Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Профессор Вадим Еремин: «Специалисты в области химического анализа, медицинской химии, органического синтеза будут нужны всегда. Ерёмин В.Г Вадим еремин

«Он был мягок, чист и честен. Никто не откликался столь верно и столь вовремя. На каждую самую малозаметную публикацию друзей следовал его поддерживающий звонок. Тихий голос был родным…» — так вспоминает писатель и журналист Юрий Оноприенко своего товарища, поэта Вадима Ерёмина.

Я знаю истинную цену
Людей, идущих мне на смену.
Стремленья и заботы их
Я на себе давно постиг.
Передавая им свой крест,
Я до конца держусь,
как Брест.

(Вадим Ерёмин)

10 января 2015 года Вадиму Геннадьевичу Ерёмину исполнилось бы 75 лет. Он родился в самом начале Великой отечественной войны в п. Лутугино Луганской области. Отец погиб на фронте, и семья переехала в город Орёл. В 1953 году семья вновь переезжает, теперь в Измалково (ныне Липецкой области). С похвальной грамотой Измалковскую семилетнюю школу Вадим Ерёмин закончил с похвальной грамотой и в 1955 году поступил в Орловский машиностроительный техникум. После окончания техникума работал на заводе «Текмаш», служил в армии, там впервые стал записывать свои стихи. После службы в армии поступил в Орловский машиностроительный институт, а в 1965 году принёс свои стихи в «Орловскую правду» Василию Михайловичу Катанову. В.М. Катанов направил начинающего поэта в литературное объединение при Орловской областной писательской организации.

Первая поэтическая публикация Вадима Ерёмина состоялась в 1966 году в газете «Орловский комсомолец». С 1973 года он работал в Орловском техническом университете, защитил кандидатскую диссертацию. В 1983 году в столичном издательстве «Современник» вышел первый сборник стихов поэта «Дорога на Спасское». В 1985 году Вадим Ерёмин вступает в Союз писателей России. Вадим Ерёмин — лауреат трех Всероссийских литературных премий, автор 16 книг для детей и взрослых, многочисленных публикаций в антологиях, хрестоматиях, альманахах, сборниках, журналах. Он автор 115 научно-методических публикаций, 19 учебников, монографий и учебных пособий. Из них 9 вышло в столичных издательствах.

Вадим Ерёмин написал семь книг для детей: «Папа потерялся» (1988), «Трудный день» (1987), «Если я с крыльца шагну» (1996), «Я сегодня опоздавший» (2001), «Жил-был кот» (1992), «Шёл из школы ученик» (2005), «Петя Колю перерос» (2009), это подлинный детский поэт, продолжатель лучших традиций советской детской литературы. Вадим Ерёмин был частым гостем орловских библиотек. Он ушёл из жизни в 2009 году, но до сих пор его книги читают, его стихи знают наизусть и взрослые и дети.

В августе 2013 года был открыт библиотечно-информационный центр ЦБС г. Орла имени Вадима Геннадьевича Еремина, в котором представлена музейная экспозиция, посвящённая жизни и творчеству Ерёмина: сборники произведений поэта, копии рукописей и машинописных листов, фото-, аудио- и видеоматериалы из личного архива и архива библиотек и друзей поэта, его личные вещи.

13 января 2016 года в Библиотечно-информационном центре им. В.Г. Ерёмина состоялся литературный вечер, посвященный 75-летию поэта. Сотрудники БИЦ им. В.Г.Еремина вместе с юными читателями провели промо-акцию «Наш земляк Вадим Еремин» в Северном районе города Орла. 15 января Вадима Геннадьевича вспоминали в орловской библиотеке им. М. Горького. Юбилейная литературная встреча «Вот какой у нас вопрос: «Петя Колю перерос?», посвящённая творчеству Вадима Ерёмина для детей, прошла 18 января в Областной детской библиотеке им. М. Пришвина. 22 января вечер памяти «Вадим Ерёмин: поэт, гражданин, человек» состоялся в Орловском литературном музее И.С. Тургенева. Стихи Вадима Ерёмина читали вслух старшеклассники средней школы № 16 и студенты. Воспитанники Ирины Кирилловны Хрисаниди — солисты вокального ансамбля «Семицветик» Иван Морозов и Соня Карпова — исполнили песни «Котёнок» и «Случай в лесу» на стихи Вадима Ерёмина. А с экрана монитора стихи прозвучали в авторском исполнении.

На мероприятиях присутствовали и выступали родственники Вадима Геннадьевича, а также друзья и коллеги поэта, а также те, кто имел счастье считать себя его учеником и просто читателем: Наталья Николаевна Смоголь — кандидат филологических наук, редактор книг Вадима Ерёмина; Любовь Евгеньевна Жмакина – художник, иллюстратор книг Вадима Геннадьевича; Антон Юрьевич Бушунов, сотрудник музея И.С. Тургенева; Геннадий Болтунов; Александр Иванович Лысенко — директор издательства «Вешние воды»; поэты Андрей Фролов, Владимир Ермаков, Валентина Корнева, Елена Машукова, Антонина Сытникова и многие другие.

___________________________________________________________________________________

Вадим ЕРЁМИН

(1941 — 2009)

* * *
В конце аллеи
Белым-бело.
Как будто лебедь
Поднял крыло
И тихо выронил
Два пера.
А кто-то выдумал:
— Зима пришла…
А кто-то высказал
Это вслух,
И лебедь выскользнул из рук.

БЕЛЬЁ

Боясь, что покачнутся стены,

Мы жили в уголке двора.

Бельё летело и летело,

Заняв наш двор ещё с утра.

Пугаясь ледяного ветра,

Катилось выгнутым бревном.

Наш двор, разутый и раздетый,

Ходил под нами ходуном.

Потом нас находила мама

И извлекала из угла,

Бельё от неба отрывала

И, словно облако, несла.

И было в доме слишком тесно

Пустым надутым рукавам,

И ждали мы, когда же треснет

Морозный ворох пополам.

Бельё не трескалось, лениво

Сползая к полу вдоль стены,

И превращалось нам на диво

В рубашки, майки и штаны.

ДО МА

Снег сегодня белый-белый,

А вчера был голубой.

Говорит мне мама: «Сбегай

На колодец за водой!..»

Выхожу, одетый модно,

Борода – сковородой,

Тороплюсь наполнить вёдра

Говорящею водой.

Проливаю половину,

Трижды делаю привал.

И снежком мне лепит в спину

Та, что в детстве целовал.

Смотрит мама: «Вывод сделай

И посмейся над собой…»

Снег вчера был белый-белый,

А сегодня голубой.

ПОСЛЕ СПЕКТАКЛЯ
Трудные песни поются легко,
Легкие — трудно.
Спит балерина в горячем трико,
В зале безлюдно.
Сдвинуты в угол замок и луг.
Выход нескоро.
Спит балерина, оставшись без слуг
И без суфлера.
В средневековое кресло ушла
От заблуждений.
Спит, словно тайна морского узла,
Без сновидений.
Спит балерина. На детском челе
Облачко грима.
Спит, словно мошка в янтарной смоле,
Необъяснима.

ВСТРЕЧА

Словно закладка из толстого тома,
Дверь машинально входную закрыв,
Помните, вышли вы летом из дома,
Чтобы вплотную увидеть залив.
Этот поступок не делал вам чести.
Он оказался обыденным. Но
Вы почему-то застыли на месте,
Как водолаз перед спуском на дно.
Мимо вели настоящего мима,
Словно несли драгоценный улов,
Мима, который играет без грима
И не выходит из наших умов.
Чуть припадал он на левую ногу,
Очень печально смотрел в пустоту,
Словно вели его в гости к Ван-Гогу,
Вновь умирающему за версту.
Мим отрабатывал новые жесты,
Старые жесты он просто забыл.
Солнце пекло и стучало по жести,
Словно Ван-Гога никто не любил.
Немилосердно сверкала дорога,
Отодвигая субтильную тень.
Мим на глазах превращался в Ван-Гога,
Словно заглядывал в завтрашний день.
Встретились в нем проходящее лето
И синева предстоящей зимы.
Будет спектакль. Но не будет билета.
Больше не даст он молчанья взаймы.
…Вы возвратились к седому порогу,
Несколько раз посмотрев ему вслед.
И не пустились, увы, на подмогу,
Словно он ваш непутевый сосед.
Встретив однажды на старой афише
Неповторимый его силуэт,
Стали вы жить и разумней, и тише,
Словно ван-гоговский авторитет.
Как-то из чувства гражданского долга
Вставили имя его в разговор.
Помните, вышли вы летом из дома
И не вернетесь домой до сих пор.

ОГОРОД
Опять копаю огород,
Опять земля — сплошная глина.
Отец, поди, уже берет
Один из секторов Берлина.
Издалека кричит на мать,
Что криво ставится лопата.
Копаю огород опять,
Готов трудиться до заката.
Ладони стертые горят,
Но стыдно хныкать при соседе.
И приближает каждый ряд
Меня к заслуженной победе.
ВОСПОМИНАНИЕ ОБ ЭВАКУАЦИИ

Опять томит меня улитка
Беды, ползущей на восток.
Вдали колышется Магнитка,
Где выдается кипяток.
На стыках вздрагивают вещи
И пятятся в дверной проем.
Звучит с перронов голос вещий,
Чеканящий: «Передаем…».
Дымит вдогонку кукуруза,
Не спит пять суток младший брат.
Не мать, а будущая муза
Скулит над ворохом утрат.

БАЛЛАДА О ГЕРОЕ

Утро вставало сырое,
Пленные скрыв города.
Смерть потеряла Героя,
Думала, что навсегда.
Полз он на свет вдоль траншеи
И наконец-то дополз.
Вскинулись юные шеи
Разгоряченных берез.
Сник над своею могилой
Смерть переживший Герой,
Радуясь жизни немилой
Меньше, чем смерти второй.
Где-то бренчали награды,
Ветер печатал шаги.
Смерть чертыхнулась с досады,
Сгинув у Курской дуги.

ВОЗВРАЩЕНИЕ
Андрею Платонову

В центре Ишима есть площадь.
Там в восемнадцать часов
Я пробирался на ощупь,
Сгорбленный, словно засов,
Баба меня приютила,
Сдвинув под лавку детей.
Молча за стол посадила,
Словно пришел из гостей.
Спал я, покоем убитый.
Спал, разряженный дотла.
Дети в меня, как в бандита,
Всматривались до утра…
Утром под дверью шептались,
Словно пришли отпевать.
Встал я, спросонок шатаясь,
Проклял чужую кровать.
Вышел. Ослеп. Отшатнулся.
Врос в позвоночник стены.
Так я однажды вернулся
С русско-германской войны.

* * *
В белом небе звезда проплывает,
Прибавляет березам седин.
И, как будто вода прибывает,
Понимаешь, что ты не один.
Растворяются сизые дали.

Сходят звуки в бездонный овраг.
Все острей ощущаешь с годами
Безысходный космический страх.
Тишина свою тайну скрывает
От забытых тобою страниц.
Неподвижно звезда проплывает.
Почему ты не падаешь ниц?

ПОДСОЛНУХ
Ему свернули голову,
И он пошел домой
По солнечному олову
Тропинкою прямой.
Проковылял вдоль стеночки,
Ведущей под навес.
Мы не лущили семечки,
Пока он не исчез.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
Двор истоптан гусиными лапами
Барахлит перегретый мотор.
Вышли все подчиненные на поле,
И открылся осенний простор.

Сохнет завтрак, забытый в загашнике.
Водокачка дрожит, как сверло.
У сельмага торчат однокашники,
У которых на сердце светло.

Руки грузно на руль опираются.
День становится все горячей.
Вдоль дороги в райцентр пробираются
Вереницы колхозных грачей.

Не люблю на попутных ездить,

Останавливать и взывать.

Лучше всё-таки ровно в десять

На автобусе отбывать.

Лучше всё-таки дисциплина,

Лучше всё-таки подождать.

А попутные мчатся мимо

Так, что хочется зарыдать.

КОСАРЬ

Человек в расцвете сил

Луг размеренно косил.

Обойдя воронки гнёзд,

Распрямлялся во весь рост.

По прибытии господ

Утирал неспешно пот.

А когда закончил труд,

Оказался хил и худ.

ГОРОДОК
Зерноток.
Пугливая осока.
Городок
На фоне зернотока.

Вдоль реки,
Затерянной в суглинке,
Бьют вальки
По матушке-старинке.

Поворот.
Пустынная дорога.
Лунный брод
От стога и до стога.

НА СТРЕЛЬБИЩЕ
Рота потеряла пулемет,
Третий раз прочесывает луг.
Командир, черней, чем полевод,
Напрягает зрение и слух.

Сзади мы, растерянны и злы,
Изучаем местность в третий раз.
Пулеметчик, прячась от хулы,
Затерялся где-то между нас.

По ночному стрельбищу луна,
Словно поверяющий плывет.
Крепко спит далекая страна,
Верит, что найдется пулемет.

СТАРУХА
Среди болотец Подмосковья,
Непроходимых по весне,
Витает грешница Прасковья
Не наяву и не во сне.

Давно уж нет ее товарок,
Снесен зачуханный барак.
Погожий день давно неярок,
Как предрассветный полумрак.

Давно не пишет и не едет
Отяжелевшая родня.
На пару дней осталось снеди,
А может быть и на три дня.

Природа чахлая прискорбно
Взирает на свое дитя.
Крепчают сумерки. Прасковья
С небес спускается, кряхтя.

ВАСЬКА
Последний из самых последних,
Из куртки лишь уши торчат,
Снует во дворах как посредник
Меж рослых парней и девчат.

Не знает ни в чем окорота,
Пролезет в любую дыру.
Как зверь защищает ворота,
Когда принимают в игру.

Квартал, равнодушный к дебошам,
То плач обжигает, то смех.
Родною страной недоношен,
Старательно тянется вверх.

ОСЕННИЙ РОМАНС

Роняет ветер лист

В сухие ковыли.

Я перед вами чист,

Как церковь на Нерли.

Уже скосила Русь

Тяжёлые хлеба.

Судить я не берусь,

Куда ведёт судьба.

Давно находит взгляд

Приметы перемен.

Дороги не пылят

И взять не могут в плен.

Далёкие леса

Вступают на холмы.

Скупой полёт листа

Понять не в силах мы.

ПЕРЕД ГРОЗОЙ

Почернело в лесу.

Почуднело.

Обезглавленным кажется лес.

Лишь сорока

строчит оголтело

В темноту

несусветную весть.

Почернело в лесу,

почуднело,

Как в заброшенном монастыре.

Каждый шорох

взведён до предела.

И мурашки

ВЕРА

Часовня с иконой

Есть в поле пустом.

Ни пеший, ни конный

Не помнят о том.

Торопятся мимо,

Не смотрят вокруг –

Ведёт пилигрима

Не зренье, а слух.

Бессменно копаясь

В могильной пыли,

Часовня, как парус,

Маячит вдали.

Огонь её медный

Дрожит, как палаш.

И верует смертный:

– Часовня – мираж…

Колеблется воздух,

Двоится киот.

Часовня, как посох,

Свой возраст клянёт.

Глядит она зорко,

Как старец к беде.

Но нет горизонта

Прямого нигде.

Далёкие страны

Плывут стороной.

Свои у них планы,

Ход мыслей иной.

Они – пилигримы,

И ты пилигрим.

Они повторимы,

И ты повторим.

И только часовня

Не стала видней.

И небо бессонно

И вечно над ней.

1941 ГОД

Женщина приехала на станцию,

Багажом всецело занята.

Протянула бережно квитанцию,

А в окне зияла пустота.

Застегнув навеки платье чёрное,

Женщина ушла от пустоты.

И несли молчанье удручённое

Железнодорожные мосты.

Занялась над миром ночь недужная,

Притаились тысячи огней.

Прыгала квитанция ненужная

Белою сорокой перед ней.

В ДВОРЯНСКОМ ГНЕЗДЕ
Резкий посвист.
Тень карниза.
Палисадника пила.
Здесь жила когда-то Лиза,
А быть может, не жила.

В крайнем доме, в середине,
А быть может, и в другом
О судьбе ее рядили
За семейным пирогом.

Жгла веранда, будто линза,
Сожалений хоровод.
Здесь жила когда-то Лиза.
До сих пор еще живет.

Мир повернулся на оси,

Чего

Никто

И не заметил,

А ты его переспроси,

Куда он дел

Вчерашний ветер.

НА СТЕКЛЯННОМ ВЕТРУ

Жизнь печально кончается,

Что с собой заберу?

Колокольня качается

На стеклянном ветру.

«Морж» купается в проруби,

Тоже скоро помрёт.

Вот шарахнулись голуби

На две жизни вперёд.

Дым в пружину свивается,

Тянет в небо трубу.

Новый век затевается

На приокском горбу.

«Друзья познаются в беде».

Да где они?

Нету нигде!

Один над обрывом стою,

Цепляясь за ветра струю.

А ветер несёт по воде:

– Друзья познаются в беде.

ВИДЕНИЕ

Черепица облезлых спин

Обтекает пологий холм.

Отреклись от нас Бог и Сын,

Не приняв наших догм и норм.

Уходящие за горизонт,

Не воротимся мы назад.

Никогда нам не повезёт,

Слишком груз непосильный взят.

Твёрдых посохов нет в руках,

Только молоты и серпы.

Путь-дорога истёрта в прах,

А в обход – ни одной тропы.

* * *
Когда-нибудь придёт рассвет,
А нас уже на свете нет.
Смело нас жизненной волной,
Как говорится, в мир иной.

Стоят дома. Цветут сады.
Шумят ветра на все лады.
Соседи медленно встают
И нас в толпе не узнают.

Есть жизнь вторая или третья,

В которой мается поэт.

Её глухие междометья

Не задевают белый свет.

Её приливы и отливы

Тайком нисходят на чело.

Над этой жизнью плачут ивы.

Всё остальное – ремесло.

Вадим Геннадьевич Ерёмин родился 10 января 1941 года в поселке Лутугино Луганской области на Украине.

Ранние годы прошли в Орле. Три года служил в армии, там впервые стал записывать свои стихи. Закончил Орловский машиностроительный институт. Занимался спортом: легкой атлетикой, лыжами, входил в сборную области, был чемпионом Орловщины по легкой атлетике. По окончании вуза работал инженером на Орловском заводе «Текмаш», с 1973 по 2009 г. преподавал в машиностроительном институте (техническом университете), защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. Много лет занимался художественным конструированием, автор 115 научно- методических публикаций, 19 учебников, монографий и учебных пособий.

В.Г. Еремин — почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Ерёмин Вадим Геннадьевич — автор шестнадцати книг стихотворений, семь из которых адресованы детям. Произведения публиковались во многих литературных изданиях России. Положительные отзывы на его работы публиковали такие известные писатели как В. Берестов и Ю. Кузнецов. Член Союза писателей России с 1985 года, лауреат Всероссийских литературных премий им. А.А. Фета, «Вешние воды», премии Союза писателей России «Новая русская книга — 2005».

В 2013 году Библиотечно-информационному центру в Северном районе города Орла было присвоено имя В.Г. Еремина.

Публикации о нём

  • Радова, А. В Орле появилась библиотека имени поэта Вадима Ерёмина / А. Радова // Орловская городская газета. — 2013. — N 31 (16 авг.).— С. 12.
  • Плахова, В. «Война лишила нас детства» / В. Плахова // Орловский вестник. — 2015.— N 13 (15 апр.). — С. 10.
  • Жадова, В. Живы и строки, и вещи поэта / В. Жадова // Орловская правда. — 2014.— N 13 (31 янв.) — С. 6.
  • Фролов, А. Новая книга Вадима Ерёмина [О книге для детей «Петя Колю перерос»] / А. Фролов // Орловская правда. — 2009.— 13 февр. — С. 7.
  • Орел, тебя я славлю! // Орловская городская газета. — 2015. — N 29 (31 июля.). — С. 4.
  • Смоголь, Н.«Тропа моя льется и льется...» / Н. Смоголь // Орловский вестник. — 2014. — N 15 (23 апр.).— С. 9.
  • Савченко, А. «Ты в памяти друзей всегда...» / А. Савченко // Орловская правда. — 2014. — N 58 (22 апр.).— С. 6.
  • Никашкина, И. Куда уходит детство [О дружбе областной детской библиотеки им. Пришвина с поэтом В. Ереминым] / И. Никашкина // Орловский комсомолец. — 2011. — № 4 (20 янв.). — С. 15.

Нешкольные химия, физика, биология: февральская научная программа в «Сириусе» представлена сразу тремя предметами. На углубленное изучение каждого - у школьников одна неделя. Это значит, что занятия здесь проходят совсем по-взрослому: интенсивно и по возможности подробно, где ведущие профессора рассказывают ребятам о самом важном в рамках своей научной дисциплины и смежных с ней предметов.

Один из руководителей программы - Вадим Еремин , доктор физико-математических наук, профессор химического факультета МГУ, автор школьных и вузовских учебников по химии, член методической комиссии Всероссийской олимпиады по химии, руководитель национальной команды на Международной олимпиаде по химии, лауреат Премии Президента РФ в области образования и Ломоносовской премии за педагогическую деятельность.

В интервью с преподавателем - о том, почему он не стал рассказывать школьникам о химической картине мира и как строилась работа с ребятами, о том, почему Россия традиционно является одним из фаворитов на Международной олимпиады и какие специальности в химии будут наиболее востребованы через 5-10 лет.

Вадим Владимирович, вы готовите школьников к химическим олимпиадам высшего уровня, руководите национальной командой на Международной олимпиаде по химии. Расскажите, какое место сегодня занимает Россия по количеству побед и как вообще изменилось олимпиадное движение по химии за последние годы?

Россия традиционно - один из фаворитов на Международной химической олимпиаде. В неофициальном командном зачете мы, как правило, входим в первую пятерку (бывали и первыми), индивидуальные результаты тоже бывают очень высокими: в 2017 году - абсолютное 1-е место, в 2018-м - абсолютное 2-е. Все это - следствие фундаментальной системы химических олимпиад, которая сложилась еще в Советском Союзе, а сохранилась и успешно развивается в современной России. Что касается мирового олимпиадного движения, то интерес к нему также растет во всем мире. К сожалению, сама Международная олимпиада становится все более формализованной, чрезмерно, на мой взгляд, бюрократизированной и все менее творческой. Но здесь ничего не поделаешь: на таком уровне химия превращается в большой спорт.

Как проходит подготовка к олимпиадам по химии? Есть ли какой-то конкретный возраст школьника, когда уже можно понять, будет ли успешен в химии ученик?

Подготовка зависит от уровня олимпиады. Для школьной олимпиады достаточно хорошо освоить школьную программу, и кое-что читать сверх нее. Но чем выше уровень, тем больше приходится трудиться: решать задачи (много или очень много), учить теорию, работать в лаборатории. Что касается возраста, то чаще всего интерес к химии появляется рано, в 8-м, самое позднее, 9-м классе. Будет ребенок побеждать в олимпиадах или нет, определяется окончательно к 10-му классу, когда происходит знакомство с органической химией. В любом возрасте для побед одних способностей мало: должны добавиться трудолюбие и психологическая устойчивость.

Если говорить о профессиях будущего, то какие, на ваш взгляд, специальности, связанные с изучением химии, будут в стране наиболее востребованы через 5-10 лет?

Вечных профессий две - врач и учитель. Сейчас, в информационную эпоху, к ним добавился программист (айтишник). Все три профессии связаны с химией. Если говорить о чисто химических специальностях, то во все времена будут востребованы специалисты в области химического анализа, медицинской химии, органического синтеза.

На естественнонаучной образовательной программе каждая неделя посвящена конкретной дисциплине. Первую неделю ребята углубленно и интенсивно изучали химию. Расскажите, какие темы эта неделя охватывала, как было построено обучение?

Неделя построена традиционно. Мы сочетаем теоретические и практические занятия. Теоретические занятия проходят в форме семинаров, но, в отличие от олимпиадных смен, мы больше обращаем внимание на теоретические вопросы и меньше - на решение задач, т.е. это - семинары-лекции, но с активным участием детей. Мы хотим заложить в них правильное понимание важнейших вопросов химии. Разумеется, уровень обучения адаптирован к профилю: у химиков мы можем позволить себе рассматривать более трудные вопросы, у биологов акцент немного смещен в сторону биохимии, а у физиков иногда приходится начинать с самых базовых понятий, потому что не у всех из них в школе есть предмет «химия».

А вот практические занятия одинаковы для всех: неорганическая химия представлена качественными реакциями, а аналитическая химия - кислотно-основным титрованием. Тем самым, мы знакомим ребят с основами качественного и количественного анализа.

- Вы проводили семинар по физической химии. Расскажите, каких тем вы касались, как проходили ваши семинары?

Я занимался только с химическими группами. Прежде всего, предлагал школьникам самим выбрать тему. Но из этого ничего не вышло: во-первых, они немного стеснялись, а, во-вторых, им интересно все. Поэтому я выбрал начальную тему самостоятельно. Она была навеяна лекцией профессора Гладилина, в которой он подчеркивал роль ковалентных и невалентных взаимодействий в биохимии. Мы начали с химической связи, рассмотрели ее основные виды, механизмы образования, характеристики. Это - совершенно концептуальный вопрос, потому что все химические превращения включают образование и разрыв химических связей. От энергии связей естественным образом перешли к термохимии, ведь соотношение энергий образующихся и разрывающихся связей определяет теплоту реакции. Термохимия - часть термодинамики, поэтому после нее мы с большим удовольствием и взаимным, надеюсь, интересом рассмотрели Второй закон термодинамики - один из основных законов природы - и его применение в химии. Как и положено в физхимии, кое-что посчитали, заодно поучились устному счету и оценкам по порядку величины.

В финале естественнонаучной программы школьники будут защищать проекты по химии? Сколько проектных групп работают и над какими темами? Кто их курирует?

Это не совсем так. Проектов по химии в обычном понимании этого слова на данной программе нет. У нас всего одна неделя и мы целиком посвятили ее учебе. Однако, несколько школьников (восемь, если быть точными) в дополнительное время выполняют практико-ориентированные задачи, связанные с керамикой и синтезом кристаллических глазурей. Курирует ребят мой коллега, один из руководителей смены, Андрей Анатольевич Дроздов. Это входит в область его научных и художественных интересов.

На своих курсах вы всегда стараетесь не только рассказать о химической картине мира, но и познакомить ребят с ее прикладными возможностями, раскрывая как можно шире ее роль в жизни всего, что нас окружает. Работу с воспитанниками февральской образовательной программы вы выстроили в таком же формате? В чем это заключалось?

Вы знаете, нет. О химической картине мира я стараюсь рассказывать только тем людям, которые с химией знакомы слабо и которых еще предстоит ей увлечь. А на февральской программе уже были довольно сильные химики, которых агитировать за химию не надо. Им я старался показать богатство, разнообразие и внутреннюю красоту нашего предмета, а прикладную роль и значение химии они уже хорошо представляют. Кроме того, я акцентировал внимание ребят на необходимости хорошего знания физики и математики. Ведь физика изучает общие законы природы, которые описывают, в том числе, и химические явления. А математика - отличный инструмент для применения физических законов в химии.