Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Ь. Буква мягкий знак план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему Игры и задания с буквой мягкий знак

Конспект занятия № 66 по «Букварёнку» Г. Юдина.

Тема: «Знакомство с буквами Ь и Ъ.»

Цели: Развивать логическое мышление, речь, память; используя непроизвольное внимание повторить изученные звуки и буквы. Познакомить с буквами Ь и Ъ.

    Оборудование: у каждого ребёнка: индивидуальная доска, мел, тряпочка; «Букварёнок» Г.Юдина (с. 130-133, 194-195), тетрадка с буквами и картинками, дневник;

    для экипажей: деревянные кубики с буквами, табло букв с картинками, «Аквариум» с буквами.

Ход занятия:

    Игра «Путаница».

Называем буквы и слияния по заданию учителя.

1 экипаж называет, 2 контролирует. Затем наоборот.

    Знакомство с Ь знаком.

К нам сегодня пожаловали две буквы, которые не имеют ни одного звука. Что это за буквы?

Проблемная ситуация.

(Обсуждаем, слушаем рассуждения детей.)

«Буква Р перевернулась-

Мягким знаком обернулась.» (В. Степанов)

«Мягкий знак – хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так?

Это буква МЯГКИЙ ЗНАК

Действительно, буква «Ь» знак- это немой командир согласных букв, стоит ему только встать в слове за согласной, она тут же становится МЯГКОЙ.

Хотите проверить? Пожалуйста!

УГОЛ – УГОЛЬ

МЕЛ – МЕЛЬ

ШЕСТ – ШЕСТЬ

МОЛ - МОЛЬ (Объясняем значение каждого слова.)

А, ведь, были времена, когда буквы не хотели дружить с мягким знаком…

Вот послушайте сказку: «ПРО МЯГКИЙ ЗНАК».

Занимательное азбуковедение» с. 368- 369)

Работаем с кассой и магнитной доской.

«Жили-были в Азбуке буквы, разные - гласные, согласные. Ходили к друг другу в гости.

Вот как-то раз С пошла в гости к Я.

Покажите, ребята, на слоговых линейках, что у вас получилось. (СЯ). Буква Л пошла в гости к Е. Теперь, что стало? (ЛЕ).

Буква Д отправилась к И. Они запели: ДИ. Т к Ё. Стало… ТЁ.

Какими стали согласные? МЯГКИМИ.

Буквы жили, не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.

Что это за буква?- возмущались они.

Она не обозначает никакого звука, не умеет говорить, постоянно молчит…

Никто с этой буквой не дружил, не разговаривал. Жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко.

Как- то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Своё слово они зашифровали загадкой.

«Без головы, а в шляпе,

Одна нога – и та без сапога». (Ребята отгадывают.)

Гвоздь,- догадались буквы. Стали составлять это слово.

Дети тоже составляют слово «гвоздь».

А у букв получается «ГВОЗД»…

Что-то у нас не то получается!- возмущаются буквы. Звук [ д]

в этом слове мягкий, а у нас он твёрдый…

И говорит: «Встану я и обозначу мягкость». Она быстро пристроилась в конце. Что получилось?

Дети читают : «ГВОЗДИ».

«Лучше я встану», - сказала буква Я.

Получилось… «ГВОЗДЯ». « Опять не то…, ведь, ты обозначаешь звук [а]» ,- сказали буквы.

Что же делать? Ребята, подскажите. (Надо подставить Ь знак.)

Иди к нам МЯГКИЙ ЗНАК!- позвали буквы.

Он с радостью согласился помочь буквам и быстро встал в конец.

Что получилось? « ГВОЗДЬ» ,- читают ребята.

Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь знак. Давайте мы отгадаем загадки и посмотрим, какие слова получились у букв…

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога, раскинув широко. (ЛОСЬ)

Спит или купается,

Всё не разувается:

День и ночь на ножках

Красные сапожки. (ГУСЬ)

Кто приходит,

Кто уходит –

Все её за ручку водят. (ДВЕРЬ)

    Игра «Баскетбол». (Соревнование.)

Чей экипаж придумает больше слов с мягким знаком?

    Физкультминутка «Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три…

(варианты: лебедь лети, морж плыви, рачок ползи…)

    Загадки Ь знака:

Вы так хорошо работали, что мягкий знак решил загадать вам свои загадки. Но отгадки нужно напечатать на магнитной доске.

СОРЕВНОВАНИЕ: чей экипаж напечатает отгадку быстрее?

«В яме спит зимою длинной,

Но чуть солнце станет греть,

В путь за мёдом и малиной отправляется…(МЕДВЕДЬ)».

«Уж очень вид у них чудной:

У папы локоны волной,

А мама ходит стриженной.

На что она обижена?

Недаром часто злится

На всех мамаша …. (ЛЬВИЦА).»

    Физкультминутка «капитаны».

    Знакомство с Ъ знаком.

Но, оказывается, у Ь знака есть его братец. Тоже немой. Это Ъ.

Чем они похожи и чем отличаются?

А) «Мягкий знак живёт беспечно,

Он без кепки ходит вечно.» (Показ Ь знака.)

«А упрямый ТВЁРДЫЙ ЗНАК,

Кепку носит только так!» (Показ Ъ знака.) (А Шибаев)

На что ещё похож Ъ знак? (Обсуждение.)

«Зачерпни воды ковшом,

Суп съедим, чайку попьём!» (Г. Виеру)

«Из ведра не просто так

Нам воды напиться:

Нужен ковшик- ТВЁРДЫЙ ЗНАК,

Чтобы не облиться.» (В. Степанов)

    Чем ещё отличаются эти знаки?

Если МЯГКИЙ знак делает согласную МЯГКОЙ.

То ТВЁРДЫЙ знак делает её ТВЁРДОЙ, стоит между согласной и гласной и приказывает им ЗВУЧАТЬ ОТДЕЛЬНО!

Например:

СЕМЬ (Мягкий знак сделал согласный звук МЯГКИМ.)

СЪЕМ (Твёрдый знак стоит между согласной и гласной и требует, чтобы они звучали ОТДЕЛЬНО.)

    Игра «Хоккей».

На доске написаны слова с Ь и Ъ знаками.

Представители экипажей читают эти слова по очереди.

СОРЕВНОВАНИЕ: чей экипаж не ошибётся и правильно прочитает слово, подчиняясь приказу немых знаков?

РЫСЬ ПЫЛЬ СЪЕЛ СЕЛ ПОДЪЕЗД КОНЬ РАЗЪЯРЁН СЪЕДОБНЫЙ РУСЬ СЛОВАРЬ

    Игра «Разведка».

А) Поиск Ь знака в рассказе «Букварёнка» «ОТЕЦ И МАТЬ».

Б) Поиск Ъ знака в рассказе «Букварёнка» «КАК МЫША ЗА СЫРОМ ЕЗДИЛ».

    Домашнее задание: продолжить поиск этих знаков дома.

    Итог занятия.

    Подведение итогов соревнования экипажей.

    Выставление улыбающихся солнышек.

Сборник заданий для детей семи лет перед подготовкой к школе: твердый знак, словарный диктант, развитие речи, формирование знаний об окружающей среде, развитие памяти, решение задач по математике.


Обучение чтению. Знакомство с "Ъ"

Цель : знакомство с Ъ.

Материал : рабочий лист. Карточка с Ъ.

- Ребята в русском языке есть еще одна буква, который не имеет звука – это Ъ.

Педагог показывает карточку с буквой.

- На что похож Ъ. Чем он отличается от Ь?
- Обведите букву пальчиком.
- Послушайте слова, в которых есть Ъ: СЪЕЛ, ПОДЪЕХАЛ, ОБЪЕХАЛ.
- А сейчас послушайте сказку про Ъ и мягкий знак.

В сказочной городе "Алфавитске" жили 32 веселые буквы. Они занимались тем, что писали книги. Однажды буква А собрала всех жителей и сказала:

Сестры! Среди нас существуют буквы, которые нам неровня. Они не являются звуками и не выполняют той работы, которой занимаемся мы. Я говорю о мягком и твердом знаках. Предлагаю исключить их из нашей команды. Пусть отправляются на все четыре стороны.

Как же так? Что же нам теперь делать? – неуверенно и грустно прошептал мягкий знак.

Вы еще пожалеете об этом! – погрозил твердый знак. – Пойдем, брат, обойдемся и без них.

И они отправились, куда глаза глядят. Худенький мягкий знак шел робко и неуверенно, все время спотыкаясь. А толстый и неповоротливый твердый знак надел свою шляпу и, насвистывая веселую песенку, бодро зашагал вместе со своим другом по тропинке. На их пути встретился темный лес. Там они нашли заброшенную избушку дровосека и стали жить припеваючи.

В это время буквы продолжали заниматься своими делами. Они выпустили очередную книгу. Но, ни один читатель к ней не притронулся, потому что все в ней было бессмысленно. Слова без твердого и мягкого знаков потеряли свое значение.

Тяжелые времена наступили в жизни букв.

Так существовать невозможно! – воскликнула буква Я. – Надо оставить гордость и вернуть наших друзей.

Ее поддержала буква Д:

Нужно собираться в дорогу!

Буква А скомандовала:

Завтра в поход!

Рано утром они отправились в дорогу. Путь был долгим и утомительным. Перед ними показалось озеро. Построив лодку, буквы стали переплывать водоем. Вдруг нос лодки уперся во что-то твердое. Буква А хотела крикнуть:

Внимание! Мы садимся на мель!

Но вместо этого получилось:

Мы садимся на мел!

Все буквы послушно выбрались из воды и обмазались в мелу, которым был покрыт берег, хотя не понимали, зачем это нужно. Грязные, недовольные и голодные они побрели дальше.

Буква А поняла, что надо накормить команду и подумала:

"Сейчас скомандую, чтобы каждый остановился, съел и отдохнул".

Посидели буквы, но сил им это не прибавило. Наступила ночь, путешественники стали замерзать и разбили палатку.

Разжигайте уголь! – скомандовала буква А.

Но все услышали только "разжигайте угол" и послушно подожгли края палатки. Начался сильный пожар и буквам пришлось его тушить.

Наконец показались лес и избушка дровосека. Когда утомленные буквы зашли туда, то увидели, что мягкий и твердый знаки с удовольствием пьют чай с сахаром вприкуску, мирно беседуют и ничего их не тревожит. Вокруг чисто, тепло и уютно.

Поняли буквы, что несправедливо обошлись со своими товарищами, попросили у них прощения, осознав, что без твердого и мягкого знаков прожить невозможно. Братья не держали на них зла, накормили, напоили чаем. Утром все отправились в обратный путь.

С тех пор у каждого жителя города "Алфавитска" была своя задача. Гласные и согласные буквы обозначали звуки, а мягкий и твердый знак указывали на их мягкость или твердость.

Обучение чтению "Ъ"

Цель : формирование знания образа буквы.

Материал : рабочий лист.

Раскрасьте Ъ.

Обведите и допишите Ъ.

На что похож Ъ?

Обучение чтению. Чтение слов с Ъ

Цель : формирование навыка чтения.

Материал : рабочий лист. Звуковые кубики.

Педагог на доске пишет два слова – СЕЛ и СЪЕЛ. Педагог предлагает выложить схему слова СЕЛ . В результате этой работы дети видят, к какому слову относится предложенная схема на доске. Педагог сообщает детям, что еще один способ разделения звуков в словах - использование буквы Ъ. Ребята работают над сходством и различием слов сел и съел и делают выводы, что в слове съел, слышим отчетливо слияние двух звуков [Й] [Э] и, чтобы они не сливались со звуком [с] пишем Ъ.

Затем педагог обращает внимание на задание в рабочем листе.

- Прочитайте слова.
- Подчеркните Ъ.
- Затем педагог просит детей выполнить следующее задание в рабочем листе.
- Разделите слова на слоги. В квадратах напишите количество слогов.

Диктант. Предложение

Цель : формирование навыка письма, развитие способности к кодированию.

Материал : рабочий лист.

Напишите под диктовку предложение:

ПО МОРЮ ПЛЫВЕТ КОРАБЛЬ.

Поставьте в словах ударение.

Развитие речи. Беседа на тему "Занятия и инструменты"

Цель : развитие речи, активного и пассивного словарного запаса, формирование представлений о труде взрослых, об инструментах, используемых в профессии.

Материалы : мяч.

- Каждую работу нужно выполнять с помощью специальных инструментов. Блин готовил с помощью кастрюль, сковородок, посуды, печки. Мышонок рубил дрова с помощью чего? (Топора, пилы). Верно. Давайте я буду называть какое-то занятие, а вы – инструменты, которые для этого нужны.
  • Дворник – Что ему нужно? – (метла, тряпка, ведро, швабра).
  • Парикмахер – Что ему нужно? (Ножницы, расческа, вода, фен, бритва).
  • Портной – игла, нитки, наперсток, швейная машина.
  • Певица – сцена, микрофон, пианино.
  • Ученик – книги, тетрадки, ручка, карандаш.
  • Грибник – корзинка, ножик, сапоги, плащ.
  • Рыбак – удочка, ведро.
  • Математика. Измеряем крупу разными мерками

    Цель : учить детей измерять одно и то же количество крупы мерками разной величины, понимать зависимость полученного результата от величины мерки. Развитие умственного действия анализа-синтеза, сравнения.

    Материалы : два тазика (один пустой, в другом насыпано 3 "кастрюльки" риса), "кастрюлька" пластиковая, пластиковый стаканчик, бусины из шнуровки. Цифры от 1 до 9. Знаки "больше", "меньше", "равно".

    Следить за полнотой мерки!

    - Как называется крупа в тазике?
    - Как узнать, сколько риса в тазике? Что для этого надо сделать?
    - Чем можно измерить рис? (Всеми предметами, в который его можно насыпать).

    Педагог предлагает измерить рис кастрюлькой – это будет мерка. Напоминает, что каждый раз, когда отмеряем полную чашку, надо выставить какой-нибудь предмет (например, положить бусину), для того, чтобы не сбиться со счета.

    - Сколько кастрюлек риса было в тазике? (Три).

    Найдите и положите эту цифру перед собой.

    - А теперь давайте измерим этот же рис стаканчиком.
    - Сколько получилось стаканчиков риса? Найдите цифру. Положите рядом.
    - Сколько получилось кастрюлек риса? Сколько стаканчиков?
    - Поставьте знак между цифрами и прочитаете запись. (Например, "три больше пяти" и "пять больше трех").
    - Почему получились разные ответы при одном и том же количестве риса? Какой можно сделать вывод?
    - Правильно, чем больше мерка, тем меньшее число получается и наоборот: чем меньше мерка, тем большее число получается.
    - Чем были сейчас для нас кастрюлька и стаканчик? (Мерками).

    Графический диктант

    Цель : развитие мелкой моторики руки, формирование зрительно-двигательной координации.

    Материалы : рабочий лист.

    Педагог выдает детям рабочие листы и просит поставить карандаш на точку.

    Педагог диктует:

    Одну клетку вправо. Две клетки вверх. Одну клетку вправо. Две клетки вниз. Одну клетку вправо. Две клетки вверх. Одну клетку вправо. Две клетки вниз. Одну клетку вправо. Две клетки вверх.

    Продолжите узор самостоятельно.

    Математика. Решение задач. Яблоки

    Цель : развитие операций мышления.

    Материал : рабочий лист.

    Составьте и решите задачу. Запишите решение.

    Формирование знаний об окружающем мире. Мебель

    Цель : формирование умственных действий обобщения, классификации, анализа-синтеза.

    Скажите одним словом:

  • Стол, за которым обедают, называется...
  • Стол для газет и журналов называется...
  • Стол, за которым пишут, называется...
  • Шкаф для одежды называется...
  • Стол для компьютера называется...
  • Полка для книг называется...
  • Шкаф для книг называется...
  • Скажи наоборот:

  • Шкаф высокий, а тумбочка...
  • Шкаф большой, а полка...
  • Диван мягкий, а табурет...
  • Кресло мягкое, а стол...
  • Математика. Примеры

    Цель : формирование умения решать примеры.

    Материал : рабочий лист.

    Педагог обращает внимание на следующее задание в рабочем листе.

    Решите примеры.

    Игра с мячом "Ориентировка в пространстве"

    Цель : формирование ориентировки в пространстве.

    Я буду бросать мяч и называть предметы, находящиеся в этой комнате. А ты должен использовать в своем ответе слова "слева", "справа", "впереди", "позади".

    Например, "стол где?" (впереди меня).

    Развитие памяти. Кто сидит на лесенке?

    Цель : отработка понятий "выше, ниже", "между", "над", "под", порядковый счет в пределах пяти, развитие памяти.

    Материалы : раздаточные листы 1 и 2, карточки с изученными цифрами, фломастер или пластилин (5 шариков разных цветов каждому малышу).

    Дети получают 1-й раздаточный лист.

    - Перечислите всех, кто сидит на лестнице. (Мальчик, девочка, кошка, собака, петушок).
    - Сколько всего друзей сидит на лестнице? (Пять).
    - Покажите карточку с этой цифрой. (Поднимают карточку "5").
    - Кто сидит на первой, нижней ступеньке? (Девочка).
    - Кто сидит на верхней ступеньке? (Петушок).
    - Какая верхняя ступенька по счету? (Пятая).
    - Кто сидит на третьей ступеньке? (Собака).
    - На какой ступеньке сидит кошка? (На второй).
    - Покажите карточку с этим номером. (Два).
    - Кто сидит между девочкой и собакой? (Кошка).
    - Кто сидит между петушком и кошкой? (Мальчик и собака).
    - Кто летает над лестницей? (Три стрекозы).
    - Каких стрекоз больше: синих или зеленых? (Зеленых стрекоз больше, чем синих, два больше, чем один).
    - Что растет под лестницей? (Одуванчики).
    - Поднимите карточку с цифрой, равной числу одуванчиков. (Поднимают "5").
    - А теперь еще раз внимательно посмотрите на лист и запомните, кто на какой ступеньке сидит. Готово? Сдайте мне свои листы.

    Вместо них дети получают 2-й раздаточный лист.

    - Возьмите фломастер и соедините линиями мальчика, девочку и всю их компанию с теми ступеньками, на которых они сидели.
    (Можно эту работу сделать и с помощью пластилина. Для этого дети получают 5 небольших кусочков пластилина разных цветов. Берется первый кусочек, например, красного цвета.
    - Разделите кусочек пластилина пополам, скатайте из него два шарика. Первый шарик прикрепите к девочке, а второй шарик - к ступеньке, на которой она сидела.
    - Теперь возьмите пластилин синего цвета, разделите его на две части, скатайте два синих шарика. Один шарик прикрепите к мальчику, а второй – к ступеньке, на которой он сидел.
    - Возьмите зеленый пластилин. (Работа по аналогии).

    Когда дети определили всех персонажей на определенные ступени, взрослый выдает им 1-й лист, и дети себя проверяют.

    Подготовка руки к письму. Петельки

    Цель : развитие графо-моторных функций.

    Материал : рабочий лист.

    Обведите петельки.

    Педагог задает домашнее задание детям.

    Анна Иноземцева
    Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с буквами «Ь» и «Ъ» знак»

    Цель : познакомить с буквами «Ь» и «Ъ» знак . Объяснить значение букв в словах . Упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков. Упражнять в звуковом анализе слов.

    Ход занятия:

    Ребята, посмотрите на доску и скажите, с какими буквами мы сегодня с вами познакомимся ?

    Да ребята, сегодня мы с вами познакомимся с буквами , которые не обозначают звуков, и поупражняемся в нахождении этих букв в словах и тексте .

    А теперь послушайте меня [а][т][т][л][л][ы] что я сейчас произнесла? (звуки)

    Скажите пожалуйста, можно увидеть звуки речи? (нет, звуки мы только слышим и произносим) .

    А что тогда можно увидеть и написать? (буквы ) .

    Сейчас я буду показывать буквы , а вы должны назвать звуки, которые эти буквы обозначают (демонстрация букв ) .

    А теперь мы с вами проведём упражнение «Буква - звук » . Работать вы будите парами, каждая пара выходит к доске, один из пары показывает любую букву , а другой должен назвать звук, который обозначает указанная буква , затем меняемся.

    Сегодня мы с вами познакомимся с последними двумя буквами нашего алфавита . Это буквы необычные . Я раскрою вам их секрет. Давайте вспомним, что такое буква ? (Буква – это значок , который замещает какой то звук, представляет его нам). Буквы , с которыми мы сегодня с вами познакомимся , тоже значки, но особые. Они не обозначают звуков.

    Физминутка (встаём в круг)

    Бедный мишка заболел

    Мишка много мёду съел (идут по кругу)

    Мишка плачет и кричит :

    «У меня живот болит!» (поворачивание туловища влево, вправо)

    Мишка стонет, слёзы льёт

    У него болит живот. (наклон туловища вправо, влево)

    Непослушный, жадный мишка

    Съел лесной малины лишко. (дети грозыт пальчиком)

    (На доске Ь) Дети посмотрите на доску, какая это буква ? Это мягкий знак , он указывает, что буква перед ним произноситься мягко. Давайте прочитаем слова, которые на доске : ел, кон, бан-ка. А если мы в эти слова добавим мягкий знак , то получим совсем другое слово. Давайте посмотрим, какие слова получатся : ель, конь, банька.

    Если мягкий знак встаёт между согласной и гласной, то он покажет, что эти звуки не сливаются. Давайте опять обратимся к доске, прочтём слова : семя – семья, братя – братья, лют – льют, пют – пьют.

    Дождик льётся, вьюга вьётся.

    Как им это удаётся?

    Это знак старается ,

    Мягким называется.

    Обратите внимание на доску, здесь написаны слова (день – тень, прочь – ночь, спать – опять, звенеть - сеть) . Я сейчас буду читать стихотворение, а вы должны договорить его, выбрав слово на доске.

    Вот уходит (день)

    Наступает (тень)

    Свет уходит… (прочь)

    Наступает… (ночь)

    Все зверята (спать)

    Будет день (опять)

    Будет всё… (звенеть)

    Золотая… (сеть) .

    (На доске Ъ) Дети какая это буква ? Это буква твёрдый знак , стоит только в середине слова и показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Твёрдый знак в силу своего характера разделяет их.

    Прочитайте слова : съем – съел – объел, съезд – въезд – подъезд, спать, спеть, играть, отъезд, объезд, подъём.

    Мягкий знак и твёрдый знак

    Разговаривали так :

    Сколько я пирожных съел?

    Мягкий знак ответил :

    Ну вот ребята мы и закончили знакомиться с последними буквами нашего алфавита . Теперь когда будите встречать эти буквы в тексте , вы будите знать для чего они там стоят.

    С какими буквами мы сегодня познакомились ?

    Что указывает мягкий знак ?

    Что мы узнали о твёрдом знаке ?

    тема: Буква мягкий знак

    Цель: познакомить с буквой «Ь»

    Задачи:

    Коррекционно-обучающие:

    учить обозначать мягкость согласных на письме с помощью буквы ь

    формировать умение объяснять орфограмму

    Коррекционно – развивающие:

    развивать фонематическое восприятие и слух,

    развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

    Коррекционно – воспитательные:

    воспитывать умение взаимодействовать друг с другом,

    воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

    Оборудование: фланелеграф, касса букв, сигнальные карточки «светофор», схема для звукового анализа слова, фишки (гласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук), тетради, карандаши

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Старшая подгруппа

    тема: Буква мягкий знак

    цель: познакомить с буквой «Ь»

    задачи:

    Коррекционно-обучающие:

    учить обозначать мягкость согласных на письме с помощью буквы ь

    формировать умение объяснять орфограмму

    Коррекционно – развивающие:

    развивать фонематическое восприятие и слух,

    развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

    Коррекционно – воспитательные:

    воспитывать умение взаимодействовать друг с другом,

    воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

    Оборудование: фланелеграф, касса букв, сигнальные карточки «светофор», схема для звукового анализа слова, фишки (гласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук), тетради, карандаши

    Ход занятия:

    1. Организационный момент

    садится тот, кто назовет слово со звуком [Ч"]

    1. Повторение пройденного материала:

    Что вы знаете о звуках родного языка? (Звуки бывают гласные и согласные.)

    Что вы знаете о гласных звуках? (гласные звуки бывают первого и второго ряда).

    Что вы знаете о согласных звуках? (Согласные звуки бывают звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими).

    Когда согласные звуки звучат в словах мягко? (Перед гласными второго ряда).

    Какие согласные звуки бывают только твёрдыми? Только мягкими?

    Дидактическое упражнение «Кто больше назовёт слов?» - прослушать и повторить за логопедом слова: уголь, пыль, пень, конь, букварь, карась, кровать, тополь, окунь, огонь, зверь, олень.

    3 . Знакомство с новым материалом.

    1. - Как звучал последний согласный звук во всех этих словах? (Мягко).

    А почему он звучал мягко?

    2 . Звуковой анализ слова угол.

    Назовите 1й звук, какой он?

    Какой звук 2, 3?

    Сколько всего звуков в слове?

    Замените в схеме слова последний твёрдый звук Л на мягкий. (меняем синий квадратик на зелёный).

    Как теперь звучит слово? Произнесите его!

    УГОЛЬ.

    Давайте обозначим буквами слова УГОЛ и УГОЛЬ.

    Какую нужно добавить букву, чтобы уголь превратился в уголь? (Мягкий знак).

    Есть такая буква – помощница, которую пишут после согласных букв, если согласный звук в слове произносится мягко. Это буква – мягкий знак.

    Мягкий знак – хитрый знак,

    Не назвать его никак.

    Он не произносится,

    Но в слово часто просится.

    Почему у дома угол

    Превратился сразу в уголь ?

    Без пожара, просто так?

    Это буква мягкий знак.

    4.Развитие фонематического слуха и восприятия. Речевая зарядка .

    Аль-оль-уль-иль ать-оть-уть-ить авь-овь-увь-ивь

    Ась-ось-усь-ись арь-орь-урь-ирь Ань-онь-унь-инь

    Ять-ять-ять – мы пошли гулять

    Онь-онь-онь – на лугу пасётся конь

    Ень-ень-ень – в саду растёт сирень

    5. Дидактическая игра «Светофор».

    Логопед произносит слова, дети должны поднять зелёный сигнал, если услышат, что последний звук в слове мягкий: стул, уголь, диван, конь, дом, сирень, комар, карась, окунь, знак, тополь, насос, пузырь, подсолнух, букварь.

    6. Физминутка. Координация речи с движением.

    Утром рано мы проснулись, потирают глаза

    Сладко, сладко потянулись. Потягиваются

    Чтобы сон ушёл, зевнули, зевают

    Головой слегка тряхнули. покачивают головой

    Разбудил нас бег на месте легко бегут на месте

    К ванне побежали вместе.

    Умывались и плескались, делают массирующие движения по лицу, шлёпают

    ладонями по телу.

    Зубы вычистить старались указательным пальцем «проводят» вдоль зубов

    Причесались аккуратно проводят рукой сверху вниз вдоль волос.

    Приоделись все опрятно делают движения руками вдоль тела сверху вниз

    Не хотим мы больше спать! грозят указательным пальцем

    Будем весело играть! Хлопают в ладоши

    7.Знакомство с буквой Ь.

    Сколько букв в слове уголь?

    Сколько звуков? Букв 5, а звуков 4.

    Буква Ь не обозначает звука, а только подсказывает, как надо читать согласный звук. Напечатаем новую букву:

    Буква Р перевернулась.

    Мягким знаком обернулась.

    8. Закрепление нового материала.

    Логопед предлагает детям послушать сказку про букву Ь.

    Жили – были в Азбуке буквы, разные – гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости и распевали свои песенки. (Чтение детьми слогов с гласными второго ряда)

    Буквы жили - не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил, она не обозначала звука.

    Что это за буква? – смеялись они.

    Вот эта буква. (Логопед показывает букву Ь.)

    Как она называется? (дети называют букву).

    Буква молчала, не умела говорить, никто с ней не дружил, жилось ей одиноко.

    Как – то раз, стали буквы составлять слова, это было их любимое занятие.

    Послушаем, что это были за слова. Но они зашифрованы загадкой:

    Без головы, а в шляпе, одна нога – и та без сапога. (гвоздь)

    Стали буквы составлять слово ГВОЗДЬ. А получается только – ГВОЗД.

    Что то у нас не так получается! – говорили буквы. Звук Д в слове мягко звучит, а у нас твёрдо. Позвали букву И встать после буквы Д.

    Что получилось? – Гвозди.

    Что же делать? Ребята, подскажите! (Надо поставить Ь.)

    Позвали буквы Ь, он с радостью согласился помочь и встал в конце слова.

    Что получилось? (Гвоздь.)

    Развеселились буквы и стали все приглашать в гости Ь.

    Буквы предлагают ребятам отгадать другие загадки и самостоятельно напечатать отгадки:

    Кто приходит, кто уходит – все её за ручку водят. (Дверь.)

    Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,

    Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось)

    Спит или купается, всё не разувается.

    День и ночь на ножках красные сапожки. (Гусь.)

    С тех пор согласные буквы часто приглашают мягкий звук в гости. И не только, чтобы смягчить последний согласный в конце слова, но и в середине слова между согласными.

    1. Самостоятельная работа в тетрадях

    Раскрасить букву мягкий знак и выполнить задания в тетраде

    Итог занятия.

    С какой новой буквой познакомились дети?

    Чем отличается новая буква от уже знакомых?

    Зачем нужна в словах буква Ь?

    Когда нам на помощь при письме приходит новая буква?

    Назовите слова с мягким звуком.


    Цели урока:

    • Формировать стремление к познанию нового, совершенствовать все виды речевой деятельности детей (умение слушать, высказывать свое мнение, читать связные тексты с выделением главной мысли в них).
    • Развивать фонематический слух, память, внимание (познавательные процессы).
    • Формировать навыки чтения слов с Ь - показателем мягкости согласных звуков; добиться осознания детьми того, что мягкий знак не обозначает звука.

    I. Организационный момент.

    Громко прозвенел звонок -
    Начинается урок.
    |Наши ушки на макушке,
    Глазки широко открыты.
    Слушаем, запоминаем,
    Ни минуты не теряем.

    II. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

    На какие две группы делятся все буквы? (гласные и согласные).

    Что вы знаете о согласных звуках?

    Почему одни из них произносятся твердо, а другие мягко?

    Когда буквы Я, Е обозначают два звука?

    Как вы думаете, почему об одних людях говорят, что у них мягкий характер, а про других, что у них твердый характер?

    Какой характер у вас?

    Про что еще можно сказать "мягкий" или "твердый", придумайте предложение.

    III. Постановка темы и цели урока.

    Над тобою, надо мною
    Пролетел мешок с водою,
    Наскочил на дальний лес -
    Прохудился и исчез (дождевая туча)

    - (На доске нарисована туча, капли в виде Ь) . Вот она, дождевая тучка, нахмурилась, расплакалась дождем.

    Оторвалась капелька от тучки и полетела вниз. Закапал дождь на землю, умыл молодую весеннюю травку, пробудившиеся от зимнего сна деревья. Одна капелька прилетела к нам в класс и села ко мне на ладошку. Какая она маленькая, нежная. Я ее не выпущу и оставлю в классе, пусть она послушает, как мы умеем читать, рассказывать (модель капли прикрепляю на доску).

    Ребята, капелька у меня одна, а вас много. Что же нам делать? Как быть? Возьмите листочки и нарисуйте капельку дождя, которую наша гостья подарила каждому (у каждого на парте листок, цветные карандаши, дети рисуют каплю) .

    На какую букву похожи капельки воды? (на Ь знак) . Сегодня на уроке мы будем говорить о Ь знаке - показателе мягкости согласных звуков.

    IV. Работа с новым материалом.

    1. Звуковой анализ слов.

    Назовите изображенные предметы (гусь, лоси, голуби, снегири, конь, медведи). Посмотрите, запомните порядок (игра "День-ночь"). Что изменилось? (провести 2-3 раза). На какие две группы разделим предметы? (птицы; звери). В каждой группе назовите лишний предмет (гусь, конь). Почему? (ед.число). Выберите, к какой схеме относится слово гусь. Слово соотносится со схемой.

    Сколько в слове слогов? Как узнали? (сколько в слове гласных, столько и слогов).

    Из чего слово состоит? (из слияния твердого согласного с гласным и мягкого согласного за слиянием).

    Составьте слово из букв разрезной азбуки (печатают в печатниках).

    Как составить это слово, чтобы было ясно, что последний звук надо произносить мягко? (поставить знак, букву, которая указывает на мягкость согласного звука).

    Вот для этого и служит буква-помощница, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.

    2. Знакомство с новой буквой.

    Буква Р перевернулась -
    Мягким знаком обернулась.
    (В.Степанов)

    Нарисуем мягкий знак
    Нежно, капелькой, вот так.
    Букву капелька смягчит,
    Слово мягко зазвучит.
    (А.Шибаев).

    Найдите, где спряталась буква (на доске рисунки) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

    3. Чтение с доски.

    4. Чтение текстов с мягким знаком (с.138 "Русской азбуки").

    Где паслись гуси? Что сделал Петя? Что ему сказали? Что значит "за себя постоять"?

    Озаглавьте рассказ ("Не дразни гусей!").

    Повторное чтение и разбор прочитанного (Задания: прочитать слова с мягким знаком; определить, мягкость каких звуков обозначена с его помощью; прочитать слова, в которых мягкость согласного обозначена по- иному).

    Дети составляют рассказ о том, как надо заботиться о птицах.

    5. Игра "Слово или не слово?".

    Дети читают написанное на доске и объясняют слово или не слово они прочитали.

    СОЛЬ РУЛ СЕМЬ ГУС НЫТЬ ТЕН
    СТУЛЬ ПЫЛЬ ДЫМ ЛИСТ ШИТЬ ЛЕН

    С объяснением "не слова" превращаются в слова.

    6. Чтение на с.136

    Как вы понимаете слово "ударили"?

    Какое еще может быть значение этого слова? (ударили морозы)

    7. Развитие внимания, интереса к родному языку.

    Мягкий знак, мягкий знак -
    Без него нельзя никак.
    Без него не написать
    Тридцать, двадцать, десять, пять.
    Вместо ШЕСТЬ получим ШЕСТ,
    Вместо ЕСТЬ получим ЕСТ.
    Станут ПЕНКАМИ ПЕНЬКИ,
    УГОЛКАМИ - УГОЛЬКИ,
    БАНЬКА в БАНКУ превратится.
    Вот что может получиться,
    Если будем забывать
    Мягкий знак в словах писать.

    8. Выводы по уроку.

    Я волшебник. Захочу -
    Появлюсь и превращу
    Мел, которым пишут в школе,
    В мель, опасную на море.
    Кто волшебник - отгадай,
    Выше руку поднимай!

    V. Итоги урока (рефлексия).

    Что нового узнали о согласных звуках? (согласная звучит мягко, если на письме после нее стоит мягкий знак).

    Какую роль в слове играет мягкий знак?