Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Щёлковская земля в названиях. Название усадеб. Усадьба лукино-варино, московская область, щелковский район

Дворцовое сельцо Лукино впервые упоминается в конце шестнадцатого столетия, когда согласно указа царя Федора Алексеевича его передали стольникам Василию и Алексею Прозоровским. Тогда в нем числилась одна крестьянская семья, состоящая из пяти человек. В начале восемнадцатого столетия Лукино принадлежало князьям Долгоруким, а с 1746 года - Михаилу Петровичу Измайлову, который владел еще Городищами, Анискином и Митянином.

В 1766 году его хозяином становится Иван Иванович Измайлов, который поселился здесь после того как вышел в отставку. Он построил деревянный усадебный дом, а также посадил парк, в котором было несколько прудов, вырытых пленными турками. Как говорят старожилы, на окраине Городищ находилось мусульманское кладбище. Нашей компанией часто предоставляется для экскурсий в эти живописные места.

Единственной наследницей обширных владений князя была его дочь Анастасия. Она вышла замуж в 1789 году за генерал-поручика Ивана Ивановича Одоевского и у них родилась дочь Варвара, которая затем унаследовала все родительские имения. Варвара Ивановна вышла замуж в 1811 году за Сергея Степановича Ланского. Он стал видным государственным деятелем и в 1861 году подготовил крестьянскую реформу.

Ланские в усадьбе Лукино жили летом. Сюда приезжали их многочисленные родственники и друзья из Москвы и Петербурга. Со временем село стали называть Лукино-Варино. Его хозяева проявляли интерес к искусствам. Уроки рисования им давал известный художник О.А. Кипренский. В доме Ланских также бывали художники П.Ф. Соколов, А.О. Орловский, Я.Я. Рейхель, которые писали их портреты. В Петербурге Варвара Ивановна являлась хозяйкой литературного салона. Ее салон посещали В.Л. Пушин, В.А. Жуковский, И.И. Дмитриев, А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, С.А. Соболевский, В.Ф. Одоевский и другие.

Сергей Степанович построил в усадьбе каменный двухэтажный дом, а, стоявший в парке, старый деревянный дом приспособил для домашнего театра. Здесь разыгрывались водевили и небольшие пьесы с участием гостей, хозяев и дворовых людей. Гулянья с иллюминацией и музыкой часто устраивались в парке. Крестьяне, развлекая гостей, плясали, пели песни и водили хороводы.

Варвара Ивановна Ланская умерла в 1845 году. Она похоронена в склепе, который находится возле алтаря церкви Рождества Богородицы села Анискино, к приходу которой принадлежала усадьба.

Ланскому в Богородском уезде принадлежали еще деревни Назарово, Осеево, Леоново, Ситьково. Он имел 1800 десятин земли и 500 крепостных душ. Он умер в 1862 году. Чтобы увековечить его имя, в Осеево была построена школа для крестьянских детей. Средства для нее были собраны по подписке почитателями графа.

Имение Лукино-Варино в 1877 году приобрел купец второй гильдии Николай Иванович Шишов, владевший Монинской шерстоткацкой фабрикой. Ему досталось довольно ценное художественное наследие, состоявшее из части фамильных портретов Одоевских и Ланских. Портреты и рисунки принадлежали кисти Кипренского, Рейхеля, Орловского. Имелись также портреты и рисунки, сделанные самими Ланскими. Эти картины и рисунки после революции пополнили многие музеи и частные коллекции.

Александр Николаевич Шишов, один из сыновей купца, учился живописи у Жуковского, Чиркова, Нестерова. Он являлся членом товарищества поздних художников-передвижников. Его мастерская располагалась в деревянном двухэтажном флигеле, построенном на берегу Клязьмы. М.В. Нестеров в Лукино-Варино написал центральную часть своего триптиха «Труды преподобного Сергия». Усадьба увековечена на полотне С.Ю. Жуковского «Лукинские пруды». А.Н. Шишовым здесь написана картина «Гуси на Звероножке», а его сын стал членом Союза художников СССР.

Шишовы продали усадьбу в 1916 году братьям Поляковым, владевшим Щелковской красильно-аппретурной фабрикой. В 1918 году усадьбу национализировали и отдали детскому дому «Трудовая коммуна им. Дзержинского».

Значительно перестроенный усадебный дом девятнадцатого столетия, стоит и сейчас. В настоящее время в нем находится администрация завода «Электробыт», который часто пользуется такой услугой нашей компании, как . О прошлом напоминают только живописные пруды и запущенный парк.

Где бывал любимый мой князь Одоевский. но дело даже не в этом, сегодня я познакомилась с ещё одним уникальным Человеком - краеведом, востоковедом и заведующим библиотекой, да и просто интереснейшей личностью - Михаилом Михайловичем ( sverlovka_bib ). это один из тех людей, благодаря филантропическим стараниям которых мы ещё не растеряли свои корни.

пока Михаил Михайлович рассказывал про усадьбу Лукино, про парк, про историю поселка Свердловский, сердце мое обливалось кровью при виде того, во что все это умудрилось превратиться. а мы ещё требуем неведомого "чувства прекрасного" от наших подростков?!? если в той же Прибалтике за каждый исторический камешек хватаются, раскручивают его до легенды и делают из него культурный объект со всеми вытекающими финансовыми последствиями: со всей Европы туда едут желающие пожить в исторической усадьбе, покататься на лошадях, поесть фермерской продукции, а заодно и познать что-то новое для себя... то у нас всячески заметают этот исторический след, далее все разваливают или поджигают, а на месте старого возводят безликие "новые дачи".

вот и у Лукино такая же печальная история. рядом уже вовсю стоят коттеджный поселок, а состояние дачи Ланских в безобразнейшем состоянии: она не числиться ни в каких списках, парк завален мусором, пруд загнил и зарос. у нас чиновники только по телевидению умеют трепаться про повышение культуры, про те или иные меры....
надо отдать должное Михаило Михайловичу - какое-то время он активно публиковал статьи об истории этого места, в 2003 году устроили Первые Одоевские чтения, собрали деньги, а главное сделали табличку "Здесь в наших местах в 1824-1826 гг. жил русский писатель, философ, музыковед князь В. Ф. Одоевский (1803-1869)". правда, реакция последовала противоположная - историческая правда, видимо, мешала будущим планам, так что табличку повесить так и не дали. а ведь место идеальное - там дивно дышится, излучина реки, прекрасный парк - умели наши дворяне места себе под дачи подбирать!!!


первоначальный дом был достроен гораздо позже, уже в XX веке. дом вообще выглядел иначе: вход был сделан со стороны теперешней дороги, были окна).


портик на первом плане современный - его возвели в 1960 году.


из-за безобразного состояния здания можно увидеть первоначальную кладку.


эти стены видели Одоевского...


усадебный парк


усадебный пруд


современное состояние


я была в шоке, когда увидела в какие условия загнали библиотеку...


вот что предоставили в качестве временного (а, скорее всего, постоянного) пристанища! как здесь сохранить старинные книги и альбомы?


дивный вид на усадебное здание

ко всему прочему в 2009 году Свердловская городская библиотека (вместе с клубом), где хранились уникальные архивы, сгорела. и теперь в малюсеньком здании, временно выделенном библиотеке Михаил Михайлович умудряется хранить уникальные вещи аж на два музея: альбомы с образцами тканей 1872 года, картины соцреализма, старинные снимки, злосчастную табличку Одоевского, книги, плакаты...
кстати, музей Брюса, находившийся поблизости в усадьбе Глинки, тоже развалили, рисунки Шишова (следующего после Ланских владельца усадьбы) "валяются у кого-то под шкафом", а на предложения объединить эти чудом уцелевшие реликвии и сделать в здании усадьбы музей и края, и Одоевского, и Ланских, и Шишова, и Брюса и т.д. - никто не отреагировал вообще!
при этом всем Михаил Михайлович производит впечатление крайне жизнерадостного, позитивного человека, с чувством юмора и большим жизненным багажом. напоследок он подарил мне брошюру Одоевских чтений (где я, кстати, впервые увидела эти самые рисунки Шишова), Вестник со своей статьей и карту Щелковского района. а ещё заметил, что если мы захотим приехать и посмотреть на остатки древнего Городища - милости просим! вот такой вот приятный день у меня был.

Бывшая усадьба Лукино-Варино, принадлежавшая многим поколениям различных семейств, в том числе Одоевским-Ланским.

Утренняя суета Ярославского вокзала как-то обнадеживающе радовала глаз. Со вчерашнего вечера перечитала статьи о Варине, задержав в памяти несколько названий: Щелково, пос. Свердловский, пос. Лосино-Петровский и Монинский какой-то комбинат. Наводки эти мне случайно встретились в сети, а о Ярославском узнала от сокурсницы.
Так, с миру по нитке, собралась литведческая экспедиция: литр кефира, батон, арсенал ручек и неизменный путевой дневник, исписанный «вдоль, поперек и по диагонали», как советовал Пушкин Анне Петровне писать ему.
Монинской электрички прождала минут сорок, за которые полностью обследовала вокзал со всеми его платформами и путями – чтобы не бегать потом. Благополучно заняв свободное место, я приготовилась было к мирному созерцанию подмосковных пейзажей наедине с кефиром – не тут-то было. Прямо передо мной встал какой-то мужик, начавший с дифирамбов некоему чудодейственному пятновыводителю, а затем перешедший к практике: сначала он превратил футболку в наглядную иллюстрацию всех видов пятен, потом с той же легкостью их удалил. «Но вы, наверное, скажите, что пятна свежие, поэтому они так легко вывелись? Тогда смотрите…» И жестом фокусника извлекает жилетку железнодорожника, совершенно безобразную. Я же, достав кефир и батон, все-таки предалась своей утренней радости. Вскоре вдохновенный пятновыводитель скрылся, не раз остановленный заинтересованными бабульками.
…До Монино ехать около часа. Вышла из опустевшей электрички на довольно оживленный привокзальный рынок и отправилась на поиски старожилов. Каких-нибудь интеллигентных старичков, хранящих память славных мест своей родины… Но обратиться пришлось к торгующим яблоками старушками. «Почем у вас яблочки?» - главное – задобрить. «Есть по 20, есть – по 40. Хотите попробовать?» Не задумываюсь долго. «А вы не скажете, есть у вас Краеведческий музей?» - звучно откусываю яблоко - «Авиационный» «Н-да…в Авиационном картины А.Шишова «В.Ф. Одоевский в Лукине» можно и не искать…А до поселка Свердловского недалеко?» - «Вам надо на 26-ой автобус, и проехать с полчаса». – «Спасибо!» – с искренней радостью покупаю мешочек яблок и иду к остановке. Там упоенно вслушиваюсь в разговоры местных старушек о чьих-то курочках, etc., и смотрю через окно на этот почти советский подмосковный городишко-не городишко, поселок–не поселок.
Выхожу на конечной, совершенно не представляя, в каком направлении двигаться. Решив вновь прибегнуть к помощи местного населения, выхожу в какой-то дворик, вполне городской, с обычными пятиэтажками, проходя мимо старообразных, низеньких домиков, выкрашенных в розовый, с вычурными верандами и огородами позади. «А вы не подскажете, где бывшая усадьба Лукино-Варино? – лицо женщины остается недоуменным…тогда другой подход: когда-то там был интернат, потом прядильная фабрика, а теперь помещается завод «Электробыт», - на одном дыхании перечисляю я. «А! Электробыт! – заметное прояснение – это вам нужно пройти вдоль берега реки, и там подняться направо». С той же искренней радостью благодарю и направляюсь дальше по совершенно пустым дворам.
Никогда не задумывалась, что профессия литведа может быть опасна дл жизни. А зря: вскоре мне открывается голый пустырь - вереница гаражей, а дальше по одну строну Клязьма, по другую – чисто поле да широкое раздолье. Ну ладно, где наша не пропадала!
Иду я, значит, вдоль берега, улавливая за собой характерные звуки движущейся группы людей. Вскоре начинают они доносится явственнее, и угадывается характерный гопский говор. Н-да. Хороша картина: чисто поле, глубока речка, гопы, и Дуня с яблоками…Краем сознания пытаюсь соизмерить Клязьму и свои плавательные способности…на улице +10. Побежать? Нет, лучше не стоит…И вдруг – о, Чудо: впереди показался мостик. Просто я со своей подслеповатостью не увидела его прежде. Он узкий и некрепкий, судя по издаваемым звукам. Но все же – я на той стороне. Торопливо взбегаю на высокий берег и к поросячьему своему счастью обнаруживаю прогуливающихся людей. Уточняю насчет «Электробыта» - я оказывается, уже на подходе. И правда – вскоре вижу низкие белые воротца с ампирскими колоннами. Оно. На характерном бетонном заборе вывеска: запасной выезд. А где же, спрашивается, вход? А я уже, было, приготовила литовские корочки и самопрезентейшн: «Здравствуйте! Я литературный работник, прибыла в целях ознакомления со зданием бывшей усадьбы и сохранившейся части парка для написания...хм...научной работы!» Но сегодня суббота, и меня, видно, никто не ждет.
Ладно – иду к фасаду. Да, это оно – то самое здание из крупного белого кирпича с кое-где сохранившимися лепными наличниками на окнах. Небольшой палисадник с несколькими елочками огорожен полосатым бордюром. Окна же заделаны мелкой синей решеткой. Но это не столь важно. Он бывал здесь. Возможно, стояли именно эти тополя. Но это уже лирика и маловероятно. Во всяком случае, я нашла, что хотела. Это главное.
А остановка, кстати, оказалась напротив фасада. Сажусь я на железную вертушку, через какие обычно проходят местные дачники, достаю монинское яблоко и упоенно жую его, поглядывая то назад – к живописному столику среди начинающегося леса, то вперед – к предмету моих многочасовых исканий, то наверх, к деревьям – а вдруг?


От бывшей помещичьей усадьбы Лукино-Варино сохранились парк, пруды и значительно перестроенный и обросший пристройками барский дом, в котором в настоящее время размещается управление завода. Кто рыл пруды и почему рядом было создано мусульманское кладбище? Почему усадьба называется "...-Варино"? Какой дом раньше стоял в парке и зачем усадьбу посещал дядя А.С. Пушкина? Кто из жителей усадьбы был одним из прототипов Стивы Облонского в романе Л.Н.Толстого "Анна Каренина"? Все ответы ниже))


Первое упоминание о дворцовом сельце Лукине относится к концу XVI в., когда по указу царя Федора Алексеевича оно было передано его стольникам - князьям Василию и Алексею Прозоровским. На фотографии охранник производственной фирмы "Электробыт", администраця которой находитсы в здании усадьбы.

В 1704-1709 гг. Лукино находилось во владении князей Юрия и Ивана Юрьевичей Долгоруковых, а затем в 1746 г. у Михаила Петровича Измайлова, вместе с Анискином, Городищами и Митянином. На фотографии вид на сохранившийся главный дом.

С 1766 г. владельцем Лукина значится Иван Иванович Измайлов, полк которого первым вошел в Берлин в 1760 г. Генерал Измайлов в 1770 г. вышел в отставку и поселился в Лукине. В 1762 году в Лукине был один дом помещика, да три двора крестьянских, в них - 21 человек крепостных крестьян. На фото: главный усадебный дом используется как удачный рекламный инструмент.

Здесь он построил большой деревянный усадебный дом, разбил парк с несколькими прудами. По сохранившемуся преданию, на рытье котлованов под пруды и посадку деревьев генерал использовал пленных турок, многие из них здесь и умирали. Для их захоронения было создано мусульманское кладбище на окраине села Городищи. На фото остановка "Завод №5"

Дочь Ивана Ивановича Анастасия - единственная наследница обширных владений отца, в 1789 г. вышла замуж за генерал-поручика, князя Ивана Ивановича Одоевского.

Их дочь Варвара Ивановна унаследовала все имения родителей. Она жила в Москве, в семье своей опекунши Варвары Александровны Ланской, урожденной Одоевской. На фото дереввья в усадебном парке.

В 1811 г. Варвара Ивановна переехала в Петербург вместе с семьей Ланских, где вскоре вышла замуж за Сергея Степановича Ланского, в будущем видного государственного деятеля, подготовившего крестьянскую реформу 1861 г. Брат Варвары Ивановны Иван погиб под Парижем в 1813 г. Название Лукино-Варино имение приобрело после того, как его получил Сергей Степанович в качестве приданого своей невесты Варвары, а Лукино происходило от имени Лука). На фото вид на усадьбу из парка.

В усадьбе Лукино Ланские жили летом, здесь гостили их родственники и многочисленные друзья из Петербурга и Москвы. Хозяевам Лукина-Варина был присущ интерес к искусствам. Известный художник-портретист О. А. Кипренский давал им уроки рисования. Художники А. О. Орловский, П. Ф. Соколов, Я. Я. Рейхель также бывали в доме Ланских и рисовали портреты хозяев.

Живя с мужем в Петербурге, Варвара Ивановна была хозяйкой литературного салона, который посещали В.Л. Пушкин, И.И. Дмитриев, В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, А.С. Пушкин, В.Ф. Одоевский, С.А. Соболевский и другие видные литературные деятели. На фото аллея в усадебном парке.

Эти встречи прослеживаются и в усадьбе Лукино-Варино, где Ланские проводили каждое лето. В альбоме Варвары Ивановны Ланской, хранящемся в ЦГАЛИ в Москве, имеются посвященные хозяйке стихотворения В.А. Жуковского, П.А. Вяземского, В.Ф. Одоевского с припиской "Варино", что подтверждает их пребывание в усадьбе в 1820-е годы. В нем также есть стихотворения А.С. Пушкина и А.С. Грибоедова, не имеющие приписки "Варино", что ставит под сомнение их пребывания в усадьбе.

Кроме указанных выше видных деятелей русской культуры, в Варине бывали и гостили дядя А.С. Пушкина Василий Львович, князь, поэт Иван Михайлович Долгоруков и автор многих стихотворных каламбуров и метких эпиграмм - Сергей Александрович Соболевский.По данным за 1860 г., в Богородском уезде С. С. Ланскому принадлежали сельцо Варино с деревнями Осеево, Назарово, Ситьково, Леоново. Он имел 500 крепостных душ и 1800 десятин земли. Старый, деревянный дом, стоявший в парке, приспособили под домашний театр. В нем разыгрывались небольшие пьесы и водевили с участием хозяев, гостей и дворовых людей. В парке устраивались гулянья с музыкой и иллюминацией, крестьянские девушки и парни водили хороводы, пели песни, плясали, развлекая хозяев и гостей. Днем гости гуляли по окрестностям, катались на лодках, играли в городки и лапту. На фото усадебный пруд..

Желая увековечить имя Ланского, его друзья и сослуживцы собрали по подписному листу деньги и построили в деревне Асеево школу для крестьянских детей. Это небольшое деревянное помещение с одной классной комнатой и комнатой для учителя уничтожено недавно. В нем размещалась сельская библиотека. На фото мост через усадебный пруд, ведущий к новостройкам в пос.Свердловский.

В 1877 г. имение Лукино-Варино с 659-ю десятинами земли приобрел купец 2-й гильдии, владелец Монинской шерстоткацкой фабрики Николай Иванович Шишов (1837-1892). По воспоминаниям Шишовых, в усадьбе жил сын Ланского Степан (Стива), который вел широкий образ жизни, проматывая доставшееся от отца наследство. Шишовы предполагают, что Степан Сергеевич Ланской был одним из прототипов Стивы Облонского в романе Л.Н.Толстого "Анна Каренина".

Благодаря заботам управляющего имением И. Я. Шушерина, Шишову досталось ценное художественное наследие: часть фамильных портретов Ланских и Одоевских, рисунки и портреты, принадлежащие кисти О. А. Кипренского, П. Ф. Соколова, Орловского, Я. Я. Рейхеля, портреты и рисунки С. С. Ланского и В. И. Ланской. После революции эти рисунки и картины пополнили многие музеи страны и частные коллекции.

Один из сыновей Н. И. Шишова - Александр Николаевич (1876-1957) - учился живописи у С. Ю. Жуковского, М. В. Нестерова, А. И. Чиркова. На фото вид на усадьбу сзади.

А. Н. Шишов был членом товарищества поздних художников-передвижников. В двухэтажном деревянном флигеле на берегу Клязьмы располагалась его мастерская. На фото от усадьбы Лукино-Варино через реку Клязьму на деревню Городищи, которая тоже сейчас входит в пос.Свердловский.

В Лукине-Варине М. В. Нестеров работал над центральной частью триптиха "Труды преподобного Сергия", С. Ю. Жуковский увековечил усадьбу на полотне "Лукинские пруды", здесь написал свою картину "Гуси на Звероножке" А. Н. Шишов. "Гуси на Звероножке" - так называется одна из картин А.Н. Шишова. Эта картина - боль за нашу природу, за погубленную речушку с хрустально-чистой водой, которую уже давно облетают стороной перелетные птицы.

Сын Александра Николаевича - Алексей Александрович Шишов, член Союза художников СССР. Его работы: портреты отца А. Н. Шишова, министра внутренних дел С. С. Ланского, картина "В. Ф. Одоевский в Лукине" и другие - хранятся в Историко-краеведческом музее г. Лосино-Петровского.

В 1916 г. Шишовы продали усадьбу с 659-ю десятинами земли братьям Ивану и Григорию Поляковым - владельцам Щелковской красильно-аппретурной фабрики. В 1918 г. усадьба была национализирована. В ней размещался детский дом "Трудовая коммуна имени Дзержинского" для детей-беспризорников.

В 1942 году на базе механических мастерских трудовой коммуны был создан механический завод №5, выпускавший боеприпасы для фронта. Вместе со взрослыми на нём работали 55 детей – воспитанников коммуны, живших в интернате при заводе.

В 1992 году завод был преобразован в производственную фирму «Электробыт».

В настоящее время от усадьбы сохранилось лишь одно здание, построенное еще при Одоевских. Теперь это одно из зданий завода. В советское время оно было сильно перестроено и потеряло свой первоначальный облик. Сохранилась часть парка и пруды. По традициям того времени пруды делались каскадом (Верхний, Средний, Нижний). В усадьбе было 2 Верхних пруда, которые через переходной Средний пруд вытянутой формы соединялся с Нижним, а тот, в свою очередь, соединялся с р. Клязьмой.


Старые карты местности

1797 год . В 1782 году Городищи уже считались сельцом.
В конце XVIII века здесь была построена сукновальная мельница. Ее единоличным владельцем был купе Сахновский. Через 100 лет предприниматель Четвериков развивал суконное производство.

1860 год . Свердловский, возник как поселок в 1880-х гг. при суконной фабрике Четвериковых (с 1830).

1925 год . 1918 года село Городищи стало называться именем известного революционера Я. М. Свердлова.

1940 год . В 1928 года весь поселок был переименован в Свердловский. А в 1941 году получило статус поселка. Именно с этого времени Свердловский стал именоваться рабочим поселком.территория поселка была увеличена. Были присоединены два сельца Городищи и Лукино.

1982 год .

2010 год .

Старые фотографии

Усадьба Лукино-Варино, около 5-6 лет назад. Сравните размер елочек на моих фотографиях и на этой.

Сергей Степанович Ланской (1787-1862). По характеристике современников, обладал неистощимой веселостью и природным юмором и был душой общества и заводилой всех развлечений.

Владение Ланских под Петербургом. При Ланских владение это под Петербургом простиралось от Большого Сампсониевского проспекта до набережной Черной речки. с юга оно имело границу по Ланской дороге (Ланское шоссе), а с севера ограничивалось соседним участком. также настоятельно подчеркиваю, что облик здания, восстановленного сейчас, сложился гораздо позже, в 1905-1906, когда к даче был пристроен двухэтажный объем с кухней в стиле модерн (фирма "Бодо Эгесторф и Ко").

Александр Николаевич Шишов.

Усадьба Гребнево, основанная в конце XVI столетия боярином Б.Я. Бельским, расположена на юго-восточной окраине города Фрязино. В начале XVII века ее выкупили князья Трубецкие, а в 1781 году имение перешло в собственность генерала Г.И. Бибикова, внесшего наибольший вклад в его облик. За те два десятилетия, что усадьба находилась в его собственности, он существенно преобразил ее архитектуру. Созданный при Бибикове комплекс сохранился до наших дней.

Приближаясь к усадьбе Гребнево, посетители сначала видят две церкви, очень разнящиеся как по стилистике, так и по цветовой гамме. Первой предстает зимняя Никольская церковь. Она была построена в период с 1786 по 1823 год по проекту архитекторов Ольделли и Дерюгина и представляет собой достаточно редкий для своего времени стиль - так называемый, центрический ярусный храм "под звоном". Неподалеку от нее находится ротондальная летняя Гребеневская церковь, возведенная в 1786-1791 годах.

Миновав оба храма, путешественники попадают на территорию усадебного комплекса. Сохранившийся господский дом имеет два этажа с антресолями, центральную часть завершает фронтон. Главный дом расположен на центральной оси парадного двора, неподалеку от него расположены четыре флигеля. Главные ворота ассоциируются с небольшой триумфальной аркой. Несмотря на запустение и ветхость, усадебный комплекс в Гребнево, продолжает впечатлять своей монументальностью.

Усадьба Лукино-Варино

Село Лукино известно как имение князей Юрия и Ивана Долгоруких, которые владели им в 1704-1709 годах. В 1746 году его приобрел М.П. Измайлов, представитель старинного дворянского рода. Его родственник и наследник, И.И. Измайлов, прославившийся во время войны с Пруссией, поселился в Лукине в 1770 году. Он активно занялся благоустройством усадьбы, при нем строится большой деревянный дом, облагораживается парк. Усилиями пленных турок посажены новые деревья и выкопаны котлованы под пруды.

В начале XIX века в усадьбе начинается новая волна строительства - вместо деревянного господского дома возводится более просторный каменный дом в два этажа. Прежнее здание остается на своем месте, а новые владельцы устраивают в нем домашний театр, в котором разыгрывались небольшие пьесы и прочие театрализованные представления. В постановках активно принимали участи и сами хозяева, и их гости, и дворовые крестьяне, а в парке регулярно устраивались гуляния с иллюминацией и музыкой.

На протяжении многих лет гостями усадьбы были известные деятели, музыканты и живописцы, которые черпали здесь вдохновение и создавали свои работы. После революции имение было национализировано и передано под нужды интерната для детей-беспризорников. Сейчас от усадьбы сохранилось лишь одно здание, претерпевшее серьезную перестройку и утратившее свой первоначальный облик. Также сохранилась часть парка и пруды.

Усадьба Алмазово

Главной достопримечательностью села Алмазово является некогда прекрасная дворянская усадьба и возведенная в честь победы над армией Наполеона церковь. Прежде эта местность была пустынной и в писцовых книгах 1584–1623 годов упоминается как "пустошь Ошитково". Преобразования начались лишь после того, как указом царя Михаила Романова эти земли не были переданы государевым соратникам Осипу и Михаилу Елизаровым.

Первой крупной постройкой в Ошиткове стала деревянная церковь Сергия Радонежского, которая была перестроена в камне следующим владельцем усадьбы, Иваном Алмазовым. Долгое время именовавшееся Сергиевским село, вскоре было названо по имени нового владельца и стало называться Алмазовым, а в 1753 году его выкупил горнозаводчик Никита Демидов. Все последующие перемены в жизни села связаны с этой династией, получившей дворянский титул за заслуги перед Отечеством.

Меньше, чем за полвека, Демидовы превратили Алмазово в уникальную усадьбу, до сих пор представляющую невероятное зрелище. Главным украшением усадьбы был парк с уникальной водной системой, сетью каналов и прудов с искусственными островами. Параллельно проходила центральная аллея, вдоль которой расположились многочисленные постройки - церковь, оранжерея, слободка дворовых людей, конюшни, Банный пруд, а также сосновая роща и дубрава. В 1800 году началось строительство нового дома, в проектировании которого принимал участие известный архитектор Доменико Жилярди.

К 30-м годам XIX века "золотой век" усадьбы подошел к концу. При последующих владельцах никаких работ по благоустройству не производилось. После революции усадьба и храм были разграблены, а из всего комплекса сохранились лишь несколько построек. Когда-то великолепный ансамбль пришел в запустение, но несмотря на это здесь все еще видна система старых каналов и прудов и часть парка.

Усадьба Медное-Власово

При слиянии рек Вори и Любосеевки находится одно из очень интересных для любителей истории мест. На одном из берегов раскинулся комплекс памятников археологии, датирующихся XIV веком и вызывающий интерес ученых-археологов. А неподалеку от него находится село Медное-Власово, известное своим медно-латунным заводом, основанным купцом А.Я. Савельевым в 1822 году. Здесь и находится усадьба, удивительным образом сохранившаяся до наших дней.

Наибольшего расцвета имение достигло в середине XIX века. Медно-латунное предприятие было выкуплено братьями Соловьевыми, которые занимались торговлей шелком и слыли весьма удачливыми промышленниками. В некотором отдалении от завода они построили себе усадьбу. Комплекс построек включал в себя большой дом с колоннами, а также несколько флигелей и хозяйственных построек.

Несмотря на то, что время оставило свой неизгладимый след на усадебных постройках, практически все они пережили и революцию, и войну и сохранились до наших дней. В годы советской власти в усадьбе располагалась детская больница, затем интернат для детей с ограниченными способностями. Медицинские учреждения сейчас переведены в новые здания, а барский дом стоит в запустении.

Усадьба Райки

Существует красивая легенда о происхождении названия усадьбы Райки. Она гласит о том, что проезжавшая по государственным делам эти края императрица Екатерина II назвала место "райским". Так село Иваньково получило новое название - Райково или Райки. Известно, что с 1811 года владельцами земного рая значились господа Давыдовы, а в 1852 году имение стало собственностью помещика Аггей Абаза. С 1890 года его владельцами были известные "шелковые" фабриканты Кондрашевы, а последним хозяином - золотопромышленник И.И. Некрасов.

Именно с последним владельцем связаны наиболее значительные события в жизни усадьбы. На рубеже XIX-XX веков по проекту архитектора Л.Н. Кекушева здесь строится целый ряд интереснейших зданий в стиле модерн. Жемчужиной архитектурного комплекса был главный дом с восьмигранной башенкой, который, к сожалению, был уничтожен пожаром в 1996 году. В числе прекрасных творений архитектора также были жилой дом в парке, и так называемый Американский домик в стиле "фахверк". Каждая из перечисленных построек имеет свой неповторимый стиль.

"Американский" домик заслуживает особого внимания. Компактный и симметричный, он имел два этажа и мансарду. Каждое помещение было продумано до мельчайших деталей, а внешний декор навевал романтические ассоциации. Фасады были отделаны мрамором, а кровля выложена из марсельской черепицы. Здесь в 1907-1909 годах свой летний отдых проводила семья знаменитого писателя Бориса Пастернака.

Усадьба Фряново

Начало строительства усадьбы купцов и промышленников Лазаревых в селе Фряново относится к последним годам XVIII столетия. Армянские купцы Лазаревы, происходили от старинного персидского рода. Обосновавшись в России, они начали заниматься торговлей шелком и ювелирными изделиями и располагали капиталами, необходимыми для содержания собственного имения. Главный усадебный дом был завершен в 1801 году, а спустя еще около двух лет закончилось строительство оранжерей.

История усадьбы во Фряново уходит корнями в 1735 год, когда здесь была основана шелковая мануфактура Игнатия Шеримана. После его кончины имение вместе с производством выкупили купцы Лазаревы. Они расширили мануфактуру, сделав ее одной из лучших в России и занялись обустройством усадьбы. Первым делом было начато строительство каменной церкви Иоанна Предтечи. Построенный в 1797 году храм был выполнен в классицистическом стиле, а внешнее убранство перекликается с обликом колокольни, напоминающий барочные мотивы.

Господский дом с мезонином и антресолями стал главным украшением усадьбы. Со стороны парка в его центральной части расположены колонные портики с балконами, а с флигелями дом соединен крытыми переходами, в которых прежде располагались оранжереи с экзотическими растениями... В каком-то смысле Фряново являет собой счастливое исключение, ведь усадьба сохранилась до наших дней в хорошем состоянии - в бывшем доме Лазаревых долгие годы располагалась школа, а в наши дни здесь расположился краеведческий музей. Долгое время флигели использовались как жилые помещения.

Усадьба Литвиново

На окраине поселка Литвиново, в некотором отдалении от дороги расположена одноименная усадьба. Точная дата ее основания историкам неизвестна, есть лишь сведения о том, что основателем имения был коллежский асессор А.А. Гончаров, купивший в 1746 году две деревни (Литвиново и соседнее Каблуково) вместе с прилегающими территориями. В конце XIX века усадьба перешла в собственность А.Н. Пельтцера. Голландский подданный, он был купцом 1-й гильдии, занимался торговлей шерстью. Его родственники владели усадьбой вплоть до 1917 года.

Семья Пельтцер прочно обосновалась в этих краях - в соседней деревне находилась суконная фабрика, а рядом с сельским храмом был устроен семейный некрополь. Местные жители помнят, что до 1970-х годов на кладбище сохранялась намогильная плита, но ее дальнейшая судьба неизвестна. Главной же усадебной жемчужиной, несомненно, до сих пор является дом А.Н. Пельтцера. Одноэтажная постройка в голландском стиле привлекает внимание оригинальностью исполнения. Стены дома сложены из красного кирпича, а особую выразительность им добавляет контрастная отделка - белокаменные бровки над окнами, и светлые карнизы, угловой руст. Небольшая полукруглая башенка добавляет живописности фасаду. Неподалеку от дома располагались пруды, выполнявшие роль рыбных садков.

Усадьба Литвиново и в наши дни не пустует, сохранившиеся постройки используются как жилые помещения, только застроенные современными сараями и прочими сооружениями. Но если мысленно отбросить все лишнее и посмотреть на усадебный дом со стороны реки, то становится понятно, насколько прекрасное зрелище являла собой эта усадьба еще сто лет назад...

Усадьба Глинки

Усадьба Глинки является одной из старейших в Подмосковье. Она была основана еще во времена Петра Первого и в течение почти ста лет принадлежала семье знаменитого сподвижника государя Якова Вилимовича Брюса. Он прославился как военный и государственный деятель, дипломат и ученый. Обустройством своей усадьбы Я.В. Брюс вплотную занялся в 1727-1735 годах, когда освободил занимаемые им посты и вышел в отставку. К этому времени относится создание прекрасного архитектурного ансамбля Глинок.

Усадьба спроектирована в стиле дворцово-парковой архитектуры, с мотивами европейского барокко. От былого великолепия сохранились парадный и хозяйственный дворы. Комплекс парадного двора составляет главный дом и три флигеля, а перестроенный в конце XVIII века хозяйственный двор не представляет особого художественного интереса. Наиболее интересной постройкой является господский дом, построенный в 1720-30-е годы. Это едва ли не старейший усадебный дом во всем Подмосковье. Здание производит впечатление своей пышностью и торжественностью, что подчеркивает оформление фасада, арочного портала, оконных наличников. На втором этаже расположены открытые лоджии с колоннами. На крыше была специально спроектирована небольшая деревянная башенка, предназначенная для астрономических наблюдений.

Еще одно интересное здание - так называемая, "Лаборатория Брюса", "Петровский домик". Это небольшой парковый павильон, в котором сохранилось оформление времен Петра Первого. Усадебные постройки дошли до нас в хорошем состоянии, давая посетителям возможность совершить небольшое путешествие во времени. Часть усадебных здания сейчас занимает санаторий, а вот музей Я.В.Брюса с недавних пор закрыт.