Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Стэнфорд-бине умственного развития шкала. Оценка результатов обследования Тест изучения интеллекта бине симона

Попытки выразить человеческий интеллект числовым значением известны с начала ХХ столетия. В 1912 году немецкий ученый Уильям Штерн впервые ввел такое понятие, как коэффициент интеллекта. Эта идея оказалась весьма своевременной и уже 1916 году была использована в более ранней системе интеллектуального исчисления, известной, как шкала Стенфорда-Бине.

В наши дни IQ тесты стали очень популярны и актуальны. Сама аббревиатура IQ правильно расшифровывается как intelligence quotient, что в переводе с английского означает коэффициент интеллекта. Соответственно IQ тест определяет уровень интеллекта человека, исходя из полученного коэффициента, при вычислении которого также учитывается и его возраст. Наиболее популярным является тест Гaнcа Юpгeна Айзенка.

Математическая формула IQ представляет собой умноженную на 100 дробь, в числителе которой - умственный возраст человека, а в знаменателе - его хронологический возраст. В настоящее время в психодиагностике используется уже четвертая редакция шкалы измерения IQ.

Сегодня IQ-тестированием занимаются многие компании, проверяя сотрудников, претендующих на ту или иную вакансию. Проходить интеллектуальный тест могут даже дети. Таким образом, IQ тест помогает определить возможность выполнения тех или иных задач людьми, прошедшими тестирование.

Интересен тот факт, что данный тест не является каким-либо экзаменом на эрудицию и не требует специальных знаний, а скорее выявляет смекалку и сообразительность человека, коей и является интеллект по сути.

Предлагаемый тест состоит из сорока вопросов, на которые нужно ответить ровно за тридцать минут. При этом нет никаких пауз, тайм-аутов и перерывов. Так, как IQ тест является важным показателем, то для его чистоты условия у всех испытуемых совершенно одинаковые. При этом более невнимательные люди будут иметь меньше шансов на высокие показатели интеллекта, что, собственно, является вполне справедливым.

Проходя тестирование, лучше всего пропускать вопросы которые не решаются сходу. Не трудно подсчитать, что в среднем на каждый вопрос программа выделяет 45 секунд. Это время конечно условно, так как редко кому удается решить правильно все сорок задач, однако, если слишком долго задерживаться на трудных вопросах, то увеличивается шанс не успеть дойти до заданий, потенциально решаемых, испытуемым.

Бывает так, что более простая задача решается дольше сложной. Это может происходить в результате индивидуальных особенностей человека проходящего тестирование, и будет отражено впоследствии его IQ. Пропуская трудноразрешимые задачи, тестируемый возвращается к ним вновь, но, уже ответив на все "легкие" вопросы. Такой подход является более рациональным, а следовательно - эффективным.

Это интересно! Оказывается, тесты на сообразительность и выявления умственных способностей впервые были разработаны... в 7 веке китайскими работодателями. В то время, исходя из результатов, чиновники делились на три класса: чиновник службы общества (одни из сотни конкурсантов), мандарин - (один из ста чиновников общественной службы) и, наконец - инспектор (один из ста мандаринов).

Тест Бине-Симона - наиболее распространенный метод количественной оценки уровня развития способностей.

Истоия появления

​Разработан в 1905 г. А. Бине и Т. Симоном по заказу Министерства народного образования Франции с целью отсева детей, недостаточно развитых для обучения в массовой школе. Первоначально тест содержал 30 задач, которые были подобраны по степени трудности таким образом, чтобы их могли решить 75% детей определенного возраста, умственное развитие которых можно было бы считать нормальным. Количество правильно решенных задач характеризует так называемый умственный возраст.

Модификации теста

Наиболее известная модификация разработана Л. Терменом в Стэнфордском университете (США); созданный им так называемый тест Стэнфорд-Бине является наиболее признанным методом диагностики интеллекта. На его основе вычисляется коэффициент интеллекта. Однако практическое использование данного теста, как и большинства

подобных методик, позволяет дать количественную оценку индивидуальных различий в умственных способностях, не вскрывая их природы и перспектив развития. Это затрудняет использование результатов теста в постановке психологического диагноза и прогнозировании развития интеллекта.

Средство для диагностики развития интеллекта, предложенное в 1905 г. А. Бине и Т. Симоном. Сначала тест состоял из 30 вербальных, перцептивных и манипулятивных задач, сгруппированных по критерию повышения трудности в соответственные возрастные когорты: каждая задача данной возрастной когорты должна была решаться 75% детей этого возраста с нормальным интеллектуальным развитием. По количеству правильно решенных ребенком задач определялся его возраст умственный.


  • - см. Бине-Симона психический возраст...

    Большой медицинский словарь

  • - см. Бине-Симона...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - Тест Бине - Симона - средство для диагностики развития интеллекта - , предложенное в 1905 г. А.Бине - и Т.Симоном - . Сначала тест состоял из 30 ...

    Психологический словарь

  • - Один из первых тестов для исследования интеллектуального уровня детей. Путем сопоставления "интеллектуального" и фактического возрастов выводится так называемый "интеллектуальный коэффициент" ...
  • Толковый словарь психиатрических терминов

  • - Определение интеллектуального уровня ребенка по соотнесению результатов, получаемых при тестировании со среднестатистическими результатами, полученными при стандартизированном исследовании определенных...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • - ж., устар. То же, что Зец-бине. - Руды на шлам-грабене промываются следующим образом: на бине насыпают от 16 до осьмнадцати коробов истолченной руды...
  • - ж., устар...

    Словарь золотого промысла Российской Империи

  • - уровень умственного развития ребенка, определяемый на основании результатов его экспериментально-психологического обследования с помощью тестов Бине-Симона, выраженный в виде возраста той группы детей,...

    Большой медицинский словарь

  • - тесты, используемые для экспериментально-психологического обследования умственного развития детей, представляющие собой специальные задачи, решение которых доступно детям определенной возрастной группы при...

    Большой медицинский словарь

  • - Альфред, французский психолог. Получив юридическое образование, занимался затем неврологией, гистологией и патопсихологией. Возглавлял лабораторию физиологической психологии в Сорбонне...
  • - Бине, Альфред, французский психолог. Получив юридическое образование, занимался затем неврологией, гистологией и патопсихологией. Возглавлял лабораторию физиологической психологии в Сорбонне...

    Большая Советская энциклопедия

  • - французский психолог. Труды по экспериментальному изучению высших психических функций, диагностике умственного развития ребенка. Разработал серию тестов...

    Большой энциклопедический словарь

  • - СИМОНА ы, ж. Simone. Французское женское имя. Симона де Бовуар - одна из знаковых фигур эмансипации женщин во Франции. Кое-что раздражает меня в произведениях Азольского. Ну, например: "....

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - Сим"...

    Русский орфографический словарь

  • - Симона послушная...

    Словарь синонимов

"тест Бине-Симона" в книгах

А. Бине (1857–1911)

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

А. Бине (1857–1911) В истории психологии известно немало примеров того, когда имя выдающегося ученого и мыслителя оказалось прочно связано с созданным им исследовательским или диагностическим методом, хотя этот метод был лишь одной из его конкретных разработок, служащей для

БИНЕ АЛЬФРЕД.

Из книги 100 великих психологов автора Яровицкий Владислав Алексеевич

5.3.1. Сокращённый этап набора – тест, тест, тест…

Из книги Пособие начинающему капиталисту. 84 шага к успеху автора Химич Николай Васильевич

5.3.1. Сокращённый этап набора – тест, тест, тест… Одним из методов набора людей является сокращенный этап набора методом тестирования. Суть его заключается в том, что при обращении к вам подходящего соискателя просите его выполнить тестовые задания. Желательно это

Реєстр нагороджених хрестом Симона Петлюри за участь у збройній боротьбі за державність України під проводом головного отамана Симона Петлюри 1917–1921 рр

Из книги Офіцерський корпус Армії УНР (1917-1921) кн. 2 автора Тинченко Ярослав Юрьевич

Бине Альфред

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БИ) автора БСЭ

1. Бихевиоризм как теоретическая основа тестирования. Поведение как совокупность реакций организма на стимулы. Работы Дж. М. Кеттела, А. Бине

автора Лучинин Алексей Сергеевич

1. Бихевиоризм как теоретическая основа тестирования. Поведение как совокупность реакций организма на стимулы. Работы Дж. М. Кеттела, А. Бине Тестовые методы принято связывать с бихевиоризмом. Методологическая концепция бихевиоризма основывалась на том, что между

2. Шкала Бине – Симона. Понятие «умственный возраст». Шкала Стэнфорд – Бине

Из книги Психодиагностика: конспект лекций автора Лучинин Алексей Сергеевич

2. Шкала Бине – Симона. Понятие «умственный возраст». Шкала Стэнфорд – Бине Первая шкала (серия тестов) Бине – Симона появилась в 1905 г. Затем она несколько раз пересматривалась авторами, которые стремились изъять из нее все задания, требующие специального обучения. Бине

1. Опросники. Интроспекционизм как теоретическая основа метода. Работы Ф. Гальтона, А. Бине, Р. Вудвортса

Из книги Психодиагностика: конспект лекций автора Лучинин Алексей Сергеевич

1. Опросники. Интроспекционизм как теоретическая основа метода. Работы Ф. Гальтона, А. Бине, Р. Вудвортса Особое направление в психологической диагностике связано с разработкой различных методов диагностики личности. С этой целью используются чаще всего не тесты, а

3. Бихевиоризм как теоретическая основа тестирования. Поведение как совокупность реакций организма на стимулы. Работы Дж. М. Кеттела, А. Бине

автора Лучинин Алексей Сергеевич

3. Бихевиоризм как теоретическая основа тестирования. Поведение как совокупность реакций организма на стимулы. Работы Дж. М. Кеттела, А. Бине Тестовые методы принято связывать с бихевиоризмом. Бихевиоризм ввел в психологию в качестве ведущей категорию поведения.

4. Шкала Бине-Симона. Понятие «умственного возраста». Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие об «интеллектуальном коэффициенте» (IQ). Работы В. Штерна

Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич

4. Шкала Бине-Симона. Понятие «умственного возраста». Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие об «интеллектуальном коэффициенте» (IQ). Работы В. Штерна Первая шкала (серия тестов) Бине-Симона появилась в 1905 г. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит

7. Тесты достижений. Опросники. Интроспекционизм как теоретическая основа метода. Работы Ф. Гальтона, А. Бине, Р. Вудвортса

Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич

7. Тесты достижений. Опросники. Интроспекционизм как теоретическая основа метода. Работы Ф. Гальтона, А. Бине, Р. Вудвортса Тесты достижений в отличие от тестов интеллекта отражают влияние специальных программ обучения на эффективность решения тестовых заданий. В Америке

Тест № 9 Тест СПИЛБЕРГЕРА-ХАНИНА. ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ (УРОВЕНЬ РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ)

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Тест № 9 Тест СПИЛБЕРГЕРА-ХАНИНА. ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ (УРОВЕНЬ РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ) С помощью данного теста определяется уровень тревожности на момент его выполнения (РТ), отражающий реакцию на кратковременную сиюминутную ситуацию и уровень

Альфред Бине: выявление способностей к обучению

автора Стернберг Роберт

Альфред Бине: выявление способностей к обучению В 1904 году министр народного образования в Париже создал комиссию для выработки методов отличия действительно умственно «дефективных» детей от тех, кто не успевал в школе по другим причинам. Какая задача ставилась перед

Тесты, основанные на теории Бине

Из книги Интеллект успеха автора Стернберг Роберт

Тесты, основанные на теории Бине Какие же вопросы включают в тесты для определения IQ? Многие из нас слышали о таких тестах, тестировались в свое время раз или два, но едва ли вспомнят конкретное содержание вопросов. В действительности слишком многие любят порассуждать об

Обращение ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА КОРОЛЯ ХУССЕЙНА, Иорданского Хашимитского Королевства к Музею Толерантости (филиал Центра Симона Визенталя), 24 марта 1995 года. Памяти Симона Визенталя

Из книги Антисемитизм: концептуальная ненависть автора Альтман Илья

Обращение ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА КОРОЛЯ ХУССЕЙНА, Иорданского Хашимитского Королевства к Музею Толерантости (филиал Центра Симона Визенталя), 24 марта 1995 года. Памяти Симона Визенталя Г-н Президент, уважаемые гости, для меня высокая честь, быть гостем Музея мира и толерантности в

Психодиагностика Лучинин Алексей Сергеевич

4. Шкала Бине-Симона. Понятие «умственного возраста». Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие об «интеллектуальном коэффициенте» (IQ). Работы В. Штерна

Первая шкала (серия тестов) Бине-Симона появилась в 1905 г. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит независимо от обучения, в результате биологического созревания.

Шкала А. Бине в редакциях (1908 и 1911) была переведена на немецкий и английский языки, отличалась тем, что в ней был расширен возрастной диапазон детей – до 13 лет, увеличено число задач и введено понятие умственного возраста.

Задания в шкалах Бине были сгруппированы по возрастам (от 3 до 13 лет). Детям до 6 лет предлагалось по четыре задания, а детям старше 6 лет – шесть заданий. Задания подбирались путем исследования большой группы детей (300 человек).

Показателем интеллекта в шкалах Бине был умственный возраст, который определялся по успешности выполнения тестовых заданий.

Вторая редакция шкалы Бине послужила основой работы по проверке и стандартизации, проведенной в Стэнфордском университете (США) коллективом сотрудников под руководством Л. М. Термена. Этот вариант был предложен в 1916 г., имел много серьезных изменений по сравнению с основным и был назван шкалой Стэнфорд-Бине. Основных отличий от тестов Бине было два: введение в качестве показателя по тесту коэффициента интеллектуальности (IQ), определяющегося отношением между умственным и хронологическим возрастом, и применение критерия оценки тестирования, для чего вводилось понятие статистической нормы.

Коэффициент IQ был предложен В. Штерном, считавшим существенным недостатком показателя умственного возраста то, что одна и та же разность между умственным и хронологическим возрастом для различных возрастных ступеней имеет неодинаковое значение. Штерн предложил определять частное, получаемое при делении умственного возраста на хронологический. Этот показатель, умноженный на 100, он и назвал коэффициентом интеллектуальности. Так можно классифицировать нормальных детей по степени умственного развития.

Другим нововведением стэнфордских психологов явилось использование понятия «статистической нормы». Норма стала тем критерием, по которому можно было сравнивать индивидуальные тестовые показатели и тем самым оценивать их, давать им психологическую интерпретацию.

Шкала Стэнфорд-Бине была рассчитана на детей в возрасте от 2,5 до 18 лет. Она состояла из заданий разной трудности, сгруппированных по возрастным критериям.

Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич

3. Бихевиоризм как теоретическая основа тестирования. Поведение как совокупность реакций организма на стимулы. Работы Дж. М. Кеттела, А. Бине Тестовые методы принято связывать с бихевиоризмом. Бихевиоризм ввел в психологию в качестве ведущей категорию поведения.

Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич

7. Тесты достижений. Опросники. Интроспекционизм как теоретическая основа метода. Работы Ф. Гальтона, А. Бине, Р. Вудвортса Тесты достижений в отличие от тестов интеллекта отражают влияние специальных программ обучения на эффективность решения тестовых заданий. В Америке

Из книги Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия] автора Ильин Евгений Павлович

Шкала диспозиционного эгоизма Автор: К. Муздыбаев (2000).Инструкция. Вам предлагается ряд суждений. Оцените свое отношение к ним по семибалльной шкале: 7 - полностью согласен, 4 - верно нечто среднее, 1 - совсем не согласен.В суждениях 2, 3 и 6 шкала обратная (полное согласие

Из книги Лечение алкоголизма автора Штайнер Клод

Шкала Эмоциональной Осознанности А теперь позвольте мне ввести шкалу эмоциональной грамотности, чтобы проиллюстрировать эту концепцию. На рис. 2 представлен гипотетический континуум между двумя крайними, не встречающимися в реальной жизни состояниями; от 0 до 100%

автора Прусова Н В

1. Понятие работы. Плюсы и минусы работы. Понятие безработицы Работа – материально вознаграждаемая деятельность человека, направленная на создание определенных благ. Наличие или отсутствие работы влияет на статусные характеристики личности, возможность реализации

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

29. Понятие трудовой мобильности. Виды мобильности. Понятие физиологии труда. Факторы производственной среды Под трудовой мобильностью понимается изменение профессионального статуса и роли, которое отражает динамику профессионального роста. Элементами трудовой

Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В

1. Понятие работы Работа – материально вознаграждаемая деятельность человека, направленная на создание определенных благ. Работа – это труд человека, а под трудом понимается сознательная, целенаправленная деятельность, приложение людьми умственных или физических

Из книги 10 глупейших ошибок, которые совершают люди автора Фриман Артур

Десятибалльная шкала Как бы вы оценили свою текущую проблему по шкале от одного до десяти баллов? Если вы чувствуете подавленность, печаль, если у вас разыгрались нервы, или вас мучает депрессия, или же вы по какой-то другой причине выбились из колеи, отвечая на вопрос, вы,

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Шкала совестливости» Приводимая ниже шкала взята из «Психодиагностического теста», разработанного В. М. Мельниковым и Л. Т. Ямпольским на основании зарубежных методик (MMPI и 16-факторный опросник Р. Кеттелла)."Шкала совестливости" предназначена для измерения

Из книги Зависимость. Семейная болезнь автора Москаленко Валентина Дмитриевна

Шкала созависимости 1. Мне трудно принимать решения.2. Мне трудно сказать "нет".3. Мне трудно принимать комплименты как что-то заслуженное.4. Иногда я почти скучаю, если нет проблем, на которых следует сосредоточиться.5. Я обычно не делаю для других то, что они сами могут для

автора Стернберг Роберт

Альфред Бине: выявление способностей к обучению В 1904 году министр народного образования в Париже создал комиссию для выработки методов отличия действительно умственно «дефективных» детей от тех, кто не успевал в школе по другим причинам. Какая задача ставилась перед

Из книги Интеллект успеха автора Стернберг Роберт

Тесты, основанные на теории Бине Какие же вопросы включают в тесты для определения IQ? Многие из нас слышали о таких тестах, тестировались в свое время раз или два, но едва ли вспомнят конкретное содержание вопросов. В действительности слишком многие любят порассуждать об

Из книги Аз Есьм Человек автора Сухов Дмитрий Михайлович

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

автора Щеголев Илья Владимирович

Из книги Графология XXI века автора Щеголев Илья Владимирович

А. Бине - Т. Симона

Диагностика детей 3-4 лет

Для начала ребенку предлагается выполнить задания, отмеченные в колонках 3-14. С помощью условных обозначений в таблице фиксируются результаты: «+» - задание выполнено, «+?» -задание выполнено не полностью, «-» - задание не выполнено. Затем проводится диагностика познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления и речи, результаты которой также фиксируются в таблице.

Уровень развития внимания и речи педагог-психолог оценивает через наблюдение за ребенком в ходе обследования, анализируя его деятельность и ответы на поставленные вопросы.

Для исследования внимания используется игра Что изменилось? . Перед ребенком в ряд выставляют три цветных пластмассовых стаканчика и просят его запомнить их расположение. Затем местоположение стаканчиков меняется, и ребенку предлагается определить, что изменилось.

Также уровень развития внимания диагностируется с помощью методики «Нахождение сходства» . Перед ребенком выкладывается картинка с 4-6 почти одинаковыми изображениями (например, снеговиками). Инструкция следующая: «Посмотри на этих снеговиков: они все друг от друга хоть чем-то, да отличаются, но все же два из них совершенно одинаковые, попробуй их найти и показать мне. Будь очень внимателен, работать нужно быстро». Для обследования необходимо подготовить 2-3 бланка со стимульным материалом. Бланки предлагаются ребенку поочередно. Необходимо замерить время выполнения задания по каждому бланку отдельно и по окончании зафиксировать результаты. Время работы - не более 5 минут на один стимульный бланк. Общий показатель развития наблюдательности S o6 подсчитывается по формуле:

S o6 =∑С/∑t,

где С - количество отличий на рисунках, указанных ребенком;

t - время, затраченное на выполнение задания.

Восприятие цвета проверяется в ходе игры «Разложи кружочки по коробочкам». Ребенку предлагается набор кружочков диаметром примерно 3 см основных цветов (по два на каждый цвет) и коробочек соответствующего цвета. Задача ребенка - разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом. Важно, чтобы в процессе игры взрослый не называл цвет кружочков.

Уровень развития зрительной памяти исследуется с помощью предметных картинок. Педагог-психолог раскладывает перед ребенком семь картинок с изображением знакомых предметов и предлагает ему внимательно на них посмотреть. Спустя некоторое время он убирает картинки и просит назвать те из них, которые ребенок запомнил.

Диагностику мышления (умения производить анализ, синтез, делать обобщения) удобно проводить с помощью игры «Четвертый лишний». В качестве стимульного материала можно использовать картинки из пособия «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» (авторы С.Д. Забрамная, О.В. Боровик) или материал дидактической игры «Найди четвертый лишний - 2. Развивающая игра для дошкольников» (2012 г.). Ребенку предлагают картинку, на которой изображены предметы. Инструкция следующая: «Посмотри на карточку. Здесь нарисованы четыре предмета. Три из них подходят друг другу, а четвертый - лишний. Какой предмет лишний и почему?»

Для оценки уровня речевого развития можно использовать методику «Времена года» . Ребенку показывают рисунки и просят, внимательно посмотрев, сказать, какое время года изображено на каждом из них (из пособия С.Д. Забрамной и О.В. Боровик). Ребенок должен назвать соответствующее время года и объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

Если ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 3-4 признака, подтверждающих его мнение, то это говорит о высоком уровне развития речи. Если правильно определил времена года на всех картинках, указав при этом 1-2 признака, подтверждающих его мнение, то это свидетельствует о среднем уровне . Низкий уровень наблюдается, когда ребенок правильно определил времена года только на 1-2 картинках из четырех и указал только один признак в подтверждение своего мнения. Если ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака, то можно сделать вывод об очень низком уровне развития речи.

Диагностическое обследование по шкале умственного развития

А. Бине - Т. Симона

Диагностика детей 4-5 лет

Для начала ребенку предлагается выполнить задания, отмеченные в колонках 3-12. Также с помощью условных обозначений в таблице фиксируются результаты, после чего проводится диагностика познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления и речи.

Особенности внимания исследуются с помощью игр «Найди одинаковые стаканчики» и «Что изменилось?» Например, перед ребенком выставляют четыре цветных пластмассовых стаканчика (или игрушки), два из которых совпадают по цвету, размеру и форме, и предлагают найти одинаковые предметы. Затем эти же предметы ставят в ряд и просят ребенка запомнить их расположение. После чего местоположение стаканчиков меняют и задают вопрос «Что изменилось?».

Можно использовать методики «Нахождение различий в парных картинках», «Корректурные пробы» (сейчас можно найти в Интернете много интересных вариантов корректурных проб для детей дошкольного возраста).

При изучении особенностей восприятия используется игровое задание «Сложи картинку» с использованием разрезных картинок из трех-четырех частей (материал из пособия С.Д. Забрамной и О.В. Боровик).

Восприятие цвета исследуется в ходе игры «Разложи кружочки по коробочкам ». Инструкция: ребенку предлагается набор кружочков диаметром примерно 3 см основных цветов (по два на каждый цвет) и коробочек соответствующего цвета. Задача ребенка - разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом. Важно, чтобы в процессе игры взрослый не называл цвет кружочков.

Восприятие формы проверяется с помощью игры -

Диагностику восприятия величины удобно проводить в ходе игры «Расставь матрешек по росту»

Оценка слухового восприятия осуществляется с помощью. пробы «Понимания текста» . Педагог-психолог зачитывает ребенку предложение: «Витя умылся, сделал зарядку, позавтракал, взял игрушечную машину и пошел в детский сад», - а затем спрашивает о порядке действий Вити.

При исследовании слуховой памяти используют вариант ме тодики «10 слов», предъявляя ребенку восемь слов.

Уровень развития зрительной памяти определяется с помощью предметных картинок (вариант с геометрическими фигурами).

Для диагностики мышления используется вариант методики «Классификация по заданному принципу». Педагог-психолог раскладывает набор картинок, на половине из которых изображено несколько предметов, на других - всего один. Задача ребенка - разложить картинки в две стопки, исходя из количества изображенных предметов.

Оценить уровень речевого развития и процессов мышления позволяет методика «Дополнение фраз». Инструкция педагога-психолога следующая: «Давай сочиним рассказ. Я буду начинать, а ты заканчивать мои фразы. Итак, девочка взяла кубик и...» Затем последовательно предъявляются другие предложения:

«Мальчик весело смеялся, потому что...»,

«Если пойдет дождь, то...» и т. д.

Диагностическое обследование по шкале умственного развития

А. Бине - Т. Симона

Диагностика детей 5-6 лет

Ребенку предлагается для начала выполнить задания, отображенные в колонках 3-8. В задании на сравнение предлагается сравнить детей группы с этической и моральной точек зрения (Кто самый аккуратный в группе? Почему? Кто самый добрый? Почему? И т. п.).

Для диагностики внимания используется игровое задание «Сравни картинки» Перед ребенком кладут две картинки, отличающиеся незначительными деталями, и дают инструкцию «Внимательно рассмотри картинки, сравни их и найди отличия»

Диагностика особенностей восприятия начинается с восприятия цвета , которое исследуется в ходе игры «Разложи кружочки по коробочкам» (усложненный вариант). Перед ребенком расставляют коробочки, окрашенные в основные и оттеночные цвета (красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, черный, белый, серый, розовый, голубой, фиолетовый, оранжевый, салатовый, бежевый), и раскладывают набор разноцветных кружочков, соответствующих коробочкам. Педагог-психолог предлагает ребенку разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом.

Восприятие формы проверяется с помощью классификации «Разложи геометрические фигуры» Ребенку дают табличку, в ячейках которой изображены различные геометрические фигуры одного определенного цвета и одинаковой величины: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Затем перед ребенком раскладывают набор геометрических фигур (того же цвета и величины, что в табличке) и предлагают разложить фигуры в ячейки таблички в соответствии с их формой.

Диагностика восприятия величины проводится с помощью задания «Разложи полоски» . Перед ребенком раскладываются 5-7 полосок одного цвета, но отличающихся друг от друга по длине на 2 см. Педагог-психолог предлагает разложить их слева направо сначала по убыванию, а затем по возрастанию.

Оценка слухового восприятия осуществляется с помощью пробы «Понимание текста». Ребенку предлагают послушать небольшой текст, состоящий из нескольких предложений, например: «Таня встала утром, умылась, почистила зубы, сделала зарядку, оделась, позавтракала, взяла альбом и краски и пошла в детский сад. Днем в детском саду Таня играла, рисовала, гуляла, обедала. Вечером за Таней пришла мама, и они пошли домой. Дома Таня поужинала и легла спать». После прочтения текста педагог-психолог спрашивает о том, что делала Таня в разное время суток.

Для исследования слуховой памяти используется методика «Десять слов»

Педагог-психолог дает следующую инструкцию: «Я буду говорить слова, а ты их внимательно слушай и старайся запомнить. Когда я закончу, ты повторишь слова, которые запомнил, в любом порядке. Слушай: часы, утюг, слон, кошка, пятно, солома, яблоко, лото, солнце, дорога». При повторном предъявлении дается следующая установка: «Сейчас я проговорю те же слова еще раз. Ты снова повторишь их за мной, причем будешь говорить и те слова, которые назвал в прошлый раз, и новые, которые запомнишь». При третьем и четвертом предъявлениях звучит инструкция: «Слушай еще раз». При пятом, последнем предъявлении: «Сейчас я проговорю слова в последний раз, а ты постарайся запомнить и повторить как можно больше слов». На обследование слуховой памяти отводится 5-7 минут. Хорошим результатом является повторение ребенком 5-6 слов после первого предъявления и 8-10 слов после пятого предъявления.

Уровень развития зрительной памяти определяется с помощью «Вариативной методики» Л.А. Ясюковой. Ребенку предлагается взглянуть на табличку с изображением различных предметов, цифр, букв, геометрических фигур, знакомых обследуемому. Педагог-психолог дает инструкцию: «Здесь нарисованы картинки. Посмотри и запомни. Потом ты мне назовешь всё, что запомнил, в любом порядке». Время предъявления 20-30 секунд, затем табличка убирается, и ребенка просят назвать те картинки, которые он запомнил. Когда ребенок замолчит, нужно сказать ему: «Попробуй представить мысленно картинку, может быть, ты еще что-нибудь увидишь». За одинаковые по смыслу слова в назывании картинок дается 1 балл (например, корабль или яхта, или лодка). За неполные или ошибочные ответы - 0,5 балла. Хорошим результатом будет называние более 7 картинок.

Для исследования умственной работоспособности детей можно использовать тест Тулуз - Пьерона (модификация Л.А. Ясюковой для детей дошкольного возраста).

Оценить уровень речевого развития и процессов мышления позволяет методика «Последовательность событий» А.Н. Бернштейна . Подготавливается серия из 3-5 картинок, отражающих обычные ситуации из жизни детей (можно взять сюжетные картинки из детских книжек В. Сутеева). Все рисунки на один сюжет, выполненные на отдельных карточках, предъявляются ребенку одновременно. Педагог-психолог объясняет, что на картинках изображено какое-то событие, и предлагает разложить картинки по порядку так, чтобы было видно, где начало, где конец, и придумать по ним рассказ.

Для получения целостной картины можно использовать методики, исследующие эмоционально-волевую и личностную сферы , например: «Тест тревожности» (авторы - Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), «Детский апперцептивный тест», методику «Крокодилы» Н. Акимовой и Л. Лебедевой, тест «Рисунок человека» (авторы - К. Маховер, Ф. Гудинаф), методику «Несуществующее животное» и другие.

Вторичная диагностика готовности к школе

Для обследования используются следующие методики:

  • методика психолого-педагогической оценки готовности ребенка к началу школьного обучения, включающая субтесты «Продолжи узор», «Сосчитай и сравни», «Слова», «Шифровка», «Рисунок человека» Н. и М. Семаго;
  • тест социальной информированности;
  • методика «Выделение четвертого лишнего», «Классификация», «Последовательность событий»;
  • диагностика зрительной и слуховой памяти («Вариативная методика» Л.А. Ясюковой и «10 слов»);
  • диагностика учебной мотивации «ДУМ-1» Н.Н. Мельниковой и Д.М. Полева.

После анализа результатов итоговой диагностики детей подготовительных к школе групп, составляется аналитическая справка. С результатами знакомятся воспитатели и родители детей «группы риска», даются рекомендации по преодолению имеющихся трудностей.