Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

В каких годах был тарас бульба. «Историческая эпоха на страницах повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». История создания повести «Тарас Бульба»

Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» является ярчайшим примером мужества православных христиан, в лице запорожских казаков, в борьбе за свою веру и Родину. Данное произведение с начала и до конца окутано атмосферой бесстрашия воинов и солидарности к погибшим на поле боя прославленным героям. В повести присутствуют, как защитники Родины и веры, так и предавшие Отчизну из-за любви к представительнице вражеского лагеря. Центральные фигуры произведения – представитель старой казацкой гвардии Тарас Бульба и его сыновья, Остап и Андрий. Повесть входит в состав сборника «Миргород». Н. В. Гоголь мечтал о создании произведения в жанре исторического повествования. Повесть не раз переиздавалась, исправлялись некоторые детали и добавлялись новые сцены. В итоге, перед современными читателями предстает одно из лучших произведений в духе патриотизма и веры в победу. Повесть входит в обязательный школьный курс министерств образования ряда стран.
Произведение начинается с приезда домой сыновей Тараса Бульбы – Остапа и Андрия. Как и большинство обеспеченных детей запорожских казаков, они получали образование в Киевской бурсе. Их отец мечтал о том, чтобы его сыновья были образованными, но не стремился делать из них священнослужителей. Встреча Тараса с бурсаками происходит в довольно теплой обстановке. Старый казацкий полковник высмеивает длинную учебную форму своих детей. Остапу не нравятся шутки Тараса и он обещает побить его, если он не перестанет издеваться над ними. И отец с сыном вместо рукопожатия начинают в шутку имитировать драку, то наступая, то отступая. Тарас благодарит своего старшего сына за хорошее казацкое приветствие, а затем обращает свои взоры на младшего, Андрия, и требует от него следовать примеру брата и не холиться с женщинами. Тут у порога дома появляется мать и приглашает детей внутрь поесть и отдохнуть. Тарас же планирует через несколько дней поехать с сыновьями в Запорожскую Сечь – своеобразный военный центр казаков, где оттачиваются боевые навыки запорожской армии.
Уже в первом эпизоде данного произведения довольно четко определяются характерные черты ключевых персонажей повести. Остап предстает перед читателями отважным, честным и убедительным в своих силах молодым человеком. Он не терпит шуток и насмешек и способен постоять за себя, даже если противник - его отец. Андрий является прямой противоположностью своего старшего брата. Он более восприимчивый к ласкам, романтичный и сентиментальный. Тарас Бульба отличается характером от своих сыновей. Старый казачий полковник отличается буйным нравом, он неуступчив и всегда выполняет работу, за которую взялся.
Далее описывается внутренний интерьер дома. Тарас Бульба решает отметить приезд сыновей. По этому случаю накрывают богатый на еду и напитки стол и приглашают гостей, большинство из которых боевые товарищи старого казака, прошедшие с ним немало сражений. За столом произносится тост в честь молодцов. Явно опьяневший от горелки Бульба объявляет перед гостями, что уже на следующее утро, он с сыновьями отправляется в Запорожскую Сечь. Тарас является представителем старой казацкой военной школы, одним из самых бравых полковников Запорожья, который никогда не отклоняется от сражения и готов своим возгласом повести за собой целое войско. Он за вольную жизнь казаков и из-за своих идей повздорил со всеми своими сверстниками, которые придерживались мнения о мирном сосуществовании с Варшавой, обзывая их слугами польского дворянства. С большой любовью Гоголь представляет читателям мать Остапа и Андрия. Жена Тараса Бульбы является прямой противоположностью своего мужа. Эта довольно спокойная, малоразговорчивая женщина, которая не смеет перечить своему супругу и с огромной выдержкой переносит от него все обиды. Когда Тарас отлучался по делам, именно она руководила довольно крупным хозяйством, не забывая при этом растить и воспитывать сыновей. Ей очень не хочется так быстро расставаться со своими детьми, но и спорить с мужем она не в состоянии. Бедной матери лишь остается глядеть на своих спящих детей и надеяться, что ее супруг передумает. У женщины плохое предчувствие, будто она больше никогда не увидит своих сыновей. Однако все ее надежды рушатся рано утром. Тарас настроен довольно решительно и отдает указание накормить коней. Когда Бульба с сыновьями уже собираются выехать со двора, мать в отчаянии бросается к седлу Андрия, своего младшего сына, который больше привязан к матери. Женщину уводят со двора. Все три всадника отправляются в путь. По дороге Остап и Андрий мысленно отправляются в прошлое, в годы обучения в бурсе, где они получали образование и строго воспитывались. Остап не раз совершал побег отсюда. Всякий раз его возвращали назад, пороли и сажали за учебники. Он четыре раза зарывал азбуку. Казалось, что с упрямой натурой Остапа никто не справится. Однако Тарас лично высек своего старшего сына и пообещал ему, что если он не возьмется за ум, то никогда не увидит Запорожской Сечи. Остап после данного случая изменился и за короткий срок превратился в самого старательного ученика бурсы. Друзья всегда могли положиться на него. Он практически не руководил мелкими вылазками – кражей в саду или огороде. Однако Остап первым присоединялся к более крупным компаниям своих друзей и никогда не предавал их. Он был суров, прямолинеен, храбр, не был сторонником войн и долгих пьяных пиршеств, а также по отношению к товарищам никогда не ставил себя выше них. Младший брат Остапа, Андрий, несколько отличался более живым умом. Его вовсе не стоило заставлять учиться. Он в отличие от своего старшего брата был более находчивым. Нередко он руководил довольно дерзкими вылазками. В отличие от Остапа, который, прикрывая отход своих товарищей, всегда готов был понести наказание, Андрий, благодаря своей изобретательности часто избегал порки. Однако у младшего сына Тараса Бульбы имелась одна слабая сторона - ему явно были не безразличны представительницы слабого пола. Однажды, прогуливаясь в одном из кварталов Киева, Андрий задумывается. В это время он сталкивается с каретой польского дворянина и сразу оказывается на земле, испачканным грязью. Из кареты раздается громкий смех. Оглянувшись, Андрий замечает из окна дворянской повозки прекрасную польскую девушку, дочь ковенского военачальника. Молодой казак сразу же влюбился и решил, во что бы ни было еще раз увидеться с красавицей. Проследив за каретой, уже следующей ночью Андрий забирается через окно в комнату полячки. Девушка польщена столь смелым поступком молодого бурсака. Она спешно наряжает его и со своей татаркой-прислугой отправляет через черный ход. Однако стража ловит дерзкого юношу и побив, выбрасывает за пределы дома. Однако Андрий никак не может выкинуть из головы красавицу-полячку.
Мысли сыновей Тараса прерываются во время въезда на территорию Запорожской Сечи. Жизнь запорожцев здесь протекает совсем по иным правилам. Местный люд постоянно в приподнятом настроении, пируют и пьют, но не до состояния полного опьянения. В Сечи собираются представители различных слоев населения и разных профессий: осужденные на казнь, обанкротившиеся казаки, бросивших учебу и бывшие заслуженные офицеры польской армии. Вход в Запорожскую Сечь воспрещен только представительницам слабого поля. Это не только школа военной подготовки, но и место, где каждый вольный казак чувствует себя как дома, в кругу соратников и боевых товарищей. Остап и Андрий, несмотря на отличия между собой, довольно быстро становятся своими в среде местных казаков. Их и молодые, и опытные бойцы чтят как прекрасных вояк и верных товарищей. Не меньше рад успехам собственных детей и их отец. Радуется, что его сыновья отлично проявляют свои боевые способности, несмотря мирное время. Он рассчитывает, что и во время войны ему не будет стыдно за своих сынов. Тарас способствует поднятию боевого духа среди казаков и морально готовит их к грядущей войне. При его непосредственном участии назначается новый кошевой – атамана войска запоржцев. Во главе казацкого войска становится человек, жаждущий войны с Польшей. Однако запорожцы не могут нарушить клятвы, данной полякам и туркам. Без веской причины казаки не могут начать войны. Однако в один день в Сечи появляется маленький казацкий отряд, который сообщает о зверствах и притеснениях со стороны королевской армии. Данная новость и служит поводом для начала войны против Польши. Далее описывается поход запорожцев на польские земли. Боевые действия чередуются с многочисленными потерями и разрушениями. Казацкое войско двигается вперед, уничтожая все на своем пути, не жалея никого и мстя за своих соотечественников. Запорожцы не щадят, ни поляков, ни евреев, оставляя за собой лишь разрушения. Именно в сражениях укрепился боевой дух Остапа и Андрия, что не могло не радовать Тараса. Старший сын продемонстрировал себя искусный предводитель, и отец уже мечтал о том, что он станет именитым военачальником. А Андрий в каждом бою поражает своих командиров непомерной смелостью, боевой решимостью. Казаки везде за собой распространяют ужас и панику среди польского населения. В боях и сраженьях, в дыму и огне, запорожское войско подошло к довольно крупной крепости Дубна, хорошо защищенному и обеспеченному продовольствием городу. Захватить моментально крепость невозможно и казаки приступают к продолжительной осаде. Мелкие вылазки из города со стороны поляков пресекались запорожцами, а в иное время казаки поджигали близлежащие селения, забирали продовольствие, праздновали и ожидали крупного сражения. Вскоре в окруженной крепости начинается голод. Однако местное население не собирается уступать. В одну из ночей к Андрию приходит одна старуха. Он узнал в ней прислугу той красавицы-полячки. Девушка со стен крепости заметила Андрия среди казаков и вспомнила, что это тот самый влюбленный в нее молодой бурсак. Она отправила свою прислугу за помощью. Старая женщина умоляет дать ей немного хлеба для своей хозяйки, но Андрий поступил по-иному. Татарка сообщает молодому казаку, что в крепости острая нехватка продовольствия, что местное население гибнет, что ее госпожа уже несколько дней не ест. Андрий берет хлеб и, не размышляя, следует за старухой в город через черный ход. Молодой казак становится свидетелем страшной картины: прямо на земле трупы, умерших от голода людей, часть населения столпилась у церкви и молится за свое спасение. Увидев, в каком состоянии девушка, Андрий уже не смог с ней расстаться, и остался в крепости, чтобы защитить ее от своих товарищей. Он отказался от своей Отчизны, от своей семьи и друзей, – он предал своих соотечественников. В эту же ночь в крепость прибывают дополнительные силы, прибывает продовольствие. Из-за долгого веселья и обилия горелки запорожцы погрузились в довольно крепкий сон и проспали момент прибытия подкрепления противника. Часть казаков, спящих у крепостных ворот, истребили, других же затащили в город в качестве пленных. Кошевой, на утро, обнаружив потери, ругает товарищей за раннюю расслабленность и призывает запорожцев на штурм. Жид Янкель говорит Тарасу, что Андрий находится за стенами крепости и передает отцу послание о том, что он будет сражаться в рядах польской армии. Услышав причину измены своего младшего сына, Бульба приходит в ярость. Он обещает убить его собственными руками. Начинается штурм города. С обеих сторон много убитых, не меньше и захваченных в плен. В одном из боев, когда отряд из города пытался прорвать осаду, старый казак увидел Андрия в польских доспехах, заманил его в засаду и выполнил обещание – он убил своего младшего сына. В пылу сражения старший сын Остап вместе с некоторыми товарищами попадает в плен. Тарас пытается догнать отступающих врагов, но получает тяжелое ранение. Казаки возвращаются в Сечь. После долгого восстановления Тарас Бульба узнает, что Остап в столице Польши и скоро состоится казнь пленных запорожцев. Тарас и Янкель направляются в Варшаву, для того чтобы освободить Остапа. Старый казак, переодевшись в иностранца, идет в тюрьму и предлагает стражнику крупную взятку, лишь бы повидать старшего сына. Однако охранник, поняв, что перед ним запорожец, прогоняет Тараса. Его план по освобождению проваливается.
Больше старый козак ничего не может сделать. Однако он желает в последний раз увидеть сына и направляется на городскую площадь, где казнят пленных казаков. К эшафоту первым отправляется Остап. Тарас видит, что его сын не просит пощады у врага и с героической выдержкой, без криков проходит через все мучения. И только в самый последний момент он громко зовет отца. И Тарас отвечает ему, но полякам, которые только и ждали этого, не удается его схватить. Тарас покидает Варшаву, чтобы чуть позже приступить к кровавой расправе. Польская армия грабит украинские города и села, уничтожает местное население. Вся запорожская армия приступает к военным действиям против врага. Казаки храбро бьются против своих угнетателей, но полк Тараса Бульбы отличается наибольшей решительностью и беспощадностью, уничтожая всех на своем пути. Поляки, неся огромные потери, выпрашивают у казаков перемирие, но они не верят врагу и продолжают войну. Только при посредничестве православной церкви военные действия прекращаются. Стороны заключают между собой мир, запорожцам возвращают их прежние привилегии, а церкви получают неприкосновенность. Казаки возвращаются домой. Тарас же не доверяет врагу и призывает товарищей возобновить боевые действия. Поляки и в правду нарушают перемирие и убивают некоторых казацких командиров. Тарас со своим отрядом направляется в Польшу и продолжает свою кровавую месть за смерть сына. Королевские силы бессильны против старого запорожского полковника. Против полка Бульбы отправляют отборные отряды с гетманом Потоцким. Его неуловимый полк практически уходит от погони, но в последний момент Тарас роняет свою старую трубку. Не хочется ему оставлять даже ее на вражеской земле. Он слезает с коня и наклоняется за трубкой. В это же время подоспевшие поляки берут в плен старого казака. Тарас отдает полку приказ отступать. Для неуловимого запорожского полковника уготовано суровое наказание. Тараса Бульбу привязывают к дереву и поджигают. Но и в пламени огня он наблюдает за отходом своего отряда и кричит им вслед.
Такова концовка этого произведения в духе патриотизма. Повесть «Тарас Бульба» – история о кровавых войнах, верности и любви к своей Родине. Старик Тарас и Остап – служат примером смелости православного воина, презрения к страху и любви к своей Отчизне, а Андрий – символом предательства, темным пятном своего народа.

Николай Васильевич Гоголь - русский писатель. Известность ему принес сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Бросив учебу в 1835 году, Гоголь полностью отдался литературному творчеству, и в этом же году он написал сборник повестей, который назвал «Миргород». В него вошли такие произведения, как: «Старосветские помещики», «Вий», «Тарас Бульба» и др.

Когда читаешь это произведение, не покидает ощущение, что все лица в нем подлинные и имеют прототипов, настолько реально и правдиво они описаны Н. Гоголем.

Один из главных героев этой повести - Тарас Бульба. Тарас - полковник. Самая главная черта его - это беззаветный патриотизм.

Рядом с Тарасом Бульбой его друзья и соратники, а также два ему близких человека - его сыновья, при встрече с которыми после долгой разлуки он не обнимается. Тарас Бульба проверяет их силу, силу, которая так необходима воину.

«Да он славно бьется! - говорит Бульба, остановившись. - Ей богу, хорошо! - продолжал он, немного оправляясь, - так, хоть бы даже и не пробовать. Добрый будет казак!» - эти слова он говорит об Остапе, старшем сыне.

Время, в которое жили герои повести «Тарас Бульба», было суровым и диктовало свои законы. Тарас Бульба не только сам встает на защиту своей страны, но увозит своих сыновей Остапа и Андрия в военный лагерь. Ему не терпится похвалиться своими богатырями, он не дает им разнеживаться дома.

Для Бульбы родные не только сыновья, он с большой любовью относится к своим товарищам. Тарас уважает и чтит обычаи Сечи, и по тому, как он сражается за свободу, можно понять, что от них он не отступит ни на шаг.

Мужественному и стойкому казаку приходится испытать не только гордость за своих сыновей, но и боль утраты и предательство. Гибель Остапа, такого же бесстрашного воина, как отец, - это большая трагедия для Тараса. Но, погибая, Остап хочет, чтобы его видел отец. Видел его стойкость и мужество, героизм, чтобы отец знал, что для него Родина так же дорога, как и для его отца.

В последние минуты сбйей жизни Остап произносит: «Батько! Где ты? Слышишь ли?»

«Слышу!» - раздалось среди всеобщей тишины. Тяжело и трудно было Тарасу видеть гибель своего сына, но он не выдал себя. А его ответ поверг в ужас врагов, которые даже не заметили его присутствия в толпе.

Второй сын Тараса Андрий стал предателем, что тоже стало испытанием для немолодого казака. Тарас никогда даже в мыслях не держал, что кто-то из близких может стать предателем. Поднимая чашу с вином перед боем, Тарас произносит: «Да уже вместе выпьем и за нашу собственную славу, чтобы сказали внуки и сыны тех внуков, что были когда-то такие, которые не постыдили товарищества и не выдали своих...» Однако один из сыновей оказался слабым. Поддавшись на уговоры полячки, Андрий становится предателем.

И в этой ситуации Тарас оказывается силен духом. Тяжело дается ему сыноубийство, но Бульба убивает своего сына Андрия твердой рукой, как убивал своих врагов. Он сделал это ради свободы своего народа и страны. И после казни сына Тараса никто не может обвинить в том, что он воспитал предателя.

В повести суждено погибнуть и самому Тарасу Бульбе. Он гибнет в огне. Но, погибая, Бульба беспокоится за своих товарищей-казаков. «Не об огне он думал, которым собирались жечь его; глядел он, сердечный, в ту сторону, где отстреливались казаки: ему с высоты все было видно как на ладони».

«Вот, пропадут, пропадут ни за что!» - говорил он отчаянно и взглянул, где сверкал Днепр.

Последнее, что увидел старый казак Тарас Бульба, - это то, что его хлопцы спаслись.

Повесть «Тарас Бульба» стала своего рода гимном свободолюбия. Тарас Бульба - сильная личность. Благодаря таким личностям Малороссия смогла выстоять и защитить свою самостоятельность. Героическое время порождает сильные личности и характеры, каковым и был Тарас Бульба.

Повести «Тарас Бульба», история влияний на автора литературных произведений предшественников очень сложна и до сих пор еще не выяснена с достаточной полнотой. Прежде всего, интерес к прошлому Малороссии, и особенно к казачеству, как самому яркому явлению её истории, был силен у Гоголя с юности. Он мечтал то о создании исторической трагедии из жизни старой Украины, то об истории Малороссии, «в шести малых, или в четырех больших томах». Для этой истории он даже собирал материалы, по его словам, «около пяти лет». Материалы эти очень разнообразны летописи малороссийские, записки, песни, повести бандуристов, деловые бумаги. «История Малой России» Бантыша-Каменского была тоже пособием, ему хорошо известным. Но из всех этих «пособий» и «материалов» Гоголь вскоре особое внимание остановил на «народных песнях». «Моя радость, жизнь моя, песни! – писал он собирателю их Максимовичу. – Как я вас люблю! Что все черствые летописи, в которых я теперь роюсь, перед этими звонкими, живыми летописями! Я не могу жить без песен... Вы не можете представить, как мне помогают в истории песни, они все дают по новой черте в мою историю!» «Каждый звук песни мне говорит живее о протекшем, нежели наши вялые и короткие летописи», писал он Срезневскому. «Песни это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа, писал он в «Арабесках » о малороссийских песнях. «В этом отношении песни, для Малороссии все: и поэзия, и история, и отцовская могила». Гоголь говорит далее, что чуткий историк по песням может узнать «быт, стихию характера, все изгибы и оттенки чувств, волнений, страданий, веселий народа, дух минувшего века, общий характер всего целого, так что история разоблачится перед ним в ясном величии». Все эти указания, идущие от самого автора, затем ряд исследований, сделанных учеными критиками, доказывают, что на создание «Тараса Бульбы» песни оказали большое влияние (особенно на первую редакцию); они отразились на стиле повести, особенно на лирических её местах: описаниях битв, характеристике Тараса и Остапа , в любовной истории Андрия. Местами самый язык повести принимает склад песни, переходит в размер народной песни. Понимание в «Тарасе Бульбе» казачества, его идеалы все это навеяно песнями.

Из исторических сочинений Гоголь заимствовал некоторые факты: жизнь Сечи , её обычаи и нравы, различные детали из вековой борьбы казачества с Польшей, все это взято им из исторических работ.

Внес Гоголь в свою повесть и свои заветные стремления и идеалы: в уста Тараса Бульбы вложил он горячую речь, прославляющую Русь и русского человека. Влияние друзей-славянофилов сказалось ясно в этом апофеозе русской души: «нет, братцы, так любить, как может любить русская душа, любить не то, чтобы умом, или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе а!.. нет! так любить никто не может!»...

Создавая «Тараса Бульбу», Гоголь имел себе предшественников и в иностранной, и в русской литературе. Отцом исторического романа считается Вальтер Скотт : он первый сумел сочетать знание истории с занимательностью поэтического рассказа; он первый научил в историческом романе правдоподобие рассказа строить на верной передаче местного, исторического и этнографического фона. Целая плеяда историков-романистов пошла по его стопам: Виктор Гюго , Виньи , у нас Пушкин , были наиболее видными представителями этого жанра. Гоголь, создав «Тараса Бульбу», примкнул к этому почетному списку.

Иллюстрация С. Овчаренко к повести Гоголя «Тарас Бульба»

Менее заметным романистом был у нас Нарежный, который написал немало исторических повестей, сентиментальных и патриотических. Выше его стоит популярный у нас Марлинский ; его рассказы из русской истории отличаются внешней исторической правдой, он старательно изображал историческую верность обстановки, декорации, но не вникал в дух прошлого. Оттого его герои древней Руси говорят и мыслят, как люди XIX столетия. Роман Загоскина «Юрий Милославский» в свое время, был крупным литературным событием, но впоследствии критика развенчала это произведение; фальшивый патриотизм, приведший к крайней идеализации всего русского и к карикатурному высмеиванью польского главная черта этого романа. Исторический элемент в повести слабо выдержан и носит лубочный характер. Популярны были и романы Лажечникова , но и в них было немало обычных романтических ужасов, восторгов сентиментальности в любовных приключениях и фальшивого патриотизма в основном освещении.

Все эти произведения Марлинского, Загоскина, Лажечникова и др. принадлежали к группе романтических исторических романов; «Тарас Бульба» примкнул к ним. Таким образом, «новых путей» в создании исторического романа Гоголь не указал, но старое довел до совершенства. В «Тарасе Бульбе» он избежал всех антихудожественных условностей, не понижая общего романтического тона всей повести: «сентиментальную любовную интригу он не довел до приторности, героизм в обрисовке действующих лиц не повысил до фантастического» (Котляревский). Его патриотизм не был тенденциозным, и морали в своей повести он не навязывал никакой. Кроме того, в деталях созданного им исторического рассказа он сумел остаться строгим реалистом. Вот почему, в художественном отношении, «Тарас Бульба» неизмеримо выше романов его предшественников, но он ниже «Капитанской дочки » Пушкина – произведения, в котором великому поэту удалось найти новый жанр – чисто реалистический исторический роман.

Историческая основа повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отражены основные события XVI века: на Украине в то время крупными землевладельцами стали польские шляхтичи — «паны», которые вводили в своих угодьях польские законы и насаждали «свою веру» — католицизм.
Основная масса населения Украины исповедовала православие и не желала переходить в католичество: вероотступничество всегда считалось у русского народа страшным грехом. К тому же приход на украинские земли польских панов сопровождался ухудшением жизни народа: у крестьян отнимались лучшие земельные участки, испокон веков принадлежавшие их семьям, многих просто сгоняли с их земли или переселяли на малопригодные для земледелия, неплодородные земли. Для свободных крестьян вводились большие налоги с целью заставить их продать свою землю крупному землевладельцу.
Началась «тихая» экспансия чужой территории: все украинское, все национальное подвергалось преследованию, насаждались язык, быт и нравы польского народа. Некоторые украинские помещики перенимали обычаи и образ жизни поляков, но народ сопротивлялся отчаянно, как мог противостоял полонизации (Польша на латыни звучит как Полония) и, по возможности, вел против новых хозяев и новой веры открытую борьбу.

Экспансия (лат. expansio) — расширение, распространение границ или влияния за первоначальные пределы, напр. торговая экспансия — захват новых рынков. — (Новейший
словарь иностранных слов и выражений. — М.: АСТ; Минск: Харвест, 2002. — С. 933.)

Чтобы хоть как-то «перетянуть» на свою сторону украинский народ, польские и украинские помещики под руководством Римско-католической церкви придумали «унию» — «договор» между православными и католиками, по сути новый вариант христианской религии — униатство. Многие церковные обряды в униатстве внешне напоминали обрядовую сторону православия, но на самом деле униатство было и остается ответвлением от Римско-католической церкви с ее догматами и представлениями о том, как должен жить христианин.
Против посягательства на веру и нравственные устои своего народа и выступали украинцы в
XVI—XVII веках, против этого же ведет борьбу с «проклятыми панами», «ляхами» вымышленный герой Тарас Бульба.
В повести Н. В. Гоголя описывается Запорожская Сечь — реальный исторический объект, возникший на Украине в Средние века: часто крестьяне западных и срединных областей Украины, спасаясь от польского гнета, уходили на восток, многие селились в низовьях Днепра. Здесь, у Днепровских порогов, на острове Хортица, возник большой укрепленный лагерь казаков и беглых крестьян из Великороссии. (После постройки Днепрогэса в 1940-е годы остров Хортица, как и часть порогов, ушел под воду.) Их стали называть запорожскими казаками.
Запорожские казаки обычно окружали свои лагеря засеками — заборами из срубленных деревьев, заостренных кверху. От украинского слова сечь, (по-русски — засека) самый большой лагерь на Хортице и получил свое название — Запорожская Сечь.
Запорожцы — название условное, так как постоянного населения в Запорожской Сечи не было: как правило, по весне собиралась основная масса казаков в Сечи, объединялась в курени — своего рода отряд, живший в одном шалаше (курень — шалаш), избирала своего куренного атамана. Для лучшего управления таким сборным населением курени объединялись в станы, или коши, которые возглавляли кошевые атаманы. Все дела Сечи решались на общем собрании — раде.
Многие запорожцы занимались скотоводством, охотой или различными ремеслами, реже — земледелием. Чаще они уходили в дальние походы в Польшу или Крым, в турецкие города или татарские поселения на Черноморском побережье. Идеализировать запорожцев не стоит: походы их были грабительскими, в духе Средневековья.
Однако к концу XVI века гнет Польши стал невыносим для населения всей Украины, поэтому запорожские казаки, беглые крестьяне и население порабощенных областей активно выступили против экспансии поляков: нападали на польские земли, жгли посевы и города, прогоняли польских землевладельцев и «ставили на их место» своих помещиков.
Так длилось почти сто лет. Во второй половине XVII столетия Украина добровольно присоединилась к Московскому государству (1654 год). Теперь сильное православное государство защищало интересы своих граждан, большинство из которых были
украинцами — родственным русскому народом.

Одним из самых известных повествований Николая Гоголя является «Тарас Бульба». Произведение описывает жизнь казаков на фоне прекрасных пейзажей Украины. Как и любое другое творение Гоголя, история создания «Тараса Бульбы» не менее интересна.

Он уделил повести более девяти лет жизни, возвращаясь к ней для доработок и усовершенствований. Существует несколько редакций произведения, каждая из которых имеет свои особенности. История создания «Тараса Бульбы» Гоголя не менее увлекательна, чем сюжет самой повести.

Работа Гоголя над повестью

Свою работу писатель начал с изучения исторических источников. С них он узнал фактические подробности исторических событий описываемой эпохи. Однако во времени, которое указано по сюжету, существуют определенные противоречия. Сам автор указал, что главный герой родился в начале 15 века. При этом он курил трубку, которая могла появиться на казацких землях не ранее 17 века.

Проза «Тарас Бульба», история создания которой рассматривается, самим автором представлена как фантастическое произведение. Образ его главного героя собирательный. Однако он имеет своих прототипов.

Одним из них считается Охрим Макуха, куренной атаман Войска Запорожского. Он был сподвижником и жил в 17 веке. У него было трое сыновей. Один из них, Назар, перешел от казаков на сторону поскольку был влюблен в польскую панночку. Второй сын, Хома, погиб, желая доставить отцу брата-предателя. Третий сын, Омелька, был предком Николая Миклухо-Маклая. Потомок Омелька учился вместе с Николаем Гоголем. Он и передал писателю предание своей семьи. В сыновьях четко прослеживаются образы предателя Андрия и верного казацкому товариществу Остапа.

Другим прототипом Тараса Бульбы считается Ему ошибочно приписали убийство двоих сыновей от жены-польки. Но подтверждений такому поступку нет.

Список источников, применяемых для создания повести «Тарас Бульба»

История создания произведения Гоголя невозможна без рассмотрения исторических источников, которые изучал Гоголь:

  • «Описание Украины» Гийома де Боплана;
  • «История о казаках запорожских» Семена Мышецкого;
  • произведения (рукописные) Величко, Самовидца и других.

Большое значение для изучения быта казаков имели украинские народные песни и думы, которые Гоголь также изучал долгое время. Некоторые из них заняли свое место в повести. Например, драматическое повествование о Мосии Шиле, который попал в плен к туркам и спас из вражеской неволи товарищей, навеяно народной думой о Самийле Кишке.

Почему существует несколько редакций романа

История создания повести «Тарас Бульба» довольно сложна. Впервые произведение было издано в 1835 году в «Миргороде». Спустя семь лет, в 1842 году, писатель издал повесть во втором томе «Сочинений». Вторая редакция была переработана и дополнена.

Гоголь в писательстве имел одну примечательную черту, которая заключалась в том, что даже опубликованное произведение он никогда не считал законченным. Он продолжал совершенствовать его даже после публикации. Писатель часто высказывал мысль, что труд будет «вполне художнически законченным» только после восьмой переписки его собственной рукой.

Основные отличия в редакциях 1835 и 1842 годов

Уже упоминалось, что проза «Тарас Бульба», история создания которой представлена, имеет две основные редакции. Они отличаются друг от друга. Прежде всего, они разнятся в объемах. Так, за 1835 год повесть состояла из девяти глав, а за 1842 - из двенадцати. Это позволило появиться новым персонажам, описаниям природы, конфликтам, ситуациям.

Во второй редакции значительно обогатился бытовой и исторический фон повести, появились подробности вида Сечи, расширены батальные сцены, по-новому представлена сцена выборов кошевого. История создания «Тараса Бульбы» Гоголя не ограничивается этими дополнениями.

Образы главных героев в последней редакции более прописаны. Так, Тарас Бульба становится защитником угнетенного народа, хотя в «миргородской» редакции Гоголь описывал его как большого «охотника до набегов и бунтов».

Образ Андрия стал более сложным. Гоголь усовершенствовал его, сделав героя более емким. Его любовь к полячке приобрела в повести более яркую эмоциональную окраску.

Однако это не главные отличия между редакциями. Основным достоинством повести 1842 года является более яркое и полное раскрытие темы народно-освободительного движения против польского своеволия. Повесть приобрела характер народно-героической эпопеи.

Популярные высказывания «Тараса Бульбы»

Популярность произведения часто измеряется тем, насколько глубоко оно смогло войти в умы простых людей. Повесть «Тарас Бульба», история создания которой представлена, известна своими выражениями, ставшими крылатыми:

  • «Терпи казак - атаманом будешь».
  • «Я тебя породил, я тебя и убью».
  • «Есть еще порох в пороховницах».