Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Правила общения ученика и учителя. Правила педагогического общения консультация на тему. Ситуация общения «учитель-ученик»

Цели и задачи : создать атмосферу непринужденного отношения родителей и учителя.

1. Как правильно разговаривать с учителем.

Поддерживать постоянный контакт с учителем или учительницей вашего ребенка – очень важно. Ученику необходимо видеть, что родители интересуются его работой, это придает ему новые силы. Действительно, бесполезно говорить ребенку о важности школы, если вы сами не были там ни разу. Если он увидит, как вы беседуете с его учительницей в атмосфере доверия и взаимного уважения, он поймет, что она заслуживает его внимания, и также оценит ваш интерес, но, разумеется вам ничего об этом не скажет.

Внимание! Избегайте встречаться с преподавателем исключительно в тех случаях, когда “все плохо”.

Когда ребенок возвращается из школы, он, обычно рассказывает о том, что там сегодня произошло. Часто так оно и было, но случается что ситуация видится ему по-своему или откровенно преувеличивает. (Например, учитель задал прочитать страницу, а ребенок утверждает, что ее надо выучить наизусть). Будет лучше, если сначала вы удостоверитесь в его словах и внесете полную ясность в ситуацию.

2. Избегайте недоразумений при встрече.

Преподаватели тоже нуждаются в вас. Чтобы наилучшим образом воспитать ребенка, важно, чтобы взрослые, которые им занимаются двигались в одном направлении. И это еще более верно, если у ребенка трудности в учебе. Именно в этот момент учитель особенно нуждается в помощи родителей. После совместного обсуждения проблемы все становится более ясным, вы начинаете лучше понимать, что происходит.

Речь не о том, чтобы найти виноватого, а о том, что надо найти решение, которое наилучшим образом поможет ребенку преодолеть трудный период.

Наконец, преподаватель, как и ребенок, любит, когда проявляют интерес к его работе. Являясь к нему, вы лишний раз доказываете свою заинтересованность в его деятельности.

Но, если правда, что учитель оценит интерес к своему труду, то ровно настолько же он проявит недоверие к “захватчикам” Есть золотая середина между двумя полярными позициями: никогда не приходить в школу и торчать там безвылазно! Не забудьте, что учитель или учительница работает с 25-30 детьми… Эта нагрузка намного больше родительской.

3. Три или четыре беседы в год.

После начала учебного года должно пройти некоторое время, чтобы между учителем и ребенком установились какие-то отношения. А иначе можно разговаривать как о ребенке, если учитель его еще не знает? Спустя примерно две недели вы уже можете попросить учителя о встрече. Следующие встречи предположительно должны состояться в начале или в конце каждой четверти. Любой ценой избегайте разговоров на скорую руку, между дверями, при выходе из класса. Невозможно за 5 минут спокойно и искренне поговорить. Подобная встреча может лишь увеличить неразбериху в отношениях. В этом случае лучше употребите эти 5 минут на то, чтобы договориться о месте и времени для настоящего разговора.. По продолжительности беседа может занимать около получаса и не должна превышать 45 минут. Не затягивайте встречу сверх меры: подумайте о вашем собеседнике, которого еще ждет работа… и семья.

4. Будьте более гибкими в случае несогласия с учителем.

Бывает родители не согласны с преподавателем. Первое, что нужно сделать, это спокойно подумать о причинах, которые вызвали недоразумение. Не забывайте, что для вашего ребенка учительница – образец для подражания. И если вы не согласны с этим идеалом, ребенок оказывается в затруднительной ситуации: кто прав? Кого слушать? Ее или вас? Если учительница сделала выговор вашему ребенку, и по-вашему совершенно незаслуженно, поговорите с ней об этом, но в полном спокойствии. А если, несмотря на вашу добрую волю, вы не смогли договориться с учителем, поговорите с директором школы. В случае серьезного конфликта, предпочтительнее поменять учебное заведение. Если учитель использует непонятную для вас методику, вы можете попросить объяснений. Но помните, что аргументы вроде “В мое время не использовали такие методики” вовсе не доказывают, что современные методики плохи.

Очень важно ходить на родительские собрания. Но не забывайте обсудить на них проблемы, общие для всего класса, а не ваши личные. Знайте, что преподаватели – ваши союзники, не противники.

5. Заглядывайте иногда в его тетрадки.

Ученическая тетрадь – это нечто объединяющее школу и родителей. Это письменное доказательство того, чем занимаются ребенок в школе. Некоторые родители никогда не заглядывают в не или только, чтобы отругать ребенка. Другие бесконечно проверяют тетради, возмущаясь малейшей ошибкой. В первом случае – ребенок чувствует себя одиноко, во втором затравленно. Что касается тетради, то вы не должны обращать внимание на отметки. Вы должны говорить только о той работе, которую выполнил ваш ребенок, причем благожелательно и с интересом. Просматривать тетрадь в последнюю минуту - так же плохо, как и вырываешь ее из рук ребенка, едва он вошел в дом. Тетрадь существует не для сведения счетов – она необходима для работы.

Предлагаю приготовить родителей по каждому пункту. В ходе выступлений родителей появляются тезисы на экране.

Как наладить эффективное общение?

  • Родительское собрание
  • Вы пришли поговорить с учителем
  • Учитель вызвал вас для разговора
  • Если разговор не удался…

Многие родители не умеют общаться с учителями! Да, да, это детей на «подготовке в школе» учат, что когда Марьиванна войдет в класс, нужно встать, если хочешь ответить - поднять руку и так далее. А родителей ничему подобному не учат! Исправляем этот промах!

Родительское собрание

Родительские собрания носят информационный характер. Учитель проясняет организационные моменты, общие для всего класса и не будет на нем распространяться непосредственно о вашем ребенке. Это, во-первых, не интересно другим родителям, а, во-вторых, не вполне корректно. Если у вашего ребенка есть учебные проблемы, вряд ли вы захотите, чтобы это становилось предметом всеобщего обсуждения, правда?

Не надо тянуть руку и спрашивать «как там мой?» или «почему за последнюю контрольную поставили тройку, я смотрел, там твердая четверка». Все это повод для индивидуальной беседы с учителем.

Вы пришли поговорить с учителем

Разумеется, желание поговорить с учителем у вас возникает. Но неплохо помнить, что, как в анекдоте, «вас много, а я одна». Если педагог побеседует с каждым родителем на протяжении часа, это уже 30 дополнительных рабочих часов в неделю! Поэтому было бы неплохо соблюдать простые правила, которые существенно облегчат жизнь и вам, и учителю.

    Заранее договоритесь о времени встречи , удобном и вам, и педагогу. Не надо поджидать после уроков и на перемене, поскольку вы «буквально на минуточку». У учителя могут быть свои планы именно на эту минуточку!

    Заранее сформулируйте список вопросов , адресованных педагогу. Ответ на вопрос «ну как там мой» дать непросто. Поэтому сразу обозначьте и конкретизируйте темы, которые вас беспокоят. К примеру «нам плохо дается чистописание, посоветуйте упражнения, которые будут полезны» . Или «мне кажется, что мой ребенок не ладит с Вовой (Машей), не становится ли это проблемой в классе и что можно предпринять» ?

    Возможно, у вас есть важная информация, которую нужно сообщить учителю. Постарайтесь сформулировать ее максимально практично. Рассказ, что у школьника хронический ***ит, не произведет должного впечатления. «Ну и что?» - думает педагог, который впервые слышит о такой болезни. Поэтому пожелания должны быть конкретизированы : «не давать сладкого» или «посадить за первую парту» . Если в семье есть проблемы, которые ребенок тяжело переживает (к примеру, смерть кого-то из близких родственников), об этом тоже стоит рассказать учителю.

    Иногда родители полагают, что чем больше информации о ребенке они сообщат учителю, тем лучше, и составляют биографию своего чада чуть ли не с пеленок. Не нужно этого делать - ни один педагог не удержит в голове подробное досье на всех воспитанников. Сообщите то, что может быть важно учителю - о талантах и увлечениях вашего малыша. «Любит рисовать» , «ходит в музыкальную школу, класс вокала» , «любит животных, занимается в клубе юннатов» .

«Легко обижается» , «будет делать задание, только если его развеселить» и «если он не решает задачу, нужно его еще раз попросить» - важная информация для няни, а не для педагога. Учитель - не няня!

Учитель вызвал вас для разговора

Любой родитель в этот момент сам ощущает себя немного школьником. Поэтому, увы, часто «проваливается» в одну из трех позиций.

    Агрессивная: меня вызывает на бой злобный дракон, которому я должен противостоять, чтобы защитить ребенка. Лучшая защита - это нападение. Не слушать, что мне говорят, а обвинять и запугивать!

    Виктимная: меня вызывает в пещеру злобный людоед, чтобы съесть вместо ребенка. Если я сразу признаю себя во всем виноватым, со всем соглашусь, буду поддакивать и просить прощения, то меня, быть может, не съедят.

    Ассоциативная: «мы» получили двойку, «мы» плохо вели себя на уроке, и теперь учитель хочет обвинить «нас», что «мы» плохой ребенок и плохой воспитатель. Ведь мы с ребенком - одно целое!


Все три позиции очень непродуктивны. Помните, что вы и ваш ребенок - это два разных человека. А еще - вы не адвокат и не надзиратель при ребенке, вы его воспитатель! Если возникает проблема, ее нужно решать сообща с учителем на равных.

Именно умение быть с педагогом на равных определяет, насколько эффективно будет ваше взаимодействие. Помните, вы теперь одна команда!

Подробно выясните, в чем заключается проблема и в чем, по мнению учителя, ее причина. Не отрицайте сразу - возможно, вы «за деревьями леса не видите». Возьмите время на раздумье, проанализируйте ситуацию, поговорите с ребенком. Возможно, это педагог чего-то не знает - например, ваш ребенок срывает урок, потому что его исподтишка дразнит одноклассник. Старайтесь избегать обвиняющих и оправдывающихся интонаций - неважно, кто виноват в возникновении проблемы, важно ее решить.

Если разговор не удался…

Возможно, вы последовали всем нашим рекомендациям, а взаимопонимания достигнуть так и не удалось. Это не часто, но бывает. В таком случае предложите педагогу совместно обратиться к третьей стороне: школьному психологу или завучу. Иногда свежий взгляд постороннего человека сам по себе гасит конфликт. Порой для оптимального решения требуется именно «административный ресурс», к примеру, перевести ребенка в другой класс, или проводить часть занятий в индивидуальном порядке.

Не стоит обращаться «в инстанции» сразу, через голову учителя. Даже не соглашаясь с вашим мнением, он искренне заинтересован в решении конфликта.

Наконец, не нужно предлагать учителю подарки, деньги, синекуру (давайте вы будто бы будете репетитором моего ребенка, а мы вам заплатим). Учитель - не рэкетир, от которого нужно откупиться любой ценой. Учитель друг и вам, и вашему ребенку.

Подготовила Антонина Рыбакова

Примерами того, как общаются с учителями родители, полнится Интернет. Диапазон широкий — от обмена язвительными любезностями без телесных повреждений до нанесения черепно-мозговых травм. А уж крики при всем классе "Да как вы посмели поставить тройку моей девочке!" вообще стали классикой жанра. Учителя обороняются, как могут. Да, они тоже не ангелы. Как и мы. И за то, какой будет наша беседа, мы отвечаем в равной степени.

Родительское собрание

Зачем вы идете на собрание? Если с намерением узнать все про собственного ребенка, то это ошибка, потому что собрание — для всех. Более того, на правильно построенном родительском собрании речь о конкретных детях и их подвигах идти и не должна.

Цель данного мероприятия — показать каждому родителю, какова обстановка в классе в целом, какие (в целом) проблемы у коллектива, и как эти проблемы можно разрешить. Здесь нужно записывать то, что говорят учителя про особенности возраста, про настроения, царящие в вашем детском коллективе. К сожалению, мамы и папы не всегда понимают, что именно коллектив оказывает на ребенка колоссальное влияние. И если не понять, чем там дышат, то непонятно, что происходит и с вашим.

И, пожалуйста, не надо при всех задавать учителю вопрос, успешен или неуспешен ваш ребенок. Если нет, расстроитесь вы, если да — кто-то другой.

Тет-а-тет в пустом классе

Узнать все, что касается именно вашего чада, можно при личной встрече с учителем. Главная ошибка: мы приходим, когда нам удобно, не договорившись заранее.

А ведь назначить встречу можно либо через ребенка, либо по телефону.

И — без обид! — учитель не может потратить на вас пару часов времени: нужно готовиться к урокам на завтра, проверять тетради...

Чтобы разговор был конструктивным...

  • Заранее определитесь — зачем вы идете к учителю (поговорить об успеваемости, о поведении, об отношениях с другими детьми и т. п.). И настройтесь на диалог, а не на выяснение отношений.
  • Прежде всего, задумайтесь сами: в чем причины неуспешности вашего ребенка? Учитель не может знать об ученике всего, что о нем знают в семье. Часто бывает, что дома проблемы, конфликты, а мы спрашиваем учителя, почему ребенок не хочет учиться.

Отсюда вывод: учителю обязательно нужно рассказать о проблемах ребенка, его семьи. И дело не только в ссорах между родителями. Не менее важна смена или потеря работы, изменение материального статуса. А также тяжелая болезнь мамы, смерть любимой бабушки, рождение младшего брата/сестры (особенно с большой разницей в возрасте)... Общих требований к ребенку в это время предъявлять нельзя, но без вашей помощи учитель об этом не узнает.

  • Если это учитель средней школы, он не всегда знает, что у ребенка было в начальной: менялись ли педагоги, или с классным руководителем не повезло. Тогда то, что он на данный момент видит в ребенке, сделает его снисходительнее: не виноват, что не научили, — будем учить сами сначала.
  • Разумеется, учитель должен знать, есть ли у ребенка проблемы со здоровьем (и какие именно).
  • Даже мудрый и опытный педагог может не знать, что ребенка обижают за пределами класса, не все ведь происходит у учителя на глазах! Если в семье отношения доверительные, о том, что его обижают, ребенок в первую очередь расскажет родителям, а ябедничать учителю не станет.

То есть если вы хотите индивидуального подхода к ребенку, ваше дело — этот подход обеспечить. Лишние подробности не нужны: вы идете не высказаться, а совместно с учителем найти решение проблемы.

Ребенок жалуется...

Любой родитель должен помнить: дети всегда прикрываются учителями по разным причинам. Папа и мама требуют исключительно пятерок, а ребенок ленится или что-то ему не дается? Не сомневайтесь: в его интерпретации во всем будут виноваты учителя — придираются, не любят, не объясняют. Дети часто рассказывают дома не то, что было на самом деле, пользуются минутной слабостью, когда учитель повысит голос или скажет резкое слово.

Не надо после этого с вилами наперевес бежать выяснять отношения! Хотя разобраться в проблеме, конечно, следует.

Что делать, чтобы весь пар в гудок не ушел? Понимать, какие последствия будет иметь такой разговор. Избитый и поруганный учитель вашему ребенку помочь ничем не сможет. Хороший — заболеет от огорчения, плохой — отомстит. Любая агрессия порождает агрессию, а учителя — тоже люди.

Даже если вы стопроцентно уверены, что учитель неправ, отправляясь к нему, помните о важных моментах.

  • Ни в коем случае не брать с собой ребенка, чтобы тот при всех рассказал, как учитель его обидел. Часто мы имеем дело с уставшими, задерганными, с массой профзаболеваний людьми. Вы не знаете, в каком состоянии пришел на работу учитель, что у него в семье, почему он сорвался... Выяснять, что случилось, как довели учителя до того, что он сказал не то слово, лучше без детских ушей. И даже если учитель абсолютно профнепригоден и неправильно себя ведет, он все равно — старший. И унижать его в присутствии ученика непедагогично. Если вы все же взяли ребенка с собой, спросите учителя, нужен ли он во время беседы. Если нет — пусть подождет за дверью.
  • Диалог надо начинать не с обвинения ("Вы виноваты!"), а с себя ("Я огорчена, я переживаю"). Тогда больше шансов увидеть раскаяние, получить извинения, наладить обратную связь (а не усугубить конфликт). Законченных негодяев в школе все-таки нет, они там не задерживаются, а право на ошибку имеет каждый.
  • Не переносите на учителя свои собственные детские обиды. Если вас в детстве не любила математичка, у вашего сына вдруг проблемы с математикой — это не одно и то же, и у учителей математики это не видовое. Часто, стремясь защитить ребенка, мы защищаем и оправдываем себя, отыгрываем ситуацию из собственного детства, и разговор становится неконструктивным.
  • Контраргументы "У меня тоже были двойки по русскому (математике), я тоже срывал уроки и бесился на переменах, а теперь смотрите, какой я хороший и сколького добился" неразумны. Тут впору вспомнить, какой на ваши детские "подвиги" была реакция родителей. И что эти проблемы остались в прошлом лишь благодаря заслугам ваших собственных папы и мамы.

Подарки и подношения

Миф о том, что без подарков нельзя, порожден самими родителями. Люди, зависящие от подарков, в профессии не так уж часты. Это патология, это исключение.

Если учитель непорядочный человек, то, благодаря вашим подаркам, он будет закрывать глаза на проблемы вашего ребенка, и это никому на пользу не пойдет. Порядочного же вы, как минимум, поставите в неловкое положение. Хотите как-то поблагодарить — сделайте это, когда есть за что сказать спасибо, когда проблема разрешилась. Здесь важен еще и общий тон: подарок не взятка, сунутая постылому, но власть имущему, а знак благодарности. Такие помнятся.

Проблемы с успеваемостью

  • Прежде чем выяснять у учителя, за что двойка, попросите ребенка открыть тетрадь (конспект, учебник) и проверьте элементарное знание того, за что "2". Может, и в школу ходить не придется.
  • Если выставлена колонка двоек, то есть учитель профнепригоден, то по идее надо бы объединиться и попросить классного руководителя о коллективной встрече. Если же родители не объединяются — учите своего ребенка своими силами, а с предметником сохраняйте вежливый нейтралитет. Увы, один в поле не воин. Мы решаем ситуацию с образованием, а не занимаемся воспитанием учителя.
  • Если двойка справедлива, объясните ребенку: отметка — не попытка его обидеть, а результат его труда. Не оценка личности ребенка, а то, что он заработал на данный момент по данному предмету. Разумеется, он может лучше и больше. Но любая учеба — это труд, а преодоление трудностей — главный момент воспитания, о чем мы забываем. Когда ребенок справится с заданием и исправит 2 хотя бы на 3, ему уже будет чем гордиться.
  • Если у вас вымогают деньги на частные уроки — первым делом протестируйте школьника у независимого учителя, чтобы понять, насколько все серьезно. Не можете справиться своими силами — берите , но другого. В порядочных школах запрещено заниматься репетиторством в стенах школы и натаскивать своих собственных учеников (только по настоятельной просьбе родителей и только после того, как им была предложена альтернатива). Если чувствуете, что вашему ребенку навязывают репетиторство, — идите к директору. Ни один директор не возьмет на себя ответственность за чужое безобразие, и виновный будет наказан.

Важно: профессия учителя не относится к сфере обслуживания. Поэтому при любых обстоятельствах разговаривать с педагогом как с проштрафившимся подчиненным по меньшей мере невежливо. Постарайтесь увидеть в учителе единомышленника, и результат вас приятно удивит.

Вот этого точно не надо:

  • Спрашивать: "Ну как там мой?" (вы это знаете лучше, чем учитель: у вас ребенок один, у него — много).
  • Рассказывать о сыне/дочке "от сотворения мира": как родился, во что играл, что любит-не любит. Зато конкретные детали приветствуются: добрый, привязан к младшей сестренке, помогает бабушке. А в школе дерется, потому что в начальных классах били его. — Утверждать: "Я лично проверяла, он точно это выучил..." (выучил одно, получил за другое, недоученное).
  • Пытаться лично исправить ребенку ошибки в домашней работе.

Обсуждение

30.01.2012 21:46:29, первая учительница

Очень полезная статья! Спасибо!

Комментировать статью "Разговаривать с учителем. Как?"

Оно началось... Рановато, но таковы реалии. Почти 5 лет назад мы приняли в семью троих сирот, мальчиков, братьев-дошкольников. Старшему было 5, младшему полтора года. Через короткое время выяснилось, что дети очень плохо адаптируются в обществе. Не могут соблюдать установленные правила, выполнять указания взрослых, работать на занятиях, адекватно реагировать на замечания. Тот визуальный эффект, что дети внешне очень красивые, ухоженные, холёные, развитые и неглупые - вызывает у окружающих...

как строить разговор с учителем? У дочери в прошлой школе по англ. яз было 4-5, в новой в основном тройки. Она не очень хочет рассказывать, но у меня сложилось ощущение, что учитель её не любит.

Учительница по русскому может поставить "2" просто за пропущенную тему, даже когда ребенок отсутствовал. Или 2 за задание выполненное, но не так, как она это хотела бы видеть. В данном случае разговаривать с учителем на тему "как же так" бесполезно.

Язык сломала говорить с учителем. Тоже разговаривали с учителем - она говорила, у меня пол класса таких, путают буквы, пропускают гласные, переставляют местами - типа работайте, работайте над собой, это ошибки.

Все родители хотят видеть своих детей успешными. Но не всегда дети успешны в своей учебной деятельности. Долгожданное самое первое сентября, первые уроки, первый учитель. И вот, вместо долгожданных пятерок в дневнике замечания и двойки. Родители расстраиваются, ругают ребенка, а оценки все хуже и хуже. Ситуация знакомая. Чтобы понять, как помочь ребенку учиться, сначала надо разобраться, в чем может быть проблема. Давайте рассмотрим ситуацию с младшим школьником. Плохую успеваемость и плохое...

В Европейской России - 37,51% В Сибири - 0,10% В Закавказском крае - 18,84% Итого - 34,39" И таких неправильных ответов в тесте: из 16 - 6. Идти разговаривать с учителем истории?

Вопрос вот какой решаю: в какую школу идти всю голову сломала Мы прошли собеседование в хорошую школу, но она за городом и стоит денег Возить может муж, но это довольно тяжело и ему и ребенку (хотя может привыкнет) По деньгам тоже думаю справимся (туда входит сразу и продленка, точнее там даже лучше и секции на выбор и питание и больше ни на что сдавать не надо) Есть еще вариант гимназия тут же в районе, но не факт, что есть места конечно и я о ней ничего не знаю Вот вообще по рейтингу и...

Зная,что тетради проверяют,(учительница проходит по классу и смотрит, есть ли записи,не вчитываясь) пытался написать на перемене, но они По мне так не заслуженная двойка. Но тут уж не придерешься. Вот сижу в раздумьях, идти разговаривать с учителем или нет...

Каждый ли ребёнок может быть гениальным? С рождения все дети одинаковые, но по мере воспитания у каждого формируются свои взгляды, мысли и соображения. И большую роль в этом играют родители. Ясли, детские садики, школы - это конечно всё великолепно, но структура школьного образования в основном построена на изучение теоретического материала. И уровень знаний ученика учитель оценивает по его устным и письменным ответам. А всегда ли такой подход приводит человека к жизненным победам? Безусловно...

Когда я была маленькой, моя мама часто говорила друзьям и знакомым: "Я своей дочери верю, она мне никогда не врет! Если она что-то сказала, значит так и есть!" Не знаю намеренно или случайно, но часто она говорила эту фразу в моем присутствии. И меня переполняло чувство гордости...и ответственности...и я не врала. Просто не могла, ведь мама мне ВЕРИЛА!!! Простой педагогический прием, но он работал! До сих пор не знаю, мама его придумала или где-то вычитала. И я всегда считала, что со своими...

Моя дочь не очень любит писать сочинения. Ну не даются они ей... А мне всегда удавались. И писать я люблю. Вот и получилось, что в текущем девятом классе, мне пришлось ей серьезно в этом деле помогать. И вот с чем мне пришлось столкнуться. За сочинение по произведению "Горе от ума" моя дочь получила 4/5. Перед написанием учительница практически продиктовала им готовое сочинение, но мы написали сами. Дочь снечала сопротивлялась, говорила, что ей поставят плохую оценку, ноя настояла. Попросила...

Моя дочка учится во втором классе. Учится неровно, все зависит от того, прошли мы заново школьный материал дома или нет. А в прошлые выходные у нас случилась беда: Тая сломала левую руку в локте. Перелом не перелом - трещина, но от этого не легче. Ей наложили гипс от шеи до кончиков пальцев. Сегодня подтвердили, что ходить нам с ним еще пару недель. И что теперь делать с посещением школы? Писать она может, смотреть и слушать тоже. Но рука зафиксирована, как одеваться в такой ситуации? Как...

С учителем разговаривать???? А что она сделает? Будет их на перемене по очереди у туалета караулить - ей воообще (ну из моих наблюдений на перемене) плевать кто где носится... она их выпускает в рекреацию и стоит болтает по работе то с одним то с другим.

Здоровье ребенка во многом зависит от того, насколько успешным и благополучным он себя ощущает. В начальной школе ему очень важны его школьные результаты и отношение родителей к его усилиям. Вот о чем стоит помнить, если вы хотите, чтобы ребенок чувствовал желание идти в школу и ощущал психологическую защиту в семье. Начинайте утро с чего-то хорошего – вкусного завтрака, приятного разговора. Рассказывайте ребенку истории про то время, когда вы сами были школьниками, как вы собирались по утрам...

Нам повезло, наш педагог в 1 классе не имеет опыта обучения первоклассников, несмотря на неплохой опыт работы в школе. Сами понимаете, что я изо всех сил стараюсь ей содействовать в этом нелегком деле - привыканию и набиванию шишек на наших детях первоклассниках. Сарказм? Отнюдь. Все намного глубже. Признаюсь честно мой ребенок самый обыкновенный, без раннего развития и серьезных знаний во всех областях науки. Читает медленно, пишет грязно, слушает плохо и вообще любимый во всех...

режиму.Всё наладится.Главное, не пугайте её садом,не ругайте.Просто спокойно разговаривайте и настраивайте на внимание. Учителя говорят, что не готов к школе, причем они же говорят, что головка светлая, все знает-понимает-отвечает, но ручку крутит, в облаках...

Я бы сначала попыталась поговорить с учителем, и если не возымеет действия отправилась бы прямиком к завучу началки с тетрадкой и просьбой C такой учительницей у меня не получилось - она всегда считала себя прАвой и разговаривать с ней было бесползно - мы ушли.

О чем разговаривать с учительницей? Она вроде бы вызывала в школу родителей двоечников, но не сказала когда? Кстати, вот Вы не знали, о чем говорить с учителем. О том, как избавиться от грязи в тетради.

Учителя начали занижать отметки чуть ли не по всем предметам. Особенно старались историчка и литераторша. На истории, например, ребенка дважды выгоняли из класса якобы за разговоры, ставили двойки. Бабушка ходила разговаривать с историчкой, та сказала...

Определитесь, какова цель посещения данного общеклассного мероприятия. Если вы хотите разузнать все про своего школяра, это ошибка, ведь собрание предусматривает рассказ обо всех детях класса, то есть оно нацелено на всех родителей. Кроме того, опытный учитель не станет рассказывать о конкретных детях, будь то достижения или подвиги со знаком «минус».

Цель родительского собрания – довести до сведения родителей определенную информацию: психологическая атмосфера, участие в различных школьных и внешкольных мероприятиях, имеющиеся проблемы в классе и альтернативные пути устранения проблем – вот основной круг вопросов, которые обсуждаются на встрече родителей с классным руководителем и приглашенными учителями-предметниками. Безусловно, обсуждая разные ситуации, учитель затронет возрастные особенности ваших школьников, расскажет про настроения и возможности разрешения конфликтных ситуаций.

Такие моменты следует фиксировать в тетрадке или блокноте, специально отведенном для таких случаев, чтобы дома еще раз перечитать, обдумать, предложить свои пути решения проблемы. Важно понять и то, что на ребенка, помимо близкого окружения, огромное влияние имеет именно коллектив, а потому невозможно понять, что происходит с вашим школяром, если не понять, что творится внутри этого «муравейника».

Конечно, на собрании вам могут раздать экранчики успеваемости или передать записки от предметников с какими-то конкретными замечаниями или пожеланиями, но на самом родительском собрании не стоит спрашивать учителя об успехах или неудачах вашего ребенка, потому что такие вопросы могут привести к неожиданным поворотам: если ребенок неуспешен, расстроитесь вы, если успешен – кто-то другой.

Наедине

Тет-а-тет с учителем – это оптимальный вариант встречи и разговора, когда можно все спокойно обсудить. Однако такая личная встреча должна быть спланирована заранее: чтобы поговорить не во время урока и не на 5-минутной перемене, чтобы не заставлять ждать, учитель должен знать точно, в какой день и в какое время вы придете.

Чтобы разговор не затягивался и не вертелся «вокруг да около», а был конструктивным, определите для себя круг вопросов, который вас интересует (можно даже сделать для себя «шпаргалку» со списком вопросов). При этом сами настройтесь на диалог, а не на выяснение отношений на повышенных тонах. Если ваш ребенок не успешен по какому-то предмету, проанализируйте ситуацию дома самостоятельно: только вы знаете своего отпрыска досконально, а ведь того, что знаете вы, не знают учителя.

И еще. Положа руку на сердце, признайтесь сами себе, что ваши семейные дела (будь то проблемы на работе или ссоры родителей, болезнь мамы или рождение младшего ребенка в семье, изменение материального статуса семьи или смерть близкого человека) накладывают серьезный отпечаток на ребенка. Он переживает, волнуется, становится невнимательным и рассеянным. Сейчас к ребенку, переживающему тяжелый момент жизни, общие требования не применимы, а потому об этих временных трудностях должен знать классный руководитель, потому что он может приободрить, вместо ответа у доски предложить индивидуальное задание, о том может попросить и предметников.

О чем еще должен знать учитель?

На кого жалуемся?

Когда дети жалуются на учителя, причины на то могут быть весьма разнообразными. Например, родители желают видеть своего дитя отличником, а он «не тянет» или ленится. Кто виноват? По версии ученика, учительница: не любит, придирается, снижает оценки, не объясняет. Конечно, если еще и провертелся весь урок, то и замечание гарантировано. Скорее всего, оно-то и послужило поводом «наябедничать».

Стоит ли сразу бежать с криками и разборками? Пожалуй, для начала нужно разобраться в ситуации, отфильтровав информацию, чтобы не поставить себя и учителя в неловкое положение. Если вы все-таки уверены в том, что неправ учитель, отправляйтесь на беседу.

Какую тактику поведения выбрать в этом случае?

  • Во-первых, не берите с собой ребенка. Не стоит выяснять обстоятельства и причины, вынудившие сказать что-то негативное в присутствии ребенка. Если все-таки вы взяли с собой «виновника торжества», спросите у учителя, нужен ли он при беседе, если нет, предложите подождать за дверями.
  • Во-вторых, общение с учителем не стоит начинать с обвинения. Сделайте акцент на ваших переживаниях: «Я переживаю, что…». Это поможет не усугубить ситуацию, а наладить диалог.
  • В-третьих, не проводите параллель с собой: если у вас в школе были проблемы с учителем литературы, это вовсе не значит, что и у вашего отпрыска они будут (ну, если вы не настроите так своего ученика). Впрочем, параллель с ситуацией получения «двоек» и безобразного поведения на уроках и переменах из личного школьного детства (даже в сравнении с нынешним социальным статусом) не сделает вам чести. Кроме того, если вы вспомните реакцию ваших родителей на свои шалости, вы поймете, что они чувствовали тогда, а также и то, что все это давно в прошлом и только благодаря терпению ваших родителей.

Презенты

Если вы считаете, что без подарка никак не обойтись, размышляйте здраво. Как правило, учителя не склонны к зависимости от подношений. А потому высказываемые многими родителями мысли об урегулировании конфликта некими презентами – это миф. Как минимум вы поставите вашего классного руководителя свои подарком в неловкое положение. Если вы действительно благодарны учителю, скажите «спасибо» тогда, когда проблема разрешилась. Причем, слова благодарности порой важнее материальных подарков.

Не успеваем, или опять двойка

Если ваш ребенок приносит домой «двойки», спрашивайте, за что именно поставлена неудовлетворительная отметка. Проверяйте дневники (там часто пишется комментарий к оценке), смотрите тетрадки, материалы параграфов и… сами проведите опрос того материала, который дите, якобы, знает. Может, вам и не придется идти в школу за выяснением причины неуспеваемости.

Если у половины класса выставлены неудовлетворительные отметки, идите к классному руководителю. Желательно не одному, а группой родителей. Просите о встрече с предметником, в ходе которой вы выясните, почему возникла такая проблема. Если родители предпочитают оставаться в стороне, учите ребенка решать свои трудности самостоятельно (скорее всего, сам учитель будет заинтересован в том, чтобы эти отметки были исправлены и «закрыты»). При этом поддерживайте нейтральные отношения: вежливо и приветливо расспрашивайте о проблемах, предлагайте пути решения, а дома устраняйте пробелы и исправляйте «двойки» опережающими и дополнительными заданиями.

Когда неудовлетворительная отметка справедлива, объясняйте, что это результат труда, но не оценка личности. Учите дома, что любая учеба – это серьезная работа, что свои заработанные «двойки» можно и нужно исправлять. Терпением и трудом. Потому что любой ребенок может учиться больше и лучше. Наверняка, и сам учитель предложит дополнительные уроки – это часто практикуется именно с целью устранения пробелов в знаниях. Не отказывайтесь от таких консультаций, тем более что их всегда предлагают на безвозмездной основе, правда, в удобное для учителя время. Если же вы чувствуете необходимость в дополнительных платных уроках, обратитесь к репетитору – ваши знакомые, наверняка, посоветуют кого-нибудь, к кому сами обращались.

И последнее. Не зная специфики работы учителя, не высказывайте расхожих мыслей о времени работы или заработной плате. Помните, что учитель – это человек, и труд его не относится к категории «сфера обслуживания», а потому не стоит вести диалог с учителем как с вашим подчиненным: снисходительный тон, крик и неуважение не сделают диалог конструктивным.

Постарайтесь найти с вашим учителем общий язык, станьте единомышленниками, и тогда вы можете быть уверены: ваш ребенок – в надежных руках.

Елена Черепахина, учитель русского языка и литературы
Журнал "Клуб родителей Детки.kz" № 4 (34) Апрель 2012

Оставим в стороне споры о том, стоит ли вообще родителям вмешиваться в учебу детей. Как бы то ни было, у каждого из нас - свой опыт взаимоотношений со школой, свое отношение к учебному процессу и свои взгляды на будущее наших детей.

Сколько ни уговаривай взрослых оставить учебу в сфере ответственности ребенка - сделать это могут только самые смелые и самые отчаянные родители. У остальных периодически (или постоянно) возникает необходимость прийти в школу и разобраться с отметками.

Как это сделать конструктивно?

Начнем с общих положений. Сегодня вся система образования официально «заточена» на потребности ученика. Любая спорная отметка округляется в пользу ребенка.

Четвертная отметка выставляется по строгим правилам (среднее арифметическое письменных работ с возможным увеличением в сторону преобладающего балла). Годовая - выводится как среднее арифметическое четвертных (и никаких «я смотрю по третьей четверти» - эта норма уже не действует. Считаем сумму, делим на четыре и округляем в пользу ученика).

Нормы оценки знаний строго контролируются и находятся в общем доступе на любом профильном сайте.

Большинство школ ведут электронные журналы , в которых родители в режиме реального времени могут следить за накоплением отметок. То есть если учитель вдруг начнет «занижать»показатели - вы это заметите раньше, чем выставятся четвертные и годовые отметки. А чем раньше вы это заметите, тем проще будет решить вопрос.

Но! Стоит понимать, что ребенок далеко не всегда прав и далеко не всегда говорит вам правду. Его низкая оценка может быть заслуженной - и тогда ваши претензии могут иметь неприятные последствия: школа может создать комиссию, которая оценит знания вашего школяра, и правота учителя будет доказана публично. Вряд ли потом вы сможете о чем-то договариваться с коллективом. Поэтому, прежде чем идти разговаривать насчет отметки, всесторонне изучите проблему:

может быть, ваш ребенок попросту не заслуживает той оценки, о которой вы идете просить?

Если же вы уверены в своем правоте, тогда:

Соберите и сведите воедино всю информацию об успеваемости вашего ученика, об оценках по другим предметам, о написанных им контрольных и самостоятельных работах, пролистайте его рабочие тетради по предмету и четко сформулируйте свои опасения, подозрения и предложения по исправлению ситуации.

Может быть, ваш ребенок слишком медлителен и вы просите для него дополнительные задания на дом? Может быть, ученик много болел и ему нужны дополнительные занятия?

А может быть, учитель не замечает его склонностей и способностей, которые так ярко раскрываются вне урока? Или он просто обсчитывается раз за разом, выводя средний балл? И даже может быть, он откровенно придирается и реализует свои собственные комплексы, издеваясь над детьми?

По возможности спокойно сделайте выводы и наберите номер классного руководителя.

Не обсуждайте ситуацию с другими родителями из класса , не выносите ее на обсуждение своего двора или отдела на работе. Праздное любопытство и пустопорожние эмоции других людей, у каждого из которых свой опыт, свои школьные травмы и свои эмоциональные реакции, собьют вас с конструктивной волны. Звоните напрямую классному руководителю и просите о встрече.

По своей должностной инструкции классный руководитель обязан отслеживать показатели детей своего класса и решать любые конфликтные ситуации между педагогами и детьми. Если он этого не делает - мягко, но решительно настаивайте и давайте понять, что настроены разобраться в ситуации до конца.

Как правило, на этом этапе мелкие и случайные конфликты разрешаются эдаким учительским междусобойчиком в пользу ученика: вам дадут подробный отчет по поводу его работы на уроке, предложат что-то подучить или подтянуть, пожалуются на дисциплину - и ситуация выправится. Если же классный руководитель на контакт не пойдет - двигайтесь дальше.

Не кричите, не угрожайте, не переходите к оскорблениям - спокойно, но твердо просите о встрече с учителем-предметником. Отказать вам не имеют права, точно так же не имеют права не пустить на урок. Вы можете договориться прийти в класс, посидеть на уроке, посмотреть, как строятся взаимоотношения детей и учителя, как отвечает ваш школяр. Вы имеете право посмотреть контрольную тетрадь по предмету (они всегда хранятся в школе, домой их уносить нельзя) и сверить нормы выставления оценок с тем, как выставляются оценки вашему ученику.

На этом этапе нормальный адекватный «предметник» должен составить с вами конструктивную беседу и составить вместе с вами план «спасения» вашей оценки. Если движения навстречу нет - идем дальше.

Теперь - кабинет директора . Лучше позвонить и договориться о встрече заранее - потому что неизвестно, в какой момент вы застанете директора спонтанно. Должность эта нервная, а ваш вопрос надо решать спокойно и обстоятельно. Если надо, попросите, чтобы на встрече присутствовал школьный психолог.

Не ведитесь на попытки перевести разговор в эмоциональную плоскость, если вдруг таковые начнутся. Как правило, оставшиеся несколько процентов затяжных конфликтов на этом этапе получают позитивное разрешение - ученику дают дополнительное задание, учителю - положенные рекомендации.

Но если ваш конкретный конфликт, ваша конкретная отметка не сдвинется с мертвой точки и здесь - звоните в РОО. Можно и сходить - только предварительно уточнить график приема граждан начальником. Конечно, после такого звонка вашему ребенку и всем участвующим учителям придется нелегко, потому что школу перевернут с ног на голову, проверяя качество процесса. Такое редко прощается, но зато вы доведете свое дело до логического завершения.

Отметку - если вы ее, конечно, заслуживаете - вам выставят какую положено по нормам, учителя накажут, администрации поставят на вид.

Но, если честно, по-настоящему заниженные отметки встречаются очень редко.

Так что прежде чем требовать - подумайте хорошенько: а ваш обиженный точно-преточно знает предмет на высокую оценку?

VELVET: Анна Северинец