Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Требования к учебному. Гигиенические требования, предъявляемые к учебно-производственным зданиям учебных заведений. Организация работы по самообразованию

1. Область применения

Настоящий стандарт распространяется на разработку учебных пособий по дисциплинам любого профиля.

Стандарт устанавливает единые требования к структуре и форме представления учебных пособий.

Стандарт предназначен для преподавателей вузов, осуществляющих разработку учебно-теоретических изданий.

2. Общие положения

Учебное пособие - учебно-теоретическое издание, официально утвержденное в качестве данного вида издания, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник. Учебное пособие служит одним из основных источников знаний по конкретной учебной дисциплине и предназначено для самостоятельного усвоения их студентами.

Цель учебного пособия - организация самостоятельной работы студентов по овладению теоретическим материалом учебной дисциплины.

Задачи учебного пособия:

  • изложение системы знаний по учебной дисциплине (ее части, разделу)*;
  • раскрытие содержания курса в форме, удобной для изучения и усвоения;
  • управление познавательной деятельностью студентов.

Основные функции, выполняемые учебным пособием:

  • информационно-познавательная;
  • справочная;
  • стимулирующая или мотивационная;
  • самообразования;
  • самоконтроля или закрепления знаний;
  • воспитательная.

__________________________________________________________________
*- в отдельных случаях (при включении в программу дисциплины новой темы, появление новых научных данных по теме) учебное пособие может быть подготовлено по одной теме. Требования к содержанию и оформлению такого пособия аналогичны приведенным требованиям.

Требования, предъявляемые к учебному пособию:

  • систематичность, логичность и последовательность изложения знаний по конкретной учебной дисциплине;
  • научность, соответствие излагаемых сведений современному состоянию науки и культуры: раскрытие основных теорий, законов, научное объяснение явлений, фактов, причинно-следственных связей и т.п.;
  • достоверность, надежность информации, включение устоявшихся знаний основ науки;
  • точность в определении понятий и характеристике терминов;
  • соблюдение принципа преемственности: содержание учебного материала должно базироваться на основе ранее изученного, с постепенным нарастанием сложности излагаемых сведений, с демонстрацией внутридисциплинарных и междисциплинарных связей;
  • связь теории и практики;
  • единство конкретного и абстрактного;
  • четкость структуры, «порционность» излагаемого материала - деление учебной информации на части, разделы, главы, параграфы;
  • доступность изложения;
  • соответствие языка и стиля изложения нормам русской литературной речи;
  • лаконичность и выразительность;
  • ориентация на активизацию самостоятельной работы студентов;
  • обеспечение мотивации учения, формирование и поддержание внутреннего побуждения стимулирующего студента к активной творческой работе.
  • Объем учебного пособия должен быть не менее 5 п.л ., что составляет примерно 120 страниц формата А4, набранных через полуторный интервал кеглем 13-14.

3. Структура учебного пособия

3.1 Элементы учебного пособия: обложка, титульный лист, оборотная сторона титульного листа, основной текст, справочный аппарат, вопросы для закрепления материала (могут быть представлены отдельно, либо в основном тексте после каждого раздела).

3.1.1. Обложка должна содержать следующие элементы:

  • заглавие;
  • место и год издания.

3.1.2.Титульный лист должен включать следующие элементы:

  • полное наименование министерства, вуза;
  • сведения об авторе (ах): инициалы, фамилия;
  • наименование учебной дисциплины;
  • гриф, разрешающий (утверждающий, допускающий или рекомендующий) использование данного издания в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по соответствующей специальности (специальностям);
  • место и год издания.

Оборотная сторона титульного листа включает следующие элементы:

  • сведения о рецензентах;
  • библиографическое описание;
  • аннотация на учебное пособие;
  • знак охраны авторского права с указанием Ф.И.О. автора (ов), года издания.

3.1.3. Основной текст учебного пособия - это непосредственный результат авторского творчества; дидактически и методически обработанный и систематизированный автором словесный материал, отражающий содержание излагаемого учебного курса или его части.

3.1.3.1. В зависимости от выполняемых функций в составе основного текста могут быть теоретико-познавательные и инструментально-практические тексты.

3.1.3.1.1. Теоретико-познавательные тексты выполняют информационную функцию и включают в себя следующие элементы:

  • основные понятия и их определения;
  • основные термины и язык конкретной области научного познания и специализированной деятельности, которую представляет данная дисциплина;
  • основные законы, закономерности и их следствия;
  • характеристики развития ведущих идей и перспективных направлений;
  • основные факты (явления, объекты, процессы, события, опыты);
  • материалы, являющиеся основой для формирования личности специалиста, его мировоззрения;
  • выводы.

3.1.3.1.2. Инструментально-практические тексты выполняют преобразовательные, трансформационные функции применения полученных знаний и включают следующие страницы пособия, где эти объекты рассматриваются или упоминаются. Назначение указателя - наиболее полное раскрытие содержания учебного пособия, обеспечение оперативного поиска информации (основных понятий, идей, фактов, имен и др.) в нем.

3.1.4.Справочный аппарат может быть представлен основными видами указателей: именными, предметными, хронологическими, указателями формул, символов и других обозначений; тематическими и систематическими.

3.1.4.1. Именной указатель (указатель имен) содержит алфавитный перечень фамилий с инициалами или другими обозначениями имен (псевдонимы, прозвища и др.) с указанием номера страниц учебного пособия, на которых эта фамилия встречается. Разновидности именного указателя: указатель авторов, указатель коллективов, указатель организаций, указатель персоналий.

3.1.4.2. Предметный указатель (алфавитно-предметный указатель) содержит алфавитный перечень рассматриваемых в учебном пособии предметов. Разновидности предметного указателя:географический или указатель географических названий, указатель терминов, указатель минералов и другие.

3.1.4.3. Хронологический указатель представляет материал (периоды времени: года, века, эпохи) учебного пособия во временной последовательности, с отсылкой к соответствующим страницам. Обычно в указателе дается хронология событий или даты знаменательных событий в жизни отдельных лиц.

3.1.4.4. Указатель символов, формул и других обозначений. Различные формулы, символы и другие обозначения в этом указателе располагаются в алфавитном порядке, если они буквенные, или в порядке значимости. Если такая расстановка невозможна, их систематизируют в соответствии с порядковой нумерацией страниц, на которых они помещены.

3.1.4.5. Тематические и систематические указатели отражают содержание учебного пособия по крупным узловым темам. Тематический указатель представляет собой алфавитный перечень тематических рубрик с отсылкой к соответствующим страницам. Систематический указатель содержит рубрики, расположенные в иерархическом, а не алфавитном порядке, и также отсылает к соответствующим страницам учебного пособия.

3.1.4.6. Приложения - часть справочного аппарата учебного пособия, содержащая вспомогательные сведения научно-справочного характера, поясняющая, комментирующая или дополняющая основной текст.

Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А. И. ,

УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ, ВЕТЕРАН ТРУДА

Наличие нормативной школьной документации на открытие и

функционирование учебного кабинета:

    приказа об открытии учебного кабинета и его функционировании для обеспечения условий успешного выполнения образовательной программы

(по профилю кабинета);

    приказа о назначении зав. кабинетом и лаборанта, их функциональных

обязанностях (по профилю кабинета):

    паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения, имеющегося в нем оборудования, приборов. технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов и др.;

    инвентарной и дефектной ведомости на имеющееся оборудование и инвентарь;

    правил техники безопасности при работе в кабинете;

    правил пользования учебным кабинетом учащимися;

    акта приемки учебного кабинета администрацией школы на предмет подготовки кабинета к функционированию;

    протокола решения методической комиссии школы о готовности учебного кабинета к обеспечению условий для реализации образовательной программы

(по профилю кабинета) на конкретный учебный год;

    плана работы учебного кабинета на учебный год и перспективу;

    журнала регистрации функционирования учебного кабинета по выполнению плана работы на учебный год;

    заключения методической комиссии о готовности программно-учебно-методических комплексов средств обучения (тематическое планирование,

дидактические материалы, опорные конспекты, схемы, кадрофильмы, слайды,

таблицы, планы ответов и др.) в кабинете к успешному выполнению образовательной программы школы (по профилю кабинета);

    аналитического материала о выполнении образовательной программы по профилю кабинета в текущем учебном году;

    самоанализа работы кабинета учителем;

    планируемых мер по устранению выявленных недостатков в работе кабинета.

1.2. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.

1.3. Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета:

    оптимальная целесообразность организации пространства (место педагога, ученические места, наличие трибуны, подиум для ряда предметных кабинетов и др.);

    наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов, фотоматериалов, хрестоматийных материалов и др. (по плану работы учебного кабинета).

2. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета

2.1. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом, комплектом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы школы.

2.2. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекта средств обучения по профилю кабинета требованиям стандарта образования и образовательной программы.

2.3. Наличие комплекта дидактических материалов типовых заданий(, тестов,

контрольных работ, эссе. сочинений и др. материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса (по профилю кабинета).

2.4. Укомплектованность средствами обучения для обеспечения вариативной программы, программы дополнительного образования в рамка x функционирования кабинета.

3. Обеспеченность условий для успешного выполнения учащимися требований к образовательной подготовке на базе учебного кабинета

3.1. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы.

3.2. Открытое и наглядное предъявление учащимся минимально необходимого содержания образования и требований к уровню обязательной подготовки (стандарта образования).

3.3. Открытое и наглядное предъявление учащимся образцов измерителей выполнения требований образовательного стандарта.

3.4. Обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, эссе, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта.

3.5. Стендовый материал учебного кабинета: образцы успешного выполнения учащимися требований образовательных стандартов, анализ типичных ошибок, результаты интеллектуального марафона, олимпиад, конкурсов, выполнения учащимися творческих заданий

и др.

3.6. Стендовый материал учебного кабинета: рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности, по выполнению программы развития общественных умений и навыков, по организации и выполнению домашней работы, по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (практикум, семинар, лабораторная работа, тестирование, зачет, коллоквиум, собеседование, экзамен и др.).

3.7 . Экран результативности выполнения учащимися образовательного стандарта.

3.8. Расписание работы учебного кабинета по обязательной программе , факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одаренными. учащимися, консультации и др.

3.9. Образцы индивидуальных учебных планов, программ учащихся, результаты и анализ их выполнения по профилю кабинета.

3.10. Оценка деятельности учебного кабинета учащимися.

4. Требования к планированию и организации работы

учебного кабинета по созданию оптимальных условий

для успешного выполнения образовательной программы школы, переводу ее в режим работы как школы развивающей и развивающейся

4.1. Безусловное выполнение учителями и учащимися требований образовательного стандарта.

4.2. Разработка и внедрение индивидуальной образовательной программы

(по профилю учебного кабинета).

4.3. Внедрение методики развивающего обучения.

4.4. Дифференциация обучения.

4.5. Гуманитаризация обучения.

5.Сапитарно-гигиенические требования к учебным кабинетам

5.1. Размещение ученических столов (парт) в кабинете. В учебных кабинетах обычной прямоугольной конфигурации СТОЛЫ размещаются в три ряда с соблюдением нужной освещенности рабочих мест, разрывов между рядами парт (столов) и стенами. При ЭТОМ должно выдерживаться следующее расстояние:

    от наружной стены до первого ряда парт (столов) - не менее 0,5 м;

    от внутренней стены до третьего ряда - 0,5 м;

    от задней стены до последних парт (столов) - 0,65 м;

    от классной доски до первых парт (столов) -2м;

    от классной доски до последней парты (стола) - не более 8 м;

    между рядами - 0,6 м.

В каждом классе в соответствии с количеством ростовых групп необходимо ставить мебель не менее трех различных групп (номеров) Если возникает затруднение с подбором мебели, лучше посадить школьника за парту большего, чем требуется, номера.

Для школьников принята ростовая шкала с интервалом в 15 см. В соответствии

с этой шкалой изготавливаются парты и комплекты ученических столов со стульями шести номеров.

Размеры парт, ученических столов и стульев

ме

бели

Группа

Группа роста, см

Высота крышки стола, обращенного к ученику (над полом, в см)

Высота переднего края сиденья (над полом, в см)

Цветовая маркировка

стола

Группа

столов

стульев

Группа

стульев

мебели

Группа

мебели

100- 115

46,0

26,0

Оранжевый

115-130

52,0

54,0

30,0

32,0

Фиолетовый

Желтый

130- 145

58,0

60,0

34,0

36,0

Желтый

Красный

145- 160

64,0

66,0

38,0

40,0

Красный

Голубой

160- 175

70,0

72,0

42,0

44,0

Зеленый

Зеленый

От 175

76,0

78,0

46,0

48,0

Голубой

Учебные кабинеты для учащихся 5-П-х классов оборудуются двухместными ученическими столами, при этом количество столон каждого номера определяется количеством кабинетов на предмет. Для оборудования учебных помещений требуется более всего мебель групп Б, В и Г. Ориентировочное распределение мебели по классам представлено в таблице.

Распределение мебели по классам

класс

мебели

8 I

Рассаживание учащихся должно проводиться учителями и классными руководителями под руководством врача (медицинском сестры) после измерения роста учащихся (в обуви) в начале каждого учебного года.

Согласно гигиеническим требованиям рабочие места в классах к кабинетах за первыми и вторыми партами в любом ряду нужно отводить учащимся со сниженным слухом. Учащиеся с пониженной остротой зрения должны сидеть за первыми партами в ряду у окна. При хорошей коррекции остроты зрения очками учащиеся могут сидеть в любом ряду. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места лучше отводить дальше от окон.

Не менее двух раз за учебный год учащихся, сидящих в 1-м и 3-м рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номера парты их росту.

При оборудовании учебных помещений для учащихся 6-летнего возраста рекомендуется использовать дошкольную мебель.

При расстановке в классе мебель меньших размеров ставят ближе к классной доске, а больших размеров - дальше. В тех случаях, когда возникает необходимость поставить мебель больших номеров ближе к классной доске, ее следует ставить только первой в 1-м и 3-м (4-м)рядах.

Поверхность классной доски должна быть ровной, без изъянов и выпуклостей, равномерно окрашенной по всей площади. Цвет покрытия может быть темно-зеленым, темно-коричневым, черным. Состояние Зрительных функций, а также работоспособность учащихся более благоприятны при чтении и списывании текста, написанного на темно-зеленой доске ярко-желтым мелом. Нижний край классной доски над полом устанавливается: для начальной школы на уровне 75-80 см. для учащихся 5-11-х классов - 80-90 см.

5.2. Освещение учебных кабинетов.

Естественное освещение классных комнат, учебных кабинетов. лабораторий, мастерских и других основных помещений -считается достаточным, когда коэффициент естественной освещенности на наиболее удаленном от окна месте достигает 1,75-2,0% (средняя полоса России).

Основной поток света в учебных помещениях должен предусматриваться только с левой стороны от учащихся. Во время учебных занятий яркий свет не должен слепить глаза, поэтому световые проемы в стене, на которой расположена классная доска, не допускаются. Беспорядочное развешивание на стенах учебных помещений плакатов, стендов и др. резко снижает светоотражение поверхностей, вот почему ее пособия следует развешивать на стене, противоположной доске, так. чтобы верхний край предметов не располагался выше 1,75 см от пола. Шкафы и другое оборудование следует устанавливать у задней стены помещения.

В кабинетах черчения и рисования оптимальной является ориентация окон на север, северо-восток, северо-запад, а в кабинетах биологии - на юг.

Светопроемы учебных кабинетов оборудуются регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами. Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются. Искусственное освещение имеет не меньшее значение, чем естественное. В средней полосе России при начале занятий в 8 ч. 30 мин. на первых двух уроках освещенность на рабочем месте естественным светом оказывается недостаточной. В связи с этим необходимо на первые два урока включать искусственное освещение.

Классная доска освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками. Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений рекомендуется:

    не закрашивать оконные стекла;

    не расставлять на подоконниках цветы - их следует размещать в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;

    очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).

5.3. Отделка учебных кабинетов.

Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения:

    для потолка - 0,7-0,8;

    для стен - 0,5-0,6;

    для пола - 0,3-0,5. Следует использовать следующие цвета красок:

    для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;

    для мебели (парты, столы, шкафы) - цвета натурального

    дерева или светло-зеленый;

    для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый;

    для дверей, оконных рам - белый.

5.4. Объем учебной информации, передаваемой аудиовизуальными средствами.

При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных технических средств обучения (АВ ТСО) длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно таблице.

Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения

Классы

Длительность просмотра 1

мин.)

Воспроизведение звукозаписи

(мин.)

Диафильмов. диапозитивов

кино-, видеофильмов

учебных телепередач

1-2

7-15

15-20

ДО 15

3-4

15-20

15-20

5-7

20-25

20-25

20-25

ДО 20

8-11

25-30

25-30

5 .5. Воздушно-тепловой режим.

Площадь исправно работающих фрамуг и форточек в учебных кабинетах должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Учебные кабинеты проветриваются во время перемен.

Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, а до начала и после занятий осуществляется сквозное проветривание.

Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха

Наружная Температура

Длительность проветривания помещений (мин.

в малые перемены

БОУ ОО СПО «Болховский педагогический колледж»

Реализация требований ФГОС при организации работы

учебного кабинета или учебной мастерской

Подготовил:

студент 5 курса группы «Г»

Захаров Антон Витальевич

О б учебном кабинете в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения Учебный кабинет –это учебно-воспитательное подразделение, являющееся средством осуществления основной образовательной программы начального общего образования, обеспечивающее создание современной предметно–образовательной среды обучения начальной школы с учётом целей, устанавливаемых ФГОС ОО. Оснащение кабинета должно способствовать решению задач основных образовательных программ, обеспечивающих реализацию ФГОС второго поколения. Оснащение учебного кабинета включает в себя: книгопечатную продукцию; печатные пособия; экранно звуковые пособия, в том числе в цифровом виде, итерактивную доску; технические средства обучения (средства информационно коммуникационных технологий); игры и игрушки; учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование; натуральные объекты; допускается использование объектов, изготовленных самостоятельным способом учителем, учащимися и их родителями. К таким объектам могут быть отнесены иллюстративные материалы, видеоматериалы. Фотоальбомы, макеты и т.п. Занятия в кабинете должны способствовать: переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным; поисково-исследовательским видам работ; формированию умений работать с различными видами информации и её источниками; формированию коммуникативной культуры учащихся; формированию системы универсальных учебных действий; развитию способностей к самоконтролю, самооценке, самоанализу; воспитанию высокоорганизованной личности. Учебная нагрузка кабинета должна быть не более 36 часов в неделю. Новые требования ФГОС к учебному кабинету

Наличие в кабинете нормативных документов (Государственный образовательный стандарт, календарные планы, измерители, требования и др.), регламентирующих деятельность по реализации Государственной программы по предмету. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебнометодическим комплексом средств обучения, необходимых для реализации учебных программ, реализуемых школой на основании «Перечня учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений» в соответствие с требованиями ФГОС НОО и ООО. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения требованиям стандарта образования и образовательным программам. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы. Наличие вариативного дидактического материала по основным темам преподаваемых учителем предметов (карточки с вариантами заданий, упражнений, вопросов и т.п.), необходимый для выполнения учебных программ, реализуемых школой в результате введения ФГОС НОО и ООО. Этот дидактический материал должен обновляться учителем по мере необходимости в соответствии с прохождением учебной программы, изменением интересов детей. Дидактический материал может храниться, в том числе, на электронных носителях. Наличие планов и отчѐтов работы учителя, планов-конспектов открытых уроков, выступлений учителя на заседаниях методических объединений, совещаниях, педсоветах, семинарах, конференциях и т.д., печатные работы учителя, мультимедийное представление (видеоматериалы, компьютерные презентации открытых уроков, родительские собрания, внеклассные мероприятия и др.) (Портфолио учителя может быть представлено в электронном формате на педагогическом сайте учителя). Соблюдение эстетических требований к оформлению кабинета: наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов. Стендовый материал учебного кабинета должен содержать: государственный образовательный стандарт по предмету (минимально необходимое содержание образования и требования к уровню обязательной подготовки); рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности (подготовка к тестированию, экзаменам, практикумам и др.); правила техники безопасности работы и поведения в кабинете; материалы, используемые в учебном процессе; выставочные работы обучающихся; рекомендации по организации и выполнению домашних заданий, по подготовке к различным формам диагностики; классный уголок. Соблюдение правил техники безопасности (журнал о проведении инструктажа по ТБ), санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете. Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одаренными учащимися, консультации и др.

Устройство, оборудование и содержание учебных заведений должно соответствовать санитарным правилам по устройству и содержанию учебных заведений различных систем образования и проектируются из расчета на 18, 24, 32, 48 и 64 учебные группы, т.е. соответственно на 540, 720, 960,1440 и 1920 учащихся.

Основным гигиеническим требованием, предъявляемым к учебным заведениям является создание благоприятных условий для теоретического обучения, производственного обучения и практики.

Вторым существенным требованием, является размещение этих учебных заведений вблизи предприятий, являющихся базами для прохождения производственной практики, однако с обязательным соблюдением санитарно-защитных зон. Учебные заведения должны располагаться на самостоятельном изолированном участке селитебной территории городов и поселков в промышленных районах, вблизи от базовых предприятий (особенно для учебных заведений по профессиональному обучению молодежи). Сельские учебные заведения следует размещать в районных центрах, вблизи предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Третье гигиеническое требование диктует необходимость обеспечения благоприятных гигиенических условий, как для занятий, так и для отдыха подростков. С этой целью должны быть предусмотрены три группы помещений: учебные, учебно-производственные, общежития. Они должны быть разобщены, проектироваться в отдельных корпусах, но в непосредственной близости друг к другу.

Площадь земельного участка предусматривается из расчета 20 м2 на одного учащегося, на территории которого выделяются следующие зоны: учебно-производственная, спортивная, хозяйственная, жилая.

Размещение зданий учебных заведений на участке должно обеспечивать правильную ориентацию основных учебных и жилых помещений, а также благоприятные условия освещения и инсоляции.

Учебные и жилые помещения рекомендуется ориентировать на юг. юго-восток и восток, кабинеты технического черчения - на север, северо-восток, северо-запад, при этом в них должно быть обеспечено не менее 3х часов, непрерывного солнечного облучения на период с 22.03 по 22.09 в районах южнее 60°С.Ш. и с 22.04 по 22.08 - в районах севернее 60°С.Ш.3 Плотность застройки участка должна составлять 15-25%, плотность озеленения - 50%; расстояние от окон учебных помещений до стволов деревьев - не менее 10 м и до кустарниковых насаждений - не менее 5 м.

В зданиях учебных заведений необходимо предусматривать учебные помещения для теоретических занятий, учебно-производственные мастерские, учебно-спортивные, культурно-массового назначения, административно-служебные, вспомогательные, складские, столовые, общежития, санатории-профилактории.

Учебные заведения должны иметь не больше 4 этажей, учебно-производственные -1-2 этажа, общежития - 3 этажа.

Учебные помещения должны быть изолированы от учебно-производственных мастерских, спортивных и актовых залов, помещений пищеблока, являющихся источником распространения шума и неприятных запахов. В подвалах, цокольных этажах, можно размещать лишь гардеробные, санитарные узлы, душевые, кладовые, книгохранилища и столовые.

Высота этажа учебных заведений принимается 3,3 м от пола до пола вышележащего этажа, учебно-производственных помещений - в зависимости от технологического оборудования, остальных - по соответствующим нормам.

Площадь учебных кабинетов и групповых аудиторий должна быть не меньше 50 м2, учебных кабинетов по специальности - 60 - 72 м2, кабинета технических средств обучения - 72 м2, лабораторий, кабинетов чертежно-графических работ, курсового и дипломного проектирования - 72 - 90 м2 и препараторских -18м2.

Вспомогательные помещения (вестибюль, гардероб, рекреации, санузлы) следует принимать из расчета: вестибюль и гардероб - 0,25 м2 на одного учащегося, рекреационные помещения - 0,62 м на одного учащегося, санитарные узлы - один унитаз на 30 женщин, один унитаз и один писсуар на 40 мужчин, один умывальник на 60 человек.

В каждом учебном заведении должна быть столовая. Помещения столовой и кухни выделяются в отдельный блок на первом этаже и должны иметь выход на хозяйственный двор.

Количество посадочных мест в обеденном зале должно быть равно 20% общего количества учащихся средних специальных учебных заведений и 1/3 количества учащихся профессиональных учебных заведений. Расстояние между столами и раздачей не менее 150 - 200 см, между рядами и стеной - 40 - 60 см.

Актовые залы учебных заведений, расположенных в городах, проектируются на одновременное размещение 173, а в сельских населенных пунктах -1/2 общего количества учащихся, из расчета 0,65 м2 на одно место.

При актовом зале предусматривается киноаппаратная (30 м2), радиоузел (10 м2), комнаты для самодеятельных коллективов (не менее 4 комнат на 12 м2), кладовая инвентаря (10 м2) и уборная.

В библиотеке - книгохранилище на 1 учащегося должно быть 50 - 60 единиц книжного фонда, на 1000 единиц - 2,2 м2 площади. В читальном зале необходимо предусмотреть 2,2 м2 площади на 1 место. Количество мест в читальном зале зависит от вместимости учебного заведения:

  • на 540 учащихся - 50 мест;
  • на 720 - 55 мест;
  • на 960 - 60 мест;
  • на 1440 - 85 мест.

Оборудование и внутренняя отделка помещений.

При окраске учебно-производственных помещений надо придерживаться следующих рекомендаций:

Помещения цехов металлообработки и деревообработки окрашиваются спокойными тонами зеленого и желтого спектра;

Эти же цвета, но более яркие, можно применять и в помещениях, где учащиеся бывают перед началом работы (вестибюль, гардероб, раздевалка);

В зоне расположения производственного оборудования рекомендуется более спокойные, приглушенные тона действующие успокаивающе (голубые, зелено-голубые, желто-зеленые);

Неподвижные части металлорежущих станков окрашивают в светло-зеленый цвет, движущиеся части - в кремовый;

Отдельные элементы оборудования и архитектурно-строительные конструкции (торговые стены, колонны, сиденья, стенды) можно окрашивать в более яркие и контрастные цвета;

В зонах отдыха необходимо применять теплые цвета: желтые, желто-зеленые, оранжевые.

Потолки во всех помещениях окрашивают белой клеевой краской. Полы в помещениях должны быть прочными, огнестойкими, водонепроницаемыми, с малой теплопроводностью, малой стираемостью, бесшумными при ходьбе, доступными для производства ремонта, уборки. Полы в различных помещениях учебного заведения изготавливаются с учетом назначений этих помещений.

Полы в учебных и воспитательных помещениях должны быть деревянными или из линолеума на теплой основе. В целях профилактики различных ртутных отравлений в лабораториях химии, физики и препараторских полы необходимо покрывать бесшовным линолеумом с заделкой под плинтусы и подъемом по стене на высоту 15 см.

В гимнастических залах полу покрывают упругими, теплыми, звукопоглощающими, нескользкими и одноцветными материалами. Лучшим является реечный пол. Металлические детали для укрепления снарядов заделываются заподлицо с уровнем «шестого» пола. Материалы, применяемые для изготовления полов в учебно-производственных мастерских, должны обеспечивать гладкую и нескользкую поверхность, удобную для уборки.

Коэффициент теплоусваемости должен быть не более 5 ккал/см~-г -град). Наиболее приемлемыми являются асфальтовые, ксилолитовые и другие теплые полы. Во вспомогательных помещениях (душевые, туалеты) полы покрывают метлахской плиткой.

Оборудование в мастерских должно расставляться перпендикулярно или под углом 30 - 45° к свето-несущей стене. Расстояние между рядами станков 1,2 м, между станками в рядах не менее 0,8 мм.

Объем производственных помещений на одного работающего должен составлять не менее 15 м3, а площадь помещений - не менее 4,5 м2.

Таким образом, проектирование и строительство новых, реконструкция существующих (действующих) учебных "заведений осуществляют в соответствии с требованиями главы СниП II -66-78 «профессионально-технические и средние специальные учебные заведения. Нормы проектирования», которые обеспечивают безопасность, гарантируют сохранение здоровья и работоспособности человека.