Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

О городе троя детям. Где находится Троя и чем заменит древний город? Легенда о Трое и троянском коне

Троя (Truva, Troy) — город, расположенный в северо-западной части Анатолии, недалеко от Дарданелл и горы Ида, входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Троя известна по большей части из-за Троянской войны (и того самого коня), описанной во многих произведениях античного эпоса, в том числе и в известных «Одиссее» и «Илиаде» Гомера.

Древний мир и дата образования Трои
Перед появлением легендарной Трои на полуострове Троада было расположено древнейшее постоянное поселение Кумтепе. Его датой основания принято примерно считать 4800 год до нашей эры. Жители древнего поселения, в основном, занимались рыбной ловлей. Также в рацион поселенцев входили устрицы. В Кумтепе покойников предавали земле, но без каких-либо погребальных даров.
В районе 4500 года до нашей эры поселение было заброшено, однако около 3700 года до нашей эры снова возрождено благодаря новым колонистам. Новое население Кумтепе занималось скотоводством и земледелием, а также проживало в больших домах с несколькими помещениями. Козы и овцы разводились жителями поселения не только для получения мяса, но также ради молока и шерсти. История Трои берет свое начало с 3000 года до нашей эры. Укрепленный населенный пункт был расположен в Малой Азии на полуострове Троада. Город находился в плодородной холмистой стране.
В месте, где находилась Троя, с двух сторон города протекали реки Симоис и Скамандр. Также имелся свободный доступ в Эгейское море. Таким образом, Троя на протяжении своего существования занимала очень выгодное географическое положение не только в экономической сфере, но также в плане обороны в случае возможного нашествия врагов. Не случайно город в Древнем мире, в эпоху бронзы именно поэтому стал ключевым центром торговли между Востоком и Западом.


Легенда о возникновении Трои
О появлении легендарного города можно узнать из старинного предания. Еще задолго до построения Трои на территории полуострова Троада (место, где находилась Троя) проживал народ тевкров. Персонаж древнегреческой мифологии Трос назвал страну, которой правил, Троей. Следовательно, все жители стали называться троянцами.
О возникновении города Трои повествует одна легенда. Старшим сыном Троса был Ил, который после смерти отца унаследовал часть его царства. Однажды он пришел во Фригию, сумев успешно победить всех соперников на состязании. Фригийский царь щедро вознаградил Ила, подарив ему 50 юношей и столько же дев. Также согласно преданию правитель Фригии отдал герою пеструю корову и приказал основать город в том месте, где она захочет отдохнуть. На холме Ата у животного появилось желание полежать. Именно там и был основана Троя, которая также называлась Илионом.
Перед построением города Ил попросил Зевса доброго знамения. На следующее утро перед шатром основателя легендарного города появилось деревянное изображение Афины-Паллады. Таким образом, Зевс предоставил Илу залог божественной помощи, оплот и защиту жителям Трои. Впоследствии на месте появления деревянного изображения Афины-Паллады появился храм, а выстроенная Троя была надежно защищена от врагов высокими стенами с бойницами. Сын Ила царь Лаомедонт продолжил дело отца, укрепив нижнюю часть города стеной.

Ранние слои Трои относятся к оригинальной западноанатолийской цивилизации. Постепенно Троя испытывает всё большее влияние центральной Анатолии (хаттов, позднее — хеттов).
Имя «Троя» фигурирует в хеттских клинописных табличках Богазкёйского архива как Таруиша. На египетской стеле времён Рамзеса III упомянута его победа над морским народом «турша». Это название часто сопоставляют с народом «тереш», упомянутым несколько ранее на знаменитой стеле Мернептаха. Единства в мнениях о том, были ли эти пришельцы троянцами, в научном мире не наблюдается. Имена с данным корнем встречаются в микенских текстах, например командир отряда to-ro-o.

Прежде высказывались соображения, что термины «Троя» и «Илион» могли обозначать различные города одного и того же древнего государства, либо один из этих терминов мог обозначать столицу, а другой — собственно государство, и «слились» в один термин лишь в «Илиаде» (согласно Гиндину и Цымбурскому, Троя — обозначение страны, а Илион — города). Такая точка зрения не лишена оснований, поскольку в «Илиаде», в свою очередь, выделяются фрагменты с параллельными сюжетами, то есть, возможно, восходящие к различным пересказам одного и того же сюжета; к тому же, «Илиада» возникла много столетий спустя после событий Троянской войны, когда многие детали могли забыться.


Раскопки Трои
Среди современных Генриху Шлиману историков была распространена гипотеза о том, что Троя находилась на месте селения Бунарбаши. Тождество холма Гиссарлык с гомеровской Троей предположил в 1822 году Чарлз Макларен. Сторонником его идей был Френк Калверт, который начал в Гиссарлыке раскопки за 7 лет до Шлимана. По иронии судьбы, участок холма Гиссарлык, принадлежавший Калверту, оказался в стороне от гомеровской Трои. Генрих Шлиман, который был знаком с Калвертом, начал целенаправленное исследование второй половины Гиссарлыкского холма в конце XIX века. Большинство находок Шлимана сейчас хранятся в Пушкинском музее (Москва), а также в Государственном Эрмитаже. К настоящему времени археологи обнаружили на территории раскопок в Гиссарлыке следы девяти крепостей-поселений, существовавших в разные эпохи.

Первое из найденных в Гиссарлыке поселений (так называемая Троя I) представляло собой крепость диаметром менее 100 м и, очевидно, существовало на протяжении длительного периода. К эпохе, описанной в «Илиаде», относится седьмой слой. В этот период Троя представляет собой обширное (площадью свыше 200 тыс.м²) поселение, обнесённое крепкими стенами с девятиметровыми башнями. Крупные раскопки 1988 года показали, что население города в гомеровскую эпоху составляло от шести до десяти тысяч жителей — по тем временам, весьма внушительное число. Согласно данным экспедиции Манфреда Корфмана, площадь нижнего города была примерно 170 тыс.м², цитадели — 23 тыс.м².

Девять основных слоев древней Трои
Троя I (3000—2600 гг. до н. э.): Первое Троянское поселение, диаметром 100 м, было застроено очень примитивными жилищами из глиняных кирпичей. Судя по оставшимся следам, оно погибло во время пожара. Керамика имеет сходство с керамикой культуры Езеро в Болгарии.
Троя II (2600—2300 гг. до н. э.): Следующее поселение выглядит более развитым и богатым. В 1873 году немецкий археолог Шлиман обнаружил в этом слое знаменитый троянский клад, который состоял из многочисленного оружия, медных безделушек, частей драгоценных украшений, золотых сосудов, могильных плит доисторического и раннеисторического периода. В III тысячелетии до н. э. эта высокоразвитая культура была также уничтожена пожаром.
Троя III—IV—V (2300—1900 гг. до н. э.): Эти слои свидетельствуют о периоде упадка в истории древнего города.
Троя VI (1900—1300 гг. до н. э.): Город увеличился в диаметре до 200 метров. Поселение стало жертвой сильного землетрясения 1300 года до н. э.
Троя VII-A (1300—1200 гг. до н. э.): К этому периоду относится знаменитая Троянская война. Позднее афиняне разграбили и разрушили поселение.
Троя VII-B (1200—900 гг. до н. э.): Полуразрушенная Троя была захвачена фригийцами.
Троя VIII (900—350 гг. до н. э.): В это время город населяли алеанские греки. Царь Ксеркс посещал тогда Трою и принес здесь в жертву более 1000 голов скота.
Троя IX (350 г. до н. э. — 400 г. н. э.): Довольно крупный центр эллинистической эпохи.


Где находится. Как добраться до Трои
Троя находится в 2 км от шоссе Чанаккале — Измир (D550/E87), с которого нужно свернуть по указателю Troy или Truva.
Ближайший к Трое город, Чанаккале, находится в 30 км к северу от нее. Оттуда в Трою каждый час ходят автобусы, отправляющиеся с остановки под мостом через реку Sari. Путь на автобусе займет около получаса. Поездка на такси обойдется в 60-70 TRY. Цены на странице указаны на январь 2017 г.
Летом автобусы отправляются регулярно, но в остальное время лучше приехать пораньше, чтобы не упустить последний автобус, отправляющийся обратно.

Отели Трои
Большая часть отелей расположена в Чанаккале, так что туристы чаще всего останавливаются там и приезжают в Трою на один день. В самой Трое можно остановиться в отеле Varol Pansiyon, расположенном в центре соседней деревни Tevfikiye.
Напротив входа в Трою находится отель Hisarlik, принадлежащий местному гиду Мустафе Аскину.

Рестораны
Ресторанов в Трое тоже не так много. В упомянутом выше отеле Hisarlik есть уютный ресторан с домашней кухней, работающий с 8:00 до 23:00. Если остановите свой выбор на нем, непременно попробуйте guvec — мясное рагу в горшочке.
Кроме того, можно пообедать в также находящихся в деревне едальнях Priamos или Wilusa. Оба ресторана готовят блюда турецкой кухни, а последний хорошо известен своими фрикадельками и салатом из помидоров.

Развлечения и достопримечательности Трои
Рядом с входом в город стоит деревянная копия Троянского коня, внутрь которого есть возможность зайти. Но лучше делать это по будням, потому что на выходных он заполнен туристами и подняться или осмотреться внутри будет довольно трудно. Зато, при посещении Трои зимой, вполне можно получить коня в единоличное пользование.
Рядом с ним находится Музей раскопок, в котором выставлены модели и фотографии, рассказывающие о том, как выглядел город в разные периоды. Напротив музея — сад Pithos с водопроводными тубами и глиняными горшками того времени.
Но основной достопримечательностью Трои, несомненно, являются руины. Для посетителей город открыт с ежедневно с 8:00 до 19:00 в период с мая по сентябрь и с 8:00 до 17:00 — с октября по апрель.

Наличие гида сильно помогло бы при ознакомлении с Троей, поскольку руины многих зданий довольно трудно идентифицировать самостоятельно, а из-за разных исторических слоев, они все перемешались.
Троя была разрушена и вновь отстроена 9 раз — и от каждого из восстановлений в городе что-то осталось и по сей день, хотя любительские раскопки в 19 в. оказались крайне разрушительными.
Для осмотра города удобнее всего использовать охватывающую его по кругу дорогу. Справа от входа видны стены и башня периода Троя VII (то есть, города, каким он стал после того, как был отстроен в 7 раз), относящиеся к периоду, когда город в наибольшей степени подходил под описания Гомера в «Илиаде». Там можно спуститься по лестнице и пройти вдоль стен.

Потом дорога приведет к кирпичным стенам, частично восстановленным, а частично сохранившимися в первозданном виде. Над ними расположен разрушенный алтарь храма Афины, вдоль которого проходят стены ранних и средних периодов, а напротив — дома богатых жителей города.
Далее путь проходит мимо траншей, оставшихся от раскопок Шлимана, к дворцовому комплексу, также относящемуся к периоду, вероятнее всего описанному в Илиаде. Справа от дворца находятся части святилища античных богов.
Наконец, тропа выводит к концертному залу Одеону и палатам городского совета, откуда по каменной дороге можно вернуться к месту, с которого начался осмотр.

Окрестности Трои
В 30 км к югу от древней Трои находится не менее старинная Александрия Троянская — город, основанный полководцем Александра Великого Антигоном в 300 г. до н. э. Однако этот обширный археологический участок, в отличие от популярной Трои, почти не промаркирован. Соответственно, разобраться самому, без глубоких познаний в античной истории, здесь едва ли получится.

Примечательны окраины деревни Гюльпынар (Gulpinar), где расположены живописные руины храма Аполлона, который был возведен в 5 в. до н. э. колонистами с Крита. Самая западная точка Азии — мыс Баба — интересна своим рыбацким портом Бабакалекёй (Бабакале, Babakale, «Крепость Баба»), где находится очаровательный османский замок 18 в. Здесь же можно и освежиться, искупавшись либо прямо среди валунов, обрамляющих гавань с двух сторон, либо проехав еще 3 км на север к симпатичному обустроенному пляжу.

Еще одна изюминка этих мест — городок Айваджик (Ayvacik) в 30 км восточнее Трои. В конце недели на местный рынок стекаются торговцы со всех окраин, лучший сувенир отсюда — красочный ковер. Если же повезет попасть в Айваджик в конце апреля, можно застать традиционный ежегодный сбор кочевых народов Панийыр. В это время по городу устраиваются яркие танцевальные и музыкальные представления, шумные базары, где выставляются породистые скакуны. Кроме того, в 25 км к югу лежит и древний Ассос, название которого ласкает слух не одного поклонника старины.

ПРЕДАНИЕ ПРО ТРОЯНСКОГО КОНЯ
Война между троянцами и данайцами началась потому, что троянский царевич Парис украл красавицу Елену у Менелая. Её муж, царь Спарты, со своим братом собрал войско Ахеи и пошел на Париса. Во времена войны с Троей ахейцы, после длительной и безуспешной осады, прибегли к хитрости: они соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают от берега Троады (изобретение этой уловки приписывают Одиссею, хитрейшему из вождей данайцев, а коня изготовил Эпей). Конь был приношением богине Афине Илионской. На боку коня было написано «Этот дар приносят Афине Воительнице уходящие данайцы». Для постройки коня эллины срубили росшие в священной роще Аполлона кизиловые деревья (кранеи), жертвами умилостивили Аполлона и дали ему имя Карнея (ибо конь был сделан из клёна).
Жрец Лаокоонт, увидев этого коня и зная хитрости данайцев, воскликнул: «Что бы это ни было, а бойтесь данайцев, даже дары приносящих!» (Quidquid id est, timeo Danaos et dona ferentes!) и метнул копьё в коня. Однако в этот момент из моря выползли 2 огромных змея, убили Лаокоонта и двух его сыновей, поскольку сам бог Посейдон хотел гибели Трои. Троянцы, не слушая предостережений Лаокоонта и пророчицы Кассандры, втащили коня в город. Полустишие Вергилия «Бойтесь данайцев, даже дары приносящих», цитируемое часто по-латыни («Timeo Danaos et dona ferentes»), вошло в поговорку. Отсюда же возник фразеологизм «троянский конь», употребляемый в значении: тайный, коварный замысел, замаскированный под подарок.

Внутри коня сидело 50 лучших воинов (согласно «Малой Илиаде», 3000). По Стесихору, 100 воинов, по другим — 20, по Цецу — 23, либо лишь 9 воинов: Менелай, Одиссей, Диомед, Ферсандр, Сфенел, Акамант, Фоант, Махаон и Неоптолем. Имена всех перечислил поэт Сакад Аргосский. Афина дала героям амброзию.
Ночью греки, прятавшиеся внутри коня, вышли из него, перебили стражу, открыли городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и таким образом овладели Троей («Одиссея» Гомера, 8, 493 и сл.; «Энеида» Вергилия, 2, 15 и сл.).


Интерпретации
По словам Полибия, «чуть не все варварские народы, во всяком случае большинство их, убивают и приносят в жертву лошадь или в самом начале войны, или же перед решительной битвой, чтобы в падении животного открыть знамение о ближайшем будущем».

По евгемеристической интерпретации, чтобы его втащить, троянцы разобрали часть стены, и эллины взяли город. По предположениям некоторых историков (встречающимся уже с Павсания), Троянский конь на самом деле являлся стенобитной машиной, служил для разрушения стен. По Дарету, просто на Скейских воротах была изваяна голова коня.
Существовали трагедия Иофонта «Разрушение Илиона», трагедия неизвестного автора «Отплытие», трагедии Ливия Андроника и Невия «Троянский конь», а также поэма Нерона «Крушение Трои».

_______________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Ивик О. Троя. Пять тысяч лет реальности и мифа. М., 2017.
Гиндин Л. А. Население Гомеровской Трои, 1993.
Гиндин Л. А., Цымбурский В. Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М., 1996.
Блеген К. Троя и троянцы. М., 2002.
Шлиман Г. Илион. Город и страна троянцев. М., 2009, т. I-II.
Шлиман Г. Троя. М., 2010.
Сокровища Трои. Из раскопок Генриха Шлимана. М., 2007.
История древнего Востока, ч. 2. М., 1988.
Вирхов Р. Развалины Трои // Исторический вестник, 1880. — Т. 1. — № 2. — С. 415—430.
Стоун Ирвинг, Греческое сокровище. Биографический роман о Генрихе и Софье Шлиман, 1975
Словарь географических названий зарубежных стран / отв. ред. А. М. Комков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Недра, 1986. — С. 350.
Достопримечательности Турции.
Фролова Н. Эфес и Троя. — ЛитРес, 2013. — ISBN 9785457217829.

Можно назвать Трою. Город Троя (по-турецки – Трува), стал известен во всем мире благодаря эпосам древнегреческого писателя Гомера и множеству легенд и мифов. Город Троя знаменит тем, что тут примерно в 1200 году до нашей эры проходила Троянская война.

Троянская война и Троянский конь

Согласно «Илиаде» Гомера, правитель Трои, царь Приам вел войну с греками из-за похищенной Елены. Елена была женой Менелая, правителя греческого города Спарта, но она сбежала с Парисом, царевичем Трои. Поскольку Парис отказался вернуть Елену, завязалась война, которая длилась 10 лет. В другой поэме Гомера «Одиссея», он рассказывает о том, как Троя была разрушена. Троянская война произошла между коалицией ахейских племен и троянцами и знаменита тем, что ахейцы (древные греки) взяли Трою с помощью военной хитрости. Греки соорудили огромного деревянного коня и оставили его перед воротами Трои, а сами уплыли. Спрятанные в коне сидели воины, а на боку коня была надпись “Этот дар оставили богине Афине”. Жители города позволили ввезти огромную статую внутрь стен, а сидевшие в ней греческие воины вышли наружу и захватили город. Троя упоминается так же и в «Энеиде» Вергилия. Выражение “Троянский конь” теперь означает подарок, приносящий вред. Именно отсюда появилось и название вредоносных комютерных программ – “троянские кони” или просто “троянцы”.

Где находится Троя сегодня?

Воспетая Гомером и Вергилием, Троя была открыта в северо-западной части современной Турции, у входа из Эгейского моря в пролив Дарданеллы (Геллеспонт). Сегодня деревняя Троя лежит приблизительно в 30 км к югу от города Чанаккале . А расстояние от до Трои 430 км (5 часов на автобусе). В продолжении многих тысячелетий через земли, где находилась Троя , проходили дороги с запада на восток и с севера на юг, а сегодня , среди полей засаженных перцем, кукурузой и помидорами, Троя выглядит более чем скромно.

Раскопки Трои

Долгое время Троя оставалась городом-легендой – до тех пор, пока руины древнего поселения не обнаружил немецкий археолог Генрих Шлиман в 1870 году. Во время раскопок стало понятно, что для древнего мира этот город имел большое значение. Основная часть раскопок Трои находится на холме Гиссарлык, где для туристов заботливо были обустроены тропинки и дороги. Символом города стал знаменитый Троянский конь, макет которого находится на входе комплекса. Единственное, что вообще напоминает о легендарном городе – символ Трои – деревянный конь, расположен при входе на территорию Национального парка. Любой желающий может зайти внутрь и посмотреть на необычный способ завоевания города, который когда-то придумал Одиссей. Был ли на самом деле конь? Это можно узнать в музее раскопок. На входе недалеко от коня стоит музей раскопок, где показаны этапы нахождения города, первые найденные артефакты и модель города, какой он был при «жизни». Помимо модели здесь есть целый альбом с набросками функционирующего города. В местных ларьках его копии продаются как сувениры.

Что посмотреть в Трое

Рядом с маленьким музеем при входе находится сад, в котором располагаются настоящие глиняные горшки «Pithos» из Трои, а также водопроводные трубы и изображение системы водоснабжения города. Самой главной достопримечательностью древнего города, конечно, являются руины. Многие строения дошли до нас весьма в плохом виде, и чтобы понять, где что находится, понадобится помощь гида. В древнем мире Троя была известна как Илион, и на протяжении жизни города его много раз атаковали и крушили. Сейчас сложно понять, булыжник находится перед вами или кусок жилого дома. Фрагментов зданий немного, но археологи и художники смогли воссоздать почти все строения на бумаге.

Самыми интересными строениями считаются башни и стеновые укрепления возле алтаря храма Афины. Почему? Потому что тогда получается, что все, о чем писал Гомер в «Илиаде», правда. Недалеко от города располагаются новые раскопки, предположительно города Александрия, который находится недалеко от жилой деревни Гюльпынар. В городе Александрия уже найдены остатки храма Аполлона. В скором времени планируют присоединить город к комплексу руин Трои и открыть музей творчества Гомера. Из раскопок этого города будет понятнее то, что писал Гомер, ведь многие события «Илиады» происходили и здесь.

Мифы и легенды о Троянской войне

Суд Париса

Мифы рассказывают, что богиня раздора Эрида не была приглашена на свадьбу нимфы Фетиды с Пелеем. После чего она решила отомстить, явилась на пир незваной и бросила на стол золотое яблоко, на котором было написано: «Прекраснейшей». Три богини – Афродита, Гера и Афина – тут же затеяли спор, кому оно должно достаться, и на роль судьи пригласили троянского царевича Париса. Гера обещала сделать его повелителем всей Азии, Афина посулила красоту, мудрость и победы во всех битвах, а Афродита - любовь самой прекрасной женщины – Елены, жены царя СпартыМенелая. Парис отдал яблоко Афродите. А потом похитил Елену и увез ее в Трою.

Похищение Елены

После похищения Елены, греческие цари, союзники Менелая, по его зову собрали армию из 10 тыс. воинов и флот из 1178 кораблей и пошли походом на Трою. Главнокомандующим стал царь Микен Агамемнон. Осада Трои, у которой было немало союзников, длилась десять лет. В сражениях погибли греческий герой Ахилл, троянский царевич Гектор и многие другие. Наконец хитроумный царь Итаки Одиссей предложил план захвата города. Греки соорудили пустотелого деревянного коня и, оставив его на берегу, сделали вид, что отплыли. Троянцы возликовали и втащили коня, в котором спрятались греческие воины. Ночью греки вылезли и открыли ворота своим соратникам, которые на самом деле находились за ближайшим мысом. Троя была разрушена и сожжена. Менелай вернул Елену и увез ее на родину.

«Открытие Трои В массовом сознании открытие легендарного города связано с именем археолога-энтузиаста Генриха Шлимана. Он смог, вопреки мнению скептиков, доказать историчность «Илиады» Гомера.»

Хотя в Новое время сюжеты о Троянской войне считались легендами, ученые и любители пытались найти легендарный город. В XVI и XVII веках в Троаде побывали два исследователя и путешественника – Пьер Белон и Пьетро делла Валле . Каждый из них заключил, что легендарная Троя – это руины города Александрии Троянской, которые располагались в 20 километрах от Гиссарлыка .

В конце XVIII века другой путешественник и археолог Жан-Батист Лешевалье посетил эти места и написал труд «Записки о путешествии в Троаду». Лешевалье доказывал, что древний город располагался около местечка Пинарбази, в пяти километрах от Гиссарлыка. Долгое время эта теория была господствующей.

В 1822 году шотландский журналист Чарльз Макларен выпустил в Эдинбурге труд «Диссертация о топографии Троянской равнины». Спустя сто лет Карл Блеген писал, что этот труд заслуживал бы большего внимания, чем получил. Макларен собрал все сведения из «Илиады», имевшие топографическое значение, и сопоставил с картами его времени. Затем шотландец попробовал восстановить облик пейзажа, каким он был в древности. С выводами Макларена согласились некоторые ученые Англии и несколько немецких исследователей Гомера.
Чарльз Макларен первый предположил, что легендарный город находился на холме Гиссарлык. В основе его вывода было допущение, что город Гомера находился там же, где и греческий город Классической и Эллинистической эпох.

Последним из предшественников Шлимана был Фрэнк Калверт , англичанин, британский консул в Турции. Он был археологом любителем и всю жизнь увлекался историей Трои. Фрэнк, как и Шлиман, верил, что Троя была реальным городом, вопреки скепсису многих современников.
Брат Фрэнка приобрел небольшой земельный участок в Троаде, часть которого захватывало территорию холма Гиссарлык. Калверт вел раскопки на «своей» части холма, но они дали скромные результаты. Позднее именно Фрэнк Калверт поделился соображениями с Генрихом Шлиманом, который решил провести собственные исследования холма.

В 1860-е годы Генрих Шлиман уже исследовал Итаку, где он обнаружил, как ему казалось, памятники, связанные с именами Лаэрта и Одиссея. В 1868 году археолог решил вести раскопки в Турции. Шлиману и его друзьям в Константинополе потребовалось три года, чтобы добиться у турецкого правительства разрешения на ведение раскопок. Фирман (разрешение) был вручен Шлиману с условием передачи половины находок турецкому музею.

11 октября 1871 года Генрих Шлиман с женой Софией и несколькими рабочими прибыл на холм Гиссарлык и немедленно приступил к раскопкам. Рабочими были малоазийскими греки из окрестных деревень, к которым иногда присоединялись турки.

Шлиман вел раскопки на холме до июня 1873 года. За это время археолог смог раскопать семь археологических слоев города. Сам он верил, что Троя Приама – это слой Троя-II. Ближе к концу раскопок Шлиман обнаружил большой клад золотых вещей, который он назвал «кладом Приама» . После отъезда из Турции Шлиман продолжал исследования памятников в Орхомене и Микенах, опубликовал труд «Троя и ее руины».

В 1878 году Генрих вернулся в Троаду и продолжил раскопки. После них он еще дважды возвращался для раскопок на Гиссарлыкский холм, и теперь его сопровождали археологи-профессионалы. В 1882 году к Шлиману в Трое присоединился Вильгельм Дёрпфельд , второй секретарь Германского археологического института в Афинах.

Шлиман скончался в 1890 году, и раскопки продолжил Дёрпфельд. Археолог в 1893-1894 годах открыл укрепления Трои-VI. Немецкий археолог посчитал именно их городом Приама.

На сорок лет после работы Дёрпфельда раскопки прекратились. С 1932 по 1938 год холм Гиссарлык исследовал археолог Карл Блеген , директор Университета Цинциннати. Американец доказал, что на этом месте существовало девять поселений, сменявшихся одно за другим. Эти девять уровней Трои он разделил еще на 46 подуровней.

Следующий этап исследований археологического памятника был связан с экспедицией Манфреда Корфмана . Его раскопки уточнили данные предшественников и позволили создать современную хронологию Трои.

Ранний бронзовый век (Троя-I – Троя-V)

Первые пять археологических слоев поселения показывают непрерывную историю города, которая продолжалась до XVII в. до н.э.
Троя-I существовала около 400 лет с 300 по 2600 гг. до н.э. Она имела общие черты с культурой центральной Анатолии, но была достаточно самостоятельной. Внешние связи у города были с островами и севером Балкан.

Троя II возникла на развалинах предшествующего города. Предположительно Троя-I погибла от сильного пожара. Это поселение было преемником предшествующего в плане культуры. Город имел могучую крепостную стену диаметром около 110 метров. Укрепление было цитаделью, откуда ее владыки осуществляли власть над территорией Троады.

Уровень жизни троянцев стал выше: дома стали просторнее и удобнее. В крепости располагался величественный мегарон. Троянцы этого времени занимались земледелием и скотоводством. Археологи нашли много терракотовых пряслиц. Развивалось и ткачество. Продолжали развиваться торговые контакты с Кикладским архипелагом. Троянцы поставляли соседям зерно и керамику.

Трою-II снова уничтожил пожар, но вскоре поселение занял тот же народ около 2250 года до н.э. Керамика третьего города практически не имела отличий от керамики предшествующей эпохи. Причины, погубившие Трою-III неясны. Похоже, пожара, уничтожившего все поселение не было, но дома разрушились.

Троя-IV просуществовала в период 2100 – 1950 годы до н.э. Территория этого города занимала около 17 тысяч километров. Новое поселение имело сильные укрепления. Дома этой Трои строились близко один к другому, образуя комплексы, которые разделялись неширокими улочками. Керамика этого времени продолжает традиции прошлых эпох поселения. Но выросло число изделий, созданных с помощью гончарного круга.

Период Троя-V начался с переделки всего поселения. Жители построили новую стену для защиты. Город просуществовал до XVIII века до н.э. Причина его разрушения неясна. Вновь не сохранилось следов губительного пожара. Но строители города Троя-VI создали абсолютно другой город, который не учитывал расположения зданий предшественника. Город Троя-VI предположительно погиб около 1300 года до н.э. в результате землетрясения. Его сменило поселение, Троя-VII . Оно насчитывало четыре периода существования до середины X века до н.э.

Царь Алаксандус и хетты

В период Троя-VII жители этого города тесно контактировали с соседними государствами – Хеттской державой, царствами Малой Азии и греками Аххиявы. Предполагают, что Трою хетты знали под именем государства Вилуса .

В XVII веке до н.э. хеттский царь Лабарна подчинил Арцаву и Вилусу. Последняя через некоторый период времени стала независимой, но сохраняла нейтральные отношения с Хеттским царством . В XIV веке до н.э. государство Вилуса попало в поле зрения правителей Хеттской державы.

Союзником царей Хатти XIV в. до н.э. Суппилулиумаса I и Мурсилиса был царь Вилусы Кукуннис. Известно, что он помогал Мурсилису во время его похода против Арцавы.

Кукуннис под измененным именем «Кикн» вошел в цикл преданий о Троянской войне. Легенды сделали его представителем боковой ветви царского дома, который правил одним из городов Троады. Он первый встретил высадившихся греков и погиб от руки Ахилла .
В конце XIV века до н.э. царем Вилусы был сын Кукунниса Алаксандус. О его правлении известно благодаря договору Алаксандуса с царем Хатти Муватталисом.

В договоре говорится, что Кукуннис усыновил и сделал наследником Алаксандуса. Население Вилусы роптало против нового царя. Говорили, что жители страны не примут сына Алаксандуса новым государем. Там же идет речь о «детях царя», которые претендовали на трон, доставшийся Алаксандусу.

Муватталис обещал правителю Вилусы и его наследникам покровительство. В обмен Алаксандус становился зависимым царем. Он должен был сообщать сюзерену о возможных мятежах на западе Малой Азии. В случае войны Хатти с малоазийским государствами Алаксандус должен был со своим войском лично являться на помощь. Для войн с Митанни, Египтом или Ассирией царь Вилусы должен был посылать свои отряды.

Согласно одному пункту, Алаксандус был обязан сражаться с врагом, который мог вторгнуться в страну Хатти через Вилусу. Под этим врагом предполагают греков-ахейцев, которые в то время пытались закрепиться в Малой Азии.

Вскоре за подчинением хеттской власти царств Малой Азии произошла знаменитая битва при Кадеше в Сирии. Египетский текст, посвященный этому сражению, перечисляет отряды хеттского войска. Среди прочих, там упомянут народ Drdnj (предполагаемая расшифровка – Dar-d-an-ja). Этот народ отождествляют с дарданами, которые жили в пределах Вилусы.

Господство хеттских монархов над Вилусой продлилось недолго. Уже письмо царя хеттов царю Аххиявы, датируемое рубежом XIV – XIII веков до н.э. показывает изменившуюся ситуацию. Из документа следует, что между Хатти и Аххиявой произошел конфликт, в результате которого хетты утратили контроль над Вилусой, а ахейцы упрочили влияние в этой стране.

В XIII веке до н.э. страной Хатти правил воинственный Тудхалияс IV. Он воевал с коалицией небольших малоазийских государств, объединенных в хеттских документах общим именем Ассува. Среди них был и Вилуса. Тудхалияс IV победил, и Вилуса снова стала зависимым государством.

Из письма царя хеттов правителю Милаванды следует, что Тудхалияс сделал правителем Вилусы своего ставленника Валму. По какой-то причине он бежал, и царь Хатти собирался восстановить его у власти. Вероятно, изгнание Валму случилось до выступления Ассувы против хеттов, а восстановление после победы Тудхалияса, когда «боги отдали ему» эти земли.

Троя VII и легенда о Троянской войне

Уже в Античности высказывались разные даты Троянской войны. Дурис Самосский относит ее к 1334 году до н.э., Эратосфен – 1183, Эфор – 1136. Геродот писал, что она была за 800 лет до того, как он приступил к работе над «Историей», то есть в последней трети XIII столетия до н.э.

Город Троя-VII-a погиб на рубеже XIII и XII веков до н.э. Высказываются разные точки зрения на время его падения. Л.А. Гиндин и В.Л. Цымбурский относят время падения города к 1230-1220-м годам до н.э. Это было началом периода походов т.н. «народов моря».

Поход греческих государств на Трою часто связывали с эпохой расцвета Микенской цивилизации . По реконструкции исследователей поход произошел уже после начала упадка Микенской цивилизации. Греция подверглась одному вторжению с севера, которое привело к разрушению части дворцовых центров. Опасность новых нападений с севера толкала ахейцев к заморским предприятиям. К этому времени относят и расцвет Родоса за счет переселенцев.

Говоря о населении Трои в период VII отмечают глубокие связи ее населения с фракийцами. Верхушка города в эту эпоху, вероятно, восприняла культуру Микенской Греции, что подтверждает имя Алаксандус, созвучное «Александр».

Формы керамики Трои VII-a напоминали керамику Северных Балкан, населенную фракийскими племенами. В составе тевкров (жителей Приамовой Трои), предположительно, преобладали раннефракийские элементы.

После разрушения Трои ахейцами город возродился. Теперь это было малонаселенное поселение, которое отождествляется со слоем Троя VII-б I . Сами уцелевшие тевкры в массе своей не остались на прежних местах, а присоединились к походам народов моря. Эти походы уничтожили Хеттское царство ряд небольших государств Малой Азии, а также были угрозой для Египта.

Обезлюдение Троады дало возможность переселиться сюда фракийцам, которые вновь заселили Трою. С переселенцами связывают период Троя VII-б II . Но, учитывая прежние контакты, жителей города и фракийцев заселение ими этим мест было мирным.

Троя после троянцев: еще один греческий город

Около 950 года до н.э. поселение на Гиссарлыке перестало существовать. В Архаическую эпоху (VIII-VI века до н.э.) на холме возобновилась жизнь. В 480 году до н.э. Ксеркс в начале похода на Грецию посетил это место. Царь осмотрел древний акрополь и принес Афине Илионской в жертву сто быков. Его маги совершили возлияния в честь погибших здесь героев. В 411 году до н.э. в этом месте побывал спартанский наварх Миндар, принесший жертвы Афине Илионской.

Илион не имел почти никакого политического значения и находился под контролем более влиятельных соседей. В 360 году до н.э. город был захвачен наемником-авантюристом Харидемом из Ореоса, и снова роковую роль в падении города сыграл конь.

Харидем подговорил раба одного из влиятельных граждан помочь им пройти в город. Этот раб выходил за стены за добычей и возвращался ночью. Наемник подговорил его вернуться ночью верхом на коне. Стражники открыли ему ворота, и группа наемников ворвалась в Илион. Рассказ об этом событии сохранился у современника Харидема Энея Тактика. Его интересовали военные хитрости, поэтому он ничего не написал о судьбе поселения после его захвата Харидемом. Вероятно, командир наемников стал править здесь как тиран – типичный случай для IV века до н.э.

В 334 году до н.э. руины Трои посетил Александр Великий . Как пишут в трудах о его походе, он совершил здесь жертвоприношения в честь древних героев. В конце своей жизни правитель решил построить здесь новый храм. Эти работы были завершены в царствования его диадохов: Антигона, Лисимаха и Селевка.

Эпиграфические источники сообщают, что в годы существования государства Антигона Одноглазого одним из греческих межполисных объединений в его землях был Илионский союз . Дата основания этого межполисного объединения неизвестна. Основателем Илионского союза называют и Александра, и Антигона.

Известны послания союза Антигону. У Илионского союза был синедрион (совет союзных городов), представители которого заседали на территории священного участка Афины Илионской. Среди других членов этого объединения известны два города – Гаргара и Лампсак.
Для современной науки остается загадкой соотношение Эолийского и Илионского союзов, существовавших во времена Антигона. Допускают, что это могли быть разные названия одного межполисного объединения. Известно, что Троада входила в состав области Эолиды.
Предположительно, Антигон образовал из малоазийских городов два союза – Эолийский и Ионийский. Центр Ионийского союза был в древнем святилище Панионий, центра Эолийского – в храме Афины Илионской.

Троя снова стала значительным городом: там появились храмы, булевтерий (место собраний городского совета), театры. Одновременно восстановили древние погребальные курганы. Возрожденный город насчитывал около 8 тысяч жителей.

Около 250 года до н.э. были восстановлены стены Трои. Город посещали известные люди того времени: царь Сирии Антиох III, римский сенатор Марк Ливий Салинатор, полководец Луций Корнелий Сципион.

В 85 году до н.э. город был снова разрушен. В этом году шла к завершению первая война Рима с Митридатом VI. В Греции и Малой Азии ее вели независимо два полководца: Сулла и ставленник его врагов Фимбрия. Последний переправился в Малую Азию и стал карать греческие города, перешедшие ранее на сторону понтийского царя.

Среди прочих, Фимбрия осадил Илион. Жители города послали за помощью к Сулле. Он пообещал им помощь и сказал передать Фимбрии, что илионцы уже сдались Сулле. Фимбрия убедил жителей Илиона пустить его внутрь в подтверждение сдачи.

Войдя в город, римский полководец устроил резню и особо жестокой казни подверг послов к его врагу Сулле. Фимбрия приказал поджечь храм Афины Илионской, куда бежали многие жители. На следующий день римлянин осмотрел город, проверяя, чтобы там не осталось ни одного целого алтаря.

Уничтожение Илиона Фимбрией произвело впечатление на современников, потому что римляне считали себя выходцами из древней Трои. Разгром города сравнивали с тем, который устроил Агамемнон, и высчитывали время, которое разделяло уничтожение городов. Аппиан Александрийский со ссылкой на других авторов писал, что уничтожение города Фимбрией случилось через 1050 лет после конца Троянской войны.

После победы над соперником Сулла помог восстановить город в награду за верность ему. Илионцы ответили тем, что ввели новый календарь, где счет велся с 85 года до н.э. Последующие годы были тяжелыми для Илиона . Через пять лет после Фимбрии город пострадал от нападения пиратов.

Когда началась третья война против Понтийского царства , Илион остался верен союзу с Римом. Плутарх передает предание, что, когда буря уничтожила осадные машины понтийцев под Кизиком, многие илионцы увидели во сне Афину. Богиня была в разодранном одеянии и говорила, что пришла из Кизика, где сражалась за его жителей. После этого илионцы помогали римскому полководцу Лукуллу, который в Троаде сражался против понтийцев.

В конце войны римский полководец Помпей, завершивший войну, прибыл в Илион. Он был провозглашен благодетелем города и покровителем храма Афины Илионской. Через пятнадцать лет благодеяния Илиону оказал и Юлий Цезарь . Он подчеркивал верность города Риму во время войны с Митридатом.

В 42 году до н.э. после победы над убийцами Цезаря, Октавиан и Антоний поселили в Илионе ветеранов шестнадцатого легиона. Спустя 22 года император Август вновь посетил этот город. Происхождение от троянского героя Энея играло важную роль в его пропаганде. По его приказу в Илионе велись ремонтные работы. На месте прежнего булевтерия по приказу принцепса возвели одеон (здание для музыкальных выступлений).

Во время посещения Илиона Август жил в доме состоятельного гражданина Меланиппа, сына Евтидиппа. Спустя восемь лет, когда был достроен театр, Меланипп поставил там статую императора.

В эпоху Римской империи Илион жил за счет путешественников, которые интересовались древней историей. Другой составляющей его экономики была добыча и экспорт камня. В 124 году н.э. Илион посетил известный филэллин император Адриан. Он заказал новую реконструкцию города.

После визита Адриана начался расцвет Илиона как римского города: в нем строились бани, фонтан, акведук. Новый ремонт одеона был сделан по приказу императора Каракаллы, который побывал в Илионе в 214 году н.э.

В 267 году н.э. Малую Азию опустошили готы, и Илион вновь был разрушен. Но город продолжил существовать и в IV столетии. Константин Великий даже рассматривал его как возможную столицу империи, пока не выбрал Византий. К 500 году нашей эры Илион перестал существовать.

О Троянской войне все мы наслышаны благодаря гомеровской «Илиаде». Кем же были жители Трои и какие народы могут являться их потомками?

Турки и греки

Предполагается, что древняя Троя (у Гомера – Илион) находилась на севере современной Турции, на берегах Эгейского моря, в районе входа в пролив Дарданеллы.

Жители Трои звались на самом деле не троянцами, а тевкрами. Упоминание народа tjkr встречается еще в источниках времен египетского фараона Рамсеса III. Также о них говорили Эсхил и Вергилий.

Согласно историку Страбону племя тевкров изначально обитало на Крите, откуда переселилось в Троаду (Трою). После падения Трои тевкры переместились на Кипр и в Палестину.

Сегодня в регионе, где когда-то располагалась Троя, живут как турки, так и греки. Поэтому, скорее всего, именно среди них можно встретить потомков троянцев.

Этруски

Ряд исследователей полагают, что догреческие надписи, встречающиеся на Кипре (так называемые этеокипрские надписи) и обнаруживающие грамматическое и

лексическое сходство с этрусским языком, принадлежат именно тевкрам. Почти все античные авторы говорят о малоазиатском происхождении этрусков, что вполне согласуется с «троянской» версией.

Правда, известный специалист по этрускам Р. Бекес считал, что они являлись не потомками троянцев, а всего лишь их ближайшими соседями.

Римляне

Легенды гласят, что римляне вели свой род от Энея, бежавшего из горевшей Трои. Об этом говорится и в «Истории от основания города» Тита Ливия, и в «Энеиде» Вергилия. О троянском происхождении римлян упоминает и Тацит. Сам Юлий Цезарь объявлял, что ведет свой род от Аскания – сына Энея.

Правда, существует путаница с датами. Считается, что Рим был основан в 753 году до нашей эры, а Троянская война состоялась в XIII-XII веках до нашей эры, то есть примерно на 400 лет раньше основания Рима.

Франки

Первыми франкскими королями были представители династии Меровингов. Необходимо было создать какую-то легенду, подтверждающую их право на власть, и тогда они придумали себе предка по имени Франкус или Франсион, который якобы был сыном Гектора – предводителя троянских воинов.

Впервые Франкус (Francus) упоминается в 660 году со ссылкой на «Хронику» римского историка Евсевия Кесарийского. Оттуда сведения перешли в «Историю франков» Григория Турского, события в которой ведут свой отсчет, начиная с IV века.

Как гласит предание, Франкус с товарищами бежал из Трои во время пожара и после долгих скитаний построил на Дунае город Sycambria. Позднее он воздвиг на Рейне еще один город – Dispargum. Впоследствии потомки Франкуса переселились на земли Галлии и стали называть себя франками в честь первого вождя.

Город Париж будто бы получил свое название в честь спровоцировавшего Троянскую войну царевича Париса, приходившегося дальним родственником Франкусу. Именно он стал основателем города на Сене. Также, если верить данной версии, многие европейские города были заложены троянскими героями: среди них Тулуза, Лондон, Барселона, Берн, Кельн.

Германцы и бритты

Германские племена считали своей прародительницей Троану – дочь троянского царя Приама. Как гласят скандинавские саги, один из ее потомков был правителем Фракии – страны, расположенной на европейском берегу Геллеспонта. Ему со своим народом удалось покорить земли Скандинавии и Ютландии (Дании), а затем заселить всю северную часть Западной Европы. Одно из обитавших там племен – бритты - дало название Британии, территорию которой заселило в VII веке до нашей эры. Выходцев из Трои отличались от коренного населения белой кожей, высоким ростом, светлыми глазами и белокурыми или рыжими волосами.

Русские

Теоретически троянцы могли мигрировать не только на Запад или Восток, но и на Север. Вероятнее всего, в район устья Итиля (так тогда звалась река Волга) и на побережье Днепра. В частности, они могли стать жителями Хазарского каганата, а после его падения расселиться дальше по славянским землям, смешиваясь с местным населением, а затем и с балтами. Не исключено, что легендарные варяги Рюрик, Синеус и Трувор, призванные на Русь княжить, как раз вели свой род от троянцев. Да и в «Слове о полку Игореве» несколько раз упоминается прилагательное «трояни» («трояня»), образованное, возможно, от имени собственного Троян.

Кстати, Иван Грозный, как известно, утверждал, что Рюриковичи происходят от первых римских императоров. Может, на это были основания?

Пусть в пользу этой версии говорят всего лишь косвенные факты, но почему бы не пофантазировать о том, что и мы, русские, можем являться потомками древних троянцев?

Троя - город, описанный Гомером в поэме «Илиада», представляет собой древнее укреплённое поселение Малой Азии, расположившееся у берегов Эгейского моря, возле входа в пролив Дарданеллы. Отдыхая в Турции, не стоит упускать шанс увидеть этот грандиозный город и еще раз вспомнить о событиях, описанных Гомером. В руинах Трои можно посетить несколько археологических зон, относящихся к определенным культурным слоям, и узнать особенности быта народа, населявшего эту землю.

Раскопки древнего города начал в 1870 году немецкий археолог-любитель и предприниматель Генрих Шлиман. Он с детства был очарован рассказом о Трое и был убежден в существовании этого поселения. Раскопки начались на склоне холма, недалеко от деревни Гиссарлык. Были обнаружены руины девяти городов, находящихся один под другим. Археолог нашел большое количество предметов, изготовленных из кости, камня, меди и драгоценных металлов. В глубине холма Генрих Шлиман наткнулся на очень древнюю крепость, которую с полной уверенностью назвал градом Приама. После смерти Шлимана в 1890 работы продолжил его коллега Вильгельм Дёрпфельд. В 1893 и 1894 годах он раскопал более обширный периметр Трои VI. Именно этот город относится к микенской эпохе и потому его признали гомеровской Троей. На территории этого культурного слоя, несущего явные следы пожара, сейчас проводятся наиболее интенсивные раскопки.

В древности Троя играла ведущую роль в регионе как с военной, так и с экономической точки зрения. Она имела большую крепость и оборонительный форт на берегу моря, что давало ей возможность контролировать передвижение кораблей через Геллеспонт и дороги, соединявшие Азию и Европу на суше. Правитель города облагал провозимые товары налогом или вовсе их не пропускал. Это приводило к многочисленным конфликтам в этом регионе, которые начались еще в бронзовый век. Экономические и культурные связи соединяли Трою того периода не с Востоком, а с Западом и эгейской цивилизацией. Город был заселен практически постоянно на протяжении трех с половиной тысячелетий.

Благодаря археологическим раскопкам известно, что большинство зданий Трои возводились на низких каменных фундаментах, а их стены были построены из сырцового кирпича. Когда сооружения разрушались, их обломки не расчищали, а только выравнивали место для возведения новых зданий. В развалинах Трои различают 9 основных слоев, имеющих свои подразделения. Особенности поселений разных эпох можно охарактеризовать следующим образом.

Первый город представлял собой небольшую крепость, диаметр которой не превышал 90 метров. Сооружение имело крепкую оборонительную стену с квадратными башнями и воротами. Керамика этого периода имеет полированную поверхность серого и черного цвета и вылеплена без использования гончарного круга. Встречаются орудия из меди.

На руинах первой крепости была возведена большая цитадель диаметром около 125 метров. Она также имела высокие толстые стены, ворота и выступающие башни. К юго-восточной стороне крепости вел пандус. Оборонительная стена дважды подвергалась реставрации и расширялась с ростом могущества и богатства города. В центре крепости сохранились развалины дворца с красивым портиком и огромным главным залом. Дворец был окружен двором с небольшими жилыми помещениями и складами. Семь этапов существования Трои II образовали накладывающиеся друг на друга архитектурные слои. На последнем этапе поселение погибло в настолько сильном пламени, что от его жара камень и кирпич раскрошились и обратились в прах. Судя по большому количеству найденных ценностей и предметов домашнего обихода, пожар был внезапным и обитатели города не успели что-либо с собой взять.

Поселения Трои III, IV и V состоят из скоплений маленьких домов, отделенных друг от друга узкими улицами. Каждое из них размером превосходит предыдущее. Эти периоды представлены сосудами с лепными изображениями человеческого лица. Наравне с местными изделиями обнаружены и привозные товары, характерные для материковой Греции.

Первые этапы поселения VI отмечены свидетельствами наличия лошадей. В это время город был исключительно богат и могущественен. Диаметр его крепости превышал 180 м, а ширина стены, сложенной из тесаного камня, составляла около 5 метров. По периметру цитадели располагались по крайней мере четверо ворот и три башни. Внутри поселения концентрическими кругами располагались большие здания и дворцы с колоннами, поднимавшиеся по террасам к центру холма. Завершением этой эпохи стало очень сильное землетрясение, которое покрыло стены трещинами и обрушило сами строения. На всех последующих стадиях Трои VI основным видом местного горшечного производства оставалась серая минойская керамика, которую дополняют несколько амфор, привезенных из Греции и сосуды, импортированные в микенскую эпоху.

Позже эта местность вновь была заселена. Снова были использованы оставшиеся части стен и строительные блоки. Теперь дома уже строились меньшими по размерам, они прижимались друг к другу, так чтобы в крепости уместилось намного больше людей. В полах домов теперь хранились большие кувшины для припасов на случай каких-нибудь бедствий. Первый период Трои VII сгорел, но часть населения вернулась и снова поселилась на холме. Позднее к жителям присоединилось иное племя, которое принесло с собой изготовленную без гончарного круга керамику, которая указывает на связи Трои с Европой. Теперь она стала греческим городом. Троя была довольно благоустроенной в первые периоды, но к 6 веку до н.э. часть населения оставила город и он пришел в упадок. На юго-западном склоне акрополя сохранились останки храма Афины того времени.

В эпоху эллинизма это место не играло никакой роли, если не считать связанных с ним воспоминаний о героическом прошлом. В 334 до н.э. Александр Великий совершил паломничество в этот город. Его преемники и римские императоры династии Юлиев – Клавдиев провели широкомасштабную реконструкцию города. Вершину холма срезали и выровняли, так что VI, VII и VIII слои Трои оказались перемешанными. Здесь построили храм Афины со священным участком. Немного южнее, на ровной площадке, были возведены и обнесены стеной общественные здания, а на северо-восточном склоне был построен большой театр. В эпоху Константина Великого город процветал и правитель даже собирался сделать его столицей, но поселение вновь утратило свое значение с возвышением Константинополя.

В наши дни местность вокруг Трои изменилась до неузнаваемости. Илистые наносы местных рек, впадающих в залив, передвинули береговую линию на несколько километров к северу. Теперь руины древнего города находятся на сухой возвышенности. Группа ученых провела датировку окаменелостей, обнаруженных в грунте, взятом из долины двух рек, используя методы радиоуглеродного анализа. По этим данным исследователям удалось определить топографию этой местности в эпоху Гомера.

Сейчас на территории раскопок завершилась реставрация известного троянского коня и у туристов, посещающих Турцию, появилась уникальная возможность осмотреть этот деревянный шедевр, в точности соответствующий описанию Гомера. Троянский конь, который когда-то помог хитроумным ахейцам захватить город, сейчас является оригинальной панорамной площадкой. К сожалению, кроме макета коня, здесь мало что может привлечь взор путешественника. Считается, что это место является одной из величайших сказок мира, поэтому достаточным будет хотя бы просто пропитаться этой атмосферой.