Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Какие события были в 18 веке. События в России конца XVIII века. Социальная политика Петра I

XVIII ВЕК В МИРОВОЙ ИСТОРИИ

Раздел 4.2. XVIII век в мировой истории:

Мишина И.А., Жарова Л.Н. Европа на пути модернизации

общественной и духовной жизни. Характерные черты

эпохи Просвещения………………………………………….1

Запад и Восток в XVIII веке……………………………………9

Мишина И.А., Жарова Л.Н. «Золотой век» европейского

абсолютизма ………………………………………………….15

И.А.Мишина

Л.Н.Жарова

Европа на пути модернизации общественной и духовной жизни. Характерные черты эпохи Просвещения

XV-XVII вв. в Западной Европе называются эпохой Возрождения. Однако объективно эту эпоху следовало бы характеризовать как эпоху Перехода, потому что она является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются предпосылки буржуазных общественных отношений, меняется отношение церкви и государства, формируется мировоззрение гуманизма как основы нового ceкулярного сознания. В полной мере становление характерных черт эпохи Нового времени осуществляется в XVIII веке.

XVIII век в жизни народов Европы и Америки - это время величайших культурных, социально-экономических и политических сдвигов. В исторической науке эпоха Нового времени обычно связывается с утверждением буржуазных отношений в Западной Европе. Действительно, это важная социально-экономическая характеристика данной эпохи. Но в Новое время одновременно с этим процессом происходили и другие глобальные процессы, охватившие структуру цивилизации в целом. Становление в Западной Европе эпохии Нового времени означало цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации.

Модернизация - это сложный многогранный процесс, проте­кавший в Европе в течение полутора столетий и охвативший все сферы жизни общества. В сфере производства модернизация озна­чала индустриализацию - постоянно нарастающее использование машин. В социальной сфере модернизация тесно связана с урбаниза­цией - небывалым ростом городов, который привел к преобладаю­щему их положению в экономической жизнедеятельности общества. В политической сфере модернизация означала демократизацию по­литических структур, закладывание предпосылок для формирова­ния гражданского общества и правового государства. В духовной сфере модернизация связана с секуляризацией - высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, их обмирщения, а также интенсивное развитие грамотности, образования, научного знания о природе и обществе.

Все эти неразрывно связанные друг с другом процессы измени­ли эмоционально-психологические установки человека, его ментали­тет. Дух традиционализма уступает место установкам на изменение и развитие. Человек традиционной цивилизации был уверен в стабиль­ности окружающего его мира. Этот мир воспринимался им как нечто неизменное, существующее согласно изначально данным Божествен­ным законам. Человек Нового времени считает возможным познать за­коны природы и общества и на основе этого знания изменить природу и общество в соответствии со своими желаниями и потребностями.

Государственная власть, социальное устройство общества также лишается божественной санкции. Они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно, изменениям. Не случайно Новое время - это эпоха социальных революций, созна­тельных попыток насильственно переустроить общественную жизнь. В целом можно сказать, что Новое время создало Нового че­ловека. Человек Нового времени, модернизованный человек - это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к измене­ниям, происходящим в окружающей среде.

Идейной основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения. XVIII в. в Европе также назы­вают Эпохой Просвещения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и полити­ке. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепос­тить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма.

Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рационализм. Идеологи Просвещения, отражая взгляды и по­требности буржуазии в ее борьбе против феодализма и его духовной опоры католической церкви, рассматривали разум как наиболее важную характеристику человека, предпосылку и наиболее яркое проявление всех его других качеств: свободы, самодеятельности, aктивности и т.д. Человек, как разумное существо, с точки зрения деятелей Просвещения, призван переустроить общество на разумных основаниях. На этой основе декларировалось право людей на coциальную революцию. Существенную черту идеологии эпохи Просвещения отмечал Ф.Энгельс: «Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов какого-то бы то ни было рода они не признавали. Религия, понимание природы, государственный строй - все должно было быть подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него, мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.20. С.16).

Европа XVIII века в цивилизационном отношении еще представляла собой целостное образование. Народы Европы отличались по уровню экономического развития, политической организации, характеру культуры. Поэтому идеология Просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями.

В наиболее ярких, классических формах идеология Просвещения развивалась во Франции. Французское Просвещение XVIII в. оказало значительное воздействие не только на собственную страну, но и на целый ряд других стран. Французская литература и французский язык сделались модными в Европе, а Франция стала центром всей европейской интеллектуальной жизни.

Крупнейшими представителями французского Просвещения были: Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), Ж.-Ж.Руссо, Ш.Монтескье, П.А.Гольбах, К.А.Гельвеций, Д.Дидро.

Общественно-политическая жизнь Франции в XVIII в. характеризовалась большими пережитками феодализма. В борьбе состарой аристократией просветители не могли опереться на общественное мнение, на правительство, относящееся к ним враждебно. Во Франции они не имели такого влияния в обществе, как в Англии и Шотландии, были своего рода «отщепенцами.

Большинство видных деятелей французского Просвещения подвергались преследованиям за свои убеждения. Дени Дидро побы­вал в заключении в Венсенском замке (королевская тюрьма), Воль­тер - в Бастилии, Гельвеций был вынужден отречься от своей кни­ги «Об уме». По цензурным соображениям не раз приостанавлива­лось печатание знаменитой Энциклопедии, выходившей в свет отдельными томами с 1751 по 1772 гг.

Постоянные конфликты с властями создали французским просветителям репутацию радикалов. При всем своем радикализме французские просветители проявляли умеренность и осторожность, когда ставился на обсуждение один из основных принципов, на которых базировалась европейская государственность - прин­цип монархизма.

Во Франции идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную разрабатывал Шарль Монтескье (1689 - 1755). Изучая причины возникновения того или иного госу­дарственного строя, он утверждал, что законодательство страны зависит от формы правления. Главным средством обеспечения законности он считал принцип «разделения властей». Монтескье считал, что «дух законов» того или иного народа определяется объ­ективными предпосылками: климатом, почвой, территорией, рели­гией, численностью населения, формами хозяйственной деятель­ности и др.

Конфликты французских просветителей с католической цер­ковью объяснялись ее идеологической непримиримостью, догматиз­мом, и это исключало возможность компромисса.

Характерные черты эпохи Просвещения, ее проблемы и сам человеческий тип просветителя: философа, писателя, общественно­го деятеля - ярче всего воплотились в творчестве и в самой жизни Вольтера (1694-1778). Его имя стало как бы символом эпохи, дало на­звание целому идейному течению европейского масштаба - вольте­рьянству»).

Большое место в творчестве Вольтера занимают историче­ские труды: «История Карла XII» (1731), «Век Людовика XIV» (1751), «Россия при Петре Великом» (1759). В трудах Вольтера по­литическим антагонистом Карла XII выступает Петр Ш - монарх-реформатор и просветитель. Для Вольтера на первый план выдвинулась независимая политика Петра, ограничившего полномочия церкви чисто религиозными делами. В книге «Опыт о нравах и духе народов» Вольтер написал: «Каждого человека формирует его век, очень немногие поднимаются над нравами своего времени». Он, Вольтер, был таким, каким его создал XVIII век, и он же, Вольтер, был в числе тех просветителей, кто поднял­ся над ним.

Часть французских просветителей надеялась на сотрудниче­ство с властями в решении конкретных проблем управления стра­ной. Среди них выделялась группа экономистов-физиократов (от греческих слов «физис» - природа и «кратос» - власть), во главе которых стояли Франсуа Кенэ и Анн Робер Тюрго.

Сознание недостижимости целей Просвещения мирными, эво­люционными путями побудило многих из них примкнуть к неприми­римой оппозиции. Их протест принимал форму атеизма, резкой кри­тики религии и церкви, характерных для философов-материалис­тов - Руссо, Дидро, Гольбаха, Гельвеция и др.

Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) в трактате «Об общественному говоре...» (1762) обосновал право народа на свержение абсолютизма. Он писал: «Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно, недействителен. Если Английский народ считает себя свободньм, то он жестоко ошибается. Он свободен только во время выборов членов парламента: как только они избраны - он раб, он ничто. В древних республиках и даже монархиях народ никогда не представителей, само это слово было неизвестно.

2 е тысячелетие до н. э. XX век до н. э. XIX век до н. э. XVIII век до н. э. XVII век до н. э. XVI век до н. э. 1809 1808 1807 1806 … Википедия

Серия памятных монет Банка России «Эпоха Просвещения. XVIII век» Основная статья: Памятные монеты России Содержание 1 Эпоха Просвещения. XVIII век 1.1 3 рубля Троицкий собор … Википедия

3 тыс. лет до н.э. - XVIII век н.э. - 3 тыс. лет до н.э. XVIII век н.э. XIX век 1900 1950 1950 1980 1980 2000 XXI век Около 3 тысяч лет до н.э. Древние египтяне, жители Междуречья и обитатели государств Ближнего Востока собирают … Нефтегазовая микроэнциклопедия

1702, октябрь. Взятие русскими войсками в ходе Северной войны крепости Нотебург (Орешек). 1702 1704. Восстание камизаров в провинции Лангедок (Франция). 1702 1714. Правление в Англии королевы Анны последней из династии Стюартов. 1703, апрель.… … Энциклопедический словарь

- «Век женщин» (XVIII век) Маркиза де Помпадур. Часто в исторической литературе используется этот термин для характеристики XVIII столетия. Несмотря на то, что миром по прежнему правили мужчины, женщины начали играть заметную роль в жизни общества … Википедия

2 тысячелетие XVI век XVII век XVIII век XIX век XX век 1690 е 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 … Википедия

2 тысячелетие XVI век XVII век XVIII век XIX век XX век 1690 е 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 … Википедия

2 тысячелетие XVI век XVII век XVIII век XIX век XX век 1690 е 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 … Википедия

Книги

  • , Пахсарьян Н.. Авторы статей, составляющих разделы монографии, представляют различные аспекты эмоциональной жизни`века разума`, воплощенные в философских сочинениях, поэзии, драматургии, прозе, а также…
  • XVIII век: смех и слезы в литературе и искусстве эпохи просвещения , Пахсарьян Н.. Авторы статей, составляющих разделы монографии, представляют различные аспекты эмоциональной жизни "века разума", воплощенные в философских сочинениях, поэзии, драматургии, прозе, а также…

Страница 1 из 2

Наиболее полная справочная таблица основных дат и событий истории России 18 века . Данную таблицу удобно использовать школьникам и абитуриентам для самоподготовки, при подготовке к зачетам, экзаменам и ЕГЭ по истории.

Даты

Основные события России 18 век

1700

Смерть патриарха Адриана. Назначение митрополита Стефана Яворского местоблюстителем патриаршего престола

1701

Открытие в Москве школы математических и навигацких наук

Осада и взятие штурмом русскими войсками крепости Нотебург (Орешек)

Выход в свет первой русской газеты «Ведомости»

Взятие русскими войсками под командованием Б. П. Шереметьева крепости Ниеншанц в устье Невы

Основание Санкт-Петербурга

1703

Выход в свет учебника «Арифметика» Л. Ф. Магницкого

1704, лето

Осада и взятие русскими войсками крепостей Дерпт и Нарва

1705

Введение ежегодной рекрутской повинности

1705 – 1706

Стрелецкое восстание в Астрахани. Подавлено Б. П. Шереметевым

1705 – 1711

Восстание башкир

1706, мар.

Отступление русских войск из Гродно к Брест-Литовску, а затем к Киеву

1707 – 1708

Крестьянско-казацкое восстание под руководством Кондратия Булавина, охватившее Дон, Левобережную и Слободскую Украину, Среднее Поволжье

Вторжение шведской армии короля Карла XII в Россию, форсирование р. Березина

Выступление гетмана И. С. Мазепы на стороне Швеции против России

1708, 28 сен.

Разгром Петром I шведского корпуса у Лесной

Реформа административного управления . Разделение России на губернии

Введение гражданского шрифта

1709

Разрушение Запорожской Сечи

Полтавская битва. Поражение шведских войск. Бегство Шведского короля Карла XII и Мазепы в Турцию (30 июня)

Союз России, Речи Посполитой, Дании и Пруссии против Швеции

1710

Взятие русскими войсками Риги, Ревеля, Выборга

1710

Подворно-податная перепись населения

Объявление Турцией, подстрекаемой Карлом XII, войны России

1711, фев.

Учреждение Правительствующего Сената

Прутский поход русских войск под командованием царя Петра I

Окружение русской армии на р. Прут

Заключение Прутского (Ясского) мира между Россией и Турцией. Возвращение Турции Азова, обязательство уничтожить крепости на Юге и Азовский флот

1712

Указы царя Петра I о создании Оружейного двора в Туле и Литейного двора в Петербурге

1712, мар.

Венчание Петра I с Мартой Еленой Скавронской (после принятия православия – Екатерина Алексеевна)

1713

Наступление русских войск в Финляндии. Взятие Гельсингфорса и Або

1714

Указ царя Петра I о единонаследии

Гангутское морское сражение. Победа русского флота над шведами

1716, мар.

Принятие «воинского устава»

1716, сен.

Бегство царевича Алексея за границу

1717

Поездка царя Петра I во Францию

Возвращение царевича Алексея в Россию (по требованию Петра I). Манифест о лишении царевича Алексея прав на престол

Кончина царевича Алексея после вынесения ему смертного приговора по обвинению в организации заговора

1718 – 1721

Ликвидация Приказов, учреждение Коллегий

1718 – 1731

Сооружение Ладожского канала

1719

Административная реформа. Разделение губерний на провинции. «Генеральный регламент» Петра I (устав гражданской службы)

Победа русского флота над шведской эскадрой у острова Гренгам

1720 – 1737

Составление В. Н. Татищевым «Истории Российской с самых древних времен»

Ништадский мир России со Швецией. Завершение Северной войны. Закрепление за Россией Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии, части Карелии с Выборгом и части Южной Финляндии

Принятие Петром I императорского титула

1721

Учреждение государственной почты

1721

Начало строительства крепости Екатеринбург

1721

Учреждение Святейшего Синода (вместо патриаршества)

Издание «Табели о рангах», разделение всех государственных служащих на 14 рангов (чинов)

1722 – 1723

Русско-персидская война. Персидский поход Петра I

1722

Ликвидация гетманства на Украине

1723

Взятие русскими войсками Дербента, Баку

1723, 1 сен.

Русско-персидский ирный договор. Признание Персией прав России на западное и южное побережье Каспийского моря

1724

Учреждение Академии наук. Торжественное открытие Академии в Петербурге (27 декабря 1725)

Константинопольский договор России с Турцией о разграничении владений в Закавказье

Смерть Петра I. Борьба за власть между придворными группировками во главе с А. Д. Меншиковым и Долгорукими. Возведение на престол группировкой Меншикова Екатерины I

1725 – 1727

Царствование императрицы Екатерины I

Брак старшей дочери Петра I Анны Петровны с Карлом Фридрихом, герцогом Гольштейн-Готторнским

1725 – 1730

Первая камчатская экспедиция В. Беринга

1726, фев.

Учреждение Верховного тайного совета под председательством Екатерины I

1726

Открытие при Академии наук Академической гимназии и Академического университета

1727 – 1730

Царствование императора Петра II (сына царевича Алексея)

1727

Восстановление гетманства на Украине (до 1734)

1727, сен.

Низложение и арест А. Д. Меншикова, возвышение Долгоруких

Кяхтинский договор между Россией и Кираем об установлении границ и условиях русско-китайской торговли

Избрание на русский престол вдовы герцога Курляндского, дочери царя Ивана V – Анны Ивановны

1730 – 1740

Царствование императрицы Анны Ивановны. Отстранение от власти Долгоруких. «Бироновщина»

1730, мар.

Отмена указа о единонаследии

7.1. Европейский путь: от Просвещения к Революции.

7.2. Американская революция и возникновение США.

7. 1. Европейский путь: от Просвещения к Революции.

Европейское Просвещение и его влияние на мировое развитие.

В западной Европе на смену Реформации под влиянием происходивших изменений пришло Просвещение, которое на протяжении XVIII и первой половины XIX веков определяло духовные устремления передовых слоев общества.

В основе Просвещения, как идейного течения, лежало убеждение в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека в обществе. Просветители выступали против невежества, мракобесия, религиозного фанатизма, которые они считали причинами человеческих бедствий. Просветители выступали против феодально-абсолютистских режимов, за политическую свободу, гражданское равенство, права людей.

Просвещение возникло в Англии, где его наиболее видными представителями являлись Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А.Э. Шефтсбери. Целую плеяду просветителей дала Франция в период с 1715 по 1789 г., который называли «веком просвещения». Произведения Вольтера, Ш. Монтескьё, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, К.А. Гельвеция, П.А. Гольбаха получили самую широкую известность. В Германии для просвещения своего народа многое сделали Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, И.В. Гёте. В США просветители Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн активно участвовали в общественно-политической жизни. Нелегко пришлось Н.И. Новикову, А.Н. Радищеву в России.

Просвещение стало переломной эпохой в мировом развитии. На смену старым моральным и политическим авторитетам пришли новые моральные и политические принципы. Человек с помощью своего собственного разума, без каких бы то ни было религиозных или светских влияний, стал решать вопросы, возникавшие в жизни общества. Просвещение заложило основы нового взгляда на мир. Господство разума, главенство науки, стремление к универсальному братству людей стали фундаментальными ориентирами для миллионов людей на протяжении десятилетий и веков.

Складывание системы международных отношений в Европе.

Историю международных отношений с середины XVII до конца XVIII вв. исследователи называют Вестфальской системой, которая возникла после окончания Тридцатилетней войны (1618 -1648). Начавшись на религиозной почве, война вскоре приобрела характер политического противостояния, опустошила и разорила Центральную Европу. Плодами Тридцатилетней войны смогли воспользоваться Швеция и Франция. европейские страны окончательно признали независимость республики Соединенных провинций (Нидерланды), а также Швейцарии.

Вестфальская система была очень нестабильной, о чем свидетельствует большое количество военных конфликтов. Так, с 1667 по 1714 г. непрерывно шли войны между Францией и европейскими коалициями. C 30-х по 70-е гг. XVIII в. в Европе произошло еще несколько военных столкновений различного масштаба: война за польское наследство (1733 – 1735), война за австрийское наследство (1740 – 1748), Семилетняя война (1756 – 1763), в которой участвовала и Россия. К названным военным конфликтам следует добавить и те, которые проходили в Восточной и Юго-Восточной Европе – с участием России и Османской империи.

Для Вестфальской эпохи характерна гибкая система военных коалиций и союзов, которые были крайне неустойчивы. Период XVII-XVIII вв. ознаменовался большими социально-экономическими и политическими изменениями в Европе, становлением общеевропейского рынка, раннего капитализма и серией колониальных захватов почти по всему миру. Закладывались основы будущих колониальных империй и будущей глобальной системы международных отношений.

Проблема перехода в «царство разума».

Человек Средневековья (IV – XIV вв.) веровал во всемогущего христианского Бога и интересовался только тем, как то или иное явление соотносится с Богом. Средневековый человек не стремился изменить мир, устроенный Богом.

Потребовалось более столетия, чтобы вера в Бога постепенно перестала быть для людей устойчивой опорой в изменяющемся мире. Этой опорой в сознании людей в конечном итоге стали разум и вера в могущество человеческого гения, заменившая многим веру в Бога.

Разум человека эпохи Просвещения, начавшейся с конца XVII в., был «познающим». Познавая окружающий мир, люди действовали в соответствии с тем, что им удалось узнать и осмыслить, и новые приобретенные знания, навыки обращать себе на пользу. Наука, практический опыт, распространение знаний помогли человеку эпохи Просвещения познавать и изменять окружающий мир.

Люди эпохи Просвещения старались проявить себя на поприще науки, искусства, политики, проявляли большой интерес ярким человеческим личностям и жизням, отданным служению людям. В эпоху Просвещения сформировались важнейшие представления о ценности человеческой личности и ее правах; был сформулирован принцип презумпции невиновности и соразмерности наказания преступлению; сложились понятия общественной, государственной и национальной безопасности; установились консульства и представительства государств в других странах, сложились правила дипломатического протокола.

Человека эпохи Просвещения называли человеком рациональным (лат. rationalis), что означало «руководствующийся результатом». Свобода выбора и действий становится одной из главных жизненных ценностей. Человек эпохи Просвещения рационально ведет хозяйство, рационально использует рабочее и свободное время. Рациональный образ жизни ранее, чем в других странах, утвердился в Голландии и Англии, в их колониях.

В различных странах Европы с конца XVII в. постепенно формировалась новая культурная общность людей, занимающихся умственным трудом – просвещенная элита . Аристократия и значительная часть дворянства активно стремилась к получению знаний. Просвещенная элита общества проявляла себя не только в духовной области, но и в правилах этикета, моде, поведении, воспитании детей (престижным было домашнее обучение и воспитание), владении иностранными языками.

Ученые XVIII в. доказали, что наука способна приоткрыть многие тайны природы и существенно обогатить жизнь людей. В этот период началось становление самостоятельных наук – физики, химии, астрономии и других, в том числе и гуманитарных.

Научная революция, совершенная Г. Галилеем (1564-1642) и И. Ньютоном (1642-1727) в механике (закон всемирного тяготения), убедила в том, что все во Вселенной построено по единому плану и управляется простыми и понятными всем законами. Английский философ Джон Локк (1632-1704) высказал мысль о том, что силы в обществе и государстве тоже должны уравновешивать друг друга. Так была сформулирована идея разделения властей (законодательной и исполнительной, парламента и короля), куда составной частью входила судебная власть.

Поиск общих законов устройства государства и развития общества продолжался и в конце XVIII-XIX вв. Такова была сила ньютоновских идей.

Пути трансформации западноевропейского абсолютизма в XVIIIв.

Родоначальником теории «просвещённого абсолютизма» считается английский мыслитель Томас Гоббс (1588-1679). В соответствии с теорией договорного происхождения государства абсолютная власть должна была действовать не только ради узко понимаемой «государственной пользы», но и заботиться об общем благосостоянии. Политика просвещенного монарха должна быть построена на рациональных, разумных началах, опираться на передовые идеи философов.

Деятельность просвещенных монархов носила двойственный характер. Они были просвещенными, но всё-таки деспотами.

Преобразования проводились исключительно сверху. Стремление к политической свободе, общественная активность рассматривались с большим подозрением как покушение на их власть, попытки её ограничить.

Характеристики просвещённого абсолютизма относятся к большинству стран Европы в XVIII в. При этом в Англии в XVIII в. формировалась не просто просвещённая, но уже буржуазная монархия. В Польше королевского абсолютизма не было. Во Франции Людовик XV и Людовик XVI тормозили реформы и довели страну до революции.

Король Пруссии Фридрих II (1740-1786) увлекался музыкой, философией, танцами, французской культурой. Фридрих, придя к власти, отменил пытки. Он гарантировал имущественные права своих подданных, централизовал судопроизводство и отделил его от исполнительной власти, утвердил новые своды законов. Он отменил цензуру, сделал возможной свободу прессы. Пруссия являлась лютеранским государством, но при Фридрихе II прославилась исключительной веротерпимостью. Войны Фридриха II шли с переменным успехом, но в общем итоге территория Пруссии увеличилась вдвое. Именно за территориальные приобретения его назвали Великим. Он учредил Королевскую оперу (1742), Берлинскую академию наук (1744), первую в Берлине публичную библиотеку (1775). При нём был построен «прусский Версаль» - дворцово-парковый комплекс Сан-Суси. В его правление творили композитор Иоганн Себастьян Бах, математик Леонард Эйлер. Короля-философа Фридриха Великого в Германии чтут наравне с Бисмарком и К. Адэнауэром.

Политика просвещенного абсолютизма была направлена на проведение реформ, модернизации общества. Сутью этого процесса стало устранение остатков средневекового строя и постепенное утверждение капиталистических отношений.

Европейские революции XVIII-XIXвв. Французская революция и её влияние на политическое и социокультурное развитие стран Европы.

Событием, наложившим ог­ромный отпечаток на все мировое развитие, стала Великая французская революция 1789–1799 годов .

Во Франции, как и в Англии, во многих других странах, революция началась с про­блемы денег. После кратковременного хозяйственного подъема и мощного взлета на­цио­нальной культуры, связанного с именами Вольтера, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро . Г. Б. Мабли, К. А. Гельвеция, П. А. Гольбаха и других, к 80-м годам XVIII в. Франция оказалась на грани финансового банкротства.

Король Людовик XVI вынужден был со­брать представите­лей сословий – Генеральные Штаты. Этот французский парламент воз­ник еще в 1300 г., но собирался не регулярно, а с 1614 г. не собирался вовсе. Гене­раль­ные Штаты, как и англий­ский парламент в предыдущем веке, должен был санкцио­ниро­вать новые налоги. Но вме­сто этого депутаты от третьего сословия (буржуа, ремес­лен­ники, крестьяне, рабочие), со­брав­шись отдельно, провозгласили себя 9 июля 1789 г. Уч­редительным собранием, целью кото­рого стали выработка конституции , ограничение королевской вла­сти, изменение госу­дарст­венного строя Франции. В ответ на военные приготовления правительства население Парижа восстало, за­хва­тило арсенал и вооружилось. 14 июля 1789 года восставшие штурмом взяли главную тюрьму королевства – Бастилию 5 . Через год ее срыли и поставили табличку: «Здесь тан­цуют». Штурмом Бастилии началась Великая французская революция.

В самой Франции революция сопровождалась ожесточенной политической борь­бой различных политических группировок, мощными крестьянскими выступлениями. Происходили мно­го­чис­ленные изменения радикального характера в политической, экономической и духовной жизни на­рода. Кар­ди­нально был решен аграрный вопрос : общинные земли и эмигрантские земли (противников революции) передавались крестьянам для раздела. Полностью, без вся­кого выкупа уничто­жались все феодальные права и привилегии . В стране возникло не­сколько миллионов част­ных мелких крестьянских хозяйств. Церковь была отделена от государ­ства, король был каз­нен, а принятая вскоре после этого Конституция 24 июня 1793 года провозгла­шала Францию республикой.

В ходе революции появлялось много нового в самых различных областях жизни: но­вые праздники, новые обычаи, новые одеяния, новое искусство, новые отношения ме­жду муж­чинами и женщинами, например, были сняты прежние католические ограни­че­ния на разводы. Специ­аль­ная комиссия разработала единую систему мер и весов . Науке вообще прида­валось ог­ром­ное значение, как силе, способной указать правильный путь развития на­ции.

Одновременно происходило перерождение революции. Концом революции считается 9 ноября 1799 г., когда вы­движенец революции республиканский генерал Наполеон Бонапарт установил ре­жим личной дикта­туры. Европа вступила в эпоху наполеоновских войн, которая стала пере­ход­ным периодом к следующему этапу развития европейской западной цивилиза­ции.

1.Особенности исторического процесса в России в18 в.

2.Реформы Петра 1 и их влияние на историю России.

3.Эпоха дворцовых переворотов и ее последствия.

4. «Просвещенный абсолютизма» Екатерины II .

5. Павел I .

1. 18 век – это во многом переломное время в мировой и российской истории, время бурных социальных потрясений. Он вместил в себя грандиозные реформы Петра I, в корне изменившие облик России, бесконечную череду дворцовых переворотов. Это время великих реформ Екатерины II, расцвета русской культуры, время острых классовых битв (крестьянские войны под руководством К.Булавина (1707-1709 гг.), Е.Пугачева (1773-1775 гг.).

18 век – это время расцвета, а затем и кризиса феодальной системы. В Европе наступает период заката абсолютизма. В России в это время феодализм переживает период апогея, но с конца века усиливается кризис феодальной системы, однако в отличие от Запада кризис феодализма сопровождался не сужением его сферы, а распространением на новые территории. 18 век – время постоянных войн за расширение территории России. Еще в 17 веке в состав России вошли Сибирь, Дальний Восток, Украина. В 18 веке в ее состав вошли Северный Казахстан, Прибалтика, Белоруссия, Балтика, Черного, Азовского морей. Росла многонациональность России. В 18 веке население выросло более чем в 2 раза (37,5 млн. чел.). Появляются новые крупные города. В начале века Россия переживает промышленный бум. В сельском хозяйстве продолжает господствовать крепостничество. В основе социальной структуры лежал сословный принцип. Податными сословиями были ремесленники, крестьяне, мещане, купцы до 1 гильдии. Боярство все более теряет ведущие позиции. Во времена Екатерины Второй первым сословием становятся дворяне, получившие огромные льготы. К привилегированным сословиям относились также иностранцы, духовенство, казачьи старшины.

В 18 веке изменяется характер власти. При Петре I окончательно утверждается абсолютизм (самодержавие). Впоследствии происходит трансформация абсолютизма в режим просвещенной монархии Екатерины II. Для 18 века было характерно постоянное, всеобъемлющее вмешательство государства в дела общества, роль катализатора многих процессов сыграли войны – из 36 лет правления Петра I Россия воевала 29 лет.

2. В 17 в. Русь оставалась глубоко патриархальным государством. Русские цари Михаил (1613-1645 гг.) и его сын Алексей Михайлович (1645-1676 гг.) были людьми, приверженными старине, а Русь нуждалась в модернизации. Первые попытки реформ осуществил сын Алексея – Федор (1676 -1682 гг.). У Алексея было 11 детей, и он был примерным семьянином. Под влиянием Софьи, сестры Петра I, после смерти Федора царями провозгласили Петра I и Иванa V (Иван V– сын царя Алексея Михайловича по линии Милославских). Только в 1689 г. Петр свергает Софью (умерла в монастыре), и в 1696 г. Петр I становится единоличным царем. Он правил 36 лет - с 1689 по 1725 гг. Он считается крупнейшим реформатором России.

Петр был классическим приверженцем идеологии рационализма. Его идеалом было регулярное государство во главе с мудрецом на троне. Он считал, что государство – это плод творения не бога, а человека, его можно строить как дом. Поэтому нужно изобрести мудрые законы, которые проведет в жизнь мудрец на троне. Государство – это инструмент для того, чтобы сделать общество счастливым (иллюзия). Петр хотел, чтобы на все случаи жизни имелись четкие законы. Главная идея Петра – модернизация России «сверху» (без участия народа), по европейскому образцу. С Петра до сегодняшнего дня берет начало тенденция догнать Запад, от которого мы отстали «благодаря» монголо-татарам.

Первые годы Петр присматривался и намечал план реформ (потешные войска, потешные корабли). Он совершает поездку за рубеж, посещает Францию, Голландию, Англию, Швейцарию, Бельгию, где знакомится с опытом Европы. Как простой солдат Петр участвовал в двух походах на Азов. Петр знал 15 ремесел, он стремился перенять все лучшее на Западе. Петра трудно сравнивать с кем-то другим. Это был гений, но рядом с ним не было людей такого же ранга.

Он был человеком огромного роста (2м 4 см) и гигантской силы.

Основные реформы Петра оказались созвучны интересам России. Первый рекрутский набор был проведен в 1705 году, а последний – в 1874 г. То есть рекрутские наборы просуществовали 169 лет.

Сенат – главный орган управления страной просуществовал 206 лет – с 1711 по 1917 гг.

Синод – государственный орган управления церковью просуществовал 197 лет – с 1721 по 1918 гг.

Подушная подать просуществовала 163 года – с 1724 по 1887 гг. До подушной подати была подворная.

Петровские реформы имели всеобъемлющий характер, затронули все сферы жизни. Петровскую систему управления отличали: унификация и милитаризация (из 36 лет царствования Петра Россия воевала 29 лет), централизация и чрезмерная дифференциация функций. При Петре вышла книга «Юности честные зерцала», в нем давалась характеристика поведения молодежи в разных местах и в разных ситуациях.

Реформы затронули систему управления. Были созданы новые органы власти: Сенат, прокуратура (1722 г.) и Синод, институт фискалов (Око государево – тайный досмотр).

В 1718 г. вместо Приказов создаются Коллегии – органы коллективного управления (Коммерц-Коллегия, Мануфактур-коллегия, Берг-коллегия и т.д.).

Петр изменил систему управления территориями. Он ввел Ратушу и Земские избы – основные сборщики налогов. Ратуша - в стольных городах, земские – на местах.

В 1708 году была проведена областная реформа, по которой было создано 8 губерний во главе с генерал-губернаторами. Через 10 лет страна была разделена на 50 провинций. В 1720 г. Петр создает главный магистрат – орган по управлению территориями.

Был создан Генеральный регламент – сборник основных законодательных актов.

Петр I уничтожает Боярскую Думу, но плодит бюрократию – Сенат, Синод.

Радикальный характер носили его реформы в области экономики и культуры. С начала 18 в. Петр начинает строительство промышленной базы на Урале, флота. В условиях Северной войны он проводит денежную реформу – уменьшает количество металла в деньгах.

Пытаясь оградить русскую промышленность от конкуренции, он проводит активную политику протекционизма (защита своей промышленности путем высоких таможенных тарифов) и меркантилизма (поощрение собственных предпринимателей). В экономике начинается бум. Количество мануфактур выросло в 10 раз. Экспорт России превысил импорт почти в 2 раза (активное сальдо).

При Петре в корне меняются быт и традиции общества. В 1703 г. он создает идеальный город – Санкт-Петербург – образец для всей страны.

Петр ввел новое летоисчисление – от рождества Христова –Юлианский календарь (от сотворения мира). Новолетие начинается не с 1 сентября, а с 1 января. Петр ввел празднование Нового года (эта традиция приносить ветви ели пошла от Петра). Он создал первую библиотеку, первую публичную газету «Ведомости», первый музей, первый государственный театр. Он разработал идею создания Академии наук, но Петр умер в январе 1725 г., и Академия была создана по его проекту, но после его смерти.

Петр создал широкую сеть начальных школ, цифирные школы, сеть приходских школ, образование становится приоритетной областью. Появляются первые специализированные учреждения: артиллерийские, медицинские школы, математических и навигационных наук (Сухарева башня). Петр меняет бытовые традиции, он организует ассамблеи (тусовки), где молодежь играла в шахматы и шашки. Петр ввез табак и кофе. Дворяне учились искусству этикета. Петр ввел европейскую одежду и бритье бород. Существовал бородовой налог, составлявший 100 рублей (на 5 рублей можно было купить 20 коров).

В 1721 году Петр принял титул императора, а в 1722 г. он ввел Табель о рангах (лестница в будущее), по которому все население делилось на 14 рангов (канцлер, вице-канцлер, тайн6ый советник и т.д.).

Таким образом, реформы Петра в корне изменили Россию. Французский скульптор Этьен Морис Фальконе запечатлел образ Петра в виде скульптуры Медного всадника, в которой конь олицетворяет Россию, всадник же - Петр.

Идеал Петра – регулярное государство – оказался утопией. Вместо идеального было создано полицейское государство. Цена реформ Петра была слишком высока. Он действовал по принципу «Цель оправдывает средства».

Петр – фигура огромного исторического масштаба, сложная и противоречивая. Он был умен, любознателен, трудолюбив, энергичен. Не получив должного образования, он, тем не менее, обладал обширными познаниями в разных сферах науки, техники, ремесла, военного искусства. Но многие качества характера Петра были обусловлены характером той суровой эпохи, в которой он жил, определили его жестокость, подозрительность, властолюбие. Петру нравилось, когда его сравнивали с Иваном Грозным. В достижении поставленных целей не гнушался никакими средствами, был жесток к людям (1689 г. рубил головы стрельцам, на людей смотрел как на материал для осуществления задуманного). За время правления Петра в стране в 3 раза выросли налоги и на 15% сократилось население. Петр не останавливался перед применением самых изощренных методов средневековья: применял пытки, слежки, поощрял доносы. Он был убежден, что во имя государственной пользы можно пренебречь моральными нормами.

Заслуги Петра:

    Петр внес гигантский вклад в создание могучей России, обладающей сильной армией и флотом.

    Способствовал созданию в государстве промышленного производства (гигантский скачок в развитии производительных сил).

    Его заслуга – модернизация государственной машины.

    Реформы в области культуры.

Однако характер их реализации сводился к механическому перенесению культурных стереотипов Запада, подавлению развития национальной культуры.

Реформы Петра, направленные на европеизацию России грандиозны по своим масштабам и последствиям, но они не могли обеспечить долговременный прогресс страны, т.к. проводились силовыми методами и закрепляли жесткую систему, основанную на подневольном труде.

2 . С легкой руки В.О.Ключевского период с 1725 по 1762 гг. 37 лет нашей истории стал называться «эпохой дворцовых переворотов». Петр I изменил традиционный порядок престолонаследия. Ранее престол переходил по прямой мужской нисходящей линии, а по манифесту от 5 февраля 1722 года монарх сам назначал себе преемника. Но Петр не успел назначить себе наследника. Началась борьба за власть двух группировок. Одна поддерживала Екатерину I – жену Петра (Толстой, Меньшиков), другая – внука Петра I – Петра II (старая аристократия). Исход дела решила гвардия. С 1725 по 1727 гг. правила Екатерина I. Она была не способна к управлению. В феврале 1726 г. создается Верховный тайный совет во главе с Меньшиковым. Перед смертью Екатерина составила указ о престолонаследии (тестамент), по которому власть должна была принадлежать Петру II – внуку Петра I, сыну царевичу Алексею, а затем Анне Иоанновне – племяннице Петра I, затем Анне Петровне и Елизавете Петровне (дочери Петра I). После смерти Екатерины I на престол вступил Петр II - мальчик 12 лет, сын Алексея, при котором правил Меньшиков. Осенью 1727 года Меньшикова арестовали и лишили чинов и званий. При нем делами управлял тайный совет, а основными занятиями Петра II были охота и любовные утехи.

После смерти Петра II к власти пришла Анна Иоанновна (1730-1740). Это была дочь Ивана V, брата Петра I. Она не отличалась ни умом, ни красотой, ни образованием. Она передала управление Эрнсту Бирону, герцогу Курляндскому (с 1737 г.) Время правления Анны Иоанновны получило название «бироновщины». В период ее царствования происходило укрепление самодержавия, сокращение обязанностей дворян и расширение их прав над крестьянами. Перед смертью Анна Иоанновна объявила своим преемником младенца Иоанна VI Антоновича – сына ее племянницы. Регентом при Иване был Бирон, а затем его мать – Анна Леопольдовна.

С 25 ноября 1741 года к власти пришла Елизавета Петровна – дочь Петра I, свергнув малолетнего Ивана с помощью Гвардии. Она правила 20 лет – с 1741 по 1761 гг. Веселая и любвеобильная императрица не уделяла много времени государственным делам. Ее политика отличалась осторожностью и мягкостью. Она первой в Европе отменила смертную казнь. Ключевский назвал ее «умной и доброй, но беспорядочной и своенравной русской барышней».

Петр III (Карл Петр Ульрих – сын Анны Петровны – дочери Петра I и герцога Карла Фридриха) правил 6 месяцев (с 25 декабря 1761 по 28 июня 1762 г.) (род. 1728-1762 гг.). Его женой стала Екатерина II Великая. Петр не пользовался уважением ни у жены, ни у придворных, ни у гвардии, ни в обществе.

28 июня 1762 г. произошел дворцовый переворот. Петра III вынудили отречься от престола, а через несколько дней он был убит.

4. Заканчивается эпоха дворцовых переворотов, начинается Просвещенный абсолютизм Екатерины II.

Как и Петр I, Екатерина II вошла в историю под именем Екатерины Великой. Ее царствование стало новой эпохой в истории России. Начало правления было трудным для Екатерины в нравственном отношении. Петр III был законным государем, внуком Петра Великого, а Екатерину в действительности звали Софьей Фредерикой–Августой – немецкой принцессой Ангальд Цербстской. Она проявила себя как патриот Русской земли. Первые 15 лет она не играла значительной роли в государственных делах. Она упорно изучала русский язык и литературу, произведения античных авторов, работы французских просветителей, традиции и обычаи русского народа. Первые шаги Екатерины говорили о ее уме. Один из ее указов снижал налоги на хлеб и соль. Екатерина первой сделала себе прививку от оспы и спасла жизнь тысяч крестьян.

Она короновалась в Москве, 22 сентября 1762 года (наградила всех, кто помогал ей – участники переворота получили земли с крепостными крестьянами, чины, деньги). Екатерина была типичным западником. Она пыталась внедрить в России идеи просвещения и свободы. Екатерина являлась сторонником самодержавия и ярким последователем Петра I. Она хотела создать в России режим просвещенного абсолютизма – режим, при котором монарх заботится о свободе, благе и просвещении народа. Монарх – мудрец на троне. Истинная свобода, по мнению Екатерины, заключалась в строгом соблюдении закона. Она выступала с идеей ограничения вмешательства государства в экономику, отстаивала свободу предпринимательства. Екатерина предоставила широкие льготы мануфактурам. Главная ее цель – укрепить социальную опору абсолютизма, сделав дворян первым сословием. До 1775 года реформы проводились спонтанно (самопроизвольно), а с 1775 г. начался второй этап реформ, который окончательно утвердил в России власть дворян.

Екатерина пыталась выработать новое законодательство на основе принципов Просвещения. В 1767 г. была создана комиссия для пересмотра российских законов, получившая наименование Уложенной . Комиссия была составлена из депутатов от разных сословных групп - дворянства, горожан, государственных крестьян, казаков. Депутаты приехали в комиссию с наказами от своих выборщиков. Екатерина обратилась к Комиссии с Наказом, в котором были использованы идеи Монтескье, итальянского юриста Беккариа о государстве и законах. В декабре 1768 г. Комиссия прекратила работу в связи с русско-турецкой войной. Главная цель – разработка Уложения – так и не была достигнута. Но это помогло Екатерине ознакомиться с проблемами и нуждами населения.

Крупнейшим актом Екатерины стала Жалованная Грамота дворянству и городам 1785 года. Она определяла права и привилегии дворянского сословия. Оно окончательно оформилось как привилегированное сословие. В этом документе старые привилегии подтверждались – право на владение крестьянами, землями, недрами, свобода от подушной подати, рекрутской повинности, телесных наказаний, передача дворянского звания по наследству и свобода от государственной службы.

В Жалованной Грамоте городам были перечислены все права и привилегии городам, описанные предшествующим законодательством: освобождение верхушки купечества от подушной подати и замена рекрутской повинности денежным взносом. Грамота делила городское население на 6 разрядов и определяла права и обязанности каждого из них. К привилегированной группе горожан относились т.н. именитые граждане: купцы (капитал свыше 50 тыс. руб.), богатые банкиры (не менее 100 тыс. руб.), и городская интеллигенция (архитекторы, живописцы, композиторы, ученые). К другой привилегированной группе относилось гильдейское купечество, которое делилось на 3 гильдии. Купцы первых двух гильдий освобождались от телесных наказаний, а последняя – нет. Жалованная грамота городам вводила сложную систему городского самоуправления. Важнейшим органом самоуправления являлась собираемое 1 раз в три года общегородское «Собрание градского общества», на котором избирались должностные лица: городской голова, бургомистры, заседатели магистрата и т.д. Исполнительным органом была шестигласная Дума, состоявшая из городского головы и шести гласных – по одному из каждого разряда городского населения.