Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Как побороть творческий кризис писателя. Креативность - это мышца. Как делать упражнение с безумными фразами

Ни мыслей, ни букв...

Творческий кризис – это ситуация в работе креативщика, когда он теряет вдохновение и способность заниматься творческим трудом .

Следует подчеркнуть, что такая ситуация носит временный характер и имеет место в жизни всех людей, чья деятельность связана с творчеством , необходимостью придумывать что-то новое, оригинальное.

Проблема

Говорят, чем более творческим является человек, тем выше вероятность наступления в его жизни творческих кризисов. Это вполне объяснимо – за любым подъемом всегда следует спад, а за приступом работоспособности – лень. Правда, творческий кризис нельзя назвать ленью , по крайней мере, осознанной. Мозгу просто нужна возможность расслабиться – вот от и «отключает» креативную функцию, требуя времени на восстановление.

Творческий кризис: найти бы подход к собственному компьютеру!

Такой кризис – проблема исключительно творческих людей . Ведь механическую работу можно выполнять и без азарта, и без необходимости придумывать что-то новое. Знай себе – отвечай на звонки, продавай клиентам пакетные туры, развози почту, считай зарплату , принимай заявления. У творческих людей все по-другому – в силу особенностей своего характера труда они всегда стоят перед необходимостью генерирования оригинальных идей, новых продуктов – будь то интервью с успешным бизнесменом (артистом театра) или создание иллюстраций к книге.

Черты творческого кризиса

  • Непроизвольность. Из творческого кризиса нельзя выйти простым усилием воли. Можно, конечно, заставить себя работать и когда «душа не лежит», но это вряд ли приведет к стоящему результату. То есть какой-то результат будет, но маловероятно, что он удовлетворит автора работы, шефа и клиента.
  • Неэффективность. В некоторых случаях работу выполнить все-таки удается, однако в условиях кризиса над несложной задачкой можно провозиться в десятки раз дольше, чем обычно.
  • Бессрочность. Конечно, сроки «набега» творческого кризиса существуют, только у креативщика нет никакой возможности о них узнать. Кризис может продлиться день-другой, а может затянуться на неделю-две. Есть и более невеселые варианты... Тут уж как повезет.
  • Отсутствие секретности. Узнать о том, что сотрудник в «кризисе» можно легко – прежде исполнительный и трудолюбивый работник теперь затягивает с выполнением заданий, постоянно жалуется на плохое самочувствие, отпрашивается, может даже не выйти на работу. Ну, а если все-таки сдает задание, то выполненное на совершенно не свойственном ему низком или среднем уровне.

Работать в период творческого кризиса бесполезно – лучше проветриться, выбравшись с друзьями на пикник

Способы выхода из кризиса

  • Лучший способ выйти из кризиса – переждать. Все пройдет, и это тоже. А потому рекомендуется «не насиловать» свое творческое начало, пытаясь выбить хоть что-то. Лучше действительно взять несколько отгулов или выходных , чтобы расслабиться и восстановиться.
  • Правда, вышеуказанный способ хорош, если руководство понимает особенности творческого труда. Увы, это случается далеко не везде. Многие шефы (особенно те, что сами ни грамма не творческие) убеждены, что все это ерунда, никаких кризисов не существует, есть только безответственность и банальное нежелание работать. У таких руководителей вы не дождетесь понимания, и работу все равно придется выполнять (если нет отгулов и возможности взять дни «за свой счет»). Как это можно сделать? Во-первых, заглянув в «загашник» (авось чего найдется). Правда, для этого он у вас должен быть – папка или файл, куда вы аккуратно складываете/записываете неиспользованные мысли, задумки. Во-вторых, можно использовать старые мысли, немного их изменив и подкорректировав (особенно какой-то там давности – уж никто и не вспомнит. В-третьих, можно подслушать-подсмотреть у других авторов и сделать на этой основе свое. В-четвертых, как вариант - сделать как получается, а если никому не понравится, пусть перепоручат задание другому сотруднику (в конце концов, вы предупредили, что неважно себя чувствуете, и ведь не соврали!).


В жизни каждого предпринимателя наступает момент, когда он понимает, что ему . И совершенно неважно, какой именно у него бизнес, потому что сайт необходим и писателю, и фотографу, и юристу, и хозяину небольшого кафе.

Сразу скажем, что сделать и забыть - не лучший вариант. В интернете все постоянно меняется, ваш сайт должен идти в ногу со временем, поэтому готовьтесь к тому, что нужно будет все время что-нибудь обновлять, доделывать, тестировать, и что вас может настигнуть творческий кризис. Увы, время от времени с ним сталкиваются даже лучшие из нас.

К счастью, с этой неприятностью можно справиться. Просто помните, что выход из творческого тупика находится совсем не там, где вы его ищете. Вот десять отличных способов привести голову в порядок и вернуться к работе с новыми силами.


Не бойтесь совершить ошибку

Ничто не вызывает у нас большего страха, чем нетронутый лист. Если не хотите, чтобы муза навсегда вас покинула, разрешите себе ошибаться. Попробуйте снизить планку и посмотрите, что произойдет, если вы перестанете себя оценивать, а просто начнете что-нибудь делать. Нет ни одной хорошей идеи? Не беда, придумайте 20 плохих.

Для начала вам нужно «испачкать холст»: поставьте кляксу, выплесните на бумагу поток сознания, выберите шаблон будущего сайта и добавьте на него логотип своей компании. Сделайте что-нибудь очень быстро и посмотрите, к чему это приведет. Не застревайте на желании довести задачу до идеала, наоборот - выдайте за раз побольше идей и не переживайте об их исполнении.

Пробуете, но ничего не выходит? Без паники, у нас в запасе еще целых девять идей.

Придумайте себе ограничения

Если у вас есть дети, то вы знаете, что их нужно учить видеть границы. Это сложно, но необходимо. В творчестве все то же самое. Когда у вас слишком много вариантов, денег и времени, вы не можете сосредоточиться и начать. Зато когда есть четко поставленная задача, озвученные сроки и бюджет, работа начинает спориться. Попробуйте ограничить себя, и вы увидите, что дело пошло!

Что именно нужно сделать? Прежде всего обозначьте контрольные сроки. Это трудно, особенно когда вы сами себе начальник или работаете над своим личным проектом. Но уверяем вас: боязнь не успеть отлично тормошит мозги и помогает вовремя завершить начатое. Можете также рассказать о намеченных планах коллегам, друзьям или родственникам, чтобы они знали, ждали и напоминали.

Займитесь чем-нибудь другим

Если чувствуете, что вдохновение иссякло, переключитесь на что-нибудь другое. Отложите в сторону основную задачу и займитесь чем-нибудь для души. Идеи можно подсмотреть в Инстаграме или Пинтересте . Вариант: совершать некое творческое действие каждый день в течение месяца или полугода, например, снимать по одной фотографии. Это не отнимет много времени, а результат появится практически сразу же. Если захотите признания в социальных сетях - придумайте уникальный хэштег, чтобы следить за прогрессом и видеть все записи на тему. Даже самое несерьезное начинание поможет вам перезарядить батарейки и вернуться к основной работе с новыми силами.

Возьмите и сделайте

Чем дольше вы отлыниваете от задачи, тем труднее за нее взяться. Наш совет: заканчивайте прокрастинировать, разбейте большую цель на мелкие подзадачи и начните методично с ними расправляться. Поверьте, нет ничего приятнее, чем вычеркивать выполненные пункты с чувством, что вам все по плечу. В общем, не сидите в ожидании музы - начните, а она подтянется!

Отдохните от интернета

Мы все страдаем от переизбытка информации. Уверены: в процессе чтения этой статьи вы успели ответить на письмо, поболтать в мессенджере и проверить Фейсбук. Чтобы сосредоточиться на задаче, нужно преодолеть массу препятствий, это правда. Вы не можете без интернета, потому что это ваш источник вдохновения? Понимаем, но попробуйте отдохнуть от него хотя бы один день и воспользоваться чем-нибудь другим. Сходите в музей, в книжный магазин, погуляйте в парке, чтобы вспомнить настоящую, не виртуальную жизнь, ведь это самый главный «родник» идей и замыслов.

Найдите возможность поболтать с людьми и обсудить с ними свои дела и планы. Помните, что проговаривание проблемы помогает посмотреть на нее с неожиданной стороны и найти хорошее решение.

Научитесь все записывать

Всегда держите под рукой блокнот или смартфон и привыкайте записывать все свои идеи. Вы никогда не знаете, где и когда вас посетит муза, поэтому позаботьтесь о том, чтобы ее визиты не пропали впустую. Профессионалы советуют записывать все идеи в один список и периодически просматривать его, чтобы освежать в памяти различные задумки.


Смените обстановку

Это помогает, правда, здесь важно оказаться в принципиально другом месте. Если вы снимаете офис или студию, напроситесь в гости к приятелю. Если ваш рабочий кабинет находится дома, пересядьте в другую комнату, на балкон или во двор. И не забывайте про кофейни, библиотеки и коворкинги - они тоже помогают встряхнуться и сменить картинку хотя бы на пару часов.

Кстати, вам не обязательно искать тихое место. Оказывается, небольшой шум полезен - он помогает фокусироваться и эффективно справляться с творческими задачами. На этой волне вышло уже немало специальных приложений, вы можете попробовать Noisli и найти подходящую озвучку для своей работы.

Побудьте наедине с собой

Один из лучших способов справиться с выгоранием - взять паузу и сосредоточиться на себе. Займитесь тем, что вам больше всего нравится: сходите погулять, разберите вещи, приготовьте что-нибудь вкусное или включите какой-нибудь классный сериал. Помните, что спорт - лучшее лекарство от нервозности и переутомления, поэтому постарайтесь добавить регулярные тренировки в свое расписание. Когда будете заниматься тем, что выбрали, не торопитесь, дышите размеренно, старайтесь находиться в моменте и получать удовольствие. Не обещаем, что сразу после этого вам в голову придет гениальная идея, но зато в итоге у вас будет чисто прибранная квартира и приготовленная еда. А что - тоже неплохо!

Я открываю вордовский файл и с тоской смотрю на девственно-чистую страницу. Не могу писать. Ничего. Беру альбом, задумчиво кручу в пальцах карандаш и понимаю – рисовать я тоже не могу. Не хочу ни вязать, ни вышивать. Бесцельно листаю странички в интернете, но в голове не остается никакой информации.

Это творческий кризис. Думаю, многим знакомо подобное состояние, когда, казалось бы, есть потребность творить, а душа пуста, как пересохший колодец, и так же темна и беспросветна. Но должен же быть выход из этого тягостного состояния?

Несмотря на то, что это довольно распространенное явление имеет явно психологическую природу, изучено оно мало. Авторы даже солидных книг по психологии творчества упоминают о творческом кризисе редко и вскользь, поэтому все, что вы здесь прочитаете – в большей степени результат моих собственных размышлений.

Что же такое творческий кризис

Под этим термином обычно понимают субъективное ощущение невозможности творить, которое время от времени спонтанно возникает у любой творческой личности. Что интересно, этот кризис не связан с отсутствием творческих идей, замыслов, планов. И человек его переживает еще острее, так как не в состоянии эти грандиозные планы реализовать.

Как и любой другой кризис, творческий порождается противоречием. В данном случае противоречием между потребностью творить, которую испытывают все креативы, и невозможностью заняться любимым делом. Переживается это противоречие довольно тяжело, потому что сам человек часто не видит пути его разрешения. Ведь препятствия для не внешние, созданные другими людьми или обстоятельствами, они имеют внутреннюю, психологическую природу, и разобраться в них бывает непросто. Эти препятствия имеют характер психологического блока, который преодолевается с большим трудом.

Часто творческий кризис объясняют банальной ленью, но это неправильно. Точнее иногда, действительно, кризисным состоянием оправдывается , например, когда человек не успевает в срок сдать заказ, или студент-художник не подготовил зачетную работу. А что поделаешь, если кризис, и куда-то делось?

Но настоящий творческий кризис - это довольно сложное и тяжелое психическое явление. Оно сопровождается общим снижением активности, апатией, а нередко и .

Характеристики творческого кризиса

Отличить кризисные явления от простой лени несложно, так как они проявляются не только в конкретной творческой деятельности, но и во всех сферах жизни человека, в его эмоциональном и интеллектуальном состоянии. Творческий кризис отличает ряд специфических черт:

  • подавленное состояние, влияющее на умственную и физическую работоспособность;
  • преобладание отрицательных , которые окрашивают всю деятельность человека и его отношения с окружающими;
  • непроизвольность – кризисное состояние не поддается , и человек оказывается в этом состоянии вопреки своим желаниям;
  • ощущение бессрочности кризиса, когда креатив не верит в возможность выхода из него, даже если подобное состояние переживается им не впервые;
  • утрата веры в себя, свои и возможности;
  • открытость, которая проявляется в демонстративном, публичном переживании своей невозможности творить; то есть когда креатив находится в состоянии творческого кризиса, об этом знают все его близкие, друзья и коллеги.

Несмотря на то, что явление это преходящее, не стоит относиться снисходительно и несерьезно к тому, кто его переживает. Это действительно тяжелое чувство, которое может привести к реальной депрессии, к попыткам снять эмоциональное напряжение с помощью алкоголя и наркотиков, к асоциальному поведению. Известны случаи, когда глубокий и затянувшийся творческий кризис становился причиной самоубийства креатива. Исследователи психологии творчества считают, что, скорее всего, именно творческий кризис стал причиной самоубийства Винсента Ван Гога, В. Маяковского, Марины Цветаевой, Курта Кобейна.

Причины творческого кризиса

Разбираясь в причинах, порождающих состояние творческого кризиса, приходишь к выводу, что под этим термином понимают два совершенно разных явления. Они возникают в разных условиях, переживаются по-разному и, соответственно, требуют различных способов преодоления.

Кризис, связанный с психическим состоянием творца

Первый вид творческого кризиса связан с эмоциональным и психофизиологическим состоянием личности. Существует два психических явления, которые могут стать его причиной.

Усталость

Это не просто физическое переутомление, а перегрузка нервной системы, которая часто является последствием творческого подъема. В состоянии вдохновения человек переживает колоссальный всплеск трудоспособности и яркие позитивные эмоции, которые еще древнегреческий философ Платон назвал экстазом. Креатив буквально наслаждается каждым мгновением творческого процесса и может работать сутками, забывая про сон и еду.

Такую работоспособность обеспечивает сильный очаг возбуждения в коре головного мозга, связанный с заинтересованностью, увлеченностью . Чтобы в течение продолжительного времени поддерживать высокую активность, организм подключает все свои резервы, но они не бесконечны. Рано или поздно наступает расплата, повышенная активность сменяется спадом, после яркой вспышки вдохновения наступает откат. Перегрузка нервной системы и истощение физических ресурсов приводит к общему упадку сил и снижению эмоционального тонуса.

После необычайного душевного подъема и эйфории, которую дарует вдохновение, такой спад переживается очень остро, иногда как ощущение невозможности творить вообще никогда. В жанре фэнтези встречается очень хорошая аналогия с волшебником, утратившим свою магическую силу.

Но несмотря на субъективные ощущения, порожденное этой причиной состояние временное, для его преодоления часто бывает достаточно просто полноценного отдыха и занятия чем-то совсем нетворческим.

Отсутствие мотивации

Поговорка «Художника обидеть каждый может» появилась неспроста. Действительно, креативы, как правило, обладают чувствительной нервной системой. Это, с одной стороны, позволяет им замечать все нюансы изменений, происходящих в окружающем мире, видеть то, что не видят другие люди, и находить нестандартные решения. А с другой стороны, повышенная чувствительность является источником многих проблем. Творческая личность тяжело переживает неудачи, ее ранит отсутствие признания со стороны окружающих и низкая оценка творчества.

Те люди, которые говорят, что пишут книги, сочиняют стихи и создают картины «для себя», лукавят. Они так и себя пытаются обмануть, чтобы не слишком тяжело переживать равнодушие или критику общества. Признание – это основной мотив творчества, и его отсутствие становится причиной разочарования, утраты веры в себя и свои способности и отказа от творческой деятельности, которая кажется бессмысленной.

В настоящее время творческих людей часто обвиняют в меркантильности – ведь художник должен творить не ради денег, а из любви к искусству. Это ошибочная позиция, потому что деньги – это один из главных эквивалентов общественного признания. Современный человек готов платить за то, что ему нравится. Но все же денежное вознаграждение не может заменить положительную оценку социума, общественное признание – это энергетическая подпитка, без которой невозможно творчество.

Кризис, связанный с особенностями творческого процесса

Если причины кризиса первого вида коренятся в индивидуальных особенностях и психическом состоянии творца, то кризис второго вида связан с нестабильностью самого творческого процесса. У творчества бывают как подъемы, так и спады, вдохновение сменяется застоем. Это нормальное явление, которое многими креативами переживается как творческий кризис.

Есть и еще одна особенность творческого процесса. Он носит поисковый характер, и нередко затруднения, возникающие в поиске решения проблемы, подходящего образа или поворота сюжета, порождают ощущение кризиса. Невозможность решить творческую задачу, когда это так необходимо, вызывает , на себя и весь свет и нередко желание забросить творчество вообще. Что делать в этом случае? Ничего.

Действительно, ничего делать не нужно, лучше найти какое-нибудь нейтральное занятие, посуду помыть, например. Возможно, в творческом процессе просто наступил «период кристаллизации», когда наше подсознание «переваривает» имеющуюся информацию. Не надо ему мешать, тогда через какое-то время оно подкинет нам нужное решение.

Как выйти из творческого кризиса

Думаю, вы уже поняли, что наиболее серьезные психологические проблемы связаны с кризисом первого вида, и именно он нуждается в особых методах преодоления.

Так как главная причина этого кризиса – усталость, то и основным средством выхода из него будет отдых. Желательно, чтобы отдых был активный, приносящий позитивные эмоции и не требующий интеллектуальной деятельности. Зимой можно покататься на лыжах, сходить с друзьями на каток или в спортзал.

А летом хорошо помогают прогулки в лесу, в парке, на берегу озера или реки. Только лучше гулять в веселой компании, одинокие прогулки не способствуют отключению мышления и могут только ухудшить состояние. Особенно полезна смена обстановки, экскурсия в другой город или путешествие.

Не стоит беспокоиться о потраченном времени – в состоянии творческого кризиса вы все равно ничего толкового не сделаете. Зато отдохнув, почувствуете прилив сил и желание начать осуществлять свои планы и проекты.

Если главной причиной является отсутствие социальной мотивации, то можно посоветовать следующее:

  • Расскажите о своем творчестве друзьям и близким, попросите их помочь организовать выставку или сделать презентацию.
  • Обратитесь в местную библиотеку, музей, дом творчества, школу и предложите им рассказать о своем творчестве, о своих проектах и идеях. Как правило, эти организации с готовностью принимают такие предложения.
  • Создайте свое сообщество или группу в социальных сетях, заведите сайт, посвященный вашему творчеству, или воспользуйтесь уже готовыми площадками для обсуждения творческой деятельности.
  • Почитайте об успехах других креативов, обсудите их со своими знакомыми, «примерьте на себя» их славу.

То есть перестаньте «писать в стол», создавать проекты в мечтах и рисовать «для себя», забудьте о робости и и сделайте свое творчество открытым и публичным. Чем больше людей будут знать о нем, тем больше у вас будет поклонников и последователей.

А возможно, то, чем вы занимаетесь, не оценивается окружающими и не приносит удовлетворения вам, потому что это вообще не ваше дело. Оставьте его, займитесь чем-нибудь другим – в мире столько всего интересного. Ведь творчество – это всегда поиск, в том числе поиск себя и своего призвания.

Заработок умственным трудом становится путем к постепенному развитию автора и тех кто принимает творчество – читает книгу, изучает картину, слушает музыку. Активный поток мыслей формирует рабочий процесс, приносящий автору моральное удовлетворение, признание публики. Но что делать, когда все гениальные идеи пропали и настал творческий кризис.

Что значит творческий кризис?

Временное состояние автора, в котором он теряет способность создавать проекты и есть тот самый кризис. Вдохновение внезапно исчезает, а вместе с ним пропадает . Формулировка, простой и очевидной вчера идеи, становится непосильной задачей сегодня. Творческий человек с успешными проектами в интеллектуальной сфере знает, что такое творческий кризис, и как неожиданно пропадают гениальные идеи из головы. Усердные попытки работать в такой период не принесут ожидаемых результатов, наоборот – разочаруют автора или работодателя.

Творческий кризис - причины


Интеллектуальный застой или кризис творчества, некоторые психологи называют обычной ленью. Но вряд ли человек осознанно захочет вдруг остановиться на определенном этапе работы, если результат негативно повлияет на него в первую очередь. Творчество не знает границ, его нельзя изготовить под заказ. Определить причины такого состояния очень важно.

  1. Усталость. Наступает, если человек полностью концентрирует все силы над работой.
  2. Завершение удачного проекта. Признание успеха и приличный доход расслабляют нервную систему, менее значимая работа становится неинтересной.
  3. Крупные масштабы выполнения работы – неуверенность в силах в начальной стадии проекта и результат – плоды работы, которых следует долго ожидать.
  4. Однообразный образ жизни – размеренный рабочий график, комфортные условия и стабильная оплата притупляют стимул к достижению высоких результатов.
  5. Личные проблемы – здесь у каждого может возникнуть индивидуальная ситуация.
  6. Отсутствие поощрения и необъективная оценка.

Творческий кризис - что делать?

Надо поставить на первое место четкое осознание, что этот период – временное явление, после него настает новая волна активного прилива творчества. Что делать если творческий кризис постиг автора, и какими методами наладить генерацию идей:

  1. Повернутся лицом к природе – выехать на пикник, рыбалку, охоту или просто погулять под звездным небом.
  2. Надо отдохнуть, если нет возможности отложить работу на определенный период - взять выходной. Один день полноценного отдыха способен вернуть вдохновение.
  3. Сменить привычную обстановку, найти новые знакомства - записаться в спортзал, бассейн или курсы кроя и шитья. Заняться каким-то непривычным делом, занять голову новыми мыслями.
  4. Заняться физической нагрузкой – повысить насыщенность крови кислородом, от чего мозг начинает активно работать.
  5. Изменить рацион – подпитать мозговые клетки. Пойдет на пользу употребление: орехов, инжира, банана, клубники, черники, клюквы, ананаса, лимона, авокадо, морковки, лука репчатого, свеклы, шпината, креветок.
  6. Исключить энергетики и стимуляторы. На несколько дней следует отказаться от напитков, содержащих в составе кофеин и алкоголь.
  7. Пообщаться с друзьями, попросить подсказки у авторитетного человека. Он сможет показать неизвестную грань проблемы, после чего наступит момент просветления – творческий процесс возобновится с новой силой.
  8. Совершить ошибку, значит понять, как не надо поступать. Даже провалы ведут к опыту, сидеть, сложа руки и впадать в депрессию не надо.

Сколько длится творческий кризис?

Период, в котором творческий спад посетил автора, может характеризоваться разными промежутками времени. Рабочий процесс может идти полным ходом, но не приносить очевидных результатов, кроме того, эта работа вызовет негативную критику окружающих. Иногда такое состояние может длиться несколько месяцев. Это может стать поводом открыть в себе неизвестные таланты, переключиться на другую сферу деятельности.

Как выйти из творческого кризиса?


Из биографий творческих людей можно понять, что творческий кризис всегда ступень к взлету – переосмысливание творчества и переход на новый уровень. Советы для выхода и кризиса:

  1. Не надо выдавливать идею из мозга, если ее там, в определённый момент, просто нет.
  2. Отказаться от попытки на основе старой раскрученной версии сообразить ошеломительный успех нового проекта.
  3. Полностью переключится и выбросить из головы рабочий процесс – заскучать по любимому делу.
  4. Если умные мысли посещают отдельными частями - записывать на бумаге. Через некоторое время эти короткие фразы могут стать основой работы.

Как преодолеть творческий кризис и поддержать в тонусе – подать мозгу для рассуждения логические вопросы. Занятия умственными упражнениями и решения головоломок помогут проявлять нестандартный подход к очевидным задачам. Иногда, ассоциативное сравнение становится ключом, он легко вернет творческие идеи с новым зарядом энергии. Нива творчества приносит хорошие плоды для тем кто любит на ней трудится.

«Литературный мастер-класс» писателя и сценариста Юргена Вольфа; в ней известные писатели рассказывают о методиках, которые помогли им преодолеть творческий кризис.

Литературный мастер-класс: учитесь у Толстого, Чехова, Диккенса, Хемингуэя и многих других современных и классических авторов

Юрген Вольф

Манн, Иванов и Фербер, 2014

Почему не надо бояться творческого кризиса

«Разумнее всего не слишком беспокоиться по поводу периодов творческого бесплодия. Они помогают теме вылежаться и впускают в сюжет реальность повседневной жизни».

Шелли Джексон предполагает, что творческие тупики - вполне нормальная часть процесса создания произведения:

«Я сидела над неоконченным черновиком несколько лет, пока не заподозрила, и притом справедливо, что просто не знала, как его закончить. Когда я снова вернулась к нему, я всё равно этого не знала, однако продолжила и в итоге дописала книгу. Если бы кто-то сразу сказал мне, что я никогда не пойму, как писать романы, я бы сразу продолжала, невзирая на почти полное смятение и сомнения, а дописав черновик, оценила бы написанное и стала бы улучшать книгу».

Родди Дойл - еще один романист с довольно беспечным подходом к работе:

«По-моему, у меня никогда не было творческого кризиса. Если роман движется медленно или крайне неудовлетворительно, я переключаюсь на другую книгу, чтобы вернуться к проблемному месту позже. Я спокойно пишу ерунду с полным пониманием того, что это ерунда и я потом всё исправлю. Часто приходится написать шесть плохих предложений, прежде чем удается дойти до хорошего седьмого. Но ведь сначала нужно написать эти шесть, понять, что они плохие, и догадаться, что седьмое - это то, что нужно. Так что даже неудачные дни полезны».

Временным творческим тупиком сопровождалась работа Элис Манро над всеми ее книгами:

«Бывало, что я писала и думала, что очень продвинулась - написала больше страниц, чем обычно. На следующий день я встаю и понимаю, что больше не хочу работать над этой вещью. Когда мне настолько неохота продолжать, что приходится себя принуждать, я обычно знаю, что что-то идет не так, как надо. Примерно в трех четвертях случаев у меня было так, что я довольно рано ощущала желание бросить этот рассказ. День или два я провожу в тяжелой депрессии, бесцельно слоняясь вокруг, и думаю, не написать ли что-нибудь другое. Всё как в любовном романе: разочарованная и несчастная, ты начинаешь встречаться с новым парнем, который тебе вовсе не нравится, но этого ты пока еще не поняла. Потом вдруг появляется новая идея в оставленном было рассказе: надо посмотреть, подойдет ли она, - но только после того, как я скажу себе: „Нет, здесь всё плохо, забудь об этом“».

Подобные сомнения относительно собственных рассказов были и у Чехова . Он сравнивал их с еще не написанными:

«У меня в голове томятся сюжеты для пяти повестей и двух романов. Один из романов задуман уже давно, так что некоторые из действующих лиц уже устарели, не успев быть написаны. В голове у меня целая армия людей, просящихся наружу и ждущих команды. Всё, что я писал до сих пор, ерунда в сравнении с тем, что я хотел бы написать и что писал бы с восторгом… Мне не нравится, что я имею успех; те сюжеты, которые сидят в голове, досадливо ревнуют к уже написанному; обидно, что чепуха уже сделана, а хорошее валяется в складе, как книжный хлам».

У писателей есть несколько вариантов для практического решения этих вопросов.

Переход к более
крупным вопросам


Пол Остер считает, что творческий тупик может быть признаком того, что стоит рассмотреть более значительные проблемы:

«Нужно величайшее терпение. После многих недель печали и месяцев страдания я открыл для себя, что если писатель зашел в тупик, то обычно это значит, что он не понимает, что, собственно, хочет сказать. Нужно вернуться назад и внимательно рассмотреть свои мотивы, намерения и цели, которых вы намерены достичь. Но главное - не принуждать себя писать дальше только для того, чтобы исписать словами последние листы».

Мозговой штурм тематики

Если сложность в том, что у вас нет идеи для следующей книги, по­пробуйте метод, который применял Филип Рот . Он рассказывал ра­диостанции NPR, как ему пришел в голову сюжет романа «Немезида» об эпидемии полиомиелита:

«Я начал [писать], как часто делаю: [записывал] в желтом блокноте на линованной бумаге все исторические события, свидетелем которых я был и которые я еще не отразил в своих книгах. Когда я дошел до полиомиелита, это стало для меня откровением. Я никогда не думал, что это может стать темой книги. Потом я вспомнил, как он ужасен, смертелен, и подумал: „Хорошо, попробуй написать книгу о полиомиелите…“ Я хотел понять: смогу ли я изобразить то, насколько мы все его боялись?»

Тот же метод Рот использовал для книги «Заговор против Америки», где попытался представить, что было бы, если бы в 1940 году прези­дентские выборы выиграл не Франклин Рузвельт, а Чарльз Линдберг.

Пишите, только если вы верите

Рэй Брэдбери говорил:

«Те, кто заходит в тупик, просто делают то, чего им не следовало бы делать: те, кто пишет сценарии или книги, которые писать не стоило, в конце концов придут к творческому кризису, потому что их подсознание заявит:

„Больше никакого вдохновения!“»

Его мнение характерно для писателя высокого уровня: если пи­шешь о том, что любишь, творческий кризис не наступит.

Полечиться

Испытав проблемы в середине работы над сценарием фильма «Кар­тер побеждает дьявола», Глен Дэвид Голд сделал перерыв на семнад­цать месяцев, чтобы подумать, не является ли написание сценариев симптомом борьбы с незалеченными детскими травмами. Он рас­сказывает:

«Я решил пройти курс лечения, изменить свою жизнь, перейти к другой сцене и вернуться. А потом я решил, что мне нужно удивить самого себя. Я ходил между стеллажами в библиотеке и решил, что помещу на сцену предмет из первой же книжки, которая мне попадется. И это оказалась история гильотины! Это смогло удивить меня, побудить перейти от экспозиции к действию и дорисовать остальной сюжет».

Вести дневник


Доминик Данн советует:

«Думаю, вести дневник - самое лучшее для писателя… Особенно бесценным окажется журнал при творческом тупике. Записывайте туда жалобы самому себе на творческий кризис. Рассказывайте, как плохо вы себя чувствуете, как вы злитесь на то, что вас внезапно оставил талант. Описывайте главу или сцену, на которой вы зашли в тупик: что это за герои и чего вы хотите достичь в данном эпизоде. Пишите об этом. Поверьте, всё начнет налаживаться прямо там, в дневнике».

Преподнести сюрприз

Герберт Уэллс советовал:

«Если у вас трудности с книгой, попробуйте элемент неожиданности: атакуйте ее в тот момент, когда она меньше всего этого ожидает».

С ним соглашался Фрэнсис Скотт Фицджеральд :

«Иногда удается решить особенно сложную задачу, если подойти к ней с самого раннего утра, с самыми свежими силами сознания. У меня так часто это получалось, что я слепо верую в такой подход».

Послушать музыку

Эми Тан говорит:

«Способов много. Один из них - поставить ту же самую музыку, которую я слушала, когда работала над этим раньше. Музыка имеет гипнотический эффект и мобилизует все органы чувств. И я погружаюсь в нужную атмосферу».

Напишите одно
настоящее предложение

Эрнест Хемингуэй так укреплял уверенность в себе:

«Иногда, начиная новый рассказ, я не мог сдвинуться с места и тогда садился перед камином, выжимал мандариновые корки в огонь и наблюдал, как вспыхивают голубыми искрами брызги. Вставал, глядел на парижские крыши и думал: „Не волнуйся. Ты мог писать раньше и теперь напишешь. Надо только написать одну правдивую фразу. Напиши самую правдивую, какую можешь“. В конце концов я записывал одну правдивую фразу и от нее двигался дальше. И это уже было легко, потому что всегда находилась одна правдивая фраза, которую ты знал или видел, или от кого-то слышал. Если я начинал писать замысловато, или к чему-то подводить, или что-то демонстрировать, оказывалось, что эти завитушки или украшения можно отрезать и выбросить и начать с первого правдивого, простого утвердительного предложения».