Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

К какому периоду развития человеческого общества относится зарождение сельскохозяйственного производства. Возрастные периоды жизни человека и его психического развития. Принципы и подходы

Вопрос 1. Как отражалась на окружающей сре-де деятельность первобытного человека?

Уже более 1 млн. лет назад питекантропы добывали пищу путем охоты. Неандертальцы использовали для охоты разнообразные ка-менные орудия, загоняли добычу коллектив-но. Кроманьонцы создали силки, остроги, копьеметалки и другие приспособления. Одна-ко все это не вносило серьезных изменений в структуру экосистем. Воздействие человека на природу усилилось в эпоху неолита, когда все большее значение стали приобретать скотовод-ство и земледелие. Человек начал разрушать естественные сообщества, не оказывая, одна-ко, пока еще глобального воздействия на био-сферу в целом. Тем не менее нерегулируемый выпас скота, а также сведение лесов ради топ-лива и под посевы уже в то время изменяли со-стояние многих природных экосистем.

Вопрос 2. К какому периоду развития челове-ческого общества относится зарождение сельскохо-зяйственного производства?

Сельское хозяйство появилось после окон-чания оледенения в эпоху неолита (нового ка-менного века). Обычно этот период датируют 8-3 тысячелетиями до н. э. В это время чело-век одомашнил несколько видов животных (сначала собаку, затем копытных — свинью, овцу, козу, корову, лошадь) и начал возделы-вать первые культурные растения (пшеницу, ячмень, бобовые).

Вопрос 3. Назовите причины возможного воз-никновения недостатка воды в ряде районов мира.

Недостаток воды может возникнуть в ре-зультате различных действий человека. При возведении плотин, изменении русла рек про-исходит перераспределение водостока: одни территории заливаются, другие начинают страдать от засухи. Усиленное испарение с по-верхности водохранилищ ведет не только к об-разованию дефицита воды, но и изменяет кли-мат целых регионов. Поливное земледелие ис-тощает запасы поверхностных и почвенных вод. Вырубка лесов на границе с пустынями способствует формированию новых территорий с недостатком воды. Наконец, причинами мо-гут быть высокая плотность населения, чрез-мерные потребности промышленности, а также загрязнение имеющихся водных запасов.

Вопрос 4. Как сказывается на состоянии био-сферы уничтожение лесов? Материал с сайта

Сведение лесов катастрофически ухудшает состояние биосферы в целом. В результате вы-рубки усиливается поверхностный сток воды, что повышает вероятность наводнений. Начи-нается интенсивная эрозия почвы, ведущая к разрушению плодородного слоя и загрязнению водоемов органическими веществами, цвете-нию воды и т. п. Сведение лесов увеличивает количество углекислого газа в атмосфере, что является одним из факторов усиления парни-кового эффекта; в воздухе растет количество пыли; актуальна и опасность постепенного уменьшения количества кислорода.

Вырубка крупных деревьев разрушает ус-тоявшиеся лесные экосистемы. Они сменяют-ся гораздо менее продуктивными биоценоза-ми: мелколесьем, болотами, полупустынями. При этом могут безвозвратно исчезать десятки видов растений и животных.

В настоящее время основными «легкими» нашей планеты являются экваториальные тропические леса и тайга. Обе эти группы эко-систем нуждаются в чрезвычайно бережном отношении и охране.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • назовите причины возможного возникновения недостатка воды в ряде районов мира
  • как сказывается на состояние биосферы уничтожение лесов
  • сочинение на тему биосфера и человек
  • Биология.Как отразилась на окружающей среде деятельность первобытного человека?
  • к какому периоду развития человеческого общества относится зарождение сельсхохощяйственого производства

Человек с рождения и до смерти проходит разные возрастные периоды.

Существует несколько популярных научных подходов , рассматривающих данный вопрос с социальной, и педагогической точки зрения.

Понятие

Возрастная периодизация — это классификация уровня развития человека в зависимости от его возраста, начиная от момента рождения и заканчивая смертью.

Данный показатель имеет не только социальное, психологическое, но и правовое значение.

Так, в определенном возрасте наступает уголовная ответственность, появляется право на представление своих интересов, право голоса, право на получение пенсии и т.д.

Любой этап жизни человека имеет свои особенности, проблемы и приоритеты. Каждому отрезку жизни соответствует определенный уровень социализации, конкретное психическое состояние.

Периодизация психического развития

Психическое развитие — это состояние человека, по которому можно судить об уровне зрелости его личности с психологической точки зрения. Психологический возраст складывается из следующих составляющих:


В реальности отдельные составляющие психологического возраста человека могут совершенно не совпасть между собой и с реальным биологическим возрастом.

Классификация по годам

Общая классификация по годам в таблице:

Возрастной период

Особенности развития и коммуникации

новорожденные

Появление на свет является серьезным , поскольку резко прекращается его внутриутробное существование и он попадает в новую, незнакомую среду. В раннем младенческом возрасте ребенок неразрывно связан с матерью, через контакт с ней познает окружающий мир. Развитие происходит неосознанно, рефлекторно, в соответствии с заложенной природой генетической программой.

Значительное развитие психики, появление первых социальных навыков — улыбка, смех, контакт со взрослыми, распознавание близких людей. Мать все еще имеет преимущественное значение для ребенка, но он уже начинает осознавать возможность своего существования отдельно от нее.

Происходит психологическое отделение ребенка от матери, осознание собственного «Я». В 3 года у большинства детей наступает кризис развития — стремление продемонстрировать свою самостоятельность и независимость, негативизм, отрицание. Дети часто не желают выполнять просьбы взрослых и стремятся действовать в соответствии со своими желаниями. Отказ в удовлетворении просьбы вызывает .

Дети начинают разговаривать, учатся играть с другими детьми. Словарный запас в этом возрасте еще ограничен.

Дети постигают правила и нормы, существующие в обществе. Осознают, какое поведение является допустимым. Начинают активно взаимодействовать со сверстниками. Родители в этом возрасте постепенно отходят на второй план. Словарный запас и знания об окружающем мире постоянно расширяются.

Дети до 7 лет постоянно задают множество вопросов, на которые хотят получить ответы.

Ребенок постепенно теряет детскую непосредственность. У него формируется , активно развивается внутренняя психическая жизнь, появляются собственные суждения.

В этот период особое значение приобретает школьная жизнь. У ребенка развивается логическое мышление, самодисциплина, умение контролировать эмоции.

Развивается нравственность, устанавливаются основные моральные принципы и вырабатывается отношение к существующим в обществе законам.

Наиболее сложный период в жизни каждого человека, когда происходящие в организме значительные гормональные изменения отражаются на поведении, самооценке, отношениях со сверстниками и семьей. Основная проблема в том, что в результате значительных изменений во внешности ребенка (развитии вторичных половых признаков) он начинает осознавать себя взрослым, но в силу его возраста для общества подросток все еще остается ребенком.

Необходимость подчинения родителям, учителям часто вызывает недовольство, протест.

На первое место выходят отношения со сверстниками, которые становятся главными авторитетами. Коммуникативные навыки (умение влиться в коллектив, завоевывать друзей, нравится противоположному полу) приобретают особое значение.

Молодые люди

В этом возрасте все подростковые бури остается позади. Молодые люди обретают определенную , осознают свои интересы и предпочтения. Окончательно формируется картина восприятия окружающего мира, устанавливается система моральных принципов.

В этот период происходит выбор дальнейшего направления развития в социальном плане — .

Как правило, в это же время наступает период первых серьезных отношений, первой взрослой .

Взрослые люди

Период зрелости и максимальной работоспособности. В это время люди находятся на пике своего интеллектуального, физического, психического развития.

Это период активной профессиональной деятельности, создания семьи, .

В это время у большинства людей уже есть стабильная профессия, семья, растут дети. При этом появляются первые признаки старения — морщины, седина, снижение сексуальной и физической активности.

Кризис среднего возраста настигает людей независимо от степени их социального и психического благополучия.

В это время происходит оценка пройденных этапов жизни, анализ своих успехов и неудач. Нередко принимается решение о необходимости изменений в жизни изменений, об исправлении ошибок, сделанных ранее.

Средний возраст — это время, когда у большинства людей дети находятся в подростковом периоде, а родители уже постарели или умерли. Сложности в общении с детьми и необходимость заботы о пожилых родителях требуют значительных затрат энергии.

46 — 60 лет

Как правило, преодолев непростой период среднего возраста, люди ближе к 60 годам вступают в пору стабильности и спокойной уверенности в себе. Большая часть жизни остается позади и в это время люди начинают по-настоящему ценить то, что у них есть.

61-75 лет (пожилые)

У большинства пожилых людей на первое место выходят проблемы со здоровьем, поскольку к этому времени обостряются все хронические заболевания и появляется общая слабость организма.

При этом социальная активность, стремление к коммуникации, включенность в жизнь семьи не ослабевают.

Многие пожилые люди продолжают осуществлять трудовую деятельность, что дает им дополнительный стимул к жизни.

76-90 лет (старые)

Большинство старых людей уже находятся на пенсии и сфера их интересов ограничивается собственным здоровьем, общением с семьей, заботой о внуках.

У стариков значительно изменяется характер — он становится менее эмоциональным, ригидным.

Нередко в этом возрасте проявляется некоторая инфантильность и эгоизм.

У многих появляется тревожность, бессонница, страх смерти.

старше 90 лет (долгожители)

Активно проявляется физическая несамостоятельность, пассивность, тревожность и неуверенность.

Большое значение приобретает наличие рядом близких людей, способных оказать максимальную помощь.

Страх смерти у большинства притупляется и на смену ему приходит объективное осознание скорого конца жизненного пути.

Принципы и подходы

Классификация строится на оценке следующих показателей:


Основой периодизации является определение реального возраста человека , которому свойственны указанные выше особенности.

При этом дополнительный анализ психического, биологического состояния позволяет более индивидуально подойти к оценке личности.

Эльконина

Д.Б. Эльконин склонялся к мнению, что возрастная градация имеет огромное научное значение. Построение грамотной классификации позволяет определить движущие силы развития человека на каждом этапе его жизни.

Полученные в результате знания способствуют формированию наиболее полноценной педагогической системы, разработке эффективных правил воспитания подрастающего поколения.

Особое значение ученый придавал ранним этапам жизни человека, когда закладывается основная система ценностей и формируется мировоззрение. Стандартные возрастные фазы Эльконин разделил на периоды:

Каждый период оценивается по четырем показателям:

  • социальное воздействие — влияние общества на формирование личности ребенка;
  • ведущая деятельность — тип активности, оказывающей приоритетное воздействие на психическое состояние;
  • кризис — негативный период в рамках каждой фазы, который нужно преодолеть, что перейти на следующий уровень.
  • новообразования — появившиеся на новом этапе знания, умения и навыки.

Эриксона

Э. Эриксон выделил 8 стадий развития личности, каждой из которых соответствует определенная задача .

По мнению ученого на каждой стадии при достижении задачи у человека проявляются приоритетные сильные и слабые стороны.


Выготского

Л.С. Выготский уделял особое внимание детству, поскольку считал, что понимание специфики каждого этапа развития ребенка дает родителям возможность скорректировать свое поведение и лучше понять ребенка.

Периоды, выделяемые Выготским :

Выготский и его периодизация развития психики:

Фрейда

З. Фрейд считал, что поведение человека является результатом работы его бессознательного. Главная движущая сила — сексуальная энергия.

Ученый выделял следующие стадии развития сексуальности:


Проблемы периодизации

Не всегда фактический возраст человека совпадает с уровнем его психического развития, со степенью социализации.

Большинство очерченных границ могут сдвигаться в любую сторону с учетом особенностей конкретной личности. Наиболее расплывчаты границы периодизации применительно к подростковому возрасту.

В любом случае один период уступает место другому, когда происходит появление качеств и свойств, которых не было ранее.

Переход на следующий этап развития и мироощущения автоматически означает смену периода жизни .

Таким образом, на каждом этапе жизни человеку свойственны определенные особенности эмоционального, психического, интеллектуального развития.

Вопрос возрастной периодизации волновал многих известных ученых и продолжает вызывать интерес в современной науке.

Вопрос 1. Как отражалась на окружающей среде деятельность первобытного человека?
Уже более 1 млн лет назад питекантропы добывали пищу путем охоты. Неандертальцы использовали для охоты разнообразные каменные орудия, загоняли добычу коллективно. Кроманьонцы создали силки, остроги, копьеметалки и другие приспособления. Однако все это не вносило серьезных изменений в структуру экосистем. Воздействие человека на природу усилилось в эпоху неолита, когда все большее значение стали приобретать скотоводство и земледелие. Человек начал разрушать естественные сообщества, не оказывая, однако, пока еще глобального воздействия на биосферу в целом. Тем не менее, нерегулируемый выпас скота, а также сведение лесов ради топлива и под посевы уже в то время изменяли состояние многих природных экосистем.

Вопрос 2, К какому периоду развития человеческого общества относится зарождение сельскохозяйственного производства?
Сельское хозяйство появилось после окончания оледенения в эпоху неолита (нового каменного века). Обычно этот период датируют 8-3 тысячелетиями до н. э. В это время человек одомашнил несколько видов животных (сначала собаку, затем копытных - свинью, овцу, козу, корову, лошадь) и начал возделывать первые культурные растения (пшеницу, ячмень, бобовые).

Вопрос 3. Назовите причины возможного возникновения недостатка воды в ряде районов мира.
Недостаток воды может возникнуть в результате различных действий человека. При возведении плотин, изменении русла рек происходит перераспределение водостока: одни территории заливаются, другие начинают страдать от засухи. Усиленное испарение с поверхности водохранилищ ведет не только к образованию дефицита воды, но и изменяет климат целых регионов. Поливное земледелие истощает запасы поверхностных и почвенных вод. Вырубка лесов на границе с пустынями способствует формированию новых территорий с недостатком воды. Наконец, причинами могут быть высокая плотность населения, чрезмерные потребности промышленности, а также загрязнение имеющихся водных запасов.

Вопрос 4. Как сказывается на состоянии биосферы уничтожение лесов?
Сведение лесов катастрофически ухудшает состояние биосферы в целом. В результате вырубки усиливается поверхностный сток воды, что повышает вероятность наводнений. Начинается интенсивная эрозия почвы, ведущая к разрушению плодородного слоя и загрязнению водоемов органическими веществами, цветению воды и т. п. Сведение лесов увеличивает количество углекислого газа в атмосфере, что является одним из факторов усиления парникового эффекта; в воздухе растет количество пыли; актуальна и опасность постепенного уменьшения количества кислорода. Вырубка крупных деревьев разрушает устоявшиеся лесные экосистемы. Они сменяются гораздо менее продуктивными биоценозами: мелколесьем, болотами, полупустынями. При этом могут безвозвратно исчезать десятки видов растений и животных.
В настоящее время основными «легкими» нашей планеты являются экваториальные тропические леса и тайга. Обе эти группы экосистем нуждаются в чрезвычайно бережном отношении и охране.

Исторические периоды и эпохи

Первобытное общество

до ок. 3000 года до н. э . (объединение Верхнего и Нижнего Египта)

Палеолит и мезолит

Неолит

Бронзовый век

Железный век

Древний мир

3000 г. до н. э. - 476 г. н. э. (падение Римской империи)

Эллинизм

Древний Рим

Средние века

476 - конец XV века (начало эпохи Великих географических открытий)

Раннее Средневековье (конец V - середина XI веков)

Высокое (классическое) Средневековье (середина XI - конец XV веков)

Раннее Новое время (или позднее Средневековье)

конец XV в. - 1789 (начало Великой французской революции)

Эпоха Возрождения (Ренессанс)
Началом эпохи Возрождения считается начало XIV века в Италии, XV-XVI век-в других странах Европы.
Окончанием эпохи историки считают последнюю четверть XVI века и в некоторых случаях - первые десятилетия XVII века.

Возрождение делят на 4 этапа:
Проторенессанс (2-я половина XIII века - XIV век)
Раннее Возрождение (начало XV - конец XV века)
Высокое Возрождение (конец XV - первые 20 лет XVI века)
Позднее Возрождение (середина XVI - 1590-е годы)

Эпоха великих географических открытий (XV век - XVII век)

Реформаци я (XVI век- начало XVII века)

Часть эпохи Просвещения

Новое время

1789 - 1918 (окончание Первой мировой войны)

Часть эпохи Просвещения
Относительно датировки этой мировоззренческой эпохи единого мнения не существует. Одни историки относят её начало к концу XVII века, другие - к середине XVIII века.
В XVII веке основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778) или с началом Наполеоновских войн (1800-1815).
В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: «Славной революции» в Англии (1688) и Великой французской революции (1789).

Промышленный переворот (вторая половина XVIII века -XIX век)

XIX век

Новейшая история

1918 - наши дни

Исторические эпохи в искусстве

Примерное обозначение эпох в хронологическом порядке

Период (эпоха) Временной отрезок
Древний период с момента возникновения первых наскальных рисунков заканчивая 8-м веком до н. э.
Античность с 8-го века до н. э. до 6-го века н. э.
Средневековье
романский стиль 6-10-й века
готика 10-14-й века
Возрождение знаменитые 14-16-й века
Барокко 16-18-й века
Рококо 18-й век
Классицизм формировался на фоне прочих направлений с 16-го по 19-й век
Романтизм первая половина 19-го века
Эклектизм вторая половина 19-го столетия
Модернизм начало 20-го века
Модерн- довольно обобщенное название для данной творческой эпохи. В разных странах и в различных направлениях искусства формировались свои течения.

Летоисчисление и хронология

Общепринятой в большинстве стран является хронология на основе Христианской эры («наша эра» - с момента предполагаемого рождения Иисуса Христа).
Наша эра, н. э. (также называют "новая эра") - текущий период времени, начиная с 1 года по юлианскому и григорианскому календарям. Предшествующий ему (заканчивающийся до начала первого года) - период до нашей эры, до н. э.
Название часто используется в религиозной форме «от Рождества Христова», сокращённая запись - «от Р. Х.», и, соответственно, «до Рождества Христова», «до Р. Х.».

Нулевой год не используется ни в светской, ни в религиозной нотациях - так было заведено Бедой Достопочтенным в начале VIII века (ноль тогда вообще не был распространён в культуре). Однако нулевой год применяется в астрономической записи (англ. Astronomical year numbering) и в стандарте ISO 8601.

По мнению большинства учёных, при вычислении в VI веке римским игуменом Дионисием Малым года Рождества Христова, была сделана ошибка в несколько лет.

Века по тысячелетиям

Тысячелетия

Века

До нашей эры (до н. э.)

12-е тысячелетие до н. э.

11-е тысячелетие до н. э.

10-е тысячелетие до н. э.

9-е тысячелетие до н. э.

8-е тысячелетие до н. э.

7-е тысячелетие до н. э.

6-е тысячелетие до н. э.

5-е тысячелетие до н. э.

4-е тысячелетие до н. э.

3-е тысячелетие до н. э.

2-е тысячелетие до н. э.

1-е тысячелетие до н. э.

Наша эра (н.э.)

1-е тысячелетие н.э.

2-е тысячелетие н.э.

3-е тысячелетие н.э.

Века и годы до н.э

Какие годы относятся к каким векам

Века (столетия) до н.э. Годы
5-е тысячелетие до нашей эры
L (50) 4901 - 5000 гг до н.э.
XLIX (49) 4801 - 4900 гг до н.э.
XLVIII (48) 4701 - 4800 гг до н.э.
XLVII (47) 4601 - 4700 гг до н.э.
XLVI (46) 4501 - 4600 гг до н.э.
XLV (45) 4401 - 4500 гг до н.э.
XLIV (44) 4301 - 4400 гг до н.э.
XLIII (43) 4201 - 4300 гг до н.э.
XLII (42) 4101 - 4200 гг до н.э.
XLI (41) 4001 - 4100 гг до н.э.
4-е тысячелетие до нашей эры
XL (40) 3901 - 4000 гг до н.э.
XXXIX (39) 3801 - 3900 гг до н.э.
XXXVIII (38) 3701 - 3800 гг до н.э.
XXXVII (37) 3601 - 3700 гг до н.э.
XXXVI (36) 3501 - 3600 гг до н.э.
XXXV (35) 3401 - 3500 гг до н.э.
XXXIV (34) 3301 - 3400 гг до н.э.
XXXIII (33) 3201 - 3300 гг до н.э.
XXXII (32) 3101 - 3200 гг до н.э.
XXXI (31) 3001 - 3100 гг до н.э.
3-е тысячелетие до нашей эры
XXX (30) 2901 - 3000 гг до н.э.
XXIX (29) 2801 - 2900 гг до н.э.
XXVIII (28) 2701 - 2800 гг до н.э.
XXVII (27) 2601 - 2700 гг до н.э.
XXVI (26) 2501 - 2600 гг до н.э.
XXV (25) 2401 - 2500 гг до н.э.
XXIV (24) 2301 - 2400 гг до н.э.
XXIII (23) 2201 - 2300 гг до н.э.
XXII (22) 2101 - 2200 гг до н.э.
XXI (21) 2001 - 2100 гг до н.э.
2-е тысячелетие до нашей эры
XX (20) 1901 - 2000 гг до н.э.
XIX (19) 1801 - 1900 гг до н.э.
XVIII (18) 1701 - 1800 гг до н.э.
XVII (17) 1601 - 1700 гг до н.э.
XVI (16) 1501 - 1600 гг до н.э.
XV (15) 1401 - 1500 гг до н.э.
XIV (14) 1301 - 1400 гг до н.э.
XIII (13) 1201 - 1300 гг до н.э.
XII (12) 1101 - 1200 гг до н.э.
XI (11) 1001 - 1100 гг до н.э.
1-е тысячелетие до нашей эры
X (10) 901 - 1000 гг до н.э.
IX (9) 801 - 900 гг до н.э.
VIII (8) 701 - 800 гг до н.э.
VII (7) 601 - 700 гг до н.э.
VI (6) 501 - 600 гг до н.э.
V (5) 401 - 500 гг до н.э.
IV (4) 301 - 400 гг до н.э.
III (3) 201 - 300 гг до н.э.
II (2) 101 - 200 гг до н.э.
I (1) 1 - 100 гг до н.э.

Века и годы н.э

Какие годы относятся к каким векам

Века (столетия) н.э Годы
1-е тысячелетие нашей эры
I (Первый век) 1 - 100 гг
II (Второй век) 101 - 200 гг
III (Третий век) 201 - 300 гг
IV (Четвертый век) 301 - 400 гг
V (Пятый век) 401 - 500 гг
VI (Шестой век) 501 - 600 гг
VII (Седьмой век) 601 - 700 гг
VIII (Восьмой век) 701 - 800 гг
IX (Девятый век) 801 - 900 гг
X (Десятый век) 901 - 1000 гг
XI (Одиннадцатый век) 1001 - 1100 гг
XII (Двенадцатый век) 1101 - 1200 гг
XIII (Тринадцатый век) 1201 - 1300 гг
XIV (Четырнадцатый век) 1301 - 1400 гг
XV (Пятнадцатый век) 1401 - 1500 гг
XVI (Шестнадцатый век) 1501 - 1600 гг
XVII (Семнадцатый век) 1601 - 1700 гг
XVIII (Восемнадцатый век) 1701 - 1800 гг
XIX (Девятнадцатый век) 1801 - 1900 гг
XX (Двадцатый век) 1901 - 2000 гг
XXI (Двадцать первый век) 2001 - 2100 гг

Смотрите также