Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Как найти дело, приносящее и моральное, и материальное удовлетворение? Моральное и материальное удовлетворение Тоже время обеспечивают удовлетворение материальных

Некоторые современные ученые разделяют потребности на 3 груп­пы: материальные, социальные и духовные. Такое деление вызывает возражения, так как нарушает законы логики: все социальные по­требности могут быть включены в число материальных или в число духовных потребностей. Мы исходим из того, что деление потребно­стей на материальные и духовные происходит по одному основанию, а на социальные и биологические - по другому. И первое, и второе деление полезны для понимания мира потребностей, так как они по­казывают различные закономерности их функционирования ираз­вития.

Материальные потребности - это потребности человека в обеспе­чении своего материального существования. В материальных потреб­ностях можно выделить два пласта: относительно простые матери­альные биологические потребности и более сложные - материальные социальные потребности. К материальным биологическим относятся потребности в пище, одежде, жилище, благоприятной окружающей среде, физическом здоровье и физической безопасности, в продол­жении рода. В современном сервисе существует множество отраслей и направлений, которые обслуживают каждую из этих потребностей. Так, удовлетворением потребностей в пище непосредственно за­нимаются система общественного питания и ресторанный сервис, потребностей в одежде - пошивочные и ремонтные ателье, склады и магазины, прачечные, химчистки, потребностей в жилище - ре­монтно-строительные организации, потребностей в благоприятной сре­де - уборочные службы, предприятия садово-паркового хозяйства и т. п. Безопасностью занимаются армия, полиция и охранные орга­низации, физическое здоровье и продолжение человеческого рода тре­буют медицинских, санаторно-курортных и спортивно-оздоровитель­ных услуг. Транспорт, связь и информационный сервис прямо или опосредованно обслуживают каждую из перечисленных областей.

Все эти материальные потребности по своей природе биологиче­ские, но, как уже отмечалось, они проявляются у человека в специ­фической социальной форме. Даже биологические материальные потребности человека в отличие от потребностей животных истори­чески изменяются. С одной стороны, в них сохраняется некий инва­риант, общий для всех людей, а иногда для людей и животных. Так, всем людям необходим похожий набор химических веществ для пол­ноценного питания, а безопасность всегда и для всех включает в себя предохранение от механических повреждений тела и от попадания в организм ядовитых веществ. С другой стороны, сервисные техноло­гии неизбежно различаются у обществ, стоящих на разных ступенях развития. Любой вид сервиса исторически развивается. Если для обеспечения безопасности президента высокоразвитой страны мо­жет понадобиться, например, система противорадарной защиты са­молета, то вождю африканского племени она совершенно не нужна. Президента, в свою очередь, не могут удовлетворить услуги воинов с копьями и топорами, которые вполне справляются с охраной вождя племени.



Материальные социальные потребности появляются только у че­ловека. Вопреки мнению Гегеля и других идеалистов, социальное - это не только мышление, но и вполне вещественная, материальная деятельность с предметами внешнего мира. К социальным матери­альным потребностям относятся труд и основанный на нем процесс материального производства, т. е. предметно-орудийная преобразова­тельная, деятельность человека, общение - взаимодействие в про­цессе трудовой деятельности и обмен продуктами труда. Материаль­ные потребности не ограничиваются потребностями в так называе­мых материальных благах. Как отмечает Л. П. Буева, «специфически человеческое отношение к миру состоит не в потреблении, а в сози­дании; первое лишь необходимое условие и средство второго» 1 . Если потребности в пище и жилище - главные биологические материальные потребности человека, то главная социальная материаль­ная потребность - это потребность в труде.

1 Буева Л. Л. Человек, деятельность, общение. М.: Мысль, 1978, С. 158-159.

Духовные потребности - это потребности в знаниях, настроени­ях, переживаниях и впечатлениях. К духовным относятся потребно­сти в познании, образовании, воспитании, смысле жизни. Их можно также классифицировать на основе форм общественного сознания, разделив на нравственные, правовые, политические, эстетические, ре­лигиозные или атеистические потребности, потребность в мировоз­зрении. Наконец, можно выделить относительно простые духовные потребности, существующие на уровне обыденного сознания, и слож­ные, которые удовлетворяются с помощью теоретического и художе­ственного сознания.

Потребность в познании - это стремление человека к знанию объ­ективных явлений, свойств и закономерностей действительности. Она порождается материальными потребностями в успешной трудо­вой деятельности, которая не может существовать и совершенство­ваться без накопления знаний о мире. Затем потребность в познании может приобретать относительную самостоятельность, превращать­ся в самоцель, так что ее связь с материальными потребностями ста­новится опосредованной и завуалированной. У древних людей эта потребность удовлетворялась только с помощью обыденного позна­ния. Затем появляются более сложные пути удовлетворения потреб­ности в знаниях - мифология и религия. В религии действительные знания о мире переплетаются с верой в сверхъестественное - т. е. идеями, которые объявляются истинными без доказательств, на ос­нове традиции. Наиболее развитые формы познания - научное и ху­дожественное.

Научное познание нацелено на раскрытие объективных законов природы и общества, объяснение и предсказание изменений изуча­емых явлений. Оно включает в себя проверяемые и проверенные фак­ты и обобщения. Художественное познание - это особое эстетиче­ское освоение действительности в художественно-образной форме. Оно может осуществляться с помощью искусства и включает в себя оценку вещей и событий как прекрасных или безобразных, низмен­ных или возвышенных, трагических или комических. Ценностно-ориентационная деятельность (см. § 6) также опирается на познание (невозможно дать правильную оценку явлениям, которые не знаешь), но не сводится к нему.

Образование - это процесс усвоения систематизированных зна­ний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребностей человека, так как стало необходимым условием подготовки к труду и общению. Потребность в образовании по существу является конкретизацией и более развитой формой потребности в познании. В современном обществе человек нуждается не в каком-то неопреде­ленном наборе знаний, а в качественной системе образования и в на­дежных критериях этого качества. Образование рассматривается в современном мире как одна из частей сферы услуг. Им занимаются особые организации - в основном учебные заведения. Государство осуществляет контроль за образованием для придания ему легитим­ности: лицензирование образовательных услуг является подтвержде­нием их качества и обеспечивает их стандартизацию, официальное признание при оценке уровня образованности конкретного лица.

Воспитание - это целенаправленное воздействие на человека для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функ­ций (труда, общения, познания и т. п.). Оно входит в процесс социа­лизации и является потребностью, поскольку без целенаправленно­го воздействия взрослых ребенок не сможет стать дееспособным чле­ном общества. В учебных заведениях потребность в воспитании фактически удовлетворяется вместе с потребностью в образовании. Однако воспитание, по мнению психологов и педагогов, начинается практически с рождения ребенка, когда образование (в строгом смыс­ле слова) еще невозможно.

Потребность в смысле жизни - это, по-видимому, наиболее слож­ная духовная потребность. Она выражается в формировании миро­воззрения - системы взглядов человека на мир в целом и свое место в нем. Смысл своего существования определяется каждой личностью индивидуально, но это не значит, что он зависит от субъективного видения мира. Существуют, во-первых, несколько основных концеп­ций смысла человеческого существования, к которым многие люди приходят на том или ином этапе своей жизни (при этом тем или иным образом модифицируя их, адаптируя к особенностям своей личности). Во-вторых, концепция смысла жизни прямо зависит от того, как развивались способности человека и как удовлетворялись потребности в познании, образовании и воспитании. Различные об­щественные структуры, движения и организации с глубокой древно­сти стремились воздействовать на внутренний мир человека, чтобы сформировать у него такое мировоззрение и понимание смысла жиз­ни, которое соответствует идеологии этих движений и организаций. Для подобного воздействия на формирование духовных потребно­стей используется широкий набор приемов - дозированная информация и дезинформация, эмоциональное воздействие искусства, чувство товарищества и солидарности, пропаганда через средства массовой информации, наконец, простая материальная заинтересо­ванность в получении тех или иных благ. Духовные потребности, ко­торые потребность в смысле жизни как бы обобщает и подытоживает, во многом определяют поведение человека. Поэтому на их формиро­вание всегда пытаются повлиять в своих интересах как общество в целом, так и отдельные существующие в нем структуры, движения, организации и группировки.

В настоящее время широко распространено наивное отношение к духовным потребностям как к чему-то «очень хорошему». Так, уже отмечалось, что церковь обычно трактует духовные потребности как чисто религиозные и поэтому очень ценные. Отсутствие религиоз­ных потребностей называют при этом «бездуховностью» (вместо «не­религиозности») - хотя в действительности общество выработало много очень ценных нерелигиозных духовных потребностей, напри­мер, потребность в научном и художественном творчестве. Столь же ошибочным нам представляется и утверждение: «Можно иметь, на­пример, видеомагнитофон и смотреть только порнофильмы, но вряд ли это связано с духовными, потребностями...» 1 . Стремление смот­реть порнофильмы - это, конечно, духовная потребность. Не вда­ваясь в рассуждения о том, хорошо это делать или плохо, отметим другое: существуют не только «хорошие», но и негативные, деструк­тивные, разрушительные, осуждаемые обществом духовные потреб­ности. В СССР к ним было принято относить, например, потребно­сти религиозного характера. В современном мире распространяются духовные потребности гораздо более опасные, чем разглядывание порнографических картинок: это пропаганда всевозможных экстре­мистских идеологий (религиозных и нерелигиозных), фашистских и других человеконенавистнических концепций. Задача общества - противостоять формированию такого рода потребностей, в том чис­ле и методами сервисной деятельности (информационный, обра­зовательный, анимационный сервис, средства массовой информа­ции и т. п.).

1 Черников В. Г. Человек и его потребности: Учеб. пособие. Рыбинск: РГАТА, 2003. С. 85.

В реальной жизни материальные и духовные потребности, а так­же приемы и методы их удовлетворения взаимодействуют и пере­плетаются. Так, удовлетворение материальных потребностей всегда требует какого-то уровня знаний, т. е. духовных предпосылок. Для удовлетворения любых духовных потребностей используются мате­риальные предметы - например книги, музыкальные инструменты, краски и холст, звуковоспроизводящая аппаратура и другое оборудо­вание. Поэтому удовлетворение духовных потребностей становится возможным благодаря удовлетворению сопутствующих им матери­альных. Это еще раз показывает зависимость духовной деятельности человека от материальной. Последняя создает и совершенствует мир вещей («вторую природу», техносферу, ноосферу), формируя тем са­мым возможности для развития и удовлетворения духовных потреб­ностей.

Любая сервисная деятельность, направленная на удовлетворение одной потребности, обычно затрагивает и многие другие. Удовлетво­рение материальных и духовных потребностей часто взаимосвязано, носит комплексный характер. В сервисной деятельности эта ком­плексность служит дополнительным фактором, повышающим при­влекательность предлагаемого набора услуг.

Приветствую вас! На связи Мара Боронина — нумеролог, корректолог жизненных дорог.

Хочу сказать, что мне приходит много вопросов от подписчиков, от участников моих курсов, вебинаров. Сегодня я хочу ответить на вопрос — как найти дело, которое приносит и моральное и материальное удовлетворение?

Безусловно, дата рождения играет роль. Безусловно, мы можем увидеть, какое дело найти, как соединить земной и космический паспорт. Это даст нам гарантию того, что мы сможем найти свое предназначение. Мои ученики проходят 58 уроков, чтобы изучить это в Школе нумерологии.

По космическому паспорту мы видим слабые и сильные стороны. Также мы можем посмотреть это через кармические числа, длинный код. Все это нужно изучить, чтобы максимально логично проникнуть в дату своего рождения, при этом синтезируя все 5 традиций нумерологии.

Сегодня мы изучим другую методику, чтобы вы могли экстренно понимать себя — тот ли путь вы выбрали?

Возьмите ручку (лучше 3 цветные ручки для каждого вопроса) и лист. Если сейчас вы ответите честно на эти 3 вопроса, то вы поймете суть этой стратегии, наступит определенное понимание себя.

  1. Кайфую ли я от своей работы? Готова ли я работать 24 часа в сутки 7 дней в неделю?

Если это так, то скорей всего ваша работа и есть ваше предназначение.

Я живу в этом состоянии около 15 лет. Я люблю свою работу, нумерологию. Я от нее кайфую.

Разверните эту тему в ответе на вопрос.

  1. Хорошо ли мне платят за мою деятельность, экспертность? Устраивают ли меня гонорары? Все ли потребности закрыты?

Напишите.

  1. Усиливает ли вас ваша деятельность, либо напротив, выжимает?

Та деятельность, которая радует вас, приносит доход, она будет радовать вас. Вы будете стремиться к ней, а вечером у вас останется 90 процентов зарядки. Если работа «сливает» вас, то скорей всего вы не в своей нише. Вы работаете не там, где вы получаете полное моральное и материальное удовлетворение.

Если в каждом пункте из трех у вас все печально, то пора искать свой внутренний потенциал, свой путь, ту нишу, которая будет работать по всем трем параметрам. Для этого есть схема, которая поможет на первых порах.

  1. Люблю.
  2. Умею.
  3. Мне готовы за это платить.

«Умею» — это то, в чем вы эксперт. Распишите этот пункт.

«Люблю» — это то, от чего вы кайфуете.

«Мне за это готовы платить» -возможно вы занимаетесь творчеством, за которое вам не готовы платить.

Приведу пример.

Вы умеете хорошо подбирать наряды, вы любите ходить по магазинам. Сегодня есть много женщин, которые хотят сэкономить время. Они успешны, и у них нет времени ходить по магазинам. Они обязательно воспользуются вашими услугами, если вы станете профессионалом и честным экспертом в этом деле.

Честность — превыше всего. Вы отведете клиента в достойный магазин, где могут быть скидки. Вы честно будете подбирать look, советовать, что идет и не идет.

Люди хотят экономить. И время — самое ценное. Иногда человек не может потратить свое время на походы по магазинам.

Например, вы любите изучать нумерологию. Вы умеете расшифровывать, давать рекомендации. Мы сможете консультировать других людей, которые захотят узнать свои сильные и слабые стороны. Человек-клиент занимается своей профессией и ему некогда изучать нумерологию. Если вы изучили нумерологию,то можете сделать ее своей профессией.

В следующий раз я разберу ваши новые вопросы. Подписывайтесь на мой You Tube канал и на наши соцсети, каналы. Не забудьте поставить лайки и написать о том, что вас волнует. Я жду от вас интересных вопросов, на которые смогу ответить.

Там будут публиковаться качественные видео сюжеты по нумерологии, раскрытию сверхспособностей и защите от неэкологичных воздействий. Практические рекомендации, ставы, практики.

Члены сообщества каждую неделю по пятницам получают информацию для своего развития в удобной форме. Данные материалы не публикуются в свободных источниках или интернете.

Труднонасыщаемое существо человек имеет постоянную потребность в определённых условиях и обстоятельствах. В противном случае жизнь его превращается в страдальческое существование и лишается ощущения гармонии и комфорта. Что же такое материальные Примеры и особенности, а также мнение учёных по этому поводу рассмотрим ниже.

Различают социальные, материальные и

  • Социальные - зависимость от общения, контакта, реализации в обществе.
  • Материальные потребности человека (биологические) - обеспечение сохранения и продолжения жизни.
  • Духовные - реализация инстинктов поклонения и размножения. Творческая реализация, зависимость от получения удовольствий.

Материальные - примеры реальных и мнимых потребностей

Реальные - потребности, которые вызваны искренним самостоятельным желанием человека.

  • Дыхание.
  • Вода.
  • Кров.
  • Творческие увлечения.
  • Религиозные убеждения.
  • Сон, отдых тела и мозга.
  • Интимные потребности.

Мнимые - зависимость от мнения окружающих и вытекающие отсюда потребности:

  • навязанные увлечения;
  • мнимые вероубеждения;
  • склонности и вымышленные способности.

Материальные потребности человека - примеры позитивные

Человеку необходимы определённые условия для комфортного существования. Это не означает, что он не сможет прожить без тёплой воды в квартире или без горячего завтрака. Безусловно, сможет. Но каково будет его моральное состояние, насколько от этого будет страдать его психика, это уже зависит от внутренних духовных потребностей, тесно связанных между собой. Если человеку для счастья мало надо, то его материальный мир ограничивается здоровым телом и бодрым духом, но, увы, таких людей практически не существует.

Обычному среднестатистическому для комфортной жизни необходимы некоторые условия.

  • Удобное жилище.
  • Питательная разнообразная пища.
  • Различная одежда, утварь, приспособления и инструменты, облегчающие его жизнедеятельность.
  • Средства передвижения.

Материальные потребности человека - примеры негативные

  • Зависимость от наркотических и туманящих разум веществ.
  • Зависимость от лекарственных препаратов.
  • Зависимость от дорогостоящих атрибутов жизни, обусловленная социальной потребностью самореализации в социуме, но вытекающая в физическую проблему постоянной погони за всё более усовершенствованными материальными благами.

Первичные и вторичные потребности

Американский психолог А. Маслоу разделил материальные потребности человека на первичные и вторичные.

Первичные:

  1. потребности, без которых жизнь обрывается;
  2. потребности, обеспечивающие человеку уверенность в продолжении его жизни, страхующие от смерти.

Вторичные:

  1. социальные - контакт с людьми, взаимно-комфортные отношения, проявление взаимной заботы, любви, интересов;
  2. престижные - реализация эго человека, утверждение его личности в обществе, возвышение, рост, уважение и признание окружающими;
  3. духовные - реализация духовных порывов, никак не связанных с другими людьми и контактами с ними (поклонение, творчество).

Материальные потребности человека сопровождают его с первых секунд жизни до последних. Только чрево матери способно организовать плоду всю совокупность его материальных потребностей. Покидая его, человек сталкивается с постоянной борьбой за обеспечение своих и зависимостей. Иначе он просто перестает полноценно жить. Даже если его жизнь будет поддерживаться в организме, без комфортных материальных благ (обусловленных духовными и социальными потребностями) наступает крах человеческого материального мира.

Как правило, работе мы отдаем большую часть своего времени и сил. И хочется, чтобы ее выполнение приносило нам удовольствие или хотя бы удовлетворение - моральное ли, материальное ли. А лучше и то и другое, ведь правда? Мы поговорили с экспертами о том, бывает ли работа мечты и как ее найти, что нас мотивирует и почему денег всегда не хватает.

Если ввести в поисковике запрос «работа мечты», станет очевидно, что ее ищут (во всех смыслах этого слова) многие: 743 000 000 ссылок говорят сами за себя. Интересно, если не считать вакансии, которые время от времени предлагают австралийцы на своем острове Гамильтон, сколько людей действительно находят ту самую, желанную и единственную работу мечты?

«Надо понимать, что это абсолютно искусственный, маркетинговый термин, который используют для привлечения кадров, - обращает внимание кандидат психологических наук, доцент кафедры психоанализа и бизнес-консультирования НИУ ВШЭ Александр Евдокименко. - Ощущение исполнения мечты - это все-таки краткосрочное состояние».

«Работодатели могут меняться. Я бы сказала, что нужно искать именно свое дело, свое призвание, - уточняет бизнес-коуч Алла Кузнецова. - Причем можно отталкиваться и от познания себя («чего я хочу?»), и от изучения предложений на рынке. Сейчас появляется все больше функционала и работ, о которых мы совсем недавно еще ничего не знали».

Расширяя навыки, вы повышаете экспертность и, следовательно, себестоимость на рынке

По словам экспертов, чтобы дело, которому вы себя отдаете, действительно доставляло радость и приносило удовольствие, должны совпасть три ключевых момента. Как сказала психотерапевт, бизнес-тренер, коуч Наталья Тумашкова, «я считаю, работу мечты можно найти, если у вас как минимум мечта есть». Так что первое - ваше желание.

Вы должны понять свои цели, определить краткосрочные и долгосрочные задачи. «Хотя это легко сказать, - признает Алла Кузнецова. - Кто-то знает себя лучше, кто-то хуже и в тот же вуз поступает по совету или принуждению родителей, за компанию с друзьями и так далее. Но никогда не поздно прислушаться к себе и решить, что на самом деле именно тебе самому хочется».

Второе - это ваши знания и навыки. Все-таки желание - это мечта, фантазия, а навыки - некая реальность («что я действительно умею?»). Независимо от стажа, опыта и уверенности в себе специалисты не рекомендуют занимать позицию всезнающего и всемогущего умельца: всем есть чему учиться.

Помните: расширяя свои навыки, вы повышаете свою экспертность и, следовательно, себестоимость на рынке. «Стоит понимать, что все очень быстро меняется, - замечает Алла Кузнецова, - а потому надо постоянно держать себя в тонусе, видеть поле для своего развития, анализировать, над чем еще стоит поработать».

Наконец, третье - обстоятельства. Даже если у вас есть готовность сменить поле деятельности и представление, чем бы вы хотели заниматься дальше, оцените свои возможности на данном этапе жизни. Скажем, если ваш ребенок только пошел в школу, испытывает стресс, постоянно болеет на этом фоне, стоит трезво оценить ситуацию и, возможно, посвятить свободное время не обучению по новой специальности, а помощи своему первокласснику. А исполнение мечты немного подождет.

В качестве важной составляющей идеальной работы многие наверняка бы назвали еще высокую оплату труда. Является ли этот фактор для нас главным и действительно мотивирующим?

Материальное vs моральное удовлетворение

«Каждые 40 минут преподавания дарят мне такую радость, какую на основной работе я испытываю только один раз в месяц - при sms-оповещении о пополнении счета», - рассказывает 22-летний Антон. В школе его, выпускника престижного западного вуза, держит любимое дело, на хорошей позиции в крупной фирме - зарплата. Ни от денег, ни от удовольствия отказываться он не готов, так что приходится жертвовать практически всем свободным временем.

Возможность совмещать несколько работ есть не у всех, чаще всего приходится расставлять приоритеты. Одним важен престиж и статус, им комфортно, только когда они ездят на машине не хуже определенной марки и модели, другим хорошо, когда они занимаются любимым делом.

Алла Кузнецова вспоминает историю 35-летнего банкира, который решил оставить невообразимо высокую должность и ближайшие 2 года не «капитализировать» свои заслуги перед компанией, а поучиться на Западе, чтобы стать конкурентноспособным на международном уровне.

Другой пример - женщина, признавшая, что никогда бы не пошла в малоизвестную организацию «без имени», про которую нужно объяснять, что это. Важность «идентификации себя с определенным сообществом» отмечает и Александр Евдокименко («к примеру, у военных есть специфический мотив - ношение формы»).

Три причины делать

В 1978 году в майском номере журнала Psychology Today вышла статья ученых Эдварда Лоулера и Патриции Ренвик «Чего вы на самом деле хотите от своей работы». Тройка победителей, по итогам исследований, выглядела так:
1) вызов;
2) причастность к созданию чего-то значимого;
3) возможность расширять свои умения.
Зарплата заняла лишь 12-ю строчку.

Неправильно считать одни причины и мотивы при выборе работы хорошими, а другие плохими, - каждому свое. Вопрос в другом: сделан ли выбор в пользу того или иного самим человеком? Его ли это желание? «Люди часто не задумываются всерьез о том, что является для них главным в жизни, за что они себя уважают, и не решаются честно ответить себе на вопрос, какое место в этом самоуважении играет то, чем и как они зарабатывают, - отмечает Наталья Тумашкова. - Нередко выясняется, что деньги как стимул для работы - это иллюзия.

Как показывает терапевтическая практика, гоняясь за финансовым успехом и сопутствующими ему социальными метками, люди иногда просто пытаются доказать своему давно умершему родителю, что они чего-то стоят. А иногда для них это единственное условие психологической безопасности. Точно так же может быть лукавством и позиция «деньги мне совсем не важны». Все-таки для того, чтобы их заработать, нужно встать с дивана, на котором человека может держать, например, страх неуспеха родом из детства, а вовсе не приписываемая ему родней патологическая лень и безответственность».

Чтобы выяснить, что мотивирует нас к работе сильнее, американский психолог, специалист в области поведенческой экономики Дэн Ариэли провел ряд исследований. Одно из них заключалось в следующем: участникам выдавали листы с буквами, одинаковые надо было объединить в пары.

Первая группа сдавала организатору подписанные работы, тот их просматривал и складывал. Листы второй, на которых не указывались имена и фамилии, собирали не глядя. Ответы третьей группы и вовсе сразу отправлялись в шредер.

По условиям эксперимента за выполнение каждого следующего задания полагалось все меньше денег, но участники второй и третьей группы требовали удвоить обговоренную сумму. Первая группа прибавки не просила, так как ей хватало условного признания - того, что ее работу не уничтожали и не игнорировали.

Но согласно статистике рекрутингового агентства Kelly Services за 2012 год, 76% российских сотрудников главным мотиватором называют все-таки оплату труда. И понятно, почему многие не решаются уйти с работы, которая радует разве что стабильностью - и даже не всегда уровнем зарплаты.

«Один из эффективных инструментов удержания человека на рабочем месте - кредитозависимость, - замечает Александр Евдокименко. - Многие трудятся на возвращение долгов за уже приобретенный товар и испытывают психологический страх перед ситуацией неопределенности, неизвестности. Люди естественным образом боятся оставить без средств к существованию себя и свои семьи».

«Если тебе нечем платить за квартиру, выбирать особо не приходится, - соглашается Алла Кузнецова. - Пирамиду Маслоу никто не отменял: прежде всего надо обеспечить удовлетворение базовых потребностей». Другое дело, если финансовый вопрос не стоит остро и обстоятельства позволяют пойти на риск и сменить надоевшую работу на любимое дело.

Алла приводит в пример основателей Google, Facebook, Стива Джобса или, скажем, Квентина Тарантино, который работал в видеопрокате, а потом снял «Криминальное чтиво». «Он просто хотел создать этот фильм, не думая о миллионах. Они вместе с признанием и популярностью пришли за ним сами. Одержимых пассионариев, которые вкладывают душу и искренне верят в то, что делают, успех и деньги часто догоняют, хотя они никогда не были для этих людей самоцелью».

Рост доходов и запросов

Еще один популярный запрос-вопрос в поисковиках - «Почему денег всегда мало?» (74 200 000 ссылок). Вероятно, задаются им не только те, для кого при выборе призвания и работы он первичен. «Большая зарплата всегда предоставляет больше возможностей, - говорит Александр Евдокименко, - и на какое-то время больше становится и мотивации к работе».

Но важно помнить, что к позитивным переменам, в том числе финансовым, мы адаптируемся довольно быстро. «Помню, как ждала прибавки, как думала, что тогда смогу себе позволить… Но когда я все-таки получила повышенную зарплату, вскоре вдруг поняла, что мне снова хватает не на все, на что хотелось бы, - жалуется 27-летняя Елена, - список моих желаний тоже стал больше, причем не пропорционально доходу».

Главное - найти себя, а работа мечты приложится!

Алла Кузнецова объясняет стремление обрести некоторые вещи внешней референтностью: «Человек сам толком не знает, что он хочет, но вот он увидел у кого-то что-то, побежал и тоже купил, даже не задумываясь, нужно ли ему это и есть ли на это деньги. Надо уметь отделять: да, некоторые люди могут себе такое позволить, но при чем тут я?»

Еще одна причина необдуманных покупок не по средствам - низкая самооценка. Возникает иллюзия, будто появление баснословно дорогой вещи сможет помочь завоевать уважение и статус как у человека, которой этой вещью уже обладает.

По словам Аллы, многим не хватает навыка планирования бюджета. И в этом случае очень дисциплинирует наличие цели, на которую надо копить. «Как правило, деньги находятся и «как бы сами» откладываются на то, что вам по-настоящему нужно и важно», - замечает Наталья Тумашкова.

Она рассказывает про теорию деления людей на три категории:

с психологией «нищих» (при объективной финансовой состоятельности у них всегда ощущение, что это просто случайное везение и скоро оно закончится),

с психологией «миллионеров» (даже при полном крахе они уверены, что это затруднение временное)

и с позицией, что да, на роскошь не хватает, но на все необходимое - вполне, и удовольствию от жизни это не помеха.

«Главное, - подытоживает Наталья, - найти себя, а работа мечты приложится».

В статье проведен содержательный анализ понятия «материальная удовлетворенность» с психологической точки зрения. Предложено определение материальной удовлетворенности. Кроме того, выделены факторы, определяющие материальную удовлетворенность, куда вошли уровень личного благосостояния, уровень материальных потребностей, направленность личности, опыт предыдущего удовлетворения материальных потребностей, положительная высокая оценка вероятности удовлетворения материальных потребностей в будущем.

Material Satisfaction.pdf Данная статья посвящена описанию феномена материальной удовлетворенности. Результаты исследований В.Д. Рубинштейн позволили классифицировать людей на две существенно различающиеся группы: «материально удовлетворенных» и «материально неудовлетворенных». Первые контролируют свои финансы, тогда как вторые позволяют деньгам управлять их поведением. Так, если возникает желание купить что-нибудь слишком дорогое, то представители первой группы постараются либо накопить достаточно денег, либо забыть об этой вещи. Неудовлетворенные же чаще всего попытаются взять деньги в долг. Во второй группе также значительно выше частота эмоциональных расстройств и психосоматических заболеваний . Мы поставили перед собой задачу провести психологический анализ феномена материальной удовлетворенности-неудовлетворенности. Ранее нами были рассмотрены факторы, определяющие удовлетворенности человека. Было показано, что удовлетворенность зависит от силы потребности, типа потребности, от величины соотношения желаемого и имеемого блага, опыта удовлетворения потребности в прошлом и оценки вероятности удовлетворения потребностей в будущем. Это соответствует предложенной С.В. Магуном формуле, но отношения не однозначные, как это представлено в формуле, а более сложные. В этой статье предпринята попытка выделить факторы, определяющие материальную удовлетворенность Что такое «материальная удовлетворенность» и сфера материального? Обычно к ней относят денежный достаток, обеспеченность вещами (например, одежда или квартира), услугами (например, образование или туристические путевки). Большинство товаров и услуг современный человек получает за деньги. «По оценкам, в среднем через деньги осуществляется в современном мире 85 % удовлетворения потребностей человека в пище, на 90 % в одежде, на 80 % в жилье, на 60 (в США, в России этот процент почти 95) в транспортных услугах. Тотальная деньгизация и есть характерная черта нового этапа цивилизационного развития, в которое вступило человеческое общество в конце второго, начале третьего тысячелетия». Поэтому в сознание людей материальная обеспеченность связывается, прежде всего, с деньгами. Именно отношение к деньгам является показателем материальной удовлетворенности-неудовлетворенности в работе В.Д. Рубинштейн . Одной из задач нашего исследования явилось определение материальной удовлетворенности. На основании вышеизложенных утверждений. основываясь на определении понятия «удовлетворенность», предложенным Е.П. Ильиным , можно дать следующее рабочее определение: материальная удовлетворенность - это диспозиция, выражающая положительное отношение к материальному достатку как фактору жизни, материальным условиям жизни в результате неоднократно испытываемого удовлетворения и гарантированного, с точки зрения субъекта, получения этого удовлетворения и впредь. Материальная удовлетворенность - долгосрочная оценочная функция материального обеспечения, она является положительным оценочным отношением, а материальная неудовлетворенность - отрицательным. Материальное удовлетворение - это эмоциональное состояние, возникающее вследствие реализации мотива материального обеспечения. Другое дело - удовлетворенность, понимаемая как отношение к материальному обеспечению, материальному достатку. Таким образом, материальная удовлетворенность определяется: предыдущим опытом успешного удовлетворения материальных потребностей, положительной оценкой субъектом вероятности удовлетворения материальных потребностей в будущем, силой материальных потребностей, типом потребности, величиной желаемого и имеемого материального блага. Это определение близко к позиции К. Левина, который понимал удовлетворенность как эмоциональную оценку отношения валентности цели (силу потребности, опредмеченной в цели) и возможности (или результата) ее достижения. Также данное определение согласуется с позицией бихевиористов: «основным механизмом функционирования мотивации... является стремление организма снять, снизить напряжение, вызванное возникшей нуждой. Если та или иная форма поведения привела к снятию напряжения, к удовлетворению некоторой потребности, то вероятность воспроизведения этой формы поведения в дальнейшем (при возникновении соответствующей нужды) растет (закон эффекта)». Закрепляется поведение, а, значит, закрепляется, становится устойчивой и эмоциональная реакция, переходя из удовлетворения в удовлетворенность. Материальная удовлетворенность и материальное благосостояние. Рассмотрим отношения между материальной удовлетворенностью и материальным благосостоянием. Эти отношения можно представить в виде функции (1). У ил =f(MO), (1) где Уш - уровень удовлетворения материальных потребностей, МО - уровень материальной обеспеченности. Таким образом, уровень удовлетворенности материальным положением является функцией от уровня материальной обеспеченности В первом приближении можно утверждать, что, чем выше уровень материальной обеспеченности, тем выше уровень удовлетворенности материальным положением. Для того, чтобы изучить отношение между материальной удовлетворенностью и благосостоянием более подробно, исследуем обозначенную выше функцию (1). Рассмотрим пределы этой функции. 1. Если благосостояние стремится к минимуму, то возможны следующие уровни материальной удовлетворенности: а) материальная удовлетворенность - бомж, святой, т.е. человек, у которого низкий уровень материальных потребностей и которого устраивает выбранный «нищенский» образ жизни (высокие показатели по оси ординат). Его даже могут тяготить материальные блага; б) материальная неудовлетворенность -бедный, необеспеченный, беженец, недовольный своим положением, но волею судьбы оказавшийся без материального ресурса (низкие показатели по оси ординат). Его тяготит материальная необеспеченность (рисунок 1). Таким образом, при описании факторов, определяющих материальную удовлетворенность, наряду с материальным благосостоянием (имее-мое), мы выделяем и внутреннее состояние - потребность в материальных благах, - как желаемый уровень благосостояния (таблица 1). Уровень материальной удовлетворенности Уровень личного благосостояния Рисунок 1. Зависимость уровня материальной удовлетворенности от уровня материального благосостояния, если благосостояние стремится к минимуму. Таблица 1. Соотношение уровня благосостояния, силы потребности и удовлетворенности Соотношение уровня благосостояния и силы потребности Состояние Имеемое = Желаемое Удовлетворенность Имеемое Желаемое (имеемое в тягость) Неудовлетворенность Имеемое > Желаемое (имеемое не в тягость) Удовлетворенность Похожая схема используется Е.Б. Фантало-вой при оценке внутреннего конфликта, который в наших терминах может быть обозначен как материальная неудовлетворенность. Исходя из этого, можно выразить материальную удовлетворенность как функцию двух переменных: Уш ~f(MO, МП), (2) где Умн -уровень удовлетворения материальных потребностей, МО - уровень материальной обеспеченности, МП - уровень материальных потребностей. 2. Если благосостояние стремится к бесконечности (естественно, относительно потребностей) и человек полностью материально обеспечен, можно, основываясь на жизненном опыте и наблюдениях, выделить следующие типы поведения: а) Человек продолжает приращение материального блага в виде капитала. Он оценивает свой уровень материальной обеспеченности не в сравнении с потребностями своей жизни, а в сравнении, например, с богатством других людей, еще более богатых (ненасытный человек, «...там царь Кощей над златом чахнет...»). Тогда можно говорить об удовлетворении с помощью благосостояния не материальных, а иных потребностей, например, потребности в социальном признании. Но из-за того, что эти виды удовлетворенности связываются с материальной удовлетворенностью, человек может испытывать материальную неудовлетворенность, даже имея полное материальное обеспечение. Значит, важна направленность личности, ее основной ориентир, на который завязываются различные ресурсы. б) Человек продолжает заниматься бизнесом, но увеличение капиталов и получение прибылей не является для такого предпринимателя целью. Он, либо получает удовлетворение от самого процесса зарабатывания денег, либо ставит для себя какую-то цель вне материальной сферы, а богатство выступает условием или средством для достижения этой цели (возможно, Джордж Сорос). Если он разделяет для себя сферы материального и прочего, например духовного, он может быть материально удовлетворенным и неудовлетворенным духовно. Если же не разделяет, то получается вариант (а), когда у человека связывается материальная удовлетворенность с неудовлетворенностью, что в итоге дает материальную неудовлетворенность. в) Человек отходит от дел и уделяет свое время занятиям «для души»: путешествует, занимается искусством и т.д. Тогда можно говорить о материальной удовлетворенности. г) Человек не использует свое материальное положение или тяготится им. Достаточно много примеров, когда подростки или молодые люди из обеспеченных семей разрывают связь с семьей и материальным достатком, как было принято, например, у хиппи. Аналогичная ситуация складывается у миссионеров или монахов, когда они ради служения вере отказываются от материальных благ. У них на первое место выходят иные, духовные потребности. д) Человек так организовал свою жизнь, что, работая, он материально себя обеспечивает в необходимой мере. Основная цель работы такого человека находится вне материальной сферы. Подобный тип людей подробно описан А. Мас-лоу как самоактуализирующиеся личиости. «Самоактуализирующиеся люди, все без исключения, вовлечены в какое-то дело, во что-то находящееся вне них самих. Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них - это своего рода призвание, в старом, проповедническом смысле слова. Они занимаются чем-то, что является для них призванием судьбы и что они любят так, что для них исчезает разделение «труд - радость». Один посвящает свою жизнь закону, другой - справедливости, еще кто-то - красоте или истине» . У этих людей есть материальная удовлетворенность. Эти типы поведения и соответствующая зависимость между материальной удовлетворенностью и представлены благосостоянием на рисунке 2. Уровень удовлетворенности благосостоянием Рисунок 2. Зависимость уровня материальной удовлетворенности от уровня материального благосостояния, если человек полностью материально обеспечен. Ситуация, когда человек полностью материально обеспечен, раскрывает важность направленности и интересов для анализа взаимосвязей между материальной удовлетворенностью и благосостоя н ием. Объединяя 1 и 2 функции, мы можем заключить, что уровень удовлетворения материальных потребностей является функцией от следующих факторов: У МП =f(MO, МП, В, Н-Щ, (3) где Умп - уровень материальной удовлетворенности, МО - уровень материальной обеспеченности, МП - уровень материальных потребностей, В - возможности человека различать материальные и нематериальные потребности, Н-И - направленность и интересы личности. Направленность и интересы личности можно рассматривать в данном контексте как приоритетные, доминирующие объекты или явления, на которые направлена деятельность субъекта, то, ради чего человек живет. Для классификации направленности можно воспользоваться иерархической структурой мотивов, предложенной А. Маслоу. Уровень материальных потребностей - желаемое, - можно рассматривать как силу потребности (см. Е.Б. Фанталова ) и как уровень притязаний в данной сфере. Он определяется опытом и воспитанием: сложившейся системой материальных расходов, теми нормами материальной жизни, которые сформировались у человека под влиянием референтного и ближайшего социального окружения, СМИ, родительской семьи и т.п. Уровень материальной обеспеченности, возможно, следует рассматривать с точки зрения той части дохода, которую получает человек из семейного бюджета в абсолютном выражении. Тогда для его определения следует взять совокупный бюджет семьи и отделить долю семейного бюджета, приходящуюся на данного человека. Каковы, исходя из предыдущего анализа, психологические характеристики материально удовлетворенных и материально неудовлетворенных людей? Из приведенной таблицы можно заметить, что многие факторы не однозначно определяют материальную удовлетворенность, т.е. имеют нелинейную связь с материальной удовлетворенностью. Это говорит о том, что механизмы возникновения и функционирования материальной удовлетворенности достаточно сложны. Тогда следующим шагом в исследовании материальной удовлетворенности возможно построение типологии материально удовлетворенных/неудовлетворенных людей. Кроме того, в дальнейшем можно провести сопоставление мотивационных теорий и факторов, определяющих материальную удовлетворенность. Таблица 2. Характеристики материально удовлетворенных и материально неудовлетворенных людей* Характеристики Материально удовлетворенны е Материально неудовлетворенные Опыт удовлетворения материальных потребностей Успешный Неуспешный Оценка вероятности получение желаемого уровня материального благополучия Высокая положительная Низкая положительная или отрицательная Соотношение имеемого и желаемого И = Ж, ИЖ (когда имеющееся не в тягость) ИЖ (имеющееся в тягость) Уровень материальной обеспеченности Любой, по минимуму обеспечивающий потребности Любой Ценность материального благополучия в сравнении с другими потребностями Может быть различной Может быть различной Сила материальных потребностей Любая Любая Ведущий тип потребностей (по А. Маслоу) Любой, кроме физиологических Любой Возможности различать материальные и нематериальные потребности Могут быть различными Могут быть различными Жирным шрифтом выделены факторы, которые могут служть основанием для различения материально удовлетворенных и материально неудовлетворенных людей.