Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Матери твардовский анализ. А.Т. Твардовский "Памяти матери": анализ цикла стихотворений. Расставание с родной стороной

(Иллюстрация Петрова-Водкина "Мать" )

Каждый поэт в своём творчества обращается к теме матери. Каждый поэт находит особые слова, чтобы выразить свою безграничную любовь и признательность женщине, давшей ему жизнь. Для Александра Трифоновича Твардовского образ матери, родной и нежно любимой, переплетается с образом всех российских матерей. Это признание в сыновей любви, как обычно, только задним числом понимающей всю материнскую мудрость и терпение. Цикл стихотворений «Памяти Матери» является одним из самых пронзительных произведений в советской литературе.

Поэма о материнской любви

Без преувеличения эти стихотворения вместе можно назвать поэмой по своему построению и значимости. Цикл состоит из четырёх самостоятельных частей, в каждой из которых рассматривается своя грань взаимоотношений Твардовского с матерью. В каждой из этих частей поэт пытается выписать образ родного для него человека, как и образ и всех матерей трудного времени. Первая часть описывает обычные события взросления сына и ухода его в большую жизнь. Поэт описывает события своей жизни и поспешное прощание с матерью, а каждый из нас узнаёт в этом собственные промахи и невнимательность к родному человеку.

Вторая часть содержит воспоминания о чувствах матери в таёжной сибирской ссылке. Как многих русских людей, её не страшил тяжёлый труд и суровые условия жизни. Более всего её беспокоила возможность быть похороненной на неуютном таёжной кладбище прямо за бараками. Верность родным могилам и месту успокоения всегда была характерна для русских людей. Как тонко прописано у Твардовского это желание быть упокоенной дома, на родине. Третья часть продолжает эту тему. Матери поэта посчастливилось вернуться на родину, и была она похоронена на родном кладбище, но для сына похороны матери - тяжёлая событие в жизни. Твардовский нашёл сравнение работы двух копщиков с садовниками, так близко похожа их работа и так далека она по смыслу. Настроение растерянности, желание покончить с этим действом быстрее объясняется нежеланием умом принять эти похороны. Наверное, многие проходили через такое.

Воспоминание, общение с уже потерянной матерью, долгие раздумья о ней после смерти выразились в четвёртой части стиха. Здесь приводятся воспоминания о матери уже в новом их понимании. Через старую песню, привезённую в ссылку с родины, через размышления о нелёгкой жизни матери, о старении и словах о последнем перевозе, как о естественном ходе событий. Как в мифах древней Греции, как в старинной русской традиции. Здесь скрывается глубинный философский смысл жизни каждого. И только остаётся горькое сожаление, что не смог, не захотел, не успел понять мать свою лучше, при жизни.

Художественные приёмы стихотворений

Все четыре части цикла написаны в определённом стиле. От простого быстрого повествовательного, до протяжно-напевного, характерного для среднерусского говора. Сам размер строфы настраивает на определённое восприятие. То ли это тихие сетования о тяжести житья и боязни упокоится вдали от родины, то ли это распев народной песни о прощании молодой женщины с родителями выходя замуж. И только последняя часть стихотворения написана кратким языком ребёнка разговаривающего с мамой, неумелым стихом начинающего поэта-мальчика. И эти строки кажутся выразительнее всего.

МБОУ СОШ с.Рощинский

Урок литературы

в 11 классе

Образ матери в творчестве

А.Т. Твардовского

Разработала и провела

учитель русского языка

и литературы

МБОУ СОШ

с. Рощинский

Голякова С.А.

2009 год


Цель урока : знакомство учащихся с лирическим циклом «Памяти матери», формирование умений и навыков самостоятельной исследовательской работы, развитие творческого и ассоциативного мышления, умения анализировать и сопоставлять художественные произведения, воспитание тактичности и чувства коллективизма (в ходе групповой работы), воспитание уважительного отношения к женщине-матери, эстетического вкуса учащихся.

Оборудование и материалы к уроку: компьютер, медиапроектор, экран, презентация по теме урока, карточки-задания, таблички с условными надписями «комментатор», «ассистент» и др.

Подготовка к уроку:

Раздаются задания исследовательским группам, проводятся групповые и индивидуальные консультации, предлагается список литературы и книги по теме урока, имеющиеся в кабинете и библиотеке.

Класс распределяется на четыре исследовательские группы. Парты расставляются так, чтобы ученики могли работать вместе. У каждого в группе своя роль, которая указана в табличке. Учитель «координирует» действия учащихся, «ассистенты» помогают ему, выступая с сообщениями, «эксперты» анализируют языковой материал, который «комментируют» «комментаторы». «Мемуаристы» и «чтецы» знакомят слушателей с авторским текстом и его воспоминаниями.

Ход урока:

Эпиграф: Женщина – великое слово.

В нём чистота девушки,

самоотверженность подруги,

подвиг матери.

Н.А.Некрасов.

Всего с лихвой дано мне было

В дорогу - света и тепла.

И сказок в трепетную память,

И песен матери родной…

А.Т.Твардовский.

1. Вступительное слово учителя. Образ матери в русском и мировом искусстве.

/На фоне звучащей музыки Шуберта «Аве Мария»/.

Женская красота волновала человечество на протяжении всей истории своего существования. Главными и неизменными составляющими её являлись идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребёнком.

Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан – стремились к созданию образа совершенного человека. Воплощением такого идеала становится мадонна, дева Мария – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.

Одним из лучших произведений стала «Мадонна Лита» Леонардо да Винчи – жемчужина коллекции Эрмитажа. (Слайд №1 – репродукция картины.)

Величайшее создание мирового искусства – «Сикстинская мадонна» Рафаэля. (Слайд №2 – репродукция картины.)

Русское средневековое искусство связано с культом Богородицы, которая воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом. К подлинным шедеврам древнерусской живописи относятся «Владимирская Богоматерь» и «Богоматерь Донская», являющиеся выражением безграничной материнской любви к Сыну, которого в будущем ждёт мученическая смерть во имя спасения человечества. (Слайд №3,4 – иконы.)

Образ Богоматери проходит сквозь века. Так, в конце XIX века В.М. Васнецов создаёт величайшее произведение иконописи – «Богоматерь с младенцем». (Слайд №5 – икона).

В искусстве XX века по-новому зазвучала тема женщины-матери. «Петроградской мадонной» называли героиню картины Петрова-Водкина, написанной в 1920 году. (Слайд №6) . Идёт война, но лицо кормящей женщины спокойно. Весь её облик преисполнен надежды, веры в жизнь.

Вернёмся снова в XIX век. Талантливый русский художник А.Г.Венецианов создаёт портреты крестьянок, занятых привычной и нелёгкой работой. У живописца складывается своё представление об идеале женской красоты. (Слайд №7 – «На пашне. Весна».)

Босая крестьянка в длинном розовом сарафане и алом кокошнике ведёт под уздцы двух впряжённых в борону коней. А в стороне от пашни сидит ребёнок, на которого с любовью смотрит мать.

В центре картины «На жатве. Лето» (Слайд №8 – репродукция картины.) Женщина-жница с ребёнком на руках. Она ласково обнимает малютку, забыв об усталости. Вспоминаются строки известного стихотворения Н.А.Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…» /Чтение стихотворения учителем/

2. Актуализация цели. Запись темы. Эпиграф урока .

Учитель . Через семьдесят с лишним лет другой поэт словно продолжит мысли Некрасова в своём стихотворении «Песня»:

В знойном поле сиротливо

День ты кланяешься, мать.

Нужно всю по горстке ниву

По былинке перебрать.

Бабья песня. Бабье дело.

Тяжелеет серп в руке.

И ребёнка плач несмелый

Еле слышен вдалеке.

Ты присела, молодая,

Под горячею копной.

Ты забылась, напевая

Эту песню надо мной…

Не случайно имена этих двух поэтов звучат рядом. Некрасов был для Твардовского не только первым писателем, с которого началось знакомство с миром литературы, но и человеком, вдохновлявшим на творчество. Оставаясь, как и Некрасов, крестьянским поэтом, Твардовский продолжил его традиции. И в первую очередь это касается темы нелёгкой женской судьбы.

Наш сегодняшний разговор мы посвятим матери поэта. Запишите тему. Эпиграфом урока станут слова Н.А.Некрасова и А.Т.Твардовского.

(Слайд №10)

Цель нашего урока: познакомившись с лирическим циклом «Памяти матери», рассмотреть, как в творчестве А.Т.Твардовского развивается тема матери, увидеть, как этот образ вписывается в контекст мировой художественной культуры.

Чтобы достичь поставленной цели, мы выбрали необычную форму урока – деловую игру. Класс разделён на четыре исследовательские группы. У каждой группы на столе табличка с названием стихотворения, которое вы готовили для анализа. Карточки-поисковые листы помогут вам в этом. У каждого в группе своя роль. Руководить всем и направлять вашу работу будет координатор – учитель.

3.Лирический цикл «Памяти матери ».

Координатор. Привязанность Твардовского к матери была необычайная. Не от неё ли унаследовал он отзывчивость, сострадание любой человеческой беде, ответственность и обязательность во всех делах? Светлой искренней любовью, нежной привязанностью исполнены его стихотворения, посвящённые матери. Её образ в сознании и поэзии Твардовского неотделим от родной природы, всегда поэтичен и предельно прост.

Какой же была эта женщина? Об этом мы узнаем, познакомившись с первым из стихотворений цикла.

Анализ стихотворения «Прощаемся мы с матерями». (Первая группа).

(Слайд №11)

Ассистент . Жила в деревне Митьково Смоленской губернии многодетная семья оскудевшего дворянина, или как говорили в то время однодворца Митрофана Яковлевича Плескачевского. Была у них обычная крестьянская изба. Детей в семье – девять человек: два сына и семь дочерей. Земли у Плескачевских было 20 десятин, обрабатывали её сами. (Слайд №12)

К одной из сестёр, Марии, девушке высокой, красивой, и посватался молодой кузнец Трифон Гордеевич Твардовский.

В доме мужа молодую невестку встретили прохладно – свекровь давно приглядела сыну «партию» в своей деревне, да и золовкам новая родственница не по нраву пришлась. И молодая семья вскоре переезжает в соседнюю деревню. Трифон Гордеевич решается на рискованное предприятие – берёт в аренду 30 десятин земли. Целыми днями пропадают супруги в поле: семерых детей кормить нужно. С родителями мужа отношения налаживаются, да и сами старики переезжают вскоре к сыну в Загорье.

Осенью 1916 года мобилизовали на первую империалистическую войну отца маленького Шуры. С его уходом на фронт все заботы по хозяйству пришлось взять на себя матери. Неожиданно для окружающих в этой поэтической натуре вдруг обнаружились и другие качества. Оказалось, что умеет она не только обед варить, прясть, стирать да рукавички вязать, а и дров нарубить и с другими делами управиться.

А потом жизнь закружила Александра: гимназия, Смоленск, Москва… Но чем бы не занимался сын, где бы не находился, мать всегда была в его сердце. (Слайд №13)

Мемуарист. «Я должен увидеть Загорье, чтобы охладеть к нему, а не то ещё долго будут мерещиться и заполнять меня всяческие впечатления детства: берёзки, жёлтый песочек, мама…»

Координатор . К детству он так и не охладеет. Загорье было с ним, было в нём и вылилось, как выплеснулось, в стихотворении, написанном на одном дыхании, выраженном одной, но вбирающей в себя так много фразой: (Слайд №14.)

И первый шум листвы ещё неполной,

И след зелёный по росе зернистой,

И одинокий стук валька на речке,

И грустный запах молодого сена,

И просто небо, голубое небо

Мне всякий раз тебя напоминают.

Вот оно – «берёзки, жёлтый песочек, мама…» и строки ей, маме.

Ассистент . В 1965 году он проводил её в последний путь. Она умерла на семьдесят восьмом году своей нелёгкой, но полной жизни. Именно тогда был создан цикл «Памяти матери». Состоит он из четырёх стихотворений, различных и по объёму, и по ритму. Это тетраптих. (Слайд №15-16.)

Первое стихотворение могло бы быть посвящено великому

множеству матерей: вечная материнская забота и молодая сыновняя

устремлённость вперёд, в неясное, многообещающее будущее; юноша жаждет поскорее вкусить самостоятельности, и как бы он ни был привязан к матери, его ответное чувство по силе никогда не сравнится с материнским. Итак, прощание начинается…

Чтец. Стихотворение «Прощаемся мы с матерями». (Слайд №17.)

Координатор . Какие художественные детали создают образ матери?

Комментатор . Нелёгкая судьба любящей матери показана в этом произведении. Прощания, расставания, ожидания новой встречи…

(Слайд №18.)

Эксперт. С нежностью и любовью поэт воссоздаёт детали, создающие образ матери. «Платочки, носочки», бережно укладываемые её «добрыми руками» в котомку сына ещё в юности. Им противопоставляется другой ряд ключевых слов: «родной порог», у которого мы прощаемся с матерями, «карточки», «телеграммы», присылаемые невестками и внуками только по «почте», когда сыновья становятся зрелыми. Эти детали говорят не только об отдалении детей от матерей, но и пробуждают в нас чувство вины и ответственности перед ними.

Координатор . Какой вам представляется мать поэта?

Доброй, нежной, ласковой, заботливой, терпеливой, как и все мамы… Именно такой была Мария Митрофановна Твардовская. Это была женщина не без сентиментальности: могла неожиданно растрогаться от услышанной вдалеке песни, до слёз умилялась звукам пастушьего рожка, восторгалась запахом молодого сена. Не только родные дети, но и многие близкие тепло отзываются об этой милой и доброй женщине.

Мемуарист. «Мать моя, Мария Митрофановна, была всегда очень впечатлительна и чутка, даже не без сентиментальности, ко многому, что находилось вне практических, житейских интересов крестьянского двора, хлопот и забот хозяйки в большой многодетной семье. Ее до слёз трогал звук пастушьей трубы где-нибудь вдалеке за нашими хуторскими кустами и болотцами или отголосок песни с далёких деревенских полей, или, например, запах первого молодого сена, вид какого-нибудь одинокого деревца и т. п.» Так ещё при жизни матери писал о ней Александр Трифонович в «Автобиографии».

Координатор. Только ли о своей матери говорит поэт в этом стихотворении?

Комментатор. Произведение приобретает обобщающий смысл. Мы видим и общее размышление о прощаниях с матерями, прощаниях всех сыновей и всех матерей, и лирический рассказ истории жизней многих матерей и сыновей, их отношений, с горькой нотой сожаления, сознания неравноценности любви матерей и сыновей

Координатор. В начале лирического цикла, таким образом, намечается образ матери, материнской любви и значительности последней разлуки, хотя непосредственно об этой матери, об этом сыне еще ничего не говорится.

4.Анализ стихотворения «В краю, куда их вывезли гуртом...» (Вторая группа.)

(Слайд №19.)

Координатор. Второе стихотворение цикла позволяет нам обратиться непосредственно к образу Марии Митрофановны Твардовской, матери поэта, и рассмотреть её судьбу в контексте истории.

Ассистент. Когда началась коллективизация, пострадала в числе прочих и семья Твардовских. На шесть месяцев поэта исключают из ассоциации пролетарских писателей якобы за то, что он не ведёт общественной работы. В 1931 году родители и братья были раскулачены и сосланы. Писатель очень тяжело переживает это событие, но продолжает работать: пишет очерки, повести, стихи.

На фоне коллективного труда потомков личная память кажется не столь уж значительной. Но для Твардовского она важнее громких, разоблачительных кампаний, новых государственных лозунгов. У него есть своя картина былого.

Чтец. Стихотворение «В краю, куда их вывезли гуртом…» (Слайд №20.)

Координатор. Речь в этом стихотворении идёт о родных поэту людях, чья судьба – лишь скромная статистическая единица эпохи «великого перелома».

Какие приметы времени мы находим в стихотворении?

Эксперт . Бросается в глаза безличная характеристика: «вывезли гуртом». Также неопределённо в воспоминаниях место ссылки: север, тайга. Поражает сдержанность и скупость, с которой поэт говорит о перенесённых тяготах: « всего там было».

Координатор. Как чувствует себя женщина, утратившая родной дом, о чём её мысли и переживания?

Комментатор. Тяжела каторжная жизнь, но ещё тяжелее мысль о смерти на чужбине, о «немилом кладбище» среди тайги. Думы матери просты: человека можно «вывезти», «запереть», но нельзя «раскулачить» душу, заставить его примириться с утратой родного дома.

Координатор. От чьего лица ведётся повествование в стихотворении? Как это влияет на лексику и интонацию произведения?

Эксперт. В стихотворении слышатся два голоса. Всё отчётливее сквозь авторские интонации проступает речь матери. «Уж больно было…», «ни даже тебе», «так-сяк». Эти сдержанные жалобы связаны с представлениями крестьянина о смерти, требующей уважительного отношения. Угнетает героиню и противоестественная близость жилья и кладбища, отсутствие деревца на погосте. Именно поэтому в материнских снах место её последнего успокоения – «взгорок тот в родимой стороне / С крестами под берёзами кудрявыми». (Слайд № 21.)

Координатор. Таким образом, во втором стихотворении тема развивается уже как история матери, драматической судьбы русской женщины-крестьянки, на фоне большой истории народа, как слитный рассказ-воспоминание и сына и матери. В финале стихотворения выступают тема самого последнего прощания - похорон, тех, о которых когда-то мечтала мать - «на севере, тайгою запертом», и тех, которые сейчас реально наступили, и скорбный лирический комментарий сына.

Концовка второго стихотворения цикла уже и непосредственно подготовляет, подводит нас к третьему - к картине последнего прощания.

5.Анализ стихотворения «Как не спеша садовники орудуют…» (Третья группа.)

(Слайд №22..)

Чтец. Стихотворение «Как не спеша садовники орудуют» (Слайд №23.)

Координатор. Третье стихотворение - описание похорон. На примере этого произведения рассмотрим особенности композиции.

Сколько частей можно выделить в стихотворении? Какие изобразительные средства лежат в основе этого деления? (Слайд №24.)

Эксперт . Стихотворение делится на три четко обособленные части - из 8, 12 и 4 строк. Части разделены многоточиями, что оттеняет их относительную самостоятельность. Каждая часть в свою очередь разделяется на строфы - четверостишия, с перекрестной рифмовкой, и каждое четверостишие также отвечает законченному элементу события, чувства, мысли; внутри строф наблюдается дальнейшее столь же четкое подразделение. Но эти ясно разграниченные подразделения объединены единой господствующей интонацией, поэтической мыслью.

Первые восемь строк - о неспешной работе садовников, сажающих молодые яблоньки, затем - сразу резкий контраст второй части стихотворения:

Но как могильщики - рывком -

Давай, давай без передышки, -

Едва свалился первый ком,

И вот уже не слышно крышки.

Такие же лопаты; такие же, у садовников, у могильщиков мозолистые руки и грубые кирзовые сапоги; но у свежей могилы самого дорогого человека некстати вспомнились осиротевшему сыну заботливые садовники, всеми своими повадками настолько схожие с любимой матерью, родившей и выпестовавшей семерых детей, что стало просто невыносимо ждать конца погребения:

Ведь ты им сам готов помочь,

Чтоб только все - ещё короче.

Координатор. Перечитаем первую часть. Кажется, что эти строчки никакого отношения к похоронам матери и ее памяти не имеют. Описание идет с дотошной подробностью. Это как замедленная киносъемка. Мы движемся вместе с самим садовником. Причем начинается движение где-то с середины, когда яма для посадки яблони уже выкопана. И рассказ идет с середины, как продолжение и оценка, показана только заключительная часть.

Деловитая достоверность доведена до специфической для Твардовского предельной конкретности. Какие детали делают изображение конкретным? (Слайд №25.)

Эксперт . Изображен ряд деталей, зримых, ощутимых, - яма, дерево, его корни, грунт, его «горсточка», яблоня, приствольный круг, лопата, грабли. Конкретные детали у Твардовского становятся психологическими. Об этом говорит слово «не спеша».И ряд жестов, поступков собирательного лица - «садовников», и предметное описание начинаются с него. Косвенно, через сравнения, включены образы деятельности других людей, которые в отличие от садовников спешат, «сваливают грудой», и, наоборот, тех людей, которые любовно «кормят из рук...».

Невольно возникают ассоциации с образами других стихотворений самого поэта и данного цикла, образами матери-крестьянки и крестьянского сына, хорошо знающего и как закапывают корни яблонь, и как кормят птиц из рук. Координатор. Какие образы-ассоциации противопоставляются?

Произведение является автобиографическим поэтическим циклом, в который входят четыре стихотворения, объединенные единой целостной картиной с общими названием и тематикой, посвященной жизненной судьбе матери поэта.

Центральной темой стихотворного цикла является сыновья скорбь об ушедшей из жизни матери, самого дорогого человека, а также осознание собственной вины перед родителями, которым при жизни не уделяется должное внимание со стороны детей.

Композиционная структура цикла «Памяти матери» состоит из четырех отдельных стихотворений, представляющих собой определенный период жизненной судьбы матери. Первое стихотворение изображает сцену прощания лирического героя, решившего начать самостоятельную жизнь, с родным домом и близкими людьми. Во второй части цикла повествуется о жизни матери, сосланной в сибирскую тайгу как члена раскулаченного семейства. Третье стихотворение посвящено похоронам мамы лирического героя, а содержание последнего стихотворения возвращает поэта в его детство, в котором молодая мать окружает любовью и заботой своих детей.

Структурная система представляет собой форму катренов в сочетании с перекрестной рифмовкой, при этом в качестве стихотворного размера поэт использует амфибрахий, позволяющий передать яркую эмоциональную окраску стихотворениям в виде грусти, тоски и душевных переживаний.

Стихотворения цикла характеризуются своеобразными особенностями, представленными разнообразными средствами художественной выразительности, применяемыми в произведении. Среди художественных приемов выделяются развернутые метафоры, точные сравнения, сочные эпитеты, а также используются гипербола и перифразы, усиливающие поэтическую восприимчивость искреннего сыновьего признания в любви к матери. Кроме того, в третьем стихотворении автор применяет прием контрастного изображения, противопоставляя в образе работающего садовника, олицетворяющего обобщенный жизненный образ, труд могильщика, символизирующего образ смерти.

Отличительной особенностью произведения «Памяти матери» является его стилистическая структура, в которой сочетается многоголосие выразительных стилей в форме протяжного, напевного говора, характерного для жителей среднерусской полосы, а также обычного, но при этом быстрого, повествования. Благодаря данному приему произведение воспринимается в качестве эпического сочинения, в котором личная судьба героя воплощается в народной судьбе.

Финальная часть поэтического цикла подчеркивается эпиграфом, взятым автором из текста народных песен, выражая пронзительную атмосферу душевного состояния лирического героя.

Анализ стихотворения Памяти матери по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения День Брюсова

    Произведение относится к стихотворениям раннего творчества автора, написанным в жанре символизма, приверженцем которого являлся поэт.

  • Анализ стихотворения Блока Ветер принес издалека

    Данный стих появился во втором месяце зимы. Начинается он с чувств, предвидений приближающейся весны, свидания с любимым человеком. В то время А. Блок безумно влюблен Л. Д. Менделееву, дочь друга, но их встречи очень редки

  • Анализ стихотворения Еще вчера, на солнце млея Фета

    Афанасий Фет является приверженцем искусства, которое принято считать чистым, его творчество стало ярким доказательством присутствия импрессионизма и на литературном поприще.

  • Анализ стихотворения Тютчева Как хорошо ты, о море ночное… 5 класс

    Стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное…» Фёдора Тютчева написано в 1865г. И посвящено памяти возлюбленной Елене Денисьевой. Денисьева умерла годом ранее и поэт, как утверждают современники

  • Анализ стихотворения Ива Фета

    Творческую жизнь Фета можно поделить на 2 периода. Сначала его произведения были милыми и прекрасными. Потом поэзия Фета стала грустной и меланхоличной. Причиной его грусти стала смерть Марии Лазич.

Александр Трифонович Твардовский

***

Прощаемся мы с матерями
Задолго до крайнего срока —
Ещё в нашей юности ранней,
Ещё у родного порога,

Когда нам платочки, носочки
Уложат их добрые руки,
А мы, опасаясь отсрочки,
К назначенной рвёмся разлуке.

Разлука ещё безусловней
Для них наступает попозже,
Когда мы о воле сыновней
Спешим известить их по почте.

И карточки им посылая
Каких-то девчонок безвестных,
От щедрой души позволяем
Заочно любить их невесток.

А там — за невестками — внуки…
И вдруг назовёт телеграмма
Для самой последней разлуки
Ту старую бабушку мамой.

***

В краю, куда их вывезли гуртом,
Где ни села вблизи, не то что города,
На севере, тайгою запертом,
Всего там было — холода и голода.

Но непременно вспоминала мать,
Чуть речь зайдёт про всё про то, что минуло,
Как не хотелось там ей помирать, —
Уж очень было кладбище немилое.

Кругом леса без края и конца —
Что видит глаз — глухие, нелюдимые.
А на погосте том — ни деревца,
Ни даже тебе прутика единого.

Так-сяк, не в ряд нарытая земля
Меж вековыми пнями да корягами,
И хоть бы где подальше от жилья,
А то — могилки сразу за бараками.

И ей, бывало, виделись во сне
Не столько дом и двор со всеми справами,
А взгорок тот в родимой стороне
С крестами под берёзами кудрявыми.

Такая то краса и благодать,
Вдали большак, дымит пыльца дорожная,
— Проснусь, проснусь, — рассказывала мать, —
А за стеною — кладбище таёжное…

Теперь над ней берёзы, хоть не те,
Что снились за тайгою чужедальнею.
Досталось прописаться в тесноте
На вечную квартиру коммунальную.

И не в обиде. И не всё ль равно.
Какою метой вечность сверху мечена.
А тех берёз кудрявых — их давно
На свете нету. Сниться больше нечему.

***

Как не спеша садовники орудуют
Над ямой, заготовленной для дерева:
На корни грунт не сваливают грудою,
По горсточке отмеривают.

Как будто птицам корм из рук,
Крошат его для яблони.
И обойдут приствольный круг
Вслед за лопатой граблями…

Но как могильщики — рывком —
Давай, давай без передышки, —
Едва свалился первый ком,
И вот уже не слышно крышки.

Они минутой дорожат,
У них иной, пожарный навык:
Как будто откопать спешат,
А не закапывают навек.

Спешат, — меж двух затяжек срок, —
Песок, гнилушки, битый камень
Кой-как содвинуть в бугорок,
Чтоб завалить его венками…

Но ту сноровку не порочь, —
Оправдан этот спех рабочий:
Ведь ты им сам готов помочь,
Чтоб только всё — ещё короче.

***

— Ты откуда эту песню,
Мать, на старость запасла?
— Не откуда — всё оттуда,
Где у матери росла.

Всё из той своей родимой
Приднепровской стороны,
Из далёкой-предалёкой
Деревенской старины.

Там считалось, что прощалась
Навек с матерью родной,
Если замуж выходила
Девка на берег другой.

Перевозчик-водогребщик,
Парень молодой,

Сторону — домой…

Давней молодости слёзы,
Не до тех девичьих слёз,
Как иные перевозы
В жизни видеть привелось.

Как с земли родного края
Вдаль спровадила пора.
Там текла река другая —
Шире нашего Днепра.

В том краю леса темнее,
Зимы дольше и лютей,
Даже снег визжал больнее
Под полозьями саней.

Но была, пускай не пета,
Песня в памяти жива.
Были эти на край света
Завезённые слова.

Перевозчик-водогребщик,
Парень молодой,
Перевези меня на ту сторону,
Сторону — домой…

Отжитое — пережито,
А с кого какой же спрос?
Да уже неподалёку
И последний перевоз.

Перевозчик-водогребщик,
Старичок седой,
Перевези меня на ту сторону
Сторону — домой…

Мария Митрофановна Твардовская

Александр Твардовский вырос в семье сельского кузнеца, который, тем менее, был человеком достаточно образованным и начитанным. Именно Трифон Твардовский привил своим детям любовь к литературе, так как в доме по вечерам постоянно устраивались чтения произведений русских классиков.

Отец поэта Трифон Гордеевич

Мать поэта также принимала в них участие, однако своих детей она учила любить не столько литературу, сколько народное творчество, хорошо знакомое ей с детства.

Мать поэта Мария Митрофановна

После ее смерти Александр Твардовский написал стихотворение «Памяти матери», в котором попытался переосмыслить свои взаимоотношения с самым близким и дорогим человеком, поняв, что очень часто был к ней несправедлив. Это произведение состоит из четырех различных частей, каждая из которых рассказывает об определенном периоде жизни поэта . В первой из них Твардовский вспоминает, как впервые покинул отчий дом, чтобы, как принято тогда было говорить, «выбиться в люди». Он настолько стремился к свободе, что даже не замечал, насколько опечалена и огорчена его мать предстоящей разлукой. Тогда он еще не осознавал, что мать прощается с ним навсегда, мысленно отпуская его и благословляя. Ведь в суете и суматохе взрослой жизни сыну будет уже не до нее. И лишь скупые телеграммы да письма с фотографиями той, которая впоследствии станет его спутницей жизни, будут для нее утешением. «От щедрой души позволяем заочно любить их невесток», — с горечью написал Твардовский, отметив, что только сообщение о смерти матери заставляет многих людей изменить к ней свое отношение.

Во второй части стихотворения поэт рассказал о сибирской ссылке своих родителей, которые были раскулачены и более 10 лет прожили на чужбине. Автор вспоминает, что не это беспокоило его маму, а тот факт, что ей, возможно, придется найти свой последний приют в этом неприветливом и суровом крае, где нет кудрявых берез, а «могилки сразу за бараком». Но эта участь миновала родителей поэта, они смогли вернуться домой, в разоренную и сожженную усадьбу.

С отцом Трифоном Гордеевичем на родном хуторе Загорье под Смоленском, 1943 год. Это всё что осталось от родного хутора

И были похоронены на Смоленщине, хотя их смерть стала для Твардовского настоящим потрясением. В третьей части стихотворения он описывает похороны матери, отмечая, что в тот момент он мечтал о том, чтобы поскорее все закончилось.

В четвертой части произведения Твардовский обращается к своему детству и целиком приводит старинную песню, которую слышал от матери. В ней заложен глубокий философский смысл, который и в наши дни остается неизменным: ребенок, покинувший отчий дом, является отрезанным ломтем, и отныне его жизнь не имеет ничего общего с судьбой родителей. Но даже после смерти матери автору нелегко смириться с этой мыслью, и он сожалеет, что так и не смог получше узнать ту, которая подарила ему жизнь.

Четыре стихотворения цикла "Памяти матери", анализ которого мы проведем, внутренне связаны между собой темой сыновней скорби и осознанием сыновней вины перед матерью за то, что при её жизни место матери в жизни ее взрослого сына было очень малым, произошло чуть ли не отчуждение сына от матери: "И вдруг назовет телеграмма Для самой последней разлуки Ту старую бабушку мамой", - говорит лирический герой о матери как бы о чужом человеке, эта деталь показывает, что живущий вдалеке от матери сын воспринимает ее и в самом деле как "старую бабушку", почти чужого человека, и только смерть заставляет вспомнить, кем была для него в жизни мать, вспомнить ее трудную жизнь, достойно прожитую и ставшую прошлым, которое невозможно забыть.

Образ "родного" кладбища, "взгорок тот в родимой стороне С крестами под берёзами кудрявыми", становится центральным во втором стихотворении. Он контрастирует с образом "кладбища немилого" в той, далёкой стороне, куда насильно была угнана семья поэта. В этом контрасте скрыт глубокий смысл: с его помощью лирический герой утверждает значение родины в жизни человека, показывает несправедливость того, что было сделано по отношению к матери, - ведь человек имеет право жить и умереть на родине. Вместе с тем, здесь же показано и величие духа родного ему человека, выстрадавшего своё право вернуться домой, хотя всё равно "тех берёз кудрявых - их давно На свете нету. Сниться больше нечему".

Третье стихотворение цикла "Памяти матери" Твардовского также построено на приеме контраста, только здесь противопоставлены труд садовника (обобщенный образ жизни) и труд могильщика (соответственно, образ смерти). Если садовники "орудуют" не спеша, аккуратно, "грунт не сваливают грудою", они создают новую жизнь, то могильщики - наоборот: "Давай, давай - без передышки... Как будто откопать спешат, А не закапывают навек". Такая торопливость могла бы показаться пренебрежением к тому, что совершается, но лирический герой понимает причины такого их повеления: "Но ту сноровку не порочь, - Оправдан этот спех рабочий: Ведь ты им сам готов помочь, Чтоб только все - еще короче". Скорбные минуты прощания невыносимы, поэтому торопливость могильщиков помогает сократить их, она совпадает со стремлением лирического героя прекратить это мучительное прощание, когда мать уже ушла из твоей жизни, но этот уход ещё не реален, потому что в могиле стоит еще не скрытый землей гроб с ее телом.

Эпиграф к последнему стихотворению цикла "Памяти матери" взят из народной песни, и это создает особый эмоциональный настрой для воспоминаний о матери. Обращаясь к мотиву "перевоза через реку", лирический герой показывает, что практически вся жизнь человека - это потери и расставания, но эти потери могут быть окрашены ожиданием радости, счастья (в юности) или же быть трагическим по своей сути: "Как с земли родного края Вдаль спровадила пора. Там текла река другая - Шире нашего Днепра". Лирический герой снова вспоминает страшную для его семьи "пору", когда мать оказалась в чужом краю: "В том краю леса темнее, Зимы дольше и лютей, Даже снег визжал больнее Под полозьями саней". Сравнение "больнее” приоткрывает все то, что было связано с пребыванием в "чужом краю", оно показывает подлинный трагизм пережитого, а обращение к фольклору придает описываемому эпический характер, личная судьба становится воплощением народной. В последних строфах стихотворения лирический герой размышляет о собственной жизни, он понимает, что его собственный жизненный путь тоже во многом пройден, поэтому так пронзительно звучат чуть измененные (вместо "парень молодой") строки народной песни: "Перевозчик-водогрёбщик, Старичок седой, Перевези меня на ту сторону Сторону - домой..."

Цикл "Памяти матери", анализ которого мы провели, относится к лучшим произведениям Твардовского.