Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Методология изучения отечественной истории. Принципы и методы изучения истории отечественного государства и права. Территория и население

Предметом изучения Отечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития Российского государства и общества как части мирового процесса истории человечества. История России рассматривает общественно-политические процессы, деятельность различных политических сил, развитие политических систем и государственных структур.

Методы изучения истории:

1) хронологический – состоит в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке. Применяется при составлении хроник событий, биографий;

2) хронологически-проблемный – предусматривает изучение истории России по периодам, а внутри них – по проблемам. Применяется во всех общих исследованиях, в том числе и в различных курсах лекций по истории;

3) проблемно-хронологический – применяется при изучении какой-либо одной стороны деятельности государства, общества, политического деятеля в ее последовательном развитии. Такой подход позволяет полнее проследить логику развития проблемы, а также наиболее эффективно извлечь практический опыт;

4) периодизации – основан на том, что и общество в целом, и любая составная его часть проходят различные стадии развития, отделяемые друг от друга качественными рубежами. Главным в периодизации является установление четких критериев, строгое и последовательное их применение при изучении и исследовании;

5) сравнительно-исторический – основывается на признании известной повторяемости исторических событий в мировой истории. Его суть состоит в их сравнении для установления как общих закономерностей, так и различий;

6) ретроспективный – основан на том, что прошлые, настоящие и будущие общества тесно связаны между собой. Это дает возможность воссоздать картину прошлого даже при отсутствии всех источников, относящихся к изучаемому времени;

7) статистический – состоит в исследовании важных сторон жизни и деятельности государства, количественного анализа множества однородных фактов, каждый из которых в отдельности не имеет большого значения, в то время как в совокупности они обусловливают переход количественных изменений в качественные;

8) социологических исследований применяется при изучении современности. Он дает возможность изучать явления в основном политической истории. Среди приемов этого метода можно назвать анкетирование, опрос, интервью и др.

Источники изучения отечественной истории весьма значительны и сложны. Точных границ круга источников, как представляется, не существует в силу целостности и неделимости исторического процесса, взаимосвязанности деятельности людей на различных этапах историко-политического развития. Примерная классификация источников: 1) археологические источники; 2) летописи и летописные своды; 3) этнографические источники; 4) архивные документы 5) документы государственных органов и общественных организаций Российского государства; 6) документы политических партий и движений России 7) произведения государственных и общественных деятелей России; 8) периодическая печать; 9) мемуарная литература; 10) музейные документы; 11) фото-, фоно– и кинодокументы; 12) электронные средства информации.

(Документ)

  • Белоус В., Бушуева С. (сост.) Программа и планы семинарских занятий по курсу Отечественная история (IX - XX вв.) (Документ)
  • Бодрова Е.В. Учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов, изучающих курс Отечественная история (Документ)
  • Янин В.Л. (гл. ред.) и др. Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 года. Энциклопедия в 5 томах. Том 1: А - Д (Документ)
  • Курсовая работа - История развития теории и практики менеджмента (отечественная история и история зарубежных стран) (Курсовая)
  • Шпаргалка - Новая история Западной Европы и Северной Америки (второй период) (Шпаргалка)
  • Шпаргалка Всемирная история - 9 кл.(на укр.) (Шпаргалка)
  • Порохня В.С. Россия в мировой истории (Документ)
  • n2.rtf

    Коллектив авторов

    Отечественная история: Шпаргалка
    Шпаргалки от РИОРа –

    ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

    Шпаргалка
    1. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ
    Предметом изучения Отечественной истории являются закономерности политического и социально экономического развития Российского государства и общества как части мирового процесса истории человечества. История России рассматривает общественно политические процессы, деятельность различных политических сил, развитие политических систем и государственных структур.

    Выделяются следующие функции исторического знания:

    1) познавательная, интеллектуально развивающая – исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, выявления главных тенденций общественного развития истории и как итог – теоретического обобщения исторических фактов;

    2) практическо политическая – выявляя закономерности развития общества, помогает разработать научно обоснованный политический курс. Вместе с тем знание истории способствует формированию оптимального варианта политики по руководству массами;

    3) мировоззренческая – при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это происходит потому, что история, опираясь на различные источники, дает документально точные данные о событиях прошлого. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Таким образом, знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы.

    4) воспитательная – состоит в том, что знание истории активно формирует гражданские качества личности, позволяет разобраться в достоинствах и недостатках современной общественной системы.

    Принципы научного исследования истории:

    1. Принцип объективности обязывает рассматривать историческую реальность независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта. Необходимо прежде всего изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы общественно политического развития. Для этого следует опираться на факты в их истинном содержании, а также рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости.

    2. Принцип историзма гласит, что любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда и почему это явление возникло, каким оно было вначале, как затем развивалось, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития, что можно сказать о его перспективах. Принцип историзма требует, чтобы любой изучающий историю не становился судьей при оценке исторических и политических событий.

    3. Под принципом социального подхода понимают проявление определенных социальных и классовых интересов, всей суммы социально классовых отношений. Следует подчеркнуть, что принцип социального подхода к истории особенно необходим и существен в оценке программ и реальной деятельности политических партий и движений, а также их лидеров и функционеров.

    4. Принцип всесторонности изучения истории подразумевает необходимость не только полноты и достоверности информации, но и учета всех сторон и взаимосвязей, влияющих на политическую сферу жизни общества.
    2. МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ Методы изучения истории:
    1) хронологический – состоит в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке. Применяется при составлении хроник событий, биографий;

    2) хронологически проблемный – предусматривает изучение истории России по периодам, а внутри них – по проблемам. Применяется во всех общих исследованиях, в том числе и в различных курсах лекций по истории;

    3) проблемно хронологический – применяется при изучении какой либо одной стороны деятельности государства, общества, политического деятеля в ее последовательном развитии. Такой подход позволяет полнее проследить логику развития проблемы, а также наиболее эффективно извлечь практический опыт;

    4) периодизации – основан на том, что и общество в целом, и любая составная его часть проходят различные стадии развития, отделяемые друг от друга качественными рубежами. Главным в периодизации является установление четких критериев, строгое и последовательное их применение при изучении и исследовании;

    5) сравнительно исторический – основывается на признании известной повторяемости исторических событий в мировой истории. Его суть состоит в их сравнении для установления как общих закономерностей, так и различий;

    6) ретроспективный – основан на том, что прошлые, настоящие и будущие общества тесно связаны между собой. Это дает возможность воссоздать картину прошлого даже при отсутствии всех источников, относящихся к изучаемому времени;

    7) статистический – состоит в исследовании важных сторон жизни и деятельности государства, количественного анализа множества однородных фактов, каждый из которых в отдельности не имеет большого значения, в то время как в совокупности они обусловливают переход количественных изменений в качественные;

    8) социологических исследований применяется при изучении современности. Он дает возможность изучать явления в основном политической истории. Среди приемов этого метода можно назвать анкетирование, опрос, интервью и др.

    Источники изучения отечественной истории весьма значительны и сложны. Точных границ круга источников, как представляется, не существует в силу целостности и неделимости исторического процесса, взаимосвязанности деятельности людей на различных этапах историко политического развития. Примерная классификация источников: 1) археологические источники; 2) летописи и летописные своды; 3) этнографические источники; 4) архивные документы 5) документы государственных органов и общественных организаций Российского государства; 6) документы политических партий и движений России 7) произведения государственных и общественных деятелей России; 8) периодическая печать; 9) мемуарная литература; 10) музейные документы; 11) фото, фоно– и кинодокументы; 12) электронные средства информации.
    3. ПРОБЛЕМА ЭТНОГЕНЕЗА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
    Этногенез – весь процесс существования и развития этнической системы от момента ее возникновения до исчезновения.

    На территории России было обнаружено значительное количество археологических памятников каменного века. По мнению ученых, славяне могли принадлежать к индоевропейским народам, образование языковой общности которых произошло на Иранском плоскогорье и в Передней Азии в VI–V тысячелетии до н. э. Кроме того, полагают, что славяне как вид образовались на территории Восточной Европы в IV–II тысячелетии до н. э. Они населяли лесные области между Одером и средним Днепром, от Балтийского моря до Днестра. Главными отраслями их хозяйства являлись земледелие и скотоводство. Наиболее известным памятником славянской протоцивилизации является Трипольская археологическая культура, охватывающая пространство от Юго Восточной Трансильвании до Днепра.

    В середине I тысячелетия до н. э. среди славян началось распространение железа. К этому же периоду относится постепенное разложение родового строя Именно тогда отчетливо выделились бытовые, религиозные и культурные особенности славянских племен в сравнении с другими индоевропейскими народами, что позволяет сделать вывод о формировании в I тысячелетии до н. э. славянской працивилизации. Примерно в это время единая славянская общность разделилась натри ветви: восточную (будущие белорусский, русский и украинский народы), западную (поляки, чехи, словаки и др.) и южную (болгары, сербы, хорваты и др.).

    Во II в. н. э. в северное Причерноморье из низовьев Вислы пришли германские племена готов. Под их главенством здесь сложился военно племенной союз, в который вошла и часть славянских племен. С конца IV в. племена Восточной Европы оказались вовлечены в крупные миграционные процессы – так называемое Великое переселение народов. Вторгшиеся из Азии тюркские кочевники – гунны разбили готов, и последние ушли в Центральную и Западную Европу. В течение V–VIII вв. славяне заселили обширные пространства в Восточной, Центральной и Юго Восточной Европе. К этому периоду территория расселения восточных славян определялась следующими рубежами: на севере – река Волхов, на юге – река Днестр, на западе – река Западный Буг, на востоке – река Волга. Именно в это время сложилась самобытная восточно славянская цивилизация, характеризовавшаяся общностью хозяйственного уклада, социально политического устройства в форме военной демократии, общими особенностями поведения, обрядов и т. д.

    Сложные природно климатические условия побуждали наших предков к объединению в рамках общины, ведению коллективного хозяйства. В социальном плане указанные обстоятельства вели к приверженности нормам прямой общинной демократии, преобладанию коллективистских ценностей над личными, низкой социальной мобильности членов общества. Исторический пример Византии с эффективной самодержавной властью, построением социума на основе жестких вертикальных связей, тотальным контролем государства над всеми сферами жизни общества стал в известной степени образцом для русской государственности.
    4. ХОЗЯЙСТВЕННО БЫТОВОЙ УКЛАД И ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
    Главной отраслью хозяйства восточных славян было земледелие. Примерно с V в. на смену подсечному земледелию постепенно пришло пашенное с железными лемехами плугов. Помимо злаковых (рожь, пшеница и т. п.) и огородных (репа, капуста и т. п.) культур выращивались и технические культуры (лен конопля). С земледелием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. Ремесло отделилось от земледелия в VI–VIII вв. Особенно активно развивались гончарное дело, железная и цветная металлургия. Только из стали и железа славянские мастера производили свыше 150 видов различных изделий. Видное место в хозяйстве восточных славян занимали также промыслы и торговля. Главные торговые пути проходили по рекам Волхову – Ловати – Днепру («из варяг в греки»), Волге, Дону, Оке. Славяне вывозили в основном меха, оружие, воск, хлеб. Ввозились дорогие ткани, украшения, пряности. Важнейшее место в числе источников существования занимала военная добыча. Дани, выкупы и откупы, рабы для торговли – таковы были главные цели походов славян в сопредельные и дальние земли.

    Славяне жили в больших избах – клетях по 30–35 человек. Несколько таких домов составляли поселение, а число построек в нем достигало 200–250.

    Основу военной организации составлял вооруженный народ. По решению веча и в зависимости от условий на войну выступал или весь народ, или отряд воинов дружинников во главе с князем. Для содержания дружины и себя князь получал право сбора дани с тех, кого он защищал.

    Восточные славяне часто подвергали своих соседей опустошительным набегам. Так, из различных источников нам известно, что славяне в VI в. в количестве 3 тыс. воинов вторглись в Византийскую империю, в VII в. опустошили окрестности Константинополя в IX в. совершили поход в Крым. Сохранились свидетельства о том, что примерно в 860 г. киевский князь Аскольд вынудил византийского императора Михаила заключить договор «Мира и любви». Византийские письменные источники сообщают, что к VII в. славяне стали применять на поле боя правильные боевые порядки, а также осадные машины. Их вооружение составляли мечи, луки с отравленными стрелами копья, щиты, боевые топоры.
    5. СОЦИАЛЬНО ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО И РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
    Социально политическое устройство восточных славян представляло собой военную демократию Она означала власть избираемых военных вождей (князей) при сохранении власти старейшин и остатков первобытного коллективизма. Вервь (соседская община) являлась главной ячейкой общества. Все важные вопросы жизни общины решались общим советом – вече, на которое сходились домохозяева округи независимо оттого, выходцами из каких племен и родов они были. Для ведения общих дел на вече избирался совет старейшин. По мере накопления богатств у отдельных членов общины они начинали играть более весомую роль в ее жизни.

    Корпорацией, в которую был организован господствующий класс Руси в этот период, продолжала оставаться дружина. Постепенно, в процессе образования структуры единого государства, формируется централизованный и разветвленный аппарат управления. В качестве должностных лиц государственной администрации выступают представители дружинной знати. При князьях действует совет (дума), на котором происходит совещание князя с верхушкой дружины. Князья назначают из числа дружинников посадников – наместников в городах; воевод – предводителей военных отрядов; тысяцких – высших должностных лиц в обществе; данников – сборщиков поземельных податей; мечников – судебных чиновников; мытников – сборщиков торговых пошлин тиунов – управителей княжеского вотчинного хозяйства и др.

    Лично свободное сельское население, обязанное только данью, а также рядовые горожане именуются в источниках люди. Для лично зависимого населения вотчин и несвободных слуг использовались термины «челядь» и «холопы». Смерды составляли группу полувоенного, полукрестьянского населения, зависимого от князя. Появляется также категория людей, вступающих в зависимость от землевладельца за долги и вынужденных работать на господина до выплаты суммы долга. Их называли «закупы», а права их были промежуточными между свободными людьми и холопами.

    Восточные славяне были язычниками, они поклонялись явлениям природы и поддерживали культ предков. У древних славян не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, но были отдельные волхвы, кудесники, которые почитались как служители богов и толкователи их воли. Главными богами славян были: Сварог – бог славянского рода; Перун – бог грозы и войны; Даждьбог – бог солнца; Стри бог – бог ветра и дождя; Белее – покровитель скотоводства; Мокошь – богиня земли и плодородия У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года.
    6. ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ДРЕВНЕЙ РУСИ
    Вокруг происхождения слова «Русь» в исторической науке до сих пор ведутся споры. Распространено мнение о привнесении этого термина в Восточную Европу скандинавскими дружинниками (варягами) Вместе с тем существует точка зрения, согласно которой происхождение этого слова южное, от реки Рось. В любом случае в IX в. оно выступает как обозначение этнополитического образования, не совпадающего территориально ни с одним славянским союзом племенных княжеств.

    Двумя центрами Руси стали города Новгород и Киев. На территориях, вошедших в состав Новгород ско Киевской Руси, как известно из летописных источников, существовало 12 славянских союзов (поляне, древляне, вятичи, кривичи и др.). Факт присутствия на Руси в IX–X вв. скандинавских дружинников варягов и летописный рассказ о варяжском происхождении древнерусской правящей династии (Рюриковичей) породили длительную дискуссию между норманистами и антинорманистами. Первые отстаивали точку зрения о создании Древнерусского государства скандинавами, а вторые отрицали это. В настоящее время у отечественных и зарубежных исследователей не вызывают сомнения как местные корни восточно славянской государственности, так и активное участие в процессе складывания Новгород ско Киевской Руси выходцев из Скандинавии. Однако основой создания государства, несомненно, было само внутреннее развитие восточнославянского мира, его социальные, хозяйственные и военно политические закономерности. Как и в других европейских странах, предпосылками к созданию государственного объединения славян были наличие союзов племен, системы управления ими, развитие производительных сил, рост имущественного неравенства и т. д.

    Внешняя политика была тесно связана со складыванием и развитием социально экономического и военно политического единства Руси. Страна была объединена всякого рода экономическими и политическими обязательствами тех земель, которые составляли ее территориальное единство. Надо учитывать также, что в это время не все государственные границы были установлены и юридически закреплены, так как не все народы в своем развитии достигли государственных форм. Еще одной особенностью была зависимость многих народов соседей от Древней Руси. Да и сама территория государства включала в себя свыше 20 неславянских племен и племенных союзов. Их взаимоотношения оказывали существенное влияние на внешнюю политику в целом.

    Наиболее ощутимых успехов на международной арене Новгородско Киевская Русь добилась во времена Владимира и особенно Ярослава. Одним из показателей признания равными себе со стороны европейских государств стали династические браки, связавшие Киевский великокняжеский дом со многими королевскими дворами Европы – французским венгерским, английским, датским, византийским и др. Эти факты свидетельствуют о тесных связях между Русью и другими государствами, о ее большом вкладе в развитие европейской цивилизации.
    7. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
    Процесс формирования и развития Древнерусского государства охватывает период со второй половины IX до начала XII в. Своеобразной точкой отсчета стал 860 й год – дата осады русским флотом столицы Восточной Римской империи Царьграда. Состоялось дипломатическое признание Византией Новго родско Киевской Руси.

    Первый этап включает в себя период с середины IX до концаХ в. При князе Олеге (882–911) были решены следующие важные государственные задачи: присоединены земли ряда восточно славянских племен, введена выплата дани «полюдья», которая составила одну из экономических основ государства. Именно за счет дани и военной добычи содержались органы государственного управления, дружина, ближайшее окружение князя и его двор. Преемнику Олега – князю Игорю (912–945) пришлось подавлять многие годы сепаратистские устремления ряда племенных союзов. Княгиня Ольга (945–964) стремилась укрепить великокняжескую власть с помощью социально экономических нововведений. Она упорядочила размеры взимаемой дани, определила места ее сбора (погосты), провела некоторые реформы в системе административного управления. При сыне Ольги великом князе Святославе (964–972) укрепились государственные основы, повысилась обороноспособность страны, совершенствовалась система управления. Славу Руси в это период принесли военные победы в борьбе с Византией, разгром Хазарского каганата.

    Именно в этот период западно европейские хроники стали называть Русь Гардарикой (страной городов), которых по европейским меркам было более ста. Наиболее известными центрами государства стали, помимо Новгорода и Киева, Ладога, Псков, Полоцк и др.

    На втором этапе (конец X – первая половина XI вв.) Русь достигла расцвета в своем развитии. За 35 лет правления Владимира (980–1015) продолжался процесс территориального расширения. В состав государства были включены земли вятичей, хорватов, ятвягов, Тьмутаракань, Червенские города. При великом князе Ярославе Мудром (1015–1054) особенно упрочилось международное положение государства. Именно в этот период значительно усилилась экономическая мощь страны.

    Главная тенденция третьего этапа развития древнерусской государственности – это попытка предотвращения надвигающегося распада, а также стремление стабилизировать положение внутри государства, ликвидировать сепаратистские тенденции. Эти попытки были осуществлены великим князем Владимиром Мономахом. При нем был создан новый юридический свод – так называемая Пространная редакция Русской Правды. В этом памятнике отразились социальные перемены, происходившие на Руси во второй половине XI – начале XII в. Пространная Правда зафиксировала существование боярской собственности, внесла изменения в ряд существовавших ранее законов («Древнейшей Правды», «Правды Ярос лавичей» и др.). Однако со второй половины XII в. процесс дробления и развала единого государства усилился.
    8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
    Одним из самых крупных событий, имевших долгосрочное значение для Руси, стало принятие христианства в качестве государственной религии. Основная причина введения христианства в его византийском варианте – православии – состояла в необходимости формирования государственной идеологии, духовного объединения разноплеменных народов Руси, укрепления международных связей на прочной основе. В новых условиях языческая религия не обеспечивала в полном объеме процесс формирования государственности, так как в силу свойственного ей многобожия не способна была объединить Русь, укрепить авторитет великокняжеской власти. Процесс принятия новой религии был длительным и противоречивым. Он начался попыткой князя Владимира создать единый языческий пантеон. Главным же стало крещение окружения князя и Киева по православному чину в 988 г. Крещение народа наиболее активно осуществлялось в 988–998 гг. В отличие от городского населения крестьяне еще долго не принимали новую веру, причем особенно серьезным было сопротивление в северных районах страны (Новгород и др.).

    Объективно введение христианства способствовало укреплению политического единства древнерусских земель, окончательной ликвидации племенной обособленности. Православие оказало значительное культурное влияние на общество: более широкое распространение получила письменность, появились школы, началось систематическое летописание.

    Появление на Руси после принятия христианства литературы на славянском языке, с одной стороны.

    и становление государственной структуры – с другой, способствовали широкому распространению грамотности. Ярким свидетельством этого являются берестяные грамоты – письма на бересте разнообразного (преимущественно делового) содержания Они обнаружены при раскопках в 9 древнерусских городах (основная масса в Новгороде, где естественные условия способствовали их лучшей сохранности).

    В XI – нач. XII в. на Руси распространяется большое количество переводных сочинений как религиозного, так и светского содержания. В это же время происходит становление оригинальной литературы, самым ранним памятником которой является «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, написанное в сер. XI в. Важнейшее место в древнерусской литературе занимает жанр летописи. Первым летописным сводом, текст которого может быть реконструирован, является так называемый Начальный свод к. XI в. В нач. XII в. в Киево Печерском монастыре создается выдающееся произведение средневековой литературы – «Повесть временных лет». В «Повести» разворачивается широкое полотно русской истории, которая рассматривается как часть истории славянской, а позднее – как часть истории всемирной. Автор (возможно, монах Нестор) использовал ряд переводных источников, а также отечественные летописи и устные легенды.

    В XI в. развиваются каменное храмовое строительство, церковная живопись. До наших дней сохранились выдающиеся памятники зодчества сер. XI в. – соборы св. Софии в Киеве и Новгороде, Спасский собор в Чернигове.
    9. ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ
    Под феодальной раздробленностью понимают форму организации общества, характеризующуюся экономическим усилением вотчинных владений и политической децентрализацией государства.

    Период феодальной раздробленности на Руси охватывает время со второй половины XII до нач. XIV в. Процесс этот начался после смерти великого князя Мстислава (1125–1132), когда княжества и земли Руси стали выходить из повиновения центральной власти. Для наступившей новой эпохи были характерны длительные кровопролитные междоусобицы князей, войны за расширение земельных владений.

    Наиболее важные причины раздробленности

    1. Раздел единой территории государства между наследниками в условиях отсутствия юридически обоснованного права престолонаследия. Формально начало «удельного периода» относится ко времени завещания Ярослава Мудрого в 1054 г., по которому он посадил своих сыновей для управления страной в разных русских областях. Разделы княжеских земель между наследниками, ставшие особенно ощутимыми к XIII в., усугубляли дробление княжеств государств.

    2. Господство натурального хозяйства. Феодальное хозяйство в это время в основном носило натуральный характер, было замкнутым. Экономические связи с центром были слабы, а военно политическое могущество местной власти неуклонно усиливалось, поэтому города постепенно превратились прежде всего в ремесленно торговые центры для окрестных земель.

    3. Укрепление собственности феодалов на землю. Многие города представляли собой феодальные усадьбы, крепости князей. В городах создавались местные аппараты власти, их главной задачей было поддержание авторитета власти местного князя.

    4. Ослабление внешней угрозы – половецких набегов, интенсивность которых резко упала в результате активных военных действий Владимира Мономаха и его сына Мстислава.

    5. Падение престижа Киева, связанное с тем, что он утратил свое прежнее значение торгового центра Руси. Крестоносцами были проложены новые торговые пути из Европы на Восток через Средиземное море. Кроме того, Киев был практически разрушен в 1240 г. во время монголо татарского нашествия.

    Последствия феодальной раздробленности. Нельзя однозначно судить о времени раздробленности как периоде упадка. В это время растут старые города, появляются новые (Москва, Тверь, Дмитров и др.). Складываются местные аппараты власти, которые помогают в управлении, выполняют полицейские функции, собирают средства для проведения самостоятельной политики отдельных княжеств. На основе «Русской Правды» складываются местные законодательства. Таким образом, можно говорить об общем подъеме русских княжеств в XII – нач. XIII в. С другой стороны, падение военного потенциала Руси привело к тому, что процесс внутреннего социально экономического и политического развития был прерван внешней интервенцией. Она шла тремя потоками: с востока – монголо татарское нашествие, с северо запада – шведско датско немецкая агрессия, с юго запада – военные нападения поляков и венгров.
    10. КРУПНЕЙШИЕ ФЕОДАЛЬНЫЕ ЗЕМЛИ. КУЛЬТУРА В ПЕРИОД РАЗДРОБЛЕННОСТИ
    Раньше других русских земель обособилась та, которой никогда не угрожала половецкая опасность, – Новгородская. У этой территории были свои тесные торгово экономические связи и политические контакты со странами Западной Европы, что, безусловно, усиливало ее безопасность. В 1136 г. восстанием новгородцев против киевских ставленников завершилось отделение этой земли от центральной власти.

    Владимиро Суздальское княжество становится политически независимым во время правления сына Владимира Мономаха – князя Юрия Долгорукого (1154–1157). Довольно безопасное географическое положение княжества (вдали от района вторжения кочевников) обеспечило массовый приток населения. Основные занятия жителей – земледелие и скотоводство, добыча соли; процветали ремесла. Среди так называемых «старых» городов наиболее известны Ростов, Суздаль, Ярославль, среди «молодых» – Нижний Новгород, Москва, Звенигород и др. Столицей земли при князе Андрее Боголюбском (1157–1174) становится Владимир на Клязьме.

    Галицко Волынское княжество в XII–XIV вв. было самым крупным в южной Руси и пользовалось значительным влиянием в Западной Европе. Расположенное в основном в горах, оно было довольно безопасным местом. Основными занятиями его жителей были земледелие, скотоводство, охота. Большие торговые пути, среди которых выделялся так называемый «соляной» из Галича в Киев, обеспечивали большой объем торговли. Среди князей этих земель наиболее известны Ярослав Осмомысл (1152–1187).

    Роман Мстиславович (1170–1205), Даниил Романович (1261–1264). Наиболее крупными городами были Галич, Львов, Владимир на Волыни. Во второй пол. XIV в. княжество было захвачено Литвой (Волынь) и Польшей (Галич).

    Кроме указанных выше можно назвать следующие достаточно крупные земли Древней Руси удельного периода: Черниговская (левобережье Днепра и верхнее течение Оки), Смоленская (Верхнее Поднепро вье), Полоцкая (верховья Западной Двины), Рязанская (среднее течение Оки).

    Для русской культуры в период раздробленности характерно становление полицентризма – появление в разных регионах Руси самобытных культурных центров. К этому времени относится формирование местных архитектурных, художественных и летописных школ. Так, в период XII–XIII вв. летописание помимо Киева и Новгорода стало вестись в центрах феодальных княжеств – Чернигове, Владимире и др. городах.

    В к. XII в. было создано одно из наиболее выдающихся произведений мировой средневековой литературы – «Слово о полку Игореве». Кроме того, известны другие произведения литературы того времени – «Слово Даниила Заточника», «Слово о погибели Русской земли». В период раздробленности продолжают развиваться каменное строительство и церковная живопись. В архитектуре наблюдается сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западно европейского романского стиля. Из сохранившихся памятников зодчества этой эпохи особо могут быть выделены церковь Покрова на Нерли, Золотые Ворота во Владимире, Георгиевский собор в Юрьеве Польском.
    11. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ И СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НОВГОРОДСКОЙ ЗЕМЛИ
    Период существования самостоятельной Новгородской земли – с 1136 по 1477 г. Форма правления сложившаяся в Новгороде за это время, по своему уникальна и требует отдельного рассмотрения в курсе истории России.

    Особое место Новгородской республики в отечественной истории обусловлено рядом обстоятельств. Во первых, Новгород был одним из центров, где начиналась русская государственность, во вторых, большое значение имели его тесные торговые связи с городами средневековой Прибалтики, Швеции, Германии, Фландрии. Новгород был связующим звеном между русскими землями и Западной Европой, центром экономического и культурного обмена. В третьих, Новгород – единственная русская земля, почти не затронутая монголо татарским игом. Это способствовало эволюции древнерусской культуры, в том числе политической и правовой. И, наконец, главное – сложившаяся в Новгороде республиканская форма государства. Новгород обогатил русскую историю развитыми, хорошо продуманными, стабильными институтами республиканского правления. При феодальном характере власти политический строй Новгорода создал возможность для непосредственного участия народа в делах управления. Успехи Новгорода в торговле, строительстве, ремеслах неотделимы от его политического строя, основанного на выборности всех должностных лиц, их подотчетности народному собранию – вечу, символу государственной самобытности Новгорода и его основе.

    Сочетание ряда географических факторов привело к тому, что основными занятиями жителей Новгорода были ремесло и торговля, в то время как земледелие существовало на уровне промысла. Из новгородской земли вывозились лен, меха, воск, пенька, ремесленные изделия, а ввозились хлеб, сукно, предметы роскоши. В новгородской экономике были высоко развиты торгово денежные отношения, ремесленники работали не на заказ, а на рынок. Наиболее крупными городами земли были помимо Новгорода Псков, Торжок, Ладога и Изборск, которые, подчиняясь центру, обладали органами самоуправления.
    12. ВЕЧЕ КАК ВЫСШИЙ ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ НОВГОРОДА
    В Новгороде вече получило полное развитие. Функции веча определялись конкретными решениями самого веча и всесторонне охватывали жизнь новгородской земли. Вот наиболее важные и часто встречающиеся в источниках полномочия веча: заключение и расторжение договора с князем; избрание и смещение посадника (фактически главы правительства): тысяцкого (главы ополчения), владыки (главы церкви и распорядителя казны); назначение новгородских воевод, посадников и воевод в провинции; контроль за деятельностью князя, посадника, тысяцкого, владыки и других должностных лиц; законодательство, примером которого служит Новгородская судная грамота; внешние сношения, решение вопросов войны и мира, торговые соглашения с Западом; распоряжение земельной собственностью Новгорода в хозяйственном и юридическом отношении, пожалование земель; установление торговых правил и льгот; установление повинностей населения, контроль за их отбыванием контроль за судебными сроками и исполнением решений; в случаях, волновавших весь город, непосредственное разбирательство дел; предоставление судебных льгот.

    На рубеже XI–XII вв. в Новгороде стала формироваться выборная местная администрация – орган самоуправления, противопоставляемый княжеской власти. Это поднимало вечевой порядок на новую ступень, принципиально меняло отношение народного собрания к делам управления и суда, ибо оно избирало, контролировало и смещало важнейших должностных лиц, повседневно занятых этой деятельностью, и постепенно превратило и князя в должностное лицо.

    Примерно к сер. XIII в. отношения с князьями приобретают стабильный характер, вече утрачивает значение символа сплочения всего города против посягательств на его традиционные вольности. Притупление остроты антикняжеской борьбы, объединявшей всех граждан, не могло не привести к усилению конфликтов в обществе. Однако обострение социальных конфликтов не подорвало вечевые устои. Благодаря продуманной системе боярского контроля вече оказалось гибкой политической формой, обеспечивавшей реальное верховенство высших социальных групп. История Новгорода знает немало эксцессов вечевого быта, когда народные массы расправлялись с неугодными им сановниками и грабили боярские дома, но экономические и политические основы боярского господства оставались незыблемыми. Этому содействовал раскол городских низов на группы, каждая из которых ориентировалась на своих бояр, преобладание столкновений сторон, концов и улиц над классовыми конфликтами, а также ряд обычно правовых мер, оберегавших боярское верховенство, в том числе обычаи, связанные с вечем.

    И простая чадь, и состоятельные люди не раз пользовались демократической формой веча для отстаивания своих интересов. Хотя реальное управление государством было сосредоточено в руках посадников, тысяцких, владык, боярского совета, все эти органы черпали свои полномочия в вечевом решении, а выборные могли быть в любой момент отстранены от власти волей веча. Оно содействовало высокому развитию материальной, духовной и политической культуры.

    Примерная тематика тестов:

    1 .Как называется наиболее полный из источников, освещающих историю Древней Руси?

    а) Новгородская первая летопись;

    б) «Повесть временных лет»;

    в) Остромирово Евангелие.

    Наиболее полным источником для изучения истории Древней Руси является «Повесть временных лет». Он представляет из себя летописный свод, составленный в Киеве в начале ХП в. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором и дополненный позднее игуменом Сильвестром. Этот документ был, по существу, первым на Руси историческим трудом, в котором история Древнерусского государства показана на широком фоне событий всемирной истории.

    2 . Какой из указываемых ниже принципов применяется при изучении Отечественной истории?

    а) принцип больших чисел;

    б) принцип альтернативности;

    в) принцип равновесия.

    Одним из главных принципов изучения Отечественной истории является принцип альтернативности. Это не просто противопоставление одного варианта другому, что часто происходит в дискуссиях. Альтернативой не может быть и умозрительное, не основывающееся на фактах предложение. Альтернатива – это определение степени вероятности на основе анализа имевшихся объективных, реальных возможностей. Использование этого принципа позволяет увидеть поливариантность исторического процесса, проследить возможные, но не состоявшиеся пути развития.

    3 . Назовите науку, которая помогает лучше изучить историю?

    а) архитектоника;

    б) археография;

    в) биогеография

    Археография является вспомогательной исторической дисциплиной, занимающейся изучением вопросов издания письменных исторических источников. Принципы и методы издания, организация публикаторской работы, история публикации документов – основные проблемы, разрабатываемые археографией. В задачу археографов входит также работа по изданию источников.

    4. К какой языковой общности принадлежат славяне?

    а) тюркской;

    б) индоевропейской;

    в) уральской.

    Славяне относятся к древней индоевропейской языковой общности, включающей такие народы, как германские, греческие, иранские, индийские и другие. Географическим центром первоначального индоевропейского массива 5-4 тысяч лет до н.э. была северо-восточная часть Балканского полуострова и Малая Азия. На рубеже 4-3 тысячелетия до н.э. у индоевропейцев развивается пастушеское скотоводство и они широко расселяются по Европе. К середине 2 тысячелетия до н.э. на первое место в их экономике выходит земледелие. Перешедшие в связи с этим к оседлости родственные индоевропейские племена постепенно распадаются на большие этнические массивы. Одним из таких этнических массивов и были праславяне, расселившиеся на территории от Среднего Поднепровья на востоке до Одера на западе, от северного склона Карпат на юге до р. Припяти на севере.

    5. Существует ли взаимосвязь (и какая) между способом земледелия и социальным развитием восточных славян УШ-1Х вв.?

    а) взаимосвязи нет;

    б) подсечный способ – более прогрессивный;

    в) более прогрессивно пашенное земледелие.

    Пашенное земледелие делало повсеместно доступным ведение самостоятельного хозяйства отдельной малой семьей, поэтому способствовало замене патриархальной семейной общины территориальной общиной; подсечное же земледелие требовало большого объема работ, коллективной организации труда и общинной собственности – следовательно, консервировало первобытные отношения.

    6. Каковы объективные предпосылки образования Древнерусского государства?

    а) призвание ильменскими славянами варягов на Русь;

    б) появление у восточных славян частной собственности и начало расслоения социального общества.

    Образование Древнерусского государства есть объективный процесс, порожденный появлением частной собственности и расслоением общества на классы. Восточные славяне занимались не только собирательством, рыболовством и охотой, но и пастбищным скотоводством. Однако, основное занятие восточных славян – это земледелие и ремесло. Переход от присваивающего к производящему хозяйству привел к появлению избыточного продукта, который постепенно стал аккумулироваться у представителей власти (князей). Причем князья и дружинники обогащались, в основном, в результате грабежа соседних племен. Имущественная дифференциация постепенно расшатывала родовой строй с его уравнительными институтами и привела к зарождению основных институтов классового общества.

    а) норманнской;

    б) германской;

    в) восточно-славянской;

    г) прибалтийской.

    Немецкие ученые XVIII века Г.З.Байер и Г.Ф.Миллер, работавшие в России, создали так называемую «норманнскую теорию». Данная теория основывалась на буквальном прочтении древнейшей русской летописи – «Повесть временных лет», под редакцией монаха Нестора. В «Повести» сообщалось о призвании ильменскими славянами варягов на Русь для управления Новгородской землей. Варягами в средние века на Руси называли норманнские или северные народы проживавшие на территории Скандинавии. Основываясь на «норманнской теории», немецкие ученые сделали далеко идущий вывод о неполноценности русского народа,

    неспособного образовать свое государство. Вполне очевидно, что данный вывод имеет политическую направленность.

    С критикой данной теории впервые выступил великий ученый М.В.Ломоносов. Вполне убедительно выглядят его доказательства о том, что славяне имели все данные для того, чтобы самостоятельно образовать свое государство. Отечественные историки, как дореволюционные, так и советские были единодушны в критике «норманнской теории». Современные российские ученые считают, что образование Древнерусского государства представляет собой объективный процесс, порожденный разложением общинных отношений и зарождением основных институтов классового общества у восточных славян.

    8. Почему главным политическим центром Древнерусского государства стал Киев?

    а) Киев находился в географическом центре Древнерусского государства;

    б) Киев был религиозным центром славянских племен;

    в) Киев был древнейшим политическим и культурным центром восточных славян, занимал чрезвычайно выгодное военно-стратегическое положение.

    Столицей Древнерусского государства стал Киев потому, что он был древнейшим политическим и культурным центром восточных славян, занимал очень выгодное военно-стратегическое положение. Киев был политическим центром наиболее экономически и культурно развитого племенного союза восточных славян – полян. Из него открывался удобный водный путь из славянских земель в наиболее развитую часть Европы –Византию.

    9 . Почему христианство стало при Владимире 1 Святославиче государственной религией Древней Руси?

    а) Владимир Святославич был очарован красотой службы в христианских церквях;

    б) принимая христианство, Владимир Святославич прежде всего руководствовался государственными интересами Руси;

    в) Владимир Святославич чудесно уверовал в христианские религиозные истины.

    Крестя Русь, Владимир Святославич руководствовался не какими-то религиозно-мистическими соображениями, а вполне реальными государственными интересами: главные внешнеполитические партнеры Руси в Европе к этому времени уже приняли христианство, что открывало им доступ к культурным достижениям передовых стран. В то время единая религия и единая церковная организация значительно облегчала экономические и политические отношения внутри христианского мира. Христианские государи отказались от династических браков с язычниками. Русские купцы в христианских странах подвергались дискриминации по религиозным мотивам. Географическое положение и давние исторические связи предопределили для Руси, как и для других европейских стран принятие христианства.

    10. Какое влияние на историческое развитие Руси оказало монгольское иго?

    а) монгольское иго способствовало более быстрому преодолению феодальной раздробленности и образованию централизованного государства;

    б) монгольское иго замедлило экономическое, политическое и культурное развитие Руси, явилось одним из главных факторов, определяющих ее относительное историческое отставание от Западной Европы;

    в) монгольское иго не оказало существенного влияния на развитие Руси.

    Монгольское иго наложило тяжелый отпечаток на историю Руси с 1237 по 1480 год, оно замедлило экономическое, политическое и культурное развитие Руси, явилось одним из главных факторов, определивших ее относительное историческое отставание от стран Западной Европы. И даже после 1480 года, когда с монгольским игом было покончено, борьба с опустошительными набегами монголо-татар продолжала отвлекать силы нации и государства от решения других проблем. Только через триста лет завоевание Крымского ханства при Екатерине П обеспечило безопасность населения лесостепных и степных районов России.

    11 .Каковы были причины возвышения Москвы и превращения ее в центр Русского государства?

    а) Москва являлась наиболее древним и развитым центром Руси;

    б) слабость других княжеств;

    в) выгодность географического положения, гибкость политически московских князей, поддержка Москвы церковью.

    Выгодность географического положения Москвы, гибкость политики московских князей, поддержка Москвы церковью. Москва занимала центральное положение и была защищена со всех сторон другими княжествами от внешних врагов. Наличие густой речной сети позволяло ей соединить воедино весь регион, способствовало развитию ремесел, производства и торговли. Политика московских князей была целенаправленной, гибкой и дальновидной. Она заключалась в использовании различных методов расширения и укрепления своего княжества: скука земель, дипломатического захвата с помощью Орды, привлечения на свою сторону князей с целью их добровольного вхождения в Московское княжество, расселение населения из московского края в малонаселенные районы с последующим их присоединением и т.д. В противоборстве русских городов за великокняжеский стол Москву поддержала Русская православная церковь. В 1326 г. в Москве был построен первый каменный Успенский собор, в который по приглашению Ивана Калиты переехал митрополит Петр. С этого времени Москва стала центром митрополии.

    12. Что представляла собой территория нынешней Воронежской области к моменту завершения образования Русского централизованного государства?

    а) это была густонаселенная территория с большим количеством городов;

    б) территория представляла собой «Дикое поле» - обезлюдевший край с полностью разрушенной экономикой;

    в) эти земли находились в подчинении Крымского хана.

    Воронежский край представлял собой «Дикое поле» - обезлюдевшую территорию с полностью разрушенной за годы ордынского ига экономикой. Но и после изгнания завоевателей вторжение крымских татар на русские земли продолжалось. В целях укрепления и защиты южных границ России по указу Ивана 1У в 50-60-е гг. Х1У в. начинается строительство Белгородской оборонительной черты протяженностью 800 км. В рамках этой черты в 1586 г. был основан г. Воронеж

    13 . Какого московского князя называют первым собирателем Русской земли?

    а) Ивана III;

    б) Дмитрия Донского;

    в) Ивана Калиту;

    г) Василия III.

    Первым собирателем Русской земли называют московского князя Ивана Калиту (1325-1340 гг.). Он заложил основы могущества Московского княжества. Причем Московское княжество значительно расширилось: к нему было присоединено большинство земель северо-восточной Руси, в том числе Костромское, Переяславское, Ростовское и Юрьевское княжества. В 1327 году, подавив восстание в Твери против Орды, Иван Калита получил от хана ярлык на Владимирское княжество, который впредь не уходил из Москвы почти никогда. По отношению к Орде московский князь вел гибкую политику: внешне соблюдая покорность ханам, платя исправно дань Орде, он осуществлял объединение русских земель вокруг Москвы, восстановление и подъем экономики Руси, накапливал силы для предстоящей борьбы против иноземного ига.

    14 . Какой московский князь завершил объединение русских земель вокруг Москвы?

    а) Иван III;

    б) Александр Невский;

    в) Дмитрий Донской;

    г) Василий III.

    Князем, которому удалось окончательно завершить объединение русских земель вокруг Москвы, являлся Василий III. Он присоединил к Москве последние независимые от Москвы княжества, к которым относились Рязанское, Новгород-Северское, Псковское и Смоленское. За время княжения Василия III территория увеличилась более чем в шесть раз и составляла 2800 км. В состав России входило около 100 городов.

    15 . Как называлась основная форма боярского феодального землепользования в XV - середине XVI веков.

    а) вотчина;

    в) поместье.

    Основной формой боярского феодального землепользования в XV-XVI веках была вотчина. Вотчина являлась потомственным земельным владением, которое могло быть отобрано у боярина только за измену великому князю. Вотчина могла продаваться и передаваться по наследству. По мере расслоения боярства происходило обезземеливание значительной его части. Представители обезземеленного боярства переселились на новые земли с целью несения службы государю и получения надела земли. В награду за службу при княжеском дворе безземельным боярам давались поместья. Отсюда и произошли названия «помещик» и «дворянин». Поместные земли не передавались по наследству вплоть до 1714 года, а могли быть переданы сыну только с согласия государя и при том условии, если сын принимал должность отца.

    16 . Какие последствия имели реформы, осуществленные Избранной Радой и Иваном 1У Грозным в середине XVI в.?

    а) образовалась Российская империя;

    б) была осуществлена децентрализация управления государством;

    в) произошло усиление централизации власти в Российском государстве.

    При Иване IV Грозном произошло усиление централизации власти в Российском государстве. Повышению престижа центральной власти способствовало венчание Ивана 1У на царство в 1547 г. Ранее царем называли хана Золотой Орды. Боярская Дума играла все меньшую роль в государстве.

    С помощью группы приближенных к нему лиц (Избранной Рады) Иван IV осуществил всеобъемлющие реформы, направленные на усиление центральной власти. Сложилась приказная система – аппарат управления государством. Они просуществовали до правления Петра I. Развивалось местное управление, главной функцией которого была раскладка, сбор и доставка в Москву прямых налогов. Было отменено «кормление». Вместо него введен налог в пользу государства. Это способствовало централизации финансов. В ходе реформ было ограничено местничество – система распределения служебных мест среди феодалов, которая учитывала, прежде всего, происхождение и служебное положение их предков. Было создано постоянное стрелецкое войско – опора власти царя и государства.

    В 1549 г. впервые был созван всесословный законосовещательный орган – Земский Собор. В отличие от западноевропейских сословно-представительных органов, он в значительно меньшей мере ограничивал власть царя. В ходе церковной реформы были установлены единые церковные праздники и пантеон святых. В 1550 г. был принят новый Судебник. Он отразил усиление крепостной зависимости крестьян, увеличив «пожилое».

    Все преобразования в середине XVI в. имели своей целью укрепление мощи государства и царской власти.

    17 . Какой московский князь впервые обнародовал письменные законы, названные «Судебником»?

    а) Василий Темный;

    б) Василий III;

    в) Иван III;

    г) Иван Грозный.

    Первым московским князем обнародовавшим письменные законы был Иван III. В 1497 году по совету с Боярской Думой Иваном Ш был обнародован новый «Судебник». В этом документе юридически закрепилась централизация русского государства. 68 статей «Судебника» обобщили и юридически закрепили порядки, складывающиеся внутри земель и княжеств, а также в рамках единого государства. При Иване 1У в 1550 году был подготовлен и одобрен Земским Собором и утвержден царем новый «Судебник». Он в основном сохранял структуру «Судебника» 1497 года, но его 101 статья расширяла толкование многих вопросов.

    18 . Имела ли Россия во второй половине ХV – середине ХVI вв. дипломатические, торговые отношения со странами со странами Запада и Востока?

    а) были развиты широкие отношения с рядом стран Европы и Азии;

    б) Россия была в дипломатической изоляции;

    в) Россия восстановила прерванные отношения со странами Востока и Запада и начинала развивать новые.

    Россия восстановила дипломатические и торговые отношения с рядом стран Востока и Запада и начинала развивать новые. Во время ордынского ига связи Руси со странами Востока и Запада были практически прерваны (кроме Новгорода). После получения политической самостоятельности дипломатическая изоляция была нарушена, Иван III стал первым московским государем, возобновившим отношения с иностранными государствами (Италией, Германией, Венгрией, Данией, Турцией, Ираном, Индией). Расширились не только политические, но торговые и культурные связи со странами Востока и Запада. В этот период интерес иностранцев к России возрос, поток приезжавших в нашу страну превышал число выезжавших из нее. Сам Иван III женился на наследнице византийского престола Софье Палеолог.

    Из России вывозились продукты промыслов, лес, пенька, пушнина; в Россию из Запада ввозились оружие, металл, сукно, с Востока – ткани, фарфор, драгоценности. Иностранные мастера использовались в горном деле, литейном производстве, изготовлении оружия, строительстве. С 1584 г. открылся морской путь из Архангельска через Белое море в Англию, что удовлетворяло интересы обеих стран.

    Иван IV имел личную переписку с главами многих государств: с императорами «Священной Римской империи» Карлом У и Фердинандом 1, с английской королевой Елизаветой 1, с королями Польши Сигизмундом Вазой и Стефаном Баторием, с королями Дании, Швеции, с ханами Казани, Астрахани, Крыма.

    19. Выберите правильный хронологический порядок смены претендентов на российский престол во время Смуты (1598 – 1613):

    а) Федор Годунов, Лжедмитрий 1, Владислав, Лжедмитрий П, Борис Годунов, Василий Шуйский;

    б) Лжедмитрий I, Борис Годунов, Федор Годунов, Лжедмитрий П, Владислав, Василий Шуйский;

    в) Борис Годунов, Федор Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Лжедмитрий П, Владислав.

    20. Почему Земский собор 1613 г. избрал на русский престол Михаила Федоровича Романова?

    а) бояре хотели сильного царя;

    б) это был компромисс разных политических лагерей российского общества;

    Избрание Михаила Федоровича Романова явилось результатом компромисса разных политических лагерей российского общества. После Смуты страна нуждалась в правительстве общественного примирения. Кандидатура из семьи Романовых устраивала различные слои и классы. Для бояр Романовы были свои по происхождению. К тому же они считали, что молодой и недалекий Михаил будет им «поваден». Против Романовых не возражали и те, кто были близки к опричному двору и те, кто пострадал от опричнины, так как среди тех и других оказались Романовы. Филарета, отца будущего монарха, поддерживали сторонники Лжедмитрия I, т.к. самозванец – Григорий Отрепьев – был холопом Федора Романова. Не могли быть против и сторонники Василия Шуйского, т.к. при нем Филарет участвовал в церемонии перенесения мощей невинно убиенного царевича Дмитрия. И для главных противников Василия Шуйского – тушинских казаков – Филарет был своим, т.к. «тушинский» вор (Лжедмитрий П) назвал его патриархом.

    21 . Когда началось формирование абсолютизма в России?

    а) при Иване III;

    б) при Иване IV;

    в) при Михаиле Федоровиче;

    г) при Алексее Михайловиче;

    д) при Петре I.

    Начало формирования абсолютизма в России относят ко времени правления Алексея Михайловича, т.е. ко второй половине ХУП в. Это выразилось в падении роли институтов, характерных для сословно-представительной монархии – Боярской думы и Земских соборов, а также в победе светской власти над церковной (дело патриарха Никона). Абсолютизм в России формировался на базе безраздельного господства феодально-крепостнической системы. В годы обострения социальных противоречий все слои господствующего класса сплачивались вокруг царя, что способствовало укреплению самодержавия и централизации управления.

    Теоретические постулаты самодержавия подкреплялись Соборным Уложением 1649 г., две главы которого были посвящены соблюдению престижа царской власти. При Алексее Михайловиче изменился царский титул. Вместо прежнего «государь, царь и великий князь всея Руси» после воссоединения Украины с Россией он стал звучать так: «Божией милостью великий государь, царь и великий князь всея Великие и Малые и Белые Русии самодержавец».

    22. Как можно характеризовать государственную политику после Смуты?

    а) как либеральную;

    б) как консервативную;

    в) как демократическую.

    После Смуты победила консервативная тенденция. Ни одна из альтернатив Смутного времени не состоялась. Общество невероятно устало от политической борьбы, длившейся полтора десятилетия и стремилось к традиционному порядку, к привычной старине. Это смогли обеспечить первые Романовы: Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич. После Смуты надо было почти заново строить государство, восстанавливать границы. Это требовало сильной центральной власти, носителем которой являлся царь. Все действия органов власти совершались от имени царя и по его указу. Уже первому царю из династии Романовых, выбранному Земским собором в 1613 г., не ставились никакие условия. Власть приобретала самодержавно-легитимный характер.

    23. Что такое «политика протекционизма»?

    а) покровительство монарха случайным людям и выдвижение их на придворные и государственные должности не по принципу «государственной пользы», а по качествам, привлекающим самого монарха (личная преданность, физическая красота и т.д.;

    б) экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики.

    «Протекционизм» - экономическая политика государства, осуществляется с помощью торгово-промышленных барьеров, ограждающих внутренний рынок от ввоза иностранных товаров. Характерно финансовое поощрение национальной экономики. Впервые появляется в России при Петре 1. Ряд указов до 1717г. – передача купцам на льготных условиях казенных заводов. После 1717 г. – отказ государства от монополии на продажу ходовых товаров за границу; освобождение владельцев мануфактур от службы; 1721 г. – предоставление владельцам мануфактур права покупки к предприятиям; 1722 г. – указ о праве мануфактуристов не возвращать помещикам беглых, овладевших мастерством. Вершина политики протекционизма – таможенный тариф 1724 г.: размеры пошлин, взимаемых с заграничных товаров, стали зависеть от способности отечественных предприятий удовлетворить потребности внутреннего рынка (чем больше товаров выпустят русские мануфактуры, тем более высокие пошлины взимаются с таких же товаров, ввозимых из-за границы).

    24. Благодаря какому документу выходцы из «подлых» сословий могли рассчитывать на получение дворянского титула в России?

    а) «Жалованной грамоте дворянству»;

    б) Генеральному Регламенту;

    в) «Табели о рангах»;

    г) уставу Главного Магистрата;

    д) Соборному Уложению 1649 г.

    Благодаря «Табели о рангах». Принята в 1722 г. Вводила новый порядок прохождения службы. Служебная лестница состояла из 14 ступеней, или рангов – от фельдмаршала и генерал-адмирала или канцлера до прапорщика или коллежского регистратора. Получение 14 ранга давало личное дворянство, 8 – потомственное.

    25. Чем были заменены приказы ХVI – ХVII вв.?

    а) министерствами;

    б) Верховным Тайным советом;

    в) коллегиями;

    г) Государственным Советом;

    д) Конзилией Министров.

    Коллегиями. Коллегии введены правительством Петра 1 в целях разграничения функций между ведомствами. Подчинялись императору и Сенату. 1717 – 1721 гг. – установлены штаты, назначены президенты и определены функции 12 коллегий: Коллегии иностранных дел, Военной, Адмиралтейств-коллегии, Камер-коллегии, Штатс-контор-коллегии (управление государственными расходами), Ревизион-коллегии (осуществление контроля за расходованием средств бюджета в центре и на местах), Берг-коллегии, Мануфактур-коллегии (управление промышленностью), Коммерц-коллегии, Вотчинной коллегии и Главного магистрата (управление магистратами городов). Каждая коллегия состояла из присутствия (президент, вице-президент, 4 советника, 4 асессора и секретарь) и штата (чиновники и канцеляристы). При коллегии состоял фискал (позже прокурор), контролировавший ее деятельность. В 80-х гг. ХVIII в. упразднены Штатс-контор-, Ревизион-, Юстиц-коллегии. Остальные со-хранились до начала Х1Х в. и были заменены министерствами АлександраI.

    26. В 1719 г. в Петербурге был открыт для свободного посещения музей и библиотека при нем. Как он назывался?

    а) Эрмитаж;

    б) Артиллерийский музей;

    в) Кунсткамера;

    г) Русский музей;

    д) Военно-морской музей.

    Методология – это система научных принципов и методов исследования, основанных на диалектико-материалистической теории исторического познания.

    Диалектико-материалистическая теория исходит из того, что общество надо рассматривать в постоянном развитии, а источником этого развития являются внутренние противоречия самого общества или рассматриваемого общественного явления.

    Принципы – это главные, фундаментальные положения науки. Метод – способ изучения закономерностей через их конкретные проявления.

    Основные принципы исторической науки:

    а) объективность, б) историзм, в) всесторонность.

    Укажите, каково содержание каждого их этих принципов применительно к изучению истории.

    Основные методы, используемые при изучении истории:

    а) хронологический, б) проблемный, в) ретроспективный, г) системно-структурный. Используются также и другие методы, причем обычно несколько методов комбинируются между собой (например, проблемно-хронологический). Сформулируйте основные черты каждого из основных методов.

    Подходы к изучению истории.

    При изучении общества все многообразие общественных отношений обычно группируют в четыре блока: а) экономика, б) социальная сфера, в) политика, г) духовная сфера. На сегодняшний день преобладают два подхода к изучению истории: а) формационный, б) цивилизационный.

    Формация – исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень развития мировой истории человеческого общества.Рассматривая общества при таком подходе, исследователь стремится в первую очередь выявить черты сходства общества с другими обществами, прошедшими или находящимися на этой же стадии формационного развития. Это позволяет применить исторический опыт иных обществ к решению проблем собственного общества.

    Цивилизацию принято разделять на мировую и локальную. Мировая цивилизация выступает как все человечество, вместе взятое, развивающееся в едином поступательном движении как нечто целое. Локальная цивилизация – это регион планеты национального или государственного уровня, существенно отличающийся от других регионов по направлению своего развития. При цивилизационном подходе на первое место выходить поиск своеобразия каждого общества, его отличий от других общественных систем. Это позволяет выявить ведущие тенденции и принципы развития изучаемого общества, которые нельзя игнорировать, используя опыт иных цивилизаций при решении своих внутренних проблем..

    В науке еще не сложилось единого представления о цивилизации. Поэтому в разных научных и учебных изданиях можно найти разные трактовки сути и терминологии цивилизационного подхода.

    Каждая локальная цивилизация проходит в своем развитии несколько стадий:

    1) вызов природы – период, когда общество вынуждено осознать радикально изменившуюся ситуацию, в которой оно существует, и начать ради собственного выживания поиски новых решений, радикально отличающихся от привычных стереотипов прежней общественной жизни во всех сферах общества;

    2) рождение – период, когда формируется этнос, определяется границы территории его обитания, складывается государство и вырабатывается идеология этого общества;

    3) рост (или расцвет) – период, когда формируются типичные черты экономической жизни, социальной структуры, политической системы и духовной культуры, которые и отличают данное общество от других, определяют его самобытность.

    4) надлом – период, когда общество начинает испытывать внутренние потрясения, являющиеся следствием нарастания противоречия между традиционными чертами общественного уклада и меняющимися объективными условиями, в которых существует данное общество.

    5) закат – период разрушения традиционных форм существования данного общества, изменение системы его ценностей. Внутренние противоречия общества дополняются серьезно осложняющимися внешними факторами. В результате общество должно или перестроиться в соответствии с изменившимися условиями, т.е. перейти в иную цивилизацию, или погибнуть.

    Общий период существования локальной цивилизации оценивают в среднем в 1000-1500 лет.

    Типы цивилизации:

    1) по природно-географическому положению: а) морские, б) континентальные, в) прибрежные.

    2) по типу взаимодействия человека с природой:

    а) примитивные общества (человек полностью зависит от природы),

    б) агарные общества (человек берет в готовом виде то, что дает ему природа),

    в) индустриальные общества (человек переделывает природу, исходя из собственных потребностей, создает «вторую природу»),

    г) постиндустриальные (информационные) общества (человек взаимодействует с природой, возмещая нанесенный ей своей деятельностью ущерб).

    3) по темпу и направленности развития:

    а) Восток – замедленный, устойчивый тип развития общества, основанный на слиянии человека с природой;

    б) Запад – динамичное, ускоренно развивающееся общество, основанное на активном воздействии человека на природу.

    Самостоятельно определите , к какому из указанных типов отнести российскую цивилизацию и сформулируйте те черты, которые определяли ее своеобразие применительно к каждому варианту типологизации.

    Вопросы для самопроверки:

    1.Сформулируйте предмет истории.

    2..Назовите основные методы исторической науки. Сформулируйте основные особенности каждого метода.

    3.Дайте определение формации.

    4.Каковы структурные элементы формации и как они связаны между собой.

    5.Дайте определение локальной цивилизации.

    6.Укажите основные черты цивилизаций морских, континентальных и прибрежных.

    7.Сформулируйте основные отличия аграрного общества от примитивного и от индустриального.

    8.Чем различаются западный и восточный типы цивилизаций?

    9.Укажите основные этапы развития локальных цивилизаций.

    10.Какие сферы общественной жизни преимущественно рассматривают при формационном подходе и какие – при цивилизационном?

    Восточные славяне в древности.

    Территория и население.

    Первые упоминания о восточных славянах как о самостоятельной этнической группе прослеживаются в источниках с VI в. По вопросу происхождения восточных славян в исторической науке нет единого мнения. Преобладает миграционная теория: восточные славяне – выходцы из Центральной Европы. Но существует и автохтонная теория (восточные славяне – исконные жители Восточно-Европейской равнины), а также ряд теорий, пытающихся найти прародину восточных славян в Центральной Азии, на Арктическом Севере и других регионах планеты.

    Самостоятельно сформулируйте причины такого многообразия мнений среди исследователей. Проследите на карте места расселения восточнославянских племен к IX в.

    Социально-экономическое развитие.

    Восточные славяне в VI-VIII вв. – оседлые племена, основным занятием которых было земледелие. Сформулируйте на основе текста учебника, в чем состояли особенности подсечно-огневой системы земледелия, а также подсобных земледелию занятий. Определите, на какой стадии общественного разделения труда находились восточные славяне к IX в. (отделилась ли уже торговля от земледелия и ремесла).

    В этот период по археологическим материалам прослеживается переход славян от родовой общины к соседской. Сформулируйте основные отличия этих типов общины друг от друга. Переход к новому типу общинных отношений проистекал из развития экономики, изменения условий хозяйствования.

    Политический строй.

    Общественный строй восточных славян в указанный период принято называть «военной демократией». Сформулируйте основные особенности этого строя. Высшими лицами в управлении были старейшина и князь. Значительную роль играло вече. Отметьте функции каждого из должностных лиц и полномочия веча.

    Между племенами восточных славян к IX в. сложились достаточно устойчивые племенные союзы. Постарайтесь определить на основании текста учебника, были ли у восточных славян к этому времени города.

    Религия и церковь.

    Религия восточных славян до X в. – язычество. Язычество восточных славян достаточно трудно поддается реконструкции в силу ограниченности источников, поэтому можно встретить различные варианты описания пантеона. Но исследователи сходятся в том, что высшие языческие божества славян олицетворяли силы природы, затем следовал ряд низших божеств (домовые, лешие, водяные и др.), которые были выражением одушевления природы, окружавшей человека. Еще один ряд занимали умершие предки, культ которых играл важное значение в жизни древнеславянского общества.

    Обратите внимание на особенности культа: а) Отсутствие храмов (известны лишь капища и требища– открытые места, где помещали идолов и исполняли обряды); б) Нет единого мнения по поводу жертвоприношений – насколько типичны были человеческие жертвы богам?; в) Спорна также роль волхвов – было ли это особое сословие или нет?

    В общих чертах религиозная система восточных славян содержала две основные ценности: а) единство человека с природой, б) приоритет родовых, коллективных ценностей над личными.

    Культура.

    Сведения о достижениях культуры восточных славян скудны из-за отсутствия достаточного количества источников. Спорным остается вопрос о наличии древнеславянской письменности в дохристианский период Руси. Принято считать, что уровень научных знаний восточных славян был не ниже уровня научных знаний окружавших их соседних народов.

    Археологические источники не дают оснований считать, что славянам было известно в то время каменное зодчество.

    Обратите внимание , что календарь ориентирован на цикл земледельческих работ.

    В семейных отношениях господствовал парный брак и большая патриархальная семья.

    Вопросы для самопроверки:

    1.Укажите территорию расселения восточных славян к IX в. ?

    2.Сформулируйте основные положения миграционной теории происхождения восточных славян.

    3.Каковы были особенности формирования российской цивилизации в домонгольский период?

    2. Россия в мировой цивилизации. Особенности образования и развития

    Российского государства.

    Предметом изучения Отечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития Российского государства и общества как части мирового процесса истории человечества. История России рассматривает общественно-политические процессы, деятельность различных политических сил, развитие политических систем и государственных структур.

    Методы изучения истории:

    1) хронологический – состоит в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке. Применяется при составлении хроник событий, биографий;

    2) хронологически-проблемный – предусматривает изучение истории России по периодам, а внутри них – по проблемам. Применяется во всех общих исследованиях, в том числе и в различных курсах лекций по истории;

    3) проблемно-хронологический – применяется при изучении какой-либо одной стороны деятельности государства, общества, политического деятеля в ее последовательном развитии. Такой подход позволяет полнее проследить логику развития проблемы, а также наиболее эффективно извлечь практический опыт;

    4) периодизации – основан на том, что и общество в целом, и любая составная его часть проходят различные стадии развития, отделяемые друг от друга качественными рубежами. Главным в периодизации является установление четких критериев, строгое и последовательное их применение при изучении и исследовании;

    5) сравнительно-исторический – основывается на признании известной повторяемости исторических событий в мировой истории. Его суть состоит в их сравнении для установления как общих закономерностей, так и различий;

    6) ретроспективный – основан на том, что прошлые, настоящие и будущие общества тесно связаны между собой. Это дает возможность воссоздать картину прошлого даже при отсутствии всех источников, относящихся к изучаемому времени;

    7) статистический – состоит в исследовании важных сторон жизни и деятельности государства, количественного анализа множества однородных фактов, каждый из которых в отдельности не имеет большого значения, в то время как в совокупности они обусловливают переход количественных изменений в качественные;

    8) социологических исследований применяется при изучении современности. Он дает возможность изучать явления в основном политической истории. Среди приемов этого метода можно назвать анкетирование, опрос, интервью и др.

    Источники изучения отечественной истории весьма значительны и сложны. Точных границ круга источников, как представляется, не существует в силу целостности и неделимости исторического процесса, взаимосвязанности деятельности людей на различных этапах историко-политического развития. Примерная классификация источников: 1) археологические источники; 2) летописи и летописные своды; 3) этнографические источники; 4) архивные документы 5) документы государственных органов и общественных организаций Российского государства; 6) документы политических партий и движений России 7) произведения государственных и общественных деятелей России; 8) периодическая печать; 9) мемуарная литература; 10) музейные документы; 11) фото-, фоно– и кинодокументы; 12) электронные средства информации.