Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

4 этапа развития. Четыре этапа развития человека. Как детское мышление связано с речью

Человек на протяжении жизни получает опыт, проходит свой путь, заложенный душой. Но не каждый из людей выбирает для себя духовное развитие.

Эта статья о 4 этапах развития, которые в принципе, не имеют отношения у духовному росту. Это путь человека. Большинство останавливаются на втором этапе, а кто-то идет дальше.

Понимание этого процесса поможет вам посмотреть на себя со стороны и осознать, в какой точке пути вы сейчас находитесь.

Этап 1. Появление проблемы

К сожалению, люди чаще всего учатся не на положительном опыте, а на отрицательном. И точкой роста выступает психологическая, иногда и физическая, травма, серьезная проблема, мимо которой не пройти.

Шаг к СЕБЕ. Вызов каждый день

Не знаете, как научиться Любить Себя?

Получите 14 упражнений, которые помогут вам принять себя и вашу жизнь во всей ее полноте!

Нажимая кнопку «Мгновенный доступ», вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и соглашаетесь с

Возникновение проблемы — это первый этап развития человека.

Это может быть сильная обида, предательство, разочарование, даже физическое насилие. Иногда таких травмирующих событий может быть несколько, где последняя из них окажется той самой точкой, где начнется развитие.

Этап 2. Попытка исцеления травмы

На втором этапе человек пытается исцелить эту травму , но исцелить не в прямом смысле.

Если говорить о людях 3D, обывателях, тех, кто нас окружает, в чем заключается эта попытка. Они в других людях видят такую же проблему, как у них.

И чтобы почувствовать себя лучше, пытаются помочь другим исцелить это.

Ключевой момент заключается в том, что это попытка исцеления травмы. Здесь нет настоящего исцеления, когда свободно двигаешься дальше.

И делается это с помощью того, что другим людям оказывается помощь высветить, продемонстрировать свою собственную травму.

На этом этапе пытаться просветить людей, показать им что-то — совершенно невозможно. Именно поэтому нам так сложно бывает с близкими и друзьями.

Почему говорят: «без запроса не лезьте», потому что люди эту травму не видят, не осознают. Где-то в глубине души они понимают, что она есть. И таким вот искаженным образом пытаются ее трансформировать. Совершенно не понимая сути.

Вы узнаете, почему доброе дело приводит к печальным последствиям, почему, помогая другим, вы портите свою жизнь.

Наверняка вы встречали таких людей? А может, сами такие. Когда вы не понимаете, что это ваша проблема.

Но вы видите ее в окружающих людях и даете советы, что нужно сделать, куда сходить, какую практику, методику применить. Потому что раненая часть вас взывает.

Вы ее не слышите на этом этапе, и вы предлагаете другим людям решение именно этой проблемы.

Кстати, многие тренера работают на этом уровне. У самих внутри есть глубокая проблема, и они с помощью других людей не исцеляют ее, а помогают себе почувствовать себя комфортнее.

И здесь работает Закон Притяжения. Я притягиваю к себе таких людей, которые демонстрируют мне мой теневой аспект, мою внутреннюю травму.

Если вы работаете с людьми на этом этапе, не стоит лезть к ним в душу, пытаться их разубедить в чем-то. Потому так вы спровоцируете агрессию против себя.

И ваши советы обернутся против вас. Только потому, что изначально сам подход неверный. Вы не видите, не осознаете эту проблему. Вы пытаетесь ее решить, точнее, облегчить с помощью других людей.

Этап 3. Погружение внутрь себя

Следующий этап — человек начинает возвращаться к себе .

Его фокус с внешнего, внешних проблем, других людей переходит внутрь себя.

Иногда переход на этот этап сопровождается какой-то трагедией: кто-то попадает на больничную койку, кто-то остается без работы, без любимого человека.

У некоторых этот момент возвращения к себе наступает без катастрофических сопутствующих ситуаций.

И тут возникают вопросы: «Кто я?», «Куда иду?», «Зачем?». Вы еще не знаете, что делать, но понимаете, что нужно ответ искать не во внешнем мире, а
внутри себя.

Это ключевой момент, с которого в принципе начинается духовное пробуждение . Пока человек не дошел до этого момента, пытаться кого-то «обратить в свою веру», раскрыть глаза — бесполезно. Потому что в ответ будет только агрессия.

И когда человек уже начал возвращаться к себе, заглядывать внутрь себя, он понимает, что внешний мир — отражение внутреннего .

Если внешний мир отражает, то, скорее всего, внутри меня есть что-то, на что стоит обратить внимание. Я еще не понимаю, что, но я знаю, что-то там есть. И я открываюсь любой возможности изменить свою жизнь, что-то в ней трансформировать.

В этой статье вы найдете техники для расширения сознания , которые вы сможете ввести в свою ежедневную практику.

Этап 4. Духовное пробуждение

И так человек переходит на следующий этап — духовное пробуждение. Потому что в этот момент появляется открытость.

Желание открыто посмотреть и не исправить что-то, отфиксить в себе, нет. А именно – раскрыться, по-новому взглянуть и расшириться. Расшириться за пределы травмы. Расшириться за пределы проблемы. Выйти на нечто более глобальное.

Этот этап с точностью повторяет второй, когда вы пытаетесь исцелить. Но в данном случае вы пытаетесь исцелить не за счет внешнего мира.

А совершаете прямые шаги, которые ведут вас к настоящему исцелению . Когда вы выкорчевываете проблему, убираете корешки, исцеляете эту часть вас, и двигаетесь дальше.

Что означает смирение с духовной точки зрения.

Набрались смелости, либо их к этому подтолкнули, заглянуть внутрь себя. И это понимание снимает многие конфликты в семье: с родными, родителями, детьми.

Потому что когда держишь в голове эту классификацию, есть осознание того, как это происходит.

Каждый из нас развивается в своем ритме, осознанно или неосознанно – закон эволюции. Кто-то застревает на первом этапе, кто-то с самого детства уже переходит на второй или третий…

Этап №1 – потреблять, наслаждаться

В широком смысле – использовать мир для удовлетворения всех своих желаний. И делать это единственной целью существования.

Мечты:

  • купить новую дорогую машину,
  • отправиться в тур по системе «все включено» на тропический остров,
  • купить коттедж загородом и т.д.
  • ходить после работы по ресторанам, кинотеатрам и бутикам

Желания: быть круче других, модно одеваться, посещать дорогие рестораны, развлекаться, получать удовольствие.

Действия: работа и построение карьеры только ради денег или исполнение желаний за счет других.

Проблемы: скука, вплоть до депрессии, ощущение «бега по кругу», пустоты жизни и нереализованности, поиск все новых и новых удовольствий, более сильной «дозы» наслаждений.

Как пройти этап? Дозировать удовольствия. Осознать, что кроме потребления существуют другие, более благородные цели в жизни. Что именно они принесут настоящую радость, подарят ощущение наполненности и счастья.

Этап №2 – искать, думать

В какой-то момент человек понимает, что в погоне за своими потребительскими желаниями так и не нашел счастья. И начинает искать смысл в чем-то другом.

Мечты:

  • найти дело своей жизни,
  • самореализоваться,
  • понять, кто я и в чем смысл.

Желания: обрести понимание, зачем родился и какую пользу можешь принести миру, найти свою личную формулу счастья.

Действия: уехать в путешествие (но не за удовольствиями, как на прошлом этапе, а в поисках себя настоящего), изучать разные философии и религии, читать книги, медитировать, заниматься спортом, пробовать себя в новых делах.

Проблемы: фанатизм, чрезмерное восхищение какой-либо теорией, слепое следование по чужому пути, невозможность услышать свой собственный внутренний голос, хаотичное метание от одного «смысла» к другому.

Как пройти этап? Слушать свое сердце и интуицию. Изучать чужие теории, философии и открытия, но помнить, что у каждого – свой собственный путь. Важно найти его, а не скопировать чей-то чужой. Не бросаться от одного к другому. Последовательно изучать окружающий мир и прислушиваться к своим ощущениям.

Этап №3 – отдавать, делиться

Наконец человек находит: любимое дело, работу или хобби, способ быть счастливым, гармонию с миром и взаимопонимание с самим собой.

Мечты:

Желания: видеть людей вокруг себя тоже радостными и счастливыми, сделать мир прекраснее.

Проблемы: излишняя категоричность, попытка навязать свой образ жизни и мыслей другим, непонимание со стороны близких, непонимание, в каком направлении развиваться дальше.

Как пройти этап? Не загордиться собой, не думать, что уже достигли вершины развития, не указывать другим, как жить, а мягко и незаметно вдохновлять на движение вперед и новые свершения.

Этап №4 – создавать, творить

Осознание, что высшая радость жизни – в созидании. А созидание должно основываться на личном опыте и открытиях, которые мы получили на втором и третьем этапах.

Мечты:

  • написать книгу,
  • нарисовать картину,
  • построить дом,
  • записать музыкальный альбом,
  • создать бизнес, полезный для людей (развивающие/творческие курсы, спортивная секция, детский сад, медицинский центр и т.д.)

Желания: создать нечто, что поможет другим людям, что подарит им нечто хорошее: вдохновение, мотивацию, знания, красоту, здоровье, комфорт, радостное настроение и т.д.

Действия: выбор конкретной цели и работа над ней до создания желаемого результата.

Проблемы: неуверенность в себе, отговорки, компромиссы, затягивание, разочарование при первых трудностях, неумение довести начатое до конца, возвращение ко второму этапу и поиск новых целей.

Как пройти этап? Не останавливаться, не сомневаться в выбранном пути, не ждать вдохновения и удобного случая, идти до конца, верить в себя и мечту, действовать, действовать, действовать.

На протяжении всей истории человечества, люди беспрестанно познавали и открывали для себя окружающий мир. Всё глубже и глубже проникала мысль человека в основы мироздания. Познать сущность всего, – вот какая цель стояла и стоит перед наукой, в том числе и перед естествознанием. Субъект делал попытки познать объект ещё с незапамятных времён.

Существует определённая классификация этих попыток (по Марксу и Энгельсу), которая делит историю развития естествознания на три этапа. Первый этап – Древнегреческая натурфилософия, которая подразумевала под собой общее созерцание природы, обобщающая все наблюдения, зачастую терявшая частности и отдельные детали. Второй этап – обратный первому, где частности и детали занимают первичную позицию для наблюдающего. При этом дань отдаётся кропотливому анализу (анатомические исследования, поиски причин и следствий и т.д.). При этом для наблюдателя (уже учёного) теряется та нить, которая связывает всё во вселенной в одно целое. Третий этап заключается в синтезе всех накопленных человеком знаний. Воссоздаётся общая картина о природе и мире. Первый два этапа (синтез и анализ) связываются вместе.

История развития естествознания тесно переплетается с общей историей человечества. Каждый период технического скачка соответствует новому продвижению в естествознании. Систематическое изучение окружающего мира сложилось ко второй половине XV века. До этого момента все попытки изучать природу и мир носили лишь в подготовительный характер. Следующие периоды отвечают за развитие естествознания.

Первый период – натурфилософия. Относится к древнему миру. Всё естествознание было связано единой нитью философии. Дифференциация наук не наблюдается, но намечается только лишь к концу этой эпохи. Медицинские, анатомические и физические исследования только зарождались. Особняком стояли самостоятельные отрасли: астрономия и математика. Позднее к ним присоединиться химия (алхимия).

Второй период накладывается на эпоху Средневековья. На территории Западной Европы все науки находятся под гнётом теологии, которая превращает их в магию, астрологию и кабалистику. Яркого развития техники и, следовательно, естествознания не наблюдается. Тем не менее, идёт накопление знаний, что приводит к третьему периоду.

В третьем периоде как раз и зарождается естествознание. Его относят к эпохе Возрождения. Датировка: вторая половина XV века – конец XVIII века. Эта эпоха носит название метафизической эпохи. Развитие естествознания принимает революционный характер. Миру открываются такие имена как Г. Галилей и И.Ньютон, с которыми связано соответственно становление и завершение истории развития механического естествознания. Естествознание напрямую связано с ростом и развитием производства (появление новых ремёсел и мануфактур), мореплавания (небесная механика) и военного дела (баллистика). Конец эпохи ознаменован пересмотром механического естествознания. Ряд ярких открытий таких учёных, как Ломоносов, Кант, Лейбниц отбрасывает необходимость в метафизике и метафизическом взгляде на жизнь.

Четвёртый период носит название «стихийно-диалектического» естествознания. Начало XVIII века проходит под промышленным переворотом (паровой двигатель). Следовательно, появляются новые виды крупной техники. Механика отступает, освобождая место для физики и химии. Эти науки начинают работать над идеями возникновения и использования энергии с теми или иными веществами. В биологии зарождается эволюционистская теория развития жизни (Ж. Ламарк). Такие новые открытия, как дарвинизм, клеточная теория и учение о превращения энергии, ставят крест на метафизике. Диалектика природы предстаёт во всей своей красе после открытий А.М. Бутлерова в химии, периодической системы Менделеева, основ научной физиологии И.М. Сеченова, электромагнитной теории света Дж.К. Максвелла.

Пятый, «революционный» период относится к наступлению XX столетия. Следует ряд важнейших открытий человечества: коротковолновое электромагнитное излучение радиоактивность, электрон, световое давление, идея кванта, теория относительности, радиоактивный распад, радио, генетика, модель атома. Развивается, прежде всего, физика, раскрывающая интересные перспективы атомной энергетики. Физика оказывает огромное влияние на остальные науки. Благодаря ней, зарождаются науки о космосе. Больше внимания уделяется электричеству – создаётся динамо-машина. Химия преподносит двигатель внутреннего сгорания. Происходит окончательное крушение метафизических представлений. Закрепляется Диалектический материализм. В 20-х годах XX века наступает вторая волна революции в естествознании (создание квантовой механики и теории относительности). Привычная картина мира уступает новым воззрениям учёных.

Окончательным периодом в развитии естествознания на сегодняшний день считается открытие атомной энергии (деление ядра). Зарождается кибернетика. Появляются первые ЭВМ.В естествознании начинают конкурировать такие науки как биология, химия и кибернетики. Всё это приводит к научно-технической революции. Впоследствии, значение закрепляется за фундаментальными науками, без которых невозможно развитие техники.

Таким образом, в общей картине о развитии естествознания наблюдаются первичные подготовительные этапы и этапы развития уже сформировавшегося естествознания. После чего наступает революционный этап научно-технического прогресса, который длится в настоящий момент.

Экология жизни. Психология: Это печально, но развод давно стал нормой. Чуть какие-то сложности, недопонимания и обиды: «Всё! До свидания!»...

Это печально, но развод давно стал нормой

Жизнь в семье делится на две большие области: детско-родительская и супружеская. Существует популярное мнение, что дети - это на всю жизнь, а мужа/жену можно и поменять. Отчасти это действительно так, супруга мы выбираем. Дети рождаются у папы и мамы. Тем не менее, дети вырастают и уходят в свою жизнь, а супруг остается, и с ним приходится как-то жить.

Это печально, но развод давно стал нормой. Чуть какие-то сложности, недопонимания и обиды: «Всё! До свидания!». Мне кажется, если бы многие пары прежде, чем решиться на развод, обратились к психологу, то расставание можно было предотвратить.

В отношениях кроме приятных бонусов оба неизбежно сталкиваются с трудностями. По той причине, что каждая пара проходит обязательные стадии развития отношений.

Обычно супруги самостоятельно справляются с конфликтами и двигаются дальше. Бывает, что застревают на определенном этапе. Личная и семейная терапия помогает преодолеть этот барьер.

Итак, стадии развития отношений в паре. Мои личные наблюдения и краткое изложение книги Пирсона Питера, Бэйдер Эллин «В поисках мифической пары. Эволюционный подход к диагностике и психотерапии пар».

Нулевая стадия. Начало. Поиск и выбор партнера

Формально пары еще нет, но просыпается желание: «Хочу влюбиться», «Пора замуж». Способ для знакомства может быть любой. Все зависит от цели. Вызывают интерес и притяжение те, кто соответствует нашим явным или скрытым ожиданиям. Хорошо бы заранее выяснить: Для чего нужны отношения? Какой нужен партнер?

В момент обоюдного выбора: «Это Он! Это Она!» рождается пара.

Трудности: есть желание отношений, но подходящих кандидатур не видно на горизонте. Возможно, прежние отношения не завершены или есть чувства к тому, кто сейчас не доступен. Формула «клин клином вышибают» в отношениях лишь накапливает разочарования. Вполне естественно сначала отгоревать свою потерю.

Первая стадия. Слияние. Создание крепкого фундамента отношений

Мы как единое целое. Период романтической влюбленности. Мощное движение навстречу позволяет идти на сближение. Два незнакомых человека ощущают сильное эмоциональное родство. Совпадения, схожесть партнеров лелеется, а вот различия, наоборот, игнорируются. «Как ты, так и я». Тесная связь помогает создать прочные отношения. Воспоминания о том, как начинались отношения, спасают пару от разрыва в трудные времена.

Вместе сложно, но и без тебя не могу. Конфликтные, эмоциональные отношения, которые в сериалах преподносят как эталон большой и страстной любви, на практике являются зависимыми и враждебными. Регулярно кипят бурные страсти. Спокойные и доверительные отношения для такой пары кажутся пресными. Поведение обоих по-детски эгоистичное. «Я тебя люблю, и теперь ты мне должен». Партнеры манипулируют, обижаются, угрожают расставанием, стремясь получить внимание любой ценой. При этом все равно остаются вместе.

В норме стадия слияния длится до года. За это время пара достаточно напитывается взаимными чувствами, зарождается чувство глубокой привязанности.

Ожидание, что влюбленность и страсть должна длиться вечно, приводит:

Либо к сглаживанию конфликтов, за счет уменьшения различий, замалчивания важных потребностей из страха остаться в одиночестве;

Либо к смене партнера, если накал чувств угасает.

Вторая стадия. Дифференциация. Столкновение с реальностью

Не предавай меня. Один уже начал замечать различия, от чего испытывает разочарование. Второй чувствует настроение супруга, цепляется за иллюзии первой влюбленности, боится потерять любимого человека. Оба испытывают много напряжения и боли.

Эта стадия необходима, она учит замечать живого человека. Приходится признать, что он все-таки другой. Нужно много терпения к партнеру, который «застрял» в слиянии. Помочь ему освободиться от иллюзии, поощряя различия. Для того, чтобы уменьшить зависимость и тревогу выделяйте определенное время для воспоминаний истории знакомства, почему выбрали друг друга, что ожидаете от отношений.

Я изменюсь, если изменишься ты. Непростой период в отношениях начинается, когда оба заметили различия в желаниях. Высокий риск все разрушить и начать опять с нуля. Накопилось недовольство и раздражение. Конфликты вспыхивают постоянно. Для пары не столь важен предмет спора, сколько сама возможность отстаивать свое мнение. С трудом идут на уступки, потому что воспринимают их как сдачу позиций.

На этой стадии важно понять чего хочу я, чего хочет партнер. Что мы можем сделать, чтобы нам обоим было хорошо. Вспоминать, что помогало договариваться раньше. Обсуждать планы на будущее. Направлять внимание на то, каких целей хотим достичь мы вместе как пара и по отдельности. Освоение уроков этой стадии ведет к реализации вне семьи и формированию крепкой привязанности.

Третья стадия. Обучение. Творческое самовыражение

Не оставляй меня/ Оставь меня в покое. Один из супругов все еще остается в слиянии. Он чувствует, что любимый человек его бросает, теряет к нему интерес. С трудом переносит разлуку, ждет от партнера постоянного присутствия, пытается удержать рядом. Второй уже перешел на стадию обучения. На первое место выступает самореализация, развитие собственной личности. Большая часть его интересов вне семьи. Он чувствует, что его сковывают, душат и с раздражением отстаивает свободу поступать так, как хочет.

Попробуйте вспомнить подростковый возраст и найти параллели в том, как удалось уйти из родительской семьи и что происходит сейчас. Цели и интересы у супругов могут быть разные. Необходимо помочь партнеру в слиянии найти занятия для себя, а обучающемуся партнеру признать важность времени, проведенного вместе.

Важные задачи на этом этапе:

Договориться, в какой области есть полная свобода действий;

Выбрать время для общения друг с другом.

Хочу быть самим собой. Супруги заняты каждый своим делом, а семейные отношения кажутся второстепенными. Эмоции и привязанность воспринимается как угроза развитию. Каждый отстаивает свою точку зрения, перестает слышать доводы второй стороны. Они точно знают, чего хотят добиться. Но обычно они находятся на разных полюсах. В таких условиях совместить желания как будто невозможно.

Чтобы облегчит отношения, необходимо выстраивать приоритеты желаний, научиться идти навстречу друг другу. Искать баланс между личным развитием и отношениями в паре. Активное накопление знаний, умений и возможностей. Выходом может быть создание совместных проектов, где каждый сможет вносить свой вклад.

Четвертая стадия. Привязанность. Эмоциональная близость

Шаг вперед, шаг назад. Все сильнее видны различия между «Я» и «Мы», при этом укрепляется взаимная привязанность. Но вначале отношения балансируют на грани выбора себя или партнера. Хочется быть ближе, но из уважения к желаниям партнера отпускаю его. Хочется самостоятельности, но жертвую своей свободой, иду на компромисс в желаниях и просьбах супруга.

На этой стадии все чаще царят спокойствие и уважение. Пара продолжает осваивать способы договариваться, планировать свою совместную жизнь так, чтобы учитывать интересы друг друга.

Привязанность к дому. Закономерный итог любых зрелых отношений. Стадия, в которой семейная жизнь переживается как уютная и комфортная. Супруги хорошо понимают себя и друг друга. Если случаются трудности, то они связаны с внешними событиями: болезнь, увольнение. Чувство удовлетворения и наполненности рождает потребность отдавать излишек в мир.

Эти четыре стадии жизни пары растягиваются на годы. Сложно вместить все в одной статье, но она может быть отличным ориентиром для диагностики и сохранения отношений.

Можно условно поделить на социальные (первые три этапа), и следующие за ними – духовные этапы развития. У этого рубежа между социальным и духовным есть одна характерная черта. Большинство людей страдают, когда им приходится делать что-либо для других, и получают удовольствие, когда другие стараются ради них – это типичный бытовой эгоизм. На социальных этапах развития происходит кристаллизация и развитие эго, поэтому основной потребностью личности здесь является самоутверждение. Человек живет для себя, постоянно напрягается, принижает других, раздражается, беспокоится, жадничает – живет так, словно ему постоянно чего-то не хватает. За этой чертой происходит настоящий переворот мировоззрения, ломка эго и последующее облегчение. Человек, как говорил Дон Хуан, идет по жизни, «слегка ко всему прикасаясь». В этой части статьи описаны последующие три этапа развития: блаженный, мудрец и просветленный.

Четвертый этап развития личности

Это – этап блаженного. Человек на этом этапе отпускает хватку за эго и . Я бы назвал этот этап истинным взрослением, потому что теперь человек способен по-настоящему заботиться о других, словно он сам, наконец, перестал быть ребенком, вечно нуждающимся в покровителях. Человек с первых трех этапов в этом не заинтересован. Даже чтение этих строк у него может вызвать уныние. И, напротив, заинтересованность в этой теме, говорит о том, что человек как бы готов, он уже – у моста от социального к духовному. Сам переход может быть длительным, и если не предпринимать сознательных шагов, проявляя , путь до четвертого этапа занимает десятилетия, и может так и не произойти.

В чем смысл и радость того, чтобы жить ради других? Что подразумевается под развитием на этом уровне в сравнении с третьим этапом? Чтобы это понять, можно задать себе иной вопрос. В чем смысл и радость того, чтобы жить для себя? Бывают ли по-настоящему счастливы люди на первых этапах развития? Если немного утрировать, то человек, живущий для себя, желает подчинить мир своей личности. Будет ли он счастлив, если его желания исполнятся? Он будет бесконечно одинок. Чтобы общаться по душам с близкими людьми, необходимо уметь раскрываться. Когда душу обжигает огонь жадности, быть собой – болезненно и страшно. Прежде чем вылиться из сосуда души, лава властолюбия обжигает тело своим холодным огнем.

На четвертом этапе развития восприятие обретает новую глубину, и человек становится еще более чутким и внимательным к происходящему. Он видит, что мудрость не знает эгоизма, и постоянного стягивания одеяла на свою сторону. В своей дальновидности он знает, что ненависть, ложь, жадность и корысть не приводят к счастью. Если речь идет об исполнении желаний, это дает лишь краткий миг удовлетворенности, затем бесконечная гонка за иллюзорным будущим продолжается.

На четвертом этапе развития человек чувствует страхи и ложные стимулы других людей (с первого по третий этап), но возвеличенного осуждения в нем это не вызывает. Скорей наоборот, он сострадает тем, кто пребывает в невежестве. Если проанализировать, большинство людей на первых этапах развития тратят большую часть времени и денег впустую, или даже во вред себе. Хорошо отработанный третий этап развития дает человеку силу социального уровня. На четвертом этапе человек обретает определенного рода мудрость в том, как этой силой распоряжаться.

Достаточно подробно об этом этапе развития я говорил в статье « ». Приведу несколько цитат оттуда: «Святой счастлив, потому что он не зациклен на беспокойствах о себе. Он любит жизнь, не тратит времени на бесконечные обдумывания и рефлексию, которая затрачивает 90% энергии обывателя. Можно сказать, что смысл его жизни – в созидании, в действии, которое оборачивается благом для тех, кто рядом. Невозможно избежать страданий и пустоты, когда эго отстаивает свои позиции, и не происходит никакой самоотдачи».

Пятый этап развития

Это – этап мудреца. Переход с третьего этапа на четвертый – один из самых сложных, как в плане переживаний, так, зачастую и в плане событий. Поэтому в наше время встречаются люди с хорошими наработками последних этапов, при этом раздувающие чувство собственной важности до предела. В идеале этапы развития прорабатываются один за другим.

Если на третьем этапе человек учился управлять событиями на социальном уровне, то на пятом, он обучается управлять собственным сознанием, что приводит к определенного рода контролю событий на уровне метафизическом.

Если человек хорошо проработал четвертый этап, на пятом его мудрость обретает еще большую глубину. Почему возникают войны? Почему существуют болезни? Почему люди страдают? Именно на пятом этапе развития мудрость достигает границы, когда вмещает в себя глубинное понимание этих вещей. Сущность происходящей жизни не ограничивается рамками типичного взгляда на то, что является справедливым, а что нет. Мудрец осознает причину и следствие. Каждое явление происходит не случайно, а является драгоценным уроком, который вносит в пазл жизни новый элемент, дополняющий восприятие целостной картины мира.

Видение скрытых процессов на пятом уровне развития личности происходит с глубинных ракурсов. Все механизмы жизни начинают вскрываться на этом уровне. Если переход с третьего этапа развития на четвертый характеризовался преодолением чувства собственной важности, прохождением через стыд, вину и перелом в чувствах, на пятом уровне человек проходит через разочарование в мирских идеалах.

Если четвертый уровень не был отработан, и человек не научился любить, происходящее на пятом этапе развития вызывает ощущение обреченности. Однако сейчас сила различения, чуткость и дальновидность находятся на чрезвычайно высоком уровне. Поэтому за разоблачением мирских иллюзий, следует разоблачение иллюзий духовных. Разочарование, обреченность, бессмысленность – такие же иллюзии, как и все остальное.

На этом этапе человек ясно осознает мудрость эволюционных уроков, через которые ему суждено проходить. Похоть, раздражение, жадность, зависть, чувство вины, обреченность и др. переживания даются, чтобы стать сильней. Они стимулируют сознание, заставляют его расширяться, чтобы человек не растворялся в грубых иллюзиях. Тяжелые переживания побуждают на подсознательном уровне развивать силу восприятия и различения, чтобы благодаря этим сильным качествам зрелого сознания обрести способность переваривать, и растворять негативные переживания. Если же предыдущие этапы развития были хорошо проработаны, на пятом этапе развития человек способен обретать тончайший баланс во всех явлениях, в каждый момент жизни. На этом уровне человек реагирует на жизнь сообразно ситуации. Он уравновешивает то, что происходит здесь и сейчас на очень тонком уровне.

Шестой этап развития

Это – просветленный человек. При переходе на этот этап переживается познавательный шок. Сказать, что при этом человек удивлен, или даже изумлен – ничего не сказать. – это разоблачение неведения и приход к истине. На уровне событий человек может жить совершенно обычной жизнью, не выделяясь в толпе, или в разговоре, но в душе у него все – совершенно иначе. Если переход с третьего этапа развития на четвертый был революцией в чувствах, переход на шестой этап характеризуется революцией сознания.

На этом этапе восприятие достигает пика, и человек видит все как есть. Он видит, что жизнь существует прямо сейчас. Он осознает прошлое и будущее как иллюзии в уме. Он видит, что все так называемые события – это просто мысли, в которых обыватель спит. На этом этапе личность переживает тотальный катарсис, восприятие замыкается на себе и происходит глубинное самоосознание. Личность начинает восприниматься как объект чем-то еще более глубинным, воспринимающим личность со стороны, стоящим поверх человеческой жизни. Личность ощущается в истинном свете – пучки преходящей ментальной энергии, которая центрировалась, сплеталась в области головы, горла и области сердца. На этом этапе развития все, что человек знал о жизни воспринимается, как иллюзия. Мир человека – это мысль о мысли.

Основные характерные черты этого этапа развития – прекращение страданий, облегчение и отсутствие каких-либо личностных желаний. Другая характерная черта – осознание жизни как совершенно спонтанного явления. Просветленный человек осознает самого себя, как ощущение бытия, присутствия, единственным качеством которого является созерцание, восприятие. Зритель не вмешивается в процесс. Жизнь происходит спонтанно, сама собою в силу своей внутренней энергии. .

Просветление – это осознание того, что есть здесь и сейчас. В этом осознании сам человек воспринимается, как одно из многих явлений, спонтанно возникающих в присутствии бытия. Понять, что это такое человеку с более ранних этапов развития невозможно. При ознакомлении с этим как с теорией, могут возникнуть оценки. Однако, все это – не более чем мысли, которые одно и то же явление в разное время оценивают по-разному.

Если человек с другого этапа развития переживет свободу спонтанного бытия свойственную просветленному, он поймет, ради чего живет.

В разное время мы иногда перескакиваем на продвинутые уровни и все понимаем, затем спускаемся и это понимание теряем. Так происходит в силу неотработанных программ с предыдущих этапов развития. Сам процесс развития является центральным, самым важным аспектом человеческой жизни. Поэтому переход с одного этапа на другой – «событие» величайшей важности, событие, с которым не сравнятся никакие материальные блага.