Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Задания на звук рь. Словарный материал по автоматизации звука - автоматизация звуков - каталог статей - логопед дома. Автоматизация звука РЬ в словосочетаниях

Карточки по автоматизации звука Рь в слогах, словах. предложениях.

1 Звук «Рь»
1) Повторить каждый слог 8-9 раз:
Р___________________________Я
Р___________________________И
Р___________________________Е
Р___________________________Ю

2) Повторить каждый слог 8-9 раз:
А___________________________РЬ Я________________________РЬ
Ы___________________________РЬ И________________________РЬ
Ю___________________________РЬ У________________________РЬ
О____________________________РЬ Е________________________РЬ

3) Повторить чистоговорки 3-4 раза:
А) Ря-ря-ря – яркая звезда. Б) Ря-ря-ря – синие моря.
Ре-ре-ре – молоко в ведре. Рю-рю-рю – я обед варю.
Ри-рри-ри – ну-ка, повтори. Ри-ри-ри – светят фонари.
Рю-рю-рю – гирю подарю. Ре-ре-ре – дети на горе.

4) Повторить чистоговорки 3-4 раза:
А) Арь-арь-арь – я хочу букварь. Б) Ерь-ерь-ерь – дикий зверь.
Орь-орь-орь – у Никиты корь. Орь-орь-орь – прогоняю хворь.
Ерь-ерь-ерь – постучите в дверь. Арь-арь-арь – на дворе январь.
Урь-урь-урь – не боимся бурь. Ырь-ырь-ырь - на воде пузырь.

5) Повторить слоги и слова 6-7 раз:
Ри-ри-ри – рис. Ри-ри-ри – курица.
Рё-рё-рё – рёв. Ре-ре-ре – берег.
Ре-ре-ре – репа. Рю-рю-рю – рюкзак.
Рю-рю-рю – рюмка. Ря-ря-ря – якоря.

6) Повторить слова 8-9 раз:
рис риск рябь редька рябчик редко ряд рёбра

7) Повторить слова 8-9 раз:
рюмка рюкзак рёв рейка репа ритм Рита рябчик

8) Повторить слова 8-9 раз:
зорька горький борьба моря заряд моряк наряд коряга
2 Звук «Рь»
1) Повторить слова 8-9 раз:
порядок буря гиря пряжа грядка тряпка прялка хрящик

2) Повторить слова 8-9 раз:
Ирина Марина варить сорить перина турист пузыри двери

3) Повторить слова 8-9 раз:
шарик курица комарик фонарик грива зрители пристань привет

4) Повторить слова 8-9 раз:
крем время грелка гречка кресло стремя гребень пресный

5) Повторить слова 8-9 раз:
букварь дикарь сухарь фонарь январь янтарь вратарь словарь

6) Повторить слова 8-9 раз:
пескарь глухарь календарь слесарь токарь писарь зверь снегирь

7) Повторить предложения 3-4 раза:
У Бори фонарик. Варя режет редиску. У Ларисы отец – токарь. Ваня потерял букварь. Эта дверь скрипит. Римма варит варенье. Мама принесет грецкие орехи. У Риты варежки дырявые. За рядом ряд идет отряд.

8) Взрослый начинает фразу, а ребенок заканчивает (повторить 3-4 раза):
Я варю варенье.
Ты варишь варенье.
Он … .
Она … .
Мы … .
Вы … .
Они … .

9) Выучить загадку, запомнить отгадку:
Наши поросятки выросли на грядке.
К солнышку бочком, хвостиком крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы)

3 Звук «Рь»
1) Повторить предложение. Ответить на вопросы фразой:
Иринка нарисовала огурец.
Кто нарисовал огурец? Что сделала Иринка? Что нарисовала Иринка?

2) Повторить предложения 3-4 раза:
На берегу реки пристань. На реке ныряют и загорают ребята. Во дворе ребята играют в прятки. Мы Борису подарим снегиря в клетке. В мае цветет сирень и черемуха. Рядом с деревней рисовые поля.

3) Отработать произношение звука в стихотворении:
Рак
Про меня говорят,
Будто пячусь назад.
Не назад, а вперед-
Только задом наперед. (В. Орлов)

4) Повторить предложение. Ответить на вопросы фразой:
Гриша берет фонарь.
Кто берет фонарь? Что делает Гриша? Что берет Гриша?

5) Повторить предложения 3-4 раза:
Рядом с деревней рисовые поля. На грядке растет репа, редька и редиска. У дяди Гриши в рюкзаке глухарь и рябчики. У Сережи в ведре много грибов. Андрюше примерили брюки. Над дверью горит фонарь.

6) Отработать произношение звука в стихотворении:
Посмотрите на Иринку:
Ест Иринка мандаринку.
Съест Иринка мандаринку –
Бросит корочки в корзинку. (А. Стародубова)

7) Послушать предложения. Исправить их, повторить 3-4 раза:
Редиска режет Варю. Грецкие орехи принесли ребят. Во дворе прятки играют в ребят. Рядом с рябиной растет деревня. В сирени и черемухе цветет май. У фонаря горит дверь. На редиске и редьке растет грядка.

8) Повторить предложение. Ответить на вопросы фразой:
Над речкой растет рябина. Где растет рябина? Что делает рябина? Что растет над речкой?

Для произнесения звуков Р, Р’ необходима сложная работа всех мышц языка. При произнесении Р рот открыт. Кончик языка и его передняя часть широко распластаны и подняты к основаниям верхних зубов, напряжены; кончик языка неплотно прилегает к верхним альвеолам и вибрирует в проходящей воздушной струе. Голосовые складки сомкнуты и колеблются, производя голос. Выдыхаемая струя воздуха проходит посередине. Струя должна быть сильной, направленной. Мягкий звук Р‘ отличается от твердого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, кончик языка находится несколько ниже, чем при произнесении Р.

Комплекс упражнений для постановки этих звуков.

1. «Качели»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.
Варианты:
а) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается вниз к подбородку. б) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к верх ней губе, затем опускается к нижней. в) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались;
г) Рот открыт. Широкий язык вставить между верхними зубами и губой, а затем между нижними зубами и губой.
д) Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка дотронуться до бугорков за верхними резцами, затем за нижними.
При выполнении всех вариантов упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;

2. Достать языком нос.
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

3. Достать языком подбородок.
Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к под бородку, затем поднять к нижней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

4. «Язык перешагивает через зубы».
Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

5. «Почистим зубы»
Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык был широким, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

6. «Маляр».
Цель: вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

7. «Лошадка»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

8. «Грибок».



9. «Гармошка».

(См. упражнения для постановки звуков Ш, Ж)


10. Пощелкать кончиком языка.
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.

11. «Вкусное варенье».

(См. упражнения для постановки звуков Ш, Ж)

12. «Болтушка индюк».

(См. упражнения для постановки звуков Л, ЛЬ)

13. «Фокус».
Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

14. «Фырканье».
Цель: развивать вибрацию кончика языка.
Широкий расслабленный язык положить между губами. дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щеки не раздувались, язык зубами не зажимался.

15. «Автомат».
Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т - сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер четкого удара, а не хлопал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха. для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

16. «Барабан».
Цель: вырабатывать подъем языка, умение делать кончик языка напряженным; развивать его подвижность.
а) Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук д носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук д произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.
б) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к нёбу и произносить поочередно отчетливо да-ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесении ды - перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение да-ды должно быть четким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.

Спой «песенку моторчика». Произнеси звук Ръ на одном

выдохе: рь-рь-рь...

Повтори прямые слоги со звуком Ръ.

ри - ре - рё - рю - ря

Повтори обратные слоги со звуком Ръ.

арь - орь - урь - ырь - ирь - ерь - ёрь - юрь - ярь

4. Повтори слоги, где звук Ръ находится между гласными.

ари - аре - арё - арю - аря ори - оре - орё - орю - оря ури - уре - урё- урю - уря ири - ире - ирё - ирю - иря ыри - ыре - ырё - ырю - ыря

Повтори прямые слоги со стечением согласных.

три - тре - трё - трю - тря кри - кре - крё - крю - кря гри - гре - грё - грю - гря при - пре - прё - прю - пря бри - бре - брё - брю - бря дри - дре - дрё - дрю - дря

Повтори слова, где звук Ръ находится в начале слова.

Ри: Рис, Рим, Рига, Римма; рисовать, ритм.

Ре: Река, репа, ремень, ребёнок, Регина, Ренат, ребята; ре­дис, решетка, ребус, резать, редька, резина, резинка, ремонт, речь, резвый, репейник, редко, рейка.

Рю: рюшка, рюмка, рюкзак.

Ря: ряд, рябь, Ряба, рябина; рябчик, рябой.

Повтори слова, где звук Ръ находится в середине слова.

Ри: парик, перина, Марина, Ирина, варить, мерить, ве­рить, богатыри, токари, фонари, пахари, пекари, ко­марик, фонарик; мандарин, три, трибуна, грим, грива, гриб, гриф, прибой, привет, приёмник, бригада, бри­кет, бритва, брить, двери, буквари, старик, турист, ку­рица, жарить, сухари, пескари, звери, снегири, пузы­ри, Борис, ирис, абрикос, прищепка, скрипка, Гриша, приз, приказ, каприз, пристань, принц.

Ре: дерево, берет, корень, табурет, орех, море, орехи, го-


Автоматизация звука Ръ 31

ретъ, берег; черепаха, варенье, деревня, третий, трепет, требовать, тревога, крем, креп, крепкий, креветка, кремень, гребенка, гренки, греметь, греть, предмет, бревно, дремать, древний, Андрей, огурец, перец, си­рень, борец, треск, трезвон, треска, крепость, крестья­нин, крестик, скрепка, гречка, брести, адрес, древеси­на, встреча, ястреб.

Рь: верьте, перья, серьги, зверьки.

Рё: хорёк; берёза, верёвка, вперёд, Серёжа, серёжки, черё­муха, матрёшка.

Рю: верю, парю, урюк, подарю, говорю, дарю; брюки, трюм, трюмо, крюк, брюква, крючок, жарю, спорю, бирюза, Андрюша.



Ря: наряд, нырять, буря, гиря, Варя, Боря, горят, моря, моряк, говорят, терять, варят, парят; отряд, тряпка, крякать, кряква, кряхтеть, грядка, прятки, пряник, прямо, прятать, упрямый, прясть, прядь, кудрявый, подряд, заря, горячий, зарядка, жарят, тряска, грязь, грязный, Брянск, зря.

Орь: Борька, горький, борьба, зорька.

Урь: хмурьте.

Повтори слова, где звук Ръ находится в конце слова.

Арь: фонарь, токарь, пахарь, пекарь; сухарь, букварь,

пескарь, январь, декабрь, янтарь.

Орь: хорь, Игорь; якорь.

Ырь: богатырь; пузырь, пустырь.

Ирь: снегирь, Сибирь, ширь. Ерь: теперь; дверь,

Тверь, зверь.

Ябрь-абрь: ноябрь, октябрь, декабрь; сентябрь.

Повтори словосочетания.

прямой коридор горькая редька маринованные грибы

варёные креветки редкий гребень деревянная табуретка

крепкий орешек кудрявая берёза серебряная серёжка

варёный рис рябая курица старинная крепость



Автоматизация звука Рь 33

речная пристань резвый зверёк абрикосовое варенье

грязные брюки кривой крючок капризный ребёнок

жареные пескари горячие гренки нарядная матрёшка

сиреневый берет речной берег бирюзовые серьги

горький перец скрипучая дверь резиновая черепаха

старинный рецепт берёзовое бревно коричневая верёвка

вредная привычка утренняя зарядка прекрасный принц

Повтори предложения.

Три слова. Рита варит рис. Пряха прядёт пряжу. У Анд­рея ирисы. Марина ест орехи. Хорёк - дикий зверёк. Пескарь - речная рыбка.

Четыре слова. Ребята бегут по бревну. Во дворе натянута верёвка. На Варе новые брюки. Кудрявый поварёнок варит варенье. У Риммы сиреневый берет. Рита дарит Борису фонарик. Сережа и Гриша - товарищи. Рябчик и ястреб - птицы. У Гриши ручной хорёк. У рябчика перья рябенькие.

Пять слов. Ирина сварит суп из курицы. Андрей и Ма­рина едят пряники. Варя варит варенье из абрико­сов. Сережа и Игорь рисуют снегирей. В доме Бориса скрипучие двери. На Гришином шарике сидят кома­рики. Сентябрь, октябрь, ноябрь - осенние месяцы.

Шесть слов. Декабрь, январь и февраль - зимние месяцы. Поварята варят варенье по старинному рецепту. На бе­регу реки стоит старинная крепость. Борис ныряет с берега в речку. Во дворе растут берёзы и рябины. На берегу реки растёт кудрявая берёза. На речном берегу туристы жарят пескарей.

Семь слов. У Марины - мандарины, а у Вари - пряники. Ирина и Рита идут на утреннюю зарядку. По речному берегу идут туристы с рюкзаками.

Восемь слов. У Ирины в рюкзаке редиска, перец и редька.

Повтори пословицы и поговорки.

Взявшись за гуж, не говори, что не дюж. Всему своё время.


Быстрый, резвый зверёк По деревьям скок-поскок. (Белка)

Не зверь, не птица,

А нос, как спица. (Комар)

На берегу сидит,

«Кря - кря» кричит. (Утка)

Режем мы и вырезаем, Маме шить мы помогаем. (Ножницы)

Он может два часа подряд Все время пятится назад. (Рак)

Я в деревне на дворе Просыпаюсь на заре. «Ку-ка-ре-ку», - я кричу, Разбудить ребят хочу. (Петух)

Когда за грибами Ты в рощу идешь, Ее непременно С собою берёшь. (Корзина)

Повтори стихи.

В октябре, в октябре Частый дождик на дворе. С. Маршак

Вот так репка, Да сидит крепко. Сестрица-матрёшка, Помоги немножко. Скороговорка


Древесину ест едок -сто зубов в один рядок. (Пила)

Стоит Антошка

На четырёх ножках. (Стол)

Утка в воде,

А хвост на горе. (Ковш)

Щука в море,

А хвост- на заборе.

(Ковш)

На шесте дворец, Во дворе певец. (Скворец)

Из железа тучка,

А у тучки - ручка

Нагнут меня ребятки,

И дождь пойдёт на грядки.

(Лейка)

Что за чудо - синий дом! Ребятишек много в нем! Носит обувь из резины И питается бензином. (Автобус)

В декабре, в декабре Все деревья в серебре. С. Маршак

Открываем календарь -Начинается январь. В январе, в январе Много снегу на дворе. С. Маршак


34 Автоматизация сонорных звуков


Приходите в гости Как на утренней на зорьке

Утка, утка, дикий гусь! Два Петра и три Федорки

В гости вас не дозовусь. Соревнуются с Егоркой

Непременно приходите, Говорить скороговорки.
Да и миску приносите.

Что найдется - поедите, Мы с сестрёнкою вдвоём

Где придется - посидите. Утром чай горячий пьём.
Венгерская песенка

14. Послушай рассказ. Назови слова со звуком Ръ. Пере­
скажи рассказ.

Сережа наоборот

Л. Успенская, М. Успенский У Серёжи Рябина все наоборот. Ребята едят - Серёжа иг­рает в игры. Ребята готовят уроки - Серёжа рисует. Ребята строят дом - Серёжа прыгает.

Ребята, давайте Серёже подарим стихи Агнии Барто
«Наоборот», - говорит Рита.

Открывает Сережа книгу и видит строчки, подчеркнутые сиреневым карандашом:

Все кладут сначала в рот бутерброд,

а потом пьют компот,

он всегда наоборот.

Он сначала пьет компот,

за компотом бутерброд

Ой, да это про меня, - думает Сережа.

Повтори скороговорки.

У редьки и репки корень крепкий.

От зорьки до зорьки моряки на вахте зорки.

Яше снятся якоря. Снятся яхты и моря.

Три дерева, три тетерева, На каждом дереве По одному тетереву.

Автоматизация звука Рь

Звук Рь - согласный, мягкий, звонкий.

Рь — сходен со звуком Р, но имеет некоторые отличия: дополнительный подьем спинки языка к нёбу и некоторое продвижение языка вперёд, кончик языка приближается к верхним резцам, зубы несколько сближены.

Занятие 1
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Произнеси слоги и слова
ря-ря-ря-ряд ри-ри-ри-рис ре-ре-ре-резать рё-рё-рё-рёбра
ря-ря-ря-рябчик ри-ри-ри-Римма ре-ре-ре-репа рё-рё-рё-рёва
ря-ря-ря-рябь ри-ри-ри-Рим ре-ре-ре-ребус рё-рё-рё-рёв
ре-ре-ре-редька рю-рю-рю-рюшка
4. Внимательно послушай сказку «РЕПКА», выдели слова со звуком Рь.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытащили репку!
5. Посчитай от 1 — 10 и обратно — репка, ребус.
.
решать ребус
рисовать репку
резать репку


7. Подбери 4 признака к РЕПКА (какая?) и проговори получившиеся пары слов.
Образец: переспелая репка прекрасная репка
8. Напечатай слоги РЕ, РЁ, РИ, РЮ, РЯ.

9. Рассмотри и назови картинки. Определи место звука Рь в словах.


Занятие 2
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Произнеси слоги, меняя ударение
ря-ря-ря ре-ре-ре ри-ри-ри рё-рё-рё
ря-ря-ря ре-ре-ре ри-ри-ри рё-рё-рё
4. Вспомни слова из занятия 1, упражнение 3.
5. Проговори слова (2-3 раза)
рябина резинка ремонт реветь
рисунок резинка ремонтировать решать
рисовать река рюкзак решётка
6. Посчитай от 1 до 10 и обратно — РЯБИНА, РИСУНОК, РЕКА.
РИСОВАТЬ РЯБИНУ
РЕМОНТИРОВАТЬ РЮКЗАК
.
8. Запомни и повтори слова
РЯБИНА — РЕМОНТ — РИСУНОК — РЕКА
РЕЗИНА — РЮКЗАК — РИСОВАТЬ — РЕМОНТ
9. Выучи стихотворение А.Л. Барто «Резиновая Зина».

Купили в магазине
Резиновую Зину,
Резиновую Зину
В корзинке принесли.
Она была разиней,
Резиновая Зина,
Упала из корзины,
Измазалась в грязи.
Мы вымоем в бензине
Резиновую Зину,
Мы вымоем в бензине
И пальцем погрозим:
Не будь такой разиней,
Резиновая Зина,
А то отправим Зину
Обратно в магазин.

10. Рассмотри и назови кар тинки. Определи место звука Рь в словах.


Занятие 3
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Произнеси слоги с изменением ритмического рисунка.
ря-ря — ря-ря-ря ря-ря-ря — ря-ря
рё-рё — рё-рё-рё рё-рё-рё — рё-рё
рю-рю — рю-рю-рю рю-рю-рю — рю-рю
ри-ри — ри-ри-ри ри-ри-ри — ри-ри
ре-ре — ре-ре-ре ре-ре-ре — ре-ре
моряк парик деревня Серёжа урюк
снаряд старик варенье Бурёнка бирюк
отряд перина орехи верёвка варю
зарядка Марина акварель берёза смотрю
наряд Ирина деревня хорёк подарю
нырять варить апрель вперёд говорю
обряд турист гореть пузырёк дарю
5. Заучи чистоговорку, проговори 5 — 10 раз
У моей сестры Марины
Щёки, словно мандарины.
А сама сестра Марина
Чуть побольше мандарина.
Посмотрите на Иринку:
Ест Иринка мандаринку.
Сьест Иринка мандаринку —
Бросит корочки в корзинку.
6. Выдели из чистоговорок слова со звуком Рь.
7. Посчитай от 1 до 10 и обратно — МАНДАРИН, СТАРИК, ОРЕХ.
8. Образуй родственные слова
ДЕРЕВО — деревце, деревянный, деревяшка, древесина, древко, древесный ….
ОРЕХ —
СТАРИК —
МОРЕ —
ВАРИТЬ —
НАРЯД —
9. Подбери 3 предмета к признакам (взрослый запишет)
ОРЕХОВЫЙ ОРЕХОВАЯ ОРЕХОВОЕ
Образец: а) торт аллея варенье
б)
в)
ВАРЁНЫЙ ВАРЁНАЯ ВАРЁНОЕ
а)
б)
в)


Занятие 4
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Посчитай от 1 до 10 и обратно — берёза, берёзка, подберёзовик.
4. Подбери предметы к признакам
БЕРЁЗОВЫЙ БЕРЁЗОВАЯ БЕРЁЗОВОЕ
а) сок роща полено
б)
в)
г)
д)
5. Скажи правильно — игра «Путаница» (взрослый запишет)
опушка, берёза, лес, на, кудрявая, выросла —
На опушке леса выросла кудрявая берёза.
берёзка, резвиться, зайчата, под, серенькие —
ребята, ветки, веник, из, берёзовых, сделать —
ребята, берёзы, подберёзовики, четыре, под, нашли —
Марина, сок, деревянный, берёзовый, в, налить, ведёрка —
6. Подбери родственные слова (взрослый запишет)
БЕРЁЗА —
7. Спряжение в настоящем времени
РИСОВАТЬ НАРЯДНУЮ БЕРЁЗКУ
(я.., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они..)
8. Составь схемы слов БЕРЁЗКА, БЕРЁЗА.
9. Выучи стихотворение С.А. Есенина «Берёза».
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
С.А. Есенин.
10. Выдели 5 слов со звуком Рь из этого ситхотворения.
11. Подбери признаки к БЕРЁЗЕ (какая?).

12.Рассмотри и назови картинки. Назови слова со звуком Рь.


Занятие 5
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Запомни, повтори слоги
ря-рё-рю-ри
рё-рю-ри-ря
рю-ри-ря-рё
ри-ря-рё-рю
4. Проговори слова
буря море курица варить
гиря горе аквариум жарить
Варя горевать коридор мерить
Боря берег дерево верить
5. Игра «Один — много» — измени слова по образцу
сухарь — сухари токарь —
дверь — фонарь —
пескарь — пекарь —
зверь — букварь —
глухарь — пекарь -
богатырь — словарь -
снегирь — слесарь -
пузырь — календарь -
якорь — секретарь —
дикарь — знахарь -
(ребёнок называет только множественное число).
6. Посчитай от 1 — 10 и обратно — аквариум, дерево, курица.
7. Игра «Назови ласково»
шар — шарик комар —
фонарь — топор —
сухарь —
8. Образуй родственные слова (взрослый запишет)
ДВЕРЬ —
МОРЕ —
БЕРЕГ —
9. Спряжение в настоящем времени
ВАРИТЬ ПЕСКАРЕЙ
ЖАРИТЬ ПЕСКАРЕЙ
РЕМОНТИРОВАТЬ АКВАРИУМ

10.Рассмотри и назови картинки. Назови слова со звуком Рь.


Занятие 6
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Произнеси слоги и слова
арь-арь-арь-сухарь орь-орь-орь-хорь
арь-арь-арь-букварь орь-орь-орь-корь
арь-арь-арь-фонарь орь-орь-орь-дверь
арь-арь-арь-пескарь орь-орь-орь-зверь
арь-арь-арь-токарь орь-орь-орь-теперь
арь-арь-арь-пекарь орь-орь-орь-Тверь
арь-арь-арь-пахарь орь-орь-орь-проверь
арь-арь-арь-слесарь ирь-ирь-ирь-снегирь
арь-арь-арь-словарь ирь-ирь-ирь-Сибирь
арь-арь-арь-глухарь ирь-ирь-ирь-пузырь
арь-арь-арь-календарь ирь-ирь-ирь-богатырь
арь-арь-арь-январь ирь-ирь-ирь-ширь
4. Вставь пропущенные слова (из упражнения 3) в предложения (взрослый запишет)
Мама купила Марине школьный ………
На улице по вечерам горит ………
В реке плавает …….
Иринин папа — …….
В лесу поёт ……
Первый месяц в году — …..
Волк — хищный …..
На ветке рябины сидит …..
Мы поедем к бабушке в ….
За дверью мышка грызёт …….
Илья Муромец — русский …….
На стене висит ……
5. Спряжение
а) в настоящем времени
ДАРИТЬ ДРУГУ КАЛЕНДАРЬ
(я.., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они..).
б) в будущем времени
ЗАПЕРЕТЬ ДЕРЕВЯННУЮ ДВЕРЬ
(я.., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они..).
6. Выучи отрывок из стихотворения С.Я. Маршака «Круглый год»
Открывает календарь —
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
7. Составь схемы слов ХОРЬ, ЗВЕРЬ, СУХАРЬ (взрослый запишет).
8. Подбери по 3 начала слов

…… ВАРЬ …… КАРЬ ……. ХАРЬ
9. Игра «Эхо» — выдели голосом ударный слог по образцу (взрослый запишет)
букварь — варь

богатырь —

знахарь —
токарь — то

слесарь-

якорь —
фонарь —

словарь —

секретарь —
пескарь —

Снегирь —

янтарь —
пахарь —

январь —

дикарь —
сухарь —

календарь —

писарь —
Сибирь —

глухарь —

вратарь —

10.Рассмотри и назови картинки. Назови слова со звуком Рь.

Занятие 7
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Запомни и повтори слоги
арь-орь-урь-ырь
орь-урь-ырь-арь
урь-ырь-арь-орь
ырь-арь-орь-урь
4. Проговри слова (2-3 раза)
борьба перья жарьте
горько серьги зорька
верьте хмурьте зверьки
5. Измени слова — действия по образцу
ударить-ударь-ударьте жарить-
верить- парить-
мерить- поверить-
проверить- дежурить-
6. Посчитай от 1 до 10 и обратно — ЗОРЬКА, СЕРЬГИ.
7. Подбери признаки к предметам
ЗОРЬКИ (какие?) СЕРЬГИ (какие?)
а) а)
б) б)
в) в)
г) г)
Проговори и запомни получившиеся пары слов
8. Закончи слова (см. упр. 5):
— рь
уда — рьте прове — пове -
— рить

ве — жа — хму —

ме — па — нахму —
9. Вставь пропущенную букву (Ь) в слова
СЕР.ГИ ПЕР.Я БОРЬ.БА
ГОР.КО ЗОРЬКА М. ГОР.КИЙ
10. Подбери по 3 предмета к признакам
ГОРЬКИЙ — горький лук, …..,
ГОРЬКАЯ — горькая таблетка, ….,
ГОРЬКОЕ — горькое лекарство, ……

Занятие 8
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Повтори чистоговорки на Рь Занятие 3 и Занятие 6.
4. Заучи чистоговорки
За деревней, за посёлком
Пела, пела перепёлка.
Перепел прилетел,
Перепёлку перепел.
Снегирики — снегери
На дворике у двери.
Я насыпал за порог
Гречку, семечки, творог.
А когда я вышел в сад,
То от них услышал:
— Ты добрее всех ребят,
Молодчина, Гриш!
(П. Воронько)
5. Образуй от предметов признаки по образцу
орёл — орлиные (крылья)
перепел — ………..(яйца)
ястреб — …………(взгляд)
глухарь — ………..(полянка)
снегирь — ………..(стая)
6. Игра «Чей, чья, чьё» — закрепление словообразования притяжательных прилагательных.
Чей хвост (клюв, глаза)? Чья голова, шея, песня? Чьё перо, гнездо, крыло?
у орла — орлиный у орла — у орла —
у снегиря — у снегиря — у снегиря —
у перепела — у перепела — у перепела —
у глухаря — у глухаря — у глухаря —
7. Образуй родственные слова
орёл — орлица, орлёнок, орлята, орлиный, орлик;
снегирь —
перепел -
8. Посчитай от 1 до 10 и обратно — орлёнок, перепёлка, снегириха.
9. Спряжение
а) в настоящем времени
ЖАРИТЬ ПЕРЕПЕЛИНЫЕ ЯЙЦА
б) в будущем времени
ПЕРЕПЕТЬ ЗА ДЕРЕВНЕЙ ПЕРЕПЁЛКУ
(я.., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они..).

Занятие 9
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Произнеси слоги и слова
тре-тре-тре-треск три-три-три-три тре-тре-тре-трещина три-три-три-смотри
тре-тре-тре-третий три-три-три-трио тре-тре-тре-требовать трю-трю-трю-трюм
тре-тре-тре-трезвый три-три-три-тридцать тря-тря-тря-тряпка трю-трю-трю-трюк
тре-тре-тре-трель три-три-три-триста тря-тря-тря-тряска трю-трю-трю-трюфель
тре-тре-тре-тренер три-три-три-трижды тря-тря-тря-ветряк трю-трю-трю-трюмо
тре-тре-тре-трепет три-три-три-электричество
тре-тре-тре-треть три-три-три-электрический
4. Запомни, повтори слоги:
тря-трё-трю-три атрь-отрь-утрь-ытрь
трё-трю-три-тря отрь-утрь-ытрь-атрь
трю-три-тря-трю утрь-ытрь-атрь-отрь
три-тря-трё-трю ытрь-атрь-отрь-утрь
5. Отгадай и выучи загадку
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
6. Посчитай от 1 до 10 и обратно — МАТРЁШКА, ТРЕНЕР.
7. Спряжение
а) в настоящем времени
РАЗРИСОВАТЬ МАТРЁШКУ АКВАРЕЛЬНЫМИ КРАСКАМИ
(я разрисовываю …., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они…).
б) в будущем времени
РАЗРИСОВАТЬ АКВАРЕЛЬНЫМИ КРАСКАМИ ДВУХ ОДИНАКОВЫХ МАТРЁШЕК
(я разрисую.., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они..).
8. Закончи слова (по 4 слова)
ТРИ — ТРЕ — ТРЯ — ТРЮ —
9. Заучи чистоговорку
Три дерева, три тетерева,
На каждом дереве
По одному тетереву.

Занятие 10
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Проговори слова (2-3 раза)
трезвон трясогузка тринадцать
тревога трясина электрик
треска трясти трибуна
тренировка встряхнуть тритон
трещотка трезубец трикотаж
4. Образуй родственные слова
ТРЕНЕР —
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО —
5. Спряжение в настоящем времени
ТРЕНИРОВАТЬСЯ НА ТРЕНАЖЁРАХ
ТРЕНИРОВАТЬ ФИГУРИСТОВ
СМОТРЕТЬ ТРЕНИРОВКИ ФИГУРИСТОВ
(я.., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они..).
6. Посчитай от 1 до 10 и обратно — ТРЕНИРОВКА, ТРЕУГОЛЬНИК, ТРЕНАЖЁР.
7. Образуй слова — признаки к словам в скобках
ТРЕВОГА — ТРЕВОЖНЫЙ (СОН), …..(ОЖИДАНИЕ);
ТРЕСКА — ……(ИКРА), ……(СУП);
ТРЕНИРОВКА — ….(кОСТЮМ), ……(УПРАЖНЕНИЕ);
ЭЛЕКТРИК — ……(ОСВЕЩЕНИЕ), ……(ЛАМПОЧКА);
ТРИКОТАЖ — …….(БРЮКИ), ……..(СВИТЕР);
ТРЕУГОЛЬНИК — ……(КРЫША), ……….(СТЕКЛО).
Запомни пары слов.
8. Выучи чистоговорку. Проговори 5 раз.
Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.

Занятие 11
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Запомни и повтори слоги
стря-стрё-стрю-стри астрь-острь-устрь-ыстрь
стрё-стрю-стри-стря острь-устрь-ыстрь-астрь
стрю-стри-стря-стрё устрь-ыстрь-астрь-острь
стри-стря-стрё-стрю ыстрь-астрь-острь-устрь
4. Проговори слова (2-3 раза)
стряпать стрепет иллюстрировать
стряпуха стрелять ястреб
стряпня стрельба истребитель
встряска стрелок сестрица
встреча стрелка встретить
5. Посчитай от 1 до 10 и обратно — СТРЯПУХА, ИСТРЕБИТЕЛЬ, СЕСТРИЦА.
6. Послушай (прочитай) сказку А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Выучи отрывки и запомни слова со звуком Рь.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещёный мир
Приготовила бы пир».
«Кабы я была царица, -
Говорит её сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки — царя
Родила богатыря».
7. Спряжение
а) в настоящем времени
ИЛЛЮСТРИРОВАТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА пУШКИНА
(я.., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они..).
б) в будущем времени
ПРОИЛЛЮСТРИРОВАТЬ «СКАЗКУ О ЦАРЕ САЛТАНЕ»
(я.., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они..).

Занятие 12
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Произнеси слоги и слова
кря-кря-кря-крякать кре-кре-кре-крем кри-кри-кри-крик крю-крю-крю-крюк
кря-кря-кря-кряква кре-кре-кре-крепкий кри-кри-кри-криво крю-крю-крю-крючок
кря-кря-кря-крякушка кре-кре-кре-крепость кри-кри-кри-вкривь крю-крю-крю-крюшон
кря-кря-кря-кряхтеть кре-кре-кре-креветка кри-кри-кри-кринка кре-кре-кре-Кремель
кря-кря-кря-покряхтывать кре-кре-кре-крест кри-кри-кри-криница кре-кре-кре-крестьянин
4. Запомни и повтори
кря-крё-крю-кри
крё-крю-кри-кря
крю-кри-кря-крё
кри-кря-крё-крю
5. Посчитай от 1 до 10 и обратно — СКРЕПКА, СКРИПКА, КРЕСТЬЯНИН, КРЕСЛО.
6. Спряжение в настоящем времени
РЕСТАВРИРОВАТЬ ДРЕВНИЙ КРЕМЕЛЬ
УКРЕПЛЯТЬ КРЕПОСТНЫЕ СТЕНЫ ДРЕВНЕГО КРЕМЛЯ
(я.., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они..).
7. Игра «Назови ласково» — словообразование существительных с уменьшительно-ласкательным значением
кресло-креслице кристалл-
крест- крючок-
криница- крестник-
кринка- креветка-
8. Образуй родственные слова.
КРЕСТ-
СКРИПКА-
КРЮК-
КРИК-
КРИК-
КРЕПКИЙ-
9. Скажи правильно-игра «Путаница»
утки, болото, крякать, на — Утки крякают на болоте.
журавли, небо, крик, в, слышится —
кресло, старик, в, сидеть —
мама, обед, суп, креветки, на, с, приготовить —
Борис, чай, крекер, крепкий, пить, с —
Марина, пирожные, крем, с, печь —
крейсер, пристань, близко, к, подошёл —
Иринин, скрипка, крестник, на, играть, учиться —
Арина, Кремль, экскурсия, в, ходить, на —
озеро, утки, громко, в, крякать —
10. Выучи английскую песенку «Жил на свете человек» (в переложении К.И. Чуковского).
Жил на свете человек,
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.
А за скрюченной рекой
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные мышки.
И стояли у ворот
Скрюченные ёлки,
И гуляли у ворот
Скрюченные волки.
И была у них одна
Скрюченная кошка,
И мурлыкала она,
Сидя у окошка.
11. Образуй слова — признаки к данным в скобках словам
крюк-скрюченные (мышки)
крик-……….(грач)
крест-………(мать)
креп-……..(жакет)
крепость-……(стена)
укрепление-…..(район)
кристалл-……..(вещество)
крестьянин-…….(хозяйство).

Занятие 13
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Произнеси слоги и слова
гря-гря-гря-грязь гре-гре-гре-гребень грё-грё-грё-грёзы
гря-гря-гря-грядка гре-гре-гре-гребёнка гри-гир-гри-грибница
гря-гря-гря-грязный гре-гре-гре-гребешок гри-гри-гри-грим
гря-гря-гря-грязнуля гре-гре-гре-грек гри-гри-гри-грибница
гря-гря-гря-грязища гре-гре-гре-греметь гри-гри-гри-грим
гря-гря-гря-грядущий гре-гре-гре-грелка гри-гри-гри-грива
гря-гря-гря-грянет гре-гре-гре-грех гри-гри-гри-грипп
гря-гря-гря-грязелечение гре-гре-гре-гребля гри-гри-гри-гримёр
4. Запомни, повтори слоги:
гря-грё-грю-гри агрь-огрь-угрь-ыгрь
грё-грю-гри-гря огрь-угрь-ыгрь-агрь
грю-гри-гря-грё угрь-ыгрь-агрь-огрь
гри-гря-грё-грю ыгрь-агрь-огрь-угрь
5. Посчитай от 1 до 10 и обратно — ГРЕБЕНЬ, ГРЯЗНУЛЯ, ГРИБНИЦА.
6. Подбери родственные слова
ГРЯЗЬ —
ГРИБ —
ГРЕБЕНЬ —
7. Спряжение
а) в будущем времени
ПОДОГРЕТЬ ГРИБНОЙ СУП С ГРЕНКАМИ
(Я.., ТЫ.., ОН.., ОНА.., МЫ.., ВЫ.., ОНИ..).
б) в настоящем времени
ГРЕТЬ ГРИБНОЙ СУП С ГРЕНКАМИ
(я.., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они..).
8. Образуй слова-признаки к данным в скобках словам
ГРЯЗЬ-ГРЯЗНАЯ (ПОСУДА), ГРЯЗНЫЕ (РУКИ);
ГРИБ-….(СОУС), …(ПОРА);
ГРЕЧКА-…(КАША), …..(ПОЛЕ);
ГРИФЕЛЬ-….(ДОСКА), ….(КАРАНДАШ);
ГРЕК-….(ЯЗЫК), ….(КУЛЬТУРА).
9. Заучи чистоговорку, проговори 5 раз.
Ехал грек через реку,
Видит грек в реке рак,
Сунул грек руку в реку:
Рак за руку грека цап.

Занятие 14
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Произнеси слоги и слова
пря-пря-пря-прятки при-при-при-приз
пря-пря-пря-пряник при-при-при-призма
пря-пря-пря-прямо при-при-при-прибой
пря-пря-пря-прятать при-при-при-привет
пря-пря-пря-упрямый при-при-при-природа
пря-пря-пря-прясть при-при-при-приказ
пря-пря-пря-прялка при-при-при-приёмник
пря-пря-пря-пряжа при-при-при-пристань
пря-пря-пря-пряжка при-при-при-пример
пря-пря-пря-прядь при-при-при-привычка
пря-пря-пря-прямоугольник при-при-при-при-прибор
пря-пря-пря-упряжка при-при-при-каприз
пре-пре-пре-премия при-при-при-принц
пре-пре-пре-прежде пре-пре-пре-пресса
пре-пре-пре-предмет пре-пре-пре-предание
пре-пре-пре-предок пре-пре-пре-прелесть
4. Запомни и повтори слоги
пря-прё-прю-при апрь-опрь-упрь-ыпрь
прё-прю-при-пря опрь-упрь-ыпрь-апрь
прю-при-пря-прё упрь-ыпрь-апрь-опрь
при-пря-прё-прю ыпрь-апрь-опрь-упрь
5. Посчитай от 1 и 10 обратно — ПРИЁМНИК, ПРЯМОУГОЛЬНИК, ПРИНЦЕССА, ПРИСТАНЬ, ПРЕДСКАЗАНИЕ.
6. Спряжение в настоящем времени
ПРЕДСКАЗЫВАТЬ НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ДНИ
ПРЕДУПРЕЖДАТЬ О ПРИБЛИЖАЮЩЕЙСЯ БУРЕ
ПРЕДВИДЕТЬ КАПРИЗЫ ПРИРОДЫ
ЗАПРЯГАТЬ В УПРЯЖКУ РЫСАКОВ
(я.., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они..)
7. Образуй слова — действия и подбери к ним слова по смыслу, запомни пары слов:
ПРЯТКИ-ПРЯТАТЬ ИГРУШКУ
ПРЯХА-
ПРИКАЗ-
ПРИСТАНЬ-
КАПРИЗ-
УПРЯМЫЙ-
ПРЕДСКАЗАНИЕ-
ПРИВЕТ-
ПРИВЫЧКА-
ПРИЁМНИК-
8. Измени слова по образцу — образование сравнительной степени прилагательных.
ОДИН ОСЁЛ УПРЯМЫЙ — ВТОРОЙ ЕЩЁ УПРЯМЕЕ.
ОДНА ДОРОГА ПРЯМАЯ — ВТОРАЯ ЕЩЁ …..
ОДИН ВЗГЛЯД ПРИСТАЛЬНЫЙ — ДРУГОЙ ЕЩЁ …..
ОДИН РЕБЁНОК ПРЕЛЕСТНЫЙ — ДРУГОЙ ЕЩЁ …..
ОДИН ЦВЕТОК ПРЕКРАСНЫЙ — ДРУГОЙ ЕЩЁ …..
9. Подбери по 3 предмета к признакам:
УПРЯМЫЙ — БАРАН, …..
УПРЯМАЯ —
УПРЯМОЕ —
УПРЯМЫЕ-
ПРЕКРАСНЫЙ —
ПРЕКРАСНАЯ —
ПРЕКРАСНОЕ —
ПРЕКРАСНЫЕ —
10. Выучи чистоговорки и выдели слова со слогами ПРЯ — , ПРИ —
Упрямый Егорка
Дремлет на пригорке:
То не гром гремит —
То Егор храпит.
Подогрела чайка, чайник,
Пригласила десять чаек,
Прилетели все на чай.
Сколько чаек? Отвечай.

Занятие 15
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Произнеси слоги и слова
бря-бря-бря-бряк брю-брю-брю-брюки
бря-бря-бря-Брянск брю-брю-брю-брюква
бря-бря-бря-бряцание брю-брю-брю-брюнет
бря-бря-бря-брякнуть брю-брю-брю-брюзжать
бри-бри-бри-бриг бре-бре-бре-бред
бри-бри-бри-бригантина бре-бре-бре-бревно
бри-бри-бри-бригада бре-бре-бре-брезент
бри-бри-бри-бриджи бре-бре-бре-бремя
бри-бри-бри-брикет бре-бре-бре-брелок
бри-бри-бри-бритва бре-бре-бре-бренчать
бри-бри-бри-брить бре-бре-бре-брести
бри-бри-бри-бриллиант бре-бре-бре-брезгливый
бри-бри-бри-кабриолет бре-бре-бре-Брест
4. Запомни, повтори слоги
бря-брё-брю-бри абрь-обрь-убрь-ыбрь
брё-брю-бри-бря обрь-убрь-ыбрь-абрь
брю-бри-бря-брё убрь-ыбрь-абрь-обрь
бри-бря-брё-брю ыбрь-абрь-обрь-убрь
5. Посчитай от 1 до 10 и ообратно — БРЕВНО, БРИАНТИНА, АБРИКОС, КАБРИОЛЕТ.
6. Спряжение в будущем времени
ПРИОБРЕСТИ СКАЗКУ БРАТЬЕВ ГРИММ «БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ»
ЗАБРЕСТИ В ПРИБРЕЖНЫЕ ЗАРОСЛИ ТЕРНОВНИКА
(я.., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они..).
7. Образуй слова-признаки и подбери к ним пары слов по смыслу. Запомни пары слов.
АБРИКОС — АБРИКОСОВЫЕ ВАФЛИ
БРЕЗЕНТ —
БРЮКИ —
БРИЛЛИАНТ —
БРИТВА —
БРИГАДА —
БРЕСТ —
БРЕВНО —
8. Закончи ряд — подбери по 3 предмета в каждом ряду
абрикосовый мусс, ….,
абрикосовая запеканка, ….,
абрикосовое суфле, ….,
брезентовый шланг, ….,
брезентовая куртка, ….,
брезентовое полотно, ….,

Занятие 16
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Произнеси слоги и слова
дря-дря-дря-дрянь дре-дре-дре-дремать
дря-дря-дря-дряхлая дре-дре-дре-древний
дря-дря-дря-дряблый дре-дре-дре-адрес
дря-дря-дря-дрязги дре-дре-дре-Андрей
дря-дря-дря-кудрявый дре-дре-дре-древесина
дря-дря-дря-подряд дре-дре-дре-вдребезги
дря-дря-дря-дряхлеть дре-дре-дре-дребедень
дря-дря-дря-одряхлевший дре-дре-дре-дрель
дрю-дрю-дрю-дрючок дре-дре-дре-дренаж
дрю-дрю-дрю-Андрюша дрё-дрё-дрё-дрёма
4. Запомни и повтори слоги
дря-дрё-дрю-дри адрь-одрь-удрь-ыдрь
дрё-дрю-дри-дря одрь-удрь-ыдрь-адрь
дрю-дри-дря-дрё удрь-ыдрь-адрь-одрь
дри-дря-дрё-дрю ыдрь-адрь-одрь-удрь
5. Заучи чистоговорку, проговори 5 раз.
Как большой сидит Андрюшка
На ковре перед крыльцом.
У него в руках игрушка —
Погремушка с бубенцом.
(А. Барто)
Назови слова со звуком Рь из этой чистоговорки.
6. Посчитай от 1 до 10 и обратно — АДРЕС, КУДРЯШКА, ДРЕССИРОВЩИК.
7. Образуй родственные слова:
АДРЕС —
КУДРИ —
ДРЯХЛЫЙ —
ДРЕССИРОВАТЬ —
8. Спряжение в настоящем времени
ДРЕССИРОВАТЬ АФРИКАНСКИХ ЗВЕРЕЙ НА АРЕНЕ ЦИРКА
(я.., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они..).
9. Преобразуй слова по образцу
дряхлая старушка — другая ещё дряхлее;
дряхлый дом —
кудрявая берёзка —
кудрявый плющ —
древний костюм —
древняя рукопись —
дремучий лес —
дремучая чаща-

Автоматизация звука [Рь] в стечениях с согласными

Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет подборку для автоматизации звука [Рь]!

Статья будет разбита на части с учетом этапов автоматизации звука [Рь].

Материал для автоматизации сложного звука [Рь] будет полезен практикующим логопедам. Также этой подборкой могут воспользоваться родители, желающие помочь ребенку быстро и качественно ввести в речь звук [Рь].

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта

Звук [Рь] в слогах со стечением согласных звуков:

ТРЯ – ТРИ – ТРЕ – ТРЁ – ТРЮ

СТРЯ – СТРИ – СТРЕ – СТРЁ – СТРЮ

ДРЯ – ДРИ – ДРЕ – ДРЁ – ДРЮ

ЗДРЯ – ЗДРИ – ЗДРЕ – ЗДРЁ – ЗДРЮ

СРЯ – СРИ – СРЕ – СРЁ – СРЮ

КРЯ – КРИ – КРЁ – КРЕ – КРЮ

ЗРЯ – ЗРИ – ЗРЕ – ЗРЁ – ЗРЮ

ГРЯ – ГРИ – ГРЕ – ГРЁ – ГРЮ

ПРЯ – ПРИ – ПРЕ – ПРЁ – ПРЮ

ХРЯ – ХРИ – ХРЕ – ХРЁ – ХРЮ

БРЯ – БРИ – БРЕ – БРЁ – БРЮ

ФРЯ – ФРИ – ФРЕ – ФРЁ – ФРЮ

ВРЯ – ВРИ – ВРЕ – ВРЁ – ВРЮ

Звук [Рь] в словах со стечением согласных звуков:

* Тряска, тряпка, трясина, отряд, смотрят, три, триста, тринадцать, трибуна, патриот, внутри, трещина, трение, треск, тревога, требовать, третий, отрез, утренний, смотреть, трюфель, трюмо, трюк, матрёшка, потрёпанный; дряхлый, кудрявый, подряд, мудрёный, дремать, дремота, древний, дремучий, адрес, надрез, мудрец, Андрей, Андрюша, бодрит, кудри;

* Стряпать, стрела, стрелять, стрелка, стрекоза, стремянка, стрельба, стрельбище, выстрел, быстрее, острее, ястреб, встреча, встретить, кастрюля, стриж, стрижка; ноздря, ноздри, вздремнуть;

* Среда, средний, средство, срезать, срисовать; зря, зрячий, зрение, зрелый, зреет, зрелище, назрел, созрели, подозрение, изредка, зритель;

* Пряжка, прядка, прятки, прятать, прямо, пряник, упрямый, спрятать, приз, природа, приёмник, пристань, приказ, привет, привыкать, причёска, причина, приятель, прибаутка, припев, присказка, предмет, прежний, превосходный, предок, прежде, запрет; бряцать, обряд, бригантина, бригада, бритва, Британия, брить, абрикос, фабрика, брёвна, брюки, брюшко, бревно, брелок, обрезки, в сентябре, в октябре, ноябрь, декабрь;

* Вред, вредный, вредно, время, временно, повреждение, в рюкзаке; фреска, фрегат, Африка, африканец;

* Хрящ, хрящик, Хрюша, хрюкать, хребет, хрип, хризантема, охрип, вихрь; крякать, крик, криво, кривая, скрипка, скрип, скрипеть, крем, крепкий, крепко, кресло, крестьянин, крепость, крест, секрет, воскресенье, скрепка, крюк, крючок, скрюченный, крёстный, крёстная, перекрёсток; грязь, грязный, грядка, гриб, грива, грипп, Гриша, гребень, гренки, гречка, грелка, грек, гребцы, погреб, погремушка, грёзы, угрюмый.

Слоги и слова, насыщенные звуком [Рь]:

* РИРЬ – РЕРЬ – РЯРЬ – РЁРЬ – РЮРЬ

* Примерять, предприятие, предгорье, перерезать, переговорить, ребристый, перекрёсток, перетрясти, перекричать, прибрежный, секретарь, перегреть, перемерить, прикрепить, примерить, притворяться, перестрелка, перекрестить, пригреть, присмотреть, пригореть, перегореть, пририсовать, перерисовать, перетряска.

Повтори словосочетания и предложения:

* Корявое бревно, грецкий орех, Брестская крепость, вредная привычка, капризный ребёнок, утренняя зарядка, коварный грипп, крепкая верёвка, крепко прижать, среди зрителей, дремать в кресле, кудрявый парень, древесный вредитель, грязный поросёнок, средний ряд, кривое дерево, неприступная крепость, сильная тряска, горячая грелка, звонкая погремушка, древний обряд, речная пристань.

* Арина приводит комнату в порядок. Старик дремлет под деревом. Отряд перешёл речку по бревну. Моряк спускается в трюм. Превосходная привычка - делать зарядку!

Утренняя зарядка сберегает здоровье. Сергей и Борис смотрели книгу о богатырях. На берегу реки деревянная пристань. В ведре варятся подберёзовики. Ребята бегут по бревну. Римма и Игорь рисуют старинную крепость. Серёжа принёс маме сирень. Встреча назначена на четыре. Борец принёс на арену гирю и бревно. Корягу прибило к берегу. У реки кудрявые берёзы. У Андрея фонарик. Эта дверь скрипит. У Серёжи в ведре много грибов.

Повтори чистоговорки. Чётко произноси звук [Рь]:

Вре – вре – вре - сидят дети на ковре.

Бре – бре – бре - прокати – ка на бобре!

Повтори скороговорки (сначала медленно, затем – в быстром темпе):

У стряпухи Дарьи весь день аварии.

Арина грибы мариновала.

У четырёх черепах четыре черепашонка.

Перепел перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

Мандаринки у Иринки, у Иринки мандаринки.

Серёжки на берёзке, на берёзке серёжки.

Корюшка в морюшке, в морюшке корюшка.

Принцесса в карете, в карете принцесса.

Фонари на двери, на двери фонари.

Тетерев на дереве, на дереве тетерев.

Солил Терентий грибочки сразу тридцать три бочки,

Съел Терентий грибочки сразу все тридцать три бочки.