Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Презентация на тему возрастная педагогическая социальная психологии. Возрастная психология. Этапы психологического исследования

Оживление (от рождения до 12 месяцев) - общность с родным взрослым. Ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность. Одушевление (11 месяцев - 6,5 лет) - общность с близким взрослым. Ребенок впервые открывает для себя свою собственную самость (знаменитое «Я сам!»), осознает себя субъектом собственных хотений и умений. Персонализация (5,5- 18 лет). Партнером растущего человека становится общественный взрослый в таких культурных позициях, как учитель, мастер, наставник и др. Человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми. Индивидуализация (17-42 года). Партнером человека становится (в пределе) человечество, с которым он вступает в деятельностные отношения, опосредствованные системой общественных ценностей и идеалов. Суть данной ступени развития субъекта - индивидуализация общественных ценностей по мерке личностной позиции человека. Человек становится ответственным за собственную самость. V. Универсализация (39 лет и старше) - выход за пределы сколь угодно развитой индивидуальности и одновременно вход в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей как в «свое другое».

к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Слайд 2

Предмет, задачи психологии развития

Возрастная психология – отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики. Объект изучения – развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Предмет изучения – возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

Слайд 3

Великие о возрасте

Молодые люди мечтают. Старики вспоминают (Луи Арагон, фр. писатель) Каждый в юности считает, что мир, собственно, начался с него и все только для него существует (И.В. Гёте) Мне за тридцать, и я уже обледенел на треть (Мэтью Арнольд, англ. поэт, педагог, критик)

Слайд 4

Великие о жизни

Приход наш и уход загадочны, - их цели все мудрецы Земли осмыслить не сумели. Где круга этого начало, где конец, откуда мы пришли, куда уйдем отселе? Омар Хайям

Слайд 5

Структура (разделы) возрастной психологии

Психология младенца Психология раннего возраста Дошкольная психология Психология младшего школьника Психология подростка Психология юности Психология среднего возраста (взрослости) Психология старости (геронтопсихология)

Слайд 6

Теоретические задачи возрастной психологии (по И.В. Шаповаленко)

изучение движущих сил, источников и механизмов ПР на всем протяжении жизненного пути человека периодизация ПР в онтогенезе изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.) установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний исследование возрастного развития личности, в т.ч. в конкретных исторических условиях

Слайд 7

Практические задачи возрастной психологии

определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека создание службы систематического контроля за ходом ПР, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях (возрастно-психологическое консультирование) возрастная и клиническая диагностика выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека наиболее оптимальная организация образовательного процесса, непрерывного образования (в т.ч. ориентированного на людей среднего и пожилого возраста)

Слайд 8

«Рождение» психологии развития

На рубеже XIX-XX вв. возрастная психология (психология развития) выделилась в самостоятельную область знаний в качестве детской психологии. Вышедшая в 1882 г. книга немецкого биолога В. Прейера «Душа ребенка» считается отправной точкой систематических научных исследований ПР в детстве.

Слайд 9

Организация (построение) эмпирического исследования

Метод срезов наиболее специфичен по отношению к задача возрастной психологии. Метод срезов – это констатация (измерение) состояния объекта на разных этапах его развития. Метод поперечных срезов – сравнение людей разного возраста. Метод продольных срезов (лонгитюдное исследование) – прослеживание изменений психологических качеств у одних и тех же людей на протяжении длительного времени.

Слайд 10

Методы исследования

Основные методы исследования в возрастной психологии: наблюдение и эксперимент Вспомогательные методы: беседа, интервью, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности, социометрические методики и др.

Слайд 11

Основные понятия

Ключевое понятие «развитие» Развитие – изменение, переход от простого к более сложному, от низшего к высшему. Это процесс, в котором постепенно накопление количественных изменений приводит к качественным изменениям. Развитие психики (ПР) – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Слайд 12

Созревание и рост – изменения количественные, служащие основой развития качественных изменений. Рост – количественное изменение, усовершенствование какой-либо функции (пример: рост запаса слов) Созревание – психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в ЦНС и других системах организма, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий определенные ограничения.

Слайд 13

Типы развития (по Л.С. Выготскому)

Преформированный: стадии и результат развития запрограммирован Непреформированный: путь развития заранее не предопределен По какому типу происходит развитие психики человека? Почему?

Слайд 14

Виды психического развития

Филогенез психики (филогенетическое развитие) – становление структур психики в ходе биологической эволюции или социокультурной истории человечества. Онтогенез психики (онтогенетическое развитие) – формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида. Пренатальное развитие, эмбриогенез психики рассматривается как своеобразный адаптационный период, т.е. период приспособления организма к окружающей среде. Функциональное развитие психики – развитие психических функций; возникновение нового уровня решения интеллектуальных, перцептивных, мнемических и др. задач, процесс овладения новыми умственными действиями, понятиями и образами. Это составная часть онтогенетического становления психических процессов человека.

Слайд 15

Нормативное психическое развитие. Нормативность развития предполагает, что речь идет об общем, присущем большинству людей данного возраста характере изменений. Индивидуальное развитие связано с вариативностью нормы, с выявлением уникальности личности, с указанием на своеобразие некоторых ее способностей.

Слайд 16

Основные понятия

Психологический возраст – стадия развития индивида в онтогенезе; объективная, исторически изменчивая хронологически и символически фиксированная. В зависимости от метода периодизации, от избранного основания (единицы периодизации) в разных психологических школах выделяются отличающиеся психологические возрасты.

Слайд 17

Характерные возрастные события на различных этапах онтогенеза человека

  • Слайд 18

    Периодизация психического развития

    Младенчество 0-1 г. Раннее детство 1-3 г. Дошкольный возраст 3-6(7) л. Младший школьный возраст 6(7) – 10 л. Подростковый возраст 10-15 л. Юность: 1 период 15-17 л., 2 период 17-21 г. Зрелый возраст: 1 период 21-35 л, 2 период 35-60 л. Пожилой возраст 60-75 л. Старческий возраст 75-90 л. Долгожители свыше 90 л.

    Слайд 19

    Система понятия для описания ПР

    Предпосылки ПР – биологические особенности организма человека. Источник ПР – социальная среда. Факторы ПР – ведущие детерминанты развития. Условия развития – деятельность и общение ребенка Движущая сила ПР – внутренние противоречия. Закономерности ПР – общие правила развития психики. Показатели ПР – критерии, «мерки» развития.

    Слайд 20

    Понятие возраста

    Возраст- это неотъемлемое качество человека, атрибут человеческого существования, протекающего во времени. Различают: Хронологический возраст (паспортный, календарные, абсолютный) – показатель, отражающий количество временных единиц, отделяющих момент возникновения объекта от момента измерения его возраста. (Удаленность от рождения) Биологический возраст – соответствие индивидуального морфофункионального уровня некоторой среднестатистической норм данной популяции, отражающее неравномерность развития, зрелости и старения различных физиологическихсистем и темп возрастных изменений адаптационных возможностей организма. БВ как положение индивида относительно его /ее потенциальной продолжительности жизни. (Удаленность от момента смерти)

    Слайд 21

    Психологический возраст - конкретная, ограниченная во времени ступень психического развития, характеризующаяся совокупностью закономерных физиологических и психических изменений, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей. Определяется путем соотнесения уровня ПР с соответствующими нормативными среднестатистическими симптомокомлексами (умственный, эмоциональный, нравственный, психосоциальный и т.д). В зависимости от метода периодизации, от избранного основания (единицы периодизации) в разных психологических школах выделяются отличающиеся психологические возрасты. Социальный возраст - набор нормативных ролевых характеристик, производных от возрастного разделения труда и социальной структуры общества. Определяется путем соотнесения уровня овладения индивидом определенными социальными ролями с тем, что является статистически нормальным для его сверстников в конкретной общности. Биологический, психологический, социальный возрасты – разновидности условного возраста Всегда ли совпадают эти возраста в развитиичеловека?

    Слайд 22

    Показатели психологического возраста

    Социальная ситуация развития – система значимых для ребенка социальных отношений. Ведущая деятельность– деятельность, определяющая развитие ребенка. Психологические новообразования – психические и социальные приобретения ребенка. На каждом этапе неповторимы

    Слайд 23

    Общая схема возрастного развития от рождения до начала юности

    Слайд 24

    Возрастная дискриминация

    Дискриминация (лат. Discriminatio) – различение. Ограничение в правах, лишение равноправия. Возрастная дискриминация = эйджизм Это предубеждения против пожилого возраста. Термин «эйджизм» предложил в 1969 г. амер. социолог Р.Н. Батлер.

    Посмотреть все слайды






















    1 из 21

    Презентация на тему: Возрастная психология

    № слайда 1

    Описание слайда:

    № слайда 2

    Описание слайда:

    ПСИХОЛОГИЯ – ЭТО НАУКА О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПСИХИКА – ЭТО СВОЙСТВО ГОЛОВНОГО МОЗГА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ЧЕЛОВЕКУ И ЖИВОТНЫМ СПОСОБНОСТЬ ОТРАЖАТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ РЕАЛЬНОГО МИРА. СОЗНАНИЕ – ВЫСШИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ И ПРОДУКТ ОБЩЕСТВЕННО – ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, РЕЗУЛЬТАТ ТРУДА.

    № слайда 3

    Описание слайда:

    № слайда 4

    Описание слайда:

    № слайда 5

    Описание слайда:

    № слайда 6

    Описание слайда:

    № слайда 7

    Описание слайда:

    № слайда 8

    Описание слайда:

    Возрастная психология - это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека. Возрастная психология - это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека. Предметом возрастной психологии являются возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов.

    № слайда 9

    Описание слайда:

    ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ Развитие - это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. Основными свойствами развития, отличающими его от всех других изменений, являются необратимость, направленность, закономерность. Необратимость - способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими. Направленность - способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития. Закономерность - способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

    № слайда 10

    Описание слайда:

    Созревание - это процесс, течение которого «зависит от унаследованных особенностей индивидуума»,- писал К. Коффка. Созревание - это процесс, течение которого «зависит от унаследованных особенностей индивидуума»,- писал К. Коффка. Этой точки зрения придерживаются и современные психологи. В частности, Г. Крайг дает следующее определение: «Процесс созревания состоит в последовательности предварительно запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функции». Рост - это процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции. «Если не удается обнаружить качественных изменений - это рост»,- уточняет Д. Б. Эльконин. Развитие, созревание и рост взаимосвязаны следующим образом: созревание и рост - изменения количественные, служащие основой для развития качественных изменений.

    № слайда 11

    Описание слайда:

    Возрастные изменения К эволюционным изменениям относятся количественные и качественные преобразования, происходящие в психике человека при переходе из одной возрастной группы в другую. Они обусловлены следующими факторами: а) биологическим созреванием и психофизиологическим состоянием организма ребенка; б) его местом в системе социальных отношений; в) уровнем интеллектуального и личностного развития.

    № слайда 12

    Описание слайда:

    Возрастные изменения Революционные изменения осуществляются быстро, за короткий срок, они более глубоки, чем эволюционные. Данные изменения происходят в момент кризиса возраст-ного развития, возникающего на рубеже возрастов между сравнительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения.

    № слайда 13

    Описание слайда:

    Возрастные изменения Ситуационные изменения связаны с воздействием на психику ребенка конкретной социальной ситуации. Данные изменения отражают процессы, происходящие в психике и поведении ребенка под влиянием обучения и воспитания. Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения устойчивы, необратимы, не требуют систематического подкрепления. Они преобразуют психологию человека как личности. Ситуационные изменения неустойчивы, обратимы и требуют закрепления в последующих упражнениях. Такие изменения направлены на преобразование частных форм поведения, знаний, умений и навыков.

    № слайда 14

    Описание слайда:

    ФОРМЫ И ОБЛАСТИ (СФЕРЫ) РАЗВИТИЯ Основными формами развития являются филогенез и онтогенез. Области развития: - психофизическая, которая включает в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро- и психодинамика, психомоторика) изменения тела человека; - психосоциальная, предусматривающая изменения в эмоциональной и личностной сферах. При этом следует особо указать на значение межличностных отношений для становления Я-концепции и самосознания личности; - когнитивная, включающая все аспекты познавательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.

    № слайда 15

    Описание слайда:

    ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ Человек - это целостное и цельное образование. Целостность обеспечивается на структурном уровне, а цельность - на функциональном Человек как целостное образование - носитель сложной внутренней структуры (индивид, личность, субъект деятельности), обладающей внутренней активностью. Человек как целостное образование характеризуется интегрированностью, самодостаточностью и автономностью. Человек как цельное образование - это проявление функционального в отношении структурного целого; цельность есть результат внутреннего единства и согласованности во взаимодействии всех структурных компонентов целого.

    № слайда 16

    Описание слайда:

    Рождение ребенка, когда он физически отделяется от организма матери, но все еще привязан к ней физиологически и психологически, по сути своей есть выход его из лона природы и резкое противопоставление себя ей - это первый акт выделения себя. Рождение ребенка, когда он физически отделяется от организма матери, но все еще привязан к ней физиологически и психологически, по сути своей есть выход его из лона природы и резкое противопоставление себя ей - это первый акт выделения себя. Следующий связан с началом ходьбы, делающей ребенка более независимым существом. Моменты первого открытия «Я», приходящиеся на период раннего детства и формирования внутренней позиции в старшем дошкольном возрасте, обеспечивающие ему фундамент для произвольного поведения, демонстрируют нам следующие акты выделения ребенка из окружающей среды и установления с ней связей, уже более или менее осознанных. Детство и отрочество завершаются вторым открытием «Я» в подростковом возрасте, в рамках которого решается главная задача отрочества - формирование идентичности, создание целостного «Я». Жизнь человека от рождения к своему финалу - процесс последовательного осознания человеком своей отдельности и переживание этой отдельности. В этом и заключается главная цель жизни человека. Только максимально осознав себя, свое собственное «Я», человек способен проявить свою неповторимость, индивидуальность; он при этом действительно свободен и счастлив оттого, что «нашел ответ на проблему человеческого существования» (Фромм Э.)

    № слайда 17

    Описание слайда:

    ФАКТОРОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Наследственность - свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Среда - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Активность - деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя.

    Описание слайда:

    Младенчество (от рождения до конца первого года жизни

    Закладывается чувство доверия, уверенности. Главным условием выработки доверия к людям является качество материнской заботы. Младенец со сложившимся чувством базового доверия воспринимает своё окружение как надёжное и предсказуемое; он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги.

    Раннее детство (от 1 года до 3 лет)

    Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребёнка. В случае чрезмерной опеки или же, напротив, когда родители ожидают от ребёнка слишком многого, у него возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе, слабоволие.

    Возраст игры (от 3 до 6 лет)

    Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями. Родители, поощряя самостоятельные начинания ребёнка, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей.

    Школьный возраст (от 6 до 12 лет)

    Эго-идентичность ребёнка на этой стадии выражается так: «Я – то, чему я научился». Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Опасность этого периода состоит в появлении чувства неполноценности, или некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников.

    Юность (от12-13 до примерно 19-20 лет)

    Осуществляется стихийный поиск ответов на важные вопросы: «Кто я?», «Куда я иду?», Кем я хочу стать?». Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся знания о себе и создать единый образ себя, включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего. Резкие социальные, политические и технологические изменения. Неудовлетворённость общепринятыми нормами может мешать развитию идентичности и привести к формированию чувства неопределённости, тревоги.

    Молодость (от 20 до 25 лет)

    На этой стадии происходит достижение интимности. Главная опасность заключается в излишней поглощённости собой или в избегании межличностных отношений, что может привести к чувству одиночества, к социальной изоляции.

    Зрелость (от 26 до 64 лет)

    Происходит выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность выступает как забота старшего поколения о младших. Те, кому не удаётся быть продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощённости собой.

    Старость (от 65 лет до смерти)

    Для этой стадии характерно суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития Эго. Только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство «мудрости прожитых лет». На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. Недостаток или отсутствие интеграции проявляется у них в страхе смерти, ощущения постоянной неудачливости.

    История возникновения возрастной психологии как науки Фридрих Тидеман 1787 год «Наблюдения за развитием душевных способностей ребенка»: фиксация наблюдений за развитием мальчика 0-3 лет Адольф Куссмауль середина XIX в: описание поведения дошкольника А.Бен, И.Тен: описание особенностей развития речи своей дочери Фридрих Фрёбель: о необходимости учета психологических данных при формировании методов обучения дошкольников К.Д.Ушинский, 1867 г. «Человек как предмет воспитания»: прежде чем учить ребенка, надо его узнать Ч. Дарвин 1877 г: развитие сына Френсиса Отцом детской психологии по праву считается немецкий ученый дарвинист Вильгельм Тьерри Прейер (1882): целостный анализ проблемы и систематическое наблюдение «Душа ребенка» - описание психического и биологического развития ребенка с рождения до трех лет. Выделил импульсивные движения как первую, генетически самую раннюю категорию движении (за которыми следуют рефлекторные, инстинктивные и волевые). Фридрих Тидеман 1787 год «Наблюдения за развитием душевных способностей ребенка»: фиксация наблюдений за развитием мальчика 0-3 лет Адольф Куссмауль середина XIX в: описание поведения дошкольника А.Бен, И.Тен: описание особенностей развития речи своей дочери Фридрих Фрёбель: о необходимости учета психологических данных при формировании методов обучения дошкольников К.Д.Ушинский, 1867 г. «Человек как предмет воспитания»: прежде чем учить ребенка, надо его узнать Ч. Дарвин 1877 г: развитие сына Френсиса Отцом детской психологии по праву считается немецкий ученый дарвинист Вильгельм Тьерри Прейер (1882): целостный анализ проблемы и систематическое наблюдение «Душа ребенка» - описание психического и биологического развития ребенка с рождения до трех лет. Выделил импульсивные движения как первую, генетически самую раннюю категорию движении (за которыми следуют рефлекторные, инстинктивные и волевые). к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


    Предмет, объект возрастной психологии и психологии развития Объект – психическое развитие Предмет возрастной психологии – возрастная динамика, закономерности и ведущие факторы развития психических процессов и свойств личности в определенный период Предмет генетической психологии (психологии развития) – механизмы возникновения психических процессов и их развитие Объект – психическое развитие Предмет возрастной психологии – возрастная динамика, закономерности и ведущие факторы развития психических процессов и свойств личности в определенный период Предмет генетической психологии (психологии развития) – механизмы возникновения психических процессов и их развитие к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


    Теоретические и практические задачи возрастной психологии и психологии развития Теоретические задачи: 1.Выявление источников и движущих сил развития психики человека 2.Научное обоснование возрастных норм 3.Определение эталонов взрослости 4.Выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в разные периоды 5.Научное прогнозирование развития Практические задачи: 1.Оптимизация развития на основе использования возможностей обучения и воспитания 2.Контроль за развитием 3.Разработка, апробирование, адаптация методик исследования Теоретические задачи: 1.Выявление источников и движущих сил развития психики человека 2.Научное обоснование возрастных норм 3.Определение эталонов взрослости 4.Выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в разные периоды 5.Научное прогнозирование развития Практические задачи: 1.Оптимизация развития на основе использования возможностей обучения и воспитания 2.Контроль за развитием 3.Разработка, апробирование, адаптация методик исследования к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


    Основные категории и понятия возрастной психологии и психологии развития Филогенез – становление психических структур в ходе биологической эволюции Онтогенез – формирование психических структур в течение жизни данного индивида Возраст – это относительно замкнутый цикл развития имеющий свою структуру и динамику (умственный возраст, хронологический возраст, психологическийи т.п.) Развитие – это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях (преформированное и непреформированное) Зона ближайшего развития Филогенез – становление психических структур в ходе биологической эволюции Онтогенез – формирование психических структур в течение жизни данного индивида Возраст – это относительно замкнутый цикл развития имеющий свою структуру и динамику (умственный возраст, хронологический возраст, психологическийи т.п.) Развитие – это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях (преформированное и непреформированное) Зона ближайшего развития к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


    Понятия: детерминанты, факторы, условия, механизмы развития Детерминанта развития - совокупность причинных условий предпосылок, факторов Фактор - от лат. factor - делающий - производящий), причина, движущая сила какого- либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты Условие – благоприятные обстоятельства для развития чего-либо Предпосылка – предопределяющие условия Детерминанта развития - совокупность причинных условий предпосылок, факторов Фактор - от лат. factor - делающий - производящий), причина, движущая сила какого- либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты Условие – благоприятные обстоятельства для развития чего-либо Предпосылка – предопределяющие условия к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


    Условия психического развития нормальное функционирование мозга, общение ребенка со взрослыми как носителями социального опыта активность самого индивида нормальное функционирование мозга, общение ребенка со взрослыми как носителями социального опыта активность самого индивида к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


    Условия неполноценности развития (У.В. Ульенкова) Органические причины Дефицит общения Дефицит полноценной, соответствующей возрасту ребенка, деятельности Общая бедность микросреды Травмирующее воздействие микросреды на формирующийся мозг Органические причины Дефицит общения Дефицит полноценной, соответствующей возрасту ребенка, деятельности Общая бедность микросреды Травмирующее воздействие микросреды на формирующийся мозг к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


    Виды активности (В.С.Мухина) Физическая активность: потребность в движении, предпосылки психической активности Психическая активность – потребность в познании мира и самого себя Социальная активность – изменения ситуации жизни и самоизменения с пользой для себя и других Физическая активность: потребность в движении, предпосылки психической активности Психическая активность – потребность в познании мира и самого себя Социальная активность – изменения ситуации жизни и самоизменения с пользой для себя и других к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


    Стратегии исследования психического развития в психологии развития Стратегия наблюдения Стратегия констатирующего эксперимента Стратегия формирующего эксперимента Стратегия наблюдения Стратегия констатирующего эксперимента Стратегия формирующего эксперимента к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


    Методы возрастной психологии Наблюдение Эксперимент Метод срезов и сравнительный метод Лонгитюдный метод Близнецовый метод Тестирование Беседа, анкетирование Анализ продуктов деятельности Наблюдение Эксперимент Метод срезов и сравнительный метод Лонгитюдный метод Близнецовый метод Тестирование Беседа, анкетирование Анализ продуктов деятельности к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна




    Классификация периодизаций Л.С. Выготского 1.«К первой группе относятся попытки периодизации детства не путем расчленения самого хода развития ребенка, а на основе ступенчатообразного построения других процессов, так или иначе связанных с детским развитием.» Пример: Р.Заззо 0-3 года - раннее детство; 3-5 лет - дошкольный возраст; 6-12 лет - начальное школьное образование; лет - обучение в средней школе; 17 и старше - высшее или университетское образование. 1.«К первой группе относятся попытки периодизации детства не путем расчленения самого хода развития ребенка, а на основе ступенчатообразного построения других процессов, так или иначе связанных с детским развитием.» Пример: Р.Заззо 0-3 года - раннее детство; 3-5 лет - дошкольный возраст; 6-12 лет - начальное школьное образование; лет - обучение в средней школе; 17 и старше - высшее или университетское образование. к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


    Классификация периодизаций Л.С. Выготского 2. «Ко второй группе следует отнести те наиболее многочисленные попытки, которые направлены на выделение какого-нибудь одного признака детского развития как условного критерия для его членения на периоды.» П.П.Блонский (от 8 мес. до 2,5 года - беззубое детство; 2,5 - 6,5. лет - детство молочных зубов; 6,5 и старше - детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости). В.Штерн (Раннее детство (до 6 лет) – ребенок проявляет лишь игровую деятельность; период сознательного учения с разделением игры и труда(с 6 до 14 лет);период юношеского созревания (14-18 лет) с развитием самостоятельности личности 2. «Ко второй группе следует отнести те наиболее многочисленные попытки, которые направлены на выделение какого-нибудь одного признака детского развития как условного критерия для его членения на периоды.» П.П.Блонский (от 8 мес. до 2,5 года - беззубое детство; 2,5 - 6,5. лет - детство молочных зубов; 6,5 и старше - детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости). В.Штерн (Раннее детство (до 6 лет) – ребенок проявляет лишь игровую деятельность; период сознательного учения с разделением игры и труда(с 6 до 14 лет);период юношеского созревания (14-18 лет) с развитием самостоятельности личности к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна






    Периодизация Л.С. Выготского 3. «Третья группа попыток периодизации детского развития связана со стремлением пе-рейти от чисто симптоматического и описательного принципа к выделению существенных особенностей самого детского развития». кризис новорожденности; младенчество (2 месяца 1 год); кризис одного года; раннее детство (13 года); кризис трех лет; дошкольный возраст (37 лет) кризис семи лет; школьный возраст (812 лет); кризис 13 лет; пубертатный возраст (141 7 лет); кризис 17 лет. 3. «Третья группа попыток периодизации детского развития связана со стремлением пе-рейти от чисто симптоматического и описательного принципа к выделению существенных особенностей самого детского развития». кризис новорожденности; младенчество (2 месяца 1 год); кризис одного года; раннее детство (13 года); кризис трех лет; дошкольный возраст (37 лет) кризис семи лет; школьный возраст (812 лет); кризис 13 лет; пубертатный возраст (141 7 лет); кризис 17 лет. к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


    Деятельностная теория А.Н. Леонтьева Существует несколько стадий развития психики в онтогенезе: - элементарная сенсорная психика; - перцептивная психика (т. е. формирование образа); - стадия интеллекта (т. е. обеспечение ориентации и адаптации организма в среде). В каждом возрасте у человека существует ведущая деятельность (внутри ее возникают и дифференцируются новые виды деятельности; формируются и перестраиваются психические процессы; формируются психические изменения личности) Существует несколько стадий развития психики в онтогенезе: - элементарная сенсорная психика; - перцептивная психика (т. е. формирование образа); - стадия интеллекта (т. е. обеспечение ориентации и адаптации организма в среде). В каждом возрасте у человека существует ведущая деятельность (внутри ее возникают и дифференцируются новые виды деятельности; формируются и перестраиваются психические процессы; формируются психические изменения личности) к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


    В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман: периодизация «В самом общем виде интегральная периодизация психического развития представляет собой ступени развития человека как субъекта собственного развития в разных типах базисных общностей. Каждая ступень имеет сложное строение: выделяются стадия становления событийности и стадия становления самобытности, кризисы рождения (переходы в новую общность) и кризисы развития (освоения новой общности)» к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


    В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман: периодизация I.Оживление (от рождения до 12 месяцев) общность с родным взрослым. Ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность. II.Одушевление (11 месяцев 6,5 лет) общность с близким взрослым. Ребенок впервые открывает для себя свою собственную самость (знаменитое «Я сам!»), осознает себя субъектом собственных хотений и умений. III.Персонализация (5,5 18 лет). Партнером растущего человека становится общественный взрослый в таких культурных позициях, как учитель, мастер, наставник и др. Человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми. IV.Индивидуализация (1742 года). Партнером человека становится (в пределе) человечество, с которым он вступает в деятельностные отношения, опосредствованные системой общественных ценностей и идеалов. Суть данной ступени развития субъекта индивидуализация общественных ценностей по мерке личностной позиции человека. Человек становится ответственным за собственную самость. V. Универсализация (39 лет и старше) выход за пределы сколь угодно развитой индивидуальности и одновременно вход в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей как в «свое другое». I.Оживление (от рождения до 12 месяцев) общность с родным взрослым. Ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность. II.Одушевление (11 месяцев 6,5 лет) общность с близким взрослым. Ребенок впервые открывает для себя свою собственную самость (знаменитое «Я сам!»), осознает себя субъектом собственных хотений и умений. III.Персонализация (5,5 18 лет). Партнером растущего человека становится общественный взрослый в таких культурных позициях, как учитель, мастер, наставник и др. Человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми. IV.Индивидуализация (1742 года). Партнером человека становится (в пределе) человечество, с которым он вступает в деятельностные отношения, опосредствованные системой общественных ценностей и идеалов. Суть данной ступени развития субъекта индивидуализация общественных ценностей по мерке личностной позиции человека. Человек становится ответственным за собственную самость. V. Универсализация (39 лет и старше) выход за пределы сколь угодно развитой индивидуальности и одновременно вход в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей как в «свое другое». к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


    Список источников 1.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт, – 460 сОбухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт, – 460 с 2.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, с.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, с Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт, – 460 сОбухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт, – 460 с 2.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, с.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, с к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна