Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

«На заре ты ее не буди…», анализ стихотворения Фета. Практическая работа с художественным текстом Материалы, оборудование и пособия к уроку

Цель: отработать навыкианализа лирического произведения;

Задачи : формировать умения работать самостоятельно и в группах, находить, отбирать материал и делать выводы; выразительно читать поэтический текст; закрепить знания об особенностях поэтической речи и о художественно-выразительных средствах языка.

Материалы, оборудование и пособия к уроку:

  • Стихи А. Фета, распечатанные для каждого.
  • Анализ стихотворения “На заре ты её не буди”.
  • План разбора лирического произведения (примерный).
  • Компьютер, репродукции картин художников-импрессионистов.
  • Презентация (подготовленная каждым учеником для себя).

Ход урока

1. Вступительное слово учителя, постановка целей и задач.

2. Работа с планом анализа.

3. Повторение тропов и фигур речи на уровне теории.

Справочные материалы:

  1. Дата написания.
  2. Реально-биографический и фактический комментарий.
  3. Жанровое своеобразие.
  4. Идейное содержание.
    1. Ведущая тема.
    2. Основная мысль.
    3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.
    4. Внешнее впечатление и реакция на него.
    5. Преобладание общественных или личных интонаций.
  5. Структура стихотворения:

1. Сопоставление и развитие основных словесных образов:

а) по сходству;

б) по контрасту;

в) по смежности;

г) по ассоциации;

д) по умозаключению.

2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение. Аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.

3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.

4. Основные особенности ритмики:

а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;

б) ямб, хорей, анапест, дактиль, амфибрахий, пиррихий, спондей.

5. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная. Богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрёстная, кольцевая), игра рифм.

6. Строфика (двустишие, трёхстишие, пятистишие, катрен, секстина, септима, октава, сонет, Онегинская строфа).

7. Эвфония (благозвучие) и звукопись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.

*План анализа взят из книги А. А. Смирнова (см. пункт 4 в списке литературы).

Чтение стихотворения “На заре ты её не буди…”. Выявление выразительных средств речи. Обсуждение. (Внимание: важно понять не столько какими средствами, но главное – для чего рисует автор эту лирическую миниатюру).

Афанасий Фет

На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди...
На заре она сладко так спит!

Невозможно читать это стихотворение тончайшего лирика Фета без того, чтобы не слышать музыки, сопровождавшей, дополнявшей, органично продолжавшей эту лирическую миниатюру - стихотворение, написанное в 1842 году. Даже если не звучит ликующая мелодия, созданная композитором Варламовым, всё равно мы слышим её в душе, возможно, потому что сам стих Фета удивительно музыкален. В стихотворении почти угадывается сюжет, и даже не лирический сюжет, а какой-то балладный (оттого и логичен музыкальный жанр - романс) , потому внешнее пиано подразумевает внутреннее форте.

Всё музыкально, логично и поражает своим единством. Так, и композиция стихотворения - кольцевая (перекликаются первая и последняя строфы) - помогает понять не только замысел автора, но и его чувства, собственно, удивительно человеческие и по сути своей простые. Не смятение, а поиск ответа на некий скрытый вопрос. Сам вопрос напрямую не ставится, но в последней строфе появляется “оттого-то”, звучащее как раз ответом на него. На нереальность происходящего нас нацеливает и сам мотив стихотворения - мотив сна. В лирическом произведении он позволяет нам остановить мгновение, рассмотреть подробности и детали зарисовки, наброска, этюда. Мы задумываемся: а что же так “долго-долго ” длилось “вчера...ввечеру ”? И видим портрет юной, прекрасной девушки: “Ярко пышет на ямках ланит ”, “И, чернеясь, бегут на плеча/ Косы лентой с обеих сторон”, “Оттого-то на юной груди, /На ланитах так утро горит ”. Возвышенное устаревшее “ланиты ”, повторенное дважды, косы, грудь - всё это юное и прекрасное. Казалось бы, всё понятно и прозрачно. Но в стихотворении есть антитеза: следя за “яркой луной ”, девушка становилась всё “бледней ”. Что-то мучило её и заставляло “больней и больней ” биться сердце. Антитеза здесь создаётся благодаря динамике состояний:

игру, /Что, скользя, затевала луна” - “сидела она”;
“чем ярче играла луна” - “все бледней становилась она”;

Так, чувство напрямую не названо, не произнесено слово “любовь”, лишь традиционные для любовной лирики образы луны и соловья указывают нам на зарождение этого чувства. Органична картина утра, зари - именно зарождение нового, томительного и прекрасного чувствует читатель (слушатель) произведения.

Словно тончайшими незримыми нитями, красивыми и шёлковыми, связывает этот поэтический текст анафора. Она будто передаёт дыхание лирической героини, дыхание еле уловимое, волнующее воображение лирического героя. Причём, анафора в первой, воторой, четвёртой и пятой строфах даётся через служебные части речи - предлоги и союзы. Оттого и кажется лёгкой, почти незаметной.

Сама инструментовка стихотворения вполне сложна, здесь господствует ассонанс: в первом и пятом катренах это звуки “и ”, “э ” (чаще всего “”). Нежность и мягкость в чувствах любующегося юной красотой (указание на юность мы находим в последнем четверостишии, хотя возраст для красоты значения не имеет, красота не может быть иной). Следует отметить, что уже в первой строфе появляется открытый звук “а ”, который позволяет несколько расширить картину и угадать, что внутренний взгляд лирического героя видит нечто тревожное, противоположное этой безмятежной картине. Такая внутренняя антитеза лишь усиливает напряжение, эмоциональный накал. И во второй строфе ассонанс будет активизирован посредством вот этих “широких” гласных звуков: “Я рко пышет на я мка х ла нит .” Звуковая градация продолжена в третьем и четвёртом (в меньшей степени, уже смягчаясь и разбавляясь иными гласными) катренах: тут появляется тревожный звук “у ”: “А вчера у окна ввечеру ”, “...по ту чам игру”, “лу на ”. Посмотрите, насколько сужена картина, насколько явственно улавливаем мы откровенно тревожные нотки. Вот она - антитеза. Безмятежность сегодняшнего сна, с одной стороны, временна, а с другой, - необыкновенно прекрасна, оттого ещё более умилительна и восхитительна. Наверное, чуткое ухо услышит целый звуковой хор, проследит кольцевую композицию и в звуке: ведь в последней строфе всё возвращается к светлым и мягким звукам “и ”, “э” , “”. Несомненно, доминирует жизнеутверждающее начало, которое нам так дорого в этом стихотворении. И мастерство поэта, владеющиего всеми поэтическими средствами, не может не восхищать, ведь всё “служит” красоте, а значит, и самой жизни.

Трёхстопный анапест подчёркивает музыкальность стиха, усиливает её. Перекрёстная рифмовка (абаб ) и мужские окончания не противоречат смене картин, красивых, с лёгкой недоговорённостью, что в принципе свойственно Афанасию Фету, которого принято называть импрессионистом в русской поэзии.

Импрессионизм и поэзия, казалось бы, разные понятия. Что такое импрессионизм? Это направление в живописи (от французского слова impression - впечатление). Возникло оно во Франции в конце XIX века. Художники-импрессионисты (Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар и др.) старались передать то, что неуловимо, мимолётно, невыразимо ничем, кроме ощущений. Но разве с стихотворении Фета (и не только в этом) не передаётся то же? Оно так же захватывает душу сразу и целиком, оно практически не поддаётся фрагментации, оно передаёт именно то моментальное, что рождает у взрослого человека понимающую улыбку с оттенком лёгкого сожаления, у юного - откровение и предчувствие светлого и радостного, чему, может быть, и названия-то нет.

Не только данное стихотворение вызывает подобные чувства. Вспомним удивительное фетовское “Шёпот, робкое дыханье...” Вспыхивающие мгновениями картины, безглагольные фразы, наполняющие поэтический мир удивительными движениями, звуками, действиями, видятся единым взором - читается стихотворение на одном дыхании.

Думается, в лирических миниатюрах Фета главенствует мотив постижения простого и совершенного мира, который в то же время никогда не может быть исчерпан и понят до конца. На холстах художников-импрессионистов краски живут, дышат, полны света и музыки, запаха и движения, так и слово в стихах Фета наполнено музыкой, движением, красотой. Красота юности - мотив особый. Вспомним лёгкое и прекрасное стихотворение “Бабочка”:

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья,
И улечу.

Гармонические мгновения в стихах Фета - именно мгновения. Они живут единым днём, они способны поразить своим совершенством утром, “на заре”, но ценность этой мимолётности вечна.

Что, на ваш взгляд необходимо добавить к сказанному в анализе? Что следует исключить/заменить?

5. Выбор стихотворений для анализа.

Основные вопросы к анализу:

  1. Как соотносится внешний мир природы и внутренний мир человека в стихах А. А. Фета?
  2. Что такое импрессионизм в живописи и можем ли мы говорить об импрессионизме в поэзии?
  3. Как Вы понимаете концовку стихотворения?

Справочный материал:

Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не изображается, а фиксируется фрагментами и, с одной стороны, не сразу складывается в единую картину, а с другой, движется, дышит, живёт.

Домашнее задание: анализ выбранного стихотворения А. А. Фета и выразительное чтение его наизусть.

Справка: выразительное чтение в данном случае должно явиться синтезом того, что мы анализировали.

Список литературы.

  1. А.А. Фет. Лирика. М.: Детская литература. 1980 г.
  2. Литература. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. / В. И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
  3. Л.И. Соболев. Русская поэзия второй половины XIX века на уроках литературы в 10-м классе. Лекции 4 – 5. М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2005.
  4. А.А. Смирнов. Пособие по русской литературе для поступающих в вузы. – 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 1994.

«На заре ты ее не буди…» Афанасий Фет

На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди…
На заре она сладко так спит!

Анализ стихотворения Фета «На заре ты ее не буди…»

Лирика Афанасия Фета подразделяется на два периода. Первый из них, относящийся к юности поэта, характеризуется легкостью и безмятежностью. Произведения этого времени практически лишены драматизма, хотя жизнь самого Фета складывается далеко не безоблачно. Однако после 1849 года направленность стихов поэта резко меняется, так как он переживает смерть девушки, в которую был безумно влюблен. Его произведения не утрачивают своей легкости, однако отныне они наполнены печалью и раскаяньем.

Принято считать, что стихотворение «На заре ты ее не буди» также было посвящено Марии Лазич, с которой поэт расстался, не желая связывать себя узами брака без достаточного материального благополучия. Однако на самом деле это произведение появилось на свет в 1842 году, когда 22-летний поэт еще не был знаком с Марией Лазич. По воспоминаниям очевидцев, Фет написал его после того, как провел ночь в доме своих друзей¸ у которых от сердечной недостаточности умирала маленькая дочь. Именно этой хрупкой девочке автор и посвятил свое знаменитое стихотворение, которое впоследствии стало одним из наиболее известных русских романсов.

Данное произведение начинается со строк, обращенных к матери малышки, в которых автор просит не будить смертельно больную кроху, которая, промучившись всю ночь от болей в груди, уснула лишь с восходом солнца. «Утро дышит у ней на груди, ярко пышит на ямках ланит» — эти достаточно красивые и романтичные строки на самом деле полны грусти и страха за девочку , часы которой уже сочтены. Автор отмечает, что накануне она долго не могла уснуть, сидела у окна « и следила по тучам игру, что, скользя, затевала луна». Однако даже такое невинное и безобидное занятие доставляло девочке страдания, так как «все бледней становилась она, сердце билось больней и больней».

Утомленная недугом, малышка не скоро смогла уснуть, и этот сон принес ей короткое облегчение. Поэтому автор отмечает, что «на заре она так сладко спит» и просит не тревожить малышку. Если верить воспоминаниям близких друзей Фета, то героиня его стихотворения как раз и умерла во сне после бессонной ночи, проведенной у окна. Поэтому можно предположить, что поэт, зная о дальнейшей судьбе девочки, хочет, чтобы она ушла в иной мир спокойной и счастливой, не чувствуя постоянной боли и страха. Но это знание дается автору нелегко, так как весь трагизм последующих событий он тщательно маскирует в своем стихотворении. В нем нет намека на то, какая участь ждет ту, которой он посвятил эти волнующие, полные нежности и заботы строки. Видимо, поэт хотел сохранить в своей памяти ее прекрасный образ, не омраченный печатью смерти.

Собственно говоря, к этому моменту Афанасию Фету уже приходилось видеть, как умирали люди, и одним из них был его приемный отец Афанасий Шеншин. Но, будучи 14-летним подростком, Фет не воспринял его кончину, как трагедию. В произведении «на заре ты ее не буди…» прослеживается подобное отношение к смерти, которая неизбежна, поэтому, по мнению автора, относиться к ней нужно без преувеличенных страданий.

Позже, когда в пожаре погибла возлюбленная поэта Мария Лазич, он кардинально изменил свое отношение к философским вопросам жизни и смерти. Это был как раз тот случай, с которым поэт не хотел мириться и считал, что, будь он рядом со своей избранницей, то сумел бы предотвратить ее нелепую и трагическую гибель. Поэтому поздняя лирика Афанасия Фета уже не так безмятежна, как в юности, и даже романтические события он рассматривает сквозь призму личной трагедии, которая отложила отпечаток на всем последующем творчестве поэта.

События, которые поражали до глубины души, А. Фет запечатлевал в стихотворениях. Этот пласт его лирики поражает трогательными образами и особой атмосферой. К нему относится и стихотворение, разбор которого представлен в статье. Изучают его в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «На заре ты ее не буди» по плану.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано в 1842 г. в том же году его напечатали в журнале «Москвитянин».

Тема стихотворения – безмятежная красота спящей девочки; смерть.

Композиция – По смыслу произведение делится на две части: портрет спящей девочки, рассказ о том, как маленькая героиня наблюдала вечером за луной. Стихотворение состоит из пяти катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «сладко так спит», «утро дышит у ней на груди», «бегут на плеча косы», «следила по тучам игру, что, скользя, затевала луна».

Эпитеты «подушка ее горяча», «горяч утомительный сон».

История создания

Если не учитывать биографию А. Фета, историю создания стихотворения «На заре ты ее не буди» можно связать с любовью поэта к Марии Лазич. Эта версия ошибочная, ведь на момент появления произведения Афанасий Афанасиевич не был знаком с девушкой, ставшей любовью всей его жизни.

Строки появились из-под его пера в 1842 г. после того, как поэт побывал у своих друзей. В это время в их доме от сердечной недостаточности умирала дочка. Фет видел, что девочка спасается от боли только во сне, поэтому просил ее мать не будить ребенка.

Произведение появилось на страницах журнала «Москвитянин» в 1842 г., в этом же году А. Е. Варламов положил стихи на музыку.

Тема

Тема смерти распространена в мировой литературе, но А. Фет сумел раскрыть ее по-особому трепетно, с щемящей тоской. В центре анализируемого стихотворения образы лирического героя и девочки, второстепенную роль играет невидимый адресат, к которому обращается лирическое «Я».

В первой строфе лирический герой умоляет кого-то: «на заре ты ее не буди» . Он боится спугнуть утро со щек и груди девочки. Не зная, при каких обстоятельствах было написано стихотворение, трудно догадаться, что его главная героиня умирает. Однако, внимательному читателю об этом «кричат» детали: « горяч утомительный сон », бледность и боль в сердце. Портрет девочки также соткан из деталей. Автор обращает внимание на черные косы и румянец на груди. Он не может поверить, что юное создание так рано покидает этот мир.

Лирический герой признается, что вечером видел, как девочка наблюдала за луной и слушала соловья. Видимо она понимала, что каждая ночь для нее может стать последней, поэтому так долго и засиживалась у окна. Она чувствовала боль в сердце, но не спешила прилечь. Лирический знает, что только во сне девочка может отвлечься от мыслей о смерти и хоть ненадолго избавиться от боли, поэтому свой монолог завершает повторением начальной просьбы.

Композиция

По смыслу произведение делится на две части: портрет спящей девочки, рассказ о том, как маленькая героиня наблюдала вечером за луной. Стихотворение состоит из пяти катренов. Особенность композиции - повторение смысла первого четверостишия и одной его строки. Таким образом, организация произведения кольцевая.

Жанр

Средства выразительности

Образ главной героини создается при помощи художественных средств. Также они являются инструментом для передачи переживаний лирического героя. Ключевую роль играют метафоры : ««сладко так спит», «утро дышит у ней на груди», «бегут на плеча косы», «следила по тучам игру, что, скользя, затевала луна».

Выразительности монологу лирического героя придают эпитеты : «подушка ее горяча», «горяч утомительный сон» . Сравнения в тексте нет. Предпоследний катрен построен на контрасте: «ярче становилась луна», «громче свистал соловей» - «бледней становилась она».

В последней строфе важную роль играет интонация. Душевную боль лирического «Я» автор передает при помощи оборванной синтаксической конструкции и восклицания.