Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Официальная религия катара. Религия катаров. Развлечения, экскурсии и достопримечательности Катара

«Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Матфей 18:9)

На страницах TOPWAR уже не раз и не два рассказывалось о жестоких религиозных войнах, что развязывались именем Бога и во славу Его. Но едва ли не самый показательный пример - это Альбигойские войны на Юге Франции, начатые ради искоренения ереси катаров. Кто они такие, почему христиане-католики считали их еретиками, а сами они называли себя истинными христианами, а также о сохранившихся до наших дней замках катаров и пойдет сегодня наш рассказ…
__________________________________________________________________

ЕРЕСЬ КАТАРОВ (часть 1)

«Всему свое время, и время
всякой вещи под небом:
время рождаться, и время умирать…
время обнимать и время уклоняться от
объятий…
время войне и время миру» (Екклесиаст 3,2-8)

Начнем с того, что христианство издавна было расколото на два больших течения (о многочисленных сектах в данном случае можно даже и не вспоминать: так много их было и есть!) – католичество и православие, причем, и те, и другие в прошлом считали друг друга еретиками, а некоторые, особо рьяно верующие, считают своих «противников» таковыми и сейчас! Раскол этот был давним: например, римский папа и Константинопольский патриарх прокляли друг друга еще в 1054 году! Однако расхождения церквей по вопросу о ряде церковных догматов и, прежде всего, таком важном догмате, каким, например, является Символ веры, состоялось еще в начале IX века, а инициатором подобного разногласия явился, как это ни странно, не папа римский или патриарх, а император франков Карл Великий. Речь идет о богословском споре в вопросе о «Filioque» – «Филио́кве» (лат. filioque – «и Сына»).

Евангелие от Иоанна ясно говорит о святом Духе как исходящем от Отца и посылаемом Сыном. Поэтому Первый Никейский собор еще в 352 году принял Символ веры, утвержденный впоследствии Константинопольским собором 381 года, согласно которому Дух Святой исходит от Отца. Но в VI веке на Толедском местном соборе «в целях лучшего изъяснения догмата» в Символ веры впервые ввели добавку: «и Сына» (Filioque), в результате чего появилось следующее словосочетание: «Верую... в Духа Святого, который исходит от Отца и Сына». Карл Великий, имевший огромное влияние на пап, настоял, чтобы это дополнение было внесено в Символ веры. И вот именно оно стало одной из причин отчаянных церковных споров, приведшей в итоге к расколу христианской церкви на католическую и православную. Православный Символ веры читается так: «Верую... И в Духа Святого, Господа Животворящего, Иже от Отца исходящего»... То есть православная церковь ориентируется на решения Первого Никейского собора. Различается и одно из основополагающих сакральных празднеств христиан – евхаристия (греч. – изъявление благодарности), иначе – причащение, которое проводится в память о последней трапезе, устроенной Христом вместе с учениками. В этом таинстве православный христианин под видом хлеба и вина вкушает самое тело и кровь Господа Иисуса Христа, при этом католики причащаются пресным хлебом, православные – хлебом заквашенным.

Все на свете боится времени, последний катар давным-давно сгорел в пламени костра, но «Крест Тулузы» до сих пор виднеется на стене дома в крепости Каркассон.

Но кроме считающих друг друга еретиками католиков и православных, отделенных в то время друг от друга особенностями природы, даже на территории Европы, в пределах, например, той же Франции и Германии существовало множество религиозных течений, существенным образом отличающихся от традиционного христианства по католическому образцу. Особенно много в начале XII в. таких христиан было в Лангедоке, области на юге Франции. Именно здесь возникло очень мощное движение катаров (имевших, кстати говоря, и другие названия, но это самое известное, поэтому на нем мы и остановимся), чья религия существенно отличалась от традиционного христианства.

Впрочем, катарами (что по-гречески значит «чистые») их стали называть уже позднее, а самым распространенным их названием вначале было «альбигойские еретики», по имени города Альби, которое им дали приверженцы Бернара Клервоского, проповедовавшего в городах Тулузе и Альби в 1145 году. Сами себя они так не называли, поскольку полагали, что настоящие христиане – это именно они и есть! Вслед за Иисусом Христом, сказавшим: «Я есмь пастырь добрый», они звали себя «bon hommes» – то есть «добрыми людьми». Речь шла о дуалистичной религии восточного происхождения, признающей два созидательных божественных существа – одно доброе, которое тесно связано с духовным миром, а другое злое, связанное с жизнью и материальным миром.

Катары отвергали любой компромисс с миром, не признавали брак и произведение на свет потомства, оправдывали самоубийство и воздерживались от любой пищи животного происхождения, за исключением рыбы. Такой была их немногочисленная элита, в которую вовлекались и мужчины, и женщины из аристократии и богатой буржуазии. Она же поставляла и кадры священнослужителей – проповедников и епископов. Существовали даже «дома еретиков» – настоящие мужские и женские монастыри. Но основная масса благоверных вела менее строгий образ жизни. Если человек получил перед самой смертью уникальное таинство – consolamentum (лат. – «утешение») – и если он согласен оставить эту жизнь, то будет ему спасение.

Город Альби. Отсюда все и начиналось, именно отсюда и пошла «алибигойская ересь». Сейчас он выглядит так: старинный арочный мост, громада кафедрального собора-крепости Св. Цецилии в Альби, построенного после разгрома катаров, как напоминание о могуществе матери-церкви. Здесь каждый камень пропитан . Будет возможность, загляните в этот город…

Катары не верили ни в ад, ни в рай, вернее, считали, что ад – это и есть жизнь людей на земле, что исповедоваться священникам – пустое дело и что молитва в церкви равносильна молитве в чистом поле. Крест для катаров представлял собой не символ веры, а орудие пытки, мол, в Древнем Риме на нем распинали людей. Души, по их мнению, вынужденно переселялись из одного тела в другое и никак не могли вернуться к Богу, так как путь к спасению католическая церковь указывает им неправильно. Зато, уверовав, так сказать, «в правильном направлении», то есть, следуя заповедям катаров, спастись может любая душа.


Вот так он выглядит снизу… Он задуман местным епископом (по совместительству еще и инквизитором) как твердыня истинной веры, надежно защищенной от еретических поползновений. Отсюда и такая странная, фортификационная архитектура с толстыми стенами и минимумом проемов. А все кружево готики украшает только входной портал, который прилеплен с боку к этому колоссальному сооружению. В башню (ее высота 90 м) вообще нет входа снаружи.

Катары учили, что, поскольку мир несовершенен, то соблюдать все заповеди их религии могут только избранные, а все остальные должны лишь следовать их наставлениям, не связывая себя бременем постов и молитв. Главным было получить перед смертью «утешение» от одного из избранных, или «совершенных», а так, до смертного одра, никакая религиозная мораль верующего не имела значения. Раз мир так безнадежно плох, считали катары, то никакой дурной поступок не будет хуже другого. Опять-таки просто замечательная вера для рыцарей – что-то вроде жизни «по понятиям», но никак не по закону, поскольку в «аду любой закон плох».

В чем наставляли свою паству катары можно представить себе на примерах, дошедших до нас в описаниях католических священников: например, один крестьянин пошел к «добрым людям» – спросить, можно ли ему есть мясо, когда у истинных христиан пост? И те ему ответили, что и в постные, и в скоромные дни мясная пища оскверняет рот одинаково. «Но тебе, крестьянин, нечего беспокоиться. Иди с миром!» – утешили его «совершенные» и, конечно же, такое напутствие его не могло не успокоить. Вернувшись в деревню, он рассказал, чему его научили «совершенные»: «Раз у совершенных человеку ничего нельзя, то значит нам, несовершенным, все можно» – и вся деревня стала есть мясо в посты!

Естественно, что католические аббаты приходили в ужас от таких «проповедей» и уверяли, что катары истинные поклонники Сатаны, и обвиняли их в том, что они ибо кроме поедания мяса в посты, также предаются ростовщичеству, воровству, убийствам, клятвопреступлениям и всем другим плотским порокам. При этом они грешат с большим воодушевлением и уверенностью, они убеждены в том, что не нуждаются ни в исповеди, ни в покаянии. Им достаточно, по их вере, перед смертью прочесть «Отче наш» и причаститься Святого Духа – и все они «спасены». Считалось, что любую клятву они дают и тут же нарушают, потому что главная их заповедь такова: «Клянись и лжесвидетельствуй, но тайны не разглашай!»


А вот так он выглядит сверху и… трудно себе представить сооружение более величественное.

Катары носили на пряжках и пуговицах изображение пчелы, которая символизировала тайну оплодотворения без физического контакта. Отрицая крест, они обожествляли пятиугольник, который являлся для них символом вечной диффузии – рассеивания, распыления материи и человеческого тела. Кстати их оплот – замок Монсегюр – как раз и имел форму пятиугольника, по диагонали – 54 метра, в ширину – 13 метров. Для катаров Солнце было символом Добра, поэтому Монсегюр вроде был одновременно их солнечным храмом. Стены, двери, окна, и амбразуры ориентировались в нем по солнцу, причем таким образом, что только лишь путем одного наблюдения восхода в день летнего солнцестояния здесь можно было рассчитывать его восход в любые другие дни. Ну, и, конечно, не обошлось без утверждения о том, что в замке существует тайный подземный ход, который, по пути разветвляясь на множество подземных ходов, пронизывает все ближайшие Пиренеи.


Замок Монсегюр, современный вид. Трудно себе представить, что во время осады там помещались сотни людей!

Эта была пессимистичная вера, оторванная от земной жизни, однако она получила достаточно широкий отклик, прежде всего потому, что позволяла феодалам отвергать земную и моральную власть духовенства. О масштабах влияния этой ереси говорит хотя бы тот факт, что собственная мать Бернара-Роже де Рокфора, епископа каркассонского с 1208 года носила одежды «совершенной», его брат Гийом был одним из самых ярых катарских сеньоров, а два других брата были сторонниками катарской веры! Катарские церкви стояли прямо напротив католических соборов. При такой поддержке со стороны власть предержащих, она быстро распространилась в регионах Тулузы, Альби и Каркассона, где самым важным был граф Тулузский, который правил на землях между Гаронной и Роной. Однако его власть не распространялась непосредственно на многие феоды, и ему приходилось рассчитывать на могущество других вассалов, таких как его деверь Раймон Роже Транкавель, виконта Безье и Каркассона или же союзных ему короля Арагона или же графа Барселоны.


Современная реконструкция замка Монсегюр.

Поскольку многие их вассалы сами являлись еретиками или симпатизировали еретикам, эти сеньоры не могли или не захотели сыграть на своих землях роль христианских князей, защищающих веру. Граф Тулузский сообщил об этом папе римскому и королю Франции, церковь послала туда миссионеров, и, в частности, святого Бернара Клервосского, который в 1142 году изучил положение дел в провансальских епархиях и выступил там с проповедями, особого успеха, однако, не имевшими.

Став папой в 1198 году, Иннокентий III продолжил политику возвращения катаров в лоно католической церкви посредством методов убеждения. Но многочисленных проповедников встречали в Лангедоке скорее прохладно, нежели радостно. Даже святому Доминику, отличавшемуся своим красноречием, и то не удалось добиться осязаемых результатов. Катарским вождям активно помогали представители местной знати, и даже некоторые епископы, недовольные церковными порядками. В 1204 году папа римский снял этих епископов с их должностей, а вместо них назначил своего легата. Тот в 1206 году он попытался найти поддержку у аристократии Лангедока и настроить ее против катаров. Сеньоров, которые по-прежнему оказывали им содействие, стали отлучать от церкви. В мае 1207 года под отлучение от церкви попал даже сам могущественный и влиятельный граф Раймунд VI Тулузский. Однако после встречи с ним в январе 1208 года наместник папы был найден зарезанным в собственной постели, и это окончательно вывело папу из себя.


Внутри собора св. Цицилии находится столь же впечатляющий орган.

Тогда разгневанный папа отреагировал на это убийство буллой, в которой обещал одарить землями еретиков Лангедока, всех тех, кто примет участие в крестовом походе против них и уже весной 1209 года объявил против них крестовый поход. 24 июня 1209 года по призыву папы римского в Лионе собрались предводители крестового похода – епископы, архиепископы, сеньоры со всего севера Франции, за исключением короля Филиппа Августа, который высказал лишь сдержанное одобрение, но отказался возглавить сам поход, больше опасаясь германского императора и английского короля. Целью крестоносцев, как это объявлялось, было отнюдь не завоевание провансальских земель, а освобождение их от ереси, причем, как минимум, за 40 дней – то есть срок традиционной рыцарской службы, выше которого за нее наниматель (кем бы он ни был!) должен был уже заплатить!


А потолок покрыт просто фантастически красивой росписью явно на зависть всем, кто верил в Господа иначе!

Продолжение следует...

Еще совсем недавно Катар был забытой страной в Персидском заливе. Однако, как оказалось, в Катере очень большие залежи нефти и газа, и поэтому последние десятилетия страна активно развивается, в том числе и в туристическом плане. Туристов в Катаре ждет сафари в пустыне, бедуинские деревни, богатые рынки, старинные мечети с минаретами, верблюжьи бега, и, конечно же, отличные длинные песчаные пляжи на берегу Персидского залива.

География Катара

Катар располагается на Аравийском полуострове в Западной Азии. На юге Катар граничит с Саудовской Аравией (это его единственная сухопутная граница). Пролив в Персидском заливе отделяет Катар от соседнего островного государства Бахрейн. Общая площадь Катара – 11 586 кв. км., а общая длина государственной сухопутной границы – всего 60 км.

Большая часть территории Катара – это пустыни. На юге Катара находятся высокие холмы, а на севере – песчаная равнина с оазисами. Самая высокая точка страны - Qurayn Abu al Bawl (103 метра).

Столица

Столица Катара - Доха, в которой сейчас проживают более 600 тыс. человек. Доха была построена в 1825 году (тогда она называлась Аль-Бида).

Официальный язык

Официальный язык населения Катара - арабский, относящийся к семитской группе афразийской языковой семьи.

Религия

Более 77% населения Катара – мусульмане (72% - сунниты, 5% - шииты). Еще 8,5% - христиане.

Государственное устройство

Согласно действующей Конституции 2003 года, Катар – это абсолютная монархия во главе с Эмиром из династии аль-Тани. Кстати, династия аль-Тани правит Катаром с 1825 года, т.е. с момента образования этого государства.

Власть Эмира в Катаре абсолютна, и он при управлении страной руководствуется принципами шариата. Именно Эмир назначает Премьер-министра, министров и членов Консультативного совета (35 человек), который имеет законодательную власть. Все законы в Катаре утверждает Эмир.

Климат и погода

Зима в Катаре мягкая, а лето очень жаркое. В январе температура воздуха опускается до +7С, а в августе поднимается до +45С. Среднегодовое количество осадков – 80 мм. Лучшее время для посещения Катара – с октября по май.

Море в Катаре

Катар со всех сторон, кроме юга, омывается Персидским заливом. Общая береговая линия составляет 563 км. Побережье в Катаре песчаное с многочисленными маленькими островками, песчаными косами и рифами.

История

Люди на территории современного Катара жили, как утверждают археологи, еще 7,5 тысяч лет назад. Примерно в 178 году до н.э. жители Катара торговали с древними греками и римлянами (они были посредниками в торговле Древней Греции и Древнего Рима с Индией).

В VII веке н.э. на территории современного Катара начинает распространяться ислам, и страна входит в состав Арабского халифата.

В начале XVI века в Персидском заливе, в том числе и в Катаре, большое влияние имеет Португалия. Португальские торговцы покупают в странах Персидского залива золото, серебро, шелк, жемчуг и лошадей.

В 1783 году Катар попал под власть Бахрейна, и это продолжалось до 1868 года. В 1871 году Катар вошел в состав Османской империи. В 1916 году Катар вышел из состава Османской империи, но попал под протекторат Великобритании.

Только в 1971 году Катар получил независимость от Великобритании.

Культура Катара

Культура и традиции в Катаре сформировались под влиянием мусульманства, причем повседневная жизнь в этой стране соответствует нормам шариата. В Катаре есть два главных религиозных праздника - Ид Аль-Фитр, который длится три дня в честь окончания Рамадана, а также Ид аль-Адха (мы его знаем как Курбан-байрам). Праздник Ид аль-Адха отмечается через 70 дней после Ид Аль-Фитра.

Кухня

Традиционная кухня Катара сформировалась под сильным влиянием иммигрантов из Ирана и Индии, а в последнее время и из Северной Африки.

Многие традиционные катарские блюда готовят из морепродуктов (особенно омары, крабы, креветки, тунец и окунь). Все мясо в Катере – «халяль», т.е. соответствует мусульманским законам.

Одно из самых популярных традиционных блюд в Катаре – «machbous», представляющее собой тушеное мясо с рисом или морепродуктами. Также в Катаре туристам рекомендуем попробовать «Hummus» (нутовое пюре с кунжутными семечками), «Waraq enab» (фаршированные рисом виноградные листья), «Taboulleh» (измельченная пшеница, приправленная петрушкой и мятой), «Koussa mahshi» (фаршированные кабачки), «Biriani» (рис с курицей или бараниной), «Ghuzi» (баранина с рисом и орехами).

Что же касается десертов в Катаре, то из них следует выделить фисташковый пудинг, хлебный пудинг с орехами и изюмом, а также чизкейк со сливками.

Традиционные безалкогольные напитки в Катаре – кофе, фруктовые воды и травяные отвары. Кофе жители этой страны предпочитают арабский, приправленный кардамоном или немного подслащенный, или густо сваренный кофе по-турецки. Иногда подается сладкий кофе «qahwa helw» (с шафраном, кардамоном и сахаром).

Фруктовые воды и отвары из трав продаются прямо на улицах во всех городах Катара.

Употреблять алкоголь можно только в ресторанах и отелях, которые имеют специальную лицензию.

Достопримечательности Катара

Несмотря на то, что Катар имеет очень древнюю историю, достопримечательностей в этой стране не очень много. Это объясняется географическим положением Катара, в котором много пустынь. Тем не менее, в Топ-10 лучших достопримечательностей в Катаре, на наш взгляд, могут войти следующие:

  1. Форт Умм-Салал-Мохаммед
  2. Курганы Умм-Салал-Али
  3. Музей оружия в Дохе
  4. Форт в Аль-Зубаре
  5. Древние укрепления в Аль-Зубаре
  6. Форт Аль-Вайбах
  7. Дворец Абдаллы бин-Мохаммеда
  8. Государственная мечеть в Дохе
  9. Форт аль-Ракийат
  10. Мечеть Аль-Райян

Города и курорты

Самые большие города в Катаре – Доха, Ар-Райян, Аль-Вакра, Аль-Хор и Умм-Салаль.

Как мы уже говорили, Катар со всех сторон, кроме юга, омывается Персидским заливом. Общая береговая линия составляет 563 км. Побережье в Катаре песчаное с многочисленными маленькими островками, песчаными косами и рифами. Вы можете купаться в море везде, где вам захочется, главное – не оставляйте после себя мусор.

Лучшие пляжи (т.е. курорты) в Катаре, на наш взгляд, следующие:

Al Ghariya Beach (в 80 км к северу от Дохи)
- Dukhan (в 80 км к западу от Дохи)
- Fuwairit Beach (в 80 км к северу от Дохи)
- Khor Al Adaid (в 80 км к югу от Дохи)
- Maroona (80 км к северу от Дохи) – также известен как French Beach
- Ras Abrouq (Bir Zekreet) (70 км к западу от Дохи)

Сувениры/покупки

Туристы из Катара обычно привозят изделия народных промыслов, Кораны, ювелирные изделия из золота, кинжалы, кофейник «Даль-ла», фигурки из бронзы, деревянные шкатулки, хну, арабские лампы, кальяны, коврики, свитки с арабской вязью, четки.

Часы работы учреждений

Рабочая неделя в Катаре длится с воскресенья по четверг. Выходные дни – пятница и суббота. Официальный рабочий день начинается в 07:00, а заканчивается в 15:30.

(араб. قطر, англ. Qatar) , как и большинства стран этой части света с точностью повторяет общую схему развития: древняя процветающая цивилизация - выгодность географического положения - притязания многочисленных захватчиков - колониальное владычество - поздняя самостоятельность. Территория полуострова Катар была заселены с глубокой древности. Наиболее ранние археологические находки датируются концом 4 тыс. до н. э. и подтверждают существование здесь развитой и процветающей цивилизации. После принятия в VII в. местными жителями ислама территория Катара вошла в состав Арабского халифата — времен правления динайтии Омейядов и позднее Абассидов. В нале XVI в. на берега Персидского залива высадились первые европейцы - португальцы и англичане. После длительного сопротивления шейх Катара в 1868 г. был вынужден заключить с Великобританией договор о мире, фактически закрепивший её колониальное господство. С 1871 г. Катар был вновь оккупирован Османской империей, назначившей там своего губернатора. Но в реальности страной управлял шейх Касем бин Мухаммед, основавший династию ныне правящего в Катаре рода Аль Тани (с 1878 г.). Однако Великобритания не оставляла своих и мперских амбиций. Во время Первой Мировой войны Турция была вынуждена отказаться от притязаний на Катар, и в 1916 г. новый правитель Катара шейх Абдаллу ибн Касема Аль Тани подписал договор об установлении английского протектората. Далее, в 1935 г. правителей Катара вынудили заключить концессионное соглашение с британской «Петролеум Девелопмент оф Катар», дававшее ей в течение 75 лет неограниченные права на разведку, добычу, продажу нефти и газа, строительство промышленных объектов, ввоз иностранных рабочих. Но к концу 60-х гг. кризис колониальной политики Великобритании стал очевиден. Её попытка сохранить своё влияние в регионе путём создания федерации из девяти эмиратов: (Bahrain) , Катара и семи эмиратов Договорного Омана провалилась. Страны не смогли договориться между собой, и вслед за Бахрейном 3 сентября 1971 г. Катар провозгласил свою независимость и в этом же году стал членом ООН. 22 февраля 1972 премьер-министр страны шейх Халифа с согласия Совета старейшин назначил себя эмиром Катара, объявив находящегося за границей правящего шейха Ахмеда низложенным. Новая власть продолжила начатые реформы, уделив особое внимание модернизации экономики. В 1995 г. престол унаследовал сын эмира Халифа — Хамад бин Халифа Аль Тани. Ему удалось разрешить многолетние пограничные споры с соседним Бахрейном и Саудовской Аравией. Обострение отношений с Бахрейном произошло в марте 1982 г. из-за территориальной принадлежности и района Фашт ад-Дибаль. После слушаний в Гаагском суде в марте 2001 был принят вердикт, по которому Хаварские острова (Hawar Islands) отошли Бахрейну, а отмели Фашт ад-Дибаль были переданы Катару. В 1992 из-за событий в приграничной области возник конфликт между Катаром и Саудовской Аравией. И в марте 2001 г. Катар подписал договор и карты с демаркационной линией между двумя странами, где было окончательно утверждено разграничение морских и сухопутных границ.

Флаг государства Катар , пожалуй является самым узким и длинным из всех независимых государств мира. Состоит из двух частей - белой и красно-коричневой (бардовой), разделенных зигзагообразной линией. Белый цвет символизирует мир, бардовый олицетворяет Хариджитов Катара и кровопролитие в многочисленных вооруженных столкновениях и войнах, в которых участвовали катарцы. Флаг был принят 9 июля 1971 сразу за два месяца до получения независимости от Великобритании.

Презентация Катар смотрите .

Презентация Катар, а сопровождении национальной музыки .

География

Катар расположен в Юго-Западной Азии, на одноименном полуострове в восточной части Аравийского полуострова, с трех сторон омываемом водами Персидского залива. На юге Катар граничит с Саудовской Аравией и , однако границы условны и практически не демаркированы. На северо-западе имеет морскую границу с . Если посмотреть на карту Катара, можно заметить, что рельеф страны носит преимущественно равнинный характер: средняя часть — каменистая пустыня с редкими холмами; береговая — песчаная низменность с болотами и солончаками. В Катаре нет рек, ручьев, озер. Однако в оазисах на поверхность выходят подземные воды в виде родников, много колодцев.

Население

Катарцы внешне не однотипны: коренастые рыбаки и ловцы жемчуга прибрежных деревень отличаются от высоких сухопарых бедуинов внутренних районов полуострова. Катарцы составляют 2/3 страны, а треть населения — это иранцы, белуджи, выходцы из Африки и др. В приморских областях живут оседло такие народности, как бу каварра, мухадана, бу айнайн, бен али, саллата мадыд, халифа и хуля (около 3 тыс. человек каждая). В глубинных районах полуострова кочуют племена наим, хаджир, киабан, манасыр, мариджат, хаббаб. Открытие крупных нефтяных месторождений в конце 30-х гг. XX в. в корне изменило всю структуру традиционного аравийского общества. Это коснулось как бедуинов, так и оседлых жителей в «глубинке» — в оазисах и мелких поселениях. К концу XX в. практически все население Катара стало городским. Доля городского населения в 1990 г. составляла почти 90%. На заработки в Катар приезжали тысячи иностранцев. Все это привело к этнической пестроте. В настоящее время из более чем 800 тыс. граждан страны 40% — арабы , 18% — пакистанцы, 18% - индийцы, 10% - иранцы и 14% — выходцы из других стран. На 2004 год общее население Катара составляло 744 029 человек.

Язык

Арабский, урду, в общении с иностранцами - английский. Сайт на котором вы можете подробнее узнать об диалектах арабского Персидского залива и даже попробовать начать обучение онлайн (англ).

Религия

Государственная религия Катара — ислам . Коренные жители страны исповедуют ваххабизм — религиозно-политическое течение в исламе, основателем которого был Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб (1703 - 1787). Ратуя за «чистоту» ислама, ваххабиты проповедуют простоту нравов и идею объединения арабов. Ваххабизм — официальная идеология в Саудовской Аравии. Остальные мусульмане Катара — сторонники суннизма и шиизма.

Связь

В Катаре обеспечивается прямая телефонная международная связь почти со всеми странами мира. Звонок из номера в гостинице местного или международного значения может быть осуществлен за незначительную плату. Позвонить можно также по карточке телефонных автоматов, которую можно купить в отделениях Qatar Telecom (Qtel ) или в газетных киосках и супермаркетах. Многие гостиницы Катара предоставляют услуги Интернет-связи .

Главный мобильный оператор Vodafone .

Звонки внутри Катара осуществляются простым набором цифр номера абонента без дополнительных кодов. Большинство номеров семизначные, стационарные начинаются с "4", мобильные с "5-6".

Звонки из Катара осуществляются через 00+ код страны.

Звонки в Катар осуществляются через набор +974 или 8-10-974+номер абонента.

Время

Летом отстает от московского на 1 час, с последнего воскресенья сентября по последнее воскресенье марта совпадает с московским.

Цветущее состояние Южной Франции было разрушено войнами, которые велись против нее крестоносцами Севера по воле папы Иннокентия III - вот на сцене и появляется наш преступный папа. Его воля была исполнена в точности. Двадцать лет продолжались опустошительные войны, двадцать лет цветущие земли Южной Франции подвергались разорению.

Умирающая поэзия Юга стала в это время выразительницей злобного и мстительного чувства побежденных. Их неумеренная, как и все страсти, но совершенно понятная нам, посторонним судьям, злоба была направлена против Рима, изрекшего на них анафему, и против северной Франции, взявшей на себя обязанности палача. На этой-то почве и выросло множество едких сатир против «обманов, измен, алчности, пороков и тирании духовенства», против хищной и вероломной жестокости северных французов. В сирвентах, направленных против Рима, мы встречаем указания на те пороки его, которые вызывали впоследствии великое реформационное движение. Рим обвиняется в политике обмана, в чрезмерной алчности.

Рим же наносил удары Южной Франции не только потому, что она была пропитана альбигойскою ересью, но и потому, что там процветала неприятная ему свобода совести.

Король Франции Людовик Святой пытался помочь Югу Франции и хоть как-то облегчить последствия бед, которые обрушились на Прованс по воле и вине его отца и деда. Но разоренные гнезда баронов уже не вернули себе своего былого великолепия, прошлое величие погибло безвозвратно.

Почему же были разрушены баронские гнезда, истреблен цвет рыцарства, растоптана цветущая земля Юга Франции?

Все дело в том, что с древних времен ересь, по выражению монаха-летописца, «свила себе на Юге Франции в Провансе и Лангедоке прочное гнездо». С далекого Востока проникли сюда превратные идеи манихеев, и павликиан, и богомилов, и патаренов, и катаров - так назывались в разных местах «дети одинаково мерзких заблуждений». Передаваясь из страны в страну, от одного народа к другому, из одного поколения и другое, идеи эти, изменяясь и развиваясь, достигли, наконец, Юга Франции, счастливо миновав все заставы и таможни, воздвигаемые им на пути верными слугами папы.

Идеи эти усвоили люди всех сословий; их хранили в своей душе даже могущественные тулузские герцоги, владельцы замков и бароны Нарбонны, Венесенн, Сан-Жиль, де Фуа, Коммен, Альбижуа. Их проповедовали и благородные рыцари, и мирные торговцы, ересь звучала в задушевных песнях провансальских трубадуров и в тихих песнях лангедокских поселян.

Еретики отвергали все книги Ветхого Завета, доказывая, что он уже отменен, а книги Нового имели на своем языке.

Они учили, что Бог один, а не Троица, что причащение и брак вовсе не таинства.

Они говорили, что Христос не «умирал и не воскресал», а слово Божие следует понимать духовно, а не буква в букву, ибо «буква мертва, а дух жив», что в деле религии следует повиноваться одному Богу, а не людям.

Они учили, что Бог создал души человеческие, а облек их плотью не кто иной как дьявол, и люди должны носить плоть свою до тех пор, пока не освободятся от грехов и земных уз. Лишь тогда души вернутся в горнюю обитель, на небеса, а до тех пор будут странствовать и мучиться на земле, ибо катары отрицали и существование ада.

Еретики называли себя «нищими во Христе» и, что особенно ужасно для власть имущих, именно богатство и считали грехом.

Еретики учили не повиноваться властям, побуждала рабов не работать на господ, они считали смертным грехом клятву и божбу, убийство и войну. «Хотя бы за самое святое дело проливалась кровь, - говорили они, - она не угодна Богу».

Наконец, они говорили, что для всех народов - один Бог, один Отец, что все народы - дети одного Отца, что нет ни лучших, ни худших народов перед Богом, но в каждом народе есть дурные и хорошие люди.

Еретики не хотели знать «никакого христианства, кроме евангельского и апостольского» и вели простую, строго нравственную жизнь, не хотели знать монахов и епископов, которых считали грешниками и дармоедами, не признавали самого папы, утверждая, что давным-давно «господствующая церковь римская отказалась от истинной веры и сделалась вавилонской блудницей, тою бесплодною смоковницей, которую проклял Иисус и повелел уничтожить».

Таковы были основные принципы «альбигойской ереси», получившей название от города Альби в провинции Лангедок - одного из центров движения катаров, или Добрых Людей, или Старцев.

Историки считают, что катары - это миссионеры, пришедшие с Востока во время Второго крестового похода между 1140 и 1150 годами. Именно в это время святой Бернар Клервосский, активный борец с ересями, организатор и вдохновителем Второго крестового похода, объезжает Юг Франции и с ужасом пишет, что церкви опустели, а в Верфее, одном из крупных замков Тулузского графства, не нашлось ни одного верующего, который захотел бы послушать его проповедь. Можно было сказать, что учение катаров победило учение католической церкви.

Главной же причиной нежелания Романии пребывать под властью Рима была, несомненно, развращенность нравов католической Церкви. Многие епископы посещали свои приходы только доя сбора церковных податей. Многие священники, враждуя со своими собратьями, отлучали друг друга от Церкви. Многие скрывали свою принадлежность к духовенству и носили мирское платье.

Чем же народ привлекали катары?

Прежде всего тем, что в отличии распущенных католических патеров, ведущих разудалую жизнь, это были люди-аскеты. Они всегда передвигались парами - по двое, пешком, всегда были одеты в черное. Они жили на подаяние верующих, а, когда не занимались миссионерством, то проводили время в мужских и женских домах, очень напоминавших монастыри. Они избегали плотских утех и особенно осуждали супружеские отношения, ибо в результате в темницы человеческих тел могли попасть новые души. Они избегали плотских страстей и утех, а потому не ели мяса. Они верили в перевоплощение и избегали не только убийства любого живого существа, но и любого вида насилия. Они осуждали клятву, ибо нельзя поминать всуе имя Господне.

Говоря о ведовстве, мы уже рассуждали о дуализме - раздвоенности - средневекового мира. В учении катаров он тоже проявился. Они считали, что несовершенный земной мир, в котором так много несправедливости, лжи и греха, создан сатаной, который заключил в тела невинные души - создания Бога, которые получат свободу только после смерти человека.

Чтобы перестать блуждать из одного тела в другое, возрождаясь вновь и вновь, следует принять крещение Духом - «Утешение».

«Утешение» можно получить как в последний момент пред смертью, так и в самом расцвете сил. В первом случае обряд проходят люди, слабые духом, не способные отказаться от земных радостей. Во втором - сильные люди, которые и становятся наставниками паствы.

Получившие «утешение» становятся практически монахами. Они обязаны воздерживаться от сексуальных связей и всякой пищи животного происхождения. Им позволено есть только рыбу, ибо у рыбы холодная кровь и «отсутствует духовный жар» - помните русское выражение «холодный, как рыба»? Кроме того, катары верили, что рыбы размножаются само зарождением.

Многие не очень сильные духом люди, как мы уже говорили, принимают «утешения» перед самой смертью. В катаризме имели случаи сознательного умерщвления плоти: человек принимал «утешение», но затем неожиданно выздоравливал. Поскольку катары возражали против любого насилия, то совершить самоубийство - например, принять яд или выброситься из окна - не могли. Но они нашли другой способ уйти из жизни. Они либо отказывались вообще принимать еду, либо принимали очень горячую ванну, а потом ложились на холодные мраморные плиты пола. В последнем случае им была «гарантировано» тяжелое воспаление легких с почти «стопроцентным» летальным исходом.

Надо особо отметить то, что после принятия «утешения» катары с радостью ждали смерть - она освобождала их души из темницы человеческого тела. Именно этой радостью предвкушения душевной свободы и объясняется та готовность, с которой Добрые Люди всходили на костры инквизиции.

Принявшие же «утешение» добровольно в расцвете сил становились пастырями. Их выделяло из толпы не только черное одеяние, бледный вид и страшная худоба - последствия аскетической жизни, но и то, что они практически никогда не оставались в одиночестве.

Сразу после совершения обряда человеку, которому предписывалось стать катарским священником, «давали» пару - мужчине женщину, а женщине - мужчину. В этом заключался обычай товарищества до смерти, когда двое неразлучных катаров преданно и верно поддерживали друг друга в самых тяжелые моменты жизни.

Особенностью церкви катаров была, по мнению некоторых историков, несколько легковесная мораль для приверженцев Добрых Людей - в противоположность строгому аскетизму самых катарских священников. Мораль для приверженцев полностью соответствовала легким нравам Юга Франции. Поскольку грехи - следствие зла в мире, созданном дьяволом, то и судить за них не стоит слишком строго. Надо лишь покаяться - и получить прощение.

Были и другие особенности катарской церкви. Так, например, отрицая богатство, катары-священники вынуждены были принимать дары от верующих - для самой церкви. О накопленных богатствах катаров ходили легенды. Самое большое богатство было, по преданиям, собрано в замке Монсегюр.

Замок Монсегюр принадлежал сестре графа де Фуа Эсклармонде. Её принятие «утешения» привлекло внимания всей знати области. О Эсклармонде де Фуа в Провансе сложено много легенд, и она до сих пор почитаема. Провансальская поэзия сделала ее королевой замка фей. Ее считали хранительницей величайшей святыни катаров.

Надо сказать, что среди катаров было много представителей знати, и очень много женщин. Они вели себя с удивительным мужеством и, уже не говоря о том, что, принимая катаризм, они отказывались от привычного им с рождения образа жизни в богатстве и неге, с радостью - да, да! именно с радостью - восходили на костер или принимали мученическую смерть.

Так, Гирода де Лавор, сеньора (собственница крупного земельного феода) Лавора, была истинной катаркой. В 1211 году после длительной осады её город и замок были захвачены «войском веры», а саму Гироду «добрые» завоеватели сначала отдали на поругание солдатам, а потом бросили живой в колодец, завалив его огромными камнями. Сеньора Лавора умерла дважды, ибо носила под сердцем ребенка.

Таково было учение катаров и таковы были сами катары.

Наместник святого Петра на земле папа Иннокентий III не мог хладнокровно смотреть на это «погибшеё стадо», и мир увидел, как духовная рука папы протянулась к вооруженной и закованной в сталь руке «великого покровителя церкви» - французского короля, и благословила меч, блестевший в этой руке, и, указывая на Прованс, папа сказал королю: «Пора идти на помощь Богу! Тебе известно, возлюбленный сын наш, что светская власть имеет право употреблять меч вещественный, когда духовный не в силах остановить нечестия, что государи должны изгонять дурных людей из своих владений и что Церковь, в случае их нерадения, имеет право отнимать их достояние. Мы просим и увещеваем Ваше величество присоединить все земли еретиков) в Ваше потомственное владение; ты можешь владеть ими нерушимо. Итак, трудись неустанно и дружно вместе с нами, как и подобает королевскому великолепию, для ускорения этого дела».

Баронам папа сказал: «Вы обязаны верностью и присягой служить королю против всех, кто нападает на королевство, а государство не имеет более опасных притеснителей, как еретики - люди инаковерующие и инакомыслящие. Кто не будет огнем и мечом искоренять еретиков, тот сам еретик. Кто укрывает еретиков, кто не доносит на них, - тот вместе с ними достоин наказания».

В те времена мало кто сомневался в учении католического святого, блаженного Августина, доказывавшего, что еретиков надлежит преследовать, и что насилие необходимо и полезно и благословлено Богом. «Разве не сказано в Писании, - писал Августин, - принуждайте войти всех, кого встретите? Разве апостол Павел не был приневолен насилием со стороны Христа почитать истину? Разве Сам Христос не говорил: «Никто не приходит ко Мне, кого не приведет ко Мне Отец?» Наконец, Сам Бог не пощадил Своего Сына и отдал его ради нас палачам. Значит, - человек, преследующий еретиков, следует Писанию, - подражает Богу. Начальник же - есть Божий слуга, отомститель в наказание делающему зло».

Мнение святого Августина было мнением господствующим, и, не вникая в его существо, это мнение разделяла и была убеждена в его справедливости не только толпа - «темная толпа, паства, стадо», но особенно же пастыри - люди, возвышавшиеся над толпою.

И слова папы не могли остаться гласом вопиющего в пустыне. Они нашли отзвук и сочувствие и у знати, и у простого народа. Тем более что среди поддержавших папу были много людей, видевших в учреждении инквизиции и борьбы с еретиками выгоду практического свойства.

Папа ничем не брезговал, чтобы воздвигнуть на еретиков огонь и меч. Он писал французскому королю, что христиане - должники евреев, отправляясь на войну против альбигойцев, могут не платить своим кредиторам процентов не только текущих, но и прежних, а уплата капитала, но повелению папы, может быть отсрочена. Он писал, что все отправившиеся на борьбу с катарами, получат полное отпущение грехов. А затем папа разрешил склонять еретиков к сдаче ложными обещаниями.

Катар , монархическое государство (эмират) в Юго-Западной Азии, столица - Доха . Площадь - 11,437 тыс. кв. км., Население – 840,3 тыс. человек (2004), около 90% населения сосредоточено в столице и её пригородах. Официальный язык – арабский. Государственная религия – ислам .

Религия

В году СМИ объявляли о начале строительства в следующем, 2006, году в столице Катара Дохе (впервые за 14 веков) христианской (англиканской) церкви Богоявления. Однако сведений о данном строительстве более не поступало.

14 марта года на окраине Дохи был освящен первый христианский храм в Катаре - католический храм Святой Девы Марии, построенный, как требовали власти Катара, без колокольни и креста. Участок на окраине Дохи, столицы страны, подарен эмиром Катара шейхом Хамадом бин Халифом аль-Тани, который в 2002 г. установил дипломатические отношения с Ватиканом. На том же земельном участке площадью 21 тыс. кв. м. предполагается возвести еще пять церквей, в том числе