Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Общая характеристика ощущения. Основные свойства и характеристики ощущений Характеристика зрительного ощущения соответствующая интенсивности стимула

Ощущение это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Анализаторы (органы чувств) – это те каналы, по которым мы получаем все сведения о мире, как внешнем, так и собственно внутреннем. Отражая объективно существующие предметы и явления, ощущения, приблизительно точно отражают мир, существующий независимо от нашего сознания, независимо от нас. Таким образом, по своему происхождению и содержанию ощущения объективны. Но сами ощущения субъективны.

Рис. 2.1. Строение анализатора

Анализаторы в своей совокупности называют сенсорной системой (рис.2.1). Ощущения зависят не только от особенностей мозга и анализаторов человека, но также от опыта, профессиональных знаний, интересов и других черт личности, а также от состояния человека (утомление, настроения и т. п.). Так, при некоторых заболеваниях ощущения становятся иллюзорными. Ощущения являются самыми простыми из всех психических явлений. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой.

Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные.



Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды.

Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Классификация ощущений

Каждому анализатору соответствуют определенные виды ощущений.

В зависимости от расположения рецептора различают ощущения экстероцептивные (получаемые от рецепторов, расположенных на поверхности тела и отражающие свойства предметов и явлений внешней среды), интероцептивные (от рецепторов, расположенных во внутренних органах и тканях тела и отражающих состояние внутренних органов) и проприоцептивные (от рецепторов, расположенных в мышцах и связках; они дают информацию о движении и положении нашего тела.). Подкласс проприоцепции, представляющий собой чувствительность к движению, называется также кинестезией, а соответствующие рецепторы – кинестезическими или кинестетическими (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Классификация ощущений

Экстероцепторы можно подразделить на две группы: контактные и дистантные рецепторы. Контактные рецепторы передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами; таковы осязательный, вкусовой рецепторы. Дистантные рецепторы реагируют на раздражения, исходящие от удаленного объекта; дистантыми рецепторами являются зрительные, слуховые, обонятельные (см. рис. 2.2).

Во многих видах деятельности наибольшее значение имеют зрительные ощущения. Большую роль в трудовых действиях играют двигательные, или кинестезические ощущения, вызываемые раздражением нервных окончаний, заложенных в мышцах, суставах, связках и костях. Они обеспечивают поступление информации, необходимой для координации движений. В понятие «кожные ощущения» входят ощущения прикосновения и давления – осязание, или тактильные ощущения, термические (холодовые и тепловые) и болевые ощущения. Неподвижная кожа улавливает только отдельные ощущения. Нужно перемещение предмета по коже и движения пальцев – ощупывание, чтобы отразить форму предмета путем гаптических восприятий. Ощущения равновесия участвуют в восприятии пространственного положения тела. Роль слуховых ощущений связана в трудовой деятельности, с одной стороны, с обеспечением обмена информацией между совместно работающими и, с другой – с возможностью контролировать по звуковой характеристике рабочее состояние машины. Без обонятельных ощущений нельзя работать в пищевой промышленности. Здесь также важны вкусовые ощущения, тесно связанные с обонятельными.

Ощущения, возникающие при раздражениях интероцепторов, позволяют устранить те или иные недостатки в функционировании различных внутренних органов и тем создают самочувствие. В условиях «нормального самочувствия» отдельные интероцептивные ощущения не осознаются. Чувствительность анализаторов формируется и совершенствуется в ходе трудовой деятельности человека. Все анализаторы студента могут повышать свою чувствительность, но для этого необходимы следующие условия:

1) систематическая упражняемость анализаторов, от которых требуется в производственной работе высокая чувствительность;

2) последовательное повышение требований к чувствительности упражняемых анализаторов;

3) создание наилучших условий ощущения слабых раздражителей (освещенность, окраска, контрастность и т. п.), встречающихся в производственной работе;

Но основное условие формирования ощущений у студентов – это обеспечение их бодрости, заинтересованности и активности в работе, повышающих чувствительность всех анализаторов, вовлекаемых в деятельность.

Свойства ощущений

Качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида. Так, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные – по насыщенности, цветовому тону и т.п. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи.

Интенсивность ощущений является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Продолжительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, которое назвали латентным (скрытым) периодом ощущения. Латентный период для различных видов ощущений неодинаков: для тактильных ощущений, например, он составляет 130 миллисекунд, для болевых – 370 миллисекунд. Вкусовое же ощущение возникает спустя 50 миллисекунд после нанесения на поверхность языка химического раздражителя.

Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением последнего. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии.

Зрительное ощущение обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после того, как перестает действовать вызвавший его раздражитель. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы. Положительный последовательный образ по светлоте и цветности соответствует первоначальному раздражению. На инерции зрения, на сохранении зрительного впечатления в течение некоторого времени в виде положительного последовательного образа основан принцип кинематографа. Последовательный образ изменяется во времени, при этом положительный образ заменяется отрицательным. При цветных источниках света происходит переход последовательного образа в дополнительный цвет.

И. Гете в «Очерке учения о цвете» писал: «Когда я однажды под вечер зашел в гостиницу и в комнату ко мне вошла рослая девушка с ослепительно белым лицом, черными волосами и в ярко-красном корсаже, я пристально посмотрел на нее, стоявшую в полусумраке на некотором расстоянии от меня. После того как она оттуда ушла, я увидел на противоположной от меня светлой стене черное лицо, окруженное светлым сиянием, одежда же вполне ясной фигуры казалась мне прекрасного зеленого цвета морской волны».

Появление последовательных образов можно научно объяснить. Как известно, в сетчатке глаза предполагается наличие цветоощущающих элементов трех видов. В процессе раздражения они утомляются и становятся менее чувствительными. Когда мы смотрим на красный цвет, соответствующие ему приемники утомляются сильнее, чем другие, поэтому, когда на тот же участок сетчатки затем падает белый свет, остальные два вида приемников сохраняют большую восприимчивость, и мы видим сине-зеленый цвет.

Слуховые ощущения, аналогично зрительным, тоже могут сопровождаться последовательными образами. Наиболее сравнимое явление при этом «звон в ушах», т.е. неприятное ощущение, которым часто сопровождается воздействие оглушающих звуков. После действия на слуховой анализатор в течение нескольких секунд ряда коротких звуковых импульсов они начинают восприниматься слитно или приглушенно. Это явление наблюдается после прекращения действия звукового импульса и продолжается в течение нескольких секунд в зависимости от интенсивности и длительности импульса.

Подобное явление происходит и в других анализаторах. Например, температурные, болевые и вкусовые ощущения также продолжаются некоторое время после действия раздражителя.

Наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя . Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения (тактильные, болевые, вкусовые) соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель. При этом локализация болевых ощущений бывает более разлитой и менее точной, чем тактильных.

1. Познавательная сфера личности включает в себя …

Варианты ответов:

а) воображение;

б) темперамент;

г) характер.

2. Специфическая особенность данного ощущения, отличающая его от всех других видов ощущений и варьирующаяся в пределах конкретной модальности, – это _____________ ощущения.

Варианты ответов:

а) длительность;

б) интенсивность;

в) пространственная локализация;

г) качество.

3. К проприорецептивным относятся ощущения …
Варианты ответов:

а) горького вкуса;

б) яркого света;

в) расслабления и сокращения мышц;

г) громкого звука.

4. Характеристика зрительного ощущения, соответствующая интенсивности стимула, называется …

Варианты ответов:

а) насыщенностью;

б) яркостью;

в) длительностью;

5. Повышение чувствительности нервных центров под влиянием действия раздражителя называется…

Варианты ответов:

а) адаптацией;

б) апперцепцией;

в) синестезией;

г) сенсибилизацией.

6. Согласно систематической классификации видов ощущений к интероцептивным ощущениям относится ощущение…

Варианты ответов:

б) равновесия;

в) движения;

7. Ощущения движения, тепла, холода и боли являются разновидностями _____ чувствительности.

Варианты ответов:

а) зрительной;

б) кожной;

в) вкусовой;

г) слуховой.

8. Рефлекторная природа восприятия была раскрыта в трудах …

Варианты ответов:

а) Л. М. Веккера;

б) И. П. Павлова;

в) Н. Н. Ланге;

г) В. М. Бехтерева.

9. Идея о _________ характере восприятия принадлежит известному физиологу И. Мюллеру.

Варианты ответов:

а) рефлекторном;

б) цветовом;

в) рецепторном;

г) символическом.

10. Аккомодация и конвергенция глаз участвуют в восприятии…

Варианты ответов:

б) движения;

в) глубины;

г) величины.

11. Свойством восприятия является…

Варианты ответов:

а) критичность;

б) длительность;

в) интенсивность;

г) константность.

12. Явление ложного или искаженного восприятия называется…

Варианты ответов:

а) перцепцией;

б) иллюзией;

в) ошибкой;

г) апперцепцией.

13. Искаженное восприятие реально существующей действительности называется…

Варианты ответов:

а) галлюцинацией;

б) мечтой;

в) иллюзией;

г) грезами.

14. Апперцепцией называется(-ются) …

Варианты ответов:

а) подсознательные обобщения на основе идеального образа;

б) отражение предмета в качестве устойчивой системной целостности;

в) преимущественное выделение объекта из фона;

г) зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов, установок личности.

15. Свойство восприятия, характеризующееся зависимостью восприятия от прежнего опыта человека, называется…

Варианты ответов:

а) константностью;

б) целостностью;

в) апперцепцией;

г) осмысленностью.

16. Численная характеристика среднего объема внимания людей равна __________ единицам информации.

Варианты ответов:

17. Теория памяти, в основе которой лежит понятие связей между отдельными психическими феноменами, – ___________ теория.

Варианты ответов:

а) ассоциативная;

б) информационная;

в) смысловая;

г) деятельностная.

18. Прибор, с помощью которого В. Вундт измерял объем внимания, называется …

Варианты ответов:

а) тахистоскопом;

б) эстезиометром;

в) стробоскопом;

г) аномалоскопом.

19. Критерием внимания, связанным с организацией деятельности и контролем за ее выполнением, является…

Варианты ответов:

а) сосредоточенность;

б) отчетливость;

в) ясность;

г) избирательность.

20. Идея о том, что внимание представлено контрольной частью действий человека, принадлежит

Варианты ответов:

а) Л. С. Выготскому;

б) Д. Н. Узнадзе;

в) П. К. Анохину;

г) П. Я. Гальперину.

21. Удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального называется _________внимания.

Варианты ответов:

а) объемом;

б) сосредоточенностью;

в) переключаемостью;

г) распределением.

22. Свойства и особенности раздражителей являются факторами, обусловливающими _______ внимание.

Варианты ответов:

а) послепроизвольное;

б) непроизвольное;

в) произвольное;

г) внутреннее.

23. Оценки частоты колебаний и сдвигов характеризуют ________ внимания к данному объекту.

Варианты ответов:

а) распределение;

б) устойчивость;

г) концентрацию.

24. Длительность времени, в течение которого сохраняется сосредоточенность внимания на объекте, характеризует _______ внимания.

Варианты ответов:

б) распределение;

в) переключаемость;

г) устойчивость.

25. В норме у взрослого человека объём внимания ограничивается _____ объектами.

Варианты ответов:

26. Сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой – это свойство…

Варианты ответов:

а) отвлекаемости;

б) концентрации;

в) переключаемости;

г) распределенности.

27. Корректурный тест, позволяющий исследовать устойчивость внимания, был предложен французским психологом …

Варианты ответов:

а) Ж. Пиаже;

б) А. Бине;

в) П. Жане;

г) Б. Бурдоном.

28. К процессам памяти относится …

Варианты ответов:

а) забывание;

б) концентрация;

в) распределение;

г) абстрагирование.

29. Объем механической памяти (в единицах), характерный для среднестатистического человека, равен …
Варианты ответов:

30. Явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности, было описано Б. В. Зейгарник как эффект …

Варианты ответов:

а) новизны;

в) незавершенного действия;

г) сбережения.

31. Условием успешного непроизвольного запоминания является (-ются) …

Варианты ответов:

а) искусство запоминания;

б) осознание значимости материала;

в) установка на необходимость воспроизведения;

г) сильные и значимые физические раздражители.

32. Неспособность к запоминанию событий на будущее называется _____________ амнезией.

Варианты ответов:

а) прогрессивной;

б) антероградной;

в) ретроградной;

г) ретардированной.

33. Понятие «мнемоника» относится к психическому процессу

Варианты ответов:

а) мышления;

б) памяти;

в) восприятия;

г) воображения.

34. К качествам памяти относятся…

Варианты ответов:

а) оперативность, произвольность, индивидуальность, динамичность;

б) индивидуальность, образность, устойчивость, динамичность;

в) устойчивость, длительность, образность, готовность;

г) объем, скорость, прочность, готовность.

35. В онтогенезе со вторым годом жизни ребенка связывается начало ___________ памяти.

Варианты ответов:

а) логической;

б) аффективной;

в) двигательной;

г) образной.

36. Характеристика памяти, основанная на длительности хранения материала, нашла отражение в делении памяти на…

Варианты ответов:

а) произвольную и непроизвольную;

б) имплицитную и эксплицитную;

в) зрительную и слуховую;

г) кратковременную и долговременную.

37. Объем памяти от 5 до 9 единиц информации характерен для ___________ памяти.

Варианты ответов:

а) кратковременной;

б) оперативной;

в) долговременной;

г) мгновенной.

38. В классификации видов памяти, основанной на различиях в характере запоминаемого материала, выделяют _______ память.

Варианты ответов:

а) непроизвольную и произвольную;

б) непосредственную, опосредствованную;

в) сенсорную, кратковременную, долговременную;

г) образную, вербальную, двигательную и эмоциональную.

39. Вид памяти, связанный со способностью запоминать и воспроизводить чувства, называется _________ памятью.

Варианты ответов:

а) эпизодической;

б) эмоциональной;

в) семантической;

г) образной.

40. Воображение, при котором действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается, называется …

Варианты ответов:

а) фантастическим;

б) пассивным;

в) продуктивным;

г) репродуктивным.

41. Фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с окружающей человека действительностью, называются…

Варианты ответов:

а) мечтами;

б) грезами;

в) галлюцинациями;

г) сновидениями.

42. Механизмом создания образов, в основе которого лежит своеобразное «склеивание», является…

Варианты ответов:

а) гиперболизация;

в) схематизация;

г) агглютинация.

43. К способам создания образов воображения относится…

Варианты ответов:

а) агглютинация;

б) классификация;

в) сравнение;

г) апперцепция.

44. Операцией, обратной обобщению, является …

Варианты ответов:

а) абстрагирование;

б) синтез;

в) конкретизация;

г) анализ.

45. Вид мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач и заключающийся в поиске множества решений одной и той же проблемы, –

Варианты ответов:

а) панорамное;

б) саногенное;

в) дивергентное;

г) репродуктивное.

46. Основными формами словесно-логического мышления являются: понятие, суждение и …

Варианты ответов:

4. Основоположником когнитивной теории личности является …

Дж. Келли

Дж. Уотсон

Б. Скиннер

К. Роджерс

Решение:

Основоположником когнитивной теории личности является Дж. Келли. По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни – это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем. Главным источником развития личности является среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий.

5. В зарубежной психологии ______________ (понимаемый(-ая) как своеобразие, уникальность и целостность конкретной личности) соотносится с особым, специально-научным термином «самость».

индивидуальность

личность

Решение:

В зарубежной психологии индивидуальность (понимаемая как своеобразие, уникальность и целостность конкретной личности) соотносится с особым, специально-научным термином «самость» (К. Юнг, Г. Олпорт, К. Роджерс). Самость – это сущностное ядро индивидуальной психики, глубинная структура, обеспечивающая цельность и связность человеческого опыта.

6. В. Петровскому, личность как субъект межличностных отношений обнаруживает себя в трех сферах: ____________, интериндивидной и метаиндивидной.

интраиндивидной

экстраиндивидной

гипериндивидной

аутоиндивидной

Решение:

В. Петровскому, личность как субъект межличностных отношений обнаруживает себя в трех сферах: интраиндивидной, интериндивидной и метаиндивидной. Интраиндивидная сфера характеризует индивидуальность человека (темперамент, характер, способности и т.д.). Интериндивидная сфера характеризует личность, включенную в межиндивидные связи. Метаиндивидная сфера характеризует личность как «идеальную представленность» индивида в жизнедеятельности других людей.


Тема 5: Познавательная сфера личности

1. К проприорецептивным относятся ощущения …

расслабления и сокращения мышц

яркого света

горького вкуса

громкого звука

Решение:

К проприорецептивным ощущениям относятся ощущения расслабления и сокращения мышц. Проприоцептивные ощущения дают человеку возможность воспринимать изменения положения отдельных частей тела в покое и во время совершаемых движений. Информация, поступающая от проприоцепторов, позволяет ему постоянно контролировать позу и точность произвольных движений, дозировать силу мышечных сокращений при противодействии внешнему сопротивлению, например при подъеме или перемещении груза.

2.Численная характеристика среднего объема внимания людей равна __________ единицам информации.

Решение:

Численная характеристика среднего объема внимания людей равна 5–9 единицам информации. Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Численная характеристика обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризует его объем внимания.

3. Корректурный тест, позволяющий исследовать устойчивость внимания, был предложен французским психологом …

Б. Бурдоном

Решение:

Корректурный тест, позволяющий исследовать устойчивость внимания, был предложен французским психологом Б. Бурдоном. Суть этого теста состоит в том, что испытуемому выдается бланк с набором написанных в строчку букв или других знаков (некоторые из них повторяются), и поступает инструкция за определенный отрезок времени просмотреть в каждой строке все знаки, зачеркивая предложенными способами те из них, которые предварительно указаны экспериментатором.

4. Теория памяти, в основе которой лежит понятие связей между отдельными психическими феноменами, – ___________ теория.

ассоциативная

деятельностная

смысловая

информационная

Решение:

Теория памяти, в основе которой лежит понятие связей между отдельными психическими феноменами, – ассоциативная теория. Данная теория является одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени. Она возникла в XVII в., активно разрабатывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное распространение и признание получила в Англии и Германии. В основе данной теории лежит понятие ассоциации, разработанное Г. Эббингаузом, Г. Мюллером, А. Пильцекером и др.

5. Характеристика зрительного ощущения, соответствующая интенсивности стимула, называется …

насыщенностью

яркостью

длительностью

Решение:

Характеристика зрительного ощущения, соответствующая интенсивности стимула, называется насыщенностью. Зрительные ощущения возникают при воздействии электромагнитных волн на зрительный рецептор – сетчатку глаза. Насыщенность – это степень отличия данного цвета от серого цвета, одинакового с ним по светлоте, или, как говорят, степень его выраженности. Насыщенность цвета зависит от отношения, в котором находится количество световых лучей, характеризующих цвет данной поверхности, к общему световому потоку, ею отражаемому. Насыщенность цвета зависит от формы световой волны.

6. Явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности, было описано Б. В. Зейгарник как эффект …


незавершенного действия

сбережения

Решение:

Явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности, было описано Б. В. Зейгарник как эффект незавершенного действия. Б. В. Зейгарник проверяла гипотезу К. Левина о том, что прерванные задачи в силу сохраняющегося мотивационного напряжения запоминаются лучше, чем завершенные. Установлено, что количество запомнившихся прерванных заданий примерно вдвое больше количества запомнившихся завершенных.

Тема 6: Индивидуально-психологические особенности личности

1.Тип акцентуации характера, для которого свойственны пугливость, замкнутость, застенчивость, называется …

сензитивным

интровертным

невростеническим

экстравертным

Решение:

Тип акцентуации характера, для которого свойственны пугливость, замкнутость, застенчивость, называется сензитивным. Сензитивные подростки избегают включаться в большие и тем более новые компании, не участвуют в шалостях и рискованных предприятиях сверстников, предпочитают играть с маленькими детьми. Они боятся контрольных работ , зачастую стесняются отвечать перед классом, опасаясь вызвать ошибкой смех или слишком хорошим ответом зависть одноклассников. Чувство собственной неполноценности у сензитивных подростков делает особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации (или сверхкомпенсации, то есть усиленного стремления преодолеть свои недостатки). Они ищут самоутверждения не в стороне от слабого места своей натуры, не в областях, где могут раскрыться их способности, а именно там, где особенно чувствуют свою неполноценность.

2. Устойчивая доминирующая система мотивов, интересов, убеждений, идеалов, в которых отражаются доминирующие потребности человека, называется ________________ личности.

направленностью

мировоззрением

убеждением

доминантой

Решение:

Устойчивая доминирующая система мотивов, интересов, убеждений, идеалов, в которых отражаются доминирующие потребности человека, называется направленностью личности. Направленность является одной из характеристик сформировавшейся личности. Также личность характеризуется активностью, наличием динамических смысловых систем (в терминологии Л. С. Выготского) и степенью осознанности собственных отношений к различным аспектам действительности.

3. Нейрофизиологические теории темперамента восходят к трудам …

И. П. Павлова

К. Э. Фабри

К. Галена

Решение:

Нейрофизиологические теории темперамента восходят к трудам И. П. Павлова. В классическом учении И. П. Павлова все типы темперамента соотносятся с определенными параметрами функционирования центральной нервной системы. Индивидуально-психологические особенности человека, согласно этому учению, закономерно связаны со специфическими аспектами условно-рефлекторной деятельности.

4. Стадия развития личности по Э. Эриксону, которой присуще трудолюбие, выраженное чувство долга и стремление к достижениям успеха, называется …

латентной

локомоторно-генитальной

ранней взрослостью

мышечно-анальной

Решение:

Стадия развития личности по Э. Эриксону, которой присуще трудолюбие, выраженное чувство долга и стремление к достижениям успеха, называется латентной. Становление личности в концепции Э. Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека. Латентной стадии присуще развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков, постановка перед собой и решение реальных задач.

5. Учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности называется …

физиогномикой

хиромантией

дерматоглификой

характерологией

Решение:

Учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности называется физиогномикой (от греч. physis – природа, gnomon – знающий). Главная идея данного учения строится на предположении о том, что по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики человека, принадлежащего к тому или иному типу.

6. Учение, в основе которого лежит утверждение, что все свойства характера имеют свои строго специализированные центры в полушариях головного мозга, называется …

френологией

дерматоглификой

физиогномикой

характерологией

Решение:

Учение, в основе которого лежит утверждение, что все свойства характера имеют свои строго специализированные центры в полушариях головного мозга, называется френологией. Френология связана с именем немецкого врача Ф. Галля. Степень развития качеств находится в прямой зависимости от величины соответствующих частей мозга. А так как, по убеждению Галля, кости черепа должны точно соответствовать выпуклостям и впадинам мозга, то одного взгляда на череп человека или простого ощупывания «шишек» головы якобы было достаточно, чтобы определить его душевные качества. Галлем были составлены специальные френологические карты, где поверхность черепа разбивалась на 27 участков и каждому из них соответствовало определенное душевное качество, например, осторожность и предусмотрительность, склонность к жестокости и убийству, коварство, постоянство, настойчивость и упрямство и т.д.

2.Понятие об ощущении и стимулах , их вызывающих . Основные свойства ощущений .

3.Классификации ощущений и рецепторов .

Ответы:1 вопрос.

Ощущение -психический процесс отражения отдельных элементарных свойств действительности, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память, мышление, воображение. Ощущения являются как бы “воротами” нашего познания.

Ощущения -это чувствительность к физическим и химическим свойствам среды.

Ощущения и возникшие на их основе восприятия и представления есть и у животных, и у человека. Однако ощущения человека отличаются от ощущений животных. Ощущения человека опосредованы его знаниями, т.е. общественно-историческим опытом человечества. Выражая то или иное свойство вещей и явлений в слове (“красный”, “холодный”) , мы тем самым осуществляем элементарные обобщения этих свойств. Ощущения человека связаны с его знаниями, обобщенным опытом индивида.

В ощущениях отражаются объективные качества явлений (цвет, запах, температура, вкус и др.) , их интенсивность (например, более высокая или более низкая температура) и продолжительность. Ощущения человека так же взаимосвязаны, как взаимосвязаны различные свойства действительности.

Ощущение -превращение энергии внешнего воздействия в акт сознания.

Они обеспечивают чувственную основу психической деятельности, предоставляют сенсорный материал для построения психических образов

Вопрос 2.

Понятие об ощущении и стимулах , их вызывающих

Общие ощущения - это такие ощущения, которые невозможно приписать какому-то конкретному органу или части тела. К ним относятся чувство голода и жажды, усталость,ощущение духоты и половое влечение. С точки зрения сенсорной физиологии их объединяет то, что они могут быть вызваны одним или несколькими адекватными стимулами, которые возникают в самом организме, а не в окружающей среде. Эти стимулы воспринимаются рецепторами, часть которых еще не известна. Адекватные стимулы не только вызывают общие ощущения, но и приводят к возникновению мотиваций, направленных к устранению испытываемого дискомфорта. Эта активность до определенной степени контролируется ощущениями, а в какой-то мере независима от них. Так, например, недостаток воды в организме ведет не только к ощущению жажды, но и к поиску воды и устранению ее дефицита в организме. Следовательно, удовлетворение мотиваций устраняет причину, вызывающую общее ощущение. Мотивации, связанные с общими ощущениями, служат обеспечению выживания индивидуума и вида в целом. Мотивации являются врожденными, а не приобретенными в процессе обучения, однако в течении жизни они модифицируются под влиянием множества факторов.

Основные свойства ощущений .

Любое ощущение может быть описано с помощью нескольких присущих ему свойств. К основным свойствам ощущений относятся: качество, интен­сивность, длительность и пространственная локализация.

Качество – это специфическая особенность данного ощущения, отли­чающая его от всех других видов ощущений и варьирующаяся в пределах конкретной модальности.

Например, к качествам зрительной модальности относятся

  • насыщенность,

    цветовой тон.

Качества слуховых ощуще­ний:

  • громкость,

Качества тактильных ощуще­ний:

    твердость,

    шероховатость и т.д.

В зарубежной литературе синонимом понятия «качества ощущения» выступает термин «субмодальность».

Интенсивность ощущения – характеристика, определяемая силой действующего раздражителя и функциональным состоянием анализатора.

Зависимость интенсивности ощущения Е от физической силы раздражите­ля S , воздействующего на анализатор, математически выражена в основном за­коне психофизики, получившем название «закон Вебера – Фехнера»:

Е = к log S + с.

Интенсивность ощущения (Е) прямо пропорциональна логарифму си­лы раздражителя (S); к и с – некоторые постоянные, определяемые спе­цификой конкретной сенсорной системы.

Вот ещё одна формулировка закона Вебера – Фехнера:

Если сила раздражителя возрастет в геометрической прогрессии, то интенсивность ощущения возрастает в арифметической прогрессии. Эмпирические исследования подтверждают эту зависимость лишь для средней части диапазона воспринимаемых значений раздражителя.

Закону Вебера – Фехнера обычно противопоставляется закон Стивенса, соглас­но которому зависимость Е от S носит не логарифмический, а степенной характер: интенсивность ощущения определяется степенью физической ин­тенсивности стимула.

Длительность ощущения – его временная характеристика, определяе­мая длительностью воздействия раздражителя, его интенсивностью, а также функциональным состояни­ем анализатора.

При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя определенный отрезок времени, получивший название «латентный (скрытый) период ощущения». Для тактильных ощуще­ний латентный период составляет 130 мс, для болевых – 370 мс, для вку­совых – 50 мс.

При прекращении действия раздражителя ощущение не ис­чезает одновременно с ним, но продолжается еще некоторое время в его отсутствие. Этот эффект получил название «последействие (или инерция) ощущения». Непродолжительное по времени сохранение сенсорного сле­да воздействия раздражителя осуществляется в виде последовательного образа, который может быть либо положительным (соответствующим по характеристикам вызвавшему его стимулу), либо отрицательным (обладающим противоположными характеристиками, например, окрашенным в допол­нительный цвет).

Пространственная локализация – это характеристика ощущения, по­зволяющая определить местонахождение воздействующего раздражителя. Так, дистантные ощущения содержат информацию о расположении источ­ника раздражения в пространстве, тогда как контактное ощущение соотно­сится с той частью тела или точкой на его поверхности, на которую воздей­ствует раздражитель.

Вопрос 3.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ.

Все виды ощущений возникают в результате воздействия соответствующих стимулов-раздражителей на органы чувств. Органы чувств – телесные органы, специально предназначенные для восприятия, переработки и хранения информации. Они включают рецепторы, нервные пути, проводящие возбуждения в мозг и обратно, а также центральные отделы нервной системы человека, перерабатывающие эти возбуждения.

Классификация ощущений исходит из свойств раздражителей, которые их вызывают, и рецепторов, на которые воздействуют эти раздражители. Так, по характеру отражения и месту расположения рецепторов ощущения принято делить на три группы:

1. Интероцептивные ощущения, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов. Сигналы, поступающие из внутренних органов, в большинстве случаев менее заметны, за исключением болезненных симптомов. Информация интерорецепторов сообщает мозгу о состояниях внутренней среды организма, таких как наличие в ней биологически полезных или вредных веществ, температуры тела, о химическом составе имеющихся в нем жидкостей, давлении и многом другом.

2. Проприоцептивные ощущения , рецепторы которых расположены в связках и мышцах, - они дают информацию о движении и положении нашего тела. Проприоцептивные ощущения отмечают степень сокращения или расслабления мышц, сигнализируют о положении тела относительно направленности сил гравитации (ощущения равновесия). Подкласс проприоцепции, представляющий собой чувствительность к движению, называетсякинестезией , а соответствующие рецепторы - кинестезическими или кинестетическими .

3. Экстероцептивные ощущения, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела. Экстероцепторы можно подразделить на две группы: контактные и дистантные . Контактные рецепторы передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами; таковыми являются осязательный, вкусовой рецепторы . Дистантные рецепторы реагируют на раздражения, исходящие от удаленного объекта; дистантными рецепторами являются зрительные, слуховые, обонятельные .

С точки зрения данных современной науки, принятого разделения ощущений на внешние (экстероцепторы) и внутренние (интероцепторы) недостаточно. Некоторые виды ощущений можно считать внешне-внутренними . К ним относятся, например, температурные и болевые, вкусовые и вибрационные, мышечно-суставные и статико-динамические. Промежуточное положение между тактильными и слуховыми ощущениями занимают вибрационные ощущения.

Большую роль в общем процессе ориентации человека в окружающей среде играют ощущения равновесия и ускорения . Сложный системный механизм этих ощущений охватывает вестибулярный аппарат, вестибулярные нервы и различные отделы коры, подкорки и мозжечка. Общие для разных анализаторов и болевые ощущения, сигнализирующие о разрушительной силе раздражителя.

Осязание (или кожная чувствительность) – наиболее широко представленный вид чувствительности. В состав осязания, наряду с тактильными ощущениями (ощущениями прикосновения: давления, боли) входит самостоятельный вид ощущений –температурныеощущения (тепло и холод). Они являются функцией особого температурного анализатора. Температурные ощущения не только входят в состав осязания, но имеют и самостоятельное, более общее значение для всего процесса терморегуляции и теплообмена между организмом и окружающей средой.

В отличие от других экстерорецепторов, локализованных в узко ограниченных участках поверхности преимущественно головного конца тела, рецепторы кожно-механического анализатора, как и другие кожные рецепторы, расположены по всей поверхности тела, на участках, пограничных с внешней средой. Однако специализированность кожных рецепторов до сих пор точно установить не удалось. Неясно, существуют ли рецепторы, исключительно предназначенные для восприятия одного воздействия, порождающие дифференцированные ощущения давления, боли, холода или тепла, или качество возникающего ощущения может меняться в зависимости от специфики воздействующего на него свойства.

Функция тактильных рецепторов, как и всех других, состоит в приеме процесса раздражения и трансформации его энергии в соответствующий нервный процесс. Раздражением нервных рецепторов является процесс механического соприкосновения раздражителя с участком кожной поверхности, в котором этот рецептор расположен. При значительной интенсивности действия раздражителя соприкосновение переходит в давление. При относительном перемещении раздражителя и участка кожной поверхности соприкосновение и давление осуществляются в изменяющихся условиях механического трения. Здесь раздражение осуществляется не стационарным, а текучим, изменяющимся соприкосновением.

Исследования показывают, что ощущения прикосновения или давления возникают только в том случае, если механический раздражитель вызывает деформацию кожной поверхности. При действии давления на участок кожи очень малых размеров наибольшая деформация происходит именно в месте непосредственного приложения раздражителя. Если давление производится на достаточно большую поверхность, то оно распределяется неравномерно – наименьшая его интенсивность ощущается во вдавленных частях поверхности, а наибольшая – по краям вдавленного участка. В опыте Г. Мейснера показано, что при погружении руки в воду или ртуть, температура которых примерно равна температуре руки, давление ощущается только на границе погруженной в жидкость части поверхности, т.е. именно там, где кривизна этой поверхности и ее деформация наиболее значительны.

Интенсивность ощущения давления зависит от скорости, с которой совершается деформация кожной поверхности: сила ощущения тем больше, чем быстрее совершается деформация.

Обоняние – вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха. Это одно из наиболее древних и жизненно важных ощущений. Анатомически орган обоняния расположен у большинства живых существ в наиболее выгодном месте – впереди, в выдающейся части тела. Путь от рецепторов обоняния до тех мозговых структур, где принимаются и перерабатываются получаемые от них импульсы, наиболее короткий. Нервные волокна, отходящие от обонятельных рецепторов, непосредственно без промежуточных переключений попадают в головной мозг.

Часть мозга, которая называется обонятельной также является наиболее древней; чем на более низкой ступени эволюционной лестницы стоит живое существо, тем большее пространство в массе головного мозга она занимает. У рыб, например, обонятельный мозг охватывает практически всю поверхность полушарий, у собак – около одной ее трети, у человека его относительная доля в объеме всех мозговых структур равна примерно одной двадцатой части. Указанные различия соответствуют развитости других органов чувств и тому значению, которое данный вид ощущений имеет для живых существ. Для некоторых видов животных значение обоняния выходит за пределы восприятия запахов. У насекомых и высших обезьян обоняние также служит средством внутривидового общения.

Во многих отношениях обоняние - самое таинственное. Многие замечали, что хотя запах и помогает воскресить в памяти какое-либо событие, почти невозможно вспомнить сам запах, подоб­но тому, как мы мысленно восстанавливаем образ или звук. Запах потому так хорошо служит памяти, что механизм обоняния тесно связан с той частью мозга, которая управляет памятью и эмоция­ми, хотя мы и не знаем точно, как устроена и действует эта связь.

Вкусовые ощущения имеют четыре основные модальности: сладкое , соленое, кислое и горькое . Все остальные ощущения вкуса представляют собой разнообразные сочетания этих четырех основных. Модальность – качественная характеристика ощущений, возникающих под действием определенных раздражителей и отражающих свойства объективной реальности в специфически закодированной форме.

Обоняние и вкус называют химическими чувствами, потому что их рецепторы реагируют на молекулярные сигналы. Когда мо­лекулы, растворенные в жидкости, например в слюне, возбуждают рецепторы вкусовых почек языка, мы ощущаем вкус. Когда моле­кулы, витающие в воздухе, попадают на обонятельные рецепторы в носу, мы чувствуем запах. Хотя у человека и большинства жи­вотных вкус и обоняние, развившись из общего химического чув­ства, стали независимыми, они остаются связанными между со­бой. В некоторых случаях, например, вдыхая запах хлороформа, нам ка­жется, что мы ощущаем его запах, но на самом деле это вкус.

С другой стороны, то, что мы называем вкусом вещества, нередко оказывается его запахом. Если вы закроете глаза и зажмете нос, то возможно не сможете отличить картошку от яблока или вино от кофе. Зажав нос, вы на 80 процентов лишитесь возможности ощущать ароматы большинства пищевых продуктов. Именно поэтому люди, у которых не дышит нос (насморк) плохо ощущают вкус пищи.

Хотя наш обонятельный аппарат удивительно чувствителен, человек и другие приматы чувствуют запахи гораздо хуже боль­шинства других видов животных. Некоторые ученые предполага­ют, что наши далекие предки потеряли остроту обоняния тогда, когда залезли на деревья. Поскольку острота зрения в тот период бы­ла важнее, баланс между различными видами чувств нарушился. В ходе этого процесса изменилась форма носа и уменьшился размер органа обоняния. Оно стало менее тонким и не восстано­вилось даже тогда, когда предки человека спустились с деревьев.

Тем не менее, у многих видов животных обоняние по-прежнему остается одним из основных средств коммуникации. Вероятно и для человека запахи более важны, чем предполагалось до сих пор.

Обычно люди различают друг друга, полагаясь на зри­тельное восприятие. Но иногда и обоняние здесь игра­ет роль. М. Рассел, психолог из Калифорнийского универси­тета, доказал, что младенцы могут узнавать мать по запаху. Шесть из десяти шестинедельных младенцев улыбались, чувствуя запах матери, и не реагировали либо начинали плакать, когда чувствовали запах другой женщины. Другой опыт доказал, что и родители могут узнавать своих детей по запаху.

Вещества имеют запах только в том случае, если они летучи, то есть легко переходят из твердого или жидкого состояния в газо­образное. Впрочем, сила запаха не определяется одной летучестью: некоторые менее летучие вещества, например содер­жащиеся в перце, пахнут сильнее, чем более летучие, например, спирт. Соль и сахар почти не имеют запаха, так как их молекулы так крепко сцеплены друг с другом электростатическими силами, что почти не испаряются.

Хотя мы очень хорошо обнаруживаем запахи, мы плохо распознаем их при отсутствии зрительной под­сказки. Например, запахи ананаса или шоколада казалось бы ярко выражены, и тем не менее, если человек не видит источника запаха, то как правило точно определить его не может. Он мо­жет сказать, что запах ему знаком, что это запах чего-то съедобного, но назвать его происхождение большинство людей в такой ситуации не могут. Таково свойство нашего механизма восприятия.

Заболевания верхних дыхательных путей, приступы аллергии могут блокировать носовые пути или притупить остроту рецепто­ров обоняния. Но бывает и хроническая потеря обоняния, так на­зываемая аносмия .

Даже люди, нежалующиеся на обоняние, могут не чувство­вать некоторых запахов. Так, Дж. Эмур из Калифорнийского университета обнаружил, что 47% населения не чувствуют запаха гормона андростерона, 36% - не ощущают запаха солода, 12% - мускуса. Такие особенности восприятия передаются по наследст­ву, и изучение обоняния у близнецов подтверждает это.

Несмотря на все недостатки нашей обонятельной системы нос человека, как правило, лучше обнаруживает присутствие запаха, чем любой прибор. Все же приборы бывают необхо­димы для точного определения состава запаха. Для анализа компонентов запаха обычно применяют газовые хроматографы и масс-спектрографы. Хроматограф выделяет компоненты запаха, которые затем поступают в масс-спектрограф, где определяется их химическое строение.

Иногда обоняние человека используют в ком­бинации с прибором. Например, изготовители парфюмерии и ду­шистых пищевых добавок для того чтобы воспроизвести, например, аромат свежей земляники, с помощью хроматографа расщепляют его на сто с лишним компонентов. Опытный дегустатор запахов вдыхает инертный газ с этими компонентами, поочередно выходя­щими из хроматографа, и определяет три-четыре основных, наибо­лее заметных человеку компонента. Эти вещества затем мож­но синтезировать и, смешав в соответствующей пропорции, полу­чить естественный аромат.

Древняя восточная медицина использовала запахи для диагностики. Часто врачи, не имея сложных приборов и химических тестов для того чтобы поставить диагноз, полагались на собственное обоняние. В старинной медицинской литературе имеются све­дения о том, например, что запах, источаемый больным тифом, похож на аромат свежеиспеченного черного хлеба, а от больных золотухой (формой туберкулеза) исходит запах прокисшего пива.

Сегодня медики заново открывают ценность запаховой диагности­ки. Так обнаружено, что специфический запах слюны говорит о заболевании десен. Некоторые врачи экспериментируют с ката­логами запахов - листочками бумаги, пропитанными различными соединениями, запах которых характерен для той или иной болез­ни. Запах листочков сравнивают с запахом, исходящим от пациента.

В некото­рых медицинских центрах имеются специальные установки для изучения запахов болезней. Больного помещают в цилиндриче­скую камеру, через которую пропускается поток воздуха. На вы­ходе воздух анализируется газовыми хроматографами и масс-спектрографами. Изучаются возможности использования такой установки как инструмента для диагностики ряда заболеваний, особенно заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.

Запах и обоняние - явления гораздо более сложные и влияю­щие на нашу жизнь в большей степени, чем мы полагали до недав­них пор, и думается, что ученые, занимающиеся кругом этим проблем, стоят на пороге многих поразительных открытий.

Зрительные ощущения – вид ощущений, вызываемых воздействием на зрительную систему электромагнитных волн в диапазоне от 380 до 780 миллиардных долей метра. Данный диапазон занимает лишь часть электромагнитного спектра. Волны, находящиеся внутри этого диапазона и различающиеся по длине, порождают ощущения различного цвета. В приведенной ниже таблице представлены данные, отражающие зависимость ощущений цвета от длины электромагнитных волн. (В таблице представлены данные, разработанные Р.С. Немовым)

Аппаратом зрения является глаз. Световые волны, отраженные предметом, преломляются, проходя через хрусталик глаза, и формируются на сетчатке в виде изображения – образа. Выражение: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”, – говорит о наибольшей предметности зрительного ощущения. Зрительные ощущения делятся на:

Ахроматические, отражающие переход от тьмы к свету (от черного к белому) через массу оттенков серого цвета;

Хроматические, отражающие цветовую гамму с многочисленными оттенками и переходами цветов – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Эмоциональное воздействие цвета связано с его физиологическим, психологическим и социальным смыслом.

Слуховые ощущения являются результатом механического воздействия на рецепторы звуковых волн с частотой колебаний от 16 до 20000 Гц. Герц – это физическая единица, посредством которой оценивается частота колебания воздуха в секунду, численно равная одному колебанию, совершаемому за секунду. Колебания давления воздуха, следующие с определенной частотой и характеризующиеся периодическими появлениями областей высокого и низкого давления, воспринимаются нами как звуки определенной высоты и громкости. Чем больше частота колебаний давления воздуха, тем выше воспринимаемый нами звук.

Различают три вида звуковых ощущений:

Шумы и другие звуки, (возникающие в природе и в искусственной среде);

Речевые, (связанные с общением и средствами массовой коммуникации);

Музыкальные (искусственно создаваемые человеком для искусственных переживаний).

В этих видах ощущений слуховой анализатор выделяет четыре качества звука:

Сила (громкость, оценивается в децибеллах);

Высота (высокая и низкая частота колебаний в единицу времени);

Тембр (своеобразие окраски звука – речевого и музыкального);

Длительность (время звучания плюс темпо-ритмический узор).

Известно, что новорожденный уже с первых часов способен распознавать отчетливые звуки разной интенсивности. Он даже может отличить голос своей матери от других голосов, произносящих его имя. Развитие этой способности начинается еще в период внутриутробной жизни (слух, также как и зрение функционирует уже у семимесячного плода).

В процессе развития человечества развились и органы чувств, а также функциональное место различных ощущений в жизнедеятельности людей с точки зрения их способности “доставлять” биологически значимую информацию. Так, например, оптические изображения, формирующиеся на сет­чатке глаз (ретинальные изображения), представляют собой световые узоры, которые важны лишь постольку, поскольку могут быть использованы для узнавания неоптических свойств вещей. Изображе­ние нельзя съесть, как не может есть и оно само; био­логически изображения несущественны.

Этого нельзя сказать обо всей сенсорной информации вообще. Ведь чувства вкуса и прикосновения прямо передают биоло­гически важную информацию: предмет твердый или горячий, съедобный или несъедобный. Эти чувства дают мозгу сведения, необходимые для сохра­нения жизни; к тому же значимость такой информации не зависит от того, что представляет собой данный объект как целое.

Эта информация важна и помимо опознания объектов. Появляется ли в руке ощущение ожога от пламени спички, от раскаленного утюга или от струи кипятка, разница невелика - рука во всех случаях отдергива­ется. Главное – появляется ощущение ожога; именно это ощущение передается непосредст­венно, природа же объекта может быть установлена позднее. Реакции такого рода примитивны, субперцеп­тивны; это реакции на физические условия, а не на сам объект. Опознание объекта и реагирование на его скры­тые свойства появляются гораздо позже.

В процессе биологической эволюции первыми, по-видимому, возникли чувства, обеспечивающие реакцию именно на такие физические условия, которые непосредственно необходимы для сохранения жизни. Осязание, вкус и восприятие изменения температуры должны были возникнуть раньше зрения, так как для того, чтобы воспринять зрительные образы, их нужно истолковать, - только так они могут быть связаны с миром предметов.

Необходимость истолкования требует наличия сложной нервной системы (своего рода “мыслителя”), поскольку поведение руководствуется скорее догадкой о том, что представляют собой объекты, чем прямой сенсорной информацией о них. Возникает вопрос: предшество­вало ли появление глаза развитию мозга или наоборот? В самом деле - зачем нужен глаз, если нет мозга, способного интерпретировать зрительную информацию? Но, с другой стороны, зачем нужен мозг, умеющий это делать, если нет глаз, способных “питать” мозг соответст­вующей информацией?

Не исключено, что развитие шло по пути преобразо­вания примитивной нервной системы, реагирующей на прикосновение, в зрительную систему, обслуживающую примитивные глаза, поскольку кожный покров был чувствителен не только к прикосновению, но и к свету. Зрение развилось, вероятно, из реакции на движущиеся по поверхности кожи тени - сигнал близкой опасности. Лишь позднее, с возникновением оптической системы, способной формировать изображение в глазу, появилось опознание объектов.

По-видимому, развитие зрения прошло несколько стадий: сначала концентрировались светочувствительные клетки, рассеянные до этого по поверхности кожи, затем образовались “глазные бока­лы”, дно которых было устлано светочувствительными клетками. “Бокалы” постепенно углублялись, вследствие чего возрастала контрастность теней, падающих на дно “бокала”, стенки которого все лучше защищали светочувствительное дно от косых лучей света.

Хруста­лик же, по-видимому, сначала представлял собой прос­то прозрачное окно, которое защищало “глазной бокал” от засорения частицами, плавающими в морской воде – тогда это была постоянная среда обитания живых существ. Эти защитные окна постепенно утолщались в центре, поскольку это давало количественный положительный эффект - увеличивало интенсивность освещения све­точувствительных клеток, а затем произошел качест­венный скачок - центральное утолщение окна привело к возникновению изображения; так появился настоящий “образотворческий” глаз. Древняя нервная система - анализатор прикосновений - получила в свое распоря­жение упорядоченный узор световых пятен.

Ответ
К проприорецептивным ощущениям относятся ощущения расслабления и сокращения мышц. Проприоцептивные ощущения дают человеку возможность воспринимать изменения положения отдельных частей тела в покое и во время совершаемых движений. Информация, поступающая от проприоцепторов, позволяет ему постоянно контролировать позу и точность произвольных движений, дозировать силу мышечных сокращений при противодействии внешнему сопротивлению, например при подъеме или перемещении груза.
2.Численная характеристика среднего объема внимания людей равна ___ единицам информации.
5–9
1–3
2–4
8–10

Ответ
Численная характеристика среднего объема внимания людей равна 5–9 единицам информации. Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Численная характеристика обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризует его объем внимания.
3. Корректурный тест, позволяющий исследовать устойчивость внимания, был предложен французским психологом …
Б. Бурдоном
Ж. Пиаже
П. Жане
А. Бине

Ответ
Корректурный тест, позволяющий исследовать устойчивость внимания, был предложен французским психологом Б. Бурдоном. Суть этого теста состоит в том, что испытуемому выдается бланк с набором написанных в строчку букв или других знаков (некоторые из них повторяются), и поступает инструкция за определенный отрезок времени просмотреть в каждой строке все знаки, зачеркивая предложенными способами те из них, которые предварительно указаны экспериментатором.
4. Теория памяти, в основе которой лежит понятие связей между отдельными психическими феноменами, – ___ теория.
ассоциативная
деятельностная
смысловая
информационная

Ответ
Теория памяти, в основе которой лежит понятие связей между отдельными психическими феноменами, – ассоциативная теория. Данная теория является одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени. Она возникла в XVII в., активно разрабатывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное распространение и признание получила в Англии и Германии. В основе данной теории лежит понятие ассоциации, разработанное Г. Эббингаузом, Г. Мюллером, А. Пильцекером и др.
5. Характеристика зрительного ощущения, соответствующая интенсивности стимула, называется …
насыщенностью
яркостью
тоном
длительностью

Ответ
Характеристика зрительного ощущения, соответствующая интенсивности стимула, называется насыщенностью. Зрительные ощущения возникают при воздействии электромагнитных волн на зрительный рецептор – сетчатку глаза. Насыщенность – это степень отличия данного цвета от серого цвета, одинакового с ним по светлоте, или, как говорят, степень его выраженности. Насыщенность цвета зависит от отношения, в котором находится количество световых лучей, характеризующих цвет данной поверхности, к общему световому потоку, ею отражаемому. Насыщенность цвета зависит от формы световой волны.
6. Явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности, было описано Б. В. Зейгарник как эффект …
незавершенного действия
края
новизны
сбережения

Ответ
Явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности, было описано Б. В. Зейгарник как эффект незавершенного действия. Б. В. Зейгарник проверяла гипотезу К. Левина о том, что прерванные задачи в силу сохраняющегося мотивационного напряжения запоминаются лучше, чем завершенные. Установлено, что количество запомнившихся прерванных заданий примерно вдвое больше количества запомнившихся завершенных.