Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Материалы для проведения школьного этапа олимпиады по русскому языку. Материалы для проведения школьного этапа олимпиады по русскому языку Даны слова мышонок замшелый промышленность мщение

(7,5 балла) На какой звук падает ударение в слове Эдинбург ? Почему? Если вы считаете, что здесь имеет место определённый фонетический процесс, укажите его. Объясните своё решение. Приведите аналогичные примеры.

Критерии и ответы

Эдинбург – заимствованное слово. В исконной форме ударение падало на первый слог, но под влиянием фонетической аналогии с уже существующими в русском языке устойчивыми топонимами вроде Петербург, Екатеринбург, Оренбург , где ударение стабильно падает на последний слог, ударение переместилось в русском языке на последний слог.

За указание на заимствование – 1 балл , за указание на исконное ударение – 2 балла , за указание на влияние процесса аналогии – 1 балл , за приведение подходящих примеров – по 0,5 балла (но не более 1,5 балла ), за эксплицитное (термин необязателен) указание на перемещение ударения при заимствовании на последний слог – 2 балла .

Всего 7,5 балла.

Задание 2

(2 балла) Дан следующий отрывок из «Сказки о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкина.

  1. Призадумался поп,
  2. Стал себе почёсывать лоб.
  3. Щёлк щелку ведь розь.
  4. Да понадеялся он на русский авось.
  5. Поп говорит Балде: «Ладно.
  6. Не будет нам обоим накладно .
  7. Поживи-ка на моём подворье,
  8. Окажи свое усердие и проворье».

Дайте толкование слова накладно в строке 6.

Критерии и ответы

Накладно – убыточно, с убытком, с ущербом.

Всего 2 балла.

Задание 3

(7,5 балла) Даны слова: мышонок, замшелый, промышленность, мщение, мощёный, мышление, подмышки, мощный, мышца, моховой .

Найдите среди них те, которые восходят к одному и тому же корню, и распределите их по группам в соответствии с общим историческим корнем.

Укажите общий корень.

Критерии и ответы

  • мыш– мышонок,подмышки, мышца
  • мох/мш замшелый, моховой
  • мышл – промышленность, мышление
  • мщ – мщение
  • мощ – мощёный
  • мощ – мощный
  1. За каждую верно найденную группу – 0,5 балла . Если в группе хотя бы одно неверно указанное слово, группа не засчитывается.
  2. За каждый алломорф одного корня – 0,5 балла .

Если учащийся найдёт алломорф любого корня, не указанный в задании (например, месть для мщение ), за каждый алломорф – 0,5 балла .

Всего 7,5 балла.

Задание 4

(2 балла) Даны предложения, в одном из которых зашифрован фразеологический оборот. Фразеологизм соответствует действительно существующей в русском языке смысловой и грамматической схеме (модели) возникновения выражения.

Ты что, этого вора-рецидивиста бухгалтером к себе в фирму взял? Нечего сказать, пустил моль в гардероб!

Догадайтесь, какой фразеологизм имеется в виду, выпишите его и дайте толкование его значения.

Критерии и ответы

Это ФЕ пустить козла в огород (1 балл) допускать кого-либо к тому, что его особенно привлекает; давать кому-либо свободный доступ туда, где он может быть вреден или опасен (1 балл).

Всего 2 балла.

Задание 5

(2 балла) Какая особенность обнаруживается в образовании причастия искомый от глагола искать ?

Критерии и ответы

Это отсутствие чередования ск/щ (1 балл) вопреки общему правилу образования страдательных причастий настоящего времени от основы настоящего времени глаголов (ищ-у – ищомый ) (1 балл).

Всего 2 балла.

Задание 6

(6 баллов) Выделите грамматическую основу в последнем предложении фрагмента.

Скалозуб
В тринадцатом году мы отличались с братом
В тридцатом егерском, а после в сорок пятом.

Фамусов
Да, счастье, у кого есть эдакий сынок!
Имеет, кажется, в петличке орденок?

Скалозуб
За третье августа; засели мы в траншею:
Ему дан с бантом, мне на шею.

Фамусов
Любезный человек, и посмотреть – так хват.
Прекрасный человек двоюродный ваш брат.

Объясните, почему Вы выделили грамматическую основу именно так, а не иначе.

Критерии и ответы

Прекрасный человек двоюродный ваш брат !

В предложении налицо инверсия (характер отрывка позволяет точно определить, что в высказывании даётся характеристика двоюродному брату Скалозуба), поэтому сказуемое идёт перед подлежащим («брат» – данное, тема, характеризуемое; «прекрасный человек» – новое, рема, характеризующее).

Сказуемое здесь включает в себя словосочетание «прекрасный человек», поскольку без определяющего прилагательного утверждение в предложении теряет смысл (тот факт, что брат является человеком, очевиден исходя из лексического значения слова «брат» и не нуждается в выражении посредством суждения).

За учёт инверсии и/или указание на оценочное значение сказуемого при выделении грамматической основы4 балла .

За выделение в качестве именной части сказуемого цельного словосочетания и верное объяснение причины синтаксической нечленимости – 2 балла .

Всего 6 баллов.

Задание 7

(5 баллов) Прочитайте отрывок из школьного сочинения.

Выбор преследует нас на протяжении всей жизни, и, чтобы совершить его, нужно преодолеть множество соблазнов и препятствия, поджидающих нас на жизненном пути жизни.

Укажите в тексте все грамматические и речевые ошибки и недочёты.

Объясните, в чём заключаются эти ошибки. Перепишите отрывок сочинения без ошибок и недочётов, сохранив в целом его смысл.

Критерии и ответы

А. «выбор преследует нас» речевая ошибка. Подобные стёртые олицетворения реализуются в речи, когда роль подлежащего занимает существительное со значением мысли, чувства, ощущения (преследует мысль, ощущение, необходимость, желание). «Выбор» же – это поступок, действие.

Вероятно, в тексте предполагалось сочетание «необходимость выбора ».

Б. «множество соблазнов и препятствия, поджидающих» грамматическая ошибка. Неверное согласование определяемых существительных и причастия.

В. «жизненный путь жизни» – речевая ошибка. Неоправданная тавтология. Возникла, возможно, в результате наложения двух перифраз: «жизненный путь» и «путь жизни».

Необходимость совершить правильный выбор преследует нас на протяжении всей жизни (в разных ситуациях) , и, чтобы сделать его, нужно преодолеть множество соблазнов и препятствий, поджидающих нас на жизненном пути.

За каждую найденную и удовлетворительно объяснённую ошибку по 1 баллу .

За переписанный отрывок, в котором исправлены замеченные и не допущены новые ошибки, – 2 балла .

Всего не более 5 баллов.

Задание 8

(6 баллов) Объясните, почему ветреный пишется с одной буквой Н, а безветренный и выветренный – с двумя буквами Н.

Критерии и ответы

Прилагательное «ветрен(н)ый» исторически могло восходить и к существительному «ветер», и к вышедшему из употребления глаголу «ветрить» (отмечен, в частности, у Срезневского). При этом в языке закрепилась, вероятно, отглагольная форма. По правилу написания суффиксов отглагольных прилагательных здесь должна быть одна буква Н. «Выветренный» образовано от глагола «выветрить», и написание суффикса здесь подчинено правилу правописания Н и НН в причастиях и отглагольных приставочных прилагательных.

Прилагательное «безветренный» образовано от предложно-падежного сочетания «без ветра». Сам характер приставки не позволяет видеть в качестве производящего слова глагол (как это случилось со словом «ветреный»), поэтому мы образуем это слово по традиционной модели отыменных прилагательных – с помощью суффикса -ЕНН.

За верное объяснение написания каждого слова – по 2 балла .

Всего 6 баллов.

Задание 9

(1 балл) В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин.

Пример : эфиоп Яро (орфоэпия).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: о соболе Бине .

Критерии и ответы

Обособление .

Всего 1 балл.

Задание 10

(6 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)

  1. Трубы трубят в Серпуховѣ, звенить слава по всеи земли Руссьскои, чюдно стязи стоять у Дону великого, пашутся хоригови берчати, свѣтяться калантыри злачены. Хоругови аки жыви пашутся.
  2. Ис тучи выступи кровавыя оболока, а из нихъ пашють синие молньи.

Критерии и ответы

  1. Пахаться – пахатися: развеваться в воздухе (3 балла ).
  2. Пашють – пашут – пахать (пахати): полыхать, сверкать (3 балла ).

Всего 6 баллов.

Максимальный балл за все выполненные задания – 45.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС Задания, ответы и критерии оценивания 1. (7,5 балла) На какой звук падает ударение в слове Эдинбург? Почему? Если вы считаете, что здесь имеет место определённый фонетический процесс, укажите его. Объясните своё решение. Приведите аналогичные примеры. Эдинбург заимствованное слово. В исконной форме ударение падало на первый слог, но под влиянием фонетической аналогии с уже существующими в русском языке устойчивыми топонимами вроде Петербург, Екатеринбург, Оренбург, где ударение стабильно падает на последний слог, ударение переместилось в русском языке на последний слог. За указание на заимствование 1 балл, за указание на исконное ударение 2 балла, за указание на влияние процесса аналогии 1 балл, за приведение подходящих примеров по 0,5 балла (но не более 1,5 балла), за эксплицитное (термин необязателен) указание на перемещение ударения при заимствовании на последний слог 2 балла. Всего 7,5 балла. 2. (2 балла) Дан следующий отрывок из «Сказки о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкина. (1) Призадумался поп, (2) Стал себе почёсывать лоб. (3) Щёлк щелку ведь розь. (4) Да понадеялся он на русский авось. (5) Поп говорит Балде: «Ладно. (6) Не будет нам обоим накладно. (7) Поживи-ка на моём подворье, (8) Окажи свое усердие и проворье». Дайте толкование слова накладно в строке 6. Накладно убыточно, с убытком, с ущербом. 3. (7,5 балла) Даны слова: мышонок, замшелый, промышленность, мщение, мощёный, мышление, подмышки, мощный, мышца, моховой. Найдите среди них те, которые восходят к одному и тому же корню, и распределите их по группам в соответствии с общим историческим корнем. Укажите общий корень. 1

2 . мыш мох/мш мышл мщ мощ мощ мышонок, подмышки, мышца замшелый, моховой промышленность, мышление мщение мощёный мощный 1. За каждую верно найденную группу 0,5 балла. Если в группе хотя бы одно неверно указанное слово, группа не засчитывается. 2. За каждый алломорф одного корня 0,5 балла. Если учащийся найдёт алломорф любого корня, не указанный в задании (например, месть для мщение), за каждый алломорф 0,5 балла. Всего 7,5 балла. 4. (2 балла) Даны предложения, в одном из которых зашифрован фразеологический оборот. Фразеологизм соответствует действительно существующей в русском языке смысловой и грамматической схеме (модели) возникновения выражения. Ты что, этого вора-рецидивиста бухгалтером к себе в фирму взял? Нечего сказать, пустил моль в гардероб! Догадайтесь, какой фразеологизм имеется в виду, выпишите его и дайте толкование его значения. Это ФЕ пустить козла в огород (1 балл) допускать кого-либо к тому, что его особенно привлекает; давать кому-либо свободный доступ туда, где он может быть вреден или опасен (1 балл). 5. (2 балла) Какая особенность обнаруживается в образовании причастия искомый от глагола искать? Это отсутствие чередования ск/щ (1 балл) вопреки общему правилу образования страдательных причастий настоящего времени от основы настоящего времени глаголов (ищ-у ищомый) (1 балл). 2

3 6. (6 баллов) Выделите грамматическую основу в последнем предложении фрагмента. Скалозуб В тринадцатом году мы отличались с братом В тридцатом егерском, а после в сорок пятом. Фамусов Да, счастье, у кого есть эдакий сынок! Имеет, кажется, в петличке орденок? Скалозуб За третье августа; засели мы в траншею: Ему дан с бантом, мне на шею. Фамусов Любезный человек, и посмотреть так хват. Прекрасный человек двоюродный ваш брат. Объясните, почему Вы выделили грамматическую основу именно так, а не иначе. Прекрасный человек двоюродный ваш брат! В предложении налицо инверсия (характер отрывка позволяет точно определить, что в высказывании даётся характеристика двоюродному брату Скалозуба), поэтому сказуемое идёт перед подлежащим («брат» данное, тема, характеризуемое; «прекрасный человек» новое, рема, характеризующее). Сказуемое здесь включает в себя словосочетание «прекрасный человек», поскольку без определяющего прилагательного утверждение в предложении теряет смысл (тот факт, что брат является человеком, очевиден исходя из лексического значения слова «брат» и не нуждается в выражении посредством суждения). За учёт инверсии и/или указание на оценочное значение сказуемого при выделении грамматической основы 4 балла. За выделение в качестве именной части сказуемого цельного словосочетания и верное объяснение причины синтаксической нечленимости 2 балла. 7. (5 баллов) Прочитайте отрывок из школьного сочинения. Выбор преследует нас на протяжении всей жизни, и, чтобы совершить его, нужно преодолеть множество соблазнов и препятствия, поджидающих нас на жизненном пути жизни. 3

4 Укажите в тексте все грамматические и речевые ошибки и недочёты. Объясните, в чём заключаются эти ошибки. Перепишите отрывок сочинения без ошибок и недочётов, сохранив в целом его смысл. 1. А. «выбор преследует нас» речевая ошибка. Подобные стёртые олицетворения реализуются в речи, когда роль подлежащего занимает существительное со значением мысли, чувства, ощущения (преследует мысль, ощущение, необходимость, желание). «Выбор» же это поступок, действие. Вероятно, в тексте предполагалось сочетание «необходимость выбора». Б. «множество соблазнов и препятствия, поджидающих» грамматическая ошибка. Неверное согласование определяемых существительных и причастия. В. «жизненный путь жизни» речевая ошибка. Неоправданная тавтология. Возникла, возможно, в результате наложения двух перифраз: «жизненный путь» и «путь жизни». 2. Необходимость совершить правильный выбор преследует нас на протяжении всей жизни (в разных ситуациях), и, чтобы сделать его, нужно преодолеть множество соблазнов и препятствий, поджидающих нас на жизненном пути. За каждую найденную и удовлетворительно объяснённую ошибку по 1 баллу. За переписанный отрывок, в котором исправлены замеченные и не допущены новые ошибки, 2 балла. Всего не более 5 баллов. 8. (6 баллов) Объясните, почему ветреный пишется с одной буквой Н, а безветренный и выветренный с двумя буквами Н.. Прилагательное «ветрен(н)ый» исторически могло восходить и к существительному «ветер», и к вышедшему из употребления глаголу «ветрить» (отмечен, в частности, у Срезневского). При этом в языке закрепилась, вероятно, отглагольная форма. По правилу написания суффиксов отглагольных прилагательных здесь должна быть одна буква Н. «Выветренный» образовано от глагола «выветрить», и написание суффикса здесь подчинено правилу правописания Н и НН в причастиях и отглагольных приставочных прилагательных. Прилагательное «безветренный» образовано от предложно-падежного сочетания «без ветра». Сам характер приставки не позволяет видеть в качестве производящего слова глагол (как это случилось со словом «ветреный»), поэтому мы образуем это слово по традиционной модели отыменных прилагательных с помощью суффикса -ЕНН. За верное объяснение написания каждого слова по 2 балла. 4

5 9. (1 балл) В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: эфиоп Яро (орфоэпия). Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: о соболе Бине.. Обособление. Всего 1 балл. 10. (6 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.) 1. Трубы трубят в Серпуховѣ, звенить слава по всеи земли Руссьскои, чюдно стязи стоять у Дону великого, пашутся хоригови берчати, свѣтяться калантыри злачены. Хоругови аки жыви пашутся. 2. Ис тучи выступи кровавыя оболока, а из нихъ пашють синие молньи. 1. Пахаться пахатися: развеваться в воздухе (3 балла). 2. Пашють пашут пахать (пахати): полыхать, сверкать (3 балла). Максимальный балл за все выполненные задания 45. 5


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 КЛАСС Задания, ответы и критерии оценивания 1. (8 баллов) Дан ряд слов: отличник, яичница, булочная, авантюристичный,

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС Задания, ответы и критерии оценивания 1. (8 баллов) Перед Вами фонетическая пропорция: б/п = г/к. 1) Дайте

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС Задания, ответы и критерии оценивания 1. (6 баллов) Прочитайте отрывок из известной оды М. Ломоносова. Дерзайте

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 КЛАСС Задания, ответы и критерии оценивания Время выполнения: 90-120 минут. 1. (8 баллов) Дан ряд слов:отличник,яичница,булочная,авантюристичный,

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ» (АНО ВО «ИЭУ») СОГЛАСОВАНО Решение Ученого Совета Протокол 27/02 от «27» февраля 2017 г. ПРОГРАММА вступительных

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 86» РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол от 28 августа 207г. /Мусаева Н.Б./ СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2017 2018 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС Задание 1. (9 баллов) Задания, ответы, критерии оценивания Перед Вами текст в специальной записи. Определите,

Программа вступительных испытаний по русскому языку для абитуриентов, поступающих в Уральскую государственную медицинскую академию Вступительные испытания по русскому языку проводятся в форме письменного

ПРОГРАММА вступительного экзамена по русскому языку для абитуриентов на основе базового общего среднего образования для специальности 44.02.02 ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 39.02.01 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Программа вступительных испытаний по русскому языку для абитуриентов, поступающих в Уральский государственный медицинский университет Вступительные испытания по русскому языку проводятся в форме письменного

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения 1 2 3 4 Раздел 1. 10 ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ ЯЗЫКА

Содержание Базовый уровень по русскому языку для 7-8 классов 3 Профильный уровень по русскому языку для 7-8 классов....7 Базовый уровень по русскому языку для 9-10 классов....12 Профильный уровень по русскому

Содержание Базовый уровень по русскому языку для 7-8 классов.3 Профильный уровень по русскому языку для 7-8 классов.7 Базовый уровень по русскому языку для 9-10 классов. 12 Профильный уровень по русскому

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Пояснительная записка Как учебный предмет русский язык имеет огромное значение при обучении в высших учебных заведениях, так как является не только

013 г. 5 8 7 9 10 11 1 Наименование разделов и тем Раздел 3 Фонетика, орфоэпия, графика, орфография Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,

Утверждено на заседании экзаменационной комиссии по русскому языку «11» ноября 2015 г. Программа вступительного испытания, проводимого Академией самостоятельно по русскому языку I. Общие сведения о языке

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ (РПА Минюста России)» САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ПРОГРАММА

I. Пояснительная записка 1. Аннотация. Программа вступительного испытания по русскому языку предназначена для подготовки абитуриентов, поступающих в Негосударственное образовательное учреждение высшего

Программа по русскому языку и развитию речи 8-ой класс (дети 13-14 лет) 1 Грамматика и правописание Кол-во часов Требования к знаниям и умениям Глагол Глаголы 1 и 2 спряжения. Правописание безударных личных

Москва 2017-2018 учебный год Экзаменационный словарь ГИА государственная итоговая аттестация, экзамен, предполагающий определенную процедуру проведения. ЕГЭ единый государственный экзамен, форма государственной

СПЕЦИФИКАЦИЯ теста по учебному предмету «Русский язык» для проведения централизованного тестирования в 2018 году 1. Назначение теста объективное оценивание уровня подготовки лиц, имеющих общее среднее

9 Рабочая программа 1. Факультатив «Подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку» предназначен для учащихся 9-х классов и рассчитан на 34 часа учебной нагрузки за один обучения. Программы соотнесена с требованиями

Требования по русскому языку разработаны для абитуриентов ВИЭСУ 2016 года, поступающих на бакалавриат на базе среднего общего образования. Требования составлены на основе федерального государственного

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ по учебной дисциплине ОУД. 01 Русский язык и литература: русский язык Группа 13- Т (очно-заочное отделение) Преподаватель: Пупаева С.А. Количество часов на период

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2014 2015 ГОД МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС 1 оценивания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Итого 3 3 3 5 6 13 6 6 1 10 56 1 Даны пары разных форм одного слова белорусского

Кодификатор элементов содержания, русский язык, 10-11 классы Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых при выполнении итоговой контрольной работы по русскому языку в 10-11 классах, составлен

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения диагностических тематических работ по подготовке к -9 по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (основная школа) 1. Назначение КИМ оценить уровень общеобразовательной

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе

Общие сведения о языке Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. Русский литературный язык и его стили. Фонетика, графика и орфография Звуки речи: гласные и согласные звуки.

Годовая промежуточная аттестация по русскому языку. 8 класс Билет 1 1. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. 2. Словосочетание. Виды словосочетаний. Способы подчинительной связи. Билет 2 1.

Русский язык. Учебник: Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; научн. ред. Н. М. Шанский. М.: Просвещение, 2007. Учащиеся

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 10 КЛАСС 105 ч п\п Сроки Название темы план факт О РУССКОМ ЯЗЫКЕ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ 5ч (3ч Р.р) 1 03.09 03.09 Роль языка в обществе 2

После получения тестовых заданий обратить внимание на их комплектность, проверить качество полиграфического исполнения документов. В течение испытания все его участники должны: после объявления организатором

Русский язык. 10 класс. Содержание (темы) Кол. час. Сроки (месяцы) Элементы содержания Общие сведения о языке 7 1 Русский язык в современном мире. 1 Сентябрь Функции русского языка. Русский язык в современном

Рабочая программа предметного кружка «Русский язык: подготовка к ГИА» 9 класс Пояснительная записка Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе требует от учащихся умения работать

Автономная некоммерческая организация дополнительного образования Учебный Центр при МГТУ им. Н. Э. Баумана «Ориентир» «УТВЕРЖДАЮ» Директор АНО ДО Учебный Центр при МГТУ им. Н.Э.Баумана «Ориентир» ПАНФИЛОВА

Рабочая программа учебного предмета «Практикум по русскому языку и культуре речи» в 7 классе на 2014-2015 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа практикума по русскому языку и культуре речи

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2017 2018 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС Задания, ответы, критерии оценивания Задание 1. (6 баллов) Прочитайте отрывок из «Дневника» А. Дружинина.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ» ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

Пояснительная записка В связи с модернизацией российского образования, введением нового Федерального базисного учебного плана, а также Единого государственного экзамена обновлены требования к уровню подготовки

Календарно - тематическое планирование по русскому языку 6 класс Тема Кол-во час 1 Русский язык как развивающееся явление 1 2 Язык и речь. Речевое общение 1 3 Речевая ситуация и ее компоненты (место, время,

1 1. Пояснительная записка Рабочая программа курса «Русский язык на «отлично» для 9 класса разработана на основе федерального государственного стандарта общего образования (Примерные программы основного

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения диагностических тематических работ по подготовке к по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (старшая школа) 1. Назначение КИМ оценить уровень общеобразовательной

Задания Средний < мин 24-60 61-80 81-100 Анализ ЕГЭ- 2017 по русскому языку Учитель Литвинова В.А. Характеристика участников ЕГЭ по русскому языку Сведения об участниках и основных результатах ЕГЭ по русскому

Примерное планирование уроков русского языка в 7 классе Учебное пособие: «Русский язык. Учебник для 7 класса» (авторы составители Наталья Береснева, Наталья Нечунаева). * Планирование составлено с учётом

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена 2016 года по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1. Назначение КИМ ЕГЭ Контрольные измерительные материалы позволяют установить

2 I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Фонетика. Орфоэпия Гласные и согласные звуки. Слог. Ударение. Гласные ударные и безударные. Правописание безударных гласных. Глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Особенность

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2015 2016 уч. г. (ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП) (9 класс) Решения и система оценивания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Итог 11 7 10 7 5 24 5 3 5 2 79 1. Ветошь (1 балл), буква

ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для поступающих в Российский университет дружбы народов Программа подготовлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа 75 имени И.А. Красюка» Принята на педагогическом совете Протокол 12 от 28.06.2017 УТВЕРЖДАЮ: Директор МБУ «Школа

Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «русский язык» I. Пояснительная записка. Вступительные испытания по русскому языку проводятся в письменной форме по тестовым заданиям.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков русского языка в 6-м классе из расчёта 6 часов в неделю (210 часов) и 5 часов в неделю (175 часов) Раздел и Тема урока Русский язык язык русского народа Введение

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ по учебной дисциплине ОУД. 01 Русский язык Группа 11 А Преподаватель: Пупаева С.А. Количество часов на период обучения: 78 часов Практические занятия - 46 часов

1 2 3 Рабочая программа по русскому языку в 8 классе Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по учебным предметам Русский язык 5-9 классы. М., «Просвещение» 2015,

ОГЛАВЛЕНИЕ 408 Предисловие.............................. 3 5 К Л А С С 1. Русский язык один из богатейших языков мира.................................. 8 2. Понятие о литературном языке........... 9 3.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва" «Русский язык» федеральное государственное

Теоретический минимум по русскому языку за 1 четверть 5 класс 1. Какие стили речи вам известны? 2. Что называется орфограммой? 3. Назовите 2 способа проверки правильности написания безударных гласных в

Рабочая программа подготовки к ЕГЭ (для учащихся 10-11 классов) Содержание 1. Пояснительная записка. 2. Календарно-тематическое планирование 10 класс. 3. Календарно-тематическое планирование 11 класс.

Министерство иностранных дел Российской Федерации Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением иностранного языка при постоянном представительстве России при ООН в Нью-Йорке, США Рассмотрено:

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 10 класса на 2016/2017 учебный год Составитель: Петренко Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы Севастополь 2016 год 1 Рабочая программа

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА Экзамен по дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык» проводится письменно за счёт времени, выделяемого ФГОС СПО на промежуточную

2 необходимо сформулировать ответ и оформить его в виде слова (словосочетания), цифры или сочетания букв и цифр. 6. Количество заданий в одном варианте теста 40. Часть А 30 заданий. Часть В 10 заданий.

2 включает задания открытого типа, при выполнении которых необходимо сформулировать ответ и оформить его в виде слова (словосочетания), цифры или сочетания букв и цифр. 6. Количество заданий в одном варианте

2. Смысловой анализ текста. От ученика требуется знание следующих тем: «Текст как речевое произведение», «Смысловая и композиционная целостность текста», «Анализ текста». 1. Внимательно и вдумчиво прочитайте

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку проводится с 1996 года для учащихся 4-11 классов. В первом, школьном этапе может участвовать любой желающий независимо от оценки по предмету. Задания этого этапа, как правило, предполагают краткий ответ, чтобы справиться с ними, школьникам понадобятся знания сложных случаев орфографии и орфоэпии, понимание фразеологизмов и архаизмов, а также логика и смекалка.


«РУС 10 кл ШЭ-17»

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС

1. (8 баллов) Перед Вами фонетическая пропорция: б/п = г/к.

1) Дайте определение фонетической пропорции и объясните, по какому принципу она строится.

2) Решите следующие пропорции и обоснуйте своё решение.

Из получившихся согласных составьте слово по схеме 12 гласный 12 гласный , где 1 – искомый звук из первой пропорции, 2 – из второй.

2. (2 балла)

(1) Онегин был, по мненью многих

(2) (Судей решительных и строгих),

(3) Учёный малый, но педант,

(4) Имел он счастливый талант

(5) Без принужденья в разговоре

(6) Коснуться до всего слегка,

(7) С учёным видом знатока

(8) Хранить молчанье в важном споре…

Дайте толкование слова принужденье в строке 5.

3. (4 балла) Даны следующие словосочетания с глаголами:

перештопать десять пар носков, переловить всех преступников в районе, переписать плохую контрольную работу, перебить все горшки в доме, перестирать кучу грязных простыней.

4. (2 балла)

Нынешняя ситуация в нашей фирме, увы, нестабильная. И самое плохое – по прогнозам аналитиков, это ещё икорка, а рыбка впереди. Надо готовиться к серьёзным трудностям.

5. (16 баллов) Дан ряд слов на -о: опасно, властно, видно . Определите, какими частями речи или в какой синтаксической функции может быть каждое из этих слов. Ваш ответ проиллюстрируйте примерами.

6. (8 баллов) Синтаксические формулы (структурные схемы) – способ обозначения разных типов простого предложения в синтаксической науке. В структурных схемах прописные буквы латиницы обозначают сокращённые латинские названия разных частей речи. Цифровые индексы при буквах – номера падежей у имён и формы грамматического лица у глаголов. Есть ещё ряд символов, которые имеют в синтаксической формуле своё значение. Предложения «Ботинки велики», «Иван Иванович красив собой» обозначаются схемой N1 – Adj 1 кратк.ф. Предложения «Зимние температуры здесь самые низкие», «Эти книжки детские» обозначаются схемой N1 – Adj1 полн.ф.

Опираясь на приведённые выше примеры предложений, объясните, исходя из каких соображений специалисты по синтаксису решили включить в их структурные схемы указание на полную или краткую форму прилагательного.

7. (5 баллов)

Опираясь на перечисленных выше примеров, можно сказать, что дом Обломова – это не там, в котором он живет, а то жилище, о котором он мечтает и стремится.

Укажите в тексте все грамматические и речевые ошибки и недочеты. Объясните, в чём заключаются эти ошибки. Перепишите отрывок сочинения без ошибок и недочётов, сохранив в целом его смысл.

8. (5 баллов)

Одна буква Н пишется в суффиксах ˂….˃ ˂….˃ных причастий. Две буквы Н пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных ˂….˃, которые возникли в результате перехода в них ˂….˃ных причастий прошедшего времени.

2. Приведите примеры его использования.

9. (1 балл)

Магда Пари .

10. (9 баллов)

1) Въниде (Ной) въ ковчегь... и плава ковчегъ 40 дьни.

2) Яко же бо плаваеть птица сквозѣ вздухъ, такъ и рыбы сквозѣ воду.

3) Елма же вода плавааше по земли, тма и мъгла надъ водами стояаше.

Максимальный балл за все выполненные задания – 60.

Просмотр содержимого документа
«РУС 11 кл ШЭ-17»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2017–2018 уч. г.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС

1. (11 баллов) В одном из учебников для начальной школы приводится такое утверждение.

Какие согласные звуки являются непарными по глухости/звонкости?

Непарные согласные:

звонкие: [Й’], [Л], [Л’], [М], [М’], [Н], [Н’], [Р], [Р’];

глухие: [Х], [Х’], [Ц], [Ч’], [Щ’].

науки. Докажите своё мнение.

2. (2 балла) Дан следующий отрывок из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

(1) Бежал он их беседы шумной.

(2) Их разговор благоразумный

(3) О сенокосе, о вине,

(4) О псарне, о своей родне,

(5) Конечно, не блистал ни чувством,

(6) Ни поэтическим огнём,

(7) Ни остротою, ни умом,

(8) Ни общежития искусством…

Дайте толкование слова общежитие в строке 8.

3. (4 балла) Даны словосочетания с глаголами:

добегаться до головокружения, докуриться до тошноты, договориться о встрече до десяти часов, допрыгаться до вывиха, догуляться до отчисления .

Все эти глаголы формально образованы одним способом, но один из глаголов существенно отличается от всех других по смыслу.

1. Укажите формальный способ образования этих глаголов.

2. Укажите глагол, отличающийся от других по смыслу, и опишите этот смысл.

3. Опишите смысл всех других глаголов.

4. (2 балла) Даны предложения, в одном из которых реально существующий в русском языке фразеологический оборот «переиначен» на иностранный лад (например: баба с возу – кобыле легче – леди с дилижанса – пони легче).

Как приехала Мария Васильевна из отпуска – сразу на новую работу, в новый коллектив. Прямо с крейсера на дискотеку попала.

Догадайтесь, какой фразеологизм имеется в виду, выпишите его и дайте толкование его значения.

5. (8 баллов) Дан ряд глаголов: загонять, заносить, отлетать, отходить, угонять.

Один ученик посчитал все эти глаголы глаголами несовершенного вида, а другой ученик – глаголами совершенного вида. Кто из учеников прав? Ответ обоснуйте.

6. (8 баллов) Синтаксические формулы (структурные схемы) – способ обозначения разных типов простого предложения в синтаксической науке. В структурных схемах прописные буквы латиницы обозначают сокращённые латинские названия разных частей речи. Цифровые индексы при буквах – номера падежей у имён и формы грамматического лица у глаголов. Есть ещё ряд символов, которые имеют в синтаксической формуле своё значение. Предложения типа «Дом высок», «Девушка красива» можно в принципе обозначить и схемой N1 – Adj1 , и схемой N1 – Adj1 кратк.ф .

Предложения типа «Ты сегодня сердитый», «Метель на улице сильная» можно в принципе обозначить и схемой N1 – Adj1 , и схемой N1 – Adj1 полн.ф . Тем не менее специалисты по синтаксису не спешат отказываться от указания на полную либо краткую форму прилагательного в позиции сказуемого. В приведённом ниже перечне укажите те предложения, которые допустимо описывать более общей схемой N1 – Adj1, и те предложения, схема которых должна указывать на полную/краткую форму прилагательного. Объясните, чем может быть вызвана необходимость такого указания.

Девушка хороша собой.

Утро нынче свежее.

Эти сапоги финские.

Москва – самый крупный мегаполис Европы.

7. (6 баллов) Прочитайте отрывок из школьного сочинения.

Жизненная цель Господина из Сан-Франциско заключалась в материальных благополучиях, утратив всё живое в своей душе. Люди, сделавшие выбор в пользу денег, забывают об истинных и настоящих ценностях, а не только о ложных.

8. (12 баллов) Используя Ваши знания в области этимологии, а также в области иностранных языков, объясните правописание выделенных букв в перечисленных ниже словах (например: Очки – очи; фАльцет – фальшь (итал. falsetto, от falso – ложный). Объясните выбор проверочного слова.

лОпата, иждИвение, обАяние, инжЕнер, Организовать, спЕктакль

9. (1 балл) В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: Но ежели пир ?

10. (15 баллов) Определите, какой частью речи является в тексте выделенное слово и каково его лексико-грамматическое значение.

1. Узьрю ли си лице братьца моего мьньшааго Глѣба?

2. Не тако ли , рече, рѣка Стугна; худу струю имѣя, пожръши чужи ручьи и стругы, ростре на кусту.

3. Хожаше (Феодосий) по келиямъ ученикъ своихъ, и аще чьто обрящааше у кого: ли брашьно сънѣдьно, ли одежею лише уставьныя одежа или от имѣния чьто, сия възьмъ въ пещь въмѣташе.

4. Въ градѣ, въ немь же живеши, и въ инѣхъ окрьстьнихъ поишти ли единого человѣка бояштяся бога... Обрѣте ли такого человѣка, то уже не скърби.

5. Да луче есть на своеи землѣ костью лечи, и не ли на чюже славну быть.

Максимальный балл за все выполненные задания – 69.

Просмотр содержимого документа
«РУС 4 кл ШЭ-17»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2017–2018 уч. г.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 4 КЛАСС

Прочитайте текст и выполните задания 1–10.

(1)Город Углич на юго-западе Ярославской области стоит на крутом берегу Волги. (2)Здесь река делает резкий поворот и получается острый угол, отсюда и название города. (3)Углич – один из самых древних городов России. (4)Он основан в 937 г. (5)В 14 веке здесь построили деревянный Кремль. Это был пограничный укреплённый город Московского княжества. (6)С Угличем связана одна из версий трагической гибели наследника русского престола – царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. 15 мая 1591 г. тревожно зазвонил набатный колокол Углича. Народ сбежался со всех сторон, думая, что пожар. Но, узнав о смерти восьмилетнего царевича, жители города жестоко расправились с убийцами. Борис Годунов приказал наказать всех участников этого самосуда, даже колокол, оповестивший о гибели царевича. По обычаю того времени осуждённых клеймили. Колокол сняли, отрубили ему ухо, на котором он висел, и язык и принародно на площади наказали двенадцатью ударами плетей. Затем отправили в ссылку вместе с угличанами. Целый год под конвоем стражников тянули осуждённые набатный колокол в сибирский город Тобольск. В 1677 г. во время сильного тобольского пожара гличский колокол расплавился. Через несколько лет в память о ссыльном колоколе в Тобольске отлили новый, похожий на прежний. Со временем убийство царевича стало доказанным фактом и угличане подали прошение императору о возвращении в город незаслуженно наказанного колокола. Но только в конце 19 века его копия была возвращена в Углич. Сейчас колокол висит в историческом музее углического Кремля. Вся территория Кремля – уникальный архитектурный памятник. Деревянные стены не сохранились, но каменные здания поражают своей древностью. Палаты удельных князей построены из красного кирпича в 15 веке. Здесь и жил маленький царевич Дмитрий. На месте его гибели была возведена церковь, которая стоит до сих пор. В главном храме Углича – Спасо-Преображенском соборе находится деревянный резной иконостас с иконами 15–16 веков. В городе сохранились три старинных действующих монастыря, многочисленные церкви, открыто одиннадцать музеев. Весь город – это памятник истории и культуры России, один из самых древних и интересных старорусских городов Золотого кольца.

1. (4 балла) Перечитайте 2-е предложение. Определите, как произносятся звуки в слове «получается», если его произносить быстро. Запишите транскрипцией звуковой состав слова (сделайте фонетический анализ слова). Сколько звуков получилось в слове?

2. (6 баллов) Перечитайте 1-е и 2-е предложения. Объясните, как из слова «угол» появилось слово «Углич» (куда «убежала» буква «о», почему прибавились буквы «ич»; какой частью слова было сочетание -ич). Приведите примеры слов (не менее двух), в которых в современном русском языке выделяется -ич со значением принадлежности к роду или местности. Одно из таких слов есть в предложении № 6.

3. (5 баллов) В «Этимологическом словаре» М. Фасмера сказано об одном из слов: «Праслав. *sьde» образовано от местоим. «sь» (см. сей), как где от *kьde из вопросит. местоим. kьto». Догадайтесь, о каком из слов предложения № 5 идёт речь. Почему в современном русском языке это слово так пишется? Найдите в тексте слово, которое относится к этому же правилу правописания таких слов.

4. (4 балла) Дана пара слов: сторона – страна. Найдите в тесте не менее двух слов, в которых есть полногласное сочетание оро в корне. Подберите к этим словам однокоренные слова с неполногласием в корне.

5. (6 баллов) Некоторые числа в русском языке принято писать римскими цифрами. Какие это числа? Исправьте их в тексте, написав правильно. Что ещё в русском языке можно записывать римскими цифрами? Приведите один пример.

6. (6 баллов) Определите лексическое значение слов в тексте.

Набатный (колокол) –

Удельный (князь) –

Престол –

7. (2 балла) Укажите главные члены в следующем предложении.

Вся территория Кремля – уникальный архитектурный памятник.

8. (1 балл) Укажите, какой частью речи являются слова три и одиннадцать в данном ниже предложении.

В городе сохранились три старинных действующих монастыря, многочисленные церкви, открыто одиннадцать музеев.

9. (1 балл)

Из текста понятно, что

1) жители города Углича не забыли о судьбе несправедливо наказанного колокола

2) царевич Дмитрий был сыном царя Бориса Годунова

3) в главном храме Углича – Спасо-Преображенском соборе – не сохранился деревянный резной иконостас с иконами 15–16 веков

4) царевич Дмитрий причислен Русской православной церковью к лику святых

10. (1 балл) Выберите один или несколько вариантов ответа.

Прочитав текст, вы поняли, что назвать этот текст можно было «Колокол Углича», потому что

1) колокол сослали

3) колокол стал причиной гибели царевича

4) город назвали в честь несправедливо наказанного колокола

Максимальный балл за все выполненные задания – 36.

Просмотр содержимого документа
«РУС 5 кл ШЭ-17»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2017–2018 уч. г.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 5 КЛАСС

1. (8 баллов) Перед Вами ряд слов. Из этого ряда выпишите слово(-а), в котором(-ых) количество букв совпадает с количеством звуков. (Произнесите слова быстро, без видимого усилия. Прислушайтесь, как звучит слово). Кратко поясните своё решение.

Ёж, ехать, знает, привет, Яуза, Егор, поджаренный.

2. (5 баллов) Даны словосочетания:

свободный народ, свободное место, свободное платье, свободная вакансия, свободный вечер.

Сформулируйте значение прилагательного свободный в каждом словосочетании. Найдите среди этих словосочетаний такое, в котором прилагательное свободный избыточно по смыслу. Покажите это с помощью толкования значения существительного в этом словосочетании.

3. (3 балла) Даны пары слов, обозначающие мужчину и женщину:

узбек – узбечка, швейцар – швейцарка, казах – казашка, хорват – хорватка.

Какая из этих пар не вписывается в модель «лицо мужского пола по национальности – лицо женского пола по той же национальности»? Обоснуйте свой ответ толкованием слов в выбранной паре.

4. (2 балла)

Сколько раз твердили Васе, чтобы он делал уроки внимательно – а ему хоть кол на голове чеши / пиши / теши / паши!

5. (5 баллов) Даны пары имён существительных.

лошадь – лошадка

машина – машинка

корзина – корзинка

мышь – мышка

горсть – горстка

поляна – полянка

ночь – ночка

дорога – дорожка

Левое слово пары – это производящее слово, а правое слово пары – это производное слово. Одни пары слов имеют один и тот же грамматический признак, а в других парах слова различаются по этому же признаку. Укажите этот грамматический признак и разделите пары на две группы в зависимости от отношения к нему.

6. (5 баллов) Настя в шутку написала предложение из сказки А.С. Пушкина в одно слово. Затем она разрезала это слово на куски. Восстановите предложение.

таро ря. сталис седибес Тутсо коить по гоца

7. (10 баллов) Прочитайте фрагмент поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Княжна с постели соскочила,

Седого карлу за колпак

Рукою быстрой ухватила,

Дрожащий занесла кулак

И в страхе завизжала так,

Что всех арапов оглушила.

Трепеща, скорчился бедняк,

Княжны испуганной бледнее;

Зажавши уши поскорее,

Хотел бежать, но в бороде

Запутался, упал и бьётся;

Встаёт, упал; в такой беде

Арапов чёрный рой мятётся ;

Шумят, толкаются, бегут,

Хватают колдуна в охапку

И вон распутывать несут,

Оставя у Людмилы шапку.

Выпишите подчёркнутые слова. Определите их лексическое значение.

8. (5 баллов) Прочитайте текст орфографического правила.

Чтобы не ошибиться в написании ˂….˃ в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой ˂….˃ стоит ˂….˃ или согласные Л, М, Н, Р.

1. Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты.

9. (1 балл) кекс Али (лексика). Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: засекумое .

10. (6 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)

1. Как вели палачи по королевству, / Запевал-то Данило песню новую, / Песню новую да ведь победную.

2. Тои бо вѣщии Боянъ... пояше славу русскыимь княземь: первому князю Рюрику, Игорю Рюриковичю и Святославу Ярославичю, Ярославу Володимеровичю, восхваляя ихъ пѣсми и гуслеными буиными словесы.

Максимальный балл за все выполненные задания – 50.

Просмотр содержимого документа
«РУС 6 кл ШЭ-17»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2017–2018 уч. г.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС

1. (5 баллов) Что можно предположить о «географическом происхождении» русского поэта С. Есенина, основываясь на фонетических особенностях рифмы следующих его строк? Поясните свой ответ.

И мне в ответ берёзка:

– О любопытный друг,

Сегодня ночью звёздной

Здесь слёзы лил пастух.

2. (8 баллов) Даны пары слов.

кольчуга

бронежилет

Почти для всех этих пар будет верно утверждение, что они могут быть употреблены в следующем контексте:

Что такое А?

Раньше так называли Б.

Но для одной пары данный контекст будет неправильным. Для какой пары он будет неправильным? Объясните почему.

3. (5 баллов) Дан ряд слов с уменьшительно-ласкательным значением:

лодочка, тарелочка, вазочка, белочка, селёдочка.

Одно из этих слов образовано не так, как другие.

1. Укажите это слово и объясните, как оно образовано.

2. Укажите, как образованы другие слова.

4. (2 балла) Дано предложение, в составе которого употреблён фразеологический оборот (выделен жирным шрифтом).

Ты пришёл со мной побеседовать, а сам лака / лука / лыка / рыка / стыка не

вяжешь – как же я тебя пойму?

Напишите правильный вариант фразеологического оборота и дайте толкование его значения.

5. (5 баллов) Дан ряд существительных:

графин, горожанин, дельфин, римлянин, витамин, дворянин.

С точки зрения особенностей образования формы множественного числа ученик разделил эти существительные на две группы. Какие это группы? Обоснуйте ответ.

6. (8 баллов) Укажите, в роли каких членов предложения выступает слово КОТОРЫЙ.

1. Шкаф, который стоял в прихожей, решено было переместить в гостиную.

2. Скажи, которая Татьяна?

3. На стол был подан пирог, который испекли в честь праздника.

4. Мил человек, а который автобус до Осташкова идёт?

7. (12 баллов) Прочитайте фрагмент поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь. Из-за горы

И нынче видит пешеход

Столбы обрушенных ворот,

И башни, и церковный свод;

Но не курится уж под ним

Кадильниц благовонный дым,

Не слышно пенье в поздний час

Молящих иноков за нас.

Теперь один старик седой,

Развалин страж полуживой,

Людьми и смертию забыт,

Сметает пыль с могильных плит,

Которых надпись говорит

О славе прошлой – и о том,

Как, удручён своим венцом ,

Такой-то царь, в такой-то год,

Вручал России свой народ.

И божья благодать сошла

На Грузию! Она цвела

С тех пор в тени своих садов,

Не опасаяся врагов,

гранью дружеских штыков.

Выпишите подчёркнутые слова. Определите их значение в тексте.

8. (5 баллов) Прочитайте текст орфографического правила.

В корне слова после буквы ˂….˃ пишется ˂….˃, а не Ы.

1. Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты,

2. Сформулируйте название этого орфографического правила,

3. Приведите примеры его использования и исключения из этого правила.

9. (1 балл) В придуманном слове (или в сочетании слов) посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: кекс Али (лексика).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: некто Фиа .

10. (6 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)

1) Камень бо есть высокь зѣло, твердыми стѣнами остѣненъ и не приступим ниоткуду же. Окрьстъ его пропасти великы, их же ни прѣити лзѣ бѣ, ни насыпати.

2) И всѣмъ приазнемъ велящемъ бѣжати ему, се же не послуша, ни ужасеся, предстоящу народу, но растерза ризы своя, насыпа главу свою попѣла и привяза мечь свои на шии.

Просмотр содержимого документа
«РУС 7 кл ШЭ-17»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2017–2018 уч. г.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 КЛАСС

1. (8 баллов) Дан ряд слов: отличник, яичница, булочная, авантюристичный, скворечник. Укажите слово, в котором в соответствии с современной орфоэпической нормой возможны два произносительных варианта. Объясните эту вариативность с исторической точки зрения.

2. (6 баллов) Даны пары слов.

водитель

доносчик

волшебник

Для всех этих пар верно утверждение, что они могут быть употреблены в следующем контексте:

Он кто?

Что за А?

В какой паре слов А нельзя точно объяснить через В? Для какой пары контекст будет понят по-другому? Объясните Вашу точку зрения.

3. (3,5 балла) Дан ряд имён прилагательных, образованных от существительных: божественный, язвенный, обеденный, пашенный, тыквенный, молитвенный.

Одно из этих прилагательных образовано не так, как остальные.

1. Укажите это прилагательное и объясните, как оно образовано.

2. Укажите, как образованы остальные слова.

4. (2 балла)

Мы так и не смогли влезть в первый автобус: людей там набилось как килек в банке, невозможно было втиснуться.

Догадайтесь, какой фразеологизм имеются в виду, выпишите его и дайте толкование его значения.

5. (2 балла) Какая особенность обнаруживается в образовании родительного, дательного, винительного и творительного падежей единственного числа слова господь ?

6. (5 баллов) Прочитайте предложения:

Год провёл СРЕДИ ПОЛЯРНИКОВ на зимовье.

Сыграть ПРОТИВ ЧЕМПИОНА мира.

Надо обсудить вопрос ОТНОСИТЕЛЬНО ПОКУПКИ новой мебели.

А как у вас на заводе дела НАСЧЁТ ЗАРПЛАТЫ?

Все выделенные фрагменты можно заменить предложно-падежными сочетаниями, построенными по следующей модели: предлог Х + сущ в тв. п. Напишите искомый предлог Х. Замените выделенные сочетания сочетаниями с найденным Вами предлогом.

7. (5 баллов) Прочитайте отрывок из школьного сочинения.

Человек сам может выбрать свой дом согласно собственных принципов: кто-то выберет для себя небольшую квартиру, там уютно, кто-то предпочтёт мегаполису деревню и будет жить в собственном доме, потому что он с природой близок.

Укажите в тексте все грамматические ошибки и недочёты. Объясните, в чём заключаются эти ошибки.

Перепишите отрывок сочинения без ошибок и недочётов, сохранив в целом первоначальный смысл.

8. (5 баллов) Прочитайте текст орфографического правила.

Чтобы правильно написать гласные в суффиксах ˂….˃ и ˂….˃, надо просклонять существительные с этими суффиксами. Если ˂….˃ный звук выпадает, то в суффиксе надо писать букву ˂….˃, если ˂….˃ный звук не выпадает, то в суффиксе надо писать букву ˂….˃ .

1. Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты.

2. Сформулируйте название этого орфографического правила

3. Приведите примеры его использования.

9. (1 балл) В придуманном слове (или в сочетании слов) посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин врастапки .

10. (6 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)

1) Человѣци подобни суть облакомъ, иногда въ ино мѣсто воздухомъ носими .

2) Цесарь же осклабися, зря на нь, и повелѣ ему, да будеть въ гребцех его. Милошане же зане носиша и на руках и цесарскою чьстию чтиша и, бьени быша.

Максимальный балл за все выполненные задания – 43,5.

Просмотр содержимого документа
«РУС 8 кл ШЭ-17»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2017–2018 уч. г.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС

1. (6 баллов) Прочитайте отрывок из известной оды М. Ломоносова.

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Прокомментируйте выделенное слово с точки зрения современной языковой системы, сопоставив его с чаще употребляемым сегодня вариантом. Приведите свой пример, в котором наблюдается похожее явление.

2. (6 баллов) Как известно, антонимы – это слова с противоположным значением. Употребляясь в противопоставлении, антонимы обозначают противоположные ситуации.

Например, ситуации X высокий, а Y низкий и Y высокий, а X низкий будут противоположными по смыслу. Однако если поставить эти антонимы в сравнительную степень, то можно придумать контекст, в котором с одними и теми же участниками X и Y сохранится один и тот же смысл.

Придумайте для слов широкий – узкий, большой – маленький в форме сравнительной степени такой контекст, в котором участники будут одними и теми же, а смысл обоих контекстов одинаковый. Запишите схему с X и Y и приведите пример.

3. (16 баллов) Даны слова: плотный, площадь, оплот, платье, плётка, оплата, сплачивать, выплачивать, воплощение, полотно.

Найдите среди них те, которые восходят к одному и тому же корню, и распределите их по группам в соответствии с общим корнем. Укажите общий корень.

4. (2 балла) Дано предложение, в котором зашифрован фразеологический оборот. Фразеологизм соответствует действительно существующей в русском языке смысловой и грамматической схеме (модели) возникновения выражения.

Мы ему на его ошибки несколько раз указывали, а он и в бороду не пыхтит: ничего не исправил, ничем не занимается.

Догадайтесь, какой фразеологизм имеется в виду, выпишите его и дайте толкование его значения.

5. (5 баллов) Какая особенность обнаруживается в образовании именительного падежа множественного числа слова яблоко?

6. (5 баллов) Прочитайте отрывок из текста.

Бе же ядь его проскура едина. и та же чересъ день. водъı в меру пьяше. приносяшеть же ему великъıи Антонии. и подаваше ему оконцемъ . яко се вместеше рука.

1. Переведите на современный русский язык выделенное в отрывке словосочетание.

2. Приведите примеры, которые доказывают, что данная форма существительного и в современном русском языке иногда может иметь то же синтаксическое значение, что и в приведённом выше словосочетании.

7. (5 баллов) Прочитайте отрывок из школьного сочинения.

На примере показа литературного героя романа Петра Гринёва можно увидеть, что любовь раскрывает в человеке качества честности и отваги.

Укажите в тексте все грамматические и речевые ошибки и недочеты. Объясните, в чём заключаются эти ошибки. Перепишите отрывок сочинения без ошибок и недочётов, сохранив в целом первоначальный смысл.

8. (5 баллов) Прочитайте текст орфографического правила.

В суффиксах ˂….˃ причастий ˂….˃ времени пишется буква ˂….˃ или ˂….˃, если причастие образовано от глагола 1-го спряжения. Если же причастие образовано от глагола 2-го спряжения, то в суффиксе пишется буква ˂….˃ или Я.

1. Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты.

2. Сформулируйте название этого орфографического правила.

3. Приведите примеры его использования.

9. (1 балл) В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: сочеоснователи.

10. (6 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)

1. Слышавше же се половци, почаша воевати. И придоша половци мнози, и оступиша Торцийскый град.

2. Аще же богъ въсхощеть великыи разумьнаго духа напълнитеся, тъ бо поточить глаголъ и мудрость ею (Кирилла и Мефодия), и в молитвѣ исповѣстася господеви, тъ бо явить казание и учение ею, и въ законѣ завѣта господня похвалистася, въсхвалять ею разумъ мнози, и до вѣка не потрѣбиться и не оступить ею, и имя ею живеть въ роды и роды.

Максимальный балл за все выполненные задания – 57.

Просмотр содержимого документа
«РУС 9 кл ШЭ-17»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2017–2018 уч. г.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС

1. (7,5 балла) На какой звук падает ударение в слове Эдинбург? Почему? Если вы считаете, что здесь имеет место определённый фонетический процесс, укажите его. Объясните своё решение. Приведите аналогичные примеры.

2. (2 балла) Дан следующий отрывок из «Сказки о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкина.

(1) Призадумался поп,

(2) Стал себе почёсывать лоб.

(3) Щёлк щелку ведь розь.

(4) Да понадеялся он на русский авось.

(5) Поп говорит Балде: «Ладно.

(6) Не будет нам обоим накладно.

(7) Поживи-ка на моём подворье,

(8) Окажи свое усердие и проворье».

Дайте толкование слова накладно в строке 6.

3. (7,5 балла) Даны слова:

мышонок, замшелый, промышленность, мщение, мощёный, мышление, подмышки, мощный, мышца, моховой.

Найдите среди них те, которые восходят к одному и тому же корню, и распределите их по группам в соответствии с общим историческим корнем. Укажите общий корень.

4. (2 балла) Даны предложения, в одном из которых зашифрован фразеологический оборот. Фразеологизм соответствует действительно существующей в русском языке смысловой и грамматической схеме (модели) возникновения выражения.

Ты что, этого вора-рецидивиста бухгалтером к себе в фирму взял? Нечего сказать, пустил моль в гардероб!

Догадайтесь, какой фразеологизм имеется в виду, выпишите его и дайте толкование его значения.

5. (2 балла) Какая особенность обнаруживается в образовании причастия искомый от глагола искать?

6. (6 баллов) Выделите грамматическую основу в последнем предложении фрагмента.

Скалозуб

В тринадцатом году мы отличались с братом

В тридцатом егерском, а после в сорок пятом.

Фамусов

Да, счастье, у кого есть эдакий сынок!

Имеет, кажется, в петличке орденок?

Скалозуб

За третье августа; засели мы в траншею:

Ему дан с бантом, мне на шею.

Фамусов

Любезный человек, и посмотреть – так хват.

Прекрасный человек двоюродный ваш брат.

Объясните, почему Вы выделили грамматическую основу именно так, а не иначе.

7. (5 баллов) Прочитайте отрывок из школьного сочинения.

Выбор преследует нас на протяжении всей жизни, и, чтобы совершить его, нужно преодолеть множество соблазнов и препятствия, поджидающих нас на жизненном пути жизни.

Укажите в тексте все грамматические и речевые ошибки и недочёты. Объясните, в чём заключаются эти ошибки. Перепишите отрывок сочинения без ошибок и недочётов, сохранив в целом его смысл.

8. (6 баллов) Объясните, почему ветреный пишется с одной буквой Н, а безветренный и выветренный – с двумя буквами Н.

9. (1 балл) В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: о соболе Бине .

10. (6 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)

1. Трубы трубят в Серпуховѣ, звенить слава по всеи земли Руссьскои, чюдно стязи стоять у Дону великого, пашутся хоригови берчати, свѣтяться калантыри злачены. Хоругови аки жыви пашутся .

2. Ис тучи выступи кровавыя оболока, а из нихъ пашють синие молньи.

Максимальный балл за все выполненные задания – 45.

«ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2016–2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС Задания, ответы и критерии оценивания 1. (7,5 балла) ...»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2016–2017 уч. г.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС

Задания, ответы и критерии оценивания

1. (7,5 балла) На какой звук падает ударение в слове Эдинбург? Почему? Если

вы считаете, что здесь имеет место определённый фонетический процесс,

укажите его. Объясните своё решение. Приведите аналогичные примеры.

Критерии и ответы

Эдинбург – заимствованное слово. В исконной форме ударение падало на первый слог, но под влиянием фонетической аналогии с уже существующими в русском языке устойчивыми топонимами вроде Петербург, Екатеринбург, Оренбург, где ударение стабильно падает на последний слог, ударение переместилось в русском языке на последний слог.

За указание на заимствование – 1 балл, за указание на исконное ударение – 2 балла, за указание на влияние процесса аналогии – 1 балл, за приведение подходящих примеров – по 0,5 балла (но не более 1,5 балла), за эксплицитное (термин необязателен) указание на перемещение ударения при заимствовании на последний слог – 2 балла.

Всего 7,5 балла.

2. (2 балла) Дан следующий отрывок из «Сказки о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкина.

(1) Призадумался поп, (2) Стал себе почёсывать лоб.

(3) Щёлк щелку ведь розь.

(4) Да понадеялся он на русский авось.

(5) Поп говорит Балде: «Ладно.

(6) Не будет нам обоим накладно.

(7) Поживи-ка на моём подворье, (8) Окажи свое усердие и проворье».



Дайте толкование слова накладно в строке 6.

Критерии и ответы Накладно – убыточно, с убытком, с ущербом.

Всего 2 балла.

3. (7,5 балла) Даны слова: мышонок, замшелый, промышленность, мщение, мощёный, мышление, подмышки, мощный, мышца, моховой.

Найдите среди них те, которые восходят к одному и тому же корню, и распределите их по группам в соответствии с общим историческим корнем.

Укажите общий корень.

© ГАОУ ДПО ЦПМ. Публикация в Интернете или печатных изданиях без 1 письменного согласия ГАОУ ДПО ЦПМ запрещена.

Школьный этап. 9 класс Критерии и ответы.

мыш мох/мш мышл мщ мощ мощ мышонок, замшелый, промышленность, подмышки, мщение мощёный мощный моховой мышление мышца

1. За каждую верно найденную группу – 0,5 балла. Если в группе хотя бы одно неверно указанное слово, группа не засчитывается.

2. За каждый алломорф одного корня – 0,5 балла.

Если учащийся найдёт алломорф любого корня, не указанный в задании (например, месть для мщение), за каждый алломорф – 0,5 балла.

Всего 7,5 балла.

4. (2 балла) Даны предложения, в одном из которых зашифрован фразеологический оборот. Фразеологизм соответствует действительно существующей в русском языке смысловой и грамматической схеме (модели) возникновения выражения.

Ты что, этого вора-рецидивиста бухгалтером к себе в фирму взял? Нечего сказать, пустил моль в гардероб!

Догадайтесь, какой фразеологизм имеется в виду, выпишите его и дайте толкование его значения.

Критерии и ответы Это ФЕ пустить козла в огород (1 балл) – допускать кого-либо к тому, что его особенно привлекает; давать кому-либо свободный доступ туда, где он может быть вреден или опасен (1 балл).

Всего 2 балла.

5. (2 балла) Какая особенность обнаруживается в образовании причастия искомый от глагола искать?

Критерии и ответы Это отсутствие чередования ск/щ (1 балл) вопреки общему правилу образования страдательных причастий настоящего времени от основы настоящего времени глаголов (ищ-у – ищомый) (1 балл).

Всего 2 балла.

© ГАОУ ДПО ЦПМ. Публикация в Интернете или печатных изданиях без 2 письменного согласия ГАОУ ДПО ЦПМ запрещена.

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку 2016–2017 уч. г.

Школьный этап. 9 класс 6. (6 баллов) Выделите грамматическую основу в последнем предложении фрагмента.

Скалозуб В тринадцатом году мы отличались с братом В тридцатом егерском, а после в сорок пятом.

Фамусов Да, счастье, у кого есть эдакий сынок!

Имеет, кажется, в петличке орденок?

Скалозуб

За третье августа; засели мы в траншею:

Ему дан с бантом, мне на шею.

Фамусов Любезный человек, и посмотреть – так хват.

Прекрасный человек двоюродный ваш брат.

Объясните, почему Вы выделили грамматическую основу именно так, а неиначе.

Критерии и ответы Прекрасный человек двоюродный ваш брат!

В предложении налицо инверсия (характер отрывка позволяет точно определить, что в высказывании даётся характеристика двоюродному брату Скалозуба), поэтому сказуемое идёт перед подлежащим («брат» – данное, тема, характеризуемое; «прекрасный человек» – новое, рема, характеризующее).

Сказуемое здесь включает в себя словосочетание «прекрасный человек», поскольку без определяющего прилагательного утверждение в предложении теряет смысл (тот факт, что брат является человеком, очевиден исходя из лексического значения слова «брат» и не нуждается в выражении посредством суждения).

За учёт инверсии и/или указание на оценочное значение сказуемого при выделении грамматической основы – 4 балла.

За выделение в качестве именной части сказуемого цельного словосочетания и верное объяснение причины синтаксической нечленимости – 2 балла.

Всего 6 баллов.

7. (5 баллов) Прочитайте отрывок из школьного сочинения.

Выбор преследует нас на протяжении всей жизни, и, чтобы совершить его, нужно преодолеть множество соблазнов и препятствия, поджидающих нас на жизненном пути жизни.

© ГАОУ ДПО ЦПМ. Публикация в Интернете или печатных изданиях без 3 письменного согласия ГАОУ ДПО ЦПМ запрещена.

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку 2016–2017 уч. г.

Школьный этап. 9 класс Укажите в тексте все грамматические и речевые ошибки и недочёты.

Объясните, в чём заключаются эти ошибки. Перепишите отрывок сочинения без ошибок и недочётов, сохранив в целом его смысл.

Критерии и ответы

1. А. «выбор преследует нас» – речевая ошибка. Подобные стёртые олицетворения реализуются в речи, когда роль подлежащего занимает существительное со значением мысли, чувства, ощущения (преследует мысль, ощущение, необходимость, желание). «Выбор» же – это поступок, действие.

Вероятно, в тексте предполагалось сочетание «необходимость выбора».

Б. «множество соблазнов и препятствия, поджидающих» – грамматическая ошибка. Неверное согласование определяемых существительных и причастия.

В. «жизненный путь жизни» – речевая ошибка. Неоправданная тавтология.

Возникла, возможно, в результате наложения двух перифраз: «жизненный путь» и «путь жизни».

2. Необходимость совершить правильный выбор преследует нас на протяжении всей жизни (в разных ситуациях), и, чтобы сделать его, нужно преодолеть множество соблазнов и препятствий, поджидающих нас на жизненном пути.

За каждую найденную и удовлетворительно объяснённую ошибку по 1 баллу.

За переписанный отрывок, в котором исправлены замеченные и не допущены новые ошибки, – 2 балла.

Всего не более 5 баллов.

8. (6 баллов) Объясните, почему ветреный пишется с одной буквой Н, а безветренный и выветренный – с двумя буквами Н.

Критерии и ответы.

Прилагательное «ветрен(н)ый» исторически могло восходить и к существительному «ветер», и к вышедшему из употребления глаголу «ветрить» (отмечен, в частности, у Срезневского). При этом в языке закрепилась, вероятно, отглагольная форма. По правилу написания суффиксов отглагольных прилагательных здесь должна быть одна буква Н. «Выветренный» образовано от глагола «выветрить», и написание суффикса здесь подчинено правилу правописания Н и НН в причастиях и отглагольных приставочных прилагательных.

Прилагательное «безветренный» образовано от предложно-падежного сочетания «без ветра». Сам характер приставки не позволяет видеть в качестве производящего слова глагол (как это случилось со словом «ветреный»), поэтому мы образуем это слово по традиционной модели отыменных прилагательных – с помощью суффикса -ЕНН.

За верное объяснение написания каждого слова – по 2 балла.

Всего 6 баллов.

© ГАОУ ДПО ЦПМ. Публикация в Интернете или печатных изданиях без 4 письменного согласия ГАОУ ДПО ЦПМ запрещена.

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку 2016–2017 уч. г.

Школьный этап. 9 класс 9. (1 балл) В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: о соболе Бине.

Критерии и ответы.

Обособление.

Всего 1 балл.

10. (6 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)

1. Трубы трубят в Серпухов, звенить слава по всеи земли Руссьскои, чюдно стязи стоять у Дону великого, пашутся хоригови берчати, свтяться калантыри злачены. Хоругови аки жыви пашутся.

2. Ис тучи выступи кровавыя оболока, а из нихъ пашють синие молньи.

Критерии и ответы

1. Пахаться – пахатися: развеваться в воздухе (3 балла).

2. Пашють – пашут – пахать (пахати): полыхать, сверкать (3 балла).

Всего 6 баллов.

Максимальный балл за все выполненные задания – 45.

Похожие работы:

«Вопросы. Задачи. Решения 1. Компания А имеет рыночную капитализацию 40 млн. долл., а компания Б - 20 млн. долл. Предполагаемое слияние приведет к сокращению стандартного отклонения отдачи на собственный капитал (чистой прибыли) с 40% у каждой компании до 35% у объединенно...»

«ОСОБЕННОСТИ СТИЛЕВОЙ САМОРЕГУ ЛЯЦИИТЕННИСИСТОВ НА ЭТАПЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ Емшанова Ю.А. Национальный университет физического воспитания и спорта Украины Аннотация. В работе рассмотрены особенности стилевой саморегуляции теннисистов...»

« 1,2, А.В. Игнатьев 1 Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва (национальный исследовательский университет) (СГАУ), Самара,...»

«Добрыня и Маринка Во стольноем во городе во Киеве, Гулял-то ведь Добрынюшка по городу, Гулял-то ведь Добрынюшка по Киеву. «Не заезживай, - наказывала матушка, - Не заезживай во этаку во улицу, Где живет-то ведь Маринка ведь Игнатьевна, И увидит Маринка ведь Игнатьевна, И кинетце Маринка до плеч в окно, И скажет Маринка таково...»

«Патофизиологические основы нейродегенеративных заболеваний (болезни Альцгеймера, Паркинсона, рассеянный склероз) Галина Григорьевна Скибо Д.мед.наук, профессор, зав. отделом цитологии, Ин...»

«Основы науки о материалах и технологиях Лекция 1 Введение. Материаловедение как наука о свойствах, исследованиях, получении и применении материалов. Чтобы обеспечить развитие радиоэлектроники, потребовалось огромное количество радиодеталей и радиокомпонентов. В послевоенное десятилетие резисторы, конденса...»

«1. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины Целями освоения учебной дисциплины «Социология» являются: сформировать методологию и методику познания и преобразования упр...»

«ФИТОРАЗНООБРАЗИЕ ПОЙМЫ РЕКИ ИГАРКИ (ВОЛЖСКИЙ БАССЕЙН) Лебакина Н. А. ФГБОУ ВПО государственная социально-гуманитарная «Поволжская академия», Самара, Россия Научный руководитель – Ильина Н.С.THE PLANT DIVERSITY OF IGARKA FLOODPLAIN (VOLGA BASIN) Lebakina N.A. Federal government budgetary institution o...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - разные матриалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.