Лучшие презентации по культуре речи. Культура речи и языковая норма презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему. Правила «культуры речи»
Слайд 1
Поговорим
о культуре речи
Слайд 2
Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности.
«Искусство говорить с детьми»
Слайд 3
От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей
Помня об этом, воспитатель должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает.
Слайд 4
1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения.
2. Педагог должен говорить внятно.
3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.
4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна.
5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.
6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.
Правила речевой культуры педагога
Слайд 5
Слайд 6
Берегись канцелярита!
Канцелярит - это:
вытеснение глагола, то есть движения, действия, причастием, деепричастием, существительным (особенно отглагольным!), а значит – застойность, неподвижность;
нагромождение существительных в косвенных падежах;
обилие иностранных слов там, где их вполне можно заменить словами русскими;
тяжелый, путаный строй фразы, невразумительность;
серость, однообразие, стертость, штамп. Убогий, скудный словарь.
Канцелярит - это мертвечина!
Слайд 7
Краткость - сестра таланта
Я пишу длинно, потому что у меня нет времени написать коротко.
Б.Паскаль
Объединимся воедино;
жители города живут однообразной жизнью;
например, такой пример;
закономерно вытекает закономерность;
умножить во много раз;
вновь возобновлена работа
(тавтология - (греч.) «то же самое»)
Слайд 8
Краткость - сестра таланта
Все неприятности он предчувствовал заранее.
К вечеру я должен возвратиться обратно.
Плеоназм - греч. «излишество»
Главная суть;
Ценные сокровища;
Вернуться назад;
Упал вниз;
В мае месяце;
Планы на будущее;
Неиспользованные резервы;
Так например;
Сколько много
Слайд 9
Речевую избыточность порождает и соединение иноязычного слова с русским, дублирующим его значение.
Памятные сувениры;
Необычный феномен;
Первая премьера;
Биография жизни;
В конечном итоге;
Мизерные мелочи;
Народный фольклор;
Свободная вакансия
Слайд 10
«Смесь
французского с нижегородским»
Коллоквиум штормило.
Схватились дискутанты.
Один сказал:
- Маркетинг!
Другой отрезал:
- Брифинг!
А третий рявкнул:
- Клиринг! –
И грохнул кулаком.
Так в нашем регионе
Достигнут был консенсус
Посредством плюрализма,
Хотя и эксклюзивно,
Но что весьма престижно –
Без спонсоров притом!
А. Пьянов
Слайд 11
Осторожно: полисемия!
На площадке перед школой вы увидите разбитые цветники. Это дело рук наших ребят
На каждого члена кружка «Юный техник» падает по пять-шесть моделей.
Вечер, посвященный русскому языку, будет проведен в субботу утром.
Ваши замечания я прослушал.
Мы теряемся на транспорте из-за отсутствия информации.
Слайд 12
Улыбнитесь!
Мыльные пузыри всегда жалуются, что их надувают.
Нулей, которые знают свое место, - считанные единицы.
Не бросайтесь словами - соблюдайте технику безопасности.
Перья у писателя были - ему не хватало крыльев.
Жаль, что и близкие порой бывают недалекими.
Cлайд 1
Cлайд 2
Что такое культура речи? КУЛЬТУРА РЕЧИ – прикладной раздел языкознания, в котором рассматриваются два вопроса: КАК ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО и КАК ГОВОРИТЬ ХОРОШО?Cлайд 3
Понятие «культура речи» включает в себя две ступени освоения литературного языка: 1)правильность речи; 2)речевое мастерство. Правильность речи – это соблюдение норм литературного языка. Речевое мастерство – это умение правильно построить высказывание.Cлайд 4
Качества речи - свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего. правильность речи чистота богатство точность логичность уместность выразительность ясностьCлайд 5
Виды речи: говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию; слушание - восприятие звуковых сигналов и их понимание; письмо - использование видимых графических символов для передачи сообщения; чтение - восприятие графических символов и их понимание.Cлайд 6
Монолог - жанр, образуемый в результате активной речевой деятельности говорящего и не рассчитанный на активную одновременную реакцию слушателя. Диалог - жанр речи, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником. Полилог - жанр речи, возникающий при непосредственном общении нескольких лиц.Cлайд 7
Cлайд 8
Cлайд 9
Cлайд 10
Остановимся подробнее на понятии “Этикет”.Понятие это философское, этическое. “Этикет(от франц.etiquette – ярлык,этикетка)-совокупность правил поведения,касающихся внешнего проявления отношения к людям(обхождение с окружающими,формы общения, манеры и одежда) ”Cлайд 11
То,что понимают под речевым этикетом,используется в речи каждого из нас ежедневно и многократно.Cлайд 12
Приветствия. Обращения Приветствие и обращение задают тон всему разговору. В зависимости от социальной роли собеседников, степени близости их вырабатывается ты – общение или вы – общение и соответственно приветствия здравствуй или здравствуйте. Добрый день (вечер, утро), привет, салют и т.п. Пожалуй,это самые употребительные выражения: мы помногу раз в день обращаемся к кому-то, приветствуем своих знакомых, а иногда и незнакомых, прощаемся с людьми,кого-то благодарим,перед кем-то извиняемся, кого-то поздравляем, кому-то желаем удачи или делаем комплимент,кому-то соболезнуем,сочувствуем; мы советуем,просим, предлагаем и приглашаем...Cлайд 13
Национальные и культурные традиции предписывают определённые формы обращения к незнакомым людям. Если в начале века универсальными способами обращения были гражданин и гражданка, то во второй половине 20-го века большое распространение получили диалектные южные формы обращения по признаку пола – женщина, мужчина. В последнее время нередко в непринуждённой разговорной речи, при обращении к незнакомой женщине употребляется слово дама, однако при обращении к мужчине слово господин используется только в официальной, полуофициальной, клубной обстановке. Выработка одинакового приемлемого обращения к мужчине или к женщине – дело будущего: здесь скажут своё слово социокультурные нормы.Cлайд 14
Cлайд 15
“Ты” и ”Вы” – местоимения, употребляются”вместо имени”. ”Жизнь” местоимений сама по себе очень интересна. Тем более что личные местоимения имеют прямое отношение к речевому этикету. Они связаны с самоназываниями и с называниями собеседника, с ощущением того, что “прилично” и “неприлично” в таком назывании.Cлайд 16
В русском языке широко распространено Вы – общение в неофициальной речи. Поверхностное знакомство в одних случаях и неблизкие длительные отношения старых знакомых в других показываются употреблением вежливого «Вы». Кроме того, Вы – общение свидетельствует об уважении участников диалога; так, Вы – общение характерно для давних подруг, питающие друг к другу глубокие чувства уважения и преданности. Чаще Вы – общение при длительном знакомстве или дружеских отношениях наблюдается среди женщин. Мужчины разных социальных слоёв чаще склоны к Ты – общению. Среди необразованных и малокультурных мужчин Ты – общение считается единственно приемлемой формой социального взаимодействия.Cлайд 17
ВЫ Обращение на “Вы” свидетельствует о большей вежливости: К незнакомому, малознакомому человеку В официальной обстановке общения При подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к человеку К равному и старшему (по возрасту, положению) человеку ТЫ Обращение на “Ты” свидетельствует о меньшей вежливости: 1. К хорошо знакомому человеку 2. В неофициальной обстановке общения 3. При дружеском, фамильярном,интимном отношении к человеку 4. К равному и младшему (по возрасту, положению) человеку
Орфоэпические нормы Орфоэпические нормы Прочитайте слова, соблюдая нормы литературного языка: Облегчить, красивее, ходатайство, обеспечение, каталог, (она) дерзка, жалюзи, квартал, диспансер, бутерброд, дезинфекция, инженер(ы/а), ист(е/ё)кший (год), подростковый, Ильинична, шинель, антитеза, интерпретация, дефис.
Лексические нормы Лексические нормы Найдите предложения с речевыми ошибками. Исправьте их. 1.Дешёвым подделкам она предпочитала золотую бижутерию с драгоценными камнями. 2.Утверждая документацию, ректор ставит на ней свою роспись. 3.В отчёте, наряду с достижениями, был отмечен ряд недостатков. 4.Первый лидер партии выступил с приветственной речью. 5.Исполнительский талант этого талантливого пианиста был недосягаем.
Грамматические нормы Грамматические нормы В каких рядах есть слова с ошибкой в образовании данных форм? 1)профессора, директора, шофера 2)граммов, ампер, помидоров 3)более сильнее, красивше, ловчее Исправьте грамматические ошибки в данных предложениях. 1.Законопроект был одобрен двухстами сорока пятью депутатами. 2.Те, кто встали на путь зла, обречены на поражение. 3.Глядя на эту скамейку во дворе, ему вспоминалась его юность.
Орфографические и пунктуационные нормы Орфографические и пунктуационные нормы Запишите текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами. Мы сейчас (не)довольны языком но (з,с)десь очень важно разобрат(?)ся язык в этом в..новат или что(то) другое. Ведь язык пр..спосабливаясь к потребностям общества подчиня..тся людям которые им пользуются. Язык отр..жение состояния общества. Так что (н..)язык надо сейчас исправлять.
Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности. В.В.Виноградов
Правильность русской речиПонятие «культура речи» включает в себя две ступени
освоения литературного языка: 1)правильность речи;
2)речевое мастерство.
Правильность речи – это соблюдение норм
литературного языка.
Речевое мастерство – это умение правильно построить
высказывание.
Качества речи - свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего.
правильность речичистота
богатство
точность
логичность
уместность
выразительность
ясность
Виды речи:
говорение - отправление звуковыхсигналов, несущих информацию;
слушание - восприятие звуковых сигналов и
их понимание;
письмо - использование видимых
графических символов для передачи
сообщения;
чтение - восприятие графических символов
и их понимание.
Жанры речи
Монолог - жанр, образуемый в результатеактивной речевой деятельности говорящего и не
рассчитанный на активную одновременную
реакцию слушателя.
Диалог - жанр речи, состоящий из регулярного
обмена высказываниями-репликами, на языковой
состав которых влияет непосредственное
восприятие речевой деятельности говорящего
собеседником.
Полилог - жанр речи, возникающий при
непосредственном общении нескольких лиц.
Достоинства и недостатки речи
Культура речи включает три аспекта:
нормативный;коммуникативный;
этический.Остановимся подробнее на
понятии “Этикет”.Понятие
это философское,
этическое.
“Этикет(от франц.etiquette
– ярлык,этикетка)совокупность правил
поведения,касающихся
внешнего проявления
отношения к
людям(обхождение с
окружающими,формы
общения, манеры и
одежда) ”То,что понимают под речевым
этикетом,используется в речи
каждого из нас ежедневно и
многократно.
Приветствия. Обращения
Приветствие и обращение задают тон всему разговору. Взависимости от социальной роли собеседников, степени
близости их вырабатывается ты – общение или вы –
общение и соответственно приветствия здравствуй или
здравствуйте. Добрый день (вечер, утро), привет,
салют и т.п.
Пожалуй,это самые употребительные выражения: мы
помногу раз в день обращаемся к кому-то, приветствуем
своих знакомых, а иногда и незнакомых, прощаемся с
людьми,кого-то
благодарим,перед кем-то извиняемся, кого-то
поздравляем,
кому-то желаем удачи или делаем комплимент,кому-то
соболезнуем,сочувствуем; мы советуем,просим,
предлагаем и приглашаем...Национальные и культурные традиции предписывают
определённые формы обращения к незнакомым людям.
Если в начале века универсальными способами
обращения были гражданин и гражданка, то во второй
половине 20-го века большое распространение получили
диалектные южные формы обращения по признаку пола –
женщина, мужчина. В последнее время нередко в
непринуждённой разговорной речи, при обращении к
незнакомой женщине употребляется слово дама, однако
при обращении к мужчине слово господин используется
только в официальной, полуофициальной, клубной
обстановке. Выработка одинакового приемлемого
обращения к мужчине или к женщине – дело будущего:
здесь скажут своё слово социокультурные нормы.
“Ты” и “Вы”
Пустое ”Вы”сердечным
”Ты”она,обмолвясь,
заменила.
А.С.Пушкин.“Ты” и ”Вы” – местоимения,
употребляются”вместо имени”. ”Жизнь”
местоимений сама по себе очень интересна.
Тем более что личные местоимения имеют
прямое отношение к речевому этикету.
Они связаны с самоназываниями и с
называниями собеседника, с ощущением
того, что “прилично” и “неприлично” в
таком назывании.В русском языке широко распространено
Вы – общение в неофициальной речи.
Поверхностное знакомство в одних случаях
и неблизкие длительные отношения старых
знакомых в других показываются
употреблением вежливого «Вы». Кроме
того, Вы – общение свидетельствует об
уважении участников диалога; так, Вы –
общение характерно для давних подруг,
питающие друг к другу глубокие чувства
уважения и преданности. Чаще Вы –
общение при длительном знакомстве или
дружеских отношениях наблюдается среди
женщин. Мужчины разных социальных
слоёв чаще склоны к Ты – общению. Среди
необразованных и малокультурных мужчин
Ты – общение считается единственно
приемлемой формой социального
взаимодействия.ВЫ
Обращение на “Вы”
свидетельствует о большей
вежливости:
1.
2.
3.
4.
К незнакомому,
малознакомому человеку
В официальной обстановке
общения
При подчеркнуто вежливом
, сдержанном отношении к
человеку
К равному и старшему (по
возрасту, положению)
человеку
ТЫ
Обращение на “Ты”
свидетельствует о
меньшей вежливости:
1. К хорошо знакомому
человеку
2. В неофициальной
обстановке общения
3. При дружеском,
фамильярном,интимном
отношении к человеку
4. К равному и младшему (по
возрасту, положению)
человекуУважительность к другому
человеку, вежливость и
доброжелательность помогает
словесно выразить речевой
этикет; он же уместно в меру
употребляемый, в конечном
итоге формирует культуру
поведения.Таким образом,речевой этикет
представляет собой совокупность
словесных форм учтивости,
вежливости, то есть то,без чего нам с
вами нельзя обойтись,в каком бы
уголке Земли мы ни находились.Запомни: грубость вредит всегда и
везде, никому и ни при каких
обстоятельствах не позволено
грубить!
Давайте запомним и другое: слово
доброе может делать чудеса с
человеком. Да что там с человеком!
Блистательная дрессура Дурова,как
известно,основана именно на
“поглаживаниях”.”Доброе слово и
кошке приятно”! А злое всегда
обижает.Культура общения – это та часть
культуры поведения, которая
выражается главным образом в речи,
во взаимном обмене репликами, в
беседе. Естественно, что существуют
определенные правила ведения беседы,
которые можно назвать этикетом
речи.
Правила «культуры речи»
1. Старайтесь говорить правильно, не употребляйте в речи грубыхвыражений
2. Говорите только о том, что знаете. Помните, что «говорить, не думая,
всё равно, что стрелять, не целясь».
3. Не спешите высказывать свои мысли.
4. Не будьте многословны. Подбирайте в беседе те слова, которые лучше
всего выражают вашу мысль.
5. При разговоре не размахивайте руками. Мысль надо выражать
словами, а не жестами.
6. Не говорите быстро, не проглатывайте слова.
7. Не старайтесь перекричать собеседника, если он говорит слишком
громко. Начните говорить тихо, собеседник тоже перестанет кричать.
8. Будьте ласковы и приветливы в разговоре с малышами.
9. Не давайте кличек своим товарищам.
1 слайд
Культура речи. Нормы языка Культура речи – это владение нормами и богатствами языка для выражения своих мыслей. Нормы языка – это правильное употребление слов и предложений в устной и письменной речи. Нормы языка устанавливают: 1. Произносительная норма как правильно произносить слова и ставить ударение: серде[чн]ый удар,серде[шн]ый друг, вéрба 2. Словообразовательная норма как правильно образовывать слова: наблюдатель (но не наблюдальщик), рецензент (но не рецензист) 3. Орфографическая норма как правильно писать слова: антенна, коснуться 4. Морфологическая норма как правильно образовывать формы слов: плать-ев, помидор-ов 5. Синтаксическая норма как правильно строить предложения: Я соскучилась (по ком?) по ним (но не по них). 6. Пунктуационная норма как правильно расставлять знаки препинания: Когда наступила ночь, все голоса прекратились.
2 слайд
Качества речи Качества речи правильность (достигается соблюдением языковой нормы) точность логичность богатство чистота уместность выразительность
3 слайд
Точность речи Точной речь бывает тогда, когда мы хорошо знаем то, о чём говорим, и подбираем для этого нужные слова. ! Незнание точного значения слова ведёт к неверному его употреблению в речи. горделивый характер гордый характер Но! горделивая осанка горючее желание горячее желание Но! горючее вещество нестерпимый человек нетерпимый человек Но! нестерпимая боль
4 слайд
Логичность речи Логичной является такая речь, в которой мысль излагается последовательно; слова, предложения и части предложения связаны между собой по смыслу. Нарушение логичности речи: У нашего пастуха есть помощница – небольшая собака. Она увидела возле стада волка. У нашего пастуха есть помощница – небольшая собака, которая охраняет овец. Однажды она увидела возле стада волка.
5 слайд
Богатство речи Богатая речь – та, в которой используются разнообразные предложения, слова и сочетания слов. Однажды я заметил, как морозом прихватило траву и лужи. Я был свидетелем рождения мороза; как он подсушил и подбелил старую, рыжую траву, покрыл лужицы тончайшим стёклышком.
6 слайд
Чистота речи Чистой называется такая речь, в которой не употребляются: лишние слова юный мальчик первая премьера стоящие рядом однокоренные слова рассказывать рассказ нарисованный рисунок просторечные слова откудова ихний
7 слайд
Уместность и выразительность речи Уместной называется речь, слова и выражения которой подобраны с учётом того, о чём, где и для кого мы говорим и пишем. Выразительной называется образная, яркая речь, которая производит особое впечатление на читателя или слушателя.
8 слайд
Диалог и монолог Диалог – это разговор двух лиц. Монолог – это речь одного лица. – Вы? – Я. – Глазам своим не верю! – Вы же сами просили меня приехать. Вот я и приехал. – Конечно, конечно. Я очень рад. Ну и гроза прошла сегодня над нами! Поверишь ли, я человек не робкого десятка, и то испугался насмерть. Сначала всё было тихо, нормально, я уже собрался было лечь спать, как вдруг сверкнёт ослепительная молния. ! Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки. Перед ними ставится тире.