Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Система связей между людьми. Фундаментальные исследования. Дополнительные функции взаимоотношений

Экология сознания: Психология. Частые ошибки в понимании мотивов людей вызывают большинство конфликтов и эмоциональных расстройств.

Взаимоотношения – это то, что нужно ПОДДЕРЖИВАТЬ

Мой заголовок может казаться уловкой. Понятно, что никакие правила не могут полностью определить такой сложный механизм как человеческое поведение. Но, несмотря на это, большинство людей имеет тенденцию делать одни и те же ошибки. Эти ошибки достаточно часты и влекут за собой конфликты. Знание этих правил поможет избегать таких ошибок.

Люди стремятся быть хорошими, дружественным, интересным и т.д.

В книгах о взаимоотношениях людей можно найти два довольно далеких друг от друга утверждения:

  • Совершенно очевидно, что люди в основном понимают движущие ими силы, но не всегда хорошо управляют ими. Они хотят быть хорошим, внимательными и т.д.
  • Поведение людей могут объяснить довольно сложные теории, но их трудно формализовать.

Между этими двумя точками видимо и содержится полезная информация, которая может быть применима на практике, хотя это не всегда очевидно. Частые ошибки в понимании мотивов людей вызывают большинство конфликтов и эмоциональных расстройств.

Семь правил

Здесь семь правил, о которых я говорю. Конечно, это не исчерпывающий список, или наоборот, эти семь правил можно как-то свести к трем, более существенным. Однако семь – хорошее число.

Правило 1: Не ищите злой умысел в том, что можно легко объяснить тщеславием

Люди не беспокоятся и не думают о вас. Это не потому, что они являются низкими или вредными, но просто потому, что они главным образом сосредоточены на себе.

Большая часть мыслей и устремлений человека направлена на него самого. Его цели. Его проблемы. Его чувства. Гораздо меньшая часть его внимания направлена в сторону отношений и как они его затрагивают. Что друг думает обо мне? Как начальник оценил мою работу?

И совсем незначительное внимание человек уделяет сочувствию. Сочувствие - редкий случай, когда один человек переживает эмоции и проблемы другого человека. Вместо того, чтобы спрашивать себя, что друг думает обо мне, я спрашиваю себя, о чем думает друг.

Этот небольшой процент внимания распределяется между множеством людей, которых они знают. В результате каждый из нас занимает в умах других людей значение, близкое к нулю. Даже если вы есть в мыслях другого человека то это, скорее, касается ваших взаимоотношений, но не вас лично.

Что это означает?

  • Разного рода смущения и стеснения не имеют смысла. Так как другие сосредотачивают совсем незначительную часть своих мыслей на вас, гораздо важнее ваша самооценка.
  • Люди, которые кажутся низкими или вредными, обычно не делают этого преднамеренно. Конечно, есть исключения, но чаще всего обиды, которые вы получаете от них, это побочные эффекты, но не были главными причинами их поступков.
  • Взаимоотношения – это то, что нужно поддерживать. Не ждите, что они будут складываться сами собой.

Правило 2: Социальное поведение редко бывает очевидным

В основном это правило означает, что большая часть намерений, стоящих за нашими действиями, скрыты. Если человек чувствует себя подавленным или сердитым, обычно результирующее поведение искажает его истинные чувства. Если я чувствую, что вы пренебрежительно обращаетесь со мной, я могу сдержать себя сейчас, но проигнорировать вас позднее.

Человек может сказать «прекрасно», испытывая при этом противоположные чувства.

Отсюда, для того, чтобы быть эффективным, вам нужно не просто слышать человека, но и сосредоточиться на том, что он чувствует. Демонстрируйте доверие, создайте раппорт, пробуйте понемногу учиться этому. Сосредотачиваясь на сочувствии, вы скорее сможете понять другого человека и решить возможную проблему.

Другое приложение этого правила – чаще всего никто не знает о том, что вы чувствуете. Так что не сердитесь, когда люди не понимают вас.

Правило 3: Поведение в значительной степени диктуется эгоистическим альтруизмом

Сказать, что каждый совершенно эгоистичен, будет преувеличением. Конечно, существуют акты доброты, жертвенности и любви. Но большинство (не все, но большинство) поступков исходят из принципов эгоистического альтруизма.

Эгоистический альтруизм - это когда помощь вам прямо или косвенно приносит пользу мне. Здесь несколько примеров, как это применяется:

1. Сделки - Если я покупаю автомобиль, и я и дилер получаем какую-то выгоду. Я получаю автомобиль, который хочу. Дилер зарабатывает деньги, чтобы улучшить свою жизнь. Это преобладающая форма эгоистического альтруизма, которая не имеет эмоциональных связей.

2. Семья - Мы устроены так, чтобы склонны защищать людей, связанных с нами узами родства. Иногда это правило может переходить на близких друзей и любимых.

3. Статус - Помощь кому-то - признак силы. Люди могут предлагать свою помощь, чтобы повысить самооценку и репутацию.

4. Предполагаемая взаимность - Такие отношения могут быть основаны на идее, что если я помогу вам однажды, когда-нибудь вы поможете мне.

Иногда поведение находится вне этих категорий. Поступки могут быть совершенно бескорыстными. Но их меньшинство, тогда как большинство действий можно объяснить некоторой формой эгоистического альтруизма.

Как можно применять это правило? Вы можете понять мотивы людей и обращаться с ними, как с эгоистичными существами. Найдите способы помочь людям. Не ожидайте, что они предложат вам помощь вне эгоистичного альтруизма. Это, конечно, возможно, но маловероятно.

Правило 4: У людей не очень хорошая память

Человек почти наверняка очень быстро забудет имя другого, представившегося ему человека. Люди редко помнят детали событий уже через несколько дней. Люди скорее помнят сходства, чем отличия.

Люди забывчивы по своей природе, поэтому не принимайте за умысел или незаинтересованность, если кто-то о вас забыл. Другая сторона этого правила - вы можете демонстрировать надежность своей памяти, либо развивая ее, либо используя какие-то технические системы запоминания.

Правило 5: Каждый эмоционален

Возможно это преувеличение. Но в целом люди имеют тенденцию испытывать более сильные чувства, чем они проявляют внешне. Люди, регулярно демонстрирующие вспышки гнева, депрессии или энтузиазма, осуждаются большей частью общества. Это особенно относится к мужчинам.

Как следствие не нужно думать, что все прекрасно только потому, что ни у кого нет нервного срыва. Чтобы быть эффективным и вовремя предугадывать проблемную ситуацию нужно быть чувствительным к подводным течениям человеческого состояния.

Дополнительно можно сказать, что люди будут предполагать, что с вами все прекрасно, если только вы явным образом не продемонстрируете обратное.

Правило 6: Люди одиноки

Это кажется широким обобщением. Но удивительно, сколько людей, которые, кажется, имеют многое, страдают от одиночества. Как социальные существа, люди особенно чувствительны к любым угрозам лишиться общества. Одиноким можно быть даже окруженным множеством людей.

Поскольку одиночество является довольно обычным делом, в этом смысле (одиночества), вы никогда не будете одни. Если же серьезно, проявляйте внимание к интересам других людей, может вы обнаружите точки соприкосновения с вашими интересами. С другой стороны, другие люди вряд ли самостоятельно узнают ваши интересы, если вы им об этом не расскажите.

Правило 7: Люди погружены в себя

Это в чем-то походит на повторение правила номер один. Такие факты, что люди склонны быть чрезвычайно заинтересованными только собой, что они часто одиноки, что они более эмоциональны и чувствительны, чем делают вид, дают нам пищу для размышления и повышения своей эффективности.

Я люблю оптимистические, но вместе с тем реалистичные представления о людях. Люди в целом стараются изо всех сил, но делают ошибки и страдают от непреднамеренного эгоцентризма. Другими словами, они в основном походят на вас. опубликовано

Человек с самого момента своего рождения является неотъемлемой частью взаимосвязанных и взаимодействующих общественных связей. Он оказывается втянут в цепочки и серии взаимодействий. Проблемой его опыта становится уже не фиксация отдельных взаимодействий, а контакт с системами взаимодействия.

Еще более сложные взаимодействия характеризуют жизнь общества, ведь общество это процесс и продукт взаимодействия людей как с природой, так и между собой. Духовный мир людей организуется через смысловые (психологические, логические, нравственно-эстетические и иные) взаимодействия.

Равным образом любое общество взаимодействует между собой путем использования взаимодействия, без которого ничего не было бы, позволяя при этом вырабатывать характеристики форм человеческого события, человеческой деятельности и познания. Именно сложные формы взаимодействия характеризуют жизнь общества. По определению К. Маркса, общество - это «продукт взаимодействия людей»

Взаимодействие содержит в себе и познавательный парадокс. С одной стороны, оно проявляется благодаря “вписанности” познающего человека в ситуацию, с другой стороны - оно указывает на факторы, силы и причины, выходящие за рамки познавательной ситуации, не зависящие от субъекта, обусловливающие несовпадение взаимодействий и его обнаружения человеком.

Данность взаимодействия ставит человека перед необходимостью считаться с их объективными свойствами, не зависящими от его познавательной установки и его воздействия на логику вещей. Эта парадоксальность взаимодействия связана с тем, что человек существует не в отдельных актах события с людьми и вещами, а в последовательностях, рядах, переплетениях таких актов.

Для гомо сапиенс, возникшего исторически, его сознания, окружающий мир уже представлял собою взаимодействие коренных начал - материального и духовного - в качестве реальностей, существующих вне и независимо от воспринимающего их сознания и явившихся для него одновременно. Такое представление может исторически эволюционировать, но в принципе оно сохраняет свою внутреннюю устойчивость и всеобъемлющий характер, тенденцию к бесконечному уточнению, развитию и совершенствованию, приближаясь к наиболее верному пониманию мира и самого человека, с точки зрения “философии взаимодействия”, но никогда не исчерпывая его.

Стремление всюду и везде, всегда и во всем видеть и находить взаимодействие соответствует объективной природе предметов, вещей и явлений - материальных и духовных - и одновременно дает человеку самую универсальную и правильную ориентацию для постижения им окружающей реальности и самого себя, а также для его поведения в обществе и в общении с другими людьми.

Стремление к взаимодействию пробуждает, стимулирует, развивает и закрепляет самые лучшие, общеполезные непреходящие по своему значению человеческие качества, такие, как проницательность, терпимость, выдержка, сочувствие, самообладание, доверие, уступчивость, милосердие, доброта и т. д.

В социально-политической сфере установка на взаимодействие предполагает понимание противоположной позиции, других интересов и потребностей, известной правоты другой стороны, способность прийти к более широким и комплексным взглядам, к осознанию приоритета более глубоких, сближающих и объединяющих различные позиции совместных интересов.

В результате взаимодействия истинной победой оказывается победа каждой из сторон над собой, своей ограниченностью, узостью и эгоизмом. Победа становится тогда обоюдной победой, а потому внутренне прочной и благотворной для обеих сторон и шире - для всех, кто так или иначе связан с процессом взаимодействия противостоящих в данном случае друг другу сторон или сил.

При взаимодействии сохраняется принципиальная самостоятельность и определенность каждой из взаимодействующих сторон. В то же время, каждая из них идет на некоторые уступки, в конечном счете взаимоприемлемые и взаимополезные. Однако подлинное взаимодействие невозможно при полной капитуляции или полной неуступчивости одной из сторон. Это относится и к материальной, и к духовной сферам жизни, и к политике и к культуре.

Зрение, слух, осязание, обоняние есть взаимодействие между объектами восприятия и определенными органами чувств. Любые перемещения в пространстве тоже есть взаимодействие различных физических тел и человека с землей, водой и т. д. Находясь в любой среде, физические тела и человек взаимодействуют с ней и между собой, даже будучи в состоянии покоя. Любые отношения человека к какому-либо предмету и действия с ним представляют собой взаимодействие с этим предметом. Всякая человеческая деятельность (материальная и духовная) - это взаимодействие между замыслом исполнителя и его реальным воплощением, в процессе которого происходит их взаимокоординация. Взаимодействие происходит в объектах живой и неживой природы на разных уровнях их структуры и различных протекающих в них процессов. Одним словом, феномен взаимодействия охватывает собою весь окружающий человека мир (материальный и духовный) и самого человека.

Взаимодействие как реальное явление и как представление фактически существовало всегда, если брать за исходную позицию возникновение гомо сапиенс, но только в современных условиях есть наибольшие исторические и логические основания сделать взаимодействие поистине ведущим и определяющим постулатом особой “философии взаимодействия”, действительно всеобъемлющей и принципиально новой, по сравнению со всеми предшествующими философскими направлениями и концепциями.

Истинное благо и счастье человека состоит в его взаимодействии, максимально полном, органичном и плодотворном, с окружающим миром, материальным и духовным, и с другими людьми, а взаимодействие со всем “неподобным” и подобным себе, позволяющее человеку проявить собственные возможности и усвоить все нужное и полезное ему, получаемое извне, составляет цель и смысл человеческой жизни.

Каждое взаимодействие подразумевает стремление индивида достижения конкретных целей. Под целями философии взаимодействия понимается состояние или результат, которых в настоящее время еще нет, но которые намечено достигнуть и в процессе взаимодействия с другими объектами.

Степень достижения поставленных целей при осуществлении взаимодействия называют его эффективностью. Чем больше степень достигаемых целей, тем больше эффективность. Однако цели могут быть неодинаковы и неравноценны. В юридической литературе они подразделяются по степени их важности на цели высокого и более низкого уровня.

Характеристика взаимодействия как взаимного изменения сторон системы, при котором движение приобретает "круговой" характер, относится и к любой конкретной системе взаимодействующих явлений. Такая конкретная система также выступает в качестве "причины самой себя", т.е. заключает внутри себя источник своего собственного движения. Понимаемая так причина совпадает с внутренней противоречием данной конкретной системы.

Взаимодействие всегда носит конкретный характер в том смысле, что оно есть всегда отношение сторон. Определяются целостной системы, например солнечной системы, растительного, животного царств, человеческого общества, определенных общественно-экономических формации. Содержание взаимодействия обусловлено природой составляющих его моментов, взаимное изменение которых и выступает как конкретное движение данной системы. Примерами такого диалектического взаимодействия может служить любая конкретная система, например живые организмы. Живые организмы преломляют воздействия внешней среды через специфическую организацию своего тела и взаимоотношения особей данного вида. Ярким примером самосохраняющейся, самовоспроизводящейся и самодвижущейся системы взаимодействующих явлений может служить именно человеческое общество в его развитии, основанном на специфических социальных закономерностях.

Отдельно хочется остановиться на появившееся в середине 20-го столетия течении - а именно «Философии взаимодействия» («биализм»). «Философии взаимодействия» исходит из того, что все реальные явления в мире, то есть существующие вне и независимо от своего восприятия, на всех уровнях и в любом выражении представляют собою взаимодействие присущих им материального и духовного начал. Мир «бинарен», а не «монистичен». Оба начала исконны и суверенны. Нет и не может быть никакой «первичности», онтологически - генетической и структурно-функциональной одного из них. Одно начало не существует вне и без другого. Оно может доминировать в явлении. Оба начала постоянно и неисчерпаемо многообразно дополняют и взаимообогащают друг друга. При этом они способны частично переходить друг в друга, усиливая одно из начал. В то же время никогда и не где, ни в чем и ни на каком уровне одно из начал полностью не перейдет в другое.

Взаимодействие есть процесс, внутреннее единство которого осуществляется в непрерывном изменении его элементов, сторон. Воспроизведение явления на основе взаимодействия его собственных элементов и выступает как его развитие (саморазвитие). В саморазвивающейся системе причина ее существования в конечном счете оказывается ее же собственным следствием. Цепь причин и действий замыкается здесь уже не только на «кольцо», но и на «спираль». Образцом такой формы взаимодействия является система взаимодействия экономических явлений, научно воспроизведенная в «Капитале» Маркса.

В аналогичном отношении взаимодействия находятся между собой теория и практика человека. Теория есть не только следствие практики. Возникая на основе практики и получая в ней активный стимул своего развития, теория оказывает обратное воздействие на практику.

Однако при более внимательном анализе выявляется, что "чистое" взаимодействие двух - это идеализация, оставляющая за рамками "скрытых" посредников: нормы, стереотипы, ориентации, выходящие "за границы" непосредственного контакта. В сфере анализа природных объектов и систем также приходится при характеристике взаимодействия учитывать разного рода временные, ансамблевые, популяционные зависимости, не фиксируемые в рамках непосредственных взаимодействий. Человек, т. о., оказывается втянут в цепочки и серии взаимодействий. Проблемой его опыта становится уже не фиксация отдельных взаимодействий, а контакт с системами взаимодействия.

Собственно, это и отличает современную "неклассическую" ситуацию познания от классической, образованной "вокруг" отдельного взаимодействия вещей, предполагающей отдельного субъекта с отдельным актом фиксации взаимодействия. Но чем заметнее это отличие, тем яснее, что определение познавательной ситуации схемой отдельного взаимодействия было своего рода идеализацией, акцентированной на привычных и устойчивых формах человеческого опыта. Простота опыта человеческих взаимодействий оказалась предзаданной, обусловленной, потребовавшей дополняющих обычный опыт объяснений.

Взаимодействие содержит в себе познавательный парадокс. С одной стороны, оно проявляется благодаря "вписанности" познающего человека в ситуацию, с другой стороны - оно указывает на факторы, силы и причины, выходящие за рамки познавательной ситуации, не зависящие от субъекта, обусловливающие несовпадение взаимодействие и его обнаружения человеком.

Можно отметить, что такая парадоксальность взаимодействия связана с тем, что человек существует не в отдельных актах события с людьми и вещами, а в последовательностях, рядах, переплетениях таких актов. Ему постоянно приходится переходить от отдельных взаимодействий к их сцеплениям и цепочкам, а следовательно, и менять свои познавательные позиции, средства и инструменты. Фактически ему необходимо делать это для того, чтобы за непосредственными взаимодействиями видеть взаимодействие опосредованные, чтобы осваивать или создавать средства, включающие его в системы взаимосвязей более широких, чем те, что ему непосредственно даны.

В области общественной примером взаимодействия может быть непосредственное общение между человеческими индивидами. Зачастую взаимодействие отождествляют именно с непосредственным взаимодействием.

Непосредственные взаимодействия выявляют отдельные свойства объектов, но далеко не всегда могут характеризовать их особенности, определенность присущих им форм движения. Конкретизация представлений о типах движения, об особых совокупностях взаимосвязанных объектов, об их качествах достигается человеком за счет создания средств измерения, понятий о мерах, знаний о категориях явлений и способах их сопоставления. Этот опыт закрепляется в познании, которое принято называть научным.

Ключевым является вопрос о соотношении данности человеку ситуации его бытия и необходимости для человека выходить за пределы этой данности, учитывать эту необходимость в характеристиках своего бытия. Взаимодействие являются исходными пунктами разного рода познавательных ситуаций постольку, поскольку они обнаруживают сдвиги и изменения в состояниях и движениях предметов, в позициях, действиях и восприятиях человека. Взаимодействие, "открывая" свойства включенных в него объектов, вместе с тем косвенным образом определяет ситуацию познания, фиксирует познавательные способности субъекта, его "помещенность" в ситуацию, его причастность взаимодействия, а стало быть, и его собственные свойства.

взаимодействие общество человек философия

Общаться с окружающими людьми — одно из важных умений, с которым мы сталкиваемся каждый день. Коммуникационный навык приобретается и формируется в детстве, а затем — в зависимости от личного опыта и окружающих людей — преобразуется, совершенствуется или деградирует. Как строить взаимоотношения с людьми не только успешно, но и на взаимовыгодной основе, знает далеко не каждый современный человек. Тут важно обладать не только аналитическими способностями, но и знать, какие существуют правила и секреты этого процесса.

Но все это в первую очередь зависит от самого человека. Кому-то это дается проще, кому-то тяжелее. Проблема взаимоотношения с людьми всегда будет остро стоять в современном обществе, и эту тему никогда не перестанут изучать всевозможные психологи и социологи — а все потому, что это настоящая кладезь новых идей и теорий, которые позволяют узнать больше об обществе в целом, и о каждом человеке конкретно.

Давайте разберем правила и секреты успешного построения отношений с окружающими людьми на основе рекомендаций практикующих психологов.

Три главных секрета коммуникационного успеха

Как говорят психологи, существуют три главных секрета коммуникационного межличностного успеха. Они включают в себя такие аспекты, как:

  • способность слушать и слышать своего собеседника;
  • способность адекватно оценивать собственные способности и роль в жизни контактера;
  • адекватность психологических реакций в ответ на получаемую информацию.

Если вы испытываете проблемы при контакте с другими людьми, то в первую очередь стоит обратить внимание на детство. Бывает даже самые мелкие и незаметные на первый взгляд события становятся причиной серьезных проблем. Очень важно с самого раннего детства учиться находить с окружающими общий язык, что не всегда бывает просто. Но именно благодаря этому мы учимся быть взрослыми и учимся строить отношения с другими людьми. Без подобного навыка прожить в современном мире невозможно: хочешь, не хочешь, а каждый день вы общаетесь с продавцами, соседями, родителями и коллегами.

Способность выслушать и адекватно оценить полученную информацию — самый важный навык коммуникации. Невозможно построить успешные взаимоотношения с окружающими людьми, если не давать именно ту реакцию, которую ожидает увидеть собеседник. Например, подруга, рассказывая о своих проблемах в отношениях с мужчинами, не всегда хочет услышать сожаление и жалость. Чаще всего такой человек ищет моральной поддержки и информацию, которая поднимет самооценку.

Нужно всегда оставаться верной себе, в не зависимости от того с кем вас свела судьба в жизни и на работе. Не пытайтесь произвести впечатление на человека, представляясь тем, кем на самом деле не являетесь — даже маленькая ложь в подобных вещах рано или поздно раскроется. Не старайтесь быть кем-то кроме себя — это лучший способ наладить отношения с другими людьми. Мы всегда чувствуем, когда человек искренен, а когда пускает пыль в глаза. И ваши действия также должны показывать вас как индивидуальность, а не красивую копию чьего-то образа. Делайте и поступайте, так как считаете нужным. При обсуждении того или иного вопроса, стоит быть наверняка уверенной в тех вещах, о которых вы говорите.

Также стоит быть искренне заинтересованной в том, о чем вы говорите с другим человеком. Это наилучший способ познакомиться и подружиться с большим количеством людей. Еще одно важное условие — это уважение и к себе, и к собеседнику. И не скупитесь на комплименты и похвалу — людям очень нравится, когда их заслуги ценят по достоинству и отмечают их действия. Это не только способ проявить свою воспитанность, но и возможность поднять самооценку другому человеку, придать ему уверенности или прибавить энтузиазма в каком-либо начинании.

Основа отношений между людьми — доверие и искренность!

Фундамент и основа любых взаимоотношений — это доверие, без него далеко не уйдешь в современном мире. Доверие возникает только в том случае, если человек уверен в том, что именно вы из себя представляете. Не стоит ставить стены во взаимоотношениях с людьми из-за прошлого печального опыта — несомненно, сделать это очень и очень сложно. Но этот полезный навык только прибавит вам плюсов как личности, очень сильной личности.

Доверие и искренность своих намерений — это прочная основа крепких и длительных отношений между людьми вне зависимости от социальных и гендерных различий!

Следующий принцип гласит: «Говорите, что собираетесь делать. И делайте это». Не стоит давать обещаний, которые вы не сможете выполнить. Не стоит обещать человеку золотые горы, если вы даже не уверенны в своих силах или не имеете понятия, как это будете делать. Будете человеком слова, и тогда окружающие, несомненно, потянутся к вам. Люди будут знать, что вам можно доверять, что вы целостный человек, который прекрасно знает свои возможности и умело их принимает, и не обращает внимания на зависть и глупость окружающих, он не пытается казаться кем-то другим.

Улыбайтесь как можно чаще и при любых обстоятельствах. Только посмотрите на окружающих. И что вы там видите? Уставшие, раздражённые и нетерпеливые лица людей, которые вечно куда-то спешат или с кем-то ругаются. К ним даже подойти не хочется, не то что разговаривать. Улыбающийся человек сразу привлекает к себе внимание окружающих и инстинктивно вызывает чувство доверия. Улыбка является лучшим аксессуаром для девушки, о чем не забывают нам говорить дизайнеры чуть ли не с самого времени появления моды. Она словно говорит: «Вы мне нравитесь. Вы делаете меня счастливой. Я рад тебя видеть». Только попробуйте, и вы увидите — люди, в большинстве своем, отвечают нам тем же.

Успешные люди в основной своей массе знают о том, как строить взаимоотношения между людьми на различных социальных ступеньках. Это позволяет им мотивировать окружающих на успешную деятельность, поддерживать в трудную минуту и оказывать влияние на поведение сотрудников. Стоит использовать эти правила и секреты для успешного построения межличностных коммуникаций.

При разговоре стоит избегать критики, осуждения или жалости, которые зачастую ничуть не решают проблему, а иногда даже усугубляют проблему. Сами того не замечая вы можете обидеть человека или совсем испортить отношения. Стоит внимательно следить за своей речью и попытаться понять человека, а не осуждать, не зная и не разбираясь в ситуации. Поставьте себя на их место: чтобы вы предприняли в подобной ситуации, какого было бы вам и что бы вы предприняли? А затем вместе с собеседником постарайтесь найти путь или хотя бы разработать несколько возможных вариантов выхода из той или иной ситуации.

И последнее, самое главное правило — это умение промолчать в нужный момент. Именно это качество мы так ценим в других, и хотим, чтобы замечали и ценили в нас. Умение промолчать в нужный момент и выслушать, не перебивая собеседника, располагает людей к более откровенному диалогу, или просто беседе в доброй и спокойной атмосфере.

Межличностные отношения

Межличностное общение как взаимодействие между людьми, условие их взаимопонимания и взаимоотношений между ними является процессом, который может рассматриваться как система «человек – человек» во всей многогранной динамике ее функционирования.

Межличностное взаимодействие представляет собой реально функционирующую связь субъектов, наделенных сознанием и целенаправленной взаимозависимой активностью. Понятие «межличностное взаимодействие» объединяет не только частные понятия, такие как «взаимопонимание», «взаимопомощь» («взаимное содействие»), «сопереживание», «взаимное влияние». В него включаются и противоположные категории – «взаимное непонимание», «противодействие» или «отсутствие действия», «отсутствие сопереживания, сочувствия, взаимного влияния».

Межличностные отношения можно рассматривать с различных сторон. С одной стороны, к межличностным отношениям относят субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, которые объективно обнаруживаются в характере и методах взаимообусловленных воздействий, проявляемых людьми в ходе совместной деятельности и общения. С другой стороны, межличностные отношения можно описать как систему установок, ориентаций, стереотипов и т. д., благодаря которым люди имеют возможность воспринимать и оценивать друг друга. Эти элементы межличностных отношений образуют базис социально-психологического климата в коллективе, поскольку опосредствованы не только содержанием и целями совместной деятельности, но также ее ценностями и организацией.

Каждому человеку, индивиду, в течение жизни приходится исполнять различные социальные роли, которые указывают на его место в системе общественных отношений, установленный нормой образец поведения, ожидаемый от находящегося на этой позиции. Если исполнители социальных ролей, вступая во взаимоотношения, не учитывают особенностей их исполнения, то общественные отношения становятся безличностными. Если же в стиле исполнения социальной роли проявляются личностные черты, вызывающие у других членов коллектива ответные реакции, мы говорим о формировании системы межличностных отношений.

Известно, что индивид становится личностью только в условиях формирования его в группе, вследствие чего личность выступает как непосредственный и опосредованный выразитель внутригрупповых отношений. Группа наделена высокой степенью значимости для личности, поскольку характеризует определенную систему деятельности, заданную ее местом в системе общественного разделения труда. В то же время группа и сама предстает в качестве субъекта отдельного вида деятельности, на основании чего она включается в систему общественных отношений. Таким образом, только группа может отражать в полном объеме коренные особенности социального строя, в условиях которого она возникла и осуществляет свою деятельность.

Межличностные отношения могут выстраиваться на рациональной либо эмоциональной основе. Рациональные межличностные отношения строятся на основе знания людей друг о друге и, соответственно, объективных оценок, которые они получают от окружающих. Межличностные отношения не возможны без эмоциональной основы, то есть тех или иных чувств, возникающих между людьми. Эмоциональные отношения , являясь полной противоположностью рациональным, базируются на субъективных оценках, основанных на индивидуальном восприятии человека человеком. Подобные отношения характеризуются положительными или отрицательными эмоциями и не всегда основаны на объективной, соответствующей реальности информации о человеке. Чувства, лежащие в основе эмоциональных отношений, могут объединять (конъюнктивными) и разъединять (дизъюнктивными), но всегда способствовать развитию межличностных отношений в группе и распределению социальных ролей в ней.

Социальную роль (аспект или часть деятельности личности), которую индивид выбирает и играет в процессе свой жизнедеятельности, следует понимать как безличную норму, не связанную с личными свойствами индивидов, ее выполняющих. Однако те требования, которые эта роль предъявляет к человеку, не всегда являются однозначно сформулированными. В то же время этим требованиям присуща определенная доля объективности.

Естественно, что исполнение роли сопровождается обязательным условием – ее интериоризацией, то есть усвоением личностью. В первую очередь важно, как человек воспринимает, осознает и оценивает свою роль, какое место он отводит ей в своем образе Я и, наконец, какой личностный смысл он вкладывает в нее. Мы видим, что понятие «социальная роль» выступает в качестве связующего звена между деятельностью личности, ее самосознанием и функционированием социальной системы. Без отнесения себя к какой-либо социальной роли личность не может себя определить. Для личности, стремящейся определить свое Я, точкой отсчета служат социальные роли.

Межличностное взаимодействие характеризуется совместимостью и «срабатываемостью» партнеров, от чего зависит характер и длительность межличностных отношений. Наличие реального межличностного контакта диагностируется успешностью выполнения совместных задач, удовлетворенностью партнеров друг другом. Взаимодействие имеет промежуточную форму, с помощью которой оно перерастает в общение или остается неразвитым. Такая переходная форма называется «контакт» (от лат. contactus, con-tingo – трогать, прикасаться, захватывать, доставать, достигать, иметь отношение с кем-либо). В психологии под контактом понимается «сближение субъектов во времени и пространстве, а также некая меру близости в отношениях». Такой подход к определению «контакта» позволяет рассматривать его как необходимое условие правильного взаимодействия – либо как тесный, непосредственный или, наоборот, неустойчивый, опосредованный контакт. Без контакта трудно рассчитывать на эффективное взаимодействие. В процессе взаимодействия влияние людей и их взаимодействие включают подражание, внушение, конформизм. В условиях, когда деятельность одного человека неотделима от совместной деятельности, проявляется максимальный уровень влияния общения на психические проявления индивидов.

В общем числе подходов к описанию внутренних механизмов межличностного взаимодействия (Р. Бейлз ), выделяются теория обмена, психоаналитический подход, теория управления впечатлениями, концепция символического интеракционизма.

В соответствии с теорией обмена (Дж. Хоманс ), в основе взаимодействия людей друг с другом лежит их собственный опыт, предполагающий возможные награды и затраты. Дж. Хоманс считает, что каждый человек пытается найти равновесие между наградами и затратами, что должно ему позволить сделать взаимодействие устойчивым. Повторяемость типов поведения зависит от числа вознаграждений (чем чаще вознаграждения, тем больше повторения), при этом зависимость вознаграждения от каких-либо условий приводит к тому, что человек стремится воссоздать их. Кроме того, величина вознаграждения определяет усилия, затраченные на его получение (перспектива получить большее вознаграждение, готов затратить большие усилия). Если же человек в своих потребностях близок к насыщению, то он не рассчитывает прилагать усилия для удовлетворения этих потребностей. Теория обмена позволяет описывать такие сложные виды взаимодействия, как отношение власти, переговорный процесс, лидерство и т. п. Межличностное взаимодействие не может рассматриваться как простой обмен вознаграждениями, поскольку реакция человека на вознаграждение не всегда описывается линейной зависимостью «стимул – реакция». История человечества знает немало примеров, когда высокие вознаграждения приводили к снижению активности людей и т. п.

Сегодня широкой популярностью пользуется психоаналитический подход , разработанный З. Фрейдом, согласно которому межличностное взаимодействие основано на представлениях, усвоенных в раннем детстве, и конфликтах, пережитых в этот период жизни («все мы родом из детства»). Исходя из этой теории, люди в процессе взаимодействия тиражируют и воспроизводят детский опыт. Согласно теории З. Фрейда, притягательность групп для человека и покорность лидерам этих групп объясняется отождествлением их с могущественными личностями, которых в детстве олицетворяли наши родители, а не личностными качествами лидеров. Мы как бы возвращаемся к более ранним стадиям своего развития, а отсутствие каких-либо ожиданий содействует укреплению власти лидеров групп.

Автором теории управления впечатлениями , или теории социальной драматургии, является Э. Гофман . С его точки зрения, ситуации социального взаимодействия схожи с драматическими спектаклями, а люди стремятся производить и поддерживать лестные впечатления о себе («весь мир – театр, а люди в нем – актеры»). С целью произвести хорошее впечатление на других человек сам подготавливает соответствующие ситуации. Таким образом, социальные ситуации рассматриваются как драматические спектакли в миниатюре: «Несмотря на определенную цель, которую индивид мысленно ставит перед собой, несмотря на мотив, определяющий эту цель, он заинтересован в том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Эта регуляция осуществляется, главным образом, путем его влияния на понимание ситуации другими; он действует так, чтобы производить на людей необходимое ему впечатление, под воздействием которого другие станут самостоятельно делать то, что соответствует его собственным замыслам» (Э. Гофман).

Символический интеракционизм (концепция предложена Дж. Мидом и Г. Блумером ) представляет собой специфическую трактовку интерактивной стороны взаимодействия, которая определяет поведение людей и отношение друг к другу уровнем придаваемого им значения. По мнению Дж. Мида, поступки человека как социальное поведение основаны на обмене информацией. Таким образом, во взаимодействии Дж. Мид выделил два типа действий – незначимый жест (автоматический рефлекс, например моргание) и значимый жест (определен осмыслением поступков и намерений другого человека). Чтобы произвести значимый жест, человек должен поставить себя на место другого или принять его роль. Наши способности осуществлять жесты обусловлены тем, что человек с детства приучен придавать значение определенным предметам, действиям и событиям, превращая их в символы. Взаимодействие между людьми, в соответствии с этой теорией, является непрерывным диалогом, осуществляя который люди наблюдают друг за другом, осознают намерения других и реагируют на них. Согласно теории символического интеракционизма личность формируется в процессе взаимодействия с другими личностями благодаря установлению контроля за действиями личности и представлениями о ней, которые складываются у окружающих.

Для общения с другими людьми человек должен придерживаться принятых правил взаимоотношений, отличать правильное и неправильное поведение. Вырабатываемые в обществе социальные нормы принимаются на основе общих представлений и используются для регулирования поведения людей. Групповая (или социальная ) норма представляет собой стандарт поведения в обществе, являющийся регулятором отношений. Сфера социальных норм весьма разнообразна – в нее входят образцы поведения, отвечающие требованиям поведения в учебном коллективе или в организации, воинский долг, правила вежливости и т. п.

Эффективность взаимодействия определяется содержанием норм. Нормы, принятые в группе, усваиваются всеми ее членами и регулируют их поведение, позволяя оценить те или иные возможности и способы действия отдельных участников и группы в целом. Таким образом, норма представляет собой целостную систему возможных способов поведения, которые более или менее точно соблюдаются членами группы или общества. Время существования нормы не ограничено, но изменение условий жизни людей может привести к их смене (когда некий стандарт оказался бесполезным или превратился в помеху).

В зависимости от представлений той или иной группы, нормы могут оцениваться положительно или отрицательно. Первую оценку получают нормы, способствующие развитию группы, поддерживающие ее цели и задачи. Соответственно отрицательно оцениваются нормы, препятствующие достижению целей группы.

Уровни проявлений нормы варьируются от общепринятых до групповых. У любой нормы имеются предпосылки, и она возникает при определенных условиях. Как правило, нормы проявляются в значимых для окружающих действиях и ситуациях. Нормы бывают писаные и неписаные, общие для всех (безотносительно личности) и особые (относящиеся лишь к ограниченному кругу людей). Кроме того, нормы различаются по степени и широте допускаемых отклонений и наказаний, предполагаемых за их нарушение.

Следовательно, нормы поведения включают в себя обычаи, нравственные нормы и законы, позволяющие регулировать взаимоотношения между людьми. Народы вырабатывали те или иные обычаи в процесс развития, что позволяло им лучше приспособиться к окружающей среде. Каждому новому поколению передаются общественные нормы в готовом виде. Некоторые наиболее важные для жизнедеятельности общества обычаи приобретают характер нравственных норм.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ГРУППАХ И КОЛЛЕКТИВАХ

автора Ильин Евгений Павлович

РАЗДЕЛ II Межличностные отношения и взаимопонимание

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

11.1. Межличностные отношения и их классификация Межличностные отношения - это отношения, складывающиеся между отдельными людьми. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека.Межличностные отношения делятся на следующие

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

ГЛАВА 14 Межличностные отношения К. А. Абульханова-Славская (1981) пишет, что «психология общения вычленяет свой предмет тогда, когда рассматривает, как двое, вступая в контакт, создают нечто третье, что и представляет собой отношение между ними» (с. 225). Поэтому отрывать

Из книги Психология личности автора Гусева Тамара Ивановна

24. Общение и межличностные отношения Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. В последнее время в науке используется понятие

Из книги Этнопсихология автора Стефаненко Татьяна Гавриловна

1.1. Отношения межгрупповые и межличностные Межэтнические отношения могут быть проанализированы с разных точек зрения, поэтому изучением проблем, касающихся межэтнических отношений, занимаются многие науки – культурантропология, политология, социология, экономика,

Из книги Воспитателю о сексологии автора Каган Виктор Ефимович

Подростковая психика и межличностные отношения Подростковый возраст обычно называют, и не без оснований, трудным, связывая его трудности с особой «подростковой психикой». Представители биогенетического универсализма конца XIX - начала XX в. понимали подростковый кризис

автора Ритерман Татьяна Петровна

Межличностные отношения Межличностное общение как взаимодействие между людьми, условие их взаимопонимания и взаимоотношений между ними является процессом, который может рассматриваться как система «человек – человек» во всей многогранной динамике ее

Из книги Психология. Полный курс автора Ритерман Татьяна Петровна

Межличностные отношения Межличностное взаимодействие объединяет не только частные понятия, такие как взаимопонимание, взаимопомощь (взаимное содействие), сопереживание, взаимное влияние. В него включаются и противоположные категории – взаимное непонимание,

Из книги Психология. Полный курс автора Ритерман Татьяна Петровна

Межличностные отношения Межличностные отношения можно рассматривать с различных сторон. С одной стороны, к межличностным отношениям относят субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, которые объективно обнаруживаются в характере и методах

автора Волков Павел Валерьевич

5. Межличностные отношения (проблемы коммуникации) Ограничусь описанием типичных для эпилептоидов психологических игр и манипуляций, представляющих опасность для окружающих. Чтобы понять конкретные эпилептоидные игры и манипуляции, кратко определим основные понятия

Из книги Разнообразие человеческих миров автора Волков Павел Валерьевич

4. Межличностные отношения (проблемы коммуникации) Сосредоточимся в этой главе на не самых приятных особенностях взаимодействия истериков с окружающими, чтобы быть готовыми к ним в жизни.1. «Двойной наговор». Например, девушка сообщает подруге «А» под большим секретом,

Из книги Разнообразие человеческих миров автора Волков Павел Валерьевич

4. Межличностные отношения (особенности коммуникации) Дефензивный конфликт астеника многообразно проявляется в его поведении. Характерно сказал про себя один из них: «Я бегаю из норки во дворец». Астеник ищет в жизни маленький уютный уголок, чтобы спрятать там душевную

Из книги Разнообразие человеческих миров автора Волков Павел Валерьевич

4. Межличностные отношения (особенности коммуникации) Психастеник, как и астеник, испытывает достаточно много трудностей в общении с людьми. Отличие в том, что психастеник эти трудности тщательно обдумывает, анализирует. После важного разговора он тревожно перебирает в

Из книги Разнообразие человеческих миров автора Волков Павел Валерьевич

7. Межличностные отношения (особенности коммуникации) В отношениях с циклоидом нужно быть готовым к его способности удивлять нас контрастами в калейдоскопе своего настроения. В хорошем настроении циклоид является теплым, жизнелюбивым человеком. Бывает, что циклоид

Из книги Секс в семье и на работе автора Литвак Михаил Ефимович

2.3. Межличностные отношения и секс Еще немного теории, которая может весьма пригодиться на практике, избавить от разочарований, дать известную долю радости. Эти положения касаются межличностных отношений, любое из которых может привести к сексу. С точки зрения Э. Берна,

Глава 6. Социально-психологические феномены

2. Психология взаимодействия людей. Межличностные отношения

В качестве клеточки анализа социальной психологии рассматривают ситуацию взаимодействия двух и более людей.

Взаимодействие - это действия индивидов, направленных друг к другу. Такое действие может быть рассмотрено как совокупность способов, применяемых человеком для достижения определенных целей - решения практических задач или реализации ценностей.

П. Сорокин предостерегает, что «если бы кто-нибудь предпринял анализ взаимного поведения членов какой-нибудь социальной группы, совершенно игнорируя психические процессы, происходящие в психике каждого члена при том или ином поступке и описывая только внешние формы актов поведения, то вся социальная жизнь ускользнула бы целиком из-под анализа».

Таким образом, анализ социальных взаимоотношений имеет два аспекта: психологический и логико-смысловой. Поскольку любое социальное взаимодействие может быть рассмотрено с этих двух точек зрения, целесообразно начать с анализа самых общих и фундаментальных форм социального взаимоотношения, переходя к более специфичным - экономическим, политическим и другим формам социального взаимодействия.

Существуют два основных уровня исследования социального взаимодействия: микроуровень и макроуровень. Взаимодействие людей друг с другом, в парах, в малых группах или межличностная интеракция изучается на микроуровне. Макроуровень социального взаимодействий включает крупные общественные структуры, основные институты общества: религию, семью, экономику.

Социальная жизнь возникает и развивается ввиду наличия зависимостей между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом. Люди вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга. Социальная связь - это зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. В социальной связи можно выделить:

  • субъекты связи (два человека или тысячи людей);
  • предмет связи (по поводу чего осуществляется связь);
  • механизм регулирования взаимоотношений.

Прекращение связи может происходить при изменении или утрате предмета связи, либо при несогласии участников связи с принципами ее регулирования. Социальная связь может выступать в виде социального контакта (связь между людьми поверхностна, мимолетна, партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком) и в виде взаимодействия (систематические, регулярные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера, причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего). Социальные отношения - это устойчивая система взаимодействия между партнерами, имеющая самовозобновляющийся характер.

П. Сорокин подчеркивал, что «психическое и социальное взаимодействие (обмен представлениями, чувствами, желаниями, переживаниями) возможно:

  • при наличии психики, органов чувств (чтобы узнать переживания и мысли другого человека, мы должны видеть выражение его лица, глаз, слышать его голос, смех, слова);
  • если взаимодействующие люди одинаковым образом выражают одни и те же психические переживания, одинаково понимают сами символы, объективирующие душевные состояния.

Ситуация контакта двух и более людей может принимать различные формы: 1) простое соприсутствие; 2) обмен информацией; 3) совместная деятельность; 4) равная обоюдная или асимметричная активность, причем активность может быть разного типа: социальное влияние, сотрудничество, соперничество, манипуляция, конфликт и др.

2.1 Межличностные отношения и взаимодействия

Пожизненная зависимость людей друг от друга помещает проблему человеческих взаимоотношений в самую сердцевину существования человека. Люди имеют сильнейшую потребность в присоединенности: входить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты.

Эта потребность, будучи обусловлена биологически-социальными причинами, способствует выживанию человека: в наши предки были связаны круговой порукой, обеспечивавшей групповое выживание (и на охоте, и при возведении жилищ десять рук лучше одной);

  • социальная связанность детей и воспитывающих их взрослых обоюдно повышает их жизнеспособность;
  • найдя родственную душу - человека, который поддерживает нас и которому мы можем довериться, мы чувствуем себя счастливыми, защищенными, жизнестойкими;
  • потеряв родственную душу, взрослые чувствуют ревность, одиночество, отчаяние, боль, гнев, замкнутость в себе, обездоленность.

Человек - в самом деле общественное, социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения с людьми.

Единица взаимодействия называется трансакцией. Берн писал: «Люди, находясь вместе в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или покажут свою осведомленность о присутстрии друг друга. Человек, к которому обращен трансакционный стимул , в ответ что-то скажет или сделает. Мы называем этот ответ трансакционной реакцией. Трансакция считается дополнительной, если стимул влечет ожидаемую реакцию».

В структуре взаимодействия людей Э. Берн выделяет позиции «Родитель», «Взрослый», «Дитя», на основе которых строится реальный процесс взаимодействия. Взаимодействие с позиции Родителя предполагает склонность к доминированию, к конкуренции, к проявлению влаети и чувства высокой самоценности, к поучению других, к критическому осуждению других людей, правительства и пр. Взаимодействие с позиции Взрослого предполагает склонность к равноправному сотрудничеству, к признанию за собой и другими равных прав и ответственности за исход взаимодействия. Взаимодействие с позиции Дитя предполагает склонность к подчинению, к поиску поддержки и защиты («послушное дитя»), либо к эмоциональному импульсивному протесту, бунту, непредсказуемым капризам («бунтующее дитя»).

Можно выделить разнообразные формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпрепровождение, операция, игра, социальное влияние, подчинение, конфликты, ритуальное взаимодействие и др.

Различные формы взаимодействия людей характеризуются специфическими позициями.

Ритуальное взаимодействие - одна из распространенных форм взаимодействия, которое строится по определенным правилам, символически выражая реальные социальные отношения и статуе человека в группе и обществе. Ритуал выступает как специальная форма взаимодействия, придуманная людьми для удовлетворения потребности в признании. Ритуальное взаимодействие идет с позиции Родитель-Родитель. Ритуал обнаруживает ценности группы, люди выражают ритуалом то, что более всего трогает их, что составляет их социальные ценностные ориентации.

Английский ученый Виктор Тэрнер, рассматривая ритуалы и обряды, понимает их как предписанное формальное поведение, как «систему верований и действий, исполняемых особой культовой ассоциацией». Ритуальные действия важны для осуществления преемственности между различными поколениями в той или иной организации, для поддержания традиций и передачи накопленного опыта через символы. Ритуальное взаимодействие - это и своеобразный праздник, оказывающий глубокое эмоциональное воздействие на людей, и мощное средство поддержания стабильности, прочности, преемственности социальных связей, механизм сплочения людей, повышения их солидарности. Ритуалы, обряды, обычаи способны запечатлеваться на подсознательном уровне людей, обеспечивая глубокое проникновение определенных ценностей в групповое и индивидуальное Сознание , в родовую и личную память.

Человечество выработало на протяжении своей истории огромное количество разнообразных ритуалов: религиозные обряды, дворцовые церемонии, дипломатические рауты, военные ритуалы, светские обряды, включая праздники и похороны. К ритуалам относятся многочисленные нормы поведения: прием гостей, приветствие знакомых, обращение к незнакомым и пр. Ритуал - это жестко фиксированная последовательность трансакций, причем трансакции производятся с Родительской позиции и обращены к Родительской позиции, позволяя людям почувствовать себя признанными. Если потребность человека в признании не реализуется, то начинает развиваться агрессивное поведение. Ритуал как раз и призван снять эту агрессию, удовлетворить потребность в признании хотя бы на минимальном уровне.

В следующем виде взаимодействий - операциях - трансакция осуществляется с позиций «Взрослый-Взрослый». С операциями мы встречаемся ежедневно: это прежде всего взаимодействия на работе, учебе, а также приготовление пищи, ремонт квартиры и пр. Успешно проведя операцию, человек подтверждает свою компетентность и получает подтверждение окружающих.

Трудовое взаимодействие, распределение и выполнение профессиональных, семейных функций, умелое и эффективное осуществление этих обязанностей - вот те операции, которые заполняют жизнь людей.

Соревнование - форма социального взаимодействия, при которой имеется четко определенная цель, которая должна быть достигнута, все действия различных людей соотнесены друг с другом с учетом этой цели таким образом, что они не вступают в конфликт; при этом и сам человек не вступает в конфликт с самим собой, придерживаясь установки другого игрока команды, но тем не менее человеку присуще желание добиться лучших результатов, чем другие члены команды. Поскольку человек принимает установки других людей и позволяет этой установке других определять, что он совершит в следующий момент, с учетом какой-то общей цели, постольку он становится органическим членом своей группы, общества, принимая мораль этого общества и становясь значимым его членом.

В ряде случаев человек, находясь с другими людьми в одном помещении и выполняя вроде бы совместную деятельность, мысленно пребывает в совершенно ином месте, мысленно беседует с воображаемыми собеседниками, мечтает о своем - такое специфическое взаимодействие называют уходом. Уход - довольно обычная и естественная форма взаимодействия, но все же чаще к ней прибегают люди с проблемами в области межличностных потребностей. Если у человека не остается других форм взаимодействия, кроме ухода, то это уже патология - психоз.

Следующий тип одобряемых фиксированных взаимодействий - времяпрепровождение, обеспечивающих хотя бы минимум приятных ощущений, знаков внимания , «поглаживания» между взаимодействующими людьми. Времяпрепровождение - фиксированная форма трансакций, призванная удовлетворять потребность людей в признании. Самое распространенное времяпрепровождение с позиции Родитель-Родитель: обсуждается и осуждается все отклоняющееся от нормы: дети, женщины, мужчины, власть, телевидение и пр., или времяпрепровождение на тему «Вещи» (сравнение имеющихся во владении автомашин, телевизоров и пр.), «Кто вчера выиграл» (футбольные и другие спортивные результаты) - это мужское времяпрепровождение; «Кухня», «Магазин», «Платье», «Дети», «Сколько стоит?», «Вы знаете, что она...» - преимущественно женское времяпрепровождение. Во время подобных времяпрепровождений происходит оценивание партнеров и перспектив развития отношений с ними.

Устойчивое взаимодействие людей может быть обусловлено появлением взаимной симпатии - аттракции. Тесные взаимоотношения, обеспечивающие дружескую поддержку и чувство (то есть мы чувствуем, что нас любят, одобряют и поощряют друзья и близкие), связаны с ощущением счастья. Исследования показали, что тесные положительные взаимоотношения улучшают здоровье, уменьшают вероятность преждевременной смерти. «Дружба - сильнейшее противоядие от всех напастей», - говорил Сенека.

Факторы, которые способствуют формированию аттракции (привязанности, симпатии):

  • частота взаимных социальных контактов, близость, географическое соседство (большинство людей вступают в дружбу и брак с теми, кто живет по соседству, учился в одном классе, работает в одной фирме, т.е. с теми, кто жил, учился, работал неподалеку; близость позволяет людям часто встречаться, открывать друг в друге черты сходства, обмениваться знаками внимания);
  • физическая привлекательность (мужчины склонны любить женщин за внешность, но и женщинам нравятся привлекательные мужчины. Красота нравится);
  • феномен «ровни» (люди склонны выбирать себе друзей и особенно вступать в брак с теми, кто является им ровней не только по интеллектуальному уровню, но и по уровню привлекательности. Фромм писал: «Часто любовь - это не что иное, как взамовыгодный обмен между двумя людьми, при котором участники сделки получают максимум из того, на что они могут рассчитывать, принимая во внимание их ценность на рынке личностей». В парах, где привлекательность была различной, обычно менее привлекательный имеет компенсирующее качество. ""Мужчины обычно предлагают статус и ищут привлекательности, а женщины чаще делают обратное, поэтому юные красавицы часто выходят замуж за немолодых мужчин, занимающих высокое положение в обществе);
  • чем привлекательнее человек, тем вероятнее приписывание ему положительных личностных качеств (это стереотип физической привлекательности: что красиво, то и хорошо; люди неосознанно считают, что при прочих равных условиях более красивые являются счастливей, сексуальней, общительней, умней и удачливей, хотя не честнее или заботливее по отношению к другим людям. Более привлекательные люди имеют более престижную работу, больше зарабатывают);
  • отрицательно на аттракцию может влиять «эффект контраста» - например, мужчинам, только что разглядывавшим журнальных красоток, обычные женщины, в том числе собственные жены, кажутся менее привлекательными; понижается сексуальная удовлетворенность партнером после просмотра порнографических фильмов);
  • «эффект усиления» - когда мы находим у кого-либо черты, схожие с нашими, это делает человека более привлекательными для нас; чем более двое любят друг друга, тем более физически привлекательными они находят друг друга и тем менее привлекательными кажутся им все другие люди противоположного пола);
  • сходство социального происхождения, сходство интересов, взглядов важно для установления отношений («мы любим тех, кто похож на нас и делает то же, что и мы», - указывал Аристотель);
  • а для их продолжения необходимы взаимодополнение, компетентность в области, близкой нашим интересам;
  • нам нравягся те, кому мы нравимся;
  • если чувство собственного достоинства человека было уязвлено какой-то предыдущей ситуацией, то ему в более значительной степени понравится новый знакомый, доброжелательно уделяющий ему внимание (это помогает объяснить, почему иногда люди так страстно влюбляются после того, как ранее другой отверг их, затронув тем самым их самолюбие);
  • вознаграждающая теория привлекательности: теория, согласно которой нам нравятся те люди, чье поведение нам выгодно, или те, с кем мы связываем выгодные нам события;
  • принцип взаимовыгодного обмена или равного участия: то, что вы и ваш партнер получаете от ваших взаимоотношений, должно быть пропорционально тому, что каждый из вас в них вкладывает.

Если двух и более людей многое связывает, формируется фактор близости, если их связи улучшаются, они делают друг для друга приятное - формируется симпатия; если они видят друг в друге достоинства, признают право за собой и другими быть такими, какие они есть, - формируется уважение. Такие формы взаимодействия, как дружба и любовь, удовлетворяют потребность людей в приятии. Дружба и любовь внешне похожи на времяпрепровождение, однако здесь всегда присутствует четко фиксированный партнер, по отношению к которому испытывается симпатия. Дружба включает фактор симпатии и уважения, любовь отличается от дружбы усиленным сексуальным компонентом, т.е.

любовь = сексуальное влечение + симпатия + уважение;

в случае влюбленности имеется лишь сочетание сексуального влечения и симпатии. Эти формы взаимодействия отличаются от всех остальных тем, что в них обязательно присутствуют скрытые трансакции «Дитя-Дитя», выражающие взаимное признание и симпатию. Люди могут обсуждать какие угодно проблемы, даже на вполне взрослом и серьезном уровне, тем не менее в каждом их слове и жесте будет проглядываться: «Ты мне нравишься». Некоторые черты характерны для всех дружеских и любовных привязанностей: взаимоПонимание , самоотдача, удовольствие от пребывания с любимым, забота, ответственность, интимная доверительность, самораскрытие (обнаружение сокровенных мыслей и переживаний перед другим человеком). («Что такое друг? Это человек, с которым вы осмеливаетесь быть самим собой» - Ф. Крэйн).

Руководитель должен знать структуру межличностных отношений, чтобы уметь найти индивидуальный подход к каждому члену группы. Организуя любой вид деятельности, полезно иметь в виду те реальные группировки (по 3-5 человек), которые имеются в коллективе, объединять симпатизирующих друг другу людей. Так, достаточно авторитетная в коллективе группа людей может возглавить подготовку и проведение определенного мероприятия, т.к. опираясь на свой круг общения, люди гораздо эффективнее могут выполнять организаторские функции. Учитывая реально существующие межличностные связи, руководитель добивается двоякой цели: включает членов группировок в коллективную жизнь и влияет на жизнь самой группировки.

Существует различие между «формальным» лидерством - когда влияние исходит из официального положения в организации, и «неформальным, естественным» лидерством - когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера.

Чем отличается лидер от руководителя?

Неформальный лидер выдвигается «снизу», а руководитель назначается официально, извне, и ему требуются официальные полномочия для управления людьми.

Менеджер - профессионально подготовленный руководитель.

Многие считают, что все проблемы решаются, если менеджеру удается совместить в своей деятельности функции лидера и руководителя. Но эти функции на практике часто не только не совмещаются, но и противоположны. Руководитель может частично брать на себя функции лидера. Если для лидера на первом плане стоят нравственные критерии, то руководитель занят главным образом функциями контроля и распределения.

слово «руководитель» буквально означает «ведущий за руку». Это же значение лучше выражено в практически не употребляемом ныне слове «надсмотрщик». Для каждой организации необходимо иметь человека, отвечающего за надзор над всеми подразделениями в целом, а не только полностью поглощенного выполнением специализированных задач. Этот вид ответственности - следить за целым - составляет суть работы руководителя.

Руководитель выполняет основные управленческие функции: планирование, организация, Мотивация , контроль деятельности подчиненных и организации в целом.

Руководство - это управление процессами:

  1. согласованием различных видов деятельности группы;
  2. видеть динамику процесса внутри группы и управлять ею.

Сфера руководства включает три блока:

  1. организационные формы, распределение обязанностей в постановке задач, создание информационных структур;
  2. работа с отдельными людьми и группами;
  3. использование власти и принятие решений.

Официально назначенный руководитель обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе и поэтому чаще, нежели кто-нибудь другой, становится признанным лидером. Однако его статус в организации и тот факт, что он назначен «извне», ставят его в положение, несколько отличное от положения неформальных естественных лидеров. Прежде всего стремление продвигаться выше по служебной лестнице побуждает его отождествлять себя с более крупными подразделениями организации, нежели с группой своих подчиненных. Он может считать, что эмоциональная привязанность к какой-либо рабочей группе не должна служить ему тормозом на этом пути, и поэтому отождествлять себя с руководящим звеном организации - источник удовлетворения его личных амбиций. Но если он знает, что не поднимется выше, да и не особенно стремится к этому, часто такой руководитель решительно отождествляет себя со своими подчиненными и делает все от него зависящее, чтобы защитить их интересы. Помимо того что приверженность руководителя своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями, она может оказаться в конфликте с его приверженностью руководящему аппарату организации. На почве таких конфликтов произрастает одна из наиболее важных функций руководителя - функция примирения ценностей и задач группы, которой он руководит, с целями более крупного подразделения организации.

Руководителю требуются официальные полномочия для управления людьми, ему требуется и власть - возможность влиять «сверху» на поведение других людей. Власть может принимать различные формы. Американские ученые Фред Рейвен выделяют:

  1. власть, основанную на принуждении;
  2. власть, основанную на вознаграждении;
  3. экспертная власть (основа на специальных знаниях, которых не имеют другие);
  4. эталонная власть или власть примера (подчиненные стараются походить на своего привлекательного и уважаемого руководителя);
  5. законную или традиционную власть (один человек подчиняется другому человеку на основе того, что они стоят на различных иерархических ступеньках в организации.

Наиболее эффективен вариант, если у руководителя имеются все эти виды власти.

Некомпетентный руководитель, как отмечает Диксон:

  1. не учитывает человеческие ресурсы, не умеет работать с людьми;
  2. проявляет консерватизм, придерживается устаревших взглядов;
  3. проявляет тенденцию отворачиваться или пренебрегать информацией, которая ему непонятна, или вступает в противоречие с имеющейся концепцией;
  4. проявляет тенденцию недооценивать противников;
  5. проявляет нерешительность и тенденцию ухода от ответственности в принятии решений;
  6. проявляет упорную неуступчивость, упрямство при решении проблемы вопреки очевидным изменившимся обстоятельствам;
  7. не способен провести сбор и проверку информации о проблеме, «войти в сложившуюся ситуацию», проявляет тенденцию «обессиливания при завершении»;
  8. предрасположен к фронтальным атакам, верит в грубую силу, а не в находчивость и дипломатичность;
  9. неспособен использовать неожиданности;
  10. проявляет неоправданную готовность находить «искупительные жертвы» в случае затруднений;
  11. предрасположен к подтасовке фактов и распространению информации с мотивами, «несовместимыми с моралью и безопасностью»;
  12. склонен верить в мистические силы - судьбу, фатальность неудач и т.п.

Особенности администраторских и лидерских качеств руководителя определяет и его управленческий стиль. Здесь существует определенная классификация.

  1. Авторитарный. Наилучший с точки зрении администратора, который в любом деле прежде всего ценит единоначалие.
  2. Авральный. «Давай-давай, потом разберемся» - девиз руководителя-авралыпика. Мера, подходящая для исключительной ситуации, став системой, дезорганизует нормальную работу, ведет к конфликтам, недовольству в коллективе, не говоря уже о скромных трудовых результатах.
  3. Деловой. Противоположен авральному, предполагает работу по рассчитанным и оптимальным схемам. Такой стиль можно было бы предпочесть всем прочим, если только работа позволяет это: не содержит неожиданных сюрпризов и поддается прогнозу.
  4. Демократический. К нему склонны лидеры-организаторы, управляющие по принципу: «Моя точка зрения - одна из возможных». Именно такой стиль способен давать наилучшие результаты, но до известных границ, за которыми дело подменяется его обсуждением.
  5. Либеральный. Годится для сплоченного коллектива единомышленников. Вместо самостоятельности способствует безответственности и уверенности, что «работа не волк».
  6. Компромиссный . В его основе - способность руководителя, уступая людям с различными интересами, добиваться своих целей. Но если компромиссы войдут в привычку и заменят принципиальность соглашательством, то хорошего от такого руководителя ждать не приходится. Взаимоотношения подчиненных с руководителем, психологический климат коллектива, результаты работы коллектива зависят от стиля управления, реализуемого руководителем.

Выделяют следующие стили управления.

Авторитарный (или директивный, или диктаторский) стиль управления: для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к работнику как к личности. За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы (по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим), но недостатков больше, чем достоинств: 1) высокая вероятность ошибочных решений; 2) подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников; 3) неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе; 4) неблагоприятный психологический климат («подхалимы», «козлы отпущения», интриги) обусловливает повышенную психологически-стрессовую) нагрузку, вреден для психического и физического здоровья. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.п.).

Демократический (или коллективный) стиль управления: управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками («максимум контроля»), руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей.

Демократический стиль является наиболее эффективным, т.к. он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, коммуникативных способностях руководителя.

Либерально-анархический (или попустительский, или нейтральный) стиль руководства характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой стороны, «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на «самотек»), вследствие чего результаты работы обычно низкие, люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров подгруппы, возможны скрытые и явные конфликты, идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

Непоследовательный (алогичный) стиль руководства проявляется в непредсказуемом переходе руководителем от одного стиля к другому (то авторитарный, то попустительский, то демократический, то вновь авторитарный и т.п.), что обусловливает крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем.

Стиль управления эффективного менеджера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом.

Ситуативный стиль управления гибко учитывает уровень психологического развития подчиненных и коллектива (П. Херси, К. Бландэд).

Эффективным стилем управления (по мнению большинства зарубежных специалистов по менеджменту) является партисипативный (соучаствующий) стиль, которому свойственны следующие черты:

  1. регулярные совещания руководителя с подчиненными;
  2. открытость в отношениях между руководителем и подчиненными;
  3. вовлеченность подчиненных в разработку и принятие организационных решений;
  4. делегирование руководителем подчиненным ряда полномочий, прав;
  5. участие рядовых работников как в планировании, так и в осуществлении организационных изменений;
  6. создание особых групповых структур, наделенных правом самостоятельного принятия решений («группы контроля качества»);
  7. предоставление работнику возможности автономно (от других членов организации) разрабатывать проблемы, новые идеи.

Партисипативный стиль применим, если: 1) руководитель уверен в себе, имеет высокий образовательный и творческий уровень, умеет ценить и использовать творческие предложения подчиненных; 2) подчиненные имеют высокий уровень знаний, умений, потребность в творчестве, независимости, личностном росте, интерес к работе; 3) задача, стоящая перед людьми, предполагает множественность решений, требует теоретического анализа и высокого профессионализма исполнения, достаточно напряженных усилий и творческого подхода. Таким образом, этот стиль целесообразен в наукоемких производствах, в фирмах новаторского типа, в научных организациях.

В зависимости от особенностей поведения руководителя в конфликтных, сложных ситуациях можно выделить пять типов:

  1. доминирование, утверждение своей позиции любой ценой;
  2. уступчивость , подчинение, сглаживание конфликта;
  3. компромисс, позиционный торг («я тебе уступлю, ты - мне»);
  4. сотрудничество , создание взаимной направленности на разумное и справедливое разрешение конфликта с учетом обоснованных интересов обоих сторон;
  5. избегание конфликта, уход из ситуации, («закрывание глаз, как будто ничего не произошло»).

Наиболее эффективным, хотя и трудно реализуемым стилем поведения руководителя в конфликтной ситуации является стиль «сотрудничества». Крайне неблагоприятными стилями являются «избегание», «доминирование», «уступчивость», а стиль «компромисс» позволяет достичь лишь временного недолговечного решения конфликта, позднее он может появиться вновь.

Критерием эффективности руководства является степень авторитета руководителя. Выделяют три формы авторитета руководителя: 1) формальный авторитет, обусловленный тем набором властных полномочий, прав, которые дает руководителю занимаемый им пост.

Формальный, должностной авторитет руководителя способен обеспечить не более 65% влияния руководителя на своих подчиненных; 100%-ную отдачу от работника руководитель может получить лишь опираясь еще дополнительно и на свой психологический авторитет, который состоит из 2) морального и 3) функционального авторитета.

Моральный авторитет зависит от нравственных качеств руководителя. Функциональный авторитет определяется: 1) компетентностью руководителя; 2) его деловыми качествами; 3) его отношением к своей профессиональной деятельности. Низкий функциональный авторитет руководителя приводит, как правило, к потере его влияния на подчиненных, что вызывает в качестве компенсаторной агрессивную реакцию со стороны руководителя по отношению к подчиненным, ухудшение психологического климата и результатов деятельности коллектива.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Почему люди вступают во взаимодействие? Какие теории межличностного взаимодействия, на ваш взгляд, более полно раскрывают характер взаимодействия?
  2. Какие условия способствуют формированию социальных групп? Что такое социальная группа?
  3. Межличностные отношения в группе - как они проявляются? Как мы воспринимаем и оцениваем людей?
  4. Какие типы установок на восприятие другого человека возможны? Почему бывают искаженные представления о другом человеке?
  5. Какие психологические механизмы влияния людей друг на друга существуют?
  6. Какие уровни понимания личности другого человека воз можны?
  7. Что такое социометрический статус? Какие слои выделяются внутри группы?
  8. Как оценить уровень благополучия взаимоотношений в группе?
  9. Какие отличительные признаки присущи малым группам?
  10. Какие психологические характеристики присущи группе?
  11. Чем характеризуется референтная группа? Опишите особенности пирамидальных, случайных, открытых, синхронных групп.
  12. Какие роли присущи людям в группе?
  13. Укажите отличительные особенности коллектива, его структуру из страт-слоев, этапы создания коллектива.
  14. Каковы стадии зрелости коллектива?
  15. Укажите, какие признаки присущи руководителю с высокой способностью создавать коллектив?
  16. Какие факторы влияют на эффективность работы группы?
  17. Какие социально-психологические феномены влияния людей и группы на человека возникают?
  18. Конформизм - это плохо или хорошо? Это естественное или искусственное?
  19. Как меньшинство может повлиять на большинство?
  20. Каковы функции социально-психологических установок?
  21. В чем сходство и различие между заражением, внушением, убеждением?
  22. Какие методы воздействия на мотивы, установки и состояния людей вам известны?
  23. «Звезды», «предпочитаемые», «пренебрегаемые», «изолированные», «отвергаемые» в группе - как их достоверно выделить?
  24. Стили руководства - какие бывают и какие из них эффективнее?
  25. Как реализуются руководителем основные управленческие функции?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. МГУ, 1990
  2. Брендель С, Шпиклис Ю. Психологический тренинг коллектива. М., Мир, 1984
  3. Вудкок М., Фрэнсис. Раскрепощенный менеджер. М., 1991
  4. Громова О.Н. Конфликтология. М., 1998
  5. Донцов А.И. Психология коллектива. МГУ, 1984
  6. Дизель П.М., Мак-Кинли Раньян. Поведение человека в организации. М., 1993
  7. Западная Социальная психология в поисках новой парадигмы. М., ИНИОН, 1993
  8. Зимичев А.М. Психология политической борьбы. СПб., 1993
  9. Исаев М.Ю., Хмелевский В.Н. Психотерапевтическая помощь коллективу. Красноярск, 1992
  10. Каверин С.В. Психология и политика. Тамбов, 1992
  11. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. МГУ, 1991
  12. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель. М., 1993
  13. Минделл А. Лидер как мастер единоборства. Ч. 1, 2. М., 1993
  14. Паркинсон С.Н. Как преуспеть в бизнесе. Тула, 1992
  15. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1992
  16. Платанов Ю.П. Психология коллективной деятельности. ЛГУ, 1990
  17. Проблемы развития личности и коллектива. Ростов Н/Д., 1986
  18. Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие. М., 1990
  19. Утюжанин А.П., Устюмов Ю.А. Социально-психологические аспекты управления коллективом. М., 1993
  20. Швальбе Б. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса. М., 1993
  21. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1996
  22. Руденский У.В. Социальная психология . М., 1997
  23. Руднеский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера. М., 1997
  24. Шибутани Т. Социальная психология . Ростов н/Д, 1998
  25. Андреева С.Г., Горская Т.А. Психологические основы управления персоналом. Спб., 1997
  26. Андреева Г.М. Социальная психология . М., 1998
  27. Валеева Н.Ш., Рогов М.Г. Психологические основы менеджмента. Стратегия успеха. Казань, 1996
  28. Столяренко Л.Д., Самыгин СИ. Психология управления. Ростов н/Д, 1997
  29. Гуменная И.Г., Стровский Л.Е. Имидж фирмы. Екатеринбург, 1997
  30. Лебон Г., Тард Т. Психология толпы. М., 1998
  31. Преступная толпа. М., ИП РАН, 1998
  32. Московичи С. Век толп. М., 1998
  33. Майерс.Д. Социальная психология . СПб., 1997
  34. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1997
  35. Шейное В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск, 1996