Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Содержание литературного образования. Цели и задачи литературного образования. Методические основы определения цели начального этапа литературного образования

Технологии и методики обучения литературе Филология Коллектив авторов --

1.3.3. Компоненты содержания школьного литературного образования

Ключевые слова: научный компонент, эстетический компонент, бытийный компонент, коммуникативный компонент.

Цели и задачи литературного образования, специфика литературы как учебного предмета определяют характер и особенности ее содержания. Обратимся к описанию компонентов содержания школьного курса литературы.

Логика нашего рассуждения опирается на возможности изучения художественного произведения в четырех ракурсах, которые перечислены в главе 1, разделе 1.1. В этом случае содержание литературы как учебного предмета представляет собой неразделимое единство четырех компонентов: научного, эстетического, коммуникативного, бытийного, (или личностного ).

История литературы, теория литературы и литературная критика – научная, или литературоведческая, составляющая – позволяют изучить законы внутренней организации художественного текста, внешней жизни писателя и его произведений в общественно-литературном процессе, а также особенности его восприятия и интерпретации в исторической реальности.

Художественная форма, в которую облечен текст, является воплощением искусства слова и создана по эстетическим законам. В результате изучения художественных особенностей произведения у школьников формируется способность воспринимать литературу как факт искусства, развивается эстетический вкус.

Содержание литературного произведения отражает представление автора о бытии, о мироздании, о человеке и его месте в мире. Так, по мнению М.М. Бахтина, «мир художественного произведения есть мир организованный, упорядоченный и завершенный… вокруг данного человека как его ценностное окружение». Именно поэтому содержание произведения теснейшим образом соприкасается с гуманитарными дисциплинами, рассматривающими различные аспекты существования человека (с историей, философией, этикой, эстетикой, социологией, психологией, психолингвистикой и др.), и расширяет представление о Бытии, о мироздании, способствует самоопределению учащихся в мире ценностей, становлению их мировоззрения.

Бытийный компонент изначально подразумевает обращение к так называемым «бытийным ценностям» (А. Маслоу). В трактовке американского психолога А. Маслоу под этим понятием мыслятся высшие, предельные ценности, которые не могут быть сведены к каким-либо иным – истина, красота, добро, совершенство, простота, цельность и под. Бытийные ценности функционируют подобно потребностям, отсюда А. Маслоу называет их метапотребностями, так как утрата этих ценностей приводит к метапатологическим расстройствам личности – болезням души. В бытийных ценностях заключен жизненный смысл для большинства людей, но многие просто не знают об этом. Одна из задач учителя литературы уже в школе дать о них представление ученикам.

Бытийный компонент условно можно назвать также личностным, поскольку без осмысления этих вопросов невозможно становление личностных качеств человека.

Коммуникативный компонент знакомит учащихся с аспектом взаимосвязей:

Писателя и его современников,

Художественного произведения и мира культуры,

Героев произведений и окружающего мира и т. д.

Кроме того, коммуникативное содержание процесса литературного образования состоит в отношениях, в способах деятельности и познания, в форме взаимодействия его участников.

Неразрывное соединение в одном школьном учебном предмете научных основ истории и теории литературы, литературной критики, лингвистики, риторики, взаимосвязь с различными видами искусства, родственными литературе образным, художественным воплощением творческого мышления автора, а кроме того, присутствие бытийного и коммуникативного компонентов , связанных с общечеловеческим поиском истины, отраженным в философии, религии, этике, поистине уникальны и могут при правильно организованном преподавании создать колоссальные возможности воздействия на учащихся.

Именно поэтому в структуру содержания литературы как учебного предмета должны войти:

1) литературоведческий, или научный, компонент;

2) бытийный, или ценностно-смысловой, компонент;

3) эстетический компонент;

4) коммуникативный, или диалогический, компонент.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Технологии и методики обучения литературе автора Филология Коллектив авторов --

ГЛАВА 1 Литература как учебный предмет в системе школьного филологического образования Литература как школьная учебная дисциплина имеет целый ряд отличительных особенностей, которые определяют ее особое положение среди других школьных предметов и обязательно должны

Из книги автора

1.1. Специфика литературы как учебного предмета в системе школьного филологического образования Ключевые слова: образовательная область «Филология», научный компонент, эстетический компонент, бытийный компонент, коммуникативный компонент. Школьный курс литературы

Из книги автора

1.2. Цели и задачи литературного образования Цели и задачи современного школьного литературного образования определены в Государственном образовательном стандарте, который является нормативной основой для вариативных программ, творчески осмысленных и разработанных

Из книги автора

1.3.1. Документы, регламентирующие содержание литературного образования Ключевые слова: Государственный образовательный стандарт, программы литературного образования, базисный учебный план. Содержание школьного литературного образования на концептуальном уровне

Из книги автора

1.3.2. Программы школьного литературного образования Ключевые слова: принцип концентров, хронологический (линейный) принцип. На основе Государственного образовательного стандарта по литературе и Примерных программ основного и полного общего образования по литературе

Из книги автора

1.4. Этапы школьного литературного образования В соответствии с Государственным образовательным стандартом по литературе в современной общеобразовательной школе определены следующие ступени литературного образования: 1–4 классы – ступень начального общего

Из книги автора

ГЛАВА 3 Процесс школьного литературного образования 3.1. Сущность и компоненты процесса школьного литературного образования Новые понятия: образовательный процесс, процесс литературного образования, компоненты процесса литературного образования, эстетический

Из книги автора

3.1. Сущность и компоненты процесса школьного литературного образования Новые понятия: образовательный процесс, процесс литературного образования, компоненты процесса литературного образования, эстетический компонент, бытийный компонент, коммуникативный

Из книги автора

3.3. Объекты изучения в процессе литературного образования Специфика литературы как учебного предмета определяет характер и особенности ее содержания. Обратимся к описанию объектов изучения в школьном курсе литературы.Обозначенный в предыдущем параграфе объект

Из книги автора

3.4.1. Чтение и его роль в процессе литературного образования КЛЮЧЕВАЯ ЦИТАТА «…Лучшее и вернейшее, что можем извлечь из различных педагогических мнений о преподавании словесности в гимназиях, есть то, что надобно читать писателей. Чтение есть основа теоретическому

Из книги автора

3.4.3. Виды чтения в процессе литературного образования ПОЛЕЗНАЯ ЦИТАТА «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга,

Из книги автора

3.5. Педагогическое общение в процессе литературного образования 3.5.1. Общение как основной механизм взаимодействия в образовательном процессе ПОЛЕЗНАЯ ЦИТАТА «Общение – личный контакт, непосредственное взаимодействие, обмен информацией через устную или письменную

Из книги автора

3.5.2. Диалогическое общение в процессе литературного образования Ключевые понятия: диалог, диалогичность, монологичность, диалогический опыт. ПОЛЕЗНАЯ ЦИТАТА «Диалог есть единственная форма отношения к человеку-личности, сохраняющая его свободу и незавершимость». М.М.

Из книги автора

ГЛАВА 4 Организация процесса литературного образования Ключевые слова: организационная форма обучения, внеклассная работа, классификация уроков, нетрадиционный урок, структура урока, самостоятельная деятельность. ПОЛЕЗНАЯ ЦИТАТА «Организационная форма обучения –

Из книги автора

4.1. Формы организации процесса литературного образования Основными формами организации процесса литературного образования школьников являются: урок; самостоятельная деятельность учащихся; внеклассная работа.Успешное осуществление процесса литературного

Из книги автора

6.2. Метод проектов в процессе школьного литературного образования Среди личностно-ориентированных методов особое место в процессе современного литературного образования школьников принадлежит проектной методике. Методистами как в зарубежной, так и в российской науке

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Начальное литературное образование в системе непрерывного литературного образования школьников

В современных условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, радикальных перемен в области просвещения особую остроту приобретает проблема литературного образования в школе. Известно, что в переломные исторические эпохи родной язык и литература становятся символами национального самосознания. В условиях духовно-нравственного возрождения России усиливается социальная значимость предмета «литература» в формировании духовной культуры русского народа. Главная цель данного предмета можно определить следующим образом - помочь каждому ученику стать образованным, культурным человеком, духовно богатой и нравственной личностью. Сегодня школа получила государственный заказ на образование учащихся, и в «Образовательных стандартах» каждый школьный предмет рассматривается как образовательная область. Это означает, что образование человека не равно обучению, это принципиально иное понятие.

Смысл слова «образование» восходит к корню «образ», и, если рассматривать его как определение процесса, то это формирование своего образа, образа «я». Формирование образа «я» происходит под воздействием неких образцов, которые человек находит в жизни и в Культуре. Литература - это часть Культуры, а, следовательно, изучение литературы, ее текстов, законов развития есть один из путей образования. Человек образующийся преломляет предъявляемые ему извне фрагменты «ставшей» культуры через призму своего «Я», сливает продукты чужого опыта с показаниями собственного, осмысливает их, т.е. наделяет собственными смыслами. При этом он создает новую, до того не существовавшую культуру, которая и может существовать только на грани культур (М.М.Бахтин).

Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности. В соответствии с этим в процессе литературного образование необходимо воспитание читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Рассматривая литературное образование как единство трех компонентов - творчество - сотворчество - умения, мы понимаем, что его результатом является литературное развитие школьника, которое предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере.

Литературное образование есть процесс вхождения ребенка в культуру средствами литературы.

В соответствии со структурой школы и психолого-возрастными особенностями учащихся выделяются следующие этапы (ступени) литературного образования.

Начальные классы (начальная ступень). Учащиеся овладевают основами читательской культуры и прежде всего умением осмысленно, осознанно и выразительно читать. Вся эта работа нацелена на развитие эмоциональной восприимчивости, творческой фантазии, воображения школьников, на пробуждение интереса к литературе. В центр подготовки по чтению и литературе на данной ступени современные методисты ставят формирование читателя. Такая цель обучения выдвигается в программах О.В.Джежелей, Р.Н. и Е.В.Бунеевых, Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской. Другие программы делают акцент на исследовании специфики литературы как вида искусства (программа Л.Е.Стрельцовой и Н.Д.Тамрченко) или на коммуникативных свойствах искусства вообще и литературы в частности (программа В.А.Левина). В системе развивающего обучения Л.В.Занкова провозглашается идея познания широкой картины мира на основе чтения литературных произведений разных видов и типов (З.И.Романовская). Литературоведческий принцип выдвигается как один из ведущих принципов обучения чтению в программе В.Г.Горецкого и Л.Ф.Климановой. Таким образом, литературоведческое знание в той или иной степени обязательно включается в современную систему обучения в начальной школе.

Y-IX классы -следующий этап в литературном образовании школьника. Литература на этом этапе выступает как самостоятельный предмет. Учащиеся постепенно входят в разные художественные системы и осознают их специфику. В соответствии с возрастными интересами и возможностями учащихся формируется список произведений, предназначенных для текстуального изучения, обзорных бесед и самостоятельного чтения. По сравнению с начальными классами возрастает читательский опыт учащихся. В круг их чтения попадают самые разнообразные произведения, более сложные по содержанию, представляющие отечественную и зарубежную литературу разных эпох. Большое внимание уделяется лирике, произведениям героического, романтического, фантастического содержания. При этом формируются понятия о некоторых общих свойствах литературы (образность), о строении художественного произведения (тема, идея, позиция автора, сюжет, композиция). Учащиеся рассматривают литературных героев в развитии, во взаимосвязи характеров и обстоятельств, знакомятся с важнейшими моментами творческой истории произведений, обобщают наблюдения над родожанровыми особенностями литературы.

X-XI классы -следующий этап в литературном образовании школьников. Курс строится на историко-литературной основе. У учащихся появляется потребность в широких обобщениях, в целостном осмыслении жизни и исторических судеб народа и человечества, роли и значении искусства, творческих путей писателя, их вклада в отечественную и мировую культуру. Они достигают такого уровня интеллектуального и нравственного развития, когда возможно и необходимо решение сложных моральных вопросов, формирование оценочных позиций, исторического подхода к явлениям художественной культуры. Углубляется понимание литературы как источника ничем не заменимых эмоционально-эстетических переживаний, оказывающих огромное влияние на личность читателя.

Предметом чтения и изучения становятся вершинные для писателей и литературы произведения разных эпох - от древности до наших дней, обладающие большим воспитательным потенциалом, взятые в единстве с творческим путем писателя и движением литературы. Одновременно с анализом этих произведений учащиеся знакомятся с некоторыми этапами развития литературного языка. Они осваивают ту область теории литературы, которая характеризует общие свойства литературы (образность, единство содержания и формы, общественная роль литературы) и литературный процесс (направление, стиль), обобщают свои знания о личности писателя, о способах выражения авторского сознания.

Таким образом, от ступени к ступени расширяются и усложняются перечень и содержание изучаемых художественных произведений, обогащается круг усваиваемых теоретических знаний, совершенствуются способы освоения художественного текста.

Следовательно, литературное образование младшего школьника включается в единый процесс литературного образования учащихся.

2. Как отмечают ученые, на современном этапе в основе литературного образования в начальной школе должны быть два ведущих принципа: художественно-эстетический и литературоведческий.

Художественно-эстетический принцип должен определять принципы отбора произведений для чтения, вводить школьника в художественные тексты, которые раскрывают перед нами богатства окружающего мира и человеческих отношений. Подобные тексты рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное, ценить его, формируют собственное отношение к окружающей действительности.

Литературоведческий принцип реализуется при анализе художественного произведения. На первый план выдвигается художественный образ как язык искусства и литературы в частности. Этот принцип охватывает все области литературного творчества и жанры.

В связи с этим появляются новые альтернативные программы по литературному чтению. Как показывает методическая наука, знакомство с художественным произведением всегда занимало на уроке ценное место, но в разное время рассматривалось с различных точек зрения. Как и всякое искусство, литература полифункциональна. Познание жизни, эстетическое освоение мира средствами художественной литературы прочно связано с ее воспитательной функцией, с решением мировоззренческих и нравственных вопросов, предполагает активизацию интеллектуальной и эмоционально-эстетической сферы читателя. Все эти аспекты литературного произведения должны иметь место на уроках литературного чтения.

На сегодняшний день меняется отношение к литературоведческим понятиям в процессе литературного образования. Они становятся лишь средством на пути достижения основной цели. К.Д.Ушинский отмечал, что юного читателя «прежде всего, увлекает сама мысль, содержание, явление, факт, а не форма выражения мысли. Нельзя придумать более старческое занятие, как забота об отделке форм. Это роскошь. Желание приходит уже тогда, когда содержания в уме много, когда новое перестает нас сильно занимать. А для ребенка весь мир еще нов и занимателен».

Чтобы вести продуктивную работу с художественным произведением и знать, когда деятельность ребенка-читателя, организуемая учителем, могла бы перейти в разряд самостоятельной, необходимо обратить внимание на сам процесс чтения и особенности его организации в начальной школе.

Восприятию художественного произведения необходимо учить, постепенно открывая тайны словесно-художественного произведения. Образная форма искусства, затрагивая эмоциональную сферу ребенка, производит глубокие изменения в психике ребенка. Художественное произведение, воздействуя на воображение учащихся, вызывает у них сопереживание, активизирует эмоции.

Самым существенным фактором восприятия служит фактор эмоциональности, способности человека к переживаниям. Как отмечала О.И.Никифорова, способность непосредственного образного и эмоционального восприятия художественных произведений не является элементарной и врожденной. Необходимо учить детей этому, а также операциям воображения, способствующим непосредственному и полноценному воссозданию образов литературных произведений.

Ребенку предстоит проделать немалую духовную работу, прежде чем произойдет полноценное восприятие произведения. Ему нужно пройти по всем слоям художественной структуры, через сюжет, фабулу, понять образный строй произведения и подняться к вершине его идейно-художественного смысла. Важно, чтобы читатель, шаг за шагом поднимаясь по ступенькам постижения искусства, постепенно проникал в художественно-образную ткань произведения, погружаясь в многомерный мир, созданный художником. Предметом осмысления ребенка становятся как содержание произведения, так и его форма. В художественном тексте все компоненты содержания и формы органически связаны, их следует не разделять на составляющие элементы, а наблюдать, как они функционируют в целом.

Необходимо приучить ребенка вчитываться, «вглядываться» в художественное слово, чтобы оно раскрыло ему свои тайны. В.С.Асмус говорил о том, что содержание художественного произведения не переходит из книги в голову читателя, как вода, переливающаяся из одного кувшина в другой. Оно воспроизводится, воссоздается самим читателем по ориентирам, данным в самом произведении, по конечным результатам, определяемым умственной, духовной деятельностью читателя. Чтение художественной литературы - процесс творческий, и таким он должен быть в начальной школе для младшего школьника - начинающего читателя. Следовательно, на сегодняшний день уроки литературного чтения должны решать следующие задачи:

Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

Помогать накапливать эстетический опыт слушания произведений художественной словесности, воспитывать художественный вкус;

Формировать потребность в постоянном самостоятельном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству;

Обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

Обеспечивать речевое развитие ребенка.

В современной начальной школе перед учителем стоит задача литературного развития младших школьников. Литературное развитие, как отмечала Н.Д.Молдавская, означает формирование способностей мыслить словесно-художественными образами. Овладение поэтической речью - основное условие успешного развития этой способности, необходимой каждому читающему человеку. Литературное развитие можно определить как процесс развития способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь художественным вкусом, выработанным с первых уроков чтения в школе. Литературное развитие ребенка предполагает воспитание эстетически развитого читателя, способного понимать автора художественного текста и порождать собственное суждение о произведении и отраженных в нем жизненных явлениях, овладение диалогом между читателем и писателем. Такое отношение между читателем, текстом и писателем осваивается в процессе практической литературной деятельности самих школьников, которые работают в различных позициях (Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская).

Перед эстетически развитым читателем стоят две задачи. Первая - увидеть внутренний мир героев «глазами автора». Вторая - выработать свою точку зрения на то, что изображает и выражает автор, согласиться с ним или вступить в спор и увидеть условный мир произведения своими глазами - «глазами читателя». Обе эти задачи разрешимы только через специфический «заочный» диалог между автором и читателем, опосредованный художественным текстом. Согласно М.М. Бахтину, литературное произведение представляет собой художественную «модель» мира, внутри которой всегда присутствуют два несовпадающих сознания - героя и автора. Автор, создающий свою модель, вживается в героя (видит окружающую действительность его глазами) и одновременно сохраняет позицию «вненаходимости», т.е. смотрит на героя своими глазами, так или иначе оценивает его и, оформляя его жизнь в художественном произведении, расставляет в тексте свои вехи и указатели, предназначенные для читателя.

Эстетически развитый читатель тоже совершает двуединый акт: вживаясь в созданный автором мир, непосредственно сопереживая герою, он одновременно пытается увидеть все происходящее глазами автора, ищет соответствующие авторские вехи и указатели, по которым и воссоздает созданную автором модель, т.е. сопровождает авторскую позицию - сотворит автору. А вместе с тем вырабатывает и свою точку зрения и сопоставляет ее с авторской.

Эстетически неразвитый читатель (непосредственный) читатель, если и вживается в героя и непосредственно сопереживает ему, то, не замечая авторских вех и указателей, иногда неадекватно понимает внутренний мир героя. Такой читатель вырабатывает только свой взгляд на созданный автором мир, не сопровождает авторскую точку зрения, а зачастую и не подозревает о ее существовании. В результате он не понимает автора, не вступает в диалог с ним, «сотворчества понимающих» не происходит.

Следовательно, главная задача этапа начального литературного образования - воспитание квалифицированного читателя, так как невозможно давать системное литературное знание ребенку-первокласснику, не умеющему читать и не имеющему читательского опыта. Данный этап помогает ребенку осуществить переход с позиции слушателя, «соавтора» текста на позицию читателя-интерпретатора, т.е. сделать первый шаг дистанциировании (отстранении) от текста.

Младший школьник - «наивный реалист». В этом возрасте он не осознает особых законов построения художественного текста и не замечает формы произведения. Его мышление еще остается деятельностно-образным. Ребенок не разводит предмет, слово, обозначающее этот предмет, и действие, которое выполняется с этим предметом, поэтому в сознании ребенка форма не отделяется от содержания, а сливается с ним. Часто сложная форма становится на пути к пониманию содержания.

Поэтому одной из задач учителя является обучение детей «внешней» точке зрения, т.е. умению уяснять структуру произведения и усваивать закономерности построения художественного мира.

Обязательным компонентом системы начального литературного образования школьника общепризнанна творческая деятельность ребенка.

Современная методика обучения чтению и литературе основывается на теоретических положениях, разработанных такими науками, как литературоведение, психология, педагогика, физиология. Для правильной организации процесса приобщения ребенка к литературе учителю необходимо учитывать специфику художественного произведения, психофизиологические основы процесса чтения на разных этапах обучения, особенности восприятия и усвоения текста младшими школьниками и т.д.

Объективным содержанием любого произведения является действительность. В художественных произведениях действительность представлена в образах. Образность имеет ряд особенностей, определяющих своеобразие художественного произведения и его отличие от текста научного. Литература как предмет искусства имеет эстетическую природу, следовательно, урок литературного чтения должен строиться на эстетической основе.

Методика анализа художественного произведения в начальных классах не может не учитывать психологических особенностей восприятия детей младшего школьного возраста.

На сегодняшний день можно отметить следующие проблемы методической науки:

1. Проблема чтения, восприятия художественной литературы как искусства слова; формирование читателя, его духовного мира.

2. Взаимообогащение литературоведения и методики преподавания чтения и литературы.

3. Углубление связей между восприятием произведения, его интерпретацией, анализом и самостоятельной деятельностью учащихся.

4. Проблема изучения литературного развития учащихся, причем не только в исследовательском аспекте, а как основы школьного преподавания литературы, выбора программ, технологий уроков, концепций на разных этапах литературного развития детей.

5. Историческая смена методов и приемов изучения литературы, конструирование новых, опора на традиционные.

6. Формирование нового типа взаимоотношений между учителем и учениками, воспитание творческих начал личности.

7. Поиск новых структур уроков, моделирование других форм проведения занятий.

Литература

литературный образование творчество класс

1. Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы: Учебник для студ.пед.вузов / О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов; Под ред. О.Ю.Богдановой. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

2. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

3. Оморокова М.И. Основы обучения чтению младших школьников: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Вентана-Граф, 2005.

4. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб.пособие для студентов пед.учеб.заведений по спец.»Педагогика и методика нач. обучения» / М.С.Соловейчик, П.С.Жедек, Н.Н.Светловская и др.; Под ред.М.С.Соловейчик. - М.: Издательский центр «Академия». 1997.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие творчества и оценка способностей ребенка к нему. Жанровый диапазон литературной хрестоматии начальной школы. Литературное творчество детей Забайкальского края. Методика формирования литературного творчества младших школьников, ее эффективность.

    дипломная работа , добавлен 25.06.2011

    Литературное краеведение, компонент литературного образования, часть школьной программы. Изучение материала о месте рождения писателя-классика, о местах странствий, оказавших влияние на его творческое воображение. Памятные литературные места России.

    курсовая работа , добавлен 04.08.2009

    Основы литературного образования дошкольников в современном дошкольном образовательном учреждении. Проект как метод работы с детьми в ДОУ. Экспериментальное исследование эффективности данной методики. Повышение квалификации педагогического коллектива.

    дипломная работа , добавлен 20.05.2016

    Сущность непрерывного образования. Основные принципы и задачи непрерывного образования. Структура непрерывного образования. Непрерывное педагогическое образование. Допрофессионалъная подготовка. Профессиональное и послевузовское образование.

    реферат , добавлен 26.04.2007

    Краеведение как основной компонент литературного образования. Развитие духовной жизни и культуры России. Мотив дороги и образ дома в русской литературе. Биографические и творческие связи писателей с определенными местами. Литературные места России.

    реферат , добавлен 04.08.2009

    Программы по литературе для старших классов, стандарты, методы и приемы изучения современной литературы в школе. Формирование новых подходов к изучению современной русской отечественной литературы. Расширение границ и содержания литературного образования.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2012

    Понятие "творческой деятельности", практические примеры ее организации для развития творческих способностей младших школьников. Критерии и средства диагностики их уровня. Литературное творчество школьников как условие развития творческих способностей.

    дипломная работа , добавлен 29.06.2010

    Классификация изучаемого материала на уроках литературы в 1-3 классах начальной школы. Способность мыслить словесно-художественными образами. Художественное мышление, речь, восприятие. Критерии литературного развития. Пути приобщения к искусству слова.

    реферат , добавлен 13.12.2007

    Место школьного краеведения в системе экологического образования учащихся начальных классов. Работа по формированию экологических знаний у младших школьников с использованием регионального компонента. Уровнь экологического образования младших школьников.

    курсовая работа , добавлен 10.09.2010

    Начальное профессиональное образование. Среднее профессиональное образование. Высшее и послевузовское профессиональное образование. Анкетирование. Департамент образования Тульской области. Совершенствование качества профессиональной подготовки.

Первый компонент (знания) формируется путём освоения разнообразного литературного и теоретического материала: а) произведений русского фольклора и литературы; б) отдельных лучших достижений словесного искусства других народов мира; в) сведений об основных периодах русского и мирового литературного процесса; г) биографических сведений о жизни и творчестве виднейших писателей; д) основных литературоведческих понятий.

Все эти элементы содержания образования должны быть представлены комплексно, во взаимосвязи, в разных аспектах – историко-функциональном, проблемно-тематическом, жанрово-родовом с соблюдением принципов преемственности и доступности.

Основа учебных курсов всех этапов литературного образования – литературные произведения, которые отбираются с учётом их эстетических достоинств, общечеловеческой значимости, воспитательной ценности, актуальности для нашего времени, доступности и интереса для учащихся.

Объём знаний о личности писателя, его творческой эволюции определяется в зависимости от возраста учащихся, количества часов, отводимых на изучение его произведений, а также роли писателя в литературном процессе.

В изучении литературы важную роль играют знания по теории литера туры. Их отбор осуществляется по следующим критериям: а) специфика изучаемого произведения, его родовая и жанровая природа; б) роль понятия в освоении конкретного материала; в) значимость понятия в формировании читательских (восприятие, анализ, оценка произведений) и речевых умений.

Второй компонент содержания образования - система специальных (читательских) умений - формируется на основе знания теории, истории литературы, понимания специфики художественного произведения. Он создаёт базу для дальнейшего литературного самообразования учащихся.

Необходимыми читательскими умениями при изучении литературы являются следующие:

– умения, связанные с эстетическим восприятием литературного произведения (представлять, воображать картины и образы, созданные писателем; высказывать первичные впечатления и пр.);

– аналитические умения (анализ эпизода, сюжета, композиции, художественного языка и пр.);

– синтезирующие умения (умения сопоставлять, обобщать, делать выводы);

– умения, связанные с оценкой художественного произведения (умения, направленные на личностное прочтение, восприятие художественного произведения, его родовых, жанровых и композиционных особенностей, нравственно-эстетических идеалов, общественной значимости; аргументированное выражение своего отношения к изученному, а также самостоятельно прочитанному произведению из списков для дополнительного чтения).

Третий компонент – опыт самостоятельной литературно-творческой деятельности. Он приобретается учащимися в процессе полноценного первичного восприятия текста на эмоционально-образном уровне, самостоятельной его интерпретации, проявления личностного отношения к произведению, обучения устным и письменным сочинениям разных жанров, овладения навыками творческой интерпретации словесно-художественного текста с помощью других видов искусства (методом словесного рисования, иллюстрирования, создания мизансцен и др.).

Четвёртый компонент - формирование системы нравственных норм отношения к миру, людям, себе - обеспечивается прежде всего отбором произведений для обязательного изучения, чтения и обсуждения, дополнительного чтения. Предполагается не только систематизация знаний, но и осмысление их на мировоззренческом и эстетическом уровнях. Важно обеспечить понимание учащимися роли литературы для их духовного становления, для развития самосознания и нравственного самосовершенствования.

Структура литературного образования основывается на принципе его непрерывности. Каждый из этапов литературного образования учащихся имеет свои целевые установки, содержательное наполнение и строится с учётом возрастных особенностей учащихся, уровня их литературоведческой компетенции.

Поскольку главный объект изучения в V-IХ классах – художественное произведение, основные задачи обучения должны быть нацелены на то, чтобы, опираясь на знания и умения, приобретённые в I-IV классах, формировать у учеников представление о литературе как искусстве, о видовых, жанровых, стилевых особенностях произведений, компонентах их структуры, способах художественного отображения жизни. При отборе произведений учитывается интерес учащихся к проблемам современности, к приключенческой, фантастической литературе, к таким произведениям, где на первый план выдвигается ситуация морального выбора, поступок героя, мотивы его поведения, т. е. то, что способствует этико-психологическому самопознанию человека. Особое внимание нужно уделять произведениям, где раскрывается гармония взаимоотношений человека с окружающим миром, а также произведениям об историческом пути народа и его выдающихся героях.

Произведения, предлагаемые для изучения в V классе , сгруппированы в разделы на основе проблемно-тематической близости. Ведущая литературоведческая проблема этого курса – род литературы. Основной принцип структурирования литературных курсов VI -VIII классов – жанрово-хронологический, при котором в каждом классе школьники изучают вершинные произведения классической литературы, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов. В каждом классе на уроках русской литературы происходит знакомство с новыми писателями и поэтами. Включение в программу каждого класса, начиная с пятого, произведений разных исторических периодов и художественных систем позволяет в следующих классах выдвинуть проблему литературного направления, дать более глубокое представление о классицизме, романтизме, реализме.

В V классе предпринимаются усилия по развитию интереса к чтению при внимании к художественным особенностям произведений как фольклорных, так и литературных; здесь важное место занимают доступное ученикам ознакомление с идейно-художественной структурой произведения (тема, герой, сюжет), работа над художественным словом, его многозначностью, изобразительно-выразительными средствами (метафора, сравнение, эпитет и их роль в тексте произведения), эмоциональной наполненностью.

В VI–VIII классах эта работа углубляется. Для каждого класса определяется свой научно-дидактический аспект изучения литературы, который обусловливает содержание и структуру программы, её методологию и методику, отбор и циклизацию материала, перечень литературно-теоретических понятий для освоения учениками. Изучение литературных произведений приобретает целенаправленный, системный характер.

С I Х класса принцип построения курса – линейный на историко-литературной основе , но, в отличие от предыдущих классов, с более глубоким изучением художественных текстов.

В поле зрения учащихся IX класса оказываются значительные в художественном отношении произведения разных эпох, изучаемые в контексте исторических обстоятельств и во взаимосвязи с фактами биографии писателя. Особое внимание в процессе обучения уделяется следующим проблемам: жанрово-родовые особенности художественных произведений, литературный герой, художественный образ.

Повышающийся у учащегося уровень художественного восприятия литературных произведений обеспечивает общее развитие личности ученика.

Среди важных видов учебной деятельности остаётся литературное творчество учеников (декламация поэтических произведений, устное словесное рисование, иллюстрирование, сочинение сказок, стихотворений, сочинение по пословицам, создание сценария кинофильма или спектакля по фрагменту или небольшому эпическому произведению, сравнение эпизода эпического произведения с его экранизацией, постановкой на сцене или иллюстрацией к нему). Важное значение имеет использование в процессе обучения произведений других видов искусства.

В Х-XI классах значительно возрастает необходимость в идеологическом и художественном осмыслении исторического пути литературы, культурного развития народа, роли в этом выдающихся деятелей культуры, искусства. Поэтому изучение литературы непосредственно связывается с общей характеристикой исторических эпох, творческого пути писателей, их вклада в развитие литературы и культуры своего времени. Таким образом, у учащихся постепенно формируются представления об историко-литературном процессе.

В XI классе как завершающем литературное образование в общеобразовательных учреждениях систематизируются знания по теории и истории литературы.

, 410.4kb.

  • Стандарт начального общего образования по литературному чтению в образовательных учреждениях , 1286.01kb.
  • Основная образовательная программа начального общего образования гоу сош №625 , 1828.17kb.
  • ^ 2. 3. Содержание начального этапа литературного образования

    Основное отличие продуктивной модели образования от репродуктивной «в принципиально иной доминанте содержания (культура), понимании человека как находящегося в процессе становления целостного существа, где цель школы – "взращивание" человека, способного к культурному созиданию» (18, с. 12). Поэтому содержание образования необходимо соотнести с элементами культуры. Современная дидактика исходит из того, что образование призвано передать подрастающему поколению накопленный человечеством социальный опыт, в котором выделяется четыре основных компонента:

    1) знания о природе, обществе, человеке, способах деятельности;

    2) опыт осуществления известных способов деятельности;

    3) опыт творческой деятельности;

    4) опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности, ставшей объектом или средством деятельности (193).

    Эти четыре элемента социального опыта соответствуют четырем видам содержания образования, которые воплощают в себе различные цели обучения. Все виды содержания образования взаимосвязаны. Знание только тогда имеет цену, когда человек способен применить его на практике как в уже известных ситуациях, так и в новых, нестандартных условиях, а для этого он должен усвоить не только сами знания, но и остальные виды содержания образования, т.е. научиться осуществлять известные способы деятельности, овладеть опытом творчества. Особое внимание современная наука уделяет четвертому компоненту социальной культуры. Печальный опыт двадцатого столетия показал, что прогресс в развитии и освоении знаний может привести к регрессу человечества, если не будет подкреплен формированием духовной сферы личности. Задачи нравственного воспитания могут быть решены, если они будут воплощены в содержании образования, а не только декларированы как желаемый результат. Поэтому чрезвычайно существенным элементом содержания образования должен стать опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, освоение которого требует не только и не столько системы знаний, сколько развития эмоциональной сферы личности.

    Методическая интерпретация дидактического подхода к определению содержания образования требует прежде всего рассмотрения роли каждого из элементов социального опыта в решении задач литературного развития школьников и на этой основе определения соотношения между отдельными элементами содержания литературного образования.

    Литературное образование преследует цель сформировать личность, готовую к перцептивной читательской и литературно-творческой деятельности. Следовательно, основным элементом содержания литературного образования должен быть опыт творческой деятельности, воплощающийся в восприятии художественного произведения и в создании собственного текста. Однако опыт нельзя передать, его можно только приобрести в ходе самостоятельной деятельности, в процессе которой у учащихся вырабатываются определенные творческие умения, понимаемые как готовность, способность к наиболее эффективному выполнению действий в соответствии с целями и условиями деятельности. Поэтому ведущим элементом содержания литературного образования будет система читательских и литературно-творческих умений .

    Формирование умений требует опоры на знания. Из всей совокупности знаний, представленных в социальном опыте, следует отобрать то, что обеспечит продуктивность читательской и литературно-творческой деятельности, т.е. знания об объекте восприятия – художественном произведении, объекте продуцирования – тексте, о способах деятельности. Целесообразность ознакомления младших школьников с литературоведческими понятиями не раз подвергалась сомнению из-за опасения, что, не подкрепленное достаточным читательским опытом, оно приведет не к углублению восприятия, а к отрыву непосредственного восприятия от анализа текста, к формальному усвоению понятий. Поэтому, как было показано в первой главе, ряд современных концепций начального обучения сводит к минимуму ознакомление младших школьников с литературоведческими понятиями, что ведет к снижению уровня образования. С другой стороны, есть программы, выдвигающие в качестве первостепенной задачи именно изучение теории литературы, в результате чего логика науки начинает превалировать над спецификой возрастного развития ребенка. Очевидно, необходимо найти "золотую середину", определить объем необходимых знаний и уровень их усвоения в младшем школьном возрасте. Отправной точкой для этого является содержание системы читательских и литературно-творческих умений. Отбор знаний будет определяться потребностью именно в этих знаниях для овладения системой умений. Знания не должны преподноситься детям в готовом виде. В ходе анализа накапливаются наблюдения за особенностями литературных произведений, в дальнейшем они обобщаются и служат опорой для анализа новых произведений.

    Для полноценного общения с искусством младшим школьникам не хватает жизненного опыта, понимания взаимоотношений между людьми, знания того, как и в чем проявляется внутреннее состояние человека и т.п. Беден словарный запас детей, неразвит синтаксический строй речи. Вдумчивое чтение, анализ произведения расширяют кругозор ребенка, способствуют приобретению психологических знаний, развивают его речь. Таким образом, литературное произведение само является источником знаний, необходимых для формирования читательских и литературно-творческих умений. Но ученику необходима помощь учителя, чтобы добыть эти знания.

    Задача развития читательского кругозора ребенка требует введения библиографических знаний, продуманного отбора круга классного и внеклассного чтения. Информатизация современного общества привела к необходимости формирования информационных знаний и умений.

    Второй вид содержания образования – опыт осуществления известных способов деятельности – воплощается в умениях первого порядка и навыках, то есть может автоматизироваться. Применительно к литературному образованию – это операционная сторона читательских (аналитических и библиографических) и литературно-творческих умений. Естественно, что содержание данного элемента также зависит от содержания системы умений. Поскольку специфика начального этапа литературного образования состоит в необходимости систематической работы по формированию навыка чтения, второй компонент содержания образования должен включать качественные характеристики навыка чтения.

    Четвертый вид содержания образования – опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности – в своем содержательном аспекте, конечно, соотносится с системой национальных и общечеловеческих ценностей. Однако особенность эмоционально-ценностного отношения состоит в том, что оно не является результатом знаний.

    Рассуждая о воспитательных возможностях школьных художественных дисциплин, А.А.Мелик-Пашаев писал, что «они в силу специфики своего содержания формируют внутренний мир человека, а не транслируют объективные знания (хотя, разумеется, содержат их в подчиненном виде)» (129,с.12). «Для того, чтобы действительно совершился этот духовный процесс – приобщение ребенка к художественной культуре – учитель должен организовать "проживание" и решение детьми на доступном им уровне, настоящих творческих задач, родственных тем, которые ставили и решали творцы художественной культуры. Ребенок должен понять "изнутри", ради чего создавались великие произведения, какие общечеловеческие (а значит, и ему присущие!) идеи-чувства они выражают, какими средствами достигнута сама эта выразительность. Только тогда ребенок сможет "присвоить" те человеческие способности, ценности, то отношение к жизни, которое опредмечено в сфере художественной культуры» (128, с. 8).

    Литературное произведение предоставляет читателю возможность через сопереживание с героем и автором приобщиться к ценностям, выработанным человечеством. Собственное творчество ребенка также требует от него осознания свой позиции, оценки жизненных явлений. Однако для того, чтобы эти возможности были реализованы, необходимо так строить изучение художественного произведения и работу над сочинением, чтобы затрагивать душу ребенка, чтобы идея произведения и будущего текста не преподносилась ученику в готовом виде, чтобы она не только осознавалась ребенком, но и была бы пережита им. Поэтому данный вид содержания образования должен быть методически интерпретирован как эмоционально-оценочная деятельность , содержание которой определяется содержанием системы читательских и литературно-творческих умений.

    Итак, все элементы содержания литературного образования находятся во взаимосвязи, их конкретная наполняемость определяется содержанием ведущего вида – системой читательских и литературно-творческих умений, обеспечивающих освоение ребенком опыта творческой деятельности, а следовательно, и продвижение в литературном развитии.

    ^ 2.3.1. Система читательских и литературно-творческих умений

    Современный подход к литературному и речевому развитию учащихся посредством формирования у них читательских и речевых умений сложился на основе дидактической и методической традиции. Хотя проблема специального развития и не являлась предметом теоретического осмысления ученых девятнадцатого и начала двадцатого веков, она имплицитно присутствует в трудах таких видных педагогов, как К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов, В.А. Стоюнин, В.П. Острогорский, Ц.П. Балталон, подчеркивающих необходимость развития разума, чувства, воображения, речи детей.

    В трудах М.А. Рыбниковой ученик предстал как активное действующее лицо, как "фактор методики". Разработанная ею методическая система основана на развитии собственного литературного творчества учащихся и формировании квалифицированного читателя. Путь "от маленького писателя к большому читателю", указанный М.А. Рыбниковой, успешно развивается в ряде современных программ.

    Разработка теории деятельности (А.Н.Леонтьев, 102), исследования процесса восприятия произведения и порождения речи (Л.И.Беленькая, 6; Л.Г.Жабицкая, 47; А.В.Запорожец, 52; Н.Г.Морозова, 139; О.И.Никифорова, 140-142; Л.Н.Рожина, 169; П.М.Якобсон, 210 и др.), успехи методики в области анализа художественного произведения (Т.Г.Браже, 13, 14; Г.А.Гуковский, 41; Г.Н.Ионин (56, 57; М.Г.Качурин, 61, 62; Е.А.Маймин, 114; В.Г.Маранцман, 117; Н.Д. Молдавская, 136, 137 и др.), и развития речи учащихся (Н.И.Жинкин, 49, В.А.Кустарева, Н.С.Рождественский, 89; А.И.Липкина, М.И.Оморокова, 107; М.Р. Львов, 110, 111; Н.А.Пленкин, 152 и др.) сделали возможной постановку проблемы формирования речевых, а затем и читательских умений.

    Т.А.Ладыженской был разработан принципиально новый подход к развитию связной речи учащихся, основанный на формировании комплекса умений создавать текст (91). Эта идея плодотворно воплощается в практику школы. Программы "Речь и культура общения" (92), "Детская риторика" (93) решают вопросы речевого развития детей на межпредметном уровне. В исследовании Г.С.Щеголевой, выполненном под руководством Т.Г.Рамзаевой (207), доказана продуктивность системного подхода к развитию связной речи, разработана система речевых умений, формируемых на специальных уроках развития речи.

    Вопрос о возможности и целесообразности формирования у школьников читательских умений впервые был поставлен Н.Я.Мещеряковой и Л.Я. Гришиной в 1976 году (133). Дальнейшее развитие методической мысли было связано с разработкой комплексов читательских умений (Н.Я.Мещерякова, Л.Я.Гришина, 40, 134, 135; Н.Д.Молдавская, 138; В.Г. Маранцман, 120; А.М.Сафонова, 179 и др.), с поиском путей их формирования, как за счет специальных упражнений (З.Д.Дорошенко, 45; О.Г.Зенченко, 55; В.И.Лейбсон, 97; Л.Н. Мали, 115, Н.Я.Мещерякова, Л.Я.Гришина, 134, 135), так и в процессе анализа произведения (Н.И.Кудряшев, 85; В.Г.Маранцман, 120, 121; А.М. Сафонова, 179 и др.).

    В ходе проведенного автором исследования (23) была разработана система умений анализировать художественное произведение, экспериментально подтверждена эффективность системного подхода к формированию читательских умений, доказано, что овладение системой умений анализировать художественное произведение в начальной школе происходит в процессе анализа текста на основе овладения приемами анализа художественного произведения, усвоения начальных литературоведческих представлений и опыта эмоционально-оценочной деятельности. Поэтому в настоящей работе обратим внимание прежде всего на характер взаимосвязей между системой читательских и системой литературно-творческих умений.

    Названные умения трактуются как умения вторичные, творческие, они отражают готовность ребенка эффективно действовать в соответствии с целями и условиями деятельности. Цели деятельности при восприятии художественного текста и при создании собственного произведения прямопротивоположны, а условия очень близки, хотя и не идентичны. Так, талантливый читатель стремится постичь идею художественного произведения через его форму, приобщиться к мировосприятию автора, а писатель (создавая текст, школьник становится "маленьким писателем", по выражению М.А.Рыбниковой) стремится познать мир, выразить в слове свое мировосприятие и воздействовать на адресата. При этом писатель и читатель общаются с помощью словесно-художественных образов, что свидетельствует о близости условий перцептивной и продуктивной творческой деятельности. Естественно, эстетическая значимость художественного произведения и ученической работы несопоставимы, и речь идет вовсе не об их уравнивании, а лишь о том опыте творческой деятельности, который приобретает младший школьник при общении с художественным произведением, и который необходим ему при создании собственного текста. Поэтому представляется целесообразным свести в единую систему читательские и литературно-творческие умения и установить связи между ними. Частные умения, входящие в систему, представлены в таблице 7.

    Таблица 7

    Система читательских и литературно-творческих умений


    Читательские умения

    Литературно-творческие

    Умения


    Умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении

    Умение отбирать и использовать для реализации своего замысла языковые средства, аналогичные изученным

    Умение воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем

    Умение передавать свои жизненные впечатления с помощью словесного художественного образа

    Умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике

    Умение выстраивать композицию собственного высказывания, исходя из авторского замысла и избранного типа речи (повествование, описание, рассуждение)

    Умение целостно воспринимать образ-персонаж, образ-переживание, как один из элементов произведения, служащий для раскрытия идеи

    Умение раскрыть авторский замысел через введение в текст персонажа, пейзажа

    Умение видеть авторскую оценку, отношение, позицию во всех элементах произведения

    Умение подчинить авторскому замыслу все элементы текста

    Умение осваивать художественную идею произведения

    Умение определить авторский замысел

    Структура системы отражает структуру объекта восприятия и создания – текста, поэтому исходной для построения системы умений является идея об уровневой организации художественного произведения. «На нижнем уровне произведение компонуется из слов. Здесь словесный образ неотделим от свойств и качеств материала, из которого он воссоздан. Закладывается фундамент образа, происходит его становление сначала в виде комплекса слов, затем комплексов фраз, абзацев, фрагментов, глав. Над уровнем слова возникает уровень синтаксический, над синтаксическим – логический, над логическим простирается сфера ритмической и стилистической организации, и только над этими пластами возникает художественная выразительность и содержательность, доказательность и убедительность, затем в ход вступает логика композиции и начинают вырисовываться контуры здания – система образов, их динамика» (30, с. 82). В соответствии с уровневой организацией произведения выделяются частные умения, связанные с определенным структурным элементом текста: языком, художественным образом, композицией, образом-персонажем, образом-переживанием, авторской позицией, художественной идеей.

    Рассмотрим в сопоставлении частные читательские и литературно-творческие умения.

    1. Умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении и умение отбирать и использовать для реализации своего замысла языковые средства, аналогичные изученным.
    Традиционно работа над языком художественного произведения в начальной школе сводилась к так называемой словарной работе, при которой выяснялось лексическое значение непонятных ребенку слов, подбирался синонимический ряд с целью расширения словарного запаса. Такая работа лежит вне эстетической деятельности, поскольку речь идет о слове, как лингвистической единице, о «непреломленном» художественном материале.

    Перцептивная деятельность читателя начинается с восприятия слова как художественной речи. Понятия "речь" и "художественная речь" нетождественны: «Все свойства, все элементы речи, становясь материалом формы искусства слова, входят тем самым в иную систему, превращаются в свойства и элементы качественно иного явления (искусства, а не речевой деятельности)»,- пишет В.В.Кожинов (71, с. 244). «Художественный текст надстраивается над своим графическим закреплением, заявляя о себе как о носителе художественного смысла – ритмом, паузами, темпом, интонацией, звуковой огласовкой произносимого, особым поэтическим временем» (30, с. 33).

    Восприятие произведения на речевом, а не на эстетическом уровне ведет к отождествлению искусства с действительностью. При этом читатель обогащается знанием еще одной жизненной ситуации, но главная цель обращения к искусству – духовное освоение мира не реализуется. Полноценное общение с искусством требует восприятия слова как средства создания художественного образа, т. е. в соответствии с той функцией, которую выполняют в данном художественном произведении данные изобразительно-выразительные средства языка. Г.А. Гуковский подчеркивал, что «и образ героя, и композиция произведения, и пейзаж, и сюжет, и тема, и весь сложный комплекс отражения действительности в литературе даны только в формах слова, языка, в их соотношениях, взаимосвязях, расположениях и т. д. и т.п.» (44, с. 88). Бесконечное разнообразие художественных произведений делает маловероятной возможность перечисления как всех изобразительно-выразительных средств языка, так и их функций в произведении. Дело не в том, чтобы составить реестр выразительных средств и научить школьника подыскивать примеры к определенному пункту заранее известного перечня или использовать в своей речи готовый штамп. Читателю не только необязательно знать названия различных тропов, но и не нужно выделять в тексте так называемые "образные выражения" и объяснять их значения, переводя образ в логическую формулу и тем самым уничтожая его. Нужно учить школьника адекватно воспринимать те средства, с которыми он встречается при чтении, то есть, вникая в построение фразы, в выбор слова, задумываться над авторским выбором, воссоздавать в воображении художественный образ, понимать и оценивать поступки персонажей, постигать авторскую оценку и т.д. Накопление читательских наблюдений ведет к формированию первоначальных знаний о природе художественного слова.

    При создании собственного высказывания дети опираются на полученные знания, они учатся передавать свое настроение через описание природы, настроение персонажа через описание мимики, жеста и т.п. Дети не копируют текст-образец, а используют аналогичные изученным языковые средства в соответствии со своей речевой задачей и материалом, положенным в основу сочинения.

    М.М.Бахтин писал: «Форма обусловлена данным содержанием, с одной, и особенностью материала и способами его обработки, с другой стороны. Чисто материальное художественное задание - технический эксперимент. Художественный прием не может быть только приемом обработки словесного материала (лингвистической данности слов), он должен быть прежде всего приемом обработки определенного содержания, но при этом с помощью определенного материала» (5, с. 176-177). Хотя это высказывание посвящено деятельности писателей-профессионалов, оно имеет значение и для методики, поскольку помогает обосновать содержание одного из литературно-творческих умений, подчеркивая важность осознанного поиска формы, раскрывающей, реализующей авторский замысел ребенка. Необходим именно самостоятельный выбор формы, а не выполнение задания учителя, проделавшего этот выбор за ученика и предлагающего ввести в сочинение определенные фигуры речи, готовые сравнения, эпитеты и т.п. Развитие речи состоит не в техническом овладении приемами, а в приобретении творческого опыта поиска адекватного сочетания содержания и формы. В процессе редактирования собственного сочинения под руководством учителя дети добиваются большей выразительности и точности речи, заменяя повторяющиеся слова, подбирая синонимы, более точно отражающие мысль, изменяя в предложении порядок слов и подчеркивая тем самым нужный оттенок значения и т. д.

    В процессе анализа текста младшие школьники под руководством учителя на каждом уроке наблюдают за тем, как "сделано" произведение, на основе этих наблюдений у них формируются начальные литературоведческие и речеведческие представления о слове как средстве создания художественного образа и средстве выражения авторского отношения; о многозначности слова, о переносном значении, эпитете, сравнении, метафоре, синонимах и антонимах; о ритме, рифме, звукописи как выразительных средствах, о стилях речи.

    Прием анализа текста, как уже говорилось выше, выполняет двойную роль: служит средством проникновения в художественный текст, освоения его идеи и средством формирования знаний и умений. Формированию рассматриваемых умений способствуют такие приемы анализа текста и виды работ по развитию речи, как

    Выделение изобразительно-выразительных средств языка с целью воссоздания картин жизни, характеристики персонажей, выявления авторской позиции;

    Подбор синонимов с целью осмысления оттенков значения слова и осознания авторского выбора;

    Стилистический анализ, стилистический эксперимент;

    Подбор сравнений, эпитетов с целью передачи впечатления от предметов и явлений, отношения к ним;

    Зарисовки, описания, выражающие настроение автора;

    Составление загадок;

    Эмоционально-оценочная деятельность (реализующая четвертый элемент содержания образования – опыт эмоционально-ценностного отношения к миру), соответствующая рассматриваемым умениям, сводится к следующему:

    Передача в речи своего отношения к предметам и явлениям.

    «Словесная форма не исчерпывает, не покрывает образа, а лишь служит его основанием, отправной точкой его оформления и реализации как некоей совершенно особой динамической реальности» (30, с. 33). Поэтому только умений воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении и отбирать и использовать для достижения собственной речевой цели языковые средства, аналогичные изученным, при всей их важности недостаточно для обеспечения полноценной читательской и литературно-творческой деятельности.

    Круг чтения

    Предметом изучения школьных дисциплин эстетического цикла, и в частности литературного чтения, в отличие от естественно – научных предметов, являются не знания как таковые, а произведения искусства. Каждая из вариативных программ начального литературного образования в соответствии с выдвинутыми целями и задачами определяет свой круг обязательного классного чтения, многие программы предлагают перечень произведений для самостоятельного (внеклассного) чтения.

    Круг чтения – самый подвижный элемент содержания образования. Определяя круг чтения, авторы школьной программы НЛО решают две основные задачи: какие произведения отобрать для классного и самостоятельного чтения, в какой последовательности знакомить с ними учащихся. В соответствии с этими задачами можно выделить две группы принципов: принципы отбора чтения и принципы расположения литературного материала. Рассмотрим их подробнее.

    Принципы отбора круга чтения .

    Эстетический принцип проявляется в отборе произведений с точки зрения их эстетической значимости. Этот же принцип требует, чтобы тексты давались без адаптации и сокращений. Если произведение сложно для восприятия младших школьников, лучше отказаться от его включения в программу, чем включать в урезанном и искаженном виде. Настанет время, когда дети дорастут и прочтут его полностью.

    Согласно принципу сочетания доступности и направленности на литературное развитие школьников читательские интересы и возможности детей должны не только учитываться. Но и формироваться в процессе обучения. Младшие школьники отдают предпочтение веселым, юмористическим произведениям, сказкам, игровой поэзии, о животных. Природная детская жизнерадостность сказывается в неприятии произведения печальных. Конечно, в программе должны быть веселые стихи, юмористические рассказы, сказки. Но если ограничиваться только такой литературой, развитие читателя затормозится. В круг чтения необходимо включать произведения, расширяющие жизненный и читательский кругозор, произведения с трагическим финалом, трудные для восприятия. Только в том случае, когда существует противоречие между потенциалом смысла, способом существования художественной идеи и актуальным уровнем литературным развитием школьника возможен его рост как читателя.

    Однако следует «дозировать» меру сложности текста, учитывая этот фактор и при отборе, и при определении последовательности изучение литературных произведений. Произведение, в которых изучения литературных произведений. Произведения, в которых все доступно младшим школьникам, могут быть рекомендованы для самостоятельного чтения, в школе же, когда ребенок воспринимает текс вместе со сверстниками и со взрослыми, более квалифицированным читателем – учителем. Есть смысл обращаться к таким текстам, в которых наличествует некий потенциал смысла, доступный детям, но требующий специальной работы, усилий читателя.

    Принцип тематического разнообразия. Служит обеспечению четвертого элемента содержания образования – ознакомления с миро, выработке ценностных ориентиров. Поэтому важно подбирать произведения так, чтобы в них раскрывались основные линии отношения человека с миром: человек и человек, человек и общество, человек и природа, человек и искусство, человек и история, человек и родина.

    Принцип жанрового разнообразия произведений необходим, чтобы дать ученикам опыт общения с литературными произведениями разных жанров, формировать определенные жанровые ожидания.

    Принцип видового разнообразия предполагает введения в круг чтения не только художественной, но и детской познавательной литературы, ознакомления со справочными изданиями, что является специфической чертой начального обучения. Несколько десятилетий назад смысл изучения познавательных был прежде всего в том, чтобы дать детям необходимые сведения об окружающем мире. Количество познавательных текстов едва ли не превышало количество художественных произведений. Несмотря на то, что природоведение формировалось в самостоятельный предмет, чтение познавательных книг на уроках литературы нужно младшему школьнику и сегодня, чтобы научиться осознано выбирать способы общения с разными текстами, овладеть умением ориентироваться в книжном мире.