ландшафтному дизайну, современной архитектуре северной столицы России, архитектурно-ландшафтной реконструкции городской среды.

В одном из интервью он рассказал, что обустроил небольшой сад рядом со своим подъездом. По его мнению, облик города зависит от каждого его жителя, так как обустроить подобный сад способны многие. Кроме того, он уверен, что укоренившееся в обществе представление о ландшафтном дизайне как способе обустройства только частных садовых участков крайне неверно. Ландшафтный дизайн способен преобразить улицы, площади, набережные, жилые дворы, сделав их полноценными фрагментами городской среды. А в городах, где с сентября по май не хватает ярких красок, элементы ландшафтного дизайна особенно необходимы, уверен профессор.