Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Йоруба – наследники древней культуры Нок. Наго (йоруба) - вежливые люди, свято почитающие и живых, и мертвых Йоруба язык

Йоруба — это широко распространенный язык, относящийся к бенуэ-конголезской семье, самоназвание — наго. По преданиям, отцом народа йоруба является Одудува, сын Олодумаре — высшего божества йоруба. Народ, чья история уходит корнями в древнейшие времена, получил свое название «дети Одудувы» лишь во второй половине XIX века. До запрета торговли рабами йоруба были известны европейцам среди освобожденных рабов Фритауна как аку — название, произошедшее от первого слова в приветствии на языке йоруба. Позже в обиход вошло название «йоруба», но сначала оно относилось только к королевству Ойо. Название это было в ходу на языке хауса, его происхождение неизвестно. Благодаря представителю йоруба Сэмюэлу Аджаю Кроутеру (Samuel Ajayi Crowther), а позднее миссионерам и в результате развития письменности йоруба название «йоруба» распространилось на всех говорящих на диалектах этого языка.

В наши дни понятием «йоруба» (или ede Yorùbá — язык йоруба ) обозначается диалектный континуум в Западной Африке, число говорящих — более 30 миллионов. Йоруба — язык народа йоруба, им владеют преимущественно на юго-западе Нигерии и частично в Бенине и Того.

Помимо этого, носители языка есть также в Бразилии и на Кубе, где он известен под самоназванием — наго. В Нигерии на йоруба говорят 18,85 миллиона человек — более 20 % населения в штатах Квара, Лагос, Огун, Ойо, Ондо и Осун, а также в западных округах штата Коги. Эту исконную территорию языка йоруба в Нигерии обычно называют «земля йоруба». Она расположена на плато, на высоте 366 метров, и граничит на севере и востоке с Республикой Нигер. Территория эта в основном покрыта лесами, а на севере (включая Ойо) раскинулась саванна.

На языке йоруба также говорят в пограничных районах Бенина, Камеруна, Сьерра-Леоне, Того, и здесь он называется аку. В одном только Бенине на нем общаются 465 000 человек в Порто-Ново и других частях страны. Предположительно язык йоруба происходит из региона между озером Чад и верховьями Нила. Он распадается на 20 сильно различающихся диалектов. Стандартный йоруба основан на диалекте ойо.

Йоруба — один из важнейших языков Западной Африки. Это изолированный тоновый язык, имеющий три смыслоразличительные ступени тона.

Первое печатное издание на одном из диалектов йоруба вышло только в 1819 году. То был тоненький словарик Боудича (Bowdich), английского дипломата в государстве Ашанти. Для столь распространенного языка, каковым является йоруба, это достаточно поздно, если сравнивать с другими западноафриканскими языками. Так, публикации на языке акан относятся к XII веку. Возможно, это связано с тем, что до XIX века на побережье, где проживал народ йоруба, практически отсутствовала торговля с Европой.

Благодаря методам сравнительного языкознания, глоттохронологии, диалектологии и других дисциплин и традиционным устным историческим источникам лингвистические исследования смогли пролить свет на историю народа и языка йоруба до указанного времени. Северо-западные диалекты йоруба, например, обнаруживают больше лингвистических инноваций. Этот факт, а также то, что старейшие поселения находятся на юго-востоке и в центральной части, позволил некоторым ученым сделать вывод о более позднем заселении северо-западных областей.

Стандартный язык йоруба, разновидность одной из групп диалектов, имеет свою письменность, изучается в школе, используется на радио. Начало стандартизации языка йоруба было положено в середине XIX века, когда Сэмюэл Аджай Кроутер, представитель народа йоруба и первый африканский епископ, опубликовал грамматику йоруба и начал перевод Библии, что стало мощным фактором формирования этнической самоидентификации. В основе стандартного языка йоруба лежат диалекты ойо и ибадан, однако он обнаруживает и признаки многих других диалектов.

Кроме этого, ему свойственны черты, не принадлежащие ни к одному из диалектов, например упрощенная система сингармонизма, а также структуры из иностранных языков — кальки из английского, восходящие к ранним переводам религиозных произведений. Так как употребление стандартного языка йоруба не является результатом целенаправленной языковой политики, существует множество противоречащих друг другу версий о том, что является аутентичным языком йоруба. Ряд исследователей считает, что диалект ойо — самая чистая его форма, другие — что аутентичной формы йоруба вообще не существует.

Материал подоготовлен в Prima Vista, Москва.

В РУБРИКЕ «НОВОЕ ИМЯ» мы раз в неделю рассказываем о перспективных новичках - музыкантах, режиссерах, художниках и других творческих людях. То есть всех, чье имя все чаще появляется на страницах журналов, в лентах соцсетей и в наших беседах и кто явно находится на пороге большого успеха. В сегодняшнем материале речь пойдет о французских близняшках Ibeyi, черпающих вдохновение в полузабытой афро-кубинской религии.

дарья татаркова


Лиза-Каинде
и Наоми Диас

19 лет, выпустили EP «Oya»

На йоруба «ibeyi» буквально означает «близнецы». Название для группы на языке Западной Африки (на нем говорят в основном в Бенине и Нигерии) сестры-француженки выбрали не ради красного словца, а потому что ведут свое происхождение с Кубы, куда йоруба попал вместе с носителями во времена работорговли в XVIII веке. Названия песен на их дебютной EP «Oya» и вовсе отсылают к мифологии народа йоруба, где ибейи - это не просто близнецы, но дети божества Ошун, обвиненного в колдовстве. Их приютила другая героиня фольклора - Ойа, в честь которой и назван заглавный трек записи. У народов культуры йоруба самый высокий в мире процент по рождаемости близнецов, так что для них такие дети стали частью сакрального.

Отец сестер - знаменитый кубинский музыкант Мигель «Анга» Диас, получивший в составе Buena Vista Social Club «Грэмми». Диас, пожалуй, самый известный перкуссионист латиноамериканского джаза, научивший дочек перед смертью играть на своем любимом инструменте кахоне , похожем на большую коробку. На нем теперь играет Наоми, которая также освоила барабаны бата . Лиза же сочиняет музыку на фортепиано, формирует базу будущих песен, набрасывает тексты, вплетая туда ключевые фольклорные мотивы йоруба. В свою очередь Наоми занимается продюсированием и придумывает ритм и перкуссию песен. Подписаны сестры ни много ни мало на лейбл Ричарда Рассела XL Recordings, где среди прочих записывались The xx, Vampire Weekend, Radiohead, Sigur Rós и Адель.

Семейные ценности и культура, из которой ведут свое происхождение Наоми и Лиза, стали главной темой их музыки. Девушки признаются, что отец для них был образцом во всем, благодаря ему они полюбили йоруба, выучили религиозные песни и научились играть на инструментах. И хотя им было всего одиннадцать, когда отец скончался, он успел научить их тому, насколько важны родные. Сестры вспоминают, что такой сильный и трудолюбивый человек плакал только тогда, когда близнецы ругались между собой. Ibeyi говорят, что, за исключением внешности, они совершенно не похожи и спорят постоянно, но музыка для них стала сокровенным занятием, позволившим найти общий язык. Так, главными мотивами в их текстах стали идеи семьи и молитвы на родном их отцу языке, который сейчас помнят разве что кубинские священники африканского происхождения.

Потусторонние тона их треков достигаются не только за счет ловкой перкуссии и ударных, но и благодаря дерганой мелодии и низким, проникновенным голосам девушек, которые ими ловко манипулируют, создавая призрачную атмосферу. Мрачноватые, красивые и завораживающие треки пропитаны древними языческими мотивами что в музыке, что в текстах, но немаловажную роль играет и вполне современный грув, которому они научились, слушая Фрэнка Оушена, King Krule или Джеймса Блэка. Среди других музыкантов, которые повлияли на сестер сильнее всего, они называют Нину Симон, Мишель Ндегеоселло и весь реггетон. Ibeyi поют на четырех языках, но наиболее впечатляюще звучат, когда полностью переходят на молитвы йоруба: ощущение такое же, как когда поют Sigur Rós, - ничего не понятно, но за всем этим кроется такая тихая мощь, что волосы встают дыбом. Пока близняшки готовят полноценный альбом, рекомендуем послушать их EP «Oya» и совсем новую песню «Mama Says».

Йоруба, язык народа йоруба . Относится к подгруппе ква гвинейской группы языков. Распространён главным образом в западном и юго-западном районах Нигерии, а также в некоторых областях Дагомеи, в восточных районах Того. Число говорящих на Й.‒ около 10‒12 млн. человек (1972, оценка). Распадается на ряд диалектов. В языке Й. имеются 7 чистых и 7 носовых гласных. Распространена элизия и гармония гласных. Преобладают односложные и двусложные слова. Отчётливо выделяются высокий, низкий и средний тона, но имеются и скользящие (восходящий и нисходящий). Тон имеет семантическое значение (например, fó ‒ «ломать», fó ‒ «мыть», fo ‒ «говорить»). Язык Й. ‒ изолирующий. Грамматический род и склонение имён существительных отсутствуют. В глаголе нет показателей лица, числа, залога. Синтаксические отношения выражаются твёрдым порядком слов и служебными словами. Письменность Й. создана на базе латинского алфавита.

Лит .: Яковлева В. К., Язык йоруба, М., 1963; Gaye J. A. and Beecroft W. S., Yoruba grammar, 3 ed., L., 1951; Abraham R. C., Dictionary of modern Yoruba, L., 1958.

  • - комплекс мифологических представлений народа йоруба, живущего в Западном Судане - на западе и юго-западе Нигерии, в Бенине и в незначительном числе в Того. У йоруба сложился политеистический пантеон богов,...

    Энциклопедия мифологии

  • - народ, живущий в Зап. Нигерии, где насчитывает ок. 6 млн. ч. ...

    Советская историческая энциклопедия

  • - или Йарриба - значительное государство в центр. Африке, граничит на С. - Гандом, с В. - р. Нигер и Ганд, на З. - Дагомеей. Гл. города: Катунга, Аббеокута и Ибодан...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Багирми, язык народа багирми. Относится к подгруппе бонго-багирми цент-радьносуданской ветви конго-кордофанских языков. Аналитический, слабо агглютинативный язык с одно- и двусложными корнями, фонологическими тонами...
  • - Ибо, игбо, язык народа ибо, принадлежащий к группе ква конго-кордофанской семьи языков. Число говорящих на И. около 10,7 млн. чел. ...

    Большая Советская энциклопедия

  • - I Йору́ба народ, живущий на З. и Ю.-З. Нигерии, в Дагомее, где их называют нага или анага, и незначительное число в Того. Этнические группы Й.: ойо, ифе, иджеша, эгба и др. Все они считают себя единым...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Йоруба, народ, живущий на З. и Ю.-З. Нигерии, в Дагомее, где их называют нага или анага, и незначительное число в Того. Этнические группы Й.: ойо, ифе, иджеша, эгба и др. Все они считают себя единым народом и...

    Большая Советская энциклопедия

  • - города-государства Западного Судана, населённые народом Йоруба...

    Большая Советская энциклопедия

  • - народ общей численностью 26200 тыс. чел. Основные страны расселения: Нигерия - 25500 тыс. чел. Другие страны расселения: Бенин - 380 тыс. чел., Гана - 200 тыс. чел., Того - 100 тыс. чел., Камерун - 10 тыс. чел.,...

    Современная энциклопедия

  • - народ Нигерии. Живут также в Бенине, Гане, Того и других африканских странах. Общая численность 26,2 млн. человек. Язык йоруба. По религии христиане, есть мусульмане-сунниты и приверженцы традиционных верований...
  • - язык народа йоруба, относится к ква языкам. Письменность на основе латинского алфавита...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Из автобиографии французского поэта Пьера Жана Беранже: «Язык! Язык! Он душа народов: в нем читаются их судьбы»...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - неизм.; нескл., м; нескл...

    Орфографический словарь русского языка

  • - й"оруба, неизм. и нескл., муж. и нескл...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Формы слова

  • - сущ., кол-во синонимов: 2 народ язык...

    Словарь синонимов

"Йоруба (язык народа йоруба)" в книгах

Глава 6 Религии йоруба: путь связи

автора Протеро Стивен

Глава 6 Религии йоруба: путь связи Ориша (с. 219) Олодумаре (с. 224) Эшу (с. 225) Орунмила (с. 226) Ошун (с. 227) Обатала (с. 228) Огун (с. 229) Шанго, Ойя, Шопона, Йемойя и Осань-ин (с. 230) Аше (с. 231) Глобальная религия (с. 232) 100 миллионов? (с. 236) Май Стелла, Ойотунджи и африканизация (с. 239)

Глава 6. Религия йоруба: путь связи

Из книги Восемь религий, которые правят миром. Все об их соперничестве, сходстве и различиях автора Протеро Стивен

Глава 6. Религия йоруба: путь связи 1 Я благодарен моему коллеге Дэвиду Эккелу, который помог мне с основополагающими концепциями для этого курса, и моему ассистенту Кевину Тейлору, который помогал мне изложить эти концепции в аудитории.2 Ключевые слова в религии йоруба

1.3 Слово как язык народа

Из книги О слове и Слове в герменевтике Г.Г. Гадамера автора Билотас Виктор

1.3 Слово как язык народа Чем же отличается конкретный язык определенного народа от Языка в широком смысле и от "языка Нового Завета", единого Слова? Может быть, язык этнический является лишь модусом, одним из способов существования Языка? Может быть "общий для всего

Ибо (язык народа ибо)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИБ) автора БСЭ

Йоруба государства

БСЭ

Йоруба (народ в Нигерии)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЙО) автора БСЭ

Йоруба (язык народа йоруба)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЙО) автора БСЭ

Язык - душа народа

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Язык - душа народа Из автобиографии (1858) французского поэта Пьера Жана Беранже (1780-1857): «Язык! Язык! Он душа народов: в нем читаются их

I. Язык народа йон

автора

I. Язык народа йон Из всех народов, строивших вавилонскую башню, народец йон был самый безалаберный. Йонцы ничего не делали на строительстве. Только песни пели – мол, песня строить и жить помогает. Когда же Всевышний, пресекая затею строителей, сотворил множество языков

II. Язык народа зибур

Из книги Гоголиана и другие истории автора Отрошенко Владислав Олегович

II. Язык народа зибур Зибурский язык – громадный. В нем восемьсот миллионов слов. Столько же было кирпичей в вавилонской башне. Зибурцы их обжигали – такая у них была работа. На зибурском поименовано всё. Есть слово, которым обозначается «заостренная часть вишневой

III. Язык народа югурунд

Из книги Гоголиана и другие истории автора Отрошенко Владислав Олегович

III. Язык народа югурунд Югурунды плохо разговаривали на едином языке Адама, которым владели все строители вавилонской башни. Если человек от рождения не был югурундом, то он не понимал ни слова из того, что произносили представители этой нации. Даже царь Нимрод,

IV. Язык народа цоог

Из книги Гоголиана и другие истории автора Отрошенко Владислав Олегович

IV. Язык народа цоог Цооги были очень бодрым и работящим народом. Едва проснувшись (все строители спали прямо на стройке, на разных ярусах вавилонской башни), цоогские мужчины, женщины, старики и дети брались за работу. Цооги поднимали грузы при помощи кранов и лебедок. В

V. Язык народа орзак

Из книги Гоголиана и другие истории автора Отрошенко Владислав Олегович

V. Язык народа орзак Чем именно занимались орзаки на строительстве вавилонской башни, не знал ни один из тех правителей, которые участвовали в затее Нимрода. Не знал этого и сам царь Нимрод, следивший за всеми работами. Случалось, что ему попадались на глаза орзаки, которые

VI. Язык народа качивикэснакбуйдовир

Из книги Гоголиана и другие истории автора Отрошенко Владислав Олегович

VI. Язык народа качивикэснакбуйдовир Большинство слов качивикэснакбуйдовирского языка так длинны, что его носители стараются лишний раз не разговаривать. Даже местоимение биёчхильмосавирбаабаша – «я» – обходят стороной. Не любят якать. Предпочитают говорить о себе –

VII. Язык народа кивоз

Из книги Гоголиана и другие истории автора Отрошенко Владислав Олегович

VII. Язык народа кивоз За время вавилонского столпотворения кивозы не произнесли ни слова на языке Адама, только мычали – «муым-муым», – когда злились на тех, кто ради забавы мочился или кидал песок в костры, которые они жгли вокруг башни, постоянно поддерживая в них

Этот африканский народ проживает во многих частях континента. На юго-западной стороне, йоруба встречается в районе или Кету. На юго-восточной стороне этот народ проживает в Того, в районе Атакпаме.

Общая их численность составляет не много, не мало - почти 27 млн. человек. Из них 25 млн. располагаются непосредственно в Нигерии.

Йоруба имеет различные подразделения, например:

  • экити,
  • ондо,
  • эгба,

Их языком служит язык йоруба группы ква нигеро-кордофанской семьи, а литературный язык лежит в основе ойо.

Большинство людей этого народа считают себя христианами. В их число входят и баптисты, и протестанты и даже англикане. Небольшая их часть - мусульмане - сунниты. Но есть и приверженцы местных традиционных верований.

На данный момент нельзя сказать, что этногенез этого народа изучен до конца. У йоруба насчитывается несколько этногенетических преданий. Но предположительно, данный имеет либо азиатское, либо и появился в 12 веке. Уже доказано, что культура йоруба даже в средние века имела высокий уровень развития культуры.

Раньше, основным занятием этого народа являлась охота. Создавались целые отряды охотников. Причем каждый отряд имел свою специфику. Например, отряд по охоте на или отряд по охоте на . Тогда же началось развитие и других занятий: кузнечное дело, плетение, гончарство и даже ткачество. Со временем мало что изменилось, но все-таки некоторые новшества пришли и сюда. Несмотря на то, что основным занятием йоруба считается земледелие и рыболовство, народ уже начал осваивать новые специальности. Таким образом, жители с успехом экспортируют какао, земляной орех и бананы. Началось развитие рабочего класса, появилась буржуазия и интеллигенция. А в городе Ибадан, где проживают йоруба, сейчас работает крупнейший по всей Африке университет.

Если говорить о скотоводстве, то, к сожалению, у этого народа существует большая проблема. Причина вся в отсутствии нужного количества пастбищ и в , которые заполонили буквально все территории проживания африканцев.

Большая часть йоруба живут в деревнях. Но надо отметить, что у этого народа во все времена были крупные города-крепости, которые выполняли свои административные и торговые функции. В наше время, они так же продолжают играть свою роль.

Постройки в деревнях и в городах построены линейным типом поселения. Все дома вытянуты в одну, а иногда в две полосы вдоль всей улицы. В деревнях бывает, проживает 20 человек, а бывает и более 4 тыс. Жилище одноэтажное, покрыто пальмовыми листьями или железом. У большинства есть свои хозяйственные постройки.

Здесь очень ценится одежда из ткани, которая сделана не по машинной технологии, а ручной выделки. А так же различные головные уборы и яркие просторные одежды.

Говоря о кулинарных пристрастиях, йоруба очень любят различные специи. Их пища зачастую острая и жирная. Из кукурузы, тростника и бананов варят местное пиво.

Как и большинство народов, жители очень любят праздновать различные маскарады и ритуалы. Кстати, так же, как и сотни лет назад, народ искренне верит одновременно в существование нескольких богов.

Я узнала много нового для себя. Вот, например, с правого берега Нигера пришли в бенинский Акпаси и его окрестности еще несколько веков назад люди из народности йоруба. Вначале продвигались йоруба на запад, но абомейцы дали им отпор и осели тогда эти люди в окрестностях Банте, Савалу, Саве. До сих пор йоруба сохранили свои традиции, обычаи и язык, не ассимилировались полностью с местным населением.

Местные жители прозвали их наго. Это название закрепилось за народностью йоруба в Бенине. А название языка осталось прежним - язык йоруба. На различных диалектах этого языка говорят и йоруба, оставшиеся в Нигерии (10-12 млн. чел.) и наго в Бенине (200 тыс. чел.) и немногочисленные йоруба, пробравшиеся позже до Того.

Интересно описаны в книге Н. Баратова особенности приветствий в языке йоруба.

"Наго, наверное, один из самых вежливых народов в мире - только формул приветствий у них насчитывается несколько сот. Слова приветствий видоизменяются в зависимости от занятия, возраста, настроения, состояния здоровья, профессии человека, которому они адресуются, времени года и дня, погоды и так далее и тому подобное. Есть приветствия для холодной, жаркой, дождливой и солнечной погоды, для времени, когда дует харматтан; с сидящим человеком здороваются не так, как с идущим или, к примеру, умывающимся.

Они варьируются от простого « ку аро» - « добрый день» до « ку ишегун» -так здороваются с тем, кто долго боролся за достижение своей цели и добился победы. Торговцу, чьи дела идут не блестяще, скажут « ку инанжу“, болтуну - “ку ирегбе», старому другу, которого давно не видели, - « ку атижо». Наконец, есть и еще более сложные формулы.

Словом, в то утро, когда мы с Бруно отправились на прогулку по Акпаси, мой спутник, похоже, ни разу не повторился, здороваясь со своими односельчанами. Но и он порой затруднялся, что же все-таки сказать. Например, во время визита к старой ткачихе, работавшей в соседнем квартале. Посудите сами, каковы данные задачи: стоит утро, погода жаркая, но ночью прошел дождь и земля мокрая, ткачиха старая, к тому же она соседка и дальняя родственница, а Бруно недавно приехал и пришел не один, а с гостем - и все это требует особых слов. Но Бруно быстро нашел выход, он сказал просто: « Ку ово э» - и мне пояснил - так здороваются с теми, кто занят работой. "

Интересен факт, что в странах Карибского бассейна, включая и Кубу, чернокожих людей, невзирая на их настоящее этническое происхождение, называют "конго" или "йоруба". Причина понятна - во времена работорговли большинство "товара" было привезено на американский континент с Западного побережья Африки. Также существуют свои общины йорубу в Бразилии и в Англии (долгое время Нигерия находилась под эгидой Британской империи).

Наго в Бенине, они же йоруба, имеют в своих верованиях невероятно огромный пантеон божеств (Ориша). По их мировозрениям существует 401 божество. Так, самое главное, верховное, божество - Олорун - "хозяин неба", "Одудува" - божество земли, он же первый предок и правитель йоруба, Огун - бог железа и войны, издавна покровительствовал охотникам, кузнецам, воинам. В настоящее время его "функции" становятся шире. Теперь Огун и покровитель водителей. Есть божество Ифа - это предсказатель судьбы. И т.д.

Адепты религии йоруба верят, что необходимо общение с предками, чтобы поддерживать неразрывную семейную связь между родителями и детьми. Йоруба уверены, что хорошие люди могут воплощаться в новом рождении. А те, кто много нагрешил в земной жизни, смогут воплощаться только в птиц или рептилий. Если человек умирает молодым в какой-нибудь аварии, то его дух переносится в другую местность на Земле, где он продолжает жить, но уже не своей жизнью. Так верят йоруба.

Смерть молодого считается преждевременной и может быть причиной жалости или боли, в то время как смерть пожилого человека считается радостной, так как человек «вернулся в свой дом». Смерть считается, как пойти в путешествие, и, следовательно, умершие должны быть снаряжены предметами, в которых могли бы нуждаться в течении путешествия. Через покойного можно передать послание для тех, кто ушел раньше. Только после смерти, когда осуществлены обряды погребения, покойник получит свое место в компании предков. В судный день решится, будет ли он жить в компании своих предков или, наоборот, вдали.

В религии и религиозных практиках вуду за основу взяты многие поверья и верования йоруба.

Если говорить о происхождении народности йоруба, то помимо бытующей версии что на территории Нигерии (а затем Бенина, и немного Того) йоруба и жили всегда существует любопытная версия об их происхождении, по крайней мере предков властвующей элиты (одудуа), из... Египта. Дело в том, что в древних городах-государствах йоруба были найдены скульптуры и другие артефакты, имеющие большое сходство с материальной культурой Древнего Египта.

Многих людей из йоруба до сих пор можно отличить по трем традиционным глубоким надрезам на коже щек, сделанных в детстве.

Увы, традиции и религиозные обряды африканских народов, все чаще в наши дни превращаются в увеселительные маскарады для туристов. Отступают языческие верования под натиском полчищ туристов, христианства и ислама... Не обходит беда и йоруби, затихает голос их предков. Но так хочется верить, что культурное ядро этого народа сумеет противостоять времени, сохранит свои традиции и обычаи. Поживем - увидим.

В туристических лавочках африканских стран (не только Нигерии и Бенина) можно встретить сувенирные реплики масок Геледе. Маски Геледе неразрывно связаны с религией йоруба, с обрядами, танцами и песнями. Это непременный атрибут их повседневной жизни. Маска - символическое отражение верований, преданий и опыта этого древнего народа. С помощью маски обращаются с посланием, обучают молодежь, предостерегают от неверного шага и даже наказывают. Но главное маска через многочисленные обряды помогает йоруба сохранять баланс между людьми и их предками, добрыми и злыми духами, богами и смертными.

Геледе - одно из могущественных тайных обществ йоруба. У йоруба существуют и другие тайные союзы - закрытые организации культового характера - Огбони, Эгунгун, Оро и другие. Членами Геледе являются мужчины, а во главе обычно стоит женщина - Ийяляше, обладающая большой властью и принимающая участие в церемонии возведения на престол нового правителя.

"В далеком прошлом целью ритуальных церемоний Геледе были умилостивительные обряды, посвященные женщинам - «Великим Матерям», или адже, которые рассматривались как потенциальные колдуньи. Цель танцев Геледе - «умиротворение колдуний», так говорит каждый танцор Геледе. Во главе общества стоят женщины, однако, все танцоры - мужчины. Они называют Геледе «секретом женщин». «Мы, мужчины,- говорят они,- просто их рабы. Мы танцуем, чтобы умиротворить наших "матерей", колдуний.

Колдуньи могут убивать во тьме, и от их могущества нет защиты, потому что бог дал им разрешение убивать. Бог не возражает против убийства, потому что за каждого умершего мужчину он может создать нового». Вот еще два характерных высказывания танцоров Геледе.

Один из них сказал: «У меня уже есть трое детей, и я не вижу причины, почему бы мне не расстаться с жизнью. Ничто не мешает мне умереть хоть завтра. Но так как я член общества Геледе, колдуньи пощадят меня».

Другой танцор пытался объяснить возникновение Геледе следующим образом: «Бог отдал мир колдуньям. Им было разрешено убивать. В старые времена они причиняли много зла нашим отцам. Наши отцы долго думали, пока им удалось найти способ умиротворить их и завоевать их благосклонность - так начались танцы Геледе. Страх смерти заставил нас вступать в это общество. Потому что колдуньи не могут причинить зла тому, кто состоит в обществе ».

И танцует эти ритуальные пляски... В ритуальных масках.