Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Какой вид транспорта имеет наибольший грузооборот. Понятие транспорта и транспортной системы. Краткая характеристика основных видов транспорта

Отраслевая структура современного транспорта определяется шестью главными его видами: железнодорожным, автодорожным (автомобильным), морским, внутренним водным, трубопроводным и воздушным.

За исключением трубопроводов, применяемых только для передачи грузов (притом специфических - жидких, газообразных, частично сыпучих), все остальные виды используются для перевозки и грузов, и пассажиров, т. е. в известном смысле они взаимозаменяемы. Но отдельных видов транспорта в перевозках грузов и пассажиров и в грузо – пассажирообороте часто не совпадают. Например, перевозит очень небольшую часть всех грузов (3,5%), но на далекие расстояния (в среднем на 8,5 тыс. км). В результате на него приходится почти % всего мирового грузооборота. Автотранспорт же, напротив, перевозит более 80 % всех грузов, но, как правило, на небольшие расстояния (в среднем 30 км), поэтому по грузообороту он уступает не только морскому, но и железнодорожному. Зато в мировом пассажирообо-роте ему принадлежит внеконкурентное место. Вот почему все виды транспорта зачастую группируются не по их функциям и значению, а по географическим сферам их применения. В этом случае можно говорить о сухопутном (автомобильном, железнодорожном и трубопроводном), водном (морском и внутреннем водном) и воздушном транспорте.

Среди видов сухопутного транспорта по большинству показателей особенно быстро возрастает роль автомобильного. Из 30 млн. км дорожной сети мира примерно 20 млн. приходится на автомобильные дороги. Сеть их продолжает расти, хотя основное во многих странах теперь уделяется не удлинению сети, а повышению качества дорог (автострады, многополосные автомагистрали). Одновременно растет и автомобильный , который к 1990 г., очевидно, составит 500 млн. машин.

В ближайшей перспективе основным типом автомобильной силовой установки останется внутреннего сгорания. Однако под влиянием энергетического кризиса, с одной , и мер по борьбе с загрязнением окружающей среды - с другой, в последнее время активизировалась работа по созданию электромобилей, автомобилей на жидком водороде, с газовыми турбинами.

Грузооборот автотранспорта по сравнению с довоенным уровнем увеличился более чем в 15 раз. Он будет расти и впредь, особенно по мере расширения перевозок на средние и дальние расстояния. Одновременно увеличивается выпуск тяжелых грузовиков, автопоездов, а также контейнеров и специального погрузочно-разгрузочного оборудования.

Таковы же перспективы и в отношении развития пассажирских автоперевозок. Этому способствует непрерывно растущий уровень моторизации, насыщенности автомобилями. Уже теперь на каждую тысячу жителей в среднем приходится примерно 90 автомашин.

Трубопроводы получили развитие как самостоятельный транспорта благодаря быстрому росту добычи нефти и природного и тому территориальному разрыву, который в большинстве случаев существует между районами их добычи и потребления.

Общая протяженность магистральных трубопроводов уже превысила 1 млн. км и продолжает быстро расти. Так же возрастает и их . На очереди - более применение трубопроводов для транспортировки твердых сыпучих грузов (угля, руд, продукции земледелия), создание трубопроводного пневматического контейнерного транспорта.

Развитие железнодорожного транспорта в последние десятилетия происходит значительно медленнее, чем автомобильного и трубопроводного. Сеть железных дорог мира основных чертах сложилась еще в начале XX столетия. Ее общая протяженность -1,3 млн. км -относительно стабильна, хотя непрерывно происходит уменьшение ее в одних странах и рост в других. Доля железнодорожного транспорта в мировом грузо – и пассажиро-обороте недавнего времени имела устойчивую тенденцию к снижению.

Все это, однако, вовсе не означает, что транспорт находится на пути к отмиранию. В перспективе среди сухопутных видов он, по-видимому, сохранит свое ведущее место в перевозках массовых грузов на и дальние расстояния. Во многих странах он продолжает играть немалую роль и в перевозках пассажиров. Более того, в последнее время к железнодорожному транспорту снова возрос, теперь нередко пишут о его «втором рождении» в связи с переводом на электрическую и дизельную тягу, созданием газотурбовозов, участием в смешанных, контейнерных и иных перевозок.

Значительные усилия направлены на увеличение скорости: на отдельных линиях, особенно во Франции и Японии, пассажирские суперэкспрессы уже теперь развивают максимальную скорость 200 км/час. В ближайшие годы такая скорость движения пассажирских поездов будет достигнута во многих странах, затем можно ожидать увеличения ее на специальных (монорельсовых, с поездами на воздушной подушке) линиях до 250- 300 км в час и более.

Среди видов водного транспорта наибольшее значение имеет морской, который уже более полувека занимает первое место в мировом грузообороте. В наши дни объем международных морских перевозок уже превысил 3 млрд. т в . Можно с уверенностью прогнозировать дальнейший быстрый их рост и рост самого морского флота, суммарная которого превышает 370 млн. per. бр. т. На современном морском флоте преобладают теплоходы и паротурбохо-ды; начинается применение атомных силовых установок. Происходит флота, растет доля крупнотоннажных судов. Морские суда плавают флагами более ста стран.

Рост морского транспорта связан с увеличением трансокеанских грузопотоков, что в свою очередь - развития международного географического разделения труда. Более половины всех морских грузоперевозок приходится на и : из каждых добываемой в мире нефти 6 т перевозится к месту потребления морем. В соответствии с этим изменился и состав мирового морского флота, примерно 1/2 которого в наши дни составляют танкеры, преимущественно крупнотоннажные. Само «супертанкер» за последнее время изменилось: в 1960 г. в Японии - зачинательнице крупнотоннажного судостроения - был спущен грузоподъемностью 100 тыс. т, в 1967 г. - 200, в 1973 г. -480, в 1976 г. - 540 тыс. т; проектируются танкеры грузоподъемностью 750 тыс., 1 млн. т и даже более.

Но их, -видимому, будет немного. Танкер-«пятисоттысячник» имеет длину свыше 380 м - значительно большую, чем знаменитые пассажирские лайнеры «Куин Мери», «Куин » или «Юнайтед Стейтс». Его (с грузом) превышает 28 м. Порты Западной Европы и США, за самыми малыми исключениями, не приспособлены для приема подобных гигантов. Их не может пропустить ни один из международных каналов. Слишком мелкими оказываются для них и многие другие проливы, по которым проходят важнейшие судоходные трассы. Например, крупнейшие японские супертанкеры на пути из Персидского залива домой вынуждены делать длиной почти 2 тыс. км в Малакк-ского пролива. Кроме того, необходимо учитывать риск загрязнения Мирового океана в случаях катастроф судов такого тоннажа. Поэтому основу мирового танкерного флота, видимо, будут составлять танкеры грузоподъемностью 200- 300 тыс. т.

Второе место в мировом морском грузообороте занимают навалочные и насыпные грузы - , железная руда, сахар-сырец. Среди них в последнее время ведущее заняла железная руда. Тоннаж судов сухогрузного флота (балкеров) также быстро растет. Крупнейшие из них достигают грузоподъемности 200-250 тыс. т. Все время увеличивается доля комбинированных судов, приспособленных для перевозки как наливных, так и навалочных грузов (например, танкеров-рудовозов).

Примерно У5 всех идущих морем грузов составляют так называемые генеральные - готовые изделия и полуфабрикаты. Приток этих грузов на морские трассы особенно усилился в связи с развитием контейнерных перевозок. Соответственно расширяется и контейнеровозов, лихтеровозов.

Что же касается морских пассажирских перевозок, то они резко сократились, прежде всего из-за конкуренции воздушного транспорта. Крупнейшие лайнеры все чаще стоят на приколе или даже продаются на слом. Менее крупные пассажирские нередко превращаются в своего рода плавучие отели и совершают круизные рейсы.

Один из старейших видов транспорта - внутренний водный (речной и озерный) в наши дни развивается медленнее других. Он занимает последнее место и по грузообороту (не считая воздушного), и по же (по мере внедрения реактивных с коротким и вертикальным взлетом) постепенно выходят из употребления. Развитие реактивной гражданской авиации идет по двум главным линиям: дальнейшего роста скорости и роста пассажи-ровместимости. Пассажирские сверхзвуковые самолеты, которых уже начата ( -144), Франции и Великобритании («Конкорд»), имеют скорость порядка 2,5 тыс. км/час, т. е. в 2,5 раза превышающую скорость звука. Ожидается, что к концу нынешнего столетия гиперзвуковые самолеты будут летать со скоростью, превышающей скорость звука в 6^-8 раз. Пассажиро-вместимость воздушных лайнеров возрастет до 800-1000 . Воздушные автобусы - аэробусы, предназначенные для обслуживания туристов, берут на 250-300 пассажиров и более.

Сеть регулярных авиалиний в наши дни густо опоясала земной , протянувшись на многие миллионы километров. Ее опорные точки - 5 тыс. аэропортов, крупнейшие из которых ежегодно пропускают по 20-30 млн. пассажиров. В 1946 г. воздушным транспортом было перевезено около 20 млн. человек, а в 1976 г. - уже 550 млн.

Авиация обслуживает как внутренние, так и международные линии. воздухом растут еще быстрее, чем пассажирские. Самолеты с каждым годом перебрасывают все больше промышленного оборудования, химикатов, полиграфических изделий, тканей, готового платья, живой птицы, овощей, фруктов. На многих линиях вводятся специальные грузовые рейсы. В последнее время почти все самолеты проектируются в пассажирском и грузовом вариантах. Все применяется авиация и для перевозок почты.

Транспорт - (от лат. transporto - перемещаю), это совокупность средств и путей сообщений деятельность которых обеспечивает всю деятельность людей. Пути сообщений- это дороги. Технические сооружения- заправки, средства связи, мастерские. Транспорт-важнейший стратегический ресурс. Различают наземный, водный и воздушный транспорт. Наземные виды: железнодорожный, автомобильный и трубопроводный; водные - морской и речной; воздушные - авиационный. Десятая часть людей работает на трансп.

Транспортная система- совокупность всех видов транспорта, связанных технологически, технически, экономически и нормативно правовыми актами.

  1. Основные виды транспорта, их краткая характеристика

Железнодорожный транспорт во многих промышленно развитых странах среди других видов транспорта занимает одно из ведущих мест. Это объясняется его универсальностью – возможностью обслуживать производящие отрасли хозяйства и удовлетворять потребности населения в перевозках вне зависимости от погоды: во всех климатических условиях и в любое время года.

Имея современные виды локомотивов и вагонов, мощный рельсовый путь, используя современные средства автоматики, телемеханики и вычислительной техники, железнодорожный транспорт, наряду с другими отраслями промышленного производства, входит в экономический потенциал каждой страны.

За время своего существования протяженность железных дорог мира достигла почти 1,3 млн км; при этом они не имеют себе равных по объему провозной способности и непрерывности функционирования.

1825г- Первая ж.д в Англии

Автомобильный транспорт обеспечивает:

1) относительно высокую скорость передвижения;

2) доставку грузов в районы, где нет других видов транспорта.

Он наиболее удобен, так как позволяет доставлять грузы непосредственно от отправителя к получателю без перегрузки; эффективен на внутригородских и междугородных перевозках пассажиров. Вместе с тем себестоимость грузовых и пассажирских перевозок автомобильным транспортом более высокая по сравнению с другими видами. В мире 31 млн км, а в России 1 млн км протяженность дорог.

Морской транспорт обеспечивает массовые перевозки в зарубежные страны, а также между портами внутри страны, расположенными на побережье морей. Морские перевозки наиболее эффективны на направлениях, где морские маршруты короче сухопутных, и там, где нет других видов массового транспорта. Для России особенно велико значение морского транспорта в обслуживании северных районов Сибири и Дальнего Востока, где нет железных дорог. Себестоимость морских перевозок грузов ниже, чем другими видами транспорта, и особенно при перевозках на дальние расстояния.

Речной транспорт осуществляет местные и дальние перевозки на маршрутах, которые совпадают с расположением судоходных рек и каналов. Он обладает высокой провозной способностью, причем особенно при использовании судов большой грузоподъемности на глубоководных реках, а также на маршрутах река-море. Себестоимость речных перевозок ниже, чем другими видами транспорта. Однако существенным недостатком речного транспорта России является кратковременность навигации в течение года и низкие скорости движения.

Воздушный транспорт – самый высокоскоростной вид транспорта, посредством которого осуществляются в основном пассажирские перевозки на ближние и дальние расстояния. Удельный вес грузовых перевозок невысок. На работу воздушного транспорта очень влияют погодные условия.Стоимость воздушных перевозок значительно выше, чем на других видах транспорта.

Трубопроводный транспорт Он используется для транспортировки главным образом нефти, нефтепродуктов и природного газа и почти не зависит от погодных условий, способен транспортировать жидкие и газообразные продукты на очень большие расстояния, является относительно дешевым видом транспорта. В России = 15000 км

Промышленный транспорт осуществляет перемещение предметов и продуктов труда в сфере производства.

Магистральный транспорт общего пользования включает в себя железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный и трубопроводный.

Городской транспорт обеспечивает перевозки внутри города и включает в себя метрополитен, троллейбус, трамвай, автобус, такси, грузовой автомобиль и др.

1.По какому показателю Россия занимает I место в мире?А) численность населения; Б) площади территории;В) уровню жизни; Г)

естественному приросту населения.2. Какие народы не имеют своих национально-территориальных образований в России (республики или округа)?А) корейцы; Б) адыгейцы; В) коми; Г) чуваши.3. Самая высокая доля горожан в:А) Центральном; Б) Северо-Западном; В) Центрально-Черноземном районе.4. Какой из перечисленных городов имеет наибольшее население?А) Волгоград; Б) Мурманск; В) Владивосток; Г) Воронеж.5. На Северном Кавказе проживают:А) карачаевцы; Б) коми; В) буряты; Г) татары.6.Буддизм широко распространен среди:А) марийцев; Б) татар; В) калмыков; Г) чеченцев.7.Башкортостан входит в Федеральный округ:А) Приволжский; Б) Уральский; В) Центральный; Г) Сибирский.8. Выберите верное утверждение о топливно-энергетическом комплексе России:А) по добыче газа Россия занимает первое, а по добыче нефти – второе место в мире;Б) крупнейшими запасами газа обладает Центральный экономический район;В) нефть используется в сыром виде;Г) бурый уголь превосходит каменный уголь, т.к. имеет в 2 раза больше теплоту сгорания.9. Ведущей отраслью растениеводства России является:А) картофелеводство; Б) кормопроизводство; В) зерновое хозяйство; Г) садоводство.10. Ко второму звену АПК относится:А) производство сельскохозяйственной техники; Б) растениеводство и животноводство;В) пищевая и легкая промышленность.11. Металлургический комбинат полного цикла расположен в:А) Челябинске; Б) Ставрополе; В) Петрозаводске; Г) Магадане.12. Более половины тканей в России выпускается в:А) Костромской обл. Б) Ярославльской; В) Владимирской; Г) Ивановской.13. Крупнейший центр медно-никелевого производства в Заполярье:А) Мурманск; Б) Анадырь; В) Архангельск; Г) Норильск.14. К техническим культурам относятся:А) сахарная свекла; Б) озимая пшеница; В) подсолнечник; Г) овес; Д) лен-долгунец; Е) рис.15. Буроугольными бассейнами являются:А) Печорский; Б) Подмосковный; В) Кузнецкий; Г) Канско-Ачинский; Д) Ленский.16.Центром атомного машиностроения в России является:А) Хабаровск; Б) Омск; В) Волгокамск; Г) Волгодонск.17. Российская « лесопилка» - город Архангельск расположен в:А) Северо-Западном; Б) Центральном; В) Северном; Г) Уральском районе.18. Самый большой экономический район в России по количеству субъектов:А) Дальний Восток; Б) Северо-Кавказский; В) Уральский; Г) Центральный.19. В Северный экономический район не входит:А) Республика Карелия; Б) Архангельская обл.; В) Мурманская; Г) Калининградская.20. Старейший завод «Красное Сормово», производящее речные суда находится в городе:А) Тольятти; Б) Самаре; В) Нижнем Новгороде; Г) Уфе.

1. Звеном АПК не является

А) пищевая промышленность Б) производство минеральных удобрений

В) сельское хозяйство. Г) лесное хозяйство
2.По производству какой культуры Россия занимает первое место в мире

А) пшеница Б) рожь В) сахарная свекла Г) овес
3.Ведущей отраслью российского животноводства является:

А) свиноводство Б) овцеводство В) птицеводство Г) скотоводство
4.В пределах, какой из природный зон России наименее благоприятные условия для ведения сельского хозяйства:

А) тайга Б) степи и лесостепи

В) тундра Г) смешанные леса и широколиственные леса
5.Найдите соответствия:
1.Зерновые культуры А) лен-долгунец
2.Технические культуры Б) рожь

В) гречиха

Г) кукуруза

Е) сахарная свекла

Ж) подсолнечник
6.какое из утверждений является верным

А) основная доля сельскохозяйственных угодий России это пастбища

Б) в степной зоне доля сельскохозяйственных угодий наибольшая

Г) Оба верны
7.На размещение предприятий, каких из перечисленных отраслей пищевой промышленности основное влияние оказывает сырьевой фактор:

А) крупяная Б) кондитерская В) сахарная Г) мясная Д) макаронная
8.Составьте пары

Сельскохозяйственная культура - субъект Российской Федерации

Магаданская область, рожь, республика Карелия, Краснодарский край, северные олени, Челябинская область, Псковская область, пшеница, сахарная свекла.
9.Приведите два примера отрицательного влияния животноводства на состояние окружающей среды.

ТЕСТ «ТРАНСПОРТ РОССИИ»

13. Установите соответствие:

Порты: Грузы:

2) Дудинка; б) руды, металл;

3) Игарка; в) лес;

4) Мурманск. г) нефть.

ТЕСТ «ТРАНСПОРТ РОССИИ»

1. Первое место в России по грузообороту занимает... транспорт.

а) железнодорожный; б) трубопроводный; в) автомобильный.

2. Самый дорогой вид транспорта.

а) автомобильный; б) авиационный; в) морской.

3. Наиболее густая транспортная сеть сформирована в России...

а) на западе; б) на севере; в) на востоке.

4. Главное преимущество автомобильного транспорта?

а) это сезонный вид транспорта; б) он берет много груза;

в) он мобильный; г) он перевозит основную массу пассажиров.

5. Главная железнодорожная магистраль России...

а) Транссибирская; б) Байкало-Амурская; в) Печорская.

6. Самые дешевые перевозки...

а) железнодорожные; б) автомобильные; в) морские.

7. Погодные условия особенно сильно влияют на работу...

а) авиационного транспорта; б) автомобильного; в) трубопроводного.

8. Большую долю флота России составляет... флот.

а) ледокольный; б) рыболовный; в) пассажирский; г) наливной.

9. Самый крупный порт на Балтике...

а) Калининград; б) Выборг; в) Санкт-Петербург; г) Мурманск.

10. Первое место в грузообороте принадлежит портам...

а) Тихоокеанского бассейна; б) Балтийского бассейна;

в) Северного бассейна; г) Черноморского бассейна.

11. Северный морской путь начинается от порта...

а) Архангельск; б) Мурманск; в) Санкт-Петербург.

12. Судоходство между портами своей страны называется... .

13. Установите соответствие:

Порты: Грузы:

1) Новороссийск; а) химическое сырье;

2) Дудинка; б) руды, металл;

3) Игарка; в) лес;

4) Мурманск. г) нефть.

14. Самый большой объем перевозок грузов имеет порт...

а) Мурманск; б) Санкт-Петербург; в) Находка; г) Новороссийск

15. Основной судоходный речной бассейн России...

а) Волго-Камский; б) Ангаро-Енисейский; в) Амурский.

16. Перевозка пассажиров на дальние расстояния – главная специализация...

а) автомобильного транспорта; б) авиационного транспорта,

в) железнодорожного транспорта.

Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства, он составляет материальную основу , воздействует на размещение производства, способствует развитию специализации и кооперирования, а также развитию интеграционных процессов.

Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. коснулась всех видов транспорта: увеличились скорости, выросла грузоподъёмность, умножился подвижной состав. Появление контейнеров, подводных тоннелей значительно расширило возможности различных грузов.

Соотношение видов транспорта в транспортных системах регионов и отдельных мира различно. Так, транспортная система промышленно имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта, включая электронный. Особенно высоким уровнем развития транспортной отличаются , Франция, Великобритания и др. Именно на развитые страны приходится примерно 85% грузооборота мирового внутреннего транспорта (без морского дальнего плавания). Причем в странах Зап. Европы 25% грузооборота приходится на ж/д транспорт, 40% - на автомобильный, а оставшиеся 35% - на внутренний водный, морской (ближний) каботаж и трубопроводный виды транспорта.

Сухопутный транспорт

Автомобильный - лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках. По длине автомобильных дорог выделяются - США, Россия, Индия; по густоте - Европа и Япония.

В США и Канаде доли железнодорожного и автомобильного транспорта в перевозке грузов уже почти сравнялись. В странах Восточной Европы и в перевозках грузов по-прежнему лидируют железные дороги, но при этом постоянно растет значение автомобильного транспорта.

Трубопроводный - получил быстрое развитие из-за роста добычи и газа. Мировая сеть нефтепроводов в настоящее время имеет протяженность более 400 тыс. км., сеть (магистральных газопроводов еще больше - 900 тыс. км.). Себестоимость транспортировки по трубопроводам втрое ниже, чем по дороге. Они обеспечивают стабильность перевозок, меньшее загрязнение окружающей среды.

В Сев. Америке трубопроводы проложены от районов добычи нефти и газа к индустриальным центрам потребления на востоке континента. В Зап. Европе они проходят от морских портов к в глубине континента. В России нефте- и газопроводы проведены из районов Зап. Сибири и в Европейскую часть страны и далее в Вост. и Зап. Европу. Длина нефтепровода «Дружба» 5,5 тыс. км., а газопровода Уренгой-Западная Европа около 4,5 тыс. км.

Водный транспорт

Морской - из всех видов мирового транспорта самым дешевым является морской. Он обеспечивает более 75% перевозок между странами (общий объем грузов - около 3,6 млрд. т в год), обслуживает 4/5 всей международной торговли, перевозит наливные, навалочные, насыпные грузы. Наибольший тоннаж морского торгового флота у Японии, США, России. Наличие большого флота у и объясняется тем, что под флагами этих стран ходят суда других держав. По размерам морских перевозок выделяется .

К крупнейшим мировым портам (по показателю грузооборота) относятся: Роттердам (), Шанхай (Китай), Нагоя, Токио-Иокогама (Япония), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия, Сан-Франциско (США), Антверпен (), Гавр, Марсель (Франция), Лондон и др.

Речной - использует судоходные , каналы и внутренние водоемы. Крупнейшие судоходные каналы и водные речные пути мира - Береговой канал (США), Великий канал (Китай), Волго-Камский водный путь (Россия), водный путь Рейн - Майн - в Европе. Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по , Дунай в Европе и др.).

Самый большой речной и озерный флот - в США. Среди ведущих стран мира по объему грузооборота внутреннего водного транспорта следует отметить также Китай, Россию, ФРГ и Канаду.

Воздушный транспорт

Воздушный транспорт - самый молодой и динамичный. Занимает первое место в межконтинентальных перевозках. В наиболее развитых странах сложилась густая сеть авиалиний. Крупнейший воздушный парк (самолетный) сконцентрирован в США, значителен в Канаде, ФРГ. В международных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов (только в Европе их около 400).

Крупнейшие аэропорты мира: в США - Чикаго, Даллас, Лос-Анджелес, Атланта, Нью-Йорк (Кеннеди), Сан-Франциско; - Лондон (Хитроу); Японии - Токио, а также в ФРГ - , Франции - Париж и др.

Транспорт в настоящее время, стал меньше зависим от природы. Но одновременно растет отрицательное воздействие транспорта на природу (тепловое, шумовое, химическое и другие виды загрязнений). Многие страны принимают меры по защите окружающей среды от негативного воздействия транспорта.