Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Как научиться управлять собой классный час. Классный час «Как научиться управлять собой. Моральные качества. Поступки в повседневной жизни. Притча о двух волках

Тема классного часа: Учитесь управлять собой (Инсценировка)

Цель: способствовать реализации невостребованных резервов организма подростков, улучшению их здоровья.

Действующие лица:

Вася, ученик 10 класса.

Позитивное отношение к жизни.

Разумный образ жизни.

Вася (лежа на диване). Надоела вся эта жизнь. Одно и то же: в школе - учителя зудят, дома - родители пристают, в тусовке - одни и те же тупые разговоры. Мрак и беспросветность, настроение на нуле. Делать ничего не хочу, лежал бы целыми днями на диване и плевал в потолок. (Включает телевизор.)

Телевизор (бодрым голосом диктора). Друзья! Как прекрасно осознавать, что ты живешь, и уж только поэтому испытывать счастье! Мы обладаем бесценными дарами: мозгом - чтобы мыслить, мечтать, глазами - чтобы видеть прекрасную природу, красивые лица, слухом - чтобы слышать музыку, пение птиц, шелест травы. Мы можем творить, двигаться, любить, получать массу удовольствий от жизни, и вопрос только в том, умеем ли мы все это замечать, ощущать, радоваться.

Вася (выключая телевизор). Опять чушь какую-то по ящику несут. Слушать противно. Вот был бы человек самонастраивающейся системой, как компьютеры будущего, половина проблем бы решилась. А то, чтобы уйти от депрессухи, сколько сейчас ребят на наркотики подсело! Чему радоваться-то, все противно, все болит. Посплю-ка я лучше, пока предки с работы не пришли.

Отворачивается к стенке и засыпает.

Внутренний голос № 2. А главное - он и не пытается выйти из замкнутого круга, ведь никто его этому не учил. Надо бы ему помочь, ведь он совсем юный и пока еще полон сил. Давай позовем две Главные Опоры в жизни. Они, как видения, явятся во сне к Васе и все растолкуют.

Появляются Главные Опоры: Позитивное отношение к жизни и Разумный образ жизни.

Мой юный друг! Пойми, ведь ты не живешь, а безрадостно функционируешь и в суете не замечаешь, как летят дни, месяцы, годы. Вместо того чтобы с юмором относиться к своим неприятностям, ты тягостно их переживаешь, копишь недовольства и обиды, отчего страдаешь прежде всего сам. А ведь неурядицы, жизненные противоречия - это норма жизни, они не должны занимать в нашем сознании больше места, чем того стоят. «Юмор - соль жизни, - говорил Карел Чапек, - кто лучше просолен, дольше выдержит». Главная мудрость состоит в том, чтобы радоваться каждому мгновению. Эта мудрость приходит не сразу, но к ней необходимо стремиться, тогда уныние тебя никогда не настигнет. Давай попробуем посмотреть, сможешь ли ты найти радость в такой ситуации: раннее утро, понедельник, звенит будильник, пора вставать и идти в школу.

Вася (во сне). Разве этому можно радоваться? А впрочем... Почему бы не попробовать стать другим, вот народ-то удивится. Надо будет начать почаще улыбаться и поменьше строить из себя крутого. В конце концов в этом есть какой-то азарт!

Позитивное отношение к жизни . Вполне правильное решение. Смотри, не забудь про него, когда проснешься.

Позитивное отношение к жизни . Кроме мысленного самовнушения, есть и иной способ самозащиты от отрицательных эмоций - мышечная разрядка с помощью физических упражнений. У предков человека после сильных эмоций всегда следовала интенсивная физическая нагрузка: они защищались, нападали или убегали. У современного человека подавляемый гнев направляется внутрь организма, оказывая избыточное воздействие на внутренние органы, поэтому любые переживания сложных ситуаций связаны с ухудшением самочувствия.

Вася (во сне). Это значит, на уроке после конфликта с учителем надо поднять руку и сказать: «Мария Ивановна, отпустите меня в тренажерную, мне нужна мышечная разрядка?» Да она меня сразу же к директору отправит, а сама за валидолом полезет, хотя ей тоже бы следовало в тренажерную отправиться!

Позитивное отношение к жизни. Вася, во-первых, я надеюсь, что ты пе забыл про свои намерения прекратить лезть на рожон, а во-вторых, если вдруг и случится такая оказия, то это не значит, что надо куда-то бежать: вполне достаточно попеременно начать сокращать, к примеру, икроножные мышцы. А кстати, человек сжимает и разжимает кулаки именно в конфликтной ситуации, подсознательно снимая этим напряжение.

Разумный образ жизни . Буду надеяться, что тебя удалось немного убедить в том, что относиться к жизни надо радостно. Жизнь - это величайшая ценность во всех своих проявлениях, а полноценная жизнь немыслима без здоровья. Сократ говорил о том, что тело человека не болеет отдельно и независимо от его души, значит, физическое и психическое здоровье человека тесно взаимосвязаны. Каждый человек может научиться сознательно влиять на свое здоровье, своевременно и постоянно восстанавливать физические, психические и духовные жизненные силы.

Вася (во сне). Ну, сейчас опять пойдут разговоры про здоровый образ жизни. Нам про это на каждом уроке биологии рассказывают, только мы все равно ничего не слушаем. Взрослые говорят одно, а сами пьют, курят, едят что попало, смотрят ночами напролет всякую муть по телевизору.

Разумный образ жизни . Каждый из нас имеет свободу выбора, и чем человек больше знает, тем он более свободен в своем выборе, тем он более сознательно это делает. Я хочу, чтобы ты, к примеру, знал, что, по подсчетам ученых, кроме ночного сна, человек должен посвящать своему здоровью и отдыху ежесуточно около трех часов. Большую часть этого времени следует отводить на физические нагрузки, разумное питание, закаливание, бывать на природе.

Вася (во сне). А где взять время и силы? И так от усталости еле ноги передвигаешь, а тут еще дополнительно три часа напрягаться! Я даже постель не застилаю, чтобы прийти из школы и рухнуть на койку.

Разумный образ жизни . Весь фокус состоит в том, что чем меньше ты двигаешься, тем быстрее ты устаешь от малейшего напряжения. Попробуй завтра встать на полчаса раньше, размяться с гантелями под любую музыку, принять душ, выходя из дома, забыть про лифт и не ехать в переполненном автобусе, а идти пешком. Уверяю, что ты явишься на занятия не вялым и расслабленным, как всегда, а достаточно бодрым, и сможешь эффективно воспринимать объяснения учителя.

Вася (во сне). Ладно уж, если начинать новую жизнь, то во всем. В конце концов, бросить это я всегда успею. А вообще я слышал, что есть и другие способы разгрузки, кроме этих, общеизвестных.

Разумный образ жизни. Действительно, они есть. Один из них - мышечное расслабление, с помощью которого можно добиться совершенствования своей психики и тела. Расслабляя мышцы, ты даешь полноценный отдых всему организму, избавляешься от разных болей, устраняешь многие психические комплексы. Вспомни напряженные лица людей в транспорте - наморщенные лбы, плотно сжатые рты, и научись «разморщиниваться»: слегка разомкни зубы и губы, улыбнись глазами - совсем другое лицо! Помнится, ты переживал, что человек - не самонастраивающаяся система, так вот на мышечном расслаблении построена древнеиндийская система гимнастических упражнений - йога, освоив которую, можно научиться приемам саморегуляции и сделать шаг вперед в своем психофизическом совершенствовании.

Вася (во сне). Да, я знаю, что йогой можно достичь забойных результатов. У нас в компании был парень, который этой гимнастикой так увлекся, что у него все в жизни наладилось: и отношения с родителями, и в школе, и учиться стал значительно лучше. Я вообще доверяю древним рецептам оздоровления больше, чем этому современному здоровому образу жизни.

Разумный образ жизни . Должен тебе сказать, что здоровому образу жизни учили еще древние мыслители. Великий Гиппократ говорил об умеренности в еде, бесполезности чрезмерно длительного сна и вредности недосыпания, о благотворном влиянии физических нагрузок, в том числе прогулок на свежем воздухе. Он имел все основания давать советы о том, как сохранить здоровье и удлинить свою жизнь, поскольку сам прожил 92 года при средней продолжительности жизни в то время 25-35 лет.

Вася (во сне). Смотри-ка, действительно все, как у нас. А вот как ты можешь объяснить такую историю? Однажды в очередной раз я со всеми поссорился и мне было очень плохо. В гот день я проходил мимо театра, мне предложили лишний билет, и я его купил. Спектакль был очень трогательный, и у меня во время действия пошли по всему телу мурашки и даже слезы выступили, хотя ничего трагического и страшного на сцене не было. От этого переживания вдруг пришло ощущение радости жизни, я понял, что все будет хорошо.

Разумный образ жизни . Молодец, ты точно описал состояние, которое в психологии называется катарсис. Оно определяется как эмоциональное потрясение, испытываемое человеком под воздействием произведений искусств, природы. Это отличный способ освободиться, вытеснить тяжелые, иногда мучительные переживания положительными, достичь состояния внутреннего облегчения. Создавая себе условия для чувственной эстетической разрядки, можно регулировать свое самочувствие.

Вася (во сне). Катарсис - это конечно, классно, это бывает нужно. Понимаешь, не только я, но и многие мои приятели живут в постоянном напряжении, состоянии тревоги, как бы все время ожидаем неприятностей, даже если к тому нет никаких причин.

Разумный образ жизни. Прежде чем впадать в уныние по поводу предстоящей неприятности, сделай следующее:

1. Осмысли и максимально проясни для себя предстоящую ситуацию.

2. Сняв тревожный фактор неопределенности, проиграй в лицах свою роль.

3. Проанализировав другие подобные ситуации, прими решение о том, с чем тебе по силам справиться сейчас.

4. Представь, как ты будешь себя вести в случае краха.

5. Нельзя недооценивать ситуацию, но ни к чему и излишняя ее драматизация. В любом случае надо всегда помнить, что большинство событий ничтожны по сравнению с твоей возможностью жить, любить, с возможностью все изменить и начать сначала.

Позитивное отношение к жизни и Разумный образ жизни (хором). Прощай, Вася. Мы будем рады навестить тебя снова. Помни, что полноценная жизнь любого человека основана на законе единства физического и психического здоровья. Организуй себя во благо долгой, полноценной и желанной жизни, помни о душе и теле, не давай им лениться.

Вася (просыпаясь). Ведь приснится же такая глупость. А впрочем, глупость ли? Что если со мной произошло такое же самое прозрение, как и с Менделеевым, когда он во сне увидел таблицу? Надо будет рассказать своим. Ну их, засмеют ведь...

А что если все это испробовать на себе? Вроде я все запомнил, голова ясная, как никогда. Решено: в конце концов я ничего от этого не потеряю, а может, наоборот, приобрету.

    Задание № 4. «Прогнозируем поступок».

    Трем ученикам предлагается выйти из кабинета. В их отсутствие зачитывается ситуация. Ученикам предлагается высказать предположения о том, как бы поступили в этой ситуации «испытуемые». Заслушав предположения учащихся, «испытуемым» предлагают войти. Их знакомят с ситуацией и просят сказать, как бы они поступили в этом случае. Можно повторить с другими «испытуемыми» на примере новой ситуации.

    Ситуация 1.

    Между двумя вашими одноклассниками возник конфликт, который мешает вам успешно учится. Каждый из них в отдельности обращался к вам с просьбой, чтобы вы разобрались и поддержали его позицию.
    Как бы вы поступили в этой ситуации?

    Ситуация 2.

    В самый напряженный момент завершения задания в классе нарушена дисциплина, в результате чего написана служебная записка на ваш класс. Вам неизвестен виновник. Однако выявить и наказать его надо.

    Как бы вы поступили на этом месте?

    Ситуация 3.
    У вас создались натянутые отношения с одноклассником. Допустим, что причины этого вам не совсем ясны, но нормализовать отношения необходимо, чтобы не страдала учеба.
    Чтобы Вы предприняли в первую очередь?

    Задание № 5. (Работа в подгруппах). Каждому учащемуся необходимо заполнить последнюю колонку из таблицы задания № 1. После чего подгруппам выдаются чистые листы. Каждой подгруппе необходимо разработать и записать правила поведения между людьми, которые, должен выполнять каждый воспитанный и культурный человек. Каждая подгруппа зачитывает свои правила или оформляют их на листе ватмана.

    Вопросы учащимся:

    · Сложны ли эти правила, чтобы их выполнять?

    Согласны ли вы соблюдать их?

    Что может помешать в нашем классе не соблюдать эти правила?

    Что даст вам соблюдение этих правил?

    (Заслушиваются ответы учащихся).

    Заключительное слово педагога: «Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, что бы людям, окружающим тебя было хорошо». (В.А.Сухомлинский)

    Самовоспитание начинается с умения оценить, контролировать, наконец поправлять самого себя, брать ответственность. Попробуйте поразмыслить над этим самостоятельно.

    Формы раздаточного материала в приложении.

    Приложение1

    Задание №1

    Мои положительные качества

    Мои отрицательные качества

    Заание №1

    Запишите свои положительные и отрицательные качества. По ходу классного часа подумайте о том, что вам нужно изменить в своем поведении для того, чтобы вас уважали в ученическом коллективе, окружающие люди и запишите в последней колонке.

    Мои положительные качества

    Мои отрицательные качества

    Что мне нужно изменить в своем поведении …

    Задание №1

    Запишите свои положительные и отрицательные качества. По ходу классного часа подумайте о том, что вам нужно изменить в своем поведении для того, чтобы вас уважали в ученическом коллективе, окружающие люди и запишите в последней колонке.

    Мои положительные качества

    Мои отрицательные качества

    Что мне нужно изменить в своем поведении …

    Приложение 2

    Когда ко мне обращаются не тем тоном, я …

    Когда от меня требуют послушания, я …

    Когда меня просят не грубить, я …

    Если мне приходиться выступать перед большой публикой, я …

    Обращаясь с просьбой, слышишь в ответ: «Отстань, у меня плохое настроение!», то ты …

    __________________________________________________________________________________

    В комнату вошла женщина с заплаканными глазами, Вы …

    При неудачах чаще обвиняешь других или себя?…

    Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты будешь делать?

    Ты дежурный по кабинету. Подметая пол, ты нашел деньги. Что ты сделаешь?

    Несколько человек в классе агитируют, чтобы уйти с последнего занятия. Как ты поступишь в этом случае?

    __________________________________________________________________________________

    Преподаватель поставил вам оценку несправедливо (по вашему мнению). Как ты поступишь в этом случае?

Цель:

развитие навыков контроля эмоциональной ситуации.

Задача:

Выяснить роль эмоций в межличностном общении;

Развивать самосознание подростков;

Расширять знания участников о методах самостоятельной регуляции собственного эмоционального состояния.

Упражнение «Мое настроение»

Ведущий предлагает каждому участнику нарисовать свое настроение. После завершения-презентации рисунков и рассказы о них.

Упражнение «Угадай»

Цель: обучение детей распознаванию эмоциональных состояний.

Психолог раздает подросткам конверты с заданием: выразить мимикой определенные эмоции, а все остальные должны их отгадать.

Обсуждение. Каждый выражает свои впечатления.

Тяжело было показать свои эмоции?

Упражнение «Спокойные и агрессивные ответы»

Цель: формирование адекватных реакций в различных ситуациях.

Каждому участнику предлагается продемонстрировать в заданной ситуации спокойные, уверенные и агрессивные ответы. Для каждого участника используется только одна ситуация.

Ситуации:

Друг разговаривает с вами, а вы хотите идти;

Ваш коллега отвлекает вас от важного дела, задает вопросы, которые мешают работать;

Вас кто-то очень обидел.

Упражнение «Стакан»

Цель: эмоциональное осознание своего поведения. Детям предлагается взять одноразовый стакан и сделать с ней то, что вы сделали бы в состоянии агрессии. Затем ведущий предлагает вернуть предмет к первоначальному виду.

Обсуждение:

Можем ли мы после агрессивных действий все восстановить?

Бывало, что после агрессии вы жалели о своих действиях?

Заключение. Все это-вещи, в которых есть определенная ценность, а самое ценное сокровище-душа человека. Как мы можем восстановить ее, не оставив следов?

Упражнение «Дыхание»

Цель: снятие напряжения, оптимизация эмоционального состояния. Садимся удобно, расслабляемся и закрываем глаза. Сосредотачиваемся на своем дыхании: на вдохе и на выдохе. Выдыхаем беспокойство, усталость, тревогу, а вдыхаем силу, энергию, хорошие чувства. Время выполнения упражнения-5 мин.

Упражнение «Сердитые шарики»

Цель: развитие самоконтроля. Психолог предлагает детям надуть шарики и завязать их. Шарик символизирует тело, а воздух в ней-гнев. Как вытащить этот гнев изнутри? Если не надувать шарик, что с ним произойдет? А с человеком? Как сделать так, чтобы воздух вышел, а шарик остался целым? Может ли человек контролировать свой гнев? Может! В формировании самоконтроля перед агрессией большую роль играет развитие психических процессов: эмпатии, идентификации.

Упражнение «Согласие, несогласие, оценка»

Цель: обучение участников выражать свои чувства без оценок, недовольство и образ. Ведущий объединяет подростков в три подгруппы по цветам светофора. Каждая группа получает лист бумаги форматом А3 и карточку с заданием.

Варианты заданий:

Составьте перечень слов и выражений, с помощью которых выражаете согласие;

Составьте перечень слов и выражений, с помощью которых выражаете несогласие;

Составьте перечень слов и выражений, с помощью которых оцениваете действия или поступки другого. Каждая группа по очереди представляет результаты своей работы. Психолог отмечает, что для эффективного и толерантного общения важно уметь выражать свою точку зрения, не обижая других.

Обсуждение:

Вам было интересно это упражнение?

Что вы поняли?

История «кусок хлеба»

Как-то один человек, который уже двадцать лет не ходил в церковь, подошел к священнику. Через минуту колебания, почти со слезами, стал рассказывать: «Мои руки испачканы кровью. Произошло это тогда, когда мы отступали на фронте. Ежедневно кто-то из нас умирал от ран или голода. Нам дали приказ-не входить в дома без ружья и стрелять при малейших движениях местных жителей... В доме, куда я вошел, был только один старый и девочка-подросток.

Хлеба дайте, хлеба! - Жадно просил я. Девочка наклонилась... Я думал, что она хотела взять какое-то оружие, бомбу. Я выстрелил...

Девочка упала... Когда я подошел, то увидел, что она держала в руке кусок хлеба. Я убил четырнадцатилетнюю девочку, которая хотела дать мне хлеба... Вернувшись домой, я начал пить, чтобы забыть все это... Но не могу... А простит мне Бог? ». Кто ходит с заряженным ружьем, тот выстрелит. Если единственным орудием, которое есть у тебя-молоток, и ты носишь его с собой, то другие люди будут для тебя гвоздями: целый день будешь бить по ним.

Обсуждение:

Какие агрессивные и жестокие действия человека влияют на жизнь?

Как относятся к таким людям в социальной среде?

Упражнение «Эмоция по кругу»

Цель: создание хорошего настроения. Психолог предлагает по кругу сказать о своем эмоциональном состоянии в данный момент.

Цель : учить прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях; дать возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны; развивать умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения; выявить у себя положительные и отрицательные качества поведения; активизировать способность учащихся в умении анализировать определенные черты своего характера;

Эпиграф : «Поведение человека – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик». И. Гете.

Ход мероприятия.
1. Вступительное слово преподавателя.
Сегодня наш классный час называется «Человек отражается в своих поступках». Тема его выбрана неслучайно, ведь в жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас не правильно поняли, напрасно обидели, вместе с тем мы негодуем, что в нашем обществе – дефицит милосердия, доброжелательности, низкая культура поведения: люди невнимательны и равнодушны друг к другу, часто грубы, невежливы, нетактичны… С таким мы встречаемся ежедневно.

– А вы сами задумываетесь ли о том, как ведете себя в разных ситуациях, с разными людьми - будь это друзья, родители или преподаватели? Умеем ли их уважать, сочувствовать им, сострадать, тактично помогать? Правильно ли понимают наше поведение окружающие?
– А так ли это важно, думать о своем поведении? Ведем себя как все и ладно. А ладно ли?
«Поведение человека – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик».

В поведении проявляются особенности нашего характера и темперамента, наши потребности, взгляды, вкусы, привычки и желания, степень уверенности или неуверенности в себе.
Попробуем на сегодняшнем классном часе выделить самое важное в знании себя, своих личных качеств, дадим возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны, попробуем прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях. Поэтому наш классный час мы проведем в форме практикума с применением ситуационно-ролевых игр.

1. Продолжи фразу, исходя из привычного вам поведения.
Когда ко мне обращаются не тем тоном, я …
Когда от меня требуют послушания, я …
Когда меня просят не грубить, я …
Если мне приходиться выступать перед большой публикой, я …

Обращаясь с просьбой, слышишь в ответ: «Отстань, у меня плохое настроение!», то ты …
В комнату вошла женщина с заплаканными глазами, Вы …
При неудачах чаще обвиняешь других или себя?…
Ты дежурная по кабинету. Подметая пол, ты нашла деньги. Что ты сделаешь?
Учитель информатики поставил вам оценку, а вы с ней не согласны, как ты поступишь в этом случае?
– А теперь подумайте над своей реакцией. Соизмерили ли Вы ее с состоянием другого чело-века, содержанием ситуации? Какие выводы можно сделать для себя?

2. Разрешение ситуаций – работа в 3 группах, выберите наиболее свойственный вам ва-риант поведения в следующих типичных жизненных ситуациях. Как вы поступите (прокомментируйте свой выбор), выслушайте каждого. Как необходимо поступить, прокомментируйте.

Ситуация №1.
Воскресенье. По телевизору должна идти любимая передача. Но мама по достаточно объективной причине просит именно в это время погулять с маленьким братом.
Какой вариант поведения вы выберете?
А. Предложу посмотреть передачу вместе с братом
Б. Сначала посмотрю телевизор, потом пойду погуляю с братом
В. Выясню, по какой причине мама не может сама погулять, потом решу, как поступить
Г. Пойду погуляю с братом
Д. Придумаю брату какую-нибудь интересную игру, пока будет идти передача, чтобы он не захотел идти гулять

Ситуация №2.
Классный руководитель, т. е. я – объявляю ребятам, что мы планировали поехать всем классом на горнолыжку, но билетов в кассе на весь класс не оказалось. Но я вас всех люблю и мне трудно выбрать кто не поедет. Сделайте это сами. И я предлагаю вам самим решить кому не поехать.
А. Предложу тянуть жребий, чтобы было не обидно
Б. Предложу решить голосованием
В. Предложу дать эти билеты тем, кто заслужил учебной и активной работой
Г. Подниму руку, что не пойду
Д. Предложу распределить по группам, а группа выберет достойных

Ситуация №3.
Вика взяла у Антона без разрешения линейку. На требования вернуть свою вещь, девочка не реагирует. Ваши действия.
А. Сделать вид, что ничего не происходит
Б. Отнять линейку силой у Вики и вернуть Антону
В. Взять ещё вещь Антона и вместе с Викой дразнить Антона
Г. Пристыдить и попытаться убедить Вику вернуть линейку
Д. Обратиться за помощью к взрослым.

3. Тренинг : отрицательный поступок и достойное поведение. Приглашается по два человека – первый вытягивает задание ситуацию, а второй находит быстрое и правильное решение для разрешения ситуации.

1. Эй, малой, подними бумажку!
2. Слышь, малой, дай пять рублей, на пирожок не хватает.
3. На, спрячь рюкзак, пусть Толик поищет, поприкалываемся на математике!
4. Сегодня с шестого урока все смываемся, усёк?
5. У тебя есть телефон? Дай посмотреть. Хорошая труба. Будет моя!!!
6. Чё ты тут встал? Я первый это место занял!
7. Домашнее сочинение написал? Дай скатать.

– Как вы можете оценить поступки ребят? В чём проявляется достойное поведение?
– Может ли кто-то из вас признаться в своих отрицательных поступках? Что вы хотели бы изменить в своём поведении?
– Поступок – отец привычки. Воспитание поведения начинается с умения оценить, контролировать, наконец поправлять самого себя, брать ответственность. Не следует ли задуматься о том, что вы уже достигли возраста, когда человек способен сам в себе растить воспитанного человека?

– Согласны ли вы выбирать достойное поведение, следить за своими поступками, работать над собой? Тогда давайте растить все доброе и достойное – и кто со мной согласен, тот пусть поможет расцвести цветку на доске.
Заключительное слово педагога : «Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, что бы людям, окружающим тебя было хорошо». ()

Классный час "Человек отражается в своих поступках" Цель:      развить умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения; научиться прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях; дать возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны; выявить у себя положительные и отрицательные качества поведения; активизировать способность учащихся в умении анализировать определенные черты своего характера; Форма проведения: практикум. Подготовительная работа.      Подготовить аудиторию. Разделить класс на 3 микрогруппы. Размножить таблицы «Мои положительные и отрицательные качества». Разработать и напечатать задания-ситуации на отдельных карточках для тест-опроса. Напечатать карточки с разными эмоциональными состояниями: восторг, радость, страх и др. Оформление, оборудование и инвентарь.     Компьютер, проектор, презентация классного часа. На экране с помощью проектора написать тему классного часа, эпиграф к нему (или на классной доске). Парты сдвинуты, а стулья расставлены полукругом, чтобы все участники могли хорошо видеть и слышать друг друга в микрогруппах. На столах микрогрупп лежат листы с таблицами (задание 1) по количеству учащихся. Ход мероприятия 1. Вступительное слово преподавателя. Сегодня наш классный час называется «Человек отражается в своих поступках». Тема его выбрана неслучайно. В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас не правильно поняли, напрасно обидели. Вместе с тем мы негодуем, что в нашем обществе – 1 дефицит милосердия, доброжелательности, низкая культура поведения: люди невнимательны и равнодушны друг к другу, часто грубы, невежливы, нетактичны… С таким мы встречаемся ежедневно. Вопросы для обсуждения: – А вы сами? Задумываетесь ли о том, как ведете себя в разных ситуациях, с разными людьми? Будь это друзья, родители или учителя? Умеем ли их уважать, сочувствовать им, сострадать, тактично помогать? Правильно ли понимают наше поведение окружающие? – А так ли это важно, думать о своем поведении? Ведем себя как все и ладно. А ладно ли? «Поведение человека – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик». Это слова И.Гете. В поведении проявляются особенности нашего характера и темперамента, наши потребности, взгляды, вкусы, привычки и желания, степень уверенности или неуверенности в себе. – Как вы считаете, ребята, знаете ли Вы себя? – Давайте сейчас это и проверим. Попробуем на сегодняшнем классном часе выделить самое важное в знании себя, своих личных качеств, дадим возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны, попробуем прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях. Поэтому наш классный час мы проведем в форме практикума с применением ситуационно игр. Задание № 1. Запишите свои положительные и отрицательные качества. По ходу классного часа подумайте о том, что вам нужно изменить в своем поведении для того, чтобы вас уважали в ученическом коллективе, окружающие люди и запишите в последней колонке. Мои положительные Мои отрицательные Что мне нужно изменить качества качества в своем поведении … 2 По желанию, учащиеся зачитывают свои записанные качества из таблицы. Задание № 2. Тест-опрос Продолжите следующие фразы, исходя из привычного вам поведения. Когда ко мне обращаются не тем тоном, я … Когда от меня требуют послушания, я … Когда меня просят не грубить, я … Если мне приходиться выступать перед большой публикой, я … Обращаясь с просьбой, слышишь в ответ: «Отстань, у меня плохое настроение!», то ты … 6. В комнату вошла женщина с заплаканными глазами, Вы … 7. При неудачах чаще обвиняешь других или себя?… 8. Ты опаздываешь в колледж. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты будешь делать? 9. Ты дежурная по кабинету. Подметая пол, ты нашла деньги. Что ты сделаешь? 10.Несколько человек в группе агитируют, чтобы уйти с последнего урока. Как ты поступишь в этом случае? 11.Учитель поставил вам оценку несправедливо (по вашему мнению). Как ты поступишь в этом случае? 1. 2. 3. 4. 5. – А теперь подумайте над своей реакцией. Соизмерили ли Вы ее с состоянием другого человека, содержанием ситуации? Какие выводы можно сделать для себя? Наши поступки во многом зависят от того, насколько правильно мы оцениваем окружающих, друзей, хорошо знаем их, их чувства. Попробуем выяснить, насколько мы умеем судить о людях, понимать их душевное состояние. Задание № 3. «Улови настроение группы». Трем ученикам предлагается выйти из кабинета, а оставшиеся учащиеся договариваются о том, какие эмоциональные состояния они будут изображать (восторг, страх, огорчение, удивление, обида, страдание, радость) по подгруппам. Вернувшись в кабинет, дети должны уловить настроение ребят (по отдельным подгруппам или в целом в группе). Вопросы ученикам: 3   Трудно ли было Вам уловить настроение других студентов? По каким признакам (жестам, мимике) Вы могли это определить? Задание № 4. «Прогнозируем поступок». Трем детям предлагается выйти из кабинета. В их отсутствие зачитывается ситуация.Детям предлагается высказать предположения о том, как бы поступили в этой ситуации «испытуемые». Заслушав предположения учащихся, «испытуемым» предлагают войти. Их знакомят с ситуацией и просят сказать, как бы они поступили в этом случае. Можно повторить с другими «испытуемыми» на примере новой ситуации. Задание № 5. (Работа в подгруппах). Каждому ученику необходимо заполнить последнюю колонку из таблицы задания № 1. После чего подгруппам выдаются чистые листы. Каждой подгруппе необходимо разработать и записать правила поведения между людьми, которые, должен выполнять каждый воспитанный и культурный человек. Каждая подгруппа зачитывает свои правила или оформляют их на листе ватмана. Вопросы детям:    Согласны ли вы соблюдать их? Что может помешать в нашей группе не соблюдать этих правил Не следует ли задуматься о том, что вы уже достигли возраста, когда человек способен сам в себе растить воспитанного человека? (Заслушиваются ответы учеников). – Самовоспитание начинается с умения оценить, контролировать, наконец поправлять самого себя, брать ответственность. Попробуйте поразмыслить над этим самостоятельно. Заключительное слово педагога: «Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, что бы людям, окружающим тебя было хорошо». (В.А.Сухомлинский) 4