Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Детская дружба и проблемы общения со сверстниками. Пять главных школьных проблем, и как помочь ребенку с ними справиться У ребенка проблемы в школе

Если у вашего ребенка проблемы в школе

Проблемы ребенка в школе, их характеристика. Способы решения имеющихся проблем.

Ваш ребенок уже ходит в школу. За первыми впечатлениями, оценками и радостями, неизменно приходит время первых трудностей. Определенные сложности появляются у детей уже на начальном этапе обучения. В этой статье мы поговорим о проблемах, возникающих у детей в школе, и о методах их решений.

Школьные проблемы у ребенка могут иметь различный характер: трудности в обучении, нежелание посещать школу и пр. Многие родители допускают огромную ошибку, не распознавая эти проблемы в самом начале, из-за собственной занятости или невнимательности. В результате, из «зародыша» проблема перестает в нечто большее.

Проблемы, связанные с регуляцией поведения ребенка
Неусидчивый, излишне активный ребенок, своим поведением мешает не только учителю и одноклассникам, но и самому себе. В силу определенных особенностей, ребенок не может усидеть на месте, он с трудом воспринимает все, что говорит учитель, вскакивает со своего места, перебивает других детей. Ему сложно заниматься однообразной монотонной деятельностью. Конечно, в первое время он будет старательно, как и все дети, выводить в тетради палочки и кружочки, однако, очень быстро ему это занятие надоест, и он потеряет интерес к происходящему на уроке.

Медлительный ребенок не может успеть за темпом учителя и одноклассников. Когда дети уже заканчивают выполнение задания, медлительный ученик к нему только приступает.

В обоих случаях нарушается качество усвоения учебного материала, наносится ущерб ученической трудоспособности.

Проблема социальной адаптации в школе
Ребенок не может влиться в коллектив, не может найти общий язык с одноклассниками, оставаясь всячески отвергнутым. Дома ребенок жалуется на детей, рассказывая о том, что его обижают в школе, смеются над ним и пр. Кроме того, он может жаловаться и на педагога: не поставил отметку, не спросил на уроке. Зачастую такие дети становятся изгоями среди одноклассников. Они не умеют согласовывать свои потребности с потребностями окружающих. Такому ребенку сложно о чем-либо договариваться, он не видит собственные социальные рамки, переступая через границу других, он не может в нужный момент остановиться. Все это, в свою очередь, вызывает насмешки у других учеников. В результате появляются обиды, взаимоотношения в классе нарушаются. Ребенок не реагирует на просьбы, он замыкается на своих эмоциях и мыслях, не концентрируя внимания на обучении и словах учителя, что, несомненно, сказывается на его успеваемости.

Обострение хронических заболеваний как проблема адаптации в школе
Новый ритм жизни и распорядок дня, изменение социального статуса, новый коллектив и обязанности – все это может стать первоисточником стресса для ребенка, который, в свою очередь, ослабляет иммунитет и повышает риск обострений имеющихся заболеваний.

Проблема готовности к школе
Многие мамы и папы спешат побыстрее отдать своего ребенка в школу. Не задумываясь о том, а готов ли он к обучению с психологической точки зрения. К сожалению, не все дети школьного возраста успевают «созреть» к началу обучения.

Что делать, если у вашего ребенка есть проблемы в школе?
Не затягивайте с решением существующих проблем. Не доверяйтесь самообману, полагаясь на то, что пройдет время и ребенок сумеет ко всему привыкнуть, и проблемы пройдут сами собой. Этого не произойдет. Из-за нерешенных проблем, ребенок начнет больше отставать от учебной программы, у него окончательно испортятся взаимоотношения с одноклассниками и учителем.

В первую очередь, обратитесь к педагогу. Спросите, какие, на его взгляд, трудности имеются у вашего ребенка, и как можно выйти из положения.

В основе большинства проблем лежат определенные сложности со здоровьем. В этом случае вам следует обратиться за консультацией к специалисту (педиатр, невролог).

Статья для тех, у кого есть бабушка: и как поздравить.

Беседа с опытным психологом поможет выяснить корень всех имеющихся проблем и подобрать эффективные способы их решения.

Нелишней будет и коррекция рациона питания. Задумайтесь, достаточно ли витаминов и полезных питательных веществ получает ваш ребенок с пищей. Исключите из рациона газировку и фаст-фуд. Для ребенка огромное значение имеют овощные и фруктовые блюда.

И напоследок хочется сказать пару слов. Дорогие родители, не ищите проблем, не имея для этого оснований. Если вас настораживают школьные проблемы вашего ребенка, однако учитель не видит этого, задумайтесь. Может быть, вы передаете своему ребенку личный негативный опыт, связанный со школой? Или, напротив, ждете от него таких же успехов в учебной деятельности, какие были у вас? Ребенку итак нелегко, не нагружайте его собственными проекциями. Со временем он обязательно раскроет свои способности, наберитесь терпения, и, может быть, в ближайшем времени ребенок вас приятно удивит.

И хоть первый месяц пролетел достаточно быстро, он был наполнен множеством различных событий и эмоций — первые впечатления, первые оценки, первые радости, а вместе с ними первые трудности и проблемы. Уже на первом этапе обучения вашего ребенка в школе обозначились некоторые сложности, решать которые вам не приходилось прежде.

Сайт для мам решил помочь родителям и рассказать о тех проблемах, с которыми сталкиваются школьники, их родители и учителя на начальном этапе обучения. Как говорится, предупрежден — значит вооружен. Поэтому сегодня мы рассказываем о и о способах их решений.

Проблемы ребенка в школе могут быть разного характера, начиная от трудностей в учебе, заканчивая полным нежеланием идти в школу. Ошибкой многих родителей является то, что они не могут (по незнанию или невнимательности ) распознать ростки этих проблем в самом начале, позволяя им перерасти в нечто большее.

Дабы помочь родителям в этом вопросе и подготовить их к возможным трудностям, мы решили рассказать о самых распространенных проблемах, разбив их на несколько групп.

Сложности, связанные с регуляцией деятельности ребенка:

  • Ребенок неусидчив , обладает повышенной активностью. Этим он мешает не только самому себе, но и учителю и другим ученикам. Такие дети, в силу своих особенностей, не могут усидеть спокойно на одном месте, им тяжело слушать учителя, они вечно его перебивают, вскакивают с места, отвечают на заданный вопрос, не дождавшись разрешения.
  • Ребенку трудно выполнять однотипную и монотонную работу . Да, он будет стараться и тщательно вырисовывать палочки, кружочки, галочки, закорючки, но уже через пару минут это занятие надоест ему и он потеряет интерес. И вот уже палочки строятся в не очень ровный ряд, а каждая новая закорючка хуже предыдущей.
  • Медлительный ребенок . Он не успевает за темпом учителя и всего класса. В тот момент, когда многие детки уже заканчивают выполнять задание, он только к нему приступает или едва переваливает за середину.

Во всех вышеозначенных случаях несет ущерб трудоспособность ребенка. Как результат, страдает качество усвоения материала.

Эмоциональные и поведенческие проблемы или проблемы адаптации ребенка к школе:

  • Ребенку сложно влиться в коллектив , он не может наладить отношения с другими ребятами, его отвергают. Придя домой, малыш начинает жаловаться на других ребят: рассказывает о том, кто его обидели, как обозвали, посмеялись и т.д. Может он жаловаться и на учителя: не спросил, не поставил оценку. Такой ребенок рискует в итоге стать изгоем в своем классе. У него могут возникнуть трудности с согласованием потребностей своих с потребностями других детей. Ему сложно договариваться, он плохо понимает социальные рамки и нарушает границы других, не может вовремя останавливаться.
  • У ребенка не сформированы навыки самообслуживания : он не может одеться, зашнуровать ботинки, завязать шарф. А это не может не вызывать насмешки со стороны других учеников, более самостоятельных и умелых. В результате возникают обиды, нарушаются взаимоотношения в классе.
  • Ребенок не слышит просьбу . Он настолько погружен в собственные мысли и эмоции, что совсем не концентрирует внимание на учителе. А это мешает последнему завоевать должный авторитет и уважение. Отсюда – проблема.
  • Обострение имеющихся хронических заболеваний у ребенка , как следствие трудностей адаптации в школе. Изменение статуса, новый режим и распорядок дня, необходимость вливания в новый коллектив, непривычные нагрузки и обязанности, могут стать для ребенка источником стресса, который, как мы знаем, ослабляет иммунитет и провоцирует все обострения.

Проблема готовности ребенка к школе

  • Психологическая неготовность . Некоторые родители стремятся пораньше отдать своего ребенка в школу. Они не учитывают такой аспект, как психологическая . А ведь не все дети школьного возраста на самом деле «созрели» — ребенок может быть развит не погодам, а может и, наоборот, своими интересами и поведением он больше похож на детсадовского малыша, но никак не на готового школьника.
  • Волевая незрелость ребенка . Он знает назубок имена все мультяшных героев и декламирует наизусть текст любимого рекламного ролика, но никак не может запомнить поочередность цифр и название геометрических фигур. А уж если и выучит стишок, то только про «мишу косолапого » или «серого зайку ». Такие вот выборочные проблемы с памятью (запоминает только то, что ему хочется ) говорят о волевой незрелости ребенка. А ведь в школе нужно учить все подряд.

Проблемы ребенка в школе. Способы решения

Если вы обнаружили у своего ребенка какие-либо из вышеперечисленных трудностей, не затягивайте с их решением . Не нужно предаваться самообману, утешая себя мыслью, что ребенок привыкнет, и эти проблемы уйдут сами по себе. Затягивание только усугубит и обострит ситуацию, ребенок начнет отставать по программе, окончательно испортятся его отношения с одноклассниками.

Мы предлагаем вам побеседовать с учителем . Выясните у него, какие, по его мнению, имеются трудности у вашего ребенка, обсудите возможные пути решения этих проблем.

В основе многих трудностей могут лежать проблемы со здоровьем . В таких случаях мы рекомендуем вам обратиться за консультацией к специалистам (педиатр, невропатолог ). Возможно, поможет ситуации коррекция режима питания. Посмотрите, что кушает ваш ребенок — наверняка в его рационе мало витаминов, овощей и фруктов, мало полезного белка. Исключите газировку, чипсы и прочий фаст-фуд. Овощные и фруктовые блюда — то, что надо, чтобы поддержать здоровье школьника!

Для копирования этой статьи Вам не нужно получать особое разрешение,
однако активная , не закрытая от поисковиков ссылка на наш сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Пожалуйста, соблюдайте наши авторские права .
Копирование статьи без указания автора и ссылки на сайт будет расцениваться как нарушение наших авторских прав.

Чтобы ребенок не грубил учителям, постойте с ним в очереди, чтобы сам делал уроки, прикидывайтесь тугодумом, а тем, кому сложно найти друзей, устраивайте вечера комедий

СЛОЖНО ВЛИТЬСЯ В КОЛЛЕКТИВ

Школьнику может быть сложно влиться в коллектив из-за внешних отличий, низкой самооценки, неразвитых социальных навыков, несамостоятельности и т.д. Поговорите с ребенком: почему, по его мнению, у него не складываются отношения в классе. Обратите внимание и на то, как вы сами обращаетесь с ним. Если «тюкаете» ребенка, делаете замечания, не уважаете его мнение, перебиваете, ничего не доверяете, то понятно, почему у него ничего не получается и в классе. Немедленно меняйте поведение.

Также помогите ребенку увидеть его сильные стороны, изюминку, благодаря которой он может выделиться на фоне других. Например, если школьник хорошо рисует, фотографирует, лепит или говорит по-английски — пусть продемонстрирует свои умения одноклассникам. Но перед этим узнайте, чем дышит класс ребенка: какие книжки читают, какую музыку слушают, как развлекаются. Возможно, школьник не может влиться в коллектив, потому что у него мало общего с ним — от стиля одежды до увлечений. Пусть ваш ребенок станет таким, как все, в хорошем смысле слова. Например, если в классе принято приглашать одноклассников на дни рождения, то пусть тоже так делает. Еще совет: развивайте в ребенке чувство юмора. Юмор не только помогает привлечь к себе внимание, но и сглаживает конфликты. Чтобы развить его, смотрите вместе комедии, придумывайте шутки.

НЕ МОЖЕТ САМ ДЕЛАТЬ УРОКИ

Причин, почему ребенок не может сам делать уроки, несколько. Например, он может быть недостаточно уверен в себе. В таком случае необходима работа с его самооценкой: поощряйте его и хвалите за успехи вне зависимости от их значимости. Также договоритесь с ним о системе поощрений-наказаний — пусть ребенок участвует в их выборе, так он будет ощущать себя частью процесса и ответственным за него. Еще идите с ним на компромиссы: договоритесь делать вместе уроки не каждый день, а например, три дня из пяти. Позанимавшись так неделю, похвалите за то, как он прекрасно справлялся в самостоятельные два дня. Затем сократите количество дней, когда вы делаете уроки вместе.

Не делают сами уроки еще и дети, которых родители слишком опекали: они с детства все делали за ребенка, и он привык, что и дальше так будет. Нужно развивать у него самостоятельность. Например, родители должны научиться не давать сразу готовый ответ, когда школьник просит о помощи в уроках: спросите, что конкретно ему непонятно, или просите несколько раз прочесть задание вслух, якобы потому, что вы не уловили суть. Так ребенок будет стремиться понять задание самостоятельно, чтобы объяснить его вам. Еще детям может просто не хватать внимания родителей, и они используют уроки как возможность побыть с ними. Поэтому проводите больше времени с ребенком.

НЕТ АМБИЦИЙ И ЖАЖДЫ ЗНАНИЙ

Может быть, ребенку не нужны пятерки, потому что он и без них уверен в себе и своих знаниях. В этом случае объясните, что школьные отметки — это не только оценка его знаний, но и показатель его успешности для других людей и они понадобятся ему, например для того, чтобы перейти в лучшую школу или поступить в вуз.

Возможен менее оптимистичный вариант: столкнувшись с негативом со стороны родителей за плохую отметку, ребенок потерял веру в свои способности и как следствие лишился желания проявлять себя в учебе. Возможно, вы слишком требовательны к чаду и ориентированы только на лучший результат. Если это так, то снижайте планку своих ожиданий, ограничьте контроль над учебой ребенка, чтобы он расслабился, поощряйте его стремления, даже если они не увенчались успехом, и замечайте его достижения в других сферах. Это поможет сместить фокус важности со школьных оценок, ребенок станет увереннее.

Еще убивают тягу к пятеркам неудачи: например, ребенок изо всех сил старается получить высшую отметку, но почему-то не может. В таком случае нужно его ободрить и немного ослабить авторитет школы, показав, что это не последняя инстанция в оценке его знаний. Например, родители могут завести так называемый альтернативный дневник школьника, ставя свои оценки за сочинения или домашние задания.

ПЛОХИЕ ОТНОШЕНИЯ С УЧИТЕЛЕМ

Если начались проблемы с учителем — надо говорить и с ребенком, и с учителем. Возможно, ее не устраивает поведение ученика, например, он постоянно выкрикивает (тогда попросите его так не делать), или он — единственный, кто отстает в предмете (тогда прямая дорога к репетитору). В свою очередь ученика может не устраивать, что его, например, критикуют при всех (попросите учителя сдерживаться). Конечно, если ситуация становится все критичнее, например, вы замечаете травлю со стороны учителя, то нужно показать ребенку, что вы на его стороне, и обратиться к директору школы.

Если неприязнь в виде хамства, неуважения изначально исходит только от ребенка, то объясните ему, что учитель — такой же человек, как мама, папа или его друзья, ему тоже не нравится неуважительное отношение. Научите ребенка терпимости и толерантности. Например, проведите так называемую 15-минутку критики, придираясь к ребенку по любому поводу (не так взял вилку, не так сел и т.д.). Спросите, приятно ли ему, когда с ним так обращаются. Так он сможет почувствовать себя в шкуре учителя. Еще вариант: стойте в очередях. Видя нетерпение и раздражение ребенка, спокойно (!) объясняйте ему, что рядом стоят такие же люди, как и он, и что, когда ничего не изменить, нужно просто смириться с обстоятельствами (в ситуации школьника — с тем, что ему не нравится учительница).

ОБЗЫВАЮТ ДЕТИ В ШКОЛЕ

Не бросайтесь наказывать обидчиков ребенка — это зачастую приводит к тому, что к обидным фразам в его адрес добавляется еще и «ябеда». Также не приходите встречать ребенка после школы (если он не младшеклассник), не одергивайте при других, чтобы не складывалось впечатление о нем, как о слабаке. Пусть с вашей помощью, но без непосредственного участия, он научится отстаивать себя. Для начала объясните ребенку, что лучшей реакцией на дразнилки будет равнодушие: нет смысла дразнить человека, которого не задевают обидные слова. Так, если дразнят за длинный нос, то ребенок может ответить: «Да, он у меня такой, и что?». Если же дразнилки касаются того во внешности, что можно изменить, то нужно это сделать. Например, если дразнят за полноту, то стоит задуматься о том, чтобы изменить рацион ребенка, приучить к спорту. Впрочем, иногда нужен радикальный выход: жесткая фраза в ответ обидчику или эффектный боевой прием.

СВЯЗАЛСЯ С ПЛОХОЙ КОМПАНИЕЙ

Если школьник поддался плохому влиянию, то ни в коем случае не надо сразу запрещать общаться с этими людьми. Единственное, чего вы добьетесь запретом: он просто не будет ничего вам рассказывать. Будьте умнее — пригласите этих детей к себе домой. Такой поступок вызовет доверие у ребенка, плюс вы, посмотрев на друзей чада, сможете выяснить, что именно в них так привлекает его. Вы сможете понять, как дать ребенку то, чего ему не хватает вне его компании. Например, если школьник сдружился с теми, кто бесцельно бродит по улицам, то, возможно, ему не хватает признания своей взрослости от родителей (поэтому чаще спрашивайте его мнение, дайте больше свободы выбора). А если ваша скромная дочь, например, сдружилась с хулиганкой, то, возможно, она хочет избавиться от излишней скромности (предложите ей пойти в театральный кружок или на развивающий тренинг). В итоге школьник, получив то, чего ему не хватает, просто поменяет компанию.

БОИТСЯ ВЫХОДИТЬ К ДОСКЕ

Фото vseodetyah.com

​Школьник может бояться отвечать у доски, потому что его пугает учительница, например своей строгостью. Поэтому дома предложите ему нарисовать ее в каком-то смешном образе, например со смешной прической — смех поможет расслабиться. Еще одна причина страхов — школьнику не хватает уверенности в себе. Выходов несколько. Попросите учительницу спрашивать вашего ребенка после уроков или в письменной форме. А параллельно развивайте в нем навыки публичных выступлений: устраивайте домашние театральные постановки и репетируйте с ним ответы у доски.

Наши эксперты: Наталья Дмитришена, детский и семейный психолог, руководитель психологической студии; Мария Аракелова, детский психолог, гештальт-терапевт; Ирина Колесник, детский и семейный психолог

ОПЫТ ЧИТАТЕЛЕЙ

  • Елена Ребикова, мама троих детей:

Моя дочь, 4-классница Варя, не хотела самостоятельно делать уроки и ленилась при этом. Она учится в школе полного дня, где после занятий ученики делают домашнее задание. Но Варя мало что делала, ждала меня, и в итоге мы сидели с уроками допоздна. Я начала забирать ее раньше из школы, но это не помогло: дома дочка, пользуясь моей мягкостью, искала любой повод, чтобы отложить уроки. В итоге я решила показать, к чему приведет такое ее поведение: например, я отказывалась гулять с ней по вечерам, отпускать к подружкам, пока уроки не сделаны, в общем, перестала идти на уступки. Сначала Варя обижалась, но потом поняла меня. Мы с ней договорились, что часть уроков она будет делать в школе, часть — дома. Со временем ей самой уже не хотелось нести что-то домой и она стала стараться все выполнять в школе.

  • Татьяна Урда, мама двоих детей:

Не все школьные друзья, с которыми общался мой сын-подросток, мне нравились. Но я, несмотря на это, никогда не запрещала общаться с ними — сын считает (и я его в этом поддерживаю), что он имеет право самостоятельно выбирать друзей. Поэтому я давала ему свободу и вместо того, чтобы осуждать друзей, вместе с сыном анализировала их поступки (не всегда красивые даже по отношению к нему самому), обращала внимание на показательные детали в их поведении — в общем, давала ему почву для размышлений. Со временем сын сам убедился, что такие товарищи ему не нужны, и нашел себе других. С помощью доверительных разговоров я боролась и с его несдержанностью, например по отношению к учителям. Однажды он сильно нагрубил одной из них. И поскольку для него важно, чтобы его воспринимали как равного, я объяснила ему, что взрослые люди так не поступают — они терпимо относятся к недостаткам других. Это помогло.

Здравствуйте, дорогие гости нашего блога! Сегодня достаточно тревожная тема нашей публикации: «Если у ребенка проблемы с одноклассниками». Расскажем почему возникают такие проблемы. По каким признакам можно определить, что у ребенка не все в порядке в школе, не смотря на неплохую успеваемость. Узнаете пути решения этой проблемы. Подробности в статье.

Признаки того, что у ребенка проблемы с одноклассниками

Школьная пора – прекрасная пора. Хотя дети, которые по каким-либо причинам стали объектом насмешек и неприятия сред сверстников в школе так не считают. Стать изгоем, к сожалению, может практически каждый ребенок.

В школьном возрасте дети не всегда делятся с родителями своими проблемами. Кто-то стесняется, кто-то стыдится, а кто-то может бояться признаться самым близким людям в том, что его не принимают одногодки в свою компанию. Если в доверительной беседе этот факт не всплывает наружу, родителям очень важно обратить внимание на поведение, настроение и общее эмоциональное состояние ребенка после посещения школы. Вот основные симптомы, которые могут натолкнуть на мысль, что что-то не так.

Если присутствует хоть один из вышеперечисленных признаков и есть какие-то сомнения по этому поводу, не стоит лишний раз давить на ребенка своим авторитетом, запугивать его или, еще хуже, наказывать. Важно плавно и постепенно подвести дочку или сына к этому разговору.

Почему могут появиться у ребенка проблемы в школе с одноклассниками

После того, как проблема стала явной, и ее признали, нужно как можно точнее и быстрее понять причину. Для этого необязательно сразу же бежать в школу, разговаривать с учителями, а тем более с обидчиками. Иногда это может только повредить вашему ребенку. Для начала можно попытаться вместе со школьником разобраться в этой ситуации, проговорить все возможные варианты.

Зачастую основная причина – это непохожесть ребенка на остальных. И имеется в виду не только внешние особенности, но так же и интересы, взгляды, поведение. Даже если ребенок общительный, активный и смелый, всё равно он может выделяться на фоне других детей, и это будет давать им повод для насмешек.

Если ребенок изначально в коллективе ведет себя обособленно, считает, что ему нет равных, требует к себе особого отношения со стороны и одноклассников и учителей, то это может настроить всех против него. Такие дети сами провоцируют конфликты, ставят себя выше других. Но при этом дома, они страдают в душе от такого положения вещей и искренне не понимают, что сами виноваты.

Еще одной причиной может, как это ни странно, стать зависть и ревность. Если у вашего ребенка есть какие-либо уникальные таланты, ему очень легко дается учеба, у него всего в избытке и как говориться «дом – полная чаша», то рано или поздно с вероятностью 50% это станет некой стеной между ним и его сверстниками. У детей школьного возраста свои понятия о справедливости, и не всегда эти взгляды выражаются мирным путем.

Масштаб проблемы и пути решения

После выяснения причины родителям стоит понять, если повод паниковать или можно разобраться своими силами. Проявлением детской изоляции могут быть как простое игнорирование ребенка, так и агрессивное проявления непонимания. В первом случае важно разговаривать именно со своим ребенком в первую очередь. Ведь поддержка, понимание, доверительные отношения в семье повышают ребенку самооценку, он чувствует себя защищенным и не одиноким. А значит, в школе он будет уже более уверенным и эмоционально стабильным. Это всегда рано или поздно вызовет уважение со стороны друзей и всё наладится.

В случае, если над ребенком насмехаются и дразнят, можно посоветовать ему попробовать сменить свою реакцию на такие шутки. Ведь те, кто такое делает, ждут и осознанно пытаются вызвать злость, обиду, слезы. А если, например, хоть раз ребенок отреагирует нестандартно, всё может поменяться кардинальным образом. Можно хоть раз постараться перевести все в шутку и посмотреть результат. В любом случае обидчики в следующий раз подумают, прежде чем очередной раз задеть.

Но! Если ребенок столкнулся с неприкрытым унижением, агрессией или же с физическим насилием или избиением, нужно действовать радикально. Это может быть родительское собрание и разговором в «открытую» со всеми родителями обидчиков. В особых случаях следует подумать о переводе в другую школу. Для таких детей, жертв существует анонимная линия доверия, куда они могут позвонить и выговориться. Также иногда необходимо посещение психотерапевта.

В любом случае, нельзя думать, что это не такая серьезная проблема. Ведь для детей очень важно знать, что родители от них не отмахнутся, не проигнорируют, защитят и примут и будут любить любыми, какими бы они не были.

Мы рассказали, что нужно делать если у ребенка проблемы с одноклассниками. Рекомендуем также обязательно прочитать статью « ». Первый учебный год в школе – непростой период для детей и родителей, происходит адаптация ребенка первоклассника к школе . Ребенок поднимается на другую социальную ступень , меняет привычную среду и сталкивается с возрастным кризисом . Адаптируясь к школе , первоклассник приспосабливается к другим условиям . Каждый из них справляется с этим по -разному . Выделяется два вида адаптации . Подробности в статье!

Малыши проводят в школе большую часть своего активного детства. И если у одних трудности вызывает только «домашка» по математике, то для других школа становится синонимом проблем, плохого настроения и всяческого рода страданий. Причиной испорченного впечатления о первом образовании может стать многое: не сложившиеся отношения с одноклассниками или учителями, плохая успеваемость… Что делать, если вы понимаете, что ваш ребенок столкнулся с проблемами, из-за которых посещение школы превратилось в пытку?

Проблема: ребенок слишком сильно переживает из-за плохих оценок

Ваш сын или дочь приходит из школы в слезах, на вопрос «что случилось?» не отвечает, прячет глаза, отказывается показывать дневник… В результате оказывается, что такое поведение связано с тем, что он схлопотал двойку (или тройку) в школе. И так происходит каждый раз, как учитель ставит оценку ниже «пятерки».

Что делать:
Почти наверняка подобное глубокое расстройство ребенка плохой оценкой тесно связано с ожиданиями, которые вербально или невербально транслируете вы сами. Одни родители прямо говорят «ты должен учиться на одни пятерки», другие намекают - «вот бы у тебя дневник был такой же красивый, как у твоего друга Пети». В обоих случаях ребенок чувствует себя обязанным учиться на «отлично», особенно, если такие завуалированные или не очень фразы проскакивают в вашей речи частенько. А быть отличником получается не у всех и не всегда.

Поэтому первое, что вам нужно сделать, чтобы помочь своему ребенку меньше переживать из-за плохих отметок, - это перестать концентрироваться на них. Хвалите ребенка за его достижения - например, за то, какой красивый у него стал почерк, как быстро он решил задачку по математике, с каким выражением прочитал стихотворение, а не за пятерки. Вы должны транслировать, что хорошие оценки - это здорово, но главное - реальные знания, а еще важнее - интерес к учебе и приложенные усилия. Только для этого вам нужно самой в это поверить.

Проблема: ребенка обижают одноклассники

Печальная реальность такова: почти в каждом современном классе находится свой «изгой». Его обижают, над ним смеются, ему не дают прохода и в прямом, и в переносном смысле. Часто причиной насмешек и издевок одноклассников становится какая-то «особенность» ребенка, которая отличает его от остальных. Слишком высокий, полный, одевается иначе, имеет иной разрез глаз или цвет кожи, учится слишком хорошо или слишком плохо, не ест мясо, - причиной издевательств может стать все, что угодно.

Что делать:
Не вмешиваться «напрямую». Если вы решите «провести беседу» с детьми, которые обижают вашего сына или дочь, вы лишь ухудшите ситуацию. Потому что находиться рядом все время, пока ваше чадо в школе, вы физически не сможете, а как только уйдете - его начнут дразнить еще и потому, что «за него заступается мамочка».

Давать ребенку советы и читать лекции о том, что ему следует сделать в такой ситуации, тоже не эффективно. Потому что советы мы даем из «взрослой» позиции - если бы ребенок обладал нашей уверенностью, знанием и силой, возможно, у него бы и не было никаких проблем.

В этой ситуации вы можете только одно - оказать максимальную поддержку ребенку. Выслушать его, когда он хочет пожаловаться, рассказать, как вы его любите. И попробовать найти для него общество таких же, как он, где его особенность будут ценить, а не отторгать. Если ребенок слишком много болтает и кривляется - отдайте его в театр, если слишком высокий для своего возраста - в секцию баскетбола. Увидев, что он не один такой, ребенок станет меньше стесняться своей «особенности», а вполне вероятно - начнет ей гордиться, и чужие насмешки уже не будут его задевать. А как только орудие не добивает до цели, оно перестает стрелять.

Если же ситуация со временем лишь ухудшается и доходит до рукоприкладства, возможно, вам стоит подумать о том, чтобы перевести ребенка в другую школу. Лишние полчаса дороги или не такой высокий рейтинг по отдельным предметам - не так страшно, как разрушенная психика ребенка.

Проблема: у ребенка нет друзей в школе

Проблемы с отношениями в школе не всегда связаны с тем, что ребенка кто-то обижает – иногда его просто игнорируют. Если одноклассники делают это нарочно, «бороться» стоит теми же способами, что и при активных «наездах», но чаще всего отсутствие друзей у ребенка в школе все же связано с его природной скромностью. Часто с этой проблемой сталкиваются дети, которые перешли в новую школу, где уже сложились свои коллективы и кружки по интересам. И, если для активного и бойкого ребенка влиться в новое окружение - не проблема, то застенчивый будет стоять в сторонке, не решаясь подойти и заговорить с новой компанией.

Что делать:
Для начала убедитесь, что желание иметь друзей принадлежит вашему ребенку, а не вам. Большинство детей испытывают потребность принадлежать к группе, но из любого правила есть исключения - возможно, ваш ребенок – как раз одно из них. Если же ваш маленький школьник очень хочет с кем-то подружиться, но не может, помогите ему - устройте какое-нибудь веселое мероприятие, на которое пригласите других детей.
За стенами школы в ситуации, где им интересно и приятно, дети обычно более расположены к контактам - и будут не против поиграть с вашим сыном или дочерью.

Если организовывать пикники и походы вам некогда, попробуйте позвать в гости родителей кого-то из одноклассников. В конце концов, вам тоже не помешает завести друзей в школьной среде. Попросите своих новых знакомых взять в гости своего ребенка, чтобы вашему было не скучно. И обязательно придумайте какое-нибудь сплачивающее увлекательное занятие, которым дети могут заняться вместе - собрать новый конструктор, построить крепость из подушек, расчесать собаку, что угодно, что они могут делать сообща.

Проблема: перегруженное расписание, ребенок устает и не справляется с нагрузкой

Учителя жалуются, что ваш ребенок спит на уроках. Дома он отказывается не то что помогать по дому - но и играть, потому что слишком устал и хочет отдохнуть. А может, у него и вовсе нет времени на игры, потому что после школы нужно не только сделать уроки, но и сходить на урок верховой езды, а затем позаниматься с преподавателем испанского…

Что делать:
Поумерить свои родительские амбиции - почти всегда, когда ребенок оказывается на грани нервного срыва из-за переутомления, оказывается, что, помимо школы, он посещает еще несколько различных кружков и спортивных секций. Заботиться о всестороннем развитии ребенка - это хорошо и правильно, но ровно до тех пор, пока не страдает его физическое и психологическое здоровье.

Попробуйте отказаться, хотя бы на время, от уроков фортепиано, и не водить своего сына или дочь на занятия к частному преподавателю шахмат три раза в неделю. Понаблюдайте за ребенком: стал ли он более бодрым, веселым, активным? Если нет, возможно, ему нужно больше времени, чтобы прийти в себя. Также не лишним будет проверить, не вызвана ли переутомляемость и нервная истощаемость нехваткой витаминов в организме.

Если, помимо школы, у ребенка нет дополнительных нагрузок, при этом учителя все равно жалуются на его невнимательность, возможно, вам стоит проверить ребенка на синдром дефицита внимания. При СДВГ (так сокращенно называется синдром) в силу неврологических особенностей ребенок с трудом концентрируется на чем-то, не может долго удерживать внимание, что сказывается на успеваемости в школе. Детям с этим синдромом нужна особая помощь в усвоении информации.

Проблема: учительница за что-то недолюбливает ребенка и беспричинно занижает оценки

В идеальном мире учителя должны быть беспристрастны, оценивать истинный уровень знаний ребенка, не обращая внимания на свои личные симпатии и антипатии. Но в реальности, увы, часто происходит совсем наоборот. И учитель выбирает себе «любимчиков» и «мальчиков (девочек) для битья». Причем далеко не всегда в «нелюбимчики» попадают дети, которые славятся плохим поведением или не знают предмет. Просто, например, учительница любит активных ребят, которые всегда тянут руку и стремятся ответить на любой ее вопрос, а тех, кто спокойно отсиживается (возможно, потому что в силу своего темперамента не стремится «лезть вперед») по умолчанию ставит «на ступень ниже».

Что делать:
Для начала попробуйте «разведать обстановку». Поговорите с родителями других детей - а как эта учительница относится к ним? Не жалуются ли на нее? Возможно, у конкретного преподавателя что-то глобально идет не так в жизни, и он «срывается» на детях. В таком случае стоит обратиться к директору и решать проблему административно – менять учителя всему классу.

Если же ваша догадка о том, что учительница недолюбливает конкретно вашего ребенка, подтвердится, попробуйте открыто поговорить с ней. Главное – не начинайте с угроз или негатива. И для вас, и для вашего ребенка будет куда лучше, если вам удастся уладить конфликт мирно. Спросите, что нужно сделать Васе, чтобы его оценки улучшились? Скажите, что чувствуете, что ваш сын «не тянет» ее предмет - что бы она могла посоветовать, чтобы улучшить ситуацию? Расскажите об особенностях своего ребенка - может, поняв, что руку он не тянет не потому, что ничего не знает, а потому, что флегматик по темпераменту, она начнет чаще спрашивать его сама - и удостоверится, что он все знает лучше многих.

Если же несмотря на все ваши беседы, преподаватель не оставит в покое вашего ребенка, используйте этот случай в качестве примера, рассказывая ребенку о том, что в жизни так бывает - даже если мы очень стараемся и делаем все хорошо, другие не всегда это оценивают адекватно. Похвалите ребенка и скажите, что вы уверены, что он знает математику (литературу, английский) лучше многих, и если оценки не будут отражать эти знания - это не его вина.

Вообще, когда ребенок жалуется вам на что-то, что происходит в школе (и не только там), попробуйте слышать не только слова, но и эмоции. Выслушайте все, что хочет сказать вам ваш малыш, и озвучьте чувства, которые, как вам кажется, он испытывает. «Мне кажется, ты очень расстроен» - и замолчите. Ребенок сам даст вам понять, правильно вы «угадали» или нет, а главное - получит «разрешение» высказать все то, что у него накопилось на душе. Такой глубокий эмоциональный контакт - это лучшее, что вы можете дать своему ребенку при наличии проблемы любого характера.

А еще можете почаще напоминать ему, что он замечательный и вы его любите, а школа - это лишь один из этапов долгой-долгой жизни. Бывшие обидчики и вредные учителя останутся в прошлом, и он обязательно встретит тех, кто по достоинству оценит все его замечательные качества.

Фото - фотобанк Лори