Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

«Франкское государство как типичный пример раннефеодального государства. Государственное устройство Франкского государства


План

Введение

Глава 1. Эпоха Меровингов

1.1 Франки

1.2 Возникновение государства у франков

1.3 Хлодвиг I

1.4 Принятие Хлодвигом I христианства

1.5 Общественный строй

1.6 Государственный строй

1.7 Конец эпохи Меровингов

Глава 2. Эпоха Каролингов

2.1 Реформа Карла Мартелла

2.2 Карл Великий

2.3 Государственный строй

2.4 Общественный строй

2.5 Распад государства

Глава3. Право

3.1 Салическая правда

3.2 Право собственности

3.3 Обязательственное право

3.4 Семейное право

3.5 Наследственное право

3.6 Система преступлений и наказаний

3.7 Судоустройство

3.8 Процесс

Заключение

Введение

Возникшее на развалинах Западной Римской империи Франкское государство было одним из крупнейших в раннесредневековой Европе. В период своего апогея оно охватывало всю территорию современных Франции, Бельгии и Люксембурга, а также ряд областей Нидерландов, ФРГ, Италии и Испании.

Государство франков прошло в своем развитии два основных периода (с конца V до VII в. и с VIII по середину IX в). Рубеж, разделяющий эти периоды, характеризуется не только сменой правящих династий (на смену Меровингам пришли Каролинги). Он стал началом нового этапа глубокой социально-экономической и политической перестройки франкского общества, в ходе которой постепенно складывалось собственно феодальное государство в форме сеньориальной монархии.

Во втором периоде в основном завершается создание крупной феодальной земельной собственности, двух основных классов феодального общества: замкнутого, иерархически соподчиненного, связанного вассально-ленными узами класса феодалов, с одной стороны, и эксплуатируемого им зависимого крестьянства -- с другой. На смену относительной централизации раннефеодального государства приходит феодальная раздробленность.

В данной курсовой работе будут рассмотрены основные периоды существования Франкского государства - возникновение, расцвет, распад; будет обращено внимание на немаловажное значение отдельных личностей правящих династий; будет дана характеристика основного правового источника салических франков - «Салической правды» и отдельных отраслей права.

ГЛАВА 1 ЭПОХА МЕРОВИНГОВ

1.1 Франки

Союз германских племён, имеющих общее название - франки сложился в 3 в.н.э. на северо - восточных границах Галлии, провинции Римской империи. Название франк («отважный», «вольный», «свободный») появляется только в середине III в. Отношения франков с римлянами были достаточно дружественными. В битве на Каталаунских полях (451 г.) франки сражались на стороне римлян в качестве федератов. Франки разделялись на две большие группы: рипуарских франков, столицей которых был римский город Колония, и салических франков, последними правил сикамбрский род Меровингов. Наиболее сильными были салические франки. Они подчинили вначале береговых франков, и это был их первый шаг в завоевании новых земель.

Франки, обосновавшиеся в северной Галлии, в бассейне Луары, говорили на франкском наречии. Но так как многочисленное коренное население, состоявшее из романизированных галлов, вестготов и бургундов, говорило на латыни, франки постепенно усваивают этот язык. Соединение латинского языка и франкского наречия послужило основой для складывания старофранцузского языка.

У франков существовала примитивная письменность. Они знали руническое письмо, которым пользовались практически все варвары.

1.2 Возникновение государства у франков

Для Галлии пятое столетие явилось временем глубоких социально-экономических преобразований. В этой богатейшей провинции Рима (территория почти совпадающая с нынешней Францией) нашел свое проявление глубокий кризис, охвативший империю. Участились выступления рабов, колонов, крестьян, городской бедноты. Рим уже не мог защищать границы от вторжений иноземных племен и прежде всего германцев - восточных соседей Галлии. В итоге большая часть страны оказалась захваченной вестготами, бургундами, франками (салическими и рипуарскими) и некоторыми другими племенами. Из этих германских племен в итоге оказались наиболее сильными салические франки (возможно, от Sala так называлась в древности одна из рек нынешней Голландии). Им потребовалось чуть более 20 лет, чтобы в конце V - начале VI в. захватить большую часть страны.

Возникновение классового общества у франков, наметившееся у них еще до переселения на новую родину, резко ускорилось в процессе завоевания Галлии.

Каждый новый поход увеличивал богатства франкской военно-племенной знати. При дележе военной добычи ей доставались лучшие земли, значительное количество колонов, скота и пр. Знать возвысилась над рядовыми франками, хотя последние продолжали еще оставаться лично свободными и даже не испытывали вначале усиления экономического гнета. Они расселились на своей новой родине сельскими общинами (марками). Марка считалась собственником всей земли общины, включавшей леса, пустоши, луга, пахотные земли. Последние делились на наделы, и довольно быстро перешли в наследственное пользование отдельных семей.

Галло-римляне оказались в положении зависимого населения, по численности в несколько раз превышающее франков. Вместе с тем галло-римская аристократия частично сохранила свои богатства. Единство классовых интересов положило начало постепенному сближению франкской и галло-римской знати, причем первая стала доминирующей. И это особенно дало о себе знать при формировании новой власти, с помощью которой можно было бы сохранить в своих руках захваченную страну, держать в повиновении колонов и рабов. Прежняя родоплеменная организация необходимых сил и средств для этого дать не могла. Учреждения родоплеменного строя начинают уступать место новой организации с военным вождем - королем и лично преданной ему дружиной во главе. Король и его приближенные фактически решают важнейшие вопросы жизни страны, хотя еще сохраняются народные собрания и некоторые другие институты прежнего строя франков. Формируется новая "публичная власть", которая уже не совпадает непосредственно с населением. Она состоит не только из вооруженных людей, не зависящих от рядовых свободных, но и принудительных учреждений всякого рода, которых не было при родоплеменном строе. Утверждение новой публичной власти было связано с введением территориального разделения населения. Земли, заселенные франками стали делиться на "паги" (округа), состоявшие из более мелких единиц - "сотен". Управление населением, проживавшим в пагах и сотнях, вручается особым доверенным лицам короля. В южных районах Галлии, где прежнее население многократно преобладало на первых порах, сохраняется римское административно-территориальное деление. Но и здесь назначение должностных лиц зависит от короля.

Возникновение государства у франков связано с именем одного из их военных вождей - Хлодвига (486-511) из рода Меровингов. Под его главенством была завоевана основная часть Галлии. Дальновидным политическим шагом Хлодвига было принятие им и его дружиной христианства по католическому образцу. Этим он обеспечил себе поддержку галло-римской знати и господствовавшей в Галлии, католической церкви.

1.3 Хлодвиг I

Годы жизни Хлодвига I - 466-511. Молодой король салических франков из рода полулегендарного Меровея быстро понял обреченность государства Сиагрия (последнего римского наместника) - последнего осколка Западной Римской империи, после 476 г, не существовавшей даже формально - и пошел на него войной совместно с другими франкскими королями, своими сородичами. В битве при Суассоне (486 г.) галло-римляне были разбиты, Сиагрий бежал в Тулузу к королю вестготов Алариху II, но был им выдан Хлодвигу и казнен.

В это время ему было около 19 лет. Эта победа была началом целой серии военных триумфов салических франков. Они побеждают бургундов, разбивают войско крупнейшего государства того времени - Вестготского королевства, подчиняют рипуарских франков (среднее течение Рейна), одерживают вверх над алеманнами. В дальнейшем Хлодвиг овладеет большей частью Галлии.

Так в руки франков попала богатая область римской Галлии с Парижем, Занимая ее, Хлодвиг поступал по-хозяйски: лично все еще оставаясь язычником, он старался с первых же шагов наладить добрые отношения с владыками городов, католическими епископами. Хрестоматийный пример этому - эпизод с суассонской чашей. После победы у Суассона среди захваченной добычи оказалась чаша из Реймского собора, которую архиепископ св. Ремигий и просил ему вернуть, Хлодвиг сразу же согласился, но проблема заключалась в том, что захваченное подлежало разделу между всеми воинами. Король попробовал исключить чашу из этого раздела, попросив войско дать ее ему сверх его доли. Но среди воинов нашелся один убежденный защитник норм военной демократии, который разрубил чашу с мечом со словами: “Ты не получишь ничего сверх того, что тебе достанется по жребию”. Хлодвигу оставалось лишь передать посланцу прелата обломки священного сосуда. Он умел владеть собой и понимал формальную правоту смельчака, но и забыть подобный вызов он не мог. Когда через гол ему довелось проводить очередной смотр своего войска, король придрался к якобы плохому состоянию оружия у этого воина и лично разрубил ему голову, сказав во всеуслышание: "Так поступил ты с чашей в Суассоне!". Это подействовало, короля стали бояться. Духовенство же быстро оценило добрую волю молодого монарха, и св. Ремигий письменно признал его власть в качестве администратора римской провинции.

Широкую известность приобрело физическое устранение Хлодвигом всех своих сородичей, как возможных соперников в борьбе за власть. Кровавые распри в королевских семьях встречались у германцев издавна. Хлодвиг придал им небывалый масштаб, включив в арсенал средств своей внутриполитической борьбы коварство, вероломство, убийство. Заслуги Хлодвига перед церковью были велики, как крестителя своей страны, Его супруга, королева Клотильда получила нимб святости. Но Хлодвиг не был канонизирован, и виной тому был характер короля, прагматичного до цинизма. Крещение не было связано для него с нравственным переворотом. Хлодвиг видел в принятии христианства, прежде всего, практическую пользу, и уже став христианином безо всяких угрызений совести осуществил свои планы расправы над всеми королями-родичами. На правившего в Кельне короля рипуарских франков Сигеберта он натравил его сына, а когда тот по его наущениям избавился от родителя, посланцы Хлодвига умертвили его самого; Хлодвиг же присоединил к своим владениям земли Сигеберта, заявив о своей непричастности ко всему происшедшему. В других случаях он прибегал к военной силе. Так, он захватил в плен одного из королей салических франков Харарика с сыном и насильно остриг им волосы, объявив отца священником, а сына дьяконом, но потом все же счел это недостаточным и казнил обоих. Правивший в Камбрэ король Рагнахар после короткой войны был выдан Хлодвигу подкупленными предателями и убит им лично. Сочетая силу с вероломством, Хлодвиг истребил и других родственных ему королей. Колоритно известие, сообщаемое Григорием Турским. “Собрав однажды своих, он. говорят, с сожалением вспомнил о родственниках, которых сам же погубил: “Горе мне, я остался как странник среди чужой земли и не имею родственников, которые могли бы мне помочь в случае несчастья!”. Но это не значило, что он был опечален их смертью, а говорил так по хитрости, рассчитывая узнать, не остался ли еще кто-нибудь в живых, чтобы умертвить всех до последнего”.

1.4 Принятие Хлодвигом христианства

Важнейшим событием правления Хлодвига стало его крещение. Этому предшествовал брак короля с бургундской принцессой Клотильдой, истовой католичкой, хотя официальной религией бургундской династии было арианство. Клотильда сразу же стала убеждать мужа принять крещение. Хлодвиг выжидал, пока новый бог покажет, чего стоит его сила. Колебания кончились, когда король, обратившись за помощью к Христу, одержал важную для него победу над алеманами. Тогда-то, 25 декабря 496 г. состоялось крещение короля франков с 3-тысячной дружиной в Реймсе от руки св. Ремигия.

Важно было именно то, что Хлодвиг принял христианство в его ортодоксальной форме. Раньше, крестившиеся германские народы (вестготы, остготы, бургунды и др.) отдавали предпочтение арианству. Ортодоксальное, никейское вероисповедание воспринималось ими как официальная религия императорского Рима, а поскольку их государства возникали на сильно романизированных территориях, короли инстинктивно опасалась, что их народы “растворятся” в чуждой и мощной цивилизации. Хлодвиг почувствовал, что эти опасения неосновательны, да и конфигурация его владений была такова, что обеспечивала возможность постоянного прилива новых сил из германского мира. Принятое им решение создало предпосылку романо-германского культурного единства и синтеза, и в этом состоит заслуга франкского монарха перед европейской культурой.

Но и прямая политическая выгода от крещения вскоре стала очевидной. Хлодвиг стал естественным защитником всех правоверных христиан Южной Галлии, находившихся под властью арианских монархов Вестготского королевства. Он использовал это как великолепный повод для начала завоевательной войны, принявшей характер “крестового похода” (507 г.). Сопровождаемое чудесными знамениями, войско франков перешло через Луару и разгромило вестготов, причем сам Хлодвиг сразил в единоборстве Алариха II. Вестготы были изгнаны за Пиренеи, Аквитания стала франкской. Сразу же возрос международный престиж молодого государства. Его заметили в далеком Константинополе, император Анастасий прислал к Хлодвигу послов (508 г.), объявивших о возведении нового единоверца византийского монарха в достоинство консула, Хлодвиг стал всюду разъезжать в привезенном ему консульском одеянии; он добавил к нему и диадему, явно показывая, что толкует этот акт как признание его полного верховенства над Галлией, недаром его стали именовать не только консулом, но и Августом. Для христианского населения страны это означало дополнительное подтверждение легитимности франкской власти.

1.5 Общественный строй

Основную массу населения Франкского государства в эпоху его образования составляли свободные франки и галло-римляне. Ниже их на общественной лестнице стояли литы, вольноотпущенники и рабы. Родовой знати у салических франков во времена Меровингской династии не было, но очень быстро выделилась служилая знать из числа королевских дружинников и доверенных слуг, наделенных крупными земельными владениями.

В VI в. в социально-экономической структуре Франкского государства произошли важные изменения: еще более сократились масштабы рабовладения, резко увеличилась роль рентной эксплуатации мелких землевладельцев. В общественной верхушке место рабовладельческих слоев все в большей мере занимала землевладельческая и служилая знать разной этнической принадлежности, среди эксплуатируемого населения выросла доля мелких свободных собственников и полузависимых земельных держателей.

Немалое влияние на изменение социального строя оказало основание ряда новых германских поселений. Правда, удельный вес вновь расселившихся германцев среди местного (галло-римского или романизированного германского) населения был очень невелик -- в целом они составляли не более 5%. Но отдельные области -- низовья Рейна и Мааса, левобережье Среднего Рейна -- были заселены ими достаточно компактно.

Обладая правами-обязанностями членов варварского общества, франки участвовали в военном ополчении, присутствовали на собраниях "сотни" -- низшей территориально-племенной административной единицы, обеспечивали выполнение судебных решений, выбирали судей, пользовались правом на долю военной добычи и т.п. Рядовым свободным противостояла франкская знать. В VI в. ее господство основывалось еще не на производственной эксплуатации рядовых свободных, но на занятии важных государственных должностей, военной добыче, с середины VI в. -- после появления у франкской знати крупных поместий -- и на эксплуатации иноплеменных рабов и зависимых. Социальная дифференциация во франкском обществе VI в. не дошла, следовательно, до классового раскола, она ограничивалась раннеклассовыми формами.

Общественные отношения такого же типа существовали в VI в. и в поселениях, создававшихся рипуарскими франками и алеманнами. Хотя область преобладания этих отношений в целом была очень невелика, они привносили в социальную структуру Франкского государства свою специфику, увеличивали ее внутреннюю неоднородность, способствовали разложению позднеантичных порядков. В результате общественный строй Франкского государства в течение большей части VI в. отличался причудливым сочетанием деформированных черт позднеантичной системы, элементов разлагавшегося родоплеменного общества, а также некоторых "протофеодальпых" по своей сути явлений.

Салическая правда закрепляла следующую социальную структуру франкского общества: светские феодалы в лице новой служилой аристократии; духовенство; свободные франки -- крестьяне (основная масса населения страны), литы -- полусвободные, галло-римляне, рабы.

Свободные франки занимались земледелием и жили соседской общиной -- маркой. Именно они составляли основу социальной организации. Общее собрание полноправных членов общины решало наиболее важные вопросы. Только оно могло при согласии всех членов общины принять в свой состав нового жителя деревни; также и по приказу короля любой мог поселиться на общинных землях.

Пахотная земля находилась в коллективной собственности марки. Верховные права на эту землю сохраняла вся крестьянская община в целом, но она уже не перераспределялась, а находилась в наследственном пользовании каждого отдельного крестьянина. Свой надел франк не мог отчуждать, в случае его смерти земля переходила к сыновьям. Пашня считалась владением, а не собственностью. Леса, луга, выгоны для скота находились в совместном пользовании. Община отвечала за убийство на ее территории. Сородичи обязывались платить штраф за правонарушения своих родственников. Франки ежегодно призывались на сборы, получившие название «мартовские поля». Король проводил смотр ополчения.

Личная собственность крестьянина-франка в те времена состояла обычно из дома, скота, приусадебного участка. Остальная земля была наделена подворно. В таком подворном пользовании находились пашня, виноградники; иногда луга и леса. Состоятельная семья имела рабов и полусвободных литов в качестве слуг, ремесленников. Из их числа Салическая правда упоминает кузнеца, конюха, свинопаса, виноградаря.

Следует иметь в виду, что Салическая правда в статьях об общине фиксирует уже новые общественные связи: родовая община, основанная на кровном родстве, заменяется общиной соседской (маркой). Община-марка явилась основой хозяйственной и социальной организации франкского общества.

Пребывание в общине-марке не являлось обязанностью: ее член мог выйти из общины путем так называемого отказа от родства. Для этого было необходимо на заседании суда сломать над головой три ветки мерой в локоть, разбросать их в четыре стороны и сказать, что отказываешься от сопряжничества, наследства и от помощи сородичей титул X . Выход из общины путем отказа от родства был выгоден наиболее богатым и могущественным людям. О расслоении свободных франков на бедных и богатых говорит также титул «О горсти земли», титулы о задолженности и способах ее погашения, о займах и их взыскании с должника и другие.

Указы (капитулярии) королей VI в, дополнявшие Салическую Правду и характеризовавшие процесс классового расслоения франкского общества, говорили уже о малоземельных франках, крупных землевладельцах, владеющих поместьями в разных местах и о разорившихся людях, не способных уже платить штрафы и бродящих по стране. Причины разорения были очевидны: тяжесть военной службы, отрыв от хозяйства, обременительные налоги, распространенные в VI в. и на свободных франков и вызвавших ряд волнений, непосильные штрафы за разного рода правонарушения.

Салическая правда содержит положение об аллодах -- участках земли, принадлежащих их владельцам на праве частной собственности. С каждым годом аллодов становилось все больше. В королевстве появился слой новой служилой знати, представители которой получали от короля земли на праве аллода Еще Хлодвиг присвоил себе обширные земли бывшего римского императорского фиска. Его преемники постепенно захватили все свободные земли, которые сначала считались достоянием всего народа. Из этого фонда франкские короли раздавали своим приближенным и церкви земельные пожалования на праве частной собственности. . Эта знать постепенно превращалась в крупных землевладельцев -- феодалов. Крупными собственниками стали приближенные короля, его чиновники (графы), его дружинники (антрустионы). Салическая правда выделяет их из остальной массы франков, особо охраняя их жизнь тройным вергельдом (штрафом в 600 солидов В то время стоимость коровы равнялась 3 солидам. за убийство) и создавая из них наряду с духовенством привилегированное сословие служилой аристократии.

Образование частной земельной собственности (аллода) должно было в дальнейшем привести к широкому развитию крупного землевладения. Расширение частновладельческих земель несло угрозу самому существованию общины.

Как уже указывалось, общинная собственность на пахотную землю, луга и леса совмещалась у франков с индивидуальной (семейной) собственностью на дом, приусадебный участок, скот, домашнюю утварь, сельскохозяйственный инвентарь. Эти франкские общины сосуществовали с сохранившейся со времен Западной римской империи частной земельной собственностью галло-римлян и появившихся у служилой феодальной аристократии и церкви аллодов. Однако сосуществование продолжалось сравнительно недолго. Общинная собственность франков на значительной части территории страны уступила место аллоду. В то же время наблюдался процесс постепенного установления зависимости от светских и духовных феодалов свободного крестьянского населения. Этот процесс происходил в VII -- VIII вв. в различных формах: в виде отдачи свободного человека под покровительство крупных феодалов (коммендация) Дело в том, что в конце VI в. появился королевский указ, согласно которому крестьяне-общинники получили с разрешения общины право собственности на свои наследственные земельные наделы, которые до этого находились вне гражданского оборота. ; долговой кабалы; путем поселения разорившихся свободных людей на земле феодала под условием выполнения соответствующих повинностей в пользу крупного землевладельца. При этом широкое распространение приобретает практика так называемых прекариев, как при получении безземельным от феодала участка земли в пожизненное (а иногда и в наследственное) пользование, так и при коммендации, когда крестьянин передает в собственность феодалу свой аллод с получением этой земли обратно с обязанностью платить оброк (ценз) и выполнять барщинные работы.

Одновременно с ростом крупного землевладения и закрепощением крестьянства шел процесс усиления личной власти крупных магнатов путем предоставления им так называемых иммунитетов (королевских иммунитетных грамот), в результате которого феодальная знать получила право в пределах своих владений на выполнение в известных пределах административных, судебных, полицейских, военных и фискальных функций.

Необходимо отметить рост церковного землевладения, в результате которого церковные магнаты -- епископы и аббаты крупных монастырей -- по своему влиянию, привилегиям и могуществу не уступали светским магнатам.

Землевладельческая знать начинает занимать господствующее положение, как в центральном, так и в местном управлении королевства. Увеличивается роль и значение съезда светской и духовной знати, без согласия которой король не мог принять сколько-нибудь важного решения. Во Франкском государстве происходит процесс децентрализации, которая сопровождается междоусобными войнами.

1.6 Государственный строй

В процессах становления и развития государственного аппарата франков можно выявить три главных направления. Первое направление, особенно характерное для начального этапа (V-VII вв.), проявилось в перерождении органов племенной демократии франков в органы новой, публичной власти, в собственно государственные органы. Второе - определялось развитием органов вотчинного управления, третье - было связано с постепенным превращением государственной власти франкских монархов в "частную" власть государей-сеньоров с формированием сеньориальной монархии, что выявилось в полной мере на завершающем этапе развития франкского общества (VIII-IX вв.).

Завоевание Галлии послужило мощным импульсом создания нового государственного аппарата у франков, ибо оно потребовало организации управления завоеванных областей, их защиты. Хлодвиг был первым франкским королем, утвердившим свое исключительное положение единоличного правителя. Из простого военачальника он превращается в монарха, добиваясь этого положения всеми средствами: вероломством, хитростью, уничтожением сородичей, других племенных вождей. Одной из важнейших политических акций Хлодвига, укрепивших позиции франкского государства за счет поддержки галло-римского клира, было принятие христианства.

С принятием христианства Хлодвигом церковь становится мощным фактором укрепления королевской власти. Именно церковь дала в руки франкских королей такое оправдание захватническим войнам, как ссылка на "истинную веру", объединение в вере многих народов под эгидой единого короля как верховного, не только светского, но и духовного главы своих народов.

Постепенный переход галльской элиты в христианскую веру становится также важным историческим фактором объединения Галлии, развития особой региональной феодально-христианской, западноевропейской (романо-германской) цивилизации.

После истребления Хлодвигом соперничавшей с ним родовой аристократии его ближайшую опору составляла не только франкская служилая знать. Последняя была еще очень малочисленна: число "левдов" -- дружинников термин leudes близок к fideles "верные" , крестившихся вместе с Хлодвигом, составляло лишь 3000. Меровинги сохранили римскую денежную налоговую систему и римское право (для галло-римского населения).

Социально-экономические, религиозно-идеологические, этнографические и др. изменения в галльском обществе оказали непосредственное влияние и на процессы складывания и развития специфических черт государственного аппарата франкской империи, поглотившей в VIII-IX в. большинство варварских государств Западной Европы. Уже в V в. у франков на место старой родовой общины окончательно приходит община территориальная (марка), а вместе с ней и территориальное деление на округа (паги), сотни. Салическая правда говорит уже о существовании должностных лиц королевства: графах, сацебаронах и пр. Вместе с тем она свидетельствует о значительной роли органов общинного управления. Общеплеменного народного собрания в это время у франков уже не было. Оно было заменено смотром войска - сначала в марте ("мартовские поля"), затем (при Каролингах) в мае ("майские поля"). Но на местах продолжали существовать сотенные собрания ("малюс"), выполняющие судебные функции под председательством тунгинов, которые вместе с рахинбургами, знатоками права ("выносящими приговор"), были представителями общины.

Роль общины в судебных делах была исключительно велика. Община отвечала за убийство, совершенное на ее территории, выставляла соприсяжников, свидетельствующих о добром имени своего члена; сами родственники доставляли в суд своего сородича, вместе с ним уплачивали вергельд.

Носителем высшей власти признавался король. Его титул передавался по наследству, так что все франкские короли VI -- начала VIII в. принадлежали к прямым потомкам Хлодвига. В руках короля сосредоточивались важнейшие государственные прерогативы. Он командовал военным ополчением, используя в нем уже не только германцев, но и свободных галло-римлян. Он же назначал -- "по совету и воле епископов и вельмож" -- и смещал всех высших должностных лиц, вознаграждая их за службу цепными дарами или земельными пожалованиями. В VI--VII вв. эти пожалования переходили в полную собственность новых владельцев.

Король выступал, прежде всего, как "охранитель мира", как исполнитель судебных решений общины. Его графы, сацебароны выполняли в основном полицейские и фискальные функции. Салическая правда предусматривала наказание для королевских должностных лиц, отказывающихся удовлетворить требование свободного человека и применить власть к правонарушителям. Вместе с тем, ограждая в определенной мере самостоятельность общины со стороны королевских должностных лиц, Салическая правда запрещала, например, чтобы на одно общинное собрание являлось больше трех сацебаронов.

Королевские предписания, согласно Салической правде, касаются незначительного круга государственных дел - призыва в войско, вызова в суд. Но Салическая правда свидетельствует и об усилении власти королей. Так, например, исполнение королевской службы оправдывает неявку обвиняемого в общинный суд. Более того, король прямо вторгается во внутриобщинные дела, в ее поземельные отношения, разрешает чужаку селиться на общинной земле.

В VI-VII вв. под прямым воздействием позднеримских порядков законодательные полномочия королей усиливаются, а в капитуляриях не без влияния церкви уже говорится о священном характере королевской власти, о неограниченности ее законодательных полномочий. Показательно, что там же появляется понятие измены королю, относимой к тяжким преступлениям.

Однако король в это время - прежде всего военный предводитель, военачальник, главной заботой которого является "порядок" в королевстве, усмирение выходящей из повиновения местной знати. С ограниченностью королевских функций было связано и отсутствие эффективно действующих органов центральной администрации, казначейства, самостоятельных королевских судов, обладающих апелляционными функциями.

Центральным органом управления являлся королевский двор. Именно здесь король держал совет с приближенными. С конца VI в. все более важную роль на этом совете стал играть майордом ("старший по дому"). Первоначально он управлял лишь дворцовым хозяйством, но постепенно превратился в главное административное лицо королевства. Кроме дворцового совета, государственные дела обсуждались на мартовских полях. Представлявшие во времена Хлодвига ежегодные смотры всеобщего военного ополчения -- реликт племенных собраний эпохи военной демократии -- "мартовские поля" превращаются в VII в. в собрания служилой знати разного этнического происхождения. Здесь утверждались решения, намеченные на собраниях королевских приближенных. Власть франкских королей все более выражала, таким образом, интересы аристократической верхушки общества, включавшей ныне и светских магнатов, и высший клир; и германцев, и галло-римлян.

Складывающийся государственный аппарат отличается еще крайней аморфностью, отсутствием четко разграниченных должностных полномочий, соподчиненности, организации делопроизводства. Нити государственного управления сосредоточиваются в руках королевских слуг и приближенных. Среди них выделяются дворцовый граф, референдарий, камерарий. Дворцовый граф выполняет главным образом судебные функции, руководит судебными поединками, наблюдает за исполнением приговоров. Референдарий (докладчик), хранитель королевской печати, ведает королевскими документами, оформляет акты, предписания короля и пр. Камерарий следит за поступлениями в королевскую казну, за сохранностью имущества дворца.

В VI-VII вв. главным управителем королевского дворца, а затем и главой королевской администрации являлся палатный мэр, или майордом, власть которого всемерно усиливалась в условиях непрекращающихся походов короля, который управлял своими территориями "из седла".

Формирование местных органов власти происходит в это время под значительным влиянием позднеримских порядков. Меровингские графы начинают управлять округами как римские наместники. Они обладают полицейскими, военными и судебными функциями. В капитуляриях тунгин в качестве судьи почти не упоминается. Понятия "граф" и "судья" становятся однозначными, их назначение входит в исключительную компетенцию королевской власти.

Вместе с тем вновь возникающие органы государственного аппарата франков, копируя некоторые позднеримские государственные порядки, имели иной характер и социальное назначение. Это были органы власти, выражавшие интересы прежде всего германской служилой знати и крупных галло-римских землевладельцев. Они и строились на иных организационных основах. Так, например, широко использовались на государственной службе дружинники короля. Первоначально состоявшая из королевского военного отряда свободных франков дружина, а следовательно, и государственный аппарат пополнялись впоследствии не только романизированными галлами, которые отличались своим образованием, знанием местного права, но и рабами, вольноотпущенниками, составлявшими придворный королевский штат. Все они были заинтересованы в усилении королевской власти, в разрушении старого племенного сепаратизма, в укреплении новых порядков, суливших им обогащение и социальный престиж.

Среди источников государственных доходов в VI -- начале VII в. важную роль играли поземельная и подушная подати, сохранившиеся с римских времен. Они взимались теперь не только с галло-римлян, но и с германцев. Хотя ставки налогов не раз увеличивались, налоговых поступлений не хватало, тем более что короли стали жаловать многим церквам, монастырям и другим крупным земельным собственникам налоговые иммунитеты. С середины VII в. место налоговых поступлений в королевском бюджете стали постепенно занимать чрезвычайные поборы, судебные штрафы, торговые пошлины, доходы от королевских поместий. Иррегулярность большинства этих источников доходов подрывала казну и затрудняла вознаграждение королевских приближенных; произвол при взимании штрафов, пошлин и т.п. усиливал недовольство населения. Параллельно сокращался и фонд земельных владений, за счет которого наделялась землей служилая знать. Единственным способом обеспечения верности знатных оставалось предоставление им все новых привилегий: исключение их самих и их владений из подчинения графскому суду, передача им права взимания судебных штрафов, освобождение от обязанности выставлять в распоряжение королей ополчение, обещание "не смещать" с занимаемых должностей, расширение налоговых изъятий. Некоторые из этих привилегий были закреплены эдиктом Хлотаря II в 614 г., другие зафиксированы иммунитетными грамотами середины VII в. Эдикт 614 г. предоставил знати возможность контролировать назначение графов, которые отныне могли подбираться только из местных землевладельцев.

Во второй половине VII в. складывается новая система политического господства и управления, своего рода "демократия знати", которая предполагает непосредственное участие верхушки формирующегося класса феодалов в управлении государством.

Расширение участия феодализирующейся знати в управлении государством, "сеньоризация" государственных должностей привели к потере королевской властью той относительной самостоятельности, которой она пользовалась ранее. Это произошло не сразу, а именно в тот период, когда крупное землевладение приобрело уже значительные размеры. В это время большую власть присваивает созданный еще ранее Королевский совет, состоящий из представителей служилой знати и высшего духовенства. Без согласия Совета король фактически не мог принять ни одного серьезного решения. Знати постепенно передаются ключевые позиции в управлении не только в центре, но и на местах. Вместе с ослаблением власти королей все больше независимости, административных и судебных функций приобретают графы, герцоги, епископы, аббаты, ставшие крупными землевладельцами. Они начинают присваивать налоги, пошлины, судебные штрафы.

Функции управления закреплялись за крупными местными феодалами.

В поздних правдах местным правителям-герцогам и графам - уделяется не меньше внимания, чем королю. Штраф по Аламаннской правде грозит любому за невыполнение требований герцога или графа, за "пренебрежение к их повестке с печатью" Специальный титул 2-й Баварской правды посвящен герцогам, "которых народ поставил или их избрал"; он свидетельствует о широте тех дел, "которые их касаются". Здесь предусмотрено наказание в виде значительного штрафа не только за невыполнение, но и за "небрежность" при выполнении их приказов (2, 13), в частности говорится о безнаказанности в случае выполнения приказа герцога об убийстве какого-либо лица (2, 6), вероятно, "поступившего против закона" (2, 2).

Более того, по Аламаннской правде должность герцога наследуется его сыном, которому, однако, грозит "изгнание и лишение наследства" за попытку "завладеть ею грабительски" (25, 1-2), правда, король мог "простить сына... и передать ему наследство" (34, 4). Со временем все важнейшие должности в государственном аппарате стали наследственными.

Сохранявшееся в той или иной степени повиновение местной знати королю начинает все больше определяться ее личными отношениями с королевским двором, вассальной зависимостью от короля как сеньора.

С середины VII в., в эпоху так называемых ленивых королей, знать уже непосредственно берет бразды правления в свои руки, отстраняя короля. Сначала это делается за счет все большего усиления роли и значения должности майордома, а затем путем прямого смещения короля. Ярким примером этому может служить сама смена королевской династии у франков. Еще в VII в. своим могуществом, земельным богатством стал выделяться род майордомов Пипинидов. Один из них, Карл Мартелл, фактически уже правил страной. Благодаря проведенным реформам ему удалось на определенное время укрепить единство франкского государства, переживавшего длительный период политической дестабилизации.

1.7 Конец эпохи Меровингов

После смерти короля Дагоберта I в 639 г. между представителями могущественной аристократии происходили постоянные междоусобные войны. При этом каждый окружал себя вассалами, правил как маленький государь, вовлекая в междоусобные распри зависимые от него слои населения. В каждой из трех частей, на которые разделилось Франкское государство -- в Бургундии, Нейстрии и Австразии, были особые начальники дворца -- майордомы, которые, являясь представителями знати, фактически руководили внешней и внутренней политикой государства, игнорируя королевскую власть и воюя друг с другом. В нач. 640-х гг. от Франкского королевства отложились Тюрингия, Алеманния и Бавария, ок. 670 сделалась самостоятельной Аквитания, которая стала управляться своими независимыми герцогами.

В процессе междоусобной борьбы представителей аристократии возвысился сильнейший из них -- Пипин Геристальский, майордом Австразии, ставший в 687 единым майордомом всех трех частей Франкского государства. За королями дома Меровингов был оставлен титул, вся фактическая власть перешла к майордомам. Опираясь на свои огромные земельные богатства и множество вассалов из числа свободных, Пипин и его преемники привели к повиновению знать, усилили военную мощь Франкского королевства. Сам Пипин, справившись со знатью, успешно действовал против германцев на востоке, он подчинил своей власти часть территории фризов и снова утвердил франкское влияние в Алеманнии и Баварии.

Сын Пипина, майордом Карл Мартелл (715-741), раздавая в качестве военных бенефициев своим дружинникам земли Франкской церкви, создал хорошо организованную армию, с которой мог предпринимать самые трудные походы. Он покорил всю Фрисландию, упрочил власть франков в Тюрингии и даже обложил данью воинственных саксов. Он установил тесную связь с католическими миссионерами, которые насаждали христианство среди германцев и закрепляли успехи франкского оружия за Рейном.

На юге государства Карл Мартелл одержал при Пуатье в 732 блестящую победу над арабами, двинувшимися в Галлию из завоеванной ими Испании. Битва при Пуатье стала переломным моментом, после которого было приостановлено дальнейшее продвижение арабов в Европу. Он снова подчинил франкам Аквитанию. Сын Карла Мартелла, Пипин Короткий (741-768), окончательно изгнал арабов из Галлии, завоевал Септиманию, и продолжал закреплять успехи франков за Рейном. Он завершил покорение Тюрингии, действуя при этом по примеру отца в теснейшем союзе с церковью.

Франкский майордом, при поддержке дружественно расположенного к нему папы заточил в монастырь последнего короля-Меровинга и в 751 сам занял трон. Новый франкский король, от которого пошла новая династия Каролингов, помог, в свою очередь, папе в борьбе с лангобардами и подарил ему отнятую у лангобардов область (бывший Равеннский зкзархат) папе как светскому государю. Тем самым Пипин положил твердые начала проникновению влияния франков в Италию.

ГЛАВА 2 ЭПОХА КАРОЛИНГОВ

2.1 Реформа Карла Мартелла

Во второй половине VII в. из среды землевладельческой знати франкского государства выдвинулся сильный клан Пипинидов (Арнульфингов), который сумел объединить его и в дальнейшем заменить династию Меровингов новой династией Каролингов. Арнульфинги завладели высшей должностью франкского королевства -- палатного мэра (майордома). В первые годы правления власть майордома Карла (715-741), прозванного позднее Мартеллом (что значит «молот») упрочилась окончательно. В это время над франками нависла серьезная опасность со стороны Арабского халифата: арабы, завоевав Испанию, с 720 г. начали наступление на Галлию. Войны с арабами показали преимущество конницы над пехотным ополчением, составлявшим основную массу франкского войска. Чтобы создать конницу, а также укрепить социальную базу своей власти, Карл Мартелл секуляризовал ряд церковных и монастырских земельных владений и передал их представителям светской знати. Он воспользовался при этом правом королей на замещение высших церковных должностей. Представители светской знати должны были раздать эти земли в виде бенефициев лат. beneficium - благодеяние, милость на условиях несения военной службы возможно большему числу лиц, которые должны были являться на коне при соответствующем оружии. Источники не сохранили данных о том, сколько времени потребовалось Карлу для формирования нового войска и какова была его численность. Известно лишь, что в решающей битве с арабами при Пуатье в октябре 732 г. франки выстояли; более того, напав из засады на арабский лагерь, где хранилась награбленная добыча, франки вызвали смятение во вражеском стане; предводитель арабского войска был убит. Не решившись продолжать сражение, арабы на следующий день отступили. Движение ислама на запад было остановлено.

Реформой Карла Мартелла крестьяне были почти отстранены от военной службы. Базой для созданий нового профессионального конного войска послужили крупные землевладельцы, средние и мелкие феодалы. До Карла Мартелла преобладающей формой королевских земельных пожалований были дарения земли на праве аллода. Такие дарения быстро уменьшали фонд королевских земель и вместе с тем не устанавливали никакой новой связи между королем и феодалами. Карл Мартелл ввел совершенно новую систему пожалования земли в виде бенефициев на условиях преимущественно несения военной службы Фондом для этих пожалований служили сначала земли, конфискуемые у мятежных магнатов, а когда эти земли иссякли, была проведена частичная секуляризация церковных земель. . Бенефициарий обычно получал землю вместе с сидящими на ней людьми, которые в его пользу платили оброк и выполняли барщинную работу. Использование такой же формы пожалований другими крупными землевладельцами привело к складыванию отношений сюзеренитета-вассалитета между крупными и мелкими феодалами.

Следует отметить, что реформа Карла Мартелла усилила центральную власть. Укрепившийся благодаря ей слой средних и мелких феодалов составил на определенное время опору каролингской династии. По примеру короля другие крупные магнаты тоже стали практиковать раздачу бенефиций, что содействовало созданию иерархической структуры феодального общества и земельной собственности.

2.2 Карл Великий

Высшего расцвета Франкское государство достигло при Карле Великом (768-814), который стремился объединить все романские и германские народы Запада, используя для этого боевую мощь франков и поддержку Церкви. В 773-774 Карл Великий покорил Северную Италию и присоединил ее к Франкскому государству, объявив себя королем франков и лангобардов, самим фактом этого завоевания поставив папский престол в полную зависимость от своей власти. Из германских племен независимыми оставались только занимавшие почти всю Нижнюю Германию и сохранившие старинный германский строй саксы. Целых 33 года (772-804) железом и кровью вводил Карл Великий среди саксов христианство и франкское господство, пока окончательно не сломил их упорства. Покорив Саксонию и предприняв ряд походов в славянские земли, Карл построил на границе несколько крепостей, которые сделались в дальнейшем опорными пунктами для распространения германцев на восток.

Дунайские походы Карла привели к уничтожению независимости Баварии (788) и разгрому (окончательному в 799) Аварского каганата. На юге Карл, продолжая борьбу своих предшественников с арабами, предпринял несколько походов в Испанию и распространил здесь франкское владычество до р. Эбро.

Завоевания Карла Великого, отдавшие под власть короля франков все западноевропейские христианские страны (за исключением Англии), дали ему возможность выдвинуться на первое место среди властителей Европы и позволили добиться императорского титула как преемнику западно-римских императоров. Принятие Карлом Великим императорского титула в 800 оформило его завоевания и закрепило его гегемонию в Европе.

Великая заслуга Карла заключается в том, что он сумел привести в порядок и применить на практике правильное управление страной, которое способствовало ее умиротворению. И если первым средством объединения империи считается личность императора Карла, а вторым - его рейхстага, то третьим средством объединения разнородных составных частей империи были, несомненно, поставленные им чиновники.

По отношению к церковной иерархии Карл сохранял свое положение самодержца в полной неприкосновенности. Приняв новый титул римского императора, он отчасти стал главой церкви. Многосторонняя административная деятельность Карла в основном была направлена на побуждение народа к практической деятельности - занятия сельским хозяйством, промышленностью, торговлей. Он создал для этого все условия - безопасность от внешних вторжений и внутренний порядок, насколько это было возможно в то время преобладания грубой силы и, насколько это было в его власти, поощрял развитие отдельных отраслей промышленности. Он сам, как крупнейший землевладелец, был разумным и прекрасным хозяином; его имения представляли собой образцовые хозяйственные заведения. От своих управителей он требовал точного отчета: если они провинились, то должны были явиться в резиденцию короля "и отвечать своей спиной или понести иное наказание, какое угодно будет назначить королеве".

Главным считалось умножение и улучшение путей сообщения, и выполнить это было легче единовластному правителю большого государства, чем правителям разрозненных владений. Карл обратил внимание, прежде всего, на улучшение водных сообщений - и в 793 г. появился грандиозный для того времени проект соединения каналом Дунайского и Рейнского бассейнов. Проект не был приведен в исполнение из-за невозможности добыть достаточное количество необходимых рабочих рук. Неудачно окончилось и другое благодетельное предприятие - постройка постоянного моста через Рейн у Майнца. Его строили 10 лет и построили так прочно, что, по словам Эйнхарда, "все считали, что этого моста на век хватит", но пожар 813 г. уничтожил это прекрасное сооружение в течение каких-то трех часов.

Распад Франкского государства начался тотчас же после смерти Карла Великого.

2.3 Государственный строй

Центром управления империи был императорский двор с его чиновниками -- дворцовым графом Должность палатного мэра (майордома), послужившая для предшественников Карла Великого ступенью к трону, была упразднена. , соединявшим в своих руках вместе с отправлением правосудия руководство королевской администрацией; канцлером -- хранителем государственной печати, отвечающим за составление королевских актов и стоящим во главе канцелярии; пфальцграфом, заведовавшим дворцовым хозяйством; архикапелланом -- главой франкского духовенства, духовником короля и его советником по церковным делам, хранителем особой святыни франкских монархов -- плаща св. Мартина Тульского. Большинство других должностей, существовавших ранее (маршал, сенешал и т. д.), сохранились и при Каролингах.

При Карле Великом существовал совет, в состав которого входили высшие сановники и представители знати, приглашаемые королем. Созывался совет королем по мере надобности; его компетенция распространялась на все дела, «имеющие отношение к благу короля и королевства». Для обсуждения дел, касающихся всего государства, Карл созывал два раза в год общие съезды. В конце весны собиралось общее собрание («майское поле»), в котором участвовали крупные сановники, королевские вассалы, епископы, магнаты со своими вассалами, а также ополченцы из числа свободных крестьян. Это собрание было вместе с тем и военным смотром.

Собрания и съезды времен Карла Великого имели аристократический характер. Только придворные, епископы и сеньоры призывались к совещанию. На съездах обсуждались вопросы войны и мира, принятия законов, церковные дела, дела о торговле и т. д. Голосования не было. Король выслушивал мнения, затем в тесном кругу ближайших сановников короля составлялся указ-капитулярий, на основании которого решались различные общегосударственные дела.

Основной административной единицей являлось графство. Пограничные графства носили наименование марок, и стоявшие во главе графы назывались маркграфами. Каждые два графства составляли епископство; епископы помимо церковных дел должны были следить за поведением графов.

Ежегодно территория государства делилась королем на ревизионные округа, в которых направлялись государевы посланцы (одно светское и одно духовное лицо), принимавшие присягу от населения на верность монарху, обнародовавшие королевские приказы, наблюдавшие за их исполнением, за управлением королевскими поместьями, за правильностью отправления правосудия, за поведением духовенства; привлекавшие к ответственности должностных лиц, в том числе графов, с правом их смещения и отмены вынесенных ими решений.

Подобные документы

    Образование Франкского государства: социальная структура франкского и галло-римского общества при династии Каролингов. Развитие феодальных отношений, Организация власти в поместье, сопротивление крестьян. записи "Салической правды" о устройстве общества.

    контрольная работа , добавлен 26.11.2009

    Хозяйство древних франков по данным "Салической правды". Общинный строй, формы собственности во франкском королевстве. Микроструктуры варварского общества. Правовое положение основных групп населения. Уровень экономического развития франкского общества.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2011

    Становление феодального государства на примере франкского. Основные социальные слои франкского общества. Период действия Салической правды. Исторические указания на повышенный вергельд за убийство священников и епископов. Свободные франки и рабы.

    реферат , добавлен 07.07.2011

    Теоретический анализ предпосылок образования и основных этапов развития Франкского государства - одной из самых грозных и воинственных держав, возникшей на обломках Римской империи. Политика Хлодвига. Король и его администрация в государстве Меровингов.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2011

    Образование племенного союза франков к началу III века. Набеги франков на территорию Римской империи, их расселение в Галлии. Король салических франков Хлодвига из династии Меровингов. Судебные обычаи салических франков. История правления Карла Великого.

    реферат , добавлен 21.01.2010

    Возникновение государства франков. Формирование феодального общества и государства у франков. Государственный строй. Франкская империя в VIII - IX вв. Франкония - прародительница будущей Франции и Германии.

    реферат , добавлен 25.12.2002

    Римское государство как крупнейшее политическое образование рабовладельческой эпохи, история его образования. Значение реформ Сервия Туллия. Созыв народного собрания. Общая характеристика Салической правды. Образование германской империи в XIX веке.

    реферат , добавлен 24.03.2016

    Возникновение Древнерусского государства. Сущность Правды Ярослава и отображение в ней положения княжеской дружины. Развитие городов Киевской Руси во времена принятия Правды Ярослава. Экономическая мощь, политические, административные, культурные центры.

    реферат , добавлен 22.02.2010

    Ранний этап развития государственности у Франков: общая характеристика занимаемой территории. Правление Хильдерика, его историческая роль и достигнутые результаты. Внешняя и внутренняя политика Хлодвиг, направления его деятельности и основные преемники.

    курсовая работа , добавлен 20.07.2014

    Предпосылки и причины возникновения древнерусского государства, этапы его образования. Принятие Русью христианства. Влияние этого события на историческую судьбу государства. Возникновение и развитие древнерусского права, его историческое значение.

6-12-2016, 22:09 |

Франкское государство


Франкское государство - то первое государственное образование в Европе в Средние века. Именно здесь мы узнаем о , Карле Мартелле, Пипине Коротком и Карле Великом. Это главные действующие лица образования франкского государства. Изначально государства не было, а только племенной союз, состоящий из сигамбров, бруктеров и других племен нижнего Рейна.

Термин «Франки» впервые упомянут в 291 г. Позднее Франки становятся подданными угасающей Римской империи. Они получают от нее землю в Галлии для дальнейшего расселения. Их отношения складывались неоднозначно, хотя они были хорошими союзниками. Например, когда , то франки выступили в их защиту. Когда государство франков было на пике своего развития, то она занимало площадь до Соммы.

Расцвет Франкского государства


Но пока шел 486 г. Правитель римлян в Северной Галлии Сиагрия напал на франков и потерпел поражение. Новую захваченную территорию они назвали Нейстрия. В 496 г. первый франкский король принимает христианство. Это возвысило его перед христианскими верующими. Еще была одержана выдающаяся победа в битве при Пуатье. Король разбил войско вестготов. Постепенно многие стали признавать новое государство, возникшее на такой большой территории.

Франки не уходили со своей родной территории. Они только приумножали ее площадь. На территории государства больше всего проживало галлов и франков. Франки предпочитали селиться на отдельной территории. Они долгое время сохраняли старые германские обряды и обычаи.

Чтобы понять социально-экономическое положение во франкском государстве, следует рассмотреть «Салическую правду». В этом правовом документе записаны правовые обычаи. Конечно, до наших дней она дошла в более поздних списках. Но, тем не менее, это очень важный источник. Одно из предположений, господствующей в исторической науке, что этот документ был написан в последнее десятилетии царствования . В правде записаны самые древние обычаи франкского государства. Местные крестьяне жили в общине. Она то и регулировала земельные отношения в обществе. Постепенно большие семьи во франкском королевстве уходят в прошлое, остаются только малые. Родовые семьи жили по соседству между собой. Так постепенно появляются большие сельские поселения.

В «Салической правде» есть много интересных обычаев. Например, отказ от родства. Чтобы разорвать родственные связи, нужно было громко всем сообщить на собрании об отказе от наследственных прав и обязанностей. То есть отказаться от наследования, кровной мести и уплаты налогов. Если человек был без детей, то его имущество получало государство.

Социальная структура во Франкском государстве.


Для того периода Средневековья в любом государстве самым многочисленным слоем были свободные люди. Родовая знать сменилась служивой, но она еще только складывалась. На службе у короля были дружинники. Дружинников в королевстве, а может даже и графом мог стать любой человек. Свободные люди входили в состав народного собрания, были собственниками-земледельцами.

Также для общества Франкского королевства были характерны рабы. Без них франкское государство не могло существовать. В случае смерти или убийства раба его хозяин получал компенсацию. Хотя в отличии от других государств во Франкском государстве главной рабочей силой были все-таки свободные люди.

Франки обычно отправляли рабов работать на землю, а в качестве платы они должны были вносить оброк. Хозяин мог отпустить раба на волю, хотя это случалось не часто. А если раб становился свободным, то все равно уплачивал бывшему хозяину разные повинности. Со временем в государстве появилась новая прослойка общества - литы. Судя по тому, как их оценивала «Салическая правда», то это, наверное, были потомки ранее освобожденных рабов.

Государственное устройство Франкского государства


С развитием государства во франкском королевстве появляются новые органы управления. Франки захватывали новые территории, а вместе с тем получали бесценный опыт государственного устройства. Постепенно стало понятно, чтобы держать в составе большие территории, то нужно менять управление государством. Постепенно падает роль Народного собрания как главного органа управления. Когда на троне был уже , то во Франкском королевстве происходили каждый год «мартовские поля». Это таки осмотры, куда приезжали с оружием свободные мужчины.

Все покоренные народы платили налоги, а сами франки не вносили в государственную казну ни гроша. Они только обязывались служить королю. Местное самоуправление тоже претерпело немало изменений. Деление было не родоплеменным, а уже стали территориальными. Этими территориями теперь управляют графы. В небольших территориях еще созывали народное собрание.

Что касается поселений, то они тоже меняются. Деревни и виллы обстраиваются укреплениями. В городах тоже строятся оборонительные сооружения. Когда Меровинги стали править, то в городах стали строить цитадели с основой в виде прочного сооружения, оставшегося от старых строений. К концу правления династии Меровингов уже можно наблюдать черты общего развития франкского государства.

Знаете ли Вы что...

Интересно, что территории франков и галло-римлян развивались по-разному. У галло-римлян в основном в государственном развитии сохранялись старые обыденные римские черты. А вот территория государства, где проживали франки, все больше воспринимала достижения государственного развития у завоеванных стран. Но в конце правления династии Меровингов уже понятно, что две культуры соединились в одну общую характерную для единого франкского государства.

В Раннем Средневековье в Европе на территории Галлии возникает новое государство. Оно не обладает общим этническим составом, а также общими экономическими связями. Но постепенно становится ясно, что это новое государственное образование становиться ведущим королевством в Европе. Очень мощным образованием, с сильной властью короля, с хорошо организованной государственной структурой.

Франкское государство видео

5. Франкское королевство в период раннего Средневековья (VI–VIII вв.)

В 486 г. в результате франкского завоевания в Северной Галлии возникло Франкское государство, во главе которого стоял вождь салических франков Хлодвиг из рода Меровея (отсюда династия Меровингов). Так начался первый период Франкского государства – с конца V до конца VII вв., обычно называемый меровингским периодом. При Холдвиге была завоевана Аквитания, при его преемниках – Бургундия, а остготы уступили франкам Прованс. К середине VI в. Франкское государство включало почти свою территорию бывшей римской провинции Галлии. Франки подчинили себе также ряд германских племен, живших за Рейном: верховную власть франков признавали тюринги, алманты и бавары; сакасы были принуждены платить им ежегодную дань.

Процесс феодализации Франкского государства происходил в форме синтеза разлагающихся позднеримских и германских родоплеменных отношений. На первом этапе существования Франкского государства (конец V – конец VII вв.) на севере Галлии позднеримская и варварская структуры существовали в виде различных укладов: разлагающихся рабовладельческого и варварского, родоплеменного, а также зарождающегося феодального (колонат, разные формы поземельной зависимости, дружинные отношения у франков), которому принадлежало будущее.

Важнейшим источником для изучения общественного строя франков в меровингский период являются «Салическая правда». Она представляет собой запись судебных обычаев салических франков, произведенную, как полагают, в начале VI в., еще при Хлодвиге. Римское влияние сказалось здесь гораздо меньше, чем в других варварских правдах, и обнаруживается главным образом во внешних чертах: латинский язык, штрафы в римских денежных единицах. «Салическая правда» отражает архаические порядки первобытно-общинного строя, существовавшие у франков еще до завоевания, и слабо отражает жизнь и правовое положение галло-римского населения. По этому документу, в этот период у франков существует вполне развитая частная, свободноотчуждаемая собственность на движимое имущество. Основной земельный фонд каждой деревни принадлежит коллективу его жителей – свободных мелких землевладельцев, составлявших общину. Право свободно распоряжаться наследственными наделами принадлежало только всему коллективу общины. Индивидуально-семейная собственность на землю у франков в конце V и в VI вв. только зарождалась. Об этом свидетельствует глава «Об аллодах», согласно которой земельное наследство в отличие от движимого имущества наследовалось только по мужской линии. В конце VI в. под воздействием имущественного расслоения и ослабления родовых связей в эдикте короля Хильперика эта глава была изменена: было установлено, что в случае отсутствия сына землю могут наследовать дочь, брат или сестра умершего, а не «соседи», т. е. община. Земля становилась объектом купли-продажи, превращается в собственность общинника. Это изменение носило принципиальный характер и вело к дальнейшему углублению имущественной и социальной дифференциации в общине, к ее разложению. Возникновение аллода стимулировало рост крупного землевладения у франков. Еще в ходе завоевания Хлодвиг присвоил себе земли бывшего императорского фиска. Его преемники постепенно захватили все свободные земли, которые сначала считались достоянием своего народа. Из этого фонда франкские короли раздавали земельные пожалования в полную собственность своим приближенным и церкви. Притеснения со стороны крупных светских землевладельцев, церковных учреждений и королевских должностных лиц вынуждали свободных франков отдаваться под покровительство светских и духовных землевладельцев, которые становились их сеньорами. Акт вступления под личное покровительство назывался «коммендацией». Одновременно с феодализацией франкского общества шел процесс зарождения раннефеодального государства. Король сосредоточил в своих руках все функции государственного управления, центром которого стал королевский двор. Государством он управлял как личным хозяйством, поступавшим к нему в виде налогов, штрафов и торговых пошлин. Королевская власть опиралась на поддержку складывающегося класса крупных землевладельцев. В свое время Хлодвиг с дружиной, а за ним и все франки приняли христианство, что не только повысило авторитет короля у христианского населения Галлии, но и обеспечило ему и его преемникам союз с церковью. Принятие христианства сопровождалось введением латинской письменности. Почти в каждой деревне был возведен храм, где священник вел богослужение. Служители церкви представляли особый слой общества – духовенство. После смерти Хлодвига, который разделил свое королевство между своими 4 сыновьями и которые лишились части своих доходов вследствие щедрой раздачи земли, франкские короли оказались бессильны в борьбе против сепаратистских устремлений крупных землевладельцев. Началось дробление Франкского государства. Все области были слабо связаны между собой экономически, что препятствовало их объединению в одном государстве. Короли из дома Меровингов вели между собой борьбу за верховенство, и в конце VII в. фактическая власть во всех областях королевства оказалась в руках майор домов – управляющих королевским хозяйством. В дальнейшем короли из дома Меровингов, потерявшие реальную власть, получили от современников прозвище «ленивых королей». После продолжительной борьбы в среде франкской знати в 687 г. майордом Австразии Пипин Геристальский стал майордомом всего Франкского государства.

Преемник Пипина Карл Мартелл («Молот») начал свое правление с усмирения смут в королевстве. Потом провел так называемую бенефициальную реформу. Сущность ее состояла в том, что вместо преобладавших при Меровингах аллодах широкое распространение и законченную форму получила система пожалований земли в условную феодальную собственность в виде бенефиция (дословно – «благодеяния»). Бенефиций жаловался в пожизненное пользование на условиях выполнения определенных служб, чаще всего конной военной. С течением времени бенефиций стал превращаться из пожизненного в наследственное владение и в течение IX–X вв. приобрел черты феода, т. е. наследственного условного держания, связанного с обязанностью несения военной службы.

В 732 г. в решающем сражении при Пуатье Карл Мартелл нанес сокрушительное поражение арабам, завоевавшим к тому времени Пиренейский полуостров, остановив тем самым их дальнейшее продвижение в глубь континента. Сын и преемник Мартелла Пипин Короткий урегулировал отношения с церковью, несколько обостренные проведенной отцом реформой, и в 751 г. на собрании франкской знати и своих вассалов в Суассоне Пипин был провозглашен королем франков. Последний меровингский король Хильдерик III был заключен в монастырь. Наступила эпоха Каролингов. По призыву папы Стефана II Пипин силой оружия принудил лангобардского короля отдать папе захваченные им ранее города Римской области и земли Равеннского экзархата (бывшего византийского владения). На этих землях в Средней Италии в 756 г. возникло Папское государство, просуществовавшее более тысячи лет. Сын Пипина Короткого Карл Великий стал самым знаменитым франкским королем.

Происхождение франков. Образование Франкского королевства

В исторических памятниках имя франков появилось начиная с III в., причём римские писатели называли франками многие германские племена, носившие различные наименования. По-видимому, франки представляли новое, очень обширное племенное объединение, включившее в свой состав ряд германских племён, слившихся или смешавшихся во время переселений. Франки распадались на две большие ветви - приморских, или салических, франков (от латинского слова «salum», что значит море), живших у устья Рейна, и прибрежных, или рипуарских, франков (от латинского слова «ripa», что значит берег), живших южнее по берегам Рейна и Мааса. Франки неоднократно переправлялись через Рейн, совершая набеги на римские владения в Галлии или оседая там на положении союзников Рима.

В V в. франки захватили значительную часть территории Римской империи, а именно Северо-Восточную Галлию. Во главе франкских владений стояли вожди прежних племён. Из вождей франков известен Меровей, при котором франки сражались против Аттилы на Каталаунских полях (451 г.) и от имени которого произошло название королевского рода Меровингов. Сыном и преемником Меровея был вождь Хильдерик, могилу которого нашли близ Турне. Сыном и наследником Хильдерика был наиболее видный представитель рода Меровингов - король Хлодвиг (481-511).

Став королём салических франков, Хлодвиг вместе с другими вождями, действовавшими, так же как и он, в интересах франкской знати, предпринял завоевания обширных областей Галлии. В 486 г. франки захватили Суассонскую область (последнее римское владение в Галлии), а в дальнейшем и территорию между Сеной и Луарой. В конце V в. франки нанесли сильное поражение германскому племени алеманнов(аламанов) и частично вытеснили их из Галлии обратно за Рейн.

В 496 г. Хлодвиг крестился, приняв христианство вместе с 3 тыс. своих дружинников. Крещение было искусным политическим ходом со стороны Хлодвига. Он крестился по обряду, принятому западной (римской) церковью. Германские же племена, двигавшиеся из Причерноморья, - остготы и вестготы, а также вандалы и бургунды - являлись, с точки зрения римской церкви, еретиками, так как они были арианами, отрицавшими некоторые из её догматов.

В начале VI в. франкские дружины выступили против вестготов, владевших всей Южной Галлией. При этом сказались большие выгоды, вытекавшие из крещения Хлодвига. Всё духовенство западнохристианской церкви, жившее за Луарой, стало на его сторону, и многие города и укреплённые пункты, служившие местом пребывания этого духовенства, сразу же открыли ворота франкам. В решающей битве при Пуатье (507 г.) франки одержали полную победу над вестготами, господство которых с этих пор ограничивалось лишь пределами Испании.

Так в результате завоеваний создалось большое Франкское государство, которое охватывало почти всю прежнюю римскую Галлию. При сыновьях Хлодвига к Франкскому королевству была присоединена и Бургундия.

Причины столь быстрых успехов франков, у которых были ещё очень крепкие общинные связи, заключались в том, что они осели в Северо-Восточной Галлии компактными массами, не растворившись среди местного населения (как, например, вестготы). Продвигаясь в глубь Галлии, франки не порывали связи со своей прежней родиной и всё время черпали там новые силы для завоеваний. При этом короли и франкская знать зачастую довольствовались огромными землями бывшего императорского фиска, не вступая в конфликты с местным галло-римским населением. Наконец, духовенство оказывало Хлодвигу постоянную поддержку при завоеваниях.

«Салическая правда» и её значение

Важнейшие сведения об общественном строе франков сообщает так называемая «Салическая правда» - запись старинных судебных обычаев франков, произведённая, как полагают, при Хлодвиге. В этом судебнике подробно рассматриваются различные случаи из жизни франков и перечисляются штрафы за самые разнообразные преступления, начиная от кражи курицы и кончая выкупом за убийство человека. Поэтому по «Салической правде» можно восстановить подлинную картину жизни салических франков. Такие судебники - «Правды» имелись также у франков рипуарских, у бургундов, у англо-саксов и у других германских племён.

Время записи и редактирования этого обычного (от слова обычай) народного права - VI-IX вв., т. е. время, когда родовой строй у германских племён совсем уже разложился, появилась частная собственность на землю и возникли классы и государство. Для охраны частной собственности требовалось твёрдо зафиксировать те судебные наказания, которые должны были применяться по отношению к лицам, нарушавшим право этой собственности. Требовали твёрдой фиксации и такие новые общественные отношения, возникшие из родовых, как территориальные, или соседские, связи крестьян-общинников, возможность для человека отказаться от родства, подчинение свободных франков королю и его должностным лицам и т. д.

«Салическая правда» делилась на титулы (главы), а каждый титул в свою очередь на параграфы. Большое количество титулов было посвящено определению штрафов, котoрые должны были уплачиваться за всевозможные кражи. Но «Салическая правда» учитывала самые различные стороны жизни франков, поэтому в ней встречались и такие титулы: «Об убийствах или если кто украдёт чужую жену», «О том, если кто схватит свободную женщину за руку, за кисть или за палец», «О четвероногих, если убьют человека», «О прислужнике при колдовстве» и т. д.

В титуле «Об оскорблении словами» определялись наказания за обиду. В титуле «О нанесении увечий» устанавливалось: «Если кто вырвет другому глаз, присуждается к уплате 62 1/2 солидов»; «Если оторвёт нос, присуждается к уплате... 45 солидов»; «Если оторвёт ухо, присуждается к уплате 15 солидов» и т. д. (Солид был римской монетной единицей. По данным VI в. считалось, что 3 солида равнялись стоимости коровы «здоровой, зрячей и рогатой».)

Франкское государство

первое крупное политическое объединение в Европе раннего средневековья; существовало в конце 5 – середине 9 вв. В период наибольшего расширения охватывало всю Западную и часть Центральной Европы. Исходным моментом в образовании Ф. г. было завоевание в 486 салическими франками (См. Франки) во главе с Хлодвигом I (См. Хлодвиг I) (король в 481–511) из рода Меровингов (См. Меровинги) последних рим. владений в Галлии. В ходе многолетних войн франки во главе с Хлодвигом завоевали также большую часть владений алеманнов на Рейне (496), земли вестготов в Аквитании (507) и франков, живших по среднему течению Рейна. При сыновьях Хлодвига было нанесено поражение королю бургундов Годомару (534), а его королевство включено во Ф. г. В 536 остготский король Витигис отказался от Прованса в пользу франков. В 30-е гг. 6 в. были также завоёваны приальпийские владения алеманнов и земли тюрингов между Везером и Эльбой, а в 50-е гг. – земли баваров на Дунае. Держава Меровингов представляла эфемерное политическое образование. В ней не было не только экономические и этнические общности, но и политические и судебно-административные единства (сразу же после смерти Хлодвига его 4 сына разделили между собой Ф. г., лишь иногда объединяясь для совместно завоевательных походов). Не был одинаковым и социальный строй разных частей Ф. г. В его сев. областях, гуще других заселённых герм. племенами, в 6–7 вв. преобладали общинные отношения; в междуречье Сены и Соммы на основе синтеза разлагавшихся общинных и позднеантичных институтов стал складываться феодальный уклад: началось формирование крупного частносеньориального землевладения и феодальных классов. В то же время на юге Ф. г. сохранялись существенные элементы позднеантичных отношений с характерным для них большим значением эксплуатации рабов и колонов. Различия в общественном устройстве отразились и на особенностях государственных учреждений. На юге Ф. г. сохранялись позднеримские муниципальные курии, рим. налоговая, таможенная и монетная системы; основной административно-территориальной единицей оставался городской округ. Севернее Луары римская система местного управления удерживалась преимущественно в городах; в остальных местах административное устройство изменилось под воздействием франкских институтов: главной территориальной единицей стал сельский округ, включавший несколько сотен (См. Сотня); в округах и сотнях действовали собрания свободных франков, сохранявшие известные судебные и административные права. Однако уже в конце 6 в. и особенно в 7 в. расширились прерогативы назначавшихся королями Граф ов, которым были переданы многие судебные дела, а также фискальные функции и право командования местным ополчением; стала сходить на нет и политическая роль ежегодных общефранкских военных смотров-собраний («мартовские поля»). Высшая законодательная, военная и исполнительная власть постепенно сосредоточивалась в руках наследственных королей, правивших при помощи королевского двора. Такие короли возглавляли каждую из основных частей Ф. г.: Австразию, Нейстрию, Бургундию. В 6–7 вв. они вели между собой непрекращавшуюся борьбу, которая сопровождалась уничтожением многих членов враждующих родов.

В 7 в. во Ф. г. заметно усилилась знать. Она включала в это время, кроме потомков германской знати, многих представителей галло-римской аристократии. Знать владела уцелевшей частью позднеримских поместий вместе с обслуживавшими их рабами и колонами (рабство отменено не было). Стремясь заручиться поддержкой знати, короли из династии Меровингов предоставляли ей важные военно-административные посты и новые земельные пожалования. Всё более усиливавшаяся знать добилась при правнуке Хлодвига Хлотаре II (король всего Ф. г. в 613–629) узаконения ряда своих привилегий, в частности контроля над местным управлением. После смерти сына Хлотаря II Дагоберта I (король в 629–639), ненадолго приостановившего рост самовластия знати, королевская власть приходит в полный упадок. Решение государственных дел переходит в руки Майордом ов, назначавшихся королём в каждом королевстве из представителей наиболее знатных родов. Отдельные части Ф. г. – Нейстрия, Австразия, Бургундия, Аквитания – всё более обособлялись друг от друга.

В 1-й половине 8 в. политическое единство Ф. г. было восстановлено. Господствующего положения добилась группировка знати (вобравшая в себя высшую аристократию всех франкских королевств), возглавленная майордомами Австразии, которые сумели также привлечь к себе вновь складывавшуюся в ходе социального расслоения зажиточную верхушку рядовых свободных. Первую попытку воссоединения Ф. г. предпринял австразийский майордом Пипин Геристальский (умер в 714), добившийся признания себя майордомом также в Нейстрии и Бургундии. Его сын Карл Мартелл (майордом в 715–741), сохранив права майордома в этих королевствах, вновь подчинил отпавшие в период ослабления власти Меровингов Тюрингию, Алеманнию и Баварию, восстановил власть над Аквитанией и Провансом. Его победа над арабами при Пуатье в 732 остановила арабскую экспансию в Зап. Европу. Авторитет и могущество позволили Карлу Мартеллу править, не возводя на королевский престол наследников Меровингов. Усилению его власти содействовала бенефициальная реформа, установившая условный характер земельных пожалований, предоставлявшихся за службу (см. Бенефиций). Сын Карла Мартелла Пипин Короткий при поддержке папы римского Захарии провозгласил себя королём Ф. г. (751), основав новую династию – Каролингов (См. Каролинги). Вслед за этим по просьбе папы Стефана II Пипин Короткий выступил против лангобардов (См. Лангобарды), принудил их признать верховную власть Ф. г. и передал города Равеннского экзархата и Римскую область папству (см. Папская область). При Пипине была отвоёвана у арабов Септимания (759), укреплена власть над Баварией, Алеманнией и Аквитанией. Наибольшей силы Ф. г. достигло при сыне Пипина Карле Великом (См. Карл Великий) (правил в 768–814). Вновь победив лангобардов, Карл Великий присоединил их владения в Италии к Ф. г. (774), завоевал земли саксов (772–804), отвоевал у арабов область между Пиренеями и р. Эбро (785–811). Продолжая политику союза с папством, Карл добился от папы Льва III коронования императором (800), что представляло попытку восстановить Зап.-Рим. империю и укрепить власть Карла Великого над многоплемённым населением Ф. г. Успехи первых Каролингов во многом объяснялись тем, что их выход на политическую арену совпал со временем, когда основная часть знати нуждалась в политической консолидации для подчинения свободного населения. В 8 – начале 9 вв. во Ф. г. и в первую очередь в междуречье Рейна и Луары совершился «переворот в аграрных отношениях» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, 2 изд., т. 19, с. 495): большинство свободных аллодистов (см. Аллод) и их земель перешло под власть знати; ведущим типом хозяйства стала крупная вотчина с Домен ом; в господствующем классе распространилась система Вассалитет а. Благодаря широкому развитию всех этих явлений в междуречье Рейна и Луары в 8–9 вв. побеждают феодальные отношения. В др. частях Ф. г. феодальный уклад заметно усиливается.

В ходе феодализации исчезли пережитки общинных институтов в политическом устройстве. Общефранкские военные сборы были окончательно заменены ежегодными смотрами феодального конного войска («майские поля»). Основы правоотношений всех слоев населения определяли королевские Капитулярии . Властью на местах обладали графы и маркграфы, из подчинения которым изымались только владения сеньоров, пользовавшихся Иммунитет ом. Общие судебные собрания в округах и сотнях были заменены коллегиями присяжных, назначавшихся сверху. Было также ограничено участие рядовых свободных в ополчении. Всё это означало дальнейшее расширение социально-экономической и политической силы знати. В 9 в. она добилась установления фактической наследственности земельных владений и должностей; в её среде вновь резко усилились тенденции к политической самостоятельности. Обостряется междоусобная борьба. Уже сын Карла Великого Людовик Благочестивый (правил в 814–840) не смог сохранить целостность империи, а по Верденскому договору 843 (См. Верденский договор 843) она была разделена на три королевства, предвосхищавшие своими границами Францию, Германию и Италию (последняя была вначале соединена с землями по Роне и Рейну). Несмотря на то, что империя Карла Великого была непрочным политическим образованием, резкое ускорение в её рамках процессов феодализации благотворно сказалось на экономическом и культурном развитии: несколько оживилось развитие земледелия и ремесла, происходила распашка новых земель, расширилась внешняя торговля; в среде господствующего класса возрос интерес к образованию, литературе, светским наукам (см. «Каролингское возрождение »).

Лит.: Энгельс Ф., Франкский период, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Неусыхин А. И., Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI–VIII вв., М., 1956; Корсунский А. Р., Образование раннефеодального государства в Западной Европе, М., 1963; История Франции, т. 1, М., 1972, гл. 1; Muller Mertens E., Karl der Grosse, Ludwig der Fromme und die Freien, B., 1963; Tessier G., La baptême de Clovis, P., 1964; Folz R., Le couronnement imperial de Charlemagne, P., 1964; Karl der Grosse, hrsg. von W. Braunfels, Bd 1–4, Düsseldorf, 1965–67; Epperlein S., Karl der Grosse, B., 1975.

Ю. Л. Бессмертный.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Франкское государство" в других словарях:

    Francia, Frankia империя, королевство ← … Википедия

    Раннесредневековое государство, возникшее в конце 5 в. на части территории бывшей Западной Римской империи при завоевании франками во главе с Хлодвигом Галлии. Включило в результате завоеваний Карла Великого почти всю Западную и часть Центральной … Исторический словарь

    Возникло в кон. 5 в. на части территории бывшей Зап. Римской империи при завоевании франками во главе с Хлодвигом Галлии; включило в результате завоеваний Карла Великого почти всю Зап. и часть Центр. Европы. Во Франкском государстве правили… … Большой Энциклопедический словарь

    - (лат. Regnum Francorum) политич. образование эпохи генезиса феодализма в Зап. Европе; существовало в кон. 5 сер. 9 вв. В период наибольшего расширения охватывало почти всю Зап. Европу и часть Центральной; названо по имени франков, составлявших… … Советская историческая энциклопедия

    Самое важное из всех, основанных германцами в начале средних веков. В истории его до 843 года можно различать 4 периода: 1) до конца VI века первая половина меровингской эпохи, 2) с конца VI в. до захвата власти Каролингами эпоха роста… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Франкское государство - раннесредневековое государство, возникшее в конце V в. на части территории бывшей Западной Римской империи при завоевании франками во главе с Хлодвигом Галлии. Включило в результате завоеваний Карла Великого почти всю Западную и часть Центральной … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Возникло в конце V в. на части территории бывшей Западной Римской империи при завоевании Галлии франками во главе с Хлодвигом I; включило в результате завоеваний Карла Великого почти всю Западную и часть Центральной Европы. Во Франкском… … Энциклопедический словарь

    Франкское государство - раннефеод. госуд., возникшее в кон. 5 в. при завоев. франками Галлии и включившее в результате походов Карла Великого в свои пределы часть Италии, Германии, Испании и нек рые славянские земли. Исходным этапом в образовании Ф. г. явилось… … Древний мир. Энциклопедический словарь

    Франкское государство при Меровингах - Происхождение франков. Образование Франкского королевства В исторических памятниках имя франков появилось начиная с III в., причём римские писатели называли франками многие германские племена, носившие различные наименования. По видимому, франки… … Всемирная история. Энциклопедия