Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Доклад: Средневековая Испания. История Испании (кратко) Испания в средние века

Примерно 35 тысяч лет назад на территории, известной сегодня как Пиренейский полуостров, впервые появились людские поселения. Это были иберы, которые, согласно предположениям современной науки, приходятся предками басков. В период с пятого по третий века до нашей эры Пиренейский полуостров начали заселять кельты, смешавшиеся со временем с местными жителями. В сравнении с иберами, они отличались высоким культурным развитием.

Кроме кельтов, начиная примерно со второго тысячелетия до нашей эры, территорию полуострова активно осваивали финикийцы и греки. Он селились в основном вдоль средиземноморского побережья. Здесь же был основан в качестве главного форпоста город Гадес. Ближе к 600 году до нашей эры греки начали переселяться на восточные земли современной Испании, где активно внедряли свою самобытную культуру.

подробнее

Основные моменты истории, произошедшие до нашей эры

Во втором веке до нашей эры между Римом и Карфагеном случилось несколько войн, получивших в мировой истории название Пунических. Карфагеняне занимали часть территории Пиренейского полуострова. Однако проиграв во второй войне, им пришлось оставить свои поселения. Вместо них полуостровом стал владеть Рим, правление которого завершилось лишь в пятом веке уже нашей эры, уступив в битвах против вестготов и вандалов. Именно римское правление принесло в Испанию христианскую веру.

История 5-15 веков

Вестготы правили Пиренейским полуостровом в течение примерно двух столетий: с 5-го по 8-й века. Им пришлось оставить свою территорию, когда в 717 году сюда пришли берберы и арабы, приникнувшие из Северной Африки.

Именно новые хозяева Испании придали стране мощный толчок к развитию. В частности, началось активное орошение полей, чего ранее не проводилось. В стране принялись выращивать рис, финики и другие культуры. Развивались винодельческая, ткацкая сферы, добыча и обработка металлов. Активный рост затронул и несколько городов, среди которых выделялись Валенсия (основанная римлянами), Толедо, Кордова, Севилья. На Пиренейском полуострове было основано несколько мусульманских государств, которые находились под покровительством Дамасского халифата.

8-й век закрепился в истории как начало Реконкисты, представляющей собой освободительное движение христиан. Длительные и очень кровопролитные года привели к тому, что только к концу 15 столетия католицизм победил мусульманство.

Участие в этом движении принимали все слои населения: ремесленники, торговцы, рыцари и другие. Реконкиста принесла вместе с собой образование первого испанского государства, получившего название Астурия. Даже сегодня каждый сын короля Испании носит титул принца Астурийского.

10-й век ознаменовался тем, что на Пиренейском полуострове появилось множество мелких мусульманских государств, благодаря чему христиане смогли освободить от мавров больше крупных городов, включая Толедо и Валенсию. Когда последний эмир передал ключи от страны королеве Изабелле, началась новая история Испании, в течение которой страна обзавелась огромным количеством колоний по всему миру. Страна стала одной из самых могущественных морских держав той эпохи.

История с 15-го по 19-й века

15-й век - это столетие начала активного развития страны. Испания захватывала все больше территорий, расположенных преимущественно на американских континентах. В этом же время Португалия перешла под правление испанского короля Карла V. Но примерно через 2 столетия страна столкнулась с экономическими проблемами, что выразилось, в частности, в потери некоторых завоеванных территорий. Это время ознаменовалось проигрышем в войне с Англией и деятельностью Инквизиции. 17-е столетие также отметилось резким падением ремесленного производства и сельского хозяйства.

История наших дней

В течение одного 19-го века в стране произошло сразу 5 буржуазных революций. Восставшие хотели, чтобы влияние церкви было снижено. Также они намеревались избавиться от остатков феодализма, мешавшего развитию капиталистических отношений. Однако из-за несогласованности многих действий, слабой поддержки среди населения и низкого уровня организации ни одна из революций не добилась поставленных целей.

Королева Изабелла ll изменила устройство Испании, введя конституционную монархию. На рубеже веков страна начала войну против США и проиграла. Это привело к тому, что Испанская империя перестала существовать. Ее колонии, расположенные в Северной Америки, перешли под протекторат США.

В течение 1920-1930 годов страну раздирали внутренние противоречия. В это время Испания успела пройти период диктатуры, после которой появилась республика. К 1936 году в стране вели борьбу между собой националисты и приверженцы католицизма. В результате убийства одного из оппозиционных лидеров в Испании разразилась гражданская война, завершившаяся лишь через 3 года, когда к власти пришел диктатор Франко. Тот оставался во главе страны вплоть до 1975 года. 35 лет прошли для Испании очень сложно: экономический спад, исключение из множества международных организаций. Только активное развитие туризма позволило государству существовать это время.

Первые свободные выборы прошли в 1977 году. Год спустя в Испании была принята конституция, действующая и сегодня. Через 8 лет страна стала членом Европейского союза.

Сегодня Испания - это пятая страна Европы по уровню промышленного развития. Здесь ведется производство автомобилей, электротехники, текстильных изделий. Также в Испании развита химическая промышленность. Приход мавров подтолкнул к активному росту сельского хозяйства, который не завершился до сих пор. Благодаря этому Испания известна сегодня как производитель качественного табака, пшеницы, цитрусовых и многого другого.

Не меньшую популярность государству приносит виноделие. Вина Испании поставляются во многие страны мира. В страну ежегодно приезжает несколько миллионов туристов.

Тот, кто мыслью обращается к Средневековой Испании, возможно, представляет ее мусульманской страной с садами, фонтанами, роскошными дворцами, знаменитыми поэтами, мечетями. Для других средневековая Испания воплощается в героической фигуре Родриго Сида, отвоевавшего Валенсию. Для некоторых она - страна эпохи сосуществования трех религий, когда монархи носили титулы «королей трех религий». Кто-то, возможно, добавляет к этому образу идею Реконкисты (отвоевания), гонению и инквизицию. Для кого-то образ Средневековой Испании выразится в особо почитаемом среди католиков соборе Святого Иакова в Компостеле (Сантьяго-де-Компостела). Однако, несмотря на эту мозаику образов, Иберийский полуостров в Средние века оставался своеобразной terra incognita.

Историки любят разгадывать загадки и создавать категории, выделяя отдельные элементы, описание и анализ которых кажутся наиболее легкими: хронологическое деление, основанное на временных этапах географическое деление, часто отвечающее политическим критериям - Андалузия, то есть Испания мусульманского халифата, Арагонское, Кастильское, Гранадское и Наваррское королевства, Португалия. Иногда историки ограничивают поле своих исследований каким-то одним регионом. Например, Каталония или Галисия изучаются без всякой связи с соседними провинциями, а Андалузия - через призму мифологизированного мусульманского прошлого.

Карта Средневековой Испании

К этому добавляется деление по религиозному принципу, ныне отождествляемому с культурой. В то время как в Средние века религия была эквивалентом закона (люди жили по законам Мухаммеда, по еврейским или по христианским законам), она лишь в XX веке стала явлением культуры. Сосуществование христиан, евреев и мусульман на полуострове интерпретируется не как политический или социальный фактор, а как столкновение радикально различных культур. Среди историков стало модно говорить о «Испании трех культур» и выбирать одну из них в качестве объекта для изучения: одни превозносят мусульманскую Испанию, ставшую жертвой варварства христиан, другие - Испанию вечно гонимых евреев, третьи - рассматривают христианскую Испанию, завоеванную и подчиненную мусульманами, защищавшую ценности западного христианства тех времен и терпевшую в течение многих веков присутствие еврейских и мусульманских сообществ. Хотя идет ли речь о христианской Испании, «острове аль-Андалус», о котором мечтал Мухаммед, или о библейской стране Сефарад, с которой идентифицировали Испанию евреи, те, кто населял эту страну с VII по XV век, были связаны друг с другом и вели плодотворный диалог. Цель настоящей книги состоит в том, чтобы показать, что, несмотря на культурные, политические, языковые и религиозные различия, возможно говорить о единой цивилизации, существовавшей на Иберийском полуострове. Наследники средиземноморских традиций, включающих в себя знания греческих философов, Библию и римское право, ирригацию и выращивание оливок, те, кто жили в Средневековой Испании, исходили из единого видения мира, из общего интереса к наукам и философии, уважения к праву, увлечения торговлей, восхищения золотом, шелком и восточными украшениями, они принимали одни и те же правила, окружали свои жилища стенами, следовали нормам гигиены и часто пытались убедить друг друга в обоснованности имевшихся различий. И они не ошибались в этом. Христиане Испании, которых иностранцы называли «Hispani» вне зависимости от того, были ли они кастильцами, португальцами или арагонцами, еще в XVI веке, по мнению Эразма Роттердамского являлись недостаточно католическими. Мусульманские путешественники, в свою очередь, сомневались в жителях аль-Андалуса, который виделся им как «вещевой рынок ислама», где были разрешены вино и таверны. А евреи Испании привнесли в свои диаспоры вместе с местным языком слово «испанцы» или «сефарди».

Цель этой небольшой книги состоит в том, чтобы открыть читателю эту цивилизацию, оригинальность которой происходит от ее разноплановости, где единство базируется на различиях. Никакого затерянного рая, никакого ада нетерпимости в Испании не было. Полуостров в течение этих девяти веков знал и периоды насилия, и периоды взаимного интереса, периоды обменов и периоды фанатизма, но все это свидетельствует о жизненности связей, объединивших на одной территории трех «мудрецов», почти трех братьев, к которым «любезный» Раймунд Луллий обращался, чтобы понять, какая религия лучше, и набраться мудрости. «Во всех регионах Андалузии, Португалии и Алгарве строения и люди похожи друг на друга, а разница между сарацинами и христианами видна лишь в том, что касается религии», - констатировал в 1484 году польский путешественник Николай Поплавский.

Средневековая история Иберийского полуострова могла бы начаться в 409 году, то есть в год первого вторжения германских племен. Но она будет более понятна, если начать с обустройства территории вестготскими королями Леовигильдом (569-586) и Рекаредом (586-601). Именно в это время к политической организации территории добавилась разработка самого понятия Испания, ее идеи, одним из авторов которой был Исидор Севильский. Империя в микрокосмосе, изображение библейского рая, обозначенного в ортодоксальном католицизме, гарантами которого были короли. Испания предлагала своим жителям уверенность в безопасности.

В 711 году, однако, маленькое войско приверженцев мусульманской религии высадилось на юге полуострова и уничтожило эту слабую политическую конструкцию. Начиная с этой даты, мусульманские губернаторы и правители стали хозяйничать на более или менее крупных участках территории, которая в целом стала называться аль-Андалус; и так продолжалось восемь веков, а христиане доминировали на оставшемся пространстве. 2 января 1492 года христиане торжественно вступили в столицу последней территории, находившейся под властью мусульман. С взятием Гранады они смогли снова восстановить Испанию Исидора Севильского, Испанию, единую и политически, и религиозно, католическое королевство, обеспечивающее безопасность своих жителей. Дело было закончено.

Это «дело», законченное в 1492 году, конечно же, было делом христиан. Быстро обозначив приход мусульман в 711 году как кару, посланную Богом за их грехи и грехи их королей, христиане не прекращая требовали возвращения территории, которая, как они говорили, им принадлежала. «Возвращение» или «отвоевывание» Испании (термин «реконкиста» никогда не применялся в Средние века) стало, таким образом, целью испанцев, их покаянием и подчинением воле Бога. Любая неудача объяснялась тяжестью грехов, любая победа - Божьей милостью. Правители, следуя римской императорской традиции, были наместниками Бога в своих королевствах, единственными ответственными перед Ним лицами за материальную и духовную безопасность своих владений. Закон, как религиозный, так и гражданский, гарантировал права и обязанности каждого подданного внутри территории, границы которой, зафиксированные в VII веке, должны были быть «восстановлены». История Испании, если смотреть на нее с христианской точки зрения, очень проста, и ее цель была предопределена.

А мусульмане? Фактически многочисленные источники позволяют думать, что мусульмане никогда не считали Испанию частью Дар аль-Ислама, то есть земли, которую Бог выделил для них. Омейяды ввели в историю понятие ссылки. Изгнанные с Востока в наказание за грехи, они искупали свои ошибки на Западе, который подвергал испытанию чистоту их веры. Уход с полуострова, будь то для того, чтобы возвратиться наконец на Восток, или под давлением «язычников» (то есть христиан), был частью менталитета мусульман Испании в Средние века.

Пиренейский полуостров в XIV-XV вв. В середине XIII в. Реконкиста надолго приостановилась. Мавританские владения - Гранадский эмират - стремились поддерживать мир со своими северными соседями, особенно после 1340 г., когда в битве при Саладо христианские войска нанесли поражение Гранаде и ее североафриканским союзникам. Эта битва положила конец военной помощи берберов ал-Андалусу. Границы между Кастилией и Арагоном постоянно изменялись в ходе междоусобных войн. Арагон на протяжении всего периода осуществлял планомерную экспансию в Средиземноморье: он подчинил Балеарские острова (в конце XIII - первой половине XIV в. там было самостоятельное государство - королевство Майорка), утвердился на Сицилии (1282) и в Неаполитанском королевстве (1442), завоевал остров Сардинию. Кастилия, в начале XV в. присоединила Канарские острова, а Португалия с 1415 г. захватом города Сеута в Северной Африке начала свою колониальную экспансию в Атлантике. После брака наследников кастильского и арагонского престолов - инфанты Изабеллы и принца Фердинанда - в 1479 г. произошло объединение этих королевств. Наварра, не игравшая существенной роли на полуострове, в конце XV в. была поделена между Арагоном и Францией. В 1492 г. войска Кастилии и Арагона взяли Гранаду и тем самым завершили Реконкисту. Таким образом, к концу столетия закончилось и отвоевание, и объединение территории Испании в единое государство.

Социально-экономическое развитие. С середины XIII в. в экономике Испании и Португалии усиливаются кризисные явления, связанные с решением главных задач Реконкисты. Христианское завоевание вызвало массовый отток мавританского населения в Гранаду и Северную Африку; нередко мусульмане изгонялись из страны по распоряжению королевской власти. Это не могло не подорвать высокоразвитую агрикультуру Андалусии, ремесло крупных городов. Крайне неблагоприятные последствия для полуострова, как и для остальной Европы, имела эпидемия чумы в середине XIV в., которая в некоторых областях (например, в Каталонии) унесла более половины населения. Ухудшились социальные условия для развития крестьянского хозяйства и ремесленного производства. Ослабление колонизационного процесса позволило феодалам северных районов полуострова ужесточить эксплуатацию крестьянства. Особенно ярко это проявлялось в Каталонии и Арагоне. В конце XIII - первой половине XIV в., когда в соседней Франции шел процесс ликвидации серважа, здесь, наоборот, происходит законодательное оформление личной зависимости. Ременсы (такое собирательное название носили каталонские крепостные) должны были выплачивать специфические сервильные повинности, что обозначалось как "дурные обычаи"; они подлежали суду сеньора, который был вправе выносить даже смертные приговоры; сильно ограничена была возможность ухода крестьянина от феодала. Неблагоприятные изменения произошли и в положении крестьян Кастильского королевства. В Астурии, Галисии, Леоне возросли повинности соларьегос, урезывались права бегетрий; в центральных и южных районах полуострова резко увеличиваются нормы натуральных и денежных поземельных платежей. Серьезную опасность для крестьянского хозяйства стало представлять коммерческое овцеводство крупных сеньоров, церкви и орденов. В начале XIV в. в Испании была выведена порода длинношерстных овец-мериносов, чья шерсть пользовалась широким спросом в Италии, Англии и Фландрии. Это способствовало возрастанию удельного веса скотоводства в экономике страны, наступлению феодалов на общинные земли с целью расширения пастбищ. Массовый вывоз сырья за рубеж вел к его удорожанию на внутренних рынках, к ослаблению позиций местного текстильного ремесла. Несколько иные условия сложились в Португалии, где вокруг портовых городов, специализировавшихся на экспорте аграрной продукции, успешно развивалось зерновое хозяйство. При этом усиливалась имущественная дифференциация крестьянства, увеличивалось число малоземельных держателей, живших феодальным наймом, причем плата наемным работникам в Португалии (как и в Испании) ограничивалась законом.

Наступление на права крестьян, естественно, встречало их сопротивление. В XV в. происходит ряд восстаний в Галисии и Старой Кастилии. Наибольшего размаха крестьянское движение достигло во второй половине XV в. на Балеарских островах (восстания 1450 и 1463 гг.) и в Каталонии. Уже в 50-е годы XV в. каталонские ременсы требовали права выкупиться из личной зависимости, а с 1462 г. они поднялись на вооруженную борьбу, однако войска кортесов легко рассеяли крестьянские отряды. В 1482 г. крестьяне восстали вновь под руководством Педро де ла Сала. Успеху восстания благоприятствовала острая политическая борьба короля с мятежной знатью. Размах движения заставил господствующий класс пойти на уступки. В 1486 г. были отменены "дурные обычаи" и разрешен выкуп ременсов за довольно высокую плату.

Господствующий класс и внутриполитическая борьба. В XIV- XV вв. в Кастилии и Португалии в значительной степени исчезает возможность приобретать дворянство зажиточным крестьянам и горожанам. Еще ранее, на рубеже XIII-XIV вв., размываются группы сельских и городских кабальерос как особые сословные группы; их обедневшая часть переходит в состав мелкого крестьянства и непривилегированных горожан, а верхушка вливается в ряды идальгос и порывает с производственной деятельностью. С этого времени и законодательство, и сословная мораль считают труд (особенно в ремесле и торговле) несовместимым с благородным статусом. При этом идальгос продолжали жить не только в деревне, но и в городе, образуя влиятельную часть его населения, контролирующую муниципальные учреждения. Другой характерной чертой данного периода является усиление замкнутости высшего слоя феодального класса - аристократии (рикосомбрес, гранды). Этому способствовали введение в Кастилии в конце XIII в. майората, т. е. неделимости вотчин знатных сеньоров при наследовании, а также сознательно создаваемые ограничения в приобретении титула для идальгос. Наконец, в конце XIII-XV в. заметно обостряется борьба внутри господствующего класса. Приостановка Реконкисты привела к уменьшению доходов дворянства; острое недовольство как феодалов, так и городов вызывали централизаторские устремления королей; различные группировки знати соперничали за политическое влияние, за право присваивать коронные земли и доходы. Все это создавало благоприятную почву для острой и затяжной междоусобной борьбы во всех христианских государствах Пиренейского полуострова. XIV-XV века были временем настоящей феодальной анархии, когда королевская власть, лишь балансируя между враждующими "униями", "братствами" и "лигами" грандов с помощью подкупа и террора, могла сохранить контроль над положением. Объединение Кастилии и Арагона позволило несколько стабилизировать ситуацию в Испании. Сложность расстановки политических сил внутри страны, наличие многочисленного воинственного дворянства относятся к тем причинам, которые побуждали испанских и португальских монархов в XV-XVI вв. поощрять внешнюю экспансию, в частности колониальные захваты.

Церковь и ереси. Роль католической церкви в средневековой Испании была особенно велика, ведь Реконкиста шла под лозунгами борьбы христианства против ислама. Церковь не только вела проповедь религиозной войны, но и непосредственно в ней участвовала. Многие епископы имели собственные вооруженные формирования, лично участвовали в битвах и походах; большую роль в Реконкисте сыграли духовно-рыцарские ордена. Существенное влияние оказывала церковь и на политику королевской власти: глава (примас) испанской церкви архиепископ Толедский, другие виднейшие прелаты (архиепископы Сантьяго, Картахены, Барселоны) были влиятельными членами королевских Советов, канцлерами королевств Кастилии и Арагона.

Церковь в Испании предпринимала большие усилия по обращению в христианство мусульман на отвоеванных территориях. Особенно заметной стала религиозная нетерпимость в XIV- XV вв. Насильно крещенные мавры (мориски) нередко втайне отправляли обряды ислама. Мосарабская христианская церковь, существовавшая в ал-Андалусе, выработала некоторые свои обряды и особенности в толковании Священного писания, не признававшиеся папством и духовенством Кастилии и Арагона. Все это дало повод для усиления в XV в. борьбы с ересями и учреждения в 1481 г. специального церковного трибунала - инквизиции. В 1483 г. испанскую инквизицию возглавил Торквемада, который при поддержке Фердинанда и Изабеллы (прозванных католическими королями) осуществлял массовые преследования мавров, морисков и еретиков.

В эпоху римского владычества Испания была одной из провинций империи. Однако с падением Римской империи сюда хлынули варварские племена, в частности, свевы, вандалы, аланы и вестготы. Последним удалось потеснить остальные племена в Северную Африку, и основать королевство, столица которого располагалась в Барселоне и Толедо. Таким образом, Испания в Средние Века вошла в качестве территории с разрозненными королевствами. Хотя в населении Испании вестготы занимали лишь 4%-ую долю, им удалось захватить королевство свевов и вытеснить в 8 веке византийцев с юга региона. Местные племена приняли христианскую веру, однако они отрицали божественность Иисуса.

В 8 веке в Испании начались междоусобицы, одна из сторон которой попросила помощи у арабов и берберов, впоследствии названных маврами. Арабы воспользовались этим, чтобы захватить власть на Пиренейском полуострове, ставшем частью халифата Омейядов. Впоследствии Испания стала плацдармом, с которого мавры осуществили атаку на Западную Европу. Среди последователей ислама мавры отличались удивительной терпимостью, они не уничтожали местную религию и не притесняли население. Хотя при маврах в регионе наступил период процветания, в 11 веке уже Кордовский Халифат ослаб, и распался на множество мелких государств.

В этот же период появилось такое понятие как Реконкиста, процесс отвоевания Испании у арабов, который продлился несколько веков. Испания в Средних Веках стала полем непрекращающейся битвы между христианами и арабами. Вестготам удалось сохранить небольшую территорию в Пиренейских горах, откуда они совершали набеги на арабов. После разгрома мавров в 9 веке Карлом Великим, была основана Испанская марка – пограничная территория, разделяющая Франкское государство и арабскую Испанию. В 9-11 веках произошло ее разделение на королевства Арагон, Наварра и Леон. В 13 веке сформировавшаяся Португалия и королевство Леон (Испания) нанесли маврам ряд поражений, а уже в 1492 году Реконкиста была завершена – мавры были полностью вытеснены с территории Испании

Германии в средние века

Хотя со временем французский и немецкий народы стали обособленными, и совершенно непохожими друг на друга, корни у них общие. Германия в Средние Века, в ранний период, не являла собой самостоятельное государство. Наиболее важную роль среди германских племен в дальнейшем развитии Европы после гибели Западной Римской империи стали отыгрывать франки. В 481 году Хлодвиг I объединил в рамках одного государства почти все франкские и алеманнские племена. Со временем Франкское государство захватило всю современную Германию.

В 800 году Карла Великого объявил римским императором сам Папа Римским, это была попытка обособиться от Византии, и взять на себя роль наследника погибшей западной Римской империи. После смерти Карла государство быстро распалось, однако амбиции у будущего немецкого народа остались. Германия оформилась в самостоятельное государство в результате Верденского договора. В 843 году территория современной Германии и часть окрестных земель досталась Людовику Немецкому. В 10 веке появилось и название Regnum Teutonicorum, переводящееся как Рейх Германцев. Фактически, это и был первый Рейх, а Оттон I в 962 году был провозглашен императором Священной Римской Империи.

Это государство являло собой политическое объединение, которое вплоть до 1806 года имело неизменную форму, и не отказывалось от своих притязаний. История этого государства легко просматривается по ее внешним отношениям с 9 по 19 века. Императоры Священной Римской империи достаточно часто претендовали на Римский престол, многие из них не оставляли идеи о всемирном владычестве. В конце концов, идеи, культивировавшиеся в народе в течение многих веков, привели к образованию фашисткой германии. В Средние же века Священная Римская Империя гораздо чаще погрязала во внутренней борьбе. Самостоятельность местных герцогств, постоянные крестьянские восстания – все это не позволяло государству быть могущественной силой в течение всей своей истории.

Одним из самых выдающихся правителей Священной Римской Империи был Фредерик II Барбаросса. При нем Германия в Средние Века снова стала единой силой, и вступила в активное соперничество с Италией и Римом, и приняла участие в Крестовом походе. В целом, трения между Императором и Папой длились практически всю историю Священной Римской Империи.

962 год . Образование Священной Римской империи.

1077 год . «Хождение в Каноссу» императора Генриха IV.

1356 год . Подписание Карлом IV «Золотой буллы».

Исполнительную власть народа осуществляет президент (presidente) правительства (Gobierno), избираемый на срок в 4 года и возглавляющий Совет Министров (Consejo de Ministros). Законодательную власть осуществляют Кортесы (Cortes), состоящие из двух палат, Конгресса депутатов (Congreso de los Diputados) и Сената (Senado).

Национальный флаг Испании образован тремя горизонтальными полосами: красной, желтой и еще одной красной, причем желтая полоса по ширине равна двум красным.

Независимым государством Испания стала в г. после изгнания мавров и объединения страны. Национальный праздник – 12 октября – День испанской нации (дата открытия Х. Колумбом Америки в г.).

Административное деление Испании включает 17 автономных сообществ и 2 автономных города – Сеута и Мелилья в Северной Африке, разделенных на 50 провинций. Территориально Испания делится на автономные сообщества (Comunidades Autonomas): Андалусия (с Сеутой и Мелильей в Африке), Арагон , Астуриас (Княжество Астурия), Балеарес (Балеарские острова), Канариас (Канарские острова), Кантабрия , Кастилия Леон , Кастилия Ла Манча , Каталунья (Каталония), Эстремадура , Галисия , Мадрид , Мурсия , Наварра , Страна Басков (Эускади) (Pais vasco), Ла Риоха , Сообщество Валенсия .

Сохраняется также разделение национальной территории на исторические районы, которых 15 и которые практически совпадают с недавно образованными автономиями.

Политические партии

Наиболее влиятельные политические партии: Испанская социалистическая рабочая партия (PSOE), Народная партия (РР), Коммунистическая партия Испании (РСЕ), Демократический и социалистический центр, Народный альянс (АР).

Баскская националистическая партия была основана в 1894 – 1895 гг. братьями Сабино и Луисом Арана и является одной из старейших политических партий страны.

ЕТА (“Euskadi ta Askatasuna” (баск.) – “Страна Басков и свобода”) образована в г. Ведет вооруженную борьбу за независимость Страны Басков (Эускади).

Население

Население Испании на 1 января года составило 43,97 миллиона человек, в том числе 3,69 миллиона (8,4%) - иностранцы.

Такие данные опубликовали испанские СМИ со ссылкой на государственный Институт статистики. Как отмечают СМИ, если раньше Испания была одной из стран Европы, где проживало немного иностранцев, то сейчас по этому показателю она уступает только Германии и Австрии , где процент иностранцев составляет 9% и 8,7% соответственно. Испания уже опередила Францию (8%) и все остальные страны Европы.

Число иностранцев, живущих в Испании, особенно возросло в последние годы, что обусловлено резким притоком в страну иммигрантов. Так, в Испании в 1996 году их насчитывалось всего 542,3 тысячи человек, что в семь раз меньше, чем в настоящее время.

Среди иностранцев в Испании преобладают (в порядке убывания) марокканцы, эквадорцы, румыны и колумбийцы.

Население Испании достаточно продолжительное время составляло около 40 миллионов человек, что было обусловлено, в частности, самой низкой в Европе рождаемостью. Как отмечают специалисты, рост населения страны, вызван, прежде всего, притоком иммигрантов - они приезжают в Испанию в поисках работы, поскольку в стране дефицит рабочей силы.

Как отмечают эксперты, приток иммигрантов позволяет Испании сохранить растущие темпы экономического роста и систему социальных гарантий.

В Испании, где увеличение доли иностранного населения отмечено с года, число выходцев из третьих стран выросло в период с года по 1 января года с 1,1 миллиона до 3,7 миллионов человек (8,4% общей численности населения).

Самыми многочисленными иностранными жителями Испании являются марокканцы, эквадорцы, румыны и колумбийцы.

Называя жителей Испании испанцами, имеют в виду весь народ, все население этой страны. Однако на территории Испании есть исторические области, населенные и другими этносами. Население Испании составляет 43,97 млн. человек; около 3/4 - испанцы, другие этнические группы – каталонцы (около 6 млн. человек), галисийцы (около 3 млн. человек) и баски (около 800 тыс. человек).

На территории Испании живут около 200000 марокканцев. По общему количеству населения Испания занимает пятое место среди стран Европы. Городское население – 76,7% (1996). Средняя плотность населения около 78 человек на кв. км.

Язык

Официальный язык Испанского государства – испанский (кастильский, кастельяно). Испанский язык, сформировавшийся на основе кастильского наречия, является государственным языком страны. Но есть также и другие официальные языки, на которых говорят в национальных автономиях. В автономном сообществе Каталония , а также на Балеарских островах говорят на каталонском языке и его диалектах, в Галисии – на галисийском языке, в Стране Басков и Наварре – на баскском языке. Испанский, каталанский и галисийский языки относятся к романской группе (куда входят также итальянский, французский, португальский, румынский языки). Баскский язык ни на какой другой в мире не похож, что дает основания для различных версий происхождения этого народа (в частности, распространена версия о том, что баски – выходцы с Кавказа и родственники грузин).

Религия

Конституцией страны гарантирована свобода вероисповедания. Испания – страна католическая. Подавляющее большинство населения страны считают себя верующими католиками. Римо-католицизм исповедуют 98%, другие конфессии – протестантизм , иудаизм , ислам .

  • Мадрид . Кафедральный собор равноап. Марии Магдалины
  • Пальма де Майорка . Рождественский приход. Puerta Pintada No 9 (Calle San Miguel esquina Olmos) 07001 Palma de Mallorca. Архимандрит Макарий (Роселло). Благочинный. Тел.:+34 6 78 45 38 23; Игумен Серафим (Павлов)
  • Барселона . Приход в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Протоиерей Владимир Абросимов Тел.: +34 93 422 39 65; +34 6 87 210 629
  • Тенерифе . Приход в честь Сретения Господня на острове Тенерифе
  • Алтеа . Приход во имя Архангела Михаила 163-ий км дороги N-332 - Altea (Alicante). Окормляет протоиерей Николай Солдатёнков. Контакт: Диакон Владимир Жуков. Тел.: +34 6 46 342 852. Сайт: http://arkhangelmikhail-spain.com/
  • Аликанте . Приход Симеона Нового Богослова и свт. Иннокентия Московского (Ss Simeon y Inocencio). C/ Tucumán, 7. (Antiguo Colegio Salesiano) 54 03001- Alicante. Расписание Литургии: каждое воскресенье в 10ч.30. Священник Осиос Феррер. Тел.: +34 966 350 752; +34 649 630 999. Блог: http://iglesiaortodoxaenalicante.blogspot.com/ Приходской бюллетень: http://boletinsanserafindesarov1.blogspot.com/
  • Малага (Беналмадена). Приход вознесения Господня. Окормляет священник Андрей Кордочкин. Ответсвенный миряни: Борис Бакланов. Urb. Cascada de Camojan residencial, Las Merinas, casa Marvik, 29600, MALAGA
  • Овиедо . Община. Окормляет священник Андрей Кордочкин
  • Лас Пальмас - Гран Канария. Община Канарских островов. В храме Ermita Espiritu Santo, в центре города на одноименной улице, недалеко от собора, Las Palmas - GRAND CANARIA Тел.: +34 665 564 565. http://ortodoxcanarias.livejournal.com/

Географическое положение

Испания – государство на крайнем юго – западе Европы , занимает большую часть Пиренейского полуострова, Балеарские и Питиусские острова в Средиземном море, Канарские острова в Атлантическом океане.

Схематически она имеет форму, напоминающую растянутую шкуру быка. Испания – мост между двумя континентами, Европой и Африкой, и барьер, разделяющий два моря: Средиземное море и Атлантический океан.

Испания граничит на западе с Португалией (длина границы 1214 км), на севере – с Францией (623 км) и Андоррой (65 км), на юге – с Гибралтаром (1,2 км). Испания омывается на востоке и юге Средиземным морем, на западе – Атлантическим океаном, на севере – Бискайским заливом (Кантабрийским морем). Расстояние всего лишь в 14 км, ширина Гибралтарского пролива, отделяет Испанию от Африки .

Испании принадлежат Балеарские и Канарские острова, а также 5 суверенных зон в Северной Афике на побережье Марокко , на территории бывшего Испанского Марокко с городами Сеута и Мелилья. У Испании давний территориальный спор с Великобританией по вопросу Гибралтара.

Общая протяженность границы 1903,2 км, длина береговой линии 4964 км. Общая площадь Испании 504 782 кв. км (площадь суши – 499 400 км²). Это четвертое по величине европейское государство после России, Украины и Франции.

Название Испания (Hispania), которое дали стране римляне, происходит от Испалиса (Hispalis) (Севильи). Другая теория гласит, что название Испания кельтского происхождения и обозначает «вход» или «ключ».

История Испании

Древняя Испания

В древности Испанию населяли иберы , в V – III вв. до н.э. здесь расселились кельты . Вторгшиеся с севера кельты смешались с иберами, образовав кельтиберское население.

5000 до н.э. Начало земледелия на Пиренейском полуострове.

2500 до н.э. Обитатели поселения Лос – Мильярес обрабатывают металл; они верят в загробную жизнь. На этом поселении эпохи неолита, возможно, жили 2 тыс. человек.

1800 – 1100 до н.э. На юго – востоке Испании процветает развитая земледельческая культура Эль-Аргар.

1200 до н.э. Жители Менорки (культура талайотов) создают каменные постройки трех типов: таулы, талайоты и наветы.

К XII в. до н.э. на этих землях высадились финикийцы, их сменили греки, а затем карфагеняне. Во II тысячелетии до н.э. на Средиземноморском побережье Пиренейского полуострова основали свои колонии финикийцы и греки, в то время как центральная часть территории была заселена иберийскими и кельтскими племенами.

Около 1100 до н.э. Финикийцы основывают Гадир (ныне Кадис).

Клад бронзового века, найденный в 1963 г. в Вильене, близ Аликанте , включает 66 предметов из золота и серебра – чаши, сосуды и украшения. Он датируется 1000 г. до н.э.

775 до н.э. Финикийцы основывают колонии на побережье близ Малаги .

700 до н.э. Расцвет полулегендарного царства Тартесс . В древней Испании поклонялись и финикийским божествам. Особенно почитали богиню плодородия Иштар . Найдено бронзовое изображение богини VIII в. до н.э. из финикийской колонии.

Около 600 до н.э. Греки основывают колонии на северо – восточном побережье Испании. Греческие колонисты принесли с собой новые технологии, например гончарный круг. Их замечательная керамика была образцом для подражания. Найдена чернофигурная амфора VI в. до н.э. с изображением подвигов Геракла . В раннем железном веке железо использовалось только в быту, позднее появилось и оружие из этого металла. Кинжал из Бургоса, VI в. до н.э.

300 до н.э. «Дама из Эльче». Этот каменный бюст женщины IV в. до н.э. – превосходный образец иберского искусства. Его таинственная красота носит следы греческого влияния.

Раннее средневековье

Почти немедленно началась Реконкиста. Первым независимым королевством на территории Испании было королевство Астурия , и доныне каждый старший сын испанского короля получает наследный титул принца Астурийского.

Средние века

Христианская Испания объединяется под властью короля Фердинанда II Арагонского и королевы Изабеллы I Кастильской (Isabel I).

Кастилия и Арагон объединились в одно королевство и завершили освобождение страны от мавров. Со времени династической унии г. Кастилии и Арагона Испания – единое государство. Борьба за свободу закончилась лишь в году, когда Католические Короли Фердинанд и Изабелла получили ключи от Гранады из рук последнего арабского эмира на территории Испании.

С тех пор Испания стала единым государством. Она также начала создавать свою империю на основе открытий Христофора Колумба.

Золотой век

В XVI в. утвердился абсолютизм . В начале XVI в. сложилась испанская колониальная империя (основа – колониальные завоевания в Америке). Испанская империя достигла своего расцвета в XVI в. с расширением колоний в Южной и Центральной Америке и захватом Португалии в г. Унаследовавший испанский престол Карл из дома Габсбургов становится под именем Карла V императором Священной Римской империи, над которой “никогда не заходит солнце”.

С середины XVI в. начался экономический упадок Испании. Сын Карла V Филипп II переносит столицу из Толедо в Мадрид . Гибель