Исследование готовности к школьному обучению. II.2.1. Методы определения готовности детей к школьному обучению. Тест "Составление рассказа по картинкам"
В статьях 83 и 84 Конституции изложена часть полномочий Президента Российской Федерации, ряд других его прав и обязанностей указаны в ст. 85–90 настоящей главы. В статье 83 определены полномочия Президента по отношению к Правительству:
1) Президент в соответствии с Конституцией назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы. Представление Президента по данному вопросу вносится в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры на пост Председателя Правительства Государственной Думой;
2) Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, т.е. вести заседания Правительства, высказываться на них, он также определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в данном случае Президент выступает как глава исполнительной власти;
3) Президенту принадлежит право принятия решения об отставке Правительства в случаях: подачи Правительством заявления об отставке, выражения недоверия Правительству Госдумой, отказа Госдумой в доверии Правительству. Президент имеет право по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства, в таком случае не требуется согласия Госдумы на освобождение Председателя Правительства.
При подаче Правительством заявления об отставке Президент может не согласиться с этим заявлением и поручить ему продолжить выполнение обязанностей. Президенту дано право не согласиться и с решением Госдумы о выражении недоверия Правительству или об отказе в доверии, но при повторном недоверии Госдумы Правительству Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Госдуму;
4) в особую группу можно выделить полномочия Президента, закрепленные в этой статье, назначать и освобождать должностных лиц Российской Федерации, занимающих ключевые посты на федеральном уровне:
Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации, членов Совета директоров Центробанка производится Государственной Думой. При этом Председатель Центрального банка назначается и освобождается по представлению Президента. При отклонении кандидатуры, предложенной на должность Председателя Центрального банка, Президент в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна кандидатура не может вноситься более двух раз;
Назначение на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства и Федеральных министров, хотя эти лица и назначаются по предложению Председателя Правительства, но Президент оставил за собой все права персонального назначения лиц, входящих в состав Правительства;
Президент представляет Совету Федерации кандидатуры на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора Российской Федерации. Назначение этих должностных лиц осуществляет Совет Федерации. Он же по представлению Президента может освободить от должности Генерального прокурора. Президент России самостоятельно назначает судей других Федеральных судов;
Президент формирует Администрацию Президента, которая представляет собой государственный орган, создаваемый в целях обеспечения деятельности Президента. В Администрацию входят Руководитель Администрации, первые заместители, заместители Руководителя, помощники Президента, главные управления, полномочные представители Президента, аппараты Совета Безопасности и Совета Обороны, иные подразделения. Администрация Президента осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента России;
В соответствии с Конституцией Президент назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента, которые представляют интересы Президента в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов федерации, органах местного самоуправления, а также в российских иностранных и международных организациях;
Президент РФ, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил (командующих родами войск, военных округов и др.);
Президенту дано конституционное право назначать и отзывать дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. Назначению или отзыву дипломатических представителей предшествуют консультации с комитетами и комиссиями Федерального Собрания, которые Президент может учитывать, но обязательного характера они не носят. По данному вопросу Президент издает Указ.
Одной из главных задач Президента нашей страны является охрана суверенитета РФ, ее целостности и независимости. При выполнении своих полномочий в решении этих вопросов Президент опирается на Совет Безопасности, статус которого определен Федеральным законом (Закон «О безопасности» от 5 марта 1992 г.). Совет Безопасности осуществляет подготовку решений Президента в области обеспечения безопасности, рассматривает вопросы внутренней, внешней и военной политики и иные виды безопасности (экономической, общественной, экологической и др.). Постоянные члены и члены Совета Безопасности назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом. По важнейшим вопросам решений Совета Безопасности издаются Указы Президента России.
Военная доктрина определяет военно-политическую деятельность нашего государства. Основные положения военной доктрины Российской Федерации представляют совокупность официальных взглядов по военным вопросам, в том числе по вопросам предотвращения войн, военных конфликтов, защиты жизненно важных интересов нашего государства. Предложения по военной доктрине разрабатываются Генеральным Штабом Вооруженных Сил. Основные положения военной доктрины гарантируют неукоснительное соблюдение Россией Устава ООН, международных норм, принципов и имеют оборонительную направленность.
Статья 84 устанавливает полномочия Президента, которые относятся к его взаимоотношениям с законодательной властью.
Президент Российской Федерации как глава государства с целью непрерывной работы государственной власти назначает выборы Государственной Думы. В конституции определен срок полномочий Государственной Думы – четыре года. Днем выборов является первое воскресенье после истечения срока, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва. Срок со дня назначения Президентом выборов до дня выборов должен быть не менее четырех месяцев.
Президент Российской Федерации назначает выборы депутатов Государственной Думы также в случае роспуска Государственной Думы в сроки и порядке, предусмотренные Конституцией России.
Президент распускает Государственную Думу лишь в случаях, определенных самой Конституцией в статьях 111 и 117 (см. комментарии к указанным статьям). Необходимо иметь ввиду, что Президент вправе распускать только одну палату Федерального Собрания. Роспуск другой палаты – Совета Федерации – Конституцией вообще не предусмотрен.
В полномочия Президента входит и назначение референдума, который наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением воли народа. Общие положения проведения референдума, порядок его назначения, процедуры голосования и другие вопросы определяются федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995 г.
Президент обладает правом законодательной инициативы, ему принадлежит право вносить законопроекты в Государственную Думу, причем, если законопроект носит срочный характер, он подлежит внеочередному рассмотрению на заседаниях Думы.
Президент РФ наделен правом вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России.
На Президента возложена обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, придающая закону обязательную силу. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации, который в течение четырнадцати дней должен подписать и обнародовать закон. Президент вправе отклонить закон, что влечет за собой его повторное рассмотрение. В силу Конституции Президент не вправе отказаться подписать и обнародовать федеральный конституционный закон.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.
В том случае, если не соблюден порядок подписания и обнародования закона, такой закон не имеет юридической силы.
В Конституции России установлено, что Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Эти послания не имеют силу закона, они носят характер установочных документов.
Послания Президента рассматриваются на совместных заседаниях палат парламента.
Президент определяет основные направления военной политики государства, осуществляет руководство Вооруженными Силами России, другими воинскими формированиями и организациями. К полномочиям Президента относятся издание указов о призыве граждан на военную службу, а также утверждение плана гражданской обороны Российской Федерации, им также утверждаются планы дислокации Вооруженных Сил и других войск, размещения военных объектов. Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации о совместной обороне и военном сотрудничестве по вопросам коллективной безопасности. Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями. Управление Вооруженными Силами России осуществляет Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил.
Президент РФ вводит своим Указом военное положение на всей территории страны или в ее отдельных местностях и незамедлительно сообщает об этом обеим палатам Федерального Собрания. Указ Президента о введении военного положения подлежит утверждению Советом Федерации, который подтверждает юридическую силу этого Указа.
Военное положение вводится Президентом в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии и представляет собой особый правовой режим жизнедеятельности государства. Во время военного положения органы государственной власти и местного самоуправления наделяются особыми полномочиями, создаются новые органы управления военного времени. Введение военного положения связано с определенными ограничениями прав граждан, государственная власть сосредотачивается в руках военных. В период действия на всей территории Российской Федерации военного положения Государственная Дума не подлежит роспуску.
Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ст. 88 Конституции РФ).
Целью введения чрезвычайного положения является обеспечение безопасности граждан и защита конституционного строя. Порядок введения чрезвычайного положения определен Законом Российской Федерации от 17 мая 1991 г. «О чрезвычайном положении». Чрезвычайное положение вводится Указом Президента России в случаях попытки насильственного изменения конституционного строя, межнациональных конфликтов, массовых беспорядков, стихийных бедствий и др. С прекращением чрезвычайного положения утрачивают силу все акты, принятые в связи с введением чрезвычайного положения.
Право Президента вводить на территории Российской Федерации или в отдельных местностях чрезвычайное положение сопряжено с его обязанностью незамедлительно сообщать об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президенты о чрезвычайном положении подлежит утверждению Советом Федерации.
Согласно Закону «О гражданстве Российской Федерации» Президент решает вопросы:
Приема в гражданство РФ иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства;
Принимает решения по вопросам восстановления гражданства;
Дает разрешение на выход из гражданства;
Разрешает гражданину РФ иметь двойное гражданство.
До решения указанных вопросов Президентом они предварительно рассматриваются в Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ.
В компетенцию Президента входит также решение вопросов предоставления политического убежища, которое является суверенным правом государства-субъекта международного права. В Российской Федерации только Президент имеет право предоставления политического убежища.
Президент осуществляет высшую форму государственного поощрения – награждение государственными наградами России. Президент также присваивает почетные звания Российской Федерации, утверждает статусы орденов и положения о медалях, издает указы об учреждении государственных наград и награждения ими.
Государственными наградами являются звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации, почетные звания Российской Федерации. Государственных наград могут быть удостоены граждане России, лица без гражданства, иностранные граждане. Президент Российской Федерации присваивает воинские звания маршалов, генералов и адмиралов. Для предварительного рассмотрения данных вопросов при Президенте создана Комиссия по государственным наградам.
Президенту предоставлено право помилования. Помилование - это акт верховной власти, который полностью или частично освобождает осужденного от наказания или заменяет наказание на более мягкое. Актом помилования может быть снята судимость с лиц уже отбывших наказание. Акты помилования носят всегда индивидуальный характер, т.е. они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определенных лиц.
Акты Президента, носящие нормативный правовой характер вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования, если при принятии акта не установлен иной срок.
Президент РФ обладает неприкосновенностью (ст. 91 Конституции РФ).
В указанной статье дана важная характеристика статуса Президента Российской Федерации – его неприкосновенность. Эта статья не раскрывает содержание понятия неприкосновенности. Но из анализа других положений Конституции можно сделать следующий вывод:
1) неприкосновенность Президента связана с тем, чтобы создать ему все гарантии в течение срока его полномочий, т.е. в период своих полномочий Президент не может быть задержан, арестован и подвергнут обыску и личному досмотру;
2) неприкосновенность также распространяется на жилые и служебные помещения, которые Президент занимает, на используемые личные и служебные транспортные средства, вещи;
3) Президент не может подвергаться уголовной, административной и гражданской ответственности за правонарушения. Таким образом Конституция предоставляет Президенту абсолютную неограниченную неприкосновенность.
Под функциями Президента РФ следует понимать основные направления его деятельности, вытекающие из особого положения данного органа в системе разделения властей.
Основные функции Президента Российской федерации как главы государства определены в ст. 80 Конституции.
Президент Российской Федерации:
1) является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина;
2) в установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности;
3) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
4) в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
5) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Первая из основных функций Президента РФ - быть гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Рассматривая данную функцию необходимо иметь в виду, что любой государственный орган, осуществляя свои полномочия, должен исполнять Конституцию, соблюдать и защищать права и свободы граждан. Однако каждый из них лишь частично обеспечивает действие Конституции РФ. Реализуя данное направление деятельности, Президент имеет право требовать от всех федеральных органов и органов власти субъектов Федерации неуклонного соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, только перед Президентом ставиться задача охранять устойчивость конституционного строя в целом, и только при этих условиях все иные органы государственной власти и должностные лица могут иметь возможность осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.
Реализуя данное направление деятельности, Президент имеет право:
Обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ по вопросу о конституционности федеральных законов (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ);
Отменять акты Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ);
Приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции или нарушения прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ);
В своих ежегодных посланиях Федеральное Собрание ориентировать парламент на первоочередное рассмотрение каких-либо законопроектов и др.;
Важной функцией Президента РФ как главы государства является деятельность по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Конституция предписывает, что осуществление этой функции должно проходить в «установленном Конституцией порядке» (например, путем введения военного или чрезвычайного положения, что предусмотрено ч. 2 ст. 87 и ст. 56 Конституции РФ и соответствующими федеральными конституционными законами).
Принципиальной является и функция Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. По существу ч.2 ст. 80 Конституции РФ определяет, что Президента РФ занимает особое место в системе органов государственной власти и не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей. Президенту отводится роль «арбитра» в разрешении споров между ветвями и органами государственной власти. Исходя из этой роли, глава государства вправе прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и во взаимоотношениях органов власти Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст. 80 Конституции РФ на Президента возложена функция определения основных направлений внутренней и внешней политики государства . Традиционными формами осуществления данной функции являются: ежегодные послания Президента Федеральному Собранию РФ, содержащие оценку государственного и общественного развития, а также перспективные цели и задачи; бюджетные послания Президента Правительству; концептуальные указы Президента РФ, публичные выступления.
Одной из характеристик главы государства является наличие представительской функции. Он представляет государство как внутри, так и на международной арене. Президент РФ ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные договоры, назначать послов и представителей в другие государства. В соответствии с международным правом он пользуется правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие страны. «Внутреннее представительство» проявляется, прежде всего, во взаимоотношениях главы государства с органами государственной власти субъектов федерации, общественными структурами, населением и т.д.
Они связаны важнейшими основами жизнедеятельности государства и общества (ст. 80 Конституции РФ).
- Президент - гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент несет персональную ответственность за бесперебойную работу механизма защиты Конституции РФ и прав человека. Он обязан принимать все необходимые меры в случаях сбоев в их реализации по тем или иным причинам.
- Президент - гарант суверенитета Российской Федерации. Он принимает меры к охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности. Для этой цели он наделяется особыми полномочиями на оперативное решение вопросов (введение военного или чрезвычайного положения и т.п.).
- Президент - гарант согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Он осуществляет координацию деятельности ветвей власти и для этого наделяется соответствующими полномочиями.
- Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами и не может им противоречить. О том, какую политику он будет проводить, в определенной мере можно узнать из программы,- с которой Президент идет на выборы. Разумеется, жизнь корректирует действия Президента. Вот почему Конституция обязывает его направлять ежегодные послания Федеральному Собранию, в которых формируются основные направления внутренней и внешней политики государства.
- Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.
Компетенция Президента России. Она довольно обширна. Все полномочия Президента можно классифицировать следующим образом.
Полномочия, связанные с функционированием федеральных органов государственной власти. Важно заметить, что Президент здесь действует не единолично, а совместно с парламентом, который либо одобряет назначение Президентом высших должностных лиц, либо назначает их, избрав из предложенных Президентом кандидатур.
Президент:
- назначает Председателя Правительства;
- назначает заместителей Председателя Правительства;
- назначает министров;
- имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;
- принимает решения об отставке Правительства;
- предлагает кандидатуры судей судов высших инстанций (Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного);
- предлагает кандидатуру Генерального прокурора;
- предлагает кандидатуру председателя Центрального банка;
- формирует и возглавляет Совет Безопасности;
- может формировать свою Администрацию;
- определяет своих представителей в Федеральных округах и субъектах Федерации, а также в палатах парламента;
- назначает высшее командование Вооруженных Сил;
- назначает дипломатических представителей.
Полномочия по отношению к власти законодательной:
- назначает выборы в Государственную Думу и референдум;
- распускает Государственную Думу в случае и порядке, предусмотренных в Конституции;
- вносит законопроекты в Государственную Думу;
- подписывает и обнародует федеральные законы, обладая при этом правом отлагательного вето;
- подает запросы в Конституционный Суд о соответствии нормативных актов Конституции РФ, а также о ее толковании;
Полномочия в военной области. Президент утверждает военную доктрину, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Ему предоставлено право в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии вводить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. С соблюдением последнего условия Президент уполномочен объявлять и о введении чрезвычайного положения на территории России.
Полномочия во внешнеполитической области. Помимо того, что Президент определяет основные направления внешней политики страны, он осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей.
Полномочия по отношению к гражданам:
- решает вопросы гражданства;
- предоставляет политическое убежище;
- награждает государственными наградами Российской Федерации; присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания;
- решает вопросы помилования.
Правотворческие полномочия Президента. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения. Они обязательны для исполнения на всей территории России. Акты Президента имеют особое значение для функционирования единой системы государственной власти и наряду с Конституцией и федеральными законами являются базой для нормотворческой деятельности Правительства. Указы бывают как ненормативного, так и нормативного характера, а распоряжения же всегда относятся к актам индивидуальным. Акты Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам. В Конституции нет точного перечня вопросов, по которым Президент может издавать указы. Практика же вышла на путь издания указов Президентом для реализации его полномочий, а также по вопросам, не урегулированным федеральными законами. Нормативные акты Президента по общему правилу вступают в силу по истечении семи дней после опубликования. Гарантией конституционности актов Президента выступает Конституционный Суд.
Основные функции и полномочия Президента РФ можно подробно изучить в статье 80 Конституции РФ. Для каждой обязанности предопределены отдельные полномочия.
Глава РФ значится гарантом Конституции РФ, который обязан следить за ее соблюдением иными органами власти или субъектами.
У него нет прав для оценивания легитимности принятых Федеральным Собранием актов, но это компенсировано возможностью подать запрос в Конституционный Суд. Также он гарантирует сохранение свобод и соблюдение прав всех своих граждан, что осуществляется всеми его полномочиями, которые выполняются с помощью:
- влияния на исполнительную, законодательную и судебную власть методом определения главных направлений политики страны;
- содействия в государственном законодательном процессе;
- содействия в образовании и участие в функционировании органов власти высшего уровня;
- руководства органами власти во всех областях жизнедеятельности страны и содействие в решении государственных целей.
Президент, согласно Конституции, предпринимает меры по охране суверенитета страны и ее целостности благодаря данным ему полномочиям Президента России, который в мирное время реализует общее политическое руководство вооруженными силами, а при ЧС применяет их.
Также он организует деятельность компонентов государственной власти, при необходимости – координирует их, обеспечивая эффективность взаимодействия. Его отношения с органами власти построены по принципу независимости каждого из них и единства общей власти.
Обеспечивать единство власти необходимо, чтобы преодолеть конфликты между ее органами, когда они идут вразрез с интересами государства, соблюдением прав граждан. Меры по разрешению данных моментов принимает Президент. Он может использовать разные средства для организации взаимодействия на уровне государственной и региональной власти. Меры могут быть применены в формате:
- переговоров;
- третейского суда;
- предоставления добрых услуг.
Президент расставляет приоритеты в направлениях внешней и внутренней политики, указывает на более значимые. Данная функция детализируется в праве Президента обратиться к Федеральному Собранию с ежегодными сообщениями о положении в государстве, помимо главных направлений политики РФ. Однако, хоть эти обращения и адресуются Федеральному Собранию, они обязательны к выполнению, в первую очередь, Правительством.
Власть Главы государства по выполнению главных функций можно разделить по областям социальных отношений, в которых они осуществляются.
Полномочия Президента в области прав и свобод человека
Как уже говорилось выше, Глава нашей страны обеспечивает неприкосновенность прав и свобод граждан, что значится его главными задачами, которые определяют последующие. Он их осуществляет персонально и через органы власти.
У него есть определенный список прав и обязанностей в сфере правового статуса субъекта. Он принимает решения связанные с гражданством, по заявлению субъекта, при условии соблюдения им нужных требований. Чтобы предварительно можно было рассмотреть вопрос гражданства, при Президенте есть специально сформированная Комиссия, но запросы, связанные с политическим убежищем он ведет лично. Для разрешения последнего вопроса предусмотрено Положение о порядке предоставления РФ политического убежища, что утверждено Президентским Указом от 21.07.1997 № 746. Глава страны уполномочен принимать указы о помиловании, которые он принимает, рассматривая личные обращения осужденных.
Помимо прочего он уполномочен:
- присваивать награды государственного значения;
- присуждать воинские звания – почетные, высшие и специальные;
- утверждать новые награды.
Указом Президента РФ от 08.08.2000 № 1463 был назначен Статут ордена Святого Георгия, Положение о знаке отличия – Георгиевском Кресте с соответствующими описаниями.
Для решения этих вопросов при Президенте также существует специальная Комиссия по наградам государства. Положение об этой комиссии было утверждено им лично.
Полномочия во взаимоотношениях с Федеральным Собранием
В круг полномочий главы государства входит назначение референдумов и выборов в Государственную Думу, это реализуется посредством взаимодействия с Федеральным собранием. Президент вправе расформировать Государственную Думу, если депутаты не приняли предложенного кандидата на пост Председателя Правительства три раза подряд. То же самое произойдет при выражении недоверия правительству три месяца подряд. В данном случае Президент полномочен не принимать решение ГД, либо заявить об отставке действующего Правительства. Если это повторяется снова в течение установленного срока, то Президент отстраняет Правительство или расформировывает Государственную Думу.
Итоговые доклады по проведению парламентских расследований, имеющих отношение к нарушенными правами граждан в массовом масштабе и с грубостью, сперва рассматриваются Федеральным Собранием, и только после этого адресуются Главе государства.
Значительной властью Президент наделен и в сфере законодательного процесса, что гарантирует с его стороны принятие законов, которые направлены на соблюдение и защиту основных прав и свобод человека, на охрану суверенитета РФ, ее независимости и целостности. Глава РФ может вносить законопроекты в Думу, подписывать и опубликовывать ФЗ, обращаться к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, главных направлениях внутренней и внешней политики страны. Он может наложить запрет на принятый закон, а затем вернуть его снова на рассмотрение. Поводом для отклонения закона может стать категорическое несогласие с главными положениями закона или его конкретными главами, разделами, статьями, несоблюдением регламента проведения, обсуждения и принятия закона. С помощью исполнения данных полномочий Президент может предоставить и гарантировать целостное правовое пространство в стране.
Глава РФ может регулярно встречаться, совещаться или консультироваться с руководством палат Федерального Собрания по предмету важных внутригосударственных политических и актуальных законопроектов.
Он определяет представителей в Думе и Совете Федерации, наделив их соответствующими полномочиями. В некоторых случаях такие представители могут быть назначены, чтобы поучаствовать в определенных законопроектах, которые вносятся от имени Президента в Государственную Думу.
Полномочия по взаимодействию с Правительством РФ
Президент вправе:
- избирать Председателя Правительства с разрешения Государственной Думы;
- возглавлять заседания Правительства;
- отправить в отставку Правительство РФ без участия Государственной Думы;
- по согласованию с Председателем Правительства определить на должность или освободить от нее заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;
- выставлять на рассмотрение Государственной Думе кандидата на место Председателя ЦБ России;
- поднимать вопрос перед Думой о снятии с поста Председателя ЦБ.
Указом Президента РФ от 13.05.2000 был создан институт компетентного представителя в федеральном округе, который назначается Президентом, и ответственным перед ним.
К задачам этого представителя относятся:
- формирование работы в федеральном округе во внешней и внутренней политике, которая сформирована и адресована Главой РФ органам государственной власти;
- контролировать реализацию решений федеральных органов государственной власти;
- предоставлять Президенту доклады связанные с обеспечением национальной безопасности, а также политическим, социальным и экономическим положением в федеральном округе.
Президент организует и председательствует в Совете Безопасности РФ. В его структуру входят министры обороны, внутренних и иностранных дел, руководитель Службы внешней разведки, руководитель ФСБ и др.
Глава государства создает Администрацию Президента, которая исполняет все положенные ей права и обязанности.
Полномочия по взаимодействию с судебной властью и прокуратурой
Президент предоставляет Совету Федерации кандидатов на посты судей Конституционного, Верховного, Арбитражного Суда РФ и др. Он участвует в создании органов судебной власти и модернизации судебной системы в целом.
Для этих целей при Президенте РФ есть Совет по вопросам связанным с совершенствованием правосудия.
Помимо этого, он взаимодействует с прокуратурой, представляет кандидата на пост Генерального прокурора РФ в Совете Федерации или предлагает снять его с этого поста.
Так как согласно Конституции РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ» при заведении уголовного дела на Генерального прокурора, он отстраняется от должности, Президент имеет право и обязан, при условии отсутствия другого регулирования, издать соответствующий акт о его временном отстранении (Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.1999 № 17-П).
Генеральный прокурор каждый год докладывает Президенту о положении законности и правового порядка в стране, а также об осуществленной деятельности для их укрепления.
Полномочия связанные с формированием и работой органов региональной власти
Глава Государства имеет право прекращать функционирование актов органов исполнительной власти субъектов России, если они противоречат Конституции или ФЗ, международным договоренностям РФ или нарушают права и свободы человека до принятия какого-либо решения на этот счет судом.
Пример 2
Указом Президента было приостановлено действие постановления администрации Красноярского края от 22.02.1994. Он назначил референдум связанный с законопроектом «Об основах непосредственного народовластия и организации государственной власти в Красноярском крае», так как осуществление этого постановления привело бы к нарушению некоторых положений Конституции, а именно ч. 2 ст. 66 и ч.1 ст. 77, которая обеспечивает принятие устава края.
Глава РФ реализует процедуры по решению конфликтных ситуаций среди органов власти субъектов РФ.
Более детально принципы взаимодействия Президента с органами исполнительной и законодательной региональной власти РФ изложены в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», которые состоят в оформлении решения законодательными органами власти субъекта РФ, связанного с тем, что обладатель высшей должности на уровне субъекта РФ наделяется всеми положенными ему по должности полномочиями.
Президент имеет право:
- выдать предупреждение высшему должностному лицу субъекта РФ или отстранить его от должности;
- расформировать орган государственной власти субъекта РФ в делах, которые установлены указанным ФЗ.
Полномочия в сфере обороны и безопасности
Как главнокомандующий Вооруженными Силами, Президент может:
- ввести военное положение в стране или ее регионе, оповестив об этом Совет Федерации и ГД, в случаях какой-либо агрессии или угрозы, направленной в адрес государства;
- ввести режим ЧП в стране или ее конкретном регионе с немедленным оповещением Совета Федерации и ГД, в случаях и обстоятельствах, которые предусмотрены ФЗ и Конституции;
- утвердить военную доктрину РФ;
- назначить или отстранить высшее командование Вооруженных Сил РФ.
Более развернуто его полномочия в этой сфере перечисляются в ст.4 ФЗ от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне». Так, он может утвердить:
- разработки, планы строительства и совершенствования Вооруженных Сил РФ, войск и их формирований, а также органов;
- планы ядерных и иных особых испытаний и проведение конкретных из них;
- назначение служащих на воинские должности, которые подразумевают награждение воинскими званиями высших офицеров, временное отстранение от службы или увольнение, как предусмотрено ФЗ.
Помимо этого Президент утверждает:
- структуру, состав Вооруженных Сил РФ, иных войск и их формирований;
- численность штата военных Вооруженных Сил, иных войск и формирований, органов и гражданского персонала;
- принятие решений о размещении или перемещении Вооруженных Сил, иных войск и формирований;
- общевоинские уставы, положения:
- о Боевом знамени воинской части;
- о Военно-морском флаге РФ;
- о военных советах, комиссариатах;
- о военно-транспортном обязательстве;
- положения:
- о Министерстве обороны РФ и федеральных органах исполнительной власти;
- о представителях в сфере управления иными войсками, формированиями и органами;
- об определении вопросов координации работы органов исполнительной власти субъектов РФ и федеральных в сфере обороны.
Президент России издает указы:
- о призыве граждан РФ на военную службу, сборы;
- об увольнении со службы граждан РФ, которые проходили службу по призыву, предусмотренному ФЗ.
Полномочия в сфере внешней политики и международных отношений
В сфере международных отношений функции и полномочия Президент РФ реализует через:
- руководство внешней политикой страны и направление инструкции министру иностранных дел;
- проведение переговоров;
- налаживание прямого контакта с президентами других стран;
- визиты в другие страны;
- подписание международных договоров.
Но подписание таких договоров подлежит ратификации Федеральным Собранием, которая осуществляется принятием ФЗ обеими палатами Федерального Собрания и подтверждается специальной грамотой, подписанной Президентом РФ.
Вышеперечисленные полномочия Президент реализует самостоятельно без каких-либо специальных для этого документов, но ему можно наделить полномочиями для подписания международного договора субъект, предоставив ему от своего имени соответствующий документ.
Исполняя функции и полномочия Президента РФ, он принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей, в которых указано, что послу поручено представлять интересы своего государства в РФ. Отзывные грамоты останавливают действие полномочий посла другого государства в РФ. После консультаций с необходимыми комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания он избирает послов РФ в международных организациях и других странах.
Полномочия в области утверждения правовых актов
Правовыми актами Президента выступают указы и распоряжения. Указы бывают нормативные и ненормативные.
Нормативные Указы издаются Президентом РФ в области общего ведения государства или совместно с его субъектами.
Пример 3
Указ Президента от 21.07.1997 № 746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления РФ политического убежища»
Ненормативные указы издаются по предмету:
- награждений орденами и медалями РФ;
- обеспечения политическим убежищем;
- присвоения воинских и высших специальных званий конкретным субъектам.
Президент должен включать в конституционный текст поправки и изменения при помощи официального публикования актов, утвержденных ст.136 и 137 Конституции РФ. Согласно ч.2 ст.137 Конституции РФ, при смене названия субъекта страны обязательство вносить эти изменения в текст ст.65 Конституции РФ, что осуществляется указом Президента, основываясь на решении субъекта РФ, утвержденного в установленном порядке.
Президенту можно издавать указы по восполнению недостатков в правовом регулировании вопросов, которые требуют законодательного решения, если они не перечат Конституции РФ и ФЗ, но действительны они лишь до утверждения необходимых актов.
Решения Президента РФ ненормативного характера, как правило, осуществляются по вопросам:
- оперативным;
- кадровым;
- организационным.
Но организационные вопросы Администрации также бывают нормативные.
Указы и распоряжения Главы государства должны не противоречить Конституции РФ и ФЗ. Их соблюдение и исполнение обязательно в стране.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter