Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Как справиться с душевной болью. Болит душа, что делать? Если болит душа Как лечить боль в душе

«Когда тебе невыносимо, не говори — мне плохо.

Говори — мне горько, ибо и горьким лекарством лечат человека».

Братья Вайнеры, «Петля и камень в зеленой траве».

Душевная боль. Как бы нам не хотелось избавиться от нее раз и навсегда, она - вечный спутник нашего развития, путешествия длиною в жизнь. Мы теряем близких, неожиданно оказываемся перед сложным выбором, нас настигают тяжелые обстоятельства, мы разрываем отношения с любимыми… И тут приходит непрошенный гость - боль. Не стоит у порога, не наблюдает, а бесцеремонно лезет в душу, круша на своем пути радость, надежду, веру в то, что мы когда-то сможем оправиться от этой тяжести. И опускаются руки, и горбится спина, и сердце сдавленно тисками, а в горле ком, и хочется плакать, и, обняв себя самого за плечи, медленно и монотонно качаться, будто маятник, отсчитывающий бесконечные тянущиеся секунды…

И так как душевная боль рано или поздно приходит к каждому из нас, нужно научиться сосуществовать с ней в этот непростой период. Эта заметка поможет вам немного иначе взглянуть на душевные страдания, которые мы все испытываем. И принять горькое лекарство для того, что бы поскорее излечиться.

Первое, с чего я рекомендую начать тем, у кого сейчас болит душа, это признать постулат, что боль открывает глаза на правду . Она фактически индикатор правды. Значит, пришло время не тонуть в печали, как лягушка в молоке, а взбивать масло своими поступками и понимаем того, зачем нам эта боль дана.

читайте также:

Одиночество в Сети… Чувство одиночества – это быть одному плюс поток дерьма… Вы пришли в этот мир не для того, чтобы жить в соответствии с моими ожиданиями...

Кризис - убрать нельзя оставить Кризис является неотъемлемой частью человеческого бытия! В период, когда человек сталкивается с кризисом, возникают такие чувства как: страх, беспомощность, растерянность, неуверенность в будущем, депрессия.

Первый урок душевной боли.

Ответьте на вопросы: «На какую правду мне указывает душевная боль? Какой опыт я извлеку из сложившейся ситуации?». Запишите их в свой дневник, и периодически возвращайтесь к этой записи. Ответьте на эти вопросы еще раз спустя неделю со дня первого ответа, спустя месяц, три, полгода. Вы заметите, как внутри вас начнет прорастать чувство благодарности к происшедшему. Боль была стимулом к вашему развитию, к новым качественным изменениям, происходящим в вашей личности в частности, и в вашем мире в целом. Рано или поздно, но вы поблагодарите свою боль за то, что она заставила вас поднять голову и решиться сделать шаг вперед и вверх по лестнице жизни.

Хотя эту боль мы и называем душевной, но излечиться от нее помогает наше тело. Тело - мудрейший инструмент, которым мы обладаем, до конца не осознавая его величие и почти безграничные возможности к эмоциональной и физической регенерации. Как тело может помочь? Все дело во взаимосвязи эмоций и физиологии. Эмоция, как волна, проходит сквозь наше тело, и если процесс не прерывается, мы живем полноценно, без зажимов и психосоматических заболеваний. Но если же эмоция не прожита, оборвана или загнана во внутрь, она проявится в нашем теле в виде мышечных спазмов, не диагностируемых болевых синдромов или заболеваний, которые в простонародье называют «болезни от нервов». Для того, что бы поскорее выйти из болезненного состояния, нужно фактически вернуть тело в реальность . Вспомните, когда нам больно, мы будто застываем во времени, и это происходит потому, что мы концентрируем внимания на тех эмоциях, которые нас сломали, мы застреваем в них, будто в желе. А действительность нас мало интересует. Поэтому основная задача в этот период - включить тело.

Второй урок душевной боли.

Если вы не делаете зарядку, начните делать. Если делаете - включите в программу эти простые упражнения.

  1. Подышите, вдыхая воздух носом, а выдыхая ртом. Делайте это в привычном для вас темпе, пусть вдохи будут не глубокие, чтобы не было гипервентиляции. Сосредоточьтесь на своем дыхании, постарайтесь ни о чем не думать. 2-5 минут будет достаточно.
  2. Сядьте на пол, согните колени и обхватите их руками. Кисти рук в крепком замке. С усилием разводите колени в стороны, пытаясь разорвать сдерживающий замок рук. Повторите 10 раз.
  3. Встаньте ровно. Ноги на ширине плеч. Колени немного согнуты. Представьте, что на полу под вами лист бумаги или газета, и вам нужно их порвать ногами. Можете для более яркого запечатления образа в мозгу действительно встать на газетный лист и разорвать его усилием ног. Впечатление запомнить. Повторяйте упражнение 10 раз.

Делайте эти нехитрые упражнения, когда накатывает печаль, когда возвращается душевная боль, когда эмоции уводят вас в прошлое. Переводите ваше тело в режим «здесь и сейчас» и боль будет отступать.

В период, когда нам отчаянно тяжело жить, нужно усиленно заботиться о себе, проявлять к себе ни смотря ни на что любовь и уважение. Три глагола, которые стоит выписать в свой ежедневник и каждый день натыкаться на них глазами, три глагола, которые потихоньку вытащат вас из пещеры душевной боли. Три глагола «есть, спать, ходить». Следите за питанием, не забрасывайте в себя, как в топку, что попало, постарайтесь обеспечить организм витаминами и делайте это регулярно. Сон - очень важная составляющая нашего здоровья. Ложитесь раньше. Организм восстанавливается активнее всего с 22:00 до 03:00. Это фактически волшебное время, когда час сна компенсирует огромные потери. Практикуйте в течение дня микро-сон, маленькие 10-15-ти минутные перерывы на сон. И больше двигайтесь, ходите, гуляйте. Выходите на две остановки раньше и идите пешком до работы или домой, проводите выходные на природе. Заведите привычку гулять хотя бы 10 минут в обеденный перерыв.

А еще тогда, когда вам невыносимо, вспомните о тех, кто рядом с вами, и начните проявлять заботу. Иногда бывает очень трудно это сделать, ведь все чувства и ощущения сфокусированы на себе самом. Но преодолев этот эгоизм, проявив заботу о другом, вы почувствуете неимоверный прилив сил и желание жить. Потому что люди, которым вы поможете, будут вам благодарны. А благодарность - лучший стимул для того, что бы подняться и идти дальше.

Третий урок душевной боли.

Делайте хорошие дела, проявляйте заботу о других так, будто вы заботитесь о самом себе.

Поможете ли вы своим родителям или детям, построите ли вы скворечник, сходите ли на общественный субботник, дадите кров бездомному котенку, принесете соседке-старушке молока с рынка, не столь важна ценность вашего поступка в мировом масштабе. Но если вы видите благодарные глаза, если чувствуете, как потихоньку внутри вас становится светлее, если вам хочется плакать, но на губах улыбка, значит, вы идете верным путем. Значит, ваша душа лечится. И совсем скоро вы сможете увидеть свою новую жизнь, в которой уже будет меньше боли, а вера в то, что вы справитесь, будет крепнуть с каждым вдохом и шагом.

Как определить, что пора обратиться к психотерапевту

Ежегодно в областной психоневрологический диспансер добровольно обращается примерно пять тысяч человек, которые чувствуют, что с ними что-то не так. Психиатры предлагают медикаментозное лечение, которое приносит облегчение, но не устраняет причины. Наблюдения показывают, что по крайней мере половине из этих пациентов лучше было бы обратиться к психотерапевтам.

Признаков, по которым обычный человек может определить потребность в сотрудничестве с психотерапевтами, есть довольно много.

Неясное психическое состояние

Например, человек всегда чувствовал себя хорошо, и вдруг появилась какая-то тревога, причины которой трудно понять. Или неожиданно для себя начал чего избегать. То изменилось, и это чувствуется. Подобное беспокойство очень часто оказывается в телесных ощущениях. Какие-то неясные соматические изменения, когда чувствуешь себя или плохо, или просто не так, и это беспокоит. А врачи не могут указать определенного расстройства. Специалист отправляет к другому специалисту. Ни один не находит конкретной патологии, а самочувствие все равно плохое. Непонятно, где - и сон, и сердце, и усталость, и секс.

Чувствуется отчетливое недовольство собой и своей жизнью

Человек чувствуюет или так называемый «изъян судьбы» (когда повторяются какие-то неприятные вещи), либо собственную роковую нереализованность - мне ничего не удается, я склонен к чему, хотя вообще я нормальный, я мог бы значительно больше, но почему-то не получается. И вообще - почему все не так.

Собственно в таких случаях есть все основания обратиться к психотерапевту.

Психотерапия учит любить (в том числе себя) и отдаваться миру. И это долгая и честная работа над самим собой. Она не может помочь тем, кто почему-то не хочет меняться. Необходимо также осознать, что психотерапия - это не одноразовый чудодейственный сеанс магии, который все разочарует ли очарует. Она требует взаимных усилий.

Что делают психотерапевты:

Практикуют рациональную психотерапию, и динамичную, детскую и взрослую, индивидуальную или групповую.

Индивидуальные сеансы психотерапии - это прежде психоанализ, проговаривания ассоциаций. Динамическая психотерапия признает, что, кроме разума, есть еще косвенные воздействия на разум- движение, танец, фотография, контакт.

В групповой терапии позитивным воздействием есть то, что члены группы находятся в коммуникации не только с терапевтом, но и с другими членами группы.

В группах психодрамы участники инсценируют свои плохие переживания. Гештальттерапия доказывает отрицательный симптом до невыносимости. Системная семейная терапия пытается разорвать цепь взаимного непонимания. Каждый метод является хорошим и имеет свою практичную пользу. Важно лишь не смешивать их, держась чего-то одного.

Несмотря на то, что у нас уже можно найти терапевта, который подойдет, сама отрасль находится в начальном состоянии. Связано это с проблемой специального образования и юридического статуса психотерапевтов в Украине.

Для того, чтобы получить право на терапевтическую практику, нужно пройти долгий путь:окончить медицинский институт, интернатуру по психиатрии и специализацию по психотерапии во Львове, Харькове или Киеве. Только тогда можно получить лицензию Министерства здравоохранения. Хотя вся эта наука ничего в действительности не дает. Поэтому наши психотерапевты вынуждены учиться в школах, которые реализуются международными проектами. Но тогда они вынуждены называть себя психологическими консультантами.

Стоимость такого системного консультирования стоит не более, чем интенсивное пребывания в больнице. Психоаналитический часовой сеанс стоит от 50 гривен. Сеансы проходят 2-3 раза в неделю на протяжении нескольких месяцев. Групповая терапия втрое дешевле, а занятия проходят раз в неделю. О возможности консультанта можно узнать из объявлений на заборах, хотя самым надежным способом является рекомендация из уст в уста. Тот, кто сам пережил облегчение, является лучшим пропагандистом и врача, и метода, и принципиального обращения к психотерапевтам.

Судя по тому, как мы живем друг с другом, что происходит в каждой отдельно взятой голове, местная психотерапия вскоре должна была перестать быть какой экзотикой, превратившись в обычное явление, которого не надо ни бояться, ни стыдиться.

Портал "Православие и мир" предлагает вашему вниманию первую часть беседы Виктора Сударикова с психотерапевтом Сергеем Белорусовым: о причинах и природе депрессии, о том, как помочь тем, кого коснулся этот душевный недуг – близким и даже самому себе.

Лицом к стене, или что такое депрессия?

Сергей Анатольевич, наш разговор о депрессии стоит начать с вопроса о том, что же означает это понятие c точки зрения врача-психотерапевта? Предполагаю, что многие не совсем понимают, чем депрессия отличается от других заболеваний.

Правда, сейчас это слово настолько расхожее, что каждый третий пациент, садящийся напротив меня в кресле, говорит: "доктор, у меня депрессия".

А дальше приходится разбираться – есть ли она на самом деле и если есть, то какая? Часто люди вообще приходит со словами: "У меня нервишки расшалились, мне нужно к невропатологу". А потом выясняется, что под "нервами" имеются в виду расстройства в области эмоций, то есть к сфере ведения врачей психиатров и психотерапевтов.

Термин "депрессия" получил устойчивое понимание к моменту формирования психиатрии как строгой академической науки еще в начале XIX века. Этимологически, депрессия означает "отсутствие давления" (англ. "pressing"-давление). Для гармоничного существования, то, что приходит к нам извне, и то, что исходит от нас, должно быть как-то уравновешено; при депрессии же мир давит на человека, а человек не может с этим справиться.

Помнится, в "Золотом Теленке", Остап Бендер, испытывая муки неразделенной любви, своего рода депрессию, сказал: "Не сердитесь, Зося, Примите во внимание атмосферный столб. Мне кажется даже, что он давит на меня значительно сильнее, чем на других граждан. Это от любви к вам. И, кроме того, я не член профсоюза. От этого тоже".

То есть, при депрессии человек испытывает недостаток внутреннего тонуса, ослабленность, некую неустранимую внутреннюю неполноту – это и есть основная характеристика депрессии – при всем разнообразии видов этого заболевания.

- А какой может быть депрессия?

Во-первых, она бывает двух типов: депрессия эндогенная (с латыни – "пришедшая изнутри"), то есть обусловленная биохимическими причинами и в основном не зависящая от внешних факторов жизни человека, и депрессия экзогенная ("пришедшая извне") или реактивная, вызванная реакцией на запредельные для человека внешние факторы.

И от того, к какой категории отнесен депрессивный синдром, будет зависеть тактика лечения, что человеку больше понадобится, прежде всего: прием препаратов, нелицеприятный, точный анализ ситуации или доброе слово…

Во-вторых, депрессия имеет громадное количество вариантов проявления. Мы различаем: депрессию тревожную, депрессию астеническую (когда наблюдается отсутствие сил), депрессию апатическую (когда человека просто ничего не интересует и он лежит, отвернувшись к стене), депрессию соматизированную (от греч. "сома" – тело, т.е. переходящую на тело – когда душевные эмоциональные проблемы проявляются телесными расстройствами: ощущением перебоев сердца, синдромом раздраженной кишки, онемением рук и ног. Когда у человека не хватает слов или навыка пользоваться словами для выражения своего душевного состояния, в ход идет коммуникация с помощью телесных симптомов).

Бывают так называемые "улыбающиеся депрессии", когда человек старается скрыть свое состояние, играть раскованного человека, чтобы его страдания не стали для окружающих очевидными. Т.е. видов депрессии существует огромное количество. Общее для них то, что классическая эндогенная депрессия развивается обычно, как и большинство психологических заболеваний, между 20 и 30 годами.

Далее, когда депрессивное состояние сменяется периодами подъема, мы говорим о диагнозе "циклотимия". Исследователи предполагают, что гордости нашей российской поэзии, А.С. Пушкину, судя по его стихам, вполне можно поставить диагноз циклотимии. Он пишет: "весной я болен". Это весенняя депрессия. И, в то же время, если мы вспомним "болдинскую осень", когда за несколько недель было написано огромное количество произведений, причем прекрасных, мы можем думать, что на протяжении всей жизни весенние депрессивные состояния сменялись у него осенними гипоманиакальными (сверх-активными) периодами.

При депрессии происходит смещение большинства потребностей и способностей человека: снижение или увеличение аппетита, невозможность справиться с вроде бы привычной работой, расстройство сна либо повышенная сонливость: люди в депрессии иногда спят до 20 часов.

Я наблюдал даже (в литературе не встречал, а в жизни наблюдал), когда пациенты говорят, что сон – единственное, что приносит облегчение – это, своего рода, симптом бегства в сон.

При эндогенной депрессии также часто наблюдаются цикличность в течение суток. А именно, состояние больных всегда улучшается во второй половине дня. Для депрессивного пациента утренние часы особенно невыносимы, к обеду уже сносно, а к вечеру иногда возникает состояние "ну так еще можно жить", но вскоре неминуемо приходит утро…

Однако как разделить, является ли источником депрессии телесное состояние, либо ее источник находится исключительно в душевных свойствах человека и его переживаниях?

О, если бы я сейчас точно и исчерпывающе ответил на этот вопрос, завтра можно было бы ехать в Стокгольм за Нобелевской премией… Существует как минимум, десяток, а может быть и больше объяснений механизма такого сложного и многогранного заболевания, как депрессия.

Если мы говорим об эндогенной депрессии, когда диагноз уже не вызывает сомнения, когда его уже не опишешь такими терминами как: "мне грустно", "мне что-то скучновато", "мне лень чем-то заниматься", а когда человек просто отворачивается к стене, и ничего-то ему не мило, и лежать он так может несколько месяцев, то мы уже ясно понимаем, что человека надо лечить. И, может быть, не всегда с его согласия, потому что депрессия может кончиться для человека очень печально – как риском суицида, так и просто смертью от истощения.

Еще одна характерная черта депрессии – ощущение собственной изменённости и лишение мира эмоциональной окраски. Человек чувствует себя как в песне Высоцкого: "Почему все не так? Вроде все как всегда: то же небо, опять голубое, тот же лес, тот же воздух, и та же вода…", а вот восприятие всего этого – не такое.

Обращаясь к другому человеку, глядя на картину, на любое явление этого мира, нам свойственно формировать к нему какое-то отношение. Это хорошо или плохо, это красиво или нет, но это затрагивает нас в какой-то мере. И вот, эта черта при депрессии нарушается, что становится невыносимым: умом ты понимаешь, что вот это дерево, это человек, но никакой эмоциональной окраски – нет, все вокруг – никакое, без всякого вкуса и впечатления.

И в худшем случае, может развиться т.н. "анестезия психикоделароза" или болезненное бесчувствие, когда человек не может чувствовать эмоции вообще, сначала по отношению к внешнему миру, а потом и к самому себе. Это не бесстрастность, это полное равнодушие. "Да, я знаю, что меня зовут Иванов Иван Иванович, но это не тот Иванов, который был когда-то. Это передвигающееся, едящее, спящее, иногда ходящее на работу тело, но абсолютно не чувствуемое, не переживаемое мной. Я не могу испытывать боль, я не могу испытывать стыд. Для меня ничто ни хорошо, ни плохо". Это мучительное для человека состояние болезненного бесчувствия является апофеозом депрессии, если ее не лечить.

Урок царя Саула или источники и смыслы депрессии

Итак, откуда же может вдруг возникнуть депрессия, как ее зарождение зависит от самого человека и обстоятельств его жизни?

Во-первых, депрессия имеет генетическую обусловленность и предрасположенность к ней может передаваться по наследству. В качестве гипотезы, можно даже предположить четкую "запрограммированность" депрессии в определенном возрасте.

И если встречаются мужчина и женщина, явно склонные к депрессии, им стоит серьезно подумать, вступая в серьезные отношения и создавая семью. Подойди они ко мне как к семейному консультанту, я бы посоветовал им внимательно и подольше все оценить – особенно, если им ещё не ясно, что они пришли в этот мир друг для друга.

Кстати, при этом, у нас в психиатрии существует наблюдение: браки, заключенные в депрессии, обыкновенно являются очень устойчивыми, а браки, заключенные в легком, веселом состоянии быстро рушатся.

Во-вторых, депрессии бывают результатом хронологического физиологического сбоя ритмов, согласно которым живет человек.

Сейчас развивается довольно интересное направление – хронобиология. Она утверждает, что весь мир, и в том числе наше человеческое бытие, определяется системой ритмов (луны, солнца, сменой сезонов, сменой циклов сна и бодрствование, ударов сердца, менструальных циклов у женщин и т.д.). И причиной депрессии является сбой в какой-то из систем циклов. Один из известных антидепрессантов сейчас разработан именно с учетом ритмологии.

В-третьих, депрессии возникают у людей, оказавшихся в одиночестве перед серьезными проблемами и не могущими ни получить помощи, ни выразить свою боль.

Нередко считается, что само по себе подавление злости и вообще подавление эмоций приводит к депрессии, так ли это?

Нет, я бы так не сказал. Обычно подавление негативных эмоций: злости, агрессии или обиды, приводит не к депрессивным, а к тревожным расстройствам, к хрупко-застенчивому тревожному компенсаторному состоянию. В американской психиатрии депрессивные и тревожные состояния вообще считаются двумя феноменологически и биохимически разными вещами. И хотя у нас эти явления иногда объединяют, надо сказать, что я видел явления тревоги без депрессии и наоборот, депрессии без тревоги.

К депрессии скорее приведет развитие гордыни, фиксации на себе, слишком большое прислушивание к себе – взамен диалога с Творцом, с миром, с другими людьми, что и предусматривает религия.

А когда человек для себя становится самым интересным собеседником и лучшим партнером в диалоге, он, не будучи божественно бесконечным, становится для себя скучным, достигает собственных пределов и лишается возможности получать подпитку радостнотворного бытия, какой-то внешней помощи. А ведь он мог бы получить её улыбкой, взглядом, подарком цветка, добрым словом. Конечно, если человек имеет возможность все выражать и не таить в себе, то он меньше подвержен таким состояниям и заболеваниям. Но он становится не восприимчивым ко всему внешнему. И такая фиксация на себе скорее приведет к депрессии, нежели подавление гнева.

Если мы почитаем Библию, то увидим характерный пример депрессии – историю царя Саула. Его состояние было связано с тем, что он перестал быть угоден Богу, потерял Богообщение и как следствие – потерял помощь Божию и удачливость в походах и тяжелых испытаниях. И он понял, что безвозвратно утратил самое дорогое, то, что его поддерживало.

Возможно, на примере Саула мы можем научиться тому, что можем быть промыслительно оставленными Богом. Мы понимаем, что Бог намеренно закрывает дверку, не дает нам с Ним общаться.

Плохо ли нам будет? Да. Будем ли мы при этом испытывать депрессию, если раньше мы вдохновенно с Ним беседовали? Очевидно, будем. Однако, когда нас звали в этот мир, никто не выдавал нам гарантийного письма: "жить будете хорошо". А давалось несколько другое: насколько дерзнете, насколько будете терпеливы в скорбях, способны к покаянию, мужественны в испытаниях и амбициозны в хорошем смысле, настолько и жизнь ваша будет угодной Богу и просто наполненной…

В истории с Саулом, болезнь которого отступала, когда он слушал игру Давида, научимся и тому, что прекрасными подспорьями для антидепрессивной терапии является лечение красотой. Живопись, музыка, вкусная еда вызывают явные, причем положительные эмоции, способные ослабить эмоциональный голод – важна актуализация радости, нахождение радости в простых вещах.

И еще очень по-разному можно выйти из депрессии. Можно отчаяться до последнего предела, уйти в глубину эгоцентричного неверия и сказать: "все, ничего общего ни с этим миром, ни с этим Богом" – что и произошло с Иудой.

А можно плакать как апостол Петр, и долго плакать. Но получить прощение и обрести внутренний мир, при этом помня, что в один из моментов ты повел себя недостойно. Это осознание собственного недостоинства облагораживает человека. Запомним, что депрессия может возвысить человека.

В этом смысле депрессия, как и любая болезнь и скорбь, есть предохранение от чего-то худшего – от вырождения человечества. Кто-то сказал: "не будь войн, люди совсем бы опаскудились". То есть нередко попущенная болезнь или страдание, или война, или депрессия ведет к высвобождению заложенного в человеке потенциала, образа покаяния.

"Зачем нужен православный психотерапевт" или депрессия и вера

Но возникает вопрос: откуда может проявиться такое состояние у людей воцерковленных, имеющих навык к молитве, к исповеди, привыкших приступать к Таинствам, у людей так или иначе устроившихся не только в обыденной, но и в духовной жизни, уже доросших до некоего, довольно благополучного устроения, и тем не менее, им бывает не чуждо состояние депрессии. Неужели только из-за гордыни, о чем мы сказали только что?

Конечно, не только. Причем они могут страдать от депрессии, и воспринимать её особенно остро. Найти веру, как мне кажется, может только тот, кто испытал радость. Кто узнал, познал и прочувствовал радость бытия с благодарностью Богу и этому миру – не эскапическую, не дурной кайф измененного наркотического бытия, а реальную прекрасность мира, когда человеку хорошо быть с Богом и он может сказать: "да, ведь это все хорошо весьма".

Пусть мир лежит во зле, пусть дьявол рыкает и воюет за каждую душу. Но человеку духовно устроенному все равно ведома радость. А коль ему ведома радость, ему ведома и печаль. И он вполне может заболеть.

В конце концов депрессия депрессии рознь. Христианин не будет испытывать депрессивного состояния, доходящего до суицида, если уходит близкий ему человек, не дойдет он до крайних степеней отчаяния. В этом психотерапевтическая функция нашей веры, если можно ее так прагматически измерять…

Скажем, у по-настоящему верующих людей я не видел панических атак., страха езды в метро, распространенной сейчас аэрофобии. Вообще, тревожные неврозы почти не проявляются, если имеешь навык передоверения себя в руку Божью. Но вот депрессия вполне может быть – и сейчас мы говорим о том, как к ней относиться…

Тогда возникает еще один вопрос, связанный с темой "депрессия и вера". Мы читаем слова: "Мир лежит во зле" (1 Ин 5:19), у Экклезиаста мы читаем, что все тлен (Еккл 3:20), все проходит, и понимаем, что все цветение, которое мы видим вокруг себя, когда-то прекратится и эти прекрасные цветы завянут, любимые нами лица состарятся, и всех так или иначе ожидает перспектива переезда на кладбище. Не приводит ли осознание того, что все радости преходящи и уходящи, к появлению депрессивного состояния?

То, что ты сейчас сказал, является логическим продолжением того, что происходит, когда человек начинает много думать в одиночку, не имея ни собеседника, ни душевного друга, ни понимающего духовника, ни соразмеряя себя с Евангелием.

А кто может быть лучшим собеседником, чем Христос со страниц Евангелия?! Все мрачно прорисованные тобой аргументы разбиваются о единственное изречение Христа, которое все объясняет: "в мире будете иметь скорбь" (Ин 16:33). Имеем? Имеем.

И дальше: "Но мужайтесь, я победил мир". А доводилось мне слышать, что в некоторых переводах вместо слова "мужайтесь" употреблен глагол "дерзайте". Казалось бы, близкий по смыслу, но мужаться – это значит терпеть, а дерзать – это значит совершать прорывы. И прорывы именно сквозь автоматизмы обыденной жизни. Прорывы, чтобы не пройти мимо нищего, а что-то сделать.

Чем больше делаешь доброго, тем меньше вероятность депрессии. Потому что депрессия, как и любая болезнь, ограничивает человека. А делая что-то, ты вступаешь во взаимодействие и расширяешь свои возможности. Мрачную систему ценностей при желании можно накопать в любой религии. "Вот вам монахи первая благородная истина. Все в мире есть страдание", – начал свою проповедь Будда. Правда, потом он открыл ещё несколько благородных истин… Недепрессивно живущий человек не закрывает глаза на страдания мира. Но он пытается способствовать облегчению этих страданий и у себя, и у других.

В святоотеческих работах мы находим как минимум три понятия, которые довольно близки к тому медицинскому и психотерапевтическому описанию, которое сейчас у нас прозвучало, а именно это понятие уныния, разочарования, и окамененного нечувствия. Не получается ли, что депрессия может быть и состоянием духовного заболевания, неверного духовного шага, сделанного человеком и как следствие – ложного духовного состояния, в которое пришла человеческая личность?

Специалисты-психопатологи, которые имеют мужество открыто называть себя верующими людьми, всегда признают, что у каждого явления мира есть свой логос, замысел. Точно так же у каждого психопатологического феномена, у каждой эмоции, у каждой болезни имеется некое осмысление на духовном уровне. Некое повреждение на нравственном уровне, повреждение сферы религиозной, т.е. нарушение богообщения в той мере, в которой оно было возможно для данного человека.

И, безусловно, при депрессии будет проявляться и уныние, и ощущение бесполезности, иногда бунт против высших сил: "за что мне такое попущено?".

Как и любой болезнью, Господь депрессией может смягчать человека, а может и укреплять его духовно, потому что ещё у депрессивных пациентов, ставших мудрыми психиатрами XX века, замечено и даже выведено в афоризм: "депрессия облагораживает человека. При депрессии, как и при правильно переносимом страдании, человек становится более добрым и более мудрым".

Знаменитый психотерапевт Виктор Франкл сказал: "единственный смысл страдания – это стать иным". И при депрессии у человека есть возможность стать духовно богаче, потому что те вещи, на которые он доныне не обращал своего внимания: то же солнышко, тот же приход весны, при ней воспринимается острее. И наоборот, если переживать депрессию неправильно, мы начинаем роптать на Бога.

Правильно перенесенная депрессия, как и любое страдание, ведет к большей потенции благодарности Творцу за происходящее с нами. Поэтому депрессия (в отличие от противоположного состояния – маниакального, возбужденного, эйфорического) может служить духовному росту человека, если она проживается и переживается правильно..

Иногда депрессия ведет просто к высвобождению времени, потому что человек не может работать и у него возникает возможность, как говорят иногда, "подумать о душе". И за это депрессии можно сказать спасибо. В этом своего рода благословение депрессии. Ну, и вспомним евангельское: "сила моя в немощи совершается" (2 Кор 12:9). А депрессия именно и есть та самая душевная немощность, при которой могут раскрыться просто чудеса самопожертвования.

При депрессии человек иной раз оказывается вышибленным из механической рутины повторяющегося мира, он душевно соприкасается с совершенно особенным опытом бытия, и соприкосновение это может привести к духовному исцелению. Духовно-то мы все больны в той или иной степени. Если человек говорит: "я нахожусь в отличной духовной форме", то мы поставим ему несомненный и неутешительный диагноз.

А депрессия избавляет от гордыни. И в общем-то хорошо быть знакомым с депрессией не понаслышке, и сказал это не я – я всего лишь перефразирую прп. Силуана Афонского: "Держи свой ум во аде, и не отчаивайся". Или письма Валаамского старца: "Вернейший способ не допустить смертного греха: постоянно думать о смерти".

А когда как не в депрессии приходят мысли о неизбежной смерти, о конце бытия. В духовном отношении, по-настоящему верующий человек должен видеть абсолютную "нетаковость" своего духовность строения и серьезно относиться к исповеди. Так и в случае депрессии, человек должен отдать себе отчет в своей эмоциональной поврежденности. Так что в депрессии есть очень глубокий и позитивный духовный смысл.

Но есть и разрушительный потенциал – как и в любой болезни. Так что смысл назначения депрессии, как и любой, не только телесной болезни, но и духовной, в том, что это еще и способ коммуникации, возможность прийти к человеку или в белом халате или в подряснике, и сказать: "брат, мне плохо, ты можешь что-то сделать для меня?" И когда один человек делает для другого что-то – тогда умножается на свете количество любви.

Если что-то случилось с христианином – надо ли искать православного психотерапевта или подойдет специалист, знающий свое дело? Мы же обычно не ищем православного отоларинголога или кардиолога…

Здесь я обозначу такой принцип: чем тяжелее депрессия, тем меньшее значение имеет мировоззренческая идентификация специалиста. Иными словами, при тяжелой депрессии, когда человек света белого не видит, с постели подняться не может, от страха дрожит, то совершенно неважно, психиатр какого вероучения будет ему помогать.

Чем же на более легком и в то же время духовно-осмысленном уровне протекает депрессия – на уровне трудности получения радости, на уровне уныния, тревожности – тем более возрастает роль тех ценностей, в формате которых оказывает свою помощь психотерапевт. Потому что для православно-мыслящего человека фрейдистские интерпретации относительно каких-нибудь кровосмесительных влечений будут просто для начала непоняты, а потом просто отвергнуты.

Или как говорил русский философ Владимир Соловьев в беседах о смысле любви, бывают иногда нынешние господа психологи, к ним приходят люди, страдающие от робости, застенчивости, нерешительности, и они в качестве средства рекомендуют продажную любовь, тем самым увеличивая доход их коллегам-венерологам.

То есть на высоких уровнях лучше все-таки довериться специалисту, разделяющему с тобой одну и ту же нравственную шкалу.

Лечим бессмертную душу таблетками, или как побороть депрессию?

Душа – понятие из области веры. Как вообще можно лечить душу чем-то вполне земным – таблетками или беседами?

Думаю, нам все-таки надо почаще повторять, что душа и эмоции – это не совсем одно и то же.

Психотерапевт не ставит своей целью спасение души клиента, обращающегося к нему – он занимается устроением души в мире видимом.

Вообще, понятие "душа" для начала лучше заменить словом "психика". Тогда душой в общепринятом религиозном смысле мы обозначим "высший этаж" психики.

А вот "низшим этажом" психики или эмоциями мы обозначим тот уровень, на котором собственно и происходит депрессивная психопатология.

Как работают лекарства? Мы думаем и осознаем себя корой головного мозга. Если точнее – нейронами, клетками коры головного мозга. Еще точнее – аксонами и дендритами – это отростки этих клеток, связи между ними, соприкасающимися в местах контактов (синапсах). И вот там за счет нейромедиаторов типа серотонина и происходит, если хотите, "процесс думанья".

На этом уровне и происходит процесс работы мозга – и удовлетворения, и осознания, и получения информации. Там же, при нарушении этих процессов происходит и формирование депрессии. И за счет хорошо и правильно подобранных нейромедиаторов, т.е. веществ, воздействующих на жидкостной обмен между отростками нервных клеток, происходит нормализация этих процессов. Так и работают антидепрессанты, помогая установить физиологически благоприятное существование всего мыслительного и эмоционального строя человека.

- Откуда возникла идея лечить депрессию химическими препаратами?

Многое в нашей науке психиатрии и психотерапии создавалось какими-то причудливыми путями. Как, допустим, были обнаружены и синтезированы первые антидепрессанты?

Произошло это всего лишь в 50х годах XX века. В Германии, в туберкулезной клинике, было замечено, что больные, употребляющие определенный препарат, вдруг становятся необыкновенно веселыми и оживленными. Стали изучать, а потом и использовать свойства этого препарата, стали на основании его синтезировать похожее, но без противотуберкулезного эффекта.

Получился первый антидепрессант, до сих пор работающий. Он уже, конечно, устарел морально, но существуют случаи, когда можно назначив его, и получить эффект. Это препарат, который был создан от практики.

Другой способ создания препаратов – от теории. Когда мы говорили о хроно-биологической концепции возникновения депрессии, на основании мелатонина, то есть гормона, связанного с солнечный загаром, и был создан такой антидепрессивный препарат.

Можно ли выделить те случаи, когда депрессия все-таки является органическим заболеванием, и пациент нуждается, прежде всего, в медикаментозном лечении?

Да. Эндогенные депрессии являются, условно говоря, органическими, они вызываются биохимическими сдвигами в организме, которые могут быть поняты не только на словесном уровне, но и при использовании некоторых тестов (иногда используется так называемый "дексаметазоновый тест").

При лечении таких заболеваний требуется использовать препараты-антидепрессанты, причем разумно и дифференцировано, в зависимости от варианта болезни: при апатической депрессии – антидепрессанты со стимулирующим эффектом действия, при тревожной – с успокаивающим, седативным эффектом.

Вот случай прошлой недели. Ко мне пришел мужчина 32 лет, программист, с такими жалобами:

Состояние, доктор, началось неделю назад, мне дали задание, и задание простое, плевое, я справлялся с ними уже, но ночь накануне я не спал. Меня пронзила мысль "А вдруг я не справлюсь?", я пришел, сел, включил компьютер и… отошел от него. Меня парализовало. Я попытался подойти еще раз. Потом полдня ходил и изображал, что я у кого-то что-то спрашиваю, но я чувствовал что меня, простите, переклинило, я просто не могу это сделать, соображение отказывает. Мне кажется, что я забыл таблицу умножения, мне кажется, что сопоставить 2 переменных выше моего понимания. Я попытался взять больничный, имитировал простуду, но я чувствую, что что-то не так.

Вот это классический вариант депрессии. Учитывая, что ему 32, по статистике, что-то подобное уже должно было происходить и я спрашиваю:

Скажите, а с вами не происходило это раньше?

А как вы узнали, доктор? Да, действительно, три года назад такое состояние возникло у меня, я тогда уехал в деревню, не знал, что можно с этим обратиться к врачу, оно длилось месяца 2, но потом я как-то сам его вылечил, сменой климата, солнцем.

Действительно, среди методов лечения эндогенной депрессии существует метод фототерапии, когда человека подвергают 2-х часовому интенсивному пребыванию под светом определенной интенсивности – и это носит анти-депрессивный эффект. Неслучайно большое количество депрессий возникают именно в период короткого светового дня, особенно начиная с крещенских морозов и до первых солнечных ручейков, когда все основные праздники уже прошли и наступил период, когда до весны далеко, еще холодно, света мало, на душе серо; это очень депрессогенный период, когда происходит огромное количество суицидов. А когда человек выезжает куда-то на природу, где много солнца, где тепло, депрессия может пройти, по-видимому, без лекарств…

Возвращаясь к нашему программисту, скажем, что если без лекарств ему потребовалось месяца 2 для выхода из депрессии, то после назначенных ему легких анти-депрессантов через 5 дней он пришел со словами:

Доктор, светлеет!

Что светлеет, – говорю я, – день что ли прибавился?

Да нет, на душе светлеет! Я соображать могу!

Отлично, говорю я, только не сделайте ошибку – не прекратите принимать лекарства – курс анти-депрессивной терапии должен быть пройден.

Фактически, мы уже говорим о различных способах избавления от депрессии, о том, как на нее можно влиять. А есть ли общий подход к лечению?

Очевидно, здравый смысл подсказывает, что депрессия как переживание эмоционального неблагополучия есть сигнал, что что-то не так. "Не так" может быть вызвано внешними причинами: уход любимого человека, попадание в какую-то криминальную ситуацию, когда тебя ограбили и избили. Любой стресс: от нереализованного желания съесть конфету до увольнения с работы. Вообще, все внешние факторы могут быть запустить механизм депрессивного состояния. И тут важно не отрицать происходящего с тобой неблагополучия.

Первый шаг к выходу из депрессии – это осознание, со мной что-то не так. "Я не так хорошо соображаю, у меня не так много внутренних сил". Итак, первое – "я неблагополучен".

Второй шаг – поиск возможных причин и результатов. "Мне понятно, почему это произошло или это остается загадкой для меня и я не вижу ответа, почему мне плохо?". И самое главное – что Бог хочет мне сказать моим депрессивным состоянием, чему я могу научиться? Или это упражнение в моем терпении, и я должен это перенести. Или я был где-то неправ и это переоценка ценностей. Или это укрепление моих духовных мышц, моей духовной силы. Потому что правильно перенесенное страдание делает нас сильнее, это факт. Одним словом, для чего мне попущена эта ситуация, депрессия. И как только открывается смысл, депрессия начинает медленно проходить. Потому что все осмысленное становится менее болезненно. И на этом построен один из методов психотерапии депрессии. Иногда ее лечат с помощью логотерапии, то есть "терапии со смыслом". Когда пациент обнаруживает смысл и задание в своем страдании, страдание проходит. Если это подкреплено лекарствами, и если недостаточно вовлечена биохимия, то можно одними нравственными способами неглубокие депрессивные состояния привести в норму. И при этом так, что человек выходит из этого состояния духовно богаче.

Третий шаг – поиск помощи в нескольких направлениях (эмоциональном – у психотерапевта и духовном – в благодатной жизни Церкви). Если человек воцерковлен, то будет очень хорошо, если он изложит причины своего страдания и мудрый батюшка о чем-то даст духовный совет, а о чем-то может быть скажет: "Ээ, голубчик, это тебе не по духовной части, это тебе к психотерапевту. Есть у меня один знакомый православный психолог, психотерапевт, психиатр, который тебе поможет. В этом исповедоваться не надо". И этот путь от притвора храма до психотерапевта – это тоже очень хороший путь.

Если же говорить об органических методах лечения страдающих депрессиями, для некоторых работает смена климата, смена места работы. Cтатистически подтверждено, что депрессиями реже болеют в странах, где много солнца. Если у человека есть склонность к депрессивному расстройству и есть возможность переехать, то, может быть, это стоит сделать.

Вспоминая о том, что депрессия может быть вызвана хронологическим сбоем, вспомним и о таком физиологическом способе лечения депрессии, который называется "депревация сна", когда человек сознательно лишает себя сна на протяжении 36 часов. В 9 часов утра человек идет на работу или проводит время в домашнем хозяйстве, ночью он не ложится спать принципиально. И задача до 10 часов вечера следующих суток для него не уснуть ни за что. Иногда 2-3 таких сеанса воздержания от сна приводят сами по себе без лекарств к нормализации циклов и выпрыгиванию из депрессии. Мне доводилось видеть такое.

- Это можно отнести к, скажем так, органическим методам лечения…

Да, безусловно, и эти методы работают. Что же касается нравственного аспекта, то как и при любой болезни будет очень хорошо, если человек в диалоге с понимающим специалистом, будь то психолог или священнослужитель, задумается и пройдет тот путь, о котором мы только что сказали. То есть констатирует неблагополучие, подумает, почему это произошло и для чего и постарается найти путь исцеления.

"Забей на всё" или немного о самолечении

Поговорим немного о самолечении. Если от простуды есть домашние средства: чай с малиной, лимон, от головной боли тоже есть определенные настойки, от кашля – микстуры и т.д., то какие существуют правильные, а может быть, и неправильные средства лечения депрессии? Например, есть такой совет – поменьше обращать на себя внимание. В депрессии видят "зацикленность" человека на самом себе. "Да не обращай внимания! Забей на всё, живи как живешь". Что можно сказать?

Насколько это легко и, в принципе, правильно сказать, настолько и невозможно выполнить. Ежели тебе наступили в метро на ногу и ты себе скажешь: "- А я не буду обращать на это внимания!" – у тебя это вряд ли получится – потому что больно. Так что совет хороший, но невыполнимый.

Депрессия – это всегда ощущение собственной неполноты, незначимости или страдания в широком смысле этого слова. Поэтому "махнуть рукой" у человека просто не получится. Потому что болит душа – та часть души, которая называется эмоциями…

- Другой совет: "Что ты ноешь? Есть те, кому гораздо хуже тебя – и они не ноют, стараются жить активно".

Да, да, да! Человечество вообще выработало несколько штампов, которые предполагается, что могут сработать. У меня есть, может быть, паранаучное наблюдение, что депрессией чаще всего болеют хорошие люди, причем не в экстремальных условиях.

Вот, я не слышал о случаях депрессий людей в тюрьме. Или в случае настоящих стрессов – их тоже не бывает. В блокадном Ленинграде не было депрессий. Шизофрения была, психозы были, а депрессии не было.

То есть такой малонаучный, исключительно практический тезис врача с 30-летним стажем, что если у вас депрессия, скорее всего – вы неплохой человек. А неплохой человек не найдет нравственного утешения в том, что другому хуже. Чему-то научиться у другого – не ныть, не страдать, – может быть, он как-то и сможет, но испытать злорадство или высокомерную жалость – нет, не сможет.

Я не думаю, что хорошему человеку поможет осознание того, что другому хуже. Хороший человек скажет: "- Ну, да. Мне плохо, ему плохо. От того, что нам обоим плохо, никому лучше не станет". И может ему будет еще больнее, и его депрессия парадоксальным образом усилится от того, что он будет знать о несовершенстве мира. Ему еще больнее будет от осознания, что кто-то живет без ног, а кто-то парализован, а у кого-то после онкологической химиотерапии выпали волосы… Не думаю, что в качестве утешения от депрессии этот тезис сработает.

Другое дело, сможет помочь осознание, что очень многие преодолевали и преодолевают такую же беду, что все объединены – и ты не один в своей беде.

Расскажу одну буддисткую притчу, которая мне очень нравится… К Будде пришла женщина, принесла труп своего умершего ребенка, и говорит: ну, ты же всемогущ, оживи его. Он говорит, пожалуйста, мы оживим его обязательно, я знаю мазь, которой можно помазать, и отрок воскреснет, но необходимый ингредиент этой мази – зола из очага того дома, в котором никто не умирал. Мать побежала искать и не смогла найти ни одного дома, который не посетила бы смерть. Из чего она поняла свою принадлежность к роду человеческому, и то, что то самое страдание, которое она испытала, оно не только ее, в той или иной мере оно касается каждого человека.

Есть еще один тезис, более позитивный: "Цени то, что у тебя есть. Посмотри, не все так плохо. Ты не в тюрьме, ты не смертельно болен. Да, проблемы есть, но в общем-то все неплохо".

Да, в какой-то мере это имеет смысл в виде так называемой "когнитивной психотерапии", когда путем тщательно выверенных схем разрушается негативизм, свойственный депрессивным больным. Смысл действий психотерапевта здесь в том, чтобы вместе с человеком рассмотреть его убеждения – а депрессивные убеждения обычно пессимистичны – и опытным путем как-то вывести и доказать, что пессимизм этот не помогает жить, а напротив – мешает.

- Правильно ли – постараться поднять самооценку человека?

Да, хотя у нас не различают слова самооценка и самоценность, а это немного разные вещи. Самооценка предусматривает восприятие со стороны других, самоценность – со стороны себя. И поэтому, когда просыпаешься утром и видишь, отдаешь себе отчет, что ты еще жив, а раз еще жив, то способен к покаянию, а раз способен к покаянию, то перед тобой двери рая разверзлись, то уже придет некий оптимизм – даже уже самим фактом того, что ты жив.

- Некоторые стараются вывести себя из депрессии еще одним хорошо известным на Руси способом…

Да, на протяжении последней тысячи лет существования русской цивилизации универсальным антидепрессантом было спиртное. "Вино веселит сердце человека" (Пс. 103:15) и еще говорят "Веселье на Руси есть пити". Поэтому иногда стаканчик хорошего вина позволяет ощутить радость этого мира. И один из моих диагностических вопросов: "- Скажите, а если выпить бутылку пива – Ваше состояние изменится?" Если человек говорит: "- Да, изменится", то я отвечаю: "- Ну вот видите, вот вам простая логика. Если обычный этиловый спирт изменяет ваше эмоциональное состояние, значит более тщательно сконструированные антидепрессанты помогут вам в значительно большей степени, чем тупой алкоголь, изменить ваше нормальное принятие себя и вернуть Вам радость бытия".

Поэтому никто не отменял монастырского термина "утешение братии", поэтому никакой практикующий доктор не будет против стакана вина. Понятно, что речь не об опьянении, не об "упитии" – это только ухудшит ситуацию.

И тогда ещё одно мнение, распространённое среди христиан, прежде всего, священников, – что помочь выйти из депрессии может милосердие, оказание помощи другим людям.

Несомненно! Вот это может быть самый золотой, самый сильный психотерапевтический принцип, единственный, который работает, – ты упомянул священников, я упомяну опыт психологов, работающих с горем. Горе – явление, можно сказать, равносильное депрессии. И нет сильнее горя, чем смерть твоего ребенка, это противоестественно и это – самое тяжелое, что может выпасть на долю человека.

И ни одно из стандартных утешений: "Бог взял, Бог дал", "А он теперь в раю", "Жизнь продолжается" – весь этот традиционный набор штампов-утешений – не работает. Работает только одно: помощь другому, которому или так же, или хуже. Поэтому с теми, кто приходит ко мне с тяжелым горем, я продумываю возможность – кому вы можете помочь? Делание добра – это универсальный целительный фактор.

И еще хорошо, если депрессивные пациенты будут, выходя из самозамкнутости, объединяться друг с другом, может даже, взаимно помогать друг другу. Сейчас существуют анонимные алкоголики, анонимные наркоманы. Мне бы очень понравилось движение "анонимные депрессивные" – группа самоподдержки как форма групповой помощи друг другу. Я был бы рад, если бы такое возникло про каком-нибудь из приходов, который активно бы занялся прицельной помощью душевно-страдающим людям.

- А что можно сказать о медикаментозной самопомощи?

Чтобы унять собственную боль, существует прекрасный растительный антидепрессант на основе зверобоя, который выпускается у нас под смешным названием "Негрустин". Я встречал случаи, когда он сопоставим с химически-синтезированным антидепрессантом. Это не пустышка, каких сейчас развелось много.

- Некоторые лечатся Новопасситом.

Новопассит применяется при тревожных расстройствах, это более успокоительный препарат.

В заключение – о рабах и хозяевах жизни…

И тогда последний вопрос, чтобы нам завершить нашу серьезную беседу на более радостной ноте. Тяжелые депрессии встречаются, наверное, не настолько часто, но гораздо чаще встречается состояние, когда человек жалуется, что в его жизни нет радости, все скучно и серо. Что можно посоветовать такому человеку?

Да, такое случается часто – человек находится в позиции уныния и беспомощности. Прежде чем что-то посоветовать, я бы спросил его: а ты кто? Раб или хозяин? Имеется в виду – своей собственной жизни. Если ты раб, тебе не положено радости. Если ты хозяин, если ты отвечаешь за свою жизнь, то почему у тебя нет радости? Что ты делаешь, чтобы у тебя такая радость была? Я бы послушал его ответ. Он мне может сказать: "А я не знаю".

И тогда начинается работа психотерапевта: "Если ты не знаешь, то это не радости нет, это ума не хватает. Давай думать вместе, я тебе помогу. У нас будет двойной ум". Но если он ответит: "Какая может быть радость, если я езжу на жигулях, а у соседа мерседес шестисотый – конечно, я не могу радоваться при этих условиях", то я скажу ему: "Дорогой мой, это правильно, что у тебя радости нет, потому что у завистливого человека и не может быть радости".

Экология жизни.Когда открываются старые раны и боль хлещет как из ведра, когда, как в самом страшном сне, ты вдруг остался совсем один и не понятно, кого в этом винить…. чтобы сердце не зачерствело, а душа не ссохлась, важно разрешить себе плакать…

Когда открываются старые раны и боль хлещет как из ведра , когда, как в самом страшном сне, ты вдруг остался совсем один и не понятно, кого в этом винить…. чтобы сердце не зачерствело, а душа не ссохлась, важно разрешить себе плакать… Слезы омоют рану.

С глубочайшей любовью и сожалением наполнят ее воспоминаниями о том, каким ты был когда-то и какой путь довелось пройти, чтобы сегодня позволить себе в полной безопасности просто расплакаться, безмятежно сидя у себя на диване.

И, может быть, тебе даже повезло и возле тебя оказался друг, который кивает в такт твоим всхлипываниям и материт на чем свет стоит всех тех, кто тебя обидел. Наверное, он знает, как слезы исцеляют, как они выжигают собой все то, что их порождает: синим пламенем в сердце сгорают обиды, пеплом в памяти развеиваются события, затягиваются рубцовой тканью раны… И постепенно…. со временем… на пустом пожарище воцарятся тишь да благодать…

как исцелить свою душевную боль

В большей или меньшей степени такие больные места есть в каждом из нас. Все потому, что жизни без сюрпризов не бывает. И со многими из них совершенно не понятно как справляться.

Великая природа заложила в нашу нервную систему три стандартных способа реагирования на любую физическую и психологическую опасность. Два из них - бегство и борьба - вполне обоснованы и логичны. Когда человек сталкивается с непонятной или опасной ситуацией, его организм сразу же наполняется силами, чтобы справиться с обстоятельствами или каким-либо способом их избежать.

Когда же, по какой-либо из причин, сбросить через действие эту энергию оказывается невозможным, человек инстинктивно прибегает к третьему способу - он замирает. Все возникшее в теле напряжение остается связанным внутри нервной системы до того самого момента, когда “опасность” минует. Ученые называют эту реакцию - иммобилизация. Чаще всего травма рождается именно в этом месте. Она возникает не столько потому, что мы замираем, сколько потому, что мы не отмираем, когда это уже вполне безопасно сделать.

как исцелить психологическую травму

Иными словами, травма - это остатки накопившегося психологического и, соответсвенно, физического напряжения, которое так или иначе рвется наружу и требует выхода. Именно поэтому люди, пережившие травму, порой странно себя ведут. Они то и дело прокручивают в своем воображении воспоминания, касающиеся возникновения травмы. Они буквально живут прошлым, придумывая разные реальные и нереальные варианты того, как могло бы быть. Они отказываются принимать реальность. Они возвращаются на “место проишествия”. Они даже могут выстраивать любые новые отношения таким образом, чтобы снова пережить травмирующее событие. Так, отвергнутый в любви человек, в новых отношениях будет не только бояться отвержения, но и делать все для того, чтобы его отвергли снова. У психологов даже термин есть - “травма отвергнутого”.

С точки зрения здравомыслия такое поведение кажется глупым. Друзья, близкие, родители, жены и мужья советуют немедленно начать вести себя разумно. Им и невдомек, что человек, возвращаясь физически или эмоционально в свою травму, на самом деле интуитивно или даже инстинктивно поступает очень мудро. Он рвется туда, где родилось интенсивное напряжение, чтобы суметь сделать то, что тогда не получилось - сбросить, а проще говоря, израсходовать застоявшуюся энергию. Просто он не очень понимает, как это правильно сделать. И в итоге, возвращение приводит к повторным тяжелым чувствам и эмоциям, которые только усиливают травму. Кажется, это бег по спирали, туго закручивающей травму в самую глубину человеческой души.

Однако, повернуть этот путь вспять, несмотря на все кажущиеся сложности, вполне посильно каждому человеку, особенно с профессиональной помощью. Начать можно с простого понимания, что на биологическом уровне для любого индивидуума, попавшего в сложную психологическую или физиологическую ситуацию, важно выживание. Это древнейший инстинкт, без которого людей бы не существовало на белом свете. Его невозможно контролировать никаким даже самым просветленным и духовно развитым разумом. Выжил - значит победил ! Вот простая и ясная логика природы и человеческого естества. Это отправная точка, с которой начинается исцеление любой травмы.

Итак, пришло время заняться своими собственными ранами. Задумайтесь, пожалуйста, какую травму, боль или рану вы хотели бы начать исцелять уже сегодня…. А теперь честно спросите себя:

ЧТО Я СДЕЛАЛ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВЫЖИТЬ?

Этот вопрос я всегда задаю самым первым, потому что в остром негативном состоянии человек склонен больше видеть свои промахи и ошибки. При этом он абсолютно обесценивает все то, что он уже смог сделать, чтобы справиться с болезненной ситуацией. Порой, одно простое осознание: “Я сделал все, что понимал и мог на тот момент” - приносит колоссальное облегчение.

Когда начинаешь конструктивно и постепенно анализировать ситуацию, в которой ты так больно ранился, то вдруг замечаешь, что можно было поступить многими другими способами, которые, возможно, привели бы к другим результатам или последствиям. Я тщательно слежу, чтобы эти замечания не ложились внутренним упреком на и без того больное сердце, а с уважением относились к урокам, которые уже выучены благодаря новому, к сожалению печальному, опыту.

Что уж тут поделать, если человек действительно быстро и эффективно учится исключительно на своих страданиях. Итак, наступил момент отделить пережитый опыт от того, чему вы научились благодаря ему:

Чему я научился в этой ситуации?

Что понял?

Что я увидел по-новому?

Как правильно поступать, говорить, что предпринять, если в следующий раз со мной начнет происходит что-то похожее?

И только тогда, когда все собственные заслуги увидены и оценены по достоинству, а все уроки основательно выучены, можно идти дальше и спросить себя:

ЧТО Я НЕ СДЕЛАЛ, НО ЭТО ПОМОГЛО МНЕ ВЫЖИТЬ?

Этот важный вопрос может перевернуть всю жизнь с ног на голову.

Одна из моих клиенток, подвергшаяся изнасилованию, спустя пять лет после страшного события все еще корила и наказывала себя за то, что не сопротивлялась, не дралась, не кричала и не кусалась. Девушка довела себя буквально до изнеможения и истощения, пока вдруг не поняла, что именно ее покорность и молчание, в буквальном смысле слова, помогли ей остаться в живых. Наступило время чистых и искренних слез, полных благодарности к самой себе. Со всеми этими слезами утекло и мучение. Впервые за долгие годы душа совсем молоденькой девушки до краев наполнилась тишиной и покоем.

Почти всегда подобные осознания и понимания облегчают общее состояние, но редко, когда исцеляют саму травму. Она словно луковица, которую следует тщательно очистить слой за слоем, чтобы добраться до сердцевины. Первый слой - это смысловая интеграция травматического опыта в жизнь. В этом вам помогут те вопросы, которыми я поделилась выше. На них вполне можно ответить самостоятельно. Теперь пришло время двигаться дальше.

Сердце любой душевной раны живет в нашей памяти, пульсирует в наших нервах и выкручивает все наше тело. Исцелить травму возможно только разрядив напряжение на всех этих трех уровнях. Память, эмоции и тело, которое непосредственно все это проживает, неотделимо связаны друг с другом. Потянешь за одну ниточку и непременно начнешь распутывать весь клубок травмирующей боли.

Для удобства я разобью технику на несколько шагов:

Шаг 1: Составление внутренней карты травмы.

На этом этапе я попрошу вас обратиться к своей памяти. Вспомнить самое начало той ситуации, которая впоследствии для вас оказалась непереносимой, тяжелой и (или) болезненной. Если вы осмелились работать самостоятельно, а не со своим психологом или психотерапевтом, лучше возьмите лист бумаги, чтобы просто написать подробный рассказ о том, что и как с вами происходило в хронологической последовательности.

Однако это будут не просто воспоминания в привычном понимании этого слова. Я попрошу вас быть очень внимательным к себе и отметить:

  • какие моменты в вашем описании в вас больше не вызывают никаких эмоций;
  • в какие моменты ваше тело остро реагирует слезами, волнением, страхом или даже злостью. Не важно, какая эта будет эмоция, даже если вы не можете ее назвать, но ваше тело в ответ на воспоминание отвечает любым дискомфортом, отметьте ее для себя. Лучше выделить эти моменты маркером.

В итоге, на этом шаге вы должны воочию увидеть не только, в какой момент появились определенные эмоции, но и какой раздражитель их вызвал. Это может быть что угодно: чье-то слово, запах, картинка перед глазами, собственная мысль.

Например, одна из моих клиенток впервые ощутила острое чувство беспомощности, когда в далеком детстве ей привязали к медицинскому креслу, чтобы вырезать гланды. Это чувство пришло в тот самый момент, когда доктор затянул бинты. Ощущение скованности в руках преследовало ее большую части жизни. Для кого-то это была просто неприятная операция, но для моей клиентки она превратилась в психологическую травму, отразившуюся во всей ее последующей жизни.

По большому счету, вам нужно найти самое рождение преследующей вас душевной боли и определить, что конкретно послужило этому рождению.

Шаг 2: Поиск возможностей и способов высвободить ВСЕ застрявшие чувства и состояния.

освободить душевную боль

На самом деле этот этап у Вас может занять от нескольких минут до нескольких недель. Все исключительно зависит от Ваших возможностей проявить настоящие переживания в виде конкретных действий, поступков, слов и эмоций. Я употребила слово “настоящие”, потому что иногда сдерживаемые эмоции могут трансформироваться в другие состояния и чувства, которые человек замечает в себе и акцентирует на них внимание как на негативных. Так, за депрессией очень часто (не всегда!) скрывается невыраженная приемлемым способом агрессия, которою так сразу не увидишь за несчастным и подавленным лицом.

На этом этапе мы как раз и займемся исследованием своих настоящих первоначальных побуждений, которые застряли в нас. Для этого Вам снова нужно вернуться в ваше воспоминание. В самое начало события, которые мы уже начали разбирать. И я попрошу вас начать проживать в своей памяти это воспоминание в хронологической последовательности, как вы это делали на первом шаге. Однако, на этот раз мы немножко подкорректируем ваше воспоминание. Каждый раз, как вы будете подходить к наиболее эмоциональным моментам своего тяжелого события, остановитесь и задумайтесь:

КАК МНЕ ХОЧЕТСЯ ОТВЕТИТЬ? ПОСТУПИТЬ? СДЕЛАТЬ? ОТРЕАГИРОВАТЬ?

И только тогда, когда определитесь с ответом, проявите в своем воображении эту реакцию во всю возможную силу. В терапевтическом процессе я активно подключаю тело к работе. Если человеку хочется кричать - он кричит, если драться - он дерется, высказаться - он высказывается. Здесь работает одно правило: “сколько болезненных, раздражающих стимулов пришло, столько человек должен выдать ответов и реакций на эти стимулы”. Достаточно скрупулезная и интенсивная работа.

Одна из моих клиенток тяжело переживала развод. Прошло чуть больше двух лет, как ее брак распался, но она словно застряла в том времени. Она жила так, будто развод все еще продолжается.

Когда мы стали вместе с ней работать, мы обратили внимание, что она покорно выслушивала массу негативных высказываний и обвинений в свой адрес от мужа. Возможно, ему так было легче, но в плачевном положении их семьи целиком и полностью он обвинил свою жену. Изрядно замученная женщина молчала, плакала, извинялась, обещала измениться. Однако, внутри нее кипела огромная буря возмущения. На самом деле, ей было чем ответить мужу. Но страх остаться одной и надежда, что можно все исправить, заставили ее промолчать.

В первую очередь, мы определились с тем, что шанса действительно нет. Прошло уже больше двух лет. Развод состоялся официально и физически. Они больше не живут вместе. Он уехал в другую семью. А значит имеет смысл посмотреть на то, что застряло в ее душе и до сих пор неумолимо тревожит. Сначала робко, потом все смелее и смелее на меня вывалилась в виде потока слов огромная боль женщины, живущей в глубоком одиночестве в своей собственной семье. Ей удалось высказать и выразить все упреки, замечания, надежды, чувства, мысли. Все, что хотелось сказать в тот момент своему мужу. И как только последние слова растворились в воздухе, наступила тишина. Глубокий вдох и: “мне сейчас кажется, что развестись - было в первую очередь для меня правильное решение”… Стоит ли отметить, что дальше началась совсем другая история?

Я с Вами поделюсь еще одной терапией, которая для меня на тот момент времени оказалась одной из самых сложных в профессиональном и личном плане:

Совсем еще юному молодому человеку довелось встретиться с трагической смертью любимого человека. Он стойко пережил известие о смерти, похороны и три года последующей жизни. Друзья и близкие восхищались выносливостью его духа. Ко мне он обратился как к специалисту по психосоматике. Его мучили сильнейшие головные боли, которые с течением времени только усиливались еще больше. Лекарства почти не помогали.

Мы начали с того, что просто стали слушать боль, которая раскатами грома с нарастающей силой расходилась с характерным треском по всей внутренней поверхности черепа. Боль нарастала, пульсировала и била. Нарастала.. пульсировала и била…Когда слушаешь свою болезнь, а точнее ощущение, которое связанно с ней, непременно приходишь к ее началу, к ее своеобразному зарождению на временной шкале нашей жизненной истории. Там, в этом месте, может быть даже в весьма далеком прошлом, что-то еще происходит, что-то в нашем внутреннем мире еще не закончилось, а мы это по какой-то своей причине упустили из внимания. Болезнь обращает наше внимание в прошлое, чтобы мы помогли разрешиться тому, чему пришло время закончиться.

Очень быстро, в одной из первых гипнотических сессий, головная боль привела молодого человека к единственному оставшемуся в сознании воспоминанию о том трагическом периоде его жизни. Тогда, сразу за знакомым голосом в телефонной трубке, говорящий о смерти девушки, он впервые почувствовал острый удар внутри головы. Яркой молнией вспыхнула и погремела мысль: “Нет! Так не может быть!” А дальше туман… обрывки мыслей о том, что нужно взять себя в руки… И память отступила, стирая за собой все чувства и воспоминания, которые могли помешать ему держать себя в руках. Всегда, когда человек останавливает естественные физические или душевные процессы в себе, он платит непомерную цену своим здоровьем и, в итоге, своей жизнью.

Травма - и есть такой естественный процесс, в котором человек учится справляться с неожиданной, нестандартной и трудной для него ситуацией. Мой клиент ради того, чтобы выглядеть достойно, смог остановить душевную боль. Но даже глубоко спрятанная, она находила лазейки и проявлялась в виде головной боли.

Три терапевтические сессии подряд одно лишь громогласное “Нет!” звучало в моем кабинете. Отбивалось ударами кулаком о стену. Выливалось злобными претензиями к смерти и ненавистью ко всем тем, кто еще так беззаботно жив. Буквально с рвотой из нутра человеческого исходил отказ принять в свою жизнь такую вопиющую, абсолютно непонятную несправедливость. Эта истерика какое-то время еще продолжалась, пока в один момент не брызнули слезы… и непомерное горе разлилось огромным глубоким океаном перед нашими глазами:

Как же мне теперь быть? Как же мне теперь быть? - тихо плакал человек…

Быть, мой хороший, быть… - робким шепотом вторилось в такт…

Мы проработали вместе чуть больше восьми месяцев. За это время головные боли постепенно ушли, примиряя моего клиента с действительностью, в которой, к сожалению, есть место настоящим потерям.

Этот шаг на пути к исцелению травмы самый трудный. Никому я его не рекомендую проходить в одиночестве. Но если вы все же решились, проживите в своем внутреннем мире свою травму грамотно, добавляя в свои воспоминания все те нюансы, которые я описала выше. На самом деле я не прошу Вас менять воспоминания. Но я прошу дополнить их всем тем спрятанным, непроявленным, что родилось и имело место быть.. Какой бы глубокой и большой травма ни была, она всего лишь ваша часть, ваша меньшая часть. Вы всегда больше, а значит сильнее.

исцелить душевные раны

Дорогой мой читатель, порой, совсем не просто жить на этом белом свете. Я только лишь желаю Вам никогда не закрываться в себе, не отчаиваться и не отталкивать всех тех, кто рядом, кто любит и готов помочь. Не стыдитесь и не бойтесь принимать любую помощь от друзей и профессионалов. Ведь если сегодня не пережить свою боль, рискуешь в конце жизни осознать, что только ею и жил, что только ее всю дорогу свою вкушал и смаковал! Не слишком ли высокая цена? Разве наша жизнь (и жизнь тех, кто связан с нами) не стоит хотя бы небольших усилий, чтобы разрешить страдания, исцелить сердце и облегчить свою душу?! опубликовано

Душа болит не так, как тело. Иной раз сложно прийти в себя после тех или иных искушений. Что пишут те, кто на опыте знал, как обрести психологическое здоровье?

Праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908)

Лечение душевных болезней (страстей) совершенно отлично от лечения телесных болезней. В телесных болезнях надо остановиться на болезни, поласкать больное место мягкими средствами, теплою водою, теплыми припарками и пр., а в болезнях душевных не так: напала на тебя болезнь — не останавливайся на ней вниманием, отнюдь не лаская ее, не потворствуй ей, не грей ее, а бей, распинай ее, делай совершенно противное тому, чего она просит.

Преподобный Силуан Афонский (1866-1938)

Добро научиться жить по воле Божией. Тогда душа непрестанно пребывает в Боге и бывает зело покойна.

Иеромонах Петр (Серегин) (1895-1982)

Часто бывает так, что и при хорошей материальной обеспеченности и при добрых отношениях к нам ближних наших сердце наше гложут грехи и страсти, как лютые змеи. А если прибегаем к духовно-нравственным средствам, изживаем гордость и превозношение и освобождаемся от тщеславия, зависти и гнева, неудовольствия и порождающих их похотей плоти; внутренняя жизнь наша под воздействием благодати Божией очищается от раздражительности, боязни и греховной тревоги, и мир Божий осеняет нашу душу мы ощущаем радость о Господе.

Цепи греха ослабевают, а некоторые спадают совсем, и чувствуем себя вполне счастливыми, в полноте жизни, несмотря на различные внешние материальные и прочие мирские условия.

Писание Святое есть духовная аптека, в которой благоутробный Отец Небесный различные ради нас сокрыл врачевания. Многоразличные в душах наших имеем немощи, недуги и болезни и потому требуем многоразличного врачевства, что все в Святом Писании находим. Там с помощью Духа Святого, говорившего через пророков и апостолов, отыщет всякий врачевание немощам своим: печальный — утешение, сомневающийся — разум и утверждение, невежда — наставление и познание. Там сокровен совет недоумевающим, и незнающим разум, и печальным утешение.

Старец Паисий Святогорец (1924-1994)

Если у человека есть своеволие, самоуверенность и самоугождение, то, и будучи умным даже семи пядей во лбу, он будет страдать постоянно. Он запутывается, связывает себя по рукам и ногам, у него возникают проблемы. Чтобы найти свой путь, он должен раскрыть свое сердце какому-то духовнику и смиренно попросить его о помощи. Однако некоторые вместо духовника идут к психиатру. Если психиатр окажется верующим, то он приведет их к духовнику. А неверующий психиатр ограничится тем, что даст им какие-нибудь таблетки. Однако сами по себе таблетки проблемы не решают.

Святитель Тихон Задонский (1724-1783)

Начинающий веровать может быть уподоблен немощному, который, видя свою неисцелимую болезнь, желает и ищет искусного врача. Так грешник, видя через закон свою греховную немощь, от которой своей силой никак не может освободиться, желает и ищет врача, который бы смог его от той немощи освободить.

Схимонах Зосима (XVII-XIX вв.)

Мертв ли кто или безбожием или грехом, кто может его воскресить? Слово Божие, которое есть жизнь. Заблудился ли кто во тьме ереси или в пути развращенной жизни, кто может его просветить или на путь спасения обратить? Слово Божие, которое есть свет и истина. Болен ли кто душой: Слово Божие во исцеление. Жесток ли сердцем? Слово Божие его умягчает. Грешник ли отчаявшийся? Слово Божие влечет его на покаяние. Удрученный ли скорбями или искушениями? Слово Божие есть его утешение и вразумление и укрепление.

Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867)

Ничто столько не нужно человеку, как вера. От нее зависит не только блаженство будущей жизни, но и благополучие настоящей жизни.

Врач Сергей Апраксин (XIX-XX вв.)

Бедный человек! Вместо того, чтобы сказать ему: «вдумайся в причины твоей нервности, наполни верою и упованием на Бога свою душевную пустоту, выработай другое отношение к жизни со всеми ее горестями и радостями», ему говорят: «ты болен, иди и лечись», и вот несчастный бежит или едет к докторам, у них искать спасения от своего душевного недуга.

Здесь вопрос решается по большей части очень просто: произносится слово «неврастения», всеобъемлющее слово, хотя ничего определенного не выражающее (а больной думает, что поняли его болезнь), и начинается обычное лечение…

Так проходит обыкновенно несколько лет (а иногда и вся жизнь), пока, наконец, измученный человек не поймет, что нервное «не могу», под влиянием различного рода факторов легко превращается самим человеком в «могу»…

Самый раздражительный человек, застигнутый во время семейной сцены, например, посторонним, мало знакомым человеком, быстро сдерживает себя, превращает «не могу» в «могу». Не терпящий возражений от своих подчиненных вследствие нервности — изображает из себя кроткого агнца, когда его самого пробирает начальство. Словом, различного рода воздействие: стыд перед людьми, опасение за свое служебное положение, страстная любовь и другие факторы легко превращают нервное «не могу» в «могу».

Значит, в нас самих всегда есть тот рычаг, которым мы готовы себя перевернуть, только надо захотеть им воспользоваться и не выпускать его из рук. И вот когда измученный вечным лечением и всеми другими неприятными последствиями своего недуга человек поймет это, поймет, что средство против нервности в нем самом, а не в тех многочисленных пузырьках, которые он прежде опустошал в изобилии и без пользы, только тогда, бросив всякое лечение, он наконец достигает с помощью Божией мало-помалу или полного, или, по крайней мере, относительного, но зато прочного выздоровления…

Беда вся в том, что мы слишком много заботимся о развитии внешних чувств от зрения до вкуса и слишком мало о развитии умозрения, которое названо в молитвах «очи мысленные», «ум и очи сердечные, яже ко спасению». Эти «очи» даны человеку Богом для познания великих истин…

В том, что вера в нас очень слаба, что отношение к жизни самое невозможное, конечно, более всего виновато наше воспитание, но каждый взрослый человек может перевоспитать себя и выработать правильный христианский взгляд на жизнь, если будет пользоваться средствами, указанными для этого Церковью. Из средств этих самым главным является молитва. Совсем неверующих мало, большинство маловерных, вот с этим-то зерном веры приступите к молитве, и вы скоро почувствуете, что это зерно начнет пробиваться, через некоторое время оно уже даст росток, из которого с течением времени вырастет могучее дерево. Под сенью этого дерева легко и приятно будет отдыхать от тяжелого зноя человеческих страстей и от бури житейских непогод, а в свое время пожнете и плод.

Начните только молиться, и вера сама придет к вам, а если она была слаба, то укрепится и мало-помалу, постепенно изменится отношение к жизни. Молитва будет отвлекать вас хоть на время от обычных житейских мыслей и интересов, привлечет ум к небесному, заставит невольно думать о том, о чем прежде вы почти не думали, заставит вас многое почувствовать и с помощью благодати Божией изменит ваш прежний образ мыслей, укоренит веру и стремление к христианскому идеалу. Исцеляя от тяжкого и печального по своим последствиям духовного недуга маловерия, молитва, соединенная со строгим подчинением церковному режиму, может нам очень помочь и при телесных недугах. Мы видели, насколько полезна молитва, соединенная с упованием и верой в Бога при некоторых нервных состояниях, в основе которых лежит душевная пустота и слабость воли…

Жизнь указывает нам многочисленные примеры, где человек нервный, несколько лет лечившийся без всякого результата, быстро достигает полного или, по крайней мере, относительного, но зато прочного выздоровления после того, как обращается к Богу и начинает жить по правилам Церкви. Я, по крайней мере, знаю несколько таких примеров, думаю, что и всякому другому известно их немало. И при других нервных недугах значение вышеприведенных факторов немаловажно. Возьмем, например, пресловутое мозговое переутомление, которому отводится современной медициной видное место в ряду прочих причин современной нервности. Оказывается, что усиленная работа сама по себе редко вызывает стойкую нервную болезнь, а опасна только тогда, когда соединяется с пороком и страстями человеческими…

Вот что по этому поводу говорит проф. Штрюмпель: «…Мы видим поэтому, что к истощению нервной системы, составляемому сущность неврастении, ведет главным образом умственная работа людей, сопровождающаяся волнениями страха и надежд, умственное напряжение политика, постоянно волнующегося страстной борьбой партий, наконец, усилия ума тех художников и ученых, неутомимое честолюбие которых побуждает их не отставать от конкуренции».

Отсюда следует, что вера и проистекающее из нее отношение к жизни, к богатству, славе, честолюбию и прочему является и здесь могучим профилактическим средством…

Лучшим предупреждающим средством является воспитание молодого поколения на строго религиозно-нравственных началах. Главную задачу воспитания (в семье и школе) должно составлять стремление воспитать в душе ребенка страх Божий и истинную любовь к Богу.

При развившейся же болезни лучшим средством является молитва. Необходимо каждодневно молиться утром, вечером, читая утреннее и вечернее правило, хотя бы в несколько сокращенном виде, со вниманием, стараясь вникать в смысл каждого слова.

Кроме того, читать каждодневно те избранные места из Евангелия и Апостола, которые читаются в соответствующий день за церковной службой. Не пренебрегать общественным богослужением, а посещать храм Божий, по крайней мере, в праздничные и воскресные дни (всенощная и обедня), выбирая при этом тот храм, где служба благолепнее, а главное, где читают разборчиво и служат не торопясь.

Говеть, по крайней мере, раз в год. Соблюдать посты и все прочие постановления Церкви, памятуя, что созданы они великими людьми, понимавшими природу человека гораздо лучше, чем самые выдающиеся современные мудрецы. Всеми иными способами: размышлением, душеспасительной беседой, чтением творений великих Отцов Церкви стараться укрепить в себе веру, воспитать в душе своей сознание всей красоты христианского идеала и выработать христианское отношение к жизненным явлениям…

Помните, что в первое время такой жизни в вас непременно с большей или меньшей силой откроется второй источник мысли, мысли дурной, противоречащей, соблазняющей, создающей целый ряд известного рода «искушений». Не надо поддаваться сему, но молиться настойчиво, с надеждой и терпением, памятуя следующие слова Спасителя из притчи о неправедном судии: «Слышите, что говорит судья неправедный. Бог ли не защитит избранных своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя медлит защищать их».