Вторая мировая война егэ. Как выучить Великую Отечественную войну для сдачи ЕГЭ по истории
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Шаг первый: с чего начать?
Самое сложное в любом деле – определить, что же нужно сделать в первую очередь? Я рекомендую разделить события Великой Отечественной войны на периоды (их должно быть три) – попытайтесь сделать это сами или загляните во всемирную паутину. Так вам будет гораздо легче ориентироваться в них впоследствии. Также немаловажно узнать предысторию конфликта, это позволит оценить уровень опасности войны для государств, выделить союзников обеих сторон.
Определив основные периоды войны, по месяцам распределите события в каждом из них – факты запоминаются гораздо легче в связке со временем года.
Шаг второй: читаем источники.
Итак, мы уже знаем, что за чем произошло и даже немного ориентируемся в датах. Чтобы закрепить информацию и систематизировать ее, скачайте таблицы по Второй мировой войне, как правило, в них указывается наиболее важная информация, которая легко «раскладывается по полочкам».
Для того, чтобы углубить свои знания, необходимо почитать документы по периоду. Это не относится к профильному уровню подготовки, ведь многие из них встречаются во второй части экзамена, поэтому ознакомление с ними тоже важная часть подготовки.
Шаг третий: встречи глав государств.
Данная тема, а именно конференции в годы Второй мировой, часто вызывает трудности у выпускников. Поэтому учить их необходимо отдельным блоком, и строго обязательно не относиться к данному вопросу поверхностно. Составители ЕГЭ очень любят включать вопросы по этой теме в задание номер 8, а также в задание номер 11, которое оценивается тремя первичными баллами. Согласитесь, потерять их будет очень обидно!
Шаг четвертый: маршалы Победы.
Если вы уже выучили очередность событий, почитали исторические источники и ознакомились с таблицами, то самое время переходить к личностям. Нельзя не заметить обилие действующих лиц Великой Отечественной войны, особенно командующих и маршалов Советского Союза. Однако сложность в их запоминании состоит не столько в их количестве, сколько в том, что необходимо знать, в какой из битв принимал участие каждый из них. Я действовала по совету Ивана Сергеевича: создайте буквенное сокращение сражений, например «М» — Московская битва, «СТ» — Сталинградская битва. То же самое проделайте и с маршалами, сократив их фамилии до одной или двух букв. После этого вы легко сможете выучить буквенные коды сражений в связке с личностями: «Б» (Берлинская операция) – «РЖК» (Рокоссовский, Жуков, Конев).
Шаг пятый: герои войны.
Экзамен по истории включает в себя также несколько вопросов, в которых может понадобиться знание героев Великой Отечественной войны. Для их запоминания разбейте героев на группы, в которых выделите снайперов, летчиков и так далее. Это поможет вам не запутаться кто есть кто и быстро вспомнить всех героических личностей по каждому направлению.
Шаг шестой: запоминаем даты.
Вы уже отлично знаете всю хронологию, но некоторые даты вылетают из головы? В таком случае вам поможет система паттернов, которой часто пользуются иностранцы. Выпишите даты в таблицу (или создайте в Excel), создав пробелы в шахматном порядке: есть дата, но нет события и наоборот. Затем просто заполняйте подобные карточки в течение дня, и даже самые сложные факты легко запомнятся на долгое время.
Шаг седьмой: ищем глобус.
Карты – важнейшая часть любой темы, с которой часто возникают проблемы, а карты по Великой Отечественной войне вообще считаются одними из самых сложных. Но не спешите паниковать, ведь работа с ними на самом деле не требует труда, если знать некоторые лайфхаки. Как правило, на любой карте есть подсказки, которые могут навести вас на мысль: поищите фамилии полководцев, даты сражений или названия фронтов. Также полезно знание маркеров (их нужно будет предварительно выучить), так как каждое событие имеет свою особенность, например, вы вряд ли сделаете ошибку, если вспомните, о чем говорит название «Прохоровка» неподалеку от Курска.
Шаг восьмой: даешь культуру в массы.
Многие выпускники недостаточно внимания уделяют вопросу культуры времен Великой Отечественной войны и делают это зря. В заданиях ЕГЭ часто встречаются вопросы, требующие знаний по этой теме, поэтому совет выучить культуру периода ВОВ лишним не будет. Для запоминания я пользовалась карточками, на которых с одной стороны писала или печатала памятник культуры, а на другой писала его автора и время создания – такой способ позволяет легче выучить материал и быстрее найти его, если необходимо повторить.
Шаг девятый и самый приятный: отдыхаем с пользой.
Запомнить любую эпоху гораздо проще, если «пожить» в ней некоторое время. Наилучшим образом это можно сделать через фильмы, книги, сериалы и все, что доставляет нам удовольствие. Ищите интересные произведения по периоду Великой Отечественной войны и смотрите фильмы – в них через историю главных героев повествуется и история огромного конфликта, приведшего к многочисленным жертвам. Здесь вам помогут и уроки литературы, поэтому не забывайте про тему 1941—1945 годов в поэзии и прозе.
Шаг десятый: контрольный.
Вы прошли огромный путь, выучив огромное количество информации. Однако часто случается так, что мы что-то упускаем из виду. Для того, чтобы этого не случилось, советую проверить себя, прорешав тематические тесты. Они бывают как по всей Великой Отечественной войне, так и по ее периодам. Если у вас есть ошибки, определите основной блок, в котором возникают проблемы – это могут быть маршалы, герои, даты или что-то иное, а затем просто доучите то, что вызывает трудности при решении. Profit!
Удачи в подготовке. Просто приложите некоторые усилия, и результат не заставит себя ждать!
Похожие материалы
Здравствуйте, дорогие абитуриенты и друзья сайта!
Сегодня мы с вами поговорим о крайне важной теме - Великой Отечественной Войне, в рамках . Это не только величайшее событие XX столетия. Война — стала символом непобедимости русского и дружественных ему народов. Само собой тема входит в тесты егэ. Естественно я не смогу тут разобрать все грани этой темы. Для этого я готовлю авторский курс по все истории России для абитуриентов. Однако привести ключевые вещи все же смогу в рамках этого поста по истории егэ онлайн.
Рекомендация первая: никогда не путайте Вторую мировую войну и Великую отечественную войну. Даты Второй мировой 1 сентября 1939 по 2 сентября 1945; Великой Отечественной — 22 июня 1941 по 8 мая 1945. Эти войны соотносятся между собой как частное с целым: Великая отечественная война — большой период во Второй мировой войне.
Вторая Мировая Война и Великая Отечественная Война:
Причины : агрессия гитлеровской Германии, подкрепленная идеологией нацизма, на которую смотрели сквозь пальцы западные державы: Англия, Франция, США. Страх перед «красной угрозой», который не позволил обеспечить функционирование системы коллективной безопасности в Европе, отсюда желание Запада руками Гитлера задушить СССР, направить агрессию на Восток. Именно в этом причины так называемой «странной войны» в первые месяцы.
Повод : 31 августа 1939 г. группа переодетых в польскую форму гитлеровцев захватила радиостанцию в немецком городе Глейвиц и передала в эфир на польском языке, что Польша хочет войны против Германии. Само собой это была провокация.
Повода для ВОВ не было: после нападения на СССР 22 июня 1941 годы Германия заявила, что СССР обстрелял аэродромы Румынии, а Румыния — союзница Германии и следовательно Германия объявила войну Советскому Союзу.
Ход событий . Вторую мировую войну можно разделить на следующие периоды:
1. Начало военных действий в Европе: от нападения гитлеровской Германии на Польшу до агрессии против Советского Союза (1 сентября 1939 г. по 22 июня 1941 г.)
2. расширение фашистской и нацистской агрессии и масштабов войны: от нападения гитлеровской Германии и ее союзников на СССР и начала Великой Отечественной войны Советского Союза до высадкаи англо-американских войск в Северной Африке и контрнаступления Советской Армии под Сталинградом (22 июня 1941 г. по ноябрь 1942 г.)
3. Коренной перелом в ходе второй мировой войны: от советского контрнаступления под Сталинградом до капитуляции фашистской Италии и освобождения левобережной Украины (ноябрь 1942 г. — декабрь 1943 г.)
4. Разгром фашизма и нацизма в Европе: от наступления Советской Армии под Ленинградом, на Украине и в Белоруссии и открытия второго фронта в Европе до капитуляции Германии (январь 1944 г. — 8 мая 1945 г.). На этом завершилась Великая отечественная война! Но Вторая Мировая война продолжалась!
5. Разгром милитаристской Японии: от капитуляции Германии до капитуляции Японии 2 сентября 1945 г.
Пожалуйста, выучите эти периоды — тогда вам будет легче при выполнении заданий по истории егэ онлайн .
Итоги Второй Мировой Войны : разгром стран поддержавших нацизм и фашизм как приоритеты своего развития.
Следствия: осознаны и закреплены на международном уровне права и свободы человека, возникновение действующей (а не бездействующей, как Лига Наций) международной организации для мирного урегулирования конфликтов — Организации Объединенных Наций (ООН),раскол мира на две противостоящие друг другу системы капиталистическую (лидер США) и социалистическую (лидер СССР), как следствие — раскол среди стран-союзников по антигитлеровской коалиции. Начало Холодной войны — политического, экономического и идеологического противостояния стран и систем.
Идеология это система идей об устройстве общества. Фашизм выступает за этатизм — примат такого государства, которое разберется с врагами вовне, путем возвеличивания одного народа. Но фашизм не выступает за уничтожение всех народов, кроме одного этого избранного народа. Он лишь дает ему бо льшие права, чем другим (шовинизм, антисемитизм). Нацизм же — за уничтожение всех народов и наций — кроме одной, в случае с гитлеровской Германии — арийской. Это крайне важно помнить, когда решаете и оффлайн.
Также нельзя уравнивать коммунизм и нацизм — это разные вещи. Посмотрите следующее интересное видео, чтобы понять разницу.
В разберем некоторые сложные тесты егэ по теме Второй Мировой войне и Великой Отечественной войне.
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Шаг первый: с чего начать?
Самое сложное в любом деле – определить, что же нужно сделать в первую очередь? Я рекомендую разделить события Великой Отечественной войны на периоды (их должно быть три) – попытайтесь сделать это сами или загляните во всемирную паутину. Так вам будет гораздо легче ориентироваться в них впоследствии. Также немаловажно узнать предысторию конфликта, это позволит оценить уровень опасности войны для государств, выделить союзников обеих сторон.
Определив основные периоды войны, по месяцам распределите события в каждом из них – факты запоминаются гораздо легче в связке со временем года.
Шаг второй: читаем источники.
Итак, мы уже знаем, что за чем произошло и даже немного ориентируемся в датах. Чтобы закрепить информацию и систематизировать ее, скачайте таблицы по Второй мировой войне, как правило, в них указывается наиболее важная информация, которая легко «раскладывается по полочкам».
Для того, чтобы углубить свои знания, необходимо почитать документы по периоду. Это не относится к профильному уровню подготовки, ведь многие из них встречаются во второй части экзамена, поэтому ознакомление с ними тоже важная часть подготовки.
Шаг третий: встречи глав государств.
Данная тема, а именно конференции в годы Второй мировой, часто вызывает трудности у выпускников. Поэтому учить их необходимо отдельным блоком, и строго обязательно не относиться к данному вопросу поверхностно. Составители ЕГЭ очень любят включать вопросы по этой теме в задание номер 8, а также в задание номер 11, которое оценивается тремя первичными баллами. Согласитесь, потерять их будет очень обидно!
Шаг четвертый: маршалы Победы.
Если вы уже выучили очередность событий, почитали исторические источники и ознакомились с таблицами, то самое время переходить к личностям. Нельзя не заметить обилие действующих лиц Великой Отечественной войны, особенно командующих и маршалов Советского Союза. Однако сложность в их запоминании состоит не столько в их количестве, сколько в том, что необходимо знать, в какой из битв принимал участие каждый из них. Я действовала по совету Ивана Сергеевича: создайте буквенное сокращение сражений, например «М» — Московская битва, «СТ» — Сталинградская битва. То же самое проделайте и с маршалами, сократив их фамилии до одной или двух букв. После этого вы легко сможете выучить буквенные коды сражений в связке с личностями: «Б» (Берлинская операция) – «РЖК» (Рокоссовский, Жуков, Конев).
Шаг пятый: герои войны.
Экзамен по истории включает в себя также несколько вопросов, в которых может понадобиться знание героев Великой Отечественной войны. Для их запоминания разбейте героев на группы, в которых выделите снайперов, летчиков и так далее. Это поможет вам не запутаться кто есть кто и быстро вспомнить всех героических личностей по каждому направлению.
Шаг шестой: запоминаем даты.
Вы уже отлично знаете всю хронологию, но некоторые даты вылетают из головы? В таком случае вам поможет система паттернов, которой часто пользуются иностранцы. Выпишите даты в таблицу (или создайте в Excel), создав пробелы в шахматном порядке: есть дата, но нет события и наоборот. Затем просто заполняйте подобные карточки в течение дня, и даже самые сложные факты легко запомнятся на долгое время.
Шаг седьмой: ищем глобус.
Карты – важнейшая часть любой темы, с которой часто возникают проблемы, а карты по Великой Отечественной войне вообще считаются одними из самых сложных. Но не спешите паниковать, ведь работа с ними на самом деле не требует труда, если знать некоторые лайфхаки. Как правило, на любой карте есть подсказки, которые могут навести вас на мысль: поищите фамилии полководцев, даты сражений или названия фронтов. Также полезно знание маркеров (их нужно будет предварительно выучить), так как каждое событие имеет свою особенность, например, вы вряд ли сделаете ошибку, если вспомните, о чем говорит название «Прохоровка» неподалеку от Курска.
Шаг восьмой: даешь культуру в массы.
Многие выпускники недостаточно внимания уделяют вопросу культуры времен Великой Отечественной войны и делают это зря. В заданиях ЕГЭ часто встречаются вопросы, требующие знаний по этой теме, поэтому совет выучить культуру периода ВОВ лишним не будет. Для запоминания я пользовалась карточками, на которых с одной стороны писала или печатала памятник культуры, а на другой писала его автора и время создания – такой способ позволяет легче выучить материал и быстрее найти его, если необходимо повторить.
Шаг девятый и самый приятный: отдыхаем с пользой.
Запомнить любую эпоху гораздо проще, если «пожить» в ней некоторое время. Наилучшим образом это можно сделать через фильмы, книги, сериалы и все, что доставляет нам удовольствие. Ищите интересные произведения по периоду Великой Отечественной войны и смотрите фильмы – в них через историю главных героев повествуется и история огромного конфликта, приведшего к многочисленным жертвам. Здесь вам помогут и уроки литературы, поэтому не забывайте про тему 1941—1945 годов в поэзии и прозе.
Шаг десятый: контрольный.
Вы прошли огромный путь, выучив огромное количество информации. Однако часто случается так, что мы что-то упускаем из виду. Для того, чтобы этого не случилось, советую проверить себя, прорешав тематические тесты. Они бывают как по всей Великой Отечественной войне, так и по ее периодам. Если у вас есть ошибки, определите основной блок, в котором возникают проблемы – это могут быть маршалы, герои, даты или что-то иное, а затем просто доучите то, что вызывает трудности при решении. Profit!
Удачи в подготовке. Просто приложите некоторые усилия, и результат не заставит себя ждать!
Похожие материалы
Добрый день!
22 июня 1941 года товарищ В.М. Молотов выступил по радио с объявлением: «… в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города…». Именно так началась Великая Отечественная война.
Сталину казалось, что пакт о ненападении (1939) позволил отсрочить этот момент, поэтому он не верил информации разведчиков о том, что фашистские войска подтягивали свои силы к европейской границе СССР, и не отдавал приказ о мобилизации пограничных войск. Все это сказалось на плохой подготовленности Советского Союза к оборонительным действиям и стало причиной успешного выполнения плана «Барбаросса» — быстрому захвату европейской части СССР.
Но сразу после неожиданного нападения Германии правительство Советского Союза приняло меры для отражения агрессии:
- 23 июня была создана Ставка Главного командования, которая 10 июля преобразовалась в Ставку Верховного Главнокомандования
- 29 июня правительство перед всем народом поставило задачу все свои силы направить на борьбу с врагом
- 30 июня был создан Государственный Комитет Обороны, орган, который на время войны сосредоточил в своих руках всю власть над государством
Эти меры дали свой результат. И, несмотря на то, что фашисты продолжали продвижение на восток страны, наши войска оказывали достойное сопротивление, изматывая врага. Ярким примером упорного противостояния являются оборона Брестской крепости, Смоленска, Киева, Одессы и другие.
Московская битва.
Успешно завершив план «Барбаросса», Германия принялась за осуществление следующей операции «Тайфун», главной целью которой был захват Москвы. Началась она в сентябре-октябре 1941 года. Поначалу русским войскам не удавалось остановить наступление, Брянск и Вязьма пали, немцы очень близко подошли к столице, но Красная Армия смогла остановить неприятеля к концу октября.
Своё наступление Германия возобновила 15 ноября 1941 года. Но к этому времени Красная Армия успела набраться сил и к началу декабря перейти в контрнаступление.
Победа в этой битве развеяла миф о непобедимости Германии, содействовала патриотическому подъему Советского народа и появлению веры в нашу победу.
Летне-осенняя кампания 1942 года.
Летом 1942 года фашистское руководство приняло решение о том, что нужно захватить нефтяные и плодородные районы СССР, тем самым ухудшить экономическое положение противника и разбить его.
Из-за того, что операция «Кремль» по предоставлению ложной информации о намерениях фашистов удалась, Красная Армия оказалась дезориентирована, и немцы смогли развернуть линию атаки на Кавказе и к Волге.
На кавказском направлении Гитлер форсировал Дон и захватил Новороссийск, Ростов, Ставрополь. Но немцы не смогли добраться до нефтяных запасов в Баку, Советская армия остановила наступление на Кавказе к концу сентября.
На восточном направлении была не менее трудная обстановка. Нужно было не допустить прорыва немцев к Волге, так как туда были эвакуированы заводы и фабрики, которые обеспечивали фронт оружием и техникой. Складывалась критическая ситуация, в связи с которой Сталин издал приказ №227, получивший название «Ни шагу назад!».
Сталинградская битва.
Ставка Верховного Главнокомандования разработала план по окружению вражеских войск под Сталинградом, который получил название «Уран».
С начала сентября шла битва за Сталинград. Для успешного наступления Красной Армии были созданы Юго-Западный, Донской и Сталинградский фронты, отправлено внушительное число боеприпасов и боевой техники.
23 ноября 1942 года наши войска окружили вражескую группировку генерала фон Паулюса. Гитлер в ответ на это создал группу армий «Дон», перед которой поставили задачу разорвать окружение и освободить Паулюса.
Но эта попытка завершилась очередной неудачей Германии. 2 февраля 1943 года армия Паулюса капитулировала, Сталинградская битва завершилась победой СССР.
В надежде вернуть наступательную инициативу, весной 1943 года немецкое командование разработало план «Цитадель», направленный на разгром Курской дуги, сформировавшейся на центральном направлении.
Курская битва – самое крупное сражение Второй мировой войны по количеству солдат и применяемой техники с обеих сторон.
5 июля 1943 года под деревней Прохоровка состоялось первое танковое сражение во всей мировой истории.
Завершение войны.
В 1944—1945 годах СССР благодаря героическому труду тыла достиг превосходства в обеспеченности армии и международной поддержке. Красная Армия полностью взяла на себя стратегическую инициативу.
Одна за другой успешно осуществлялись освободительные операции:
- Завершение блокады Ленинграда (январь 1944)
- Корсунь-Шевченковская операция – освобождение Правобережной Украины (январь 1944)
- «Багратион» — Белоруссия (лето 1944)
- Ясско-Кишиневская – Молдавия (август 1944)
Красной Армией был осуществлен ряд освободительных операций за пределами СССР.
В апреле 1945 года началась Берлинская операция.
Ну, что же, друзья! Надеюсь, материал оказался для Вас полезным. И если так, то
Тест «Великая Отечественная война» в формате ЕГЭ
1. Расположите в хронологической последовательности события Великой Отечественной войны. Запишите цифры, которыми обозначены события в правильной последовательности.
1) Полное снятие блокады Ленинграда
2) Оборона Брестской крепости
3) Операция «Багратион»
2. Установите соответствие между событиями Великой Отечественной войны и их датами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ
ДАТЫ
A) Ялтинская конференция
Б) Начало Сталинградской битвы
B) Освобождение Севастополя
Г) Курская битва
1) 1941 г.
2) 1942г.
3) 1943г.
4) 1944 г.
5) 1945 г.
6) 1940 г.
3. Ниже приведён перечень событий. Все они, за исключением двух, произошли в период Великой Отечественной войны.
1) форсирование Днепра
2) сражение у озера Хасан
3) штурм линии Маннергейма
4) операция «Концерт»
6) штурм Зееловских высот
Найдите и запишите порядковые номера событий, относящихся к другому историческому периоду.
4. Напишите пропущенное понятие (термин).
Государственная программа поставок Соединенными Штатами Америки оборудования, вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия союзным странам, в том числе и СССР, в период Второй мировой войны, называется _______________
5. Установите соответствие между событиями и историческими личностями, участвовавшими в этих событиях: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЛИЧНОСТИ
СОБЫТИЯ
A) В.Г.Клочков
Б) Н.Ф.Гастелло
B) Я.Ф.Павлов
Г) А.Н.Сабуров
1) Оборона Сталинграда
2) Московская битва
3) оборона Севастополя
4) воздушный таран
5) блокада Ленинграда
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «В 6 часов 23 июня войска 4-й армии нанесли противнику контрудар из района Жабинки. Немцы никак не ожидали этого и на ряде участков фронта были отброшены на несколько километров. Но через полчаса над нашими войсками появилось множество вражеских самолетов. Пикирующие бомбардировщики Ю-88 буквально висели над боевыми порядками 14-го механизированного корпуса.
Под прикрытием авиации перешла в наступление группа Гудериана. И вот на рубеже Каменец – Жабинка – Радваничи развернулось ожесточенное встречное сражение. В него втянулись как с нашей, так и с немецкой стороны почти все танки и самолёты, предназначенные для действий на брестском направлении. С наблюдательного пункта полковника Богданова был хорошо виден бой двух наших танковых полков с огромным количеством вражеских танков и сопровождавшей их артиллерией. Против первого эшелона 30-й танковой
дивизии развернулись две фашистские танковые дивизии, 17-я и 18-я. Поле боя из конца в конец было усеяно пылающими боевыми машинами... Захватили несколько пленных... Это были первые пленные, взятые в полосе нашей армии. ...Бой этот вылился в своеобразный танковый поединок с несомненным преимуществом на стороне противника. У немцев и танков было больше, и авиация их поддерживала лучше. Мы располагали здесь только лёгкими... Т-26
с лобовой броней в 15 миллиметров и 45-миллиметровыми пушками. Немецкие же танковые дивизии имели в своём составе значительное число новых машин Т-4 с лобовой броней в 30 миллиметров и вооруженных 75-миллиметровыми пушками. <...>
И всё-таки 30-я танковая дивизия дралась упорно, люди её вели себя геройски, и враг нёс большие потери».
Б) «Какая, господа, разница, теперь, на 27-м месяце войны, разница, которую особенно замечаю я, проведший несколько месяцев этого времени за границей. Мы теперь перед новыми трудностями, и трудности эти не менее сложны и серьёзны, не менее глубоки, чем те, перед которыми мы стояли весной прошлого года. Правительству понадобились героические средства для того, чтобы бороться с общим расстройством народного хозяйства. Мы сами те же, что прежде. Мы те же на 27-м месяце войны,
какими были на 10-м и какими были на первом. Мы по-прежнему стремимся к полной победе, по-прежнему готовы нести необходимые жертвы и по-прежнему хотим поддерживать национальное единение. Но я скажу открыто: есть разница в положении. Мы потеряли веру в то, что эта власть может нас привести к победе... (голоса: "Верно"), ибо по отношению к этой власти и попытки исправления, и попытки улучшения, которые мы тут предпринимали, не оказались удачными.
Когда вы целый год ждете выступления Румынии, настаиваете на этом выступлении, а в решительную минуту у вас не оказывается ни войск, ни возможности быстро подвозить их по единственной узкоколейной дороге, и, таким образом, вы ещё раз упускаете благоприятный момент нанести
решительный удар на Балканах, – как вы назовете это: глупостью или изменой? (голоса слева: "Одно и то же"). Когда, вопреки нашим неоднократным настаиваниям (…) намеренно тормозится дело, и попытка
умного и честного министра решить, хотя бы в последнюю минуту, вопрос в благоприятном смысле кончается уходом этого министра и новой отсрочкой, а враг наш, наконец, пользуется нашим промедлением, – то это: глупость или измена? (голоса слева: "Измена"). Выбирайте любое. Последствия те же».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) В отрывке речь идет о войне, унесшей более 20 млн. жизней наших сограждан.
2) В отрывке речь идет о войне, из которой Россия вышла досрочно, нарушив свои обязательства перед союзниками.
3) В отрывке речь идет о войне, результат которой стало присоединение Крыма.
4) В отрывке речь идет о войне, в результате которой России запрещалось иметь флот на Черном море.
5) В отрывке речь идет о войне, в ходе которой образовалась «Большая тройка».
6) В отрывке речь идет о войне, в ходе которой в России сменилась власть и форма правления.
Фрагмент А
Фрагмент Б
7. Что из перечисленного относится к событиям Великой Отечественной войны в.? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) операция «Багратион»
2) Маньчжурская операция
3) трагедия Перл -Харбора
4)Ясско-Кишиневская операция
5) Потсдамская конференция
6) Восточно-Померанская операция
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
A) Целью операции ____________ было уничтожение войск противника, окружённого в Сталинграде.
Б) Командиром одного из крупнейших партизанский соединений на оккупированной врагом Украине был ____________ ____________, дважды Герой Советского Союза.
B) На северном фасе Курской дуги немцы, не достигнув успеха 5 июля под Ольховаткой, перенесли удар в направлении поселка ____________, но и здесь продвинулись лишь от 10 до 12 км.
Пропущенные элементы:
1) «Уран»
2) Прохоровка
3) С. А. Ковпак
4) «Кольцо»
5) Поныри
6) П. М. Машеров
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
9. Установите соответствие между датами и событиями, с ними связанными
а) 16 апреля 1945 г. 1. Водружение Красного Знамени Победы над рейхстагом
б) 25 апреля 1945 г. 2. Полное взятие Берлина советскими войсками
в) 30 апреля 1945 г. 3. Начало Берлинской операции
г) 2 мая 1945 г. 4. Начало антифашистского восстания в Праге
5. Встреча советских и англо-американских войск на Эльбе
6. Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
10. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите битву о которой идет речь.
«Перебрав все возможные варианты, мы решили предложить И. В. Сталину следующий план действий: первое - активной обороной продолжать изматывать противника, второе - приступить к подготовке контрнаступлениями, чтобы нанести противнику... такой удар, который резко изменил стратегическую обстановку на юге в нашу пользу...
При оценке противника мы исходили из того, что фашистская Германия уже не в состоянии выполнить свой стратегический план 1942 года. Тех сил и средств, которыми к осени 1942 года располагала Германия, не хватит для завершения задач ни на Северном Кавказе, ни в районе Дона и Волги...
Генеральный штаб на основе данных фронтов изучил сильные и слабые стороны немецких, венгерских, итальянских и румынских войск. Войска сателлитов по сравнению с немецкими были хуже вооружены, менее опытны, недостаточно боеспособны даже в обороне. И самое главное - их солдаты да и многие офицеры не хотели умирать за чужие интересы на далеких полях России...
Положение противника усугублялось ещё и тем, что... у него было очень мало войск в оперативном резерве, не более шести дивизий, да и те были разбросаны на широком фронте... Нам благоприятствовала и оперативная конфигурация всего фронта противника: наши войска занимали охватывающее положение...»
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Событие
Дата
Участник(-и)
Наступательная операция «Оверлорд»
_________ (А)
Д. Эйзенхауэр, Б. Монтгомери
Сталинградская битва
_________ (Б)
___________ (В)
______________ (Г)
Август–декабрь 1943 г.
Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, И. С. Конев
Битва за Москву
__________ (Д)
____________ (Е)
Пропущенные элементы:
1) М. А. Егоров, М. В. Кантария
2) сентябрь 1941 г. – апрель 1942 г.
3) Я. Ф. Павлов
4) битва на Курской дуге
5) битва за Днепр
8) И. В. Панфилов
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
12. Прочтите отрывок из книги В. Афанасенко «56 армия в боях за Ростов. Первая победа Красной Армии. Октябрь-декабрь 1941 г.»
Советские войска впервые с начала войны остановили наступление противника, освободили крупный промышленный и транспортный центр и отбросили вермахт на 60-80 км. Впервые противник отступал, теряя людей и боевую технику, а затем перешел к обороне на всем участке фронта…5 декабря, в день перехода советских войск в контрнаступление под Москвой, И.В. Сталин получил поздравление от премьер-министра Великобритании У. Черчилля, который писал: «Позвольте мне воспользоваться случаем и сказать Вам, с каким восхищением весь британский народ следит за стойкой обороной Ленинграда и Москвы храбрыми русскими армиями и как мы все рады по поводу вашей блестящей победы в Ростове-на-Дону».(Но о победе под Ростовом перестали говорить) под влиянием последующих трагических событий, и прежде всего вследствие второй сдачи Ростова-на-Дону в июле 1942 г., вызвавшей знаменитый приказ наркома обороны № 227, в котором содержались горькие упреки: « Часть войск Южного фронта, идя за паникерами, оставила Ростов и Новочеркасск без серьезного сопротивления и без приказа из Москвы, покрыв свои знамена позором…» К сожалению, упоминание об освобождении Ростова-на-Дону в ноябре 1941 г. стало неактуальным. Только в 1983 г. Ростов-на-Дону был удостоен ордена Отечественной войны I степени и только в 2008 г. стал Городом воинской славы.
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведенном списке три верных суждения.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
После боев под этим городом были образованы советские гвардейские части.
В конце ноября – начале декабря 1941 года враг впервые отступал, теряя и людей, и технику, впервые был освобожден крупный советский город.
Успех Красной Армии под Ростовом-на-Дону был признан серьезным успехом и союзниками СССР.
Победа под Ростовом стала одним из символов успехов советского оружия в годы войны 1941-1945 гг.
13.
Рассмотрите схему и выполните задание
Напишите название военного плана, изображённого на карте.
14. Рассмотрите схему и выполните задание
Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «4».
15. Рассмотрите схему и выполните задание
Напишите цифру, которой обозначен город, для захвата которого была разработана операция «Тайфун».
16. Рассмотрите схему и выполните задание
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Карта относится к начальному этапу войны.
2) Германия планировала завершить войну к концу лета 1942 г.
3) Для отражения агрессии, обозначенной на карте, был создан Совет труда и обороны.
4) Руководителем страны в это время был И.В. Сталин.
5) Сражение под Смоленском стало важным этапом в срыве фашистской стратегии «блицкрига».
6) Наступление немецких войск было остановлено по всей линии фронта зимой 1941 г.
17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) «Воин-освободитель»
Б) «Василий Теркин»
В) «Два бойца»
Г) «Мать-Родина»
1) Автором данного творения является поэт А. Т.Твардовский.
2) Этот советский кинофильм посвящен событиям Великой Отечественной войны.
3) Этот памятник находится в Берлине.
4) Данное произведение посвящено событиям заключительного этапа войны.
5) Главные роли в этом фильме сыграл Н.Крючков и П.Алейников.
6) Этот памятник является вторым в скульптурном триптихе Е.Вучетича.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
18. Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие суждения о данной карикатуре являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Данная карикатура создана в первой половине 1930-х гг.
2) В момент, когда произошло событие, которому посвящена карикатура, СССР вёл войну с Финляндией.
3) Карикатура была создана в СССР и опубликована в печати в тот же год, когда произошло событие, которому она посвящена.
4) Карикатура посвящена нарушению международного договора одной из стран.
5) Событие, которому посвящена карикатура, означало начало Великой Отечественной войны.
19. Какие из перечисленных объектов построены в годы руководства СССР политического деятеля, изображённого на карикатуре. В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
20. Прочтите отрывок из мемуаров германского генерала Г. Гудериана и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
«Наступление началось 5 июля манёвром, давно известным русским по многочисленным предыдущим операциям, а потому заранее ими разгаданным. Гитлер... хотел уничтожить выдвинутые вперед в виде дуги позиции русских двойным охватом... и захватить тем самым инициативу на Восточном фронте снова в свои руки.
С 10 по 15 июля я посетил оба наступающих фронта... и уяснил себе на месте в беседах с командирами-танкистами ход событий, недостатки наших тактических приемов в наступательном бою и отрицательные стороны нашей техники. Мои опасения о недостаточной подготовленности танков «пантера» к боевым действиям на фронте подтвердились. 90 танков «тигр» фирмы Порше... также показали, что они не соответствуют требованиям ближнего боя; эти танки, как оказалось, не были снабжены в достаточной мере даже боеприпасами. Положение обострялось ещё и тем, что они не имели пулемётов... Им не удалось ни уничтожить, ни подавить пехотные огневые точки и пулемётные гнезда противника, чтобы дать возможность продвигаться своей пехоте... Продвинувшись около 10 км, войска Моделя были остановлены. Правда, на юге успех был больше, но он был недостаточен для блокирования русской дуги или для понижения сопротивления. 15 июля началось русское контрнаступление на Орёл... 4 августа город пришлось оставить. В этот же день пал Белгород...
В результате провала наступления ……………. мы потерпели решительное поражение. Бронетанковые войска, пополненные с таким большим трудом, из-за больших потерь в людях и технике на долгое время были выведены из строя... Само собой разумеется, русские поспешили использовать свой успех. И уже больше на Восточном фронте не было спокойных дней. Инициатива полностью перешла к противнику».
О каких событиях периода Великой Отечественной войны идёт речь в мемуарах Гейнца Гудериана? В каком году они происходили?
21. Как называлась операция германского командования, о которой говорится в мемуарах? Назовите не менее двух задач, которые ставили перед своими войсками германское командование в ходе данной операции?
22. Опираясь на текст и собственные знания из курса истории, объясните, почему события описанной многодневной битвы историки называют «завершением коренного перелома» в ходе войны. Укажите не менее двух причин.
23. В воспоминаниях многих современников о Великой Отечественной войне особое место занимает Московская битва. Так, когда маршала Г.К. Жукова спрашивали, какое событие прошедшей войны ему больше всего запомнилось, он всегда отвечал: «Битва за Москву». Предположите, чем объясняется особое значение Московской битвы в истории Великой Отечественной войны (приведите не менее трёх предположений).
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
"Подписание пакта о ненападении с фашисткой Германией и секретного протокола к нему было дипломатической удачей СССР."
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1941-1942 гг.;
2) 1942-1943 гг.;
3) 1944-1945 гг.
В сочинении необходимо:
- указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
- назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениям, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
- указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному п